автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века
- Автор научной работы
- Касимова, Татьяна Валентиновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Архангельск
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Касимова, Татьяна Валентиновна, 2002 год
Введение
Глава 1. Немецкая педагогика Просвещения о положении женщины и женском воспитании в Германии второй половины XVIII века
1.1 Социально-педагогическая ситуация в Германии во второй половине XVIII века
1.2. Философские основы немецкой педагогики второй половины
XVIII века
1.3 Проблема женского воспитания в немецкой педагогике
1.4 Государственные программы поддержки семьи и женщины в немецком обществе
Глава 2. Идея добродетельной матери в немецкой педагогической теории и практике второй половины XVIII века
2.1. Женская антропология Ж.-Ж. Руссо как предпосылка к переосмыслению немецкой педагогикой второй половины
XVIII века идеи добродетельной матери.
2.2. Характеристика понятия добродетельная мать в немецкой педагогике второй половины XVIII века
2.3 Идеи немецких филантропов о воспитании добродетельной матери
2.4 Реализация педагогических идей о воспитании добродетельной матери в буржуазной семье
2.5 Отражение педагогических идей о воспитании добродетельной материв крестьянской семье
2.6 Собирательная характеристика добродетельной матери в
• педагогике Германии второй половины XVIII века.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века"
Актуальность проблемы исследования. Вопросы семьи, женщины, матери в современных условиях приобретают особое значение в связи с обострением политических, экономических, социальных проблем общества. Воспитательная роль матери в семье всегда была определяющей, но в последние десятилетия она активно вытеснялась другими социальными функциями женщины, что негативно отражалось на воспитании детей и психологическом состоянии семьи. Проблемы семьи в ее глобальном рассмотрении постоянно вызывают интерес в обществе, потому что каждый человек имеет опыт семейных отношений и нуждается в его подтверждении, коррекции или опровержении. В настоящее время институт семьи как в мире в целом, так и в России, переживает период кризиса. Особенно ярко это фиксируется в молодежной среде, в которой прослеживается отсутствие стремления создать семью. В период становления девушек как будущих матерей они в недостаточной степени ориентируются на роль будущей жены и матери, на предназначение быть хранительницей семьи.
Для решения современных проблем подготовки девушки к функциям жены, матери и хозяйки дома важно обратиться к общечеловеческой семейной культуре, осмыслить имеющийся историко-педагогический и народный воспитательный опыт, в том числе зарубежный, в частности, Германии. Это объясняется тем, что Россия и Германия тесно связаны в области науки, образования и культуры, особенно начиная с эпохи Петра Великого. Во-вторых, в современной Германии институт семьи, в том числе, молодой, также, как и в России, находится в сложной ситуации. Число разводов неуклонно растет (по статистическим данным до 80 % заключенных браков расторгаются). Данная статистика не может не вызывать опасений о будущем семьи в целом. Этим объясняется поиск обществом, педагогикой идеалов семьи, эмоциональной основой которой всегда являлась женщина. Женщина, как в немецком, так и русском обществе, выполняет разнообразные социальные роли, которые требуют определенных сил и самоотдачи. Однако к одной из основных - быть матерью и женой - она чаще всего оказывается не готова. В этой связи современные немецкие ученые - обществоведы, социологи и историки педагогики обращаются к исследованию темы женского идеала в истории Германии и адаптации его к современности.
С точки зрения истории педагогики особого внимания заслуживает вторая половина XVIII века, когда в немецком обществе активно дискутировались «женские вопросы», в том числе женского воспитания. При этом основой для дискуссий служили произведения французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, педагогические идеи которого были приняты, изучены, переосмыслены и представлены обществу немецкими филантропами.
При изучении традиционного идеала немецкой женщины необходимо осмыслить культурные связи Германии и России, сложившиеся во времена правления Петра I, когда в России складывалась новая культурная парадигма. В этот период в Россию были приглашены западноевропейские ученые, деятели культуры и педагоги: Э. Глюк (открытие в 1703 году в Москве гимназии по преподаванию иностранных языков и установление сотрудничества с А.-Х. Франке), Й.-М. Шаден (ректор московской гимназии, открытой в 1755 году), К.-Г. Вольке (филантроп, сотрудника Базедова).
Приведенные факты свидетельствуют о тесном педагогическом сотрудничестве Германии и России в XVIII веке, которое несомненно касалось и вопросов женского воспитания. Началом женского образования в России считается момент открытия И. И. Бецким в Петербурге в 1764 году Смольного института благородных девиц - закрытого учебно-воспитательного заведения для девочек из дворянского сословия и нескольких пансионов для девушек (Мариинский (1797), Екатерининский (1789) институты в Петербурге, Екатерининский институт в Москве (1802)). Пансионы и школы открывались по частной инициативе (Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). Основной идеей являлось воспитание из девочек матерей и хозяек дома. Однако в определяющей степени в России воспитание девочек оставалось домашним. Одновременно с российской происходило становление системы женского воспитания в Германии, формировался новый женский идеал эпохи немецкого просвещенного абсолютизма. В рамках нашего исследования важно было проследить этот путь, чтобы впоследствии изучить взаимовлияние русской и немецкой педагогики второй половины XVIII века.
Нас заинтересовала проблематика женского образа в истории немецкой педагогики, как в общем плане теорий о женском предназначении и женском идеале добродетельной матери (жены, матери и хозяйки дома) в Германии во второй половине XVIII века, так и в отношении практики воспитания добродетельной матери в крестьянской и буржуазной среде.
Систематичные исследования о женском воспитании и образовании во второй половине XVIII века в немецкой литературе по истории педагогики практически отсутствуют или являются недостаточно полными. Вместе с тем в современном немецком обществе прослеживается необходимость ее изучения и адаптации к современности, доказательством чего являются острые дискуссии в научной периодике.
Известно, что Германия в эпоху Просвещения находилась под большим влиянием других западноевропейских государств, в особенности Франции. Это влияние не могло не коснуться и сферы педагогики. Педагогическая мысль Германии второй половины XVIII века развивалась в своеобразной социально-педагогической ситуации. Идейной основой новых педагогических направлений была немецкая философия (X. Томазий, X. Вольф и И. Кант). Среди педагогических течений Германии второй половины XVIII века следует выделить филантропизм, яркими представителями которого являлись немецкие педагоги И. -Б. Базедов (1724-1790), П. Виллауме (1746-1806), К. -Г. Зальцманн (1744-1811), Й.-Г. Кампе (1746-1818), Ф. -Э. фон Рохов (1734-1805) и Э,- К.Трапп (1745-1818).
Т. Баллауф, X. Бланкертц, Е. Дауценрот, Т. Дитрих, Р. Дюрр, И. Ломанн, А. Мессер, А. Pax, А. Ребле, В. Ресслер, Р. Трефцер, У Херрманн, Р. Штах и др. представили филантропизм как синтез новых идей в педагогике Просвещения Германии второй половины XVIII века.
Большой интерес в эпоху европейского Просвещения вызывала проблема женского воспитания (и неразрывно связанного с ним процессом образования) как систематического процесса воздействия на духовное и физическое развитие женщины в целях подготовки ее к исполнению роли матери, жены и хозяйки дома. История влияния идей Ж,- Ж. Руссо (1712-1778) на немецкую педагогику, формирования новых теорий о женском предназначении и взаимоотношениях полов в Германии второй половины XVIII века достаточно широко отражены в работах исследователей Э. Блохманн, Э. Дауценрота, Л. Гренц, М. Зиммель, М. Йонах, К. Майнерс, С. Риссе-Штумбрис, С. Tonne, Г. Торнипорт, X. фон Фельден, П. Шмидт, Л. Штайнбрюгге и др.
Социально-педагогическая практика женского воспитания в Германии второй половины XVIII века представлена в исследованиях Э. Бадинтер, Л. Браун, И. Вебер-Келлерманн, К. Гарбе, Д. Гренц, А. ван Дюльмен, Р. ван Дюльмена, Р. Дюрр, М. Йонах, Р. Кубона, К. Майнерс, А. Пульманн, А. Ребле, К. Ручки, С. Топпе, Г. Торнипорт, Р. Фирхауса, У. Фреверт, И. Хардах-Пинке, Й. Хопфнер, В. X. фон Хуббарта, П. Шмидт и др.
Важность изучения исторически сложившейся роли женщины в семье и обществе, осмысления традиций воспитания добродетельной матери в педагогическом опыте Германии второй половины XVIII века, недостаточная разработанность этого вопроса в историко-педагогической науке определили выбор темы диссертационного исследования: «Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века».
Объект исследования - педагогическая теория и практика женского воспитания в Германии второй половины XVIII века.
Предмет исследования - процесс воспитания добродетельной матери в Германии второй половины XVIII века.
Цель исследования - провести сравнительный анализ идей немецкой педагогики о женском воспитании и выявить сущность понятия добродетельная мать.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ социально-педагогической ситуации в Германии во второй половине XVIII века;
2) раскрыть основные концептуальные подходы к проблеме женского воспитания в истории немецкой педагогики;
3) осуществить сравнительный анализ понятия добродетельная мать в педагогическом наследии немецких филантропов второй половины XVIII века;
4) проанализировать государственные нормативные документы и программы Германии о воспитании добродетельной матери;
5) раскрыть практику воспитания добродетельной матери в буржуазной и крестьянской среде Германии второй половины XVIII века;
6) разработать собирательную характеристику добродетельной матери в немецкой педагогике второй половины XVIII века.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XVIII века истории Германии, поскольку для этого периода характерны педагогические дебаты в обществе по вопросам женского воспитания, переосмысление роли женщины и ее предназначения, первые практические шаги в истории становления государственной системы женского воспитания и образования и совершенствование существующей системы частного семейного воспитания.
Источники исследования - философская, социально-историческая, историко-педагогическая литература по проблеме исследования, педагогическая периодическая печать, аутентичные первоисточники второй половины XVIII века, произведения фольклора, биографии, автобиографии, переписка, воспоминания на языке оригинала.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи: о роли гуманизма в общественной жизни ; о роли личности в истории; о нравственных ценностях эпохи Просвещения; о предназначении женщины в обществе (М. Лютер, Я. А. Коменский, А. X. Франке, Ж,- Ж. Руссо, немецкие филантропы).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в : проведении сравнительного анализа идей немецкой педагогики о женском воспитании и идеи немецких филантропов о добродетельной матери; историко-педагогическом осмыслении понятия добродетельная мать; раскрытии своеобразия форм и методов воспитания добродетельной матери в научно-педагогическом наследии и социально-исторической практике Германии второй половины XVIII века; разработке собирательной характеристики добродетельной матери в Германии второй половины XVIII века.
