Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства

Автореферат по педагогике на тему «Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Хлебик, Светлана Ростиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства"

а~о

КИЕВСКИЙ ГОСУДШЗТВШШЙ ИШЕРСЙТЕТ-2Л.Т.Г.13ШНИН0

На правам ругаются

ХЛИБИК Сзэтлака Гоогоолппоьнз '

(*ОШ!РШШШВ ШЕСОТЕШО-еСТИКЧЕСКОГО "ОШТ1 ШМДЧИХ ШКШШ&СШ СВДЛМШ ИСКУССТВА 13.СО,01 - геор;:я и история педагогам

А В Т 0 ? В $ Е Р А Т дтсгвртагс::! иг; согокациз ученей степс-тг каададьта н-пагогзчэсктк гзук

Киеп - .1В92

Работа выполнена в Киевском государственном педагогическом института им. Ы.П.Драгоманова.

на заоедшши специализированного совета К 068.18.15 по присуждению ученей степени кандидата педагогических наук в Киев-оком государственном университете им. Т.Г.Шевченко по сдрэоу; 252601, Киев, ул. Владимирская, 60, ауд. 333.

С диссертацией мояно ознакомиться в научной библиотеке Киевского госуниварситота.

Автореферат разослан " феё/иоЛЖ ¡993 г/

Научней руководитель - кандидат педагогических наук,

доцонт Л.Г КОВАЛЬ Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор А .Я «САВЧЕНКО, - кандидат педагогических нцук, доцент В.И.ШПАК. Ведущая организация - Каменец-Лодольский гооударо!'-

венный педагогический инотигу им. В.П.Затонского.

Ученый секретарь

С.А.КА1ШН

РД0НТГ1,1992, зпк. 219,тир. 100

ОЬ'аАЯ ХАРАШШСША РАБОТЫ

< !

Актуальное т ь проблзгы определяется лрелехода-«¡¿¿^траке лроцзсеаии-обаолляяпя йсо.< с^ер мазаи об:цестла. гзерлдопле гуманас?!г«зсках принципов обцбстэеишяс отаоаекяй. птигдаарует иатэллочгуалыши и духоцао-аряватв енныЦ потонциал зрода. Искусство, квч ело с ой 'етбраагагапия иравственно-эсто-гзоского опита аелспвчбсгиа л лудокастг^као-ойразпси фораз,ота-кшгоя девствсиним ректором рсаьчг'я трорчйс::их сия и епооойио-гой чвдогека.

Процеоси 1'бт0сгвв1шо1'о обаогленад паходл? свсе отракенпв в дорзднвз урока иокуестга соеродоазоЯ :асолн, Обшеиио лосрядот-»< худоУ!>сгвоняо-эотвткчес.:оИ азх. глшюстя а условиях учзбпо-•олятагельяого лрогзэзса с-гаясшатоя й^сктезвым средство.',; фор-розаиял иравотвзнио-ост.?т!рк10!№го отношения к .\'Лру. Однако язу-нпа практического опчга учгхА-.пй а яп.гип яр&грэмглцо-лзтодичс-ой дктеротугн по «роЗгс.'-? псзроскг. выявить некоторые протвяо-гая а оргянязацйи худокйстюицп-зстс.гнчоской деятаяьнэся: у чаюя. Вознаккоя-энпе этак п&о?13ьрб<»(£ связаво с нэсогласонаано-ьп захскхмлшх в искусство аоьиаансотоЦ раззитая лачцогга, еэ эосбасагд зсмтячсскога влдзнпя шф.ч п ссщшяьчыда уега-которые оде^лчеь к п.готега.еау врег/зиа а облеотвенаом заашш и отразится с яидагоппзской практике. Т&и, о дойс?-узик програь'»а< я иетс.штсюг* пособиях яаЗлапайтез идеологи-щя аолср-'г,!!!'« и у:иэ;л соОстьенна-гукапЕГстотэс":-;; нляртлвнно-: худохес'.'ргуглх г.гог: .ваделгй? ОЕ.»'евтаи:д упядя ал ттрл^птип-1 трактовку »проз, глвд&й, гл:рлз л'тельных ьогиовдостей иокуо-

Эгя обусловливав? прзтлпор-зчлл • эг/оцаоззльао-обрзз-

; яряродой ууд0«80'»\»ззйн/. пр^зпведонвй и фермар/здам в то*& лопаяьго-прагкчягчесхЕМ озооойом юс восприятия. Сусвотввиван .эсга?ксн утчЗпыс прс-ррс5*«'' является разбалаиеврозанноегь свя-внугрч пргдотвв асгепчеокэю «шла л Зормляшьтемггачсскгй автор сбгезив;|»ая а ша изучав !•'.:; л з и:оле грля^взд-'.ктй♦Ай.члйз о;;лчео;;сго урокол ллтлр^тури, цузшш, кзобрззг-

К'ого кс^усстпа овйдо: х^ьсгвувг о судзотзопанли щт-оюрочяя ду цадпегь-:" хзр'ксером пгоцаолальвого воевряятяя учлздуизя эпнй окрухяэдг со г'лра, отрзяеннюс а искусств?, е стсугстзлзч к катков о<5с1цзцкогу осмислекия цепиоотп худотествеплого ос;— з. 3 ь'сой санзи проблема {лр.'-.провайГ'я кравотввано-зствтпчо-го с!Ш'Га учтаахоя »ледгего с'.ольасго Есзраста прйсЗретаа^

оосбуа значимость.

Анализ философской, психологической, к педагогической литература /изволил обосновать ведущую роль нравственно-астатического спита в форшрозании спогскы отношений личности к гару. Наибодзэ йакзки паи концепции А.И,5ортовой и И.А.Зязша, в которых нравственное и эстетическое рассматривается пак два способа выражения родовой сущности человека в фору,с человеческой чувственной деятельности. Авторы подчеркивают, что нравственно-эстетический опыт как одни кз видов социального опыта человека, представляет ообо;1 процэсс- к результат отражения в сознании и поведении лич-цости собственного жизненного опыта, порея ив аш-й, визьшшкх общением посредством искусства и осмысленного их воплощения е Творческой деятельности в искусстве и действительности. Саморазвитие личности происходи? в единстве нравственного и эстетического и развертиваотси в система отношений "человек-человек" и "человек-мир".

