Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Андреев, Федор Васильевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андреев, Федор Васильевич, 1998 год

Введение

Глава I. Формирование творческой активности школьников в теории и практике

1.1. Формирование творческой активности школьников в учебном процессе как социально-педагогическая проблема

1.2. Учебная деятельность-психолого-педагогическая основа формирования творческой личности школьника

Глава II. Пути, средства, методы формирования творческой активности учащихся в контексте совершенствования урока

2.1. Современная дидактика - основа творческого моделирования учебно-познавательной деятельности по формированию творческой активности учащихся

2.2. Совершенствование организационных форм и содержания урока в контексте исследуемой проблемы

2.3. Формирование творческой активности учащихся на традиционных уроках

2.4. Речевая и предметно-практическая деятельность учащихся как средство и метод формирования интеллектуального потенциала и творческой активности учащихся

2.5. Особенности проведения уроков географии с учетом возрастных особенностей учащихся и содержания учебного материала в формировании творческой активности

2.5. Связь внеурочной работы с учебным процессом по формированию творческой активности учащихся

Глава III. Педагогическое проектирование основных направлений совершенствования форм организации учебных занятий и учебно-познавательной деятельности по формированию творческой активности учащихся

3.1. Роль учителя в подготовке и планировании учебного материала по формированию творческой активности учащихся

3.2. Обобщение опыта формирования творческой активности учащихся в контексте совершенствования урока. Опытно-экспериментальная проверка результативности научно-методических рекомендаций исследования

Выводы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока"

Актуальность исследования. Каждому периоду развития социально-экономической, культурной жизни общества соответствует свой уровень развития теории обучения, в которой доминирует определенная идея организации учебного процесса.

История педагогики знает разные типы и виды обучения, в каждом из которых всегда были элементы предшествующего и последующего типов.

В наши дни ,в условиях переходного периода на рыночную экономику^ школа призвана сыграть ведущую роль в возрождении и укреплении духовного начала в человеке, повышении его нравственности, развитии его творческого потенциала как главного условия познания и преобразования мира.

Формирование творческой личности было и остается важной задачей педагогической науки и практики. Но что собой представляет творческая личность, какими качествами она обладает? Ответить на эти и подобные вопросы, связанные с творчеством, пытались мыслители всех эпох развития мировой науки и культуры.

В истории науки были многократные попытки создания теории творчества, но вне поля зрения исследователей оставались всегда педагогическое творчество и труд человека на производстве.

На рубеже XIX и XX столетий, вслед за исследованиями художественного и научно-философского творчества, а несколько позднее и технического творчества, появились исследования естественнонаучного творчества. Исследования в этих областях привели к выявлению некоторых общих черт творчества. Однако, несмотря на многократные попытки эмпирического обобщения творческого процесса, проблема творчества в делом решалась крайне медленно. И не потому, что действительно весьма сложным оказался сам предмет исследования, а главным образом потому, что до середины нашего века исследованию названной проблемы не придавалось существенного значения. Общество не имело острой практической потребности в такого рода исследованиях. Однако появлялись люди, которые в результате огромных личных усилий становились творцами науки, техники, искусства.

Только в связи с научно-технической революцией во второй половине XX века обстоятельства изменились в лучшую сторону. Возникла острая необходимость в выявлении природы творчества, в создании фундаментальной теории творческой деятельности, в том числе и в области рационального управления творческим процессом. Но, несмотря на усилия ученых, и ныне мы не имеем научного управления творчеством. Также обстоят дела и с педагогическим творчеством, творчеством учителя, с формированием в учебной деятельности творческой личности школьника. Ясно одно, что творческую личность может формировать лишь творчески работающий учитель. Однако учителя, пытающегося добросовестно разобраться в сущности педагогического творчества, ожидают нелегкие испытания. Из океана слов, объясняющих это понятие, трудно выделить дельную мысль для практической деятельности, ибо чем глубже вникаешь в научную литературу, посвященную творчеству учителя, тем больше убеждаешься в том, что ничто другое не требует такой полной ясности, как педагогическое творчество.

Педагогическое творчество - это не самоцель. Его главная задача - повышение эффективности и качества учебно-познавательной деятельности школьника. Во всем мире творчество исключительно высоко стимулируется и поощряется отнюдь вовсю не для прекрасного словца. Люди ищут, внедряют новое, чтобы превысить достигнутые результаты. Так обстоят дела и в образовании, где творчество предполагает не только выход за пределы устоявшейся технологии,но и обязательную гарантию, что полученный результат будет гораздо выше ранее достигнутого уровня.