На защиту выносятся следующие положения: идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века представляла собой отражение новой трактовки женского предназначения по Ж - Ж. Руссо; идея добродетельной матери в Германии второй половины XVIII века была связана с новыми социально-историческими условиями исследуемой эпохи и имела основу в немецкой народной педагогике; просвещенное абсолютистское государство поддерживало на законодательном уровне семью, женщину и идею добродетельной матери; ведущей сущностной характеристикой добродетельной матери является духовно-нравственная составляющая, учитывающая как социальные роли женщины в семье и обществе, так и нравственно-личностные черты матери, жены и хозяйки дома.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- представлен анализ педагогических идей и раскрыта практика воспитания добродетельной матери в немецкой педагогике второй половины XVIII века;
- дана собирательная характеристика добродетельной матери в Германии второй половины XVIII века;
- теоретический и практический материал исследования является основой для разработки историко-педагогических курсов «Немецкая педагогика Просвещения второй половины XVIII века» и «Идеи немецких филантропов о положении женщины и женском воспитании», спецкурсов, спецсеминаров, цикла практических занятий для студентов учебных заведений, для подготовки студентами курсовых и дипломных работ, для использования в системе повышения квалификации учителей, для индивидуальных консультаций родителей и студентов.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (1997-2000 гг.) - поисковый, в ходе которого разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор, анализ и систематизация материалов по проблеме исследования (отечественные и зарубежные издания).
- На 2-м этапе (2000-2001 гг.) изучалась социально- историческая ситуация в Германии второй половины XVIII века в ее развитии, особенности народной педагогики, анализировались причины возникновения новых буржуазных теорий о женском предназначении, воспитании и образовании, их изучение и сравнительный анализ. Проводилось изучение переписки, биографий и автобиографий, а также других первоисточников второй половины XVIII века Германии.
- На 3-м этапе (2001-2002 гг.) обобщались результаты исследования, оформлялась диссертация.
Апробация результатов диссертационного исследования: Результаты исследования докладывались на международной научной конференции «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях Европейского Севера» (г. Архангельск, 20-24 июня 2001 г.), на Ломоносовских чтениях ( 2000 и 2001 гг.) на научно-практической конференции АГТУ (г. Архангельск, апрель 2001 г.), на заседаниях кафедры педагогики и психологии АГТУ и кафедры иностранных языков АГТУ.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 6 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Делая выводы по второй главе исследования, мы хотели бы отметить: мнение, выраженное немецкими философами, педагогами и медиками во второй половине XVIII века о том, что главное женское предназначение - быть прежде всего матерью, женой и хозяйкой дома - получило развитие, главным образом, в педагогической теории и практике представителей немецкого филантропизма, которые, разработав глобальную концепцию воспитания нового гражданина - полезного буржуазному обществу бюргера - активно дискутировали также вопросы женского предназначения и воспитания добродетельной матери. Эти дебаты были вызваны объективными политическими, экономическими и социальными причинами, а поводом к их началу стала публикация педагогического романа французского просветителя Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или о Воспитании», в котором он сформулировал прогрессивные идеи об идеальном и более приближенном к реальности добродетельном женском образе, а также женском воспитании и образовании. Однако в Германии во второй половине XVIII века, несмотря на огромный авторитет Ж.-Ж. Руссо в просвещенных кругах общества, широко были распространены прежние национальные патриархальные идеи о женском предназначении и воспитании, которые отвергали прогрессивные положения Руссо о женской антропологии и способствовали формированию типичного для просвещенных сословий немецкого общества образа женщины нового буржуазного типа, которая была призвана выполнять главное (женское, в отличие от общечеловеческого) данное природой (а не предопределенное Богом!) предназначение - быть добродетельной матерью, женой и хозяйкой дома. Просвещенными представителями немецкого филантропизма не только был разработан образ добродетельной матери, они также представили немецкому обществу идеи об ее воспитании. Педагогические произведения филантропов на данную тему были обращены в основном к буржуазному обществу и положительно воспринимались им, доказывая свою востребованность и актуальность в рассматриваемый период, что показала социально-историческая практика воспитания девочек в буржуазной семье во второй половине XVIII века в Германии. Так как педагогическая идея о добродетельной матери не предназначались (за небольшим исключением Зальцманна) для крестьянского населения, она нашла только косвенное отражение в процессе воспитания девочек из крестьянской среды.
В целом исследование идеи добродетельной матери позволило нам составить собирательную характеристику идеального женского образа в Германии второй половины XVIII века, которая отражает морально-нравственные характеристики женского характера и добродетели женщины как матери, жены и домохозяйки на фоне общения с обществом, обращения к религии и самореализации как личности.
Заключение по исследованию
Проводя исследование об идее добродетельной матери в истории педагогики Германии второй половины XVIII века, мы различали два аспекта: историю теорий и социально-историческую практику. Это позволило более детально изучить материал, критически его оценить и обратиться к тем вопросам, которые не были раскрыты достаточно полно в научной литературе. При поиске первоисточников и работе с ними мы выявили, что их количество на протяжении XVIII века стремительно возрастало параллельно с ростом интереса к теме идеального женского образа и его формирования (количество первоисточников в период с 1700 по 1739 гг. представлено пятью произведениями, с 1740 по1761 гг. - десятью, а с 1762 по 1800 приблизительно ста произведениями). Работа с первоисточниками показала, что научные труды исследуемой эпохи в области философии, педагогики и медицины способствовали распространению современной им теории о женском предназначении быть добродетельной женой, матерью и хозяйкой дома и являлись, таким образом, не только программой женского воспитания, но и женской социализации. В сравнении с первоисточниками первой половины XVIII века в этих произведениях не просматривалась тенденция развития женщины как личности, характерная для первой половины XVIII века, скорее наоборот. Относительно первоисточников немецких филантропов хотелось бы отметить, что взадачи исследования не входило проведение подробного критического анализа романа Кампе «Теофрон», посвященного воспитанию мальчиков, и комментариев к полному собранию педагогических произведений, составленному филантропами под редакцией Кампе. Это, возможно, сузило широкий спектр идей и представлений того времени в области воспитания и вообще не позволило интерпретировать его более широко.
Кроме произведений немецких философов и педагогов второй половины XVIII века в качестве первоисточников для исследования нами были изучены законодательные акты, архивные материалы, женские журналы и каталоги, воспитательные романы, поучительная литература для девочек или их родителей, автобиографии, письма, тексты речей и выступления самих женщин, заметки, планы создания школ для девочек, что позволило отобразить практику воспитания обродетельной матери на двух уровнях - буржуазном и крестьянском.
Историко-педагогические первоисточники объективно отражали не только личные судьбы, но и отношения в обществе того времени в целом, условия жизни и воспитания добродетельной матери. Аутентичность многих автобиографий и биографий оспаривается современными исследователями, но факт того, что они отражали очень приватные стороны жизни, сделала их особенно привлекательными в плане исследования. Отдельно взятая автобиография сама по себе может оказаться недостаточно объективным отражением времени, однако их многообразие позволили им дополнять и уточнять друг друга. Автобиографии и биографии дали нам реалистичную и гибкую картину жизни немецкой женщины второй половины XVIII века в ее историко-педагогическом развитии, отражая в частных воспоминаниях всю историю общественной жизни данного периода.
Если педагогические произведения обращались к теме воспитания добродетельной матери на теоретическом уровне, то женские журналы и литературные издания для женщин и девочек сами являлись частью практического воспитания добродетельной матери (были содержанием и местом воспитания и образования), что мы увидели на примере данной группы первоисточников.
Относительно работы с первоисточниками мы хотели бы отобразить и некоторые трудности, с которыми столкнулись. Во-первых, при работе с текстами, которым более 250 лет, иногда сложно понять и интерпретировать идеи того времени. Во-вторых, исходя из условий современного уровня развития эмансипации, непросто было осознать, что идеи ограничения женщины как личности ее тройным предназначением поддерживались и распространялись самими женщинами, являясь выражением их соглашательской политики по отношению к своей полной зависимости от мужчины.
Обращаясь к результатам проведенного исследования, мы можем подчеркнуть, что представленный нами анализ социально- педагогической ситуации в Германии второй половины XVIII века доказал своевременность и актуальность пересмотра общественного мнения о роли семьи в жизни нового буржуазного общества и роли женщины в ней на фоне объективных исторически обусловленных изменений. Одной из самых первостепенных сформировалась необходимость нового определения и пропаганды роли женщины в семье: идеального образа жены, матери и хозяйки дома.
Идеи о новой роли женщины возникли в Германии во второй половине XVIII века под влиянием сложившихся философских и идеологических принципов эпохи Просвещения, когда гуманизм был провозглашен знаменем просветителей и основой правления абсолютных монархий, при этом иллюзорные идеи об улучшении общественной жизни вступали в противоречие с реальными условиями, в которых просветители стремились распространить научные знания в народные массы, а общество было неподготовлено к этому. Филантропы - выдающиеся представители немецкой педагогики второй половины XVIII века в Германии - в этот период предполагали возможность воспитания человека «исполняющего в определенном предназначенном ему месте свой долг пред обществом», вопреки своим интересам как личности, что соответствовало современной им государственной экономической политике меркантилизма. В рамках нашего исследования важно подчеркнуть, что филантропы не только представили современному им просвещенному буржуазному обществу новый идеал женщины -добродетельной матери, но и предложили множество пособий, указаний и рекомендаций по вопросам воспитания и образования такого типа женщины. Эти педагогические советы затронули все сферы жизни девочек и девушек, молодых женщин, позволили подготовить процесс воспитания будущей добродетельной матери на частном семейном и государственном уровнях.
Немецкие филантропы строили свои теории воспитания добродетельной матери на основе идей Ж.- Ж. Руссо об идеальном (невозможном в реальной жизни) и более приближенном к реальности добродетельном женском образе (милой жены, любящей матери и хорошей хозяйки дома). Однако, учитывая распространенность во второй половине XVIII века в Германии патриархальных идей о женском предназначении, которые отвергали положения Ж.- Ж. Руссо о женской антропологии, нужно признать, что в интерпретациях немецких филантропов прогрессивные идеи Ж,- Ж. Руссо относительно женского идеала, несмотря на свою привлекательность, не дали немецким женщинам шанса выйти в своем развитии за рамки узкой традиционной зависимости от мужчины и от общественного мнения.
Дискуссии о добродетельной матери обращались главным образом к девушкам и женщинам буржуазного общества, их родителям и воспитателям и явились основой при формировании будущей системы женского воспитания и образования во всех землях Германии. Некоторые расхождения в мнениях филантропов об образе добродетельной матери следует объяснять личностными факторами, которые не влияли в целом на сформированный ими идеал женщины.
