автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование навыков неречевого общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки
- Автор научной работы
- Баладжан, Анна Норбертовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Формирование навыков неречевого общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки"
На правах рукописи
БАЛАДЖАН Анна Норбертовна
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕРЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
1 9 ДЕК т
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Майкоп — 2013
005544139
005544139
Работа выполнена на кафедре физического воспитания ФГБОУ ВПО «Адыгейского государственного университета»
Научный руководитель:
доктор биологических наук, профессор; Чермит Казбек Довлетмизович
кандидат педагогических наук, доцент, Заболотний Анатолий Геннадьевич
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Брызгалов Игорь Вячеславович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры управления в сфере физической культуры и спорта Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина.
Виленская Татьяна Евгеньевна,
доктор педагогических наук,
директор Ейского педагогического колледжа.
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Защита диссертации состоится 24 декабря 2013 года в 16.00. часов на заседании диссертационного совета Д. 212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета, по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.
Текст опубликован на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ: http://www.vak2/ed/gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» http://adygnet.ru 22 ноября 2013.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан 22 ноября 2013г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
М.Х. Коджешау
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Общение через музыкальные произведения представляет собой не только передачу информации, но и передачу эмоционального содержания произведения, которое передается с помощью невербальных средств (Э.Б. Абдулин, 2004; Л.Т. Амирова, 2011; Л.А. Безбородова, 2003 В.Н. Мясищев, 1992 и др.)- Поэтому навыки невербального общения в профессиональной деятельности учителей музыки имеют особое значение.
Потребности формирования умений и навыков общения будущих учителей музыки актуализирует то обстоятельство, что одной из важных сфер деятельности его в общеобразовательной школе является дирижирование, как важнейшая составляющая его профессии, выступающая в качестве основания реализации функции хормейстера. Необходимые знания о владении «внутренней» техникой, сознательном понимании объективных психологических механизмов, лежащих в основе активного взаимодействия с музыкальным коллективом, правильной и органичной координации своих внешних и внутренних действий, будущий хормейстер получает на предмете «Хоровое дирижирование и практика работы с хором». Однако, несмотря на то, что в задачах предмета декларируется направленное формирование способностей, лежащих в основе невербальных средств общения (И.Н. Немыкина, 1988), обучение преимущественно направлено на развитие умений выполнять жесты, технические приемы. В силу недостаточности выделяемого количества времени, трудоемкости формирования специальных навыков невербальные способы общения овладеваются студентами на недостаточно высоком уровне, не развиваются базовые физические способности, лежащие в основе качественного выполнения мануальных движений, обеспечивающих невербальное общение учителя с учениками в процессе руководства им хоровыми коллективами.
Известно, что положительный перенос имеющегося двигательного навыка обеспечивает ускорение процесса формирования профессиональной деятельности (В.В. Белинович, 1962; М.М. Бо-ген, 1985; Н.В. Замкин, 1968; Л.П. Матвеев, 1991; К.Д. Чермит, 2005 и др.). Однако характерологическая оценка мануальных движений, составляющих профессиональные способы невербального общения учителя музыки с хоровым коллективом, остается неразработанной, что сдерживает эффективное использование данной закономерности.
Применяющиеся формы физического воспитания и профессиональной подготовки самостоятельно не в состоянии обеспечить достаточный уровень владения мануальными действиями.
Решение этой задачи возможно при обеспечении интеграционного взаимодействия всех форм, средств, методов и других процессуальных компонентов подготовки в условиях единого профессионально-прикладного пространства. Однако основополагающие подходы к формированию этого пространства не определены.
Таким образом появляется научное противоречие, требующее своего разрешения, между потребностью формирования у будущих учителей музыки умений и навыков вербального и невербального общения для реализации хормейстерской деятельности, возможностями его формирования средствами профессионально-прикладной физической подготовки, с одной стороны, и невозможностью реализации этих возможностей в силу неопределенности организационных и содержательных компонентов профессионально-прикладной физической подготовки, с другой.
Исходя из обозначенного противоречия, проблема исследования формулировалась следующим образом: что представляют собой умения и навыки неречевого профессионального общения учителя музыки; каковы методы, содержание и организация профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на формирование умений, навыков и физических способностей, лежащих в основе профессионального общения будущих учителей музыки; каким образом можно оценить эффективность ППФП и уровень сформированности умений и навыков неречевого профессионального общения будущих учителей музыки.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать концепцию формирования умений и навыков неречевого профессионального общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки.
Объект исследования — процесс профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской деятельности.
Предмет исследования — процесс формирования умений и навыков неречевого профессионального общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
Гипотеза исследования — процесс развития профессиональных умений и навыков общения будущего учителя музыки в ходе профессионально-прикладной физической подготовки будет эффективным, если:
— состав применяемых средств физической подготовки будет соответствовать структуре профессиональных действий, позволяющих обеспечивать эффективное внеречевое общение, а также будет способствовать развитию способностей,
лежащих в основе качественного исполнения мануальных сложно-координационных движений;
— основан на принципах профессионально-педагогической направленности, ситуативности, интегративности, коммуникативности, функциональности и систематичности воздействия, что возможно обеспечить в условиях образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки;
— выявлены и актуализированы возможности всех дисциплин, входящих в учебный план, для вооружения будущих учителей музыки мануальными навыками невербального общения;
— обеспечено знание студентами элементов и техники вербального и невербального общения.
Задачи исследования:
1. Разработать теоретическую концепцию и модель формирования умений и навыков профессионального неречевого общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки^
2. Обосновать сущностные характеристики, содержание, структуру и критериальные показатели развития профессиональных умений и навыков неречевого общения учителя музыки в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.
3. Экспериментально обосновать эффективность концепции формирования умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности, общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности; сущности физической культуры как социального явления и ее важнейшей роли в личностном развитии человека.
Теоретической основой исследования стали: комплекс научных идей о закономерностях, принципах построения и функциях профессионально-прикладной физической подготовки (В.В. Велинович, В.И. Жолдак, В.И. Ильинич, Г.Г. Сагонян, М.Я. Виленский); концепции профессиональной подготовки учителя (А.К. Маркова, 1993, 1996; P.A. Галустов, 2002; В.А. Сла-стенин, 1993, 1997 и др.); теория общения (Дж. Пари, 1967; A.A. Бодалев, 1983, 1995, 1996; И.А. Зимняя, 2000, 2003; A.A. Леонтьев, 1979, 1999 и др.); теоретические подходы к отбору содержания профессионально-прикладной физической подготовки на основе закономерностей положительного переноса двигательного навыка (В.В. Велинович, 1962; М.М. Боген, 1985; Н.В. Замкин,
1968; Л.П. Матвеев, 1991; К.Д. Чермит, 2005); идеи педагогической интеграции (А.Я. Данилюк, 2000; Ю.С. Тюников, 1986; JI.B. Трубайчук, 1996).
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались взаимодополняющие друг друга методы:
— теоретические: анализ и синтез применительно к проблеме и предмету исследования, сравнительный и системный анализ, моделирование, литературный анализ научных произведений;
— эмпирические: констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, регистрация биомеханических характеристик жестов дирижера при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Статокин», тестирование, анкетирование, опрос, экспертная оценка, квалиметрические измерения;
— стандартные методы математической статистики.
Этапы и база исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2013 годы на кафедре физического воспитания, в лаборатории эргономической биомеханики и в Институте искусств Адыгейского государственного университета.
Выделено 4 этапа:
I этап (2002-2005 гг.) — поисковый, в ходе которого изучалось состояние проблемы, осваивались методики сбора, анализа и обработки информации, определялись основные направления работы, формировалась рабочая гипотеза.
