Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Авдеева, Татьяна Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин"

На правах рукописи

АВДЕЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

0034ЬЬаоо

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2009

003466866

Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Научный руководитель:

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Рапацкая Людмила Александровна

Официальные оппоненты:

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Глазачев Станислав Николаевич

кандидат культурологии, доцент Купцова Ирина Александровна

Ведущая организация:

МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского

Защита состоится «20» мая 2009 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18.

Автореферат разослан «</ »(Ьи^М? 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор педагогических наук

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. С уровнем духовно-эстетического развития личности и общества в целом, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты, закономерно связан прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, в том числе - в областях связанных с развитием промышленного производства. Иными словами, формирование духовно-эстетических ценностей у будущих инженеров - студентов технического вуза -условие эффективного развития личности формирующегося специалиста, что вполне соответствует целям, которые поставлены перед российским образованием со стороны ведущих стратегических документов федерального уровня (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»).

Как известно, задача духовно-эстетического воспитания всегда стояла в качестве одной из ведущих задач отечественного образования. Однако этой проблеме стали уделять все меньше внимания. Так, руководство многих вузов отказалось от института кураторства, а профессорско-преподавательский состав поставлен в условия осуществления лишь учебной работы, при этом оставляя воспитательную работу вне поля своей деятельности, в том числе работу по духовно-эстетическому воспитанию.

В настоящее время, как показывает анализ учебно-воспитательной работы в технических вузах, преподаватели культурологии в большинстве случаев не учитывают техническую специфику вуза, а содержание гуманитарных дисциплин профессионально не ориентируют с учетом профиля и будущей деятельности выпускника. Поэтому перед современной высшей школой технического профиля стоят задачи реанимирования положительных аспектов воспитательной работы со студентами, повышение уровня их духовно-эстетической культуры, которая, в свою очередь, характеризуется степенью приобщения молодых людей к высшим духовно-нравственным традициям России, к отечественной духовной культуре как способу передачи от поколения к поколению духовно-эстетических и нравственных ценностей.

Следует подчеркнуть, что именно в русской художественной культуре накоплены огромные эстетические богатства высокодуховного предназначения во всех видах искусства, способные привносить в жизнь людей радость общения, эстетическое наслаждение, истину, добро и красоту. Поэтому важнейшим средством приобщения студентов к духовно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эсгетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыки и архитектуры.

Не отрицая необходимости освоения великих гуманистических традиций зарубежных культур, мы убеждены, что в современном техническом вузе России следует, прежде всего, обратиться к русскому культурному наследию.

Актуальность диссертационного исследования определяется противоречием между потребностью духовно-эстетического и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений на основе отечественных культурных традиций и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях России, соответствующие уровню современной культурологической науки.

Выявленное противоречие позволяет констатировать особую актуальность педагогических исследований научной проблемы, суть которой сводится к тому, чтобы изучить теоретические и методические основы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения русской художественной культуры.

Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и ее важная практическая значимость определили тему настоящей работы: «Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин».

Цель диссертаиионной работы - изучение теоретических и методических основ формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения русской художественной культуры и проверка их эффективности в ходе опытно-экспериментального исследования.

Объект исследования - культурологическая подготовка студентов в техническом вузе.

Предмет исследования - формирование у студентов технического вуза духовно-эстетических ценностей в процессе освоения русской художественной культуры.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе культурологической подготовки будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

• разработке и включение в содержание культурологической подготовки спецкурса «Русская художественная культура»

• структурировании учебного материала спецкурса вокруг основных духовно-эстетических проблем русской художественной культуры; выделение доминантных сквозных тем, способствующих формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза;

• включении студентов в творческую деятельность, основанную на активном восприятии художественных произведений в контексте духовно-эстетических традиций России;

• формирования активности восприятия, которое зависит от ценностных установок;

• применении специальных методов обучения (выявление духовно-эстетических ценностей эпохи, анализ духовно-эстетической позиции автора, ассоциативного соотнесения художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и др.), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссеутаиионного исследования:

1. Проанализировать и охарактеризовать аксиологические теории, конкретизировать понятие «духовно-эстетическая ценность», в контексте задач культурологической подготовки студентов технического вуза.

2. Разработать целостную систему формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, включающую курс «Культурология» и спецкурс «Русская художественная культура».

3. Разработать методы, способствующие наиболее эффективному формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза на занятиях по спецкурсу «Русская художественная культура».

4. Разработать программу формирования духовно-эстетических ценностей у будущих инженеров и проверить ее эффективность в ходе опытно-экспериментального исследования в условиях аудиторной и самостоятельной работы студентов технического вуза.

При определении духовно-эстетических ценностей мы исходили из того, что наработано.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает.

Эстетические ценности - это особый класс ценностей, характеризующийся значимыми для субъекта объектами с точки зрения меры организованности и упорядоченности, ориентированными на непосредственное, чувственно-духовное, бескорыстное восприятие, направленное на познание и оценку содержательной формы, структуры.

Духовно-эстетическая ценность - это духовный капитал личности, включающий работу мысли и чувства, созданные человечеством образцы ценностных идеалов, высших заповедей любви, красоты, добра.

Методологическую основу исследования составили:

- концепции отечественных философов (К.С. Аксаков, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, Л.Н. Столович, A.C. Хомяков и др.), посвященные рассмотрению ценностей, имеющих значение для всех видов искусства;

- исследования по культурологии и эстетике (С. С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Борев, М.С. Каган, И.В. Кондаков, Ю.М. Лотман, Д.С.

