Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Игра как средство управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД

Автореферат по педагогике на тему «Игра как средство управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Аполлонский, Андрей Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Игра как средство управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Игра как средство управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД"

иизовеэээ

На правах рукописи

АПОЛЛОНСКИИ Андрей Владимирович

ИГРА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ МВД

Специальность 13.00.01 -

общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург 2006

003066999

Работа выполнена на кафедре педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Л. Т. Бородавко

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор В. В. Карпов; кандидат педагогических наук В. В. Челпанов

Ведущая организация: Санкт-Петербургский Военно-мор-

ской институт радиоэлектроники им. A.C. Попова

Защита диссертации состоится « ^^ » ^^_2007 г.

в часов на заседании диссертационного совета Д 203.012.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Санкт-Петербургском университете МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

Автореферат разослан «^^» ^ 2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 203.012.03

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования (статистика получена по состоянию на 25 ноября 2005 года, каталог Российской государственной библиотеки - 15785 авторефератов по педагогике).

В различных сторонах жизни люди используют способность игры побуждать к каким-либо действиям. Мать кормит ребенка с играми. Лотереи, розыгрыши и призы подталкивают людей к покупкам. После аукциона человек отдает такие деньги, какие без него не отдал бы. Игровой бизнес стал сегодня одним из самых прибыльных, и в целом изменения игровой культуры, переосмысление ценностей игры, происходят быстро, а потому видимо.

Интерес к игре существует и в различных науках. Педагогика представляет в этом интересе значительную часть: из 563 диссертаций, посвященных игре, 282 выполнены в области педагогики, 104 - математики, 43 - филологии, 40 - психологии, 28 - техники, 21 - философии, остальные относятся к областям истории, медицины, культурологии и биологии.

При среднегодовом росте числа диссертаций, изучающих игру, в 8,9 % для педагогики последних лет (2001-2004 гг.) этот показатель составляет 52,5 %.

В 200 (71 %) педагогических исследованиях игра рассматривается как средство формирования и развития каких-либо качеств и умений. Используется то, что в игре можно воспроизводить (моделировать) действия, которые подлежат усвоению, такие игры в литературе часто называют моделирующими. В 20 (7 %) исследованиях игра представляется как средство активизации учения, развития познавательной активности и самостоятельности. В остальных исследованиях не удалось выделить какие-либо группы игр, таким образом, научная практика разделила игры по их применению в обучении на два класса. В сравнении с классом моделирующих игр, активизирующие игры и их свойства, определяющие способность формировать познавательную активность в обучении, изучены мало.

Это же относится к обучению взрослых. Только 14 из 282 педагогических диссертаций по играм относятся к вузовской педагогике, круг вузов в них ограничен только теми, которые готовят педагогов (в том числе: по иностранному языку - 4, тренеров - 2, преподавателей музыки -1).

Таким образом, исследование применения активизирующих игр в учебной деятельности вуза МВД является новым. Учитывая, что учебная игра в практике вуза МВД не является массовым явлением, можно говорить и о его актуальности. Вместе с тем, оно преемственно, продолжает те исследования вуза МВД, которые изучали познавательную активность (пять из 141).

Анализ диссертаций показал отсутствие формальных моделей учебной активизирующей игры, которое ограничивает изучение игр этого класса только изучением удачных образцов. При этом, как правило, новые теории не приводят к появлению новых игр, а ограничиваются адаптацией существующих. Однако, например, разработка компьютерных программ без формализации невозможна, а потому в практике активизирующих программных средств в обучении нет.

Если для моделирующей игры познавательная активность совпадает с игровой, так как в ней игровые действия - это и есть то, что нужно усвоить, то в активизирующей игре игровая активность влияет на познавательную только в силу каких-либо связей с ней. В этом случае справедливо говорить об управлении познавательной активностью.

Цель исследования - рассмотреть условия эффективного применения активизирующих игр в учебной системе вуза МВД.

Объект исследования - процессы управления познавательной активностью в вузе МВД.

Предмет исследования - учебная игра как средство формирования активности и самостоятельности обучающихся.

Гипотеза исследования заключалась в том, что эффективность активизирующей игры определяется как свойствами самой игры, так и свойствами педагогической системы вуза МВД, а наибольшая эффективность достигается, если игра используется при решении педагогических проблем вуза.

Задачи исследования:

- определить особенности педагогической системы, дать характеристику формам и методам управления познавательной активностью в вузе МВД;

- выделить проблемы активности и самостоятельности в вузе МВД;

- разработать формальную модель активизирующей учебной игры и описать ее свойства, способные формировать познавательную активность обучающихся;

- определить условия эффективности активизирующей учебной игры;

- оценить эффективность применения в учебной системе вуза МВД активизирующих игр, определить пути включения активизирующих игр в учебный процесс и использования их при решении проблем вуза;

- на основе формальной модели активизирующей игры разработать и изучить компьютерную модель игры.

Методологическую основу исследования составили общие положения теории познания, развития познавательной активности обучающихся и других теорий, в том числе:

- представления о деятельности как средстве психического и профессионального развития человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); подход к обучению как процессу управления психическим развитием человека (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин);

- концепции игры в педагогике детей и взрослых (A.A. Вербицкий, М.В. Кларин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- основы теории педагогических систем (В.П. Беспалько); векторная модель психических сил и поля (К. Левин); математическая теория обучения Р. Аткинсона;

- концепции обучения как управления (В.Я. Кикоть, В.А. Якунин) и инновационных моделей обучения (В.В. Карпов, М.В. Кла-рин);

- основы психологии правоохранительной деятельности (В.Л. Васильев, В.П. Давыдов, В.Ю. Рыбников, Ю.А. Шаранов,

A.Г. Шестаков, Ю.В. Чуфаровский);

- теория и практика организационно-деятельностных игр как средства развития мыслительной деятельности (О.С. Анисимов, С.П. Безносов, A.B. Липницкий, Г.П. Щедровицкий);

- основы совершенствования педагогического процесса в высшей школе МВД России (Н.В. Борисова, Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, А.Т. Иваницкий, Л.И. Коновалова, C.B. Кошелева,

B.C. Олейников В.Я. Слепов, A.B. Стремоухов, В.И. Хальзов, Я.Я. Юрченко).

