автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование основ духовности школьников на традициях национальной культуры (на материалах Республики Казахстан)
- Автор научной работы
- Ирметов, Уткир Абдрасулович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ирметов, Уткир Абдрасулович, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1. История развития национальной культуры Казахстана.
1.2. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов.
1.3. Воспитание на народных традициях как педагогическая проблема.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Взаимодействие интернационального и национального в культуре и традициях народов Казахстана.
2.2. Роль культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации в духовном становлении личности.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование основ духовности школьников на традициях национальной культуры (на материалах Республики Казахстан)"
Актуальность исследования. Суверенное государство Республика
Казахстан в настоящее время переживает важный этап в своем историческом развитии: развернута перестройка всех сфер общественного и государственного развития, включающая экономическую реформу, преобразование политической системы и совершенствование образования. Приоритетным направлением в педагогической деятельности на современном этапе объявлено формирование духовно-нравственных основ личности через духовные и культурные ценности и традиции народа. В свою очередь, это потребовало изменений организации и содержания деятельности всех социальных институтов, и в первую очередь, - школы, призванной закладывать духовно-нравственные основы общества в целом. Поэтому возрождение богатых исторических ценностей, традиций и достижений народной педагогики, основанных на высоких принципах морали и этики, а также правильное их использование в современных условиях, служит важнейшим фактором воспитания нового гражданина Казахстана.
Духовность личности - величайшая общечеловеческая ценность. Она может и должна играть решающую роль во всей жизни человеческого общества. Так же как и нравственность, духовность не является статичной. Они - суть ее непрерывного движения и развития. Их содержание и функции в конечном счете определяются теми многообразными, постоянно изменяющимися элементами общества, в которых проходит жизнедеятельность самой личности. Духовное воспитание помогает найти человеку смысл его жизни, целью которой является самоусовершенствование и самореализация личности. Духовность предполагает осознание человеком единства Истины, Добра,
Красоты, Мира, Вселенной. Оно включает в себя приобщение человека к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности, общности всех культур, народов, религий. Человек, вставший на путь духовного развития, обращается к поиску Духа, познанию своего Я.
Сегодня каждой нацией идет пересмотр подходов к изучению собственной истории и культуры. Приоритетом общечеловеческих интересов становится признание, уважение опыта всех народов, их духовных ценностей, выработанных не одним поколением людей, способствующих взаимному обогащению разных культурных традиций. Оказалось, что развитие собственной культуры и духовное обновление одной нации невозможны без учета богатого опыта совместного сосуществования бывших республик, составлявших совсем недавно огромное, мощное многонациональное государство - СССР. Сохранение и приумножение культурного потенциала на основе приобщения к культурным ценностям и традициям других народов рассматривается как непременное условие слагаемых развития и духовного обновления Казахстана.
Осуществляемая в Республике работа по улучшению деятельности школы требует создания такой системы, которая могла бы поднять все дело духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на уровень современных требований, определяемых новыми прогрессивными процессами, происходящими в нашем обществе. Совершенствование воспитательной системы является важной задачей, проводимой обществом по формированию человека, в том числе и средствами народной педагогики.
Анализ исторических основ проблемы показывает, что вопросы формирования нравственности и духовности молодого поколения всегда были одной из актуальных проблем общества. Поиск содержания, методов и средств духовно-нравственного воспитания отмечается еще в античной педагогике (Демокрит, Платон и др.). В наследии великих мыслителей Востока - Абу Абдулло Рудаки, Абу Али Ибн Сины, Насреддина Туси, Ахмади Дониша, Алишера Навои, Абдурахмона Джами, Махмуда Кашгари и других разрабатывались формы и методы нравственного воспитания, его содержание и цели.
Вопросам нравственного обучения и воспитания большое внимание уделяли социалисты-утописты (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле), основоположник теории обучения - Ян Амос Коменский, французские философы (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и др.), выдающийся швейцарский педагог-демократ Н.Г.Песталоцци и др. Содержание и задачи нравственного воспитания широко рассматриваются в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др. Проблемам нравственного воспитания большое внимание уделяли Ш.А.Амонашвили, Н.К.Крупская,
A.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Этим проблемам также посвящены труды ученых-педагогов Ю.К.Бабанского, Г.Н.Волкова, А.Л.Бугаева, И.С.Кона, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Т.И.Петраковой, П.И.Пидкасистого, Л.П.Иващенко, Э.И.Моносзона, Б.Т.Лихачева,
B.М.Кротова, М.И.Мухина, М.Г.Тайчинова. Вопросам влияния национальной культуры народов на формирование духовно-нравственной личности на современном этапе посвящены работы ученых С.Р.Ражабова, И.Обидова, С.Кадырова, И. Кадырова, А.Э.Измаилова, Н.Д. Хмеля, М.Кудайкулова, К.Д.Каракулова, Ю.П.Сокольникова, А.П.Сейтешева, К.А.Дуйсенбаева и др.
Известно, что духовное развитие личности предусматривает изучение национального искусства, воспитание вкуса, гармонии. В этом важном государственном деле особое значение должно быть отведено теоретическому и практическому изучению национального наследия народа, всего лучшего, что создано его многовековой историей.
В современных условиях эффективность работы по формированию духовности во многом зависит от изучения народного искусства, его традиций и современных тенденций развития. Национальное искусство Казахстана по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным, а потому представляет большую общественную ценность. Следовательно, необходимо глубоко исследовать творчество казахского народа, национальное искусство Казахстана с целью практического использования его воспитательно-педагогических, учебных возможностей. Отсюда понятно, что современная педагогика должна поддерживать и сохранять все прогрессивное, ценное в воспитании и обучении молодежи, учитывая структурные пласты национальных особенностей и национального своеобразия традиций, культуры и искусства, обогащая тем самым интернациональное понимание мира в условиях демократизации и гуманизации образования.
