автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки
- Автор научной работы
- Зайцева, Светлана Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛИШИЛ II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный сосет Д 053.01.03
На правах рукописи
ЗАЙЦЕВА Светлана Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
(на примере учители физической культуры) 13.00.01 — теория н история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1991
Работа выполнена и Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. II. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент М. Я. ВПЛЕНОКПП
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор В. В. ЛЕБЕДННСКИП кандидат педагогических наук А. Г. ГОРШКОВ
Ведущее учреждение: Рязанский государственный педагогический институт.
в ...2....... часов на заседании специализированного совета
Д 053.01.03 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина (103051, Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6).
С диссертацией ложно ознакомиться в библиотеке университета (119435, Москва, ул. Малая Пцрогозская, дом 1).
Автореферат разослан «.....^....».....^ГЭ.^.ЛЭЭ! г.
Ученый секретарь специализированного совета
Здщита диссертации состоится «
В. А. СИТАРОВ
ОБЩАЯ Ш'ЖГЕИЮША РАБОТЫ
Актуальность исследования. Ведущие направления в развитии учеб-1го-вос:штательного процосса в высшей школе определяются задача?.® подготовки слециалистлз высокой квалификации, способных но только воспроизводить полученное в вузе знания, -применять в лзвостшх си- ' туациях профессиональные умения а навыки, по я умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами.
Для того, чтобы подготовить сегодня нового специалиста необходимо раскрыть а сформировать его способности к творческой дел толь-кости. -
Каздый выпускник факультета физического воспитания - это учитель, воспитатель, подлинная педагогическая деятельность которого без творчества невозможна. Творчество - индивидуальный процесс, являющийся результатом слияния общечеловеческого опыта, усвоенного индивидом в процессе его социализации и развития собственных способностей, к творчеству. Поэтому формирование'опита творческой доятель-r-cc'ii! возмогло'лшь на ивдивндуаяьно-личностном уровне. На индивидуальный характер приобретения такого опыта указывают М.Вертгеймер, М.Г.Гарунов, Л.Н.Леонтьев, Э.СЛугунова и др.
Необходимость формирования творческой индивидуальности личности прз подготовке будугдос учителей рассмотрена в работах В.И.Загвя-зинского, В.А.Кан-Кдляка, JLM.Лузиной, Н.Д'.Нихаядрова, М.М.Поташника, В.А.Сластешнт н др.
Социально-психологические особенности творческой активности личности раскрыта в трудах К.А.Абульхановой-Славской, 1.С.Выготского, П.Я.Гальпорула, И.О»Дяыдарьяна, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, СЛ.РубшпатоЛна, Э.С.Чугуновой и др. На возможность развития творческих способностей в процесса профессональной подготовки указывают D.M.Андреев, А.М.Дороиксвач, П. Ф. Кравчук, И.П.Калошина, М.М.Левина, В.А.Сластешш, Э,Стоуне, А.Ф.Эсаулов, S.ßifo.LiWai. ^.Öech и др.
Творческая деятельность является управляемым процессом, поэтому существует объективная необходимость в создании педагогических у слопай для фор:.г.!ровгитл творчески способностей / М.Арноудов, A.B. Брушпткскпй, Г.Гиргшюа, Д.Горальскл, А.Н.Лук, Ю.Л.Львова, Ц.ЯСпаФ-jord, &. ЭлтрШ, J. Wright а др.
• Так как педагох'яческая деятельность носит творческий характер / В.В.Краовский, Н.ВЛ'узьшяа, В»Л.Пластешш, В.Л.Сухоотйтскш",
А.Л.Яковлев/, то существует и опыт выполнения этой деятельности / А.Горзльски, Н.Н.Зволинская, В.И.Маслов, О.Н.Шахматова, Ю.А. Розка, О.Ое\л/еу и др. /.
В педагогическом процессе реализуются три типа опыта / А.Н. Леонтьев /: врожденный, индивидуальный, или приобретенный в процессе онтогенеза, и общечеловеческий, интериоризируемнй личностью в ходе обучения и воспитания. Особенность третьего типа опыта заключается в том, что он опосредуется индивидуальным опитом личности, игнорирование которого в педагогическом процессе приводит к девальвации индивидуальных способностей и фактически, невозможности их дальнейшего творческого развития. Поэтому одной из главных задач вуза является не только создание условий для передачи общечеловеческого опыта, но и для формирования собственного опыта деятельности, которая носила бы ярко выраженный творческий характер.
