Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нечаева, Ольга Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нечаева, Ольга Сергеевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В МУ ЗЫКАЛЬН0-П1±ДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. II

Глава П. РАЗВИТИЕ ЖЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖАДДИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ.

§1. О критериях музыкальных способностей младших школьников на современном этапе.

§2. Роль интеграции в художественно-творческом развитии на начальном этапе обучения.

Глава Ш. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШАДДИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ.

§1. Экспериментальная модель художественно-творческой деятельности учащихся начальных классов в gj условиях интегративного обучения.^.

§2. Развитие музыкальных художественно-творческих ~ способностей младших школьников.

2.1. Музыка в движении.

2.2. Театрализация как музыкальное "превращение".

2.3. Эмоционально-смысловая связь художественной выразительности музыки и живописи.

2.4. Искусство слова в музыкальном выражении.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств"

Актуальность темы исследования. Интегративное изучение основ искусства в школе в наибольшей мере способствует целостному художественному постижению детьми окружающего мира. Такой подход для ребенка младшего школьного возраста не только посилен, но и органичен: художественные способности в этом возрасте "полифоничны", движение их художественного мышления от образов музыкальных к литературным, изобразительным, пластическим, театральным подвижно, носит характер перетекания.

Развитие в условиях синтеза искусств универсальных способностей, необходимых для занятий любым видом художественного творчества - эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного, познавательного, понятийного, интонационного мышления, импровизационности, чувства гармонии, самостоятельности суждений и оценок и т.д. - закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть мироздания, проникать в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений, осмысления своеобразия средств выразительности и духовного содержания произведений искусства, выявления личной позиции в сфере художественной культуры.

Эти вопросы нашли свое отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки Аристотеля, П.П.Блонского, Н.Я.Брюсо-вой, Я.А.Коменского, А.Б.Луначарского, И.Г.Песталоцци, Платона, Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и др. Ими сформулированы теоретические основы нравственно-эстетического воспитания искусством, художественно-эстетического образования, представлены концепции педагогических систем, связанные с установкой на раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Теоретические основы художественно-творческого развития школьников воплощены в целом ряде научных работ Б.В.Асафьева, А.В.Баку-шинского, Н.А.Ветлугиной, В.С.Кузина, А.А.Мелик-Пашаева, В.А.Разумного, Б.М.Теплова, Л.В.Тодорова, П.А.Червотюка, Б.Л.Яворского и др., где подчеркивается актуальность проблемы в школьном возрасте, когда наблюдается сензитивность творческой деятельности во всех ее проявлениях. Внимание к комплексному воздействию искусств в педагогике было связано с поиском эффективных методов художественного развития подрастающего поколения. Отношение к искусству как "методологии че-ловекознания" отражено в трудах выдающихся психологов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона.

Большой вклад в решение проблемы внесли теоретические исследования в области эстетики и искусствознания М.Г.Арановского, И.Д.Бэл-' за, И.И.Винкельмана, В.В.Ванслова, Н.А.Дмитриевой, Г.Е.Жураковского, Ю.В.Келдыша, Т.Н.Ливановой, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, Н.К.Рериха, Р.Роллана, С.С.Скребкова, К.С.Станиславского и др. За рубежом большое внимание им уделяли Д.Балан, Й.Бурьянгк, 3.Месса, Й.Хуттер и др. Вопросы истории эстетического и, в частности, отечественного музыкального образования освещены в работах М.Г.Плоховой)=Е.Я.Александровой.

Сложившийся взгляд на проблему комплексного воздействия искусств, потребности практики диктуют необходимость научного осмысления особенностей процесса художественно-творческого развития школьников в условиях интеграции искусств.

В исследовании заложен подход от знаний к творчеству, что способствует широкому охвату объектов для творчества, разнообразной тематике гуманитарных и художественно-эстетичестсих дисциплин, а также процессу создания особой художественной средьт, атмосферы свободной, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувства изумления перед маленьким, но открытием. Решение проблемы заключается в том, что творчеству надо учить, воспитывать личность, желающую и способную творить, что В.А.Сухомлинский называл "эмоциональным пробуждением разума".

Наличие разработок по отдельным предметам гуманитарно-эстетического цикла не снимает проблемы, так как принцип интегративности в них недостаточно отражен. Необходимы программы интегративного курса для младших школьников, включающие разнообразные формы эвристической и продуктивной художественно-творческой деятельности в учебном процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся начальных классов.

Предает исследования: процесс становления творческих способностей младших школьников в сфере художественного воспитания.