Бесспорно, педагогический труд всегда носит творческий характер. Это отмечали великие педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и многие ведущие педагоги и психологи страны.

Творческий характер педагогического труда предполагает анализ педагогической ситуации, проектирование результатов, работы по их достижению, сравнение достигнутого с исходными Данными, решение интеллектуальных и практических задач, конструирование и реализацию познавательного процесса и многое другое.

Творческий характер педагогического труда проявляется в необходимости повседневного решения множества проблем учебно-познавательной деятельности школьников.

Чем же обусловлена объективная необходимость педагогического творчества? Сложностью, многогранностью педагогических задач и необычайным многообразием конкретных педагогических ситуаций.

Действительно, учебная программа, учебник, разработки, пособия и тем более задачи воспитания рассчитаны на неких абстрактных, усредненных школьников, а перед учителем сидят конкретные школьники, неповторимые в своем своеобразии. Каждая встреча со школьниками, каждый урок требует неординарного педагогического решения. И каждый раз учитель заново решает педагогические проблемы. Какие организационные формы, методы и приемы принесут успех? Как добиться подлинного контакта с мыслью и чувствами школьников? Как реагировать на внезапные изменения ситуации, несовпадения задуманного?

Постоянная нацеленность учителя на поиск оптимальных для данной ситуации решений и определяет творческий характер педагогического труда. Имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами и развивающей природой ребенка., учитель всегда вынужден мыслить и действовать оригинально, избегая трафарета, прямого повторения пройденного и ошибок.

Педагогическое творчество не рождается стихийно. Учитель -не "свободный художник". Он, сообразуясь с требованиями общества, установленными наукой психологическими и педагогическими закономерностями и принципами, руководствуясь нормами предписаний, программ, методических пособий, указаниями в учебниках, сверяясь с передовой педагогической практикой и собственным опытом, в • конкретных урочных условиях творит новую педагогическую действительность, т.е. формирует личность школьника.

К важнейшим условиям, способствующим формированию творческой личности в познавательном процессе относятся творческая атмосфера, решение творческих задач, которые должны быть зафиксированы во ьсех разделах учебной программы, в содержании учебных дисциплин, вь методике усвоения учебного материала, иначе говоря, содержание образования должно строиться на основе программы развития личности школьника. Критерием успешной деятельности педагога должна быть мера развития обучающихся.

Проблема творчества - это требование нашего времени. Стреми- тельный темп научно-технического процесса (количество информации удьаивается каждые 10-15 лет, интенсивно внедряются принципиально новые технологии) требует от специалистов всех отраслей науки и производства постоянного обновления знаний, умений и навыков. Естественно., это влечет за собой колосальные финансовые затраты. Уже сейчас передовые страны расходуют на образование примерно пятую часть своего бюджета, а наиболее мощные фирмы до четверти прибыли вкладывают в переподготовку персонала. Налицо факт, что выживание сегодня обеспечивают только высококвалифицированные кадры.

Вместе с необходимостью успевать, "быть в струе" научно-технический прогресс породил и ряд противоречий. Сработал психологический фактор: человеку лучше в знакомой среде, и потому он сопротивляется переходу в новую ситуацию. "Для большинства людей идеальной представляется работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту. Мы постоянно должны искать людей, которые любили бы дело ради его трудности",- писал известный американский бизнесмен Генри Форд tf& ]. Любовь к сложному и трудному делу свойственна только тем, кто обладает творческим мышлением. Развить его природные задатки под силу лишь образованию. Но для этого современному обществу требуется не только деньги, но и педагогика, гарантирующая интеллектуальный и психологический рост человека, формирующая устойчивые компоненты творческого потенциала. Только творчески мыслящий человек всегда готов к переменам, более того, преодолевая интеллектуальные барьеры, он получает моральное удовлетворение, новый импульс к трудной деятельности.

Наукой доказано, что природа творчества едина, и творческие способности на основе природных задатков можно развивать подобно навыкам чтения, письма, катания на велосипеде

Творчество - производное интеллекта. Любой человек мог бы привести много примеров как, скажем, способный, но ленивый хоронит себя или как человек любознательный и целеустремленный при самых, казалось бы, средних способностях становится хорошим рационализатором, изобретателем, ученым. Действительно, ведь; мыслит не бездушный, "творческий мозг", а личность с ее устремлениями и интересами, социальными связями и ценностными ориентациями, потребностями, желаниями много знать.

