Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов

Автореферат по педагогике на тему «Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Красильников, Валерий Павлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов"

рТ* 0Л

2 7 образования Российской Федерации

Уральский государственный педагогический университет

На правах рукописи

Красильников Валерий Павлович

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР ТРАДИЦИОННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ХАНТОВ

13.00.01 — теория и история педагогики

Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук

Екатеринбург 1994

Работа выполнена в Уральском государственном педагогическом университете.

Научные руководители:

заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор

A.C. Белкин;

кандидат биологических наук, доцент

B.И. Прокопенко

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор JI.A. Семенов;

кандидат педагогических наук, доцент JI.M. Меркурьева

Ведущее учреждение — Челябинский государственный институт физической культуры

Защита диссертации состоится « У » м а ь 1994 г.

в_час. на заседании специализированного совета

К. 113.42.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете по адресу: 620040 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Уральского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан «. 12 » спевка ¿-с 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук,

доцент Г.А. Карпова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Его изучение при использовании достижений современной науки поможет воссоздать теоретические основы и практику воспитания детей, подростков и молодежи, то есть в историческом аспекте выявить общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.

В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики, в частности, традиционного физического воспитания хантыйского народа, являются важной задачей историко-педагогической науки.

Актуальность данного исследования подтверждается появлением государственного стандарта физического воспитания, частью которого является вариативный компонент, позволяющий использовать национальные и региональные особенности физической культуры.

Культуре и быту хантыйского народа посвящено значительное число исследований (Е. Айпин, 1979, 1982, 1990; А.И. Андреев, 1947; В, Бартенев, 1896; C.B. Бахрушин, 1935; А.Н. Бекетов, 1897; Ф. Белявский, 1833; О. Бушен, 1885; И.Г. Георги, 1776; К. Голодников, 1882; Н.Л. Гондатти, 1888; Б. Городков, 1913; К. Губарев, 1863; Г. Дмитриев-Садовников, 1914, 1915; К. Ельницкий, 1895; В.Ф. Зуев, 1947; Игумен Иринарх, 1909; Идее И., Бранд А., 1967; Е. Кавелин, 1931; К.Ф. Карьяллайнен, 1911; О.В. Кондратович, 1897; В.М. Ку-лемзин, Н.В. Лукина, 1977; Н.В. Лукина, 1985; Е.П. Мартынова, 1986: 1993; К.Д. Носилов, 1931; Н.И. Новикова, 1986; Г. Новицкий, 1884; П.М. Оберталлер, 1935; С.К. Патканов, 1891, 1899; П. Пекарский, 1886; А.О. Плотников, 1901; A.C. Попов, 1926; Р. Ругин, 1990; В.В. Сенкевич, И.С. Гудков, 1940; М. Скалозубов, 1906; Г.И. Слинкина, Т.С. Чучелина, 1989; М. Соколов, 1867; З.П. Соколова, 1972, 1977; А.И. Соловьев, 1987; Н.Г. Спафарий-Милеску, 1960; Г. Старцев, 1928; Д. Туровский, 1898; Финш О., Брэм А., 1882; Н.Г. Хондажевский, 1879; В.Н. Шавров, 1871; М.Б. Шатилов, 1931; С. Швецов, 1889; А. Шренк, 1885; Р.Л. Шульц, 1913; И.Н. Шухов, 1915; Д. Юрьев, 1857; А.И. Якобий, 1854).

Несмотря на многочисленность, в указанных исследованиях практически не освещен важный пласт хантыйской культуры — опыт физического воспитания. Между тем, хантыйским народом за свою многовековую историю создан и сохранен уникальный этнопедагогический потенциал в области физического воспитания, который может лечь в основу вариативного компонента государственного стандарта физической культуры для народов Севера.

Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью расширения и обогащения современной системы физического воспитания на основе национальных истоков и традиций (в том числе северных народов) и цолным отсутствием специальных этнопсдагогических исследований национальной физической культуры хантов. Обозначенное противоречие определяет актуальность проблемы изучения и обобщения опыта национальной физической культуры северного народа — хантов в целях совершенствования современной системы физического воспитания подрастающего поколения.

