Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5-6 лет

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Александрова, Наталья Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5-6 лет», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Александрова, Наталья Сергеевна, 1995 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ФИЛОСОФСКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ДЫМКОВСКОГО ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТА

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.Народное искусство как объект эстетического отношения.

1.2.Декоративность дымковской игрушки- объект эстетического отношения детей 5-6 лет.

1.3.Игровая функция дымковского искусства - одна из эстетических традиций народной педагогики.

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЫМКОВСКОМУ

ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ

II. 1 .История вопроса использования дымковского искусства в дошкольном воспитании.

11.2. Анализ понятия "эстетическое отношение" к декоративно -прикладному искусству у детей дошкольного возраста.

11.3.Изучение особенностей проявления эстетического отношения к дымковскому искусству у детей 5-6 лет констатирующий эксперимент).

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЫМКОВСКОМУ НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ

5 - 6 ЛЕТ

III. 1. Задачи, содержание, методика формирующего эксперимента

111.2. Освоение детьми игровой образности дымковского искусства в процессе декоративной лепки.

111.3. Обучение дымковской орнаментальной символике в процессе декоративного рисования.

111.4. Развитие детского игрового творчества на материале дымковских игрушек.

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5-6 лет"

Народное декоративно - прикладное искусство обладает высоким художественным и, соответственно, воспитательным потенциалом, и его издавна считали особой отраслью производства по изготовлению предметов, назначение которых - украшать и поэтизировать быт, рано приобщать к труду детей, доставлять духовное наслаждение, выражающееся в эстетическом * (возвышенно-чувственном) отношении к миру.

В эстетике категория "эстетическое отношение" трактуется как сверхценность, как высшее духовное отношение личности, как универсальная оценочная реакция человека, фиксирующая представления о выразительности предметов, степени их приближения к совершенству (Ю.Н.Борев, М.С.Каган, Н.Б.Крылова, Л.Н.Столович и др.).

Эстетические отношения, реализуемые в структуре эстетической культуры общества, определяются практикой людей и одновременно регулируют художественные виды деятельности (Н.Б.Крылова). Поэтому взаимодействие дошкольника с произведениями декоративно - прикладного искусства в системе "субъект-объект", как отмечалось в исследованиях Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Казаковой, Л.Е.Одерий, Л.В.Пантелеевой, И.А.Лыковой и др., направлено на становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к декоративно - прикладному искусству.

По мнению ученых (3, 6, 14, 45, 71, 106, 153, 166, 184, 186, 193, 194), декоративные особенности народного прикладного искусства, заключающиеся в выразительности цвета и пластики, в разнообразии материалов и их обработки , ♦эстетическое - чувственное, "эстезис" - чувство. форм, орнаментальности и символики, являются средством эстетического воспитания дошкольников, основой для становления и формирования эстетического отношения к искусству и реальной действительности.

В прикладных искусствах создан специфический вид - народная игрушка, с которой начиналось эстетическое освоение мира ребенком. Наибольшей выразительностью обладает русская дымковская игрушка , которая рассматривается искусствоведами (3, 5, 8, 30, 38, 39, 46, 106, 144, 191,200, 204) как эстетическая модель мира, на фоне которой возможно сформировать w эстетическое отношение к искусству.

Дымковский народный промысел изучался у нас в России и за рубежом с точки зрения украшения интерьера. К сожалению, в настоящее время крайне недостаточно используется тот игровой и декоративный потенциал, который был изначально заложен народными умельцами в дымковскую народную игрушку. Глиняная игрушка ощутимо близка к скульптуре и может считаться ее разновидностью. В ней " живет" пластика, как выразительное средство искусства, с помощью которого моделируется, изображается мир со всей убедительностью и конкретностью. При этом игрушка носит прикладной характер. Она приспособлена к детской игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Исследователи детской игры продолжили изучение традиций народной педагогики , и, по мнению Д.В.Менджерицкой, А.К.Бондаренко и др., ребенка нельзя заставить играть, а можно вовлечь в игру. Предполагаем, что" невозможно обязать ребенка изобразить что - то, выполнять трудовые поручения, общаться и познавать реальную действительность и эстетическую культуру " (54, с. 25). Выявлено, что только через разработку и использование игровых воображаемых ситуаций, обеспечивающих ненасильственное, избирательное приобщение детей к изобразительной и трудовой деятельности, удалось значительно повысить эффективность формирования таких качеств личности, как познавательной активности (Р.И.Капустина), коммуникативной активности ( Н.Э.Фаас), трудовой активности (Л.И.Сайгушева), эстетической активности (С.В.Иванникова, Р.Г.Казакова, О.Р.Лагутина и др.).

