автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века
- Автор научной работы
- Николаева, Дарья Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века"
На правах рукописи □□3171 Ю8
Николаева Дарья Сергеевна
Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века
13 00 01- Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссер гации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
О 5 кюн 2000
Санкт-Петербург - 2008
003171108
Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А С Пушкина»
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, профессор Назарова Людмила Петровна
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор Седова Нслля Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Воронцова Галина Григорьевна ГНУ «Инстигут образования взрослых Российской академии образования»
Ведущая организация
Защита состоится 17 июня 2008 г в 14 00 час на заседании диссертационного совета Д 800 009 02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А С Пушкина» по адресу 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д 10, конференц-зал
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А С Пушкина
Автореферат разослан^мая 2008 г
Ученый секретарь
диссертационного совета
канд пед наук, доцент
ГА Гонтарева
Актуальность исследования
Построение демократического общества в России выдвигает проблему гражданского воспитания молодежи в число приоритетных направлений современной государственной политики в области образования, что подтверждается целым рядом официальных документов, принятых на протяжении последнего десятилетия (Постановление правительства РФ № 422 от 11 07. 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг», Государственная программа «О гражданском образовании населения Российской Федерации на 2005-2008гг.» и др) В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» формирование «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности» определено как важнейшее направление в воспитании подрастающего поколения для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе
Все сказанное актуализирует обращение исследователей к проблеме воспитания гражданственности, которая сегодня позиционируется не только как педагогическая, но и как государственная Ее решение придаст новый импульс волеизъявлению и самоценности личности, явится действенным катализатором развития гражданского общества и правового государства
Тема человека как гражданина и патриота всегда была в русле исследовательской проблематики, разрабатываемой несколькими поколениями философов, историков, правоведов, литературоведов Это позволяет использовать полученные предшественниками результаты, сопоставляя выводы и оценки с уже имеющимися в научной литературе, обозначить ориентиры дальнейшего развития и решения проблем гражданского воспитания
Работы отечественных философов (С Н Булгакова, В В. Зеньковского, И А Ильина, И В Киреевского, В С Соловьева, П Флоренского С J1 Франка и др) выявляют особенности русского национального характера как составляющей ментальности российской гражданственности Духовно-нравственное воспитание признавалось ими основой формирования идеального гражданина, а
его становление рассматривалось в единстве с формирующимся самосознанием человека православной культуры
Передовая педагогическая мысль (В Г Белинский, А И Герцен, Н А Добролюбов, Н И Пирогов, К Д Ушинский и др) сумела найти верные ориентиры для определения соотношения гражданского и нравственного путь к идеалу гражданственности лежит через усвоение общечеловеческих и национальных ценностей, человек образованный и нравственно воспитанный - это человек, способный и на проявление гражданских доблестей, так как главным предметом человеческого существа является его нравственное поведение
Основоположники советской педагогики - Н К Крупская, А В Луначарский, П П Блонский и др - рассматривали гражданское воспитание как политическое, прежде всего Наиболее подробно и целостно пути воспитания гражданина как носителя советского патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистического отношения к труду, коллективизма и дисциплинированности были разработаны в трудах А С Макаренко, который первым в отечественной педагогике сумел установить тесные связи между гражданским сознанием и поведением, действенность которых подтверждена опытом его работы Социальный оптимизм, умение дорожить святынями Отечества как наивысшими ценностями составляют основные качества гражданина в позиции В А Сухомлинско го
Можно выделить наиболее значимые направления исследований проблем гражданского воспитания, интерес к которым активизировался с 90-х годов XX века теория и практика гражданского воспитания молодежи на современном этапе (Л И Аманбаева, А С Гаязов, Г Я Гревцева, М В Николаев, Н А Саво-тина), проблемы формирования гражданственности (Н В Божко, В В Драниш-ников, Т Б Журавлева, С В Лисак, И Ю Новичкова и др ), гражданской позиции (В В Страхов, ЭII Стрельникова, М В Чельцов и др), гражданской культуры (МИ Резникова, Т Ю Фальковская и др), гражданской активности (М В. Нам, А В Тырин и др), эволюция идеи гражданского воспитания (О И Волжи-на), история гражданского и патриотического воспитания в России (С И Бе-
лендов, ЕВ Кириллова, ОЮ Колпачева, Л В Кузнецова, СН Кулина, РЛ Рождественская, А П Рощик, И Ю Синельников), история гражданского образования ( Л М Артамонова, Л X Газгиреева, О В Лебедева, И В Суколенов )
Сегодня в число актуальных как для педагогики, так и для философии входит проблема идеала гражданина Вопросы к чему должны стремиться школа, воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться, - являются ключевыми и для теории, и для практики Через цель определяется тот идеальный тип человека, в котором государство, общество нуждается в данный момент
До настоящего времени недостаточное внимание уделялось историко-педагогическому изучению проблем гражданского воспитания на различных этапах развития педагогической мысли Однако нельзя не отметить возникшего в последнее десятилетие интереса к педагогическому наследию второй половины XIX в и начала XX в, тогда как XVIII век в названном аспекте не нашел должного освещения в педагогических исследованиях А именно этот период в развитии России явился периодом немалых свершений в области образования, культуры, в становлении педагогической науки и в том числе в постановке вопросов гражданского воспитания
Обращение к рабогам исследователей истории развития отечественной педагогической мысли по вопросам гражданского воспитания (С И Беленцов к XIX -н XX вв , Л В Кузнецова н XX в , И Ю Синельников к XIX -н XX вв ) позволяет утверждать, интересующая нас тема изучена на уровне XIX и XX вв Более того, авторы считают, что проблема гражданского воспитания не имела места в рамках XVIII века Мы согласны, что понятия «гражданское воспитание», «идеал гражданина» не были введены в обращение в XVIII в Однако понятие «гражданин» как цель воспитания было употребляемо не только в работах просветителей, но и в официальных документах В России упоминание термина «гражданин» мы находим в «Арифметике» Л Смотрицкого (1703 г), а «гражданское общество» - у Екатерины II в ее «Наказе» (гл XII) Вместе с тем, одним из первых руководств по граждановедению является книга «О должно-
стях человека и гражданина», в которой встречаем такие понятия, как «гражданин», «человек», «должность человека» Изучение данной книги в качестве учебного предмета можно считать началом гражданского образования в России В любую эпоху существование человека связано с идеалами Под самим понятием «идеал» подразумевают норму и образец поведения людей для определенной эпохи, что акцентирует наше внимание на конкретно-исторической стороне идеала Общезначимые потребности времени диктуют, каким должен быть человек в данном обществе, т е определяют идеал, соответствующий доминирующим ценностям и духовным приоритетам
Внимание к эпохе Просвещения в России обусловлено, прежде всего, тем, что переживаемый нами сегодня этап в сфере духовного самосознания во многом аналогичен восемнадцатому столетию и его педагогическая мысль, направленная на поиск путей формирования человека-1ражданина, должна быть использована в исследовании закономерностей развития гражданского идеала в настоящее время
В этой связи основная проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом как в эпоху становления государственности и общества шел процесс развития гражданского идеала как цели воспитания и как это нашло свое отражение в наследии просветителей
Актуальность и практическая значимость, недостаточная разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования -«Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века»
Объект исследования наследие просветителей России XVIII века Мы предполагаем, что гражданский идеал приобретает социальную значимость и видоизменяется в эпоху социокультурных перемен от дифференциации идеала XVII века - к интегрированному ( конец XVIII века)