Однако "далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество -это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - готовим еду, шьем одежду, мастерим что-то, обставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растения, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем и т. д. - можно внести что-то новое, неповторимое. И если у нас получается, мы испытываем радость. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень" [77].

К сожалению и ныне в учебно-воспитательной практике общеобразовательной средней школы ситуация складывается порою не в пользу формирования творчески мыслящей личности. Многие вопросы учебно-воспитательного процесса школа стремится решать средствами заучивания, запоминания материала. Отсутствует органическое единство в решении проблемы образования и воспитания.

Наличие вышеуказанных проблем в теории и практике послужило основанием выбора темы исследования "Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока".

Проблема исследования формируется следующим образом:"Каковы психолого-педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективность формирования творческой активности школьников в учебном процессе?"

Решение теоретико-методологических, собственно научных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы составляет сущность, содержание и цель предпринятого нами диссертационного исследования.

Объект исследования - учебный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - формирование творческой активности учащихся в учебном процессе.

Гипотеза исследования: эффективность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе значительно повысится, если:

- будет базироваться на концепции проблемно-развивающего обучения;

- будет опираться на общеинтеллектуальное развитие учащихся, формирование мотивов и потребности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- будет осуществляться посредством использования специально разработанной системы заданий, ориентированной на развитие психических познавательных процессов, творческой активности и т.д., овладение общеучебными и предметными умениями;

- реализуется в условиях благоприятного психолого-педагогического климата класса.

Цель исследования - выявление дидактических, психолого-педагогических условий и средств, способствующих формированию творческой активности учащихся в учебном процессе естественнонаучных дисциплин.

Задачи исследования:

- изучить состояние проблемы формирования творческой активности школьников в учебном процессе в теории и практике;

- выявить сущность и структуру творческой активности учащихся в учебном процессе;

- разработать пути и средства, технологию формирования творческой активности школьников в учебном процессе;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-практических рекомендаций исследования.

Теоретико-методологическими предпосылками исследования являются системно-структурный, логико-психологический и функциональный подходы к целям, задачам исследования и содержательно-процессуальным аспектам образования и воспитания, новые научные достижения естественнонаучных и других дисциплин, современные достижения педагогической и психологической мысли в области образования и воспитания личности школьника.

Методы исследования:

- теоретическое исследование проблемы путем изучения.анализа психолого-педагогической литературы;

- построение теоретической модели и педагогической концепции формирования творческой активности школьников в учебном процессе;

- выявление, изучение и обобщение передового педагогического

- и опыта в области рассматриваемой проблемы;

- опытно-экспериментальная проверка разработанной концепции и научно-методических рекомендаций исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

1. Разработана система повышения творческой активности школьников в общеобразовательной школе;

2. Выявлены сущность и структура творческой активности школьников в учебном процессе;

3. Выявлены дидактические, психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию творческой активности школьников в учебном процессе;

4. Разработаны модели нестандартных уроков, повышающих творческую активность учащихся.

Практическое значение исследования:

- выявлены, исследованы и описаны основные направления формирования творческой активности школьников в учебном процессе;

- разработаны рекомендации учителям, .составителям учебных программ, пособий по формированию творческой активности школьников в учебном процессе;

- выявлены оптимальные псхолого-педагогические условия и система средств, способствующие повышению эффективности процесса обучения и его качественных показателей.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обусловлены методологией исследования, исходными теоретическими позициями, разнообразием научных, практических приемов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в непосредственной педагогической деятельности автора в школах сельской местности Комсомольского, Ибресинского районов Чувашии, городских школах г. Чебоксары, на научно-практических конференциях, семинарах районных методобъединений, районных, республиканских педчтениях, на курсах повышения квалификации директоров средних школ и учителей географии и природоведения.

Этапы исследования:

1 этап. (1972 - 1984 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение исходных параметров исследования.

2 этап. (1985 - 1989 гг.) - теоретическое исследование проблемы, разработка плана работы.

3 этап. (1990 - 1995 гг.) - разработка научно-методических рекомендаций исследования и их опытно-экспериментальное апробирование.

4 этап. (1995 - 1998гг.) - оформление диссертационной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

- основные положения выдвинутой концепции по формированию творческой активности школьников в учебном процессе;

- психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию творческой активности в учебном процессе;

- педагогическая инструментация и технология осуществления творческой активности в учебном процессе.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводу.