Среди многообразия средств традиционного физического воспитания хантов особое место занимали народные игры, состязания, которые являлись не только эффективным средством, но и универсальным методом гармоничного развития детей, подростков и молодежи.

Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования: «Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов».

Объектом исследования являются традиционные средства физического воспитания хантов: народные игры, состязания, самобытные физические упражнения, традиционные формы и приемы закаливания, а также героико-богатырский эпос.

Предметом нашего изучения являются этнопедагогические условия, обеспечивающие эффективное использование народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений традиционного физического воспитания .хантов.

Целью нашей работы является выявление этнопедагогиче-ских условий использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в процессе традиционного физического воспитания хантыйского народа.

В основу исследования положена следующая гипотеза: изучение уникальных традиций физической культуры хантов, а также этнопедагошческих условий, обеспечивающих ее эффективность в прошлом, может стать научной основой для рекон-

струкции современной системы физического воспитания как хантов, так и других народов Севера Российской Федерации.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть национальное своеобразие традиционного физического воспитания хантов.

2. Выявить народные игры, состязания, другие средства традиционного физического воспитания хантов, а также определить их место и роль в этом процессе.

3. Классифицировать народные игры, состязания, самобытные физические упражнения с учетом возрастных особенностей, традиционного образа жизни, быта, промысловой деятельности.

4. Выявить этнопедагогические условия использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в процессе воспитания.

5. Предложить' рекомендации по эффективному использованию народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в современной практике физического воспитания.

Методологической основой являются общефилософские идеи о роли народа в создании собственной духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни общества, своеобразии и самобытности культур различных народов; о народной физической культуре и физическом воспитании; психолого-педагогическая концепция о ведущей роли игры и игровой деятельности как средства развития и формирования личности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ работ выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, ученых, путешественников, содержащих сведения о традиционном физическом воспитании разных народов, преимущественно народов Севера;

— ретроспективный анализ традиций хантов, связанных с физическим воспитанием подрастающего поколения;

— сбор непосредственно полевого этнопедагогического материала методом интервьюирования и беседы со свидетелями и участниками народный игр и состязаний.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1990—1991 гг.) изучалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме традиционного физического воспитания у разных народов; народные

. традиции хантов в области воспитания; работы ученых, путешественников, содержащих сведения о традиционном физическом воспитании хантыйского народа; проводились полевые эт-нопедагогические исследования традиционных средств физического воспитания хантов.

На втором этапе (1991—1992 гг.) продолжалось дальнейшее изучение литературы, велись записи полевых, фольклорных материалов, изучались архивные источники. . На третьем этапе (1992—1994 гг.) анализировались полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику: разрабатывались методические рекомендации учителям физической культуры национальных школ, тренерам ДЮСШ по национальным видам спорта, воспитателям детских садов, нацй-: ¡ональных интернатов, школ-интернатов по использованию народных игр и состязаний в современном воспитательном процессе, завершалось литературное оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту

1. За многовековой исторический период развития хантыйский народ создал уникальную, богатую и разнообразную систему физического воспитания, этнопедагогические условия, содержание и' методы которой адекватны экстремальным условиям жизнедеятельности человека на Севере и способствуют эффективному формированию личности северянина.

2. Этнопедагогическими условиями эффективного использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в традиционном физическом воспитании хантов являются: реализация духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому; системный охват народными играми и состязаниями разнообразных сфер жизнедеятельности хантов (промыслы, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.); использование традиционной технологии организации игровой деятельности, (организация и руководство игрой старшими; постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности); применение адекватной традиционной символики и атрибутики (игрушек, инвентаря для игр, состязаний), сопровождающих проведение игр, и соблюдение тради-

, дионных ритуалов.