Предмет исследования история становления и развития идеала гражданина в наследии просветителей России XVIII века
Цель исследования раскрыть историю становления и особенности развития идеала гражданина в наследии просветителей и определить значение полученных результатов исследования для современных условий Задачи исследования
1 Определить характерные особенности исследуемого периода и обосновать предпосылки возникновения и становления проблемы гражданского идеала в России XVIII века
2 На основе анализа наследия просветителей выявить динамику в развитии идеала гражданина на разных этапах исследуемого периода
3 Сопоставить позиции просветителей по исследуемой проблеме и определить общее и особенное в их взглядах на идеал гражданина
Выбор хронологических рамок исследования - XVIII век - обусловлен тем, что именно в этот период происходит становление государственности и общества, взаимодействие которых в России поставило вопрос о роли личности в данной системе отношений, что и нашло отражение в официальных документах и в литературе данного периода
Методологическую основу исследования составили современные подходы к изучению историко-педагогического процесса аксиологический (3 И Рав-кин), парадигмальный и цивилизационный (В А Мосолов, Г Б. Корнетов), диалогический подход к культурному наследию прошлого (В С Библер, Ю М Лотман, Д С Лихачев), современный философско-культурологический подход к проблемам гражданского воспитания (Е П Белозерцев, Б С Гершунский )
Существенное значение для данного исследования имели педагогические идеи о соотношении общечеловеческого и национального (Б С Гершунский, А В Мосолов, 3 И Равкин, К Д Ушинский и др ), о значении духовных, национальных ценностей в образовании личности ( М В. Богуславский, Е В Бон-даревская, Н Д Никандров, В Г Пряникова, З.И. Равкин и др)
Исследование велось в русле концепций В П Бранского и В А Мосолова, которые обосновали периодическую сменяемость идеалов воспитания в зависимости от требований самой жизни, что связано с переоценкой ценностей Так,
в рамках только XX века произошла смена идеалов одна- связана с атеизацией нашей страны, другая- с вытеснением атеизма религиозными представлениями
Источниковая база исследования в основу систематизации источников исследования положена научно-обоснованная классификация историко-педагогических источников М И Анисова, Р Л Доватор, Д И Раскина, А С Роботовой
В качестве источников исследования использованы
- работы ведущих историков (Н М Карамзин, В О Ключевский, Н.И Костомаров, П Н Милюков, А А Фортунатов),
- труды ученых по истории педагогики (П Ф Каптерев, 3 И Равкин, В А Мосолов, Л А Степашко),
- официальные государственные документы («Наказ» Екатерины II, Указы, Уставы и др документы XVIII в ),
- труды просветителей данного периода ( М В Ломоносов, Н И Новиков, И Т Посошков, Ф Прокопович, В Н Татищев и др.),
- художественная литература (Н М Карамзин, А Н Радищев, А Д Кантемир, П А Плавильщиков, Д И Фонвизин и др ),
- эпистолярная, мемуарная литература (Д И Фонвизин, М М Щербатов и др ),
- а также диссертации, монографии, публикации (педагогические, исторические, философские) по теме исследования
Методы исследования
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме,
- сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить историко-педагогические события, рассматривать проблему от ее возникновения до современного состояния,
- герменевтический метод, позволяющий интерпретировать педагогические идеи с позиции современности
Научная новизна исследования
•Выявлены исторические предпосылки (социально-экономические, политические, идеологические), которые способствовали появлению идеала гражда-
нина в эпоху Просвещения как потребности в человеке, способном отстаивать и решать государственные задачи
• Выделены основные этапы становления гражданского идеала (I-1-я четверть XVIII века, Ы-30 -50-е годы XVIII века, III- 60-70-е годы XVIII, IV- конец 80х-90-е годы XVIII века), определена специфика каждого этапа, выявлены основные тенденции в становлении понятия «гражданин» в контексте XVIII века Раскрыта динамика содержания гражданского идеала в связи с социокультурными изменениями и особенностями социально-политических условий развития России XVIII века
• Впервые систематизирован и содержательно определен идеал гражданина, отраженный в наследии просветителей XVIII века (от человека «внутреннего» к человеку «внешнему» - государственному, совершенный человек с гражданскими добродетелями, совершенный человек, который «долженствует своему Отечеству и каждому своему сочеловеку служить», истинный сын отечества - патриот, борец за благо Отечества, добродетельный гражданин, подданный народа)
Теоретическая значимость
•Исследовано понятие «гражданин» как одна из наиболее важных ценностей личности, общества, государства в контексте XVIII века, которое расширяет теоретическое представление о содержании данного феномена
•Выявлены исходные условия изменения понятия «гражданин» на разных этапах Просвещения в России, что создает предпосылки для более глубокой разработки проблем гражданского воспитания
•Установлена зависимость отношения просветителей к исследуемой проблеме от духовного и нравственного состояния общества, его социальных, политических и экономических условий, их мировоззрения Это позволяет увидеть типичное в явлениях и событиях России XVIII века и современности, способствует осмыслению роли государства в решении проблем гражданского воспитания сегодня
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены приоритетные направления в решении проблемы гражданского идеала протест против слепого иностранного заимствования, учет российского менталитета, глубинная взаимосвязь государства, общества и семьи как залог успешного воспитания и социального благополучия, признание индивида как субъекта и как самоопределяющейся и самосовершенствующейся личности, паритетные отношения личности, общества и государства
Рекомендации по использованию результатов исследования Материалы диссертации могут быть использованы в целях углубленного освещения проблем гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли,
более полного раскрытия вопросов воспитания гражданина в учебниках и учебных пособиях для средних и высших образовательных учреждений,
повышения квалификации учителей (в лекционной работе, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по педагогике и истории педагогики),
научного исследования, направленного на выявление особенностей гражданского воспитания в историческом аспекте
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения, получившие развитие и обоснование в работах по теории и истории педагогики, использованием комплекса методов, адекватных цели, логике исследования, значительным объемом использованных педагогических, исторических, философских и других материалов, их комплексным анализом
Апробация и внедрение результатов Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЛГУ имени А С Пушкина, на научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005, г Мурманск, 2006, г Кастрома, 2006, г Уссурийск, 2007, г Бокситогорск, 2004, г. Подпорожье, 2007), через публикации автора На защиту выносятся следующие положения
1 Проблема поиска идеала гражданина в России восходит к XVIII веку, встроена в его культурно-исторический контекст и оформлена в исследуемый период как рефлексия глубоких изменений, обусловленных процессами европеизации, секуляризации, что нашло свое отражение в работах просветителей государственных деятелей, ученых, писателей
2 Этапность социокультурного развития России XVIII века, обоснованная отечественными историками, филологами, философами, позволила выявить генезис гражданского идеала и увидеть временную и пространственную характеристику его содержания от патриархально-православного - к государственному, смыслом которого является служение Бог,', Отечеству, народу, что подводит к выводу о неизбежности смены идеала как исторически необходимого процесса в эпоху социокультурных перемен
3 Сопоставление позиций просветителей позволило выделить общее и особенное в понимании ими гражданского идеала Просветителей объединяет единый подход к пониманию гражданина как человека, обладающего высокой нравственностью, образованностью и профессионализмом Различие позиций, определяющееся их мировоззрением и идеализацией некоторых качеств личности, сводится к определению вектора служения Богу, государю, Отечеству и народу
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 165 источников ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность избранной темы исследования, представлено состояние ее разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулированы методы, методологические и теоретические основы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенной работы, изложены положения, выносимые на защиту
