Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование толерантного сознания учащихся старших классов

Автореферат по педагогике на тему «Формирование толерантного сознания учащихся старших классов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Зятьков, Алексей Николаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование толерантного сознания учащихся старших классов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование толерантного сознания учащихся старших классов"

на правах рукописи

}ятьков Алексей Николаевич

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики и этнопсихологии

Негосударственного образовательного учреждения высшею профессионального образования «Московский психолого-социальный институт»

Защита состоится «29» октября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета 521.027.01 при Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт»

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайтс Московского психолого-социального института.

Автореферат разослан «28» сентября 2007 года.

Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования

Бондырева Светлана Константиновна.

Официальные оппоненты;

доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии Образования

Бнм-Бид Борис Михайлович

кандидат педагогических наук Осокина Ольга Алексеевна

Ведущая организация

Самарский государственный педагогический универсгггет

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат педагогических наук,

Молчанова Н. П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В результате распада СССР исчезла крупная надэтническая структура, обеспечивавшая общую идентичность Резкое ухудшение экономической ситуации в регионах и во вновь образовавшихся суверенных государствах привело к формированию мощных миграционных потоков, что дало серьезный толчок росту межэтнической напряженности, как в самих суверенных государствах, так и в России в целом

Решение проблемы межэтнической толерантности, имеет решающее значение для единства и целостности России на территории которой в настоящее время проживают представители 181 национальности Ситуация усугубляется обширным миграционным потоком в Россию, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья За пределами России сегодня проживают более 20 млн человек так называемого «русскоязычного» населения, большая часть из которых желали бы выехать в Россию на постоянное место жительство Отсутствие жилья и работы делают мигрантов социальной группой с очень низким уровнем доходов, с наиболее ущемленными правами и интересами Мшранты нуждаются в многосторонней помощи, в утверждении доброжелательного отношения со стороны властей и населения

Формирование толерантного сознания в значительной степени зависит от системы образования как действенного института социализации Исследуя проблему межкультурной коммуникации, в частности, опыт зарубежных стран, следует отметить специфические особенности развития этих отношений в России Слабая законодательная база, невмешательство государства в организацию жизнедеятельности мигрантов, отсутствие разработанной концепции поликультурного образования в России привело сегодня к сложной обстановке в этой области Отечественная наука только последние 5 лет стала предметно изучать как сами миграционные процессы, так и технологии организации взаимодействия культур, методы формирования толерантного сознания

Степень разработанности проблемы.

Изучение соответствующей мировой и отечественной литературы, посвященной проблеме толерантности и формированию толерантного сознания, свидетельствует о том, что идеи терпимости, толерантности в той или иной степени освещались философами, педагогами уже на протяжении довольно длительного исторического периода

В XVIII веке одни исследователи (Боден Ж, Кант И, Монтескье Ш и др ) разрабатывали концептуальные представления о природе и специфических чертах рас и народов, обосновывая их действием «натуральных» причин (климата, ландшафта, крови), другие - (Ратцель Ф , Норденшельд Э , Фробениус Э и др) выдвигали идею о диффузии (взаимопроникновении) культур в процессе миграции этносов

Возникновение в естествознании эволюционных концепций привело к возникновению «теории наций» Так, Гегель Г выявил значимость политического фактора в лице государства, французский социолог Дюркгейм Э в исследовании

социальных явлений использовал метод структурного функционального анализа, развитый в дальнейшем Парсонсом Т. в контексте функционирования социальной системы и используемый в этнологии и культурологи, Маркс К, Энгельс Ф , Вебер М акцентировали социально-экономические факторы в развитии всемирной истории Односторонность марксистской трактовки была замечена известным историком религии Ренаном Э и социологом Милем Дж. С , считавшими стержнем нации национальное самосознание

Аналогичный разброс мнений был характерен и для многонациональной России, где большинство выдающихся мыслителей (Данилевский Н Я , Соловьев В.С , Бердяев НА и др ) аппелировали к национальному самосознанию и национальному характеру

Теоретические аспекты формирования и эволюции этносов, межэтнического взаимодействия и межэтнической толерантности плодотворно исследовались отечественными учеными и в советское время (Бромлей Ю.В., Гумилев Л Н, Лихачев Д.С и другие)

В исследования психологических особенностей процесса формирования толерантного сознания большой вклад внесли как зарубежные, так и отечественные ученые Эффективно исследовались социально-психологические механизмы идентификации, конформизма, уподобления, внушения, заражения, подражания, убеждения, которые проявляются не только в системе отношений личностей, групп, классов, но и в системе отношений наций, народов, этносов (Асмолов А Г , Бондырева С К, Юнг К и другие).

В разработку теоретических основ педагогики, педагогической антропологии большой вклад внесли, такие просветители, ученые и общественные деятели как Розанов В В , Толстой Л Н., Ушинский К Д Эти и другие ученые выявили характерные черты отечественного воспитания, которые позволили обосновать его целостную природу* духовность - открытость - традиционность Для разработки теоретических основ процесса формирования толерантного сознания, обоснования его предметной логики и функциональных элементов, определения условий и путей совершенствования значимыми являются исследования современных ученых - Волкова Г Н, Богораза В Г, Сухомлинского В А и др

Анализ исследований по интересующей нас проблеме позволяет сделать вывод о том, что данные работы легли в основу разработки теоретических и практических аспектов создания моделей интернационального и поликультурного воспитания В то же время следует отметить, что в существующих этнопедагоги-ческих исследованиях дискуссионными остаются многие проблемы, связанные с процессом формирования толерантного сознания

Все исследователи в различные исторические периоды, возвращаясь к проблемам стабильности государства, развития общества и культур, обеспечения социально-экономической стабильности общества, в той или иной степени касались проблемы межэтнического согласия В педагогике эту проблему ставили Блон-ский П П, Ушинский К Д, Равкин 3 И, Бондырева С К., Джунусов М С и другие

Исследования, проводимые в советский период, были в значительной степени идеологизированы Они основывались на определенных гарантиях стабиль-

ности общества, общей идеологии стандартизации, а методы работы по организации интернационального воспитания подкреплялись общей идеологией государства и установкой на формирование новой общности - «Советский народ» Однако их можно использовать, адаптировав к новым социально-экономическим условиям России, с обязательным учетом уровня национального сознания, потребности этнической идентификации школьников

Дискуссионность означенных проблем обосновывает необходимость их дальнейшего теоретического анализа и определяет актуальность выбранной темы Цель диссертационного исследования - разработка технологии диагностики уровня толерантного сознания старшеклассников и методов работы по формированию толерантного сознания в пространстве школьного образования

Объект исследования - процесс формирования толерантного сознания старшеклассников.