Пои воем множестве интерпретации механизмов твоочеотва, вое ученые единодушно указывают на творчество как на способность видеть в гаэедметах нечто новое такое, чего не видят другие.['91

Творчество - производное интеллекта. Умственные способности являются фундаментом интеллектуальной активности, однако они проявляются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности. 1193

Творческая деятельность учащихся связала с процессом изучения учебных дисциплин, развития умственных, индивидуальных, познавательных способностей, с накоплением базовых знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения учебно-познавательных задач, формирования эмоционально-мотивационных сфер личности. В нашем эксперименте исследованы и не творчество и не умственные способности, как таковые, а применение их в обучении как главных Фактов фоомиоования познавательной активности учащихся, оазвития ее в процессе учебно-познавательной деятельности до творческой активности. [Гл. I- 1.1. с.181 Творческий уровень - это высшая ступень проявления активности Гсм. Приложение].

Опытно-экспериментальная работа показала, о одной стороны, наличие больших пробелов в понимании сущности и механизмов формирования творческой активности школьников в учебном .процессе, с другой - наличие больших резервов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы. Выявлению и реализации этих резервов способствуют научно-методические рекомендации, разработанные и апробированные нами исследования:

1. Творческая деятельность учащихся должна стать составной частью учебно-воспитательного процесса массовой школы и рассматривать формирование творческой активности учащихся в учебном процессе, как необходимое условие повышения эффективности процесса обучения, .качественных показателей учения, развития самостоятельности у. подготовки, учащихся к послешкольному образованию и трудо-участия.

2. Формирование творческой активности следует вести комплексно, начиная с общеин теллектуального развития учащихся, Формирования мотивов и потребности к самостоятельной учебной деятельности .

3. Эффективность формирования творческой активности учащихся ^ в учебном процессе зависит от информированности учащихся о сущ ности и приемах самостоятельного приобретения знаний, а также от " того, как будет происходить формирование этих приемов. Осуществить это можно на пути пооблемно-развивающего обучения, посредством проблемного представления учебно-познавательного материала и, используя такие системы заданий, упражнений, выполнить которые можно только путем преодоления противоречий между желанием позвать материал и имеющимися у учащихся знаниями, методами, приемами и способами деятельности.

4. Формирование творческой активности учащихся тесно связано с выполнением специально разработанные заданий, ориентированных на развитие творческого потенциала учащихся, воображения, инициативы, догадки, памяти, фантазии и т.д., овладением общеучебными и у предметными умениями.

5. Выполнение ряда психолого-педагогических условий объективного и субъективного характера обеспечивает результативность процесса формирования творческой активности учащихся, в учебном процессе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андреев, Федор Васильевич, Чебоксары

1. Асанова Г.С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР. Москва, Просвещение, 1974, 128 с.

2. Андреев Ф.В. Уроки творчества. Научный журнал. Известия национальной академии наук и искусств Чувашской Республики, 1997, N3, 6-8 с.

3. Арчиков Е.И. География Чувашской Республики. Учебное пособие для общеобразовательных школ. Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1998 г. 112 с.

4. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждении. -2-е изд. М.: Просвещение, 1996. 319 с.

5. Асанов Г.С. Самостоятельные работы учащихся по географии СССР. М.: Просвещение, 1967. 90 с.

6. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

7. Алексеев М.Н. Учебный предмет и его логическая структура. М.: АПН. РСФСР, 1968. 78 С.

8. Алексеев П.В. Педагогическое наследие русского Зарубежья. М.: Просвещение, 1993. 238 с.

9. Бабанский Ю.К. Педагогика. 2-е изд.М.: Просвещение, 1988. 479 с.

10. Багданова A.A. Уроки географии. 7 класс. М.: Просвещение, 1985. 175 с.

11. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997. 288 с.

12. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс.

13. Баринова И. И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР., М., 1990. 96 с.

14. Венкович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии. М.: Просвещение, 1995. 173 с.

15. Берлянт A.M. Карта второй язык географии. М.: Прсвеще-ние, 1985. 192 с.

16. Берлянт A.M., Душина И.В. и др. Физическая география. Справочные материалы: Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М.: Просвещение, 1994. 288 с.

17. Березина Н. У меня растет сын. М.: Знание, 1970. 63 с.

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема. Изд-во Ростовского университета, 1983. 176 с.

19. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.96 с.