Специфика деятельности учителя физической культуры требует от него проявления как мыслктельного, так и моторного творчества. Существует положение об общих путях и механизмах двигательного п умственного развития / М.М.Боген, М.Я.Виленский, П.Я.Гальперин, Н.П.Локалова, П.Ф.Лесгафт, Р.С.Сафш, Н.И.Чуприкова, 3 6>го,С.
5 Сь^и, ¿.Нз,^, и,др. /. Поэтов
рассматривая труд учителя физической культуры как целостный феномен, включающий труд физический к умственный, следует рассматривать их во взаимосвязи.
Считается, что для деятельности учителя физической культуры достаточно оперативного творчества, которое предполагает прогнозирование двигательного действия, интеллектуальное предвосхищение событий, тактическое моделирование, формирование новых связей компонентов моторной деятельности. Однако, практика подготовки учителя физической культуры в условиях педвуза недостаточно стимулирует направленность будущего учителя на такукз деятельность.
Не изучена проблема формирования опыта творческой деятельности будущих учителей физической культуры несмотря на то» что современная школа предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам учителя, его готовности к творчеству. •
Таким образом, констатируется противоречие меаду объективной потребностью в подготовке творческих учительских кадров а уровнем знаний о сущности данного процесса. С учетом выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы по-
дагогические условия, реализация которых будет способствовать формированию индивидуального опита творческой деятельности будущих учителей физической культуры?
Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - целостный процесс профессиональной подготовют творческой личности будущего учителя физической культуры.
Предмет исследования - процесс формирования индивидуального опыта творческой деятельности у будущих учителей физической культуры.
Запачк исследования:
1. Изучить содержание, структурные компоненты, этапы творческого процесса, критерии и уровни оценки формирования творческой личности будущего учителя физической культуры.
2. Определить педагогические условия, способствующие формировании опыта профессиональной творческой деятельности.
3. Опираясь на результаты исследования, разработать практический рекомендации по подготовке учителей физической культуры
с повышенным творческим потенциалом,
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование индивидуального опыта творческой деятельности учителя физической культуры будет протекать успешно, если:
- формирование индивидуального опыта творческой деятельности осуществлять в целостной системе обучения и воспитания;
- при (формировании индивидуального опыта учитывать его этапный характер, вытекающий из сущности и динамики его становления, и включающий в себя опыт репродуктивной, нормативной и собственно творческой деятельности;
- учитывать инднввдуалъно-психологическяе особенности личности студента;
- обеспечить для этого необходимые педагогические условия.
Методологическую основу исследования составляют основные ло-ложенил диалек:ико-маториалистической теории по проблемам активности личности, деятельностипрактики, опита, творчества как атрибута сознания и преобразования мира.
Теоретической основой исследования послужили труды советских и зарубежных специалистов по проблемам философии творчества / В.А.Ваэшша, Г.Гнргинов, С.С.Гольдентрихт, А.М.Коршунов, П.Ф. Кравчук, АЛККрасйн, В.С.Швырав и др. /, психологии творчества
/■А.В.Брушшнгкий, М.ВертгеЙмер,.П.Я.Гальпарии, К.П.Каловпаа, А-Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Э.Стоуне, И.Р.СГй: \vjord, ¿¿е /$опо,0.0емсу, М.З.йоМоп, Я. О е. Ж, В. $'лг>7р)с<; н др.
В разработке педагогических аспектов формирования шщявп-дуального опыта творческой деятельности основой послугили работы В.И.Андреева, В.И.Загвязинского, Б.А.Кан-Калпка, В.А.Сластв-нляа, Н.Ф.Талызиной, В.С.Щубинского, ц др.
Работа выполнена в контексте целевой исследовательской программы " Учитель " / номер государственной регистрации 01880003627 /.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической н психолого-педагогической литературы; прогностические методы оценки; обсервационные методы; диагностические; прак-симэтрические методы; статистическая обработка полученного материала. Ведущим методом исследования являлась опытно-зкеперзшеп-тальная работа.
Основную опытно-экспешме н таль ;ппо базу составили Кабардино-Балкарский государственный университет. Волгоградский государственный институт физической культуры. Исследованием на разных огапах было охвачено 1000 студентов.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этап? / 1982-1984 / осуществлялся анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; разработаны творатическн© основа ес-ледования; выполнен констатируадаЗ зкеперзкзат, позбояевший получить первичный эмпирический штариал, определить критерии а уровня сфоршроваиности опыта творческой деятельности студентов.