Однако проблема использования декоративно - игровых особенностей русского народного дымковского искусства как объекта эстетического отношения детей в исследованиях не ставилась. В нашем исследовании предполагается постановка и решение ряда задач, связанных с теоретическим обоснованием и экспериментальным изучением путей "возвращения" дымковской народной игрушке ее игровой функции. Это определяет проблему освоения детьми игровых и декоративных особенностей дымковского искусства как объекта эстетического отношения, а его формирование у детей 5-6 лет как актуальную педагогическую проблему в системе эстетического воспитания дошкольников. Выявленное противоречие между накопленным эстетическим опытом декоративно - игрового потенциала дымковского народного искусства и недооценкой его в педагогике, а также отсутствие теоретических исследований и практических рекомендаций по его использованию в эстетическом воспитании детей послужило основанием для определения проблемы диссертационной работы.

Проблема исследования - каковы педагогические условия освоения декоративно - игровых особенностей дымковского народного искусства как объекта детского эстетического отношения.

Решение проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами дымковского народного искусства и декоративной деятельности по его мотивам.

Предмет исследования - педагогические условия эффективного формирования эстетического отношения к дымковским народным игрушкам на основе освоения их игровой и декоративной функций.

В соответствии с целью и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

1.Изучить декоративно - игровые особенности дымковского декоративно - прикладного искусства как объекта детского эстетического отношения.

2.Выявить особенности формирования эстетического отношения к дымковскому искусству у детей 5-6 лет.

3.Разработать программу и методику организации декоративной и игровой деятельностей детей 5-6 лет по мотивам дымковского искусства, обеспечивающих формирование эстетического отношения к нему.

Гипотеза исследования .

Формирование детского эстетического отношения и декоративно - игрового творчества у детей 5-6 лет возможно при условии:

• если объектом эстетического отношения избирается народное декоративно - прикладное искусство , наиболее доступное и соответствующее особенностям эстетического освоения мира детьми дошкольного возраста посредством их ведущего вида деятельности - игры. Предполагается, что таким требованиям наиболее полно отвечает искусство дымковской игрушки с ее декоративной и игровой функциями;

• если процесс формирования будет характеризоваться как развитие эмоционально - ценностного переживания, усвоение художественного опыта народного дымковского промысла, развитие игрового и декоративного творчества, развитие детского игрового творчества на материале дымковских игрушек;

• если будет разработана программа по эстетическому освоению художественного опыта дымковского промысла , включающего следующие его особенности: игровая образность, пластическая стилизованность , орнаментальная символичность, цветовая гармоничность.

Методологической основой исследования являются положения эстетики, искусствоведения, педагогики, психологии , содержащие важнейшие положения:

• о понятии эстетического отношения как философской категории;

• о народном искусстве, как специфической форме общественного сознания и объекта эстетического отношения;

• о социальной, творческо - деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития;

• о роли ведущей деятельности в развитии и формировании личности на разных возрастных этапах.

В исследовании использованы следующие методы:

• теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

• анализ декоративно - игровых особенностей произведений дымковского искусства с целью художественно - научной разработки и включения их в экспериментальную программу по эстетическому воспитанию;

• наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста, педагогической деятельности воспитателей и преподавателей;

• наблюдение и анализ дидактических , сюжетно - ролевых и творческих детских игр, в том числе игр с народными и созданными детьми игрушками;

• педагогический эксперимент ( констатирующий , формирующий, контрольный) с целью выявления состояния практики, исходных уровней эстетического отношения у детей, проверки эффективности разработанных вариативных экспериментальных программы и методики;

• анализ учебных планов и программ по эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства;

• анализ результатов детского декоративного творчества;

• анкетирование, индивидуальные беседы;

• методы статистической обработки материалов эксперимента.

Научная новизна исследования. Теоретически обоснована и экспериментально проверена доступность для освоения детьми 5-6 лет декоративно - игровых особенностей дымковского искусства как объекта эстетического отношения. Впервые подвергается изучению декоративно - игровой потенциал дымковских игрушек и особенности формирования к ним эстетического отношения у детей 5-6 лет.Уточнено понятие детского эстетического отношения, систематизировано и расширено научное знание о методике формирования эстетического отношения к народному дымковскому искусству у детей 5-6 лет; сделан анализ декоративно -игрового потенциала народного дымковского искусства; определены критерии отбора искусствоведческого содержания, обеспечивающего динамику формирования эстетического отношения к прикладному дымковскому искусству выявлены педагогические условия эффективного формирования детского эстетического отношения .

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы "Дымок" * и внедрении ее в систему дошкольного воспитания как дополнительной, надбазисной; подготовлены художественно дидактические пособия, дидактические игры, методические рекомендации для широкого использования в практике работы дошкольных учреждений.