Лихачев, и др.), в которых раскрываются вопросы воспитательной направленности искусства;

- труды по аксиологии (П.П. Гайденко, Б.Т. Григорян, A.B. Гулыга, Ю.Н. Давыдов, М.С. Каган, М.А. Киссель, Л.Н. Коган, Ю. А. Лукин, Т.Б. Любимова, И.С. Нарский и др.), в которых раскрывается природа ценностей и представлена их классификация;

- психолого-педагогические работы ((Э.Ю. Абдуллин, O.A. Апраскина, Л.Г. Арчажникова, С.Н. Глазачев, А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Д.Б. Кобалевский, B.C. Кузин, А.Н. Малюков, В.А. Разумный, Э.И. Сокольникова, Б.М. Теплов, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Э.А. Шиянов, И.С. Якиманская), раскрывающие проблемы формирования духовно-эстетических ценностей;

- труды и учебники по русской художественной культуре (H.A. Горяева, Г.Е. Гуров, В.П. Журавлев, Т.В. Ильина, Т.С. Комарова, Е.А. Конькова, Б.М. Неменский, Т.Д. Полозова, Л.А. Рапацкая, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Н.И. Яковкина и др.), раскрывающие способы передачи духовно-эстетических ценностей и всего культурного наследия.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании использованы следующие методы :

- изучение и анализ литературы: культурологической, аксиологической, психолого-педагогической, методической, действующих учебных программ по художественной культуре;

- анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

- теоретическое моделирование;

- педагогический эксперимент, включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную_базу исследования составило

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» (филиал в городе Орехово-Зуево, Московской области).

Организация опытно-экспериментальной работы и этапы исследования.

Первый этап (2005 - 2006) - изучение и анализ культурологической, аксиологической и психолого-педагогической литературы; определение объекта, предмета, гипотезы, целей и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлению духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Второй этап (2006 - 2007) - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения, направленных на формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Третий этап (2007 - 2008) - подведение итогов исследования.

Научная новизна исследования:

1. проанализированы и охарактеризованы аксиологические теории в контексте задач культурологической подготовки студентов технического вуза;

2. разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Русская художественная культура» для студентов технического вуза, доказана целесообразность осуществлять формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, используя русское культурное наследие;

3. раскрыты особенности освоения духовно-эстетических ценностей студентами технического вуза художественных произведений на стадии «художественного последствия»;

4. обоснована роль ценностных установок для активизации творческой духовно-эстетической деятельности студентов;

5. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия (структурирование учебного материала вокруг духовно-эстетических ценностей, воплощенных в произведениях русского искусства; специально организованного восприятия художественных произведений, в процессе которого активизируется оценочная деятельность студентов, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу);

6. подобран комплекс специальных методов обучения (метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, метод анализа духовно-эстетической позиции автора и др.), обеспечивающих формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза при освоении русской художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования. Внесены дополнения в определение категории «духовно-эстетическая ценность» с позиции культурологического образования студентов: знания о духовно-эстетическом потенциале художественной культуры; умения избирательно относиться к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий студентам ориентироваться как в эстетических проблемах искусства, так и окружающей жизни.

Получило подтверждение, выдвинутое в диссертации теоретическое положение о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению актуальных воспитательных задач, и более широко -профессионально-личностному становлению специалиста технического профиля, важными факторами, которого являются духовность, эстетика, высокие нравственные качества: любовь к Отечеству, доброта, терпение, подчинение личных интересов общественным.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами спецкурс «Русская художественная культура» и комплекс методов его освоения способствует формированию духовно-эстетических ценностей у студентов, дает возможность педагогам значительно повысить уровень духовно-эстетического развития студентов, а студентам повысить уровень компетентности в профессиональной деятельности.

Достоверность и объективность результатов исследования. Научные положения и выводы диссертации основываются на фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов,

адекватных задачам исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на научно-практических конференциях (Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования высшего заочного образования» (Москва, 2007); Международная научно-практическая конференция «Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем» (Севастополь, 2007); Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы текстильной промышленности» (Москва, 2008)). О результатах исследования докладывалось на заседании кафедры музыкальных инструментов Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, а также нашли отражение в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская художественная культура - носитель высоких духовно-эстетических ценностей - рассматривается нами как важнейший компонент содержания культурологической подготовки студентов технических вузов России, в процессе которой воспитываются патриотизм, гуманизм, нравственное чувство сопричастности к отечественной истории и культуре предшествующих поколений, чувство единения с природой, поэтика природы, поэтика художественного творчества.

2. Духовно-эстетические ценности студентов представляют собой личностное качество, составляющими которого в условиях освоения спецкурса «Русская художественная культура» являются:

а) знания и представления о духовно-эстетических ценностях русского искусства;

б) умения избирательно относиться к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-эстетическими ценностями;

в) опыт творческой оценочной деятельности, позволяющей выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-эстетическую ценность.

3. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» осуществляется при следующих педагогических условиях:

а) структурировании учебного материала вокруг категорий, отражающих духовно-эстетические ценности русского художественного наследия;

б) специально организованного художественного восприятия на основе духовно-эстетических ценностей, с помощью которых активизируются способности студентов к творческой самореализации и духовно-эстетическому самоанализу.

4. Эффективность формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» зависит от применения традиционных и специальных методов обучения (выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, анализа духовно-эстетической позиции автора художественного произведения, ассоциативного соотнесения художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и др.), актуализирующих духовно-эстетические ценности произведений искусства, а через них - проблемы окружающей жизни.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (263 источника) и приложений.

Основное содержание диссертации. Во введении обоснована актуальность темы исследования; дан анализ современного состояния проблемы; рассматриваются основные характеристики научного аппарата: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования; определены его теоретические и методологические основы; раскрыты организация и этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза», рассмотрена история и современное состояние категории «ценность», обосновано положение

о роли духовности применительно к проблеме формирования духовно-эстетических ценностей специалиста технического профиля, исследован вопрос об эстетической природе ценностей, сформулировано определение духовно-эстетической ценности, исследовано общее состояние культурологической подготовки студентов в техническом вузе, проанализированы учебные пособия, стандарт и примерная программа по культурологии, освещены результаты анкетирования преподавателей культурологии, рассмотрена проблема структурирования учебного материала вокруг духовно-эстетических ценностей русской художественной культуры, выявлены первичные, вторичные и высшие проявления духовно-эстетических ценностей у студентов в процессе художественного восприятия на фазе «художественного последствия», показана роль ценностных установок разных видов в развитии духовно-эстетических ценностей у студентов, их творческой активности и способности к самореализации.

