автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника
- Автор научной работы
- Гривко, Елена Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гривко, Елена Васильевна, 1998 год
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника.
§1. Современные подходы к экологическому образованию школьников.
§2. Эколого-гуманистический Образа Мира как результат экологического образования.
Глава 2. Реализация ценностного подхода к формированию эколого-гуманистического Образа Мира школьника
§1. Изучение эколого-гуманистических представлений школьников как основы формирования Образа Мира.
§2. Характеристика модели процесса становления эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника в условиях школы "Экология. Человек. Гармония."
§3. Педагогические условия формирования эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника.
§4. Динамика формирования эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника"
Термин "экология" был введен Геккелем в 1866 году, а официальное признание науки осуществилось лишь в 1956 году на международной Пражской конференции. За 40 лет существования у экологии появилось столько ответвлений, значимость науки настолько возросла, что можно уже говорить о всеобъемлющем ее характере и как о философии XXI века. Экология дословно в интерпретации Э.Дре, имеет два значения: во-первых, "ойкос"- это в переводе с латинского означает "жилище", а это и квартира, и улица, и город, и государство, и планета, и даже Вселенная; во-вторых, "эго" - это в переводе с латинского означает "я", т.е. это и обо мне, и о тебе, и о всех нас. Таким образом дословно термин "экология" обозначает науку о нашей. взаимосвязи друг с другом в нашем жилище. Экология на современном этапе развития цивилизации не только раздел биологии, это методологический подход к решению проблем человечества, который по мнению А.В.Яблокова, представляет ". особое видение любого предмета исследования от культуры до внутриклеточных процессов. И нам надо не только рассматривать экологию как науку, но и говорить об экологизации всего естествознания и нашего сознания, мышления". С наиболее доступной даже не специалисту точки зрения законы экологии были афористически сформулированы Б.Коммонером в 1971 году: "Все связано со всем; все должно куда-то деваться; ничего не дается даром; природа знает лучше." Эта литературная аллегория тем не менее выражает фундаментальные регуляторы отношения между человеком и природой, т.е. являются, по мнению Н.Н.Моисеева, Л.В.Тарасова, В.Г.Разумовского, Н.Ф.Реймерса, А.В.Яблокова и других ученых, выражением экологического императива.
Актуальность исследования обусловлена одним из фундаментальных противоречий нашей цивилизации, которое состоит в несоответствии возросших интеллектуально-технократических возможностей человечества его нравственно-этическому развитию, что ведет к отсутствию духовности, замене духовных ценностей материальными.
Не; менее значимо противоречие между ярко выраженной целостностью научной картины мира и фрагментарностью получаемых школьниками (экологических) знаний, алгоритмичностью форм и методов экологического обучения и воспитания не способствующих развитию внутренней духовной рабо-/ ты личности.
В настоящее время практически современные школьные модели, объединяющие образование и воспитание единой эколого-гуманистической идеи. Э колого-гуманистическая идея призвана реализовать: во-первых, экологиче-с кий императив, во-вторых, основные принципы активно-эволюционного учения, в-третьих, приоритет духовности и самоценности жизни как Вселенского феномена.
Поиск оптимальной системы экологического образования школьников требует не только объективных закономерностей развития экологической культуры, но и рассмотрения субъективно значимых аспектов становления эколого-гуманистического Образа Мира школьников.
В настоящее время в педагогической науке накоплен достаточный фонд знаний, необходимый для постановки и решения данной проблемы. На фундаментальном философском уровне данную проблему разрабатывали такие ученые как: А.Г.Асмолов, В.И.Вернадский, А.К.Горский, А.А.Гусейнов, В.И.Купцов, Б.Т.Лихачев, Н.О.Лосский, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Реймерс, Е.Рерих, А.В.Яблоков, А.Л.Чижевский, Эдуард Шюрэ.
В психологии проблему становления эколого-гуманистического образа мира старшеклассника многосторонне рассматривают следующие исследователи: В.И.Додонов, С.Д.Дерябо, С.Д.Смирнов, В.Л.Ясвин, М.Ойзерман, М.Рац, Б.Слепцов.
В педагогике проблема экологического образования и воспитания школьника изучается с различных позиций: с общетеоретической: М.И.Берулава, А.Н.Захлебный, Т.В.Ильясова, В.Н.Максимова, Г.С.Сластенина,
А.П.Тряпицына, Л.В.Тарасов, Д.Г.Разумовский; с мировозренческо-ценностной: Т.К.Ахаян, М.С.Анисимов, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова; с методических: И.Д.Зверев, Н.М.Михайлова, Д.Н.Кавтарадзе, Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич, А.А.Стром, Н.Е.Щуркова%.