Гипотеза исследования: формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте будет успешным:

- при создании условий для разностороннего художественно-творческого самовыражения личности младших школьников;

- высоком уровне развития художественно-творческих способностей в случае, если они отвечают определенным критериям развитости;

- если будут определены конкретные структурные компоненты музыкальности, других художественно-творческих способностей в контексте интеграционных процессов в сфере художественной педагогики.

Цель исследования: разработать научные основы формирования и развития художественно-творческих способностей учащихся начальной школы в условиях интеграции искусств; обосновать необходимость создания технологии интеграционного процесса в сфере художественно-эстетических дисциплин; определить содержание, формы и методы худо

- б жественной деятельности младших школьников.

Задачи исследования: на основе анализа и обобщения историко-теоретических источников и практического опыта в области изучаемой педагогической проблемы определить общенаучные представления: о творческих способностях как компоненте содержания художественного образования, выявить общедидактические способы их формирования;

- выявить и обосновать способы формирования комплексных творческих умений учащихся начальных классов в многообразной продуктивной художественной деятельности в общеобразовательной школе;

- изучить особенности и установить результаты формирования творческих способностей младшеклассников в музыкально-образовательном процессе;

- в ходе эксперимента проверить эффективность использования предложенной программы занятий по искусству на интегративной основе;. проанализировать взаимосвязь между уровнем сформированности творческих умений и эффективностью усвоения основ эстетических знаний; '

- определить развивающие возможности интегрированного урока, искусства в сравнении с традиционным монохудожественным подходом.

Методологической основой исследования послужили положения теории познания - принципы диалектического взаимодействия научного и художественного путей познания и развития личности в трудах Э.Гарт-мана, Г.Гегеля, Й.Канта, Н.А.Бердяева, Б.С.Соловьева; террии развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина; труды по психологии человека А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Г.С.Костю-ка, В.С.Кузина, В.Н.Мясищева, Е.В.Назайкинского, Б.М.Тешгова, В.Г. Ражникова, Б.Л.Яворского; педагогические основы эстетического воспитания в трудах Б.В.Асафьева, А.В.Луначарского, Д.Б.Кабалевского, С.И.Миропольского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого; доктрины психологии, дидактики и методики преподавания художественно~эстетических дисциплин в общеобразовательной школе; работы Л.Н. Алексеевой, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.А.Ветлугиной, Е.Я.Гембицкой, Н.Л.Гродзенской, М.И.Кнебель, Д.Л.Локшина, В.Г.Соколова, Г.А.Струве, Г.С.Ригиной, М.А.Румер, К.В. Тарасовой, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой, зарубежный:-искусствоведов и педагогов Э.Жак-Далъкрозн, Г.Кетмаш., З.Кодая, К.Орфа, Т.Судзуки.

Методы исследования: - изучение философской, психологической, историко-искусствоведческой, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- анализ действующих и экспериментальных программ, проектов государственных образовательных стандартов; школьной документации;

- исследование результатов тестирования, анкетирования, интервью и бесед с учащимися;

- анализ личного опыта преподавания;

- экспериментальное обучение на основе разработанной программы в общеобразовательных школах Подмосковья.

База исследования: экспериментальную базу исследования составили средние школы №№ 4, 9, 12 г. Железнодорожного, № II г. Сергиева-Посада, № 3 г. Химки, № 24 г. Подольска, № 15 п. Заря Ногинского района, Черновская средняя школа Дмитровского района Московской области.

Научная новизна исследования: С опорой на данные психологии и дидактики уточнено понятие "художественно-творческие способности; рассмотрена категория музыкальности как универсальной"художественно-творческой способности в контексте синтеза искусств, включающую эмоциональную отзывчивость, ассоциативно-образное, познавательное, интонационное мышление, шпровизационность, чувство целого и т.д.;

- теоретически разработана и экспериментально проверена система формирования творческих способностей учащихся начальной школы, включающая художественно-творческую деятельность младших школьников в условиях интеграционного взаимодействия музыки, изобразительного искусства, пластического интонирования театрализации, литературы;

- проанализирована специфика содержания интегративного курса, с учетом возрастных особенностей учащихся;

- новизна концепции программы заключается в том, что художественное произведение литературы, живописи, музыки, театра, хореографии может стать отправным моментом драматургии урока искусства, его сценария или его кульминацией; оно может быть в основе проблемных ситуаций, бесед-диалогов, раздумий, поисково-эвристической деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная система интеграции искусств может быть применена в работе с младшими школьниками в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, гуманитарных гимназиях, колледжах, лицеях; ее использование целесообразно в практике работы студий общеэстетического развития и художественного образования младших школьников, в системе дополнительного образования; разработан системный цикл уроков по программе интегрированного курса "Искусство" для начальной школы; материалы диссертации помогут в дальнейшем совершенствовании методик по использованию комплексного воздействия искусств в процессе художественно-творческого развития школьников, пособий для студентов и учителей.