В культурологической литературе, значимой для педагогики, можно выделить несколько подходов к природе и классификации ценностей, каждый из которых получил определенное воплощение в аксиологической науке. Поскольку сама категория ценности родилась в философских работах, то наиболее часто рассматривается на методологическом уровне.

Системообразующим «ядром» русской культуры является духовность; все другие ценности имеют прочную духовную основу. В соответствии с этим в русской художественной традиции во все времена утверждался приоритет духовного начала над материальными потребностями. Ценности русского искусства (духовность, народность, единение истины, добра и красоты, сострадание, любовь к Отечеству и др.) позволяют формировать духовно-эстетические ценности у студентов технического вуза, цель которых -воспитание у подрастающего поколения высоких духовно-эстетических личностных качеств.

Проведенное нами анкетирование преподавателей культурологии заключалось в анализе общего состояния подготовки студентов технического

вуза в области художественной культуры. В качестве критериев, оценки состояния подготовки студентов технического вуза в области художественной культуры, были взяты самые общие показатели: 1) понимание необходимости углубления гуманитарной сущности технического образования на основе теории художественной культуры; 2) представление о процессе формирования духовно-эстетических ценностей у студентов как системе взаимосвязанных компонентов общехудожественной и методической подготовки; 3) наличие в учебном плане вуза общих курсов по теории и истории художественной культуры; 4) наличие учебников и учебных пособий для студентов; 5) количество преподавателей с ученой степенью, способных осуществлять чтение курсов по проблемам художественной культуры; 6) роль спецкурсов по художественной культуре в учебном процессе вуза; 7) общая оценка состояния культурологического образования с позиций теории художественной культуры.

В результате анкетирования преподавателей было установлено, что важнейшей задачей углубления гуманитарной сущности технического образования является задача формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза посредством русской художественной культуры. Однако в силу сложившихся традиций и при острой нехватке квалифицированных специалистов этот процесс пока что находится в стадии становления. В вузе (Российском заочном институте текстильной и легкой промышленности) введен курс «Культурология», но преподаватели испытывают большие затруднения в связи с отсутствием скоординированных учебных планов и программ, учебников и учебных пособий. При этом сам процесс формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза не рассматривается как система, объединяющая ряд учебных дисциплин. Как правило, читаемый в вузе курс мало связан со специальными дисциплинами и с предметами психолого-педагогического цикла.

Оценить работу вуза как хорошую и интенсивную не смог ни один из анкетируемых преподавателей. Большинство из них считает, что в работе вуза по формированию духовно-эстетических ценностей у студентов нет координации

между различными дисциплинами, а сам процесс носит скорее общеобразовательный характер. Среди опрошенных не оказалось преподавателей, отрицающих необходимость формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза. Не было ответов преподавателей, констатирующих полное отсутствие данной работы в вузе.

Анкетирование преподавателей вуза подтвердило наше положение о том, что процесс формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза находится в эмпирической стадии. Можно констатировать несоответствие между осознанным стремлением большинства преподавателей осуществлять формирование духовно-эстетических ценностей у студентов и отсутствием необходимой для этого теоретической и методической базы.

Духовно-эстетические ценности у студентов технического вуза предполагают избирательное отношение к образам искусства, а через них к жизни на основе представлений о высоких духовно-эстетических идеалах. Формированию духовно-эстетических ценностей способствует приобретение опыта творческой оценочной деятельности, который позволяет выявлять в художественном произведении личностный смысл, актуализировать в процессе художественного восприятия современную духовно-эстетическую значимость тех или иных художественных произведений.

Духовно-эстетическая ценность выступает как личностное качество, имеющее интегральный характер. В условиях культурологической подготовки данное качество невозможно сформировать вне глубоких знаний и конкретных представлений о ценностном потенциале русского искусства. Духовно-эстетические ценности у студентов предполагают избирательное отношение к образцам искусства, а через них - к жизни на основе представлений о высоких духовно-эстетических идеалах. Формированию духовно-эстетических ценностей способствует приобретение опыта творческой оценочной деятельности, который позволяет выявлять в художественном произведении личностный смысл, актуализировать в процессе художественного восприятия современную духовно-эстетическую значимость тех или иных художественных произведений.

Характеристика духовно-эстетических ценностей русской художественной культуры позволяет предположить, что формирование данного качества в учебном процессе осуществляется, если учитывать два положения: первое, связано с тем, чтобы насытить учебный процесс духовной тематикой, но при этом весьма осторожно трактовать религиозные вопросы, учитывая многонациональный состав студенческой аудитории. Другое положение касается гибкого «осовременивания» изучаемого материала, исходя из весьма нестойких духовно-эстетических ценностей студентов, сформированных под влиянием средств массовой коммуникации. Необходимо такое организованное восприятие художественных произведений, в процессе которого повышается оценочная деятельность студентов технического вуза, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу.

С этой целью любое творение писателя, композитора, зодчего или живописца мы рассматривали с трех позиций: 1) произведете искусства как главный носитель знаний об исторической эпохе, ее эстетических течениях и главных стилевых направлениях; 2) произведение искусства как творение мастера, отразившего в данном художественном тексте собственные духовно-эстетические ценности, свой субъективный внутренний мир; 3) произведение искусства как субъективный образ, возникший в сознании студента в результате перцептивного акта и впитавшего в себя его внутренние ощущения.

Совокупность указанных позиций отражает заключительный этап художественного восприятия - так называемое «художественное последствие», которое обеспечивает становление духовно-эстетических ценностей у студентов.

