Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Энеева, Лидия Адыхановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Пятигорск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Энеева, Лидия Адыхановна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. АДЫГСКИЙ ЭТИКЕТ - ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШЬТУРОТВОРЧЕ-СКОЙ ШКОЛЕ.II

1.1. Национальный и общечеловеческий характер морали адыгского этикета . . .II

1.2. Задачи и содержание формирования нравственности у учащихся на основе норм и требований адыгского этикета

Глава П. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Воспитывающий характер обучения.

2.2. Нравственное воспитание в обучении подростков гуманитарным дисциплинам.

2.3. Изучение основ адыгского этикета в 5-8-х классах

2.4. Воспитание нравственности у подростков в обучении труду.

Глава Ш. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.

Глава 1У. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы"

Актуальность и проблема исследования. Одной из основных задач современной школы Российской Федерации является нравственное воспитание учащихся. Его важнейшим фактором становится культура. Многие исследователи отмечают, что молодежь не готова к освоению общечеловеческих и национальных культурных, духовно-нравственных ценностей и народных традиций (Е.П.Белозерцев, А.П.Валицкая, Б.Т.Лихачев, Е.Н.Шиянов).

Наиболее благоприятные педагогические условия развития личности, формирования ее нравственности создаются в культуротворческой школе. В такой школе, как убедительно показала философ и педагог А.П.Валицкая, "образование осознается как сфера гуманитарно й-^тропогенной практики, как с онио куль турный Феном ен. в котором совершается становление человека как биопсиходуховного существа, личности. способной адекватно ориентироваться в современном мире, понимать, оцени вать и действовать в нем"

При этом учитывается, что основное содержание образования и воспитания в куль туро творческой школе ориентировано не государством, не идеологией политиков, не рыночными отношениями, а национальной духовной культурой как составляющей мировой культуры. Такая школа выступает опосредующим звеном в системе отношений "культура - социум" и становится одним из основных условий самореализации культуры и экономики, подготовки нравственной, творческой личности.

Педагогический процесс в школе Северо-Кавказского региона требует учета социокультурной ситуации в национальных республи

I. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998, с.105-106. ках - гармонического сочетания культуры предков, национальных обычаев и традиций с достижениями мировой культуры. Эта особенность связана, в частности, с выполнением кавказского (адыгского) этикета - совокупности исторически сложившихся и функционирующих норм и правил взаимоотношений между людьми. Знание и выполнение адыгского этикета - признак высокой культуры, хорошего воспитания у горских народов.

В научно-педагогической литературе недостаточно освещена проблема нравственного воспитания подростков в национальной школе. Известно, что подростковый возраст отличается тем, что достигнутый уровень развития, возросшие возможности ребенка характеризуются чувством взрослости, вызывают естественную потребность в самостоятельности, самоутверждении. Новообразования сознания подростка, обусловливающие его социальную активность, позволяют формировать нравственные убеждения, которыми он руководствуется в повседневной жизнедеятельности. В то же время эти новообразования создают определенные трудности в решении задач нравственного воспитания, особенно в национальной школе.

В этой связи нами следующим образом сформулирована проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, при которых содержание, формы и методы воспитания выступают действенным фактором формирования нравственно целостной личности подростка культуротворческой национальной школы?

Решение данной проблемы является целью настоящего диссертационного исследования. Необходимость теоретической разработки проблемы определила тему нашего диссертационного исследования: "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРО-ТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (на материале республиканской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики)".

Объектом исследования явился педагогический процесс в национальной культуротворческой школе - особом социокультурном институте общества и государственном образовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс формирования нравственно целостной личности подростка в культуротворческой школе.

Теоретический анализ литературы и личный педагогический опыт работы в национальной школе позволили сформулировать гапотезу: высокий уровень сформированноети нравственно целостной личноета подростка куль туро творческой национальной (кабардино-балкарской) школы достигается, если:

- задачи и содержание нравственного воспитания учащихся определяются нормами и требованиями адыгского этикета, включающими национальные и общечеловеческие компоненты морали;

- в качестве одного из ведущих средств нравственного воспитания используется воспитание в обучении дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе основам адыгского этикета, а также национальным ремеслам, декоративно-при к ладным искусствам;

- проводится разносторонняя культуротворческая внеклассная работа, включающая нравственную деятельность учащихся.

Цель исследования, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

- определить содержание формирования нравственно целостной личности учащихся культуротворческой национальной (кабардино-балкарской) школы на основе адыгского этикета;

- выявить педагогические условия формирования у подростков в национальной культуротворческой школе нравственного сознания и поведения в соответствии с нормами и требованиями адыгского этикета, общечеловеческой морали в процессе изучения ими гуманитарных дисциплин, в том числе основ адыгского этикета, в обучении национальным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам, а так же в системе внеклассных занятий, предусматривающих активную нравственную деятельность;

- разработать конкретные методики исследования уровня сфор мированности нравственно целостной личности подростка;

- подготовить научно-практические рекомендации по совершен ствованию нравственного воспитания в национальной культуротвор-ческой школе и апробировать их на практике.

Исследование проводилось на основе следующих методологических принципов:

- признание равноправия использования различных философских, гносеологических взглядов в системе гуманистических духов ных и культурных ценностей;

- аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом един стве и взаимосвязи;

- объективность в подборе и оценке фактов и явлений;

- связь логического и исторического, объективного и субъек тивного, исторического и современного.

Использованы также личноетно-деятельностный, системный и культурологический подходы к воспитанию.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Л.Ф.Ка-птерев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Т.А.Стефа-новская, В. А.С ухом ли не кий, К.Д.Ушинский, Е.Н.Шиянов);

- процесс нравственного воспитания (О.С.Богданова, ,А.И.Дулов, И.П.Иванов, Э.П.Козлов, В.О.Кутьев, И.С.Марьенко, Л.И.Новинова, В.И.Слуцкий, Л.М.Фридман, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова);

- обусловленность культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности воздействием социокультурной среды (Е.В.Бондаревекая, С.И.Гессен, И.Б.Котова, Л.Л.Супрунова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов);

- учет культурно-исторических традиций народа в формировании базовой культуры подрастающего поколения (А.П.Валицкая, Г.Н.Волков, З.А.Малькова, В.В.Макаев, Е.Е.Хатаев);

- открытость образования как ориентация на создание школы, не зависящей от политических и идеологических приоритетов, обращенной к общечеловеческим ценностям (Д.А.Белухин, Ю.В.Громыко, Н.И.Капустин, В.А.Караковский, В.А.Сластенин, З.И.Равкин).

При изучении вопросов психолоши воспитания и обучения подростков автор использовал труды таких ученых, как Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, В.В.Давьщов, А.Г.Ковалев, А.В.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон.