Проблема нравстЕшшо-эствтпческих отношений 'личности к действительности наиболее глубоко и полно исследована в общефилософской и социологическом плане*/В.Ф.Асмус, В.Б.Борев, В.К.Григорьев, Н,С .Кагал, А.С.Каргла, И.И .Кинщенио/. Б цонностко-ориен-твдпонно.ч характере нравственно-эстетических отношений учеными подчеркнута их системность, взаимозависимость нравственного н встетического, которая связана со спецификой нравственного сознания, чувств и пвреказашй человека, их эстетической окраской, йилософн Б.Г.Ананьев, А.И.Буров, В.В.Банслов, В.П.Иванов, А.С.Канарский, В.Н.Ияоащов, Л.Я.Стол-ззкч, Ю.У .Фохт-Бабушян И другие отводят художественно-творческой деятельности роль индикатора уровней зноцкоаасьно-нравотвоняого становления личности, ее ценностнцх ориэнкадй! и пшегративних качеств.

Проблема форсированна амоциоаьлъно-чуБствениой сферу соэва-1шя школьников является центральной в психологических исследованиях /Л.И.£ожович, 11.11 .Елонскпи, ?.П .Гаврилоьа, 'Г Л .Драгунова, А.И.Запорожоц, Ц.СДейтос, Д.Б.Элькокин, Ц.М.Г-.обсон н др./. В них изучены мзхеяизии варамонля выпаши в различии;: формах со-снанля и поведения .учедпсся младаях кларсов.

Взаимосвязь искусства с обцэствешшш идеалами, общечеловеческими ценпомял-л сосуамйб! основу педагогических исследований, носвяченши иаучоапа их влияния на развитие зшагийных спо-

-ü-

ccdnooToü :т крзатппйих укенлй а нблеков штаак п^олчр'кол .Эти вопроси psaenu на матерлале: литература - рсогн Г.о.Ар?ямоясй, Е.А.Ел»тззпой, C.íi.£yacuutHa; хкоошгсл к кштжнсй гр^гаа - B.C.'íy-хвной, Л.И.Ол'^'ярэичо, Ю.А.Полуяноаа; музккя - В.А.Алчксеога, Т.А.Бар!,;:лн::коло", H.'i.Вискяколой, I.Î.B Ларепапина.

1.дяоторн9 сгсдакта проблемы ирарстЕокко-зстотстосвого сос-шнмзязд уаазяхся оредотнамя искусства отражены и рнботот В.А.Впд-323СКГ К.В.Гаприозец, Д.Г.Коззль, И.и.Каг:шзрской, БЛ'.Ляха-чэаг, AS', Сазчепко, ЗЛ1.ййак, А.Б.З^рбо й т.л., которге скя.знга-зт яро.. ...оаия празст^ежо-зстеткчоуядх огяояашй ксолышксп с рйзвлтпс-м их эмоцкоалл'Ш.'х, ячютяктуалшз: и пзлорнх ик, Зна-'•штддышй aleros в рвллязац:гз ргзязч'шх папраялзнл!! ягсбстпсг'.чо-гслтпчеоксго воздятяпад срэдствпте искусства вязслк работа I.A.bf>í.ir/rmíc!i, ;г..Е.Ка^?лочпхого, A.А.Келть-Лаиаева, Б.Т,Нрмон-:ксго я др.

Такзн образа», и<зразра<5отаняооть ппоблека а потребности ча-;алы!0й уколы в прпхтлпооком «за осулесгиевия определял: üiriop ?e»iu исследования: "?ор:лзровэииэ нразстлонйэ-остэтг-юоксго опстз гютяк екэльвглсз сраг.отга1.'.;' кокусстза".

О о ъ о кг всад.догпяяя - процесс iowstpo»'.'»!« ярзвствен-•о-ястегачоокого ornm» mexs.xx гколышков в худояоотрзчно-эотв-ичосг'.ой лоятолт.носзи. к ее п р одно? - пплагоггле-:к;'э 'слезил •fopvîpopoam: к^'зстз'шю-эотбтэтаского оюта '/ла.гп;г: îtOix-'WKOM орвдсгитл лск'^зетрн,

и е л ь коааушыкя - теоретическое оо'остсглнл? i? экссд-ягегяазыт прэг»р*:а ваддгогтгоикях уелсвгй .|о}*'лрзяагзя яопво®-PK;to~3cwr«4™PKoro сгшта уп.ааихил ве"мышх класссп иоорг-дсг^о:'

yxc.íkctht-him-sc'tst^igci'«;1! ^¿ятолм'-о'.'-тл.

ijp:ï этом i-a гтсходяд! яз г л п о т е а и о том, что зкслаиооть фог''лрова".;г: нрггствкгпо-оотзтя'чоского гла*г-

рс ¡"йольииоз ередзтязмв »ocypcwa <:ак иятогратя?аого качсстпз осполалпого па вэахксззяап ик^оне^но-сор'тзнгчяиого, '.оглочадьао-ксга-тазногэ я эгатуопз■гьпо-повсдзнчьсг.ого яожс-IRTC3, дсс1агается я коаэтсквяса худозэсггенчо-эстетпчоекоН мявлыювха учазтася. Oc.ticp,,v:.-:t уачсзятяи оркашацня зтсгс :одаооп лзллитол:

- обогааяпяо 9модгсп:гл|.яс-г-!рЦ"ЯТ.'П1Цого опьга жвдсгос ляоль-'ясз;

- с;щгля лраБОЛзо^гс-уо-ппт^сс'ийс ;:а ос-

нове анализа художественных произведений;

- создание нравственных ситуаций для формирования умений и навыков эмоционачыш-нравственного поведения.

Согласно поставленной цели проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась решением следующих з ад а ч:

- теоретически обосновать содержательную структуру правст венно-зсгеткческого опнта младших школьников;'

- разработать критерии и уровни сформированное™ нравст-'венно-эстетического опита младших школьников;

- теоретически обосновать я апробировать педагогические условия формирования нравственно-эстетического опыта младших школьников в условиях классной и внеклассной художественно-эстетической деятельности;

- разработать методические рекомендации но формированию нравственно-эстетического опнта младших школьников средствами искусства.

