автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого
- Автор научной работы
- Лукацкий, Михаил Абрамович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Тверь
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Лукацкий, Михаил Абрамович, 1999 год
Введение.
Глава 1. Философско-педагогические воззрения JI.H. Толстого
60-е - 70-е годы).
1.1. «Неизменный закон» развития образования.
1.2. «Единственный метод и критериум образования».
Глава 2. Философско-методологические основы неразделимого воспитания и образования» (1880 -1910 годы).
2.1. Человек как творец культуры.
2.2. Нравственные горизонты культуры.
2.3. Константы духовно-нравственного становления человека.
Глава 3. Контуры возвышающего человека образования.
3.1. Образование как основа развития культуры.
3.2. Образование как воплощение смысла жизни.
3.3. «В чем главная задача учителя?».
Введение диссертации по педагогике, на тему "Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого"
Актуальность темы исследования. Образование не замкнутый в себе мир. Образование всегда определяется соответствующим типом культуры и меняется вместе с изменением культуры. Но образование является также творческой сферой, задающей новые горизонты развития культуре. Взаимосвязь, взаимовлияние культуры и образования бесконечно сложный, многоаспектный диалектический процесс. Именно по этой причине решение проблемы становления образования способного влиять на духовную жизнь общества с необходимостью предполагает учет, как внутренних тенденций его изменения, так и особенностей культуры, в которой функционирует этот социальный институт.
Реалии конца XX столетия предельно отчетливо демонстрируют необходимость существенных изменений в структуре общественного бытия и появление нового типа культуры. Бесчисленные социальные потрясения, всеобщий шок от первой и второй мировых войн, кровавая правда сталинского Гулага, многочисленные революции и локальные конфликты, экологические катаклизмы, «успехи» бездушной индустриальной цивилизации и безразличного к человеку сциентизма и техницизма, прагматического утилитаризма и индивидуализма выступают сверхубедительными доказательствами кризиса современных способов организации социокультурного бытия человека. И отнюдь не случайно сотрудничества, уважения личности и ее прав, признание высших, трансцендентальных начал. «Классическая» модель образования с присущими ей установками на антропоцентризм, самоценность личности, с характерной для нее верой в безграничные возможности разума, в его способности постижения универсума и созидания гармонии в мире, культом знания, управления и дисциплины, культом специалиста не в состоянии решить этой сложнейшей проблемы.
По мнению видных теоретиков и историков культуры человечество вступило в новую фазу перехода от одного типа культуры к другому и что миссия этого перехода состоит в диалогическом контакте прошлого и будущего. Происходящий переход, считают они, предполагает возникновение открытости сознания современного человека к своему прошлому. В соответствии с этим образование, в условиях кардинальной смены своих ориентиров, принимая вызов конца XX столетия, должно выработать такую позицию, которая бы не была чревата культом абсолютного отрицания и позволяла бы найти возможность диалога с философско-педагогической традицией прошлого. При такой постановке вопроса совершенно очевидно, что новые ориентиры развития образования не могут быть сформулированы извне, они должны естественно «вырастать» из культурных традиций. Сегодня в контексте философско-мировоззренческого, методологического самоопределения образования значимость системного обращения к историческим философскопедагогическим традициям чрезвычайно возрастает.
В последние годы в вопросах осмысления путей развития отечественного образования начали происходить существенные сдвиги. Появились труды, в которых делается попытка преодолеть устаревшие методологические и идеологические установки. Былое игнорирование представителей русской религиозно-философско-педагогической мысли сменилось растущим интересом к ним.
Многочисленные публикации сочинений русских религиозных философов, отечественных мыслителей середины XIX - начала XX в.- это свидетельство желания разобраться в происходящем с помощью их наследия. Все более и более осознается в обществе необходимость восстановления исторической памяти и традиций отечественной философско-педагогической культуры. Стало понятным, что выработка гуманистических идеалов образования невозможна без фундаментального целостного анализа содержания русской философско-педагогической мысли, предлагающей весьма оригинальные подходы к решению проблемы построения возвышающего человека образования. Ведь «Подлинное оправдание традиции - в сегодняшнем дне, в его стиле поисков, в способности отделить зерна от плевел, опираясь на прошлое.очень большую роль здесь могли бы сыграть книги русских религиозных мыслителей, наиболее свободных от национальной и конфессиональной ограниченности, наиболее близких к вселенскому духу. .»\
Русская религиозно-философская, философско-педагогическая мысль середины XIX - начала XX века представляет собой уникальное явление не только российского, но и мирового порядка, поскольку отечественными мыслителями (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, С.Т.Шацкий, В.П. Вахтеров, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, И.А. Ильин, Л.И. Шестов, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, Н.А. Бердяев и др.) были созданы труды, вошедшие в золотой фонд общечеловеческих ценностей. Главная их заслуга в повороте философско-педагогической мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности, творящей мир культуры и объединяющей в своем внутреннем мире и поведении ее «всеединство».
В панораме отечественной философско-педагогической мысли Л.Н.Толстому (1828-1910 гг.) принадлежит особое место. Как гениальный писатель, публицист, создатель религиозно-философского учения, педагог-теоретик и практикующий учитель Л.Н. Толстой оказал огромное гуманистическое влияние на отечественную и зарубежную философско-педагогическую мысль. В настоящее время только начинается процесс восстановления истинного облика Л.Н. Толстого как одного из великих русских философов, педагогов. Одной из причин этого отсроченного возвращения является инерция, связанная с более чем 70-ти летней практикой осмысления наследия JI.H. Толстого через призму ленинских статей о его творчестве. Однако процесс восстановления протекает неоправданно медленно. До сих пор не переиздано его полное собрание сочинений, вышедшее тиражом 5 тысяч экземпляров и давно ставшее библиографической редкостью.
Решение философско-мировоззренческих, философскометодологических проблем, стоящих сегодня перед образованием, требует непредвзятого прочтения, всестороннего изучения трудов Л.Н. Толстого, содержащих оригинальные мировоззренческие, философско-методологические идеи построения возвышающего человека образования.
В своем творческом наследии Л.Н. Толстым были поставлены и предложены философско-педагогические решения многих образовательных проблем, которые только в конце XX века стали осознаваться как особо значимые для мира образования - уникальной сферы жизни человека, задающей горизонты развитию культуры.