II этап (2005-2009 гг.) — этап организации и проведения констатирующего педагогического эксперимента с целью выявления структуры и критериальных показателей развития профессиональных умений и навыков неречевого общения учителя музыки, кинематических и ритмических характеристик основных двигательных действий учителя музыки в процессе хормейстерской (и непосредственно дирижерской) деятельности при осуществлении невербального общения, условий, позволяющих рационально использовать навыки невербального общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки, разработка содержания профессионально-прикладной физической подготовки и структуры построения педагогического эксперимента, содержания спецкурса «Содержание и методы невербального общения учителя музыки» как компонента образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки, подготовка педагогов к участию в формирующем эксперименте.
III этап (2009-2011 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности предложенной
концепции формирования умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
IV этап (2011-2013гг.) — оформление результатов работы, подготовка и издание статей по проблеме исследования; анализ результатов работы и их представление в виде диссертации, внедрение выводов и рекомендаций исследования в практику.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе:
1) обоснованы представления о сущности образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки и сформулирована концепция формирования умений и навыков неречевого профессионального общения в этом пространстве;
2) обоснованы сущностные характеристики профессионального умения учителя музыки общаться в процессе, хормейстерской деятельности, определены базовые кинематические и ритмические характеристики основных профессиональных двигательных действий при осуществлении невербального общения;, критериальные показатели профессиональных умений и навыков общения учителя музыки в процессе хормейстерской деятельности и обоснованы уровни оценки (высокий, средний, низкий) их сформированности у студентов — будущих учителей музыки;
3) обоснованы основные профессиональные умения (умение заинтересовывать и поддерживать интерес к музыке и к конкретному произведению; обеспечение ученикам комфортного самочувствия в хоровом коллективе; обеспечение качественного исполнения музыкального произведения; формирование коллектива; обеспечение слаженного взаимодействия в процессе исполнения музыкального произведения и др.) и базовые профессиональные навыки невербального общения, применяемые учителем музыки в процессе хоровой деятельности;
4) разработана эффективная модель формирования двигательных навыков и умений неречевого профессионального общения будущих учителей музыки в процессе подготовки к хормейстерской деятельности в условиях образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— Увеличен объем знаний по теории профессионально-прикладной физической подготовки путем определения структуры, принципов построения и формулирования понятия «образовательное пространство профессионально-прикладной физической
подготовки» (интегрированные в целевых установках, задачах, в содержательном и других компонентах академические уроки физической культуры, в частности профессионально-прикладной физической подготовки, академические уроки по специальным дисциплинам, курсы по выбору студентов, где содержание подготовки составляют профессиональные двигательные действия, подготовительные и подводящие упражнения к ним, а также самостоятельные занятия профессиональной деятельностью и выполнение профессионально-прикладных физических упражнений).
— Биомеханика профессиональной подготовки учителя музыки расширена обоснованием структуры базовых кинематических и ритмических характеристик основных профессиональных двигательных действий и способов обеспечения информативности моторной техники при осуществлении невербального общения.
— Методика профессионально-прикладной физической подготовки будущего учителя музыки дополнена представлениями о методических подходах определения состава средств профессионально-прикладной физической подготовки (развития физических качеств и формирования двигательных навыков) для внеречевого общения на основе учета явления положительного переноса навыков.
— Уточнены представления педагогики высшей школы о концептуальных основах формирования профессионально значимых личностных качеств студентов в процессе их обучения, путях обеспечения межпредметной интеграции, о методике определения содержания и направлений профессиональной подготовки в высшей школе.
Практическая значимость определяется тем, что внедрение представленной в диссертации концепции построения процесса формирования умений и навыков неречевого профессионального общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки в ходе подготовки к хормейстерской деятельности повысит эффективность и качество подготовки будущих специалистов.
Применение разработанных объективных критериев оценки развития профессиональных умений и навыков общения будущего учителя музыки, инструментария диагностики профессиональной двигательной подготовленности, комплекса методических заданий позволяет индивидуализировать, дифференцировать и активизировать учебную и самостоятельную работу студентов.
Сформированная модель может быть применена для системы подготовки учителей музыки со средне-специальным образованием, в процессе подготовки будущих учителей начальных классов, в системе повышения квалификации учителей музыки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Условиями существования эффективной концепции формирования умений и навыков профессионального неречевого общения будущих учителей музыки является создание в учебном заведении пространства профессионально-прикладной физической подготовки, которое решает задачи комплексного развития вербальных и невербальных навыков передачи информации на эмоциональном и поведенческом уровнях, формирования техники невербального общения на основе применения эффективных средств физической и моторной подготовки, обеспечения информативности моторной техники, этапного построения деятельности и профессиональной подготовки к ней, обеспечения интеграции подходов профессионально-прикладной физической подготовки, использование эффективных средств и методов формирования умений и навыков профессионального общения, средств формирования высокого уровня развития координационных способностей, составляющих базу для формирования двигательных навыков.
2. Компоненты профессионально-личностного образования («умение общаться в процессе хормейстерской деятельности») выступают в качестве критериальных показателей профессиональных умений и навыков общения (знание о профессиональном общении, коммуникативных умениях и навыках; владение приемами коммуникации, интеракции и социальной перцепции в условиях вербального и невербального общения; уровень сформированное™ техники неречевого общения, отображение основных типов атаки звука руками, исполнение дирижерской отдачи).
Способности обеспечения невербального профессионального общения дирижера могут быть оценены путем выявления степени приближения техники мануальных действий к оптимальной по форме движения и ритму базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, по стабильности выполнения действия, по уровню моторной информативности дирижерской техники (соответствие рабочей позы дирижера основным параметрам; мышечная свобода и пластика движений дирижерского аппарата; владение дирижерской техникой цельно-гибкой руки; наличие в технике дирижерского ауфтакта; владение техникой дирижерского отображения основных типов вокальной атаки звука; владение техникой дирижерской «отдачи»; соответствие мимики хормейстера информационным значениям дирижерских движений).
3. Модель процесса формирования двигательных навыков и умений неречевого профессионального общения будущих учителей музыки в ходе подготовки к хормейстерской деятельности, построенная на закономерности положительного переноса двига-
тельного навыка, принципах профессионально-педагогической направленности, ситуативности, интегративности, коммуникативности, функциональности и систематичности воздействия в условиях образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки является эффективной.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретических положений; использованием системного подхода; сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; этапным характером опытно-экспериментальной работы; использованием репрезентативного объема выборки; корректным применением методов математической статистики; проверкой выводов, сделанных в исследовании, на практике; комплексным характером содержания воздействия и методов изучения профессионально-личностной подготовленности к общению участников эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на кафедре физического воспитания, в лаборатории эргономической биомеханики Адыгейского государственного университета. Теоретические и практические результаты обсуждались на кафедре физического воспитания, на отчетных научных конференциях и на заседаниях ученого совета Института искусств Адыгейского государственного университета.
Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на восьми международных, всероссийских и региональных конференциях и научно-практических семинарах, а также в 18 публикациях общим объемом более 10 печатных листов, в числе которых два учебно-методических издания и пять статей в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена изучению процесса подготовки учителя музыки к профессиональному общению и возможностей профессионально-прикладной физической подготовки в формировании навыков неречевого профессионального общения этой категории студентов. Здесь же определены представления профессионально-прикладной физической подготовки как образовательного пространства.
Вторая глава посвящена изучению кинематических характеристик базовых двигательных действий дирижера и подходам,
характеризующим направления их учета в процессе определения содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки
Третья глава названа «Экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования навыков неречевого общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки». В ней изучаются следующие подразделы.
— Теоретическая модель образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки.
— Содержание развития профессиональных умений и навыков неречевого общения при подготовке учителей музыки.
— Место учебного предмета «Физическое воспитание» в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки.
— Основы методики и содержание процесса формирования мануальных навыков осуществления невербального общения у будущих учителей музыки на занятиях физическими упражнениями.
— Содержание и методика обучения и развития будущих учителей музыки в ходе реализации спецкурса как структурного компонента образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки.
— Изменения степени владения студентами коммуникативными умениями и навыками в процессе педагогического-эксперимента.
Общий объем диссертации составляет 205 страниц машинописного текста, иллюстрированного 27 таблицами и 21 рисунком. Список литературы включает 180 наименований.