Теоретические положения филантропов о воспитании и образовании добродетельной матери находили поддержку и у государства, которое объявило воспитание материнства предметом государственной политики, научного изучения и поддерживало дебаты по данной тематике. Государство, его юридическая и медицинская системы, в частности, способствовали поддержанию и развитию в обществе идей воспитания материнства у женщин и значительно укрепили престиж добродетельной матери: женщины - жены, воспитательницы своих детей и хорошей хозяйки дома.
Как результат рассмотрения практики воспитания добродетельной матери в немецком обществе второй половины XVIII века следует различать два вида традиций: среди буржуазных слоев общества и крестьянского населения.
Несмотря на отсутствие государственного школьного образования для крестьянских детей во второй половине XVIII века в землях Германии, девочки из простого народа получали самые необходимые знания, которые требовались им в будущей жизни из следующих источников: семьи, церкви, общения с окружением. Из практических соображений посещение школы девочками родители считали излишним, навыки чтения и письма также не были востребованы, и поэтому среди крестьянского населения идея школьного воспитания и образования не была популярной. Ее пытались осуществить просвещенные педагоги и теологи, стремясь к тому, чтобы все крестьянские дети научились читать и писать, но отсутствие реальной заинтересованности в знаниях у самих крестьян, недостаток хороших учителей приводили к тому, что дети школу не посещали. Это объясняет и тот факт, что даже законодательно обязательное посещение школы с 1794 года не стало реальностью среди крестьянского населения, а воспитание девочек как будущих добродетельных матерей осуществлялось лишь на бытовом уровне.
Иначе выглядела ситуация воспитания добродетельной матери в буржуазных семьях в Германии второй половины XVIII века, где все девочки воспитывались в соответствии со своим будущим предназначением: быть добродетельной женой, матерью и хозяйкой дома. Практика такого воспитания и образования осуществлялась на двух уровнях: семейном частном и школьном общественном. Традиции семейного воспитания были значительно богаче. Об этом свидетельствует тот факт, что в большинстве случаев дочери из буржуазных семей воспитывались родителями, гувернантками и домашними учителями в кругу семьи, что имело большое практическое преимущество, т. к. девочки каждый день репетировали и совершенствовали исполнение в будущем роли добродетельной матери. Система государственного воспитания девочек в Германии практически отсутствовала или находилась в стадии становления, поддерживалась на уровне частной инициативы просвещенных родителей или педагогов, что являлось тормозом в развитии женского воспитания и образования. Практика жизни, как показали наши исследования, требовала введения обязательного школьного воспитания и образования с целью расширить палитру получаемых девочками знаний, упорядочить их и привести в систему.
Исследование теории и практики в отношении идеи добродетельной матери позволило нам разработать собирательную характеристику идеального женского добродетельного образа как отражения теоретических дискуссий о женском предназначении и воспитании, проводимых в просвещенных кругах немецкого общества - педагогических, медицинских и юридических, а также практики воспитания добродетельной матери.
В данной характеристике определены морально - нравственные составляющие женского добродетельного характера (целомудрие, чистота сердца, сердечная доброта, скромность, стыдливость, сдержанность, любовь к порядку, вежливость, дружелюбие, радостное отношение к жизни), комплекс важных для женщины приобретенных знаний и умений (в области ведения домашнего хозяйства, общая образованность в сфере музыки, литературы, искусства, иностранных языков), требования предъявляемые в отношении физического развития (выносливость, хорошее здоровье, внешняя привлекательность), выделены социальные роли женщины по отношению к обществу и семье (верная, привлекательная, любящая жена; заботливая мать, воспитывающая и любящая своих детей, умелая, трудолюбивая, организованная, экономная, аккуратная хозяйка дома).
Важными и прогрессивными для Германии второй половины XVIII века является выделение женской любви и эмоциональности в семье по отношению к мужу и детям.
В заключении следует отметить, что в проблеме женского идеала и воспитания добродетельной матери в Германии второй половины XVIII века остается еще много неизученного, спорного, противоречивого. Требует дальнейшего исследования сравнительная характеристика женского воспитания в XVIII веке в России, Германии и Франции с определением общих направлений и национальных особенностей, с позиций взаимовлияния культур и традиций. Особого рассмотрения заслуживает, на наш взгляд, тема современного восприятия и актуализации идеи добродетельной матери, в ее сравнении сдвижениями феминизма в Европе и России.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Касимова, Татьяна Валентиновна, Архангельск
1. Анисов М. И. Основные требования к анализу историко-педагогических источников: Учеб. пособие - М.: Просвещение, 1975. - 51 с.
2. Битинас Б. Методологические проблемы выявления научной информации в педагогическом исследовании: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Вильнюс: 1971.-42 с.
3. Болдырев А.И. Некоторые аспекты проблемы человека в русской философии вт. пол. 18 века: дис. канд. филос. наук. М.: 1981. -204 с.
4. Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии 18 века. М.: МГУ, 1986. -119 с.
5. Буторина Т. С. Педагогическая регионология. Архангельск: 2000. - 67 с.
6. Буторина Т. С., Щекина С.С. Поморская семья. Архангельск: 1998.- 96 с.
7. Буторина Т.С. М. В. Ломоносов и педагогика. Архангельск: изд-во Архангельского государственного технического университета, 2001. - 224 с.
8. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1988. - 157 с.
9. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Вост.-Сиб. отд. русс. геог. об-ва, 1926. - 30 с.
10. Ю.Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в 18 веке. М.: Наука, 1977. - 375 с.
11. Волков Г.Н. Вечность воспитания. // Народное образование. -1994. N 4. -С. 68
12. Вольтер и Екатерина. Спб., 1882.-242 с.
13. Вульфсон Б. Л. Франция. Просвещение. // Пед. Энциклопедия. М.: 1968. -Т.4. — с. 540-552.
14. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западно-европейской философии.-М.: МГУ, 1987. -214 с.
15. Греар О. Среднее образование девиц во Франции // Женское образование. -1887. N 6-7.-С. 343-378; N 8.-С. 483-509: N9. - С. 555-574.
16. Грибов B.C. К вопросу о понятийно -терминологическом аппарате // Сов. педагогика. -1983. -N6. С. 78-80.
17. Грот Я. К . Петр Великий как просветитель России. Спб.: 1872. - 56 с.
18. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия М.: Мысль, 1986.- с. 335
19. Гуревич Я. Г. Мысли В.Я. Стоюнина о женском образовании // Женское образование. -1889. -N2. С. 107-119.
20. Демков М.И. Педагогика западно-европейская и русская // Педагогическая хрестоматия. М.: тип. И. Д. Сытина, 1911. - 336 с.
21. Джуринский А.Н. Зарубежная школа. Современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
22. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум- Инфра- М., 1998.-267 с.
23. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
24. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. -200 с.
25. Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики // Сов. педагогика. 1986. - N 8. - С. 95-102.
26. Ельницкий К. Происхождение и организация общественных среднеучебных женских заведений в Германии // Женское образование. 1885.- N 6-7. - С. 415-428.
27. Епифанов П.П. «Ученая дружина» и просветительство 18 века // Вопросы истории. 1969. - 29 с.
28. ЗО.Заиченко Г. А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. - 207 с.31.3апольский М. Женские средние учебные заведения в Германии // Женское образование. -1887. -N 7. С. 416-426.
29. Игнатович В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни //ЖМНП. 1862. - N 9. - С 222-253.
30. История педагогики: Учеб. для пед. ин-в // Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., дор., перераб. -М.: Просвещение, 1982. —447 с.
31. Каллаш В. В. Что сделала Екатерина II для русского народного просвещения. -М.: типо-лит. В. Рихтера, 1898 16 с.
32. Капнист П. Исторический очерк развития реального образования в Германии до 80-х годов нашего столетия // ЖМНП.-1899.-М2, N4,- С.385-429; N 9.-С. 93122; N10.-С. 185-206; N12.-C. 271-302.
33. Каптерев П.Ф. История педагогики. Спб., 1915. -746 с.
34. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.-Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.- 416 с.
35. Краткий очерк истории философии. /Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзерманна, И.Я. Щипанова. 2-е изд., перераб. -М.: Мысль, 1969.-790 с.
36. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй пол. 18 и нач. 19 века: Уч. пос. -М.: Высш. шк. , 1989. 480 с.
37. Кузнецов В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия 18 века. -М.: Высш. шк., 1986. 398 с.
38. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М.: Художественная литература, 1936. - С.512
39. Локк Д. Мысли о воспитании и о воспитании разума / Введ. и прим. Э. Данеэля: пер. с англ. М. А. Эн гель гард та,- Спб., 1913,- Вып. 1-3. -324 с.
40. Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986.-с. 63
41. Мотрошилова Н.В. История философии. Запад -Россия- Восток. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996. - с. 557
42. Музыченко А. Реформа среднего женского образования и его история в Германии. //ЖМНП,- 1909.-N 8—С. 133-191.
43. Нарский И.С. Западноевропейская философия 18 века. М.: Высш.шк.,1973. -302 с.
44. Нарский И.С. Западноевропейская философия 18 века. М.: Высш.шк.,1974. -383 с.
45. Наумов Б.Н. Научный факт в педагогическом исследовании: Автореф. дис. . канд. пед наук. -М.: 1981. -18 с.490 происхождении народных школ в Германии //ЖМНП,- 1834. -N10,- С.38-55
46. Паульсен Ф. Германские университеты: Пер. нем. Г. Громмиана. -Спб.: ред. ж-ла Образование, 1904. -413 с.
47. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. / Ред. Н.В. Сперанский. М.: т-во И.Д. Сытина, 1908. - 333 с.
48. Германия. Просвещение: Пед. энцикл. -Т 1,- С. 528-532-М.: Сов. Энцикпопедя, 1964. -831 с.
49. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца 18- начала 19 века. М.: АПН РСФСР, 1960.-200 с.
50. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18-20 вв. М.: АПН РСФСР, 1976. -296 с.
51. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. и автор ввод, статей А. И. Пискунов 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981.-528 с.
52. Пискунов А.И. История педагогики: Учеб. пособие для пед. университетов. -М.: Сфера, 1998.-304 с.
53. Пискунов А.Н., А.Н. Джуринский История педагогики: Учеб. пособие. //—М.: ТЦ Сфера, 1977.-496 с.
54. Попов А. Из истории народной школы в Западной Европе // Нар. Образование. -1896.- декабрь, кн. XII. С. 28-52.
