Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование социальной активности будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки

Автореферат по педагогике на тему «Формирование социальной активности будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Федорович, Елена Наримановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование социальной активности будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки"

МОСКОВСКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОТКРЫПЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ?» И1СТУПУТ Спопиализирояяннн!* Сопот К 113.25.02

1Т8—Фй-—-:—

2 Ь ДПР (893 На Тфарпх рукописи

Федорович Елокп Няпиканояиа

формирования социальной активности будущего учителя му311ки в процессе специальной

подготовки

Специальность 13.00.01 - теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени каидиадта педагогически* наук

- 1993

Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом институте.

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

АРЧШ1ИКОВА Ладмпла Григорьевна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

МЯГЧЕНКОВ Соргой Владимирович кандидат педагогических наук, допоит

МОРОЗОВА Зинаида Павловна Ведущая организация: Костромской государственный

педагогический институт им. Н.А.Некрасова

Защита состоится "/£" емл-^ 1993 г. в ^ часов на заседании специализированного Совета К 113.25.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальност" 13.00.01 - теория и история педагогики в Московском государственном открытом педагогическом институте по адресу: 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотека Московского государственного открытого педагогического института;

Автореферат разослан г. .

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат педагогических наук, доцент

Я.

В.Н.ДАР.*)ДЁХИНА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. Соплеменный этап развития общеобразовательной школы, характеризующийся коренным илменониом содержания, форм и методов учебно-воспитатольного процесса, выдвигает норне требования к личности учителя. На первый план встают задачи преодоления идеологизированного и унифицированного подхода к образованию и обращения к вечным интеллектуальным и нравственным ценностям, что является непременным условием воспитания человека с адекватным требованиям современного общества духовным потенциалом. Успешно решать эти задачи мо.жет только учитель, представляющий собой социально активную личность, то есть обладающий широким общим и профессиональным кругозором, руководствующийся высокими моральными принципами, а также способный активно реализовивать названные качества своей ггрофессиональго П,деятельности. Поэтому проблема формирования социальной актк: ности будущих учителей представляется важной и актуальной.

Воспитанию социальной активности личности уделяется значительное внимание в современных философских и педагогических исследованиях. Понятие "социальная активность" как философская категория рассматривается в трудах С.В.Игнятенко, Л.П,СТЯттевяча, Н.Ф.Тротъяковя, Р.И.КчсляяовоЙ, Е.П.По.гпгаиовоД и ггоутих. Проблеме воспитания социальной активности с позиций педагогики посвящены исследования Т.Н.Г^льковскоП, В.А.Сластенина, А.Н.Ломо-вя п цпугиг. В меньтгой степени тягаЗотана проблема формирования социальной активности применительно к конкретным педагогическим профессиям и. в частности, к студентам музыкально-педа-гогетчееких факультетов.

Как известно, музыка является эффективным воспитательным средством, возможности которого используются недостаточно. Учитель музыки способен п^тем приобщения к прекрасному оказывать значительное воздействие на личность ученика. Эта задача требует от учителя музыки как высокого уровня профессиональной подготовки, так и наличия комплекса социально значимых личностных качеств. Актуальность проблемы формирования социальной активности учителя музыки возрастает в данный момент также в связи с падением престижа классического музыкального наследия в молодежной среде. Многолетняя недооценка роля серьезно* музыки, прояв-

1

ллющаяся в недостатках как общего, так и специального музыкального образования, в направленности средств массовой информации на пропоганду преимущественно развлекательной музыки и многом другом, приводит к духовному обеднению значительной части молодежи и наносят непоправимый интеллектуальный и нравственный ущерб обществу. Преодолеть негативное отношение учащихся к серьезной музыке, способствовать формированию их широкого художественного кругозора может только учитель, представляющий с обод социально активную личность. Поэтому формирование социальной активности является, по мнении автора, одним из важных компонентов профессиональной подготовки учителя музыки«

Если обратиться к исследованиям по формированию личности учителя, то можно отметить, что они занимают значительное место в музыкальной педагогике. Разработана концепция целостной музыкально-педагогической деятельности /Л.Г.Арчажникова/, исследо-ь^ны возможности развивающего обучения в преподавании специальных дисциплин /Г.М.Цыпин/, определены пути формирования методологической культуры учителя музыки /Э.Б.Абдуллин/, его художественной культуры /Л.А.Рапацкая/, эстетических идеалов и вкусов /Г.Н.Падалка/, профессионально значимых качеств личности /В.И, Муцмахер/. Однако проблема формирования социальной активности будущего учителя музыки до настоящего времени в музыкальной педагогика достаточным образом не исследовалась.

