автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства
- Автор научной работы
- Султанова, Патимат Султановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства"
На правахрукописи
СУЛТАНОВА ПАТИМАТ СУЛТАНОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Специальность 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Махачкала - 2004
Работа выполнена в Дагестанском государственном педагогическом
университете
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
РАДЖАБОВИ.М.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
АБДУРАХМАНОВС.Д. кандидат педагогических наук, профессор МАГОМЕДОВА З.М.
Ведущая организация — Дагестанский институт повышения квалификации
педагогических кадров
Защита состоится " ¡£ " И^ОЛ-Л 2004 г. в /О часов на заседании диссертационного совета К 212.051.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367015, Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан " ^ " (ЛЮИЯ 2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор
4
Мирзоев Ш.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. С переходом нашего государства на совершенно новую историческую ступень и формированием в связи, с этим совершенно новой социально-экономической формации межнациональные и, «межкультурные» взаимоотношения в значительной степени усложнились, не обретя в достаточной степени консенсуса. между общепринятыми мировыми-нормами международного права, наследием социалистического периода и многовековыми региональными национальными: традициями. Отметим при этом, что от прежнего советского к новому, российскому государству и формирование межнациональных отношений, чувства патриотизма происходят в сложных политических, экономических и социальных условиях, которые порождают разного рода противоречия.
Весь комплекс сложившихся перечисленных факторов требует новых, соответствующих историческому моменту подходов к разработке теории, и методологии формирования межнациональных отношений, а поскольку Россия - государство многонациональное, то воспитания патриотизма, веротерпимости и. культуры общения приобретают особую актуальность. Эта проблема в значительной степени повышает роль и значение изобразительного искусства и, соответственно, школьных дисциплин художественно-эстетического цикла в процессе формирования соответствующих межнациональных и «межкультурных» взаимоотношений в молодежной, подростковой и детской среде.
Искусство, активно воздействуя на эмоциональную сферу человеческого сознания, помогает плодотворному воспитанию чувств, причем как социально-психологических, мировоззренческих (преданность Родине, осознанный патриотизм, интернационализм, гуманизм и т.н.), так и нравственных (доброта, чувство долга, гордость, честь, справедливость, искренняя преданность исполняемому делу).
Актуальность предлагаемого исследования определяется, прежде всего,
необходимостью поиска наиболее перспективных г-----------
СЛ1етс;;1}рг ** ОЭ 2Г-0 у!шт
преодоления и корректировки недостаточной сформированности межнациональных отношений учащихся, а также необходимостью более тщательной и глубокой разработки методики применения, декоративного и изобразительного материала в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.
Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды по общей педагогике: Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и др., по психологии: Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева и др., по эстетике: М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.И. Разумовского и др.
Что касается - вопросов развития - теории и практики. изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и с эстетического воспитания, в подготовке предлагаемого исследования были использованы труды таких авторитетных ученых-педагогов, как. Н.Н.Анисимов, Т.С. Комарова, Е.С. Кондахчан, Б.С. Неменский, И.М: Раджабов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, ТЛ. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.
Теоретическую основу исследования составляют также глубоко аргументированные образцы анализа проиведений декоративного и изобразительно-пластического искусства, которые можно найти в работах П.Г. Богатыревой, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова, ТЛ. Шпикаловой, отражающих осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно-эстетическом, этнографическом и межнациональном аспектах.
Весьма значительный вклад в научно-педагогическое обоснование исследования внесли труды А.А. Аронова, А.А. Бодалева, А. К. Бруднова, А.Ф. Дашдамирова, З.Т. Гасанова, И.С. Кон, Х.Г. Фаталиева, в которых рассматриваются актуальные проблемы формирования межнациональных отношений и особенности воспитания патриотических чувств и сознания личности.
Необходимость разработки данной проблемы определяется современным состоянием ее изучения и заметным возрастанием роли изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения, причем всегда важно тщательно учитывать и плодотворно использовать в учебно-воспитательном процессе специфику местных условий от регионального до узколокального масштаба.
Знания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства действенно помогают школьнику видеть, понимать и творчески осваивать культуру, а следовательно весь комплекс, систему эстетических и нравственных ценностей других народов, заключенную и выраженную в художественных образах.
Анализ опыта учителей как Российской Федерации в целом, так и Республики Дагестан в частности, по формированию у учащихся средней общеобразовательной школы межнациональных отношений, патриотических чувств позволяет сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать эмоциональную насыщенность межнационального и патриотического воспитания подрастающего поколения, наиболее плодотворно используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, в частности, столь эффективные средства, как искусство, в том числе и изобразительное и декоративное.
Целенаправленное ознакомление с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает, воспитывает у детей и подростков эстетические и нравственные чувства, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающей действительности, обязанности перед родиной и обществом.
Активно воздействуя на духовный мир, эмоционально-нравственную сферу, искусство естественным образом влияет и на формирование межнациональных отношений учащихся школ. Однако при всей многочисленности теоретических исследований рассматриваемой проблемы вопросы формирования межнациональных отношений учащихся с помощью
средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства до сих пор не были: объектом глубокого изучения. Это положение и послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан)».
Проблема исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия использования < возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства; как средства. формирования межнациональных отношений учащихся школ.
Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал, изобразительного искусства как средства формирования межнациональных отношений школьников..
Объект исследования - формирование межнациональных отношений в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Предмет исследования - дидактические, условия формирования межнациональных. отношений школьников в обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза - исследования. Формирование межнациональных отношений школьников на уроках изобразительного искусства станет более эффективным, если:
- выявить уровень понимания роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников и определить их значение в развитии художественно-творческой деятельности школьников;
- акцентировать внимание учащихся, в процессе учебной работы на усвоении нравственных понятий путем анализа произведений изобразительного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей;
применять на уроках изобразительного искусства наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, способствующие воспитанию чувств как социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных и патриотических, так и нравственных категорий;
- использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта в воспитании и формировании межнациональных отношений в процессе развития школьников.
Задачи исследования;
- изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования, дать оценку современного состояния формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству;
- выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в формировании межнациональных отношений школьников, обосновать формы и средства практической- работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся;
- разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования межнациональных отношений < между школьниками на уроках изобразительного искусства.