В последнее десятилетие актуализированы вопросы эстетического воспитания молодежи и школьников, национальных традиций в искусстве разных народов, народной педагогике, связанные с духовным развитием общества в целом, которые нашли свое отражение в трудах В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Б.Т.Лихачева, В.С.Кузина, Т.Я.Шпикаловой, С.Ф.Абдуллаева, К.Ералина, Г.Н.Волкова. В философском плане эти вопросы рассматриваются А.И.Буровым, В.В.Вансловым, В.А.Разумным, В.К.Скатерщиковым,
М.В.Овсянниковым и другими учеными.
Особенностям традиционной культуры казахского народа посвящены фундаментальные исследования этнологов, этнографов, историков, искусствоведов Х.А.Артынбаева, Ч.Валиханова, Б.Г.Ерзаковина, А.В.Затаевича, А.Кунанбаева, А.Х.Маргулана. В их работах уделяется большое внимание возрождению духовности, сохранению ее основных слагаемых - традиционных форм различных видов народной художественной культуры казахов. В этой связи значительный интерес для нашей работы представили педагогические исследования М.Х.Балтабаева, У.Джанибекова, М.Е.Ержанова, Н.К.Камаловой, Б.И.Каракулова, С.А.Кузембаевой, М.К.Кукеевой, Ю.Д.Сапаровой.
Как видим, эта важная тема привлекала внимание многих исследователей и в России, и в Казахстане. И сейчас педагоги-практики испытывают острую потребность в научно обоснованных разработках, способствующих развитию у учащихся духовной культуры, восхождению к истокам духовности, облагораживанию личности, ее сердца и души всем лучшим, возвышенным, душевным, подлинно человеческим. Однако, исследователи практически не связывали воедино содержание образовательного процесса, традиции национальной культуры и процесс формирования духовно-нравственной личности. Многие стороны проблемы использования традиций национальной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся еще мало изучены.
Сложившиеся в педагогической практике противоречия социального, психологического и педагогического характера, между знанием учащимися лишь отдельных элементов национальной культуры и необходимостью духовного воспитания на основе гуманистических ценностей, недостаточное освещение в литературе идей, концепций, теорий формирования духовности личности учащихся, ее теоретическая и практическая значимость свидетельствуют об актуальности настоящего исследования: «Формирование основ духовности школьников на традициях национальной культуры. (На материалах Республики Казахстан)».
Цель настоящего исследования - выявление потенциальных возможностей традиций национальной культуры и народной педагогики по формированию духовности как личностного качества учащихся.
Объект исследования: система духовно-нравственного воспитания учащихся школ Республики Казахстан.
Предмет исследования: педагогические условия активизации воспитания духовности старшеклассников средствами национальной культуры.
Организация поиска решения проблемы строилась в соответствии с гипотезой, согласно которой формирование духовности современных старшеклассников будет успешным, если:
- возрождение национальных этнокультурных традиций, как основы нравственного воспитания, осуществляется в единстве усилий образовательного учреждения и семьи;
- последовательное изучение народных традиций осуществляется на основе принципа единства учебной и внеучебной деятельности; обеспечен программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании учащихся;
- личность педагога выступает как фактор воспитания духовности личности учащегося, являя собой пример гражданина, патриота, созидателя и творца;
- основные усилия педагогов и родителей направлены на воспитание любви к отчему дому, Родине как главной этнокультурной ценности;
- обеспечены критериальные подходы к отбору ценностных ориентаций школьников, содержащихся в базовом ядре образования.
В соответствии с проблемой, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и обобщения философской, историко-этнографической, социологической и педагогической литературы, провести анализ становления национальной культуры народов Средней Азии и Казахстана;
2. Выявить специфику практического использования духовных традиций как средства духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
3. Разработать критерии духовно-нравственной сформированности учащихся старших классов на основе усвоения традиций национальной культуры.
4.0босновать содержание научно-методического обеспечения процесса формирования духовности у школьников старших классов.
5.Разработать научно-методические рекомендации по использованию народных традиций в духовно-нравственном воспитании старшеклассников в урочной и внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования представляет совокупность следующих принципиальных положений:
-связь исторического и логического, объективного и субъективного;
- допустимость использования многообразия философских, гносеологических концепций, теорий в оценке научных, культурных, материальных и духовных ценностей, в том числе единства материального и духовного, научного и религиозного, рационального и иррационального;
- недопустимость однозначного и тенденциозного оценивания прошлого в угоду современным политическим приоритетам;
- опора на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, ритуалы, учет этнической идентичности личности (этнопедагогический подход);
- гуманистический подход к воспитанию, признающий человека высшей ценностью в мире, а образование - общечеловеческой ценностью {аксиологический подход).
- культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, идей и явлений.
Диссертация выполнена в реализацию Закона об образовании Республики Казахстан, Концепции Государственный политики в области образования; Концепции содержания образования общеобразовательной школы, Концепции общего среднего образования, Национальной программы подготовки педагогических кадров Республики Казахстан.
