Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четарехлетней начальной школы

Автореферат по педагогике на тему «Формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четарехлетней начальной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Титаенко, Владимир Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четарехлетней начальной школы"

научно- 1ксл1&омтелшшй шститгг шлат-пад ¿ча'лиаа

ни планах рукописи

ТШ.1ЕНК0 В-чадц:.!цр Петрович

дорыироваиш положительного оишшш к художественному труду у учащихся четырехлетней началпюй школ!

13.00.01 - теория п история педагогики

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Киев - 1992

работа выполнена в Научно-исс-тедовательск(\-,1 институте педагогики Украшш.

НоучннЙ руководитель

Оф 1ВД тал ы 1 но о I ш о я о I ни

- доктор.педагогических наук, профессор А .Я .Савченко

- доктор.психологических наук, профессор В.А.Моллко

- кандидат педагогических наук, доцент Л.П.Кочина

Ведущая организация

Винницкий педагогический институт имени Н.Островского

Защита состоится "/О" схпрелЗЬ 1992 года в 15.00 часов на заседании специализированного совета Д 113.15.01 в Научно-исследовательском институте педагогики Украшш /252030, I'.Киев, ул.Ленина, 10/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИН педагогики Украины.

Автореферат разослан "!{) " 1922 года.

Учений секретарь специализированного совета

^/¿геМ-,' ГЛ.П.Легкий

ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы обусловлена ориентацией современной педагогической теории и практики на гуманизацию учебно-воспита-тельпого процесса, вазшейшш направлением которого является духовное развитие учащихся, возражение национальных традиций декора тиш о-приклада ого искусства и народной педагогики в воспитании и обучении школьников, формирование их эстетической восприимчивости.

Изменение приоритетов в начальном образовании повысило роль общеразвивающих целей обучения, вызвало потребность в разработке новых предметов, более широко и полноценно реализующих задачи трудового и эстетического развития личности младших школьников. В контексте этих изменений формирование положительного отношения учащихся к художественному труду понимается нами как вагкней-ший аспект воспитания личности, для которой гармоническое сочетание эмоционального и рационального должно стать инструментом преобразования действительности. Эта сложная проблема решается на различных возрастных этапах, включая и младших школьников. Именно в эти года формируются Еажнейшие "новообразования", которые на более поздних стадиях существенно обогащаются, приобретают системные качества. К таким новообразованиям относится, на наш взгляд, проявление младшими школьниками устойчиво положительного отношения к труду.

Положительное отношение к художественному труду мы связываем с мотивацией и определяем его как сложное интегративное образование, включающее содержательный, организационный, эмоциональный, интеллектуальный и действенный компоненты, находящиеся в постоянной динамической взаимосвязи.

Зхо качество непосредственно связано с готовностью учащихся к трудовой деятельности - сложной совокупностью логических качеств и характеристик личности, основывающихся на индивидуальных задатках, и образованиях, возникаащыс в результате длительного общения и специального трудового обучения и воспитания.

Известна обширная психолого-педагогическая литература по проблеме формирования у младших школьников положительного отношения к учебно-трудовой деятельности, в которой рассмотрены: Ьзаимосвдзь формируемого качества и мотивацпопноХ с;еры учащихся, классификация мотивов деятельности, взаимосвязь мотивацион-ного п эмоционального отношешш к деятельности у младших школьников, пути формирования положительного отношения к учению /А.К.^аркова, М.В.1.!атюхина, Н.Р.Гинзбург, Л.Л.Венгер, Е.В.Оилил-пова, Е.А.Еугрименко и др./, психологическая готовность к творческому труду, педагогические условия и процессуальное обеспечение труда /Е .А .Климов, В.АХоляко, Е.В.Проскура, Л .Г .Берниковская и др./.

Положительное отношение к труду является одним из условий формирования ответственного к нему отношения. В работах Л.П.Бо-жовлч, М.Т.Дригус, Б.С.Берлина, Л.К.парковой, Л.С .Славиной дан психолого-иедагогическпи анализ отого процесса. В исследовании А.ЕЛеревченко показана роль эстетически-эмоционального и нравственного компонентов.

Одним из перспективных направлении обновления содержания является создание интегрированных курсов, которые позволяют синтезировать тем или иным образом понятия, .¿акты, явления, которые объективно связаны. младших школьников.характерно целостное, художественное видение действительности, особешю тех ее сторон, которые словно расчленить в процессе восприятия.

Художественный труд - один из такт; предай тов.