В философско-педагогическом, философско-методологическом аспектах значимым для современного образования в трудах отечественного мыслителя является:
1. Рассмотрение детства как особого мира, полного загадок и непознанных явлений, как некоторой автономной области, обладающей своим ценностным миром. По сути, отечественный мыслитель предвосхитил превращение темы изучения детства как феномена культуры в самостоятельную область научного анализа. В XX столетии эта тема становится предметом исследований Р.Бенедикт, М. Мид, К. Дубуа, Дж. и Б. Уайтингов, JI. Демоза, Р.П.Рохнера, Б. Робертса и др.;
2. Рассмотрение вопроса приспособления системы образования к человеку, а не наоборот. Доказательство неэффективности образования, построенного на насильственной передаче знаний и насильственном формировании мировоззрения учащихся;
3. Развитие теории сознательного и творческого усвоения учащимися знаний на основании их интересов. Разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Приверженцами теории свободного обучения и воспитания, разработанной JI.H. Толстым, впоследствии стали такие видные отечественные педагоги как И.И.Горбунов-Посадов, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий. Теория свободного обучения и воспитания J1.H. Толстого также оказала мобильное влияние на становление зарубежных, так называемых, альтернативных «свободных школ»;
4. Разработка концепции человека как духовного существа, вносящего своей целенаправленной осмысленной деятельностью духовно-нравственное измерение в жизнь мира. Преодоление в философско-педагогических произведениях издержек антропоцентризма, столь характерного для педагогики начала и середины XX века, видящего человека венцом и центром мироздания. JI.H. Толстой еще в конце XIX столетия обосновал положение, согласно которому в мире все органично взаимосвязано и человеку необходимо осознавать самого себя равнозначной частью мира, где «все связано со всем», и где человек может обрести себя только реализовав свой духовно-нравственный потенциал;
5. Разработка теории гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Отчетливо прослеживаются идейные параллели между воззрениями отечественного мыслителя и основоположниками современной зарубежной гуманистической педагогики Дж. Дьюи, А. Маслоу, К.Роджерса и др. Л.Н.Толстой раньше Дж. Дьюи стал отстаивать свободу, независимость ребенка, самоценность его учебных и социальных интересов. Л.Н. Толстой также как и Дж. Дьюи признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей. Теоретические построения А. Маслоу и Л.Н. Толстого сближает то, что оба мыслителя в качестве главной составляющей сущности человека видели духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде», и понимали педагогический процесс как фундаментальное средство оказания помощи человеку в его открытии и реализации в жизни. Философско-педагогические позиции Л.Н. Толстого и К. Роджерса роднит и пристальное внимание к феномену самопознания человеком самого себя. Как и отечественный мыслитель, К. Роджерс ставил в прямую зависимость возможность созидания человеком своей личности от глубины постижения им своей духовно-нравственной сущности.
6. Формулирование требований к образовательному процессу, сущностью которого выступает трансляция культуры понимания, а не только трансляция некоторой суммы знаний (социокультурного опыта) от одного поколения к другому;
7. Рассмотрение образования как области межкультурного диалога, предполагающего веротерпимость, толерантность в отношениях между людьми;
8. Разработка универсалистской философско-педагогической позиции, отрицающей различные формы образовательного процесса, ориентированного на культурно-этический релятивизм и сепаратизм;
9. Рассмотрение образования как основного фактора развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни;
10. Теоретическая разработка вопроса синтеза веры и знания в образовании, ориентированном на развитие личности учащегося;
11. Рассмотрение проблем стадиальности духовно-нравственного становления и самосозидания человека, развития в нем сил добра и свободы;
12. Теоретическое рассмотрение в качестве основной регулятивной функции образования функцию приобщения людей к ценностям «истинной» жизни, к реализации универсального смысла своего бытия. Обоснование критериальной базы отбора содержания для образовательного процесса, решающего эту задачу;
13. Теоретическое рассмотрение основного содержания деятельности педагога;
14. Разработка вопросов профессиональной педагогической этики. Актуальность диссертационного исследования обуславливается несколькими причинами: во-первых, малой изученностью темы: «Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толстого»; во-вторых, мировоззрение отечественного мыслителя и его взгляды на образование формировались в период, по некоторым характеристикам очень близкий к переживаемым сегодня переменам. Выход из захватившего мир процесса дегуманизации J1.H. Толстой видел в разработке вопросов этики, осмыслении назначения человека, построении образования, обращенного к духовно-нравственным проблемам. И поэтому поиск философом выхода из кризисного состояния общества, человека и культуры не только интересен, но и чрезвычайно плодотворен для решения значимых проблем современности; в-третьих, актуальность исследования обусловлена необходимостью восстановления полной картины истории отечественной педагогики, философии и истинного облика JI.H. Толстого как одного из великих русских философов, педагогов.
Степень разработанности проблемы, В отечественной и западной литературе творчеству JI.H. Толстого посвящено значительное количество работ. Однако тема «Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толстого» остается практически малоизученной.
Несомненный интерес представляют толстоведческие работы русских религиозных философов, теоретиков русского символизма, позитивизма -Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, И.А. Ильина, К.Н.Леонтьева, В.В. Розанова, Н.Ф. Федорова, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, В.В. Зеньковского, А. Белого, Вяч. Иванова, Н.К.Михайловского и др. Шкала их оценок распределялась от восхищения глубиной, искренностью и мощью духовных исканий Л.Н. Толстого до полного их отвержения. В фокусе их внимания религиозно-нравственные, антропологические, социально-философские построения отечественного мыслителя.
Исследователи педагогического наследия Л.Н. Толстого: В.А.Вейкшан, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Н.К. Гончаров, Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, В.Н. Петров, В.В. Смирнов, В.Я.Струминский, П.Н.Шимбирев, А.Г. Фомин, Н.В. Тулупов, О.Е.Сыркина, Б.Л. Степанец, Л.Синицкий, Л.П. Серебренников, Ю.Сальников, К.Д. Радина, Т.Н.Мальковская, З.И. Равкин, С.Ф. Егоров, А.К. Петров, С.Н. Дурылин,
Н.В. Кудрявая, Н.К. Коноплев и др. в своих трудах делали акцент преимущественно на народном характере и демократическом пафосе, историко-педагогическом анализе его творчества.
В литературе советского периода, посвященной критическому осмыслению наследия Л.Н. Толстого, можно выделить много интересных работ. Наиболее значительными являются исследования В.Ф. Асмуса, И.В.Чуприной, В.И. Толстых, Д.М. Угриновича, Н.Ф. Уткиной. Эти авторы дают общую характеристику религиозно-философскому учению Л.Н.Толстого, выявляют его исторические и идейные корни, анализируют специфику концептуальных построений. Общим для этих исследований является подход, утверждающий производность всех религиозно-нравственных воззрений мыслителя от нравственных. В свете этой установки и были проинтерпретированы философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого.
В исследованиях западных философов Р. Перрета, Ф. Филлиппа, В.Кауфмана, Р. Нибура и др. Л.Н. Толстой предстает или теологом, или религиозным экзистенциалистом, или идеологом протестантизма, не принимающим современной ему цивилизации, отчуждающей человека от его духовной сущности. Работы этих исследователей позволяют глубже понять, предложенное отечественным мыслителем в философско-педагогических трудах, решение проблемы взаимоотношений образования и государства, политики, культуры.
При всем разбросе оценок творчества русского философа, педагога, очевидным для всех исследователей является то, что основа мировоззрения J1.H. Толстого - это глубокая вера в конечное торжество общечеловеческого идеала1. Вместе с тем анализ толстоведческих работ демонстрирует, что изучению темы «Философско-методологические основы педагогики Л.Н.Толстого», без детального рассмотрения которой теряется пафос его работ, ускользает их идейно-смысловая направленность, не было уделено достаточно внимания.
Вопросы духовно-нравственного становления человека, роли и места образования в жизни людей постоянно находились в центре внимания Л.Н.Толстого. Философское постижение мира образования на разных этапах творчества отечественного мыслителя отличалось своеобразием и касалось различных сторон этого сложнейшего явления. Внешние условия, ход мыслительной, художественной и практической педагогической деятельности Л.Н. Толстого, органично сопрягаясь и своеобразно сочетаясь в разные периоды его жизни, направляли внимание яснополянского мыслителя и делали предметом рассмотрения различные аспекты феномена
1 «Лев Толстой, - писал Вяч. Иванов, - всем началам и ценностям той культуры, которую мы усваивали и насаждали, долго не умея обличить их относительность, пока эту относительность не провозгласила сама культура, - противопоставил, лицом к лицу, как голову Горгоны, требование ценности безусловной и понятие начала абсолютного. Закону жизни, обусловленной необходимостью, противоположил он закон свободно самоопределяющейся внутренней личности, обретающей себя единственно чрез преодоление подчиненной закону жизни личности внешней.Эта проповедь была сократическою универсальною проверкой всех утвержденных законом жизни и корыстью его основоположений, всех утешений и самоубаюкиваний дешево и лицемерно успокоившегося духа.» (Иванов Вяч, Родное и вселенское. - M.,J994. - С.338.). образования и педагогической науки.