Методы исследования: анализ теорий и педагогических концепций игры, сравнение учебных игр, представленных в психолого-педагогической литературе, аналогия с играми, изучаемыми другими науками о человеке, абстрагирование игры, системный анализ педагогической системы вуза МВД, педагогические на-

блюдение, эксперимент и их обобщение, статистические методы обработки и анализа.

Исследование проведено в 1997-2006 гг. на базе кафедры информационных систем Санкт-Петербургского университета МВД России и Восточно-Сибирского института МВД России. Использованы данные, полученные в разные годы в наблюдениях и опросах около тысячи обучающихся и выпускников вузов МВД, а также около 150 преподавателей.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем.

1. Системный анализ процессов управления познавательной активностью обучающихся в педагогической системе вуза МВД. Новым является объект анализа и его направленность на свойства, определяющие эффективность применения активизирующей игры, а также то, что в нем получено описание современных для вуза МВД проблем активности и самостоятельности обучающихся.

2. Концепция активизирующей учебной игры. Впервые для изучения выделен отдельный класс учебных игр, цель которых -изменение активности и самостоятельности обучающихся; построена формальная педагогическая модель игр такого класса, для которой обоснована интеграция в виде принципов некоторых положений кибернетических концепций об эффективности и оптимальности; определены принципы проектирования активизирующих игр.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались: апробацией результатов в научном журнале, рекомендованном ВАК для опубликования результатов диссертаций; анализом других психолого-педагогических исследований учебной игры, явлений мотивации и активности в учебной деятельности; системным подходом к изучению вопросов; критическим анализом, в том числе количественным, данных исследования; двенадцатилетним опытом преподавания автора в вузе МВД, включающим применение игровых методов.

На защиту выносятся научные результаты, полученные соискателем.

- Современные изменения условий учебной деятельности мало меняют формы и методы управления активностью и самостоятельностью обучающихся в вузе МВД; малая изменчивость форм, единообразие и неслучайность учебной деятельности позволяют

обучающимся адаптироваться к ним, сокращая свои учебные усилия.

- Использование учебной игры изменяет и разнообразит учебную деятельность и позволяет более эффективно управлять активностью обучающихся.

- Полезность игры определяется тем, насколько изменения, которые она создает, соответствуют целям преподавателя.

-Активность не является самоцелью, максимальная активность не является оптимальной, поэтому управление познавательной активностью не соответствует просто явлению активизации.

-Активизирующая игра является универсальным средством управления активностью в том смысле, что она не зависит от того, что предстоит усвоить в учении, при этом основной мотив в этой игре не в том, что хотят больше знать, а в том, что хотят быть лучше или не хуже других.

-Эффективность активизирующей игры определяется следующими принципами: 1) соответствия игры культуре ее участников и организаторов; 2) тождественности структуры игры и структуры профессиональной деятельности, к которой готовит вуз; 3) использования в игре оценки, позволяющей различить по возможности большее количество результатов; 4) использования игры для решения проблем активности и самостоятельности.

- В учебной игре познавательная активность выравнивается, более «слабые» учащиеся свои усилия увеличивают больше, чем «сильные»; при этом снижается зависимость от преподавателя.

Теоретическая значимость. Диссертация продолжила исследования в области активности обучения в вузах МВД, а также в области учебных игр; представленные в ней положения могут служить основой для дальнейших исследований в указанных и смежных предметных областях. Представлены теоретические объяснения некоторых результатов педагогических исследований, полученных ранее.

Практическая значимость. Предложенные методы решения проблемных ситуаций в сфере активности и самостоятельности могут быть использованы в вузах при подготовке по различным специальностям и в различных дисциплинах.

Разработанная программа курса «Технологии профессионально ориентированного обучения» может быть включена в подготовку адъюнктов.

Разработанное программно-методическое обеспечение может использоваться для самостоятельной подготовки обучающихся, дистанционного обучения и проведения опросов по различным дисциплинам.

Механизм активизирующей игры использован автором в разработке тренажеров и приборов измерения, контроля и управления для подготовки спортсменов.

Апробация результатов исследования проводилась на кафедрах СПбУ МВД России (2001-2002 гг.), на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях: «Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов» (СПб., 1998); «Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики (СПб., 1999); Актуальные проблемы безопасности информационного пространства (СПб., 1999); «Перспективы использования новых специальных средств и средств связи в деятельности органов внутренних дел» (СПб, 2001); «Информационная безопасность регионов России (СПб., 2002); Региональная информатика-2002 (СПб., 2002); «Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел» (Иркутск, 2003); Региональная информатика-2003 (СПб., 2003); «Региональная ин-форматика-2004» (СПб., 2004); в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» (2005, 2006). Результаты исследования внедрены в программе курса «Технологии профессионально ориентированного обучения» для адъюнктов (Тема 4. Управленческие и деятельностные технологии; Тема 5. Мотивационные технологии; Иркутск, 2002 г.).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Процессы управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД»: 1) выполнен общий анализ педагогической системы вуза МВД; 2) определены методы и формы управления самостоятельностью и активностью обучающихся; 3) представлено актуальное состояние современных проблем, имеющихся в вузе МВД.

Даны характеристики обучающимся, их потребностям, интересам и мотивации; преподавателям и их компетенции; процессам обучения и среды.

Сравнение характеристик абитуриентов и выпускников, полученных в ранее выполненных исследованиях вуза МВД, позволило сделать еызод о неэффективности форм активизации в вузе: соотношение «слабых» и «сильных» обучающихся сохраняется все время обучения, при этом 30% выпускников (по оценке Б.Г. Бовина) характеризуются низкой учебной успеваемостью. В вузе МВД отсутствуют некоторые привычные для других вузов и для профессиональной деятельности элементы мотивации: например, от учебных усилий обучающихся не зависит их денежное содержание; отчисления за неуспеваемость редки. Компенсацией является система поощрений и наказаний. Организация курсантов обеспечивается жестким контролем, ограничением их самостоятельности. Существуют доминирование преподавателя на занятиях, принуждение к учению со стороны руководства курсов, методы, которые ассоциируется у курсантов с насилием над их волей. С другой стороны, частые претензии к выпускникам связаны как раз с их низкой самостоятельностью.

При изучении учебной успешности была получена качественная картина ее зависимости от размещения обучающихся в аудитории в виде регрессии второго порядка (Рис. 1),

Рис. 1. Пространственное распределение учебной успешности (средний ранг) в аудитории

Причина наблюдаемой связи (г=0,39) или в том, что «слабые» обучающиеся стремятся занять места дальше от преподавателя, или, напротив, близкое расположение «вынуждает» к активности.