, 3. Использование традиционных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях в современной

жизни этого народа позволит значительно обогатить духовную культуру не только хантов, но и других народов Севера и в делом России.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

— впервые системно изучены народные традиции физического воспитания хантыйского народа;

— выявлены и систематизированы традиционные средства физического воспитания хантов;

— определены этнопедагогические условия эффективного использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в прошлом как основного средства и метода физического воспитания хантов;

— предложены рекомендации для применения народных игр в современной практике физического воспитания хантов.

Практическая значимость работы определяется тем, что данные об основных закономерностях физического развития и воспитания хантов в их взаимообусловленности с этнопедаго-гическими условиями могут быть использованы в процессе возрождения национального самосознания народов Севера при решении актуальных задач современного процесса физического воспитания, особенно детей школьного возраста.

Результаты нашего исследования могут быть использованы учителями физической культуры прежде всего в национальных интернатах и общеобразовательных школах Севера, школах-интернатах, в лицеях, тренерами ДЮСШ по национальным видам спорта, воспитателями детских садов, научными работниками и специалистами в области физической культуры и спорта, этнопедагогики, этнопсихологии и этнографии.

Достоверность научных результатов, полученных в ходе исследования, подтверждается методологической обоснованностью его исходных предпосылок, реализацией различных методов исследования, адекватных поставленным задачам, многочисленностью и разнообразием историко-литературных источников, проведением этнопедагогических полевых исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Пятых Виноградовских чтениях (Челябинск, 1991), на Седьмых Виноградовских чтениях (Екатеринбург, 1993). Основные положения были использованы при разработке научно-методических рекомендаций «Игры сургутских хантов в режиме дня школьника» (Екатеринбург, 1992), научного пособия для учителей «Традиционные средства физического воспитания

сургутских хантов» (Екатеринбург, 1993).

Структура диссертации. Диссертация состоят из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, библиографии, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, цель исследования, формулируются гипотеза и основные задачи, описываются этапы и методы исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая часть «Традиционное физическое воспитание хантов как система воспитательного процесса» посвящена рассмотрению многовековых традиций этого народа в физическом воспитании детей, подростков и взрослых. Анализируется роль и место народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в этом процессе. Выполнен историко-логический анализ развития теории народной игры.

Анализ литературы и собственных этнопедагогических исследований диссертанта позволил констатировать, что физическое воспитание у хантов имеет богатые многовековые традиции. Оно, как и у других народов Севера, всецело было подчинено необходимости выживания, а значит, в первую очередь, воспитанию у детей защищенности организма от холода, психической стойкости, развитию основных физических качеств 1( двигательных навыков, которые были бы необходимы им для быстрейшего овладения профессиональными качествами промысловика, оленевода и домашней хозяйки, а в старшем возрасте поддержанию оптимальной физической и двигательной подготовленности на долгие годы. Кроме того, этот воспитательный процесс в прошлом способствовал и военной подготовке хантов для защиты от нападения врагов.

Все эти задачи успешно решались с помощью разнообразных традиционных средств физического воспитания: естественных факторов и приемов закаливания, народных игр, самобытных физических упражнений и состязаний.

Несомненно, огромное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность хантов оказала различная трудовая деятельность (промыслы, оленеводство, собирательство, ведение домашнего хозяйства). Все виды трудовой деятельности у хантов представляли собой одновременно и серьезные физи-

ческие упражнения, а все физические упражнения, в свою очередь, имели прикладное значение.

Ханты, как и другие народы Севера, создали для молодого поколения своеобразно-специфическую школу закаливания, которая позволяла им успешно расти и развиваться физически, а в более старшем возрасте жить и работать в суровых северных условиях. Фактически закаливание детей этого народа начиналось уже в утробе матери: в эмбриональный, предродовой и родовой периоды. По хантыйским обычаям, женщины рожали в отдельном чуме или шалашике, несмотря на зимнюю стужу. Были случаи (во время перекочевок), когда им приходилось рожать прямо в пути. Часто новорожденного обтирали снегом или клали на него.

С ростом и развитием детей процесс закаливания продолжался в иных формах. Детям, которые начинали ходить, родители шили малицу из тонких оленьих шкур, которую надевали прямо на голое тело. Эта одежда была очень удобна для хантыйских детей, нисколько не стесняла их движений во время игры, но при этом родители старались в целях закаливания не укутывать детей. Дети хантов почти круглый год ходили босиком.