В конце 80-х годов боли созданы пьрш« щчя'раиш по жоствештом; тру;;у как вариативные в составе ныне действующей программы по трудовому обучении для 1-4 классов. Есть программы и пособия по отдельным видам художественного труда во внеурочное время, а тыказ варианты программ "Художественный тру;;",. "Основы дизайна", составленные украинскими учеными. Однако тс реализация не нашла шфокого распространения в массовой школе из-за отсутствия методических рсксмо11дащш, неразработанности дидактически): условий худомественно-трудовой деятельности. Это отригдгельно сказывается на объективности трудового и эстети-чаского развития детей.

Совершенствование содержания предмета "Художественный труд" в соответствии с идеями построения национатьной школы, потребностями шшдишс школьников в труда является важнейший условием успешного формирования к нему поло^щтелъного отношения. Вопросам психолого-педагогического руковсдстЕа худокзст-венпо-астетической деятельностью младших школьников посвш:.еьы в последнее время работы А.Б.Н'ербо, Д.М.Ддоли. Они при:или к выводу о необходимости разработки моделей таких психолого-пе-дагогическт; технологий обучения и воспитания, которые бы наиболее полно развивали потребности и способности учащихся, обеспечивали их разпообразнуи художественно-трудовую.деятельность.

Проблема психологической готовности к труду в целом, несмотря на ее актуальность и несомненное практическое значение, изучена пока недостаточно. Не нашла достаточного отражения в педагогической теории и проблема формирования у младшее школьников полсшгаельного отношения к худол:ественному труду: не исследованы варианты содержания, методики художественного труда,

особенности отношения к нему учащихся разных классов четырехлетней начальной школы, направленность их интересов на те или шше способы художественной обработки материалов, не выявлено влияние художественно-развивающей предметной среды, приемов и средств стимулирования эмоционально-действенного отношения учащихся к художественному труду и другие вопросы.

Теоретическая значимость и неразработанность этой проблемы, ее социально-практическое значение определили тему нашего исследования: "формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четырехлетней начальной школы".

Объект исследоватш-совместная художественно-трудовая деятельность учителя и учащихся на уроках художественного труда.

Предмет исследования - способы формирования у младших школьников положительного отношения к художественному труду.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику эффективного формирования положительного отношения к художественно^ труду у младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование у младдих школьников полоясятельного отношения к художественному труду становится достаточна аффективным, если он организовывается-как интегрированный курс с многокомпонентным содержанием и предполагает работу учащихся с различными .материалами в художественно-развивающей среде,а способы руководства этим процессом обеспечивают многостороннее воздействие на формируемое 'качество путем создания творческих ситуаций,организации коллективно-групповых форм труда,применения наглядных опор и-художественных средртв стимулирования школьников на всех этапах трудовой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования сфорцули-рованы следующие задачи :

1. Определить сущность и структуру положительного отношения младрих школьников к худоАсствепнсму труду.

2. Выявить уровни сформированности этого качества в разных условиях обучения.

3. Выделить педагогические условия аффективного формирования у пледах школьников положительного отнодешп; к худо.у.еелъен-ноцу труду.

4. Разработать методику формирования положительного отношения к худонественноцу труда у учащ;:хся 1-1 классов в соответствии о указанными условиями и проверить ее ьффективность.

Решение задач исследования осуществлялось с позиций систсм-но-деятельностного подхода к анализу трудовых процессов, что предусматривало изучение кавдого комлонепта формируемого качества во взаимосвязи с другими.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследовашш: анализ и обобщение литературы по философии, сощюлогии, физиологии, психолопш и педагогике; педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, анкетирование, моделирование педагогических ситуаций, качественный и количественный анализ полученных результатов, характеристики учащихся педагогами, изучение результатов труда детей, обработка анкет, интервьюирование и др.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретической обоснованностью исходных положений, адекватностью методов исследования его задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, их сопоставимостью о результатами других исследований, близких к теме.

Методологической основой исследования стали следущие положения: о взаимосвязи труда с другими в:ц&ми деятельности в

процессе развития личности, о необходимости приобщения детей к труду и воспитания у них положительного' отношения к нему на основе совершенствования содержательной и процессуальной стороны худокественно-трудовой деятельности, об ориентирушцей и регулирующей роли змоцлй, знаков и знаковых систем, опосредующих психические процессы.