Этапы исследования.

На 1-ом этапе (I990-I99E) был разработан авторский вариант программы интегративного курса "Искусство" в 1-3 классах и ее методическое обоснование на основе принципов интегрального взаимодействия музыки, изобразительного искусства, театра, пластического интонирования.

На П-ом этапе (1993-1994) на базе ЙПК и ПРНО МО исследователем были прочитаны авторские курсы для учителей музыки общеобразовательных школ Подмосковья по экспериментальной программе "Искусство" в I-3-их и далее (1995-1998) 5-8 классах; проведен опрос и анкетирование учителей начальных классов и художественно-эстетических дисциплин средних школ Московской области, а также родителей; наблюдение и сравнение результатов творческого роста учащихся, обучающихся по традиционной программе и по программе интегративного курса.

На Ш-ем этапе (1995-1996) создана система целенаправленной работы с детьми; после подготовки учителей проводился обучающий эксперимент по формированию комплексных творческих умений в многообразной художественной деятельности учащихся начальной школы; обрабатывалась полученная информация.

На 1У-ом этапе (1996-1997) сопоставлялись и обобщались результаты экспериментальной работы, изучалась ее эффективность, обобщались и статистически обрабатывались материалы исследований; были подведены общие итоги исследования.

Достоверность результатов исследования подтверждается данными тестирования, анкетирования и опросов более 500 учащихся, 60 учителей, результатами экспериментального обучения в 8-ми школах Московской области, личным опытом преподавания в течение 12 лет и опытом руководства городским методическим объединением в течение пяти лет. Обучение по программе интегративного курса "Искусство" внедрено в средних школах г. Егорьевска, Железнодорожного, Лыткарино, Орехово-Зуево, Подольска, Сергиева-Посада, Химки, Балашихе, Реутово, Дмитровском и Ногинском районах Московской области и др.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении открытых уроков, семинаров с преподавателями музыкально-педагогических колледжей и школ Подмосковья, на

-юзаседаниях методических объединений учителей художественно-эстетических дисциплин. Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях "Творческое развитие школьников и становление новых форм обучения" (1994), "Народная культура в системе гуманитарного образования" (1998); главы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ШЖ и ПРНО МО (1995-1998).

В защиту выносятся следующие положения.

1. Важнейшая предпосылка формирования творческих способностей-научно-организованный, целенаправленный, системный и поэтапный процесс с учетом возрастных особенностей школьников.

2. Одним из эффективных путей развития художественно-творческих способностей является работа по программе интегративного курса: ставя учащихся в положение мастера, моделируя деятельность композитора, художника, актера, хореографа, писателя, исполнителя, гримера, костюмера и т.д. - ученики приходят к осознанию этой деятельности как творческой, художественного профессионального труда; выявлению глубинной общности научного и художественного познания мира, общности языка искусств; общности знаний о создании художественного образа, выразительных средств для раскрытия замысла, позиции автора.

3. Это позволяет сформировать у детей "родственное внимание" (М.Пришвин'У, эстетическое отношение к миру, самостоятельную творческую позицию слушателя, читателя, зрителя.

4. Диагностическое значение имеет актуальный уровень реализации художественно-творческих навыков в процессе целенаправленного обучения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные представления науки о сущности музыкальных способностей как сложного сенсорно-интеллектуального и эмоционального процесса познания и оценки музыкального, и в целом художественного, произведения, в котором эмоционально-смысловая образность, интонационность являются ведущими компонентами, позволяют по-новому подойти к оценке способности детей к творчеству музыкальному и связанному с различными другими видами художественно-творческой деятельности.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволяет^делать следующие выводы:

1. Музыкальность ".как комплекс художественно-творческих спо- , собностей в контексте синтеза искусств, интеграционных процессов \ в сфере художественной педагогики - это индивидуально-личностные свойства, представляющие собой систему, которую образуют общие и ■ специальные способности, а именно: ритмический, темброво-гармони-ческий и мелодико-линеарный слух, творческое воображение, интонационное мышление, "слуховая наблюдательность", композиционное ориентирование , эмоциональность, чувство прекрасного, чувство гармонии, способность восприятия искусства, склонность к музыкальным и шире - философским обобщениям.