Новизна исследования:
- изучены проблемы формирования- межнациональных отношений, освещенные в работах ученых и педагогов, в процессе образователь-воспитательной деятельности школьников;
- показано, что для формирования межнациональных отношений школьников необходимо включить в содержание программ художественно-эстетического цикла произведения искусства, освещающие общественно-политическую жизнь, культуру и традиции различных народов;
- разработаны и экспериментально проверены дидактические условия, формирующие межнациональные отношения в процессе обучения изобразительному искусству;
- созданы методические разработки, учебные наглядные пособия, показывающие закономерности, проявления эмоционально-художественной выразительности в творческой деятельности школьников;
- выявлены и определены критерии, позволяющие выявить общий уровень формирования межнациональных отношений учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней фактически впервые проведен анализ основных аспектов формирования межнациональных отношений школьников - средствами. изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом современных идейно-теоретических параметров развития общества.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке методических рекомендаций и экспериментальных программ,, которые создают реальную педагогическую основу для формирования межнациональных отношений школьников с использованием -. потенциала, изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся;
- в возможности использования материалов исследования в аналогичных регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием, методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная и научно-обоснованная: дидактическая система, формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству в школе.
2. Необходимость использования художественно-творческого потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства;
3. Разработанные уровни критерий оценки, позволяющие определить показатели сформированности межнациональных отношений, а также художественно-творческих способностей учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове, Махачкале. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах №№ 11, 29, 38, 39 г. Махачкала, с. Гамиях Новолакского района, с. Кубачи Дахадаевского района. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета.
Автором совместно с научным руководителем издано учебное пособие «Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников», которое нашло применение в художественно-эстетическом образовании учащихся школ Дагестана. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству, подготовленные автором, были также использованы в общеобразовательных учреждениях разного типа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, основные задачи и методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость,
отражена апробация- результатов исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, отражена апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования межнациональных отношении школьников средствами изобразительного искусства» комплексно рассматриваются проблемы формирования национальных и межнациональных отношений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, требующего достаточно полного и глубокого знания менталитета, особенностей, включая художественные традиции и эстетические приоритеты нации и народа.
Искусство в силу своей генетической специфики всегда несет на себе отчетливый отпечаток традиционных национальных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит художник. Вместе с тем, истинно подлинное искусство выходит за пределы национальных границ, признается и ценится-другими народами и всем человечеством.
Национальное начало в искусстве - это изображение характерных особенностей жизни, труда, быта того или иного народа, зрительное выражение, черт его национального характера и психологии, использование и творческое применение художественных традиций народного творчества.
Рассматривая произведения искусства художников-профессионалов и народных мастеров разных народов, мы не только любуемся совершенством формальных решений, но и постигаем глубину их эстетического содержания, словно приобщаемся к размышлениям наших предков о тех нравственных и художественных ценностях, которые перешли к нам как бесценное духовное наследие. Эта преемственность высоких идеалов, непреходящих нравственных ценностей и составляет духовную ткань неразрывной связи поколений.
Практически каждая национальная культура, все в большей степени включает и ассимилирует в себе общечеловеческие, элементы и. черты высокоразвитой культуры всех наций, все полнее и глубже отражает непрерывное и неизбежное нарастание общности духовных особенностей и
менталитета людей различных наций и народов.
Знакомство с национальными культурами - изобразительным искусством, музыкальным творчеством, театральными постановками, творчеством народных мастеров, периодически организуемые смотры народного творчества сближают и взаимообогащают культуры различных наций, и народов, стимулируют развитие их искусства, способствует созданию единой- но не единообразной - интернациональной культуры.
У любой национальной культуры, есть два пути развития. Один -бесперспективный и пагубный - замкнуться на себе. Это неизбежно приводит к культурному оскудению и, в конечном итоге, культурному вырождению, в качестве исторического примера можно привести Византию. Другой путь -выйти, подняться на мировой уровень, открываясь другим культурам и плодотворно общаясь с ними; пример - Италия эпохи Возрождения.
Не подлежит сомнению, что ни одна национальная культура ни в коей мере не должна быть замкнута сама в себе, изолирована от внешнего влияния. Дагестанская традиционная художественная культура, например, издревле воспринимает и творчески перерабатывает художественные приемы и эстетические принципы Ближнего Востока, кочевых народов, а в последние столетия - России, Западной Европы и, наконец, всего мира.
Культура многонациональной Россия включает и синтезирует в себе все ценное, что накоплено в художественном наследии народов, народностей и этнических групп нашей необъятной Родины, в их бытовых традициях, эстетических пристрастиях. Наиболее наглядным примером в этом отношении, по нашему убеждению, может служить Республика Дагестан с его совершенно уникальным по совершенству, жанровому и стилистическому разнообразию, материальному воплощению народным декоративно-прикладным искусством.
Преподаватель учебных дисциплин художественно-эстетического цикла должен уверенно стоять на позициях строго диалектического подхода к гармоническому соотношению национальных и межнациональных факторов, как традиций, так и исторически сложившихся жанровых и технических форм
художественной деятельности, отнюдь не игнорируя при этом тысячелетиями накопленный опыт мировой - международной, межнациональной художественной культуры.
Сочетание и умелое использование в учебном процессе художественных достижений различных наций и народов в области различных видов искусства крайне и принципиально важно в нормализации межнациональных отношений.
Весьма целесообразно и крайне важно использовать в этом процессе соответствующим образом подобранные произведения искусства разных народов, так как это действенно? помогает воспитанию как социально-психологических, мировоззренческих и нравственных чувств. И здесь очень важным является формирование межнациональных отношений учащихся на основе возможностей произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, чему и посвящено предлагаемое исследование.
Действенным регулятором межнациональных, отношений являются действующие законы и сложившиеся традиции совместного проживания, взаимообучения и взаимопомощи народов. Можно и нужно считать важнейшей задачей совершенствование целенаправленной и активной деятельности по воспитанию у населения, особенно молодежи, высокой культуры латентного, консенсуального, взаимообогащающего межнационального общения. Искусство, как общепонятный и достаточно эмоционально-информативный язык, должно стать важнейшим средством этого процесса.