Теоретической базой исследования явились идеи и концепции, раскрывающие:
-историко-педагогический процесс (М.В.Богуславский,
В.П.Борисенков, К.И.Бузаров, А.Ю.Гранкин, В.И.Додонов,
A.И.Джуринский, Г.Б.Корнетов, М.Р.Кудаев, В.В.Кумарин,
B.В.Макаев, З.А.Малькова, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, С.Б.Узденова, Ф.А.Фрадкин); сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, А.В.Беляев, А.Ю.Белогуров, Л.Ю.Гордин, Е.П.Белозерцев,
П.П.Блонский, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, Т.А.Ильина,
П.Ф.Каптерев, В.М.Коротов, Я.Корчак, Б.Т.Лихачев,
A.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В'.А.Сластенин, В.И.Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Е.АЛмбург и др.);
- психологические основы обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев,
B.В.Белоус, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, Л.В.Лидак, A.B.Петровский, К.К.Платонов, Д.И.Фельдштейн, П.М.Якобсон).
Методологической основой исследования явились философские, педагогические, психологические, социологические концепции гуманизации образования, развивающего обучения, формирования гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности, воспитания как социокультурного феномена, приоритетного влияния социально-культурной среды как решающего фактора воспитания личности, реализующегося через включение учащегося в учебно-познавательную деятельность по освоению культурного наследия на основе личностно-ориентированного подхода во взаимосвязи эмоционально-ценностного, интеллектуального развития, обусловливающего воспитание у учащихся гуманного отношения к окружающему миру, всему живому, самому себе.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической, этнологической и этнопедагогической литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования; контент-анализ, метод конкретных педагогических ситуаций, опытно-экспериментальная работа. Эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, изучение документации, обобщение независимых характеристик, сочинений, тестирование, социометрия, интервьюирование) помогли получить количественные данные о результатах опытно-экспериментальной работы. Метод моделирования использовался при построении модели развития национальной культуры у учащихся старших классов.
Экспериментальная база исследования - средние школы №13, 14, г. Чимкента, № 1 им. Сареми, № 15 Аль-Фараби Чимкентской области Республики Казахстан.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем состоят в том, что в исследовании уточнены и конкретизированы понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», выявлены их соотношения и взаимосвязь в условиях возрождения традиций национальной культуры Республики Казахстан.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- дана современная интерпретация духовно-нравственных ценностей, содержащихся в национальной культуре Казахстана. Понятия «национальные традиции», «национальная культура» раскрыты как воспитательный потенциал, являющийся базой для формирования и удовлетворения духовных потребностей человека;
- выявлены условия формирования духовности у школьников Казахстана (усвоение народных традиций и обычаев, введение в учебный процесс общеобразовательной школы духовно-ориентированных учебных курсов и методических пособий, непрерывное обновление жизни в окружающей среде, созидательно-творческая деятельность, навыки самообразования и самовоспитания, духовная культура учителя); определены критерии духовно-нравственной сформированности учащихся старших классов на основе усвоения традиций национальной культуры (гражданская позиция, национальная активность, стремление к познанию народных традиций и самосовершенствованию, умение объективно оценивать собственные достижения, определение сферы высших чувств, соблюдение общепринятых этических норм, культура межнационального общения);
- разработана модель формирования духовной культуры школьников, включающая мотивационную составляющую (потребности, интересы, мотивы); программно-целевую составляющую (определение информационного тезауруса, формирование навыков работы с информацией, применение традиционных и новых информационных технологий, овладение этико-правовыми нормами поведения в иносфере, развитие коммуникативных умений и реализация их в общении и др.); диагностическую составляющую (определение уровня развития национальной культуры, диагностируемый учет индивидуальных психологических особенностей и образовательных возможностей);
- разработано и представлено научно-методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания национальной культуры в формировании духовности школьников {факультативный курс «Основы национальной культуры гражданина XXI века» для учащихся 10-11 классов, учебно-методический комплект для учителей и учащихся «Гражданину XXI века», методические рекомендации для учителей по внедрению курса в практику массовой казахской общеобразовательной школы, учебное пособие «Основы духовности»).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены и конкретизированы понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «национальные традиции», «национальная культура», выявлены их соотношения и взаимосвязь в условиях возрождения традиций национальной культуры Республики Казахстан; теоретически разработана и проверена опытным путем модель формирования духовной культуры школьников; разработана и предложена система ценностных ориентаций для старшеклассников, основанная на гуманистическом потенциале народных традиций Казахстана.
Полученные в ходе исследования объективные результаты в своей совокупности содержат решение важной научной проблемы духовно-нравственного воспитания старших школьников на основе гуманистических ценностей образования.
Практическое значение исследования. Разработанные и широко апробированные комплекты материалов (факультативный курс, учебное пособие, методические рекомендации для учителей) позволяют значительно повысить эффективность процесса формирования духовности у старших школьников.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении истории, национальной культуры и народных традиций, при составлении планов и программ, создании учебных и методических пособий, в разработке спецкурсов по истории народной педагогики, в системе повышения квалификации учителей и деятельности учреждений дополнительного образования.
Достоверность научных результатов исследования обусловлена теоретико-методологической обоснованностью его исходных принципов, применением адекватных цели и задачам методологических подходов, использованием широкого набора методов историко-педагогического анализа, репрезентативной источниковой базой.
Исследование по теме проводилось с 1999 по 2004 гг. в три этапа:
Первый этап - информационно-аналитический (1999-2000 гг.) был связан с проведением анализа специальной научно-педагогической литературы, выявлением степени изученности проблемы, ее актуальностью и возможностью применения на практике. На этом этапе была сформулирована рабочая гипотеза, выделены объекты исследования, систематизированы материалы, относящиеся к изучению народных традиций, обрядов и обычаев, культуры народов, населяющих Казахстан.