Отдельное наблюдение выявило распределение внимания преподавателя в аудитории, как часто он обращает внимание на курсантов в разных частях аудитории, связь распределений позволяет сделать вывод о статистической зависимости в традиционном обучении активности обучающегося от внимания, которое уделяет ему преподаватель.

Анализ недостатков, на которые указали в опросе курсанты при характеристике преподавателей, и сравнение их с анкетами выпускников вузов МВД (441 человек) позволили сделать вывод, что обучающихся вполне устраивают преподаватели как специалисты своей предметной области, но в педагогическом отношении к ним есть вопросы. А чаще всего (в 89,5% случаях) среди недостатков упоминаются необъективность оценки и другие недостатки системы оценивания.

Современные технологии меняют условия учебной деятельности. Во время экзамена по мобильному телефону в коридоре диктуют ответы билета. Из используемых средств можно указать на сканеры, системы распознавания текстов и машинного перевода; письменные работы, которые выполняют обучающиеся, во многих случаях не самостоятельны, а получены из коллекций рефератов. Использование этих средств полезно, однако это не та польза, на которую рассчитывает преподаватель; можно определенно говорить, что результаты управления деятельностью обучающихся не в точности соответствуют целям преподавателей.

В заключение - о проблемах, связанных с учебной игрой. Игра не является новым средством в обучении, однако, широкого применения в вузе не находит. Одна из причин - это представление, что игра больше подходит для детского воспитания и обучения. Реальность, которая формулируется (В.М. Григорьев) как проблема отношения педагогов к игре.

Вторая глава «Концепция игры как средства управления познавательной активностью» представляет: 1) сущность игры в человеческой культуре и науках о человеке; 2) концепцию учебной игры; 3) класс активизирующих учебных игр; 4) обоснование существования оптимального управления активностью; 5) психолого-педагогические условия эффективности активизирующей игры.

В начале главы рассмотрены различные представления о сущности игры в человеческой культуре и в различных науках о человеке; отмечено, что комплекс представлений об игре инва-

риантен для разных наук; обосновывается полезность рассмотрения игры как абстракции. Игра рассматривается в работе как форма состязательности, основной ее мотив - это оказаться лучше (или не хуже) других. Такое понимание соответствует одной из представленных в анализе научных концепций игры. Игра отделена в работе от игровой деятельности (М.В. Кларин), смысл которой - отдых, развлечение, досуг, именно в таком значении слово употребляется в русском языке. Поэтому для игры не рассматривается определяющим свойство называния явления игрой. Состязательность как мотив поведения определяет не только существование спорта, но и особые черты духовного мира и общественной жизни: равенство перед законом, свободу слова, равное участие в управлении.

Учебная игра может действовать и на того, кто ее проводит; ее начинают идеализировать, то есть приписывать ей свойства, которыми она не обладает. Например, только к частному мнению можно отнести утверждение: «...игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать» (С.А. Шмаков). Если в игре на деньги человек много проигрывает, это еще не вызывает у него потребности отдавать свои деньги. В игре он это делает только в связи с правилами. Представлены и другие примеры.

Сделан вывод, что в учебной игре могут стараться не потому, что хотят больше знать и уметь, а потому, что хотят оказаться лучше или не хуже других. Человек начинает прикладывать усилия в игровых действиях, в силу какой-либо связи эти усилия распространяются и на учебные действия, то есть игровая активность влияет на познавательную. В некоторых учебных играх существует то, что доступно для изменения преподавателем и что влияет на изменение активности, что и составляет сущность управления.

Пример 1. Игра-фрейм «Кто первый». Участники слушают вопрос и пытаются первыми схватить и поднять предмет, лежащий на середине стола, чтобы зафиксировать то, что они могут ответить на вопрос. Один из тех, кто сумеет это сделать, получает право ответить на вопрос. При верном ответе он получает фишку (у преподавателя стаканчик с фишками). Если ответ неправильный, одна фишка отнимается, право ответа переходит к другому столу. В конце занятия число фишек подсчитывается и используется для определения результатов.

Можно включать или не включать условие наказания при неправильном ответе. Во втором случае опасения ошибки сдерживать не будут, и активность будет выше. Но важным является направленность этой повышенной активности. Несмотря на наличие связи в учебной игре, учебная и игровая активность - все же разные вещи. В силу этого, образуется пространство активности, содержащее целый спектр возможных учебных игр (Рис. 2).

По целям применения учебные игры в работе разбиты на два класса: моделирующие и активизирующие.

В любой сфере могут возникать отношения сотрудничества и соперничества, а также промежуточные формы - компромисс, уступка, избегание, такие ситуации, которые есть и в игре. Если эти отношения являются предметом изучения, то учебная игра может стать моделью, то есть объектом-заменителем реальных явлений.

Рис. 2. Направленность активности в учебных играх

игровые цели

игровая деятельность

учебные игры

макс

традиция

В противоположность этому, игры можно включать в учение только с целью непосредственно влияния на его активность. Такие игры образуют класс активизирующих учебных игр.

Активизирующие игры переключают внимание на действия, которые непосредственно для познания могут не представлять ценности. Применение их оправдывает только компенсация по-

вышенной активностью. В работе рассмотрен вопрос, чем достигается компенсация, представлены активизирующие факторы учебной игры, примеры игр, в которых они действуют.

Пример 2. Лекция, прием «Разумные прерывания» (адаптация). Таймер ставится на случайный интервал (3-10 мин.), при его сигнале лекция прерывается, обучаемым дается 30 сек., чтобы применительно к последней части лекции по выбору (записывается в начале занятия на доске): задать вопрос, пересказать другими словами, привести пример к понятию, выразить личное восприятие (критику). После этого случайно отбирается обучаемый, который должен будет выполнить игровое действие (простой вариант: пересказать, о чем говорилось в течение последней минуты до прерывания). Выполнение действия комментируется преподавателем.

Сами прерывания в этом примере связаны с расходами времени лекции. Но возможная ответственность держит в напряжении обучаемых, и, возможно, результативность обучения компенсирует сокращение объема речи преподавателя.

Рассмотрен вопрос существования оптимального управления, которое является предпочтительнее других своими результатами. Для имеющих смысл критериев лучшие результаты управления достигаются не при максимальной активности. Связано это с тем, что активность обычно по-разному влияет на результат: и прямо, и обратно. Суммарное влияние, как правило, имеет распределение, близкое к нормальному (Рис. 3).