К настоящему моменту в педагогической науке относительно глубоко и полно разработаны основные вопросы воспитания социальных, нравственных отношений между учащимися. Однако проблемы, связанные с механизмом межличностных отношений детей и подростков разных национальностей изучены пока недостаточно. Исследователям и педагогам-практикам необходимо сосредоточить усилия на заполнении этого методического пробела, наиболее полно и плодотворно используя при этом возможности изобразительного искусства в эстетическом и этическом воспитании учащихся. Вот почему поиски путей установления контактов и взаимоотношений, причем
латентных и консенсуальных, между разными по национальности учащимися, умелое педагогическое руководство этим процессом весьма актуальны как для педагогической теории, так и для обучающей и воспитательной практики современной школы, особенно если имеется в виду школа многонациональных республик, классическим примером которых является Дагестан с его древними и яркими, художественными традициями, многочисленными самобытными художественными центрами;
Межнациональное воспитание в школе необходимо осуществлять с применением разнообразных методов, средств и приемов. Принципиально важная роль в этой сфере педагогической и воспитательной деятельности принадлежит искусству - устному народному творчеству, художественным произведениям разных видов и жанров, декоративно-прикладному искусству, музыке, хореография. Преподаватель должен постоянно акцентировать внимание учащихся, на равной, значимости культурных достижений, и художественных традиций каждой нации, народа, народности,, даже сравнительно малочисленной этнической группы, а плодотворно использовать этот потенциал в эстетическом и межнациональном воспитании детей и подростков.
Во второй главе «Педагогические условия формирования межнациональных отношений школьников» в процессе обучения изобразительному искусству» показано, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство в своем, многонациональном проявлении позволяют активно расширять представления учащихся о жизни народов, их культуре, традициях. Поэтому в разработке дидактических условий весьма важным является рассмотрение проблемы формирования межнациональных убеждений; отношений, общения школьников на основе воспитательных, творческих возможностей произведений изобразительного и декоративного искусства.
Одним из основных разработанных дидактических условий в процессе обучения изобразительному искусству является необходимость заложить основу понимания многонационального характера этнического состава
населения. России и Дагестана, что послужит основой формирования межнациональных отношений, убеждений и воспитания школьников.
Основная целевая задача в преподавании изобразительного искусства и разработке условий исходит из диалектического подхода к соотношению национальных и межнациональных факторов, как традиций, так и исторически сложившихся форм художественной деятельности. При этом необходимо учитывать также положительный, передовой опыт мировой международной художественно-творческой культуры.
Важным направлением учебно-воспитательной работы по формированию межнациональных отношений в процессе обучения изобразительному искусству являются художественно-эстетическое просвещение учащихся, приобщение их к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного творчества разных народов и народностей Дагестана.
Одновременно важно привить учащимся интерес к тому, что их окружает, формировать у них навыки внимательного рассматривания, изучения предметов декоративно-прикладного искусства, размышления над их технологическими свойствами, учета особенностей художественного материала, выразительности формы и пропорции, связи орнамента с формой предмета, декоративно-художественного достоинства изделий народного мастера.
Основной целью экспериментального педагогического исследования является изучение и выявление закономерностей проявления эмоционально-художественной выразительности в творческой деятельности школьников, а также экспериментальная проверка эффективности форм и методов обучения дисциплинам изобразительного цикла, формирование у школьников латентных межнациональных отношений, манеры общения, соответствующих убеждений, а также патриотических чувств.
В соответствии с поставленной общей задачей экспериментального исследования был проведен педагогический эксперимент, который включал решение следующих задач:
1. Изучение современного состояния и выявление уровня понимания роли учебного предмета «изобразительное искусство» в межнациональном воспитании учащихся школ Дагестана.
2. Определение методологических и психолого-педагогических особенностей формирования межнациональных отношений в художественном, образовании и эстетическом воспитании школьников.
3. Выявление уровня знаний учащихся о декоративно-прикладном искусстве и основных его народно-промысловых центрах, созданных в разных национальных районах, определение степени любви и уважения к культурным ценностям других народов.
5. Разработка оптимальных форм, методов, условий формирования межнациональных отношений в процессе обучения предметам художественно-эстетического цикла в школах Дагестана.
Экспериментальная работа проведена в школах селений Гамиях, Тухчар Новолакского района, № 38, 39 г. Махачкала. В эксперименте принимали участие учащиеся 5-7 классов городских и сельских школ. Изучено большое количество детских рисунков и проанализированы уроки изобразительного искусства по рассматриваемой нами тематике.
В ходе констатирующего эксперимента были даны специальные задания с целью выявить уровень понимания учащимися практического назначения и эстетических достоинств предметов быта, изготовленных мастерами народного искусства различных национальностей Дагестана. В состав представленных объектов входили предметы быта различных народов и разных художественно-промысловых центров: кубачинский кумган, балхарский кувшин, унцукульская трость, шкатулка, коврики из Южного Дагестана:
В процессе обучения изобразительному искусству в школах мы старались выяснить, в какой степени учащиеся постигают материальную и эстетическую ценность изделий и национальную принадлежность мастеров, их изготовивших.
Для выяснения интереса учащихся к классическому, профессиональному, а также народному декоративно-прикладному искусству мастеров различных
национальностей, проживающих в Дагестане, нами определены критерии, позволяющие выявить уровень знаний учащихся о произведениях искусства как-изобразительного, так и декоративно-прикладного.
Анализ современного состояния межэтнических контактов и общения между учащимися в школе с достаточной степенью очевидности показывает, что существующие методы межнационального воспитания на уроках по изобразительному искусству пока не в полной мере отвечают требованиям формирования межнациональных отношений школьников, не стимулируют выбор активной жизненной позиции.
В исследовании на основе констатирующего эксперимента показано, что интерес и объективная оценка формирования межнациональных отношений школьников средствами искусства во многом определяется его общими параметрами и критериями, которые были положены в основу педагогического эксперимента.
Для объективной оценки формирования межнациональных отношений школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства нами разработаны соответствующие критерии, которые с достаточной степенью позволяют определить уровень формирования межнациональных отношений между школьниками, а также их способность применить усвоенные знания в процессе практического рисования.
Ниже предлагаем эти критерии:
1. Чувство художественного и декоративного образа.
2. Наличие интереса к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных национальностей.
3. Понимание роли искусства в формировании межнациональных отношений.
4. Усвоение нравственных понятий на основе анализа произведений искусства разных народов.
5. Способность определить произведения искусства по межнациональным характеристикам.
6. Сформированности художественных знаний и умений.
Представленные критерии дают возможность получить достаточно полную и объективную картину формирования межнациональных отношений-школьников с помощью искусства, а также их способность воспринимать произведения как классического, так и народного декоративно-прикладного творчества.
На этой (основе нами определены три основных уровня формирования межнациональных отношений школьников средствами искусства: низкий, средний,высокий.
I уровень - низкий.
