Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Радюхина, Елизавета Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Радюхина, Елизавета Ивановна, 1997 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ШЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОДОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

I.I, Теоретические основы формирования эстетической культуры (философские, психолого-педдгогические основы)

1.П. Место и роль эстетической культуры в системе повышения квалификации учителей

Глава П. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РУКОВОДСТВА ФОРМИРОВАНИЕМ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОТЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

П.Х. Содержание экспериментальной программы формирования эстетической культуры учителей в системе повышения квалификации в институтах усовершенствования учителей (институтах развития образования)

П.П. Педагогические пути, метода и средства формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации

Л,Ш. Особенности педагогического руководства формированием эстетической культуры учителя в условиях самообразования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации"

Актуальность исследования. На современном этапе реформирования системы народного образования, в условиях ее демократизации и гуманитаризации особую важность приобретают две проблемы, имеющие приоритетное значение в педагогической науке в теории и практике обучения и воспитания. Это повышение квалификации учителя и формирование у него эстетической культуры в системе непрерывного профессионального и эстетического образования.

Острота постановки и решения этих, казалось бы традиционных проблем, вызывается реалиями нашего общества. Это, прежде всего, появление новых типов образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы и классы с углубленным изучением учебных предметов) , обновленное содержание образования, педагогические инновации, постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни. Далее, усиление роли культуры во всей общественной жизни, возрождение традиций национальной культуры, профессионального и народного искусства, в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной и эстетической культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного и эстетического образования педагогов, раскрывающим детям красоту окружающей действительности и формирующим их личность, их духовный мир.

Как известно, квалификацией называют уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. Квалификация любого работника нуждается в постоянном совершенствовании.

Это положение имеет особенно важное значение для профессии учителя.

В свое время еще видный русский педагог и психолог второй половины XIX - начала XX вв. П.Ф. Каптерев утверждал необходимость постоянной работы учителя над своим собственным развитием и усовершенствованием. "Уча, учитель должен учиться и сам, - писал он, - .Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит; что ему не для чего и нечему больше учиться. Каким образом он, сам не развивающийся, может пробудить в других то, что угасло уже в нем самом, - потребность образования и развития?. Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают других, они только учат, то есть сообщают затверженные формулы и знания, сообщают мертвенным, механическим способом то, что заучили сами, сообщают главным образом для заучивания же" ( * 9,600 )*

Повышение профессионального мастерства учителей включает совершенствование психолого-педагогической, методической и специальной их подготовки, постоянное повышение уровня эстетической культуры.

О важности и необходимости постоянного повышения уровня эстетической культуры личности учителя подчеркивается в Решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях*.

В этом государственном документе отмечается, что эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства,

Б настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовывать "связь времен", связь и целостность художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Художественно-эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Все сказанное, новые подходы и акценты в народном образовании, культуре определяют особую важность следующего пункта "Основных направлений развития эстетического образования", принятых указанной выше Коллегией: "Обеспечить общеобразовательные учреждения высокообразованными специалистами в области художественного образования, готовыми к профессиональной деятельности в контексте гуманитаризации образования, должны вузы и училища как в системе образования, так и в системе культуры, а также институты повышения квалификации кадров, реализующие моделирование новых образовательных систем, в том числе и художественно-педагогических. Введение новых специальностей (культуролог, преподаватель экранных искусств, педагог по народной художественной культуре, преподаватель театра, хореограф и др.) поможет в реализации обновления содержания художественно-эстетического образования" С fO*r ).

Следует подчеркнуть, что отдельным вопросам теории, методики и практики эстетического воспитания, формирования эстетической культуры подрастающих поколений средствами различных видов искусств посвящены труды Д.С.Выготского, П. П. Блонского, О.А.Апраксиной, В.Т.Лихачева, Д.Б.Кабалевского, Н.Н.Ростовцева, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, В.Г.Горецкого, Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Шорохова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, И.Л.Лю-бинского, Т.Ф.Курдюмовой, Л.М.Предтеченской и других известных ученых.