Социальная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, направленного на раскрытие условий ц методов формирования социальной активности в процессе музыкальных занятий. По убеждению автора, проблема формирования социальной активности особенно остро стоит при-моиитольно к исполнительской подготовке учителей музыки. На индивидуальных занятиях зачастую доминирует узкопрофессиональный подход, что не позволяет полностью раскрыть потенциал этих занятий для формирования личности студентов. Поэтому в'данном исследовании автор акцентирует необходимость формирования социальной акт ности студентов в процессе изучения ими исполнительских днсцшшн. имея также я виду, что исполнительская подготовка учителя музыки, в силу ее тесной взаимосвязи с другими видами специальной подготовки, на мотат рассматриваться изолированно от истории мужики,

2

методики f.-угштлъного воспитания и педагогической практики студентов. Исходя ип этого, чи отгооцоли."!1 тому исследования как формирование социальной активности Йупуодго учителя музьни в процессе специальной подготовки, с подробном рассмотрением выдвигаемых предлошзниК на примере исполнительских дисциплин.

Цель настоящего исследования - определенно услопиЯ, способствующих интенсивному формированию социальной активности с ту дон-топ на музыкальных занятиях.

Обт.ектом исследования является учебно-воспитательны" процесс на музыкально-педагогически* факультетах пединститутов. Предаст исследования - Армирование социально!! активности будущих учителе? музыки.

При птюводонии исследования мы исходили из предположения, что социальная активность может рассматриваться со стороны личностного и профессионального аспектов. Социальная активность как точностное качество представляет собо* систему потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентация, определяющих нрптзетвен-■njrt облик человека, уровень ого культур«, а таклю профессиональную) направленность личности. Социальная активность как профосси-зналыгае качество выступает в виде.совокупности профессиональных знаний, угоняй и навыков, овлаценно которыми создает логзмодность тля применения социально значимых качеств личности в конкротноП трофоссиональной деятельности. Мы убеждены, что социальнуп актив-юсть как личностное и профессиональное качество следует рассматривать в неразрывном единстве. Социальная активность, являясь тичностннм качеством, может реализоваться лишь в то« случае, если этому способствует профессиональные условия» Исходя из этого, кн зформулирогали гипотезу данного исследования -ледугошим образом: знсокий уровень социальной активности учителей музыки достигается в том случае, если, во-первых,, в процесса специальной подготовки ставятся задачи ^ормированая социальной активности как ляч-юстното качества, во-вторнх, если музыкальнее занятия строятся ; использованием методов формирования социальной активности как >рофессионального качества»

Под задачами формирования социальной активности как личност-гаго качества будущих учителей музыки ira понимаем:

1. Врарстпенно-эстетическую направленность спецлальнол под- . •огонки студентов.

2. Повышение общей эрудиции и расширение художественного кругозора будущих учителей музыки.

3, Формирование профессионально-педагогической направленности личности студентов.

К методам формирования социальной активности как профессионального качества будущих учителей музыки ш относим:

1. Целенаправленный подбор репертуара на индивидуальных занятиях, способствующий расширению общего и профессионального кругозора студентов, а также формированию их ярофзссиональцо-педа-гогической направленности.

2. Анализ изучаемых музыкальных произведений с филосодрско-эстетических позиций.

3. Подготовку студентов к музыкально-просветительской деятельности.

При выдвижении данной гипотезы мы руководствовались соображением, что воспитание положительных нравственных качеств, повышение общей эрудиции и формирование дрофессионально-пэдагогичес-' кой направленности личности происходит на только в процессе обучения в педагогическом вузе г, там более» специальной подготовки студентов. Эти проблемы решаются всей социальной, нравственной, культурной ситуацией в общества, и в рамках данного исследования мы можем говорить не о методах их решения в процессе специальной подготовки студентов, а лишь о постановке в этом процессе соответствующих задач6 а также предложить определенные профессиональные приемы, способствующие их решению« Говоря же о формировании социальной активности как профессионального качества будущих учителей музыки, мы шрава предложить применение разработанных наш методов.