2. Музыкальность наиболее эффективно формируется в младшем школьном возрасте - возрасте наибольшей, эмоциональной, открытости, когда легко развивается положительное отношение к искусству.

3. Основными психолого-педагогическими условиями формирования . музыкальности как одной из важных предпосылок к художественно-творческой деятельности, является одновременность развития все ее структурных компонентов; действие детей в музыке, пластике, театрализации , изобразительном творчестве, сочинение, слушание убеждает их в том, что им доступно выразить настроение, чувство, мысль звуками, красками, жестом, словом, что музыкальность "живет" во всех искусствах; через нее пробуждается интерес к познанию все новых свойств и возможностей других искусств.

4. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность методики формирования творческих умений, по предложенной программе, подхода к проблеме художественного творчества школьников, понимания специфики музыкально-творческих способностей в новых условиях интеграции различных видов искусств, создания этих условий.

5. Процесс художественно-творческого развития младших школьников может быть -успешным в условиях:

- вовлечения каждого ребенка не только в воспринимающую, но и продуктивно-творческую деятельность;

- создания специальных педагогических ситуаций, активизирую-щихтворческую изобретательность, самостоятельность младших школьников посредством: а) проблемных вопросов, ситуаций, стимулирующих творческое мышление; б) стремления "действовать в музыке" и выразить свои музыкальные представления в разных видах творчества; в) максимального использования поисково-эвристического начала и игрового элемента в формах, предполагающих необычность творческого задания и ситуации, в которой, она выполняется;' г) установки на поиск неповторимого, оригинального решения творческой задачи, требующей от ребенка нахождения собственного варианта по отношению к увиденному, услышанному, прочитанному; д) проникновения в содержательную значимость цвета, ритма, мелодии, тембра, пластического жеста, особого звучания поэтического словаи-т.д., осознания и утверждения в собственных творческих попытках.

6. Эффективность развития художественно-творческих способностей младших школьников зависит от следования принципам отбора художественного материала, предлагаемого детям - его высокие художественные достоинства, педагогическая целесообразность, наличие элемента проблемности, "недосказанности", позволяющей варьировать образно-интонационное развитие; интонационно-образная яркость, наполненность, а также постепенное усложнение творческих задач в постижении авторского замысла; расширение круга жизненных явлений; усложнение используемых выразительных средств.

7. Результаты эксперимента подтвердили более высокий уровень художественно-творческих умений, как индикатора состоявшегося развития младших школьников в условиях взаимодействия искусств при интегрирующей роли музыки, чем в обычных условиях традиционного монохудожественного подхода, т.к. интегративность, как метод созда ет необходимые условия разносторонней творческой самореализации школьников.

Это подтверждено сравнительным анализом результатов обучения экспериментальных и контрольных классов. Тем самым определяется перспективность интеграции искусств как направления художественной педагогики.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нечаева, Ольга Сергеевна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Содержание и образование методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук: М.: 1991 24 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкальногообучения в общеобразовательной школе: Учеб. посо бие. М.: М-во просвещения РСШСР, МГПИ им. Лени на, 1982. - С. 123-132

3. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Очерки. СД.Кабалевский, Л.Горюнова, Т.Вендрова). -М.: 1991. '

4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. М.: Б. и., 1987. - 32 с.

5. Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей (Подред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

6. Александрова Е.В. Развитие восприятия музыкального образа упервоклассников (в процессе постановки детской оперы (Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1991. - 206 с.

7. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ): Автореф. на соиск. учен, степени д-ра культурологич. наук.-М.: 1997. С. 27-43

8. Алыпванг А.А. П.И.Чайковский. М.: Музыка, 1973. - 816 с.9. .Алыиванг А.А. Людвиг ван Бетховен. М.: Музыка, 1977. - 711 с

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении'. Л.: Музыка, 1973. -. 142 с.

10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971.190 с.20.' Асафьев Б.В. Глинка. Анализ творчества. 2-е изд. М.: Музгиз,1950. 312 с.21, Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. -.104 с.

11. Асмолов А.Г.-Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог: Психопедагог: Психоисторик. / Акад. лед. и социал. наук. М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. -767 с.

12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед.тр. М.: Сов. художник, 1981. - 351 с.

13. Бакушинский А.В, Художественное восприятие. Теоретические основы. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981. - С. 56-78

14. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительна, Л.: Музыка,.1969. ^ 235 с.

15. Басин Е.Я.:"Двуликий Янус": 0 природе,художественного таланта. М.: Магистр, .1996. 61 с. ■ 27. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.:•Художественная литература, ч.1975. - 502 с.