Предмет исследования - разработка технологии формирования толерантного сознания старшеклассников

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование толерантного сознания старшеклассника осуществляется при создании определенных педагогических условий

1) Организации процесса диалога культур;

2) Знания и понимания педагогическим составом школы педагогических традиций народов,

3) Профессионально и грамотно организованной работы с семьями детей мигрантов

Реализация названных педагогических условий позволит достигнуть

■ освоение гуманистических ценностей,

■ осознания расхождения между ценностями и поведением,

■ создания общих надэтнических групп и пересекающихся идентично-

стей;

■ организации межгруппового контакта,

■ обобщения позитивного опыта межгруппового взаимодействия Теоретические основы изучения феномена толерантности и проблемы

формирования толерантного сознания представлены различными подходами онтологическим (Кормина Н А, Овчинникова А Ж., Разумный В А., Яковлев Е Г), гносеологическим (Ильенков Э В., Канарский А С , Копнин В.П.), семантическим (Гадамер Г, Гуссерль Э, Лосев А Ф , Лотман Ю М, Шпет Г Г ), культурологическим (Виленский М.Я, Исаев И Ф и др )

Базовыми для нас являются исследования Анисимова О С., Асмолова А Г, Бондыревой С К , Борытко Н,М, Дробижевой Л М , Стефанеко Т Г, Турбовско-го Я С , Фельдштейна Д И., Чащина С В

Психолого-педагогический анализ изучения культуры как средства формирования тех или иных качеств личности осуществляли Аничкин С А, Бусурашви-ли Д К, Лихачев Б Т, Шевченко Г П, развитию творческой активности субъекта учения посвящены работы Зинченко В П, Кан-Калика В А, Конышевой Н М, Никандрова Н Д, Петровой В И и др Однако в их исследованиях не нашли дос-

таточного освещения такие важные моменты как межэтнические отношения и взаимодействие субъектов в педагогическом пространстве

В педагогике также накоплен значительный опыт построения педагогического процесса в общеобразовательной школе в поликультурных регионах, однако, вопрос о специфике взаимодействия детей как субъектов межэтнического диалога с целью формирования у них межэтнической толерантности не актуализировался

Методологическую основу исследования составляют положения отечественной и зарубежной философии, социологии, этнографии, психологии, педагогики, политологии, в которых феномен толерантности личности рассматривается как развивающееся динамическое образование Сложная природа и противоречивый характер становления межэтнической толерантности у школьников требует серьезного подхода к организации воспитательной работы в пространстве школьного образования

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, индуктивный и дедуктивный методы при выработке содержания вводимых понятий; педагогический эксперимент с применением на разных его этапах эмпирических методов (наблюдение, анкетирование) Для обработки и систематизации эмпирических данных применялся метод математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали общеобразовательные школы №832, №838, №857, №940, №980, №987, №1580 и №2001 Южного департамента г Москвы Выборочную совокупность исследования составили 283 учащихся одиннадцатых классов

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

1 этап (2003-2004) - анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; конкретизация общей цели в системе исследовательских задач и формулирование гипотезы эксперимента

2 этап (2004-2005) — отбор и организация материалов, разработка педагогической технологии реализации комплекса средств для формирования исследуемого качества, определение содержания критериев исследуемого качества

3 этап (2005-2007) - проведение педагогического эксперимента, осуществление начального и итогового диагностических измерений в экспериментальной и контрольной выборках, статистическая обработка полученных эмпирических данных, качественная сравнительно-сопоставительная интерпретация результатов эксперимента, обобщение и формулирование выводов по результатам исследования

Научная новизна исследования заключается в выявлении социокультурных реалий современной России, анализе научно-теоретического обоснования разработки процесса формирования толерантного сознания в отечественной и зарубежной науке, разработке собственной методики и технологии диагностики уровня толерантного сознания старшеклассников и дальнейшего его развития

Теоретическая значимость работы:

• Разработан категориальный аппарат формирования толерантного сознания как педагогической проблемы

• Проанализированы основные этапы миграционных процессов России, определяющие возможность межэтнических конфликтов в системе школьного образования.

Практическая значимость работы:

• На основе проведенного исследования разработана авторская методика диагностики уровня сформированности толерантности старшеклассников и совершенствования работы по формированию их толерантного сознания,

• Подготовлена программа по организации работы с родителями детей-мигрантов

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических позиций, применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью объема выборки, длительным характером исследования, позволившим провести количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы

На защиту выносятся следующие положения:

1) Одной из целей современного образования является воспитание всесторонне развитой личности, т е личности, не только осознающей свою этническую идентичность, но и способной к активному взаимодействию с представителями различных этносов, адаптированной к условиям жизнедеятельности в современной России

2) Особо значимое место в процессе школьного образования отводится формированию толерантного сознания учащихся, уровень сформированности которого в значительной степени определяет эффективность взаимодействия в системах ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-администрация

3) Понимание, знание педагогами общего и особенного в педагогических традициях народов и профессиональная, грамотная работа учителя по использованию этих особенностей совершенствуют педагогический организованный процесс формирования толерантного сознания учащихся старших классов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе участия в научно-методических и научно-практических конференциях всероссийского, межрегионального, регионального и межвузовского уровней (2003-2007 гг), посвященных проблемам совершенствования учебного процесса средней и высшей школы

Основные идеи исследования прошли апробацию в ходе выполнения работы государственному по контракту в 2006 г

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 133 источника, трех приложений

Основное содержание работы

В главе первой о проблеме формирования толерантности личности в отечественной и зарубежной науке рассматривается история возникновения вопроса В

первые о ней писал английский философ Дж Локк в «Очерках о терпимости» [2, т 1, с 154] и в «Письмах о терпимости» [2, т 2, с 74] Разшвая мысли Локка, Руссо, Канта о справедливом обществе, английский философ Дж Роле [3, с 17] выдвинул теорию справедливости, в которой описал толерг нтность как моральную добродетель, политическую ценность, одно из воплощений принципа справедливости, равенства; рациональную добродетель, основанною на равенстве людей, обладающих интуитивным «чувством справедливости» и разделяющих «тонкую» теорию блага Роле также утверждал, что никакие филогофские и религиозные учения не могут рассматриваться как основания толеранп :ости

Сегодня идеям Ролса противопоставляются концег ции, основанные на аргументе modus vivendi (Дж Грей, Дэвид Готье) На наи взгляд, необходимым представляется выработка среднего пути — между либеральным консенсусом и постмодернистским modus vivendi. Такой «путь» намечается американскими авторами Дж К. Лорсеном и К Нидерманом [4], которые m в некоторых случаях представляет собой единственно во: ¡можный выход из конфликта, но в то же время является чем-то неустойчивым : Эта концепция является спорной, однако ценно то, что авторы не ограничивают моральной и политической философии

В рамках социальной и кросс-культурной психолоп и есть ряд теорий, объясняющих интолерантность в межгрупповом взаимодействии, точности, теории этноцентризма и мультикультурализма, вогой (Anxiety/Uncertainty Management), психологически другие