55. Реале Д. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. -Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996,- с.714
56. Рехневский Ю. Очерк истории народных школ в Германии. //ЖМНП.- 1860. -N6.-С. 117-156; N 10- отд.1.-С. 1-35.
57. Русский биографический словарь. -Яблоновский-Фомин,- Спб., 1913.-608 с.
58. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1961 год, том I. - с.850
59. Синицкий Л.Д. Из истории педагогических идей на Западе // Вестн. Воспитания,- М.: 1905. -123 с.
60. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986.-152 с.
61. Советский энциклопедический словарь /Научно-редакц. Совет: преде. A.M. Прохоров.-Мю: Сов. Энцикл., 1981- 1600 с.
62. Соколов Р.В. Европейская философия XV-XVIII веков: Уч. Пособие.-М.: Высш.шк., 1984.-448 с.
63. Соловков И.А. Антология педагогической мысли России 18 века. М.: Педагогика, 1985. -479 с.
64. Трачевский П. Т. Воспитательные идеалы классического мира. // Женское образование.-1891.-N 6-7. С. 601-611.
65. Фенелон Ф. О воспитании девочек. // Рус.пед. вестн. -1858. -N1.- С. 472-487; N2.-С 59-85; N 4,-С. 223-246; N 9,-С. 110-136.
66. Фенелон Ф. О воспитании девиц. М.: изд. Тихомирова, 1913. -2-е изд. -101 с.
67. Фролов И.Т. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989.- с. 166 72.Чернышевский Н.Г. Полн. собр. Соч.: в 16 т. - М.: 1948, с. 194 73.Чумиков В. Современные немецкие университеты //ЖМНП. - 1896,-N 11-12,1. С. 301-333.
68. Шабаева М.Ф. Педагогическая теория Локка // Д. Локк. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939,- С. 3-66.
69. Abel W. Massenarmut und Hungerkrisen in Deutschland im letzten Drittel des 18. Jahrhunderts. // Das pSdagogische Jahrhundert. / Hg. Herrmann U. Weinheim und Basel, 1981.- S. 29-53
70. Alder D. Die Wurzel der Polaritaten. Geschlechtertheorie zwischen Naturrecht und Natur der Frau. Frankfurt am Main/New York: Campus, 1992. - S. 216
71. Allgemeines Landrecht fOrdie Preuftischen Staaten. Neue Ausgabe.- Berlin, 1806. -S. 640
72. Bacherler M. Deutsche Familienerziehung in der AufklSrung und Romantik. -Stuttgart: Bacherler Verlag, 1914. S.78
73. Badinter E. Die Mutterliebe. Geschichte eines Gefiihls vom 17. Jahrhundert bis heute. Munchen/Zurich: Piper, 1981 - S. 327
74. Badinter E. Emilie, Emilie. Weiblicher Lebensentwurf im 18. Jahrhundert. -Munchen/Zurich: Beck, 1984,- S. 276
75. Bahrdt C. F. Handbuch der Moral fur den BCirgerstand. Tubingen, 1789.- S. 43
76. Bahrdt C. F. Uber den Zweck der Erziehung. // Theorie und Praxis der philanthropistischen Schule/ Hg. STACH R.- Heinsteten, 1980. S. 49-93.
77. Ballauf Th. PSdagogik Eine Geschichte der Bildung und Erziehung. - Freiburg: Juventa, 1969. - S. 2270
78. Basedow J. B. Vorstellungen an Menschenfreude und vermogende Manner uber Schulen, Studien und ihren Einfluss auf die offentliche Wohlfahrt. //
79. Ausgewahlten padagogischen Schriften. Schoninghs Sammlung padagogischer Schriften, Quellen zur Geschichte der Padagogik . / Hg. Reble. Paderborn: SchSningh. 1965. S. 5-29
80. Basedow J. B. Padagogische Schriften. Paderborn: Ferdinand Schoningh, 1965. -S. 249
81. Basedow J. B. Methodenbuch. Leipzig: Verlag von Ropehler, 1913.- S. 219
82. Basedow J. B. Elementarwerk. Band I. Hildesheim/New York: Georg Olms Verlag, 1972. - S. 554
83. Basedow J. B. Ausgewahlte Schriften. Langensalza: Druck und Verlag von Hermann Beher& Sohne, 1880. -S. 204.
84. Becker- Cantarino B. Der lange Weg zur Mundigkeit. Frauen und Literatur in Deutschland von 1500 bis 1800. Stuttgart: Metzler, 1987. - S.402
85. Bender U. Zierlich und zerbrechlich. Zur Geschichte der Frauenarbeit am Beispiel Dusseldorf. Koln: Kolner Volksblatt Verlag, 1988. - S. 315
86. Bennent H. Galanterie und Verachtung. Eine philosophiegeschichtliche Untersuchung zur Stellung der Frau in Gesellschaft und Kultur. Frankfurt am Main/New York: Campus, 1985. - S.268
87. Berg Chr. Handbuch der deutschen Bildungsgeschichte. Munchen: Beck, 1987.-S. 3133
88. Biedermann K. Deutschland im 18. Jahrhundert.-Aalen: Scientia Verlag, 1969. -S. 372
89. Biesterfeld W. Theologe, Padagoge, Literat: Carl- Friedrich Bahrdt (1741-1792) als Dramatiker. // Padagogische Rundschau 44. -1990. Heft 3. - S.269-278.
90. Biesterfeld W. Von der Prinzerziehung zur Emanzipation des Burgers. Der FGrstenspiegel als Roman im Zeitalter der AufklSrung. // Padagogische Rundschau 42. -1998. Heft 42. - S. 387- 402.
91. Blankertz H. Die Geschichte der Padagogik. Von der Aufklarung bis zur Gegenwart. Wetzlar: Buchse der Pandora. 1995. - S. 319
92. Blankertz H. Berufsbildung und Utilitarismus: problemgeschichtliche Untersuchungen. Dusseldorf: Schwann Verlag, 1985. - S. 176
93. Blankertz H. Bildung und Brauchbarkeit. Braunschweig: Westermann, 1965. -S. 152
94. Bleek W. Kameralistische Beamtenbildung im 18. Jahrhundert. // Die Bildung des Burgers. Die Formierung der burgerlichen Gesellschaft und die gebildeten im
95. Jahrhundert. (Geschichte des Erziehungs- und Bildungswesens in Deutschland) / Hg. Herrmann U. Weinheim, 1982. - S. 358
96. Blochmann E. Das „Frauenzimmer" und die „Gelehrsamkeit". Heidelberg: Quelle Meyer, 1966. - S. 132
97. Bock G. Historische Frauenforschung: Fragestellung und Perspektiven. II Frauen suchen ihre Geschichte. / Hausen K. Munchen, 1983. - S. 22-66
98. Bockow J. Erziehung der Sittlichkeit. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1984. -S. 260
99. B6hm W. Gattin, Hausfrau und Mutter. Zur Geschichte der Madchen und Frauenbildung. // In: Mannliche Padagogik -weibliche Erziehung. / Hg. Bohm W. -Innsbruck/Wien, 1989. S. 949
100. Bollnow O. F. Salzmann und der Sturm und Drang. // In: Die Zukunft der Kindheit. / Hg. Spanhel D. Weinheim, 1988. - S. 13-24
101. Bovenschen S. Die imaginierte Weiblichkeit. Exemplarische Untersuchungen zu kulturgeschichtlichen und literarischen Prasentationsformen des Weiblichen. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979. S. 279
102. Brandes H. Der Wandel des Frauenbildes in den Moralischen Wochenschriften. // Zwischen Aufklarung und Restauration Sozialer Wandel in der Literatur (1700-1848) / Hg. FrQhwald W. / Martino A. - Tubingen, 1989. - S. 45-78
103. Braun L. Die Frauenfrage. Berlin / Bonn: Verlag J.H.W. Dietz Nachf. GmbH, 1979. - S. 350
104. Brinker Gabler G. Deutsche Literatur von Frauen. - Munchen: Verlag C.H. Beck, 1988,- S. 567
105. Brocher H. Das Problem der deutschen staatsbiirgerlichen Bildung und Erziehung vom Ausgang des 18. Jahrhunderts bis zum Ende der preuliischen Reformzeit. DQsseldorf: Dissertationsverlag G.H. Nolte, 1936. - S.71
106. Broecken К. H. Mensch und Burger bei Rousseau und den Philanthropisten. // Padagogische Rundschau 32. 1978. Heft 10. - S. 739-763.
107. Brokmann Nooren Ch. Weibliche Bildung im 18 Jahrhundert. - Oldenburg: Bibliotheks- und Informationssystem der University Oldenburg, 1994. - S.281
108. Bubenik Bauer I. Frauen in der Aufklarung. - Frankfurt am Main: Ulrike Helmer Verlag, 1995.-S. 443
109. Burggraf G. Christian Gotthilf Salzmann im Vorfeld des Franzosischen Revolution. Germering bei Munchen: Stahlmann, 1966,- S. 186
110. Campe J. H. Vaterlicher Rath fur meine Tochter. Ein Gegenstuck zum Theophron, Der erwachsenen weiblichen Jugend gewidmet. Paderborn: HOttemann, 1988. -S. 528
111. Campe J. H. Ober die frOheste Bildung junger Kinderseelen. Berlin: Skriptor, 1985,-S. 49
112. Campe J. H. Obereinige verkannte wenigstens ungeniitzte Mittel zur Bef6rderung der Industrie, der Bev6lkerung und des offentlichen Wohlstandes. // Die Volksschule des Obrigkeitsstaates und ihre Kritiker. / Hg. Fertig L. -Darmstadt, 1979. S. 30-37.
113. Campe J. H. Sittenbuchlein. Berlin: Skriptor, 1972.- S. 78
114. Cloer E. Familienerziehung. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1979,- S. 208
115. Comenius J.-A. Grosse Didaktik. Dusseldorf: Verlag Helmut KOpper Vormals Georg Bondi, 1960. -S. 280
116. Comenius J.-A. Pampaedia Allerziehung. Sankt Augustin: Academia Verlag, 1991. -S. 320
117. Conrad A. Weibliche Lehrorden und katholische hohere M£dchenschulen im 17. Jahrhundert. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 252 -263
118. Dann O. Begriffe und Typen des Nationalen in der fruhen Neuzeit. // Nationale und kulturelle Identitat. Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit. / Hg. Giesen B. Frankfurt am Main, 1991. - S. 5673
119. Dauzenroth E. Kleine Geschichte der Madchenbildung. Ratingen. Wuppertal. Kaste: A. HennVerlag, 1971,- S. 180
120. Davis E. G. Am Anfang war die Frau. Munchen: Verlag Frauenoffensive, 1977,-S. 360
121. Diem H. Untersuchungen zur Anthropologie des Kindes. Heidelberg: Quelle & Meyer, 1960. S. 40
122. Dietrich Th. Das Bild des Lehrers bei Christian Gotthilf Salzmann. // Padagogische Rundschau 38. 1984. - Heft 5. - S. 545-558.