На втором этап? / 1984-1986 / разработана программа эксперимента, проведено пилотажное исследование, которое позволило определить главные направления, проверять теоретические шлоззшя, принципы организации в методы основного исследования, добротность разработанных критеряев. На этой основа была уточнена программа исследования, составлен пяая форшруицего эксперимента.
На третьем этапе / 1987-1990 / проводился формирующий эксперимент, содержанке которого составляли моделирование к реализация педагогических условий, обеспечиваидих процесс формирования . опыта творческой деятельности будущих учителей физической культуры в процесса теоретической, практической подготовки в педагогических практик. Осуществлялась обработка подучбшшх данных, обоб-
щение результатов исследования, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций, оформление диссертации.
Научна^ нопидна и теоретическое значение исследования состоят в том, что в нем раскрыты сущность, содержание и структура педагогического творчества, определены этапы формирования индивидуального опыта творческой деятельности при подготовке учителей физической культуры. Обоснована система средств и методов, обеспечивающая формирование опыта творческой деятельности, выявлены критерии оценки его поэтапной сформированное™. Теоретические положения опыта творческой деятельности позволяют осуществлять процесс его формирования на занятиях по теоретическим, спор-тивно-педагогичееккм дисциплинам и педагогической практике.
Выявлена н экспериментально обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования индивидуального опыта творческой деятельности будущих учителей (физической культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем доказана целесообразность и эффективность реализации определенных педагогических условий формирования индивидуального опыта творческой деятельности у будущих учителей. Их использование в учебно-воспитательном процессе позволит обеспечить повышение творческого потенциала студентов, усилит стремление личности к саморазвитию и самосовершенствованию, создаст предпосылки для становления и развития целостной личности учителя нового типа. Кроме того, приобретенный опыт творческой деятельности позволит существенно улучшить подготовку будущих учителей к предстоящей профессиональной деятельности.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечена четкостью исходных методологических позиций, совокупностью методов, адекватных целям, задачам я предмету исследования, подтверждена опытно-экспериментальным путем.
■.На^адщу.дннреятся СДШОТИЗ П°Ш9>т'-
1, Процесс формирования индивидуального опыта творческой деятельности обеспечивается взаимосвязью теоретической, практической подготовки студентов и педагогической практики.
2. Поэтапный характер формирования опыта творческой деятельности, вытекающий из сущности и динамики его становления, позволяет обеспечить своевременный контроль и коррекцию в развитии и становлении творческой индивидуальности будущего учителя фиэичес-
кой культуры.
3, Индивидуально-психологические особенности личности влияют на интенсивность и качество процесса формирования опыта творческой деятельности студентов.
4. Благоприятные педагогические условия обеспечивают высокую эффективность процесса формирования опыта творческой деятельности студентов.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования доложены, обсувдены и получили одобрение на Всесоюзных научных конференциях / Волгоград, 1986; Грозный, 1989 /; Всероссийских научно-практических конференциях / Пермь, .1986; Томск,1989; Тольятти, 1991 /; заседании Центрального совета Педагогического общества РСФСР / Москва, 1987 /; межвузовских региональных конференциях / Нальчик, 1989; Махачкала, 1990; Карачаевск, 1991 /; научно-методических конференциях вуза /Волгоград, 1986,1987 /.
Разработанные научно-практические рекомендации прошли апробацию и внедрены в учебный процесс Кабардино-Балкарского госуниверситета, Волгоградского института физической культуры, Тольяттинс-кого филиала Самарского, Томского педагогических институтов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введение обосновывается актуальность темы и научный аппарат исследования.
В первой главе " Теоретические основы формирования творческой индивидуальности учителя " раскрываются теоретико-методологические аспекты исследования и современное состоякиепроблемы в философской, социологической и психолого-педагогической литературе, рассматривается содержание, структура, критерии к уровни педагогического творчества, обосновывается возможность поэтапного формирования индивидуального опыта творческой деятельное« у будущих учителей физической культуры.
Во второй главе " Педагогические условия формирования шдова-дуального опыта творческой деятельности будущего учителя физической культуры * теоретически и экспериментально обосновывается.педагогические условия, способствующие эффективному формированиям- -диввдуального опыта творческой деятельности студентов. '
В заключении, дается изложение основных выводов исследования. В птложенндх приводятся примеры контрольно-тестовых заданий, используемых для оценка уровня сформированное« опыта творчества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .ДИССЕРТАЦИИ
Практические потребности формирования специалистов с повышенным творческим потенциалом актуализируют задачу теоретических исследований проблем творчества, социальной активности личности, а также путей, условий и способов ее развития.