Второй - поисковый этап (2001-2002 гг.) - предусматривал проведение опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах №13, 14, г. Чимкента, № 1 им. Сареми, № 15 Аль-Фараби Чимкентской области Республики Казахстан, внедрено в учебно-воспитательный процесс учебное пособие «Основы духовности», издана монография «Национальные и интернациональные культуры народов Средней Азии», сделан доклад на региональной научно-практической конференции по результатам опытно-экспериментальной работы.
Третий - заключительный этап (2003-2004 гг.) - характеризуется моделированием содержания духовно-нравственного воспитания с опорой на гуманистический образовательный компонент. На этом этапе было проведено обобщение и интерпретация полученных результатов исследования, разработаны методические рекомендации, закончено литературное оформление диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Комплекс необходимых условий формирования духовности на этнокультурных традициях (усвоение национальных традиций и обычаев, единство целей образовательного учреждения и семьи, введение в учебный процесс общеобразовательной школы духовно-ориентированных учебных курсов и методических пособий, непрерывное обновление жизни в окружающей среде, созидательно-творческая деятельность, навыки самообразования и самовоспитания, духовная культура учителя);
2. Критерии духовно-нравственной сформированности учащихся старших классов на основе усвоения традиций национальной культуры (гражданская позиция, национальный дух, национальное мышление, стремление к познанию народных традиций и самосовершенствованию, умение объективно оценивать собственные достижения, определение сферы высших чувств, соблюдение общепринятых этических норм, культура межнационального общения);
3. Научно-методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания национальной культуры в формировании духовности школьников (факультативный курс для учащихся 10-11 классов, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителей).
4. Модель формирования духовной культуры школьников, включающая мотивационную (обеспечивающую духовно-нравственное развитие, определение границ правилосообразной и творческой деятельности учащихся и педагогов), программно-целевую (обеспечивающую гарантированный результат в постоянно изменяющихся условиях) и диагностическую (наличие четкой и диагностично заданной цели, корректно измеримого результата) составляющие.
Апробация и внедрение результатов исследования:
По материалам исследования подготовлены и опубликованы статьи, учебное пособие, научно-методические рекомендации, издан комплект программно-методических материалов, издана монография, в которой нашли отражение основные положения исследования.
По теме диссертации опубликовано шесть научных статей.
Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях (ЮКПУ, ТГГУ, ЮКГУ и МКТУ, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.), в выступлениях на совместных заседаниях отделов и кафедр педагогики и психологии Южно-Казахстанского педагогического университета. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Экспертного Совета. Результаты исследования были внедрены в факультативный курс «Основы национальной культуры гражданина XXI века» и учебно-методический комплекс «Гражданина XXI века - по национальным культурам» общеобразовательных школ Чимкентской области.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что подрастающее поколение часто не знает истории и традиций своего народа по той причине, что ему негде черпать свои знания. Поэтому перед учреждениями, призванными воспитывать подрастающее поколение стоит задача: пока не произошла окончательная смена поколений, проводить работу по возрождению и претворению в жизнь казахских народных традиций.
К числу наиболее значимых противоречий, связанных с развитием духовно-нравственной культуры у подрастающего поколения относятся противоречия: между увеличивающимися потоками информации и возможностями индивида к их восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в образовательной деятельности; между осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой, а отсюда и невысоким уровнем знаний, умений и навыков по осуществлению данного вида деятельности; между относительно высоким уровнем владения фундаментальными знаниями по специальности и уровням культуры их использования; между уровнем развития информационного общества и качеством информационной подготовки учащихся общеобразовательной школы.
В ходе исследования нами дана современная интерпретация духовно-нравственных ценностей, содержащихся в национальной культуре Казахстана. Понятия раскрыты как воспитательный потенциал, являющийся базой для формирования и удовлетворения духовных потребностей человека.
Условиями формирования духовности у школьников Казахстана являются: усвоение народных традиций и обычаев, введение в учебный процесс общеобразовательной школы духовно-ориентированных учебных курсов и методических пособий, непрерывное обновление жизни в окружающей среде, созидательно-творческая деятельность, навыки самообразования и самовоспитания, духовная культура учителя.
Критериями духовно-нравственной сформированности учащихся старших классов на основе усвоения традиций национальной культуры являются: гражданская позиция, национальная активность, стремление к познанию народных традиций и самосовершенствованию, умение объективно оценивать собственные достижения, определение сферы высших чувств, соблюдение общепринятых этических норм, культура межнационального общения.
В ходе исследования нами была разработана модель формирования духовной культуры школьников, которая включает потребности, интересы, мотивы (мотивационная составляющая); определение информационного тезауруса, формирование навыков работы с информацией, применение традиционных и новых информационных технологий, овладение этико-правовыми нормами поведения в иносфере, развитие коммуникативных умений и реализация их в общении (программно-целевая составляющая); определение уровней развития национальной культуры, диагностируемый учет индивидуальных психологических особенностей и образовательных возможностей (диагностическая составляющая).
В соответствии с разработанной моделью и на основании программно-целевого подхода к развитию национальной культуры школьников выявлены следующие средства повышения эффективности данного процесса:
- диагностика уровня развития национальной культуры школьников с учетом их индивидуальных психологических особенностей и образовательных возможностей; использование критериев и показателей развития национальной культуры (национальная активность, национальный стиль мышления, готовность к национальному общению, технологическая готовность, эмоциональная готовность и мировоззренческая активность), для дифференциации школьников на уровне группы (низкий, средний, высокий уровни).