В первой главе «Социально-исторические и идеологические предпосылки возникновения проблемы гражданского идеала в России XVIII века» дан анализ
экономической, культурной и идеологической ситуации в России эпохи Просвещения, определившей потребность в воспитании нового человека- гражданина, способного решать задачи «государственного стройства»; обоснованы этапы становления идеала гражданина, охарактеризованы источники исследуемой проблемы
Источниками для исследования и характеристики ситуации в России XVIII века явились официальные документы, отражающие характер реформ, работы общественных и государственных деятелей эпохи (В Н Татищева, И Т Посош-кова, И И Бецкого, Екатерины II), исследования отечественных философов, историков, педагогов Анализ данных источников позволил выделить основные предпосылки возникновения и развития такого феномена, как идеал гражданина, понятия и идеи, в русле которых проводилось данное исследование
гражданин - человек, осознающий свои обязанности, ответственный, способный воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права (И А Ильин),
идеал — это нормативный образец, эталон, отражающий представления, существующие в обществе или сознании отдельного человека, о совершенной личности как цели воспитания (Е В Кириллова, Н Н Баркова);
просветительство в России XVIII в - это идеологическое течение, характеризующееся деятельной устремленностью его представителей (государственных деятелей, ученых, писателей) к разрешению социальных противоречий средствами образования, науки, совершенствования нравственности, реформами всех сторон социально-экономического и правового уклада (А.П Валицкая, П Н Берков и др.),
дифференциация и интеграция общественного идеала (В П Бранский), эволюция парадигм воспитания (В А Мосолов) как свидетельство о кризисе в социальной системе
Восемнадцатый век для России (от реформ Петра I и до конца правления Екатерины II) богат серьезными событиями и коренными изменениями во всех сферах жизни Именно с этого времени страна встала на путь общенациональ-
ного прогресса и реформ По сравнению с прошлым, XVII веком, стали иными государство и государственные институты, общество и его инфраструктура Русь Московская превращалась в Российскую Империю
Рост экономики, централизация государственного управления, его активная бюрократизация, усиление роли армии были нацелены на становление абсолютной монархии, игравшей активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни страны Именно в этот период укреплениия государственности во всех сферах жизни возникает потребность в «служилых людях», преданных правящим кругам
Изменения в хозяйственной, военной, административной и других сферах жизнедеятельности русского общества остро поставили вопрос об образовательной системе, просвещении Проблемы школы, образования молодежи становятся государственными проблемами Школа складывалась, в первую очередь, как профессиональная, цель которой — подготовка кадров, нужных государству, способных осуществить замыслы Петра I
Политика Петра I в области просвещения активизировала проникновение в страну просветительских западных идей государство и абсолютная власть монарха - главная сила, обеспечивающая «всеобщее благо», основа государственного порядка - обязанности гражданина по отношению к государю, государству и согражданам, средства достижения «общего добра и народного блага» заключаются в исполнении законности, в соблюдении гражданских и политических прав
Главным содержанием петровских преобразований явилась секуляризация культуры - «обмирщение». И хотя этот процесс был продолжением русского религиозного раскола XVII века, однако петровские реформы разделили русскую культуру на две светскую (секулярную) и религиозную (духовную) Это привело к тому, что в одно и то же время сталкивались ценности, традиции, идеалы православной Руси с утверждением новых В результате появляется просвещенное меньшинство (элита) и непросвещенное большинство (масса), происходит столкновение целенаправленной культурной политики и стихийной
народной культуры Однако осуществляемая Петром I церковная реформа не сумела вытеснить из жизни, из культуры русской саму религиозность как таковую
Русская мощь (военно-политическая, территориальная, экономическая) не была подкреплена интеллектуальным потенциалом ее населения Без развития интеллекта нации, без нравственного воспитания подрастающего поколения нельзя было рассчитывать на длительные перспективы в сфере экономических, политических, военных успехов Это хорошо понимали М В Ломоносов, И И Шувалов, Екатерина II, И И Бецкой, Ф И Янкович, Н И Новиков, А Н Радищев и многие другие В 60-80-е годы XVIII века была предпринята попытка высокой исторической значимости выйти на должный образовательный и культурный уровень, догнать Европу в сфере интеллектуального развития общества
Период второй половины XVIII века в истории России мы, без всякого сомнения, связываем с правлением Екатерины II (1762-1796 гг ), которая для утверждения законности самодержавия идеи просветителей об общественном благе, идеи естественного права связывала с идеальным монархом, который есть избранник народа, законодатель, гражданин Ее позиция представлена в «Наказе», в котором императрица выдвинула, а затем последовательно отстаивала идею «образцового послушания» народа государю Державная «матерь Отечества» считала, что необходимо детям внушать страх Божий «как начало всякого целомудрия и вселять в них все те должности, которых бог от нас требует» «Правила воспитания, - провозглашала императрица, - суть первыя основания приуготовляющия нас быть гражданами», надо прививать воспитуемым любовь к Отечеству, «почтение к установленным гражданским законам», но самое главное- «почитать правительство своего отечества», потому что только оно одно печется «по воле Божией о благе их на земле»
Восемнадцатый век меняет идеалы Укрепление российского самодержавия ведет к смене христианского идеала - служение Богу - на государственный-служение государю Образование должно быть прагматически направленным, профессиональным, сословным. Однако педагогические искания XVIII века
связаны с сохранением традиций при всей силе влияния зарождающейся культуры Воспитание сохранило цель формирование человека-христианина, то есть православные идеалы не утрачиваются, а становятся составной частью нового идеала - формирования добродетельного сына Отечества И вместе с тем следует отметить, что человек по-прежнему остается слугой, если в эпоху средневековья - слуга Бога, то в эпоху перехода к Новому времени и в самом Новом времени он по-прежнему слуга, но теперь слуга государства
Для русского менталитета традиционным является служение и поклонение Категория долженствования остается определяющей для действий русского человека И в XVIII веке произошла смена предмета поклонения не столько Бог, сколько Царь Царь и государство, Царь и Отечество - эти понятия становятся синонимами для русского человека Отсюда становится понятным, что цель воспитания - воспитание верного слуги Отечества, гражданина, что, безусловно, отвечало потребностям государства
Идеология Просвещения в России XVIII века, взяв на вооружение основные идеи гуманизм, энциклопедизм, рационализм, утилитарный и практический подходы - стремилась выработать свой самобытный взгляд на вопросы образования и, следовательно, на проблему гражданского воспитания Проблемы взаимоотношения человека и общества, нравственного совершенствования человеческой души рассматривались просветителями по-разному, но их всех объединяет приверженность названным идеям
Обращение к вопросу о периодизации Просвещения в России, предложенной историками и литературоведами (Н Н Баркова, П Н. Берков, А П Валиц-кая, Д Д Благой, Г П Макагоненко, В И Моряков и др ) и выбранный нами критерий этапности - социокультурное развитие России 18 века- позволили выделить основные периоды и в становлении идеала гражданина
I период - первая четверть XVIII века - начало европеизации, победа светской, секуляризованной идеологии была поворотом в истории России шло активное (хотя и небезболезненное) становление нового типа личности, осознающей свою роль «в государственном стройстве» - закладывается понимание рос-
сийской гражданственности - безусловной нормы отношения к государю как верховному носителю права и власти
II период — 30-50 г.г XVIII века — время неоднозначной оценки деятельности Петра I , борьбы «Ученой дружины» за дальнейшее развитие петровских начинаний, осознания важности науки, образованности для государственного строительства, для формирования гражданского идеала, который просвещен науками, соизмеряет активность в познании и практической деятельности с идеей общественного блага и величия России