Мотодолог и чес'К ой о'снов ой иссладс ванкя явились положения марксистской диалектики об эстотическс отношении к действительности и искусству, формировании в ллчне сти генерализованной потребности творить по законам красота и совершенства. Теоретическое обоснование содержания, структуры нравственно-эстетического опыта базироватооь на диалектико-ма-териаткстических положениях о сущности человека "как совокупнс сти общественных отношений" /К.Маркс/ и о роли практики и позг ния в формировании личности. В определении компонентов нравственно-эстетического опыта как ннтегративного качества личносте применялись фалосо$окйе принципы целостного подхода к изучения явлений объективной реальности, единства части к целого, едши ного и общего, необходимости критического анализа общественные явлений и процессов.

Мет оды исследования:

- теоретически^: изучение сТплосо^ской, соцяалыю-психоло! ческой к педагогической литературы по вопросам искусства,нраве венного и эстетического воспитания личности, теоретическое ос( лейте передового педагогического опыта по исследуемой проблв.»

- эмпирические: наблюдение,тестирование, методы массовой сбора информации /анкетный опрос, интервьюирование/, беседы,и; чение творческих работ учащихся, экспериментальные задания,ко! татирующпй и с[ ормпрутай! эксперкментн.

-53 явлл.^сванчл пзвользсаш«'« »дотоди х&>>г;г*&щ><дго и колкчо-отийнногс -»нояязп исч.уАнглии ргзулт.тьтов, гс годи .••/г/змртдческой стг.гаоуиая,

К о ? о д а к а ясо.поцоьаикя. Псслэдоглвпе лроводялось i тра ггьяя на лро?я.\«*.::",к í'~37-I9;H гг.

IIa п р в о к 3VHI3 /1987-1ЭЯЗ гг./ билч изучена Sr.no-оогггса", я ••4сгг)И',пс::«а литератур и яскуостяо-

редч'рс-аi,/ji но üyCf'ore, ;r<:e1i4& ирогрш «i, г^до^ичз-ncc.-».',3f. ne npvs'-'.i-w -fti-eraMffCuoro 1ыкд&, f.pkvshp.suux s

rpcncî! Л ГЗ?8Л:>ССИС'| ХудО^О'ХГв.'ИО-СО'.'ЗГИПйиЮЙ рПООТС, Г0КОКЭ!»-

rçosaaaux и. ■■ t: чсг-й; с v.xa;»r.-ro дельного гозреота; аяа-

Г^грозшпл от:т р-лсс.™ у".чгел--ч: í,-;'3u;.:', я-гоЗразатвчьного искуе-хюч. пг.чалигсх я&ззек. Ь результате бала с-4 о i >í íy.;¡ и [. о—

•aü's iMnc?"sa i■ сс.тчлсч:• :'¡íл, о''у.ц.::-:'.т ^дзча :t разработана гаюпп оч»:тяо-,'<?сп-5р.,л-я"тдлъно,! рччэтч, а г.:ч :.-:е а&патг «g aupo— Jareta а учебно-gccfu-ts-»..чьчом Ujf/Vîce якол v. Kmin. йгмчьч ¡t

Ir'V.'liCi'OrO Ví^1:^.

Нг в т о р " :.- «тччо /1У.Л-ЮВ1 гг./ на ог.иоеч рнлгля по -юслг.лу^'.'.оП ^р-,г.т-j?,-j „ ¡¡.'ííuíobúbo Пйччгпг ;чч;ч?ого ■lui jxocj-tí;- r en'.":."'":': ^vc! ч'чч. оопдг.гогэт, ucn/.t'oriv. •; с.чччсг'члч ,:>ор.зт:п" чг:п рчзр.иЧдтиа ч.о'чус ч.-ь:'--

: стчупг ч; : a¡ :t>oîc »kî'û--' ^^.""о'^огя oran а на*' ij'woc.'í-cuo-: и erro.".;-' i-ii : "гггоч":, и -"кгэграткпяси хч-

rJîTspicï:"и лдчч.-./г . w nrj пно.>гьч-/.а, .м. •■»>:•?[£ soHCRwntVî -¿i ч:ч.чгсч ;<чч- ". : г,, у...,'-•¡\Г i, п ; * •г.т» сбоснс-

сч.ч i';,. .""pi'.n, оч:'ч;уч.,- чо^азнтч г::. ьчгчгин:; ypom'ü о?зрд{Ч)аГн--icr.! ¡tr.двсч-Ечм::о-зого'.•нчосчого crjjs:- ьяздиг: флшвизсг. ср'Эдст-1."!! '■cj'y;>cTi.:'í, ÜoííoL-'iiía прчгр--,:.'.:.0.. про-

:jrr:.¡:,c; ччСЧОЪ.Ч'Ч'Т'Га СГ!. iU^'4 pSHO'-.Ii^i'UifU Д1Л

~„;;е!:ч(',г v/.ii'í'.a.'r.^c ^ачччччео:;:?: "чкучьтчгоа ¡i учителе!: '¡а-

K-,v,evj, í'arv-v.'.'.ua ¡Tpcrpa.vvu и .»отагэ» «рз-гп-ики :'о;\'я-.. чтч:; ; ЧЧ!'ЧГЧ7::*:"С.'Ч:Ч' /ï ^р:р^чi1 í якегшр''-

:!.'/, лге рг. -.'.лз;.:;'5 . .

il', т ¡j о i г/ /lv£.;-i'?9i гг./ :;opt;.':v--

iCJ'a/. рзбит« ¡ic •j!.'r',:,o;r,""!îi3 оод-ргяния, но.r-ür:;c" ;;труи :vp:; !:ii'nVfi~.iKO-;ifvríji ч:исцчслого-азл'ич'Г ■) л "ТитЧьрчркчи С .-.."•Tiiüii.'üj-iso'^'ííí'rnc-

1-0 . ' чч. ; : i- чт.ч к<".;'. ^v'to:.: :птг.с?-¡i^ -сïj—

i : I?