Реализация разработанной модели, создание гуманитарно-ориентированной национальной среды и программно-целевого подхода к развитию национальной культуры позволили сформировать у старшеклассников: качество личности, характеризующие развитие их национальной культуры; убеждение в необходимости владения высокой национальной культурой для успешной будущей профессиональной деятельности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию личной национальной культуры.
В качестве научно-методического обеспечения процесса формировании духовности старшеклассников апробированы авторский факультативный курс «Основы национальной культуры гражданина XXI века» для учащихся 10-11 классов; учебно-методический комплект для учителей и учащихся «Гражданину XXI века»; учебное пособие «Основы духовности», методические рекомендации для учителей. Полученные положительные результаты апробации позволяют предложить данные материалы для внедрения в практику массовой казахской общеобразовательной школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Однако, исследуемая нами проблема настолько объемна и имеет столько различных граней, что необходимо дальнейшее ее изучение, что потребует ряда комплексных исследований в будущем.
В исследовании нуждаются вопросы координации деятельности всех социальных институтов, призванных участвовать в формировании национальной культуры личности и общества.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ирметов, Уткир Абдрасулович, Москва
1. Законодательно-нормативные документы
2. Закон об образовании Республики Казахстан: Алматы, 1992. 12с.
3. Закон о высшем образовании Республики Казахстан: Алматы, 1993-6 с.
4. Закон об образовании Республики Казахстан (от 7 июня 1999 года №389-1). С изменениями и дополнениями, от 22 ноября, 1999 г № 484-1.
5. Концепция Государственный политики в области образования./ Учитель Казахстана. 1995, 27 сентября.
6. Концепция содержания образования общеобразовательной школы Республики Казахстан. /Учитель Казахстан-1995, 8 апреля.
7. Концепция общего среднего образования в Республике Казахстан -Алматы, 1994. 48 с. (Башаров Р, Кудайкулов М и др).
8. Концепция трудового и воспитания учащихся общеобразовательной школы Р.К. Учитель Казахстана-1993, 18 февраля.
9. Государственный стандарт основного высшего образования по специальности 0321.- «Труд», Алматы, 1996-22 с.
10. Государственный стандарт основного высшего образования по специальности 0313 «Профессиональное обучение» (по профилю) -Алматы, 1996-19 с.
11. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием по специальностям пединститутов-М: Просвещения, 198544 с.
12. Учебный план для специальности 0302 «общетехнические дисциплины и труд». Квалификация специалиста - учитель труда. Срок обучения 4 года, 1993 г.
13. Учебный план для специальности 0301- «Профессиональныеобучение, специальные и технические дисциплины» Квалификация специалиста инженер-педагог. Срок обучения 4 года, 1995 г.
14. Сатханов О. Программа по трудовому обучению с применением народного казахского декоративно-прикладного института Алматы НИИ пед наук им. Алтынсарына, 1990-25 с.
15. Национальный программы подготовка кадров Республики Узбекистан, 1997-29 августа.
16. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе, 2000-63 с.
17. Алимухамбетова Г.Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности. Алматы 1994-13 с.
18. Абу Наср аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978. 180 с.
19. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата: Жалын, 1979. - 252 с.
20. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1993. - 21 с.
21. Атутов П.Р. Коренное улучшении трудового воспитания и обучение, введение всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. Политехническое образование. 1984. № 18-24 с.
22. Алексеев Ю. Самарканд. Ташкент. 1970. 51с.
23. Алтынсарин И. Собр. Соч. в трех томах. Т.2. Алма-Ата: наука КазССР, 1976.
24. Амонашвили Ш.А. Идеи гуманной педагогики и Живая Этика // Мир Огненный. 1997. №4. - С.35-40.
25. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.:Дом Шалвы Амонашвили,2000.-с. 106-107.
26. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам героями духа. М., 2003. -64 с.
27. Ауэзов М.О. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1961. 225 с.
28. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Таш.АН. УзССР, 1963.-С.58.
29. Аманжолов К. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1958, с 22.
30. Айтматов Ч. Цена жизни. // Литературная газета. 1986. 13 августа.
31. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока, -и Якутск, 1979. 101 с.
32. Ашимбаев М.С. Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии // www.kisi.kz
33. Бабаян A.B. К вопросу о развитии теории нравственного воспитания в начале 20 века //Страницы истории педагогики: Сб. науч.трудов. Пятигорск, 2002. С.25-33.
34. Бердах. Избранное. Тош.ГИХП. УзССР, 1958 с 77.
35. Бердяев H.A. Судьба России: опыт по психологии войны и национальности. М., 1990. -205 с.
36. Березина В. А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт//Внешкольник. 2000. №3. С.22-29.
37. Белинский В.Г. план. собр. соч. М., АНСССР, 1953. Т. 1. с 36. Ю.Белинский В.Г. Соч. в 3-х томах: М., 1948. Т. 2. С. 164-165.
38. Болотова Л.С. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистского поведения //Школа духовности. 1997. №2, с.60-63.
39. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. с 132.
40. Базарбаев Ш. Особенности формирования и развития духовной культуры кыргызского народа. Автореферат. Ташкент, 1992. С. 34.
41. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школына нравственные ценности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 1997. 25 с.
42. Валиханов Ч.Ч. Сбор, соч., Т. 1,2 . Алма-Ата: Наука, 1961.
43. Воленко О.И., Тайчинов М.Г. Особенности формирования межкультурной толерантности в многонациональном обществе. // Современный мир: экономика, история, образование, культура. Уфа: ГИЛЕМ. 2003.-c.4-ll.
44. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Сов. Педагогика. 1989. - № 7. - С. 98-102.
45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. - 376 с.