Для достижения поставленной цели и проверки истинности вы-двйнутей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Опираясь на концепции социальной активности, разработанные в философии и общей педагогике, выявить специфику формирования социальной активности учителей музыки,

2. Определить личиостные качества, необходимые для воспитания оптимального уровня социальной активности.

3. Выявить цсахолого-педагогичэские аспекты формирования социальной активности будущих учителей музыки

4. Разработать и экспериментально проверить методику по-

4

строонкя чанятиЛ, способствузощую форуноованкю социальной активности студентов.

.■'■этолологи^. кявдедопаная в;с."ычаот циалэкгяческмЯ подход к построению исследования; внводо лсихолого-податогическоЯ науки, позволяющий понять механизм форглтования личностных кянаств субъекта, в процэссо долтолыюсти; положения о гу/лнлзации педагогического образования, о систор:ом и прсх{1вссцонаяько-доят^л1.ности6м ::одходо к подготовка учигзля.

Лри рэкании поставленных зздач использовались слодуюище

исела яов.ч»:кя:

1. ХиоротичоскпИ анализ {.нлосо^ской, ясиходого-педагогнчос-кой и специальной литературы по яроблеке исследования.

2. Изученио и оэ&Мги.ю парадового «едагогическогз охыта,

3. Аккетировшшз с последующей обработка» данных.

4. Наблюдение за учебной дзято^.-.осч'ьто студентов и еэ анализ.

5. ПедаготчзскяП зкслоос-лит.

'Герпетическая шгяч-.у-^сть я научная новизна работы заключаются в сл'одух>::;г,.\!: лробледла ^ормипоьаыия социальной активностя учителей "узики в пооцоссо специальной подготовки впервые стала предметом научного исследования; автором шязлона специфика формирования социальной активности учителей музыки, к от о п.'л состоит з лримека-НШ1 общих методов повышения социальной ау/гглзности в сочетании с методами, учитывающими специфику музшсалыю-иодагогической деятельности; определены личностные качзстьа, нзобходии/э для оптимального уровня социальной активности, к которым автор относит положительны!; нрапствзшшо качества, ысокик уровень об;цз:1 и профессиональной эрудиции, а та:<;-:о лотребность а социально значимой деятельности педагога-музыканта; раскрыть- пс^олого-лвдагогичес-кие аспекты формирования социальной активности студентов ;,-.узыкаяь-но-педагогичзских факультетов; предложена методика формирования социальной активности удуцкх утлтелеа музыки в процессе специальной подготовка.

Практическая ценность исследования состоит в определении основных методов работы преподавателей специальных дисциплин, направленной на интенсивное формирование социальной активности студентов. Разоаботакныз рекомендации дадут возможность более эффективно, с точки зроняя 4-ормировашн социально значиадх качеств студентов, строить содержание я формы работы на индивидуальных

5

занятиях и в процесса руководства музыкалько-аросветитольской деятельностью будущих учителей. Исследование доляно способствовать форлиронашга высокого уровня социальной! активности студен-тон музыкально-педагогических факультетов, что необходимо для улучшения интеллектуального развития, нравственного к эстетического воспитания школьников.

На змг-лту выносятся следующие шшжшшд:

1. Социальная активность рассматривается автором как ллч-ностноа и как прсч-ессдопальпоо качество я является нэотъвлишдай характеристикой учителя музики в соирзглекных условиях;

2. Социальная активность - интегральное понятно, включающее в себя разносторонние качества личности. Для учителя музыки сажцэ.'шлг.тк являются: комплокс положительных нравственных качеств, высокий уровень обцаЛ культуры и широкий художественный кругозор» пра^зссйоиально-додйгог;!чес1сая направленность личности;

3. Постановка и процессе специально-*1, подготовки будущих учи-тедой муэщш задач формирования социально значимых качеств личности и нгамонанив в этой процессе методов нормирования социальной

• активности как «{ч^оосискачь^ого качества долвдо способствовать повышению социальное активности студентов.

Ла роб.гаш ро я.удьт;г:ов не с ле давания осуществлялись по следующим направлениям: 1/ в пронес, с о проведения опытно-экспо римоитачь-ной работ на »дузцкаяьно-цадагогичаском ^акулътото Уральского пединститута; 2/ чорхзз опубликование автором соответствующих научко-ксслодоватольских мато ;^алоа; 3/ »"ходе выступлений с докладами на о.т.егодных конференциях по итогам научно-мотодачоской работы /Свердловск'-- Екатеринбург, 1У6') - 1922/; 4/ в процесса оосувдо-ния дкссоотоцак на кафедоэ методики и творил музыки МГ0.1Л, на ка-фодре тоории к истории музыки и музыкапьпых инструментов УрГш! /1',)8В-1УУ<!/; путем внод(хзнил ¡вдработлнных автором методов формирования социальной активности студентов в практику ршоты на музыкально-педагогическом факультете .Уральского пединститута.