В параграфе «Предпосылки определения толерантне категории» рассматриваются задачи и содержание воспитания личности в духе толерантности

Среди конкретных задач поликультурного образования, как правило, выделяются следующие [45 с 6]

- овладение учащимися культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры,

- формирование представлений о многообразии ку.г воспитание положительного отношения к культурным разх

шут, что толерантность можный выход из коняга концепция является толерантность сферой

ьряд

Это. теория иден-теория управления тре-измерения культур и

сти как педагогической

ьтур в мире и России, ичиям;

■ создание условии для интеграции учащихся в культуры других народов,

одеиствия с представи-

анного межнациональ-

- формирование и развитие умений и навыков взаим: телями различных культур,

- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гу!^ ного общения

Если в России межкультурное образование только зарождается, то в западных государствах его практика насчитывает несколько де зятков лет, а образовательный процесс, по мнению некоторых исследователей, (Дж Пайк и Д Селби [46

с 34]), является одним из ключевых инструментов формир грамотности

Российские исследователи, в частности, Я. С Турбс

цепцию «целенаправленного сущностного преобразования отношений людей

друг к другу ». Это связано с «целенаправленным радик

звания межкультурнои

'Бекон предлагает кон-

шьным разрывом раз-

вивающихся социальных отношений, характеризующихся проявлениями ксенофобии и личностной неприязни сводится к тому, чтобы, образно говоря, их разорвать, лишить преемственности, передачи от поколения к поколению» Для этого необходимо воспользоваться «преобразующими возможностями образования», используя педагогическое пространство как формирующую среду для становления личности свободной от груза этнических стереотипов и ксенофобских установок.

Разработан также и ряд предпосылок становления толерантности (М М. Бахтин, В С Библер, А П Лиферов, С К Бондырева и др.)

Раздел об этническом самосознании как базисе формирования толерантного сознания, раскрывает понятие сознания и его историю как одного из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающем высший уровень духовной активности человека как социального существа. В философии различают три формы сознания общественное, групповое и индивидуальное [50,51]

Одной из первых работ, посвященных этническому самосознанию, в отечественной психологии была работа П И Ковалевского 1915 года, в которой национальное самосознание рассматривается как акт мышления, в силу которого личность признает себя частью целого, это общественное самосознание народов, сознание солидарности личных потребностей и задач с известной народностью [55]

Этнограф П И Кушнер в работе «Национальное самосознание как этнический определитель» описал этническое сознание как понятие, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы [56].

В начале 70-х годов XX века Ю.В. Бромлей определил этническое самосознание в узком и широком понимании- в узком понимании этническое самосознание интерпретируется как осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, территории проживания [67]

Ю.В Арутюнян, Л М Дробижева, А А Сусоколов включают в понятие этнического самосознания осознаваемые людьми потребности народа и этноса В структуре этнического самосознания они выделяют, осознание принадлежности к своей этнической группе, «образ мы» и этнические интересы [58].

Опираясь на подходы Ю В Бромлея, В И Козлова, ряд педагогов (П Р Атутов, М М Будаева А Б Багдасарова) определили этническое самосознание как условие функционирования этноса, характеризующееся суждениями членов этноса о действях своей общности, ее свойствах и достижениях

Особую роль в становлении и развитии этноса играет комплиментарное самосознание - ощущение внутригруппового единства и противопоставление своей группы внешней «мы и они». Важным компонентом этнического самосознания является также память Историческая память нации, народа определяет нравственный климат, в котором живет народ, так как из нее проистекает все многообразие форм культурного развития [59]

В первом параграфе второй главы, «Основные характеристики современной России», «Социальная, политическая, экономическая, религиозная коммуникации как инструмент формирования толерантного сознания» рассматривается одна из

и идентичности предстал, что длительное время

эразования, одной из це-1ри недостаточном уров-

¡начимым специальный

ключевых проблем нашей страны - проблема этническо вителей взаимодействующих этносов Это связано с те производилось насаждение надэтнической идентичности гражданин Советского государства В этот процесс была включена и система о лей которой являлось интернациональное воспитание

На фоне исчезновения надэтнической культуры и не этнической субъект оказывается подвержен влиянию различного вида иных идентичностей, что еще больше осложняет изучение и р егулирование процессов взаимодействия групп различного масштаба (табл 1) Соотношение идентично стей наглядно иллюстрирует таблица 2 [2]

В контексте нашего исследования представляется анализ проблем, связанных со значительно усилившейф миграцией населения Педагогический опыт большинства изначально мультик) льтурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультур! ого образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения

Воспитательная работа в школе серьезно осложняется тем фактом, что среди учащихся, нуждающихся в адаптации к среде и этно; ультурной идентификации. немало так называемых трудновоспитуемых подростков Они характеризуются неадекватностью осознания прежде всего своих лигаостных качеств, которая проявляется в несоответствии между оценкой качеств личности подростка группой одноклассников и их самооценкой. Негативное с тношение данной группы подростков к школе, к учителям, к учебной деятельности в целом обусловлено

несовпадением их представлении о своих возможностях у

успеваемостью Воспитание толерантности школьной молодежи осложняется на-

личием значительного числа педагогов, воспитанных в д; гогики, отсутствием возможностей для самостоятельной

'хе императивнои педа-работы в учреждениях

образования, неприятием нового, слабой восприимчивостью и отсутствием ком-

петентности профессионального реагирования на происх*

достижениях в учебе и

эдящие в социуме про-

цессы Поликультурное общество не отражается в содержании детских книг и школьных учебников, а дети больше знают об экзотиче стран, чем о культуре своих одноклассников, часто истор! я преподносится с точки зрения культуры большинства

В контексте актуализации проблемы воспитания то ной молодежи начала XXI века, крайне важной предста обращения к тем традициям и обычаям, которые длитель пользовались как инструмент педагогического воздействи! альности прошлого Применение позитивного опыта пр< школе и во внешкольной работе предполагает опору на д воспитательные традиции и практический опыт школы, на ческое и религиозное наследие

Кроме национальной принадлежности, большое зн лежность взаимодействующих субъектов к той или иной р

Это влияние может быть как позитивным, так и негативным По данным мини-

перантности у школь-зляется необходимость тое время успешно ис-в образовательной ре-иплого в современной здактическое наследие, этнокультурное, этни-

ачение имеет принад-яигиозной конфессии

стерства по делам Федерации, национальной и миграцис 2002 г. в стране зарегистрировано более 22 тысяч религиоз

нной политике РФ за ных объединений и 69

религиозных конфессий. Особенно бурный рост религиозных организаций начался с момента принятия закона о свободе совести и религиозных организациях в 1996 году