Результаты исследования включены в курс "Теория и методика развития детского изобразительного творчества" в педагогических колледжах и университетах на факультетах дошкольного воспитания; разработана и внедрена программа для курсов повышения квалификации воспитателей, преподавателей детских изостудий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены методологическим подходом; анализом и использованием традиций народной педагогики и достижений современной психолого -педагогической науки; применением комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его целям, задачам, логике; длительностью и широтой эксперимента; положительной оценкой программы и методики воспитателями дошкольных учреждений, преподавателями колледжей,детских изостудий, вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

• дымковское декоративно-прикладное искусство может выступать объектом эстетического отношения детей 5-6 лет, т.к. характеризуется полнотой эстетического (декоративно - игрового) потенциала, включающего игровую образность, пластическую стилизованность, орнаментальную символичность, цветовую гармоничность; "Дымок" - от названия "Дымковская слобода", которое произошло по преданию от дыма над крышами домов, где обжигались игрушки. особенности формирования эстетического отношения к дымковским игрушкам характеризуются как процесс развития эмоционально -ценностного переживания, усвоения народного декоративно - игрового художественного опыта дымковского промысла, развития детского декоративного творчества, развития детского игрового творчества на материале дымковских игрушек;

•эффективность программы и методики формирования эстетического отношения к дымковской игрушке обусловлена соотношением искусствоведческого декоративно - игрового потенциала с возрастными особенностями дошкольников, ведущим видом деятельности которых является игра.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались на следующих международных конференциях: 1) "Педагогика ненасилия в деятельности породненных школ", секция "Гуманистическая направленность деятельности педагога по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства", Москва, 1992; 2) "Новое образование", Париж, 1994; 3) "Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте", Москва, 1995 ; на межреспубликанских конференциях : 1) "Вятская земля в прошлом и настоящем", Киров, 1992, 1995; 2) "Педагогика ненасилия", Киев, 1991; 3) "Педагогика ненасилия", Москва, 1993; 4) "Педагогика ненасилия", Санкт - Петербург, 1994; на межвузовских конференциях: в МПГУ, Москва, 1991, 1992, 1995; Шадринск, 1992; Киров, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994; на педагогических советах в дошкольных учреждениях г.Кирова, г.Москвы, 1992, 1993, 1994; на семинарах дошкольных работников и преподавателей детских изостудий, г.Киров, 1992, 1993, 1994.

I ГЛАВА ФИЛОСОФСКО - ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ДЫМКОВСКОГО ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало эффективность и положительные результаты решения проблемы формирования у детей 5-6 лет эстетического отношения к российскому декоративно - прикладному дымковскому искусству. Эффективность использования экспериментальных содержания и методик обусловлена соотношением специфики искусствоведческо - педагогического материала народного искусства, выраженного в декоративно - игровом потенциале, с адекватными этому потенциалу возрастными особенностями, выраженными ведущей деятельностью - игровой.

В результате исследования было выявлено, что дымковское искусство и как объект детского эстетического отношения и как традиция народной педагогики включает достаточную полноту эстетическо - педагогического потенциала, из которого отобраны декоративно - игровые особенности наиболее общие и типичные, а главное, доступные для эстетического освоения их детьми: игровая образность, пластическая стилизованность, орнаментальная символичность, цветовая гармоничность.

Эффективность разработанных и использованных программы и методики по эстетическому воспитанию для дошкольных учреждений традиционного и надбазисного типа обеспечили возврат в процесс воспитания детей такой традиции народной педагогики, как раннее приобщение детей к самостоятельному созданию игрушки, начиная с бесформенного комка глины, гармоничного орнаментального оформления и завершая игрой с этими игрушками.

Исследованы особенности формирования у детей 5-6 лет эстетического отношения к дымковскому народному искусству, в структуре которого выявлены некоторые отношения детей старшего дошкольного возраста:

- эстетическое переживание под влиянием игровой образности "дымки";

- формирование эстетических представлений в результате активного усвоения художественно - педагогического опыта народа, отраженного в облике и содержании игрушек;

- развитие детского декоративного творчества в результате обучения доступной народной технологии лепки и росписи игрушек;

- выражении их комплекса в выполнении специальных игровых ролей и развитие игрового творчества, обогащение детской игры новыми ролевыми образами народной игрушки и возможностью самим лепить эти образы.

Уточнен доступный детям 5-6 лет объем художественного народного опыта многих поколений, отраженного в русском декоративном дымковском искусстве, являющееся объектом эстетического отношения , который обладает достаточной полнотой эстетико - педагогических традиций, включающих следующие характеристики: игровая образность , пластическая стилизованность, орнаментальная символичность ( украшение), цветовая гармоничность.

Освоение детьми запрограммированных умельцами декоративно игровых функций дымковского декоративного искусства как художественно -педагогического народного опыта осуществлялось наиболее эффективно при условии: погружение в мир русского народного дымковского искусства; освоение игровой функций готовых дымковских произведений; овладение декоративными особенностями игрушек в процессе обучения лепке, рисованию; обыгрывание созданных детьми игрушек в дидактических , сюжетно - ролевых, творческих играх.

Анализ результатов эксперимента показал, что к особенностям формирования эстетического отношения к дымковскому искусству относится и поэтапность его формирования.