Структура диссэитшм;. .Диосорталия состоит из ггэдения, двух, глав, заключения, библиографии /194 наименования/ и приложений. Основное содержание диссертации изложено на Зи? страницах машинописного текста.

В

основное сод!'р"'ли;:2 диссяпжт

Во с и о д а н и и ооосноьиълич'ел актуальность выбора та-ми, определятся оЛъокт, предмет, ноль, задачи, гмотоаа, излагаются мотодо,логические осиони и методы, раскрывается научная но- • шпна, тоорзтичос.'чШ! и практическая значимость исследовании, фор-мулиоуются гсрл.тадннл, шносимш на защиту, содержатся спадения Ы апробации данной работы.

В первой г л а в О' - - "Теоретические аспекты формирования социально.! активности будящих учителеИ музыки" - рассматривается понятие "социальная активность" с точ;:л прения философий ц педагогики и дается определение социальной активности применительно к учителям музыки /51/. раскрываются психолого-ледагоги-чеокие предпосылки формирования ости'..льной активности будущих" • учителей мумнки /52/. определяются основные направления р. ¿опт по формированию социальной а;стшшостл студентов в классе спец-икструментд, дирижирования, шкала, а таккэ в процессе подготовки студентов к музыкально-просветительской деятельности /53/.

Понятие "социальная активность" различными представителями современной -философии и педагогики определяется но-разному: как-деятельность, направленная на удовлетворение общественных и личных потребностей /Т.¡1.Богданова/, совокупность свойств .личности, проявляющихся н деятельности /¡¿.П.ПоликановаЛ сочетание потребности и преобразущой способности как'черти личности Д.Н.Маль-ковскоя/, комплекс ираьсчшшшх и профессионал*них качеств /П.А.Сластеник/, Исходя из этого, автор исследования понимает соц1'тлч1ую активность учителя музыки как совокупность социально'значимых качеств личности, проявляющихся в деятельности. Под социально значимыми качествами личности лодраз'/ме&аится такие Иачкгстпа, которые определяют позитивную роль человека в общества, социальной действительности; из них наиболее ваянкии для учителя музыки аато£ считает, во-первых, положительные нравственные качества, во-вторых, высокий уровень общей культуры и широкий художественный кругозор, в-третьи , позитивное и творческое отношение личности к музыкально-педагогической деятельности.

Существует различные подходы к опредолонип критерия социальной активности /г.НЛальковская, Е.Н.Василевская, Е.И.Шастина/, на основании которых авто» ксслолования выводит критерий сопиаль-

ной активности учителя юузикк, ькл\>?акц$1: 1/ наличие комплекса социально зиачт/ах личностях качаете; 2/ активную деятельность по реализации этих качеств; 3/ потребность к про^ессиональног-ду самэоо разованкю.

Для о;хродолз!С1л психолого-педагогичаских предпосылок форми-'роваккя социальной активности как личностного качества студектох понятие социальной активности было проанализирооано с точки зрения психологии /§2/. Автором устаноьлано, что данное понятие базируется на болеа оощем понятии психмчаскол активности человека. Согласно шзодам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.1:.Леонтьева, психическая активность лике Л в общестке неизбежно принимает (¿арку социальной'активности, а специфическом для человека формой ак тивности, направленной на сознательное преобразование мира, яаля ется деятельность. На основа анализа исследований по данной проблеме автором било ввдьлнуто прэдможиевние, что разори отанний психолога-.а деятельностный подход к процессу учения является вал ной предпосылкой к формировании социальной активности студентов.

В диссертации оЗрая&ется внимание на педагогические условия которко могут способствовать интенскшому формированию социально активности будущих учителел г узкий. В качестве наиболее важных и них названы нравственно-эстетическая напраьленность специальной подготовки, лопаиение общей эрудиции и расширение художественного кругозора студентов и формирование цр&фосепонально-педагоги-чоской направленности личности будущие у читало ¿1 музыки. Зти полозке кия оылн сформулированы е вида задач процесса специальной код-готомси студентов музыкально-педагогических .факультетов.