Научная новизна исследования заключается в эксперименталь-Н01.1 выявлении содержательно-процессуального обеспечения и спо^ собов педагогического руководства процессом художественного труда у шадипх школьников, определении, совокупности педагогических условий формирования положительного отношения к художественно^- труду у младиих школьников, установлении структурных компонентов формируемого качества и их взаимосвязи В зависимости от возраста учавдася 1-4 классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в тео-ретико-зксиерш.тантальном обосповашш совокупности педагогических условий формирования положительного отношения к художест-венно/лу труду у младших школьников на материале нового варианта интегрированного предмета "Художественный труд" в системе четырехлетней начальной школы.

Практическое значение исследования состоит в разработке содержания и методики художественно-трудового обучения младаих школьников в виде программы и методического обеспечегая интегрированного курса "Художественный труд", готовых для использования в массовом педагогическом опыте: на уроках, внеклассных занятиях, кружковой работе. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться при подготовке

и переподготовке учителей начальных классов. Предлагаемый вариант худохественио-рэзвиьап^еЗ среды кастерокоа 1-4 классов макет быть использован в педвгох'ических заданиях на проектирование школьных помещений нового типа.

На защиту выносятся слздушие полокеппя:

1. Положительное отношение младких школьников к художественному труду - сложное личностное качество, интсгрируицее потребности и способности учащихся к трудовой деятельности, которое проявляется в интересе к содержанию художественного труда, стремлении овладевать художественно-трудовыми действиями, в волевых усилиях по совершенствованию результатов.

2. Для младпих школьников всех возраотпых групп характерна разноуроЕневость сформированности исследуемого качества: 1/ус-тойчнво положительное; 2/ положительное отношение к отдельным видам художественного труда; 3/ вербально выраженное поло:?л-тельное отношение без подтверждения в практических действиях; 4/ индифферентное; 5/ отрицательное.

З.Эф({ектиЕНое формирование полодительного отношения младших школьников к художественному труду обеспечивается эмоцио-геншм и многокомпонентным содержанием интегрированного курса "Художественный труд", которое реализуется в худо-кественно-раз- ' виваицей среде путем создания творческих ситуаций, организации коллективпо-групповых форм труда, применения наглядных опор и художественных средств стш.1ул!грования на всех этапах трудовой деятельности.

4. Формирование положительного отношения к художественному труду осуществляется на пропедевтическом, основном и завер-шащем этапах, каядый из которых включает структурные элементы: организационно-побукдаыций, планирующий, исполнительский и конт-

рольно-оценочшй.

Ащм^шдш п внедрение результатов исследования в массовую педагогическую практику осуществлялось путем публикаций статей, методических рекомендации, программ. Материалы исследования апробировались студентами педагогических училищ в процессе школьной практики, отражались в лекциях для учителей и методистов, в докладах и выступлениям на заседания! Педагогического общества Украины /1985 г./, на научных конференциях НИИ педагогики Украины /1988, 1990 гг./, Республиканской научно-практической конференция "Начальная школа в системе непрерывного образования" /Чернигов, 1991/.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предает, цель, задачи, гипотеза исследования, характеризуются метода, этапы опытно-экспериментальной работы, раскрываются достоверность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе "Проблема формирования положительного'отношения младших школьников к труду в педагогической теории и

практике" рассматриваются методические и1теоретические основы

*

формирования исследуемого качества, кратко анализируется становление и развитие проблемы в трудах Л.В .Луначарского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского и др.

В процессе теоретического изучения проблемы проанализированы, обобщены и выделены отраженные в литературе аспекты: I/ сухость и структура положительного отношения к труду ;2/вза-

шдосьязь положительного отношения к труду о готовностью учащихся к трудовой деятельности; 3/ специфика проявления и пути формирования исследуемого качества у младших школьников.

Положительное отношение к художественному труду - ато" качество, которое относится к новообразованиям младшего скального возраста. Оно непосредственно связано с готовностью учащихся к трудовой деятельности и является слояной совокупностью психических качеств и характеристик личности. 2то сложное психологическое новообразование, которое опосредуется познавательными и имо-цненально-волсБпми компонентами сознания в определенный период развития личности.

В теоретических исследованиях положительное отношение к труду рассматривается в единстве двух сторон: внешней /поведенческой/, побудительным мотивом которой служит потребность в саморегуляции, и внутренней /мотивационной/, шра^ащейся комплексом качеств и свойств личности.