Положительную роль в закаливании организма детей играло и то обстоятельство, что жилища (юрты, чумы) в своем большинстве не способствовали согреванию тела, постоянно приучая организм к низким температурным режимам. Грудные дети часто лежали на небольших шкурах нагими с буквально ледяными конечностями.

Закаливание продолжалось и на последующих этапах жизни хантов, практически оно продолжалось всю жизнь. Взрослые ханты не носили шапок даже в большие морозы, спали нагими возле огня и также, как и дети, ходили босиком до глубокой осени.

Высокая степень закалки требовалась от хантов во время ведения промыслов. Охотники оборудовали на необжитых местах различные укрытия, из снега, а иногда могли ночевать и просто на снегу, настелив на него хвойные ветки, либо на земле между горящими всю ночь бревнами.

У хантов существовали свои традиционные средства и методы физической подготовки подрастающего поколения. Буквально после рождения ребенка и до 1,5 лет его развитие стимулировалось с помощью различных игрушек. Игрушки подвешивали над зыбкой; это обычно были кольца, бусы, ра-

кушки. Детей периодически вынимали из зыбок, чтобы поносить на руках, клали на живот, давали попрыгать, помогая руками. С 9—10 месяцев детей начинали учить ходьбе.

¡.По мере роста детей их начинали приучать к труду (в основном, к промыслам). Все виды труда у хантов представляли собой своеобразные комплексы физических упражнений, которые способствовали быстрейшему физическому развитию, воспитанию необходимых физических качеств и двигательных навыков, а также укреплению здоровья детей. Мальчиков с 1,5—2-летнего возраста приучали к различным операциям с ножом, которым они уже в 7—8 лет могли изготовить себе орудия охоты: лук, стрелы, капканы, ловушки и т.д.

С 4—5 лет детей начинали брать с собой в лодку для того, чтобы дети, глядя на старших, осваивали навыки управления ею. На следующем этапе обучения они уже учились управлять специально изготовленными для них маленькими лодками (длиной 2,5 м, шириной 60 см) и детскими веслами. С 7—8-летнего возраста дети начинали самостоятельно плавать, в 10-летнем возрасте мастерски управляли лодкой.

Несомненно, способствовало развитию силы, выносливости хантыйских детей и то обстоятельство, что лодку довольно часто приходилось переносить на себе, перетаскивать волоком, а во время движения против течения тащить на бечеве десятки километров по берегу.

Рыбный промысел требовал от хантов специальных двигательных навыков и физических качеств (силы, выносливости, быстроты реакции), а также умения преодолевать психическое и физическое напряжение, терпеть холод и голод. Всему этому родители начинали приучать детей очень рано. Они изготавливали небольшие неводы, удочки, езы, запоры, играя которыми, дети овладевали первоначальными навыками, а со временем переходили к самостоятельному промыслу.

Следующим традиционным промыслом хантов являлась охота. Она также требовала высокого уровня .физической и психологической подготовки: при любой погоде, в любое время суток надо было уметь ориентироваться в тайге: быстро, долго и бесшумно передвигаться, в том числе и на лыжах; знать повадки зверей и птиц, незаметно к ним подкрадываться, метко стрелять из лука, винтовки, пользоваться топором, ножом, копьем, быть выносливым к холоду и голоду.

К охотничьему промыслу, как и к рыболовству, своих детей ханты начинали приобщать буквально с грудного возраста.

Им изготавливали небольшие луки, стрелы, которыми они, постоянно играя, успешно тренировали силу рук, плечевого пояса, быстроту и выносливость в беге. В более старшем возрасте дети повышали свое профессиональное мастерство в стрельбе из лука в различных командных играх и упражнениях. Кроме того, детей обучали охоте и с помощью таких приспособлений, как ловушки, петли, слопцы и т.д.