46. Вопросы декоративного и промышленного искусства. Сборник статей. М., 1972. с 100.
47. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избрание труда. М., 1972 г.
48. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-17 ноября 1999). М., 2001. 280 с.
49. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. Сост. Березина В.А., Виноградова Л.И. М., 2002. 350 с.
50. Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях: Сб. науч.трудов. Под ред. Новиковой В.И. Ростов-на-Дону, 2000. 85 с.
51. Воспитание этической культуры детей и молодежи: Материалы Всероссийской конференции (22-24 апреля 2002). М., 2002. 122 с.
52. Восторов В.В., Муканов М.С . Родоплеменной состав и расселение казахов (конец 19- начало 20 вв.). -т Алма-Ата: Наука, 1968. 254 с.
53. В поисках нравственного смысла образования школьников: Материалы областной конференции. Под ред. М.Н.Аплетаева. Омск, 2000. 158 с.
54. Вырщиков А.Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания молодежи: состояние и перспективы //Проблемы нравственного воспитания поколения 21 века. Волгоград, 2000, с. 5-12.
55. Газман О.С. Гуманизм и свобода: Введение в гуманистическую педагогику //Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. С.2-17.
56. Гамзатов Р. Назовем орла орлом. (Литературная газета. 1985 г 25 декабря.
57. Гессен С.И. О понятии и цели нравственного образования //Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк, 1998. №2. - С.81-90.
58. Гильгенберг И.В. Приобщение младших школьников к духовным ценностям //Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения: Сб. науч.статей. Челябинск, 2001. С.200-208.
59. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М., 2001. 174 с.
60. Горелова H.A. Семейный клуб как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания //Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания: материалы научно-практической конференции. М., 2004. С.26-37.
61. Горн. Книга 1. М, 1922 с 103.
62. Громыко Ю.В. 12 лет спустя: Национальная доктрина образования //Народное образование. 2000. №1. - С.288-297.
63. Гулям Г. Избр. произв. Ташкент, 1971. С. 65.
64. Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб. науч.трудов. Под ред. Газмана О.С. М., 1995, 115 с.
65. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй Международной научно-практической конференции. (Н.Новгород, 21-22 сентября 2000 года). Под ред. Рыжова В.В. Н.Новгород, 2000. 290 с.
66. Данилов С.И. Только правда ко двору «Правда». 1988. 19 августа.
67. Данильчева И. Ростки духовности //Школа духовности. 1997. №1. С.43-47.
68. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования //Социально-политический журнал, 1995. -№6. С.107-115.
69. Джанибеков У.Д. Эхо. По следам легенды о золотой домбре. -Алма-Ата: Онер, 1990. 304 с.
70. Джинди Назых Ахмед. Педагогические идеи Абу Насра аль-Фараби: Автореф. дисс. канд пед. наук. М., 1991. - 21 с.
71. Дзалаев P.A., Хадиков Х.Х. К вопросу о специфики народного воспитания // Социально-этнические основы интернационального воспитания: Сб. научн. тр./ Сев.-Осет. гос. ун-т им. K.JI. Хетагурова. -Орджоникидзе, 1985. С. 40-56.
72. Диваев A.A. Игры казахских детей //Туркестанские ведомости, 1905. №№48, 152.
73. Достоевский Ф.М. Письма. М., Т 1, с 200-201.
74. Древняя культура Центрального Казахстана /Под ред. Акад. Маргулана А.Х. Алма-Ата: Наука, 1966.
75. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе: Сб. науч.трудов. Центр духовно-нравственного воспитания и образования. Сост. Селюнина Н.П. Новокузнецк, 2001. 95 с.
76. Евдокимов А.Ю. Концепция экологического и духовно-нравственного образования //Образование в современной школе. 2000. -№3. С.67-70.
77. Егоров Ю.Л., Костина М.Ю. Современное образование:гуманитаризация, компьютеризация, духовность: философско-методологические аспекты. М., 1996. 160 с.
78. Ералин К. Ознакомление учащихся с древними архитектурными памятниками. М., «Казахстан мактеби». Школа Казахстана. Алма-Ата, 1986. № 10. с 62-66.
79. Ералин К. Формирование пространственных представлений у учащихся на уроках изобразительного искусства. Алма-Ата. Мектеп, 1987 с 120.
80. Ералин К. Эстетическое воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Шымкент, МКТУ, им. Ясави, 1994.
81. Жанбуршина Г.Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 2000. -39 с.
82. Живая этика: Антология гуманной педагогики. Сост. Гаджиева Н.М. М., 1999.-220 с.
83. Жукова Л.И. Символы живой памяти. Ташкент. 1970 г. с 23.
84. Засова В.В. Научно-методическое обеспечение духовного развития школьников в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Оренбург, 2001. 20 с.
85. Закономерности развития социализма. № мысль, 1984 с 211.
86. Зильберсдорф Е.А. Воспитание духа. Рига, 2001. 182 с.
87. Зябрева В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: Автореферат дисс. канд.пед.наук. Кострома, 2002. 23 с.
88. Иванов A.B. Почему и как следует защищать нравственность? //Культура и время. 2003. №1. - С. 168-175.
89. Измайлов А.Э. Очерки по истории советской школы в Киргизии за40 лет (1917-1957 гг) Фрунзе, 1957, с 31.
90. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогик, 1991. - 256 с.
91. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж-Москва, 1993. -141 с.
92. История советской многонациональной литературы, т 1, с 330-331.
93. История советской многонациональной литературы, т. 3. с 459-463.
94. Ирметов У.А. Основы духовности. Учебное пособие. Чимкент, 2002, с 129.