Художественный труд рассматривается нами как деятельность, цель которой - создание материально-духовных ценностей изобразительными, конструктивными и декоративными средствами, и которая в наибольшей мере отвечает потребностям, способностям и воз-мозюстям детей младшего школьного возраста. Художественный труд совмещает утилитарно-практический и эстетический компоненты,что обуславливает специфику его содер-кания, выбор форы организации, разработку худонесгвенно-разЕпваищеи предметной среды, совокупность методических приемов и средств воздействия на формируемое качество.

В современных условиях развития начальной школы пути формирования положительного отношения к художественному труду рассматривали Е.Н.Пеменский, Б.Т.Лихачев, Е.П.Осов, А.Б.П'.ербо и

др. Исследователи считают проблему организации эстетической деятельности, включающей и художественный труд, одной из главнейших. Внимание акцентируется на специфике эстетических ценностей и способностей младших школьников в процессе художественных видов деятельности, дается характеристика художественных и эстетических способностей, их своеобразия у детей. Отмечается,что формам художественно-трудовой деятельности /построению, изображению, оформлению/ соответствуют сферы художественного мышления младших школьников: конструктивная, изобразительная, декоративная.

В определении сущности исследуемого качества мы опирались на труда С .Л .Рубинштейна, Л.П.Еожович, А.А .Люблинской, В.И.Мя-сищева и др. Особенности мотивационной сферы младших школьников во-взаимосвязи с формированием положительного отношения к учению мы проанализировали в работах М.Н.Волокитиной, Л.С.Славиной, Д.Е.Рльконина, А.Л.Венгера, А.К.Парковой, Ы.В.Матюхиной и др. Mí пришли к выводу, что применение содержательно-процессуального обеспечения и способов педагогического руководства процессом художественного труда может вызвать у младших школьников мотивы, структура которых отличается динамической взаимосвязью эмоционального, интеллектуального и действенного компонентов, что -обеспечивает эффективное формирование исследуемого качества.

Исходя из результатов анализа теоретической литературы,мы определили положительное отношение к художественному труду как сложное личностное качество, интегрирующее потребности и способности учащихся к трудовой деятельности, которое проявляется в интересе к содержанию художественного труда, стремлении овладевать худокествепно-трудовыми действиями, в волевых усилиях по совершенствованию результатов.

На основании анализа педагогически): исследований ш пришли к выводу, что на формирование исследуемого качитга п.чп-нт педагогические условии содержание интегрироваиного предмета "Худшее стЕенний труд", соответствующее эстетическим пелям труда младших школьников, создание худо.'кественно-развиьаищей предает-ной среда для полноценной организации худо.кественно-трудоьсй деятельности, мотиьационно-процессуалыша обеспечение всех этапов трудового процесса.

Изучая педагогический опыт, мл стремились выяснить: I/ в какой мере действующие программы, методические рекомендации по трудовому обучению ориентируют учителей на формирование у учащихся положительного отношения к художественному труду ; 2/ как в реальном педагогическом процессе формируется у младших школьников отношение к различным видам труда ; 3/ какие достижения и нерешенные проблемы характеризуют массовый и передовой педагогический опыт.

Краткий анализ программ по трудовому обучению в историческом плане показал, что в настоящее время только начинают складываться новые подходы к совершенствовании содержания художественного труда, которые, как правило, определялись учителями без каких-либо научных рекомендаций.

Существующие программы интегрированного содержания "Художественный труд", "Основы дизайна", "Изобразительное искусство и художественный труд" несомненно является новым шагом Еперед в обновлении содержания художественно-трудового обучения младших школьников. Однако для их совершенствования необходимо уточнить определение самого понятия "Художественный труд", выделить его среди других видов трудовой деятельности, конкретизировать компоненты и виды деятельности, отразить специфику

организации художественного труда в сельских и городских шкодах, учесть особенности производства и быта регионов Украины и др.

В процессе изучения состояния проблемы формирования положительного отношения к художественному труду была установлена зависимость осведомленности учащихся 1-4 классов о видах труда от отношения к этим видам деятельности взрослых.

Упоминаний школьниками о художественно-трудовой деятельности взрослых не обнаружилось ни в городских, ни в сельских школах. На основании полученных данных мы высказали предположение, что младшие школьники мало значения придают художественному труду по сравнению с другими видами деятельности. На развитии положительного отношения к художественному труду сказывается отношение к нему взрослых и учителя, содержательная основа занятий,^ учет региональных особенностей школ, состояние художественно-развивающей сред! и материальной базы, особенности организационных форм деятельности, недооценка учителями умственных и практических возможностей учащихся и др.