16. Бердяев Н.А. Шилософия творчества, культуры и искусства:.В 2-хт. Мл Искусство: ЙЧП "Лига",. 1994. - /Русские философы XX века/.

17. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. \1. М.: М;сль, 1991. 445 с.

18. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. Мл Знание,1981. Серия "Эстетика" № 10 с. 64и1

19. Блонский П.П. Возрастная педология. Мл Работник:нроевёще-.ния, 1930. 212 с.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т. т. I. М.:Педагогика, 1979.

21. Брюсова Н.Я. Музыка в школе. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе-/Сост. О.А.Апраксина. -М.: Педагогика, 1987, С. 15-18'

22. Бзлза И.Д. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки.

23. Гофман и романтический синтез искусств". М.: Музыка, 1985. - С.108-145

24. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки.1. Л.:„,1977

25. Винкельман И.И. История искусства древности. М.: ОШЗ, 1993,- 430 с.

26. Вейнингер 0. Пол и характер: Принцип, исследование. М: йздат.центр "Терра", 1992. 480 с.

27. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышлениядетей: Сб. тезисов У1 научной конференции. М.: 1982.

28. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование в методике Вероники

29. Коэн //Искусство в школе. 1997. - № 1,2,4.

30. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. "Педагогика;1 1988. 287 с.

31. Вернадский В.И. Мысли и замечания о литературе и искусстве:

32. Пути в незнаемое. М.: 1996. - Сб. № 6.

33. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. - 162 с.

34. Вульфзон Б.Л. Малькова З.А. Сравнительная педагогика: Прогр.и материалы спец. курса /Междунар. пед. акад. отд-ние магистратуры. М.: Б.И.s<1993. - 256 с.

35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

36. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1930. ~ 97 с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 572 с.

38. Галеев Б.М. Комплексное изучение проблемы синестезии в искусстве: Проблема комплексности в- изучении художественного творчества. Казать: 1980. - С. 52-95.

39. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формированиямысли и образа// Вопросы психологии. 1957. -№ 6 с. 58-69.

40. Гегель Г. Лекции по эстетике. Срч. т. 12. М.: Госиздат, 1932.- 472 с.

41. Гегель Г. Эстетика. В 4-х томах /Перевод, под ред. М.Лифшицат. 4. М.: Искусство, 1968. - 621 с.

42. Гембицкая Е.Я. Роль музыки в системе эстетического воспитанияв советской общеобразовательной школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСЕСР, 1970. - 12 с.

43. Горанов К. Художественны .-образ и его эстетическая жизнь. М.:1. Искусство, 1970. 519 с.

44. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретич. основы предмета "Музыка". М.: НИШИ, 1989. - 143 с.

45. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество// Исгкусство в школе. 1993. - № I. - С. 7-13.

46. Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней развитияшкольников: Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей: Сб. тр/ Ред. В.С.Елисеевой. М.: 1975. - C.I47-2I4.

47. Громов Е.С. Художественный замысел и его претворение//Искусство. 1965. - № 5 . - С. 45-50.

48. Гродзенская Н.Л. 0 слушании музыки в начальной школе: Школьники слушают музыку. М;:Музгиз, 1969. - 63 с.

49. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.- 541 с.

50. Давыдова Е.В. Сольфеджио как область воспитания музыканта: Актуальные проблемы музыкальной .педагогики. М.: 1977. - С. 14-3.

51. Дмитриева Н.А. Опыты самопознания: Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: 1984. - 95 с.

52. Дранков В.Л. Многогранность способности как общий критерийхудожественного таланта. В кн: Художественное творчество. Вопросы комплексного обучения. Л.: 1983. - 123 с.

53. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды.

54. Л.: Сов. Композитор, 1974. 220 с.

55. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.:1963. ••

56. Завгородняя Е. О мотивах художественного творчества//Йскусство в школе. 1992. - № 3. - С. 55-59.

57. Захаров Э. Музыкальное у Блока. Заметки, наблюдения// Искусство в школе. 1993. - № 2. - С. 44-47

58. Зинченко П.В. Развитие творческих способностей на занятияхакадемическим рисунком /Рос. акад. образования, Южное отд-ние. Ростовн/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1996. - 125 с.

59. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младших школьников: В кн: Психология младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова. М.: I960.

60. Игнатьев Е.И. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова, М.В.Зверевой. -М.: Педагогика, 1973. С.176 68в Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Сов.1. Композитор, 1977. 237 с.

61. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке 1-3 кл. М.: Просвещение, 1985. -223 с.

62. Кабкова Е.П. Музыкальное развитие школьников: Взаимодействие иинтеграция искусств в полихудожестЕенном развитии школьников. Дуганск, 1990.

63. Каган М.С. Еще раз о взаимоотношении науки и иску с с тв а//Философские науки. М.: 1979. - Ш 2. - С. 37-45

64. Каган М.С. Мофология искусства: Исторнко-теоретичеокое исследование внутреннего строения мира искусства, ч. I, 2,3. Л.: Искусство, 1969.

65. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.- С. 107

66. Кант И. О педагогике /Пер. с нем. С.Любомудрова. С критикой ибиограф. 2-ое изд. М.: К.Тихомиров, 1907, - 94 о.

67. Кант И. Критика способности суждения /Пер, с нем. М.: Искусство, 1994. История эстетики в памятниках и документах. 365 с.

68. Кнгбель М.И. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. - 448 с.

69. Кожинов В.В. Виды искусства. М.: Искусство, I960, - С.128

70. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности иконструирование. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 120 с.

71. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнелюзина, 1985. -157 с.

72. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогич. соч.

73. М.: Просвещение, 1955. С. 161-376

74. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1976. - 376 с.

75. Коротеева Е. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников //Искусство в школе. 1996. - № 2. - С. 42

76. Костюк Г.С. Обучение и развитие младших кольников. Киев:1970. С. 51

77. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л.М.Проколенко. Киев: Рад. шк., 1989. - 608 с

78. Красильникова M.G. Интонация как основа музыкальной педагогики: Проблемы преподавания художественных дисциплин. М.: 1990. - С. 58

79. Кремлев ЮД. 0 месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.- С. 69

80. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слуховогоспыта младшихшкольников на уроках музыки: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1994

81. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.

82. Кудина Г.Н. Воспитание читательского сотворчества: Проблемыпреподавания художественных дисциплин. М.: Меж-дунар. образоват. и псйхол. колледж, 1990. - 117 с.

83. Кузин B.C. Психология. Изд. 3-е. М.: "Агар", 1997. 303 с.

84. Кулагина И. Музыка движения //Музыка в школе. 1990. - № 3.1. С. 35-41

85. Куриленко Л. В. Формирование единства эмоционального и интеллектуального на уроках музыки и чтения как фактор гармоничного развития младших школьников: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1994

86. Леваныпина Т.В. Уроки литературы и комплекс искусств. В кн: Т

87. Театр и школа: Сб. статей. М.: 1980. - Вып.8:. - С. 130

88. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 5.1. М.: Музыка, 1972. 276 с.

89. Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература: Лит. учеба. М.: 1981. - Вып. 2

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. .Т. 2. - М.:1. Педагогика, 1983. 285 с.

91. Леонтьев Д.А. Произведения искусства и личность: психологическая .структура взаимодействия: Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1981. -С. 109-134

92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

93. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: 1981.235 с.

94. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: Теоретико-исторический анализ воспитат.ценностей в России XIX-XX вв. /Рос. акад. образования. Поволж. филиал Института развития личности. Самара: Из-во СИУ, 1997

95. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Искусство,160. С. 471

96. Лукиан. Собрание сочинений /Пер. Б.Л.Богаевского. Т, 2.

97. М.- Л.: Академия, 1935. 791 с.

98. Луначарский А.Б. Основы художественного образования: В мире ммузыки. М.: Искусство, 1982. - 255 с.

99. Мазель Л.С. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Музыка,1982. 154 с.

100. Макаренко А.С. 0 детской литературе и детском чтении. Статьи,рецензии, письма. М.: Детгиз, 1955

101. Макаренко А.С. 0 воспитании /Сост. В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 414 с.

102. Маслова Л.П. Выходы за пределы музыки // Искусство в школе.1993. № 4. - С. 40

103. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М.: 1994.

104. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1986, - № 9. - С. 39-48

105. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств //Музыка в школе.1984. № I. - С. 31-35

106. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. научных трудов / Под ред. Е.В.Квятковского МБИ I98I-I985 в

107. Надзаг НИИ 0П АПН СССР. С. 57-61

108. Мейлах Б.С. 0 стратегии комплексного изучения художественноготворчества: Художественное творчество.-Л. 1982

109. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

110. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народов России и

111. Западной Европе. Изд. 3-е. СПБ., 1910. -248 с.

112. Миропольский С.И. Очерк по истории церковно-приходской школыот первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Изд. 2-е. СПБ., 1910. -222 с.