Характеризуется отсутствием ярко выраженного интереса школьников к произведениям искусства, созданными художниками разных народов и народностей, неспособностью учащихся определить по межнациональным характеристикам, изделия народных мастеров. В данном , случае отсутствует понимание учащимися роли искусства в формировании межнациональных, отношений, что естественно не позволяет им воспринимать художественный и декоративный образ объектов, поскольку эти характерные особенности не представляют личностного значения для школьников.
II уровень - средний.
Характеризуется наличием у школьников готовности проявить интерес и понимание роли искусства в формировании межнациональных отношений, а также способности определить произведения искусства по межнациональным характеристикам, желанием приложить определенные усилия к усвоению нравственных понятий, на основе анализа, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных народов. На этом уровне учащиеся готовы к выявлению и воссозданию художественного и декоративного образа предмета, обладают определенными навыками и умениями в процессе практического рисования. Они уже способны в определенной степени передать характер изображаемого предмета, но еще не могут в полной мере уловить индивидуальные национальные особенности разных народов и народностей.
III уровень - высокий.
Характеризуется осознанным интересом школьников к произведениям искусства разных народов и народностей, наличием познавательных мотивов и круга интересов в области национальной художественной культуры, знанием традиции, колорита, характерных особенностей народного декоративно-прикладного искусства. На этом этапе учащиеся способны к творческой самостоятельности, активности, обладают умением достаточно четко определять, различия произведений искусства по межнациональным характеристикам.
Высокий уровень подготовленности учащихся предполагает также усвоение нравственных понятий на основе анализа произведений искусства, разных народов и народностей, а также достаточно полный уровень сформированности художественных знаний, умений и навыков в процессе практического рисования.
Основной критерий эффективности экспериментального обучения -повышение общего высокого уровня подготовленности учащихся экспериментальных классов, определяемого ростом готовности интереса формированию межнациональных отношений школьников, а также повышением уровня и качества практических работ, выполненных в художественном отношении на более высоком уровне требований по сравнению с контрольными классами. При этом школьники как контрольных, так и экспериментальных классов выполняют одинаковые для всех задания при соблюдении единых условий эксперимента.
В результате констатирующего эксперимента нами выявлена полная картина достоинств и недостатков в формировании' межнациональных отношений школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учащиеся городских и сельских школ в зависимости от места проведения педагогического эксперимента имеют различные художественно-эстетические вкусы, чувство восприятия художественного образа, понимание роли искусства в формировании межнациональных отношений средствами искусства, обусловленные художественной традицией, бытом, средой обитания.
В разработке методики экспериментального обучения на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства мы. старались заложить у учащихся основу понимания латентной сущности многонационального населения Дагестана. Пристальное внимание уделяли декоративно-прикладному искусству разных народов, народностей и этнических групп республики. При этом необходимо было как можно шире ознакомить учащихся с различными народными художественными школами и ремеслами, продемонстрировать на уроках изобразительного искусства соответствующие изделия, проанализировать с художественной точки зрения и дать эстетическую оценку каждому из них.
Проведение занятий по экспериментальному обучению включает в себя прежде всего предварительный анализ содержания действующих программ по изобразительному искусству, постановку цели и художественно-творческих задач учебных занятий, новые средства обучения с помощью произведений искусства разных народов и народностей, ориентированные на формирование межнациональных отношений школьников. Методика обучения разработана с учетом изучения указанной проблемы в деятельности школ, а также с экспериментальной проверкой эффективности форм и методов обучения изобразительному искусству в формировании межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств школьников 5-7 классов.
Сформулированные нами подходы и принципы в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству конкретизированы, сформулированы и реализованы в системе занятий и планах-конспектах экспериментальных уроков.
В методику экспериментального обучения были введены следующие новые факторы, способствующие формированию межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
- разработаны оптимальные дидактические условия, формы и методы, направленные на изучение школьниками произведений искусства разных народов и народностей, влияющих на воспитание культуры межнационального
общения, чувства патриотизма;
- в качестве объектов изображения на уроках изобразительного искусства использованы произведения, народных мастеров декоративно-прикладного искусства разных национальностей;
- усвоение учащимися школ нравственных понятий на основе анализа произведений искусства разных народов;
- учебно-методический комплект, фотоиллюстрации, слайды, таблицы, способствующие приобщению учащихся к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- системы занятий, планы-конспекты уроков, уроки-беседы, где наиболее полно раскрывается формирование межнациональных отношений школьников с помощью искусства разных народов и народностей.
В ходе проведения педагогического исследования в экспериментальных и контрольных классах принципы и аспекты обучения изобразительному искусству в формировании межнациональных отношений школьников, в основном были объективно одинаковы: изучаемые темы, количество уроков по изобразительному искусству, общее число учебных заданий и число самостоятельных работ. Исключение составляли лишь дидактические условия и специально подобранное оборудование, наглядный материал, включенные в экспериментальное обучение и методика реализации разработанной системы. Важно отметить также, что в процессе приобщения учащихся к произведениям искусства, время, отведенное по общепринятой методике для сообщения новых знаний, было сведено до допустимого минимума с тем, чтобы основная доля его пришлась на экспериментальное обучение, на выполнение учащимися практических заданий.
В формирующем эксперименте особо выделены те уроки-беседы, где наиболее полно раскрывается формирование межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств школьников с помощью произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. К ним мы отнесли семь уроков, апробированных в ходе эксперимента.
Эти занятия явились основополагающими, ключевыми для формирования
межнациональных отношений, убеждений, чувства патриотизма а также выработке у учащихся навыков практического рисования средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, для каждого из разработанных нами уроков было подобрано оборудование соответствующее конкретной учебной задаче, а именно: произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных народов и народностей, национальные костюмы, изделия декоративно-прикладного творчества, кувшины из керамики и металла, кумтаны, шкатулки, предметы быта, подчеркивающие характерные особенности искусства наций и народов Дагестана. Использовались также учебно-методические наглядные пособия, таблицы, слайды, фотоиллюстративный материал, способствующие формирования межнациональных отношений, убеждений школьников посредством приобщения их к произведениям искусства.
В результате проведения формирующего эксперимента мы смогли выявить полную картину формирования межнациональных, отношений, убеждений, патриотических чувств между школьниками средствами искусства, а также определить уровень сформированнности художественных знаний и умений в процессе практического рисования.