Эволюция философско-педагогических воззрений Л.Н. Толстого отчетливо прослеживается хронологически. Во временном аспекте она практически совпадает с тремя этапами педагогической деятельности мыслителя.
Первый этап охватывает период с 1859-го по 1862 год. В это время Л.Н. Толстой предпринимает поездки за границу с целью ознакомления с зарубежной теорией и практикой обучения и воспитания, занимается Яснополянской школой, издает журнал «Ясная поляна», в котором подвергает критике официальную школу, пропагандирует теорию «свободного воспитания».
Второй этап - это первая половина 70-х годов XIX в., в течение которого Л.Н. Толстой составляет и издает «Азбуку», книги для чтения и «Арифметику», занимается вновь школой, уделяет повышенное внимание беседам с учителями, принимает участие в работе Московского Комитета Грамотности. Этот период заканчивается написанием статьи «О народном образовании» (1874 г.), помещенной в «Отечественных записках», и изданием «Новой Азбуки» в 1875 году. Конец 70-х годов - время радикального мировоззренческого переворота для отечественного мыслителя. Духовный кризис, пережитый Л.Н.Толстым и детально им описанный в «Исповеди»1, заканчивается разрывом с прежним
1 «Жизнь моя, - отмечает Л.Н. Толстой в «Исповеди», - остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но миропониманием, разработкой самобытного религиозно-нравственного учения.
Третий период относится к 1880-1910 годам. Философско-педагогические воззрения JI.H. Толстого этого периода выстраиваются на религиозно-нравственном фундаменте его учения. На этом этапе главной основой обучения и воспитания отечественным мыслителем видится приобщение учащихся к реализации в своей жизни единого для всех людей универсального смысла человеческого бытия.
Объектом данного диссертационного исследования является религиозно-философское, педагогическое, литературное, публицистическое наследие JI.H. Толстого, предметом - философско-методологические основания его педагогики.
Гипотеза диссертации основывается на предположении о том, что философско-педагогическое, историко-педагогическое, историко-философское, культурологическое изучение трудов JI.H. Толстого позволит: 1) выявить философско-методологические основания его педагогики, 2) жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным: Если я желал чего, то я вперед знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет.Душевное состояние это выражалось для меня так: жизнь моя есть какая-то кем-то сыгранная надо мной глупая и злая шутка». Занятия в Яснополянской школе перестают казаться JI.H. Толстому делом чрезвычайной важности, так как он приходит к выводу, что не может «ничему учить такому, что нужно», потому что сам не знает, «что нужно», «.так смутно, - пишет мыслитель, - проявлялась моя деятельность в школе, так противно мне стало мое влияние в журнале («Ясная Поляна» - МЛ.), состоявшее все в одном и том же - в желании учить всех и скрыть то, что я не знаю, чему учить, что я заболел более духовно, чем физически, бросил все и поехал в степь к башкирам - дышать воздухом, пить кумыс и жить животной жизнью» (ТолстойЛ.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. -M.;JT., 1928-1958. - Т.23. - С.9-13.). реконструировать систему взглядов отечественного мыслителя на образование, его сущность, роль и место в культурной жизни человека, 3) продемонстрировать актуальность звучания теоретических построений выдающегося философа, педагога для современной педагогической науки.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является историко-педагогический, историко-философский, методологический анализ процессов становления и развития педагогических воззрений Л.Н. Толстого. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: рассмотреть идейные истоки философско-методологических воззрений Л.Н. Толстого на педагогику, выявить и охарактеризовать основные этапы эволюции его философско-методологических взглядов на образование; выявить и проанализировать теоретико-методологические основы его педагогических воззрений; осуществить реконструкцию философско-методологических оснований педагогики Л.Н. Толстого как целостного явления; раскрыть содержание философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого через анализ его основных философско-педагогических, культурфилософских категорий и идей; проанализировать философско-методологические основания педагогики Л.Н. Толстого во взаимосвязи всех ее компонентов (в онтологическом, аксиологическом, антропологическом, педагогическом аспектах); ❖ рассмотреть философско-методологические взгляды Л.Н. Толстого на образование как на движущую силу развития культуры; проанализировать идеалы «возвышающей человека педагогики» Л.Н.Толстого и обосновать их актуальность в ситуации философско-методологического кризиса современного образования.
Источниками написания данной диссертации послужили философские, педагогические, публицистические труды Л.Н. Толстого, созданные им в разное время, основополагающие для понимания философско-методологических воззрений мыслителя на педагогику, его взглядов на философию образования и являющиеся важнейшими вехами в его творческой эволюции.
Помимо этого, к источниковой базе должны быть причислены работы предшественников и современников Л.Н. Толстого, вне контекста которых было бы невозможно понять во всей полноте воззрения мыслителя на философию образования - труды Я.А. Коменского, И. Канта, Г.В.Ф.Гегеля, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Ф.В.А. Фребеля, И.Ф.Гербарта, Ф.А.В. Дистервега, Г. Спенсера, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, А.И. Герцена, B.C. Соловьева, П.Ф.Каптерева, В.П. Вахтерова, В.В. Розанова, Е.Н.Трубецкого, С.Н.Трубецкого, И.А. Ильина, Л.И. Шестова, Н.О.Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и др.
Теоретико-методологические основы исследования. Выбор методологических основ исследования определяется поисковой направленностью работы, характером цели и спецификой задач, решаемых на каждом из этапов осуществления исследования, необходимостью использования широкого арсенала средств теоретического изучения философского, педагогического, публицистического наследия Л.Н.Толстого.
В диссертации применено сочетание портретно-биографического и проблемно-тематического изложения материала, которые позволяют проследить эволюцию философско-методологических воззрений мыслителя на педагогику. В работе также используется сравнительно-исторический метод для выявления идейных источников философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого.
В процессе исследования находят применение методы историко-философского, культурологического, историко-педагогического анализа, позволяющие деконструировать базовые философско-методологические положения педагогики Л.Н. Толстого, а также осуществить встречное реконструктивное движение к выявлению лежащей в их основании позитивной проблематики.
Методологическую базу исследования составляют философские, педагогические труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные наследию русского мыслителя.
Научная новизна исследования выражается в следующем. В работе впервые в научной отечественной философско-педагогической литературе: выявлены идейно-теоретические и исторические источники философско-методологичских воззрений Л.Н. Толстого на педагогику; философско-методологические взгляды мыслителя на образование раскрыты в контексте его мировоззренческой эволюции и во взаимосвязи с отечественной и зарубежной философско-педагогической мыслью; ♦> реконструирована содержащаяся в творчестве отечественного мыслителя концепция взаимосвязи философии и педагогики, элементы которой рассмотрены в их диалектических взаимосвязях; исследованы онтологические, антропологические, аксиологические, культурологические, методологические основания педагогики Л.Н.Толстого; проанализированы социально-этические аспекты философии педагогики мыслителя; выявлен актуальный для развития современного образования творческий потенциал философско-педагогических воззрений Л.Н.Толстого.