На страницах приложения (179-205 с.) представлен материал, доказывающий обоснованность и верность выводов и облегчающий процесс изучения материалов диссертации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В процессе изучения явления «общение», определения ее роли в профессиональной деятельности учителя музыки выделены и обобщены характерологические и сущностные особенности, структура данного явления, цель применения, виды и средства (рис. 1). Определено, что в число основополагающих качеств и свойств учителя музыки для эффективной работы с хоровым коллективом требуется наличие умений, навыков, способностей к общению, умение использовать вербальные и невербальные способы общения и коммуникации.
Это обстоятельство приводит к тому, что многие ученые и практики предлагают комплексы упражнений, направленные на развитие навыков педагогического общения (JI.T. Амирова, 2011; И .А. Ахъямова, 2003; JI.A. Безбородова, 2003; Е.И. Кубан-цева, 2002; A.A. Леонтьев, 1979; A.A. Попов, 1977 и др.) (в частности, к развитию «биомеханики» призывал В.Э. Мейерхольд, понимая под этим формирование моторного поведения и владение своим телом), определяя конечную задачу данного метода — подчинение своего моторного поведения выражению определенного содержания, намерения, эмоций (A.A. Леонтьев, 1979).
Известно, что положительный перенос двигательного навыка, то есть влияние имеющегося навыка на ускорение процесса освоения нового, происходит при структурном сходстве в главном звене техники двигательных действий. Отрицательное же взаимодействие навыков (замедление процесса овладения одного навыка другим, уже сформированным) происходит при сходстве в подготовительных фазах движения и наличии различий в главном звене техники двигательного действия (В.В. Белино-вич, 1962; М.М. Боген, 1985; Н.В. Замкин, 1968; Л.П. Матвеев, 1991; К.Д. Чермит, 2005 и др.). (Опыт практического использования этих закономерностей и привел к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовке).
Иными словами, подбор средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для развития движений, входящих в структуру профессиональной деятельности, не может быть эффективно осуществлен на основе визуальной оценки схожести физического упражнения и профессионального движения, в силу чего принципиально важным пунктом отбора физических упражнений для ППФП должно явиться изучение структуры профессиональных движений. Однако характерологическая оценка мануальных движений, составляющих профессиональные способы невербального общения учителя музыки с хоровым коллективом, остается неразработанной.
Важным принципом построения ППФП является принцип систематичности. Его реализация оказывается невозможной в ходе реализации обязательного курса физического воспитания в специальных учебных заведениях в рамках урочной системы, даже в случае рационального и грамотного построения занятий.
В качестве одной из эффективных форм организации ППФП могут быть использованы самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения, а также другие неспецифические для физического воспитания формы.
Общение
процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (В. Г. Крысько)
Коммуникация
Взаимосвязь, в ходе которой осуществляется
обмен информацией между системами в живой и неживой природе
Цель
Изменение в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц
Интеракция
Взаимодействие между индивидами
в ходе обмена знаниями, идеями (действия каждого участника общения и их совокупность)
Социальная перцепция
Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению
Выработка стратегии взаимодействия
Типы
Личностно-ориентированное
Социально-ориентированное
Характеристики
Контактность Ориентированность Направленность
Семиотическая Полиинформативность
Репрезентативность Психическая динамика процесса
Вербальное
Внутриличностная Объединение- разъединение
Подтверждения людей
Формирования и развития Прагматическая
Организация и подтверждение отношений
С
Р !
Е 1
д «А
с **
т н 1
в
А 1
■■*■■ ■ -V .■»'.%■ ■■■■ Речь (устная, Ж письменная, Ж внутренняя, внешняя.% монологическая, % диалогическая) 1 '^»»«шшяеишшшвшщииняи Оптико-кинематическая система знаков (мимика, взгляд, поза, стиль передвижения, прикосновение, рукопожатие | и ДР-)
Паралингвистическая (тембр голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (паузы, покашливание, плач, смех и др.) системы знаков
Рис. 1. Общая характеристика понятия «общение»
Это обстоятельство приводит к необходимости создания образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки в структуре учебного заведения.
— 13 —
Образовательная среда в данной работе рассматривается как пространство развертывания условий для развития личностного потенциала. Она в отличие от иных образовательных объектов (системы образования, воспитания, управления классно-урочной системы и т.д.) может быть переориентирована в доминанте своего структурирования и содержательного наполнения на формирование и развитие личностного потенциала. Следовательно, такая среда может быть только адаптивной — открытой, развернутой, постижимой для участников образовательного процесса любого стартового уровня развития.
Исходя из определения ППФК, данного А.Б. Бгуашевым (2010), и содержания понятия «образовательная среда», можно сформулировать понятие «образовательное пространство профессионально-прикладной физической подготовки» как единого образовательного пространства учебного заведения, в котором обеспечивается согласованность технологий обучения, непрерывность и преемственность содержания процесса обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.
Профессионально-педагогическое общение представляет собой систему приемов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого являются обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств (В.А. Кан-Калик, 1995). Успешность активизации этого процесса, организация и управление им — напрямую зависят от техники общения педагога, то есть от совокупности применяемых приемов, а ее средствами являются речь и невербальные средства общения. Выявление количества упоминаний ключевых слов («общение» и «коммуникация»), а также их производных в разделах государственного образовательного стандарта убедительно показывает, что процессу непосредственного формирования умений и навыков общения У будущих учителей музыки уделяется незначительное место.
Для выделения наиболее важных способов профессионального невербального общения, выделения содержания и последовательности выполняемых физических упражнений и обучения технике невербального общения следует владеть информацией о базовых кинематических и ритмических характеристиках основных двигательных действий учителя музыки в процессе хормейстерской (и непосредственно дирижерской) деятельности при осуществлении невербального общения. Однако такой информации до начала нашей работы в отечественной науке не было обнаружено, что явилось причиной наших исследований в этом направлении.
Для реализации поставленных задач, связанных с определением кинематических и ритмических характеристик базовых способов дирижирования отобрана группа студентов и преподавателей секции дирижирования Института искусств АГУ, состоящая из 18 человек, которым было предложено последовательно выполнить в одном темпе (задавался по метроному) пять жестов дирижера (легато, нон легато, насыщенное легато, маркато и стаккато). Регистрация кинематических характеристик проводилась при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Статокин».
Аппаратно-программный комплекс позволяет:
— производить съемку движений с частотой 50 кадров- в секунду;
— автоматически обрабатываать координаты маркеров на теле человека;
— получать всю биомеханическую информацию в графической форме (изменение суставных углов, угловых скоростей, угловых ускорений, рассчитывать стандартные отклонения, производить сравнительный анализ результатов исследования, полученные в разные периоды времени).
Выделяются четыре группы базовых кинематических характеристик профессиональных движений дирижирования:
— Кинематические характеристики движений в суставах (угол приведения/отведения плечевого сустава; угловая скорость приведения/отведения плечевого сустава; угол сгибания/разгибания плечевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания плечевого сустава; угол сгибания/разгибания локтевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания локтевого сустава);
— Кинематические характеристики траектории движения частей тела в пространстве (траектория движения плечевого сустава по оси 2-, траектория движения локтевого сустава по оси Ё; траектория движения лучезапястного сустава по оси 2);
— Кинематические характеристики скорости движения частей тела в пространстве (скорость движения плечевого сустава по оси 2',; скорость движения локтевого сустава по оси скорость движения лучезапястного сустава по оси 2);
— Кинематические характеристики ускорения движения частей тела в пространстве (ускорение движения локтевого сустава по оси ускорение движения лучезапястного сустава по оси Z).