-о-

тичеокой деятельности. Прошли экспериментальную проверку обоснованные в теоретических разделах исследования организационные формь'И методы совершенствования процесса нравственно-эстетического развития учащихся начальных классов посредством общения о искусством. Завершен (}.орыирую'.ци!! эксперимент, осуществлена об <работка полученных данных и их качественная интерпретация, нача то внедрение результатов исследования в практику работы школи.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании:

- содоржания и структуры нравственно-эстетического опыта младших стольников;

- педагогических условии формирования нравствонно-эстетк-ческого опита учацкхся младших классов в коллективной художественно-эстетической деятельности;

- критериев и уровней сГориированности нравственно-эстетк-ческого опыта учащихся младаего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследованы заключается б научной "разработке актуальных вопросов нравственно-эстетического воспитания младшас школьников с помои различных видов искусств; взаимообусловленности уровней нравственно-эстетического развития учащихся начальных классов ^орма.та я методами организация коллективной художественно-эстетической деятельности; взаимосвязи педагогических условий формирования нравственно-эстетического опыта школьников о этапным построением процесса его формирования.

, Практическая значимость исследования состоит- в разработке и апробации организационных форм и методов формирования оценочных умений и навыков восприятия, переживания к осознания младшими школьниками творческой деятельност в искусстве и действительности, Материа/ш экспериментального и с следования могут использоваться для разработка спецкурсов и практикумов по организации нравственно-эстетического воспитания младаах школьников средствами искусства в процессе подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов к недагогическс пракгева в школе, а так ае в деятельности курсов по повышению квал2ф5аа1ил учителей начальных класЬоз.

Лос ? 0{ орноо ть подоконий и Е'нзодов асследоваш обеспечена теоретической обоснованности) исходных концептуальш . певший, качественшш а количественным анализом данных, исноль:

аиаем совокупности vevorxa, ¡mevnzzmz зядатак исследования.

На з а ц я т у а в но о я т с я:

- содсрлишю нрапствонно-зстотлческого опыта ютодшах пколь-JK03, котонин рассматривается кал ¡лтегратлвяое качество ляч-эоти, представляющее взаимосвязь эспатийпых к кроатпшшх ев ха-ii'.TGL.icnu; в состав которого входят зуишсмально-перцептщпшй, ■юписняльяо-когпятпвпдй я эмоционашю-яовадотсский кодоонавга;

- пгяагогячесяйв услозга, а так-а оргонизакяоакня форма Методы активизация иравстьемо-эстятичесгсго скнта югадпих :ачьяккоз средства:,'.;-: искусства;

- критерия >' уровпа сф>р!.прор-»2»ноатя яр-звстяеняо-эстотпчэ-.сго опита, учащихся младчзго гжолтлсго возраста,

Апробация и л к с д р а я и о результатов кс~ Евдозаяяя осучеогдляяссь в -оргдчж общеобразовательных школах i 51, 90 г. Киева, Я'5 1,4 г.Нст^аа Черниговской области.

Основные pony-f-тг.та иос.тедолплгД бита процотаплеки п обсутс-сш на регйсназьпс.; научно-пт?. гл-кскс:*, воп1«рчп0яч "Ирдагогичэ-09 наследие аЛС.Крупской ~ перестройка яогодмогэ обрачсганяя" Лйрряслоу-Хгольч-атЛ, Х98Э г./, «а »•гл-.узо*с«:>?1 научн0-пг?к-часкок кс:>4чзренщп! "?озг:г.!'ог: d:!-hi ? .¡едагог?ino'i ду:.".кн ь\а :->•-

ЛЭ83-19?Э рп,/". косяя^кн^а IOCO-дзмв лярп'.КСЛ ?усп .Ногяа, 1339 г./, !(з.гауг.:№пя кпучно-практяпескоЛ по^ерепаак >iTtr: чг,овк«издсгсчя пре/^с 1йя-:-«^дагз«iчио| л|дсстсег.х г^стадя утлозях переоуд'"-.-и-сэг.едньоУ /р.ЙРлП, Т.?'Л г./, роспуб-

wtcsoii научно-прз::т«ческоЧ -гогй-ереяцка "Ннродас. п(скя та Н' ровад.етк.чя в уч£оло-кга.>рп2Л проц^с т умовах я1дродхеипя nenio-iLHoi купьтурл" ЛчНежпя, 1991 1./, а так** апвгодк^х научно-Wi-'лссхих кок^еревц к», Кчэадзого голудчрзтзовкого седггогяче->го института я Натлпуого ясятсггг/тй Н.Л.Гого.тл.

Лотгл исс.»«аокш.~, обусловила структур/ ruccep-f.-ttor, пото-i оостэл? из вп9дс:::п, дьух глгл, ■кэдяф?*!!.':, описка исполъзо-шой литературы г. аршгяэякл,

структура и основной соjskzaidg г/>бом

Во ь в о д ч н z к ебоеяозона акгуялг-':ость проблемы,

!сд.'-лзг!ч объект к вх^'з? яссязлздаюя, с^оруул'.фпсгла его :ь, 1'сяотзаа и задач;!, pacsptmi гаучнсл ярз::зпэ, теоретическое .рсдгп?саов зпачр.оэ р-о^сти, слгргкторазованй ¡/.этода цсследо-::?я, стратзла спрсб^дл ore ^ггультатоа, яолсусняя.вн- .

носимые на защиту.

В первой гляпе - "Теоретическое обоснование процесса формирования нравственно-эстетического опита младших школьников" - анализируются научаыа подхода к выявлению понятия "нравственно-эстетический опыт личности", обосновывается ого содержа-, ние и структура как интегратинной психолого-падагогической категории, определяются критерии, уровни сформированаоота, рассматриваются особеиности проявления нравственно-эстетического опыта личности в младаем школьном возрасте.

Одна из исходных методологических посылок работы заключается в том, что искусство, как практически-духовный вид деятельности, направленный на восприятие, преобразование и совершенствование окружающей действительности играет важную роль в процесса формирования гармоничной личности. Эстетические переживания,розданные в процессе восприятия искусотга, представляют собой особый способ приобщения к шру, когда для субъекта деятельности его художественно-эстетические оценки, переживания образа искусства входят в состав отношений личности. Дополняя и расширяя жизненный опыт человека, искусство посредством художественных коммуникаций, становится основой его духовного развития.