Рис. 3. Оптимальное значение активности

Суммарный результат

Активность

Опт.

Например, с одной стороны, увеличение темпа лекции позволяет увеличить объем прочитанного материала, с другой -уменьшает долю понятого и запоминаемого. Некоторое среднее значение будет являться наилучшим. Этот вывод согласуется с законом Йеркса-Додсона: при низкой и очень высокой активизации достижения понижаются, а средний ее уровень наиболее благоприятен. Этим можно объяснить и результаты исследования связи учебной активности и учебной успешности (в обзоре В.А. Якунина). Если разделить обучающихся на две группы, привязываясь только к уровню их активности, как было в исследовании (на Рис. 3 разделение задано пунктиром), то средняя результативность должна оказаться примерно равной в обеих группах, а корреляция должна быть близкой к нулю. Но это означает не отсутствие зависимости результатов от активности, а неадекватный выбор линейной модели. А адекватная модель приводит к выводу о существовании оптимального управления активностью. При этом оптимальное управление достигается не при максимальной активности.

В последней части главы представлены принципы, формальные описания представлений об оптимальности, они отражают те или иные черты понимания активности, устойчивости, надежности в обучении, из этих принципов возможно исходить при проектировании принципиально новых учебных игр. Некоторые из принципов происходят в кибернетике, но, как показал анализ, в той или иной форме имеют отражение и в педагогике.

Необходимое разнообразие. Одним из основных законов кибернетики является закон «необходимого разнообразия». В соответствии с ним эффективное управление каким-либо объектом возможно только в том случае, когда разнообразие управляющего объекта больше разнообразия объекта управления. Например, чем больше мы имеем информации об объекте, которым собираемся управлять, тем эффективнее будет этот процесс. Чем больше потенциальных целей учения видит преподаватель, тем эффективнее его учебная деятельность. Учебная игра в силу сложности своего строения (правила, цели, коалиции и т.д.) позволяет достигать большего разнообразия, чем обычное занятие из-за того, что дополнительно появляются элементы занятия, допускающие варьирование. Таким образом, учебная игра обладает большими возможностями управления познавательной активностью, чем обычное занятие.

Принцип учебной игры в контексте культуры человека. Важным условием игры является ее добровольность. Культура человека определяет то, с чем он готов действовать, а с чем - нет. Это относится и к обучающимся, и к преподавателям. Проведен анализ влияния современной, профессиональной, национальной и возрастной культуры на эффективность учебной игры в среде ее носителей. Например, концепция возрождения русских народных игр (В.М. Григорьев) может столкнуться с многонациональным составом учебных групп вуза.

Принцип педагогического оценивания в учебной игре. Оценка должна позволять различить по возможности большее количество результатов игры, именно это создает соотношение результатов ЛУЧШЕ - ХУЖЕ и поддерживает мотив игры. Если учебные и игровые результаты не совпадают, то оценке должны подлежать игровые, в этом случае она начинает поощрять активность, то есть выполнять свою основную роль.

Принцип проблемы. В математической теории управления и теории игр сформулирован принцип оптимальности Беллмана; он находит применение в экономике, теории информации и других сферах. Распространяется на многошаговые процессы, для которых критерием оптимальности служит накопленная на этих шагах сумма. Умозрительно существует желание на каждом шаге максимизировать вклад в общую сумму, однако такой подход, в общем, не дает оптимального результата. Восполним недостаток простоты объяснения этого принципа в литературе своим примером. Как ни улучшает принятие жертвы в шахматах на одном шаге материальное соотношение, в дальнейшем и наилучшая игра не поможет избежать проигрыша.

Образовательный процесс вуза многошаговый - разделен на отдельные курсы, отдельные дисциплины и занятия. Притом, что конечная цель этого процесса - подготовка специалиста - является некоторой суммой шагов, стремление к оптимизации каждого шага может оказаться неоправданной. В некоторых формах положения этого принципа находят отражение в педагогике: теория модульного обучения учитывает содержательную взаимосвязь отдельных шагов, как дисциплин, так и занятий; принцип цели ориентирует преподавателя на то, что ожидается получить не только в рамках занятия, дисциплины, но и всего образования по специальности.

Из принципа следуют отказ от позиций «любой ценой», «здесь и сейчас»; необходимость расстановки приоритетов, определение «весов» для учебных элементов; акцентирование тех из них, которые «более значимы» или проблемные, для этих случаев эффективность использования активизирующей игры будет выше.

Третья глава «Синтез игры как средства управления познавательной активностью в вузе МВД» представляет опыт разработки и изучения активизирующих игр в вузе МВД, а именно: 1) оценку влияния активизирующих игр на познавательную активность; 2) опыт адаптации существующих психолого-педагогических и 3) синтеза новых игр; 4) примеры использования игры для решений проблем вуза; 5) исследование компьютерной модели опроса с оценочными альтернативами.

Для профессионального обучения взрослых людей поиск полезных игр представляет собой непростую задачу, требующую особой квалификации преподавателя. Получение принципиально важных результатов оказывается зависимым от этого, и потому сегодня активизирующие игры (как, впрочем, и моделирующие) не могут образовывать технологии обучения.

Для решения вопроса о пользе конкретной активизирующей игры в учении, возможно, понадобится опыт, в котором возможно эту пользу оценить, а также указать те свойства игры, при которых польза будет выше.

В наблюдениях использовался выборочный метод, экспериментальная и контрольная группы (ЭГ и КГ) представляли собой части учебных групп, удовлетворяющие критерию близости, показателем для которого служил учебный рейтинг на курсе.

В эксперименте, подтвердившем изменение игрой активности обучающихся, на семинаре в ЭГ на стол того, кто ответил правильно или верно дополнил ответ, клалась фишка. Ранее такие действия преподавателем не использовались. Никаких разъяснений этого в течение занятия преподаватель не давал, к какому-либо соперничеству не призывал, собрать больше фишек не предлагал. В КГ фишки не использовались. Во всех группах фиксировалось после вопроса число курсантов, выразивших различным способом желание ответить на него (поднятием руки, репликой с места), этих курсантов преподаватель каждый раз хвалил. Статистика представлена в таблице, для последнего показателя

(число желающих ответить на вопрос) вероятность случайности различий среднего р = 0,00016.