Философские аспекты данной проблемы рассматриваются в работах по эстетике А.И.Бурова, М.Ф.Овсянникова, В.К.Ска-терщикова, Л.Н.Когана, А.И.Арнольдова, В.В.Ванслова, А.Я. Зуся, Б.Г.Лукьянова, М.Н.Афанасьева, Н.И.Киященко, Л.Н. Столович, Л.П.Печко.

К сожалению, до последнего времени вопросы формирования эстетической культуры учителя, так же, как и школьников, недостаточно изучались. А проблема формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации вообще не рассматривалась.

Восполнению указанного пробела в педагогической науке и посвящено данное исследование.

Проблема исследования: раскрытие теоретических основ формирования эстетической культуры, научная разработка и экспериментальная проверка эффективных педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации.

Предмет исследования: педагогические пути, методы и средства формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации.

Гипотезой исследования является предположение о том, что успешное формирование эстетической культуры учителя как необходимого компонента его профессиональной подготовки и важнейшего качества духовной культуры личности, ее составной части в системе повышения квалификации возможно при условиях: раскрытия теоретических (философских, психолого-педагогических) основ формирования эстетической культуры; определении места и роли эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя; разработки, научного обоснования и экс^ периментальной проверки педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации (в условиях институтов усовершенствования учителей и самообразования).

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические (философские, психолого-педагогические) основы формирования эстетической культуры.

2. Определить место и роль эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя.

3. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические пути, методы и средства формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации в условиях институтов усовершенствования учителей и самообразования.

4. Создать систему наглядных, учебно-методических пособий для эффективного формирования художественно-эстетиче ских вкусов, интересов, потребностей, развития эстетическо го восприятия и эстетических чувств учителя - составных компонентов его эстетической культуры.

Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов, психологов, видных деятелей искусства и культуры, а также работы, исследования по общей педагогике дидактике, художественному образованию и эстетическому вое питанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусствознанию, системе непрерывного образования и повышения квалификации учителей.

Для решения поставленных задач использовалась следующая система методов исследования;

- изучение проблемы исследования в диссертационных и литературных источниках в области педагогики, психологии, эстетики, искусствознания, методики преподавания художественных дисциплин, повышения квалификации учителей;

- изучение состояния формирования эстетической культуры учителя в профессиональной подготовке в педагогических институтах (университетах), педагогических училищах (колледжах) и в системе повышения квалификации (в институтах усовершенствования учителей и самообразовании);

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Тульском областном институте развития образования и в общеобразовательных школах Тульской области при участии диссертанта в разработке и реализации региональной программы "Развитие образования Тульской области в новых социально-экономических условиях*1, разработанной в 1993 году коллективом ученых, практиков, возглавляемым научным руководителем, доктором педагогических наук В.М.Петровичевым.

Исследование проводилось в три этапа с 1990 по 1997 г. На I этапе (I990-I99I гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература, инструктивные материалы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, выяснялось состояние формирования эстетической культуры у студентов педагогических институтов и училищ, у учителей в системе повышения их квалификации. Все это позволило разработать первый вариант содержания экспериментальной программы формирования эстетической культуры учителя в условиях повышения квалификации в Тульском областном институте и педагогические пути, методы и средства (включая учебно-методические наглядные пособия-таблицы) эффективного формирования эстетической культуры учителей в этой системе, разработать методику эксперимента. Следует отметить, что систематический анализ специальной литературы и состояние эстетического образования учителей осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.

На II этапе (1992-1996 гг.) проводился психолого-педа-гогический эксперимент.

Сущность эксперимента заключалась в повышении квалификации учителей разных учебных предметов в экспериментальных группах Тульского областного института развития образования Сбывшего Тульского областного института усовершенствования учителей) и в системе самообразования по экспериментальной программе и методике, разработанной диссертантом и направленных на эффективное формирование у них эстетической культуры. Одновременно в параллельных - контрольных группах осуществлялась обычная система повышения квалификации учителей по традиционным программам и планам.