Первым этапом являлось освоение игровой образности , который наиболее эффективно осуществлялся в процессе лепки. Использованное богатство образно - игрового содержания дымковского искусства ( всадники, гусары, фантастические многоглавые чудища, образы диких и домашних животных, сказочных лесов и лугов, привлекающих внимание мальчиков; многообразие женских образов, так любимых девочками ) способствовало эффективному воздействию игрушек на детское воображение и игровое творчество, запрограммированное русским народом с целью играючи вводить детей в мир труда и взаимоотношений, в мир единения человека и природы. Вместе с тем, в контрольных группах, где по программе не предусматривается поэтапность, дети рисовали элементы дымковской росписи, что не способствовало овладению игровой образностью. Вторым этапом являлось овладение детьми дымковской орнаментальной символикой, что осуществлялось в процессе обучения детей декоративному рисованию. Эффективность экспериментальной программы подтверждается сравнительным анализом на этом этапе данных контрольных групп, в которых по типовой программе продолжали обучать детей копированию декоративных элементов росписи, но без усвоения ее орнаментальной символичности, что отражалось в нарушении стильности росписи и бедности ее средств. В то же время в экспериментальной группе на исходном уровне никто из детей не остался.

Третьим этапом формирования эстетического отношения к дымковской игрушке являлось свободное детское игровое творчество на материале дымковского народного искусства под влиянием развивающей среды. В контрольных группах была создана игровая среда и дети с любопытством рассматривали материалы, игрушки, однако игры у них не возникали. В экспериметальных группах нами зафиксированы 15 игр с дымковскими игрушками (Приложение 20).

Исследование подтвердило необходимость включать в структуру и содержание программ по эстетическому воспитанию дошкольников в России, наряду с общенациональными и общекультурологическими материалами, надбазисный региональный или национальный аспект. Для русских детей дошкольного возраста он представлен в форме дымковского народного искусства с его декоративно - игровым содержанием, обеспечивающим формирование эстетического отношения детей к миру и искусству ( Приложение 21 ).

Достигнутый в ходе исследования высокий уровень эстетического отношения к дымковскому искусству у детей 5-6 лет обусловлен научно методическим художественным обеспечением, содержание которого определилось в процессе педагогического эксперимента, искусствоведческого анализа декоративно - игрового потенциала " дымки", а также в результате художественного творчества автора диссертационного исследования. В научно -методическое обеспечение вошли : нетрадиционная коллекция дымковских игрушек, впервые разработанные художественно - дидактические игры и пособия, таблицы и эскизы с опорными декоративными знаками и заданиями, созданные по архивным материалам в музее дымковской игрушки и по работам известных народных художников Г.Л.Михалициной, Л.Н.Докиной, В.Н.Племянниковой, О.Н.Коноваловой и др.

Использование научно - методических материалов обеспечило высокие результаты, которые выражены в динамике сформированности эстетического отношения к дымковской игрушке (таблица 7), которая прослеживается у всех детей экспериментальных групп ; переход от 1-2 % детей, отнесенных к высокому уровню (из семей дымковских художников ) к 73% на контрольном этапе ,

Выявлены перспективы исследования - изучение эстетического отношения у детей младшего школьного возраста и необходимость создания программ типа " Детский сад - школа", которые обусловлены в связи с изменениями в структуре системы образования в России.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Александрова, Наталья Сергеевна, Москва

1. Алеева А. Роль дымковской игрушки в эстетическом воспитании //Дошкольное воспитание. - 1982. - N 1.- С. 19 - 22.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

3. Бакушинский A.B. Исследования и статьи : избранные искусствоведческие труды ( сост. сб. Либерфорт и др. ). М. : Сов. художник, 1981.-351 с.

4. Бартрам Н. Д. Игрушка, ее история и значение. М., 1912 .-245 с.

5. Блинов Г. Чудо кони, чудо - птицы: Рассказы о народной игрушке. - М. : Детская литература, 1977. - 190 с.

6. Богатеева З.А. Пути формирования декоративно орнаментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте ( на материале аппликации): Автореферат дис. канд. пед. наук. - Л., 1973. - 16 с.

7. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества. М. : Искусство, 1971. - 544 с.8 .Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.-Л. : Искусство, 1975. 142 с.

8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1977,- 95 с.

9. Ю.Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду.- М., 1995. 28 с.

10. Буре P.C. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду -М., 1981.-87 с.

11. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М.: Сов. художник, 1966.- 118 с.

12. З.Васильева JI. Психологический анализ отношения подростков к изобразительному искусству: Автореферат дис. канд. психол. наук. -М., 1972.-25 с.

13. Н.Васильева Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1956.- 16 с.

14. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М. : Просвещение, 1969. - 365 с.

15. Венгер Н.Б. Путь к развитию детского творчества //Дошкольное воспитание. 1983. - N 11.- С. 32 - 35.