В зарубежной педагогике ярко проявляется дисциплинарный подход, который предполагает гуманизацию общего образования с учетом содержание учебных предметов исследуется в Центре П.Гетти учеными Айснером, Чап-меном, Циммерманом и Майслом Броду.
Однако вопрос о взаимосвязи специфических и экологических знаний, активно-преобразующей деятельности человека и духовности в процессе формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника в системе экологического образования изучен недостаточно. Актуальность данной проблемы и недостаточная степень научной и методической, ее разработанности определили выбор данной темы исследования: "Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника"
Целью исследования является определение педагогических условий преобразования ценностного отношения школьника к жизни как личностному и глобальному феномену в эколого-гуманистический Образ Мира.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования - формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника.
Гипотеза исследования. Эколого-гуманистический Образ Мира - это системно-ценностное личностное новообразование, синтезирующее представления и отношения школьников к миру на основе аксиологической и предметной интеграции.
Аксиологическое освоение старшеклассниками знаний о современной эколого-гуманистической картине мира завершится формированием целостного и ценностного Образа Мира в том случае если: в образовательном пространстве школы будет реализована совокупность педагогических условий, системообразующей линией которых в модели выступает экологическая образовательная вертикаль;
- в учебно-воспитательном процессе школы будет обеспечиваться несомненный приоритет духовности над узкопредметностью и осуществляться возвышение потребностей старшеклассника к ценности жизни и культуры;
- старшеклассник будет включен в активно преобразующую эколого-гуманистическую деятельность в которой развивается аксиологический потенциал школьника на всех ступенях экологической образовательной вертикали.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи: изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической науке; провести диагностический анализ уровня сформированности эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника; разработать программу методического обеспечения экологической образовательной вертикали, адаптированной к условиям сельской школе. выявить педагогические условия становления Образа Мира старшеклассника; разработать и апробировать концептуальную модель процесса формирования эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника.
Методологическую основу исследования составляет философские, психологические, педагогические основы теории ценностей и деятельности, позволяющие вычленить ценностный и деятельностный аспекты в процессе формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника, теоретической основой послужили работы посвященные экологической психологии и педагогике.
Решение поставленных в исследовании задач опиралось на следующие методы: теоритическо-сравнительный анализ, обобщение и систематизацию научной литературы по проблеме экологического образования и воспитания;
- комплексную диагностическую методику, включающую тестирование, анкетированние, целенаправленные наблюдения, конструирование экспериментальных педагогических ситуаций, беседы, сочинения-миниатюры, рисунки, творческие задания, направленные на изучение уровня формированности эколого-гуманистического Образа Мира;
- опытно-экспериментальную работу на всем образовательном пространстве, включающем дополнительное, непрерывное образование и социальную инфраструктуру.
База .исследования: школа №1 пос.Первомайский, общеобразовательные школы Оренбургского района Оренбургской области.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1992-1994) -осуществлялось накопление эмпирического материала и определение теоретических основ исследования, изучение философской, психологической, педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме, обобщение, анализ имеющихся в нашей стране и за рубежом педагогических подходов в экологическом образовании и воспитании. На втором (1993-1994) - проводилась констатирующая диагностика экологических ориентации старшеклассников и конструирование модели экологической образовательной вертикали учебно-воспитательного процесса. Третий этап (1994-1997) - формирующий и аналитический этап исследования включал опытно-экспериментальную работу по организации учебно-воспитательного процесса с целью формирования эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника, апробация интегративных спецкурсов и комплекса педагогических условий развития ценностного отношения школьников к природе, жизни, ценностям культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель, раскрывающая процесс становления эколого-гуманистического Образа Мира школьника, объединенная гуманистической идеей, которая ориентирует личность на Добро во имя других и укрепляет приоритетные позиции новой этики с главным смыслообразующим принципом самоценности жизни и культуры. Модель позволяет обеспечить педагогические условия развития эколого-гуманистического Образа Мира школьника по трех-параметровому пути: а) от противопоставления человека и природы к осознанию включенности человека в нее; б) от прагматического характера взаимодействия с природой к непрагматическому; в) от восприятия природы как объекта воздействия к равноправному субъекту взаимодействия. Стержневой структурой концептуальной модели является четырехуровневая экологическая образовательная вертикаль и детское эколого-патриотическое движение.
2. Совокупность педагогических условий, способствующих формированию эколого-гуманистического Образа Мира школьника.