Для успешной охоты в зимнее время необходимы были навыки передвижения на лыжах. Первые лыжи детям изготавливали родители или старшие братья. Подрастая, мальчики учились 'сами их мастерить, а готовясь к промыслам, обтягивали лыжи кожей, взятой со лба и ног оленя или лося. Детей вначале учили передвигаться по ровному месту, затем спускаться с небольших горок. В дальнейшем с помощью различных" игр они достигали такого уровня физической подготовленности, что в 9—10 лет уже самостоятельно выезжали на охотничий промысел.

Значительной физической подготовки требовало управление оленьей и собачьей упряжкой, которые широко распространены среди хантыйского населения. Искусство управлять . ими постигалось упорным трудом с самого раннего детства. Родители изготавливали детям специальные уменьшенного размера нарты, снаряжение, хорей, которые были точной копией оленьей и собачьей упряжки взрослых. Дети, играя с моделями упряжек, изучали тонкости управления этими средствами передвижения и со временем переходили к езде на настоящих упряжках.

Важное значение для оленевода имело мастерство владения арканом (тынзян — казымский диалект, нюр — сургутский диалект). Ханты с раннего возраста тренировали своих детей в метании арканов.

Вначале они метали специально укороченные и облегченные арканы на различные предметы (веточки, колышки, носки нарт и т.д.), а с возрастом сложность упражнений возрастала, и с помощью различных игр, состязаний подростки достигали виртуозного мастерства во владении этим снарядом.

В связи с постоянными перекочевками по тайге и тундре хантам приходилось много передвигаться с грузом и без него. Во время этих переходов они могли преодолевать до 36—40 километров в сутки по неровной дороге. Вместе со взрослыми все трудности этих переходов испытывали и маленькие дети, но подобный тренинг с раннего детства несомненно помогал в

дальнейшем хантам в различных промыслах, ведении домашнего хозяйства.

Народные традиции физического воспитания хантов невоз- ' можно осмыслить без попытки узнать своеобразие духовного мира, жизненную философию этого народа. В этом случае незаменимым оказывается его устное народное творчество, которое содержит богатейшие и уникальные сведения об их традиционном физическом воспитании.

Наибольший интерес для нашего исследования с точки зрения их физической культуры как части всего культурного наследия этого народа представляют героические или военные песни, богатырские сказки и предания. Из них мы узнаем, что хантыйские богатыри значительную часть времени посвящали физическим упражнениям, развивающим силу и ловкость. Их любимым занятием была охота на крупного зверя (лося, оленя). При этом богатыри упражняли силу своих рук в натягивании тугого лука, а силу ног — бегом на лыжах и достигали при этом фантастических результатов в развитии требуемых физических качеств. Так, по преданию богатырь Салхан мог ускорять свой бег до такой степени, что лопатка, привязанная к поясу, поднималась в воздух. Другие богатыри имели такую фантастическую силу, что попадая стрелой в толстые кедры, пробивали их насквозь; перепрыгивали через ремни, натянутые на высоте нескольких метров; разламывали руками высушенную бедренную кость коня; увертывались от стрел, приседая и подпрыгивая вверх.

Из хантыйских сказок мы узнаем о традиционных играх и состязаниях этого народа, о самобытной методике тренировки силы, быстроты, ловкости и выносливости у детей и подростков.

Устное народное творчество хантов давало молодому поколению ориентиры для подражания, оно несло мощный психологический заряд, который, воздействуя на психику и сознание детей, ■ вызывал у них естественную тягу к совершенствованию, стремление быть похожими на народных героев в смелости, ловкости, ни в чем не уступая им.

Представление о традиционном физическом воспитании хантов будет явно неполным, если мы не уделим внимание одному из самых эффективных его средств — народной игре.

Легенды и были донесли до нашего времени сведения о том, что в древние времена у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний (яхтта-хар), на которых

собирались потягаться силой прославленные хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и иноземные силачи — представители других народов. Богатыри состязались в силе, беге, метании ногами каменных глыб, стрельбе из лука, переламывании костей различных животных.