Для решения поставленных задач использованы следующие основные методы исследования:

- изучение теоретического наследия видных педагогов;

- анализ нормативна материалов федерального и республиканского министерств образования, местных органов образования;

- анализ монографий, сборников трудов по проблемам философии, социологии, культурологии, этики, психологии, педагогики;

- систематическое целенаправленное наблюдение за деятельностью учителей, учащихся в различных ситуациях школьной жизни;

- письменный и устный опрос учащихся;

- опытно-экспериментальная работа: констатирующий эксперимент, преобразующие (созидательные) естественные педагогические ситуации, поддающиеся объективным оценкам (измерениям);

- изучение и обобщение передового опыта учителей, воспитателей, теоретическое осмысление этого опыта;

- анализ личного 33-летнего опыта работы в качестве учителя начальной школы, учителя биологии, инспектора гороно, научного сотрудника исследовательского института, директора школы;

- систематическое обсуждение результатов исследования в педагогическом коллективе школы-интерната, с руководителями органов образования КЕР, деятелями педагогики (в г.Нальчике, Пятигорске, Санкт-Петербурге, Москве).

Этапы исследования.

Первый этап (1994-1996) - сбор фактического материала, его систематизация и выявление предварительных результатов.

Второй этап (1996-1998) - теоретический анализ материала; изучение реального опыта учителей и уровня воспитанности подростков; выявление условий, определяющих эффективность содержания и организации нравственного воспитания подростков; проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1998-2000) - завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение ее результатов, выявление нового. Внедрение результатов в практику в целях уточнения содержания и установления наиболее эффективных форм и способов нравственного воспитания подростков. Теоретические обобщения и выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

- определены задачи и примерное содержание воспитания нравственно целостной личности учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов в национальной (кабардино-балкарской) культу-ротворческой школе на основе норм и требований адыгского этикета и общечеловеческой морали;

- раскрыты особенности воспитывающего характера регионального компонента образования в культуротворческой школе;

- выявлены особенности формирования у подростков нравственности в обучении дисциплинам гуманитарного цикла (родной, русский, иностранный языки, родная и русская литература, история, основы адыгского этикета), национальным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам;

- обоснованы педагогические условия успеха в воспитании у подростков нравственности в процессе их разносторонней деятельности в системе внеклассных занятий, приобщающих учащихся к национальной культуре, народным обычаям и традициям.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные научные и научно-методические положения и выводы реально воплощены в школьной практике и способствуют формированию нравственно целостной личности учащихся. Разработанные автором "Примерное содержание нравственного воспитания учащихся" и формы и методы этого воспитания, методы диагностики уровня нравственной воспитанности подростков могут использоваться в общеобразовательной школе в целях повышения эффективности нравственного воспи тания.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими положениями; системой методов исследования, адекватных поставленным задачам; позитивным влиянием на формирование нравственности подростков разработанных рекомендаций; апробацией полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Содержание воспитания нравственно целостной личности учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов национальной (кабардино-балкарской) культуротворческой школы.

2. Идея полноценного формирования нравственности подростка путем реализации в содержании образования национального и общечеловеческого компонентов морали (в процессе овладения подростками базовой культурой на уроках гуманитарных дисциплин, основами адыгского этикета, а также в обучении национальным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам).

3. Система личноетно ориентированной внеклассной работы, в процессе которой приоритетное направление имеет организация нравственной деятельности подростков: коллективные дела, общение, система упражнений в поведении, соответствующая нормам и правилам адыгского этикета, приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям, самодеятельность, творчество.

4. Критерии уровня воспитанное та у подростков патриотизма, отношения к труду, коллективизма, культуры поведения и общего представления об адыгском этикете.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на межрегиональном семинаре "Культуротворческая школа" в г.Санкт-Петербург (1995 г.); на межвузовской научно-практической конференции в КБГУ (1996 г.); на заседаниях педагогического совета школы-интерната (1997-2000 годы); на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ (1998-1999 гг.); на Всероссийской научно-практической конференции по проблеме "Поликультурное образование в современной России" (1997 г., г.Пятигорск); на П Международном Конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (1998 г., г.Пятигорск); на республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы воспитания" в КБ1У (1999 г.). По результатам исследования опубликовано 7 работ, подготовлено 9 докладов.

ШВА I. АДЫГСКИЙ ЭТИКЕТ - ССНСВЛ СОДЕРМШИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧИСС'Ш В ВДЮНАЛЫЮЙ ШШРОТВОРЧМЖОЙ ШКОЛЕ

I.I. Национальный и общечеловеческий характер морали адыгского этикета

Необходимость регулирования взаимоотношений людей в обществе и семье, требование соблюдения общеетвённого порядка обусловили возникновение и развитие морали как одной из форм общественного сознания. Мораль обращена к разуму и чувствам людей. Призванная защищать общие интересы, она в то же время удовлетворяет и интересы каждой отдельной личности. Моральное сознание направлено на обеспечение общественного блага и поддержание общественных устоев путем регулирования поведения во всех сферах жизнедеятельности. Моральные нормы включают определенное ограничение индивидуального поведения. Будучи осознанный как необходимое, нравственное сознание становится основой выбора такого поведения, которое наиболее целесообразно с точки зрения как общества, так и личности. Функционирование морали предполагает высо= кий уровень индивидуального сознания. Нормы и требования морали исторически воспроизводятся народной мудростью, силой массовых привычек, обычаев, обрядов, традиций, общеетвенньм мнением, убе-вдением масс. Большую роль в утверждении морали играет устное народное творчество. В произведениях фольклора из поколения в поколение передаются нравственные идеалы, понятие о добре и зле, о справедливости и совести. Народная мудрость о морали и нравственном воспитании подрастающего поколения нашла отражение в таких памятниках старины, как предания, богатырские поэмы, сказки, пословицы и поговорки, народные песни.

Замечательным памятником духовной культуры кабардинского, балкарского, карачаевского, адыгского народов эпохи феодализма и последующего времени является адыгский этикет - "адыгэ хабзэ" -совокупность норм и правил поведения человека, в которых отражается его отношение к людям, труду, собственности. Этот этикет по сути дела характеризует повседневную культуру человека, его поведение в целом. Правила этикета носят характер строго регламентированного народом церемониала. Как национальный этикет народов Кабарды и Балкарии, Адыгеи и Карачая и др., адыгэ хабзэ представляет собой свод неписаных законов, правил, обычаев, на основе которых регулируется поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности. Этот свод свидетельствует об этнической общности, близости материальной и духовной культуры горцев Северного Кавказа. Адыгский этикет в основе своей и до настоящего времени не потерял жизненного значения. Он является фундаментом нравственного воспитания горских народов, поскольку зиждется на общечеловеческих моральных ценностях. Вместе с тем адыгский этикет непрерывно обогащается новейшими, современными нормами поведения, складывающимися у горских народов под воздействием гуманизации российского общества и мирового прогресса. Он ориентирует человека на его моральную ответственность перед самим собой, перед обществом и окружающей природой. При этом образ жизни, нормы и правила жизнедеятельности и законы природы в адыгэ хабзэ слиты воедино. Безнравственньдаи оцениваются не только негативное отношение к отдельному человеку, обществу в целом, но и негативные действия по отношению к природе. Подчеркивается естественность и природосообразность поведения, признание природного равенства людей и уникальности личности каждого. Правила этикета не только выступают условным ритуалами, формами реализации поведения, но в то же время отражают содержание основных принципов морали. Исследователь Б.Х.Бгажнонов с полным основанием утверждает, что "этикет - ядро, организующий центр традициошю-бытовой культуры общения", что ядро включает в себя нравственные убеждения.^"

Осознание сущности и сознательное следование правилам адыгского этикета в народе называют "нэмыс". В этой связи кабардинцы говорят:"Нэмыс хэлъщ" (он корректен, деликатен); "Нэмыс здэщымы-1эм насып щы1экъым" (где нет нэмыс, там нет счастья). Это означает, как убедительно показал исследователь М.Г.Загазежев, что адыгский этикет подразумевает необходимость превращения нравет2 венных норм в личные убеждения, в поведение.