Особо важно подчеркнуть, что по сравнению с контрольными классами' учащиеся экспериментальных классов повысили уровни показателей в совокупности всех критериев оценки формирования межнациональных отношений учащихся 5-7 классов как сельских, так и городских школ, развили те положительные знания, умения и навыки, которые имели до обучающего эксперимента.
Сравнительный анализ выполненных работ учащихся экспериментальных и контрольных классов до и после проведения обучающего эксперимента наглядно показывает, что учащиеся экспериментальных классов по всем критериям превзошли сверстников из классов контрольных. Также выявлена достаточно полная картина усвоения учащимися учебного материала, способствующего развитию у них интереса к изобразительному искусству, формированию межнациональных отношений, а также усвоению школьниками
нравственных понятий на основе анализа произведений искусства разных народов. Сказанное подтверждается результатами, представленными в сводных таблицах и графиках.
В заключении диссертации даны выводы:
1. Межнациональное воспитание — многогранный, сложный, целенаправленный процесс, приобретающий исключительно важную роль на современном этапе развития общества. Особенно это актуально в отношении многонациональных республик, где формирование межнациональных отношений и культуры общения подрастающего поколения происходит в сложных социально-экономических условиях. Формирование межнациональных, нравственно-эстетических, патриотических чувств учащейся молодежи возможно при активном использовании художественно-творческого воздействия искусства.
2. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующего эффективному формированию межнациональных отношений школьников.
3. В результате экспериментального исследования установлено, что педагогу следует в большей степени уделять внимание объяснению учащимися художественно-эстетической ценности произведений искусства разных национальностей, показать понимание роли искусства в формировании межнациональных отношений, патриотических чувств у школьников.
Необходимо акцентировать внимание на усвоении учащимися нравственных, межнациональных, патриотических понятий, анализируя и демонстрируя произведения искусства разных народов и народностей Дагестана.
4. В процессе исследования подтверждена гипотеза, согласно которой формирование межнациональных отношений школьников может быть эффективным при условии глубокого изучения социальных, психологических особенностей школьников, познания национальных отношений учащихся, выявления их сущности и закономерностей развития, использования при этом
воспитательного, художественно-творческого потенциала искусства разных народов и народностей.
5. Исследование подтвердило эффективность разработанных дидактических условий в формировании межнациональных отношений школьников как важного направления на пути развития художественно -педагогического образования в школах Дагестана. Это наглядно проявляется не только в повышении общего уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и развитии их познавательного интереса к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных народов и народностей.
6. В художественно-эстетическом образовании формирование межнациональных отношений, убеждений школьников средствами искусства не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и художественно-эстетическими запросами времени, воспитать у них правильное мироощущение, патриотических чувств в познании национальной культуры, развить художественно-творческие способности.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников: Учебное пособие. - Махачкала, 2003. - 57 с. (в соавторстве).
2. Формирование межнациональных отношений школьников с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства //Сб. науч. трудов. - М, 2002. - С. 141-143.
3. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников //Сб. науч. статей. -Ростов-на-Дону, 2002. - С. 98-100.
4. Формирование межнациональных отношений школьников с помощью произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства //Сб. науч. статей. - Махачкала: ДГПУ, 2002. - С. 27-29.
»12698
Автореферат разрешен к печати решением диссертационного совета К 212.051.01 в Дагестанском государственном педагогическом университете
Подписано в печать 05.05.2004 Формат 60X84 '/,6
Печать офсетная. Усл. п. л. 1,5 Уч.- изд. л. 1,5
Тираж 100 экз. Заказ №
Издательско-полиграфический центр ДГПУ г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Султанова, Патимат Султановна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
1.1. Национальное, межнациональное в искусстве и художественно-педагогическом образовании школьников.
1.2. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство формирования межнациональных отношений в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся.
1.3. Формирование межнациональных отношений школьников с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2.1. Дидактические условия формирования межнациональных отношений в художественно-эстетическом образовании школьников
2.2. Система занятий по формированию межнациональных отношений учащихся на уроках изобразительного искусства.
2.3. Методика формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства"
С переходом нашего государства на совершенно новую историческую ступень и формированием в связи с этим совершенно новой социально-экономической формации межнациональные и «межкультурные» взаимоотношения в значительной степени усложнились, не обретя в достаточной степени консенсуса между общепринятыми мировыми нормами международного права, наследием социалистического периода и многовековыми региональными национальными традициями. Отметим при этом, что отход граждан фактически нового государства от прежнего, изжившего себя, советского патриотизма и формирование у них патриотизма нового - российского - происходят в политически, экономически и социально сложной обстановке, что, соответственно, порождает разного рода противоречия.
Весь комплекс сложившихся перечисленных факторов требует, естественным образом, новых, соответствующих историческому моменту г подходов к разработке теории и методологии воспитания российского патриотизма, а поскольку Россия - есть государство многонациональное, то воспитание консенсуальных межнациональных отношений, веротерпимости и культурного взаимопонимания приобретает особую актуальность. Эта проблема в значительной степени повышает роль как искусства вообще, в широком смысле, так и соответственно школьных дисциплин художественно-эстетического цикла в процессе формирования межнациональных и «межкультурных» взаимоотношений в молодежной, подростковой и детской среде.
Особая актуальность и своего рода уважительная деликатность межнациональных отношений подрастающего поколения в условиях уникальной этнической пестроты и многоликости Республики Дагестан обусловлены исторически принципиально новым подходом к роли и значению межнациональных отношений в ее духовном и культурном прогрессивном развитии. Повышение пристального внимания к межнациональнообогащающему воспитанию объясняется весьма значительным политическим, идеологическим, социально-психологическим и образовательно-воспитательным значением искусства, исторически обусловленным необходимостью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, вплоть до самых малочисленных, проживающих в столь поистине уникальной в смысле этнического многообразия республике, какую как в силу географического положения, так и исторического развития представляет собой Дагестан.
В процессе ускорения и интенсификации социально-экономического и культурно-духовного развития общества особо важное значение приобретает совершенствование и консенсуальная оптимизация межнациональных отношений.
Пренебрежение этим историческим постулатом уже привело к целому ряду конфликтов практически по всему миру, включая, к сожалению, и Российскую Федерацию.
Исходя из сказанного совершенно особое значение приобретают воспитание и формирование интернационалистического сознания и соответствующей «этнической психологии» у представителей различных наций, народов и народностей нашей страны средствами «внеязыкового» общевоспринимаемого изобразительного искусства.