123. Dietrich Th. Geschichte der Padagogik. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1975. -S. 406
124. Dietrich Th. / Klink J.-G. Zur Geschichte der Volksschule. Band I.- Bad Heilbrunn/Obb: Julius Klinkhardt, 1972. S. 191
125. Drewitz I. Berliner Salons. Berlin: Haude & Spener, 1979. - S. 112
126. Duby G. Geschichte der Frauen. Frankfurt am Main: Campus Verlag, 1994. -S. 614
127. Duden B. Das schone Eigentum Zur Herausbildung des burgerlichen Frauenbildes an der Wende vom 18. Zum 19. Jahrhundert. // Kursbuch 47 (Frauen). / Berlin, 1977,- S. 125-140.
128. DQImen van A. Frauen. Ein historisches Lesebuch. MOnchen: Verlag C.H. Beck, 1988. -S. 403
129. DOImen van A. Frauenleben im 18. Jahrhundert. Munchen: Verlag C.H. Beck, 1992. - S. 435
130. DQImen van R. Kultur und Alltag in der Friihen Neuzeit. Munchen: Verlag C.H. Beck, 1994. -S.435
131. Dulmen van R. Kultur und Alltag in der fruhen Zeit. Das haus und seine Menschen. 16-18 Jahrhundert. MOnchen: Beck, 1990. - S. 435
132. Eigen P. Ernst Brandes im Kampf mit der Revolution in der Erziehung. -Weinheim/Berlin: Verlag Julius Beltz, 1954. S. 68
133. Engelsing R. Der BOrger als Leser. Lesergeschichte in Deutschland 15001800. -Stuttgart: Metzler, 1974. S. 375
134. Engelsing R. Analphabetentum und LektQre. Zur Sozialgeschichte des Lesens in Deutschland zwischen feudaler und industrieller Gesellschaft. -Stuttgart: Metzler, 1973,- S. 210
135. Ewald J.-L. Vorlesungen Ober die Erziehungslehre und Erziehungskunst fur Vater, Mutter und Erzieher. // Ordnung, Fleift und Sparsamkeit. Texte und Dokumente zur Entstehung der „burgerlichen Tugenden". / Hg. Munch P. -Paderborn , 1984.-S. 351
136. Ewald J.L. Die Kunst, ein gutes Madchen, eine gute Gattin, Mutter und Hausfrau zu werden. // Kinderschaukel 1. Darmstadt, 1976. - S. 240
137. Ewald J.L. Erbauungsbuch fur Frauenzimmer aller Konfessionen. 1803// Ordnung, Fleifc und Sparsamkeit. Texte und Dokumente zur Entstehung der „burgerlichen Tugenden". / Hg. Munch P. Paderborn, 1984. - S. 351
138. Ewers H.-H. Kinder- und Jugendliteratur der Aufklarung. Stuttgart: Reclam, 1980. -S. 504
139. Fehrenbach E. Adel und Burgertum in Deutschland 1770-1848. Munchen: R. Oldebourg Verlag, 1994,- S. 257
140. Felden von H. Die Frauen und Rousseau. Die Rousseau-Rezeption zeitgenossischer Schriftstellerinnen in Deutschland. Franfurt a. M./New York: Campus Verlag, 1997. S. 272
141. Felden von H. Philosophie eines Weibs. // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996.- S. 49-53
142. Fertig L. Campes politische Erziehung. Eine Einfuhrung in die Padagogik der Aufklarung. Darmstadt: Buchgesellschaft, 1977. - S. 2013
143. Fietze K. Frauenbildung in der „Querelle des Femmes". // Geschichte der MSdchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. -S. 237-252
144. Fleisch К. B. Handbuch uber die Krankheiten der Kinder und uber die medicinisch phsychische Erziehung derselben bis zu den Jahren der Mannbarkeit. - Leipzig: 1803. - S.111
145. Flitner A. Kindheit und Jugendalter geschichtlicher Bedeutung. // Zeitschrift fdr Padagogik. 1964. -N 10. - S. 314
146. Flitner W. Die Erziehung. Bremen: Carl SchQnemann Verlag, 1975. -S. 520
147. Frank J. P. System einer vollstandigen medicinischen Polizey. Band 1. -Mannheim: 1784. -S. 506
148. Frank J. P. System einer vollstandigen medicinischen Polizey. Band Z.Mannheim: 1780. S. 378
149. Franke A. H. Padagogische Schriften. Paderborn: Verlag Ferdinand Schoningh, 1957,-S. 189
150. Frevert U. Frauen und Arzte. Stuttgart: Reclam, 1980. - S. 218
151. Frevert U. Zwischen Traum und Trauma Aufklarung, Geschichte und Geschlechterverhaitnis. // Die Zukunft der Aufklarung. / Hg. Rusen, J. / Lammert, E. / Glotz, P. - Frankfurt am Main: 1988. - S. 132-147
152. Frevert U. Frauen Geschichte zwischen Biirgerlicher Verbesserung und neuer Weiblichkeit.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. - S. 360
153. Freyer M. Rochows „Kinderfreund". Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1989. - S. 218
154. Funk G. Die Padagogik P. Villaumes. Leipzig: Druck von Max Hoffmann, 1894. -S. 85
155. Funke G. Die Aufklarung. Stuttgart: K.F. Koehler Verlag, 1963. - S. 399
156. Gall L. Burgertum in Deutschland. Berlin: Siedler Verlag, 1989. -S. 617
157. Garbe Ch. Die „weibliche" List im „mannlichen" Text. Stuttgart, Weimer: Metzler, 1992. - S. 117
158. Gerth H. Bdrgerliche Intelligenz um 1800. Zur Soziologie des deutschen Fruhliberalismus. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1976. -S. 155
159. Gossmann E. Das wohlgelahrte Frauenzimmer. Munchen: Beck, 1984,- S. 389
160. Graf U. Das Problem der weiblichen Bildung. GGttingen: G6ttinger Studien zur Padagogik. Ruprecht, 1997 .- S. 69
161. Grenz D. Madchenliteratur- Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1981.-S.282
162. Grenz D. Madchenliteratur: Von den moralisch-belehrenden Schriften im 18. Jahrhundert bis zur Herausbildung der Backfischliteratur im 19. Jahrhundert. -Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1981. S. 242
163. Grimm G. Elitare Bildungsinstitution oder „Burgerschule"? Das osterreichische Gymnasium zwischen Tradition und Innovation 1773-1819. Frankfurt am Main: Lang, 1995. - S. 607
164. Grosse H. Ziele und Wege weiblicher Bildung in Deutschland. Historische Untersuchungen. Langensalza, 1903. - S. 206
165. Gtinter К. H. Geschichte der Erziehung. - Berlin: Volk und Wissen -Volkseigener Verlag, 1997,- S.628
166. Gunter К. H. Quellen zur Geschichte der Erziehung. - Berlin: Volk und Wissen - Volkseigener Verlag, 1997,- S.630
167. Hagemann-White C. Sozialisation: Weiblich-Mannlich.-Poladen: Leske-Budrich, 1984,- S.112
168. Hahn G. / Gotz, A. Kinder. Kiiche. Kleider. Historische Texte zur Madchenerziehung. Wien/Munchen/Zurich: Europaverlag, 1982.-S.235
169. Hahn S. Frauenarbeit. Vom ausgehenden 18. Bis zum 20. Jahrhundert. -Wien: Deutscher Studien Verlag, 1993 -S.83
170. Hannsmann O. Kindheit und Jugend zwischen Mittelalter und Moderne. -Berlin: Deutscher Studien Verlag, 1995 S. 215
171. Hardach -Pinke I. Bleichsucht und Blutentraume. Frankfurt/New York: Campus Verlag, 2000. -S. 227
172. Hardach -Pinke I. Die Gouvernante. Frankfurt am Main: Campus Verlag, 1993,- S.310
173. Hardach Pinke I. / Pinke G. Deutsche Kindheiten. Autobiographische Zeugnisse 1700-1900. - Kronberg/Ts.: Athenaum Verlag, 1978. - S. 370
174. Hardach Pinke I. Erziehung und Unterricht durch Gouvernanten. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. -Frankfurt/New York, 1994. - S. 409-428
175. Harding S. Feministische Wissenschaftstheorie. Zum Verhaltnis von Wissenschaft und sozialem Geschlecht. Hamburg: Argument, 1991.- S. 299
176. Hattenhauer H. Allgemeines Landesrecht fur die preuliischen Staaten von 1794. Textausgabe. Frankfurt/М: 1970. - S. 384
177. Allgemeines Landesrecht fur die preuliischen Staaten von 1794. Textausgabe. Frankfurt/М. 1970, S. 380
178. Hausen K. .eine Ulme fOr das schwanke Efeu. Ehepaare im deutschen Bildungsbiirgertum. Ideale und Wirklichkeiten im spaten 18. Und 19. Jahrhundert.