Следующий раздел .глаьн посвящен рассмотрению предварительных условий, задач и методов ^орлшропанпя социальной активности как личностного и л поре с с ¡юшшьн о го качества будущих учителей музыки /§3/. Важным предварительным условие;.! повышения социальной активности студентов на музыкально-иедагогическом факультете является целенаправленный отбор абитуриентов с учого?.! их склонности к профессии учителя музкка. Актуальность данной пооолегл! обусловлена том, что на .чуоыкадьпо-шдагогпчеекпй факультет нередко поступает лчди, имеющие преп^удестшнно, исцелпктольскуи подготовку, которая позволяет им успешно шдопгать конкурс. 3 дальнейшем, как покапывает практика, у.нсгие из них и;цут е.кю дриг.:ене|шк ше поо^оосик учителл кулаки. Ь диеееотации предла-

8 •

гайтся учитывать иэ только уровонь ясполи-лзлъсио'А яодготозю: абитуриента, но' к, в первую очэрэдь, гюрспоктиву его работы в общеобразовательной школе, так как социальная активность учителя музыка долила находить применение прездо всего в его профессионально/ деятельности.

Исследуя'задачи нормирования социальной активности .чах личностного качества студентов, автор особое ьнлмакио уделяет квав-ственпо-эототической направленности специально.*; подготовки. Ото означает более полное использование нравственного потенциала искусства и, в частности, музыки, для воспитания будущих учителей. Возможности искусства для нразствзнного совершенствования л.:ч:-:о~ сти безграничны, так как путь искусстза - это путь усвоения содерзания через переживание /БМ.Некеискяя/. В связи с этиа в задачу преподавателей специальных дисциплин входит такая организации при-. общения студентов к искусству, чтобы возникало глубокое пзрежва-ние, а учебный процесс ставил целью на только усвоение студентом су.\мы знании и навыков, но и восштанио культуры его чувств. Для достижения этого предлагаются следующие приеш: 1/ дахать студентам знания об этической стороне 1.<уз:;ки как искусства, акцентировать их внимание на то, что нравственные принципы глубоко затрагивают область чувств, эмоциональную Сч-ору человека и, следовательно, музыка способна влиять на их формирование и развитио /А.Н.Сохор/. Проводить со студентами беседа о нравственных идеалах конкретных исполняемых произведений, о путях нравственного воздействия музыки па школьников; 2/ добиваться' от студентов большей эмоциональной отдачи л г-и исполнении ими произведений, стараться увлечь, заинтересовать их тем или ;:ш:м произведением, для чего соответствуюздм образом /по принципу интереса/ подбирать им репертуар. По мнению автора, соединение профессиональных усилий студента с его представлениями о нравственных ценностях кокет, при всей сложности путей нравственного воздействия на личность, дать стимул к формированию пологкительных нравственных качеств будущих уштелой музыки.

Ватной, задачей процесса формирования социальной активности как личностного качества студентов автор считает повышение обцсП эрудиции и расширение художественного ктзугозора будущих учителей музыки. ¡То мнению многих исследователей /Г.М.Цыпии, .о..¿.Йеменский, Л.А.Ралацкая/, названная' проблема в последнее время приобретает

о

особенно острый характер, так как уровень общей эрудиции большинства студентов весьма низок. Мозду тем, но вызывает сомнений, что социально активный учитель музыки - это учитель, не только передавший егколышеам определенный тнеиум знаний и соответствии с программой, но, прежде всего, интересная личность, человек, обладающий широким общим и художественным кругозором, развитым эстетическим вкусом. Только такой учитель /а не узкий сноциалист-лрод-мс тник/ способен успешно выполнять свое ва'шейшуп профессиональную задачу - прививать детям икгорос к музыке, потребность в ной,-способствовать их духовному росту.

Обобщая опыт раоотн ко подготовка учителей музыки, автор откачает следующие недостатки, широко 1>ас11ростракеиине в практике музыкально-педагогических факультетов:

- узкую п »о (ю с с и о!: ал н .ч аци а индивидуальных занятий по спещ$к_ струменту, дирижированию, вокалу; концентрируя внимание на кснол- . нительскях задачах, студенты часто не в состоянии обобщить имою-¡¡даася у них знания по данному пред:«ту, недостаточно интересуются методической литературой, не могут назвать имзна крутюйаш исполнителей по данной специальности( ие знают особенностей современного исполнительства;

- слабое знание литературы, яишшгси, архитектуры и, кок следствие, непонимание взаимосвязи искусств, неумение обобщать, проводить параллели;

- отсутствие у большого числа студентов потреоности к постоянному посещению концертов, театров, выставок и т.н.