В карачаевском языке есть слово " адамлыкъ11. Оно не имеет точного перевода. Суть его заключается в том, что в нем слиты воедино такие основы нравственности, как преданность своему народу, справедливость, гуманность, честность, трудолюбие, взаимопомощь, т. е. по существу заключен нравственный идеал - конечный, достижимый возвышенный образ совершенного человека. В этом идеале воплощена нравственная сущность личности: человек должен быть свободным в удовлетворении своих потребностей, обладать равными правами с окружающими его людьми, он должен строить свою жизнедеятельность в соответствии с интересами общества, посвящать свои дела благополучию и счастью других. Анализ адыгэ хаб-зэ, произведений устного народного творчества, сложившихся традиций, опыта воспитания горских народов позволяет утверждать, что формирование совершенного человека включает, прежде всего, развитие добродетели и трудолюбия как фундамента нравственности.

1. См.:Бгажноков БД. Адыгский этикет. Нальчик, 1978, с.Ю.

2. См.:3агазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996, с.34.

Наряду с этим, высоко ценятся такие нравственные качества, как патриотизм и национальная гордость, гражданский долг, честь и совесть, терпимость, сопереживание к ближайшему, коллективизм, культура поведения, проявление самообладания и др.

Патриотизм, национальная гощость как содержание нравственности в адыгском этикете характеризуется такими чертами, как любовь к родному очагу, родному краю, его прошлому и настоящему, его природе, знание жизни и деятельности прославленных земляков, гордость за свой народ, чувство дружбы ко всем народам, готовность защищать свободу и независимость Родины, следовать в своих делах, поступках обычаям и традициям народа.

В произведениях фольклора, в заповедях адыгского этикета герои изображаются патриотами, готовыми жертвовать собою во имя счастья и благополучия народа. Бескорыстные мужественные защит-ниш народа пользовались глубоким уважением у трудящихся, своим благородный примером вдохновляли людей на борьбу за свободу, справедливость. Чувство патриотизма народ связывал с национальным достоинством. Исследователь адыгского этикета М.Г.Загазежев справедливо отмечает:"Любовь к Родине - это высшее звено в цепи, образуемой системой патрютического воспитания: родной дом, семья, ближайшие родственники - родная местность, круг соплеменников и близких людей - родной край, свой народ, Отчизна. Это последовательно отражено в изречениях назидательного плана:"Уи ад-занэм и напэр тумых" (не позорь честь отца и матери); "Лъэпкъ напэр тумых" (не. позорь честь рода); "Лдыгэ напэр тумых" (не позорь честь адыгского народа)".*

Органическое единство патриотизма и национальной гордости

I. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996, с.34. передают многие карачаевские поговорки и пословицы, например: "Тойгъан джерден, туугъан джер ишди" (та земля лучше, где ты родился, а не та, где ты насытился); "Лта джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз" (нет земли лучше, чем родима, нет села лучше, чем твое село, в котором ты родился); "Туугъан элинг-ал-тын бешик" (родной аул - золотая колыбель).*

Исследователь кавказского этикета А.М.Гутотз показал, что адыгэ хабзэ не содержит конкретных предписаний о том, как и что следует делать при встрече и прод о лжи тельных контактах именно с людьми иной национальности. Очевидно, что люди не испытывали потребности в подобных предписаниях, так как национальный признак не был столь существенным, как, например, возрастной. Надо полагать, что наши предки не проводили между людьми особо резких границ по национальному признаку. Все народы Кавказа, осознавались как некое большое сообщество, в котором ни одному из народов не было тесно для проявления своих особенностей.

Патриотизм народов Кабарды и Балкарии неотделим от чувства дружбы между горцами и русскими людьми. Кабардинские пословицы гласят:"Ц1ыху псори зехуэдэщ" (все люди равны одинаково); "Ц1ыху псори ц1ыху" (все люди есть люди). Это означает уважение ко всем людям, независимо от их национальности, вероисповедания. В пословицах подчеркивается, что дружба народов - величайшая сила, которая делает людей здоровыми, богатыми и счастливыми. Во взаимосвязи патриотизма и интернационализма ярко проявился национальный и общечеловеческий характер адыгского этикета. .

1. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990, с.17-19.

2. См.:Г^тов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик, 1998, с.31-32.

Видное место в адыгском этикете занимают нравственные нормы и правила, которые определяют отношение человека к труду и людям труда. Трудовой образ жизни, добросовестное отношение к труду народ считал одной из ведущих черт нравственности, мерилом человеческого достоинства. По уровню проявления трудолюбия народ судил о нравственном и духовном облике человека. В кабардинских, балкарских поговорках и пословицах раскрывается гуманная сущность отношения народа к труду. Пословицы гласят: "Урунуу - насы-бны анасы" (труд - мать счастья); "Ишни аманы джокъ" (нет плохой работы)*; адыги внушали своим детям:"Лэжыыгъэм уегьольаи1эри 2 шхьэхынагъэм уегьпуд" (труд облагораживает, а лень унижает). Творцы народного эпоса большое внимание уделяли развитию творческого отношения к радостному, свободному труду, заботливому отношению к людям труда. Во всех жанрах фольклора люди труда наделены положительными человеческими качествами: трудолюбием, добротой, бережливостью, любовью и преданностью к земле отцов.

Адыгский этикет направлен на развитие у молодежи стремления к совместному, коллективному труду :"Бирлешген иш сегюлмез" (объединенное дело не разрушится); "Кюч кеп болса, иш бек болур" (чем больше силы, тем прочнее дело) - так говорили балкарские и кабардинские крестьяне. В правилах адыгского этикета раскрыты такие нравственные черты, как усердие, прилежание, находчивость, смекалка, умение доводить начатое дело до конца, создавать вещи, доставляющие людям радость и наслаждение. Эта черты закрепились

1. Пословицы и поговорки народов-Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1990, с.33.

2. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике.

Нальчик, 1996, с.93.

3. См.:Г^ртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997, с.35. в многочисленных поговорках, пословицах:"Джигер къоддан иш къор-къар" (работа боится искусных рук); "Чемерш он бармагъы - он киши" (десять пальцев умельца десять рук); "Бгиилалнган ишни джарты къойма" (начал работу - доведи до конца); "Болджал ишни берю ашар" (отсроченное дело волк съест).* Кабардинский народ внушал молодежи: как только человек начинает проявлять лень, перестает трудиться осознанно и творчески, начинается его нравственное падение: "1уэхуншер насыпыншэщ" (бездельник-несчастный); "1уэхуншер - мыгъуагыц" (тунеядство - порок).^

Через все правила адыгского этикета проходит идея гуманного отношения к людям труда - простым земледельцам, пастухам, охотникам, ремесленникам и неприязненного отношения к тем, кто презирает труд, стремится жить за счет труда других. Праздность и леность народ расценивал как неизлечимый порок и сурово осуждал это.