В то же время, передовой педагогический опыт показал, что интерес к Проблеме формирования положительного отношения к художественному труду в последние годы заметно повысился. Художественный труд начинает занимать весомое место в ряду других учебных предметов, учителя отмечают его значение для общего, эстетического и трудового развития учащихся. Открываются широкие возможности для интегрирования художественного труда с другими учебными предметами. Появилась перспектива реализации познавательной эстетической функции художественного труда.

Со второй главе "Педагогические условия эффективного формирования у младших школьников полотлтельного отношения к художественному труду" рассмотрена совокупность педагогических ус-

ловли, позволяющих осуществить целесообразную взаимосвязь" ;?еж-ду содвршшем, методами, фсргдиш художественного труда и угоняем готовности летсЧ г труду*

В определении, педагогических условий ш исходили из того, что положительное отношение к художественному труд,' является сложным интегрированным качеством, оно многоаспектно по способам формирования и ;:лого:.:арно по своим проявлениям. Интегрированное содержание художественного труда, художественно-развивающая предметная сред;, мотивацпонно-процессуальнсе обеспечение всех этапов трудового процесса, по нашему предположению, необходимы и достаточны, так как охватывают три основных компонента учебного процесса. Эти педагогические условия взадмодополняют ДРУГ друга и позволяют создать целенаправленное, разностороннее влияние на формируемое качество.

В отборе и систематизации учебного материала по художественному труду теоретической основой служили результаты исследований: дидактических аспектов определения состава содержания /1,1.1!. Ска ткин, В.В.Краевский, Й.Я.Лернер, В.С.Леднев / сущности художественного образования и развития учащихся /Е.Е.Квятков-ский, Ю.П.Юсов, Ю.Л.Полуянов, Б.Л.Каменских/ специфических особенностей организации разных видов художественно-трудовой деятельности у детей дошкольного и младаего школьного возраста /В.'5.;1ддн, С.11 .Новиков, Г.П.Калинина, Б^М.Быстров, В.М.Благинин и др./.

В систематизации учебного содержания как 1штегрпрованного курса ми ориентировались на определение сущности интеграции как методического явления и се возможностях в начальном обучении в трудах В.А.Сухоцлинского, статьях Е.М.Колягпиа, Л.А .Пинского, В.В.Усанова, Н.Н.Свстловской и др. В теоретических изысканиях

в определенной мере бил попользован зарубежный опит, описанный в советской литература.

Анализ теоретических предпосылок позволил выделить характерные особенности труда детей, которые были учтены нами в конструировании варианта программы по художественному труду. ,\!ы исходили из того, что художественный труд - это деятельность, целью которой является создание материально-духовных ценностей изобразительными, конструктивными и декоративными средствами.

Были определены критерии отбора учебного материала для интегрированного курса "Художественный труд": познавательная, воспитательная и развивающая ценность учебного материала, адекват-■ность содержания возрастным особенностям, преемственность и перспективность в пределах курса и'-взаимосвязь с другими предметами художественного цикла, эмоциогенний потенциал содержания, сочетание традиционных и современных, общенациональных к региональных видов художественного трудя.

В структурировании учебного материалами классам и темам учитывались принципы: концентризма, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному или малоизвестному, взаимосвязи содержания обучения с трудом, обеспечения положительной мотивации в усвоении учебного материала, взаимосвязи методов и приемов обучения, народность в отборе содержания художественного труда.

С учетом этих принципов и ранее выделенных критериев отбора содержания ш систематизировали учебный материал "Художественного труда" по темам, в каждой из которых представлены четыре элемента: знания о материалах, инструментах и способах художественной обработки материалов; опыт художественно-творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к худона-

стопному труду.

Содержание предтетп "Худого с тис пни.'! труд" отражено в ссот-вотстг.угг.ей нгогрг:жжз, состоящей из пятя разделов: объяснительной записки, тематического содержания, описания материальной базы, основных трес5оезппХ к. результатам обучения по каждому классу, литературы по художественному труду. Дидактической особенностью программы является то, что между темами сохраняется преемственность в художественно-трудовом развитии учащихся различных возрастных групп, а также с дошкольными программами по труду. Для реализации программы предусмотрено чередование видов художественно-трудово;! деятельности по четвертям в каждом из классов.

Состав программы отвечает потребностям младших школьников в художественном труде, позволяет учитывать региональные особенности школ. Программа приемлема и для внеурочных занятии по художественному труду. Тематическая повторяемость содержания и, шесте с тем, его новгана в мотивировке и способах деятельности является, на наш взгляд объективной предпосылкой непрерывного формирования у младоих школьников положительного отношения к художественному труду.

