Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шишкина, Светлана Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саранск
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шишкина, Светлана Владимировна, 2001 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы формирования профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки.

§ 1. Коммуникативные процессы в теории и практике профессиональной деятельности учителя музыки.

§2. Структура профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки.

§3. Педагогические условия формирования профессиональнокоммуникативных качеств личности учителя музыки.

Глава II. Экспериментальное формирование профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки в процессе вузовского обучения.

§ 1. Констатирующий этап эксперимента.

§2. Содержание и основные направления экспериментального обучения.

§3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки"

Актуальность исследования. Современные концептуальные подходы в сфере образования предполагают активизацию научных исследований по подготовке учителя музыки в высших учебных заведениях. Изменения в педагогической политике ведут к формированию нового педагогического мышления, ключевым звеном которого является гуманизация педагогического процесса, индивидуально-личностная ориентация, то есть направленность всей учебно-воспитательной работы на развитие личности ребенка, становление системы адекватных взаимоотношений его с окружающим миром и с собой.

Существенное влияние на формирование духовного облика, состояний и свойств личности человека оказывает искусство, в частности музыка. Однако будничная простота общения с искусством, поддерживаемая средствами массовой коммуникации, порождает у некоторых людей легковесное к нему отношение; музыка превращается для них в нескучное времяпровождение, фон и, тем самым, не становится серьезным фактором духовного развития личности. В связи с этим профессиональная деятельность учителя музыки в современных социокультурных условиях наполняется качественно новым содержанием, обусловленным усложнением социальных и воспитательных функций. Гуманистический принцип, положенный в основу образовательного процесса, способствует приобщению личности к общечеловеческим художественным ценностям и, наряду с этим, развивает индивидуальность, дает возможность творческой самореализации человека.

Накапливаемые исследователями данные в разных областях науки все более отчетливо свидетельствуют о том, что динамика процессов формирования духовно-личностных качеств человека, его социализации, художественно-эстетического воспитания и образования существенно зависят от условий, средств, способов и форм общения. Это подтверждается результатами исследований в области психологии (Б.Г. Ананьев, 6; Г.М. Андреева, 9; А.А. Бодалев, 28; JI.C. Выготский, 36; А.Б. Добрович, 45; С.Б. Елканов, 48; И.А. Зимняя, 53; А.А. Леонтьев, 80; А.Н. Леонтьев, 82; Б.Ф. Ломов, 86; В.Н. Мясищев, 108; А.В. Петровский, 117; В.В. Рыжов, 135; Г.С. Тарасов, 146; Б.М. Теплов, 151; Я. Яноушек, 168 и др.), педагогики (B.C. Грехнев, 40; В.А. Кан-Калик, 63; Б.Т. Лихачев, 84; А.С. Макаренко, 93; Т.Н. Маль-ковская, 98; А.В. Мудрик, 106; В.А. Сластенин, 137; В.В. Соколова, 139 и ДР-)

Исторически именно общение является одним из ведущих факторов возникновения и функционирования культуры и образования в человеческом обществе. Общение выступает той специфической сферой социальной жизни, культуры (искусства) и образования, которая создает внешние и внутренние условия для формирования и развития личности ребенка. Отсюда, в профессиональной деятельности учителя, в том числе и педагога-музыканта, по мнению ученых (Л.И. Карлинской, 65; Т.С. Кононенко, 73; В.Г. Ражникова, 125 и др.), общение из фактора сопровождающего преобразуется в основополагающую категорию, тем более что урок музыки ориентирован не столько на передачу узкопредметных, точнее, разобщенно-предметных знаний и умений, сколько на формирование духовного мира человека, его миропонимание, мироощущение, мировосприятие, на развитие социальной, культурной, нравственной сферы детей. Это повлекло за собой возрастание интереса ученых к проблемам художественной коммуникации.

Процесс художественного общения, рассматриваемый как непосредственное взаимодействие субъектов, в качестве системообразующего элемента включает музыку (музыкальное произведение, музыкальный образ, музыкальную речь), поскольку она является наиболее содержательным и выразительным средством художественной коммуникации. М.С. Каган в своих исследованиях говорит о межсубъектном характере общения, где субъектами могут выступать как представители социального, так и предметного миров. Представления М.С. Кагана позволяют рассматривать музыкальное произведение в качестве субъективированного объекта общения и использовать искусство в качестве средства развития художественно-коммуникативных процессов в музыкально-педагогической деятельности (59; 60).