В условиях ослабления или кризиса национальной идентичности региональная идентичность может составить ей конкуренцию и поставить под угрозу единство страны В стабильном обществе с устойчивой национальной идентичностью региональная идентичность не выходит на первый план в иерархии территориальных идентичностей [3]

В качестве иллюстрации масштаба проблемы межэтнического взаимодействия весьма наглядны данные о численности различных этнических групп [4] На территории России в настоящее время проживают представители 181 национальности В приложениях приводится сокращенный вариант таблицы, из которой исключены представители национальностей численностью менее 10 тысяч человек

Необходимо отметить один весьма существенный аспект, значительную роль в межнациональном общении стали играть различные средства коммуникации Это является следствием развития соответствующих технологий и либерализации прессы

Во втором параграфе второй главы речь идет о социальных конфликтах и проблеме, с которой российское общество столкнулось в последние несколько лет - интенсивном и массовом росте деструктивных культов Благодаря легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается законом "О свободе совести и религиозных организациях", с 1991 года на территории России появилось значительное число деструктивных культов Уже в 30 городах России действуют центры "Дианетики", вербовочной структуры церкви Сайентологии [9] К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно отнести следующие группы и организации Церковь Унификации, Церковь Сайентологии, Харе Кришна, Трансцендентальная Медитация, Раджниш, Свидетели Иеговы, Церковь Христа, Лайфспринг, АУМ Синри-ке, "Белое братство", "Богородичный центр", "Церковь последнего завета", Шри Чинмой, "Дети бога", группы движения Нью Эйдж и целый ряд других.

По мнению ряда специалистов, занимающихся проблемой деструктивных культов (М Тобиас, Дж Лалич, Прокопишин Р.А, Герасимов А В., Кудеярова НЮ), эффективным методом противодействия является превентивное формирование устойчивых конструктивных идентичностей у субъекта При этом необходимо отметить, что наиболее благоприятным видом групповой идентичности является этническая общность Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно "исключить" из этноса Благодаря этим качествам этнос является для человека надёжной группой поддержки

Миграционные процессы и межэтническое взаимодействие рассматриваются в третьем параграфе Распад СССР породил обширный миграционный поток в Россию В 1999 году насчитывалось около миллиона только официально зарегистрированных вынужденных переселенцев и свыше ста тысяч беженцев [13]

По своему характеру миграция условно разделяется на три типа добровольная, вынужденная и бегство Как промежуточный вариант между вынужден-

ной миграцией и бегством, можно выделить стрессовую миграцию, те особый вид миграции, когда решение о переезде - реакция на редкую перемену социального климата в республиках [14]

Во временном аспекте принято выделять две «волны» миграции. Первая волна, преимущественно этнические русские, отличавшиеся высоким образовательно-квалификационным уровнем, относится к началу 990-х годов [15] В настоящий момент миграционный приток в Россию все в б< шьшей мере состоит из трудовых мигрантов, где больше представителей других э"нических групп

Для понимания коммуникативной сущности мигрщии и мотивации мигрантов следует обратиться к содержанию категории «ком нуникация» Коммуникация - это

1. Система связей и отношений между субъекте ми (индивидуальными, коллективными, корпоративными) регионами и т д, предг олагающая и обеспечивающая различного рода контакты и взаимодействия межл у ними,

2 Процесс обмена и передачи информации, идей, знаний, финансов,

к другому

тошении»

там, одной этнической

технологий, сырьевых и иных ресурсов от одного субъект<

При этом базовые содержательные, свойства коммуникации- «делать об' щим», «контакты и взаимодействия», «система связей и от Миграция это всегда контакт одного человека с др> общности с другой Поэтому для выявления коммуникативной сущности мигра-

развития этих связей которые отражаются в ;убъектами и группами процессы, отношения,

ции важно выявить причинно-следственные механизмы Миграция сопровождается коммуникациями, общением, передаче социально-психологической информации между субъектов коммуникативного процесса Связи, контакты, общение могут развиваться благодаря обмену информацией Коммуникативная сущность взаимодействия мигрантов как между собой, та:: и с коренным населением делает их уязвимыми для внешнего информационного воздействия

В ряде случаев подмена или смешение понятий происходит непреднаме-

ренно, но вред, который наносится в таких случаях, не отл

ичим от представления

нательно разжигаемое гти), или «русским па-

аудитории СМИ данных, детерминированных политическим заказом Таких примеров вольных трактовок множество - «исламский фундш тентализм» отождествляется с «ваххабизмом», или «православный, русский фундаментализм» и «русский патриотизм» - с «русским фашизмом», или «русофила я» (любовь к русскому языку, культуре, языку, обычаям) - с «русофобией» (со: чувство страха и ненависти к людям русской национально ционал-фашизмом»

Особую значимость в адаптации мигрантов и формировании толерантного сознания принимающей стороны играет система образова дня в реальном кросскультурном пространстве Коммун отечественной педагогики всегда строилась на терпимом о- 'ношении к представителям различных этносов Именно в системе образования, I ачиная с дошкольного периода, дети получают свои уроки социализации и привносят новые элементы культуры, технологии адаптации в свои семьи Поэтому щ облема формирования толерантного сознания как педагогическая проблема являгтея значимой и актуальной, а исследования уровня сформированности толерантного сознания как у

гая, работающая сего-истическая парадигма

детей этнических мигрантов, так и у детей принимающей стороны требует дальнейшего совершенствования технологий для разработки профилактических и превентивных мер

Третья глава диссертации посвящена методологическим аспектам процесса формирования межэтнической толерантности.

Рассматривая процесс формирования межэтнической толерантности как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами окружающего мира, особое внимание в работе обращено на состав и структуру его элементов, их взаимосвязей и обнаружение закономерностей через выявление субъектно-объектных отношений, которые образуют три группы проблем причинно-следственных связей, находящихся в иерархической зависимости

Первая группа проблем характеризуется со стороны активности субъекта при субъектно-объектном взаимодействии и связана с социальными потребностями, мотивами, интересами, целеполаганием Вторая - определяется основными структурными компонентами этнотолерантного сознания индивида Третья группа проблем - развитие толерантных установок

Исходя из потребностей и установок, выделяются следующие виды этнотолерантного отношения к действительности эмоциональное, действенно-практическое, когнитивное

Очевидно, что все многообразие вариантов межэтнического взаимодействия может быть легко разделено на два множества вербально-информационный и действенно-практический

Таким образом, для решения проблемы формирования толерантного сознания личности необходима не только организация и взаимодействие форм и методов на вышеуказанных принципах, но и самостоятельная разработка программ повышения квалификации педагогического состава по программам формирования толерантного сознания учащихся Основная проблема - отсутствие в программе высшего образования в педагогике раздела «Формирование толерантного сознания учащихся». Это обуславливает необходимость пересмотра учебников по педагогике и истории педагогики, чтобы подвести будущего учителя к решению этих проблем