Важное значение для положительного влияния па формируемое качество тлеет предметно-пространственная среда, в которой осуществляется художественно-трудовая деятельность. Целесообразность, удобство, слаженность, симметричность, гармония лежат в основе эстетического отношения человека к вещам, '.'л стремились создать вариант художественно-развивающей среды в виде комплексной учебной мастерской /термин В.В.Кулененка/, в которой полно и взаимосвязанно учитывались основные факторы, положительно влияющие на организацию художественного труда.

Б создании экспериментальной модули мастерской реализованы следующие эстетические требования: целесообразность взаимного расположения форм в пространстве, достижение гармонии пространственных форм и масштабности композиции, организация всех элементов пространства на основе композиционного центра, сочетаемость цветов, равномерность общего освещения и окраски поверхностей.

Предусматривалось выполнение педагогических требований: сохранение высокой работоспособности детей без ущерба для их здоровья, размещение оборудования, эстетического оформления в соответствии с возрастными особенностями учащихся, динамичность художественно-развиваютей среди. Учитывалась многоХункциональ-ность использования оборудования, возможность гибкого изменения предметной среда в соответствии с целями обучения, необходимость развития творческих потребностей и возможностей учащихся, преемственность и перспективность художественно-развивающей средд. Все эти требования относились к оборудованию мастерской в целом и каждого ыикроцеха по художественной обработке того или иного материала небольшими группами.

Архитектурное, эстетическое и дццактико-методическое наполнение комплексной мастерской для художественного труда позволяло комплексно влиять на ¿¡.армируемое качество.

Рассмотренные педагогические условия являются важными, но недостаточными для формирования положительного отношения к художественному труду. СодеГржание художественного труда и предметная среда раскрывают потенциал в зависимости от способов ¡ас реализации в учебно-воспитательном процессе. Обобщение исследований по организации художественно-трудовой деятельности младших школьников позволило выделить значимые для формирования по-

лотатального отношении к художественному труду црнеш, методы я организационные формы. К шм относятся: эмсцпопешюсть материала, лдеквлтшо способы постановки учебных заданий, эстепгтес-кая привлекательность образца и организационных форм труда, оптимальное сочетание игровой и трудовой деятельности, всемерное развитие самодеятельности п творчества Д.А.Гадшш, Н.Д.Дмитра-кова, В.А.Вихрущ, В.В.Рубцов, Ю.Л.Полуянов и др./. Использование перечисленных средств обусловлено содержанием деятельности, которая на уроках художественного труда имеет свою организаци-оннуи структуру: подготовительный этап, решение художественно-трудовых задач, самостоятельные действия учащихся с корректировкой учителя и контрольно-оценочный этап.

В третьей главе "Содержание и результаты процесса формирования у младших школьников положительного отношения к художественному труду" с учетом известных способов диагностирования отношения младших школьников к учебной деятельности олисащ. модифицированные методики изучения исследуемого качества. Если процесс художественного труда обеспечивал удовлетворение основнях потребностей ребенка и не препятствовал удовлетворении других, отношение к нему фиксировалось как положительное. Если труд воспринимался как препятствующий удовлетворению значимых потребностей и совершался ради достижения внешних средств, то проявлялось отрицательное или индифферентное отпошенш к труду.

Изучение результатов экспериментальной работы осуществлялось в соответствии с теми критериями сформированности исследуемого качества, которые были использованы на констатирующем этапе эксперимента: вербально выраженное положительное отношение к занятиям, способы включения в деятельность /по собственной инициативе, под воздействием учителя/, уровень владения предметны-

is

ми знаниями, умениями, навыками, поведение в процессе практических действий /степень самостоятельности, отвлечение/, реакция на достижения и неудачи, предпочтение тех или иных действий, отношение к условиям и средствам, предметам художественно-тру-доеого процесса, умение работать сообща.

Указанные характеристики, будучи комплексными по своему проявлении, б совокуиностп и взаимной соотнесенности результатов давали достаточно ролное представление о сформированное™ у младакх школьников положительного отношения к художественному труду.

Сопоставительный анализ типов учащихся с положительным отношением к художественному труду в различных возрастных группах позволил выделить уровни сформированного качества: I/ устойчиво положительное отношение; П/ положительное отношение к отдельным видам художественного труда; Ш/ вербально выраженное положительное отношение без подтверждения в практических действиях; 1У/ин-дифферентное; У/ отрицательное. Наиболее значительными в каждом классе были группы учащихся с ситуативным и вербально выраженным уровнями сформированности исследуемого качества, что отражено в таблице I.