Научно-практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинаров по проблемам историко-педагогического, историкофилософского, методологического содержания, актуальным вопросам развития современного отечественного образования.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке концепций, программ, проектов модернизации, обновления и развития отечественного образования.
Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертации определяется тем, что ее принципиальные положения соответствуют требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, философско-методологического, историко-философского, культурологического анализа. Теоретические результаты и выводы исследования получены методами, адекватными его цели и задачам. Они подтверждаются анализом, систематизацией и обобщением теоретического материала, заключенного в широком круге разнообразных источников по избранной проблеме.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Динамика становления философско-методологических воззрений Л.Н.Толстого на педагогику характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга этапов.
2. Философско-методологические воззрения Л.Н. Толстого на педагогику при всей своей изменчивости на разных этапах его творчества имеют один смысловой центр: обращенность к духовно-нравственным вопросам становления человека.
3. Разработка вопросов построения возвышающего человека образования базируется у JI.H. Толстого на фундаменте его воззрений на образование как основу развития культуры.
4. Теоретическое осмысление JI.H. Толстым феномена образования неразрывно связано с его пониманием: а) человека как творца культуры; б) стадиальности (этапности) движения человека к духовно-нравственным высотам; в) смысла человеческой жизни, состоящего в реализации единого для всех людей неизменного высшего духовного закона, начертанного в их душах.
5. Концепции ненасильственного образования, образования как области межкультурного диалога русского мыслителя органично связаны с его пониманием сущности непротивления как гармонизирующего начала человеческой жизни.
6. Воззрения JI.H. Толстого на образование как синтез веры и знания проистекают из религиозно-философских установок его мировоззрения.
7. Концепция деятельности учителя, разработка вопросов профессиональной этики педагога выстраиваются у JI.H. Толстого на системе его взглядов на сущность человеческого взаимодействия.
8. Воззрения Л.Н. Толстого на образование имеют сегодня актуальное звучание и могут быть использованы при разработке концепций обновления и развития отечественного образования.
Апробация научных результатов. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, докладах, тезисах. Диссертантом опубликовано по теме исследования более 30 работ общим объемом 40 печатных листов.
Автор диссертации принял участие в 3 международных, 3 всероссийских, 8 региональных научно-практических конференциях, на которых результаты исследований докладывались и получили одобрение.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
Таким образом, проведенный в работе анализ философско-педагогических воззрений Л.Н. Толстого, позволяет сделать следующие выводы:
1. Взгляды отечественного мыслителя на образование динамично развивались. Однако, при всей своей изменчивости на разных этапах творчества русского философа, педагога они имели один смысловой центр: обращенность к духовно-нравственным вопросам становления человека. В 60-е - 70-е годы в центре внимания Л.Н. Толстого находится проблема развития образования. «Неизменный закон» развития образования состоит, по мнению мыслителя, в непрерывном приращении социально значимого культурного опыта и его ненасильственном транслировании от поколения к поколению. Максимальная эффективность этого процесса достигается, считает яснополянский педагог, в случае «совпадения деятельности» обучающегося и обучающего. И поэтому необходимо, говорит Л.Н.Толстой, в целях^повышения продуктивности образовательного процесса детально и всесторонне изучить как специфику деятельности учащегося, так и специфику деятельности педагога, а также изучить закономерности их совпадения. Такая постановка вопроса означает, во-первых, признание самостоятельными, обладающими некоторой автономией, а значит и имманентными особенностями, сферы образовательной деятельности обучающихся, и обучающих. Во-вторых, это означает, что совпадение этих разнокачественных и в достаточной степени автономных деятельностей следует рассматривать как проблему. Основным средством педагогики в познании закономерностей гармоничного взаимодействия ученика и учителя, согласно воззрениям отечественного мыслителя, должен быть «не метафизический метод, а метод выводов и наблюдений». При этом следует учитывать, по его мнению, то, что трансляция социокульурного опыта происходит в большей части случаев не под сознательным контролем и вниманием одного человека за другим, а бессознательным для обоих образом. Из этого следует, что педагогика должна изучать также широкий круг явлений, оказывающих развивающее (далеко не всегда позитивное) влияние на обучающегося. Включение рассмотрения вопросов развития человека под «бессознательным влиянием людей и всего окружения» в число задач изучаемых педагогикой, позволит, по мысли Л.Н. Толстого, этой науке в конечном итоге решить проблему обоснования единства всего многообразия образовательных воздействий. Ответ на вопрос: каким должно быть образование?, может быть получен, по утверждению яснополянского мыслителя, только тогда когда есть ответ на вопрос, что составляет благо для людей. Ставя в прямую зависимость формирование содержания образования от выверенного этического критерия, Л.Н. Толстой демонстрирует неудовлетворительность существовавших в то время моделей образования, построенных на основании религиозных, философских, исторических и опытных ответов на вопросы о сущности и содержании понятий добра и зла. Отсутствие строго доказательных ответов на вопрос, каким надлежит быть образованию в соответствии с единым для всех этическим критерием, считает Л.Н. Толстой, должно приводить к пониманию невозможности, бесполезности и даже вредности для педагогики того времени формулирования ее конечных философских целей. Решительно выступая против прогрессистского воззрения на образование, согласно которому оно неуклонно от поколения к поколению совершенствуется, и констатируя отсутствие единого этического критериального основания оценки существа образования, отечественный мыслитель настаивает на том, что современная ему педагогика должна сосредоточиться на разработке своего понятийного аппарата и на изучении закономерностей «воздействия одних людей на других». Проблема разработки понятийного аппарата педагогики с учетом антропологических, психологических и этических представлений о сущности человека, поставленная Л.Н. Толстым, на сегодняшний день отнюдь не потеряла своей значимости.
2. В понимании Л.Н. Толстого (60-е - 70-е годы) образование являет собой обширнейшую совокупность всех тех влияний, которые развивают человека. Воспитание же, в отсутствие единого этического критерия, есть не что иное, по мысли яснополянского педагога, как воздействие одного человека на другого с целью заставить его усвоить определенные нравственные представления. И поэтому, считает мыслитель, такое воспитание есть не что иное, как насильственное образование. Потребность образования лежит к каждом человеке, говорит Л.Н. Толстой, но воспитательное насилие отвращает людей от него. Сопротивление людей такому образованию носит совершенно справедливый, на взгляд мыслителя, характер. Для того чтобы образование было продуктивным, необходимо, чтобы оно было не принудительным, чтобы отношения между учителями и учениками были бы естественными, а не искусственными. Из этого следует, что мерилом всех практических педагогических методов должна стать естественность во взаимоотношениях между обучающими и обучающимися. Образование должно исходить из жизни, настаивает Л.Н.Толстой. Но это отнюдь не означает, что в школу должны быть перенесены «жизненные приемы» познания. Педагогика должна наработать свои методы, позволяющие эффективно классифицировать те «наблюдения, которые произвела жизнь». Так как наука есть только «сознание жизни», то аксиомой для педагогики не может не являться, по мнению яснополянского мыслителя, то, что «главное средство» для приобретения знаний (т.е. классифицированных наблюдений, приобретенных жизнью) есть непосредственное отношение к явлениям, требующее полной свободы. Только в том случае, утверждает Л.Н. Толстой, когда отношения учащихся к приобретению знаний, к учителю, к книге будут также свободны, как отношения к жизненным явлениям, образование сможет реализовывать свою развивающую миссию. Л.Н. Толстой полностью разделяя мысль о значимости философского, психологического постижения сущности человека и его учете в построении обоснованного образовательного процесса, подчеркивал, что антропологическое знание современной ему науки недостаточно для того, чтобы на нем выстраивать здание «такого важного.дела как народное образование». Не должно ведь то, то, что окончательно не ясно служить основанием для принятия ответственного решения. Степень свободы реального образовательного процесса не может определяться, считает яснополянский педагог, абстрактным правилом. Только опыт может подсказать, какой метод, прием требует меньше принуждения, меньше стесняет свободу ученика. Сегодня логика развития современной культуры приводит к пониманию ненасилия как важнейшего условия выживания и прогресса общества. Критерий ненасилия становится одним из существенных показателей нравственного развития человечества. В свете этих реалий самобытная концепция Л.Н. Толстого ненасильственной трансляции культуры в образовательном процессе приобретает особо актуальное звучание.