К базовым характеристикам двигательных действий дирижирования с точки зрения участвующего сустава относятся:
— для плечевого сустава: угол приведения/отведения плечевого сустава; угловая скорость приведения/отведения плечевого сустава; угол сгибания/разгибания плечевого сустава; угловая
скорость сгибания/разгибания плечевого сустава; траектория движения плечевого сустава по оси Ъ\ скорость движения плечевого сустава по оси 7,-,
— для локтевого сустава: угол сгибания/разгибания локтевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания локтевого сустава; траектория движения локтевого сустава по оси 7,; скорость движения локтевого сустава по оси й; ускорение движения локтевого сустава по оси И;
— для лучезапястного сустава: траектория движения луче-запястного сустава по оси скорость движения лучезапястного сустава по оси Ъ\ ускорение движения лучезапястного сустава по оси Ъ.
Установлено, что проявление ритма (рис. 2 — пример проявления ритма в движении) может быть характерно всем кинематическим характеристикам дирижирования. Несмотря на большое количество индивидуальных особенностей, среднестатистические показатели говорят о равномерном проявлении ритма движений рук при дирижировании.
Рис. 2. Проявление ритма изменения угла в локтевом суставе при дирижировании жестом «маркато». (Испытуемая Н.Г. Перевозчикова)
Выявлено несовпадение электромиографических характеристик мануальных двигательных действий при реализации различных дирижерских жестов. В качестве примера приводятся фрагменты ЭМГ при дирижировании жестами насыщенное легато и маркато (рис. 3).
Изучение электромиографических характеристик мануальных двигательных действий, их кинематических характеристик, а также визуальный анализ дирижирования позволил определить физические способности, лежащие в основе реализации каждого дирижерского жеста.
В основе качественного исполнения дирижерского жеста «легато» лежит способность к равномерному проявлению небольших мышечных усилий; «стаккато» — способность к ритмичному проявлению небольших мышечных усилий, «нон легато» — способность к соразмерному проявлению скоростных и статических мышечных усилий; «насыщенное легато» — способность к проявлению статических мышечных усилий; «маркато» способность к проявлению максимальной скорости при реализации мышечных усилий.
Рис. 3. Сопоставительная характеристика фрагмента ЭМГ при дирижировании жестами насыщенное легато (1) и маркато (2).
Выявленные базовые кинематические характеристики дирижирования и доминирующих способностей позволяют выделить мануальные физические упражнения, развивающие эти двигательные действия в качестве содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской деятельности.
Кроме того, наличие изложенных выше знаний позволяет выделить критерии оценки техники.
Начальный уровень сформированности мануальных действий дирижера может быть определен за счет оценки способности выполнять движение в приближенной к оптимальной технике форме и оценке ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также траектории движения суставов относительно вертикальной оси.
Критериальными показателями базового уровня овладения кинематическими характеристиками дирижирования являются стабильность выполнения изучаемого действия и проявление ритма по всем базовым кинематическим характеристикам дирижирования.
Критериальными показателями профессионального уровня овладения кинематическими характеристиками дирижирования являются умение передавать, мануальными действиями музыкальные образы и проявление ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.
К основным признакам моторной информативности дирижерской техники (профессиональным навыкам) относятся:
1) соответствие рабочей позы дирижера основным параметрам рабочей позы певца хора («певческой установки») как предпосылки для: а) удобства совершения любого вида дирижерских движений в сочетании с активным тонусом исполнительского аппарата; б) визуально-оптимальных условий исполнительского комфорта и активизации певческого тонуса участников хора перед исполнением;
2) мышечная свобода, тонус и пластика движений дирижерского аппарата как предпосылка свободы, пластики и координации певческой моторики исполнителей;
3) владение дирижерской техникой цельно-гибкой руки с приоритетом пластичности любого вида хормейстерских движений (включая самые резкие из них) как предпосылка опоры движений мышц дыхательного и артикуляционного аппаратов певцов хора;
4) наличие в технике дирижерского ауфтакта физиологических параметров оптимального вокального вдоха;
5) владение техникой дирижерского отображения основных типов вокальной атаки звука;
6) владение техникой дирижерской «отдачи» как условием адекватного отображения активно сдерживаемого фонационного выдоха и прогрессирующей звуковой пульсации в процессе зву-коведения;
7) соответствие мимики хормейстера информационным значениям дирижерских движений как условие полноценного осуществления коммуникативной функции дирижерской техники.
Проводя занятия физической культуры в условиях образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки (формирующий этап эксперимента — в течение 2009-2011 г.г., две группы студентов 2-го курса Института искусств) на академических занятиях физической культурой, в классе дирижирования, хорового исполнения, в процессе изучения спецкурса, предполагалось обеспечить обобщение знаний о структуре, содержании процесса и о технике неречевого общения следующими способами:
— в процессе физического воспитания осуществлялся подбор средств с учетом необходимости развития специальных двига-
тельных действий и акцентированного развития координационных способностей, лежащих в основе освоения техники специального неречевого общения;
— при изучении музыкальных произведений использовали сведения из смежных дисциплин, которые формировали более яркое и образное восприятие новой информации; акцентировалось внимание на особенности техники невербального общения;
— в ходе работы над невербальным поведением в рамках спецкурса применяли ретроспективный метод в целях более продуктивного освоения нового материала, повторение усложненных вариантов физических упражнений, выполняемых на занятиях физической культурой для овладения техникой невербального общения;
— путем постановки проблемных задач студенты мотивировались на систематическое выполнение подготовительных и подводящих физических упражнений для развития способов невербального профессионального общения в процессе самостоятельной работы, обращение к учебникам, лекционным записям по смежным предметам, словарям, энциклопедиям как в ходе организованных занятий, так и в процессе самостоятельной работы.
Процессуальная составляющая модели развития профессиональных умений в общении в процессе подготовки учителей музыки, направленная на формирование мануальных действий дирижера, представлена на рис. 4.
При проведении педагогического эксперимента уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений и навыков использования дирижерской техники у студентов оценивался пятью независимыми экспертами. Динамика уровня сформированности навыков выполнения конкретных приемов дирижерской техники рассчитана на основании наблюдения за практической работой студентов в хоровом классе в качестве хормейстера (не менее 15 занятий) на основании 1950 протоколов в экспериментальной и 1725 протоколов в контрольной группах.
В процессе обучения в первом семестре выявляются показатели техники дирижирования, которые развиваются труднее, чем другие. Наиболее трудными для исполнения (таблица 1) являются техника ауфтакта и техника дирижерской «отдачи». Оба показателя трудно осваиваются как в контрольной (по первому 3,1±0,1 и второму 3,2±0,5), так и в экспериментальной (3,4±0,6 и 3,2±0,4 соответственно) группе.
Только усиленное внимание в течение всего учебного года позволяет в экспериментальной группе изменить ситуацию, приведя к достаточному приросту и первого (4,5±0,7), и второго
Система физического воспитания
1. Определение формирования проявления ритма мануальных Действий как задачи ППФП.
2. Использование дирижерских движений в комплексах ОРУ, используемых при проведении разминки.
3. Систематическое выполнение в основной части занятия разработанного на основе спортивных игр комплекса физических упражнений, направленных на формирование ритма мануальных действий.
4. Использование дирижерских движений в заключительной части занятия.
5. Применение контрольных упражнений по оценке проявления ритма мануальных действий.
-Д:
Условия формирования мануальных действий дирижера
Этапы формирования мануальных действий дирижера
Уровни сформированное™ мануальных действий дирижера
Формирование представления об изучаемом действии Задачи: 1. Сформировать представление об изучаемом действии.
2. Добиться выполнения изучаемого действия в приближенной форме.
Начальный уровень Критерии:1. Способность выполнять движение в приближенной форме. 2. Проявление ритма в базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также в траектории движения.
Формирование проявления ритма базовых кинематических характеристик дирижерских жестов Задачи: 1. Добиться стабильного выполнения изучаемого действия. 2. Сформировать проявление ритма базовых кинематических показателей.
Совершенствование мануальных действий
дирижирования Задачи: 1. Формирование умения передавать мануальными действиями музыкальные образы.
2. Добиться проявления ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.
Базовый уровень Критерии:1. Стабильное выполнение изучаемого действия. 2. Проявление ритма по всем базовым кинематическим характеристикам дирижирования.
Профессиональный уровень Критерии:
1. Умение передавать мануальными действиями музыкальные образы.