Проблема творчества, социальной активности носит сложный, комплексный характер и изучается с различных сторон специалистами в области философии, социологии, психологии, педагогики и т.д. Каждая наука имеет свой аспект изучения этой проблемы, определяемый спецификой ее предмета и метода.
В своей работе мы исходили из концепции, согласно которой творчество имманентно присуще'человеку и проявляется во всех видах &Е2 деятельности. Физическая культура интегрирует двигательную и умственную сущность человека, поэтому категория творческой активности личности учителя рассматривается применительно к данным видам деятельности. Ее значение в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры обусловлено спецификой их педагогической деятельности и предполагает мысленное представление двягателышх действий, поиск их вариантов, разработку новых форм и методов школьного урока, повышение эффективности внеклассных мероприятий, формирование интереса и потребности у школьников к физической культуре, повышение их двигательного потенциала, воспитание волевых в нравственных качеств и др.
Выделены следующие структурные компоненты педагогического творчества учителя физической культуры: опыт творчества как стержневой основы его деятельности, накладывающей отпечаток на весь педагогический процесс; чувственно-эмоциональное переживание этой деятельности; двигательный опыт как специфический компонент профессиональной; готовности учителя физической культуры»
Под ШШШ TSQP4SQK0& деятельности нами понимается шшш-
ашшй сотесс ямнеш шт шшш м ретьтатев [тракттосю?-и де&вда а и?т wmR да wop? получение ша-
Нф.Процесс формирования индивидуального опыта творческой деятельности / ИОТД / носит поэтапный характер к включает в себя опыт . репродуктивной, нормативной и собственно творческой деятельности.
ГвШШТШМ деятельность является основой обучения творчеству, в ходе , которой осуществляется передача от преподавателя if студенту, методологических знаний о творчестве, его принципах,
технологии, психологии, извлеченных из общечеловеческого опыта. Освоение репродуктивных методов в познании, в получении новых результатов не противоречит задачам творчества.
Опыт репродуктивной педагогической деятельности приобретается студентами на начальных этапах обучения и связан с формированием профессиональной направленности личности, развитием способностей и интереса к учебному труду. При его формировании студент, в основном, выступает в роли объекта обучения, преобладают информационные, объяснительные, алгоритмизированно-поисковые методы учебно-познавательной работы; приобретаются теоретические и практические знания, необходимые для решения наиболее типичных педагогических задач; он учится воспроизводить полученные знания, использовать известные ему алгоритмы, способы и приемы действий, но еще не умеет адаптировать их к изменяющимся условиям.
Основу этапа нормативной творческий деятельности составляет учебно-творческий труд, обусловленный устойчивыми мотивами, на педагогическую деятельность и умениями осуществлять ее.
На этом этапе студент овладевает умениями, навыками, приемами творческого решения задач, проблем, а также методами их анализа и принятия решений. Он выступает не только объектом обучения, но и субъектом самостоятельного поиска решений. Фундаментом, источником нормативной творческой деятельности выступает общечеловеческий опыт. На данном этапе используются проблемные, исследовательские методы учебно-познавательной деятельности, организуются дискуссии, ролевые к деловые игры. В таких учебных ситуациях студент ведет поиск истины, ошибается, анализирует с педагогических позиций предложенные задачи для успешного решения которых, его знаний, как правило, недостаточно. Преподаватель направляет этот поиск, указывает на допущенные ошибки, помогает критически оценить приобретенные знания, обеспечивает поддержку стремлениям студентов обогатить свои прежние знания, улучшить имеющиеся.
Применение творческих методов работы, переживание результатов собственной деятельности, самостоятельное получение новых знаний, умений, навыков в результате практических действий формирует тот индивидуальный опыт, который повышает творческий потенциал учителя»
На этапе собственно творческой деятельности проявляется самостоятельность студента в различных ситуациях, максимально приближенных к условиям его педагогической деятельности, Такие ситуа-
ции не только неизбежны, но иногда просто необходимы,-так как грамотное преодоление трудностей рождает педагогическое мастерство учителя / М.М.Поташик, Б.З.Вульфов /.
Используя накопленный опыт нормативной творческой деятельности, студент начинает творить собственный индивидуальный опыт профессиональной деятельности, присутствуя в ситуации как субъект деятельности, как целостная личность в единстве ее чувственно-эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. Таким образом, в своей совокупности ИОТД личности включает как интериоризирован-ныЯ общечеловеческий опыт творчества, так и результат самостоятельной творческой активности студента.