3. Философско-педагогические, культурфилософские воззрения отечественного мыслителя в конце 80-х годов претерпели значительные изменения. Эволюция философско-педагогических, культурфилософских исканий Л.Н. Толстого была вызвана смещением акцентов в изучении мыслителем процессов духовного становления личности. Однако одной теме Л.Н. Толстой оставался верен на протяжении всей своей жизни. Единение людей в истине и любви объявлялось мыслителем высшей культурной и нравственной ценностью. Находясь в центре философско-педагогических, культурфилософских исканий мыслителя, благо единения рассматривалось Л.Н. Толстым в разные периоды его творчества с различных мировоззренческих позиций. Так, если в период до своего духовного кризиса (80-е годы) яснополянский педагог причину оскудения «человеческих сердечных чувств» видел в цивилизации, то после него, придя к вере, он выстраивал концепцию образования и культуры на религиозно-нравственных основаниях своего учения. Характерной чертой этого этапа творчества мыслителя является органическая сопряженность идей Запада и Востока, межкультурная диалогическая направленность его религиозной философии. Синтезируя христианские идеи и некоторые традиционные подходы восточных религий, Л.Н. Толстой утверждал, что так как истинные нравственные ценности носят общечеловеческий характер, то строить здание образования, культуры, гармонического мира можно только на этом духовном фундаменте. Производным от этой экуменической позиции мыслителя является полное отвержение им системы секулярного образования и культуры. Руководствуясь основным положением своей религиозно-нравственной концепции о первичности духовности в человеке, все подчиняя идеям Любви и Добра, мыслитель вскрыл одну из главных проблем современного ему образования и культуры - распад их на ряд независимых, обособленных друг от друга сфер. Эта тема, поднятая отечественным мыслителем, звучит особенно актуально и злободневно на рубеже 3-его тысячелетия, когда стала очевидной проблема построения единого образовательного, культурного пространства. 4. Сущность человека, его место в божественном универсуме -центральная проблема философско-педагогических, религиозно-нравственных построений мыслителя. Обращаясь к детальному онтологическому анализу человека, Л.Н. Толстой рассматривает его в духе христианской традиции, как единство души и тела. Понимая глубинное человеческое «я» прежде всего как «всемирное, невидимое начало, дающее жизнь всему живому», русский философ утверждает божественность происхождения человека и приоритет духовного единства людей между собой над их природным единством. Человеческое измерение - это божественная, духовная вертикаль, через которую осуществляется связь с Богом. Жизнь плоти образует горизонталь, означающую пространственное и временное падшее существование. Человеческая жизнь, проявляющаяся только в настоящем, есть встреча вертикальной и горизонтальной составляющих. Время и пространство служат, по Л.Н. Толстому, условиями раскрытия божественного, трансцендентального в конечном. Универсальный «путь жизни», исполненный неисчерпаемым смыслом «единения разъединенного», объявляется мыслителем сущностью духовного роста человека, средством разрешения экзистенциальных противоречий, достижения полноты творческого, нравственного бытия, единственным путем спасения. JI.H. Толстой, как и И. Кант, неотъемлемой частью, ядром культуры считает мораль. Нравственное самосовершенствование рассматривается мыслителем как основание образовательного кулыуросозидающего процесса. Внутреннее совершенствование, по его мысли, не только не замыкает человека в себе, а, напротив, является способом трансценденции, выхода за пределы самого себя, самым действенным средством гармонизации жизни, установления «Царства Божия на земле». Идеалом, задающим финальное видение культурного движения (в том числе и образовательного), является концепция любовного единения всех на универсалистской религиозно-нравственной основе. В учении Л.Н. Толстого отчетливо прослеживаются «родственные» связи с восточной философской традицией, немецкой классической, русской религиозной мыслью. Отечественный мыслитель исходным пунктом и центральным предметом всякого философствования считает проблему человека. Его религиозно-нравственная концепция созвучна различным антропологическим концепциям современной западной философии.
5. Обращаясь к кругу вопросов, связанных с образованием, культурным творчеством человека, их рассмотрением в гуманистической перспективе, Л.Н. Толстой доказывал, что движущей силой истории человеческого рода, развития образования и культуры, является религиозно - нравственная составляющая жизни людей. Настаивая на том, что устройство человеческой жизни, как личной, так и общественной, возможно лишь на прочном духовном фундаменте общечеловеческих ценностей, отечественный мыслитель трактует культурно - исторический (образовательный) процесс как движение постоянно совершенствующегося универсального религиозного сознания. Выражая мысль о неотвратимости поступательного развития человечества, Л.Н. Толстой обращается к христианскому пониманию истории как единой линии, имеющей начало и конец, т.е. свое смысловое завершение. Практический смысл христианства русский философ видел в том, что оно учит соблюдению нравственных заповедей и способу достижения «Царства Бога на земле». Л.Н. Толстой утверждает, что согласно христианского учения нравственное самосовершенствование в любви не необходимость, а существенное свойство души человека. Человек не может жить не совершенствуясь, если он хочет жить «истинной» жизнью. В этом и заключается единый для всех смысл жизни. Мысли отечественного философа, педагога о роли и месте образования, культуры в жизни людей и сегодня остаются более чем злободневными. Прочитанные через призму дискуссий между представителями сциентизма и антисциентизма, глобальных социальных, экологических, экономических, политических проблем современности, они заставляют по-новому оценить концепцию отечественного мыслителя о распространении сферы нравственности на все области человеческой деятельности.