Музыка, будучи составной частью культуры, обладает выраженной коммуникативной функцией (М.Г. Арановский, 12; В.В. Медушевский, 99; Е.В. Назайкинский, 109; А.Н. Сохор, 140) и выступает как универсальное средство развития человека. Это накладывает отпечаток на процесс музыкально-педагогического общения, которое, подчиняясь общим закономерностям теории общения, вместе с тем имеет специфические особенности:

• содержанием музыкально-педагогического общения является художественно-эстетическая информация, передающаяся особыми музыкальными средствами;

• большая часть информации имеет невербальный характер, что ведет к смещению акцента в учебно-воспитательном процессе в сторону невербальной художественной коммуникации;

• взаимодействие педагога и учащихся с помощью художественных средств (неречевое воздействие) ведет к значительным изменениям в эмоционально-образной сфере детей, так как она является доминирующей в восприятии музыкального искусства;

• в свою очередь, интеллектуальная сфера учащихся развивается учителем как через подсознание, косвенно, при помощи невербальных средств общения, так и через словесную активизацию художественного сознания, что сказывается на формировании нешаблонного, оригинального, художественно-творческого мышления ребят;1

1 Станиславский К.С., отвергая попытки прямого вмешательства в механизмы творчества, настаивал на существовании косвенных путей сознательного влияния на них (141).

• восприятие и усвоение детьми художественной информации проходит индивидуально-личностно, так как на уроке музыки не бывает неверного ответа или неправильно услышанного музыкального образа; каждый ученик имеет право на собственную интерпретацию музыки, в зависимости от личностных интересов, предпочтений, вкусов;

• процесс художественной коммуникации носит диалогический характер;

• результатом музыкально-педагогического общения являются изменения в познавательной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферах, личностно-смысловых образованиях коммуникантов; развитие активного, индивидуально-творческого мышления1; установление сотворческих, сотруднических взаимоотношений.

В нашем исследовании понятие "музыкально-педагогическое общение" (или "художественно-педагогическое общение") рассматривается как многоплановый процесс взаимодействия педагога с учениками, включающий в себя передачу и обмен художественной информацией музыкально-выразительными средствами, направленный на значимое изменение в психологическом состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях участников коммуникации. Здесь следует оговориться, что понятия "художественно-педагогическое общение" ("музыкально-педагогическое общение") и "художественная коммуникация" мы будем использовать в дальнейшем изложении как синонимы.

Общение людей с искусством и через искусство является одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании основных психофизических сфер человека - интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой. Художественно-коммуникативные процессы, пронизывающие

1 Кан-Калик В.А. и Никандров Н.Д. в книге "Педагогическое творчество" отмечают связь творчества с эмоционально-коммуникативной сферой и считают компонентами творческой деятельности педагога: творческое профессионально-педагогическое общение, управление творческим самочувствием в деятельности (64, с.20). урок музыки, создают оптимальные условия для развития как общего интеллекта участников общения (и учителя, и учеников), так и эмоционально-волевых характеристик личности каждого из них.

В работах ученых М.М. Бахтина (23; 24), И.А. Джидарьяна (44), М.С. Кагана (59), Ю.М. Лотмана (88), А.А. Мелик-Пашаева (101), Б.М. Йеменского (111) и других говорится, что процесс художественного восприятия носит межсубъектный характер, имеет структуру диалога и является актом сотрудничества и сотворчества. Поэтому художественная коммуникация, обслуживающая предметную (музыкально-педагогическую) деятельность, может являться предпосылкой развития у ребенка комплекса сложных, художественно-творческих качеств личности. Вместе с тем эти вопросы остаются недостаточно исследованными в области музыкального образования.

Как показывают наши наблюдения и педагогическая практика, результат формирования художественно-творческих способностей учащихся на уроке музыки зависит от специальной организации учителем процессов художественной коммуникации и музыкального образования посредством создания благоприятных условий для их протекания. Между тем, анализ музыкально-образовательной практики выявил, что учителя музыки слабо владеют знаниями и умениями организации художественно-коммуникативного процесса на занятии, предпочитая профессионализму эмпирический опыт или интуитивный уровень общения. Наблюдая за студентами-музыкантами во время педагогической практики, мы заметили, что многие из них, имеющие хорошую подготовку по курсам общеобразовательных и специальных дисциплин, прекрасно знающие учебный материал, методику обучения музыке, прошедшие тренинг педагогического общения в курсах педагогики и психологии, тем не менее не могут достаточно ярко воплотить свои замыслы на уроке музыки, создать атмосферу духовно-личностного общения детей с произведениями искусства.

Количество студентов-практикантов и учителей музыки, творчески взаимодействующих с детьми на уроке музыки, также мало. Чтобы состоялся процесс сотворчества педагога и детей, необходимо в центр педагогического общения поставить личность ребенка и организацию сотворчества ориентировать в двух направлениях: на создание "индивидуальной зоны творческого развития" каждого учащегося и организуя "нестандартные поисковые ситуации" для класса в целом (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Это предъявляет к учителю требования как профессионального, так и индивидуально-личностного характера.