Восприятие любого произведения художественного творчества, будь то литературный текст, музыка, живопись или зодчество, имеет общие закономерности, обусловленные психологическими механизмами и эстетическими факторами. Образ, рожденный в процессе активного «сотворчества», имеет двойственную природу. Прежде всего, он вбирает в себя непосредственно-эмоциональную чувственную реакцию на прочитанное, увиденное, услышанное. Эта реакция выражает наиболее субъективно

окрашенный слой оценочной реакции студента и может считаться первичной формой проявления духовно-эстетических ценностей на стадии «художественного последствия». Подобная реакция на художественный образ предполагает необходимость дальнейшей расшифровки, более полной оценки с помощью понятийного аппарата и, самое главное, анализа того духовно-эстетического смысла, который заложен в данном художественном творении.

В соответствии с этим вторичной формой проявления духовно-эстетических ценностей на стадии «художественного последствия» можно считать более конкретный анализ текста данного сочинения.

Высшей формой проявления духовно-эстетических ценностей на стадии «художественного последствия» следует признать анализ произведения в контексте духовно-эстетических ценностей русской художественной культуры.

В ходе нашего исследования подтвердилось положение о том, что формирование духовно-эстетических ценностей в фазе «художественного последствия» будет протекать более эффективно, если в процессе художественного восприятия задействован психологический механизм ценностной установки, который влияет на деятельность, направленную на постижение художественного образа, корректирует процесс восприятия, а также «художественного последствия». Влияние ценностной установки выражается в направленности процесса восприятия на духовно-эстетические особенности русской художественной культуры. Ценностные установки, которые применяются при решении задач формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, корреспондируют со следующими факторами учебного процесса: а) с формированием у студентов технического вуза знаний конкретного культурологического характера, а именно: знание эпохи, в русле которой создано данное произведение; знание художественного стиля или направления; знание основных вех творческой биографии мастера -создателя данного произведения; знание особенностей средств выразительности, которыми пользовался мастер при создании своего произведения; б) с направленностью процесса восприятия на актуализацию личностного смысла

произведения с целью приобретения умений анализа и самоанализа, важнейших факторов развития духовно-эстетических ценностей. Ценностная установка, связанная с приобретением конкретных культурологических знаний, указанных выше, может выступать, как и в своем широком значении (знание эпохи, стиля эпохи и индивидуального стиля мастера), так и в более локальном смысле (один из названных компонентов знаний).

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза невозможно вне личностного осознания воспринимаемых художественных образов. Рождение личностного смысла подчиненного тем же закономерностям, что и весь процесс художественного восприятия, сочетающего логический и эмоциональный компоненты психической деятельности. Личностный смысл художественного текста формируется при следующих условиях: 1) ассоциативного соотнесения воспринятого художественного образа с другими ценностями художественной культуры; 2) ассоциативного соотнесения воспринятого художественного образа с теми установками, что сложились у студента в жизни, с его духовно-эстетическими идеалами; 3) при формировании умений студента оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» предполагает использование силы воздействия различных видов искусств в их взаимодействии на личность студента, формирование его эстетических и идейно-нравственных убеждений, составляющих основу жизненной позиции. Потребность в формировании духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза не является навязанной извне. Сами студенты осознанно или неосознанно пытаются выработать определенные духовно-эстетические установки поведения, духовно-эстетические ценности по отношению к окружающей их жизни. Нередко поиск духовно-эстетических ценностей сопровождается перестройкой поведения. Студент может коренным образом

«изменить себя», ориентируясь на избранный идеал, истинный или мнимый, что следует использовать в учебном процессе.

Содержание программы спецкурса «Русская художественная культура» создает все предпосылки для формирования духовно-эстетических ценностей необходимых для студента технического вуза. Огромный духовный потенциал русского искусства и богатый материал, представленный в указанном курсе, открывают перед студентами технического вуза все возможности для освоения духовно-эстетических ценностей, выработанных отечественной культурой в ходе ее исторического развития.

Во второй главе - «Содержание и методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза при освоении культурологических дисциплин» рассматриваются методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в условиях культурологической подготовки, описывается ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях учебного процесса в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального обучения «Российском заочном институте текстильной и легкой промышленности» (филиал в городе Орехово-Зуево, Московской области). Опытно-экспериментальной работой было охвачено более 500 студентов электромеханического факультета (ЭМФ), факультета менеджмента текстильных технологий (ФМТТ), факультета экономики и управления (ФЭУ) в возрасте от 18 до 25 лет. В течение работы нами учитывались результаты опросов, бесед, анкетирования. Выяснялось, соответствуют ли теоретические выводы нашего исследования реальному решению проблемы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения русской художественной культуры, в какой мере необходимо создавать педагогические условия и использовать методы работы со студентами. Особое внимание мы уделили проверке гипотезы о том, что формирование духовно-эстетических ценностей у студентов будет

протекать более успешно, если структурировать учебный материал спецкурса «Русская художественная культура» вокруг духовно-эстетических проблем, включить студентов в активную творческую деятельность с помощью применения специальных методов обучения.

В соответствии с этим опытно-экспериментальная работа шла по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо было выявить базовый уровень духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, а также выяснить факторы, влияющие на их формирование. Во-вторых, следовало определить критерии сформированности духовно-эстетических ценностей по мере применения выделенных в диссертации специальных методов обучения. В-трегьих, определить сроки и этапы проведения опытно-э:;спериментального исследования. Важнейшей задачей эксперимента было выяснение возможностей спецкурса «Русская художественная культура» в формировании духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов в течение трех лет.

В процессе первого констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы выявили исходный уровень духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза. На данном этапе нами использовались следующие методы: 1) анкетирование и беседы со студентами; 2) беседы с преподавателями с целью получения информации о состоянии духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза; 3) наблюдете и обобщение педагогического опыта, дающего первоначальную информацию о состоянии подготовки студентов технического вуза в области русской художественной культуры.

Наблюдения за студентами и результаты анкетирования убедили нас в том, что культурологическое образование студентов технического вуза находится на низком уровне, досуговое время неорганизованно, бессистемно, не имеет определенных целей, подвержено стихийному влиянию окружающей среды. Свободное время направленно в основном па отдых и развлечения.