Можно с уверенностью сказать, что народные игры были, основным средством не только быстрейшего приобщения детей хантов к трудовой деятельности (охоте, рыбалке, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства), но и важнейшей стороной практического постижения и философского осмысления жизни, что способствовало становлению личности. Дети до 4—5 лет играли игрушками, изображавшими орудия промысловой деятельности (лодочками, нарточками, снаряжением для оленьей и собачьей упряжки и т.д.). С возрастом содержание детских игр усложнялось, возрастала и нагрузка на организм детей. В играх дети реализовывали свою творческую энергию, физические и умственные способности, удовлетворяли потребности в общении со сверстниками, познавали окружающий мир.

В подростковом возрасте игры в своем большинстве принимают характер состязаний, так как мальчики уже начинают самостоятельно охотиться, ловить рыбу, пасти оленей'.

Народные игры и состязания были популярными у старшего поколения хантов. Часто именно они были застрельщиками различных игр среди детей и подростков. Обычно они проводились во время праздников, на свадьбах, во время отдыха после промыслов.

Необходимо отметить, что очень часто во всех играх и состязаниях активное участие принимали девочки, девушки и женщины. Это в первую очередь было связано с тем, что им в условиях полукочевой и кочевой жизни часто приходилось выполнять тяжелую физическую работу, которая требовала от них соответствующего уровня физической подготовленности. Народные игры, состязания и самобытные физические упражнения помогали им в решении этих задач.

Таким образом, система традиционного физического воспитания хантов опирается на естественные условия быта, что требует целенаправленной их подготовки для охоты, рыболовства, оленеводства и ведения домашнего хозяйства. В этой связи игра, как универсальное средство, используемое в онтогенезе человека с самого раннего периода, имеет одно из ведущих значений, решая не только задачи физического воспи-

тания и развития, но и совершенствуя восприятие жизни как таковой.

Вопросы игры привлекали к себе внимание крупнейших мыслителей разных эпох (Платон, Аристотель, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Шиллер).

С конца XIX века началась наиболее интенсивная разработка теории игр. Это работы Ф. Бойтендайка, 1933; К. Гросса, 1906; Д. Колоцца, 1911; Г.В. Плеханова, 1956; Г. Спенсера, 1906; В. Харузиной, 1912.

Из современных исследователей игры можно выделить Е.А. Аркина 1935; JI.C. Выготского, 1956; Б.Д. Эльконина, 1978; А.Н. Леонтьева, 1944; И. Хейзинги, 1992.

Проблемам использования игр в воспитании детей посвящены труды Л.Б. Былеевой, 1988; Р.И. Жуковской, 1968; П.Ф. Каптерева, 1982; П.Ф. Лесгафта, 1951; A.C. Макаренко, 1949; Е.А. Покровского, 1884; Н.И. Понамарева, 1975; A.B. Серебрякова, 1987; А.П. Усовой, 1976; К.Д. Ушинского, 1990; В.Г. Яковлева, 1953. *

В" различных аспектах исследовано использование народных игр в традиционном физическом воспитании, у разных национальностей: русских (Е.А. Покровский, 1895; Б.В. Горбунов, 1990; Л.В. Былесва, В.М. Григорьев, 1985; C.B. Григорьев, 1991), чувашей (Г.Н. Волков, 1966, 1974), татар (Э.Х. Гале-ев, 1973), грузин (В.И. Элашвили, 1973), казахов (М. Тани-кеев, 1961), дагестанцев (М.А. Дибиров, ,1970), украинцев (В.А. Старков, 1991, Е.И. Сявако, 1974).

Роль и значение народных игр в традиционном физическом воспитании народов Севера рассматривались в работах Г.Ш. Абсалямова, 1962; В.Ф. Афанасьева, 1979; В.Г. Богораза, 1949; Г. Василевича, 1927; В. Леонтьева, 1960; Г.А. Менов-щикова, 1959; Л.В. Певговой и А.Г. Базанова, 1949; В.И. Прокопенко, 1990, 1992; А. Рейнсона-Правдина, 1943, 1944; Ю.А. Сем, 1988; Г.Ф. Севильгаева, , 1974; Ю.Б. Стракача, 1963.