Таблица 1. Результаты наблюдения влияния на активность использования игрового инструмента

Средние показатели занятия КГ ЭГ

Заданных вопросов 17 14,5

Полученных ответов 33,3 50,5

Ответов, оцененных как верные 28

Число желающих ответить на вопрос 2,08 3,74

Желание получить фишку привело к мыслительной и речевой активности, выразившейся в измеренных показателях. Таким образом, простое использование инструмента, который применяется в игре (фишек), породило игру, которая оказала на активность большее влияние, чем словесное стимулирование, похвала преподавателя. Однако видно, что увеличение одних показателей сопровождается сокращением других (число разобранных вопросов: курсанты менее боялись неправильных вариантов ответов и предлагали их). Таким образом, если стоит задача рассмотреть больше вопросов, то игра не способствует результату. Если обсуждение предполагает быть более глубоким, с появлением ошибочных мнений и их разбором, то включение подобной активизирующей игры оправдано.

Полезность игры определяется тем, насколько изменения, которые она создает, соответствуют целям преподавателя.

Приведены сравнительные наблюдения за ЭГ и КГ и продолжительное время. Например, наблюдались ведение и изменение почерка конспекта в течение первого семестра (снижение желания учиться происходит уже в первые месяцы учебы).

По критерию Стьюдента вероятность совпадения средних экспертных оценок конспектов для групп (ЭГ - 6,52; КГ - 5,22) равна 0,088. При предположении, что ведение конспекта определяется активностью обучаемого, можно сделать вывод, что существуют показатели активности, которые при длительном использовании активизирующих учебных игр имеют динамику лучше, чем без использования. Этот вывод, однако, не исключает существования и противоположных показателей.

Понимая, что на результативности учебной деятельности больше всего сказывается интеллект человека, рассматривались

и другие факторы, которые влияют на нее в игре. В качестве результата в наблюдении (2002-2003 гг.) рассматривался ранг внутри группы в конце занятия (по методике Т.Г. Григорьевой), Связь успешности с удаленностью от преподавателя оказалась слабой (г = 0,24), однако то, что она оказалась меньше, чем при обучении вне игры (г = Э;39), дает возможность говорить, что в игре познавательная активность выравнивается, более «слабые» учащиеся свои усилия увеличивают больше, чем «сильные»; при этом снижается зависимость от преподавателя.

В завершение обзора - отчет об исследовании модели опроса на основе оценочных альтернатив, которая реализована в виде программы.

Особенность программы - в подходе к получению ответов и оценке результатов, и то, и другое ориентировано на активизацию работающих с ней.

При простой альтернативе (Да'Нет) ответившие на вопрос могут быть разделены только на две группы, кроме этого, часто существует ситуация, когда знания обучаемых недостаточны для однозначного ответа на вопрос, выбор ими альтернативы затруднен, они боятся ошибки. Это снижает их активность. В оценочной модели отказались от требования определенности, в этом случае быстрее и легче принять решение, хотя множество решений и больше, достаточно обозначить свою неуверенность.

Рис. 4. Варианты альтернатив

- Простая альтернатива ———----~—---

»Да <" Нет

г Оценочные альтернативы ■■-•———:-,

да с с а с с с Г г нет

Всегда Никогда

т 1Щ

!____________. ■ ' ■ '____________..........п».^;.'-^

При демонстрации большей уверенности в правильной альтернативе результат будет больше увеличиваться, в неправильной - больше уменьшаться. Даже задав всего один вопрос вида «Оцените верность утверждения», и, предложив для оценки всего один вариант утверждения, можно получить большой диапазон результатов. Это дает значительную дифференциацию обучаю-

щихся, а потому приводит к продуктивному соревноеанию с другими и с самим собой.

В приведенном примере (Рис. 5) адъюнкты («Технологии профессионально ориентированного обучения», Иркутск) уверенно выбирают два последних варианта, и ценность опроса не в проверке ответов, а в том, что над ними подумают. Если при первых опросах обучающиеся действуют прямолинейно, или полностью отрицая альтернативу, или полностью принимая, то в дальнейшем обнаруживают, что более правильным является осторожное отношение к действительности, которое минимизирует возможные потери. В полном соответствии с теорией игры, потери будут минимальны, если ты точно оцениваешь возможность своей ошибки, приспособление к такому положению вещей постепенно дает точную самооценку знаний, а не результаты угадывания.

Рис. 5. Управление в программе опроса Чем в большей степени определяется опыт преподавателя

Стажем работа в качестве преподавателя

Числом и разнообразием решавшихся педагогически* задач

Наблюдательностью преподавателя и способностью обобщения

Приведены данные статистического изучения применения модели, обоснована ее эволюция. Используется возможность возвращаться к вопросам и изменять ответы: вопросы разрабатываются так, чтобы стимулировать их связанное обдумывание. Эффективная стратегия похожа на стратегию разгадывания кроссвордов: на первом этапе найти ответы на наиболее простые вопросы, они помогут в ответах на более сложные. Обычно эффективную стратегию - упорядочивать вопросы по сложности и отвечать сначала на самые простые - курсанты находят сами. Стратегия, вообще говоря, эффективна и в профессиональной деятельности.

В заключении выпопнен обзор результатов исследования, делается вывод, что учебная активизирующая игра представлена как средство управления познавательной активностью, опреде-

г У-

I > <

к? -

/4 * & -

лены условия ее эффективного применения в вузе МВД, и, значит, цель исследования была достигнута.

Теоретические выводы, сделанные на основании проведенного исследования:

- Использование учебной игры изменяет и разнообразит учебную деятельность и позволяет более эффективно управлять активностью обучающихся.

- Полезность игры определяется тем, насколько изменения, которые она создает, соответствуют целям преподавателя.

- В учебной игре познавательная активность выравнивается, более «слабые» учащиеся свои усилия увеличивают больше, чем «сильные»; при этом снижается зависимость от преподавателя.

- Эффективность активизирующей игры определяется следующими принципами: 1) соответствия игры культуре ее участников и организаторов; 2) тождественности структуры игры и структуры профессиональной деятельности, к которой готовит вуз (изоморфизма); 3) использования в игре оценки, позволяющей различить по возможности большее количество результатов; 4) использования игры для решения проблем активности и самостоятельности.