179. Burgerinnen und Burger. GeschlechterverhSltnisse im 19. Jahrhundert. / Hg. Frevert U. Gottingen: 1988, S. 85-117
180. Herrmann U. Die PSdagogik der Philanthropen. // Klassiker der Padagogik. /Hg. Scheuerl H. Munchen: 1979, S. 135-158
181. Herrmann U. Erziehung und Schulunterricht fur MSdchen im 18. Jahrhundert. // Wolfenbutteler Studien zur Aufklarung III. Wolfenbuttel, 1976. - S. 57-69
182. Herrmann U. Aufklarung und Erziehung. Studien zur Funktion der Erziehung im Konstitutionsprozess der bOrgerlichen Gesellschaft im 18. und friihen 19. Jahrhundert in Deutschland. Weinheim: Studienverlag, 1993.- S. 313
183. Herrmann U. Das padagogische Jahrhundert. Weinheim und Basel: Beltz, 1981,- S. 329
184. Heyden- Rynsch EuropSische Salons. Munchen: Artemis & Winkler, 1992. -S. 244
185. Hildebrand J. Uber Deutschlands National-Bildung. Frankfurt/M: 1818. -S. 240
186. Hirsch G. Sophie -experimentum crucis der „education naturelle". // Zeitschrift fOr Padagogik . 1992. - N 38. - S. 27-46
187. Hoffmann E. Kindheitserinnerungen als Quelle padagogischer Kinderkunde. Heidelberg: Quelle & Meyer, 1960. -S. 169
188. Hoffmann G. F. Wie konnen Frauenzimmer frohe MOtter gesunder Kinder werden und selbstdabei gesund und froh sein. Frankfurt und Leipzig, 1789. -S.18
189. Hoffmann J. Die „Hausvaterliteratur" und die „Predigten" uber den christlichen Hausstand. Weinheim a. d. B. Berlin: Verlag Julius Beltz, 1959. - S. 250
190. Hohenzollern J. G. Der weite Schulweg der Madchen. Bad Heilbrunn/Obb: Verlag Julius Klinkhardt, 1990. - S. 378
191. Hoist A. Ober die Bestimmung des Weibes zur h6heren Geistesbildung. Neuausgabe des 1802 bei Heinrich Frohlich in Berlin erschienene Buches. -Zurich: Ala Verlag, 1984,- S. 176
192. Honegger C. Die Ordnung der Geschlechter. Die Wissenschaften vom Menschen und das Weib 1750-1850. . Frankfurt am Main/New York: Campus Verlag, 1991,- S. 300
193. Hopfner J. MSdchenerziehung und weibliche Bildung um 1800. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 1990. - S. 216
194. Hopfner J. Einige Ideen zur Beantwortung der Frage: Wozu unserem Geschlechte Wissenschaft und Kunst dienen sollen? // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996.-S. 84-88
195. Horkheimer M. Autoritat und Familie- allgemeiner Teil. Graz: Raubdruck, 1970. -S. 43
196. Hubbard von W. H. Familiengeschichte. Materialien zur deutschen Familie seit dem Ende des 18. Jahrhunderts. Munchen. Verlag C.H. Beck, 1983.- S.272
197. Hufton O. Frauenleben. Frankfurt am Main: Fischer, 1978,- S. 847
198. Hulshoff Th. / Reble A. Zur Geschichte der hoheren Schule. Bad Heilbrunn/Obb: Julius Klinkhardt, 1967. -S. 191
199. Irwin J. Anna Maria van Schurmann -eine Gelehrte zwischen Humanismus und Pietismus. H Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 309-327
200. Jacobi J. Wer ist Sophie?//Padagogische Rundschau 44. 1990. - S. 303319
201. Jansen M. M. Madchenbildung und Madchensozialisation. Wiesbaden: Hessische Landeszentrale fdr politische Bildung, 1993. - S.169
202. Jeismann К. E. Das preuGische Gymnasium in Staat und Gesellschaft. Die Entstehung des Gymnasiums als Schule des Staates und der Gebildeten, 17871817. Stuttgart: Metzler, 1974,- S. 435
203. Jonach M. VSterliche Ratschlage fur burgerliche Tdchter. Fr/Main: Peter Lang, 1997. - S. 2279
204. Journal fur Frauenzimmer. Halle und Leipzig: bei Johann Gottfried Kuff, 1797. -S. 93
205. Josephi W. Uber die Ehe und physische Erziehung. Ein Handbuch. -Gottingen: 1788. -S. 77
206. Kahtner M. HGhere Tochterschulen um 1800. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 393-409
207. Karsch A. L. Brief an Sulzer. //Anna Luisa Karsch: Herzgedanken. Das Leben der „deutschen Sappho" von ihr selbst erzahlt. / Hg. Beuys B. Frankfurt, 1981. -S. 26
208. Kern B./Kern H. Madame Doctorin Schlotzer. Ein Frauenleben in den WidersprCichen der Aufkiarung. Munchen: Beck, 1988.- S. 211
209. Kersting Ch. Die Genese der Padagogik im 18. Jahrhundert. Campes „Allgemeine Revision" im Kontext neuzeitlicher Wissenschaft. -Weinheim: Deutscher Studien Verlag, 1992. S. 427
210. Kiesel H. & Munch P. Gesellschaft und Literatur im 18. Jahrhundert. Voraussetzungen und Entstehung des literarischen Markts in Deutschland. -Munchen: Beck, 1977. S.245
211. Killy W. und Perels Chr. Die deutsche Literatur. Das 18. Jahrhundert. -Munchen: Beck, 1983,- S. 1255
212. Kleinau E. / Mayer Chr. Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. -Weinheim: Deutscher Studien Verlag, 1996,- S. 200
213. Kleinau E. / Opitz C. Geschichte der Madchen- und Frauenbildung Bd.1: vom Mittelalter bis zur Aufklarung. Frankfurt am Main/New York: Campus Verlag, 1996. -S. 588
214. Kleinau E. Gemalde weiblicher Erziehung. // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996.- S. 70-84
215. Kleinau E. Die Hamburger „Hochschule fur das weibliche Geschlecht". // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996,- S. 88-94
216. Koberle S. Von der Bildung des Frauenzimmers. Nach MadchenbQchern des 18. Jahrhunderts. // Zeitschrift fur Jugendliteratur.-1968.- Heft 3,- S. 14-23
217. Kocka J. Familie und soziale Plazierung. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1980.-S. 443
218. Komensky J. A. Bohmische Didaktik. Paderborn: Ferdinand Schoningh, 1970. -S. 319
219. Konneker M—L. Kinderschaukel I. Darmstadt: Luchterhand, 1979.- S. 244
220. Kopitzsch F. Erziehungs- und Bildungsgeschichte Schleswig-Holsteins von der Aufklarung bis zum Kaiserreich. Neumunster: Wachholtz, 1981. - S. 268
221. Kopitzsch F. Joachim Heinrich Campe und Gotthold Ephraim Lessing: Zur Geschichte einer Freundschaft. // Lessing und der Kreis seiner Freunde.- 1985. -S. 193-234
222. Kortzfleisch von U. Burgerliche Emanzipation in der Literatur des 18. Jahrhunderts. Themen Hefte zur Kultur Padagogik. Stadt: Kallmeyersche . Seelzeh-Weber, 1994. - S. 52
223. Kraul M. Weibliche Bildung -mannliche Bildung -allgemeine Bildung. // Neue Sammlung. /Hg. Becker. H. Gotta, 1995. - Heft 3. - S. 23- 45
224. Krusche G. Literatur der weiblichen Erziehung und Bildung in Deutschland von 1700 bis 1886. Langgensalza: 1887,- S. 43
225. Kubon R. WeiterfUhrende Madchenschulen im 19 Jahrhundert. Frauengeschichte. Bamberg: CENTAURUS, 1991,-S. 158
226. Кйск E. Das alte Bauernleben in der Luneburger Heide. Hildesheim: Gerstenberg Verlag, 1982. - S. 280
227. Kuhn A. Tugend und Arbeit. Zur Sozialisation durch Kinder- und Jugendliteratur im 18. Jahrhundert. Berlin: Basis Verlag, 1975.- S.118
228. Kuhn A./ Rusen J. Frauen in der Geschichte II. Dusseldorf: Padagogischer Verlag Schwann, 1982,- S. 330
229. KQppers-Braun U. Katholische Hochadelsstifte als Orte weiblicher Sozialisation im 17. Und 18. Jahrhundert. // Geschichte der Madchen -und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. Frankfurt/New York, 1996. - S. 207-218
230. Kuster F. Sophie oder Julie? Paradigmen von Weiblichkeit und Geschlechterordnung im Werk Jean Jacques Rousseau. // Deutsche Zeitschrift fQr Philosophie 47. - 1999.- S. 13-33
231. Lange S. Ob Weiber Menschen sind. Geschlechterdebatten um 1800. -Leipzig: Reclam Verlag, 1992. S. 455
232. Langmaak K. Frauen im padagogischen Diskurs. Frankfurt am Main: Ulrike Helmer Verlag, 1994.- S. 561
233. Lassahn R./ Stach R. Geschichte der Schulversuche. Heidelberg: Quelle & Meyer, 1979,-S. 190
234. Laudenbach M. Aufklarung und Schule. Passau: Wissenschaftsverlag Rothe, 1993.-S. 402
235. Lehrbuch ftir Schuler der deutschen Schulen. Prag: im Verlag der f.f. Normalschulbuchdrukerei, 1785.-S. 131
236. Lehrbuch fur die Landschulen ohne Fragen, zum Gebrauche der Schuler. -Prag, Normalschulbuchdrukerei, 1782. -S. 180
237. Lerner G. Die Entstehung des Patriarchats. Frankfurt am Main/New York : Campus Verlag, 1995. - S. 374
238. Lessing, G. E. Gesammelte Werke. Stadt: Verlag, Jahr. - S. 612
239. Leyser J. A. Joachim Heinrich Campe. Ein Lebensbild aus dem Zeitalter der Aufklarung. 2 Bde. Braunschweig: Vieweg, 1877. S. 832
240. Lochner R. Deutsche Erziehungswissenschaft. Meisenheim am Glan: Hain, 1963. -S. 561
241. Locke J. Gedanken uber Erziehung (1693). Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1962. -S. 183