Анализ данных табливд I позволяет определить две существенные тенденции в формировании исследуемого качества: I/ увеличение с возрастом показателей устойчиво положительного отношения к художественному труду в целом и положительного отношения .к отдельным видам художественной обработки материалов; 2/ снижение показателей вербально выраженного положительного отношения без подтверждения в практических действиях. Однако баз целенаправленного педагогического воздействия формирование исследуемого качества происходит во всех классах крайне медленно

или вовсе не проявляется.

Та блица I

Распределение учрщтгхся 1-1У клпсссв по уровням с£ср-«прокишости положительного охношспдя к худояесгвен-ному труду / % / на констатирующем отапе экспе-

римента

И'ровни сформирован- 1 пп |ности положительно- I 1го отношения к ху- 1 ¡дояественному труду I ! ! К л а с с Ц

Первый 1 Е торой { Тре тий 1 Четвертый

Скоп ¡Копт ! сп¡Конт 1 сКСП ! ( ' Конт! ! ! Экс:!, [конт.

I. Устойчиво положительное - _ _ _ 3 7 10 10

2. Положительное отношение к отдельным видам труда 13 17 23 26 36 33 50 46

3. Еербально выраженное без подтверждения в практических действиях 66 63 59 56 53 50 37 33

4. Индифферентное 14 ' 10 II 15 5 3 3 8

5. Отрицательное 7 10 7 п и 3 7 . 3

Процесс формирования положительного отнощешл к художественному труду предполагал непрерывность воздействия на учащихся в спстемо четырехлетней начальной школы. В этом процессе были воделени три этапа формирования: пропедевтический, основной и завершающий, которыо взаимосвязаны и не имеют строгих границ. Па всех этапах художественно-трудовой деятельности /организа-цвонно-побуадаацеи, объяснения и планирования, исполнительском и контрольно-оценочном/ реализовались две группы дидактических условий: I/ влияющих на формируемое качество в зависимости от степов кшолперкя згдангД ; 2/ влпшдах постоянно в загасккости от этапов формирования /пропедевтического, основного,.завершающего/.

На пропедевтическом этапе с целью формирования у учащихся экспериментальных классов эмоционально-положительного отношения к художественному труду создавалась эстетически привлекательная предметная среда, естественным образом пробуждающая художественную пытливость учащихся. Эффективной оказалась совокупность символических обозначений, отражающих последовательность трудовых действий, которые служили детям наглядной опорой для быстрого запоминания и • самопров?рки.

Дидактические условия, характерные для пропедевтического этапа, продолжали оказывать свое положительное воздействие и на основном. ГЬзред детьми экспериментальных вторых и третьих классов ставилась цель сформировать интеллектуально и действенно положительное отношение к художественному труду.

IIa завершающем этапе у учащихся четвертых классов формиро-вал<?сь устойчиво положительное отношение к художественному труду как деятельности, проявляющейся в динамической взаимосвязи эмоционального, интеллектуального и действенного компонентов. На завершающем этапе доминирующее влияние принадлежало учету процессуальной готовности младших школьников к художественной обработке различных материалов, а т^кже разнообразие и привлекательность организационных форм художественного труда. После применения экспериментальной методики в распределении учащихся по уровням сформированное™ исследуемого качества произошли существенные изменения, которые отражены в графиках I, 2, 3, 4.

Как показывает анализ графиков у первоклассников отмечено устойчивое положительно-эмоциональное отношение к художественному труду. Для учеников 2-2 классов отмечалось устойчивое положительно-эмоциональное, интеллектуальное и действенное отношение к художественному труду, а таю© отношение, выраженное П и III

распределение учвщихоя 1-1У классов по уровням оформи-рованности положительного отношения к художественному труду /в % /

График I • форм.экоп. I класо

График 2

---- конст. экоп.

2 класо

80-1 70 605040 30 2010-

I - устойчиво положительное; П - положительное отношение к отдельным видам труда; Ш - вербально выраженное положительное отношение без подтверждения в практических действиях; 17- индифферентное} У - отрицательное. График 3

80 70 60 50 40 30 20 10

График 4 4 класо

уровнями. У большинства четвертоклассников достигнута гармоническая взашосвязь эмоционального, интеллектуального к действенного отношения к отдельным видам художественного труда.