95. Ирметов У.А. Национальные и интернациональные культуры народов средней Азии. Моногр. Чимкент, 2002, с 54.
96. Ирметов У.А. Взаимодействие национальных и интернациональных культурных форм общения в народе. Международная научно-теоретическая конференция. Чимкент. 2002, с 58.
97. Ирметов У.А. Роль культурно-просвитетительных учреждений. Региональная научно-практическая конференция молодых ученых. Чимкент. 2003, с 5-3.
98. Ирметов У.А. Как организовать учебный диалог в начальной школе? Республиканская научно-практическая конференция. Чимкент. 2004, с 5-7.
99. Ирметов У.А. Развитие контрольно-оценочных способностей учащихся. Республиканская научно-практическая конференция. Чимкент. 2004, с 5-7.
100. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. 352 с.
101. Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников //Открытая школа. 2000. №1. - С.26-32.
102. Казирева С.П. взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительного творчества старших дошкольников. М., 1985г. с 21.
103. Казыханова Б.Р. Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата: «Казахстан», 1973. - 328 с.
104. Камырзаев А. Не лекарства, а отраву несет людям национал-экстремизм «Правда», 1991,13 августа.
105. Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании. Избр. пед. сочинения. М., 1982.-704.
106. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 80 с.
107. Каршинова JI.B. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. 17 с.
108. Ким П. Неграмотность в Туркестане. Миф и факты языком документов. // Правда Востока. 1991 13 июня.
109. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания //Педагогика, 1998, №1. С.34-38.
110. Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979. 620 с.
111. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств //Педагогика, 1998.-№8.-С.56-62.
112. Колесникова И.А., Элиасберг Н.И. Этика и право в школьном образовании //Современные подходы к этическому образованию в школе. СПб, 1997.-С.11-53.
113. Коммунист Узбекистана. 1970. № 2. - С. 38.
114. Корзинкин A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курск, 1999. -20 с.
115. Кочаров В.Т. Из истории организации и развития народного образования в Узбекистане (1865-1917 гг) Ташкент, 1966, с.70.
116. Краеведение в духовно-нравственном развитии личности: Тезисы докладов Российской научно-методической конференции. 25 марта 1999 г.Рязань, 1999.-176 с.
117. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. M.-JL, 1963. 362 с.
118. Кузин B.C. Психология. Учебник. М., 1997. 303 с.
119. Кузьмина JI.H. Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2002. 125 с.
120. Кунанитаева К. К вершинам знаний. Алма-Ата, 1978 с 20.
121. Кунанбаев А. Избранное, 467 с.
122. Культурное строительство в СССР. Статический сборник. М., 1956, с 94.
123. Кунаев Д.А. В единой семье к великой цели. Коммунист. 1970, № 12, с 32.
124. Кунаев Д.А. Советский Казахстан, с 92-96.
125. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996. 463 с.
126. Луначарский А. Культура, быт и религия. 1924. № 4. - с 4.
127. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. С. 361.
128. Макаренко A.C. Соч. тт. 4 и 5. М.: АПН РСФСР, 1958.
129. Макаренко A.C. О коммунистическом воспитании. М.: Учпедгиз, 1952.
130. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма М., 1947 с 73.
131. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С 305.
132. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 486.
133. Маргулан А. Казахское народное прикладное искусства, т 3: Альбом Алма-Ата, Онер 1994 г. С. 88-89.
134. Маргулан А.Х., Басенов Т.А., Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана. Алма-Ата: Казах.госиздат, 1959. - 170 с.
135. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 103 с.
136. Масанов Э.А. Из истории этнографического изучения казахского народа в России (15-17 вв.). М., 1964.
137. Масанов Э.А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата, 1996.
138. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы, возможности //Вопросы психологии, 1989, №5. С.17-22.
139. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. -Алма-Ата: Казахстан, 1979. 120 с.
140. Мустафина P.M. Представления, культы, обряды у казахов. Алма-Ата: Каз.ун-т, 1992. - 176 с.
141. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи: дисс. . канд.пед.наук. -М., 1974. 174 с.
142. Навои А. Сочинения в 10 томах. Тош. Фан, 1968. Т.ш. с 162.
143. Народ и демократия. 1992. № 1. С. 13.
144. Народная музыка в Казахстане. Алма-Ата, 1976. - 224 с.
145. Народное хозяйство Казахской ССР. Алма-Ата, 1957, с 285.
146. Народное хозяйство Казахской ССР в 1970 г. с 641-642.
147. Наука и жизнь, 1990 № 2. С. 88.
148. Навои А. Хайрат Ал-абрар Гл. 26. С 31.
149. Невская Б. Салем от Абая. / Простор, 1962, № 8 с 108.
150. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика, 1998. №4. - С.3-10.
151. Новосельцев В.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях авторской школы самовыражения //Совершенствование общегои профессионального образования молодежи: Сб. науч.докл. М., 1999. -С.130-155.
152. Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества. Московская городская учительская семинария: Научный сборник. М., 1997. 318 с.
153. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи: сб. науч.трудов под ред. Конаныхина П.В. М., 1996. 117 с.
154. Омар Хайям. Рубай. Ташкент. 1977 с 64.
155. Оренбургский листок, 1880, 15 июня.
156. Партия и социалистическая культура М., Наука, 1972, с 93-94.
157. Педагогическое наследие в контексте духовной культуры: Тезисы докладов научно-практической конференции (22 апреля 1997). Рязань, 1997.- 165 с.
158. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.-94 с.
159. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Дисс. докт. пед.наук. М., 1999.-440 с.