Таким образом, культура межнационального общения наиболее интенсивно и плодотворно развивается там, где сосредоточены многонациональные коллективы, т.е. в тех регионах, где население этнически неоднородно и представляет собой исторически устоявшийся конгломерат в национальном отношении. Республика Дагестан в этом аспекте поистине уникальна.
Анализ опыта учителей как Российской Федерации в целом, так и Республики Дагестан, в частности, по формированию у учащихся средней общеобразовательной школы межнациональных отношений, патриотических чувств и убеждений позволяет сделать неизбежный вывод о том, что настоятельно необходимо всемерно повышать эмоциональную насыщенность межнационального и патриотического воспитания подрастающего поколения, наиболее плодотворно используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, в частности, такие столь эффективные, как искусство, в том числе изобразительное и декоративное.
Целенаправленное ознакомление с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у детей и подростков эстетические и нравственные чувства, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед родиной и обществом. Искусство активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, а следовательно, гражданами и высоконравственными людьми. Оно помогает детям увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов нашей страны и их сплоченности, которую нарушают лишь спровоцированные экстремистскими группировками разного толка конфликты, в которых сами народы участия не принимают, являясь их невольной жертвой и неся совершенно незаслуженные людские потери, испытывая ущерб материальных и культурных ресурсов.
Трудно, практически невозможно найти в нашей стране школу или иное учебное заведение, где учились бы дети и подростки одной национальности. Ярким примером неоднородности национального состава могут служить школы Дагестана, для которых, в масштабах страны, она особенно характерна. Здесь нередки случаи, когда в одной школе учащиеся являются представителями не менее десяти национальностей.
Совместная жизнь и учеба в многонациональном коллективе, постоянное общение учащихся школ в учебное и внеклассное время естественным образом создают благоприятную и творчески потенциальную психологическую атмосферу, обстановку, оптимальным образом способствующую формированию у молодежи и школьников уважения к нациям и народностям, к культурам во всем многообразии их исторического развития, художественного богатства и эстетического потенциала.
Наряду с этим в многонациональном коллективе учебного заведения естественным образом находит свое проявление и воплощение специфика различных культур и художественных традиций, носители которых органически вливаются в конкретный школьный коллектив. Между тем не все члены школьного коллектива обладают выработанной способностью правильно и адекватно воспринимать ценности культурных народов - порой они просто непонятны в силу своей непривычности. Поэтому отношение человека той или иной национальности к представителю другой в значительной степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, от известного ему опыта друзей и знакомых.
На современном этапе развития нашего общества со всей остротой поднимается проблема активизации и усиления межнационального воспитания с оптимальным использованием потенциала и средств культуры и искусства, что логическим образом определяется насущной необходимостью дальнейшего углубления и расширения межнациональных связей.
Причины возникновения указанных проблем на современном этапе сводятся, на наш взгляд, к следующему.
Во-первых, несвоевременное выявление и, соответственно, запоздалые анализ причин и разрешение противоречий, возникающих в национальных и межнациональных отношениях, непродуманная организация межнационального воспитания в учебных заведениях отдельных регионов страны (в частности, это касается Кавказа, что и привело в последнее время к конфликтам как в Чечне, так и даже в издавна известном национальной совместимостью Дагестане).
Во-вторых, определенное отставание в формировании межнационального сознания и психологии по причине серьезного ослабления наднационального воспитания и соответствующей психологии новых подрастающих поколений, чему в немалой степени способствовали узкий кругозор, слабое знание исторического прошлого народов, их жизни на современном этапе развития.
Это нередко приводит к националистическим настроениям среди части молодежи.
В-третьих, недостатки, а порой и прямые ошибки в проведении национальной политики органами местной власти.
В-четвертых, явно недостаточное использование богатейших потенциальных возможностей культуры и искусства в формировании межнациональных отношений.
В-пятых, недостаточная и слабо организованная агитационно-разъяснительная работа среди молодежи, целенаправленно ориентированная на формирование оптимальных латентных межнациональных отношений и правильную оценку системы моральных, этических, культурных и эстетических ценностей других народов, воплощенную в художественных образах профессионального и народного искусства.
Весь этот комплекс указанных проблем в настоящее время приобретает особую актуальность среди ждущих своего решения задач общественной жизни и, соответственно, современной педагогики и требует широкого проведения научно-исследовательских работ, посвященных формированию межнациональных отношений среди учащихся с привлечением средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Использование разнообразных педагогических и методических форм, методов и средств обучения, позволяющих значительно активизировать формирование оптимальных межнациональных отношений в школьной среде на современном этапе, весьма актуально и заслуживает серьезного внимания.
Основные усилия педагогов, которым приходятся работать с многонациональным контингентом учащихся как в России, так и в Дагестане, должны быть направлены и конкретно нацелены на воспитание латентных межнациональных отношений с использованием при этом огромных потенциальных возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Суть этого в том, что искусство, активно воздействуя на эмоциональную сферу человеческого сознания (а порой и подсознания), помогает плодотворному воспитанию чувств, причем как социально-психологических, мировоззренческих (преданность Родине, осознанный патриотизм, интернационализм, гуманизм и т.п.), так и нравственных (доброта, чувство долга, гордость, честь, справедливость, искренняя преданность исполняемому делу).
Актуальность предлагаемого исследования определяется прежде всего необходимостью поиска наиболее перспективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной сформированности межнациональных отношений учащихся, а также необходимостью более тщательной и глубокой разработки методики применения декоративного и изобразительного материала в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.
Что касается проблем и вопросов развития теории и практики изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и эстетического воспитания, то в подготовке предлагаемого исследования были использованы и тщательно проработаны труды таких заслуженно авторитетных ученых и методистов, как Е.С. Кондахчан, Н.Н. Ростовцев, Е.Е. Рожкова, Н.Н.Анисимов, Т.С. Комарова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.
В тех случаях, когда поднимались вопросы психологии изобразительного творчества, а также психологии зрительного восприятия, творческого воображения, чувств и интересов, пространственных представлений, автор обращался к трудам исследователей этой проблематики: Б.Г.Ананьева, Н.Н. Волкова, Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф.Ломова и др.
Весьма значительный вклад в научно-педагогическое обоснование исследования внесли труды, в которых рассматриваются актуальные проблемы формирования межнациональных отношений, особенности воспитания патриотических чувств и сознания личности, - А.А. Аронова, А.А.Бодалева, А.К. Бруднова, А.Ф. Дашдамирова, З.Т. Гасанова, И.С. Кон, Х.Г.Фаталиева.