2. Проявление ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.
Использование на занятиях по дирижированию средств физического воспитания:
1. Применение в вводной части занятий по дирижированию комплекса физических упражнений, направленных на проявление ритма мануальных действий в различных скоростных режимах.
2. Применение
в заключительной части занятий по дирижированию комплекса физических упражнений, направленных на проявление ритма мануальных действий в различных плоскостях.
Результат. Формирование дирижерского умения:
Рис. 4. Процессуальные составляющие модели развития профессиональных мануальных действий дирижирования у будущих учителей музыки
(4,7±0,6) показателей при отсутствии каких-либо изменений в контрольной. Несмотря на позитивную динамику обсуждаемых показателей, следует подчеркнуть, что студенты после годичного обучения не смогли в полной мере овладеть приемами и приблизиться к высшей оценке.
Вторая выделяемая группа показателей характеризуется стойкой позитивной динамикой показателей в экспериментальной группе в течение всего года, при низких темпах развития в контрольной. К типовым показателям относятся владение дирижерской техникой цельно-гибкой руки с приоритетом пластичности хормейстерских движений, техника дирижерского отображения основных видов вокальной атаки звука, владение мимикой лица.
Третья группа навыков при соответствующем внимании формируется достаточно быстро, а затем стабилизируется, либо прирост уменьшается. Такими навыками являются соответствующая рабочая поза и обеспечение мышечной свободы и пластики движений. В течение первого семестра студенты экспериментальной группы достигли высокого уровня владения рабочей позой (9,1±2,1) и обеспечения мышечной свободы (8,2±2,2). Этим объясняется отсутствие достоверного роста качества исполнения техники этих компонентов в период между 1-м и 2-м семестрами.
Таблица 1.
Динамика уровня сформированности навыков дирижерской техники на этапах эксперимента у представителей экспериментальной и контрольной групп (на основании экспертной оценки) и достоверность различий между показателями (отмечены звездочкой при Г<0,05)
Компоненты техники Показатели после 1-го семестра (Х±8) Показатели после 2 -го семестра (Х±5)
Эксперимент (п=26) Контрольная (п =23) Эксперимент (п =26) Контрольная (п =23)
1. Соответствие рабочей позы 9Д±2,1 5,5±1,8* 9,7±1,5 5,8±1,9*
2. Мышечная свобода, тонус и пластичность движений 8,2±2,2 5,1±1,8* 8.9±1,7 5,5±1,6*
3. Владение дирижерской техникой цельно-гибкой руки 6,8±1,8 4,8±0,9* 8,0±2,1 5,4±1,2*
Компоненты техники Показатели после 1-го семестра (Х±5) Показатели после 2 -го семестра (Х±8)
Эксперимент (п=26) Контрольная (п =23) Эксперимент (п =26) Контрольная (п =23)
4. Наличие в технике дирижерского ауфтакта 3,4±0,6 3,1±0,1 4,5±0,7 3,2±0,6*
5. Владение техникой дирижерского отображения основных типов атаки звука 5,2±1,3 3,7±0,9* 6,0±1,4 3,9±0,9*
6. Владение техникой дирижерской «отдачи» 3,2±0,4 3,2±0,5 4,7±0,б 3,3±0,5*
7. Соответствие мимики хормейстера информационным значениям дирижерских движений 7,8±1,5 4,8±1,1* 8,8+2,1 5,4±1,2*
Отмечается следующая закономерность в реализации навыков дирижерской техники: чем сложнее для изучения действие, тем однороднее результаты.
Сравнительный анализ динамики уровня сформированности навыков дирижерской техники у представителей экспериментальной и контрольной групп на первом и завершающем этапах эксперимента позволяет утверждать: в экспериментальной группе при направленном формировании техники дирижирования в течение одного года происходят достоверные позитивные изменения всей ее совокупности, а традиционное изучение учебных дисциплин в контрольной группе к достоверному изменению навыков не приводит.
Таким образом, можно констатировать, что предложенный подход к организации учебной деятельности приводит к более интенсивному формированию навыков студентов, обеспечивающих моторную информативность дирижерской техники.
Принципиально важным результатом экспериментальной работы является то, что содержание, методика проведения и выделенные на ее проведение временные затраты не оказали отрицательного влияния на общее качество владения коммуникативными умениями, на умение найти оригинальное решение
неадекватной коммуникативной ситуации, на качество регулирования эмоционального состояния учеников. Предложенный подход обеспечивает участникам эксперимента достижение более высокого уровня развития профессиональных коммуникативных умений и навыков по критериям «мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности», «владение профессиональными знаниями», «владение профессионально-педагогическими умениями».
ВЫВОДЫ
1. Основу нового педагогического мышления в современной системе образования составляет ориентация педагога на ребенка как на высшую ценность в системе профессиональных ценностей, актуализирующая диалоговое взаимодействие педагога и учащихся. Изменения в этой сфере детерминируют потребность педагога во владении методикой профессионального общения.
2. В процессе профессионального общения в условиях хормейстерской деятельности учитель музыки использует вербальные (устную и письменную речь) приемы общения, выполняющие коммуникативную и сигнификативную функции, позволяющие вызывать образы предметов и явлений, оказывать воздействие на обучающегося.
3. Использование учителем музыки в процессе профессионального общения в условиях хормейстерской деятельности невербального общения вызвано потребностью передачи занимающимся информации на эмоциональном и поведенческом уровнях.
Содержание техники невербального общения вытекает из возможностей ее обеспечения за счет:
— оптико-кинематической системы знаков (мимика, взгляд, визуальный контакт, поза, стиль передвижения);
— моторики различных частей тела, отражающей эмоциональную реакцию человека и, благодаря чему общение приобретает характерные черты;
— паралингвистической и экстралингвистической систем знаков (тембр голоса, его диапазон, тональность, паузы, темп, покашливание и др.).
4. Профессиональная деятельность учителя музыки при исполнении хормейстерских и дирижерских функций включает в себя три этапа, определяющих содержание и направление подготовки к профессиональному общению: этап предварительной работы над собой и над партитурой; репетиционная работа; этап непосредственного руководства хоровым коллективом при концертном исполнении.
Содержание подготовительного этапа (создание целостного образа музыкального произведения, подготовка соответственно звучащих деталей произведения, обеспечение целостной интерпретации произведения) требует применения соответствующих форм и техник общения (обобщение и изложение произведения, подбор отдельных жестов и движений рук и их комплексная реализация и др.).
5. Выделяются четыре группы базовых кинематических характеристик профессиональных движений дирижирования:
— Кинематические характеристики движений в суставах (угол приведения/отведения плечевого сустава; угловая скорость приведения/отведения плечевого сустава; угол сгибания/разгибания плечевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания плечевого сустава; угол сгибания/разгибания локтевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания локтевого сустава);
— Кинематические характеристики траектории движения частей тела в пространстве (траектория движения плечевого сустава по оси 2; траектория движения локтевого сустава по оси 2; траектория движения лучезапястного сустава по оси 2);
— Кинематические характеристики скорости движения частей тела в пространстве (скорость движения плечевого сустава по оси 2; скорость движения локтевого сустава по оси 2; скорость движения лучезапястного сустава по оси 2);
— Кинематические характеристики ускорения движения частей тела в пространстве (ускорение движения локтевого сустава по оси 2; ускорение движения лучезапястного сустава по оси 2).
6. Установлено, что проявление ритма может быть характерно всем кинематическим характеристикам дирижирования. Несмотря на большое количество индивидуальных особенностей, среднестатистические показатели говорят о равномерном проявлении ритма движений рук при дирижировании.