Практические рекомендации

для профессорско-преподавательского состава:

- рассматривать учебную игру как действенное средство управления познавательной активностью обучающихся;

- использовать активизирующую игру при разрешении проблемных ситуаций в сфере активности и самостоятельности обучающихся;

-учитывать условия, определяющие эффективность учебной игры;

для руководства вузов МВД - способствовать внедрению игровых методов и средств:

- через организацию научно-практической конференции по вопросам методов активного обучения;

- через стимулирование разработки программных материалов;

- в процессе подготовки адъюнктов и молодых преподавателей.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Абельцева Ж.Н., Аполлонский A.B. Игра в системе информационной безопасности // VII Санкт-Петербургская международ-

ная конференция «Региональная информатика-2000». СПб., 5-8 декабря 2000 г.: Труды конференции. - СПб., 2000. - С. 83.

2. Аполлонский A.B. Проблема активизации подготовки специалистов по компьютерным расследованиям // Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. СПб., 12-13 фев. 1999 года. Часть 3 / Под общ. ред.

B.П. Сальникова. - СПб.: СПб университет МВД РФ, 1999. -

C. 127-129.

3. Аполлонский A.B. Психолого-педагогические основы информационных педагогических технологий в вузе МВД // Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. СПб., 20 ноября 1998 года. Часть 3 / Под общ. ред.

B.П.Сальникова. - СПб.: СПб университет МВД РФ, 1998. -

C.77-80.

4. Аполлонский A.B., Греков Н.Г. Синтез игры в системе информационной безопасности // Перспективы использования новых специальных средств и средств связи в деятельности органов внутренних дел: Труды третьей межрегиональной научно-практической конференции, Март 2001 г. / Науч. ред. В.П. Сальников. - СПб., 2001.-С. 226-227.

5. Аполлонский A.B., Нерозина И.Н. Использование международного опыта игрового моделирования в подготовке специалистов по компьютерной безопасности // Актуальные проблемы безопасности информационного пространства: Материалы всероссийской науч.-практ. конференции, 5-8 октября 1999 года. -СПб.: СПб университет МВД РФ, 1999. - С. 269-271.

6. Аполлонский A.B., Петрова A.A. Дифференциальная игровая модель в обучении профессиональному риску // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2001): Материалы межрегиональной конференции. СПб., 26-29 ноября 2001 года-Т. 2.-СПб., 2002.-С. 156.

7. Аполлонский A.B., Петрова A.A. Игра как элемент педагогических технологий в вузе МВД // Региональная информатика-2002 = РИ 2002. VIII Санкт-Петербургская международная конференция (Санкт-Петербург, 26-28 ноября 2002 года): Труды конференции / СПОИСУ,- СПб., 2003. - С. 202.

8. Аполлонский A.B., Петрова A.A. Анализ проблем дополнительного профессионального образования в системе МВД на при-

мере Восточно-Сибирского института МВД России И Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел: Тезисы восьмой межвузовской науч.-метод. конференции. - Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2003. - С. 25-26.

9. Аполлонский A.B., Кутузов В.В. Лексический и семантический анализ современного компьютерного сленга как основа разработки обучающих игр // Региональная информатика-2002 = РИ 2002. VIII Санкт-Петербургская международная конференция (Санкт-Петербург, 26-28 ноября 2002 года): Труды конференции / СПОИСУ - СПб., 2003. - С. 201.

10. Аполлонский A.B., Петрова A.A. Активизирующая учебная игра как элемент информационных технологий обучения // IX Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика-2004», СПб, 22-24 июня 2004 г.: Материалы конференции. - СПб., 2004. - 442 с.

11. Аполлонский A.B., Бородавко Л.Т. О некоторых условиях оптимальности управления активностью обучающихся применительно к учебной игре // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД. - СПб., 2005. - № 28.

12. Аполлонский A.B., Бородавко Л.Т., Современные проблемы управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД II Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД. - СПб., 2006. -№32.

Подписано в печать и свет 27.12.2006. Формат 60x84 1/16 Печать офсетная. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аполлонский, Андрей Владимирович, 2006 год

Введение.

Глава 1. Процессы управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД.

1.1. Общий анализ педагогической системы вуза МВД.

1.2. Методы и формы управления познавательной активностью в вузе МВД.

1.3. Современные проблемы управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД (выводы по главе).

Глава 2. Концепция игры как средства управления познавательной активностью.

2.1. Сущность игры в человеческой культуре и науках о человеке.

2.2. Концепция учебной игры.

2.3. Класс активизирующих учебных игр.

2.4. Существование оптимального управления познавательной активностью.

2.5. Психолого-педагогические условия оптимальности игры как средства управления познавательной активностью.

2.6. Концепция активизирующей игры (выводы по главе).

Глава 3. Синтез игры как средства управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД.

3.1. Оценка эффективности влияния свойств активизирующих игр на познавательную активность.

3.2. Адаптация существующих психолого-педагогических игр.

3.3. Синтез активизирующих игр.

3.4. Игра как средство решения проблем управления познавательной активностью.

3.5. Изучение компьютерной модели опроса с оценочными альтернативами.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Игра как средство управления познавательной активностью обучающихся в вузе МВД"

Актуальность темы исследования (статистика получена по состоянию на 25 ноября 2005 года, каталог Российской государственной библиотеки -15785 авторефератов по педагогике).

В различных сторонах жизни люди используют способность игры побуждать к каким-либо действиям. Мать кормит ребенка с играми. Лотереи, розыгрыши и призы подталкивают людей к покупкам. После аукциона человек отдает такие деньги, какие без него не отдал бы. Игровой бизнес стал сегодня одним из самых прибыльных, и в целом изменения игровой культуры, переосмысление ценностей игры, происходят быстро, а потому видимо.

Интерес к игре существует и в различных науках. Педагогика представляет в этом интересе значительную часть: из 563 диссертаций, посвященных игре, 282 выполнены в области педагогики, 104 - математики, 43 -филологии, 40 - психологии, 28 - техники, 21 - философии, остальные относятся к областям истории, медицины, культурологии и биологии (Рис.1).

Рис.1. Распределение наук, изучающих игру Остальные

8% Педагогика 50% Математика 18% Филология

8% Психология

7% Философия 4%

Техника 5%

Общий современный интерес к игре отразился в последние годы и в росте научного интереса, динамика доли исследования игры в педагогике представлена ниже (Рис. 2).