Педагогические условия, способствующие актуализации аксиологического потенциала и содержания учебного материала на основе обеспечения приоритета духовности и духовных ценностей; реализации принципа систематизации содержания и интеграции экологических знаний; обогащения и проблематизации содержания экологического образования философско-этическими категориями Вера, Совесть, Любовь, Счастье; стимулирования осознания старшеклассником глубинных природно-духовных взаимосвязей всех элементов природных систем, соединения учебно-познавательной деятельности школьника с его активно-преобразующей эколого-гуманистической деятельностью.
Условия, обеспечивающие осуществление ценностного взаимодействия учителя и ученика, которые характеризуются резонансным взаимодействием; индуктивным взаимодействием сочетающим внешнюю трансформацию знаний, уважение прав и достоинств школьника в обсуждении сложных и спорных нравственных проблем современного мира; достижения "стэйкинг" взаимодействия, проявляющегося в гармонически ориентационо-ценностном единстве учителя - ученика - коллектива; полифоническое духовное взаимодействие.
Педагогические условия развития способов креативной деятельности старшеклассников на основе стимулирующих приемов: вербализации и иллюстрации ощущений; духовно-эмоциональный резонанс; специальных приемов латентной трансформации духовных потребностей в ценностные ориентации в процессе усиления эмоционального напряжения; синтеза и концентрации эмоционального и рационального.
Педагогические условия, раскрывающие воспитательную роль личности учителя, как позицию учителя-посредника, учителя-проводник общечеловеческих ценностей, транслятора ценностей природы и культуры в жизнедеятельности ученика.
С точки зрения современной педагогики Духовность, духовный мир, совесть, энергия личности ребенка, а в частности возвышение потребности к жизни, как к ценности - это взаимозависимые основополагающие сущностные ее структуры, претерпевающие в подростковый и юношеский период наибольшие изменения под воздействием внутренних и внешних факторов как в больших так и в малых системах.
Эколого-гуманистический императив, выступающий в качестве базиса для образовательной вертикали и детского движения, выводит понимание старшеклассником экологии из узкопредметной области в сферу общечеловеческую, философскую, природно-духовную. Это окончательно позволяет сомкнуть цикл естественнонаучных и гуманитарных знаний, выйти на уровень философских обобщений и интеграции с теологией, в результате чего развивается глобальное мышление с его важным элементом, которым является эколого-гуманистический Образ Мира школьника. Происходит реализация тезиса экология природы через экологию души.
3. Апробированные в опыте работы школы ценностно-ориентированные технологии, обеспечивают не механическое усвоение или присвоение эколо-го-гуманистических знаний, а их ценностное освоение, трансформацию в эко-лого-гуманистический Образ Мира школьника. Методика техники внутренней работы, направленная на возвышение потребностей личности, лежит в инте-гративной сфере. Она вбирает в себя и эмоциональность искусства, рационализм науки и символизм религии.
4. На защиту выносятся типология ценностного развития Образа Мира и пять уровней сформированности:
- разобщенно-прагматический;
- неопределенно-диффузный;
- контрастно-полифонический;
- возвышенно-символический;
- обобщенно-гармонический.
Критерием в данном случае выступает трансформация потребностей в ценностные ориентации, а следовательно и сформированности эколого-гуманистического Образа Мира школьника, является степень интеграции его рационального и духовного компонентов.
5. Экологическое образование, направленное на формирование эколого-гуманистического Образа Мира школьника, способно обеспечить возвышение потребности к ценностям жизни и культуры в том случае, если в учебно-воспитательной работе школы целенаправленно актуализируются ценностные механизмы возвышения потребностей :поиск, оценка, выбор, проекция.
Новизна исследования состоит в том, что выявлены и обоснованы педагогические условия формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника: определены уровни сформированности эколого-гуманистического Образа Мира школьника; конкретизированы критерии становления и интеграции рационального и духовного компонентов эколого-гуманистического Образа Мира школьника; апробирована модель процесса становления Образа Мира, объединяющая экологическую образовательную и воспитательную работу школы в единую систему.
Практическая значимость исследования связана с разработкой структуры экологической образовательной вертикали, включающей интегративные спецкурсы "Человек XXI века", "Глобальные проблемы человечества", "Психология самопознания", "История естествознания и эстетика", "Естествознание с основами экологии и природопользования". Результаты исследования и технологии преподавания спецкурсов могут быть применены в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ в качестве регионального компонента базисного учебного плана, так и для организации факультативных занятий. Разработанные подходы приемлемы для различных этапов экологического образования и воспитания в образовательной школе. Теоретические положения и результаты исследования могут быть взяты за основу при разработке аналогичных спецкурсов для студентов-экологов педагогических ВУЗов.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, разнообразием методов, длительной опытно-экспериментальной работой и положительными результатами.