160. Плеханов В.Г. Избранные философские произведения в 5 томах. М.: 1956. Т. 1.-С. 658.
161. Поляков С.П. историческая этнография Средней Азии и Казахстана. М.: Изд-во Московского университета, 1980. - 168 с.
162. Попов JI.A. Грани духовности //Педагогика, 1996. №1. - С.40-43.
163. Потанин Г.Н. Казах-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. -Пг., 1917.
164. Правда Востока. 1991. 20 декабря; Брук С.И. Население мира. Энто-демографический справочник. М., 1986. С. 134-135.
165. Пушкин. A.C. Собр.соч. в 10 томах М., 1962. Т. 6, с 307.
166. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образованиякак ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии // Национальные ценности образования: Сб. научных трудов. М., 1996. -с.25-34.
167. Развитие социалистической культуры в союзных республиках, Алма-Ата, 1999. с 164.
168. Раимбекова Г.Ж. Религия и политика Востока: проблемы взаимосвязи, специфика и тенденции развития Алматы, 1999 г.
169. Романова Н.С. Мировоззренческая функция социалистической обрядности. Киев: Наукова думка, 1987. С. 72.
170. Романова A.C. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: автореф. канд.пед.наук. Чебоксары, 1999. 22 с.
171. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. М., Музгиз 1955 с.217.
172. Руденко С.Г. Духовно-нравственное воспитание основа гуманной педагогики //Три ключа. Педагогический вестник. 2003. - Вып. 6. - С.22-24.
173. Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов: историко-педагогический очерк. Алма-Ата, 1950. - 267 с.
174. Свободная мысль, 1992. № 8 с 41.
175. Скляднева В.В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Дисс. канд. пед.наук. М., 2003. 127 с.
176. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 26 марта 2002 г. в шести книгах. Ставрополь, 2002. 420 с.
177. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности: Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 марта 1996 г. Томск, 1996. 143 с.
178. Современные подходы к этическому образованию в школе:концепция, учебные материалы СПбГУПМ. СПб, 1997. 78 с.
179. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно-значимые ценности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1994. 45 с.
180. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1998. 47 с.
181. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып. 1-2, т. 1, М., 1989.-687 с.
182. Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия. М., 1996.-590 с.
183. Социалистическое строительство в Казахской ССР за 20 лет, Алма-Ата, 1940- с 247-264.
184. Селибаев А.И. Очерки по истории Казахской советской школы, с 287- 235.
185. Селибаев А.И. История развития советской школы в Казахстане, с 336 с.
186. Союз нерушимый. 1922-1982. Справочник. М., с 277.
187. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции в кн: традиция в истории культуры. М., Наука, 1978 с 9.
188. Советская культура. 1990. 27 января.
189. Сулайманов О. Земля, поколение человеку! Алма-Ата, 1961, с 35.
190. Сулейманов Р. Из истории развития науки в Казахстане. В кн: Труды Института истории, археологии в этнографии АН Казахской ССР. Алма-Ата, 1961, т 142.
191. Султангалиева А.К. Религиозная ситуация в современном Казахстане Казахстан-Спектр, №1-2,1997 г.
192. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 4-е. Киев: Радяньска школа, 1973.-288 с.
193. Таджибоев Т. Просвещение и школа Казахстана во второй половине 19 века. Алма-Ата, 1962 г.
194. Тарасова JI.H. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности: автореферат дисс. канд. пед.наук. Саранск, 1997. 22 с.
195. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа: Монография. М., 1999. 198 с.
196. Толстой JI.H. Полн.собр. соч. в 22 т., т.17. М., 1984. 296 с.
197. Трусова E.JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (Авт. к.п.н. -м., 1986 г с 24).
198. Узбекская ССР. Однотомная энциклопедия. Ташкент. 1981. с 258.
199. Урумбаев Ж. Очерки истории школ Каракалпакстана, с 415-423.
200. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. С.20.
201. Хамматова С.А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Уфа, 2000. 124 с.
202. Хитарова И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности: авторф. Дисс. канд. пед.наук. СПб, 2000. 22 с.
203. Храпченков Г.М, Селебаев А.И. Очерки по истории школы Казахстана (1901-1917 гг) Алма-Ата, 1972, с 23-24.
204. Файзи Р. Его величество человек. Ташкент: изд-во Литературы и искусства им Г. Гуляма, 1980. С. 122-123.
205. Философскио наследие народов Средней Азии и борьба идей. Ташкент: Фан, 1988. С. 183.
206. Фетисов М.И. Джамбул М, 1953. с 6.
207. Человек будущего. Роль современной науки и культуры вформировании сознания новой эпохи: тезисы общественно-научной конференции. Бишкек, 1995. 60 с.
208. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России 21 в. М., 2003. 268 с.
209. Шарипов А. Народное образование Казахстана 30-40 лет. Алма-Ата, 1960, с 20.
210. Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка: автореф. дисс. канд.пед.наук. Казань, 2000.-22 с.
211. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. М, 1999.-110 с.
212. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс. докт. пед.наук. М., 1988. 346 с.
213. Щербаков A.B. Народное образование в Казахстане в 9-1 пятилетке (1971-1975 гг) Алма-Ата, 1971, с 19.
214. Щербаков A.B. Народное образование в Казахстане в 9 и пятилетке, с 7.
215. Щербаков A.B. Народное образование в Казахстане в 9 и пятилетке, с 27-29.
216. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000. 117 с.
217. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1988. 25 с.
218. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: Про-Пресс, 1998. 463 с.
219. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи //Педагогика. 1996 №2. С.41-46.