Подводя итог в описании опытно-экспериментальной работы первого этапа, можно сделать следующие предварительные выводы: 1) современные

студенты технического вуза из всех искусств предпочитают просмотр телевидения и посещение кинотеатра, и воспринимают их как наслаждение; 2) духовно-эстетические ценности у студентов технического вуза формируются на основе средств массовой коммуникации. Духовно-эстетические ценности студентов технического вуза проявляются на эмоциональном уровне, не имеют интеллектуального подкрепления; 3) художественные впечатления носят фрагментарный, информационный, разрозненный, поверхностный характер и не отличаются стойкостью; 4) духовно-эстетические ценности формируются под стихийным влиянием окружающей среды. В связи с этим все более возрастает роль русской художественной культуры как предмета в вузе.

Цель второго формирующего этапа опытно-экспериментальной работы -формирование духовно-эстетических ценностей у студентов на занятиях русской художественной культуры. Задачи формирующего эксперимента: 1) исследование специфики формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура»; 2) разработка и апробация методов обучения, способствующих формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в области русской художественной культуры.

Для измерения результатов обучения студентов технического вуза были выбраны следующие критерии: 1) знания и представления о высоком ценностном потенциале русского искусства; 2) умения избирательно относиться к художественным образам, понимать их в соответствии с системой духовно-эстетических ценностей; 3) опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-эстетическую значимость.

Реализуя задачи формирующего эксперимента, полученная информация, в соответствии с выбранными критериями, была разбита на четыре уровня показателей: «высокий» уровень характеризуется: 1) владением глубокими знаниями по русской художественной культуре, пониманием ее духовно-эстетических ценностей; 2) вдумчивым восприятием и глубоким пониманием

духовного смысла произведений разных видов искусства, их личностным осмыслением, навыками оценочного анализа в области русской художественной культуры; 3) эмоциональной, ярко выраженной активностью в творческой оценочной деятельности, оригинальностью в выражении своих художественных впечатлений, потребностью в самостоятельном общении с искусством.

«хороший» уровень характеризуется: 1) частичными знаниями, ошибками в определении особенностей развития русской художественной культуры; 2) не всегда ясными суждениями при анализе произведений искусства, связанными с отсутствием должного опыта, при этом чувствуется заинтересованность в изучении духовно-эстетических ценностей русской художественной культуры; 3) стремлением к творческой оценочной деятельности, но не глубоким пониманием искусства, определенным умением в описании своих впечатлений, проявлением эмоциональной отзывчивости;

«средний» уровень характеризуется: 1) неполными, неточными сведениями по русской художественной культуре; 2) отношением к художественным произведениям либо как к «умершему» наследию истории, либо как к источнику наслаждения; 3) бедностью ассоциативно-образного мышления в творческой оценочной деятельности, отсутствием самостоятельности в анализе произведений искусства;

«низкий» уровень характеризуется: 1) отсутствием знаний по русской художественной культуре; 2) инертностью, нежеланием осмысленно относиться к восприятию художественных произведений; 3) отсутствием творческой оценочной деятельности в подходе к вопросам русской художественной культуры, грубыми ошибками при выполнении творческих заданий, невыразительностью языка, эмоциональной пассивностью, редким обращением к серьезному искусству в свободное время.

В формирующем эксперименте студенты были распределены на две группы: экспериментальную (80 студентов из них: 30 студентов ЭМФ (все юноши), 29 - ФМТТ (2 девушки, 27 юношей), 21 - ФЭУ(11 девушек, 10 юношей)) и контрольную (80 студентов из них: 29 студентов ЭМФ (все юноши),

28 - ФМТТ (5 девушек, 23 юноши), 23 - ФЭУ (9 девушек, 14 юношей)). В течение опытно-экспериментальной работы нами были проведены два «среза» один в начале учебного года другой в конце, а так же самостоятельная работа студентов по написанию реферата. Итоговой формой проверки формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза стал зачет.

Решая задачи формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, в процессе освоения русской художественной культуры мы выделили и апробировали ряд специальных методов обучения. Среди них:

- метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, который представляет собой сочетание педагогических приемов и установок, направленных на приобретении культурологических знаний, опыта духовно-эстетических оценок художественных культур прошлого и опыта восприятия художественных произведений с позиций их духовно-эстетического смысла;

- метод анализа духовно-эстетической позиции автора, который предполагает выявление духовно-эстетических ценностей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, анализ проблем добра и зла, категорий жизни и смерти, нравственных ориентиров на милосердие, сострадание, представлений о чести, совести, патриотизме и др.

- метод ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией студента, который основан на мысленном временном включении студента в мир культуры прошлого, в контексте которой возникло то или иное художественное произведение. Цель подобного «погружения» - выявление духовно-эстетического смысла художественного образа с последующим сопоставлением данного вывода с личной позицией студента;

- метод сопоставления художественных образов разных видов-искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей, являясь наиболее универсальным, позволяет создавать на занятии проблемную ситуацию, благодаря которой студенты должны выявлять смысл художественных образов в сходстве и различии их духовно-эстетического наполнения.

Все выделенные нами методы формирования духовно-эстетических ценностей применялись логично, последовательно, в соответствии с конкретными темами, целями и задачами занятий.

Результаты опытно-экспериментальной работы, полученные на заключительном контрольном этапе исследования, подтвердили наши теоретические выводы. Сделанные в ходе эксперимента «срезы» выявили положительный рост в развитии духовно-эстетических ценностей у студентов в сфере русской художественной культуры, показали эффективность применения выделенных выше методов обучения. Полученные результаты представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Сформированность духовно-эстетических ценностей студентов технического вуза (средний балл в %)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Первый срез 3,45 3,15

Второй срез 4,45 4,1

Самостоятельная работа студентов 4,86 4,6

Зачет 4,75 4,15

Как видно из таблицы, опытно-экспериментальная работа подтвердила теоретические выводы исследования и показала эффективность методов формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения русской художественной культурой.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» позволило сделать следующие выводы:

1. Категория «духовно-эстетические ценности» является интегрально-личностным качеством, составляющими которого в контексте культурологической подготовки студентов технического вуза являются: знания о духовно-эстетическом потенциале художественной культуры; умения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий студентам ориентироваться в нравственных проблемах, как искусства, так и окружающей жизни.