По мере восхождения по ступеням формирования ИОТД студента меняется и роль преподавателя в этом процессе. Если на первом 8тапе он осуществляет преимущественно обучающую функцию, на втором - обучающе-контролирующую, то на завершающем этапе - контро-лирукце-консультатнвную.. Студент и преподаватель становятся равноправными партнерами по исследованию, решению тех или иных задач и ситуаций/что стимулирует дальнейший творческий рост обоих.
Непосредственное влияние на становление личности будущего учителя и развитие его творческих способностей оказывает самостоятельная работа. Поэтому опыт самостоятельной работы, который закладывает основу для саморазвития и самообогащения личности, дол-вен быть сформирован в период профессиональной подготовки.
. Формирование творческой индивидуальности будущего учителя физической культуры предполагает развитие творческих способностей в мыслительной и моторной, сферах, но между ними не существует однонаправленной взаимосвязи: творчество в мышлении не обязательно переносится в сферу моторкой деятельности.
Центральным звеном з системе формирования ИОХЦ, его источником, процессом, в ходе которого он формируется, критерием истинности его результатов является педагогическая практика как модель будущей профессиональное деятельности специалиста. Она требует от студента актуализации его прежнего опыта, осознания себя в роди • учителя, осмысления приобретенных на этом этапе подготоют теоретических и практически знаний, умений в навыков, переоценки своей Легальности в соответствии с особенностями объективной ситуация.
В процессе' педагогической практики можно формировать необходимый опыт профессиональной творческой деятельности, проверить его сфориированнбеть, прогнозировать реальное проявление в буду-
щей педагогической деятельности.
Таким образом, формирование творческой индивидуальности будущего учителя физической культуры необходимо осуществлять в целостной системе учебно-воспитательного процесса во взаимосвязи теоретической, практической подготовки я педагогической практики.
В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась эффективность процесса формирования й£Щ студентов при изучении теоретических, практических дисциплин и на педагогических практиках. Методы и приемы организации учебного процесса подбирались таким образом, чтобы обеспечить последовательность я непрерывность формирования ИЭТД. Этот процесс характеризуется тем, что включал в себя два взаимосвязанных направления: одно из них ориентировано на работу со всей группой с учетом уровня сформированное™ опыта у большинства студентов на данном этапе учебного процесса; другое-подчинялось решению задач индивидуального подхода к учебно-воспитательной работе со студентами.
В процессе теоретической подготовки студентов он был направлен на развитие творческих способностей, накопление опыта творческой теоретической деятельности и предусматривал: активизацию познавательной деятельности студентов иа лекционных занятиях; привитая студентам интереса к систематическому учебному труду; активизацию мыслительных процессов: от решения простых алгоритмизированных задач до разработки учебных проблем, юс решения и интерпретации полученных данных, от ответов на вопросы преподавателя • по изучаемой теме до обсуждения концепций, отражающих взгляды на профессиональную деятельность, то есть от шаблонного, догматического мышления до дивергентного, творческого; приобретение студентами необходимых профессиональных знаний.
Анализ деятельности студентов экспериментальных групп подтверди предположение о поэтапном характере формирования ИОЦЦ. Студен-| тов, имещих высокий уровень сформированное« данного опыта, отличает гибкость мышления, настойчивость в достижении цели, смелость I ж решительность высказываний,, оригинальность предлагаемых решений,
ах. разнообразие, рефлексия, критический анализ ж сшзанализ дея-: тельноста, уверенность в своих действиях,' экстраполяция имепцих-! ся зданий на конкретные практические ситуации, высокая сашорга-' нжзованность, самостоятельное приобретение знаний из практически действий, актуализация своего опыта в соответствии о ситуацией. { Ка.;^-естввшшв результаты сфоракровашюся И01Хв-экспери>1еа-.
таяьннх и контрольных группах распределялись следующим образом: высокий уровень - 18,7? в экспериментальных и 1,8? в контрольных группах, средний уровень соответственно 18,7? и 9,4?, низкий- 22,9? и 22,6? .
Успешное формирование ИОТД в процессе теоретической подготовки, обусловлено совладением следующих педагогических условий: овладение студентами необходимыми теоретическими знаниями и методами самостоятельной работы; проявление познавательной активности; профессиональная направленность учебных дисциплин; текущий контроль за учебно-познавательной деятельностью; поэтапная оценка сфор-мированности ИОТД; индивидуально-дифференцированный подход; преемственность я постепенность усложнения учебной работы; наличие проблемных ситуаций; имитация реальных ситуаций профессиональной деятельности.