Вторая часть третьей главы, о психолого-педагогических аспектах эффективности межкулыурного взаимодействия, содержит историко-педагогический анализ изучаемой проблемы, обосновывает ее социальные и теоретико-методологические предпосылки, раскрывает сущность понятия "толерантность", рассматривает структуру толерантности личности, выделяет гипотетические педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование толерантности у личности в условиях образовательных учреждений, и, в итоге, приводит нас к разработке методики диагностики уровня сформированности толерантности у подростков, которую мы проверили на надежность и валидность, и программу подготовки, которая была положена в основу проводимой опытно-экспериментальной работы

Отечественная педагогика, используя накопленный опыт организации образовательного процесса в кросскультурной среде (обучение инородцев), решала

эспитательной работы Дмитриев, 3 А Маль-ологию своего исследо-делали акцент на адап-гийским условиям, учивших советских людей, I опираясь на основные помощью общее и осо-

готовки эмоционально-ллекс необходимых лености образовательных

проблемы формирования терпимости к представителям £ азличных этносов и коренного населения Современные исследования проблемы формирования толерантного сознания свидетельствуют о том, что отечестве шыми исследователями глубоко изучен зарубежный опыт организации в (Б Л Вульфсон, О К Гаганова, А Н Джуринский, Д. Г кова, А И Пискунов и др) Поэтому, разрабатывая техк вания методов формирования толерантного сознания, мы тацию зарубежного опыта и методов к современным рос тывая тот фактор, что в России мигрирует поколение бы что дает возможность работать с детьми и их родителям; позиции интернационального воспитания, выявляя с их бенное в людях взаимодействующих культур.

Наша программа включает в себя три элемента под ценностную, когнитивную и операционную, а также ком дагогических условий и средств ее реализации в деятеле учреждений

Эффективность предлагаемой программы и факторов, обеспечивающих формирование толерантности субъектов, была проверена в ходе эксперимента, проводимого в течение 2004/2005 учебного года на базе ряда московских общеобразовательных школ.

В первом параграфе четвертой главы на основе выделенных и описанных нами критериев и показателей толерантности подробно £ ассматривается диагностика сформированности толерантности у подростков

Всего нами было выделено три критерия, каждый ф четырьмя показателями На каждый показатель мы подобрали по 4 вопроса, помогающие выявить наличие и степень выраженности оп] >еделенного качества у испытуемого Составленная нами методика диагностики с ^ормированности толерантности у подростков включает в себя 48 вопросов и состоит из инструкции, опросного листа и способов обработки результатов.

Полученные результаты показывают, что вопросы-утверждения, характеризующие когнитивный, эмоциональный и действенно-практический кри но связаны между собой. Кроме того, мы установили кс; мость между экспертной оценкой и результатом тестовых

Из полученных данных можно заключить, что дана необходимой надежностью и валидностью, а следовательно, она может использоваться для измерения уровня сформированкости толерантности.

:з которых определялся

:рии тес-рреляционную зависи-измерений

пая методика обладает

Второй параграф четвертой главы посвящен содер опытно-экспериментальной работы по формированию ток ков

С целью сформировать у подростков толерантность ма экспериментального исследования, при разработке нам программы формирования социальной самозащиты, а тага ный Солдатовой Г.У [8] Составляя программу, мы исход] процесс формирования толерантности личности будет эфф

жанию и организации ерантности у подрост-

была создана програм-и использовалась идея е тренинг, разработан-;шш из гипотезы, что Активным, если

- у подростков возникает осознание необходимости толерантности во взаимоотношениях в условиях конфликтных ситуаций,

- организуется групповая рефлексия, в которой отражаются возможные пути и средства выхода из конфликта;

- обеспечивается организация совместной деятельности, в которой реализуются различные интересы, позиции, установки учащихся,

- создаются условия выбора различных вариантов решения проблем в совместной деятельности

Цель опытно-экспериментальной работы найти наиболее оптимальные педагогические средства, позволяющие решить проблему формирования толерантности у подростков Задача эксперимента заключалась в реализации комплекса педагогических средств, которые, по нашему предположению, обеспечивают формирование, достаточно высокого уровня толерантности у подростков Содержание опытно-экспериментальной работы обеспечивает формирование толерантности у подростков, а результат эксперимента - определенный уровень толерантности, достигаемый молодыми людьми

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2004-2005гг на базе общеобразовательных школ №№ 832, 838, 857, 940, 980, 987, 1580, 2001 города Москвы и школы № 21 и 22 г Брянска Всего в рамках исследования было задействовано 429 (из них 279 в Москве) учащихся одиннадцатых классов Работа проводилась как с малыми группами, так и в больших коллективах Опытно-экспериментальная работа включала в себя пять этапов диагностический, подготовительный, организационный, корректирующий, заключительный

Следующим компонентом работы на данном этапе эксперимента был социально-психологический тренинг Цель данного тренинга — ориентация учащихся на положительное восприятие и оценивание толерантности В тренинге использовались такие методические средства, как групповая дискуссия, т е организация взаимодействия участников группы, позволяющая сопоставлять противоположные позиции, видеть проблему с разных сторон, уточнять различные варианты предлагаемых решений, многозначность возможного решения проблемы

Для активизации участников групповой дискуссии использовались приемы типа высказывания по кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки, метод эстафеты, высказывание за определенный промежуток времени

При организации тренинговых занятий мы опирались на материалы социально-психологического тренинга А А, Петровской, [9]

В результате была создана программа формирования толерантности у подростков Ее теоретическая часть представляет собой цикл занятий, позволяющих подросткам овладеть теоретическими знаниями, касающимися вопросов современного состояния общества, положения в нем человека, особенностей человеческой личности и возможностей формирования своей личности, проблем толерантности и интолерантности в социуме Практическая часть включает в себя занятия-практикумы, в ходе которых школьники анализируют свои личностные особенности, принимают решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции

Курс рассчитан на 16 часов В программе курса раскрывались следующие темы «Личность и общество», «Интеллектуальные процессы и свойства личности», «Эмоционально-волевая сфера личности», «Способности человека», «Толерантность как проблема современного общества» На последнем этапе работы были произведены контрольные замеры уровня толерантности, результаты которых помещены в Приложении 3

Эффективность изложенной программы формирования толерантности, проверялась нами в ходе формирующего эксперимента Мы полагали, что если удастся зафиксировать реальные сдвиги в формировании толерантности, то тем самым будет подтверждена действенность предлагаемой программы

Нами был проведен цикл мини-лекций и социально-психологический тренинг, описанные в § 2 гл 4 с учащимися экспериментальных групп Теоретическая часть организационного этапа эксперимента представляла собой цикл бесед, который позволил ученикам овладеть теоретическими знаниями о человеке, его положении в обществе, личности, ее психологических особенностях и структуре Интерес школьников вызвали беседы, показавшие основы взаимодействия современного человека с обществом, в котором он живет