16. Венев И.Д. Экспериментальное исследование развития восприятия цвета в дошкольном детстве: Автореферат дис. канд. пед. наук.-М., 1965.- 19 с.

17. Ветлугина H.A. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему//Основы дошкольной педагогики. -М., 1980. С. 193 - 200.

18. Вишнева Г.М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1984 .- 16 с.

19. Воспитание и обучение в детском саду (под ред. A.B.Запорожца, Т.А.Марковой). М.: Педагогика, 1976.- 558 с.

20. Восприятие и деятельность (под ред. А.Н.Леонтьева).- М., МГУ, 1976.320 с.

21. Восприятие и действие (под ред. А.В.Запорожца). М. : Просвещение, 1967.-323 с.

22. Временное положение о государственном общеобразовательном учреждении РСФСР // Вестник образования МП РСФСР. 1991 -N5

23. Вундт В. Фантазия как основа искусства СПБ, 1914. -125 с.

24. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском творчестве. М. 1980. - 80 с.

25. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987. - 344 с.

26. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд - во Ленингр. Унта, 1974. - 152 с.

27. Генезис сенсорных способностей (под ред. Л.А.Венгера). М. : Педагогика, 1976. - 256 с.

28. Георгиев Ф.И. Чувственное познание. М., Московский университет, 1965. 235 с.

29. Герчук Ю. Что такое орнамент//Декоративное искусство. 1978. - N 1.- С. 20 - 23.

30. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев, 1990. - 203 с.

31. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2-е испр. и доп.- М., Изд во Московского университета , 1977 . - 246 с.

32. Гончарова Е.В. Воспитание эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у детей старшего дошкольного возраста (6-ой год жизни) : Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1987.- 15 с.

33. Горунович Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда : Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1986.- 16 с.

34. Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства : Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 16 с.

35. Громов Е.С. Природа художественного творчества.-М., 1986. 238 с.

36. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований.- М., 1986. 154 с.

37. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.- М., 1914. 89 с.

38. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути исторического развития.- М.- Л.: Академия наук СССР, 1936.- 109 с.

39. Джола Д.Н. Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания: Автореферат дис. канд. филос. наук. -Киев, 1974.- 28 с.

40. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальных классов (в педагогических вузах и училищах) // Начальная школа. -1990.-N7.-C. 3-6 .

41. Дмитриев Ю.А. Диагностика готовности детей к обучению детей в школе.- М.:Ассоциация профессионального образования, 1994.-72 с.

42. Добринская Е.И. Соотношение искусства и игры: Автореферат дис. канд.филос. наук. -М., 1976. 16 с.

43. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: младшая разновозрастная группа: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992 . - 42 с.

44. Дронова О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед.наук. М., 1987. - 16 с.

45. Дымковская игрушка .- М.: Планета , 1971. 86 с.

46. Иванов В.П. Практические и духовные предпосылки эстетического отношения. Киев, 1968. - 148 с.

47. Иванникова С.А. Аппликация как вид художественно трудовой деятельности дошкольников // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1989. - С. 101 - 109.

48. Иванникова C.B. Формирование выразительного образа в аппликации у детей 6-го года жизни : Автореферат дис. канд. пед. наук.-М., 1991.-16 с.

49. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд.доп.- М. : Учпедгиз, 1961.- 223 с.

50. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно практической конференции 11-14 апреля 1995 г. - М., 1995. - 167 с.

51. Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1987. 18 с.

52. Исследования эстетического восприятия. Семиотика и искусствометрия. Современные исследования (Состав, и ред. Ю.М.Лотман). -М., 1972.- 298 с.

53. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л. : Художник РСФСР, 1961. - 160 с.

54. Казакова Р.Г. Рисунки с натуры //Детское творчество.- М., 1970. С. 58

55. Казакова Р.Г. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей //Воспитание детей в старшей группе детского сада .- М.,1984.- С. 253 275.

56. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности : Социально педагогический аспект. - М., 1985. -71 с.

57. Казакова Р.Г. Художественная деятельность как модель комплексного подхода к формированию активности личности //Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М. : Прометей, 1990. - С. 87 - 100.

58. Казакова Р.Г. Принципы ненасилия в методике преподавания изобразительного искусства в студиях развития детского творчества //Воспитание свободной независимой ответственной личности.- С.- Петербург, 1994.-С. 121-125.

59. Казакова Р.Г. Игровой аспект детского изобразительного творчества //. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте . Материалы международной научно практической конференции 11-14 апреля 1995 г. - М., 1995. - С. 24 - 26.

60. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.,1985. 214 с.

61. Капустина Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

62. Калистру Р.В. Эстетическое воспитание детей 6-го года жизни средствами молдавского народного декоративно прикладного искусства : Автореферат дис.канд. пед. наук. - М., 1989.- 16 с.

63. Кершенштейнер Г. Развитие художественных способностей ребенка.-М., 1914.-215 с.