Актуальность проблемы, определяется состоянием ее изучения на данный момент и обусловлена заметным возрастанием роли изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения, причем всегда необходимо учитывать и плодотворно использовать в учебно-воспитательном процессе специфику местных условий от регионального до узколокального масштаба.
Элементарные, но методически продуманно преподнесенные знания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства действенно помогают школьнику видеть, понимать и творчески осваивать культуру, а следовательно, весь комплекс, систему эстетических и нравственных ценностей других народов, заключенную и выраженную в художественных образах. Одновременно с этим знание и понимание исторического пути, культуры и искусства своего народа самым действенным образом способствует тому, что черты и глубинные свойства патриотизма становятся естественными, органическими чертами личности школьника. Активно воздействуя на духовный мир, эмоционально-нравственную сферу, искусство влияет и на формирование оптимальных консенсуальных межнациональных чувств ребенка и подростка-учащегося.
Однако при всей многочисленности теоретических исследований рассматриваемой проблемы вопросы формирования межнациональных отношении учащихся с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства до сих пор не были объектом серьезного исследования. Это положение в конечном счете и послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства».
Проблема исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия использования возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства формирования межнациональных отношений учащихся школ.
Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал изобразительного искусства как средства формирования межнациональных отношений школьников.
Объект исследования - формирование межнациональных отношений в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Предмет исследования - дидактические условия формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования. Формирование межнациональных отношений школьников на уроках изобразительного искусства станет более эффективным, если:
- выявить уровень понимания роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников и определить их значение в развитии художественно-творческой деятельности школьников;
- акцентировать внимание учащихся в процессе учебной работы на усвоении нравственных понятий путем анализа произведений изобразительного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей; применять на уроках изобразительного искусства наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, способствующие воспитанию чувств как социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических, так и нравственных категорий;
- использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта в воспитании и формировании межнациональных отношений в процессе развития школьников.
Задачи исследования:
- изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования, дать оценку современного состояния формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству;
- выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические и возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников, обосновать формы и средства практической работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся;
- разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства.
Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых-педагогов, искусствоведов, использование теоретического и практического Потенциала в области эстетического воспитания средствами изобразительного искусства.
Методы исследования:
- изучение и выявление закономерностей проявления эмоционально-художественной выразительности и творческой деятельности школьников;
- изучение и анализ отношения школьников к людям разных национальностей, живущим в Дагестане, фиксация непосредственного отношения детей и подростков к художественным промыслам, ремеслам разных народов;
Новизна исследования:
- разработаны и экспериментально проверены дидактические условия, формирующие межнациональные отношения в процессе обучения изобразительному искусству;
- созданы методические разработки, учебные наглядные пособия, показывающие закономерности проявления эмоционально-художественной выразительности в творческой деятельности школьников;
- выявлены и определены критерии, позволяющие выявить общий уровень формирования межнациональных отношений учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней фактически впервые проведен анализ основных аспектов формирования межнациональных отношений школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом современных идейно-теоретических параметров развития общества.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке методических рекомендаций и экспериментальных программ, которые создают реальную педагогическую основу для формирования межнациональных отношений школьников с использованием потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся;
- в возможности использования материалов исследования в аналогичных регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная и научно-обоснованная дидактическая система формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству в школе.
2. Необходимость использования художественно-творческого потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства;
3. Разработанные уровни критерий оценки, позволяющие определить показатели сформированности межнациональных отношений, а также художественно-творческих способностей учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове, Махачкале. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах №№ 11, 29, 38, 39 г. Махачкала, с. Гамиях
Новолакского района, с. Кубани Дахадаевского района. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета.
Автором совместно с научным руководителем издано учебное пособие «Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников», которое нашло применение в художественно-эстетическом образовании учащихся школ Дагестана. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству, подготовленные автором, были также использованы в общеобразовательных учреждениях разного типа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межнациональное воспитание - многогранный, сложный, целенаправленный процесс, приобретающий исключительно важное значение на современном этапе развития общества. Особенно это относится к многонациональным республикам, где формирование межнационального общения и культурного развития подрастающего поколения актуально в идеологическом, социально-психологическом и образовательно-воспитательном аспектах. Формирование межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств учащихся, молодежи эффективно при активном использовании воспитательного, художественно-творческого потенциалов искусства.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство является неоспоримо важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, способствующего формированию межнациональных отношений между школьниками.
В ходе исследования установлено, что педагогу следует в большей степени уделять внимание объяснению учащимися художественно-эстетической ценности произведений искусства разных национальностей, роли искусства в формировании межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств между школьниками.
В ходе исследования выявлено, что педагогу на уроках изобразительного искусства следует уделять значительное внимание усвоению учащимися нравственных, межнациональных, патриотических понятий на основе анализа и наглядной демонстрации произведений искусства разных народов и народностей Дагестана.
В процессе исследования подтверждена гипотеза, что формирование межнациональных отношений, убеждений школьников может быть эффективным при условии глубокого изучения их социальных, психолого-педагогических особенностей, познания сущности и закономерностей национальных отношений между учащимися, используя при этом воспитательный, художественно-творческий потенциал искусства разных народов и народностей.
Исследование показало эффективность разработанных дидактических условий в формировании межнациональных отношений школьников как важного направления на пути развития художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в повышении общего уровня художественных знаний, умений и навыков в практическом рисовании, но и в развитии их познавательного интереса к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных народов и народностей.
В художественно-эстетическом образовании формирование межнациональных отношений, убеждений школьников средствами искусства не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связывать этот процесс с требованиями и художественно-эстетическими запросами времени, воспитывать правильное мироощущение, патриотические чувства в познании национальной культуры, развивать художественно-творческие способности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Султанова, Патимат Султановна, Махачкала
1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации государства М., 1995.
2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения Ставрополь, 1993.
3. Агаев АГ., Магомедов P.M. Дагестанское единство. Махачкала, 1995.
4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.
5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.
7. Алиханов Р.А., Иванов А.И. Искусство Кубачи. Л., 1976.- 207 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 1997.
9. Андреева Г.М. Актуальные проблемы современной психологии М.,1988.
10. Ю.Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982. -577 с.
11. П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ.
12. В.Н. Самохина М.: Наука, 1974. - 68 с. 12.Асельдеров М.А. О школьных традициях. - Махачкала, 1962. 1 З.Асланов И.И. Воспитание школьников в межнациональном коллективе -Махачкала, 1995.