Содержание экспериментальной программы и педагогических путей, методов и средств, разработанных диссертантом, направлены на эффективное формирование эстетического вкуса и художественных интересов и потребностей, на развитие эстетического восприятия и чувств, на расширение знаний и представлений о видах и жанрах искусства, памятниках старины и культуры, изделий народного, декоративно-прикладного искусства, на обогащение сведений о мировой художественной культуре, то есть на то, что составляет сущность эстетической культуры, как "эстетических отношений личности и соответствующей им системы эстетических ценностей" {/32//6s)„

- 13

В экспериментальных группах использовались экспериментальная программа, проблемные задания, ситуации, доклады и рефераты, показательные уроки, оригинальные учебно-методические пособия. Широко проводились экскурсии к памятникам старины и культуры, в музеи, на выставки, в театры, организовывались лекции, доклады известных художников, мастеров прикладного искусства, музыкантов, вечера искусств и культуры.

В контрольных же группах не применялась экспериментальная методика, не использовалась экспериментальная программа.

В течение всего хода эксперимента сравнивались результаты в формировании эстетической культуры учителей в экспериментальных и контрольных группах. Здесь следует отметить, что разработанная диссертантом экспериментальная программа формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации не являлась самоцелью, а входила составной частью в общую программу (в соответствии с планом переподготовки учителей) повышения квалификации учителей разных категорий и возраста.

На III этапе (1996-1997 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

I. В настоящих условиях реформирования общеобразовательной школы и всего народного образования, требования гуманитаризации образования, эффективного управления инновационными процессами, учета региональных особенностей в

- 14 образовании обусловливают постановку и решение проблемы формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации как приоритетной проблемы в современной педагогической науке и народном образовании.

2. Положение о тесной связи общетеоретического содержания в области эстетической культуры и искусства, предусмотренного в программах повышения квалификации учителей в институтах усовершенствования учителей и общеобразовательных учебных заведений в социально-культурными традициями края, области, города, села, с различными формами местной информации о культуре, искусстве, исторических памятниках регионального значения.

3. Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации предполагает усвоение ряда эстетических понятий, категорий, знаний, представлений, умений и навыков, которые должны постоянно расширяться и углубляться.

4. Одновременно с усвоением знаний, понятий, представлений в области культуры, искусства, формирование эстетической культуры предполагает активное использование всего этого в процессе анализа художественных произведений, в общении с учащимися, своими коллегами, в творчестве (по интересам) , в повседневной жизни. То есть эстетическая культура должна стать составной, органической частью личности педа-гога-учителя и воспитателя.

Данные положения отражают собой сущность целостного подхода к формированию и дальнейшему развитию личности педагога и, прежде всего, его духовного мира, эстетической культуры (технологическая, социально-психологическая и духовно-личностная подсистемы структуры целостного процесса). Выносимые на защиту положения прошли неоднократную апробацию и получили подтверждение в нашей опытно-экспериментальной работе.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: раскрыты теоретические (философские, психолого-педагогические) основы формирования эстетической культуры; определены место и роль эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя; выявлены уровни художественно-эстетического развития учителей, выражающих собой динамическое развитие составных компонентов эстетической культуры; установлена корреляция в формировании эстетической культуры и художественных потребностей и вкусов, интерепов, развития эстетического восприятия и эстетических чувств.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и внедрении экспериментальной программы формирования эстетической культуры учителей в системе повышения квалификации в институтах усовершенствования учителей; в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в условиях институтов усовершенствования учителей и самообразования; в создании комплекса, оригинальных учебно-методических пособий-таблиц к указанной программе.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов и практических занятий в институтах усовершенствования учителей, в педагогических институтах (университетах) и училищах (колледжах), при подготовке новых учебников, учебных и методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла, эстетики, культурологии, а также по предметам остального цикла гуманитарных и естественно-математических наук, предметам психолого-педагогического цикла для различных учебных заведений и институтов усовершенствования учителей (институтов развития образования).