Апробация основных теоретических положений и экспериментальных материалов проводилась на районных и городских региональных научно-практических конференциях в г.Оренбурге (1993), Самаре (1996), Уфе (1996), Москве (на конкурсе школы 1997 года).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
Теоретическое изучение данной проблемы в философском, психологическом и педагогическом плане определило ее основные идеи.
Эколого-гуманистический Образа Мира школьника представляет собой системно-ценностное личностное новообразование, синтезирующее представление и отношение школьников к миру на основе аксиологической и предметной интеграции.
Данные констатирующего этапа эксперимента зафиксировали следующие тенденции:
- результаты обученности школьников по базовым предметам федеральной программы сосредоточены, в основном, на среднем уровне;
- низкий уровень обобщенности знаний и низкая полифония суждений, характеризующих экологические представления школьников, указывает на несформированность рационального компонента эколого-гуманистического Образа Мира школьника;
- отмеченная у 72% респондентов тенденция отказа от рассуждений на философско-этические темы свидетельствует о слабой выраженности духовного компонента эколого-гуманистического Образа Мира школьника;
- низкая полифония субъектного отношения к жизни как ценности указывает на отсутствие интеграции рационального и духовного компонентов эколого-гуманистического Образа Мира школьника.
Причиной данного факта является, по-нашему мнению: во-первых, тот высокий уровень сложности, каковым является для школьника техника внутренней работы, необходимая для ответов на данные вопросы, по сравнению с алгоритмической формой обучения по базовым дисциплинам: во-вторых, недооценка учителями доминантности в развитии личности этой техники; в-третьих, отсутствие интеграции рационалистического и духовного компонентов эколого-гуманистичеческого Образа Мира школьников в единую природно-духовную линию.
В ходе формирующей стадии диагностики, проведенной в экспериментальном классе, нами была зафиксирована положительная динамика формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника по следующим параметрам:
- показатели обобщенности, анализа и классификации знаний (определено по методике ШТУР) рационального компонента эколого-гуманистического Образа Мира сместились на высокий и достаточно высокий уровень;
- возрос показатель полифонии суждений и отношения к жизни как личностной и глобальной ценности с 5 до 12;
- изменилась иерархия социально значимых ценностей и направленность экологических суждений от прагматического к непрагматическому (которые мы тестировали на основании многопараметровой финской анкеты "Здравствуй", 16-ти факторного опросника Кеттела и рисуночной методики Н.М.Михайловой). Это позволило нам выявить пять уровней сформированности эколого-гуманистического Образа Мира школьника и определить типологию:
I. разобщенно-прагматический
И. неопределенно-диффузный
III. контрастно-полифонический
IV. возвышенно-символический
V. обобщенно-гармонический
В процессе формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника по механизму возвышения потребностей к жизни как ценности мы выделили следующие этапы:
Поиск":
- неопределенную или неосознанную аккумуляцию аксеологического поетнциала.
- определенную или осознанную аккумуляцию аксиологического потенциала.
Оценка":
- внутренняя латентная (скрытая) трансформация.
- внешняя трансформация потребности ( в системе учитель-ученик, происходящая под взаимным влиянием этих субъектов образовательного процесса).
Выбор": требует как обязательное условие образовательного процесса духовно-эмоциональный резонанс с изменением уровня аксиологического потенциала.
Проекция": включает дихотомию вектора потребности (возможного в трех направлениях).
Результаты экспериментальной работы доказали возможность формирования эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника при соблюдении следующих условий:
Содержание учебного материала приоритет духовности и духовных ценностей:
- принцип систематизации содержания
- принцип обогащения содержания философско-этическими категориями Вера, Совесть, Любовь, Счастье и их проблематизация;
- стимулирование осознания глубинных природно-духовных взаимосвязей всех элементов природных систем,
- обобщенность соединение тезауруса школьника с его активно-преобразующей деятельностью.
Ценностные взаимодействия учителя и ученика
Резонансное взаимодействие.
Индуктивное взаимодействие (сочетающее внешнюю трансформацию; уважение достоинства школьника) "Стэйкинг" взаимодействие Полифоническое взаимодействие. Способы деятельности на уроках и организация учебно-воспитательного процесса. Вербализация и иллюстрация ощущений Духовно-эмоциональный резонанс
Латентная трансформация духовных потребностей в ценностные ориентации в процессе усиления эмоционального напряжения
Синтез и концентрация эмоционального и рационального Личность учителя
Учитель-посредник, учитель-проводник общечеловеческих ценностей Таким образом мы можем констатировать правомерность выдвинутой в исследовании гипотезы.
В исследовании на теоретическом уровне рассмотрен феномен эколого-гуманистического Образа Мира школьника, выделены его структурные компоненты и статистически подтверждена динамика процесса его формирования.