Мы полностью согласны с А.А. Леонтьевым, который сказал, что есть два уровня становления учителя: учитель как профессионал и учитель как личность (80, с. 12). Профессионализм необходим, но совершенно недостаточен для осуществления художественно-творческого общения. Успешность работы педагога в значительной степени зависит и от его личностных характеристик. Учитель музыки сам должен быть прежде всего личностью, музыкально и творчески развитой, обладающей комплексом определенных личностных качеств, позволяющих в процессе непосредственного общения с детьми стать на позицию ребенка, понять его, проникнуть в его душевный мир и вместе войти в мир Музыки, а в дальнейшем и творчески самореализоваться в нем.

В связи с этим актуализируется проблема формирования профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки, необходимых для осуществления художественной коммуникации в системе высшего профессионально-педагогического образования.

В работах отечественных и зарубежных авторов раскрывается общедидактический аспект формирования профессиональных качеств личности будущих учителей (О.А. Абдуллина, А.И. Андреев, Н.В. Кузьмина, М. Липман, Р. Фоерстейн и др.). Исследования, посвященные вопросам музыкальной педагогики, подтверждают, что "специфика самого предмета изучения предъявляет особые требования к способностям и личностным качествам педагога-музыканта общеобразовательного профиля" (107, с.З).

На необходимость специального развития у студентов-музыкантов коммуникативных качеств указывали в своих работах О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, А.Г. Каузова и другие.

Теоретическая разработка структуры профессиональной деятельности учителя музыки, отраженная в трудах Л.Г. Арчажниковой, позволила автору построить модель, включающую следующие компоненты музыкально-педагогической деятельности учителя: конструирующий и организационный, ориентационный, мобилизационный, информационный, коммуникативный, интеллектуальный, эмоциональный, исследовательский. По мнению ученого, коммуникативный компонент "связан с деятельностью учителя, которая направлена на установление правильных отношений со школьным коллективом, а также с отдельными учащимися, их родителями и коллегами по работе" (16), и, вместе с тем, все компоненты музыкально-педагогической деятельности настолько тесно взаимосвязаны, что отдельное рассмотрение их возможно только условно, теоретически.

Так, конструирование предстоящего педагогического процесса и организация его невозможны без тщательного продумывания содержания учебного материала, организационных форм работы, планирования "собственных действий и действий учеников" с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что является прерогативой коммуникативной сферы профессиональной деятельности.

Ориентационный и мобилизационный компоненты связаны с формированием у детей творческого отношения к явлениям жизни и искусства посредством активной практической деятельности, что требует от учителя умений создать в классе духовно-творческую атмосферу, активизировать интеллектуально-логические коммуникативные способности, необходимые для адекватного восприятия школьниками произведений искусства, что, в свою очередь, требует установления диалогических взаимоотношений коллективного и индивидуального характера между учителем, учащимися, музыкальным сочинением.

Информационный, логический и эмоциональный компоненты в модели профессиональной деятельности учителя музыки ориентированы на формирование у школьников эмоциональной и интеллектуальной культуры в отношении к музыкальному искусству и включают в себя владение учителем педагогической речью, исполнительской культурой, эмоционально-волевыми проявлениями и другими качествами, которые входят в структуру коммуникативных личностных качеств учителя музыки и без которых невозможно установление социально-психологического единства с классным коллективом и каждым учащимся в отдельности.

Нам думается, что, исходя из вышесказанного, коммуникативный компонент является обязательным условием успешной реализации каждого из факторов в отдельности и связующим звеном между ними в педагогической коммуникации, а развитые коммуникативные качества личности учителя -профессионально необходимыми. Однако в трудах ученых констатация данного факта не получает дальнейшей разработки.

Ряд исследований, посвященных формированию профессионально-педагогических умений учителя-музыканта, так или иначе затрагивает вопросы художественного общения (Э.Б. Абдуллин, 1; Л.А. Баренбойм, 19; Г.И. Батюнина, 22; И.М. Гальперин, 37; В.А. Ищенко, 57; А.Г. Каузова, 68; Т.С. Кононенко, 73; JI.C. Майковская, 91; 92; А.В. Малинковская, 95; И.Е. Молоствова, 105; Г.Г. Нейгауз, 110; С.И. Торичная, 153; Л.Т. Файзрахмано-ва, 155; Б.М. Целковников, 158; Г.М. Цыпин,159; Л.Ф. Шеповалина, 164; А.И. Щербакова, 165, и др.).

На развитие у будущих учителей творчески-коммуникативных качеств личности указывали А.П. Ершова (50), В.И. Загвязинский (51), В.А. Ильев (55), В.А. Кан-Калик (64), Н.И. Киященко (70), А.А. Мелик-Пашаев (101),

Н.Д. Никандров (64), Я.А. Пономарев (121), И.Ф. Харламов (157), Г.М. Цы-пин (159) и др. И хотя в их работах не ставилась специальная задача изучения творчески-коммуникативных личностных качеств, теоретические и экспериментальные данные являются методологически важными для нашего исследования.