Армирование моторного творчества у будущих учителей физической культуры предполагает наличие у них определенных мыслительных действий: представление упражнений, импровизационный поиск, апперцепцию, антиципацию, критический анализ и оценку своей деятельности.
При разработке программы по практическому курсу мы исходили " из положения о том, что развитие, моторного творчества должно происходить при решения двйгателышх задач-ситуаций.
Формирование опыта творческой практической деятельности также осуществлялось в три этапа. Согласно целям и задачам конкретного этапа разработаны критерии его сформированности, а дифферент- . рованная оценка позволяла судить о качестве освоения ИОТД да следующим уровням : высокий - тестовые задания выполнены с оценкой 8,8-10,0 баллов; средний - 7,5-8,7; низкий - 6,2-7,4; начальный -6,1 и ниже. Качество выполнения контрольных заданий оценивалось в соответствии с общими правилами оценки соревновательной деятельности. ■ ■
Все виды аудиторных и внеаудиторных занятий. предусматривали планомерный целенаправленный процесс формирования одага практической деятельности. Основное внимание концентрировалось на развитая • творчества в двигательной сфере студенгов. Дяя этого были разработаны задания на. сочетайте различиях варкаятов движений^ разработ-. ку технико-тактических вя«3игаци4 в ятитвровггяка промежуток времени; антиципацию двягапвфвше действиа в ржшлпшх ситуащсях; сое? тавление комплексов ^изжиеки уераагевиЗ, обеспечивают* ревенже двигательных задач; жзстаазияу |№жгательнш[ ароблен; эозмэжяоеть
реализации двигательного задания в реальных условиях практической деятельности; включение студентов в разнообразные виды двигательной активности а реальных условиях работы.
Качественными критериями сформированности творческого опыта практической деятельности выступали: дивергентность, гибкость интеллектуально-двигательного мышления, фантазия, которые оценивались по оригинальности составленной экспресс-композиции, свободной двигательной импровизации.
Отмечено, что успех формирования ИОТД в процессе практической подготовки зависит от уровня сформированности нормативного опыта, технической подготовленности, объема освоенных новых двигательных элементов, теоретической подготовленности, приобретенного навыка составления двигательных композиций и комплексов, способности к быстрому усвоению сложнокоординированных движений.
В экспериментальных группах высокого уровня сформированности ИОТД достигли 36,3$ девушек и 11,6/2 юншей, среднего соответственно - 45,4$ и 13,9%; а контрольных группах результаты студентов нэ поднялись выше начального и низкого уровней.
Основными условиями обеспечивающими успешное формирование ИОТД студентов на практических занятиях явились: содержание учебного материала, направленное на развитие моторного творчества; наличие достаточного двигательного потенциала; учет предшествующего ДБ1Пателького опыта; непосредственное выполнение двигательных действий, обеспечивающих решение проблемных ситуаций; самостоятельность в выборе решений; текущий контроль за практической деятельностью студентов; профессиональная направленность практических занятий; учет психологических особенностей студентов при восприятии ими учебного материала.
Педагогическая практика входит составным звеном в систему . подготовки будущих учителей и обеспечивает связь между теоретическим, практическим обучением и будущей профессиональной деятельностью,- В процессе формирования ИОТД учитывались следующие педагогические условия: включение в программу педагогической практика системы знаний, направленных на формирование ЙОХД; предоставление студентам вариативности в выборе средств и методов школьного урока; включение их в разнообразные формы исследовательской работы, внеклассных мероприятий; постановка педагогических целей, требую-, щих актуализации проявления творческих способностей; овладение умениями рефлексировать, критически анализировать и оценивать
сзоз дояхалктость; ошкадшпз кс»лу1пксатнБПХг.ст утлокпямз; оценка поэтапной сфорстровашгастз ШЩ; оперативная, я текущая оценка са-мостеятельшз2 деятельности; организация иэтодпческах занятий; ооз-П2ПЯ0 творческой атмосферы в ссояэ»
Исследование показало» что НОТД у студентов фороруатся псс--зногаго при наличии благоприятных педагогических условий. Так на репродуктивном этапа результата в экспериментальных п контрольных группах распределились следующем образом: высокий уровень - 38.7$ п лб,3£ соответственно; средний - 41,2? я 29,6%; на нормативном отавд это соотношение изменилось: высокий уровень - 83,22 и 11,7?; 'срзянай - 16,8$ п 20,4$ соответственно, на собственно творческом ятздо различая еще более значимы, например, высокий уровень - 95,4$ против 28,2/? в контрольной группе.