113. Михайлов В.А. В поисках закономерностей творчества. Новосибирск, 1966. 168 с.

114. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1975. С. 128

115. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребностимладших школьников: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1979.

116. Муцмахер В.И. Шормирование профессионально значимых качествличности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подго товки: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени ■д-ра пед. наук. М.: 1989, 19 с.

117. Мясищев В.Н. Склонность и.способности%/Сборник статей. Отв.ред. чл. кор. АПН РОШСР проф. Мясищев В.Н. JI. йз-во Ленинград, ун-та, 1962. 125 с. 124 Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /Под ред

118. А.А.Бодалева. Акад. пед. и социл. наук. Мое. пси хол. социал. ин-т: Воронеж: НПО "МОДЭК", 1955. -356 с.

119. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки: Восприятие музыки. М.: 1980. -С. 195-228

120. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия. М.: Музыка, 1983.- ;383 с.

121. Нейгауз Г.Г." Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка,1982. 298 с.

122. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Музыка. 1983, 283.

123. Неверов В.В. Педагогические принципы в преподавании искусствав школе. В кн: Искусство и школа. М.: Педагогика, 1981. - С. 33-50130.'*Неменский В.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. 253 с.

124. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант: М:1. Магистр, 1996. 99 с.

125. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века.1. М: МИРОС, 1997. 140 с.

126. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей: Художественное творчество. М.: 1983

127. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем.

128. М.: Просвещение, 1988. 188 с.

129. Омельченко Л.Д. Взаимосвязь уроков музыки и литературы. В кн:

130. Эстетическое воспитание школьников: Сб. науч. трудов. Душанбе, 1982. - С.51-60

131. Орф К. Педагогическая концепция. В кн : Леонтьева О.Т. Карл

132. Орф. М.: Музыка, 1984. С. 190-232

133. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.; Учпедгиз, 1950. - С. 264

134. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах /Под ред. М.Ф.Шабаевой. Т. 2. М.: Изд,-во Акад. пед. наук PCSCP, 1963. - 563 с.

135. Петрова А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981. - 192 с.

136. Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. М.:1. Учпедгид, 1938, 464 с.

137. Покровский Б.А. Беседы об опере. М.: Просвещение, 1981.192 с.

138. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитанияв советской школе и педагогике (I9I7-I967):Дисс. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. М.: 1989.

139. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

140. Полозова Т.Д. Открытие мира: Сов. дет. лит. и про|бл. формирования читателя-подростка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 256 с.

141. Полозова Т.Д. Единство чувства, мысли и действия. М.: Знание, 1978 /Сер. "Педагогика и психология", № 8/. 47 с.

142. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание,1980. 96 с.

143. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Знание,1989. 139 с.

144. Развитие художественных способностей. Сб. статей /Под ред. Н.П.Сакулиной. М.: АПН Р($СР, 1959 С. 368.

145. Разумный В.А. Стратегия образования на рубеже третьего тысячалетия //Русское богатство. № 1-2. М.: Международ. пед. академия, 1997.

146. Раппорт С.П. 0 природе художественного мышления: Эстетич.очерки. М.: Музыка, 1967. - Вып. 2. - С.317-355

147. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига "Виеста", 1994. - 234 с.

148. Ригина Г.С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Дисс. на соиск. .учен, степени д-ра пед. наук. М.: 1992

149. Ригина Г.С. Типология импровизационных заданий в начальнойшколе. Развитие муз.слуха, певч. навыков и муз. творч. способностей уч-ся общеобразов. школы: Сб. тезисов У1 научной конфер. М.: 1982.

150. Розеншильд Л. История зарубежной музыки. Вып. I. М.: Музыка, 1980. 531 с.

151. Роллан Р. Музыкально-историческое: наследие. М.:. Музыка,1986. Т. I. - С. 86-106, 202-256,-Т. 2. - С. 17. -73

152. Роллан Р. Собрание сочинений в 9-ти томах /Под ред. Н.М.Любимова. Т. 3. - М.: Правда, 1974.

153. Романовский А.П.'Русь. М.: Педагогика, 1992. - С. 9

154. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика,-1973. 416 с.

155. Руссо Ж-Ж. Избранные сочинения. В 3-х томах /Сост. и авт:.вст.статьи И.Е.Верцман. Пер. с франц. Т. 1/06 искусстве и литературе. - Педагогический роман/. -М.: Гслитиздат, 1961.

156. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Сов.композитор,1977. С. 71

157. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор,1961. С. 56

158. Самохвалова В.И. Язык искусства: Эстетика. Вып. 2. - М.:1982. 112 с.