Принципиальное значение для нас имеет положение о взаимосвязи коммуникативного компонента в профессиональной деятельности педагога-музыканта с творческой активизацией профессионального мышления, с раскрытием важнейших качеств личности учителя, которые предполагают наличие "чувства заинтересованности, увлеченности педагогической работой, стимулирование оценочного отношения студента к различным явлениям музыкального искусства" (47) посредством речевого взаимодействия, инструментального и вокально-хорового исполнительства, различных приемов музыкально-творческой коммуникативной деятельности.

Ряд научных исследований освещает частнометодические вопросы проблемы художественно-педагогической коммуникации, рассматривая изолированно отдельные ее компоненты: сознательности и эмоциональности (Э.А. Скрипкина), интеллектуальной и творческой активности (И.Н. Немыкина), музыкально-педагогических способностей (Т.Ф. Цыгульская), активизации творческого мышления музыкантов на основе межпредметных связей (Ж.А. Сокольская), формирования коммуникативно-волевых умений у студентов-музыкантов (В.А. Ищенко) и др.

Существующие учебники по методике музыкального воспитания и учебные пособия по воспитательной работе, предназначенные для студентов музыкально-педагогических факультетов, не позволяют решить проблему формирования у будущих учителей музыки профессионально-коммуникативных качеств личности, которые позволили бы наиболее успешно решать основные задачи приобщения детей к культуре, искусству, в том числе и через воспитание в них культуры художественного общения.

Разработка проблемы художественной коммуникации и профессионально значимых качеств, необходимых для ее осуществления, не может считаться завершенной. Нам не удалось обнаружить научных работ, объектом специального исследования которых является рассмотрение формирования у будущих учителей музыки профессионально-коммуникативных качеств личности с позиций гуманистической педагогики.

Эмпирические исследования профессиональной деятельности учителей музыки общеобразовательных школ и студентов педвуза во время прохождения педагогической практики, проведенные нами, также показали, что недостаточная систематизированная работа в вузе по формированию профессионально-коммуникативных качеств приводит к тому, что большинство учителей испытывают серьезные трудности в организации музыкально-педагогического общения.

Изучение теории музыкального образования и воспитания школьников, а также состояния профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе вскрыло противоречия в исследуемой нами проблеме:

- между опытом подготовки студентов, основывающемся на узкопредметной направленности обучения в педвузе, и требованием современной гуманистической концепции образования к целостной системе их профессионально-коммуникативной подготовки;

- между значимостью профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки и недостаточно полной теоретической их разработанностью в музыкально-педагогических исследованиях, отсутствием педагогических методик их формирования.

Разрешению выделенных противоречий может способствовать исследование проблемы подготовки студентов в системе вузовского образования к осуществлению музыкально-педагогического общения. Эта проблема определила тему научного исследования: "Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки".

Цель диссертационного исследования - разработка и экспериментальная апробация педагогических условий формирования у будущих учителей музыки профессионально-коммуникативных качеств личности в процессе вузовской подготовки.

Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования - процесс формирования профессионально-коммуникативных качеств личности будущих учителей музыки, необходимых для осуществления музыкально-педагогического общения.

Гипотеза исследования - формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущих учителей музыки станет более эффективным, если будет:

- разработана совокупность педагогических условий, включающих в себя сочетание принципов, путей, методов, форм и средств формирования и профессионально-коммуникативных качеств личности студентов и составляющих целевой, диагностический, мотивационно-потребностный, содержательный и процессуально-деятельностный компоненты профессионально-коммуникативной подготовки обучающихся в вузе;

- выявлен коммуникативный потенциал инструментально-исполнительских дисциплин, научно-исследовательской работы, актуализирующий мотивацию общения, профессионально-коммуникативные знания, умения и навыки студентов, необходимых для формирования выделенных качеств;

- разработан и включен в систему подготовки будущих учителей музыки спецкурс по проблемам профессионально-коммуникативной музыкально- образовательной деятельности.

Цель и гипотеза обусловили выдвижение задач исследования-.

1. Раскрыть роль музыкально-педагогического общения в профессиональной деятельности учителя музыки.

2. Определить совокупность профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки.

3. Разработать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессионально-коммуникативных качеств личности в процессе вузовской подготовки студентов.

4. Провести экспериментальную работу по формированию профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки.

В процессе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; методы сбора данных (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов); экспериментальная работа (констатирующий и формирующий этапы); обобщение собственного опыта работы в качестве преподавателя вуза; математические методы обработки экспериментальных данных и анализ полученной информации.

Методологическую основу исследования составляют теория дея-тельностного подхода к формированию и становлению личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов). Определение структуры и содержания художественной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности и профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки основывалось на положениях общей и музыкальной педагогики, раскрытых в работах Э.Б. Абдуллина, М.Г. Арановского, Л.Г. Арчажнико-вой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, Г.М. Цыпина и др.; в трудах психологов А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова; музыковедов Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского. Разработке исследуемой проблемы способствовали идеи о диалоговом общении в философских трудах М.М. Бахтина.