В фольклоре народов Кабарды и Балкарии подчеркивается, что в большинстве своем именно богатые люди являются носителями таких отрицательных нравственных качеств, как жадность, жестокость, зависть и т. п. Вместе с тем отмечается, что леность, упрямство, невежество, нерадивое отношение к труду присущи и крестьянским массам. Эти недостатки и нравственные пороки порождались услошями жизни в эксплуататорском обществе. Уважением у горцев всегда пользовались те, кто трудился честно, добросовестно и квалифицированно. Уважавшие себя труженики не занимались спекуляцией, обманом, не жили на нетрудовые доходы. Как показал Л.Н.Гумилев, горские народы Северного Кавказа были и остаются

1. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990, с.33-35.

2. Адыгэ псалъэжехэр. Налшык, 1965, с.36. умеренными в потреблении пищи и одежды, в удовлетворении личных потребностей, отвергали излишества, жажду обогащения, они всегда создавали больше, чем потребляли. Скромность и умеренность в сфере потребления сочетались с широтой души, великодушием, со стремлением к духовному обогащению. Народное понимание того, что источником жизни и счастья является труд, трудовой образ жизни, исключающий алчность, неудержимую тягу к обогащению, составляло и продолжает составлять основу нравственности.

Добросовестное отношение к труду в адыгском этикете характеризуется и такой чертой, как бережливость к личной и общественной собственности. Это означает экономное расходование материалов и средств труда, сохранение и умножение народного достояния, организацию рабочего места, рациональное расходование рабочего и свободного личного времени, аккуратное отношение к личньм вещам, экономию денежных средств. Особо ценил народ бережное отношение к хлебу - результату коллективного труда, требовавшего больших затрат сил людей и материальных средств. В заповедях адыгского этикета утверждается: кто не уважает хлеб, того земля накажет. Обожествляя хлеб, народ в то же время проповедовал обожествление земли и воды, утверждал как высоконравственную черту бережное отношение к продуктам питания, материальным и духовньм ценностям, ко всему живому в природе.

Сознательное отношение к труду и бережливость как нравственная норма адыгского этикета соответствует общественному идеалу гражданина - труженика, считающего добротворческий труд высшей нравственной ценностью и необходимым условием самоутверждения личности.

Адыгский этикет включает заповеди и правила, следование которым рассматривается как выполнение нравственного, граждане ко го долга, как проявление достоинства личности. Выполнение общеет-й венных обязанностей адыгский этикет рассматривает в единстве с предъявлением человеком нравственных требований, к самому себе, т. е. с добросовестным отношением к делу, умением держать данное слово, переживать по поводу недостойного поведения. Последнее связывается с самооценкой собственного поведения, проявлением чувства стада и совести. Признание народом нравственного достоинства личности адыгский этикет характеризует как проявление чести, а соблюдение чести семьи, общины, государства рассматривает как нравственный долг человека. Мораль горцев сурово осуждает людей, не дорожащих честью.

Нравственным долгом и честью в адыгском этикете является борьба с общественным злом, защита интересов родины и каждого отдельного человека независимо от социального положения, национальности, пола. Сущность чести и долга раскрывается также в кабардинских пословицах и поговорках:"Уи къалэныр пщ1эуэ умыгьэза-• щ1эм ц1ыхугъоншагэщ" (сознавать долг и не выполнять его - бесчеловечно); "Ц1ыхум пщ1эуэ яхуэпщ1ым хуэдизщ къыпхуащ1ыжынур" (сколько чести сделаешь людям, столько же они тебе сделают); "Пщ1эр к1уэдыгъуаф1эщ, ауэ къэгэуэтыгьуейщ" (честь легко потерять, но трудно найти).^ Недопустимость посягательства на честь и свободу широко отражена в правилах этикета, пословицах и поговорках. щ Проявление общественного долга находит отражение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах деятельности человека. Общественный долг, чувство чести и собственного достоинства адыгский этикет рассматривает как стержневое качество личности, в

I. Так сказали мудрецы. Нальчик, 1965, с.28. ко тором преломляются такие нравственные черты, как патриотизм и интернационализм, трудолюбие, коллективизм, гуманность, критичность и самокритичность, ответственность. 0 чести и достоинстве адыги говорят:"Напэм и пэ поэр ихуэ" (честь дороже жизни

С нравственным долгом, честью и достоинством личности в адыгском этикете тесно связано понятие совести. Оно означает осознание добра и зла, одобрение или осуждение того или иного Еажного, общественно значимого поступка, действия. Со вес тлиI вость человека проявляется в его способности осуществлять самоконтроль в действиях, словах, переживать недостатки, ошибки. Совестливость вызывает тревогу, мучение. Многочисленные адыгские поелоеицы и поговорки, изречения и афоризмы, заповеди ады-гэ хабзэ ярко и содержательно характеризуют сущность совестливости (ук1ытэ); поступать по совести - значит делать правильно, хорошо, чистосердечно. Равнодушие к людям, к проявлению зла, несправедливость делают человека бессовестньм. Про таких людей

• в народе говорят:"Напэ зи1эм насып и1эщ" (у кого есть совесть у того есть счастье); "Ук1ытэр ц1ыхугь©м и дамыгьющ" (совесть метка человечности); "Щыгъыньм и нэхъ дахэр ук1ытэщ" (самая 2 красивая одежда - совесть).

Переживание человеком своих недостатков, безнравственных поступков вызывает у него неудовлетворенность самим собой. Это чувство народ называет стыдом. Чувство сильного смущения от « осознания предосудительности поступка, действия порождает стыдливость. Такое чувство не только напоминает о недопустимости безнравственности или поступка, неприятного для окружающих, но

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978, с.12.

2. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996, с.38. и выступает мощным стимулом нравственного самоконтроля, самосовершенствования. В случае, когда совестливость в силу определенных обстоятельств становится "неуправляемой", она может привести •к трагическим последствиям. Вот факты.

3 августа 1869 г. житель села Мюрага Табасаранского округа (Сев. Кавказ) Магомед Омар, после того, как мать побранила его за леность, застрелился.

19 ноября 1869 г. житель села Урахли Даргинского округа Ло-шан Арслан, бывший на тое (пирушке), напился пьяным до того, что у него случилась рвота в присутствии гостей. Сконфузившись случившимся, Логман выхватил кинжал и хотел заколоть себя, но присутствующие удержали его, уговорили пойти домой. По дороге домой он выстрелил себе в грудь и успел сказать, что наказал себя за неприличное поведение на тое, и тут же умер.*

Отсутствие стыдливости народ характеризовал как бесстыдство, наглость, разврат. Важно подчеркнуть, что детям кавказских горцев в большинстве своем присуща повышенная стыдливость (застенчивость). Особенно это проявляется в отношении к старшим, мальчиков (юношей) к девочкам (девушкам).