7. Выявлены базовые кинематические характеристики дирижирования и проведена их классификация как с позиции кинематики движения, так и с позиции суставов, которым характерны выявленные характеристики. К базовым характеристикам двигательных действий дирижирования относятся:
— для плечевого сустава: угол приведения/отведения плечевого сустава; угловая скорость приведения/отведения плечевого сустава; угол сгибания/разгибания плечевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания плечевого сустава; траектория движения плечевого сустава по оси 2; скорость движения плечевого сустава по оси 2;
— для локтевого сустава: угол сгибания/разгибания локтевого сустава; угловая скорость сгибания/разгибания локтевого
сустава; траектория движения локтевого сустава по оси 7,; скорость движения локтевого сустава по оси 2; ускорение движения локтевого сустава по оси Z;
— для лучезапястного сустава: траектория движения луче-запястного сустава по оси скорость движения лучезапястного сустава по оси ускорение движения лучезапястного сустава по оси Ъ.
8. Выявленные базовые кинематические характеристики дирижирования позволяют выделить мануальные физические упражнения, развивающие эти двигательные действия в качестве содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской деятельности.
9. Выявлена последовательность формирования проявления ритма кинематических характеристик дирижирования. Этапами формирования мануальных действий дирижера в процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки являются:
— формирование представления об изучаемом действии (обеспечение выполнения изучаемого действия в приближенной форме; выполнение изучаемого действия в приближенной к оптимальной технике форме);
— формирование проявления ритма базовых кинематических характеристик дирижирования (обеспечение стабильного выполнения изучаемого действия; обеспечение проявления соответствующего ритма кинематических показателей при реализации базовых двигательных действий);
— совершенствование мануальных действий дирижирования (формирование умения передавать мануальными действиями музыкальные образы; обеспечение проявления ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых действий).
10. Начальный уровень сформированности мануальных действий дирижера может быть определен за счет оценки способности выполнять движение в приближенной к оптимальной технике форме и оценки ритма базовых кинематических характеристик, отражающих углы и угловые скорости движения в суставах, а также траектории движения суставов относительно вертикальной оси.
Критериальными показателями базового уровня овладения кинематическими характеристиками дирижирования являются стабильность выполнения изучаемого действия и проявление ритма по всем базовым кинематическим характеристикам дирижирования.
Критериальными показателями профессионального уровня овладения кинематическими характеристиками дирижирования
являются умение передавать мануальными действиями музыкальные образы и проявление ритма кинематических характеристик, не входящих в число базовых.
11. Процесс развития профессиональных навыков и умений дирижера, как составной части процесса профессиональной подготовки учителя музыки, может быть обеспечен при выделении основных компонентов: цели, принципов, содержания, критериев оценки и уровней развития профессиональных коммуникативных умений, условий, обеспечивающих реализацию предложенной модели в процессе физического воспитания.
12. Профессиональные умения общения учителя музыки в процессе хормейстерской деятельности представляют собой устойчиво-личностное образование, обеспечивающее процесс реализации последовательных действий решения задач вербальной и невербальной коммуникаций, обеспечивающие создание благоприятной атмосферы на занятиях, эффективный разбор, разучивание и исполнение музыкального произведения хоровым коллективом.
Конкретными профессиональными умениями общения, реализуемыми в процессе хормейстерской деятельности, являются:
— заинтересовать и умение поддержать интерес учащегося к музыке вообще и к конкретному музыкальному произведению в частности;
— умение обеспечить комфортное самочувствие учащимся на занятиях в хоровом коллективе (преодоление застенчивости, формирование уверенности в своих силах и т.д.);
— умение обеспечить качественное исполнение музыкального произведения (снять психологическое напряжение перед выступлением, своевременно и безболезненно для самолюбия учащегося определить и исправить ошибки, предостеречь от возможных ошибок при изучении произведения, привести аргументированные признаки плохого исполнения, обеспечить слаженные действия коллектива, произносить имя ученика с разными интонациями, сделать акцент на важном составляющем музыкального произведения, управлять коллективом с помощью жестов, взглядом и др.);
— умение создать коллектив единомышленников (установить контакт и взаимоотношения между участниками коллектива, обеспечить индивидуальное взаимодействие с детьми в условиях коллективной деятельности).
13. Техника профессионального общения учителей музыки в процессе хормейстерской деятельности представляет собой совокупность приемов преднастройки на общение и реализацию определенного поведения, включающая в себя компоненты управления своим организмом и обеспечения воздействия на коллектив.
Техника общения в процессе хормейстерской деятельности включает в себя двигательные действия дирижера, основными элементами которого являются поддержание рабочей позы, обеспечение свободы и пластичности мануальных движений и движений телом, дирижирование цельно-гибкой рукой, исполнение дирижерского ауфтакта, отображение основных видов атаки звука, темпа, исполнение дирижерской «отдачи», обеспечение информационного взаимосоответствия мимики и мануальных движений.
14. Способность учителя музыки реализовать технику профессионального общения с акцентированием внимания не на структуру движения, а на смысл передаваемой информации, представляет собой навык дирижерской техники.
Процесс овладения профессионально-педагогическим общением при подготовке учителя музыки может быть обеспечен при обучении с помощью педагога или при самообучении по трем основным направлениям:
— овладение умениями, навыками, процедурой и технологией педагогической коммуникации в условиях занятий музыкой вообще и в условиях хоровой деятельности в частности;
— развитие коммуникативных (вербальных и двигательных) способностей, обеспечивающих эффективное профессиональное педагогическое общение.
15. Критериальными показателями сформированности коммуникативных умений студентов являются:
— знания о профессиональном общении, коммуникативных умениях и навыках;
— владение приемами коммуникации, интеракции и социальной перцепции, в том числе в условиях вербального и невербального общения;
— мотивационно-ценностное отношение к общению, включающее в себя самостоятельность, активность в общении и обеспечение самоконтроля и на ее основе регуляция процесса;
— возможность обеспечения переноса умения и ее эффективное функционирование в новых коммуникативных ситуациях.
16. Количественный и качественный анализ показателей, описывающих критерии сформированности коммуникативных умений, позволяет выделить три уровня: низкий (информация о коммуникативных умениях отсутствует, студент испытывает затруднения в ситуациях общения, не проявляет инициативу, предлагает наиболее простые способы решения коммуникативных задач, не учитывает эмоциональное состояние участников коммуникаций); средний (студент не всегда понимает важность владения коммуникативными умениями, их применение не всегда обоснованно, коммуникативные задачи решаются с интересом,
но без оригинальных идей, не всегда учитывается эмоциональное состояние участников общения); высокий (студент знает и понимает важность владения коммуникативными умениями, реализует их адекватно в соответствии с условиями, проявляет умение найти оригинальное решение неадекватной коммуникативной ситуации, эмоциональное состояние участников общения учитывает).
17. Концепция формирования умений и навыков профессионального общения будущих учителей музыки в процессе их подготовки к хормейстерской деятельности реализуется в модели, принципами построения которой являются профессионально-педагогическая направленность, ситуативность, интегратив-ность, коммуникативность и функциональность, и направление реализации интеграции образования (достижение функциональной целостности воздействия), а содержание представлено в виде ориентировочного блока (целевых характеристик содержания образования), содержательного блока, определяющих возможности достижения целевых установок.
18. Внедрение в учебно-воспитательный процесс отделения «Музыкальное образование» Института искусств предложенной модели, оптимальных форм и методов формирования вербального и невербального способов профессионального общения при подготовке будущих учителей к хормейстерской деятельности, при координации работы преподавателей различных кафедр по подготовке студентов к профессиональному общению в процессе хоровой деятельности и дополнении содержания профессионального образования спецкурсом «Содержание и методы невербального общения учителя музыки» позволяет обеспечить достижение более высокого уровня развития профессиональных коммуникативных умений и навыков по критериям «мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности», «владение профессиональными знаниями», «владение профессионально-педагогическими умениями».
Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных
ВАК РФ:
1. Баладжан, А.Н. Подготовка будущих учителей музыки к профессиональному общению в ходе хормейстерской работы / А.Н. Баладжан. — Майкоп, Вестник АТУ. — 2009. — Вып. 1 (40). — с. 17-20.