База исследования. Исследование проводилось в течение 1994-2000 гг. на базе педагогического факультета специальности "Педагогика и методика начального образования" с дополнительной специальностью "Музыкальное образование" Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.

Основные этапы исследования. Первый этап (1994-1995 гг.) - изучение теории вопроса, современного состояния педагогической практики, разработка педагогических условий формирования профессионально- коммуникативных качеств личности студентов в процессе вузовской подготовки, формирование методики исследования, проведение констатирующего среза, подготовка программы экспериментального обучения.

Второй этап (1995-1999 гг.) - проведение формирующего эксперимента в инструментально-исполнительских классах, в научно- исследовательской работе со студентами, в спецкурсе "Профессиональное общение учителя музыки".

Третий этап (1999-2000 гг.) - завершение экспериментальной работы, анализ, количественная и качественная обработка ее результатов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены сущность, содержание, особенности музыкально-педагогического общения в профессиональной деятельности учителя музыки; выявлена совокупность профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки; разработаны педагогические условия, необходимые и достаточные для формирования у студентов профессионально-коммуникативных качеств личности. Разработанные в диссертации теоретические и методические положения профессионально-коммуникативной подготовки будущих учителей музыки позволяют преодолеть узкопредметную направленность обучения в педвузе и усовершенствовать музыкально-образовательный процесс подготовки специалистов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проведен многоаспектный теоретический анализ профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки и их влияния на осуществление музыкально-педагогического общения; выявлены и сформулированы критерии оценки низкого, среднего и высокого уровней сформированности профессионально-коммуникативных личностных качеств; предложены принципы, пути, методы, формы и средства формирования данных качеств, которые позволяют совершенствовать музыкально-педагогическую коммуникативную подготовку студентов.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в исследовании педагогические условия формирования профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки, а также методики диагностики и обучения студентов в инструментально-исполнительских классах, научно-исследовательской работе, в спецкурсе "Профессиональное общение учителя музыки" могут использоваться в научных исследованиях по проблеме совершенствования профессионально-коммуникативной подготовки будущих учителей, в практике работы высшей и среднеспециальной педагогической школы, в системе повышения квалификации учителей музыки, в практике самовоспитания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совершенствованию уровня подготовки будущих учителей музыки в педвузе способствует формирование у них профессионально-коммуникативных личностных качеств, представляющих собой интегративное коммуникативно-личностное образование, включающее совокупность взаимосвязанных коммуникативных свойств, способностей и умений, которые проявляются в социальном, педагогическом, интеллектуальном, эмоционально-волевом, музыкальном и творческом аспектах профессионального общения и деятельности.

2. Совокупность профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки составляют: профессионально-коммуникативная направленность, общительность, интеллектуальная активность, эмоциональность, экспрессивность, музыкальность, коммуникативно-творческая активность, - которые обеспечивают функционирование музыкально-педагогического общения.

3. Формированию профессионально-коммуникативных качеств личности будущих учителей музыки содействует создание педагогических условий, включающих в себя сочетание принципов (гуманизация отношений, диалогизация педагогического взаимодействия, развивающее обучение, социализация личности, профессионально-коммуникативная активность и сознательность), путей (овладение системой знаний о сущности, компонентах и особенностях профессионального общения учителя-музыканта; овла* дение профессионально-коммуникативной техникой и технологией; реализация полученных знаний, умений и навыков в период педпрактики; фор^ мирование навыков профессионально-коммуникативного саморазвития), методов (лекционные, практические, синтетические), форм (научно-исследовательская работа, индивидуально-практические занятия в исполнительских классах, лекционно-практические занятия в спецкурсе, консультации в период педпрактики) и средств (вербальные, невербальные) формирования профессионально-коммуникативных качеств личности студентов и составляющих целевой, диагностический, мотивационно- потреб-ностный, содержательный и процессуально-деятельностный компоненты профессионально-коммуникативной подготовки студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: методологическим, общенаучным и методическим обеспечением исследовательского процесса; разработкой категориального аппарата проблемы; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам; анализом большого объема теоретического и экспериментального материала. Достоверность результатов подтверждена опытно-экспериментальной работой на педагогическом факультете МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования МГПИ им.М.Е.Евсевьева, кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов МГПИ им.М.Е.Евсевьева; на внутривузовских научных конференциях преподавателей и студентов МГПИ им.М.Е.Евсевьева (Саранск, 1994-2000 гг.); на региональных научно-практических конференциях и семинарах "Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования" (Саранск, 1996 г.), "Деятельностный подход к развитию творческой I личности ребенка в школе" (Саранск, 1998 г.), "Образование в Мордовском крае: история и современность" (Саранск, 1998 г.), "Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимо-* действия Школа - ССУЗ - Педвуз" (Саранск, 2001 г.), "Интеграция музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин" (Саранск, 2001 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях "История, образование и культура народов Среднего Поволжья" (Саранск, 1997 г.), "Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования" (Саранск, 2000 г.); на Международной межвузовской научно-практической конференции "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (Екатеринбург, 2001 г.); на I научно-практической конференции "Творческая педагогика накануне нового века" (Москва, 1997 г.), на юбилейной научной конференции "Национальное образование и единство образовательного пространства России: история, современность, перспективы" (Москва, 1999 г.); в чтении лекций спецкурса "Профессиональное общение учителя музыки"; в работе со студентами в классе индивидуальноисполнительского обучения; в целенаправленно организованной работе студентов в научно-исследовательской группе "Коммуникативные процессы в профессиональной деятельности учителя музыки" и нашли отражение в изданных работах автора по теме.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