В исследовании ставилась задача конструирования школьной модели, эффективно объединяющей обучение и воспитание эколого-гуманистической идеи. Данная задача была решена в ходе опытно-экспериментальной работы.
Исследование показало положительную динамику формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника в экспериментальных условиях. Следовательно, те задачи, которые ставились в начале исследования решены полностью. Исследование выявило научную новизну в постановке проблемы исследования.
За пределами данного исследования остались вопросы, касающиеся механизма формирования эколого-гуманистического Образа Мира школьника, решение которых будет способствовать дальнейшей разработки обозначенной проблемы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гривко, Елена Васильевна, Оренбург
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: педагогические проблемы. М.: Политиздат, 1985, 213 с.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся. /Под ред. Г.И.Щукиной/. -Л.:,1984. /
3. Алексашина И.Ю. Интеграция естественно полученных знаний при изучении проблем экологии. // Проблемы интеграции учеб. предметов в современной школе.-Д., 1991, с. 66-68
4. Аллен Р. Как спасти Землю: Всемирная стратегия охраны природы. М.: Мысль, 1983,231 с.
5. Анаьев Б.Г. О проблемах человекознания.- М., 1977.- 247с.
6. Андреева А.П., Грифанов К.В. Некоторые социально-психологические аспекты эволюции религиозной картины мира. Научн. карт, мира: основание, формирование, развитие. -Уфа, 1987, с. 129-130
7. Андреева Е.К. Путь к ноосфере. Принципы воспитания в школе Сухомлинского. Младшие классы, старшие классы. -Пущино, 1983.
8. Андрюхина Л.М. Ценностные аспекты функционирования и воспроизводства научной картины мира. // Научная картина мира: основание, формирование, развитие. -Уфа, 1987, с. 83-88
9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.Мысль, 1988, 253 с.
10. Ю.Апресян Р.Г. Социальная активность личности: Нравственные изменения. Этическая мысль. Полит, издат., 1988, 258 с.
11. Асмолов А.Г. От экологических знаний картине мира. // Вест, образования. -1993,-№7, с. 16-56
12. Асмолов А.Г. Психология личности. -М: "Изд-во МГУ",-1990,94 с.
13. Асмолов.А.Г. От экологических знаний к картине мира. Конструирование миров. Вест, образ. - 1993, N7 с 3-41
14. Ахлибинский Б.В., Сидоренко В.М. Научная картина мира как форма философского синтеза знаний. // Философские науки, 1979, -№2.
15. Бель Д. Культурные противоречия капитализма. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
16. Бердяев H.A. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы.
17. П.Бердяев H.A. Человек. Микрокосм, и макрокосм. Русск. косм, антология. -М.: Педагогика. Пресс., 1993, 264 с.
18. Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: "Республика", 1993, 383 с.
19. Бердяев H.A. Самопознание. -Лениздат, 1991, 395 с.
20. Берн Э. "Игры в которые играют люди, Люди которые играют в игры ". -Лениздат, 1992, 400 с.
21. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования. // Сов.педагогика, 1990, №9, с.57-60
22. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Этическая мысль. -М.: Политиздат, 1990, с. 18-20.
23. Биология и современность. Под ред. член-корреспондента АН СССР A.B. Яблокова. -М.: Просвещение, 1990 с 1-14 (206)
24. Богомолова Л.В., Голубева Т.П. Подростковая культура. Проблемы эстетического воспитания. М.: Новая школа, 1994 с 3-38
25. Богомолова Л.В., Лепская H.A., Пронина Е.Е. Искусство в школе: новые возможности практического решения / Проблемы эстетического воспитания подростков, -М., 1994, 94 с.
26. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995 с 9-88
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в Детском возрасте. М: Просвещение, 1968, 124 с.
28. Большая советская энциклопедия. Под ред. Ожигова. т.22, т.1
29. Буденко М.И. Глобальная экология. -М., 1977, с. 53-57
30. Брожик В. Марксистская теория оценки. -М, 1982, 259 с.
31. Васильева З.И. Воспитание убеждений в процессе обучения. -Л., 1980.
32. Василюк Ф.Е. Психология переживания. -М.:Издательство МГУ, 1984, 200 с.
33. Введение в экологию. Под ред. Казанского Ю.А. М., 1992
34. Вернадский В.И. Автотрофность человечества. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, 440 с.
35. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, 440 с.
36. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. -М: "Наука", 1991, 270 с.
37. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. -М:, 1977, кн.2, 210с.
38. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. -Этическая мысль, -М.: Политиздат, 1990, 254 с.
39. Взаимодействие наук. Теоретические и практические аспекты. / Под ред. В.М.Кедрова и П.В.Смирнова. -М.:Наука, 1984, с.24-35
40. Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы. -М., Наука, 1986, 347 с.