Анализ этих работ позволил нам расширить представление об особенностях традиционных игр и состязаний народов Севера, проживающих в экстремальных климатических условиях, а также сделать вывод о том, что исследования в педагогике, этнопедагогике, психологии не раскрывают содержания, места и роли народных игр, состязаний хантов в их традиционной системе физического воспитания, а также этнопедагогических условиях их применения в прошлом и настоящем.

Во второй главе «Народные игры хантов и этнопедагогиче-ские условия их использования» дано описание содержания и педагогическое значение народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений. Представлена их классификация с учетом традиционного образа жизни, быта, промысловой деятельности и возрастных особенностей. Излагаются традиционные приемы и формы организации, проведения народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, описываются этнопедагогические условия их использования.

В результате теоретического анализа и полевых этнопедаго-гических исследований было выявлено более ста народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые мы классифицировали по ряду признаков, указанных выше. Наша классификация состоит из четырех блоков:

1 блок — Игры детей от 1,5 до 6 лет

2 блок — Игры детей от 6 до 10 лет

3 блок — Игры детей (подростков) от 10 до 14 лет

4 блок — Игры, состязания, самобытные физические упражнения молодежи и взрослых

Каждый из этих блоков подразделяется на ряд групп и подгрупп. Так, например, 1 блок. Игры детей от 1,5 до 6 лет подразделяются: 1 группа — имитационные игры (для приобретения двигательных навыков), 2 группа — подражательные игры («оленевода», «рыбака», «охотника»),

2 блок. Игры детей от 6 до 10 лет разделены на несколько групп. 1 группа — игры по видам движений: а) игры с бегом; б) игры с прыжками; в) игры с метанием; 2 группа — игры с промысловой направленностью: а) охотника; б) рыбака; в) оленевода; 3 группа — разные игры: а) игры подражательные; б) игры интеллектуальные; 4) группа — самобытные физические упражнения.

3 блок. Игры для детей (подростков) от 10 до 14 лет. Блок соответствует по своей структуре предыдущему блоку (игры для детей от б до 10 лет).

4 блок. Игры, состязания, самобытные физические упражнения. Блок имеет существенные отличия в своей структуре. Его мы подразделили на три большие группы.

1 ГРУППА — Игры молодежи и взрослых.

Эта группа имеет ряд подгрупп:

1 подгруппа — Игры по видам движений: а) игры с бегом; б) игры с прыжками; в) игры с метаниями;

2 подгруппа — Игры с промысловой направленностью: а) охотника; б) рыбака; в) оленевода;

3 подгруппа — Разные игры: а) интеллектуальные игры; б) имитационные игры для совершенствования двигательных навыков.

2 ГРУППА — Состязания молодежи и взрослых. Эта группа имеет четыре подгруппы: состязания, направленные на развитие выносливости; состязания, направленные на развитие ловкости; состязания, направленные на развитие силы, и состязания, направленные на развитие быстроты.

3 ГРУППА — Самобытные физические упражнения.

Группа состоит из пяти подгрупп: физические упражнения,

направленные на развитие выносливости: физические упражнения, направленные на развитие ловкости; физические упражнения, направленные на развитие силы; физические упражнения, направленные на развитие быстроты; физические упражнения, направленные на развитие гибкости.

Анализ содержания педагогического значения народных игр, состязания, самобытных физических упражнений, привел к выводу о том, что в возрасте от 1,5 до 6 лет они способствуют физическому и умственному развитию детей хантов, обучению их первоначальным двигательным навыкам, приучают их к труду (преимущественно к промыслам), закаляют их физически и психически. В следующем возрастном периоде (от 6 до 10 лет) с помощью народных игр и состязаний дети хантов все более успешно постигают азы промысловой деятельности, ведения домашнего хозяйства; продолжается их дальнейшее физическое и умственное развитие. В возрастном периоде от 10 до 14 лет игры, самобытные физические упражнения в своей основе носят промысловый характер, так как в этом возрасте ханты готовятся и постепенно переходят к самостоятельному ведению промыслов. И, наконец, в возрастном периоде от 14 лет и старше народные игры очень часто перерастают в состязания, которые позволяют не только поддерживать оптимальный уровень физической подготовленности, необходимый для успешного ведения промыслов (охоты, рыболовства, оленеводства), но и совершенствовать его. Высока в этот период и роль самобытных физических упражнений. Они позволяют более избирательно воздействовать на те или иные группы мышц, способствуя быстрейшему развитию необходимых физических качеств и специальных двигательных навыков.