Для закрепления полученных учащимися знаний и выявления уровня теоретической подготовки ребят, в ходе каждой беседы им предлагались практические задания, проводились обсуждения некоторых проблем Ответы учеников показывали, что теоретический материал ими усвоен хорошо

Следующим компонентом программы были занятия, имеющие целью решение педагогических ситуаций Нами были использованы различные типы ситуаций, решение которых предполагало овладение подростками навыками анализа и оценки поступков и действий, нахождение путей оптимального решения предлагаемой проблемы, выбор действий Были использованы словесные, воображаемые и практические ситуации, взятые из повседневной жизни Больше учащихся занимало решение жизненных ситуаций, где требовалось сделать выбор из предлагаемых действий

Организационный этап эксперимента заканчивается циклом педагогических игр В экспериментальных группах было проведено восемь различных по содержанию и организации игр. Основным назначением цикла педагогических игр, в совокупности с вышеназванными педагогическими средствами, было формирование у подростков толерантности, преодоление ими возникающих затруднений, которые связаны именно с отсутствием толерантности или низким уровнем ее развития

Для более точного определения эффективности проведенной работы в ходе эксперимента требовалось определить количественную характеристику формируемой способности на начальной и конечной стадии экспериментальной работы С этой целью были проведены два основных среза. Первый срез позволил выяснить наличный уровень толерантности у подростка и наметить пути и особенности работы с экспериментальными группами Второй срез фиксировал достигнутый уровень в формировании толерантности за период экспериментальной работы Помимо двух основных срезов, был проведен третий (промежуточный), на четвертом этапе опытно-экспериментальной работы, который позволил внести

коррективы в нашу работу Данные сведены в таблицу, помещенную в приложении 3

Полученные данные подтверждают действенность разработанной программы и ее соответствие основной цели - формированию толерантности у подростков

Выводы

Проблема становления культуры межэтнической толерантности и навыков межэтнического взаимодействия особенно актуальна для полиэтнических регионов России Процесс формирования межэтнической толерантности как педагогическая категория включает содержательные, процессуальные, системно-структурные и критериальные характеристики, присущие учебно-воспитательному процессу в системе школьного образования, развивает все компоненты этнотолерантного сознания и проявляется в эмоционально-образной, оценочно-познавательной и в конструктивно-диалоговой деятельности школьников Толерантное отношение к дейсгвительности, обусловленное личной потребностью в расширении экзисционально-духовного опыта, образует систему установок, которые концентрируют в себе жизненный опыт индивида, его переживания

В процессе проведения эксперимента в ходе контролируемого межкультурного диалога был достигнут положительный эффект в форме

■ Формирования и развития гуманистических ценностей,

■ создания обших надэтнических групп и пересекающихся идеитично-стей, усиления когнитивной эмпатии,

" осознания расхождения между декларируемыми ценностями и реальным поведением,

■ обобщения позитивного опыта взаимодействия с членами своей и других групп,

■ снижения игнорирования других групп

Сформированная устойчивая положительная этноидентичнось вкупе с надэтниче-ской общностью и представлением об этнокультурных различиях составляют базис для формирования когнитивной эмпатии и толерантного сознания

Результаты проведенной работы, в том числе беседы с учителями и родителями учащихся, свидетельствуют о понимании ими значимости проблемы формирования толерантного сознания как для дальнейшего развития личности, так и для ее устойчивого состояния, самостоятельной деятельности учащихся в условиях современного поликультурного российского социума Тенденции миграционных процессов в нашей стране, несмотря на существенное административное давление, демонстрирую положительную динамику Поэтому проблема формирования толерантного сознания молодежи в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной и требующей дальнейшей ее разработки

Основные положения исследования получили отражение в следующих публикациях:

1. Зятьков А. Н. Толерантность как педагогическая категория / А. Н. Зятьков // Мир образования — образование в мире — 2006 г. — № 2(22) - С. 70-78.

2 Зятьков, А Н Проблемы национальной идентичности современной России /АН Зятьков // Известия академии педагогических и социальных наук, Педагогические традиции в этногенезе, выпуск 8, 2004г

3 Зятьков, А Н Феномен толерантности / АН. Зятьков // Известия академии педагогических и социальных наук, Педагогические традиции в этногенезе, выпуск 9, 2005г, С 107-114

4 Зятьков, А Н Феномен толерантности /АН Зятьков // «Актуальные проблемы психологического знания» Сб научных трудов, выпуск 1-М Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК» - Вып 1 2006 г, С 66-79

Лицензия № 0006521 Серия ИД № 06106 Подписано в печать 25. 09.2007г. Заказ № 22/7, Формат А5, тираж 120 экз., усл. печ. лист. 1,5. Отпечатано в издательстве Моско некого психолого-сониального института 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9а

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зятьков, Алексей Николаевич, 2007 год

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования толерантного сознания.

1.1 Проблема формирования толерантности личности в отечественной и зарубежной науке.

1.2 Этническое самосознание как базис формирования толерантного сознания.

1.3 Предпосылки определения толерантности как педагогической категории.

Глава 2. Основные характеристики современной России.

2.1 Социальная, политическая, экономическая, религиозная. Коммуникации как инструмент формирования толерантного сознания.

2.2 Социальная напряженность, секты.

2.3 Миграционные процессы, межэтническое взаимодействие.

Глава. 3. Методологические аспекты процесса формирования межэтнической толерантности.

3.1 Основные положения теоретической модели формирования толерантного сознания.

3.2 Психолого-педагогические аспекты эффективности межкультурного взаимодействия.

Глава 4 Условия эффективности формирования толерантности у подростков.

4.1 Диагностика сформированности толерантности у подростков.

4.2 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у подростков.

4.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Проведенное нами исследование дает основание считать, что как проблемами миграции в целом, так и проблемой адаптации детей мигрантов занимается широкий круг исследователей: о психологов: Стефанеко Т. Г., Лебедева Н. М., Лунева О. В,

Дробижева Л. М., Асмолов А. Г. Бондырева С. К. Белинская Е. П. о педагоги: Турбовской Я. С., Пантелеев А. Б., Крушевский 3. П., Байрамукова А. Н., Эристави Н. Д. о философы: Барри Б., Готье Д., Грей Дж., Канта И., Локк Дж, Лорсен Дж. К., Нидерман К., Роле Дж.

Однако разность подходов, технологий исследования в значительной степени осложняет их обобщение. В последнее время в проблеме формирования толерантности, толерантного сознания, этнической самоидентификации, этнопедагогическим традициям посвящено большое количество исследований это работы Айбазова Б. А., Алиева Б. Ш., Джалиловой Д. К., Памфиловой С. А., Пантелеева А. Б., Филлипова Ю. В., Хасановой Л. И. и других. Однако в этих работах нет целостного понимания сущности проблемы и ее значимости как одной из составных общей проблемы безопасности России.