41. Выготский Л.С. Психология и учитель. Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Межд. пед. ак., 1995 с 253-258, 325.
42. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития //Социально-политический журнал, №6, 1995, №1, 1996.
43. Гаузен В.А. Восприятие целостных объектов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, с. 152
44. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. М.: Просвещение, 1995. 204с.
45. Глазунов А.Т., Кнорре Е.Б. Экология, техника и производство. М.: Просвещение, 1992, 158 с.
46. Горский А.К. Организация мировоззрения. Русский космизм, антология. -М. Педагогика. Пресс, 1993, 327 с.
47. Готт B.C. и др. О единстве научного знания / Готт B.C., Урсул А.Д., Семенюк Э.П. -М.: Знание, 1977, 64 с.
48. Гривко Е.В. Жизнь как ценность./УМатериалы XXI научно-практической конференции.- Оренбург: Издательство ОГПИ, 1996, с. 50-52
49. Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника сельской школы. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. -Уфа, 1997, с. 145
50. Гривко Е.В. Приоритет духовности в экологическом образовании. //Материалы XX научно-практической конференции.// . Оренбург: Издательство ОГПИ, 1995, с. 125
51. Гривко Е.В. Экологическая образовательная вертикаль "Экология. Человек. Гармония."- Оренбург:"Димур", 1998, 110 с.
52. Гуревич П.С. Человек. М.: Дрофа, 1995, 326 с.
53. Гусейнов A.A. Новое мышление и этика. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1989, 254 с.
54. Гусейнов A.A. Перестройка: новый образ морали. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
55. Давыдова Г.А. Единство человека и природы как философская проблема. -М., 1986.
56. Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия. Биология в школе. М.: Педагогика, 1995, N3 с 20-25
57. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов- на-Дону: Феникс, 1996 476 с.
58. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологическом общении . М.: Просвещение, 1987, 447 с.
59. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. Хрестоматия по педагогической психологии. -М.: Межд. пед. ак., 1995, с.125-130
60. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М., 1978.
61. Ивановская О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа. -Волгоград, 1996, 206 с.
62. Игнатовская Н.Б. Отношение к животным как проблема нравственности. Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988,258 с.
63. Игнатовская Н.В. Природа как ценность культуры. -М., 1987, с.
64. Ильясова Т.В. Современная научная картина мира и проблема образования школьников / Оренбург, 1996, Педагогических вестник № 14, Материалы научно-практической конференции, с.62
65. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л. 1989. 83 с.
66. Клемяшова Е.И. Зеркало моей души // Школьный психолог, март 1997.
67. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780-1782). Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
68. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Творческая педагогика, 1993, 80 с.
69. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Монография. Оренбург, 1996, 188 с.
70. Кирьякова A.B. Становление образа мира. / Оренбург, 1996, Педагогических вестник № 14, Материалы научно-практической конференции, с.84
71. Кон И. С. " Какими они себя видят -М.: Знание пед. факультет, 198 с.
72. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982, с 3-69, 135172
73. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса, М.:, 1997, 78 с.
74. Корнер Т.В. Экологическое образование учителей. Биология в школе. - М.: Педагогика, 1991, N3 43 с.
75. Круглова Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности. Психол. журнал т. 15, N2 1994 с 66-73
76. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Возрастные особенности школьников. М.: Педагогика, 1983, с. 120-196.
77. Крылова О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения. Автореферат. Санкт-Петербург. 1995
78. Крылова Н.В. Формирование культуры будущего специалиста .-М.:Высшая школа, 1990, 142 с.
79. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по нравственному воспитанию. -«Народная асвета», Минск, 1971, 117 с.
80. Кучменко В.С. Экологическое образование. Перспективы развития. Биология в школе. - М.: Педагогика, 1993, N5 с 27
81. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991, 256 с.
82. Лейбин В.М. «Модель мира» и образование человека: критический анализ идей Римского клуба. -М., 1982, с. 110-112
83. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. -М., 1980, 157 с.
84. Лемешев М.А. Природа и общество: логика взаимоотношений. -М., 1978 .
85. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// Вопросы психологии, 1989, N3, с 32-41
86. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир человека.// Вопросы психологии. 1989, N3, с 45-56
87. Леонтьев. А.Н. "Индивидуальность".// Вопросы психологии, 1989, N3, с 18-32
88. Леонтьева М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. - М.: Педагогика, 1994, N3 с 5
89. Лосев А.Ф. Дерзание духов. -М.: Политиздат, 1988, 365 с.
90. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991, 372 с.
91. Л ось В. А. Человек и природа: социально-философские аспекты экологических проблем. -М., 1973.