III период — 60-80 г г XVIII века - этап, когда на дальнейшее развитие общественно-педагогической мысли повлиял государственный и социальный заказ на гражданское воспитание, сформулированный в книге «О должностях человека и гражданина» гражданин должен «служить престолу и любить Отечество»
IV период - это последняя четверть XVIII века Это период кризиса абсолютной монархии «Истинный сын Отечества должен привязан быть к государству, образу правления, к начальству и законам Любовь к Отечеству состоит в том, дабы мы почтение и благодарность являли к правительству, чтобы покорялись законам», из чего вытекают следующие обязанности- уважение, почтение, повиновение
Проведенный анализ различных источников позволил определить основные предпосылки возникновения и развития гражданского идеала в исследуемый период (идеи Просвещения, социокультурные, политические преобразования, секуляризация) и установить, что проблема идеала гражданина как цель воспитания имеет своей причиной утверждение государственности, возникновение потребности в воспитании человека, способного реализовать интересы власти Гражданин государственными лицами и их сторонниками представлялся как подданный, преданный самодержавию, законопослушный От начала столетия до его завершения шел процесс наполнения понятия «государственный человек», «гражданин» конкретным содержанием в соответствии с социокультурной ситуацией в России
Во второй главе «Взгляды отечественных просветителей на проблему гражданского идеала», опираясь на принцип историзма и следуя хронологии событий, анализируются взгляды просветителей на исследуемую проблему, выявляется общее и особенное в их позиции Источниками исследования выступают произведения художественного, публицистического, мемуарного характера
Гражданский идеал эпохи Просвещения в России закреплен в наследии Ф Прокоповича, В Н Татищева, И Т Посошкова, Ф С Салтыкова, А Д Кантемира, М В. Ломоносова, Д С Аничкова, Н Н. Поповского, И И Бецкого, НИ Новикова, Д И Фонвизина, П А Плавилыцикова, И А. Крылова, Н М Карамзина А Н Радищева и других просветителей, которых объединяло главное, благополучие Отечества зависит от воспитания юношества к пользе государства, воспитание- залог благосостояния общества Верность идеалу служения объединяет всех просветителей при определенной противоречивости их взглядов
Взяв на себя теоретическое осмысление проблемы гражданского идеала, просветители, с одной стороны, опирались на многовековой «воченский опыт», с другой- на западно-европейские теории «естественного права», «общественного договора», «всеобщего блага», каждый из которых вносил новое, исходя из конкретно-исторических условий, мировоззрения и своих идеалов
Начиная с реформатора духовного и светского воспитания главы «Ученой дружины» Ф Прокоповича, государственного деятеля В Татищева, личность мыслится человеком для государства, как «совершенный» человек, просвещенный знаниями, который «служит государю», «за правду и отечество стоит» От человека «внутреннего», который был образцом: христианского смирения и любви к Богу, к человеку «внешнему» - для государства - эта мысль читается в работах раннего просветительства России ХУШ века Государственный интерес рассматривался как безусловная норма общественного порядка
Четко и ясно сформулировал гражданский идеал своей эпохи (второй период развития проблемы) М В Ломоносов только «совершенный» человек, для которого характерны трудолюбие, любовь к науке, знаниям, высокая нравственность, бескорыстное служение Отечеству, может быть назван гражданином
Судьба России, по убеждению ученого, зависит от такой системы образования, которая отвечает интересам и потребностям государства Гражданин - человек, действующий исключительно на благо государству Даже понятие «счастье» М В Ломоносов рассматривал как возможность достойно служить Отечеству, приносить ему пользу
Вторая половина XVIII века - эпоха «просвещенного абсолютизма»- ставит задачу, сформулированную самой Екатериной II «создать нравственного человека и доброго гражданина»
Решение этой задачи было связано с деятельностью И И Бецкого, который верил в безграничные возможности воспитания в деле преобразования человеческой породы и переустройства общества Через воспитание нравственности, благородства, чувства долга, личного мужества, преданности монарху, олицетворяющему государство (это качества гражданина), по мысли И И Бецкого, мир придет ко всеобщему благоденствию, гармонии Опорой для государства он считал дворянство, именно дворяне первые граждане своей страны, опора государя Педагогическая теория этого периода эпохи Просвещения носила постулирующий характер, стремилась сформулировать общезначимые проблемы образования «Благополучна та страна, где юношество к пользе государя, ко благосостоянию общества, ко преодолению господствующих в народе предрассудков и к собственному своему благополучию воспитывается» Н И Новикову вторит ДИ Фонвизин « воспитание должно быть залогом благосостояния государства» Воспитание, считают просветители, - многофункциональный процесс, цель его - готовить воспитуемого для деятельной жизни, формировать любовь к Отечеству, наукам и художествам, развивать творческие данные, нравственность, способность «благотворить и умно сострадать», быть нетерпимым к злу, то есть «стать философом», «сыном Отечества» Такая объемная целевая установка охватывает интеллектуальное (умственное), нравственное, эстетическое и трудовое воспитание За воспитание несут ответственность семья, общество, государство.
Развернувшиеся выступления просветителей против галломании стали борьбой за знания русского языка, отечественной истории и культуры, за развитие национального просвещения, национальных традиций, за национальный идеал гражданина
Просветители наполнили государственный идеал новым содержанием, отвечая на вопрос каким должен быть человек в обществе Идеал Н И Новикова -порядочный и благополучный, счастливый и полезный гражданин - прекрасно иллюстрируется Д И Фонвизиным, который дает образец гражданина «друг честных людей», исполнитель государственной законности, просвещенный дворянин, воспитатель человеческих душ Так выявляется в исследуемый период общественный идеал - гражданин, который начинается с ощущения собственной принадлежности своему народу, государству, его историческому прошлому и будущему
Последний - четвертый- период в становлении и развитии гражданского идеала подводит итог и обнаруживает некоторые различия в позиции просветителей Так, М И Карамзин идеал связывал с человеком, непричастным к социальному злу, а занимающимся науками и искусствами, в чем и должен находить «удовольствие» П А Плавильщиков резко критикует дворянский космополитизм и считает, что истинный гражданин - это, прежде всего, патриот и видит его в лице простого народа, который «стяжал славу России» Гражданин, по его убеждению, формируется временем, действительностью, обстоятельствами, а понятие «патриот»- это вневременное понятие Близок к П А Плавилыцикову и И А Крылов, горячий защитник самобытности русского характера
Подводит определенный итог поиску идеала А Н Радищев Для него идеал -истинный сын Отечества, который, по его мнению, патриот-борец, активный деятель, стремящийся видеть свое Отечество свободным, готовьм отдать все силы, а если надо, то и жизнь во благо своего Отечества Идеал представлен А Н Радищевым как служение народу Он в целом не изменяет общим установкам своего времени и назначение человека связывает со служением общественным интересам, протестуя против крепостничества
Изменения в экономической, политической и культурной сферах общества вызвали потребность переосмысления прежнего идеала - патриархально-православного Вектор поиска канонов идеала смещается в сторону государственного, инициаторами которого выступали первые лица государства Этот идеал наполняется конкретными характеристиками, что находит отражение в законодательных актах, в литературных источниках Однако следует отметить, что духовная жизнь общества определяет основным стержнем этого государственного человека не только профессионализм, но и его добродетель, внутреннее совершенствование Идет процесс поиска новых граней идеала, а к концу XVIII века возникает обобщенный идеал - истинный сын Отечества, который и стал доминирующим на данном этапе исследования
Как видим, в эпоху Просвещения происходит дифференциация идеала воспитания на государственный и на общественный, что отражено в приведенной ниже таблице (см. таблицу «Позиция просветителей XVIII века по гражданскому идеалу»)
Таким образом, в исследовании прослежена эволюция гражданского идеала в рамках XVIII в, свидетельствующая о том, что его возникновение не является стихийным процессом, а появляется в результате критического анализа настоящего и предвидения будущего, попытки найти новый образец, который превзойдет идеал прошлого.