64. Кириченко Н.Т. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения коллективно выполнять задания (на материале сюжетного и декоративного рисования): Автореферат'дис. канд. пед. наук.- Киев, 1987. 16 с.

65. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. - 304 с.

66. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одно из основ художественно педагогического образования : Автореферат дис.канд. пед. наук. - Л., 1959. - 19 с.

67. Ковальская Е.Г. Декоративное рисование:Пособие для воспитателей. Альбом. М.: Учпедгиз, 1960. - 35 с.

68. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. Обучение и творчество. М., 1990. - 144 с.7Я.Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970 .- 152 с.

69. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984.- 119 с.

70. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч.: в 2-х т., т. 1. М., 1982.-С. 242-476.

71. Кондратенко Ф.Д. К вопросу о природе и сущности эстетического отношения : Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1978. - 19 с.

72. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике ( раннее детство ) : Учебное пособие для пед. инст -тов. М.: Просвещение, 1989.- 109 с.

73. Кононова И.М., Литвинова С.М. К вопросу онтогенеза общения в игровой деятельности детей // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно практической конференции 11 - 14 апреля 1995 г. -М., 1995.-С. 75 -77.

74. Концепция общего среднего образования //Учительская газета .- 1986. -N23.-С. 1 -3.

75. Концепция Российской Федерации (проект) //Аргументы и факты. -1992.-N 12, март.-С. 1 -2.

76. Концепция четырехлетнего начального образования (состав. Давыдов В.В., Пышкало A.JI.) // Начальная школа. 1992. - N 7, 8.

77. Косминская В.Б., Халезова Н.Б., Казакова Р.Г. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981.- 144 с.

78. Котляр В.Ф. Формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1975. 18 с.

79. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.- 146 с.

80. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников I-VT классов общеобразовательной школы: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.

81. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества . М.: Просвещение, 1971 .- 144 с.

82. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М., 1972. - 192 с.

83. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в I-III классах. М., 1979. - 154 с.

84. Кузьмина Н.В. Обучение детей декоративному рисованию // Дош.виховання. 1959. - N2. - С. 14 - 16.

85. Колаев К.В. Эстетическое воспитание: Пути преемственности. -М., 1986.- 65 с.

86. Курочкина H.A. Сенсорные основы лепки детей дошкольного возраста (5-7 лет): Аватореферат дис. канд. пед. наук.- JL, 1968. 18 с.

87. Кустов Ю.А. Преемственность в обучении. М., 1978.- 171 с.

88. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей .- М.: Просвещение , 1965.-207 с.

89. Лагутина O.P. Преемственность обучения рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

90. Лазарь Т.И. Исследование соотношения различных видов рисованиягпри обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 26 с.

91. Латынин Л.А. Образы народного искусства. М., 1983. - 115 с.

92. Леонтьев А .Н . О формировании способностей Вопросы психологии. -1960 .-N 1.-С.-7-17.

93. Леонтьев А.Н. Деятельность . Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

94. Лепилов K.M. Рисование и моделирование ребенка дошкольника.-Л., 1925.-84 с.

95. ЮО.Лернер И .Я., Скаисин М.Н. Дидактика средней школы.- М. : Просвещение, 1975. 303 с.

96. Личность и отношение человека. Проблемы личности. Материалы симпозиума. М. 1970 2 Т. - 422 с.

97. Ю2.Локуциевская Г.Г. Образные игрушки в эстетическом воспитании детей 5-7 лет: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1973. - 16 с.

98. Люблинская A.A. Детская психология. М. : Просвещение, 1971.- 48 с.

99. Лыкова И.А.Формирование эстетического отношения к декоративно прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале народной аппликации): Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1994. - 187 с.

100. Максимов Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет (на материале декоративно-прикладного творчества): Автореферат дис. канд. пед. наук.-М., 1969. 25 с.

101. Юб.Максимов Ю.В., Чураков В.Н. Русское народное декоративно -прикладное искусство в детском саду. М.: Сов. художник, 1980. - 54 с.

102. Максимов Э.Н. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей 3-5 лет с цветом: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1973 .- 19 с.

103. Маршак Б.М. Декоративное рисование в детском саду. Минск: Нар. асвета, 1979. - 48 с.

104. Ю9.Мейлах B.C. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.: Искусство, 1985 . 318 с.

105. Ю.Мелик Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М. : Знание, 1981. -96 с.111 .Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре : Пособие для воспитателя для детского сада // Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

106. Менджерицкая Д.В., Зинченко O.K., Бочкарева Л.П. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение 1979.- 175 с.

107. Методические рекомендации к чтению проблемной лекции "Исторические закономерности художественного развития". М., 1982.-21 с.

108. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. училищ (под ред. Т.С.Комаровой). М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

109. Моляко В.А.Психология творческой деятельности. Киев, 1978.-47 с.