2. Баладжан, А.Н. Биоэлектрическая характеристика мануальных действий дирижеров / А.Н. Баладжан, К.Д. Чермит,
A.B. Шаханова, А.Г. Заболотний // Вестник Адыгейского государственного университета: ежеквартальный науч. журнал. Сер. Естесственные науки. — Майкоп. 2011. — Вып. 4 (91). — с.110-116.
3. Баладжан, А.Н. Чермит К.Д. Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера / А.Н. Баладжан, К.Д. Чермит // Физическая культура, спорт — наука и практика: ежеквартальный науч. журнал. — Краснодар. 2012. — №1, с. 12-15.
4. Баладжан, А.Н. Базовые кинематические характеристики мануальных действий дирижера / А.Н. Баладжан, К.Д. Чермит // Вестник Адыгейского государственного университета: ежеквартальный науч. журнал. Сер. 3: Педагогика и психология. — Майкоп. 2012. — Вып. 3 (103). — с. 188-195.
5. Баладжан, А.Н. Формирование умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в процессе профессионально-прикладной физической подготовки / А.Н. Баладжан, А.Г. Заболотний // Физическая культура, спорт — наука и практика: ежеквартальный науч. журнал. — Краснодар. 2013. — №4, с. 32-34.
Статьи, опубликованные в других изданиях:
1. Баладжан, А.Н. Психолого-педагогические аспекты взаимоотношений дирижера и хорового коллектива / А.Н. Баладжан, А.К. Баете. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2007.
2. Баладжан, А.Н. Формирование умений и навыков профессионального общения будущих учителей музыки в процессе их подготовки к хормейстерской деятельности / А.Н. Баладжан, А.К. Баете // Актуальные вопросы художественного образования и музыковедения в полиэтническом регионе: Материалы международной конференции. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. — с. 54-60.
3. Баладжан, А.Н. Гуманизация образования и потребность в формировании нового педагогического мышления учителя / А.Н. Баладжан, А.К. Баете // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы международной конференции. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. — с. 160-169.
4. Баладжан, А.Н. Общение как решающий фактор успешности профессиональной деятельности дирижера-хормейстера / А.Н. Баладжан, А.К. Баете // Актуальные вопросы художественного образования и музыковедения в полиэтническом регионе: Материалы международной конференции. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. — с. 84-90.
5. Баладжан, А.Н. Моделирование проблемных ситуационно-коммуникативных задач в хормейстерской деятельности учителя музыки / А.Н. Баладжан // Проблемы модернизации художественного образования: Материалы круглого стола. — Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. — с. 87-90.
6. Баладжан, А.Н. Интеграция на занятиях хорового дирижирования / А.Н. Баладжан // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2009. — с. 246-250.
7. Баладжан, А.Н. Формирование умений и навыков музыкального развития у младших школьников посредством игры / А.Н. Баладжан // Музыкальное образование в 21 веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы научно-практической конференции 12 апреля 2010 года. — Астрахань, 2010. — с. 28-31.
8. Баладжан, А.Н. Формирование мануальной двигательной культуры будущих учителей музыки в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (обоснование актуальности проблемы) / А.Н. Баладжан, К.Д. Чермит, А.Г. Заболотний // Проблемы современной педагогики и общего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Майкоп: Изд-во АТУ, 2010. — с. 20-23.
9. Баладжан, А.Н. Электромиографическая характеристика мануальных действий дирижера / А.Н. Баладжан, К.Д. Чермит, А.Г. Заболотний // Международный съезд физиологов стран СНГ. — Ялта. 2011. — с. 92.
10. Баладжан, А.Н. Классификация базовых кинематических характеристик мануальных действий дирижера / А.Н. Баладжан, А.Г. Заболотний, Н.К. Куприна // Физическая культура и спорт в системе непрерывного образования: современное состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции 22-24 июня 2012г. — Грозный, 2012. — с. 124-127.
Подписано в печать 20.11.2013. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Усл. печ.л. 2. Тираж 120 экз. Заказ №108.
Отпечатано с готового оригинал-макета типографии ИП Солодовникова А.Н., г.Краснодар, ИНН 0105020396 Телефон: 8-961-522-32-33. E-mail: andre-sol@mail.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Баладжан, Анна Норбертовна, Майкоп
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Формирование навыков неречевого общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки
будущих учителей музыки
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
На правах рукописи
04201453602
Баладжан Анна Норбертовна
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научные руководители:
доктор биологических наук, профессор К. Д. Чермит; кандидат педагогических наук, доцент Заболотний А.Г.
Майкоп, 2013
Содержание
Содержание
Общая характеристика работы.........................................................................4
Глава I. Подготовка к профессиональному общению как целевая установка профессиональной подготовки учителей музыки....................................14
1.1. Общая характеристика общения как явления и предмета научного исследования................................................................................................14
1.2. Профессиональное общение учителя музыки и особенности ее реализации в процессе хормейстерской деятельности............................................20
1.3. Образовательное пространство профессионально-прикладной физической подготовки и особенности ее реализации в системе подготовки будущих учителей музыки.................................................................................28
Глава И. Кинематические характеристики базовых двигательных действий дирижера и их учет в процессе определения содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки.....40
11.1. Сущность, содержание и структура профессиональных умений и навыков общения учителя музыки в процессе хормейстерской деятельности......................................................................................................................40
11.2. Базовые кинематические и ритмические характеристики основных двигательных действий учителя музыки в процессе хормейстерской (и непосредственно дирижерской) деятельности при осуществлении невербального общения. Особенности проявления характеристик двигательных действий у начинающих дирижеров ...............................................................................................60
И.З. Электромиографические характеристики мануальных двигательных действий и профессионально-прикладных физических способностей дирижера...................................................................................................76
Глава III. Экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования навыков неречевого общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки.......................................................................................86
III. 1. Теоретическая модель образовательного пространства профессиональ-
но-прикладной физической подготовки. Содержание развития профессиональных умений и навыков неречевого общения при подготовке учителей музыки...................................................................................................86
Ш.2. Место учебного предмета «Физическое воспитание» в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки. Основы методики и содержание процесса формирования мануальных навыков осуществления невербального общения у будущих учителей музыки на занятиях физическими упражнениями..........................................101
Ш.З. Содержание и методика обучения и развития будущих учителей музыки в ходе реализации спецкурса как структурного компонента образовательного
пространства профессионально-прикладной физической подготовки.............116
Ш.4. Изменения степени владения студентами коммуникативными умениями и навыками в процессе педагогического эксперимента............................126
Выводы....................................................................................154
Практические рекомендации........................................................162
Литература.................................................................................163
Приложения......................„........................................................179
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Общение через музыкальные произведения представляет собой не только передачу информации, но и передачу эмоционального содержания произведения, которое передается с помощью невербальных средств (Э.Б. Абду-лин, 2004; Л.Т. Амирова, 2011; ЛА. Безбородова, 2003 В.Н. Мясищев, 1992 и др.). Поэтому навыки невербального общения в профессиональной деятельности учителей музыки имеют особое значение.
Потребности формирования умений и навыков общения будущих учителей музыки актуализирует то обстоятельство, что одной из важных сфер деятельности его в общеобразовательной школе является дирижирование, как важнейшая составляющая его профессии, выступающая в качестве основания реализации функции хормейстера. Необходимые знания о владении «внутренней» техникой, сознательном понимании объективных психологических механизмов, лежащих в основе активного взаимодействия с музыкальным коллективом, правильной и органичной координации своих внешних и внутренних действий, будущий хормейстер получает на предмете «Хоровое дирижирование и практика работы с хором». Однако, несмотря на то, что в задачах предмета декларируется направленное формирование способностей, лежащих в основе невербальных средств общения (И.Н. Немыкина, 1988), обучение преимущественно направлено на развитие умений выполнять жесты, технические приемы. В силу недостаточности выделяемого количества времени, трудоемкости формирования специальных навыков невербальные способы общения овладеваются студентами на недостаточно высоком уровне, не развиваются базовые физические способности, лежащие в основе качественного выполнения мануальных движений, обеспечивающих невербальное общение учителя с учениками в процессе руководства им хоровыми коллективами.