В заключении изложены основные выводы по работе как результаты исследования, которые вынесены на защиту и которые могут рассматриваться как ориентиры для разработки современных проблем гражданского воспитания К данным выводам следует отнести следующие 1 Отечественный идеал гражданина формировался под влиянием конкретных социокультурных политических и экономических условий XVIII века -эпохи великих преобразований во всех сферах жизни, которые привели к изменениям в отношениях между людьми, между человеком и государством, между государством и обществом Процесс европеизации, начатый Петром I, имел
Таблица
Позиция просветителей XVIII века по гражданскому идеалу
Этапы Ситуация в стране Идеал воспитания Просветители
общественно-политическая идеологическая
Конец XVII в Патриархально-православный, служение Богу
1 1-я четверть XV1I1B Укрепление государственной власти, реформирование всех сфер экономической политической, культурной Секуляризация, европеизация От человека «внутреннего» к человеку «внешнему» - государственному, которого отличает активная деятельность на благо государства Ф Прокопович И Т Посошков В Н Татищев Ф С Салтыков
И 30-50-е гг XVIII в Дворцовые перевороты, укрепление абсолютной монархии, засилье иностранцев на государственной службе Осмысление петровских преобразований, появление дворянской культуры, открытие учебных заведений • Государственный человек, • совершенный человек с гражданскими добродетелями (добронравие, активность в познании и практической деятельности, национальное самосознание, деятельность «к удовольствию своего народа») АД Кантемир М В Ломоносов ДС Аничков Н Н Поповский
III 60-70-е IT XVIII в Эпоха просвещенного абсолютизма, движение народных масс Рост национального самосознания, критицизм, дальнейшее развитие образовательных учреждений • Человек государственный -человек «новой породы», исполнитель воли государя, • совершенный человек, который «долженствует своему отечеству и каждому своему сочеловеку служит» И И Бецкой Н И Новиков Д И Фонвизин
IV Конец 80-х - 90-е гг XVIII в Кризис просвещенного абсолютизма Утверждение национальных ценностей, рост демократических тенденций, критика абсолютной монархии • Подданный государю, престолу, • истинный сын отечества -патриот, борец за благо человечества, добродетельный гражданин, подданный народа и хранитель его традиций Н М Карамзин АН Радищев И А Крылов П А Плавильщиков
целью интегрировать ее в западную цивилизацию Распространяются просветительские идеи, утверждается оптимистический взгляд на воспитание, разрабатываются проекты выращивания «новой породы людей» Однако идеал воспитания автономной личности, возникший в Западной Европе, не соответствовал менталитету русского человека, что привело к выработке собственного национального взгляда на место человека-гражданина в государстве и обществе
21
служение Отечеству становится требованием, условием и следствием укрепления государственности, российского самодержавия XVIII век формирует идеал гражданина как человека, который служит интересам своего государства, живет по законам, патриот, подданный своего народа
2 На основе анализа различных точек зрения по вопросу о зарождении и развитии просветительства в России и выбранного нами в качестве критерия этапности социокультурное развитие России XVIII века, связанное с распространением образования, направленного на преодоление социальных зол, выделено четыре этапа в становлении гражданского идеала как цели воспитания, что и позволило выявить генезис гражданского идеала и увидеть временную и пространственную характеристику его содержания
3 Просветители в России, выражая свое отношение к гражданскому идеалу, исходили из духовного и нравственного состояния общества, его социально-политических и экономических условий, что и объясняет то общее, что отразилось в их позициях по обозначенной проблеме' гражданин- человек, обладающий высокой нравственностью, образованностью, профессионализмом, патриот Отечества Однако их взгляды имели и отличия, обусловленные личными идеалами, мировоззрением, возвышенно-эмоциональным отношением к Отечеству, что свелось к определению вектора служения Богу, государю, Отечеству и народу
Эволюция феномена «идеал гражданина» представляет движение от «внутреннего» человека к «истинному сыну Отечества»,при этом происходит в позициях просветителей дифференциация доминирующего идеала на каждом этапе и его содержательное наполнение, профессионал, ученый, добродетельный человек, патриот, хранитель традиций, защитник интересов народа К концу рассматриваемого периода возникает своеобразный синтетический идеал — истинный сын Отечества, духовно-нравственная составляющая которого отвечает национальным традициям русского человека. Гражданский идеал, в позиции просветителей, складывается из ценностей и духовных приоритетов и
представляет противоречивое единство государственного и общественного сознания
4 Выполненное исследование является одной из попыток историко-педагогического анализа проблемы гражданского идеала, становление которой связано с эпохой Просвещения Значимость полученных результатов для современности, на наш взгляд, можно обозначить следующим образом
воспитание гражданина на современном этапе построения правового государства и гражданского общества должно стать приоритетным направлением государственной политики в области образования;
необходимо учитывать исторические и национальные особенности фундаментальных ценностей российской гражданственности государственность, православное мировосприятие, служение, глубинная взаимосвязь государства, общества и семьи,
доминирование духовно-нравственного в гражданском идеале позволяет выделить основные ориентиры для разработки проблем гражданского воспитания в современных условиях протест против слепого иностранного заимствования, взвешенное отношение к зарубежному опыту, учет специфики культурно-исторического развития, учет особенностей ментальности русского человека,
следует признать индивида субъектом и самоопределяющейся личностью, паритетные отношения личности, общества и государства залогом успешного воспитания и социального благополучия
в отечественном педагогическом сознании идеал гражданина и нравственный идеал практически тождественны и его содержание включает любовь к своему Отечеству, народу, языку, культуре, уважения верховной власти,
Полученные результаты открывают направления дальнейших исследований по данной проблеме, предметом которых может стать преемственность в развитии идеала гражданина от Древней Руси и до XXI века
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях
1 Горбулева, Д С Взаимодействие родителей и детей как объект ис-торико-педагогического исследования /ДС Горбулева// Стратегия и тактика вузовской науки в регионе VII Вишняковские чтения Материалы международной научной конференции, Бокситогорск, 2 апреля 2004г - СПб ЛГУ им А С Пушкина, 2004 -Вып 2 - С 105-107 - (0,25 п л)
2 Николаева, Д С Культура и язык в истории образования России (XVIIIb ) /Д С Николаева// Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке Сб материалов междунар. науч -метод конф СПб, 19-20 ноября 2005г -СПБ.1 ЛГУ им А С Пушкина, 2005 -С 52-56 - (0,3п л )
3 Николаева, Д С Педагогические идеи в художественной литературе и теоретических трудах писателей конца XVII - первой половины XVIII века /Д С Николаева//Сб научных статей аспирантов - Мурманск МГИ, 2005 - С 5-19-(1пл)
4 Николаева, Д С Воспитательный идеал России XVIII века / В Т Литвинцева, ДС Николаева// Педагогическая инноватика в решении задач концепции модернизации российского образования Сб научных трудов СПб ИОВ РАО, 2005 -С 145-151 - (0.4 п л /0 2 п л)
5 Николаева, Д С. Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании /Д С Николаева// Модернизация российского образования Сб научных трудов - СПб ГНУ ИОВ РАО, 2006 -Ч 2 -С.42-44 - (0 2п л)
6 Николаева, Д С Идея гражданского воспитания в контексте русского просвещения /Д С Николаева// Модернизация системы образования подходы, решения, опыт реализации Сб научных трудов -СПб ГНУ ИОВ РАО, 2006.-С.27-30.- (0 2п л)
7. Николаева, Д.С. Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности /Д.С. Николаева//Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: научио-метод журнал.- 2006.-Т12.-№4.- С.190-195. (1 пл.)
8 Николаева, Д С Взгляды российских просветителей последней четверти XVIII века на проблемы семейного воспитания / Николаева Д С, Пантелеева Л Т // Наука и образование Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социальных наук - Мурманск, 2006 -№7 -С 91-97 - (1п л / 0 5 п л)
9 Николаева, Д С Художественная литература как источник исследования феномена гражданского воспитания в России XVIII века /Д С Николаева// Национальные приоритеты Российского образования1 проблемы и перспективы Материалы научно-практической конференции, Уссурийск УГПИ, 2007 -С 111-117-(0 4п л)
10. Николаева, ДС Положительный идеал в педагогической концепции Д И Фонвизина /Д С Николаева// Модель человека в современном обществе II Подпорожские чтения Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции, Подпорожье, 23 мая 2007г - СПб - Подпорожье ЛГУ им А С Пушкина, 2007 - С.57-61 - (0 4п л)
Подписано в печать 29 04 2008г Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная Печать офсетная Объём 1,5 уел печ Тираж 100 экз Заказ 149
Типография РГПУ им А И Герцена 191186 С-Петербург,наб р Мойки,48.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Николаева, Дарья Сергеевна, 2008 год
Введение.