110. Мудрик A.B. Личностный подход в воспитании //Магистр I. 1991. - N 8. -С. 61 -63.

111. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981. - 240 с.

112. Народные художественные промыслы СССР. М. : Сов. художник, 1983.- 367 с.

113. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987. - 192 с.

114. Основы художественного ремесла (под ред. В.А.Бородулина).-М.: Просвещение, 1979. 225 с.

115. Пантелеева JT.В. Развитие чувства цвета у детей 5 7 лет: Автореферат дис.канд. пед. наук. - М., 1970. - 23 с.

116. Пантелеева JT.B., Каменев С., Станоевич Кастори М.Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. - М. : Просвещение -Белград, 1987. - 288 с.

117. Паныпина И.М. Декоративно прикладное искусство. - Минск : Нар. асвета, 1975. - 112 с.

118. Писарский П.С. Эмоционально оценочное восприятие живописи у учащихся младшего и среднего школьного возраста: Автореферат дис.канд. пед. наук. - М., 1985. - 17 с.

119. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения . М.: Политиздат, 1958.- 903 с.

120. Подготовка детей к школе //Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1980. - С. 27 - 51.

121. Попова О.С.Русское народное искусство. М. : Легкая индустрия, 1972. - 192 с.

122. Попова Ф., Хушвахтова Л., Гольцева И. Рисование по мотивам народного творчества //Дошкольное воспитание. 1968. - N 5.- С. 18 - 23.

123. Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1977. - 20 с.

124. Поровская Г.А. Народное декоративно прикладное искусство в системе профессионально - педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Автореферат дис.канд. пед. наук. -М., 1990. - 16 с.

125. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников (под ред. В.С.Кузина). М., 1974. - 143 с.

126. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1988. -174 с.

127. Программа воспитания и обучения в детском саду (отв. ред. М.А.Васильева). М., 1985 . - 174 с.

128. Психология личности и деятельности дошкольника (под ред. А.В.Запорожца, Д.В.Эльконина). М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

129. Психология процессов художественного творчества. М.: Изд во АПН СССР, 1980.- 285 с.

130. Психолого педагогические механизмы формирования качеств социально - активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Сборник научных трудов. - М. : МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.- 133 с.

131. Пурик Э.Э.Взаимосвязь и взаимозависимость оценки и самооценки рисунков младших школьников как фактор художественно творческого развития: Автореферат дис.канд. пед. наук. - М., 1989. - 16 с.

132. Развитие художественных способностей (под ред. Н.П.Сакулиной .-M -: АПН РСФСР, 1959. 368 с.

133. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Искусство, 1970.255 с.

134. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М. : Мысль, 1969.- 188 с.

135. Раппопорт С.Х. Гноселогические проблемы художественного мышления: Автор. Дис.док-pa фил.наук. М., 1968. - 48 с.

136. Рисование в детском саду (под ред. Н.П.Сакулиной). М.: АПН РСФСР, 1951.-40 с.

137. Рогалева Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6-7 лет (на материале орнаментального творчества): Автореферат дис.канд. пед. наук. Л., 1969. - 16 с.

138. Рогалева Е.С. Декоративные виды изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Пермь, 1974. - 71 с.

139. Романова Е.Ф., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. M : Дидакт., 1991. - 256 с.

140. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : Учебник для студентов худ. граф. фак. пед. институтов. - М. : Просвещение, 1980. - 239 с.

141. Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1979.-416 с.

142. Сайгушева Л.И. Приобщение дошкольников к общественно полезному бытовому труду и воспитание их трудовой активности: Методические материалы ( под ред. Р.Г.Казаковой). - М.: Прометей, 1990.-41 с.

143. Сакулина Н.П.Народное декоративное искусство в работе с детьми детского сада. М. : Известия АПН РСФСР, 1947, вып. N'11.- С. 125 - 139.

144. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисования. М.: Известия АПН РСФСР 1959, вып. N 100.-С. 7-98.

145. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М. : Просвещение, 1965. -214 с.

146. Сакулина Н.П. Национальное искусство и детское творчество //Дошкольное воспитание. 1965. - N 5.- С. 11 - 12.

147. Сакулина Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности //Дошкольноевоспитание.- 1969.-И 5.-С. 50 55.

148. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1957. - 151 с.

149. Сенсорное воспитание в детском саду ( под ред. Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддъякова). М.: Просвещение, 1969.- 215 с.

150. Система эстетического воспитания в детском саду (Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: АПН РСФСР, 1962.- 372 с.

151. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Глобальные проблемы человечества и педагогика ненасилия // Материалы Второго Межреспубликанского семинара "Принципы ненасилия в обучении и воспитании" (Киев, 17-19 октября 1991). -М., 1992.-С. 3-4.

152. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия //Магистр I. М., 1992. - N 4 .- С. 50 - 55.

153. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия : От оптимистической утопии к гуманистическому реализму //Магистр I. М., 1992. - N 10.-С. 15-20.

154. Смирнова Р.Н. Роль народного декоративно прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании (на материале искусства малых народов Приамурья) : Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1978. - 16 с.

155. Смирнова Р.Н. Декоративно прикладное искусство в детском саду //Дошкольное воспитание. - 1986. N 12.- С. 18 - 20.

156. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореферат дис.канд. пед. наук.- М., 1976. 16 с.

157. Старкова И.А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с народным декоративно прикладным искусством : Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 16 с.

158. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1968. - 81 с.

159. Соколова Т.М. Орнамент- почерк эпохи.- Л.: Аврора, 1972. 148 с.

160. Столович Л.Н. Жизнь Творчество Человек.- М.: Политиздат, 1985.- 274с.

161. Столович Л.Н. Красота Добро Истина М. : Республика, 1994.264 с.

162. Творческий процесс и художественное восприятие. Комиссия комплексных изучений художественного творчества. Ред.колл.: Б.Ф.Егоров и др. /Научный Совет по истории мировой культуры. Л.: Наука, 1973. - 278 с.

163. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1985.- 255 с.

164. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Известия АПН РСФСР. Вып. 11. - М., 1947.- С.7 - 26.

165. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1984. - 175 с.

166. Тымкив Б.М. Формирование художественно исполнительской культуры старших школьников на занятиях народным декоративно прикладным искусством (на материале народного искусства Украины): Автореферат дис.канд. пед. наук. - М., 1990.-16 с.

167. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.-2 е изд -М. :Просвещение, 1961.-77 с.

168. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей ( под ред А В Запорожца ) . -М.: Учпедгиз, 1976. 96 с.

169. ФаасН.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в процессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы (от 3 до 7 лет): Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1991. 16 с.

170. Филиппенко JI.A Формирование эстетической потребности Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1970. - 18 с.

171. Флерина Е.А. Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6-7 лет. М. : Известия АПН РСФСР, 1948, вып. N 16. - С. 59 - 110.

172. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста .- М., 1956. 160 с.

173. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., . 1961.- 189 с.

174. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1973. 111 с.

175. Халезова Н.Б. Развитие творчества детей на занятиях мелкой декоративной пластикой //Дошкольное воспитание . 1979. - N4. - С. 28 - 29.

176. Халезова H.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателей.-М. ¡Просвещение, 1984. 112 с.

177. Художественное воспитание в детском саду (сост.Е.Г.Ковальская). М. : Учпедгиз, 1959. - 155 с.

178. Художественное творчество и ребенок (под ред. Н.А.Ветлугиной).- М. :Педагогика, 1972.- 287 с.

179. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя (под . ред. Н.А.Ветлугиной). М. :Просвещение, 1974. - 175 с.

180. Чекалов А.К.Основы понимания декоративно-прикладного искусства.- М. :Изд во Акад.худоств. СССР, 1966. - 67 с.

181. Чернова О.С. Формирование у младших школьников Эстетического восприятия искусства : Автореферат, дис.: канд.пед.наук. -Харьков, 1990 . 16 с.

182. Шейтанова Ц.Н.Болгарское творчество и декоративная деятельность в детских садах:Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1971. - 29 с.

183. Шпикалова Т.Я.Развитие детского творчества средствами декоративно- прикладного искусства :Автореферат дис.канд. пед. наук. -М., 1965. 19 с.

184. Шпикалова Т.Я.Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд.- М. : Просвещение, 1979. - 192 с.

185. Эстетическая культура советского человека (под ред. М.С.Кагана). -Л., 1975. 168 с.

186. Эстетическое воспитание в детском саду (под ред. Н.А.Ветлугиной). 2-е изд. М. :Просвещение, 1985. - 207 с.

187. Эстетические категории:формирование и функционариование. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1985. - 109 с.

188. Эстетический опыт и эстетическая культура (отв. ред. Киященко Н.М., Маньковская М.Б.). М., 1992 . - 154 с.

189. Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов: Сб.науч.трудов. М. :НИИ художественной промышленности, 1992. - 227 с.201 .Эстетическое отношение подростков к искусству идействительности: Сб. науч. трудов. М., 1983. - 118 с.

190. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1963. - 23 с.

191. Якобсон П.М.Психология художественного творчества.- М. : Знание, 1971.-48 с.

192. Burkhart R.C.Evaluation of Learning in Art//Art Education.-1965.-Yol.8.

193. Corman J.Le test du dessin de famille chans la practigue medico-pedagogigue.- Paris, 1964.

194. Stora R.Le fest lAarbre. Pris:Presses uniwersittaires de France. - 1978.

195. Barthe N., Coulbeau Cn., Lemercie D. LAecole, psychologie, orientation. Paris, 1977.

196. Chauchard P.LAenfant de 4 a 5 ans a lAecole maternelle Armand Colin. -Paris, 1973.