Применение экспериментальной методики'оказалось резулма-тиышм для всех возрастных групп учащихся 1-4 классов. Разработка содержания художественного труда как интегрированного курса, разнообразие форм его предъявления, амоциогешюсть в сочетании с операционным обеспечением, художественно-развивающая среда и организационные особенности способствовали качественному совершенствованию состава мотивации у учащихся 1-4 классов.

В заключении изложены основные результаты исследования, приведены .данные экспериментальной проверки методики формирования положительного отношения к художественному труду у учащихся 1-4 классов, обобщены дидактические условия реализации содержания интегрированного курса "Художественный труд".

Результаты исследования позволяют утверждать, что формирование положительного отношения к художественному труду происходит значительно успешнее, если он организуется как деятельность, цель которой - создание материально-духовных ценностей изобразительными, конструктивными и декоративными средствами. Бто в наибольшей мере отвечает потребностям, способностям и возможностям детей младшего школьного возраста, так как учитывает взаимосвязь сфер художественного мышления учащихся /конструктивной, изобразительной, декоративной/ и форм художественной деятельности /построение, изображение, оформление/.

Исследуемое качество необходимо рассматривать ь единстве, двух сторон: внешней /поведенческой/ и внутренней /мотивацион-ной/, то есть как сложное интегрированное качество, которое многоаспектно по способам формирования и многомерно по прояв-

лекгли. На асвх структурных этапах формирования положительного отношения к художественному тру;ц' ссздаптся дидактические усло-в г л, лозроллг^е ссущесшнть педагогически целесообразную рзаи-моорязь ьчздду содержанием, методами, £ормамп художественного труда и уровнями готовности к нему у детей. Единство поведенческой и мотивационной сторон положительного отношения к художественному труду в этих условиях достигается в различите возрастите группах младиих школьников при доминирующей роли одного из ког.ззенентов /эмогдоналыгаго, действенного, интеллектуального/, которые динамически взаимосвязаны.

Процесс формирования положительного отношешщ к художественному труду осуществляется поэтапно: на пропедевтическом этане у учащихся первых классов формируется устойчиво положительное, эмоционально выраженное в словах и поведенческих реакциях, отношение к эстетически привлекательному внешнему содержании и процессу художестьенно-трудовсц деятельности; на основном этапе у учащихся 2-3 классов формируется устойчиво положительное, выраженное интеллектуально и в практических действиях; отношение -зс внутреннему содержашпа и формам организации труда; на-завершающем у учащихся 4 классов (формируется устойчиво положительное, выраженное во взаимосвязи эмоционального, интеллектуального и действенного компонентов, отношение к художественному труду.

Применение экспериментальной методики положительно повлияло на развитие художественной'пытливости младиих школьников, пх способность вникать в смысл осуществляемых действии, с&ормкро-ванность навыков художественной обработки материалов, обогатило их деятельность и мотивацию.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее изучение всех аспектов сло:л;оЛ проблемы формирования положительного отно-

шения к художественному труду. Дальнейшей разработки требуют вопроси формирования готовности к художественно^ труду на основе да^Зрешщрованного подхода, выявления межпредметных и межтеш-тических взаимосвязей,создания новых вариантов содержания этого предмета.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Кружковая работа по трудовому обучению // Початкова школа, 1986. - & 3. - С. 33-39.

2. Стихотворные тексты на кружковых занятиях по труду // Початкова школа, 1987. - JS 3. - С. 30-36.

3. Праздник урожая // Початкова школа, 1988. -Ji 9.- С.72. 4 . Художественно-продуктивный труд младдих школьников в

кружках продленного дня // Початкова школа, 1989.-JS II.- С.45-46.

5. формирование у младших школьников сознательного отношения к труду в грушах продленного дня // Педагогическая наука -перестройке школы. Материалы научной конференции НИИ педагогики Украины. - Киев, 1990. - 186-187 с.

6. Будда A.A., Тименко В.П., Пархоманко М.Г. Деловые игры как средство педагогической профориентации школьников // Современные формы и метода профориентационной работы с учащейся молодежью. Тезисы Республиканского семинара в г.Днепропетровске 17-19 апреля 1990 года. - Днипро. - 1990. - С. 45-46.

7.Каждый урок - нестандартный //Початкова школа, 1991 .-Js I,-

С. 8.

8. Учимся трудиться. Художественный труд. Строим, мастерим, творим // Программа.для дошкольных учреждений: "Ребенок" й-Киев, 1991. - 15 с.

91 Художественный труд // Початкова школа, 1992. - JS I.