Наши исследования показали, что народная педагогика выработала не только средства, но параллельно с этим эмпирическим путем хантами была сформирована система этнопеда-гогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения.

В современной педагогике педагогические условия характеризуются как специально создаваемая педагогами среда, обстановка, в которой возникает и развивается то или иное педа--а. гогическое явление. г -

Под этнопедагогическими условиями мы понимаем специ- • ально создаваемую среду, обстановку, свойственную тому или иному этносу, в которой происходило воспитание детей и подростков посредством народных игр, способствующую их эффективному использованию.

Результаты теоретического анализа и полевых этнопедагоги-ческих исследований позволили выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы использование народных игр в традиционном физическом воспитании хантов давало в прошлом воспитательный эффект.

Первое условие эффективного использования народных игр — реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому.

Второе условие — системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности хантов (промыслы, школа, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.).

Третье условие — использование традиционной технологии организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими; постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности).

Четвертое условие — применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр, состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.

В заключении приводятся основные выводы проведенного исследования. Их сущность отражена в следующих положениях.

1. На протяжении своей многовековой истории хантыйский народ придавал большое . значение физическому воспитанию

личности, и оно занимало одно из ведущих мест в воспитании хантов.

2. Национальное своеобразие традиционного физического воспитания хантов заключается в направленности подрастающего поколения на подготовку к промысловой деятельности, кочевому и полукочевому образу жизни, а также военным действиям в прошлом.

3. У хантыйского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения и взрослых со своими самобытными средствами, формами и приемами, в котором мы усматриваем определенную системность.

4. Основными средствами физического воспитания хантов являлись исторически сложившиеся народные игры, состязания, самобытные физические упражнения.

5. Народные игры, состязания и самобытные физические упражнения в каждом возрастном периоде развития хантов имели свою психолого-педагогическую направленность и значение.

6. Этнопедагогичсскими условиями, обеспечивающими эффективное использование народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений являются: реализация духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому; системный охват народными играми и состязаниями разнообразных сфер жизнедеятельности хантов (промыслы, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.); использование традиционной технологии организации игровой деятельности, (организация и руководство игрой старшими; постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности); применение адекватной традиционной символики и атрибутики (игрушек, инвентаря для игр, состязаний), сопровождающих проведение игр, и соблюдение традиционных ритуалов.

7. Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только хантов, но и других народов Севера и в целом России.

В рекомендациях по использованию выявленных в процессе исследования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений предлагается ряд вариантов их применения в зависимости от времени года, возраста детей, подростков, молодежи.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Традиции хантыйского народа в физическом воспитании подрастающего поколения. Пятые Виноградовские чтения: тезисы доклада. Челябинск, 1991. С. 219—223 (в соавторстве).

2. Традиционные игры сургутских хантов. Седьмые Виноградовские чтения: тезисы доклада. Екатеринбург, 1993. С. 113—115.

3. Традиционные средства физического воспитания хантов.' Седьмые Виноградовские чтения: тезисы доклада. Екатеринбург, '1993. С. 257—259.

4. Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов: Учебное пособие для учителей. Екатеринбург, 1992. 69 с. (в соавторстве).

5. Игры сургутских хантов в режиме дня школьника: Научно-методические рекомендации. Екатеринбург, 1992. 45 с. (в соавторстве).

Подписана к печати 07.02.94 Формат 60x84/16 Обьем I п.л. Заказ № 123Э Тираж 100 экз. Бесплатна

Отдел мнеяительной техники УрГПУ Екатеринбург, пр.Космонавтов, 26