92. Лысенко Л.П. Природа и общество. -Минск, 1976.
93. Лысова Е.Б. Изучение экологии в школах Франции. //Биология в школе. - М.: Педагогика, 1991, N3 с 52-61
94. Малахов Г.П. Целительные силы, Санкт-Петербург: АО «Комплект», 1995, т.2, с 9-20
95. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988, 139 с.
96. Мальковская Т.Н. Учитель ученик. Хрестоматия по педагогической психологии. -М.: Межд. пед. ак., 1995, 326 с.
97. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний. //Биология в школе. - М.: Педагогика, 1993, N1 с 17-28
98. Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, 425 с.
99. Маслоу А. Психология бытия. -"Рефл-бук", К.:"Ваклер", 1997, 300 с.
100. Матушкин С.Е. Истоки педагогических идей Я.А.Каменского. Я.А.Каменский и современное образование. Проблемы, поиск решения. //Материалы международной конференции, Челябинск, 1997, с. 20.
101. Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Счастье (систематизация мудрых изречений). Этическая мысль. Политиздат, 1988, 258 с.
102. Милтс A.A. Совесть. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990,254 с.
103. Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности. -М.: Издательство полит, лит., 1990, 254 с.
104. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа: РИО, 1992,224 с.
105. Михайлова Н.М. Интеграция экологических знаний школьников. -Автореферат. Оренбург. 1995
106. Моисеев H.H. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания. //Человек 1992, N2 с 5-16.
107. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. М: Молодая гвардия, 1988
108. Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: «Мир», 1993, т. 1,420 с.
109. Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1995, т.1, 239 с.
110. Немов P.C. Психология. -М.: Просвещение, 1995, т.2, с 124-135, 389-418
111. Никандров Н.Д. Россия: ценности образования на пороге XXI века. -М. :Новая школа, 1997.
112. Ольшанский Д.В. Я-сам! Взросление -Я. М.: Знание пед. факультет, 1986, 192 с.
113. Ориентация и деятельность школьников: Монография./ Под ред. Ахаян Т.К. и Кирьяковой A.B. М.: Прометей, 1991 с 6-16
114. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991, 287 с.
115. Орлова Т.М. Тесты для всех. Кшв: Дов1ра, 1991, 64 с.
116. Отношение школьников к природе. / Под ред. И.Д. Зверева и И.Т.Суравегиной. -М.: Педагогика, 1988, с. 12-43
117. Петухов В.В. Психология образа. // Вест. МГУ. сер. Психология, 1979, с.97-99.
118. Печенев В.А. Правдоискательство: нравственно-философская идея и жизнь. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
119. Печчен А. 100 страниц для будущего. -М.: Прогресс, 1980, 132 с.
120. Планк М. Единство физической картины мира. -М., 1966, 262 с.
121. Покуленко Т.А. Вегетарианство как нравственная ценность. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
122. Прихожан. А. Психологический справочник для неудачника или как приобрести уверенность в себе. -М.: Просвещение, 1994, 192 с.
123. Прощицкая Е.А. Выбирай профессию. М.: Просвещение, 1991,140 с.
124. Психология цвета. Сб. пер. с англ. -М.: "Рефл-бук",К.:"Ваклер",1996, 352 с.
125. Психология: Словарь. Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г., 2-е изд. М.: Политиздат, 1990, 494 с.
126. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965, с. 182 -185.
127. Разумовский В.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация.-//Сов. педагогика, 1989, N4, с38-52
128. Разумовский Е.Г., Тарасов J1.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация. //Сов. Педагогика. 1983, № 7, с. 9-13
129. Рахматуллин Р.Ю., Сарваров P.M. Наглядные образы в научной картине мира. // Научная картина мира: основание, формирование, развитие. -Уфа, 1987, с.26-54
130. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1988, 273 с.
131. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. -Россия Молодая, 1994 362 с.
132. Рерих Е., Рерих Н. Агни йога ( Живая этика ). М.: Русский духовный центр, 1992, т. 1,283 с.
133. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос», 1995, 528 с.
134. Роджерс Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Хрестомагия по педагогической психологии. -М.: Межд. пед. ак., 1995, 520 с.
135. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. -М:, 1992, 155 с.
136. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. -М., 1989, сер. «Знание», № 12, с.8-20
137. Сержантов В.Ф. Человек его природа и смысл бытия. -Ленинград: Изд. ЛГУ, 1990, 360 с.
138. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека, М.: Знание, 1989, N 1 с 61-80
139. Скрипник А.П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики. Этическая мысль. Политиздат, 1988, 258 с.
140. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М.: Просвещение, 1992, 158 с.