6. В своих философско-педагогических, религиозно-нравственных, этических произведениях Л.Н. Толстой высшим благом объявляет человеческую жизнь. Под благом жизни отечественный мыслитель понимает не возможность получать эгоистические удовольствия и не счастье в обыденном понимании этого слова. В его понимании благо человека состоит в непрерывном духовно-нравственном самосовершенствовании, гуманизации и гармонизации отношений между людьми. Отталкиваясь от такого определения блага, Л.Н. Толстой разрабатывает целостную систему теоретических и практических рекомендаций, позволяющих человеку обрести «истинную жизнь». Главное в этой системе мер - выделение «лестницы» добродетелей, по которым должно осуществляться последовательное восхождение человека к высотам духовно-нравственного совершенства. С особой тщательностью разбирает отечественный мыслитель проблему зла, т.е. всего того, что уводит человека от нравственного совершенствования. С целью углубленного изучения источников зла в человеческой природе, мыслитель выделяет такие отклонения от нравственной жизни как грехи, соблазны и суеверия. В таком формулировании Л.Н. Толстым отклонений от нравственной жизни отчетливо прослеживается влияние христианской ортодоксии. Полностью отвергая фаталистические представления о человеке, считая его внутренне свободным существом, русский философ преодоление грехов, соблазнов и суеверий связывает с развитием в нем мотивации самосовершенствования и этической воли. Достигается это, по его мнению, нравственными усилиями, которые сами в себе содержат «награду». В такой постановке вопроса Л.Н.Толстой солидаризируется со стоицизмом, утверждавшим, что «награда добродетели в самом усилии доброго поступка». Человек, настаивает мыслитель, не может изменить других, но он может и должен изменять себя, делать свою жизнь все более и более нравственной. По мнению Л.Н.Толстого - это и есть единственный верный и ненасильственный способ улучшения жизни мира. В свете глобальных проблем современности, напряженного поиска стратегии выживания и прогресса человечества, в этическом учении отечественного мыслителя сегодня особенно значим пафос утверждения значимости нравственных усилий каждого человека в деле построения гармоничного, бесконфликтного мира. 7. Образование для Л.Н. Толстого главенствующий фактор развития культуры. Но только такое образование, которое выстраивается на «разумной основе». «Истинным» культуросозидающим образованием для русского педагога является только такое образование, основанием которого выступает приобщение людей к непреложным религиозно-нравственным истинам. Человек, по утверждению отечественного мыслителя, существо сознательное и потому способное постигать все большую и большую полноту религиозно-нравственных истин. Образование, передавая эти открывшиеся сознанию человека истины, способствует разрушению «ложного строя жизни». Л.Н. Толстой настаивает на том, что ложные представления людей об организации их социокультурной жизни сначала разрушаются в сознании и лишь затем происходит ликвидация ложных форм общественного бытия в практической жизни. И поэтому образование, транслируя людям «первое и самое главное знание» о том, в чем смысл и назначение их жизни, тем самым предвосхищает и опережающим образом готовит грядущие изменения наличных, зачастую антигуманных, форм их социокультурного бытия. Современное мыслителю образование, по его мнению, не отвечало этому требованию. Не отвечало потому, что в его основу не были поставлены два главных предмета: «религиозное понимание и нравственное учение». Л.Н. Толстой тщательно опровергает тезис о том, что не может быть единого для всех людей религиозно-нравственного учения. Истина, утверждает отечественный мыслитель, одна, она может быть лишь различно выражаема. И эта единая истина, по его мнению, открыта в учениях «Кришны, Будды, Конфуция и Христа, Магомета и новейших религиозных мыслителей», к которым он причисляет: Ж.Ж.Руссо, И. Канта, Г. Сковороду, Р. Эмерсона, У. Чаннинга, Д. Рескина, Б.Паскаля и многих других. Но сможет транслировать образование учащимся эти духовно и нравственно возвышающие их истины только в том случае, если педагоги не на словах, а всей своей жизнью будут эти истины утверждать. Такой постановкой вопроса Л.Н. Толстой очерчивает поле профессиональной и нравственной ответственности педагога за результаты его просветительской и воспитательной деятельности. Мысли Л.Н. Толстого о профессиональной педагогической этике в условиях размывания гуманистических ценностей, нарастания нравственного нигилизма в обществе, и его рассуждения об образовании как главнейшем факторе развития культуры звучат сегодня как никогда злободневно. 8. Для отечественного мыслителя отличительной особенностью возвышающего человека образования является органичный синтез религиозно-нравственных и научных истин, веры и знания. Религиозно-нравственные истины, вера, по убеждению Л.Н. Толстого, - это то, что являет собой главную опору в жизни человека. Ведь именно религиозно-нравственные истины и вера позволяют человеку осознать свое положение в мире, выработать линию поведения. Отсутствие религиозно-этической основы, по мнению русского философа, педагога, лишает образование не только возможности нравственного влияния на учащихся, но лишает его также и возможности осуществлять на выверенных основаниях «выбор знаний и распределения их» для обучения. Научных знаний бесконечное множество, констатирует мыслитель. И без понимания того, что необходимее более всего знать человеку для самоосуществления, реализации своего нравственного потенциала нет возможности осознанного выбора из них. Кризис гуманистической культуры есть, по мысли Л.Н.Толстого, не что иное как логический результат и следствие реализации образования, не имеющего религиозно-нравственных корней. Отечественный мыслитель делает акцент на том, что основная задача образовательного процесса заключается не в передаче учащимся некоторой суммы знаний, а обучении их пониманию. Пониманию самого себя, пониманию других людей, пониманию других культур - вот чему следует, считает Л.Н. Толстой, учить. Задача школы, утверждает он, состоит в том, чтобы воспитать человека не только образованного, но и просвещенного. Цель просвещения заключается в том, чтобы знания помогали человеку осознанно выбрать вектор своего духовно-нравственного, индивидуального развития. Отечественный мыслитель предвосхитил современное понимание того, что сознание человека не может быть редуцированно к его биологической или социальной основе, не может быть сведено к отражению действительности. Сознание человека, его духовный опыт (и прежде всего такие феномены, как любовь, вера, нравственная рефлексия и ряд др.) не укладываются в рамки объективистского подхода к их изучению. Основополагающее качество человека, по Л.Н. Толстому, находится во внутреннем, субъективном мире. Духовное, субъективное, образуя внутренний мир личности, подвержено воздействию внешней среды в гораздо меньшей степени, чем телесное в человеке, доказывает русский философ, педагог. Человек, утверждает Л.Н. Толстой, сам во многом определяет степень допуска среды в свой внутренний, духовный мир. Личностный дух человека более постоянен, более глубоко и полно характеризует, по мнению мыслителя, социальную зрелость человека. Поэтому духовность человека, по Л.Н. Толстому, и выступает тем качеством, которое более точно отражает его сущность. Существуют такие процессы, влиять на которые можно, лишь изменив сам подход к ним, изменив способы их понимания. Сегодня, когда образованию для решения задачи выхода из кризиса необходимо по-новому осознать себя, философия и педагогика, говоря словами Л.Н. Толстого, должны «уяснить себе нравственный закон», на котором будет выстраиваться здание обновленного и возвышающего человека образования.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Лукацкий, Михаил Абрамович, Тверь
1. Алексапольская В. Французские критики о педагогических взглядах Л.Н.Толстого. Вестник воспитания. 1891, — № 6.
2. Анненков П.В. Война и мир. Роман гр. Л.Н. Толстого. Исторические и эстетические вопросы // Л.Н. Толстой в русской критике. М.,1960. Апостолов Н.Н. Л. Толстой и русское самодержавие. Факты. Воспоминания. Документы. -М.;Л., 1930.
3. Апостолов Н.Н. Живой Толстой. М.,1928. - 582 с.
4. Ар-в (Арканов) Педагогические взгляды наших журналов // Ясная Поляна. -1862.-Кн. XII.-Отд. III.
5. Асмус В.Ф. Война в романе Л. Толстого «Война и мир» // Знамя. 1938. -№9.
6. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избр. философ, труды: В 2т. М., 1969. -Т.1. -С.40-101.
7. Асмус В.Ф. Причина и цель в истории по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» // Из истории русских литературных отношений XVIII XIX в.1. M.;JL, 1959.
8. Ашевский С. «Ясная Поляна» Льва Толстого в критике 60-х годов // Русская школа. 1913.-№ 10,11.
9. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы // Символизм как миропонимание. М.,1994. - С.346-361.
10. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // Философия творчества, культуры, искусства: В 2т. М.,1994. - Т.2. - С.461-483.