Глава I. Социально-исторические и идеологические предпосылки возникновения и развития гражданского идеала в России ХУШ века.
1.1. Социальные предпосылки возникновения и развития гражданского идеала в России в XVIII веке.
1.2. Идеологические предпосылки становления гражданского идеала в России в XVIII веке.
1.3. Источники исследования феномена гражданского идеала
России в XVIII веке.
Выводы по главе 1.
Глава II. Взгляды отечественных просветителей на гражданский идеал.
2.1. Проблема воспитания «нового человека» в период петровских реформ.
2.2. Педагогическая мысль России послепетровского просветительства об идеале гражданина.
2.3 Идеал гражданина в эпоху просвещенного абсолютизма.
2.4. Педагогическая мысль о воспитании «истинного сына Отечества» в художественной и публицистической литературе конца
XVIII века.
Выводы по главе II.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века"
Актуальность исследования.
Построение демократического общества в России выдвигает проблему гражданского воспитания молодежи в число приоритетных направлений современной государственной политики в области образования, что подтверждается целым рядом официальных документов, принятых на протяжении последнего десятилетия (Постановление правительства РФ № 422 от 11.07. 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», Государственная программа «О гражданском образовании населения Российской Федерации на 2005-2008гг.» и др.) В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» формирование «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности» определено как важнейшее направление в воспитании подрастающего поколения для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе.
Все сказанное актуализирует обращение исследователей к проблеме воспитания гражданственности, которая сегодня позиционируется не только как педагогическая, но и как государственная. Ее решение придаст новый импульс волеизъявлению и самоценности личности, явится действенным катализатором развития гражданского общества и правового государства.
Тема человека как гражданина и патриота всегда была в русле исследовательской проблематики, разрабатываемой несколькими поколениями философов, историков, правоведов, литературоведов. Это позволяет использовать полученные предшественниками результаты, сопоставляя выводы и оценки с уже имеющимися в научной литературе, обозначить ориентиры дальнейшего развития и решения проблем гражданского воспитания.
Работы отечественных философов (С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, П. Флоренского. C.JI. Франка и др.) выявляют особенности русского национального характера как составляющей ментальности российской,гражданственности. Духовно-нравственное воспитание признавалось ими основой формирования идеального гражданина, а его становление рассматривалось в единстве с формирующимся самосознанием человека православной культуры.
Передовая педагогическая мысль (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) сумела найти верные ориентиры для определения соотношения гражданского и нравственного: путь к идеалу гражданственности лежит через усвоение общечеловеческих и национальных ценностей; человек образованный и нравственно воспитанный — это человек, способный и на проявление гражданских доблестей, так как главным предметом человеческого существа является его нравственное поведение.
Основоположники советской педагогики — Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский и др. - рассматривали гражданское воспитание как политическое, прежде всего. Наиболее подробно и целостно пути воспитания гражданина как носителя советского патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистического отношения к труду, коллективизма и дисциплинированности были разработаны в трудах А.С. Макаренко, который первым в отечественной педагогике сумел установить тесные связи между гражданским сознанием и поведением, действенность которых подтверждена опытом его работы. Социальный оптимизм, умение дорожить святынями Отечества как наивысшими ценностями составляют основные качества гражданина в позиции В.А. Сухомлинского.
Можно выделить наиболее значимые направления исследований проблем гражданского воспитания, интерес к которым активизировался с 90-х годов XX века: теория и практика гражданского воспитания молодёжи на современном этапе (Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева,
М.В. Николаев, Н.А. Савотина), проблемы формирования гражданственности (Н.В. Божко, В.В. Дранишников, Т.Б. Журавлева, С.В. Лисак, И.Ю. Новичкова и др.), гражданской позиции (В.В. Страхов, Э.П. Стрельникова, М.В. Чельцов и др.), гражданской культуры ( М.И. Резникова, Т.Ю. Фаль-ковская и др.), гражданской активности (М.В. Нам, А.В. Тырин и др.), эволюция идеи гражданского воспитания (О.И. Волжина), история гражданского и патриотического воспитания в России (С.И. Беленцов, Е.В. Кириллова, О.Ю. Колпачева, JI.B. Кузнецова, С.Н. Кулина, P.JI. Рождественская, А.П. Рощик, И.Ю. Синельников), история гражданского образования ( Л.М.Артамонова, Л.Х. Газгиреева, О.В. Лебедева, И.В. Суколенов ).
Сегодня в число актуальных как для педагогики, так и для философии входит проблема идеала гражданина. Вопросы: к чему должны стремиться школа, воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться, - являются ключевыми и для теории, и для практики. Через цель определяется тот идеальный тип человека, в котором государство, общество нуждаются в данный момент.
До настоящего времени недостаточное внимание уделялось истори-ко-педагогическому изучению проблем гражданского воспитания на различных этапах развития педагогической мысли. Однако нельзя не отметить возникшего в последнее десятилетие интереса к педагогическому наследию второй половины XIX в. и начала XX в., тогда как XVIII век в названном аспекте не нашел должного освещения в педагогических исследованиях. А именно этот период в развитии России явился периодом немалых свершений в области образования, культуры, в становлении педагогической науки и в том числе в постановке вопросов гражданского воспитания.
Обращение к работам исследователей истории развития отечественной педагогической мысли по вопросам гражданского воспитания (С.И. Беленцов к. XIX -н. XX вв., Л.В. Кузнецова н. XX в., И.Ю. Синельников к. ХЕХ -н. XX вв.) позволяет утверждать: интересующая нас тема изучена на уровне ХЕХ и XX вв. Более того, авторы считают, что проблема гражданского воспитания не имела места в рамках XVIII века. Мы согласны, что понятия «гражданское воспитание», «идеал гражданина» не были введены в обращение в XVIII в. Однако понятие «гражданин» как цель воспитания было употребляемо не только в работах просветителей, но и в официальных документах. В России упоминание термина «гражданин» мы уже находим в 1703 г. (JI. Магницкий), а «гражданское общество» - у Екатерины II в ее «Наказе» (глава XII ). Вместе с тем, одним из первых руководств по граж-дановедению является книга «О должностях человека и гражданина», в которой встречаем такие понятия, как «гражданин», «человек», «должность человека». Изучение данной книги в качестве учебного предмета можно считать началом гражданского образования в России.
В любую эпоху существование человека связано с идеалами. Под самим понятием «идеал» подразумевают норму и образец поведения людей для определенной эпохи, что акцентирует наше внимание на конкретно-исторической стороне идеала. Общезначимые потребности времени диктуют, каким должен быть человек в данном обществе, т.е. определяют идеал, соответствующий доминирующим ценностям и духовным приоритетам.
Внимание к эпохе Просвещения в России обусловлено, прежде всего, тем, что переживаемый нами сегодня этап в сфере духовного самосознания во многом схож с восемнадцатым столетием и его педагогическая мысль, направленная на поиск путей формирования человека-гражданина, должна быть использована в исследовании закономерностей развития гражданского идеала в настоящее время.
В этой связи основная проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: как в эпоху становления государственности и общества шел процесс развития гражданского идеала как цели воспитания и как это нашло свое отражение в наследии просветителей.
Актуальность и практическая, значимость, недостаточная разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного 6 исследования - «Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века».