Духовно-эстетические ценности являются также результатом сознательного оценочного выбора студентов, когда художественная ценность предстает в виде нормы, образца или духовно-эстетического идеала.

2. В диссертации подтвердилось теоретическое положение о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению воспитательных задач в процессе культурологической подготовки студентов. Основная ценность русской художественной культуры, имеющая педагогическую значимость - ее духовность, являющаяся неизменной доминантой развития русского искусства разных исторических эпох. Духовность означает несение людям высоких духовно-нравственных идей, любви, гармонии, красоты, а также покаяния и милосердия. Духовность является системообразующим фактором русской художественной культуры, поэтому процесс ее постижения связан с формированием духовно-эстетических ценностей.

3. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, осваивающих русскую художественную культуру, зависит от ряда педагогических условий, сочетающих в себе как традиционные (учет возрастных особенностей студентов, роль педагога и др.), так и новые, соответствующие специфике предмета «Русская художественная культура»: расположение учебного материала вокруг художественного наследия, его специальный отбор, основанный на высоких духовно-эстетических идеалах; специально организованного восприятия художественных произведений, в

процессе которого активизируется оценочная деятельность студентов, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу. Организация восприятия осуществляется с помощью специально выделенных «ценностных установок» в широком и их локальном значении.

4. Эффективность учебного процесса, направленного на формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, зависит от применения специальных методов обучения, актуализирующих духовно-эстетический смысл русского искусства, а именно: выявление духовно-эстетических ценностей эпохи, анализа духовно-эстетической позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией студента; сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей.

5. Опытно-экспериментальное исследование в процессе, которого были апробированы содержание духовно-эстетических ценностей, педагогические условия и методы формирования духовно-эстетических цепностей у студентов технического вуза, подтвердило теоретические положения диссертации.

6. Результаты нашей диссертационной работы не исчерпывают всей проблемы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза средствами русского искусства. В дальнейшем перспективными представляются такие направления в исследованиях, как изучение возможностей формировать духовно-эстетические ценности у студентов технического вуза при освоении других гуманитарных дисциплин, в том числе - истории.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Публикации в научных журналах и изданиях, в которых, согласно перечню, утвержденному Президиум ВАК Минобразования РФ, должны

быть опубликованы основные научные результаты исследования

1. Зыкова Т.И. (Авдеева Т.И.) Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технических вузов в процессе культурологической подготовки // Научно-практический и методический журнал. Вопросы культурологии №2. 2007. 0,25 п/л.

2. Зыкова Т.И. (Авдеева Т.И.) Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза // Научно-практический и методический журнал. Вопросы культурологии №6. 2007. 0,2 п/л.

3. Авдеева Т.И. Общее состояние культурологической подготовки студентов технических вузов России // Научно-практический и методический журнал. Вопросы культурологи №6. 2008. 0,2 п/л.

Научные статьи в журналах и сборниках

4. Зыкова Т.И. (Авдеева Т.И.) Духовно-эстетические ценности студентов технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей. Выпуск №4. Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. М., 2006. 0,45 п/л.

5. Зыкова Т.И. (Авдеева Т.И.) Проблема качества знаний в процессе культурологической подготовки студентов технического вуза // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тезисы докладов. Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. М., 2007. 0,06 п/л.

6. Зыкова Т.И. (Авдеева Т.И.) Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза // Новое в науке и производстве текстильной и легкой промышленности. Выпуск 3. Сборник научных трудов. / Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. М., 2007. 0,4 п/л.

7. Зыкова Т.И. (Авдеева Т.И.) Формирование эстетических ценностей у студентов-экономистов в процессе культурологической подготовки // Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем (АМУР - 2007) // Труды Международной школы-симпозиума. Севастополь, 2007. 0,06 п/л.

8. Авдеева Т.И. Духовно-эстетическое образование будущих инженеров в процессе изучения курса «Русская художественная культура» // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Международная научно-техническая конференция: Тезисы докладов. 4.2. Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. М., 2008. 0,06 п/л.

Подписано в печать: 08.04.2009

Заказ № 1810 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499)788-78-56 www.autoreferat.ru

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Авдеева, Татьяна Ивановна, 2009 год

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки формирования духовно-эстетических ценностей студентов технического вуза.

1.1. Духовно-эстетическая ценность как категория современной науки

1.2. Общее состояние культурологической подготовки студентов технических вузов России.

1.3. Педагогические условия формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Глава II. Содержание и методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза при освоении культурологических дисциплин.

2.1. Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

2.2. Цель, задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин"

Актуальность исследования. С уровнем духовно-эстетического развития личности и общества в целом, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты, закономерно связан прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, в том числе — в областях связанных с развитием промышленного производства. Иными словами, формирование духовно-эстетических ценностей у будущих инженеров - студентов технического вуза — условие эффективного развития личности формирующегося специалиста, что вполне соответствует целям, которые поставлены перед российским образованием со стороны ведущих стратегических документов федерального уровня (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»).

Как известно, задача духовно-эстетического воспитания всегда стояла в качестве одной из ведущих задач отечественного образования. Однако этой проблеме стали уделять все меньше внимания. Так, руководство многих вузов отказалось от института кураторства, а профессорско-преподавательский состав поставлен в условия осуществления лишь учебной работы, при этом оставляя воспитательную работу вне поля своей деятельности, в том числе работу по духовно-эстетическому воспитанию.