Известно, что положительный перенос имеющегося двигательного навыка обеспечивает ускорение процесса формирования профессиональной деятельности (В.В. Белинович, 1962; М.М. Боген, 1985; Н.В. Замкин, 1968; Л.П. Матвеев, 1991;
К.Д. Чермит, 2005 и др.). Однако характерологическая оценка мануальных движений, составляющих профессиональные способы невербального общения учителя музыки с хоровым коллективом, остается неразработанной, что сдерживает эффективное использование данной закономерности.
Применяющиеся формы физического воспитания и профессиональной подготовки самостоятельно не в состоянии обеспечить достаточный уровень владения мануальными действиями. Решение этой задачи возможно при обеспечении интеграционного взаимодействия всех форм, средств, методов и других процессуальных компонентов подготовки в условиях единого профессионально-прикладного пространства. Однако основополагающие подходы к формированию этого пространства не определены.
Таким образом, появляется научное противоречие, требующее своего разрешения, между потребностью формирования у будущих учителей музыки умений и навыков вербального и невербального общения для реализации хормейстерской деятельности, возможностями его формирования средствами профессионально-прикладной физической подготовки, с одной стороны, и невозможностью реализации этих возможностей в силу неопределенности организационных и содержательных компонентов профессионально-прикладной физической подготовки, с другой.
Исходя из обозначенного противоречия, проблема исследования формулировалась следующим образом: что представляют собой умения и навыки неречевого профессионального общения учителя музыки; каковы методы, содержание и организация профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на формирование умений, навыков и физических способностей, лежащих в основе профессионального общения будущих учителей музыки; каким образом можно оценить эффективность ППФП и уровень сформированности умений и навыков неречевого профессионального общения будущих учителей музыки.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать концепцию формирования умений и навыков неречевого профессионального общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки.
Объект исследования - процесс профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской деятельности.
Предмет исследования — процесс формирования умений и навыков неречевого профессионального общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
Гипотеза исследования - процесс развития профессиональных умений и навыков общения будущего учителя музыки в ходе профессионально-прикладной физической подготовки будет эффективным, если:
• состав применяемых средств физической подготовки будет соответствовать структуре профессиональных действий, позволяющих обеспечивать эффективное внеречевое общение, а также будет способствовать развитию способностей, лежащих в основе качественного исполнения мануальных сложно-координационных движений;
• основан на принципах профессионально-педагогической направленности, ситуативности, интегративности, коммуникативности, функциональности и систематичности воздействия, что возможно обеспечить в условиях образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки;
• выявлены и актуализированы возможности всех дисциплин, входящих в учебный план, для вооружения будущих учителей музыки мануальными навыками невербального общения;
• обеспечено знание студентами элементов и техники вербального и невербального общения.
Задачи исследования:
1. Разработать теоретическую концепцию и модель формирования умений и навыков профессионального неречевого общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
2. Обосновать сущностные характеристики, содержание, структуру и критериальные показатели развития профессиональных умений и навыков неречевого
общения учителя музыки в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.
3. Экспериментально обосновать эффективность концепции формирования умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности, общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности; сущности физической культуры как социального явления и ее важнейшей роли в личностном развитии человека.
Теоретической основой исследования стали: комплекс научных идей о закономерностях, принципах построения и функциях профессионально-прикладной физической подготовки (В.В. Белинович, В.И. Жолдак, В.И. Ильинич, Г.Г. Саго-нян, М.Я. Виленский); концепции профессиональной подготовки учителя (А.К. Маркова, 1993, 1996; P.A. Галустов, 2002; В.А. Сластенин, 1993, 1997 и др.); теория общения (Дж. Пари, 1967; A.A. Бодалев, 1983, 1995, 1996; И.А. Зимняя, 2000, 2003; A.A. Леонтьев, 1979, 1999 и др.); теоретические подходы к отбору содержания профессионально-прикладной физической подготовки на основе закономерностей положительного переноса двигательного навыка (В.В. Белинович, 1962; М.М. Бо-ген, 1985; Н.В. Замкин, 1968; Л.П. Матвеев, 1991; К.Д. Чермит, 2005); идеи педагогической интеграции (А.Я. Данилюк, 2000; Ю.С. Тюников, 1986; Л.В. Трубайчук, 1996).
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались взаимодополняющие друг друга методы:
- теоретические: анализ и синтез применительно к проблеме и предмету исследования, сравнительный и системный анализ, моделирование, литературный анализ научных произведений;
- эмпирические: констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, регистрация биомеханических характеристик жестов дирижера при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Статокин», тестирование, анкетирование, опрос, экспертная оценка, квалиметрические измерения;
- стандартные методы математической статистики.
Этапы и база исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2013 годы на кафедре физического воспитания, в лаборатории эргономической биомеханики и в Институте искусств Адыгейского государственного университета.
Выделено 4 этапа:
I этап (2002-2005 гг.) - поисковый, в ходе которого изучалось состояние проблемы, осваивались методики сбора, анализа и обработки информации, определялись основные направления работы, формировалась рабочая гипотеза.
II этап (2005-2009 гг.) - этап организации и проведения констатирующего педагогического эксперимента с целью выявления структуры и критериальных показателей развития профессиональных умений и навыков неречевого общения учителя музыки, кинематических и ритмических характеристик основных двигательных действий учителя музыки в процессе хормейстерской (и непосредственно дирижерской) деятельности при осуществлении невербального общения, условий, позволяющих рационально использовать навыки невербального общения в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки, разработка содержания профессионально-прикладной физической подготовки и структуры построения педагогического эксперимента, содержания спецкурса «Содержание и методы невербального общения учителя музыки» как компонента образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки, подготовка педагогов к участию в формирующем эксперименте.
III этап (2009-2011 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности предложенной концепции формирования умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в образовательном пространстве профессионально-прикладной физической подготовки.
IV этап (2011-2013гг.) - оформление результатов работы, подготовка и издание статей по проблеме исследования; анализ результатов работы и их представление в виде диссертации, внедрение выводов и рекомендаций исследования в практику.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе:
1) обоснованы представления о сущности образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей музыки и сформулирована концепция формирования умений и навыков неречевого профессионального общения в этом пространстве;
2) обоснованы сущностные характеристики профессионального умения учителя музыки общаться в процессе хормейстерской деятельности, определены базовые кинематические и ритмические характеристики основных профессиональных двигательных действий при осуществлении невербального общения, критериальные показатели профессиональных умений и навыков общения учителя музыки в процессе хормейстерской деятельности и обоснованы уровни оценки (высокий, средний, низкий) их сформированности у студентов - будущих учителей музыки;
3) обоснованы основные профессиональные умения (умение заинтересовывать и поддерживать интерес к музыке и к конкретному произведению; обеспечение ученикам комфортного самочувствия в хоровом коллективе; обеспечение качественного исполнения музыкального произведения; формирование коллектива; обеспечение слаженного взаимодействия в процессе исполнения музыкального произведения и др.) и базовые профессиональные навыки невербального общения, применяемые учителем музыки в процессе хоровой деятельности;
4) разработана эффективная модель формирования двигательных навыков и умений неречевого профессионального общения будущих учителей музыки в процессе подготовки к хормейстерской деятельности в условиях образовательного пространства профессионально-прикладной физической подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• Увеличен объем знаний по теории профессионально-прикладной физиче-
ской подготовки путем определения структуры, принципов построения и формулирования понятия «образовательное пространство профессионально-прикладной физической подготовки» (интегрированные в целевых установках, задачах, в содержательном и других компонентах академические уроки физической культуры, в частности профессионально-прикладной физической подготовки, академические уроки по специальным дисциплинам, курсы по выбору студентов, где содержание подготовки составляют профессиональные двигательные действия, подготовительные и подводящие упражнения к ним, а также самостоятельные занятия профессиональной деятельностью и выполнение профессионально-прикладных физических упражнений).
• Биомеханика профессиональной подготовки учителя музыки расширена обоснованием структуры базовых ки