141. СмирновС.Д. Психология образа и образ мира. // Вестник МГУ, сер. Психология, 1984, № 2, с. 12-30
142. Согомонов Ю.А. Феноменология зависти в Древней Греции. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
143. Соколов В.Е., Чернова Н.М. Экологическому образованию глубокую научную основу. - Биология в школе. - М.: Педагогика, 1991, N3 с 24-29
144. Соловьев B.C. Христос воскрес. Русский космизм, антология. -M.: Педагогика Пресс, 1993, с. 98-126
145. Соловьев B.C. Красота в природе. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, с.127-142
146. Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. Под ред. A.A. Агеева -Волгоград.: Кооператив, книга, 1994.
147. Столович А.Н. Красота. Добро. Истина. -М.: "Республика", 1994, 464 с.
148. Суравегина И.Т. Четыре занятия об экологической опасности на планете. -//Биология в школе. М.: Педагогика, 1991, N3 с 29-42
149. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995, 95 с.
150. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М.: Новая школа, 1994 с 3-8.
151. Тарасов JI.B. Физика в природе. М: Проев., 1988,235 с.
152. Тарасов JI.B. Концепция экологического образования школьников. -М., 1993, с. 25-44
153. Тугаринов В.П. Философия сознания. -М.:Мысль, 1971, 199 с.
154. Шарден. Т. Феномен человека. -М., 1965, 182 с.
155. Умов H.A. Роль человека в познаваемом им мире. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, 325 с.
156. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. -М., 1981, с.69-71
157. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Политиздат, 1981, с. 72, 91,126,357,368.
158. Флоренский П.А. Органопроекция. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, с.85-104
159. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 1987, 174с.
160. Франкл В. Человек в поисках смысла, М.: Прогресс, 1990, 366с.
161. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991, 288 с.
162. Фролов И.Т. Перспективы человека. -М., 1979, 316 с.
163. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: "Республика", 1994, 447 с.
164. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: "Республика", 1993,415 с.
165. Хрестоматия по психологии под редакцией A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987, 447 с.
166. Циолковский К.А. Космическая философия. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, 432 с.
167. Циолковский К.А. Монизм вселенной. Русский космизм, антология. -М.: Педагогика Пресс, 1993, 440 с.
168. Человек в системе наук, /по ред. И.Г. Фролова/. -М: "Наука", 1989, 504 с.
169. Человек и общество. Мир на пороге XXI столетия. /Под ред. Купцова В.И.: Клио. Совместно с ТОО «Кредо XXI». Чебоксары. 1993
170. Чепиков М.Г. Интеграция науки /философские очерки/. -М.: Мысль, 1975, 246 с.
171. ЧибилевА.А. Природа Оренбургской области. Оренбург, 1995.
172. Чижевский A.JI. Колыбель жизни и пульс вселенной. Русский космизм, антология, -М.: Педагогика Пресс, 1993, 498с.
173. Чучелов Н.И. О половом воспитании. М.: "Медицина", 1966, с 28-37
174. Шапошникова В.И. Биоритмы часы здоровья. //Советский спорт, 1991,
175. Шварц С.С. Проблема экологии человека. -//Вопросы философии. 1974, N9 109 с.
176. Шварц С.С. Экология человека: новые подходы к проблеме «человека и природы». //Будущее науки. Международный ежегодник. -М., 1976, вып.9, с. 158-177
177. ШвейдерА. Культура и этика . Благоговение перед жизнью. M.:N11
178. Шикин В. Сталкер из Чертаново. «Свет», N7,1989.
179. Шмаков С. Безбородова Н. От игры к самовоспитанию М.: "Новая школа", 1993,90 с.
180. Шюре Э. Великие Посвященные. Очерк эзотеризма религий. Калуга.: Типография Губернской Земской Управы, 1914 с 1-16
181. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: 1997, с 17-29
182. Экологическое образование школьников. /Под ред. И.Д. Зверева, Т.Н. Суравегиной. -М.:Педагогика, 1983, с. 15-17
183. Экология, наука, общество. //Вопросы философии, 1974, №9, 99 с.
184. Энциклопедический словарь юного музыканта. Состав. Медушевский В.В., Очаковская О.О. - М.: Педагогика, 1985, 352 с.
185. Энциклопедия мысли. Сост. Азарьев O.A., Демидова Л., Нанишвили М., Хоромин Н. Симферополь: Реноме, 1996 с 162-170, 508-509, 546-554, 113-123
186. Я связь миров. Философская лирика русских поэтов XVIII начала XX веков. - Составитель Фалеева В.М. - М.: «Правда», 1989; 462 с.
187. Якеменко Б.Г. Краткий словарь- справочник по истории религии. М.: IRMOS, 1994 96 с.