242. Lohmann I. Einige Aeuserungen uber Hm. Kampe'ns Behauptungen, die weibliche Gelehrsamkeit betreffend. // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996.- S. 53-64
243. Lohmann I. Plan einer Judischen Erziehungsschule fur Madchen in Frankfurt am Mayn. // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996,- S. 64-70
244. Mairbaurl G. Die Familie als Werkstatt der Erziehung. Munchen: R. Oldenbourg Verlag,1983. - S. 220
245. Manheim E. Frauenwelt. Bamberg: CENTAURUS, 1986. - S. 146
246. Mallet C.-H. Untertan Kind. Nachforschungen uber Erziehung. Ismaning bei Munchen: Hueber, 1987. - S. 335
247. Manns F. P£dagogisches Magazin. Die Erzeihungsbestrebungen der deutschen moralischen Wochenschriften. Langensalza: Hermann Bayer & Sdhne, 1914. -S. 147
248. Maree B. Bucher fQr Mutter als padagogische Literaturgattung und ihre Aussagen uber Erziehung (1762-1851). Weinheim und Basel: Verlag, 1986. - S. 26
249. Martens W. Die Botschaft der Tugend. Stuttgart: Metzler, 1968. - S.593
250. Martin J. Zur Sozialgeschichte der Kindheit. Munchen: Alber, 1986. - S. 726
251. Mauer K. Die Biographie des Burgers. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1996. -S. 710
252. Mayer Ch. Die AnfSnge einer institutionalisierten Madchenerziehung an der Wende vom 18. Zum 19. Jahrhundert. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 373-393
253. Meiners К. Der besondere Weg, ein Weib zu werden. Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang, 1982. - S. 220
254. Meise H. Bildungslust und Bildungslast in Autobiographien von Frauen um 1800. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S.453-469
255. Menzemer U. Leiden an der Schule. Eine sozialpadagogische Analyse. -Frankfurt am Main/Bern: Europaische Hochschulschriften, 1981. S. 293
256. MeschendCrfer A. BOrgerliche Kindheit im Deutschlands des 18. Jahrhunderts autobiographischer Zeugnisse. Frankfurt am Main-Bern-New York-Paris: Peter Lang, 1991. - S. 204
257. Messer A. Geschichte der Padagogik. Breslau: Ferdinande Hirt ,1930. - S. 122
258. Mitterauer M. Historische Familienforschung. Munchen: Beck, 1982. - S. 320
259. Mobius H., Olbrich H. Mit Tugend ist sie wohl geziert. Hamburg: Ernst Kabel, 1994. -S. 287
260. Moller H. Die Kleinburgerliche Familie im 18. Jahrhundert. Berlin: Walter de Gruyter,1969. - S. 341
261. Moller H. Formen der kleinburgerlichen Familie. // Das pcidagogische Jahrhundert. / Hg. Herrmann U. Weinheim und Basel, 1981. - S. 97-111
262. МбПег H. Zum Sozialisierungsprozess des Kleinburgers. П Das padagogische Jahrhundert. / Hg. Herrmann U. Weinheim und Basel, 1981. - S. 111-127 МбПег H. Fiirstenstaat oder BOrgernation. Deutschland 1763-1815. - Berlin: Siedler, 1989. -S. 750
263. Moser J. Anwalt des Vaterlandes. Leipzig und Weimar: Kiepenheuer, 1978. -S. 600
264. Munch P. Ordnung, FleiG und Sparsamkeit. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1984. - S. 378
265. Neumann F. / Vetter E. Zucht und schone Sitte. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 1977. - S. 325
266. Niemeyer A. H. GrundsStze der Erziehung und es Unterrichtes. Paderborn: Schoningh, 1970. - S. 512
267. Niemeyer B. Der Brief als weibliches Bildungsmedium im 18 Jahrhundert.// Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. -Frankfurt/New York, 1994. S. 440-453
268. Niemeyer В. Ausschluss oder Ausgrenzung? Frauen im Umkreis der Universitaten im 18. Jahrhundert. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 275-295
269. Nieser B. Aufklarung und Bildung: Studien zur Entstehung und gesellschaftlichen Bedeutung von Bildungskonzeptionen in Frankreich und Deutschland im Jahrhundert der Aufklarung. Weinheim: Studien Verlag, 1992. -S. 350
270. Niethammer F. I. Philanthropismus Neuhumanismus. - Weinheim: Studien Verlag, 1986. - S. 179
271. Niggl G. Geschichte der deutschen Autobiographie im 18. Jahrhundert. -Stuttgart: Metzler, 1977. S. 240
272. Oeheme J. Das Kind im 18. Jahrhundert. Lubeck: Hansisches Verlagskontor, 1988. - S. 141
273. Ogorodnikova I. Die Rezeption europaischer padagogischen Ideen in der staatlichen Bildungspolitik und Schulpraxis Russlands. // Padagogische Grenzgangerin Europa. /Hg. Lechner, E.- Frankfurt am Main, 1997. S.275-289
274. Paulsen F. Aufklarung und Aufklarungspadagogik. //Aufklarung, Absolutismus und Burgertum in Deutschland. / Hg. Kopitzsch F. Munchen, 1976,- S. 275-293
275. Petrat G. Schulunterricht. Munchen: Ehrenwirth, 1979. - S. 373
276. Plake K. Reformpadagogik. Wissenssoziologie eines Paradigmenwechsels. -Munster/New York: Waxmann, 1991.- S. 264
277. Propp W. Die historischen Wurzeln des Zaubermarchens. Stadt: Carl Hanser Verlag, 1987,- S. 469
278. Puhlmann A. Madchenerziehung in der biirgerlichen Gesellschaft. K6ln: Pahl-Rugenstein, 1979. - S. 79
279. Rabe- Kleberg U. Besser gebildet und doch nicht gleich. Hannover: kleiner Verlag, 1990.-S. 260
280. Rach A. Sachworter zur deutschen Erziehungsgeschichte. Weinheim/Berlin: Verlag Julius Beltz, 1967. - S. 372
281. Rach A. Biographien zur deutschen Erziehungsgeschichte. Weinheim/Berlin: Beltz, 1968. -S. 373
282. Rang M. Rousseaus Lehre vom Menschen. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht,1959. - S. 617
283. Rang M. Jean- Jacques Rousseau (1712-1778). // In: Klassikerder Padagogik Bd. 1 /Scheuerl H. Munchen, 1991. - S. 116-134
284. Rausch E. Geschichte der Padagogik und des gelehrten Unterrichts. -Leipzig: Deichert, 1909. S. 202
285. Reble A. Geschichte der Padagogik. Stuttgart: Ernst Klett, 1975. - S. 417
286. Reble A. Geschichte der Padagogik. Dokumentationsband I. Stuttgart: Ernst Klett, 1971.-S. 620
287. Recke von der E. Tagebucher und Selbstzeugnisse. Mdnchen: C.H. Beck, 1984. -S. 480
288. Riedel k. Fragen an Comenius. Hohengehren: Schneider Verlag, 1998. -S. 126
289. Riss L. Die Bauerin. Stuttgart: Verlag Eugen Ulmer, 1957. - S. 164
290. Risse Stumbries S. Erziehung und Bildung der Frau in der zweiten Halfte des 18. Jahrhunderts. - Frankfurt und Tubingen: Fischer, 1980. - S. 67
291. Rochow von F. E. Versuch eines Schulbuches fur Kinder der Landleute. -Koln/Wien: V. J. Bannack, 1989. S. 572
292. Rochow von F. E. Uber die zweckmaSige Einrichtung der niedern Stadt -und Landschulen in Rucksicht auf die Armenanstalten. // SSmtliche padagogische Schriften. Potsdam, 1967. - Band III.- S. 60-67
293. Roessler W. Die Entstehung des modernen Erziehungswesens in Deutschland. Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag, 1961. - S. 513
294. Rohrs H. Jean- Jacques Rousseau. Vision und Wirklichkeit. Kijln: Bdhlau, 1993. -S. 299
295. Rommel H. Das Schulbuch im 18. Jahrhundert. Wiesbaden- Dotzheim: Deutscher Fachschriften Verlag,1968. - S. 473
296. Rosenbaum H. Familie und Gesellschaftsstruktur. Frankfurt am Main: Fischer, 1974. -S. 367
297. Roesseau J.-J. Emil Oder uber die Erziehung. Paderborn: Ferdinand Schoningh, 1963. -S. 571
298. Ruder G. Der Wunsch am Ende der Erziehung und der Mythos vom Paradies. Zum Rousseauismus in der Begrundung radikaler Erziehungskritik. // Zeitschrift fur Padagogik 35. 1989. - S. 575-594
299. Rudolf M. Die Frauenbildung in Frankfurt am Main. Frankfurt am Main/Bern/Las Vega: ERUDITIO, 1978. - S. 292
300. Ruf К. Bildung hat (k)ein Geschlecht. Frankfurt am Main/Berlin/Bern/New York/Paris/Wien: Peter Lang, 1998. - S. 191
301. Ruppert W. Biirgerlicher Wandel. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1984,- S. 225
302. Rutschky K. Deutsche Schul-Chronik. Koln: Kiepenheuer & Witsch, 1987,-S. 260
303. Rutschky K. Schwarze Padagogik. Quellen zur Naturgeschichte der burgerlichen Erziehung. Frankfurt am Main/Berlin: Ullstein Materialien, 1977.- S. 618
304. Sailer J. M. Ober Erziehung fur Erzieher. Paderborn: Ferdinand SchOningh, 1962. S. 240
305. Sailer M. Die Weisheit auf der Gasse. Nordlingen: Greno,1987. - S. 332
306. Salzmann Ch. G. Konrad Kiefer. Bad Heilbrunn/Obb: Verlag Julius Klinkhardt, 1961.- S. 128
307. Salzmann Ch. G. Krebsbuchlein. Bad Heilbrunn/Obb: Julius Klinkhardt, 1961. -S. 128
308. Salzmann Ch. G. Ameisenbuchlein oder Anweisungen zu einer vernunftigen Erziehung der Erzieher (1806). Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1964. - S. 72
309. Salzmann Ch. G. Carl von Carlsberg oder uber das menschliche Elend (Nachdruck der Ausgabe Leipzig 1783). Karlsruhe: Schmieder, Jahr.- S.