Расчет взаимосвязи меяду уровнем сфоркярованностз опыта на гвсиэтяческпх дисциплинах а педагогической практике показал, что ета связь различна для псзкрзтнсго этапа становления опыта.
"сз,. уроЕЗЕЬ сфоркгровзтностя опыта творческой теоретической деятагьнсстз с^аггт'зт оэгсгггегь-псэ среднее ветяшш па формировало сппта порматавноЗ деятельлсстп студентов /У = 0,56 при Р=в,03^ пз раягсвсцу коэффициенту пзгдгссвязя, а на этапа собственно творческой деятельности эта взаимосвязь ттоедт отрзцатаяьиый характер /у - ~ 0,47 /. Взаимосвязь иззду сбытом сформированным на прагг-ТДЧОСКП2 дзехщшшяах и педагогачесетй гфантзш) тлеет полояптель-пуэ сштьнуэ Есррашсш) на норматпгзез зтепз / Р = 0,78 / я срод-нзк» па ссбетгггкэ твор^ескстл / р = 0,6 /. ' " .
Такте; сбрзгез, гадно копстатгрсзать, -что казду разными вад'а-ш учебной пгадготоззз студентов аз существует однонаправленной взаимосвязи, кошфотгнЗ тт. даятагьЕеета требует создания специ-«зческах падагогнчаекзх услгггЗ для уешппйго варьирования ИЩД.
Е^зстэ с теа, рассштрзшээ резовая, характерные для каддо-го вида даятзлйпост сгудашлв, еткпрзаг з себз а некоторые общие, 1гепояьзоваш53 которых езгпа'ггг сбессзтзгь фзршрованяв.ШВД'во веэг ззевьяг прз^сс^ояакьЕЭ-сздагасцчасйсЗ аздзготовкн»- Эти обисш пэдагогзчастсез усязпзя Еззшггдз а прндстозяз^з о работе.
Развзтэ творческая сзвкбззстзЗ будужже учзтаяеЗ, фэршрова-~ шго у нес ползгнтольяом слзгиа профессиональной ста-
новятся возшття только тогда, отэда стратегия творчэсаого процесса будот строится на огнто'ва шу^вццуя^ртгг особенноетзЗ ¿¡взвоохз учадззея. ' ■
Студенты, обучающиеся в вузе имеют неодинаковые способности к восприятию и усвоению учебного материала. Сохранение и обработка входной, поступающей информации тесно связаны у личности с индивидуальными особенностями когнитивных систем: чем выше степень их развития, тем выше оЭДвнтивность умственной и двигательной деятельности. Способность к расчленению когнитивных систем влияет на продуктивность памяти и позволяет ивдиввду сохранять в ней длительное время заученный материал.
Доминирование положительных качеств личности позволяет ускорить процесс Формирования творческого опыта. Трудолюбие, терпение, настойчивость, целеустремленность и др. являются определенным гарантом успеха в деятельности личности, позволяя добиться высоких результатов. Наличие отрицательных качеств мешает не только достижению высокого педагогического мастерства. Они требуют от преподавателя дополнительной работы по корректировке личностного развитая, формирования у нее такого опыта, которой позволял бы ей шполнять профессиональную деятельность на качественно новом уровне.
Темперамент человека определяет стиль его индивидуальной деятельности и влияет на результат выполняемой работы. В зависимости от типа темперамента необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на учащихся, чтобы повысить индивидуальную усвояемость учебного материала, снять определенный психологический барьер в общении между преподавателем и студентом, а также мезду самими учащимися. Благодаря ивдивидуальио-дифференцированному подходу в . обучении педагог может предотвратить нежелательные проявления темперамента, снизить конфликтность в группз. Учитывая тип темперамента, способности к данному виду деятельности, свойства темперамента: экстраверсия и интроверсия, можно.создать оптимально работоспособ-. ные учебные микрогруппы для совместного выполнения заданий, болео быстрой адаптации студентов к конкретному виду деятельности. Такая работа была проведена в нашем исследовании. Полмсмелыше сдвиги "наметились уже па этапе репродуктивной деятельности о чем . свидетельствуют данные таблицы /в процентах/.
j гКгп/уров.! начальн.! низкий ! средний j высокий |
j эксперим. ! 10,4 ! -35,4 ! 27,i ! 27,1 1 •
\ крнтрольа.! 13,4 ! 39,3 ' ! 26,8 г 20,5 j
Данные эксперимента свидетельствуют, что учет перечисленных нвдиввдуальяо-пстаологичесхих особенностей личности позволил дог-
тичь положительных результатов но только сильным, но"слабим студентам. Интенсивность и качество процесса формирования ИОТД в таких группах выше.