Опираясь на принципы развивающего обучения, сформулировашшэ Г.М.Цыпиным, диссертант предлагает использование в ироцоссо специальной подготовки студентов слоящих приемов: развитие у студентов ассоциаций между музыкой и литературой, иивоиисью, архитектурой, театром; использование ыэжлредметных связей для расширения художественного кругозора; проведение со студентами бесед о проблемах, связанных с музыкой и искусством вообще; применение возможностей звукозаписи в процессе индивидуальных занятий; знакомств студентов с новинками искусствоиедчэском, методической и специальной литературы; активизации У студентов интереса к посещению театрально-конпгитшх мероприятий.

13 Исследовании подчеркивается важность еще одно!! задачи, которую Необходимо ставить в процессе спв;:иильнсй подготовки - фор-

10

мароваиия пр(У1оссконг1яьно-п9даготачаскок направленности личности будущих учителоа музыки. Необходимость этого обусловлена (тен, что социальная активность личности проявляется только в деятельности п, нроедв всего, профессиональной. При анализа процесса формирования лророссионольно-иедагогическоЛ направленности личности студоцтов автор опирается на закономерность доминантности /Л.Г.Арчатнигсова, Н.В.Кузьмина/, согласно которой для результативности педагогической деятельности неооходимо подчинение специальных способностей педагогическим при достаточно высоком уровне развития последних. Эту закономерность предлагается учитывать в процессе специальной подготовки будущих учителей мупкхи.

Формированию профессионально-педагогической налрчэлзннояти личности студентов, как и повышения их эрудиции и воспитанию положительных нравственных качеств, приятны спосооствовать предлагаемые метода формирования социальной актишоста как и рой'.ч: и-опального качоства будущих учителей музичи. К ним относятся: ад-тод целенаправленного подбора репертуара для индипндуальных занятии; анализ изучяомых музыкальных нроизьедаштЯ с нлософско-»огвтпчосхих позиций; подготовка студентов к музнкодьно-прос;«?-

ТЛТОЛЬСЖОЙ ДбИГАЛЬНССГИ.

Обращаясь к общзпринлтим принципам подбора ргл??Г'туара, автор считает целесообразным внести ряд предложений, к^то^з-могут способствовать повншошта эрудиции и формировали» про^оейионально-подагогической направленности личности студентов: 1/ репертуар доляан бкть разнооорязным, содержать произведении различных плох, стилэй и данров, что необходимо для расширения кругозора студентов; 2/ произведения, исполняемый студентом, должны вызывать у кого интерес, эмоциональный отклик, что вагко для нгавственно-эстстнчоской направленности специальной подготовки; 3/ рэпзрг/ар доллон включать нэ только произведения, необходимые для совершенствования -исполнительских навыков, но и произведения для муяыкаш>-но-ппосв^тито.'гьскоЛ работы, что икеет значение ддн активизация музчкалыю-лросшгнтольской деятельности студэйтоп м ^ормиро^йкя прорессионально-цедагогичве.чо'Л направленности их личности.

Слэдуташ?. из предлагаемых методов формирования социальной активности как профессионального качества будущих учителей музыки нклмчаот анализ ия.-чаемых музыкальных произведений с |;илосо>-око-эстетических яо^.гг.гй. Мго сущность заключается в попытки птю-

е

одолонгл узкопрофессиональной направленности индивидуальных занятой. Спираясь ка"яр.-:нцяц увеличения теоретической оулости занятий иузц;.*?.лыги>л исполнительством /Г..'.1.Цииин/, автор предлагает вести работу над оелертуаоом дедуктивным методом..Ото означает, что непосредственная работа над текстом доллна предваряться созданием у студента общего представления о хоулозитора, его эпохе, чертах стиля, общей концепции данного произведения. Пооледуэду» работу над текстом целесообразно сониоводдать гшаллзом содержания и фор«1 произведения-, особенностей фактуры, динамки и т.д., привлекая к этому процессу аналогии с литературой, живописью, другими видами искусств. Такая: раоота должна способствовать как расширенна эрудиции студентов, так и более успешному исполнительскому овладению репертуаром.