Рис. 2. Доля педагогических исследований игры (в %) по годам

7 6 5 4 3 2 1 О

В 200 (71 %) педагогических исследованиях игра рассматривается как средство формирования и развития каких-либо качеств и умений. Используется то, что в игре можно воспроизводить (моделировать) действия, которые подлежат усвоению, такие игры в литературе часто называют моделирующими. В 20 (7 %) исследованиях игра представляется как средство активизации учения, развития познавательной активности и самостоятельности. В остальных исследованиях не удалось выделить какие-либо группы игр, таким образом, научная практика разделила игры по их применению в обучении на два класса. В сравнении с классом моделирующих игр, активизирующие игры и их свойства, определяющие способность формировать познавательную активность в обучении, изучены мало.

Это же относится к обучению взрослых. Только 14 из 282 педагогических диссертаций по играм относятся к вузовской педагогике (Рис. 3), круг вузов в них ограничен только теми, которые готовят педагогов (в том числе: по иностранному языку - 4, тренеров - 2, преподавателей музыки - 1).

Таким образом, исследование применения активизирующих игр в учебной деятельности вуза МВД является новым. Учитывая, что учебная игра в практике вуза МВД не является массовым явлением, можно говорить и о его актуальности. Вместе с тем, оно преемственно, продолжает те исследования вуза МВД, которые изучали познавательную активность (пять из 141).

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 3. Структура диссертационных исследований игры в педагогике

Игра в

Анализ диссертаций показал отсутствие формальных моделей учебной активизирующей игры, которое ограничивает изучение игр этого класса только изучением удачных образцов. При этом, как правило, новые теории не приводят к появлению новых игр, а ограничиваются адаптацией существующих. Однако, например, разработка компьютерных программ без формализации невозможна, а потому в практике активизирующих программных средств в обучении нет.

Если для моделирующей игры познавательная активность совпадает с игровой, так как в ней игровые действия - это и есть то, что нужно усвоить, то в активизирующей игре игровая активность влияет на познавательную только в силу каких-либо связей с ней. В этом случае справедливо говорить об управлении познавательной активностью.

Цель исследования - рассмотреть условия эффективного применения активизирующих игр в учебной системе вуза МВД.

Объект исследования - процессы управления познавательной активностью в вузе МВД.

Предмет исследования - учебная игра как средство формирования активности и самостоятельности обучающихся.

Гипотеза исследования заключалась в том, что эффективность активизирующей игры определяется как свойствами самой игры, так и свойствами педагогической системы вуза МВД, а наибольшая эффективность достигается, если игра используется при решении педагогических проблем

5%

С детьми

95% вуза.

Задачи исследования:

- определить особенности педагогической системы, дать характеристику формам и методам управления познавательной активностью в вузе МВД;

- выделить проблемы активности и самостоятельности в вузе МВД;

- разработать формальную модель активизирующей учебной игры и описать ее свойства, способные формировать познавательную активность обучающихся;

- определить условия эффективности активизирующей учебной игры;

- оценить эффективность применения в учебной системе вуза МВД активизирующих игр, определить пути включения активизирующих игр в учебный процесс и использования их при решении проблем вуза;

- на основе формальной модели активизирующей игры разработать и изучить компьютерную модель игры.

Методологическую основу исследования составили общие положения теории познания, развития познавательной активности обучающихся и других теорий, в том числе: ^

- представления о деятельности как средстве психического и профессионального развития человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); подход к обучению как процессу управления психическим развитием человека (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин);

- концепции игры в педагогике детей и взрослых (А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- основы теории педагогических систем (В.П. Беспалько); векторная модель психических сил и поля (К. Левин); математическая теория обучения Р. Аткинсона;

- концепции обучения как управления (В.Я. Кикоть, В.А. Якунин) и инновационных моделей обучения (В.В. Карпов, М.В. Кларин);

- основы психологии правоохранительной деятельности (В.Л. Васильев, В.П. Давыдов, В.Ю. Рыбников, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков, Ю.В. Чуфаровский);

- теория и практика организационно-деятельностных игр как средства развития мыслительной деятельности (О.С. Анисимов, С.П. Безносов, А.В. Липницкий, Г.П. Щедровицкий);

- основы совершенствования педагогического процесса в высшей школе МВД России (H.B. Борисова, Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, А.Т. Ива-ницкий, Л.И. Коновалова, С.В. Кошелева, B.C. Олейников, В.Я. Слепов, А.В. Стремоухов, В.И. Хальзов, Я.Я. Юрченко).

Методы исследования: анализ теорий и педагогических концепций игры, сравнение учебных игр, представленных в психолого-педагогической литературе, аналогия с играми, изучаемыми другими науками о человеке, абстрагирование игры, системный анализ педагогической системы вуза МВД, педагогические наблюдение, эксперимент и их обобщение, статистические методы обработки и анализа.

Исследование проведено в 1997-2006 гг. на базе кафедры информационных систем Санкт-Петербургского университета МВД России и Восточно-Сибирского института МВД России. Использованы данные, полученные в разные годы в наблюдениях и опросах около тысячи обучающихся и выпускников вузов МВД, а также около 150 преподавателей.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем.

1. Системный анализ процессов управления познавательной активностью обучающихся в педагогической системе вуза МВД. Новым является предмет анализа - свойства, определяющие эффективность применения активизирующей игры и современные для вуза МВД проблемы активности и самостоятельности обучающихся.

2. Концепция активизирующей учебной игры. Впервые для изучения выделен отдельный класс учебных игр, цель которых - изменение активности и самостоятельности обучающихся; построена формальная педагогическая модель игр такого класса, разработаны условия и принципы эффективности и оптимальности; предложен метод синтеза активизирующих игр.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались: апробацией результатов в научном журнале, рекомендованном ВАК для опубликования результатов диссертаций; анализом других психолого-педагогических исследований учебной игры, явлений мотивации и активности в учебной деятельности; системным подходом к изучению вопросов; критическим анализом, в том числе количественным, данных исследования; двенадцатилетним опытом преподавания автора в вузе МВД, включающим применение игровых методов.

На защиту выносятся научные результаты, полученные соискателем: 1) результаты системного анализа педагогической системы вуза МВД, включающие проблемы активности и самостоятельности обучающихся, а также свойства вуза, определяющие эффективность использования игры; 2) концепция активизирующей игры, определяющая свойства игры, способные формировать активность обучающихся, а также условия эффективности ее применения.

- Современные изменения условий учебной деятельности мало меняют формы и методы управления активностью и самостоятельностью обучающихся в вузе МВД; малая изменчивость форм, единообразие и неслучайность учебной деятельности позволяют обучающимся адаптироваться к ним, сокращая свои учебные усилия.