11. Бердяев Н.А. Л. Толстой // О русской философии: В 2т. Свердловск, 1991. - Т.2. -С.38-43.
12. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.,1993. 383 с. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.,1990. - С.7-393. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.,1990. - 256 с. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. - М.,1992.
13. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого: В 4т. М.; Пг., 1923. Бобровская С. По поводу статьи Л Толстого «О народном образовании» // Народная школа. - 1875. - № 2. Булгаков В.Ф. О Толстом. - Тула, 1978. - 479 с.
14. Бунаков Н. Письмо к редактору по поводу статьи J1. Толстого // Семья и школа. 1874. -№ 10.
15. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. -М.,1960.
16. Бурсов Б.И. Л.Н. Толстой. Л., 1963.
17. Буткевич Т. Слово. .о лжеучении графа Л.Н. Толстого. Харьков,1891. Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. - М.,1954. Бычков С.П. Толстой и проблема народа. 50-60-е годы // Историко-литературный сборник. - М.,1947.
18. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. М.,1953. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой - народный учитель. - М.,1959. Величкина В.М. Учебники прогрессивных педагогов для народной школы // Сов. педагогика. - 1987. - № 12.
19. Ветлугин А. Толстой о мотивах и стимулах учения // Народное образование. -1978.-№9.
20. Ветлугин А. Лев Толстой о народном учителе // Начальная школа. 1978. -№9.
21. Вентцель К. В чем основа воспитания и образования. (По поводу статьи Л. Толстого «О воспитании») // Русская школа. 1910. - № 7-8. Вересаев. В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом. - М.,1991. -336с.
22. Виноградов И. Критический анализ религиозно-философских взглядов JI.H. Толстого. М., 1981.
23. ВитмерА. 1812 год в «Войне и мире». По поводу исторических указаний 4 тома «Войны и мира» графа Л.Н. Толстого. СПб., 1869. Воспоминания о Л.Н. Толстом ученика Яснополянской школы Василия Степановича Морозова. -М.,1917.
24. Гершензон М.О. Л.Н. Толстой в 1855-1862 гг. // Мечта и мысль И.С.Тургенева. -М., 1919.
25. Глебов Ив. Новый взгляд на народное образование // Воспитание. 1862. -№4.
26. Годнее Д.Г. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого // Русская школа. -1907.-№ 1,2.
27. Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого. Историко-педагогические очерки. М.,1963.
28. Гончаров Н.К. Л.Н. Толстой педагог-гуманист // Сов. педагогика. - 1978. -№ 9.
29. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого: В 2 т. М., 1922-1923. - Т.1. - 356 с. -Т.2. - 393 с.
30. Горбачев Н.В. Работа над книгой «Царство Божие внутри вас» // Лит. наел. 1961. - Т.69. - Кн. 1.
31. Грунский Е.К. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Юрьев (Тарту),1914.
32. Гусев Н.Н. К истории создания «Анны Карениной» // Толстой и о Толстом. Новые материалы. Сборник 2. -М., 1926.
33. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии (1828-1855). -М.,1954.
34. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии (1855-1869). -М.,1957. — 915 с.
35. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии (1881-1885). -М.,1970. — 559 с.
36. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого (18281890). М.,1958. - 837 с.
37. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого (18911910). М.,1960. - 917 с.
38. Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. М.,1973. - 464 с. Днепров В.Д. Искусство человековедения. - Л., 1985.
39. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 год // Полн. собр. соч.: В 30т. Л.,1983. - Т.25.
40. Досычева Е. Педагогика и поэтика в статье Л.Н. Толстого «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» // Просвещение. 1922. - № 2.
41. Дурылин С.Н. Л.Н. Толстой как школьный учитель // Свободное воспитание. 1910-1911. -№ 6.
42. Дурылин С.Н. Педагогика Л.Н. Толстого в оценке болгарского профессора
43. Свободное воспитание. 1910-1911. - № 6.
44. Евтушевский В. Ответ на статью Л. Толстого «О народном образовании». — СПб., 1874.
45. Жданов В.А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М.,1957.
46. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М.,1993. - 304 с. Жук И.Г. Проблемы формирования эстетических потребностей в педагогической теории и практике Л.Н. Толстого // Тр. Новосибирского, гос. пед. ин-та. - Новосибирск, 1974. -Вып.81.
47. Жук И.Г. К вопросу формирования нравственных потребностей в педагогической теории Л.Н. Толстого // Тр. Новосибирского, гос. пед. ин-та. Новосибирск, 1974. - Вып. 109.
48. Зайденшнур Э.И. Произведения народного творчества в педагогике Л.Н.Толстого // Яснополянский сборник. Тула, 1955. Зеньковский В.В. Л.Н. Толстой // История русской философии: В2т. -Л., 1991. - Т. 1 (2). - С. 195-206.
49. Золотарев С. Дети в посмертных художественных произведениях Л.Н.Толстого // Русская школа. 1913. - № 2.
50. Иванов Вяч. Лев Толстой и культура // Родное и вселенское. М.,1994. — С.273-281.
51. Ильминский Н.И. Ясная Поляна, или Новый метод школьного учения: По поводу статьи Протопопова «Ясная Поляна за март 1862 года» //1. Воспитание 1862. - № 8.
52. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.,1993. - С.6-133.
53. Константинов Н.А. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой -педагог народной школы // Начальная школа. 1945. - № 10-11. Константинов Н.А. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого // История педагогики. - М.Д974.
54. Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого // Духовная трагедия Льва Толстого. М.Д995. - 320 с.
55. Кревин Э.П. Педагогические идеи Л.Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо // Педагогический листок. -1913. № 3.
56. Кропоткин П.А. Моральный выбор Л.Н. Толстого // Этика. М.,1991. -С.317-330.
57. Кросби Э. Л.Н. Толстой как школьный учитель. Пер. с англ. -М.Д 908. Крупская Н.К. О Льве Толстом. Воспоминания // на путях к новой школе. -1928.-№9.
58. Кудрявая Н.К. Педагогические искания Л.Н. Толстого // Сов. педагогика. -1987. -№. 9.
59. Кудрявая Н.К. Образ нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого // Сов. педагогика. 1993. -№ 1.
60. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н.Толстого // Литература в школе. 1991. - № 1. Ленин В .И. О Л.Н. Толстом. -М., 1969.
61. Леонов Л.М. Слово о Толстом // Лит. наследство. 1961. - Т.69. - Кн.1. Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние (Критический этюд). - М.,1911.
62. Леушева С.И. Образ Кутузова в свете историко-философских взглядов Толстого // Толстой -художник. Сборник статей. М.,1961. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2т. - М.,1978. - Т.1. -621с. -Т. 2.-671 с.
63. Лодыженский М. Свет незримый. Пг.,1915.
64. Лозинский Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании //
65. Вестник воспитания. -1913. № 1.
66. Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. М.,1975. - 493 с. Ломунов К.Н. Философская концепция жизни и человека в творчестве Л.Н. Толстого // Материалы Сов.-японского симпозиума по литературоведению. - М., 1983.
67. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.,1994. - С.316-389.
68. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991. - 368 с.
69. Маковицкий Д.П. Яснополянские записки: В 4т. М.,1979.
70. Малинин В.А. История русского утопического социализма 2-ой половины
71. XIX начала XX в. - М., 1991.
72. Марков Е. Теория и практика Яснополянской школы. Педагогические заметки тульского учителя // Русский вестник. 1862. - № 5. Медынский Е.Н. Педагогические идеи и деятельность Л.Н. Толстого. Очерки по истории педагогики. - М.,1962.
73. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.,1995. -С.5-350.
74. Мень А. Вступ. ст. к изд. Л.Н. Толстой «Исповедь». «В чем моя вера?». -Л.,1991. С.5-27.
75. Михайловский Н.К. Десница и шуйца Льва Толстого. Литературно-критические статьи. М.,1957.
76. Морозов Ф. О народном образовании Л.Н. Толстого // Народная школа. -1875. -№1.
77. Назаров В.Н. Метаморфозы непонимания: Л.Н. Толстой и русская церковь в современном мире // Вопросы философии. 1991. — № 8. - С. 155-156. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого // Культура и религия. - М.,1992. - № 4.
78. Нибур Х.Р. Христос и культура // Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.,1996. - С.7-224.
79. Николюкин А. Эта радостная работа. Вступит. Ст. к изд. Толстой Л.Н. Круг чтения: В 2т. -М.,1991. -Т.1. -С.5-17.
80. Овсянников М.Ф. Социально-философские и эстетические взгляды Л.Н. Толстого // Вопросы философии. 1978. - № 3.
81. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии (18861892 год). М.,1979. -288 с.
82. Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. Л., 1936.
83. Петров А.К. Лев Николаевич Толстой // Педагогическая энциклопедия: В 4т. М.,1968. - Т.4.
84. Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли // Русское слово. 1864. - № 12. Плеханов Г.В. Статьи о Толстом. - М.,1924.
85. Полтавцев А.С. Философское мировоззрение Л.Н. Толстого. -Харьков,1974.
86. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. -1992.-№2.
87. Пругавин А.С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки, воспоминания,материалы. М., 1911.
88. Пыпин А.Н. Наши толки о народном воспитании // Современник. 1863. -T.XIV. - № 1.
89. Рачин Е.И. Философские искания Льва Толстого. М.,1993.
90. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская церковь // Собр. соч.: В 2т. М.,1990.-Т.1. -С.350-371.
91. Серебренников А.П. Л.Н. Толстой о курсах для подготовки народных учителей // Сов. педагогика. 1938. - № 12.
92. Синицкий Л. Педагогические идеи Л.Н. Толстого // Вестник воспитания. -1910. -№ 9.
93. Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.
94. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1959. - № 2.
95. Смирнов В.З. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды
96. Л.Н.Толстого // История педагогики. М., 1951.
97. Смирнов Н. «Ясная Поляна» Льва Толстого. Тула, 1991.
98. Степанец Б. Л.Н. Толстой как педагог. Вильно,1912.
99. Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом.1. СПб.,1885.
100. Страхов Н.Н. Обучение народа // Гражданин. 1874. - № 48,50. Струминский В.Я. JI.H. Толстой в истории русской педагогики // Сов. педагогика. - 1940. - № 11-12.
101. Струминский В.Я. Журнал «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого // Сов.педагогика. 1942. - № 1,2.
102. Сухотина. Т.Л. Воспоминания. М., 1981. - 525 с.
103. Сушков Б. Нравственно-философские уроки Л. Толстого // Наука и жизнь. 1991.-№2.
104. Сыркина О.Е. Л.Н. Толстой и «Свободное воспитание» // Сов. педагогика. -1938. 12.
105. Тарасов Н.П. Л.Н. Толстой и крестьяне. Из документов Госархива Тульской области // Пламя. Сборник. Тула, 1959.
106. Тихлинов Б. «Христианство» гр. Л.Н. Толстого и христианство Евангелия. -СПб.,1907.
107. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М.,1978. - Т.1. —495 с. -Т.2.-479 с.
108. Толстой и ненасилие: Материалы Всероссийской конференции в ИФ РАН. -М.,1995.
109. Толстых В.И. Человек человечества. С чего начинается личность. — М.,1983. Трофимов И. Борьба Л.Н. Толстого с царским самодержавием в годы столыпинщины // Яснополянский сборник. Статьи и материалы. Год 1862. -Тула, 1962.
110. Трубецкой Б. Л.Н. Толстой-публицист // Днестр. 1960. - № 11. Тулупов Н.В. Толстой как педагог. - М.,1911. Угринович Д.М. Искусство и религия. - М.,1982.
111. Уткина Н.Ф. Проблемы науки и мировоззрения в творчестве Л.Й. Толстого // Вопросы философии. 1978. - № 9.
112. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М.,1978.
113. Чернышевский Н.Г. «Ясная Поляна» // Современник. 1862. - Т.ХСИ.3.
114. Чехов Н.В. «Азбука» и «Книги для чтения» Л.Н. Толстого // Народный учитель. 1928. - № 9.
115. Чуковский К.И. Молодой Толстой. По неизданным материалам // Звезда. -1930.-№3,4,5.
116. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов,1974.
117. Шацкий С. Толстой-педагог // Народный учитель. 1928. - № 9.
118. Шелгунов Н.В. Очерки русской жизни. СПб., 1895.
119. Шестов Л.И. На весах Иова // Собр. соч.: В 2т. М.,1993. - Т.2. - С.5-404.
120. Шифман А.И. Публицистика Толстого периода первой русской революции
121. Л. Толстой. Материалы и публикации. Тула, 1958.
122. Эйхенбаум Б.М. Дневники // Молодой Толстой. СПб.,1922.
123. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. 50-е годы. Л., 1928.
124. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960.
125. Яснополянский сборник. Литературно-критические статьи и материалы ожизни и творчестве Л.Н. Толстого. Тула, 1955.
126. Aldanov М. Zagadka Tolstogo. Berlin, 1923.
127. Baudouin Charles. Tolstoi educateur. Neufchatel Paris, 1921.
128. Berlin I. The Hedgehog and the Fox. An essay on Tolstoy's view of history.1.,1967.
129. Crosby E. Tolstoi maitre d'ecole. London, 1904.
130. Fausset H. A. Tolstoy. The inner drama. N.Y.,1968.
131. Greenwood E.B. Tolstoy: The comprehensive vision. L.,1975.
132. Gustofson Richard F. Leo Tolstoy resident and Stranger. Princeton New1. Jersy,1986.
133. Kaufmann W. Religion from Tolstoy to Qamus. NJ. Harper, 1961.
134. Kienitz, Werner. Leo Tolstoy als Padagoge. Berlin, 1959.
135. Hessen Sergins. Leon Tolstoj come pedagogista. Roma, 1954.
136. Kate Hamburger. Leo Tolstoi Gestalt und Problem. Bern, 1950.
137. Marogen Louise Dominigue. Les idees pedagogiques de Tolstoi. These
138. Universite de Lille. III. 1974.
139. Nazaroff. Tolstoy the inconstant genius.- N.Y., 1929.
140. Noues George Rapall. Tolstoy. New-York, 1968.
141. Perret R.W. Tolstoy deaft and the meaning of life // Philosophy. L.,1985.- N.232.
142. Philipp F. Tolstoy und der Protestantismus. Verlag Gie 7b Oen,1959.
143. Staub K.I. Garf L.N. Tolstois Weltanschaung und ihve Entwikling Diss.1. Munchen, Kempton, 1907.
144. Szabo M. A pedagogus Tolsztoj. Budapest, 1987.
145. Weisbein N. L'6volutinon zeligiuse de Tolstoi. Paris, 1960.
146. Weisbein N. Tolstoi. P.,1968.
147. Wasiolek Ed. Tolstoy's Major Fiction. Chicago, 1978.