Чертой нравственности адыгский этикет признает стремление человека к добру, добродетель. Всякие действия, поступки на благо народа, родных и близких горцы считают высоконравственными. Отношениям между людьми, как правило, должно быть присуще уважение: к возрасту, старости, общественному положению человека.

Своеобразньм проявлением добродетели, доброжелательности, гуманности в адыгском этикете рассматривается гостеприимство. Гость у горцев весьма почитаемое, священное лицо. Кавказским roll. См.:Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Ш. Тифлис, 1870 / М., 1992, гл.1У, с.7, 16.

-гостеприимством издавна восхищались европейцы, которым, как и другим гостям, оказывалось исключительное внимание*' подчеркивалась . теплота и искренность отношений. Путешественник П.С.Паллас СХУШ век) писал по этому поводу:"Два противоположных закона - гостеприимство и кровная месть свято соблюдаются как черкесской знатью, так и большинством других народностей Кавказа. Гостеприимство (куначество), основанное на определенных принципах, ставит всякого, кто прибегает к нему, в полную защиту от всякого рода насилия. Его хозяин защищает его при всяких обстоятельствах своею жизнью и жизнью своих близких. За убийство или оскорбление гостя мстят, как за смерть кровного родственника".*

Пословицы и поговорки ряда кавказских народов гласят, что гость - божий посланник и соответственно с этим следует с ним обращаться. "Для гостя, - пишет А.М.Г^тов, - в каждом доме все самое лучшее, даже последнее, только бы гость остался доволен. У нас говорят:"Адэгэ мыгъурэ шыгъурэ п1астэрэ" (даже бедный из 2 адыгов - это соль и хлеб)'. Важным считалось не то, чем угощают, а доброе расположение хозяина. Обязанностью гостя было благодарение за гостеприимство.

Обычаи гостеприимства изучены, проанализированы и раскрыты в трудах таких исследователей, как В.К.Гарданов, Б.Х.Бгажноков, Р.У.Таганов, А.И.Мусукаев, И.А.Шоров и др. Авторы подчеркивают главное: в отношениях между хозяевами и гостями огромное внимание уделялось этикету общения. Обе стороны стремились показать

1. Паллас П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 г. г. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях. Нальчик, 1974, с.221.

2. Гутов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик, 1998, с.82. уровень своей нравственной воспитанности, общекультурный уровень, свою человечность. Дети, наблюдая процесс гостеприимства, приобщались к обычаям и правилам этой своеобразной формы общения и организации жизнедеятельности своего народа, овладевали как нравственными, так и правовьми нормами гостеприимства. В кунацкой дети на практике убеждались в справедливости нравственной нормы адыгского эти кета: "Гость старше твоего отца".

К основным чертам нравственности адыгский этикет относит коллективизм. Эту черту народ связывает с потребностью совместной защиты от стихийных сил природы, от враждебных Действий людей, с оказанием взаимопомощи в труде. Постепенно проявлением коллективистических действий становятся дела, мысли, устремления, утверждающие единство духовности.

По мере развития общества силой единения людей становятся добровольные духовные объединения. Они проявлялись в единстве религиозных воззрений, обычаев и обрядов, реальных жизненных потребностей и интересов. Отношения в коллективе разшвались на основе как нравственно-духовных, так и правовых принципов. Такие отношения были направлены преимущественно на защиту его членов.

Особое место в коллективистических отношениях уделялось совместной взаимопомощи, поддержке членов коллектива в тяжелых жизненных ситуациях, в горе и беде. Народные адыгские пословицы гла-сят:"Псори гук1э зыуэ щытым бгыр.ип1э ипхыфынущ" (если всем сердцем едины, то гору можно сдвинуть); "Къуажэр зэкъуэ - матым, бы-нунагъуэр зэкъуэмытым - К1уэдахэщ" (аул без единства, семья без единства - погибли".*

Развитию коллективизма способствовала мусульманская религия,

I. Хуажев М.К. Адыгские пословицы и поговорки // Ученые записки АНИИ. 1964, т.З, с.264-265. проповедующая идею дружбы, братства, сотрудничества, единения. Исходя из житейского опыта и заповедей мусульманской религии, горские народы Северного Кавказа воспринимали коллективизм как общечеловеческую черту нравственности. Адыгский, этикет призывал и учил совместно действовать в интересах семьи, народа, государства, проявлять свободу в условиях жизнедеятельности коллектива, жить и работать дружно, проявлять братскую взаимопомощь. Это способствовало развитию социальной справедливости и обеспечению коллективом защиты каждого отдельного человека.

Одним из ярких и конкретных проявлений коллективистических отношений в адыгском этикете считается товарищество. Его основой является общность потребностей и интересов, благожелательные совместные действия. Подлинное товарищество ставит интересы коллектива выше интересов отдельного человека.

Дружба в адыгском этикете рассматривается как проявление отношений между членами коллектива, близкими людьми, основанных на личных симпатиях, привязанности, бескорыстии и искренней преданности. Дружба означает требование друг к другу, нетерпимость к недостаткам друзей, взаимопомощь и поддержку в решении жизненно важных проблем, стремление совместно оказывать помощь другу в устранении недостатков его характера. Адыгский этикет содержит не только ценные идеи, раскрывающие сущность товарищества и дружбы, но и включает мысли, рекомендации о путях развития коллективизма, товарищества, дружбы, в том числе у детей и молодежи. Назовем некоторые из этих мыслей, ставшие пословицами и поговорками горских народов:"йлюрлю шохлукъну джел элтмез" (вековую дружбу ветер не уносит); "Тюзлюк шохлукъну бегатир" (справедливость укрепляет дружбу); "Джангы тенгден къачма, эски тенгни атма" (нового друга не избегай, старого друга не забывай).*

Адыгский этикет особое место в формировании- нравственности у молодежи отводит выработке у нее ответственного отношения к знаниям, учению. Народ считал образованность, развитие мыслительных способностей чертой нравственности, связывал отношение к овладению научными сведениями, накоплению жизненного опыта с развитием сознания, гуманных отношений в обществе и семье, с утверждением добра, справедливости. Об этом свидетельствуют наставления и поучения, содержащиеся в адыгэ хабзэ, в пословицах и поговорках, созданных на этом фундаменте:"Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар" (знание это и конь на скаку и орел в полете); "Илму - джамшауну джолу" (наука - дорога жизни). В памятниках устного народного творчества подчеркивается необходимость учения как первейшей жизненной потребности.

У горских народов огромной воспитательной силой обладало написанное слово. Родная литература, наряду с устными источниками знаний, по мере ее развития и распространения становилась духовной, нравственной и материальной силой, а положительное отношение к овладению знаниями - общественным долгом. Адыги призывали: "Ш1эныгъэр тццэ щы1эми лъык1у" (где бы .ни были знания, иди за ними); "Акъылым уасэ и1эп, гьэсэныгтам гъуэнэ и1эп" (ум не имеет цены, а учение - предела); "Гьэсэныгъабэ уи1эмэ, лые хъущтэп" (лишних знаний не бывает). Воспитание ответственного отношения детей к овладению знаниями начиналось в семье,

1. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990, с.20-21.

2. Там же, с.44-46.