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и формирования духовной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Тульском областном институте развития образования, в общеобразовательных учебных заведениях Тульской области.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на областных научно-практичес-ких конференциях (г. Тула, 1993-1996 гг.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995-1997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания ш художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1993-1997 гг.)

Материалы исследования внедрены также в виде опубликованных научных работ диссертанта. Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу вошли также таблицы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование дает основание сделать следующие выводы:

X. В условиях перестройки всей системы народного образования в стране, ее гуманизации и демократизации, появления разных типов учебных общеобразовательных заведений (гимназии, лицеи, учебные центры, школы - экспериментальные площадки, школы и классы с углубленным изучением различных учебных предметов, включая предметы художественно-эстетического цикла и т.п.), необходимости учета регионального компонента образования, со всей остротой встает задача значительного улучшения эстетического и художественного воспитания и образования школьников. Это, в свою очередь, требует повышения эффективности профессиональной, в том числе и эстетической подготовки кадров учителей, и прежде всего, формирования их эстетической культуры.

Но, учитывая серьезные недостатки в этом важном деле, проблема формирования эстетической культуры учителя после завершения профессиональной подготовки, в системе повышения квалификации приобретает особое, поистине государственное значение. Тем более, что этому способствуют и два новых фактора - значительного расширения функций и задач институтов усовершенствования учителей (не случайно многие из них приобретают статус институтов развития образования) и появление региональных программ образования в новых социально-экономических условиях, предусматривающих, как правило, местные исторические и культурные традиции, специфику развития профессионального и народного искусства конкретного края, области, села, состояние эстетического и художественного образования местной молодежи,

2, В свою очередь, решение проблемы формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации предполагает научную разработку комплекса проблем психолого-педагогического и методического характера, часть из которых в соответствии с выдвинутыми задачами и гипотезой, решается в настоящем исследовании,

3, Как убедительно доказало проведенное исследование, важнейшими факторами, условиями повышения эффективности формирования эстетической культуры учителей в системе повышения квалификации являются:

- дифференцированный подход в формировании эстетической культуры учителя, предусматривающий учет как профиль его профессиональной подготовки (начальные классы, предметы естественно-математического, гуманитарного, эстетического циклов), так и индивидуально-психологических и профессионально-творческих особенностей каждой личности учителя;

- понимание руководителями организации повышения квалификации учителей того факта, что проблема формирования и развития эстетической культуры учителя является комплексной проблемой, в которую составнями частями входят культурологический, психологический, общепедагогический, узко дидактический и искусствоведческий аспекты. Это требует, чтобы и при планировании курсов и программ усовершенствования учителей, повышения их квалификации и при реализации этих программ, руководители, педагоги курсов руководствовались решением проблемы формирования эстетической культуры слушателей курсов во всех пяти аспектах. Понятно, что глубина раскрытия, и на этой основе развития психологических процессов, явлений, связанных с формированием эстетической культуры, во многом определяет и глубину, обстоятельность разработки и дальнейшего использования педагогических методов, приемов и средств формирования эстетической культуры учителя. Это относится и к ис^сствовед-ческому и культурологическому аспектам;

- обязательное включение в планы повышения квалификации учителей всех категорий в институтах усовершенствования учителей в общеобразовательных учебных заведениях блока вопросов формирования эстетической культуры учителей, причем в необходимом объеме;

- направленность учебно-воспитательного процесса на курсах в институтах усовершенствования учителей на вооружение слушателей-учителей системой методов самообучения, саморазвития, самостоятельного повышения квалификации, самостоятельной работы по формированию эстетической культуры.

4, Выдвицутая в начале исследования гипотеза - предположение о том, что раскрытие теоретических (философских, психолого-педагогических) основ формирования эстетической культуры, определение места и роли эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя, разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации обеспечивают в целом успех формирования эстетической культуры учителя как необходимого компонента его профессиональной подготовки и важнейшего качества духовной культуры личности, подтвердилась.

Проведенное исследование позволило доказать целесообразность целостного подхода к формированию и дальнейшему развитию личности педагога, его духовного мира, эстетической культуры.