13. Асмолов А.Г. Личность как предмет педагогического исследования М., 1984.
14. Ахмедов Б.Г. Воспитываем патриотов-интернационалистов Махачкала, 1978.
15. Багандов Б.М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда1989.- 10 октября.
16. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001. - 115 с.
17. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - 95 с.
18. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание М.: Новая Москва, 1925.
19. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. -70 с.
20. Бацын В.К. Национальная школа: между прошлым и будущим. //Сб. документов международной конференции «Национальная школа: концепция и технология развития» М., 1997.
21. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников М., 1988.
22. Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995.
23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968.
24. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории -М., 1979.
25. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников Ростов-на-Дону, 1976.
26. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы М., 1994.
27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография М., 1973.
28. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 начале 20 века. - Л.: Наука, 1988. - 197 с.
29. Вагнер Г.К. Трудности истинные и мнимые //Декоративное искусство СССР.- 1973.-№7.-С. 37.
30. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983. 439 с.
31. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464 с.
32. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество /Подред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М: Владос, 2000. - 275 е.: ил.
33. Волков Г.Н. Этнопедагогика М., 1974.
34. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
35. Вопросы интернационального воспитания учащихся. //Сб. студенческих работ. /Под ред. З.Т. Гасанова Махачкала, 1973.
36. Волков Н.Н. Восприятие живописи и культуры //Художественное восприятие. 1971. - С. 294.
37. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.
38. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 314 с.
39. Гаджиев А.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.
40. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.
41. Гаджимурадов М.С., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана /программы для 1-4 кл. -Махачкала: Дагучпедгиз, 122 с.
42. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 104 с.
43. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти М., 1996.
44. Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся Махачкала, 1995.
45. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика Махачкала, 1998.
46. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. 1996. №6.
47. Гасанов З.Т. Правовые основы воспитания молодежи в духе дружбы народов //Развитие личности в образовательных системах Южно
48. Российского региона. Часть 1. Волгоград, 1997.
49. Гасанов З.Т. Роль межнационального общения в жизни учащейся молодежи //Советская педагогика. 1984. №5.
50. Гасанов З.Т. Социально- педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся Махачкала, 1973.
51. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. №5.
52. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.
53. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. -168 с.
54. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к естествознанию //Вопросы литературы. 1976. - №11. - С. 72.5 5. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. -М.: Детская книга, 1991.
55. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234 с.
56. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения -Алма-Ата, 1976.
57. Дидактика средней школы / Под. ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 216 с.
58. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха /Под ред. Г.Н Волкова М., 1992.
59. Жукова А. С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.
60. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.
61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.
62. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. идр. М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.
63. Интернациональное воспитание учащихся. //Материалы научно-практической конференции. /Под ред. А.Б. Магомедова
64. Исмаилов Ш.И. Исследование проблемы воспитания культуры межнационального общения. // Материалы всероссийской научно-практической конференции Пятигорск, 1997.
65. Исмаилов Ш.И. О научных основах формирования культуры межнационального общения //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум 1. Пятигорск, 1998.
66. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. // Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Знание, 1979. - 94 с.
67. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 87 с.
68. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов-на-Дону, 1965.
69. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. - 176 с.
70. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.
71. Кобалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. - 206 с.
72. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.-140с.
73. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. 1. М.: Педагогика, 1982.
74. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
75. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
76. Кондаков М.И. Роль школы в интернациональном и патриотическом воспитании молодежи // Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи Махачкала, 1984.
77. Кондахчан Е.С., Башилов Я.А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.
78. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Указ Президента РФ от 15.06.1996 за №909.
79. Коррадо Риччи Дети-художники. М., 1911.
80. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981. - 144 с.
81. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 75 с.
82. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318 с.
83. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
84. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
85. Кузин B.C. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-ие. М.: Политиздат, 1977.
87. Леонтьев А.А. Педагогическое общение М., 1979.
88. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
89. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 186 с.
90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985. - С. 66.
91. Лобунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207 с.
92. Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1986.
93. Маммаев М.М. Декоративно прикладное искусство Дагестана: истоки становления. - Махачкала: Доп. институт, изд-во, 1989. - 64 с.
94. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана.
95. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.) Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 56 с.
96. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.
97. Национальная школа: концепция и технология развития. //Материалы международной конференции М., 1993.
98. Национальные отношения. Словарь. /Под общей ред. B.JI. Калашникова -М., 1997.
99. Некрасова М.А. Народное " искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
100. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.
101. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 290 с.
102. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
103. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998.-№3.
104. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.
105. Поликультурное образование в современной России. //Материалы всероссийской научно-практической конференции Пятигорск, 1997.
106. Юб.Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.
107. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл.). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
108. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.
109. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.
110. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Научный рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.
111. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6-11 классы. / Ю.А. Солодовников, JI.M. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.
112. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно прикладного искусства (1-4 кл.) / Научный рук. Г .Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
113. Программы: Основы народного и декоративно прикладного искусства Дагестана. 1-4 кл. 11-тилетней школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.
114. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 36 с.
115. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. - 100 с.
116. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстрированно-календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 50 с.
117. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.
118. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 48 с.
119. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 120 с.
120. Раджабов И.М., Султанова П.С. Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников. -Махачкала, 2002. 48 с.
121. Разина Т.М. Русское народное творчество М.: Изобразительноеискусство, 1970. 255 с.
122. Рамазанов М.Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности /Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования РАО, 1998.
123. Риччи К. Дети-художники. М.: Издательство Саблина. 1911. - 84 с.
124. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.
125. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание дополненное и переработанное. М.: Просвещение, 1980.-239 е.: ил.
126. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.
127. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
128. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. -295 с.
129. Самохин В.Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 58 с.
130. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. -318с.
131. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя. М.: Советская педагогика, 1981.
132. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.
133. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997.
134. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности М., 1998.
135. Сулейманова 3.3. Проблемы управления процессом межнационального общения молодежи //Молодежь Дагестана. 1997.
136. Толстой JI.H. О литературе. М., 1968. - С. 569.
137. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. М.: Просвещение, - 1985. - 225 е.: ил.
138. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
139. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971
140. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. Л.: Художник РСФСР, 1982.-108 е.: ил.
141. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949.
142. Шнекендорф З.К. Воспитание юных интернационалистов М., 1979.
143. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969.
144. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема -М., 1973.