Значительный вклад в теоретическую разработку проблемы внесли исследования О.А.Зоровой, В .¡¡.Иванова, Л.И.Купчевой,Л.Н.Сто-ловича, В.И.Толстых и т.д., в которых подчеркивается,что только в процессе практического освоения искусства формируется способность к его глубоко?^ переживания, определяется'.широта эстетических потребностей, происходит нравственное и эстетическое формирование личности. В этой связи, эстетическое, а через него и этическое развитие человека евозкояно без формирования его нравственно-эстетического опыта.

Рассмотрение категории "нравственно-эстетический опыт" в нашей работе связано с исследованием логики взаимодействия понятий: "опыт" - "нравственный опыт" - "эстетический опыт" - "нраа-ственно-эстетический опыт". Формы выражения опыта /чувственная, теоретическая, практическая/'' характеризуют сферы отношений личности к объективному миру. Каждая категория" предполагает опору на чувства, знания, поведение личности в сфере нравствечных я эстетических отношений, способы освоения ею ценностей морали и искусства, особенности человеческой чувственной деятельности й пред-ускатрлвае? саморазвитие, самосовершенствование человека.Яоатоьу

содогсшшв нравстззшю-эстотячвокого слита как китогратввг.с'Л категория, составляет взалкодвйствие экоцкснольно-периептивпого, гмочионачьло-коглитивного и эмоционально-поведенческого компонентов.

В псахолого-педагсгическоУ литературе по проблеме впт.исз г/осто занимают работы В.3 .Давыдова, А.А.Люблинской, В.!!.Калмыковой, Д.Б.Эльконина и т.д., в которых миадльШ гдояьяий возоаст рассматривается как время развития личности, когда закладывается основы ценностных ориентации, определяется направление ее .по-сле".увг!;ого нравственно-эстетического роста". Психологические особенности младших школьников: конкретно-образное м^ленио,эмоциональная впечатлительность, способность попереживать эмоциональные состояния окружающих - предопределяют специфику содэрка-нля и проявления нравственно-эстетического опыта детей данной возрастной группы. Так, основным механизмом функционирования нравственно-эстетического опита младших вколышков,'формируемого средствами искусства является сопереживание. Сно пронизывает основные структурные единицы опыта - нравственно-эстетические -чувства, знания и поведение учяшихся.

Поскольку эстетические эмоции л чувства отражают способность человека к переживанию, то специфической чертой эмоциональ-но-перцаптивного компонента нравственно-эстетического опыта младших школьников является наличие эмпатия. Сна составляет основу эмоционального отношения ребенка к обществу, людям, искусству и выражается в сочувствие, сопереживании, сотворчестве.

Таким образом, активизация эмоционально-перцептивного компонента направлена не только наэмоциопалЕНоэ реагирование на художественное произведение в процессе его восприятия, но и осмысление пережшаэм1х чувств, формирование логического мшлзпия.Эта функция принадлежит-эмоился1ально-когш:тивному компоненту. Он пред-шлагает наличие у младлего скольника знаний о нормах морали, гатегориях эстетики, способа?: воплощения их в жизни и искусстве I выражается я различных умениях и навыках мыслительной дея-:ельности. Результаты эстетически; переживаний являются побуди-;елышми мотивами и стимулами осознанного гуманного поведения, ¡оставляя содержание эмоционально-поведенческого помлононта. Он ¡вязан с жизненным опытом школьника, уровнем ого самосознания, пособамд самонаблюдения и самоанализа и выражается з эрудирован-

ности, коллективизме, гуманизма к оптимизме.

Констатирующий эксперимент, в котором приняло участие 7<!0 учащихся 1-4 классов школ К 51 г.Киева и Ш 1,4 г.Нежина и Нежинского района, предусматривал выявление интересов школьников к практическим видам искусом, факторов, влкяэцих на нравствснно-эстзткчгског развитие учащихся в различных видах эстетической деятельности, уровни развития логических операций, используемых н анализе художественного образа. С этой целью применялся комп-леко методов педагогической диагностики: беседы, анкетирование, ранжирование, тестирование, "звучащая анкета", "концерт по заявкам" к др.

В ходе исследования бнял обоснованы критерии и покаглтэ.':-' сформированное!1;*. нравственно-эстетического опыта младших школьник оз :

эмоциональная отзывчивость в а я г л е н и я и и к у с с т л а и д е й с т в и г е л ь в о -с т и /эмоциональность вербачьного.реагированпя ке произведения искусства, умение воспринимать и передана'::, образное содержание художественного произведения ва вербальном уровне и в результатах собственного художественного творчества, проявление,эмоционанько-заинтэрэсовакаого отношения к искусству/;

- н а л ач к о к объем этических и

- эстетических оценочных знаний /умейте выделять и онегшзагь явления искусства а действительное^., умение правалвН'о определять сродства худогэстяоянсй выразительности и их роль в создании эмоционального образа; уиепне ь а.чо.лл-ь; произведения .искусства применят!, гагетчбокич слозоби i .чмеодя.';

- о ; с к о с к а : в и т о т л с а г; о с т о я -тельк ости, способности к » í о р s с ;; о -м у с а м о в ы р a r,i е н и ю а д о о т. у и них в п ••

• д а х художественной деятельности - /умение аналиапровятн свои чувства к перскивалкя, навыки оекэро-гуялц*;и, активно^1, оьмоаыраяэшш в искусства, докзпирозагке социально-ценных мотивов ловедепия к отношений/.

На основе разраЗотц»ннх кратеров к их показателей на:.-.и балл выявлены три уроиня етормированности нравственно-этического опита мяадех скольник об. Вы с пи и у р о з е й i сое чалила исбольвеп часть школьников ./14 % /. Эти-учащиеся домэлстрпроваля

достаточно высоки!; уровень эмоционально-интеллектуального развития,владение соответствуацчми умениями и навнка\;л, способность к гуманистическому взаимодействии с окружающим миром.

При восприятия художественных произведений школьники этой группы адекватно реагировала на та эмоционально-образное содер- ' .тание, могли выразить воспринимаемые чувства и переживания, обосновать сбою оценку средств художественной выразительности, понимала значение нравственных и эстетических категорий, использованных художником для всплосения основной идея,

О духовной активности школьников этого уровня свидетельствовало наличка потребности в участии в разлкччнх видах художественно-творческой деятельности, общении посредством искусства.