159. Сергеева Г.П. Бремя учить и учиться. Искусство в школе.-1993.- № I. С. 33-35

160. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.1. М.: Музыка, 1973. 446 с.

161. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество: Вопросы социологии искусства. М.: Сов. композитор, 1980. -С. 40-58

162. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. СБП: ТОО "Магик-Пресс":1. ТОО. "Марс", 1995. 145 с.

163. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. М.: ВТО,1982. 510 с.

164. Старчеус М. Выразительный человек: Сб. статей "Музыка. Миф.1. Бытие." М.: Знание, 1995.

165. Сухов Ф. Театр творческое сообщество детей и взрослых //Искусство в школе. 1994. - № 2. - С. 39-42

166. Сухомлинский В.А. Этюды о Коммунистическом воспитании //Народное образование". 1967. - № 6. - С.41

167. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1972.- С.172'. Советская музыкальная литература. Вып. I /Под ред. Пекелиса М.С. М.: Музыка, 1972. - С. 5-17

168. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 174 с.

169. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избранные .труды. Т. I. - М.: Педагогика, 1985. - 335 с.

170. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. М.: Известия АПН РСШСР. - 1947. - № II. -С. 10-11

171. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений /Под ред. и с примеч.

172. П.И.Бирюкова, М.: Сытин, 1913. Т. 13. Педагогические произведения. - Т. 14. Педагогические статьи. - Т. 19. Что такое искусство?

173. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Т. 3. Принципиальныевопросы русской педагогики. Т. 4. Человек как предмет воспитания. - М.- Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСШСР, 1946.

174. Ухтомский Д.А. Письма. Пути в незнаемое. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1973. С. 371-435

175. Федорова И.Е. Воздействие гулубленных занятий различными видами искусства на художественно-образные особенности рисунка младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М'.: 1990

176. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. трудов. М.: Знание, 1973. - Ч. I. - С. 200-219

177. Хангельдиева И.Г. Музыка в синтетических искусствах. М. .'Знание, 1987. 64 с.

178. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру.

179. М.: Просвещение, 1994. 157 с.

180. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Сов. композитор, 1972. - 119 с.

181. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,- мнения. М.: Интерпрайс, 1994. - 384 с.

182. Чехов М.А. Об искусстве актера. Литературное наследие. Т. 2.- М.: Искусство, 1995.

183. Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. Т. I. - С. 304. - Т. 2. - С. 414

184. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд-во Акад. .пед. наук

185. РСШСР, 1963. Кн. 2. - 168 с.

186. Шевченко Т.И. Педагогические основы формирования творческойактивности при подготовке педагога-музыканта: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М.: 1985.

187. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 301с.

188. Энтелес Л. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975.- 247 с.

189. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до

190. ХУП века. М.: Интерпрайс, 1995. - 287 с.

191. Яворский Б.Л. Избранные-труды. М.: Сов. композитор, 1987.364 с.

192. Якобсон П.М. Психология и художественное воспитание: Художественное восприятие. М.: Знание, 1977. - 317с.

193. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, .1981. 48 с.

194. Ярустовский Б.М. 0 музыкальном образе: Слв. музыка /Отв. ред.

195. В.Кухарский. М.: 1954. - С. 5-62

196. Из программы единой трудовой школы 1921 г. В кн: Революция -искусство дети. Из истории эстетического воспитания в советской школе. I9I7-I923 гг. - М.: Просвещение, 1966. - С.176--2001. Фото I

197. Пластическое интонирование в экспериментальном классе.Прокофьев С. "Вальс" из балета "Золушка" / первый год обучения /. Р.Щедрин "Ночь" из балета "Конек-Горбунок" / второй год обучения/1. Фото 4

198. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Ночь" Р. Щедрина из балета "Конёк-Горбунок" учащимися контрольных групп второклассников / иллюстративный подход /.1. Фото 7

199. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Ночь" Р.Щедрина из балета "Конёк-Горбунок" учащимися экспериментальных групп 2-х классов / темброво-колористичес-кий подход /.1. Фото 10

200. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Утро" Э.Грига учшцимися контрольных групп 2-х классов / иллюстративный подход /.1. Фото!I1. Фото 12

201. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Утро" Э.Грига в работах учащихся экспериментальных групп 2-х классов / темброво-колористический подход/1. Фото 13$ЕСё'/\ДЯ A/UJA1. Фото 14

202. Мой музыкальный портрет". Экспериментальные группы первого года обучения.