В качестве метода формирования социальной активности, призванного содействовать формированию профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей музыки, предлагается подготовка студентов к музыкально-просзатнтелъской деятельности. Для студентов музыкально-педагогических факультетов музыкально-просветительская -деятельность является одновременно и общественной работой, и фактором пророссио.чального роста. В диссертации подчеркивается, что с цель» создания условий для активной музыкально-просветительской работы будущих учителей муяики следует, пот/л[мо соответствующего подбора репертуара к развития эрудиции студентов, учитывать их интерес к тому или иному вицу работы, оказывать помощь в организации нестандартных, привлекательных для студентов внеаудиторных музыкальных мероприятий.

Предлагаема метода формирования социальной активности как профессионального качества студентов могут способствовать ¡¿юрми- ^ рованию положительных нравственных качеств, повылюшло эрудгашг и профессионально-педагогической направленности личности будущих учктелой г.тузыки, что должно составить основу их социальной активности.

Итогом первой главн явилось обоснование главных теоретических положений исследования:

Социальная активность является необходимой хаоактерксти-кой У%1тёля *5упыки в современных условиях.

£ - Теоретическое обоснование целей, задач, условий и содер-{иОЬты по формированию социальной активности студентов"в

12

процессе специальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете.

Во второй главе - "Экспериментальное исследование процесса формирования социальной активности студентов в ходе специальной подготовки" - раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы. В ее задачи входила проверка истинности выдвинутой гипотезы и уточнение разработанных методических положений.

Педагогическая направленность эксперимента обусловила форму и характер его проведения - обучающий эксперимент в естествен-' них условиях индивидуальных занятий, педагогической практики и музыкально-просветительской деятельности студентов. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, обучающий и проверочный, /

В ходе констатирующего эксперимента ставились следуадие задачи: 1/ определить уровень общей эрудиции студентов; 2/ установить наличие взаимосвязи между профессиональной подготовкой студентов и их нравственно-этическими представлениями; 3/ проанализировать отношение студентов к профессии учителя музыки; 4/ изучить репертуар на индивидуальных занятиях для того, чтобы установить его влияние на формирование социально значимых качеств студентов; 5/ проанализировать процесс педагогической практики и музыкально-просветительской работы студентов с точки зрения формирования социально значимых качеств.

Основными методами проверки являлись: а/ анкетирование; б/ беседы; в/ анализ наблюдений за ходом учебного процесса, педагогической практики и музыкально-просветительской деятельности студентов; г/ анализ выполнения студентами специальных заданий. Критериями для определения уровня социальной активности студентов служили: 1/ уровень общей и профессиональной эрудиции; 2/ понимание нравственной сущности исполняем« произведений; 3/ умение воплотить свои знания в работе над музыкальной тканью произведения, а также в процессе педагогической практики и внеаудиторной музыкальной деятельности. На осесеэ разработанных критериев были составлены таблицы, содержащие данные по каждому из параметров. Данные оценивались по пятибалльной системе.

Обработка и систематизация полученных сведений показали, что задача повышения социальной активности студентов в процессе обу-

13

чания на музыкально-педагогическом ¿¡ак/льтете Уральского пединститута специально ко ставится. На используются резерва дал воспитания поло:кительных нравственных качеств, развития эрудиции и . формирования профессионально-педагогической направленности личности студентов, в результате чего профессиокальнцо качества учителей музыки не всегда и в недостаточной степени реализуются ими , в социально значимой профессиональной деятельности. Результаты" "ыдолнзккя специальных задании показали, что большинство студентов недостаточно понимает социальную и нравственную роль музы™, ^многие слабо видят взаимосвязь музыки с философией, литературой, различными видами искусств. 3 процессе работу над музыкальными произведениями зачастую доминирует узкотехнический подход.

В формирующем эксперименте участвовали студенты 1-1У курсов, имеющие различную предварительную подготовку. Общий уровень подготовки студентов экспериментальной и контрольной групп был примерно равным. Занятия велись одновременно в экспериментальной н контрольной группах.

Методика формирующего эксперимента продусматриваяа: целенаправленное наблюдение за работой студентов и беседы с ними; проведение индивидуалышх занятий, согласно разработанным методическим положениям; наблюдение за деятельностью студентов в хода педагогической практики в школо и музыкально-просветительской работы; замеры уровня развития социально значимых качеств студентов посредством контрольных срозов в концо каждого семестра.