Объект исследования: наследие просветителей России XVIII века. Мы предполагаем, что гражданский идеал приобретает социальную значимость и видоизменяется в эпоху социокультурных перемен от дифференциации идеала XVII века - к интегрированному ( конец XVIII века).
Предмет исследования: история становления и развития идеала гражданина в наследии просветителей России XVTII века.
Цель исследования: раскрыть историю становления и особенности развития идеала гражданина в наследии просветителей и определить значение полученных результатов исследования для современных условий. Задачи исследования:
1. Определить характерные особенности исследуемого периода и обосновать предпосылки возникновения и становления проблемы гражданского идеала в России XVIII века.
2. На основе анализа наследия просветителей выявить динамику в развитии идеала гражданина на разных этапах исследуемого периода.
3. Сопоставить позиции просветителей по исследуемой проблеме и определить общее и особенное в их взглядах на идеал гражданина.
Выбор хронологических рамок исследования - XVIII век - обусловлен тем, что именно в этот период происходит становление государственности и общества, взаимодействие которых в России поставило вопрос о роли личности в данной системе отношений, что и нашло отражение в официальных документах и в литературе этого периода.
Методологическую основу исследования составили современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: аксиологический (З.И. Равкин), парадигмальный и цивилизационный (В.А. Мосолов, Г.Б. Корнетов), диалогический подход к культурному наследию прошлого (B.C. Библер, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев), современный философскокультурологический подход к проблемам гражданского воспитания (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский ).
Существенное значение для данного исследования имели педагогические идеи о соотношении общечеловеческого и национального (Б.С, Гершунский, В.А. Мосолов, З.И. Равкин, К.Д. Ушинский и др.); о значении духовных, национальных ценностей в образовании личности, ( М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).
Исследование велось в русле концепций В.П. Бранского и В.А. Мосолова, которые обосновали периодическую сменяемость идеалов воспитания в зависимости от требований самой жизни, что связано с переоценкой ценностей. Так, в рамках только XX века произошла смена идеалов: одна-связана с атеизацией нашей страны, другая- с вытеснением атеизма религиозными представлениями.
Источниковая база исследования: в основу систематизации источников исследования положена научно-обоснованные классификации истори-ко-педагогических источников М.И. Анисова, P.JI. Доватор, Д.И. Раскина, А.С. Роботовой.
В качестве источников исследования использованы:
- работы ведущих историков (В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, П.Н. Милюков, А.А. Фортунатов),
- труды ученых по истории педагогики (П.Ф. Каптерев, З.И. Равкин, В.А. Мосолов, JI.A. Степашко),
- официальные государственные документы («Наказ» Екатерины II, Указы, Уставы и др. документы XVIII в.),
- труды просветителей данного периода (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др.),
- художественная литература (А.Д. Кантемир, Н.М. Карамзин, П.А. Плавильщиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и др.),
- эпистолярная, мемуарная литература (Н.М. Карамзин, Д.И. Фонвизин и ДР-),
- а также диссертации, монографии, публикации (педагогические, исторические, философские) по теме исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме,
- сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить историко-педагогические события, рассматривать проблему от ее возникновения до современного состояния,
- герменевтический метод, позволяющий интерпретировать педагогические идеи с позиции современности.
Научная новизна исследования
•Проанализированы исторические предпосылки (социально-экономические, политические, идеологические), которые способствовали появлению идеала гражданина в эпоху Просвещения как потребности в человеке, способном отстаивать и решать государственные задачи.
Выделены основные этапы становления гражданского идеала (I-1-я четверть XVIII века, П-30 -50-е годы XVIII века, Ш- 60-70-е годы XVIII, IV- 80-90-е годы XVIII века), определена специфика каждого этапа, выявлены основные тенденции в становлении понятия «гражданин» в контексте XVIII века, раскрыта динамика содержания гражданского идеала в связи с социокультурными изменениями и особенностями социально-политических условий развития России XVIII века.
•Впервые систематизирован и содержательно определен идеал гражданина, отраженный в наследии просветителей XVIII века (от человека «внутреннего» к человеку «внешнему» - государственному; совершенный человек с гражданскими добродетелями; совершенный человек, который «долженствует своему Отечеству и каждому своему сочеловеку служить»; истинный сын отечества - патриот, борец за благо Отечества, добродетельный гражданин, подданный народа).
Теоретическая значимость
•Исследовано понятие «гражданин» как одна из наиболее важных ценностей личности, общества, государства в контексте XVIII века, которое расширяет теоретическое представление о содержании данного феномена.
•Выявлены исходные условия изменения понятия «гражданин» на разных этапах исследуемого периода, что создает предпосылки для более глубокой разработки проблем гражданского воспитания.
•Установлено типичное и особенное в явлениях и событиях России XVIII века и современности, связанное с педагогическими смыслами общественного бытия и сознания людей, что способствует осмыслению роли государства в решении проблем гражданского воспитания сегодня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены приоритетные направления в решении проблемы гражданского идеала: протест против слепого иностранного заимствования, учет российского менталитета, глубинная взаимосвязь государства, общества и семьи как залог успешного воспитания и социального благополучия, признание индивида как субъекта и как самоопределяющейся и самосовершенствующейся личности, паритетные отношения личности, общества и государства.
Рекомендации по использованию результатов исследования
Материалы диссертации могут быть использованы в целях: углубленного освещения проблем гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли; более полного раскрытия вопросов воспитания гражданина в учебниках и учебных пособиях для средних и высших образовательных учреждений; повышения квалификации учителей (в лекционной работе, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по педагогике и истории педагогики); научного исследования, направленного на выявление особенностей гражданского воспитания в историческом аспекте.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения, получившие развитие и обоснование в работах по теории и истории педагогики; использованием комплекса методов, адекватных цели, логике исследования; значительным объемом использованных педагогических, исторических, философских и других материалов, их комплексным анализом. Апробация и внедрение результатов . Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЛГУ имени А.С.Пушкина, на научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005; г. Мурманск, 2006; г. Кастрома, 2006; г. Уссурийск, 2007; г. Боксито-горск, 2004; г. Подпорожье, 2007), через публикации автора.
На защиту выносятся следующие положения
1. Поиск идеала гражданина в России восходит к XVIII веку, встроен в его культурно-исторический контекст и оформлен в исследуемый период как рефлексия глубоких изменений, обусловленных процессами европеизации, секуляризации, что нашло своё отражение в работах просветителей: государственных деятелей, ученых, писателей.
2. Этапность социокультурного развития России XVIII века, обоснованная отечественными историками, филологами, философами, позволила выявить генезис гражданского идеала и увидеть временную и пространственную характеристику его содержания: от патриархально-православного -к государственному, смыслом которого является служение Богу, Отечеству, народу, что подводит к выводу о неизбежности смены идеала как исторически необходимого процесса в эпоху социокультурных перемен.