Сравнение качественного уровня поэтапной сформированное™ ИОТД в экспериментпльннх и контрольных группах и их сопоставление позволили проследить динамику формирования опита в них, отметить изменения в уровнях сформированное™, проследить взаимосвязь между творческим опытом, накопленным в различных видах учебной деятельности. Анализ этих изменений свидетельствует об эффективности используемых положений и методики на отдельных этапах, а следовательно и всей системы подготовки творческой индивидуальности учителя, управления данным процессом.
Проведенное исследование в основном подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, согласно которой процесс формирования ИОТД у учителей физической культуры будет проходить успешно, если целенаправленно к последовательно развивать творческие способности, учитывая индивидуально-психологические особенности личности. Эта работа будет осуществляться с наибольшей эффективностью, если:
- процесс формирования ИОТД будет осуществляться на теоретических
я практических дисциплинах, а также а ходе педагогической практики;
- будут выделены специальные компоненты характеризуйте творческую личность учителя и обеспечено избирательное воздействие на их развитие;
- включать студентов в практическую деятельность, требуицую максимального проявления творчества; " .
- сформировать устойчивый интерес к учебно-познавательному и педагогическое труду;
- сочетать индивидуальные и коллективные форш работы студентов в процессе формирования ЙОТД;
- целенаправленно влиять на индивидуально-психологические особенности личности;
- обеспечить профессиональную направленность учебных дисциплин;
- осуществлять поэтапный контроль к коррекцию за индивидуальным процессом формирования опыта творческой деятельности.
■ Данное исследование не претендует на полное раскрытие всей . поставленной проблемы, одйако в нем намечены и в определенной степени разработаны пути решения проблемы подготовки творческой индивидуальности личности учителя физической культуры.
Всестороннее рассмотрение процесса формирования творческой . личности учителя позволит педагогическим вузам существенно улучшить
подготовку висококвал:фзд>овантгх творческая спец^ала&тэ;;,
'Основное содержание работы отражено в цусиякащак:
'I. Теоретические аспекты сроектиросакая, планирования к орга:5за-щш учебно-воспигагедьного процесса 2 пистктуте фззической культуры // Вопрос и коммунистического зосштшшя студенческой колоде- . £2 в физкультурном вуза: Сборнш: научшх трудов. - Волгоград, 1935,-с» 99-103.
2. 0 целостное! 2 учасшо-восштательвого процесса // Георога;©- ао-тодологнчесгло проблэлш учебно-воспитательного процесса в ехоло к педвузе: Тезисы докладов Всесоюзной научной конфзроицЕи,- Волгоград, 1535. - с.94-95.
;3. '¿очарование личности учителя в учеОцо-воспитат&льнои процесса // Психолого-подагогические проблем подгото&кз будущего учдтеля к воспитательной работе средствам д^гческой культуры: Материала конференции, проходившей в каз 1985 г. в г. Пар;«а.- Ш,- 1937.-с.11-16.
;4. Теоретические аспекты форшровагшя ошта профессиональной творческой деятельности у студентов факультета физического воспитания // Тезисы межвузовской научно-практической конференций " Усиленно цараь-ззреотеской направленности преподавания общенаучных и специальных дасцшшш в. - Нальчик, 1989. - с.55-57<
5. Зоршфоваше опита профессиональной творческой деятельности у ояудентов педагогического факультета // Психолого-педагогкческае . проблемы подготовка специалистов в вуза: Тезисы докладов Всесовз- . кой научно-ыетодЕчеекоЁ конференции. - Грозный, 1989. -0.42-43,
6. Формирование личности будущего специалиста физгческой
ры в процессе профессиональной подготовки // Тезисы докладов рогко-нальвой. научно-штодпчаской конференции по проблема " Совершенствование фцзаческого восгштанкя будуелх специалистов народного хозяйства в вузах Северо-Кавказского региона ". - Нальчик, 1989,-
-,0.12-13.
.1
Подп. в печ. 21.06.91 г. Объем 1 п. л. Зак. 536. Тир. 100 Типография МПГУ имени В. И. Ленина