20. Богданова A.A. Уроки географии. М.: Просвещение, 1985. 175 с.

21. Бороздников Н.М. географические кружки. М.: Просвещение, 1970. 142 с.

22. Болдырев М.Й., Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. 209 с.

23. Бурменской Г.В. и Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. 376 с.

24. Бойко Е.М. Механизм умственных действий. Динамические временные связи. М.: Педагогика, 1976. 248 с.

25. Вармин Л.К. География. Энциклопедия, М.: Росмэн, 1998. 128 с.

26. Верзилин Н.М. Учитель ботаники. Л., Детская литература, 1984. 173 с.

27. Векслер С.И. Современные требования к уроку. М., 1985. 150 с.

28. Водейко Р. И. Домашнее задание старшеклассника. Минск; г-^Изд-вб БГУ, 1974. 40 с.

29. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982. 145 с.

30. Волков И.П. Много ли в школе талантов? м.: Знание, 1998.80 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. 376 с.

32. Вяткин Л.Г. О развитии познавательной активности и самостоятельности. 23 с.

33. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". М., 1965. 150 с.

34. Герасимов И.П. География сегодня. Сборник. М.: Знание, 1984. 128 с.

35. Герасимова Т.П. Задания для проверки знаний учащихся по курсу физической географии 5 класса. М.: Просвещение, 1975. 96 с.

36. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: б кл. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

37. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1993. 270 с.

38. Губанова Т.Е. Экономическая и социальная география в СССР: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 542 с.

39. Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М.: Просвещение, 1973. 144 с.

40. Даринский A.B. Методика преподавания географии. Учебное пособие для студентов геогр. специальностей пед. институтов. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1975. 368 с.

41. Давыдкин П.К. Хрестоматия по физической географии СССР. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 286 с.

42. ДушинаИ.В., Коринская В.А., Щенев В. А. География. Наш дом Земля^Материки, океаны, народы и страны. 7 кл./Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997. 80 с.

43. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. 26 с.

44. Дубанов И.С. Кроссворды и чайнворды на уроках географии. Чебоксары, 1995. 84 с.

45. Дронов В.П., Максаковский В.П. и др. Экономическая и социальная география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1994. 208 с.

46. Ермошкина A.C. Уроки географии 8 класс. М., 1993.^159 с.

47. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1966г 239 с.

48. Заездный P.A. Графическая наглядность в преподавании экономической географии. М.: Просвещение, 1977.—128 с.

49. Занков Л.В. Развитие познавательной активности и самостоятельности в учебном процессе^ Советская педагогика, 1967„~l 28-35.

50. Загвязинский В.И. Об усилении целостности учебного про-цесса//Вест. Высшая школа, N 9, С. 30-34.

51. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М.Знание, 198640 с.

52. Ильина Т.И. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972.-72 с.

53. Ильин B.C. Формирование личности школьника целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

54. Кабанова-Meллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1981.240 с.

55. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Просвещение, 1981. 240 с.

56. Каратаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. М.: "КСП", Институт психологии РАН, 1997. 224 с.

57. Кириллов В.К. Кириллова Т.В. и др. Воспитательный процесс: сущность, содержание, технология. Чебоксары, 1994. 275 с.

58. Кириллов В.К., Алексеев Б.Л. Актуальные проблемы современной дидактики. 4.1. 1994. 240 с; Ч. ,11, 1994. 272 с.

59. Кириллов В.К. Учебный процесс,, повышение его эффективности: Методические указания. Чувашский университет. Чебоксары? 1987. 28 с.

60. Кириллов В.К., Кириллова Т.В. и др. Теоретические и практические аспекты научно-педагогических исследований. Учебное пособие. Чебоксары, 1994. 360 с.

61. Кириллов В.К. Николаева И.А. Андреев Ф.В. Основы профессионального самосовершенствования педагога. Чебоксары, 1993. 52 с.

62. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системы знаний. М.: Знание, 1983. 62 с.

63. Кузнецов А.П., Лисенкова Г.Я. Карточки задания по курсу экономической географии зарубежных стран/' География в школе, 1984, N 5, 6.

64. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1971. 26 с.

65. Кураков Л.П., Мясников С.Н. Основы экономической теории. Чебоксары, 1994. 350 с.

66. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл.: Учебник для образовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997. 304 с.

67. Ковалевская М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 112 с.

68. Коринская В.А. и др. География материков и океанов// Учебник для 7 класса средней школы. М.: Просвещение, 1993. 283 с.