1. Профессионально-коммуникативные качества личности будущего учителя музыки обладают уровневыми характеристиками, каждая из которых отражает различную степень сформированности ПККЛ.

2. Формирование ПККЛ студентов-музыкантов осуществлялось по-* средством реализации на практике методики, теоретической основой построения которой послужили педагогические условия, включающие принципы, пути, средства, методы и формы организации педагогического процесса (адекватные коммуникативной природе музыкально-педагогических процессов в деятельности и общении), которые составляют целевой, диагностический, мотивационно-потребностный, содержательный и процессу-ально-деятельностный компоненты профессиональной подготовки студентов

3. Процесс формирования ПККЛ будущих учителей музыки проходил по нескольким направлениям: теоретическому, исполнительскому и научно-исследовательскому освоению экспериментальной программы. Насыщенность экспериментальной подготовки студентов большим объемом коммуникативно-ориентированной информации послужила созданию культурно-коммуникативной среды, обеспечившей актуализацию полученных обучающимися знаний, умений и навыков профессионально-педагогического общения, развитию ПККЛ и в целом художественно-коммуникативной культуры будущих учителей-музыкантов.

4. Сравнение полученных в ходе формирующего и контрольного этапов эксперимента результатов диагностики выявило положительную динамику в формировании ПККЛ студентов. Таким образом, опытно-экспериментальной работой была подтверждена гипотеза об эффективности разработанных педагогических условий формирования профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы.

1. Коммуникативные процессы сопутствуют всем видам человеческой деятельности. Но в работе педагога-музыканта вопросы взаимодействия, взаимопонимания, диалога, сотрудничества, то есть вопросы, связанные с общением, занимают наиболее важное место. Понимание учителем коммуникативной природы музыкально-педагогической деятельности, постижение основ художественной коммуникации являются приоритетными направлениями в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

2. Анализ философской, психолого-педагогической и специально-музыкальной литературы показал, что художественно-коммуникативным процессам свойствен активно-деятельностный характер, а эффективность их осуществления зависит от адекватности профессиональной деятельности педагога-музыканта коммуникативной природе искусства, от сформированности профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки (ПККЛ). Структура ПККЛ представляет собой совокупность интегральных качеств, в которую входят: профессионально-коммуникативная направленность, общительность, интеллектуальная активность, эмоциональность, экспрессивность, музыкальность, коммуникативно-творческая активность. Выделенные личностные качества отражают различные аспекты профессиональной коммуникации, находятся в координированном взаимодействии друг с другом. С позиций современных исследовательских подходов (личностно-ориентированного, деятельностного, развивающего и др.) процесс формирования ПККЛ у будущих учителей музыки представляет собой систему, в которой органично сочетаются психологические, педагогические и художественные (музыкальные) компоненты.

3. Эффективность процесса формирования ПККЛ зависит от реализации педагогических условий подготовки обучающихся к художественно-педагогическому общению, включающих в себя принципы, пути, средства, методы и формы и составляющих целевой, диагностический, мотивацион-но-потребностный, содержательный и процессуально-деятельностный компоненты профессиональной подготовки студентов

4. Результаты экспериментальной работы доказывают, что успешность и динамика развития ПККЛ студентов-музыкантов: детерминированы рациональным применением разработанных педагогических условий (и на их основе методик диагностики и обучения) в процессе вузовской подготовки; определяются наличием культурно-коммуникативной среды; влияют на развитие не только отдельных личностных свойств обучающихся, но и на формирование профессионально-коммуникативной культуры педагога, его позиции педагога-гуманиста.

5. Таким образом, проведенное нами исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы о возможности формирования профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки по специально созданным условиям.

Диссертационное исследование не претендует на полное, всестороннее решение всего комплекса проблем, связанных с формированием профессионально-коммуникативных качеств личности учителя-музыканта. Дальнейшего изучения требуют вопросы практико-ориентированной и музыкально-психологической подготовки будущих учителей к осуществлению художественной коммуникации в различных образовательных учреждениях, что свидетельствует о необходимости продолжения исследования данной проблемы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шишкина, Светлана Владимировна, Саранск

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Прометей" МПГУ им.В.И.Ленина, 1990. - 188 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.

4. Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы // Советская педагогика. 1969. - № 11. - С.128-137.

5. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 150 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 е., ил.

7. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 252 с.

8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 238 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Наука, 1994,- 324 с.

10. Аникина О.Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися: Дис. . канд. пед. на-ук.-М., 1993.-224 с.

11. П.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 224 е., нот., ил.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - С.90-128.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1984,- 111 с.

14. Арчажникова Л.Г. Потребность и интерес как необходимая предпосылка формирования профессиональных качеств учителя музыки // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К.А.Федина, 1986. - С.3-11.

15. Арчажникова Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.З. - Саратов, 1997.- С.3-13.

16. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвуз. сб. науч. тр.- Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1985. -С.5-17.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

18. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Психология". -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.

19. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

20. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

21. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1986. - 80 с.

22. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагога и учащегося в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах): Дис. . канд. пед. наук.- М., 1992.-180 с.

23. Бахтин М.М. Заметки // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.- С.509-532.

24. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи.- М.: Художественная литература, 1986. С.428-473.

25. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-318 с.

26. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. - Новосибирск: НГПУ, 1986. - С.35-55.

27. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987.-С. 117-124.

28. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 328 с.

29. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях.- М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.- 120 с.

30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.

31. Бонфельд Ш.М. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин (методологические заметки) // Преподаватель. 1999. - № 4. - С.28-31.

32. Веревкина Т.А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 1999,- 22 с.

33. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. - 146 с.

34. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - С.5-328.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевско-го.- М.: Педагогика, 1987.- 344 с.

37. Гальперин И.М. Развитие художественно-образного ("театрального") мышления учащегося в процессе музыкальных занятий (на материале работы в фортепианных классах педагогического училища и вуза): Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 236 с.

38. Глузман А.В. Профессионально-педагогическая направленность обучения студентов на индивидуальных музыкальных занятиях // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990.- С.27-33.

39. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. - № 1. - С.23-27.

40. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1990.- 144 с.

41. Гришняева И.В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2000. - 21 с.

42. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГК, 1985. - 88 с.

43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544 с.

44. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. - 192 с.

45. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 1987.- 207 с.

46. Дрофа В.М. Профессиональное общение педагогов как средство повышения их квалификации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1999.- 18 с.

47. Евсеева Т.Н., Портянкина З.А. О профессионально- педагогической направленности инструментальной подготовки студентов: Сб. науч. тр.-Самара, 1992.-С. 209-215.

48. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

49. Ермаш ГЛ. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. -277 с.

50. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. М. - Воронеж, 1995. - 268 с. t

51. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

52. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. -144 с.

53. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 1999. - 384 с.

54. Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. - N 5. - С. 162-166.

55. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Учебное пособие. М.: АО "Аспект Пресс", 1993,- 127 с.

56. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 е., ил.

57. Ищенко В.А. Формирование коммуникативных умений у студентов музыкально-педагогического факультета // Подготовка учителя музыки в педвузе. Саратов: СГПИ им. К.А. Федина, 1986. - С.49-56.

58. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986.- 192 с.

59. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. 1987. - N 1. - С.26-38.

60. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. - N 4. - С.25-34.

61. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.- 344 с.

62. Кан-Калик В.А. Грамматика общения.- М.: Роспедагентство, 1995. -108 с.

63. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя,- М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

64. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

65. Карлинская Л.И. Педагогическое общение как фактор совершенствования учебного процесса в высшей школе: Дис. . канд пед. наук. Куйбышев, 1985.-202 с.

66. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия учащихся-музыкантов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 183 с.

67. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Преподаватель. 1999. -№ 4. - С.33-36.

68. Каузова А.Г. Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром: Учебное пособие. М.: Прометей, 1997.- 64 с.

69. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977. - 167 с.

70. Киященко Н.И. Внутренний творческий потенциал художественной педагогики // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практич. конф.: В 2-х частях. М., 1997. - 4.2. - С.17-20.

71. Комогорцева И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения с учащимися: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. -204 с.

72. Кон Ю. К вопросу о понятии "музыкальный язык" // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. - С.93-104.

73. Кононенко Т.С. Проблема педагогического общения в процессе занятий музыкой: Дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 154 с.

74. Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания: Учебное пособие. Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996. - 78 с.

75. Косова Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук.- М., 1989. 258 с.

76. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. 1988. - Т.9. - N 4. - С.89-99.

77. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.

78. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: ЛГУ, 1985.-289 с.

79. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.

80. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и дополн.- М. - Нальчик: Эль-Фа, 1996.- 96 с.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.-306 с.

82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 318 с.

83. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987.- С.93-101.

84. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985.- 175 с.

85. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. - №1. - С.10-19.

86. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987,- С.108-117.

87. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- 448 с.

88. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970.- 384 с.

89. Мазель Л. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. -М.: Музыка, 1991.-80 с.

90. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие.-3-е изд.- М.: Музыка, 1986.- 528 е., нот.

91. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие. -М.: МПГУ, 1999.-65 с.

92. Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): Дис. . канд. пед. наук.- М., 1992. 158 с.

93. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

94. Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис. . канд. психол. наук,- М., 1981.- 182 с.

95. Малинковская А.В. К вопросу о моделировании структуры деятельности музыканта-педагога // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб-к. трудов. Вып.62. - М., 1982. - С.3-31.

96. Малинковская А.В. На пути к методологии интонационного воспитания учащихся музыке // Преподаватель. 1999. - № 4. - С.З 1-33.

97. Малькова З.А. США: поиски решения стратегической задачи школы // Педагогика. 2000. - №1. - С.82-92.

98. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.- 139 с.

99. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

100. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

101. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. - N 5. - С. 11-17.

102. Мещанова Л.Н. Основные характеристики речи учителя музыки в развитии его профессиональных умений // Подготовка учителя музыки в педвузе. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, СГПИ им. К.А. Федина, 1986. -С.86-90.

103. Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1987. - N 1 (36). - С.55-57.

104. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. - 216 с.

105. Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки (на материалепреподавания элементарной теории музыки): Дис. . канд. пед. наук. Саранск, 1998. - 191 с.

106. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.- 112 с.

107. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. -1988.- 62 с.

108. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. -С.5-14.

109. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.- 83 с.

110. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.- М.: Музыка, 1988.- 240 е., портр., ил., нот.

111. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. - № 3. - С.9-16.

112. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. - N 1. - С. 16-26.

113. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания. -Кишинев: Штиинца, 1988. 160 с.

114. Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985.- 112 с.

115. Петривняя И.В. Интегративно-интенсивный курс иностранного языка: психологический аспект личностного развития будущего учителя // Вопросы психологии. 1991. - N 6. - С.59-66.

116. Петровский А.В. Быть личностью.- М.: Педагогика, 1990. 112 с.,ил.

117. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997.- 384 с.

118. Платонов К.К. Проблема способностей.- М.: Наука, 1972.- 312 с.

119. Позднякова А.А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук.- М., 1994.- 188 с.

120. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 279 с.

121. Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПИ, 1990. - 139 с.

122. Проект усовершенствованного Государственного образовательно-1 го стандарта высшего профессионального образования по специальности "030700 Музыкальное образование" // Преподаватель. - 1999. - № 4. - С.2-10.

123. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

124. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 е., нот., ил.

125. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие по курсу "История русской музыки".- М.: МГОПУ, 1996.- 146 с.

126. Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989,- 238 с.

127. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

128. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / Перев. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 463 с.

129. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Изд. 3-е. -М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488 с.; Т.2. - 328 с.

130. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.

131. Рувинский Л.И. Концепция профессионально-деятельностной подготовки учителей // Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. Казань, 1988. - С.3-18.

132. Рудницкая О.П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III междунар. науч.-практич. конф.-М., 1996.-С.З8-41.

133. Рыданова И.И. Основы педагогики общения,- Мн.: Беларуская на-вука, 1998.-319 с.

134. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Автореф. дис. докт. психол. наук. Новосибирск, 1995. - 36 с.

135. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.- 1994.-№5. С.16-21.

136. Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя // Педагогическое образование и наука. 2000. - N 1. - С.44-51.

137. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 232 с.

138. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995,- 192 с.

139. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып.2. - Л.: Сов. композитор, 1980. - 295 с.

140. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Н. Любомудрова. М.: Правда, 1990. - 656 с.

141. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмео-логия воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998. - 368 с.

142. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению.- М.: Просвещение, 1975. 80 с.

143. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.-279 с.

144. Тапанчук Н.М. Концепция перестройки воспитательной работы в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях.- Казань: Тат. отд-ние пед. об-ва РСФСР, 1989. -122 с.

145. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Вопросы психологии. 1987.- N3.- С. 115-121.

146. Тарасов Г.С. О психологии искусства // Вопросы психологии. -1992.-N 1-2. С.105-110.

147. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

148. Татьянина Т.В. Педагогические условия освоения будущим учителем технологий профессионального общения: Дис. . канд. пед. наук. -Саранск, 1998.- 198 с.

149. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 336 е., ил.

150. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.- 335 с.

151. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-534 с.

152. Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Кишинев: Штиинца, 1989. - 125 с.

153. Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 158 с.

154. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. - 175 е., нот.

155. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990. -575 с.

156. Целковников Б.М. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 196 с.

157. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988.- 384 е., 17 ил.

158. Чернаенко Т.К., Блинов Б.В. Прогнозирование особенностей психического склада руководителей на основе выраженности функциональных асимметрий // Психологический журнал. 1988. - Т.9. - N 4. - С.76-82.

159. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. - 144 с.

160. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие для спецкурса. Тюмень: ТГУ, 1980. - 86 с.

161. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: ЛОГОС, 1993. - 181 с.

162. Щербакова А.И. Формирование системы ценностных ориентации у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. - 23 с.

163. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

164. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.: Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.

165. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. - С. 168-177.