В настоящее время, как показывает анализ учебно-воспитательной работы в технических вузах, преподаватели культурологии в большинстве случаев не учитывают техническую специфику вуза, а содержание гуманитарных дисциплин профессионально не ориентируют с учетом профиля и будущей деятельности выпускника. Поэтому перед современной высшей школой технического профиля стоят задачи реанимирования положительных аспектов воспитательной работы со студентами, повышения уровня их духовно-эстетической культуры, которая, в свою очередь, характеризуется степенью приобщения молодых людей к высшим духовнонравственным традициям России, к отечественной духовной культуре как способу передачи от поколения к поколению духовно-эстетических и нравственных ценностей.

Следует подчеркнуть, что именно в русской художественной культуре накоплены огромные эстетические богатства высокодуховного предназначения во всех видах искусства, способные привносить в жизнь людей радость общения, эстетическое наслаждение, истину, добро и красоту. Поэтому важнейшим средством приобщения студентов к духовно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыки и архитектуры.

Не отрицая необходимости освоения великих гуманистических традиций зарубежных культур, мы убеждены, что в современном техническом вузе России следует, прежде всего, обратиться к русскому ' культурному наследию.

Актуальность диссертационного исследования определяется противоречием между потребностью духовно-эстетического и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений „ на основе отечественных культурных традиций и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях России, соответствующие уровню современной культурологической науки.

Выявленное противоречие позволяет констатировать особую актуальность педагогических исследований научной проблемы, суть которой сводится к тому, чтобы изучить теоретические и методические основы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения русской художественной культуры.

Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и ее важная практическая значимость определили тему настоящей работы:

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин».

Цель диссертационной работы — изучение теоретических и методических основ формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин и проверка их эффективности в ходе опытно-экспериментального исследования.

Объект исследования — культурологическая подготовка студентов в техническом вузе.

Предмет исследования — формирование у студентов технического вуза духовно-эстетических ценностей в процессе освоения русской художественной культуры.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического -вуза в процессе культурологической подготовки будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

• разработке и включение в содержание культурологической подготовки спецкурса «Русская художественная культура»

• структурировании учебного материала спецкурса вокруг основных духовно-эстетических проблем русской художественной культуры; выделение доминантных сквозных тем, способствующих формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза;

• включении студентов в творческую деятельность, основанную на активном восприятии художественных произведений в контексте духовно-эстетических традиций России;

• формировании активности восприятия, которое зависит от ценностных установок;

• применении специальных методов обучения (выявление духовно-эстетических ценностей эпохи, анализ духовно-эстетической позиции автора, ассоциативного соотнесения художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и др.), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать и охарактеризовать аксиологические теории, сформулировать понятие «духовно-эстетическая ценность», в контексте задач культурологической подготовки студентов технического вуза.

2. Разработать целостную систему формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, включающую курс «Культурология» и спецкурс «Русская художественная культура».

3. Разработать методы, способствующие наиболее эффективному формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза на занятиях по спецкурсу «Русская художественная культура».

4. Разработать программу формирования духовно-эстетических ценностей у будущих инженеров и проверить ее эффективность в ходе, опытно-экспериментального исследования в условиях. аудиторной и самостоятельной работы студентов технического вуза.

При определении духовно-эстетических ценностей мы исходили из того, что наработано и сформулировали основные понятия.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает.

Эстетические ценности - это особый класс ценностей, характеризующийся значимыми для субъекта объектами с точки зрения меры организованности и упорядоченности, ориентированными на непосредственное, „ чувственно-духовное, бескорыстное восприятие, направленное на познание и оценку содержательной формы, структуры.

Духовно-эстетическая ценность - это духовный капитал личности, включающий работу мысли и чувства, созданные человечеством образцы ценностных идеалов, высших заповедей любви, красоты, добра. ! t

Методологическую основу исследования составили:

- концепции отечественных философов (К.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский,-В.С. Соловьев, Л.Н. Столович, А.С. Хомяков и др.), посвященные рассмотрению ценностей, имеющих значение для всех видов искусства;

- исследования по культурологии и эстетике (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Борев, М.С. Каган, И.В. Кондаков, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, и др.), в которых раскрываются вопросы воспитательной направленности искусства;

- труды по аксиологии (П.П. Гайденко, Б.Т. Григорян, А.В. Гулыга, Ю.Н. Давыдов, М.С. Каган, М.А. Киссель, Л.Н. Коган, Ю. А. Лукин, Т.Б. Любимова, И.С. Нарский и др.), в которых раскрывается природа ценностей и представлена их классификация;

- психолого-педагогические работы ((Э.Ю. Абдуллин, О.А. Апраскина, Л.Г. Арчажникова, С.Н. Глазачев, А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Д.Б. Кобалевский, B.C. Кузин, А.Н. Малюков, В.А. Разумный, Э.И. Сокольникова, Б.М. Теплов, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Э.А. Шиянов, И.С. Якиманская), раскрывающие проблемы формирования духовно-эстетических ценностей;

- труды и учебники по русской художественной культуре (Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, В.П. Журавлев, Т.В. Ильина, Т.С. Комарова, Е.А. Конькова, Б.М. Неменский, Т.Д. Полозова, Л.А. Рапацкая, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Н.И. Яковкина и др.), раскрывающие способы передачи духовно-эстетических ценностей и всего культурного наследия.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании использованы следующие методы: изучение и анализ литературы: культурологической, аксиологической, психолого-педагогической, методической, действующих учебных программ по художественной культуре; анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент, включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составило Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» (филиал в городе Орехово-Зуево, Московской области).

Организация опытно-экспериментальной работы и этапы исследования.