69. Коринская В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков. М.: Просвещение, 1983. 128 с.

70. Клименко В.В. Как воспитывать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб: Кристалл, 1996. 463 с.

71. Крылова О.В. Интересный урок географии. М.: Просвещение, 1989. 96 с.

72. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.

73. Лук А.Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975. 96 с.

74. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974, Л., 1974.

75. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.

76. Лернер И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 47 с.

77. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. Чебоксары, 1996. 44 с. .

78. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М.: Просвещение, 1994. 144 с.

79. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль, 1995, I ч. 320 е., II ч. 560 с.

80. Максимов H.A. За страницами учебника географии. М., 1981. 192 с.

81. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.

82. Махмутов М.Н. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. 192 с.

83. Окунев А. Как учить не уча. СПб: Питер, Пресс, 1996. 448с.

84. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание, 1981. 96с.

85. Ольшанский Д.В. Сам! М.: Знание, 1986. 96 с.

86. Павлов И.В. Каков он, современный урок? Народная школа, 1998, N 1, с. 1-6.

87. Павлов И.В. С верой человека. Записки воспитателя. Чебоксары, 1982. 112 с.

88. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе^Учебн. пособие для студентов пед. институтов по геогр. спец. М.: Просвещение, 1983. 320 с.

89. Пашканг К.В. Физическая география: справочное пособие для подготовительных отд. вузов. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1995. 304 с.

90. Петровский A.B. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. 464 С.

91. Петров H.H. География: Краткий курс. М.: Дрофа, 1997. 80с.

92. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.1. M.: Знание, 1984. 62 с.

93. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии. М.: Просвещение, 191. 280 с.

94. Пиголицина Ф.В. ".и пробуждается поэзия во мне". М., 1988. 96 с.

95. Пысин К.Г. О памятниках природы России. М. : Советская Россия, 1982. 176 с.

96. Родак И. И. Творческая активность учащихся в процессе обучения. М., 1969. 141 с.

97. Розов А.H. Память. Изд-во "Знание", М., 1970.

98. Родзевич H.H. Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы: Учебное пособие для студентов геогр. спец. пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 288 с.

99. Розова В. К. Развитие интереса к рабочим профессиям в обучении географии. М.: Просвещение, 1982. 111с.

100. Рыбаков Г.Ф. Венец всего живого: Учебное пособие. Сев. Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992, 52 с.

101. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1962. 192 с.

102. Суздаль В.Г., Турбович Л.Т. Контроль, диагностика, оценка усвоения и повышения эффективности обучения. Л., 1969. 75 с.

103. Суворов О.В. Основы логики (учебное пособие). М.: Аквариум, 1997. 128 с.

104. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1955. 240 с.

105. Садовский М.Н., Лернер И.Я. Требования к современному уроку: (Методические указания), М., 1969.

106. В.И. Середа. Система внеклассной работы по географии в средне школе. М., 1972. 144 с.

107. Семакин Н.К., Соловьев А.И. Обучение географии в школе. Сборник статей. М.: Просвещение, 1975. 191 с.

108. Сборник разноуровневых программ, Y1-Х классы. География. М.; Просвещение, 1996.

109. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. М., 1968.

110. Скаткин М.Н., Лернер И. Я. О повышении эффективности урока. М. 1988. 104 с.

111. Субботин Г.П. Задачник по геограт. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. 6 класс. М.: Аквариум, 1997. 256 с.

112. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.

113. Соловьев А.И., Карпов Г.В. Словарь -справочник по физической географии: Пособие для учителей. М.: Просвещения, 1983. 224 с.

114. Случкая Р.Д. Географическое общество "Глобус". М.: Просвещение, 1972. 128 с.

115. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд.-во МГУ, 1984. 270 С.

116. Файбусович Э.Л. Студенцов H.H. и др. Занимательные географические задачи. М., 1978. 128 с.

117. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

118. Хрипкова А.Г. Естествознание. Пробный учебник для 7 кл. Общеобразоват. учреждении. М. : Просвещение, 1994. 224 с.

119. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. 208 с.

120. Швырев B.C. Анализ научного познания. Основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, 1988. 177 с.1. Носитель ! действий I I1.1 Средство 1-1-1 Форма (-\

121. Теоретическая модель "Задание предмета познания"1.1

122. Цели использования | I "Задания предмета | I познания" |1.I

123. Содержание | I "Задания предмета1.познания*