Доминирующим видом змпатии в этой группе бнла со более развитая фориа - сочувствие о элементами содействия и сотворчества, Наиболее обширную группу составили участники эксперимента, отнесенные нами к среднему уровню /55 %/ сфор-шровакностя нравственно-эстетического опыта. Демонстрируя в целом достаточный уровень развития эмоционально;! сфер) сознания, а ответах я результатах художества ¡той деятельности прослеживалась ограниченность художественно-эстетического слита. Она выражалась в неумении диЗд-ерендаровать эстетические впечатления,адекчатно воспринимать образное содержание художественного произведения,отражать в зоойалъцоЦ форке порвживапия. В свое« выбора я предпочтениях они основывались на доступно;! я развлекательной музыка, которая близка их ялзнечному опыту и не требует аргументации. В нразствэнно-эететическо.ч багаже мюлышез небольшой з 3 ПН0 Э ТЯЧ 6 -» ских и эстетячэских знаний, неразвитость навыков змоционально-по-зпааатсльасй деятельности, отсутствие или неадекватность нравственной сце;1ки воспринимаемого образа.

Есг; это стращается на направленности потребнссгио-.мстиаащг-онноа с^&г.ц сознания школьников, двойственностью проявления экла-тлл: сопорежпвапиэ - сочувствие, о доминированием сопереживания.

Низкий уровень /31 составила учащиеся,которые характеризовались недостаточным развитием умений и навыков эмоционального реагирования на худог.ественяо-эгтетичзскую ин^ор-мецшо я способов ее интеллектуальной обработки. Они слабо и не-адгзчватно реагировав и на произведения искусства, Ограниченность словарного запаса сдерживала потребность в пересказе впечатлений от Боспршыто образа, его эстетической я нравственной оценки. В

аяализе худ-'сэстионних гшоизведэиш; наблюдалась неточность ъ определении основного настроения, сконцентрированность на зрительных образах, стремление к подражательности, рещ>од>1,?авпо-сти. Поведение н деятельность учащихся низкого уровня свидетеле стисааля о наличии генетически ралней форш эгдатии - сопорс-киБашш, в которое содзраагся элементы как гуманистической, к ¡ггекса^чвскоз иаяраэлсаиост.:,

b о сто р о ¿ глеве - "Пздагог.сч.^дов руководство процессом ^ор'-лрокакля нраисгБеико-эстот'.-ч^ского опита нэида-; Ейольшсог"" - ойосяобие.' йтоя пед^'ох'ачь'оккз }зяонаи реагирования Bp&Fc?i5Ciuio~3(»oru'i:.ORoro en.lia í.xivVlx скодькккоц сродстве« кс-KjCCTü-a в услой!»зс кляссно-урочко;: и ивокльосчзй худо.:-¿сие к ной деятельное: ;í5 нзлогп^а кстодака .¡о.-ьирукцгго э;:'с:1зр.и,2н?а, анализируемся его 'сзулмюгы..

Црю?»сс ^эродозаакя ирааствевно-ьстотичаокого o.~¡tu ьиьд-ках u:vib«i2Kos средстеак» кскуостза ¿ райка? арозодакок миг-с-икоодгу&тиька: \ ikíoej г;редус!.;а;-р.:1:ал ковягдоьатедьвув рэала-neLarorn4ccKK£ /сл. jasai I/ гаяол&шш «и0.ца:ч-:: oc»joic:m.î худюзвыешм? произведений iükjvi^&í кхоьиыки ■ г:; KU оеьош (Isf^U/Oi.OiiiM и обогнала их ьмозизпешю-пьдом&'.'кН" tioro cuma; ?•/ сортирован;!'; сассобдостя к с jjscsa&ü c.3tó:a upeecv-8вй(<о--;г,тст:-Ч0СКйх кагог^р.а; в проц-.-азз анаиияа ууцолисшжних.

лро:13ь?д;л:.\. и парков апаламко-саитетушлой деятельности í кала ндя /Екд£.лэла:1 глаакого, сраьне&тэ, сЗоЛцениэ/, ьообра;7.0».".;;, £итши; Г-/ сащ>«ыаанозм» правслвенно-осгх-^ячес -.о:: дог.»»-»ьаос1л млад::'!4-: вколышс-ь на иргоЗр'либпв ¡ц-.ь;;пс;: о«моа:и.-;«;эа >; cau-jpc-г/ллад;-: i ripeaos;.'! '.bsicpaopinu.»!,* анаша ¡' уши:£ ^лягао-нраа--crLSUKc.í дсйтодэаооти з кскуссигс.

0яр:.я;-лз:!пу пс^агогнческгх условий осо.:ров..лия пра.'сгзл;;!:,-ооач.т1я«,с.гого спнта ьаздл>!л сколмшцое проьсход^с лл ос.:и_а ç^c-рип поэтапного ^ор^рзьтся зпапий.уьзклй и лактоз. P--sp"¿^»гтя-но,! П.ь.Гальпглхя'вад и предполагало яозгреэнао учебно-под i<ciT«i-il'-'.. работы в lïiiK.; кги, скотому аепад'огичесь.йх :. о з.г, й í : с г n : :., i : а л т л к -лсшшх на а.:тп.:,;:-ац;;и эноааог.ътькиЛ, интеллектуальной-", ческой c¿ep со-лецшк шдолышка.

Т«.к, рзаа^а'дя первого условия ¡якиоос-моьллй oáowjnoaa« 8Ш'440йал,«>йо-д^р49Я'гаппого оа;.та шолькхков, ая7кваз£!Дся бифокальной cxUnu согнаная, яеираеюм о о работу ¡¡а чукс-ггошю > по-.га- '

яение и закрепление нравственных и эстетических эталонов доведения и деятельности, принятых в обществе, в личном опыте скольннка.

Второе педагогическое условие предполагало стимулирование деятельности когнитивного компонента нравотвенно-эстотичоского опыта учацихся. Оно рэаяизоанвамсь в организации познавательно5! деятельности ачадаих пкольнкков в искусстве к било ¡¡справлено на осмысление ребенком нравственно-эстетического содержания художественного произведения.