310. Salzmann Ch. G. Moralisches Elementarbuch. Leipzig: Crusies, 1785. - S. 87
311. Sauter Ch. Wilhelm von Humboldt und die deutsche AufklSrung. Berlin: Dunder, 1989. -S. 374
312. Schepp H. H. Die Krise in der Erziehung und der Prozeli der Demokratisierung. Zum Verhaltnis von Politik und Padagogik bei J.J. Rousseau. -Kronberg: Scriptor Verlag, 1987. S. 109
313. Scheu U. Wir werden nicht als Madchen geboren -wir werden dazu gemacht. Zur fruhkindlichen Erziehung in unserer Gesellschaft. Frankfurt am Main: Fischer, 1985. - S. 142
314. Scheuerl H. Geschichte der Erziehung. Ein GrundrilJ. Stuttgart/Berlin/K6ln: Kohlhammer,1985. - S. 161
315. Schiebinger L. Wissenschaftlerinnen im Zeitalter der Aufklarung. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. -S. 295-309
316. Schleiermacher F. Padagogische Schriften. Dusseldorf/MOnchen: V. E. Weniger, 1957,- S. 145
317. Schlotzer von L. Dorothea von Schlotzer der Philosophie Doktor. // Schlotzer von Leopold von. Berlin und Leipzig, 1923. - S. 31
318. Schmidt P. Rousseau Revisited. Geschlecht als Kategorie in der Geschichte der Erziehung. // Zeitschrift fur Padagogik 38,- 1992. S. 839-853
319. Schmidt P. Zeit des Lesens- zeit des Fuhlens: Anfange des deutschen BildungsbOrgertums. Berlin: Quadriga Verlag, 1985. - S. 239
320. Schmidt P. Burgerliche Theorien zur weiblichen Bildung. Klassiker und Gegenstimmen um 1800. // Diskurs Bildungstheorie 11: Problemgeschichtliche Orientierungen. / Hg. Hansmann O./Marotzki W. Weinheim, 1989. - S. 537-559
321. Schmid P. Weib oder Mensch? Zur Geschichte der Madchenbildung. In: Madchenbildung und Madchensozialisation, Stadahr: Georg Aug. Walters Druckerei GmbH, 1993. - S. 170
322. Schmid P. Weib oder Mensch, Wesen oder Wissen? Burgerliche Theorien zur weiblichen Bildung um 1800. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 327-346
323. Schmitt H. Schulreform im aufgekiarten Absolutismus. Leistungen, Widerspruche und Grenzen philanthropischer Reformpraxis im Herzogtum Braunschweig-Wolfenbuttel 1785-1790. Weinheim/Basel: Beltz, 1979 S. 274
324. Schneiders W. Lexikon der Aufklarung. Munchen: Verlag C.H. Beck, 1995. - S. 462
325. Schramm Percy E. Die Hamburgerin im Zeitalter der Empfindsamkeit. // Zeitschrift des Vereins fur hamburgische Geschichte. Band XLI 41. 1951.- S. 233-267
326. Schroder H. Die Frau ist frei geboren. Munchen: Verlag C.H. Beck, 1979. -S. 250
327. Schutze Y. Die gute Mutter. Zur Geschichte des normativen Musters „Mutterliebe". Hannover: Kleine Verlag, 1986. -S. 160
328. Siemsen B. Frauenbildung und Revolution. // Erziehungsdenken im Bannkreis der Franzosischen Revolution. / Hg. Flessau K.-l. Bochum, 1998,- S. 311-337
329. Simmel M. Erziehung zum Weibe. Frankfurt/New York: Campus Verlag, 1980. -S. 221
330. Simon G. Hintertreppen zum Elfenbeinturm. Hohere Madchenbildung in Osterreich. Anfange und Entwicklungen. Wien: Wiener Frauenverlag, 1993. - S. 327
331. Stach R. Schulreform der Aufklarung. Heinsberg: Agentur Dieck, 1984,- S 141
332. Steckmeister G. Erfurt der Frauen. Erfurt: IWSP, 1994. -S. 201
333. Steinbrugge L. Das moralische Geschlecht. Theorien und literarische Entwurfe uber die Natur der Frau in der franzosischen Aufklarung. Weinheim: Beltz, 1987. -S. 153
334. Strieker K. Die Frau in der Reformation. Berlin: Herbig, 1927. - S. 57
335. Stuve J. Uber die Nothwendigkeit, Kindern zu anschauender und lebendiger ErkenntniG zu verhelfen. // Theorie und Praxis der philanthropistischen Schule./ Hg. Stach R. Rheinstetten, 1980. - S. 150-179.
336. Stuve J. Von Armenschulen (1794). // Die Volsschule des Obrigkeitsstaates und ihre Kritiker. / Hg. Fertig L. Darmstadt, 1979 . - S. 38-50.
337. Sturmer M. Konjunktur, Krise und Kritik. Zur Sozialgeschichte des Handwerks im ausgehenden 18. Jahrhundert. // Das padagogische Jahrhundert. / Hg. Herrmann U. Weinheim und Basel, 1981- S. 53-75
338. Sulzer J. G. Padagogische Schriften. Langensalza: 1922. -S. 21
339. Tenorth H. E. Die Aufklarung. // Padagogische Epochen. Von der Antike bis zur Gegenwart. / Hg. Winkel R. - Dusseldorf, 1988. - S. 125-156
340. ThurerS. Mythos Mutterschaft. Munchen: Droemer Knaur,1995. -S. 508
341. Toppe S. Die Erziehung zur guten Mutter. Oldenburg: Bibliotheks- und Informationssystem der Universitat Oldenburg, 1993. - S. 280
342. Toppe S. Polizey und Geschlecht. Weinheim: Deutscher Studien Verlag, 1999. -S. 251
343. Toppe S. Unterricht fur Mutter, welche ihre Kinder selbst tranken wollen. // Erziehung und Bildung des weiblichen Geschlechts. / Hg. Kleinau E. und Mayer Ch. Weinheim, 1996,- S. 46-49
344. Toppe S. Mutterschaft und Erziehung zur Mutterlichkeit in der zweiten HSIfte des 18. Jahrhundert. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. Frankfurt/New York, 1994. - S. 346-360
345. Tornieporth G. Studien zur Frauenbildung: ein Beitrag zur historischen Analyse lebensweltorientierten Bildungskonzeptionen. Weinheim/Basel: Beltz, 1979. -S. 385
346. Trapp E. Ch. Versuch einer Padagogik. UnverSnderter Nachdruck der 1. -Paderborn: 1977. S. 461
347. Trapp E. Ch. Von der Nothwendigkeit offentlicher Schulen und ihrem Verhaltnisse zu Staat und Kirche (1792). // Staat und Schule oder Staatsschule? / Hg. Berg, Ch. Konigstein, 1980. - S. 46-80
348. Trautwein W. Erlesene Angst-Schauerliteratur im 18. Und 19. Jahrhundert. -Munchen; Carl Hanser Verlag, 1980. S. 276
349. Trefzer R. Die Konstruktion des burgerlichen Menschen. Zurich: Chronos, 1989.- S. 247
350. Gunter U. Johann Bernhard Basedow. Berlin: Volk und Wissen. Volkseigener Verlag, 1963. - S. 79
351. Ulshofer K. Bauer, Burger, Edelmann. Sigmaringen: Jan Thorbecke Verlag, 1991,- S. 410
352. Vierhaus R. Deutschland im 18. Jahrhundert: soziales Gefuge, politische Verfassung, geistige Bewegung. // Das padagogische Jahrhundert. / Hg. Herrmann U. Weinheim und Basel, 1981.- S. 15-28
353. Vierhaus R. Standewesen und Staatsverwaltung in Deutschland im spateren 18. Jahrhundert. // Deutschland im 18. Jahrhundert. Politische Verfassung, soziales GefCige, geistige Bewegungen. / Hg. Vierhaus R. G6ttingen, 1987. - S. 33-49
354. Villaume P. Von der Bildung des Korpers in Absicht auf die Vollkommenheit und Gliickseligkeit der Menschen. // Theorie und Praxis der philanthropistischen Schule. / Hg. Stach R. Reihstetten, 1980. - S. 180- 203.
355. Vogel P. Ober die Entsteheung der «Mutterliebe». // Denken und sprechen in Vielfalt. / Hg. DSrpinghaus A., Herchert. G. Wurzburg, 2001. - S. 215-229
356. Voss L. Geschichte der hoheren Madchenschule. Allgemeine Schulentwicklung in Deutschland und Geschichte der hSheren MSdchenschulen. -K6ln: Opladen, 1952. S.42.
357. Vosskamp W. Un Livre Paradoxal J.-J. Rousseaus „Emil" in der deutschen Diskussion um 1800. II Rousseau und Deutschland: neue BeitrSge zur
358. Erforschung seiner Rezeption. / Hg. Jaumann H. Berlin/New York, 1994,- S. 101-113
359. Weber- Kellermann I. Die deutsche Familie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1974. -S. 265
360. Weber- Kellermann I. Die Kinderstube. Frankfurt am Main und Leipzig: Insel Verlag, 1991,- S. 136
361. Weber- Kellermann I. Landleben im 19 Jahrhundert. Munchen: Verlag C.H. Beck, 1987 - S. 480
362. Weckel U. Der Fiebelfrost des Freiherrn. // Geschichte der Madchen -und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. Frankfurt/New York, 1996. - S. 360-373
363. Weckel U. Lehrerinnen des weiblichen Geschlechtes. // Geschichte der Madchen -und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. Frankfurt/New York, 1996. - S. 409-428
364. Wehler H. U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte. - Frankfurt am Main: Buchergilde Gutenberg, 1987. - S. 680
365. Wehler н. u. Deutsche Gesellschaftsgeschichte. - Munchen: Beck, 1987. -S. 676
366. Wehrmann V. Volksaufklarung. // Das padagogische Jahrhundert. / Hg. Herrmann U. Weinheim und Basel, 1981. - S. 143-154
367. Weimer H. Geschichte der Padagogik. 19. VGIIig neu bearb. Berlin/New York: Aufl. von Juliane Jakobi. Gruyter, 1992. - S. 343
368. Wezel J. K. Padagogische Schriften. Frankfurt am Main/Berlin/Bern/New York/Paris/Wien: Peter Lang, 1996,- S. 250
369. Wieckenberg E.-P. Einladung ins 18. Jahrhundert. Munchen: Beck,1988. -S. 522
370. Wieland von Ch. M. Sophie von la Roche: Aus der Einleitung zu Melusines Sommerabende. //Melusines Sommerabende. Halle, 1806. - S. 169-171
371. Wilmsen F. P. Kinderfreund/ Der brandenburgische Kinderfreund. Berlin 1800. Koln/Wien: V. H. Rudloff, 1990.- S. 301
372. Witt U. „Wahres Christentum" und weibliche Erfahrung. Bildung und Frdmmigkeit im Pietismus des 17. und beginnenden 18. Jahrhunderts. // Geschichte der Madchen- und Frauenbildung. / Hg. Kleinau E. und Opitz K. -Frankfurt/New York, 1994. -S. 263-275
373. Wittmann R. Buchmarkt und Lekture im 18. Und 19. Jahrhundert. Tubingen: Niemeyer, 1982. -S.237
374. Wolf V. Ein Zimmer fur sich allein. Berlin: Verlag, 1978. - S. 123
375. Wunder H. Er ist die Sonn, sie ist der Mond: Frauen in der frOhen Neuzeit. -MQnchen: Beck, 1992. S. 367
376. Wuthenow R.-R. Das erinnere Ich. EuropSische Autobiographie und Selbstdarstellung im 18. Jahrhundert. Munchen: Beck, 1974. - S. 248
377. Zedlitz K. A. F. Ober den Patriotismus als einen Gegenstand der Erziehung in monarchischen Staaten. Darmstadt: Mil - S. 154
378. Zedlitz K. A. F. VorschlSge zur Verbesserung des Schulwesens in den Koniglichen Landen (1787). // Staat und Schule oder Staatschule? / Hg. Berg Ch. K6nigstein, 1980. - S. 1-9
379. Ziegler Th. Geschichte der Padagogik. Munchen: C.H. Becksche Verlagsbuchhandlung Oskar Beck, 1923. - S. 447
380. Ziessow К. -H. LSndliche Lesekultur im 18. Und 19. Jahrhundert. -Cloppenburg. Museumsdorf Verlag, 1988. -S. 289
381. Ziessow К. -H. Landliche Lesekultur im 18. Und 19. Jahrhundert / Dokumente. Cloppenburg: Museumsdorf Verlag, 1988. - S. 143
382. Zipfel G. Frauen in der Wissenschaft. Koln: Pahl - Rugenstein, 1979,- S. 20