Основным способом получения данных об объективности предлагаемой методики бало сравнение результатов выполнения участниками эксперимента специальных заданий на первом и последнем этапах •исследования.

Формирование социально значимых качеств студентов осуществлялось посредством: 5/ целенаправленного подбора репертуара на индивидуальных занятиях, включающего произведения различных эпох, . стилей, канров, а также произведения для тлузыкально-просветктель-ской работы, с учетом интереса к репертуару со стороны студентов; 2/ 6 шла изучаем« произведений с фядософско-эстетическкх по, зтойй{ 3/ подготовки к активного привлечения студентов к ыузн-каШо-нроавзгитбльской деятельности.

Общап проверка результативности использованных методов и работы осуществлялась в рамках проверочного эксперимента.

14

Основным способом проверки были контрольные срезы по разработанным ранее критериям, а такле анкетирование студентов. Результаты анкетирования и срезов фиксировались в специальных таблицах.

Методика проведения проверочного окспэрхмэнта предусматривала выполнение трех специальных заданий, которые преследовали цель выявить уровень общей и профессиональной эрудиции испытуемых, степень понимания имя нравственной сущности музыки, а также умение воплотить свои знания в работе со школьниками. Предложенные студентам анкеты содержали вопросы о степени заинтересованности испытуемых профессией учителя музыки.

Сопоставление результатов контрольных срезов, анкетирования, наблюдения за работой студентов на индивидуальных занятиях и во время их педагогической и исполнительской практики дало развернутую картину динамики формирования социальной активности испытуемых на протяжении всего опытного' периода.

Сравнительный анализ эхах показателей позволяет утверздать, что испытуемые, прошедшие курс экспериментального обучения, существенно превосходят студентов контрольной группы по уровни общей и профессиональной эрудиции, пониманию нравственного значения' музыки и обнаруживают серьезные качественные сдвиги в позитивном отношении к профессии учителя музыки, что свидетельствует о положительном воздействии использованных методов и форм педагогической работы.

В заключении дается обобщение основных теоретических положений, формулируются общие выводы и научно-практические рекомендации.

В ходе исследования выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Автором установлено» что применение в ходе специальной подготовки студентов методов формирования социальной активности как профессионального качества, а также постановка задач формирования социальной активности как личностного качества оказались »ЭДективныка для повышения социальной активности будущих учителей музыки.

Результаты проведенного исследования, отраженные в итоговых таблицах .№№ 12, 13, 14, 15, 16, 17, показали, что испытуемые экспериментальной группы значительно превосходят студентов контрольной группы по количественным и качественным показателям разработанных критериев. Экспериментальное обучение подтвердило, что

15

предложенные в исследовании метода обусловливают формирование специалистов о более высоким уровнем развития социально значимых личностных качеств, общей и профессиональной эрудиции и профессиональной ориентации. Разработанная методика формирования социальной активности студентов является условием оптимизации учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете, так как способствует, при сохранении существующего объема у^эбно-восдитагельного процесса, формированию комплекса личност-, тах и профессиональных качасгв, необходимых для успешного функционирования учителя музыки -в современных условиях.

Основное содержание диссертации изложено в публикациях:

1. Социально-педагогические аспекты формирования профессиональных качеств учителя музыки / Свердл. пед. ин-т, 1986. 11 о. Леи. в НИИОЛ АПН СССР 22.12.1986, № 314-86. Соавтор - Нэмьшша И.Н

2. Произведения композиторов-классиков в репертуаре учителя Музыки: Метод, рекомендации // Работа учителя музыки над исполнительским репертуаром. Свердл. пед. ин-т, Свердловск, 1967.С.15-Г

3. ТеЬретические аспекты формирования социальной активности учителя музыки // Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи / содержание, формы, метода/. Свердл. дед. ин-т, Свердловск, 1989. С. 16-24.

4. Условия формирования социальной активности студентов на музыкально-педагогическом факультете / Свердл, пед. ин-т, Свердловск, 1989. 9 с. Два. в ОДНИ "Школа и педагогика" 09.10.1989,

341-89.

5. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки как условие формирования социальной активноотн

' студентов // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете, Свердл. пед. ин-т, Свердловск,

1991. С. 35-40

Типография ротеди Москва ..«лона.дош, ¿Ь