Выполнение третьего условия з практике работы школы было направлено на активизацию деятельности процессов самопознания и саморегуляции, Формирование интегратявних нравственно-эстетических качеств. Этими качествами мы избрали эрудированность, гуманизм, коллективизм и оптимизм.

Выбор методов обучения з напей экспериментальной работа основывался на характере поставленных в ней задач я применялся.с учетом уровня практического и теоретического опыта.участников экспериментальных групп. К ним были отнесены: метод промежуточного слоя, метод моделирования, метод "предметного круга" /В.Г.Ракников/, метод исторического подхода, группа проблемно-поисковых методов.

• Порядок выполнения разработанных педагогических условий организации художественно-эстетической деятельности млацялх школьников отражен в поэтапном строения процесса обучения. В качестве основных были выделены следующие этапы:

- I этап активизации чувств и переживании школьников при восприятии произведений искусства и Лорнирования навыков их сс-Ш1 елекия;

- 2 этап стимулирования аяалитико-синтетической деятельности младших школьников посредством развития воображения, фантазии, формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, которые основывались на эмоционально-интеллектуальном освоения нргвственно-эстотичеокого содержания художественного произведения;

• - 3 этап формирования иятегративных нравственно-эстетических качеств -¿колышка, экстериоризации умении и навыков эсте-тико-нравственной деятельности.

Сермлрукщпй эксперимент, в котором приняло участке 60 учеников 4-х классов, проводился с одним составом учацихсл на протяхз-

нак трех лзт.

Целью п е р б о г о э г а п а являлась активизация чувст-веш10-эшц::онально'Л деятельности млюткх школьников, которая осуществлялась через: развитие представлений учащихся об эмоциональной направленности искусства, накопление зазнай об особенностях воздействия на человека образною языка художественного произведения, приобретение навыков эмпатического взаимодействия н художественной дэятэлыюсти. Реализация г тих задач способствовала развитию перцептивных способностей учащихся и обогащению их чувственно-эмоционального опыта. Результаты фиксировались с помощью слодуввда: показателей:

- степень выраженности эмоциональной отзывчивости учащихся на произведение искусства в различных вкцах худс-зствеино-эстегя-чоокон деятельности;

- уровень развития навыков вербальной штэрнрэтацдп худо.тз ответных тгг.стоь;

- адекватность эмоционального реагирования па сьгуациз неблагополучия.

По итогам I ртапа эксперимента нами сделав ил од о том, что активизация экоцпопалько-перцелтЕшюго компонента ираяствеакс-оо-тетячосксхю сознания шаглкх школьников в коллективной художественно-эстетической деятельности способствовала интенсификации интеллектуалькб-позназателышх процессов. Это позволило обосновать тенденции х-уыанпгацш: способов' эшатячоскохч) взаимодействия младиых школьников в сфера искусства.

Цьлкэ второго этапа япплосх- развитие эмоционально-когнитивного кокпоиеате, ссуцеогг.ляо.чоа посредство:.!;а/обо-гедваия оыпатичэского опыта »-ладах нко.шшкоь; б/ обуче:шо иь-внкач осмысленного восприятия искусства; и/ ^сознания жоцг.о--. нально-обр,'-пной природы художественного творчоо-хва.

Показателям-; усявшаоотв ярозодижй» работы с-жукиги:

1/ уровень вербальной интерпретации лрепевзденкл искусства;

2/ развитие гнтглльэтуадьно-екоциокального опыта шйолышчоя за счет приобретения знаний о содержании птовстсзнаих п эстетических категорий;

3/ степень выраженности а навыков зтатйческог-о лзал-

гюдепствкя с окружажцпм ыяро;.:.

Качеств ваши! анализ результатов диагностирования лсказат.чю стимула росашю и художественном восприятия котижгпих процессов

способотвует более осознанному пониманию и переживанию еколыщ-ш-я проазводешШ искусства, ловшешю уровня звр£а)1ьноа интерпретации художественного текста, проявлению гуманистической ориентации в формах астатического взаимодействия с окружающим ш-ром.

Третий этап работы - заключительный, бил нацелен иа активизации эмншоналъно-поведончасхогг» ноилснента правственно-зстетичеокого сознания ндадиего школьника посредством:

- обучения навыкам перекоса знаний,умений и навыков, приоб-рэтзнншс в обс;зн;ш посредством искусства, на собственную нраве,т-венпо-эстзтлчеокую деятельность;

- форгарЭЕание самостоятельности, пшщиативы и креативности

а анализе и оценке окоциональяо-нравственного содержания худояеот-вэнкого образа;

- развитие да^ерештдроваш-юго отношения к явлениям искусства и действительности на основе совершенствования процессов самопознания и саморзгудяцли.

Решение поставленних задач осуществлялось посредством ступенчатого строения процесса обучения, в котором: первая стугонъ вшравлепность деятельности шеолышков на овладение пазиками ори-знтирспочпои деятельности как результат омпатичоского рзюводо&ог«-зия в искусство и действительности; вторая - развитие навыков )риснтироаочно-по1!скоЕСл деятельности; третья - йор.'.'.нровшпи на-Ш'.ов саморегуляция поведения школьников.

Показателями успешного вшоянэния поставленных задач слу:,ы-

■- характер изменения в ценностных ориентация* шедших шкель-гаов;

- уровень развития псгребвовтйо-моишщаонкоЯ с$чри сознания чедихся;

- наличие потребности в саяооионке п самоанализе.