Приведенные в исследовании данные по динамике миграционных процессов свидетельствуют о существенной их интенсификации, что, с учетом специфических характеристик трудовой миграции, в значительной степени обусловит увеличение числа детей мигрантов в будущем пространстве российского образования.

В то же время разработанные технологии в той или иной степени решают проблемы формирования межэтнической толерантности.

Разработан целый ряд подходов по снижению межэтнической напряженности в системе школьного образования. Так в Московском психолого-социальном институте разработана структура и методическое обеспечение центра психолого-лингвистической адаптации детей мигрантов. В ходе работы над грантом совместно с Рязанским педагогическим университетом были проанализированы учебные планы и программы высшей школы по общегуманитарному блоку (история, культурология, история религии, философия, политология). Их анализ свидетельствует о том, что подготовка будущих педагогов даже по таких значимых дисциплинам как культурология, история религии, философия не использует возможности выявления, в исторической перспективе, потенциала толерантности, терпимости как одного из движителя развития истории, культуры.

В тоже время представляется, что именно опираясь на терпимость и толерантность возможно было развитие народов и их культур. Особая роль в процессе развития цивилизации принадлежит педагогике, которая в пространстве образования сумела объединить все подходы и в значительной степени решала вопросы сосуществования культур, этносов.

Сегодня вызывает озабоченность то, что ряд психолого-педагогических исследования направлен на решение проблемы воспитания толерантного сознания как одной из технологий решения межэтнических проблем. Как показано в работе, исследователи разрабатывают технологии адаптации детей мигрантов, создавая для них определенные условия, совершенствуя их социализацию и коммуникативные возможности. При этом сократилось количество исследований посвященных той же проблеме формирования толерантности и социализации детей коренной, русской национальности.

На наш взгляд процесс организации воспитательной работы в школе должен осуществляться на уровне классной и внеклассной работы с включением детей всех национальностей. Только во взаимодействии учащихся, в приобретении ими социального опыта возможна не только теоретическая, но и практическая реализация процесса формирования толерантного сознания.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зятьков, Алексей Николаевич, Москва

1. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» и «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. - №3.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. 320с.

3. Андреев И.Д. Диалектика процесса познания. Дисс. . д-ра филос. наук. - М., 1962. - 748 с

4. Анисимов О.С. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. - с. 51

5. Анисимов О.С. Толерантность в общественном сознании России. -М., 1997

6. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. -М.: Знание, 1981. 64с.

7. Античные мыслители об искусстве. Сб. высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве // Состав. В.А. Асмус., М.: Изогиз, 1938. - 275с.

8. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. -М., 1999.-271 с.-с. 33.-58

9. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 150с. Ю.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.1. М., 1984,- 105с.

10. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 254с.

11. Багдасарова А.Б. Механизм перерастания национального сознания в националистическое // Этнические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1996. - 79 с.

12. Багдасарова А.Б. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура: Этнические проблемы современности. Вып. 6. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. с. 25-30.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986 -445с.

14. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка -М., 2000-208с.

15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412с. - с.20.

16. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка, М.,1923, 169с.

17. Витковская Г. Вынужденная миграция в Россию: итоги десятилетия // Миграционная ситуация в странах СНГ. Под ред. Ж.А.Зайончковской. М., 1999, с. 159-195

18. Витковская Г. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко Московский Центр Карнеги. М., 1999, с. 151-192

19. Всероссийская перепись населения 2002г // Госкомстат РФ, 2002

20. Вьюжанин В.Н. Миграция как социальная проблема Уральского региона. «Другие русские» или мобилизованная ментальность. // СПб.: Европейский Университет СПб., 2000 г.

21. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

22. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. - Т. 4

23. Галкин А.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации //Социол.исслед., 2003. N 8. - с. 64-74.

24. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике // Соч.: В 14 т. Т. 12. - М.: Соц. экономическое изд-во, 1938.-471с.

25. Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 312с.

26. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002 - 352с.

27. Гумилев Л.Н. О термине "этнос" // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1967. - Вып. 3. - с. 14.

28. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилёв. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 495с.

29. Данные общественной организации "Комитет по спасению молодежи" // ресурсы электронной библиотеки: http://anti-jw.chat.ru/

30. Де-Вос (Девос) Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология. М., 2001. - с. 339

31. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., 2000. 191с.

32. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 248с

33. Дмитриев Г.Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Педагогика. 1999. № 7. с. 112.

34. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. - 128с.

35. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. - с. 16-47

36. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советская этнография. 1991. -№ 1.-с. 3-13

37. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. -М, 1996-382с.

38. Ермолаев В.Ю. Толковый словарь понятий и терминов. Под ред. Л.Н.Гумилева. в книге Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. - 53

39. Иванов В.И. Межнациональные конфликты // Конфликт и консенсус. -М., 1992. 163с.

40. Иммиграционная политика России: этнический контекст // Информационная серия «Открытый Форум МОМ», выпуск 5,

41. Московская исследовательская программа MOM, Москва, август 2002, стр. 17-18

42. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-766с.

43. Кемеров В.Е. Общефилософский смысл социальной философии // XXI век: будущее России в философском измерении. Доклады Второго Российского философского конгресса. Екатеринбург, 1999. -с. 5-17.

44. Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. -СПб, 1915.

45. Ковальчук М.А Подготовка старшеклассников к социальной самозащите. Дис. канд. пед. наук, Ярославль, 1995. - 140с.

46. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография, 1974. № 2. - с. 81.

47. Копнин Н.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наукова думка, 1966. - 360с.

48. Краткая философская энциклопедия. М.: "Прогресс" энциклопедия, 1994. - 576с.

49. Кудряшова Н.В. Мультикультурное общество и вопросы образования молодых иностранцев в ФРГ (по материалам исследований Фонда им. Ф. Эберта) // Этнос. Идентичность. Образование / Труды по социологии образования. М., 1998. - T.IV. - Bbin.VI. - 213с

50. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этническийопределитель //Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1949 с. 3-9

51. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997. - с. 104-115

52. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993-329с.

53. Локк Д. Сочинения в 3-х тт. пер. с англ./ред И.С. Нарский, А.Л. Субботин,-М., 1985

54. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Изд-во «Речь», - 190с.

55. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4 - с. 6

56. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1// Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева М.: Изд-во РУДН, 2004г. - 195с.

57. Мониторинг населения Москвы 2004г. // Служба мониторинга при мэрии Москвы, 2004 9-12с.

58. Мухина B.C. Изобразительная деятельность детей как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 239с.600 смыслах понятия толерантность // Век толерантности. 2001. № 1. с. 7-8

59. Опрос по заказу министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политике РФ, данные за 2003г. М., 2003 - 6-9с.