Первый этап (2005 — 2006) — изучение и анализ культурологической, аксиологической и психолого-педагогической литературы; определение объекта, предмета, гипотезы, целей и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлению духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Второй этап (2006 — 2007) — проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения, направленных на формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Третий этап (2007 — 2008) — подведение итогов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Проанализированы и охарактеризованы аксиологические теории в контексте задач культурологической подготовки студентов технического вуза;

2. разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Русская художественная культура» для студентов технического вуза, доказана целесообразность осуществлять формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, используя русское культурное наследие;

3. раскрыты особенности освоения духовно-эстетических ценностей студентами технического вуза художественных произведений на стадии «художественного последствия»;

4. обоснована роль ценностных установок для активизации творческой духовно-эстетической деятельности студентов;

5. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия (структурирование учебного материала вокруг духовно-эстетических ценностей, воплощенных в произведениях русского искусства; специально организованного восприятия художественных произведений, в процессе которого активизируется оценочная деятельность студентов, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу);

6. подобран комплекс специальных методов обучения (метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, метод анализа духовно-эстетической позиции автора и др.), обеспечивающих формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза при освоении русской художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования. Внесены дополнения в определение категории «духовно-эстетическая ценность» с позиции культурологического образования студентов: знания о духовно-эстетическом потенциале художественной культуры; умения избирательно относиться к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий студентам ориентироваться как в эстетических проблемах искусства, так и окружающей жизни.

Получило подтверждение, выдвинутое в диссертации теоретическое положение о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению актуальных воспитательных задач, и более широко — профессионально-личностному становлению специалиста технического профиля, важными факторами, которого являются духовность, эстетика, высокие нравственные качества: любовь к Отечеству, доброта, терпение, подчинение личных интересов общественным.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами спецкурс «Русская художественная культура» и комплекс методов его освоения способствует формированию духовно-эстетических ценностей у студентов, дает возможность педагогам значительно повысить уровень духовно-эстетического развития студентов, а студентам повысить уровень компетентности в профессиональной деятельности.

Достоверность и объективность результатов исследования.

Научные положения и выводы диссертации основываются на фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов, адекватных задачам исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на научно-практических конференциях (Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования высшего заочного образования» (Москва, 2007); Международная научно-практическая конференция «Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем» (Севастополь, 2007); Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы текстильной промышленности» (Москва, 2008)). О результатах исследования докладывалось на заседании кафедры музыкальных инструментов Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, а также нашли отражение в публикациях [1; 2; 87; 88; 89; 90; 91; 92].

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская художественная культура - носитель высоких духовно-эстетических ценностей — рассматривается нами как важнейший компонент содержания культурологической подготовки студентов технических вузов России, в процессе которой воспитываются патриотизм, гуманизм, нравственное чувство сопричастности к отечественной истории и культуре предшествующих поколений, чувство единения с природой, поэтика природы, поэтика художественного творчества.

2. Духовно-эстетические ценности студентов представляют собой личностное качество, составляющими которого в условиях освоения спецкурса «Русская художественная культура» являются: а) знания и представления о духовно-эстетических ценностях русского искусства; б) умения избирательно относиться к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-эстетическими ценностями; в) опыт творческой оценочной деятельности, позволяющей выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-эстетическую ценность.

3. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» осуществляется при следующих педагогических условиях: а) структурировании учебного материала вокруг категорий, отражающих духовно-эстетические ценности русского художественного наследия; б) специально организованного художественного восприятия на основе духовно-эстетических ценностей, с помощью которых активизируются способности студентов к творческой самореализации и духовно-эстетическому самоанализу.

4. Эффективность формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» зависит от применения традиционных и специальных методов обучения (выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, анализа духовно-эстетической позиции автора художественного произведения, ассоциативного соотнесения художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и др.), актуализирующих духовно-эстетические ценности произведений искусства, а через них — проблемы окружающей жизни.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (263 источника) и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

В соответствии с выдвинутой в исследовании гипотезой, мы пришли к следующим выводам:

1. Категория «духовно-эстетические ценности» является интефально личностным качеством, составляющими которого в контексте культурологической подготовки студентов технического вуза являются: знания о духовно-эстетическом потенциале художественной культуры; умения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий студентам ориентироваться в нравственных проблемах, как искусства, так и окружающей жизни.Духовно-эстетические ценности являются также результатом сознательного оценочного выбора студентов, когда художественная ценность предстает в виде нормы, образца или духовно-эстетического идеала.2. В диссертации подтвердилось теоретическое положение о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению воспитательных задач в процессе культурологической подготовки студентов.Основная ценность русской художественной культуры, имеющая педагогическую значимость - ее духовность, являющаяся неизменной доминантой развития русского искусства разных исторических эпох.Духовность означает несение людям высоких духовно-нравственных идей, любви, гармонии, красоты, а также покаяния и милосердия. Духовность является системообразующим фактором русской художественной культуры, поэтому процесс ее постижения связан с формированием духовно эстетических ценностей.3. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, осваивающих русскую художественную культуру, зависит от ряда педагогических условий, сочетающих в себе как традиционные (учет возрастных особенностей студентов, роль педагога и др.), так и новые, соответствующие специфике предмета «Русская художественная культура»: расположение учебного материала вокруг художественного наследия, его специальный отбор, основанный на высоких духовно-эстетических идеалах; специально организованного восприятия художественных произведений, в процессе которого активизируется оценочная деятельность студентов, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу. Организация восприятия осуществляется с помощью специально выделенных «ценностных установок» в широком и их локальном значении.4. Эффективность учебного процесса, направленного на формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, зависит от применения специальных методов обучения, актуализирующих духовно эстетический смысл русского искусства, а именно: выявление духовно эстетических ценностей эпохи, анализа духовно-эстетической позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией студента; сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей.5. Опытно-экспериментальное исследование в процессе, которого были апробированы содержание духовно-эстетических ценностей, педагогические условия и методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, подтвердило теоретические положения диссертации.6. Результаты нашей диссертационной работы не исчерпывают всей проблемы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза средствами русского искусства. В дальнейшем перспективными представляются такие направления в исследованиях, как изучение возможностей формировать духовно-эстетические ценности у студентов технического вуза при освоении других гуманитарных дисциплин, в том числе — истории.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Авдеева, Татьяна Ивановна, Москва

1. Анализ содержания различных программ по русской художественной культуре, учебно-методической литературы.

2. Анализ духовно-эстетических ценностей студентов технического вуза на начальном этапе (т.е. исходный уровень знаний студентов).