3. Блягов З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп, 1992, с.III, 45. независимо от того, посещали они школу или занимались самообразованием.

Содержание нравственности в адыгском этикете включает уважительное отношение к женщине. Требование уважения к девочке, девушке, женщине, матери впитывалось с молоком йатери. Широко были распространены обычаи, отражавшие глубокую гуманность в отношениях к женщине, в том числе такие: у

- всякий проходящий мужчина должен помочь женщине в выполнении тяжелой (физической работы;

- недопустима брань в присутстши женщины (это считалось позором);

- женщина может появляться в обществе с открытый лицом;

- мужчина встает при появлении женщины; N

- женщины могут свободно, за руку здороваться с мужчиной, присутствовать на собраниях, выступать по обсуждаемым вопросам;

- девушки свободно посещают все праздники;

- оскорбивший женщину подвергается всеобщему презрению;

- обидевший или унизивший женщину-мать считается совершившим постыдный поступок;

- мужчины щадят чувства женщины; в ее присутствии не должны проливать кровь, в том числе животных (не забивают). Даже самый жестокий поединок прекращается, если женщина, прося об этом, сняла свой головной платок;

- всякая просьба женщины должна выполняться мужчиной, даже если ему при этом приходится оставить свое срочное дело;

- в присутствии женщины мужчина держит себя подтянуто, аккуратно и при этом естественно, просто.

Как отмечают исследователи кавказского этикета, человека, который в присутствии женщины скверное ло ей т, разговаривает, попыхи вал сигаретой в зубах и держа руки в карманах, громко говорит и жестикулирует, позволяет себе в нетрезвом виде находиться в обществе женщины, горцы считали безнадежным невежей.

Обобщая народную мудрость, выдающийся поэт нашей эпохи Ра-сул Гамзатов, как никто другой, ярко и образно отметил, что отношение мужчины к женщине есть критерий общечеловеческой нравственности и красоты:

Я спросил на вершине, Поросшей кизилом: "Что мужского достоинства служит мерилом?"

Отношение к женщине", *

- мо л шло небо в ответ".*

Эти слова поэта созвучны высказыванию К.Маркса о сущности отношений мужчины к женщине как критерия оценки .культуры общества, его нравственности. "Непосредственным естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. - писал К.Маркс. - В этом естественном родовом отношении отношение человека к природе есть непосредственны/ образом его отношение к природе, его собственное природное предназначение. Таким образом, в этом отношении проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько стала для человека природой человеческая сущность, или насколько природа стала человеческой сущностью человека. На основании этого отношения можр но, следовательно, судить о ступени общей культуры человека".

1. Гамзатов Р. Отношение к женщине // Юность, 1972, №12, с.10.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1971, с.587.

Таким образом, нормы и требования адыгского этикета свидетельствуют о том, что отношение к женщине у адыгов, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев по сравнению с другими мусульманскими народами находилось на достаточно культурном уровне для своего времени, имела место определенная дозволенная свобода девушек, женщин в отношениях с мужчинами. Хотя традиционное поведение замужней женщины граничило с затворничеством, это; не являлось проявлением ее приниженности. Общество видело в этом необходимость предохранения женщины от возможного несправедливого отношения к ней. В целом же эти отношения, раскрытые в адыгском этикете, характеризуются нормами и требованиями, являвшимися передовыми, гуманными для своего времени в данных конкретных условиях.

Нравственные нормы и принципы, требования и обычаи были направлены на то, чтобы отношения между людьми строились на основе доверия и взаимного уважения, свободы и независимости, взаимопомощи и справедливости. Они отражали национальную специфику общечеловеческой морали. В совокупности, становясь достоянием; сознания человека и проявляясь в повседневном поведении, эти черты составляют содержание нравственно целостной личности.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования позволили выявить высокую эффективность воспитания нравственности у подростков в их трудовой подготовке по овладению профессиями на расширенном ремесленном уровне и в отдельных видах декоративно-прикладного искусства. Овладение основами музыкальной культуры, хореографии, живописи, мастерством художественного оформления ремесленных изделий с учетом национальных традиций, развитие профессионального творчества -все это осуществилось в комплексе с обще культурным развитием подростков в процессе общения со взрослыми, в соответствии с нормами и требованиями адыгского этикета.

Исследование убедительно показало, что успешность формирования нравственно целостной личности подростков обеспечивалась целенаправленной системой культуротворческой внеклассной работы, включающей высокую культуру организации режима дня в школе-интернате, групповые и коллективные формы клубных занятий, внешкольную работу. Особое внимание уделялось сотрудничеству педагогов, взрослых с воспитанниками, в частности, консультациям в "кабинете доверия", упражнениям в нравственных поступках, беседам о самовоспитании, о невосприимчивости негативных воздействий социальной среды.

Результаты опытно-экспериментальной работы, заключавшейся в конструировании педагогического процесса, направленного на формирование у подростков нравственности, свидетельствуют о достигнутом высоком уровне их нравственной воспитанности. Уровень сформированное ти у подростков нравственных качеств определялся на основе разработанного нами "Примерного содержания воспитания нравственно целостной личности учащихся национальной культуротворческой школы". Реальное поведение подростков сравнивалось с идеальными чертами нравственности, охарактеризованными в названной Программе. Результаты сравнения позволили сделать вывод об. уровне сфор-мированности той или иной черты нравственности. Разработанные нами критерии давали возможность определять уровень нравственных качеств по каждому году обучения. Выявлялись преимущественно три уровня сформированноети качеств: высший, средний и низшй, а в некоторых случаях-(для установления возможно большей полноты результатов) - четыре (очень высокий, высокий, средний и низкий). Было определено пять ведущих признаков, раскрывающих каждую основную черту нравственности. Приведены разработанные нами основные критерии таких нравственных черт, как патриотизм, добросовестное отношение к труду, коллективизм, культура поведения и общее представление об адыгском этикете (по каждому году обучения).

Для выявления уровня воспитанности нами использовались результаты наблюдений за учащимися, беседы, данные ежегодного анкетирования, записи в индивидуальных картах диагностики, самооценка поведения учащихся, анализ результатов продуктов творческой деятельности. Итоги анализа сравнивались с предыдущими.

Анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показал, что за период с 1996/97 и по 1998/99 уч. год, начиная с 5-го и по 9-й класс включительно, отмечался непрерывный рост процента учащихся с относительно устойчивыми нраветвенньми качествами (проявлявшимися постоянно и в благоприятных условиях). Это подтверждается следующими данными: Устойчивые нравственные качества (в конце • учебного года), количество учащихся в процентах

Учебный год

Патрио-!Добросов. !Коллек-!Культура! Знание основ отношение ГТ,Т,„Г1„ поведе- адыгского ' тазм ! к труду !™визм f , ^токета

I ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6

5-й класс

1996/97 ! 64 ! 75 ! 58 ! 61 ! 58

1997/98 ! 64 ! 75 1 61 ! 70 ! 81

1998/99 ! 70 ! 78 1 67 ! 70 ! 72

I ! 2 ! 3 ! 4 t 5 f 6

6-й класс

1996/97 ! 71 ! 84 ! 67 I 74 ! 72

1997/98 ! 72 ! 86 ! 81 ! 75 t 91

1998/99 t 80 ! 86 ! 86 ! 80 j 86

7-й класс

1996/97 ! 75 ! 84 ! 75 ! 72 t 82

1997/98 I 75 ! 84 ! 78 ! 82 ! 93

1998/99 f 84 ! 84 ! 80 ! 82 ! 84

8-й класс

1996/97 f 80 ! .87 ! 82 \ 82 ! 82

1997/98 ! 84 ! 100 ! 82 t 85 t 88

1998/99 t 73 ! 76 ! 82 | 72 ! 63

9-й класс

1996/97 | 86 ! 94 ! 94 ! 94 f 91

1997/98 t 86 ! 97 ! 94 | 94 97

1998/99 t 86 ! 97 ! 97 t 91 97

Как видно из приведенной таблицы, за эти годы процент учащихся с установившимися чертами нравственности возрос следующим образом: патриотизма - с 64$ до 86$; добросовестного отношения к труду - с 75$ до .97$; коллективизма - с. 58$ до 97$; культуры поведения - с 61$ до 91$; знания основ адыгского этикета - с 58$ до 97$.

Ежегодный анализ диагностических карт, подростков свидетельствует о том, что у них значительно изменилось в позитивном плане отношение к товарищам, учителям, к физическому и умственному труду. В частности, вот как возрос процент подростков, проявивших очень высокий, высокий и средний уровень отношений к людям, ТРУДУ» истории и культуре своего народа (по годам обучения):

Отношение к ^изи-,к истории,

V vuPHhW K лштгям'ческомУ' культуре к ученью^ к людям ^ !Своего на пода

5-й класс ! 47 ! 49 | 56 ! 42 б-й класс ! 59 ! 62 1 80 ! 60

7-й класс \ 67 f 72 ( 86 ! 72

8-й класс ! 80 ! 79 ! 92 ! 78

9-й класс ! 95 ! 88 | 98 ! 92

Высокий уровень нравственной воспитанности подростков подтверждают также материалы инспекторских проверок Министерства просвещения КБР состояния учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, отзывы родителей учащихся, представителей общественности, результаты смотров и конкурсов детского творчества в Республике и за ее пределами, широкое распространение опыта куль туро творческой деятельности в КБР, положительные экспертные оценки деятельности школы учеными-педагогами Нальчика, Пятигорска, Санкт-Петербурга, Москвы.

Таким образом, подтверждена выдвинутая нами гипотеза исследования. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающую полноту решения рассматриваемой проблемы. В процессе дальнейших исследований представляется необходимьдо вьщеление содержания и технологии формирования нравственности у учащихся старшего школьного возраста, изучение взаимосвязи нравственного воспитания в национальной культуротворческой школе с умственным, эстетическим и трудовым, раскрытие процесса социализации личности учащихся рассматриваемого типа школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования показали, что в национальной (кабардино-балкарской) куль туро творческой школе в основу формирования нравственно целостной личности должна быть положена базовая гуманитарная культура, ее регионально-национальный компонент, в том числе адыгский этикет, включающий национальное и общечеловеческое в морали. Содержание адыгского этикета народ характеризует такими основными чертами, как патриотизм и национальная гордость, добросовестное отношение к труду и уважение к людям труда, бережливость, гражданский долг и достоинство личности, стремление к добру, гостеприимство, коллективизм, высокая культура поведения. Задачи нравственного воспитания подростков в опытно-экспериментальной работе включали развитие нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, выработку убеждений, навыков и привычек поведения, умений и навыков самовоспитания, нравственной устойчивости. Эти задачи решались в процессе обучения, организации всей жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей полноту их проживания в соответствии с возрастными особенностями. При этом главным являлось создание в различных видах деятельности подростков отношений, желательных педагогам, трансформация нравственного сознания в нравственные убеждения и закрепление установок на определенный тип поведения.

Анализ содержания адыгского этикета, отражения в нем менталитета кабардинского и балкарского народов, их образа жизни, обычаев и традиций, достижений народной педагогики и специ^ка педагогического, процесса в культуротворческой школе позволили разработать и проверить опытным путем примерное содержание нравственного воспитания учащихся данного типа учебного заведения.

Оно включает нравственные представления и понятия, нравственный идеал, навыки и привычки поведения учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов, а также виды деятельности и занятий (средства), формы и методы культуротворческой работы, нравственную деятельность, способствующие формированию нравственно целостной личности.

Исследование позволило выявить, что такие особенности воспитывающего характера обучения в национальной куль туро творческой школе, как выработка способности понимания сущности национальной и общечеловеческой культуры, умения жить и действовать в культурной среде, приобщение к народным обычаям и традициям, развитие национального самосознания, воздействие содержания учебного материала на эмоционально-волевую сферу учащихся, создание атмосферы духовного общения, познавательное отношение к действительности и ориентация на коллектив сверстников, - все это является действенным средством формирования нравственности у подростков. Исследован ценностно-ориентационный (аксиологический) компонент нравственного воспитания подростков в обучении гуманитарным дисциплинам (родному, русскому и иностранным языкам, родной и русской литературе, истории). Учащиеся включались в диалог культур национальной, русской и мировой путем ознакомления с достижениями этих культур через систему личностных отношений к постигаемой культуре.

Тематические уроки родного, русского и иностранных языков предусматривали диалоги на нравственные темы, активизировавшие нравственную деятельность подростков, совершенствование их речевой культуры в соответствии с нормами и требованиями адыгского этикета. Литературное чтение в 5-7-х классах, уроки литературы в 8-9-х классах побуждали подростков к размышлениям на нравственно-эстетические темы, приобщали их к духовно-нравственным ценностям своего народа и человечества в целом, учили каждого из воспитанников быть человеком.

Изучение истории как учебного предмета ориентировало подростков на уяснение сущности образа жизни своего народа и других народов в различные исторические эпохи, знакомило с социальный, духовньм и нравственным опытом народов, с такими принципами отношений между людьми, как гуманизм и демократизм, патриотизм и интернационализм, взаимопонимание, с особенностями морали христианской и мусульманской.

Пятилетний опыт изучения подростками основ адыгского этикета как учебного предмета показал актуальность этой проблемы. Большой интерес у них вызвало изучение таких вопросов, как связь патриотизма с интернационализмом, содержание нравственного идеала, черты коллективизма как общечеловеческой морали, сознательное отношение к труду и познавательной деятельности, деловитость и предприимчивость, любовь к природе, культура поведения. Овладевая системой знаний об основах адыгского этикета, подростки проявляли относительную самостоятельность и независимость в нравственных суждениях, у них вырабатывались эмоционально-мотиваци-онные установки по отношению к своему поведению. Они стремились применять знания и убеждения в повседневной жизнедеятельности, находить должное место в ученическом коллективе, выбирать ценностные ориентации.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Энеева, Лидия Адыхановна, Пятигорск

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях. Нальчик, 1974. -520 с.

2. Адыгэ псалъэжехэр. Налшык, 1965.

3. АйбазоваМ.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. 200 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969. 339 с.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. 160 с.

6. Бацин В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Нар. образование, 1994, №4, с.4-8.

7. Бгадноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991. 290 с.

8. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. 216 с.

9. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, ЖЗ, с.30-35.

10. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 203 с.

11. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть I. М.-Воронеж, 1996. 318 с.

12. Благоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках. Майкоп, 1992.

13. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979. 184 с.

14. Богданова 0.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. 206 с.

15. Бодцырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). М., 1979. 224 с.

16. Бондаревекая Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1999, Щ, с.37-43.

17. Валицкая А.П. Образование в России: с трате гая выбора. СПб., 1998. 128 с.

18. Валицкая А.П. Современные с трате гаи образования // Педагогика, 1997, №2, с.3-8.

19. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. завед. М., 1999. 168 с.

20. Гамзатов Р. Отношение к женщине // Юность, 1972, №12, c.IO-II.

21. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Кн.1 и П. Т.2. Махачкала, 1989.

22. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 447 с.

23. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе. На материале школ Карачаево-Черкесии. Черкесск, КЧРИПКРО, 1996. 152 с.

24. Громыко Ю.В., Алексеев Н.Г., Бабух JI.B. и др. Национальная доктрина развитая российского образования // Учительская газета, 1996, 18 октября.

25. ГуртуеваМ.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1974. 148 с.

26. ГУртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа (в связи с общностью традиционных педагогических культур Северного Кавказа). Нальчик, 1997. 250 с.

27. Гутов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик, 1998. -128 с.

28. Давьдов Ю., Супрунова Л. Поли культурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика, 1998, №3, с.122-124.

29. Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессеобучения 11 Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1972. 43 с.

30. Емузова Н.Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков. Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. -155 с.

31. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 160 с.

32. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовате льных систем // Педагогака, 1999, №5, с.8-13.

33. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.1989. 208 с.

34. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Сост.Ш.А.Лебедев. М., 1982. 704 с.

35. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы М., 1999. 215 с.

36. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценно сти основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. - 120 с.

37. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1990. 280 с.

38. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьника. Изд. Ростов, гос. ун-та, 1983. 288 с.

39. Концепция воспитания учащейся молод ежи // Педагогика, 1992, Ш-4, с.16-20.

40. Концепция исследований по сравнительной педагогике в Северо-Кавказском регионе. Авторы-составители: проф.В.В.Макаев; проф.Л.Л.Супрунова. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1998. 13 с.

41. Коран. Священная книга мусульман / Пер. с арабского и вступит, ст. Т.Шумовского. М., 1995. 724 с.

42. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. М.,1990. 494 с.

43. Костиников В.Н. О развитии исторического самосознания младших подростков // Страницы истории педагогики. Вып.II. Пятигорск, изд. ПГДУ, 1999, с.61-63.

44. Костюкова Т.А. Классическое образование как идеал гуманистической общечеловеческой культуры и национальных ценностей образования // Национальные ценности образования: история и современность. М.: РАО, 1996, с.71-73.

45. КотоваИ.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.

46. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. М., 1996. 328 с.

47. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 165 с.

48. Краткий толковый словарь психологических терминов. Сост.: Н.В.Орлинкова. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1998. 126 с.

49. Крутецкий А.В. Основы педагогической психологии. М., 1988.

50. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. -224 с.

51. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьника. М., 1983. -223 с.

52. Кутьев В.О. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения // Педагошка, 1999, №6, с.26-82.

53. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 304 с.

54. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №9-10, с.16-20.

55. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996. 464 с.

56. Лихачев Б.Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999, №1, с.10-19.

57. Магомедов A.M. Кодекс чести в традициях кавказских горцев // Педагогика, 1999, М, с.56-59.

58. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ, 1994, с.74-82.

59. Макаев В. В. Некоторые теорети ко-методологические аспекты поли культурно го образования на Северном Кавказе. Пятигорск: РАО и ПГЛУ, 1998, с.61-70.

60. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 121 с.

61. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поли культурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999, №4, с.З-Ю.

62. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост.:Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова. М., 1988. 304 с.

63. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1971.

64. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980. 224 с.

65. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале XX века. Нальчик, кн. изд. "Эльбрус", 1979. - 203 с.

66. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). М., 1981. -144 с.

67. Мудртк А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990. 192 с.

68. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

69. Нагибин Ю. С чего начинается Родина // Пионерская правда, 1970 , 28 апреля.

70. Национальные ценности образования: история и современность Материалы ХУЛ сессии научного Совета по проблемам истории образова ния и педагогической науки. М., 1996. 296 с.

71. Никацдров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, М, с.3-8.

72. Никацдров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, Ш, с.3-10.

73. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993.

74. Ношов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1947.

75. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Россий екая газета, 1996 , 23 янв.

76. Ортабаева Р.А. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск, 1977.

77. Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1968, вып.УТ.

78. Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. Часть I. Под ред.В.В.Макаева. Пятигорск, изд. ПШИИЯ, 1992. -214 с.

79. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. зав. / С.А.Смирнов, И.Б.Ко-това, Е.Н.Шиянов и др. Под ред.С.А.Смирнова. М., 1998. 512 с.

80. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990. 112 с.

81. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174 с.

82. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск, Ставропольск. кн. изд., 1990. 366 с.

83. Равнин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педа гогических исследований. М.: РАО, 1993. 93 с.

84. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1980. 240 с.

85. Рувинский Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников. М. 1969.

86. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981 -184с.

87. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Ш. Тифлис, 1870 //М., 1992.

88. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1991. 196 с.

89. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. зав. М., 1998. 512 с

90. Словарь терминов по истории педагогики. Под ред.проф. В.В.Макаева. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1997. 72 с.

91. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории пё дагогической мысли. Под ред.проф.В.В.Макаева. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1998. 94 с.

92. Слуцкий В.И. Элементарная педагогака, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М., 1992. 159 с.

93. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999. -272 с.

94. Стефановская Т.А. Современная парадигма содержания педагогического процесса. Иркутск, 1995.

95. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. -Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. 368 с.

96. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, 1965, №12, с.30-39.

97. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1983. 272 с.

98. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Пед. наследие. Сост.:0.В.Сухо-млинская. М., 1990. 288 с.

99. Сухомлинский В.А. Павлышская школа. М., 1969. 320 с.

100. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. 464 с.

101. Так сказали мудрецы. Нальчик, 1965. 160 с.

102. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, кн. изд. "Эльбрус", 1996. 196 с.

103. Тхагапсоев Х.Г. Проективно-эстетическая парадиша образования: региональный подход // Автореф. дисс. доктора философских наук. СПб., 1997. 23 с.

104. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собр. соч. в П-ти т., т.2. М.-Л., 1950, с. 161-170.

105. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998, №8, с.35-40.

106. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988. 160 с.

107. Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика, 1997, №4, с.63-65.

108. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика, 1999, №2, с.51-57.

109. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972. 364 с.

110. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. 132 с.

111. ХуажевМ.К. Адыгские пословицыии поговорки // Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1964. Т.З. 320 с.

112. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1977.

113. ИЗ. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 468 с.

114. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов "Нарты" // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. - 260 с.

115. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992.

116. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1989.

117. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986. 160 с.