60. Перотти А. Аргументы в пользу мультикультурного образования: Подход Совета Европы. М., 1995 - 268с.

61. Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 168с.

62. Политика в зеркале конфликтологии // ресурсы электронной библиотеки: http://www.nns.ru/analytdoc/sad.html

63. Прокопишин Р.А., Герасимов А.В., Кудеярова Н.Ю. Особенности динамики изменений личности у последователей псевдорелигиозных корпораций // Институт психологии РАН при поддержке РГНФ, грант № 98-06-08079а М., 2003 - с. 17

64. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнуса, Ю.С. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 304 с.

65. Регионы России: социально-экономические показатели 2002. Статистический сборник. Госкомстат России. Москва, 2002, с. 103

66. Регионы России: социально-экономические показатели 2002. Статистический сборник. Госкомстат России. Москва, 2002, с. 105

67. Риэрдон Б.Э. Толерантность дорога к миру. М., 2001. 297с.

68. Розанов В.В.О Достоевском. Сочинения. М., Сов.Россия., 1990,-168с.

69. Самсонов A.JI. Модели общества: от хаоса к толерантности / Самсонов A.JI. // Экология и жизнь. 2003.-N 3. с. 20-25

70. Сидельковский А.П. Процесс формирования эстетического восприятия природы и его влияние на личность школьника. М.: Просвещение, 1967. - 337с.

71. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Ярославль: Гринго, 1996. 192с.

72. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома,2000. - 160с.

73. Слободчиков В.И., Кудрявцев В.Т., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания / Известия РАО, 2001, №4, с. 5

74. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль, 2000. 171с.

75. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции / Соколов В.М. //Социол.исслед., 2003. -N 8. с. 54-63

76. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988. - с. 111125.

77. Солдатова Г.У. Методы исследования и диагностики толерантности как психологической устойчивости личности, М., 2002. - 120с.

78. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998

79. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для детей и подростков. М.: Генезис, 2000-112с.

80. Соловьев Э.Г. Новый мировой порядок: толерантный мир или апофеоз конфронтационности // Вести. МГУ. Сер. 18, Социология и политология, 2002. N 3. - с. 3-24

81. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Ин-т социологии РАН, 1998-с. 2

82. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997. - с. 97-104

83. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М.: ЦСО РАО, 1998. Т. 4. Вып. 6. с. 85-104

84. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Учпедгиз, 1954. -256с.

85. Терпимость: преддверие мира // Курьер ЮНЕСКО, 1994 с. 55

86. Тобиас М., Лалич Дж. Плененные сердца, плененные умы // Журнал практического психолога, М.: Фолиум. № 1-2,2000г. с. 104-125

87. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сборник статей/ Ред. С.К. Бондарева, М., 2002 368 с.

88. Толерантность: Сб. статей/Ред. Н.С. Ладыжец; Удмурт, ун-т.-Ижевск, 2002. 253с.

89. Тол стой Л.Н. Педагогические сочинения, М, 1989. 449 с.

90. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт., М., 1978 Т.7 - 912с.

91. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси Изд-во АН. Груз. ССР, 1961. 210с.

92. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 тт. М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с.

93. Ушинский К.Д. // Собр. соч. Т.2. - Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т.— М: Изд-во АПН РСФСР, 1949 - 598с.

94. Ушинский К.Д. // Собр. соч. Т.8. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -775с.

95. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.- 56с.

96. Ю2.Хабибулин К.К., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания. СПб., 1993. - с. 53-69

97. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб: Алетейя, 2000 -240с.

98. Ю5.Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога, М.: Фолиум. № 1, 1997г. -с.98-101

99. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2002 году (Статистический бюллетень). Госкомстат России. Москва, 2003, с. 9

100. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2002 году (Статистический бюллетень). Госкомстат России. Москва, 2003, с. 15

101. Этническая психология и общество. Вып. 6, 1997г. 465с.

102. Этническая толерантность в поликультурных регионах России // Отв. Ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: Изд-во РУДН, 2002г. -296с.

103. Яковлев Е.Г. Проблемы систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. М.: Искусство, 1983. - 168с.

104. Allport G. The Nature of Prejudice. N.Y.: Doubleday, 1954

105. Andererson Lee F. A Rationale for Global Education // Global education: From thought to Action, ASCD, p. 184

106. Anxiety, Perceived Outgroup Variability, and Outgroup Attitude

107. Berry J.W. Multicultural Policy in Canada: A Social Psychological Analysis// Canadian Journal of Behavioral Science. -1984. N 16. - p. 353-370

108. Berry J.W., Kalh R. Multicultural and Ethnic Attitudes in Canada: An Overview of the 1991 National Survey. Canadian Journal of Behavioural Science. -1996. - V. 27 (3). - p. 301

109. Dubois P.M. & Hutson J.J. Intergroup Dialogues Across America. -Hadley, MA: Common Wealth Printing, 1997

110. Gray J. Pluralism and Toleration in Contemporary Political Philosophy// Political Studies, vol. 48, Oxford, Blackwell Publishers, 2000, pp. 323-341

111. Gudykunst W. et al. The Influence of Individualism-Collectivism on Communication in Intergroup and Outgroup Relationships // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1992. - V. 23. - p. 196-213

112. Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict. Berkley; Los Angeles; London

113. Islam M. & Hewstone M. Dimensions of Contact as Predictors of Intergroup

114. Personality and Social Psychology Bulletin. 1993. - V. 19. - p. 700-710

115. Pike G., Selby D. Global Teacher, Global Learner, Hodder & Stoughton, -p. 216126.«Psychogroups and Cults in Russia» // Cultic Studies Journal:

116. Psychological Manipulation and Society №3,2002

117. Rawls John. A theory of justice, Oxford University Press, 1973

118. Schmidt U. Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen. In: Jahrbuch «Padagogik: Dritte Welt.» Kulturelle Identitat und Universalitat. Frankfurt a.M. 1987

119. Stephan W. G. & Stephan C. W. An Integrated Threat Theory of Prejudice // Reducing prejudice and discrimination / S. Oscamp (Ed.). -Hillside, NJ: Lawrence Erlbaum, 2000. P. 225-246

120. Stephan W.G. & Stephan C.W. Improving Intergroup Relations. -Thousand Oaks, С A: Sage, 2001

121. Stephan W. & Stephen C. Intergroup Anxety // Journal of Social Issues. -1985.-V. 41.-p. 157-176

122. Stephan W. G. The Contact Hypothesis in Intergroup Relations // Group Processes and Intergroup Relations / C. Hendrick (Ed.). Beverly Hills: Sage, 1987

123. Stephan W. G. & Stephan C. W. The Role of Ignorance in Intergroup Relations // Groups in Contact: The Psychology of Desegregation / N. Miller & M.B. Brewer (Eds.). NY: Academic Press, 1984. - P. 229-257