3. Сопоставление позиций просветителей позволило выделить общее и особенное в понимании ими гражданского идеала. Просветителей объединяет единый подход к пониманию гражданина как человека, обладающего высокой нравственностью, образованностью и профессионализмом. Различие позиций, определяющееся их мировоззрением и идеализацией некоторых качеств личности, сводится к определению вектора служения Богу, государю, Отечеству и народу.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 165 источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Проблема гражданского идеала в настоящее время приобретает особое звучание в связи с решением важнейшей задачи педагогического процесса - целеобразования: кого и для чего воспитывать сегодня.Обращение к истокам данной проблемы поможет в определении не только ориентиров, но и основных направлений в ее решении.Выбранный для анализа период —XVIII век - характеризуется коренными изменениями социокультурной жизни России и представляется достаточно интересным в плане выявления динамики гражданского идеала.Становление и развитие идеала гражданина в России XVIII века происходило в условиях политических, экономических и культурных преобразований, начатых Петром I.Петровская эпоха характеризуется первыми серьёзными попытками изменения педагогических ценностей. Основой миропонимания Древней Руси было православие, и вся система воспитания была основана на повиновении заповедям Господним и направлена на формирования христианско-религиозного сознания.Просветительство на Руси берёт своё начало с принятия христианства. Поэтому именно православная церковь брала на себя роль просветителя. Православие хорошо вписывалось в жизненный уклад Древней Руси, ориентируя человека на формирование душевного переживания, стремления к праведной жизни, преодоление греховности через смирение и постижение сердцем Бога. Воспитание было призвано помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках. Идеал такого воспитания «внутренний» человек, образец христианского смирения и шобви к Богу, что так необходимо для спасения души.Вступление в XVIII век означало для России утверждение идеала новой эпохи, которая заменяет патриархально-православный идеал на государственный. Принцип служения государству становится требованием, условием и следствием укрепления российского самодержавия.Эпоха Просвещения России позволяет выделить несколько значительных этапов в становлении и развитии гражданского идеала, каждый из которых вносил новое, исходя из конкретно-исторических условий: конкретизировал цели и задачи воспитания, соотношение семейного и государственного образования, содержание и условия гражданского воспитания.Первый этап в истории становления и развития гражданского идеала • Петровская эпоха, в которую преобразования в экономической жизни страны, задачи государственности требовали освобождения от средневекового мировоззрения и создания условий, служащих делу укрепления национального государства.Педагогическая мысль этого периода формировалась, с одной стороны, в борьбе с теологической концепцией мира и богословским учением о человеке и его способностях, с другой — в утверждении нового идеала - воспитание гражданина, дорожащего честью страны, личности, которая мыслится не «внутренним человеком» для себя, а «внешним» - для государства. (Ф.Прокопович) Активные общественные деятели (одновременно они были и писателями и воспитателями важных персон) в своих педагогических размышлениях исходили из светского взгляда на человека: право человека на выбор, самоопределение, самосовершенствование; внесословная ценность человека; пороки людские проистекают «не от человеческой природы», а от воспитания, отсюда - они проповедовали нравственное воспитание и популяризацию идей «культурного устройства» как первоочередной задачи.Новый подход к воспитанию молодого поколения был связан с начавшейся европеизацией всех сфер бытия.Петровскую эпоху справедливо будет называть «периодом первоначального накопления», переходным временем, которое подготовило движение к Просвещению. В этой эпохе - истоки основных направлений в области воспитания молодого поколения.Второй этап - 30-е - 50-е годы. Россия во вторую четверть XVIII века в силу исторических условий, особенность которых — развернувшаяся борьба «Ученой дружины» с «Верховным советом» за дальнейшее развитие петровских преобразований, больше нуждалась в критике общественного порядка, нравов, существующей системы воспитания, нежели в утверждении позитивных начал.С критикой обскуратизма, косности, невежества, препятствующих развитию общества, выступил А.Д. Кантимир, а дал положительный идеал • М.В.Ломоносов. Деятельность этих просветителей и определила развитие педагогической мысли той поры.Если Кантемир в своих сатирах дает объективизированный, абстрактный образ «совершенного человека» (II сатира), то Ломоносов свое представление о «совершенном человеке» воплотил в образе Петра I, который прославлялся как неповторимая личность, русский характер, патриот и гражданин, деятель и работник; другой совершенный человек - лирический герой од: это сын отечества, восхищающийся тем, что уже сделано для страны и что можно сделать для ее дальнейшего процветания.Третий период- это вторая половина XVIII века, 60-70-е годы.Педагогическая теория этого периода эпохи Просвещения носила постулирующий характер, стремилась сформулировать общезначимые проблемы образования.«Благополучна та страна, где юношество к пользе государя, ко благосостоянию общества, ко преодолению господствующих в народе предрассудков и к собственному своему благополучию воспитывается».Н.Новикову вторит Д.Фонвизин: «...воспитание должно быть залогом благосостояния государства». Воспитание, считают просветители, -
многофункциональный процесс, цель его — готовить воспитуемого для деятельной жизни, формировать любовь к отечеству, наукам и художествам, развивать творческие данные, нравственность, способность «благотворить и умно сострадать», быть нетерпимым к злу, т.е «стать философом», «сыном Отечества». Такая объемная целевая установка охватывает интеллектуальное (умственное), нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. За воспитание несут ответственность семья, общество, государство.Развернувшиеся выступления просветителей против галломании стали борьбой за знания русского языка, отечественной истории и культуры, за развитие национального просвещения.Развивается связь образования и воспитания с жизнью.Настойчиво проповедовалась идея подготовки «людей, годных и просвещенных», к гражданской службе во всех частях России».Четвёртый период (80-90-е гг. XVIII в.) подводит итоги развития просветительства истекшего столетия и представляет интерес в плане осмысления идеала гражданина.Особую остроту в 90-е годы приобретает вопрос о национальном характере, о патриотизме. Истинный гражданин - это патриот. Само понятие многозначно: его отличает «физическая, моральная и политическая любовь к Отечеству», гордость за принадлежность к своей нации, к славе страны, к её языку, культуре.Анализ историко-педагогических источников XVIII в. вывел движение педагогической мысли о воспитании гражданина на основе абстрактных добродетелей к воспитанию на конкретных особенностях русского национального характера.Идеал гражданина представлен Радищевым как служение народу: патриот-борец, активный деятель, стремящийся видеть своё Отечество свободным, готовым отдать все силы, а если надо - и жизнь на благо своего Отечества. Если официальная педагогика исходит из незыблемости самодержавия, а истинный сын отечества оценивается как подданный Государя, то у просветителей четко проходит мысль: гражданин- истинный сын Отечества - патриот - подданный народа.Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что возникновение гражданского идеала не является стихийным процессом, а появляется в результате критического анализа настоящего и предвидения будущего, попытки найти новый образец, который превзойдет идеал прошлого.В наследии отечественных просветителей цели воспитания и идеал гражданина по своему содержанию и сущности рассматриваются как тождественные. Выдвигаемые проекты выращивания «новой породы людей» привели к выработке собственного национального взгляда на место человека-гражданина в государстве и обществе. Формируется идеал гражданина как человека, который служит интересам своего государства, живет по законам, патриот, подданный своего народа. Эволюция феномена «идеал гражданина» представляет движение от человека «внутреннего» к истинному сыну Отечества, при этом происходит в позициях просветителей дифференциация доминирующего идеала на каждом этапе и его содержательное наполнение: профессионал, ученый, добродетельный человек, государственный человек, патриот, хранитель традиций, защитник интересов народа. К концу рассматриваемого периода в обществе возникает своеобразный синтетический идеал - истинный сын Отечества, духовно-нравственная составляющая которого отвечает национальным традициям русского человека. Гражданский идеал, в позиции просветителей, как видим, складывается из ценностей и духовных приоритетов и представляет противоречивое единство государственного и общественного сознания.Таким образом, анализ развития проблемы гражданского идеала свидетельствует о необходимости учитывать исторические и национальные особенности фундаментальных ценностей российской гражданственности: государственность, православное мировосприятие, служение, доминирование духовно-нравственного над формальными требованиями, что и позволяет выделить основные идеи как ориентиры для разработки проблем гражданского воспитания в современных условиях: •взвешенное отношение к зарубежному опыту, •учет российского менталитета, •глубинная взаимосвязь государства, общества и семьи как залог успешного воспитания и социального благополучия, признание индивида как субъекта и как самоопределяющейся и самосовершенствующейся личности, паритетные отношения личности, общества и государства.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Николаева, Дарья Сергеевна, Санкт-Петербург
1. Просвещённый человек счастлив «самим собой», так как он имеет развитое чувство прекрасного, умеет видеть и наслаждаться прекрасным в природе, искусстве, обществе. Он нравственно и эстетически образован.