Проверка эфГектквяосгя разработанной методики фордеровшшя

равотленно-эстетнче-ского ог.пта мзадгекх ккольшгаов средствами нс-^сства осуществлялась с использовании катодов; п:< спиртных оцо-ж, методов днагностпровгшия /анкетирование, интервьюирование, «.стироваииз, рейтинг/, ».".атештико-статистической обработки поденных данные, «качественного анатаза результате» педагогачоско-> эксперимента. В начале опитно-гксгоримзцтальисК работ» зкепа-гкоитапьиея з коотролаая группы находились на одаем уровне о'ор-

кированностн нравственно-эстетического опита. Сопоставление групп по этому параметру в ходе эксперимента позволило проследить влияние данной методики на формирование правствеияо-эстетя-чоског-о опыта младсих школышков. С этой целью было осуществлено два замора - в начале и в ковде эксперимента. Для удобства проведения замеров и получения достоверных экспериментальных дак-щлс была разработана шкала оценочных показателей сформированное«! нравственно-эстетического опыта, которая позволила вывести средние баллы по результата! оценивания сформированности составляю-цех нравственно-эстетического спита. Методы диагностирования позволили вывести сравнительные данные /см, таблицу I/, свидетель-отвувдю о «ом, что после проведенной снытно-экспори.м.ептальной работы количество школьников с высоким уровнем сформироваянооти цралственно-зстстичэсксго опыта в экспериментальных группах возросло с 1-&до 33;:,, а с низким - уменьшилось с 31/» до %,Ъ контрольно?. группе доля учааихся с высоким уровнем возросла с 14/, до 20$, а с низким - выросла с 31?» до 33%.

Таблица I

Сравнительные данные уровней сформлрованности нрааствеино-остетичеекого опыта шадлпх школьников средствами искусства до и после проведения опытно-экспернмэнтальной работы /в % 1.

Уровни сфоркировышости ! До проведения ¡После' проведения

нравственно-эстетического ! спытно-экспери- !опцтно-зкспери-

опыта младших школьников ! ментальной шбо-!мш:тгльноЛ работы

! ты !

2. Средний. 55 55 60 44

3. Высокий 14 14 53 20

ВаЕноа значение для вас прадогавдяя гопрос о ооотасн-сввя кошоионтсв ош?а ни каадом уровао его с^ормлроцачкости. С этой

целью подочитньалск линойныа коэф£:ашзат корреляции по «а.ор.г.тул:

<п —' С< —пТх^ГЕх'ТГ

где: Нуиь. - внборочшШ коесНшциеит корреляции, ^ - колзчо-отво наблюдений, к у - количественные признаки /кснподэи-ты/.

Так, коэффициент корреляционной связи мезду э.'юцноналыю-чувствсппым опитом я опытом интэллектуатьно-познпвателыюн деятельности до проведения опытно-экспериментальной работы на эмо-ционально-поведончоско:.! уровне в экспериментальной группе составлял 0,758; после проведения - 0,859, Последний коэТ^ициепт свидетельствует о том, что сформированность экоцноналыш-пер-цептивного опыта младших школьников способствует успехам л развитии интеллектуатьно-познавательной деятельности.

В з а к л ю ч о п 1! и диссертации предстанлены выводы, сделанные по результатам исследования. Формирование нравственно-эстетического опыта младших ккольников базируется на осново единства его компонентов и предусматривает педагогически целесообразную организацию деятельности учащихся, направленную на активизация чувств п пер^хивааий екольникоб при восприятии произведений искусства, стимулирование аналитико-оинтотической деятельности в процессе нравственно-эстетического развития школьников, создание условий для развития у них интегративных нравственно-эстетических качеств учащихся и их реализация в социатьно-цэнном поведении.

Выпаренные в исследовании критерия и соответствующие им показатели сформированное™ нравственно-эстетического опыта учащихся младших классов существенным образом влияют на совершенствование процесса эмоцлоначьпо-нравстЕзнного воспитания младших пколъников средствами искусства.

Активизация художественно-эстетической деятельности мтад-пшх школьников в искусстве с помощью методов стимулирования эмоционально-перцептивного и эмоционально-интеллектуального опыта учащихся, дает возможность не только углубить осознанное отношение к нравственно-эстетическим ценностям, воплощенным в худо-яественном произведении, но и способствует развитию социатьно-ценных качеств личности, проявляющихся в нравственко-эстетиче-ском отношения к действительности и искусству.

Вопросы формирования правствснно-эстетичоского опыта младших икольниксз средствами искусства, рзссмотрэн.чые в работе, но исчерпывают елоалостя и- млогогранности этой проблемы. При дальнейшей ео разработке 2 специальном изучении! нуждаются вопросы:роль различных водов искусств /кино, театр, телевидение и т.д./ в формировании нравственно-эстетического опыта младших ккольни-ков; система взаимодействия регулируемых и нэрегулируе.их факторов

-13в процесса нравственно-эстетического становления личности учащихся начальных классов в общении посредством искусства; изучение в.сзмокностои самостоятельной художественно-эстет;лшской деятельности уладиего школьника в формировании нравственно-эстетического опыта личности средствами искусства; разработка ко(.<-плзксной программы подготовки студентов к организации ЕНэклас-сной художественно-эстетической работы с учащимися начальных классов по формированию их нравственно-эстетического опыта срод-ствами искусства.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях диссертанта:

1, Исследование проблем формирования нравстБенно-зстетича-ского опыта младших школьников средствами искусства /Развитие школы и педагогической науки на Украине: Тезисы докладов на межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летиа и колы Киевской Руси. - Пекин, 1989. - С. 31-32. - На укр.яз.

2. Псахолого-подагогкчесхцв услогия формирования нравсгвек-но-естетическсво опыта младших школьников средствами искусства /Пути усовершенствования процесс,мналы;о-педагогичоской подготовки учителя в условие перестройки высшей. и средней пколи: Тезнсы докладов ш;хвузовской научио-практпчвской конференции. - Ионии, 1990, - 0. 93-94. - На укр.яз.

Формирование нравственно-эстетического опыта младиих школьников средства!,л национальной ыузыкальнсй культуры /Тезисы республиканской научно-иракткчоской кодераации на тану "Народная иоснл и ее внедрение в учэбно-восгситатольцый процесс в условиях возрождения национальной культуры". - Ножии, 1991. -С. 38-39. - На укр. яз.

4, Н.К.Крупская о психолого-педагогических основах формирования нравственно-эстетического опыта (/ладшкх школьников средствами искусства /Педагогической наследие Н.К.КруискоЙ и перо-стройка народного образования: Тезисы докладов и сообщений региональной научно-практической конференции 31 мая 1989 г. - С.173-174/.

5. Методические рекомендации по изучению уровня сформиро-ванносги нравственно-эстетического опыта младших колышков ' средствами искусства /для студентов музыкально-педагогического факультета/. - Нежин, ШШ, 1089. - 18 с.