- Использование учебной игры изменяет и разнообразит учебную деятельность, позволяет более эффективно управлять активностью обучающихся.

- Полезность и эффективность игры определяется тем, насколько изменения, которые она создает, соответствуют целям преподавателя.

-В учебной игре познавательная активность выравнивается, более «слабые» учащиеся свои усилия увеличивают больше, чем «сильные»; при этом снижается зависимость от преподавателя.

-Эффективность активизирующей игры определяется следующими принципами: 1) соответствия игры культуре участников; 2) тождественности структуры игры и структуры профессиональной деятельности (изоморфизма); 3) использования в игре оценки, позволяющей различить по возможности большее количество результатов; 4) использования игры для решения проблем активности и самостоятельности.

Теоретическая значимость. Диссертация продолжила исследования в области активности обучения в вузах МВД, а также в области учебных игр; представленные в ней положения могут служить основой для дальнейших исследований в указанных и смежных предметных областях. Представлены теоретические объяснения некоторых результатов педагогических исследований, полученных ранее.

Практическая значимость.

- Результаты системного анализа могут послужить основой управленческих решений по совершенствованию процессов обучения в вузах МВД.

- Предложенные методы решения проблемных ситуаций в сфере активности и самостоятельности могут быть использованы в вузах при подготовке по различным специальностям и в различных дисциплинах.

- Разработанная программа курса «Технологии профессионально ориентированного обучения» может быть включена в подготовку адъюнктов.

- Разработанное программно-методическое обеспечение может использоваться для самостоятельной подготовки обучающихся, дистанционного обучения и проведения опросов по различным дисциплинам.

- Положения концепции активизирующей игры использованы автором в разработке тренажеров и приборов измерения, контроля и управления для подготовки спортсменов.

Апробация результатов исследования проводилась на кафедрах СПбУ МВД России (2001-2002 гг.), на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях: «Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов» (СПб., 1998); «Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики (СПб., 1999); Актуальные проблемы безопасности информационного пространства (СПб., 1999); «Перспективы использования новых специальных средств и средств связи в деятельности органов внутренних дел» (СПб, 2001); «Информационная безопасность регионов России (СПб.,

2002); Региональная информатика-2002 (СПб., 2002); «Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел» (Иркутск, 2003); Региональная информатика-2003 (СПб., 2003); «Региональная информатика-2004» (СПб., 2004); в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России». Результаты исследования внедрены в программе курса «Технологии профессионально ориентированного обучения» для адъюнктов (Тема 4. Управленческие и деятельностные технологии; Тема 5. Моти-вационные технологии; Иркутск, 2002 г.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования были отражены в 12 публикациях, в том числе две статьи - в журнале, рекомендованном ВАК для опубликования результатов диссертаций.

Практические рекомендации для профессорско-преподавательского состава:

- рассматривать учебную игру как действенное средство управления познавательной активностью обучающихся;

- использовать активизирующую игру при разрешении проблемных ситуаций в сфере активности и самостоятельности обучающихся;

- учитывать условия, определяющие эффективность учебной игры; для руководства вузов МВД - способствовать внедрению игровых методов и средств:

-через организацию научно-практической конференции по вопросам методов активного обучения;

- через стимулирование разработки программных материалов;

- в процессе подготовки адъюнктов и молодых преподавателей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аполлонский, Андрей Владимирович, Санкт-Петербург

1. Абрамова И.Г. Деловые педагогические игры для школьников : Метод, реком. / Ленингр. гор. дворец пионеров и школьников-Л.: ЛГДПИШ, 1988.

2. Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова.- М.: Academia, 1999 -187 с.

3. Адаптивные системы обучения: Сб. перев. статей Киев, 1965.- 242 с.

4. Адлер Ю.П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий М.: Наука, 1976.- 280 с.

5. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. /Отв. ред. В.М. Кузнецов,- М.: НИИВШ, 1986.-191 с.

6. Активные методы обучения в вузе: Тезисы докладов. /Гл. ред. В.И. Гроздева- Брежнев, 1983.-168 с.

7. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвуз. сб. науч. тр. /Ленингр. лесотехн. акад. им. С.М. Кирова.; Отв. ред. В.И. Онегин.-Л.: ЛТА, 1991.-101 с.

8. Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Р.Ф. Жуков,-Л.: ЛИЭИ, 1990,-127 с.

9. Активные методы обучения студентов вузов: Межвуз. сб. ст. /Ленингр. лесотехн. акад.; Отв. ред. А.И. Киприанов.-Л.: ЛТА, 1985.-105 с.

10. Активные формы обучения основа интенсификации учебного процесса в вузах: Сб. статей.-Л.: ЛФЭИ, 1980 -121 с.

11. Актуальные вопросы активизации познавательной деятельности студентов: Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. 11-12 февр. 1980 г. /Отв. ред. Малышев Ю.М.- Уфа: БИ, 1980 97 с.

12. Актуальные вопросы формирования познавательной активности студентов педвуза: Сб. ст. /Отв. ред. Н.Н. Кузьмин Воронеж: ВГПИ, 1978112 с.

13. Аплахвердов В.М., Безносов С.П. и др. Психология : Учебник / Отв. ред. А.А. Крылов. М.: Проспект: Велби, 2004.

14. Алимов Ю.И. Альтернатива методу математической статистики.- М.: Знание, 1980.-64 с.

15. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательных задач.- М.: Сов. радио, 1979.-172 с.

16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.380 с.

17. Андреева И.А. Медико-психологическое исследование курсантов вуза МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики: Дис. канд. псих, наук-СПб., 1996.-192 с.

18. Андрианов А.И. Факторы эффективности педагогической деятельности военных руководителей средних уч. зав.-Л.: ЛГУ, 1986.

19. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования-М., 1998.

20. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Э.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата: Мекгеп, 1980.-207 с.

21. Артамонов B.C. Методология управления процессом формирования профессионально важных качеств курсантов высших военно-учебных заведений на базе новых информационных технологий (на примере ввузов МВД России): Дис. доктора военных наук- СПб., 1996.-281 с.

22. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1976 200 с.

23. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности- М.: Мысль, 1976-160 с.

24. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер. с англ.; Общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова,- М.: Прогресс, 1980 528 с.

25. Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. /Под ред. д-ра психологических наук O.K. Тихомирова.-М.: Мир, 1969.-486 с.

26. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М., 1987.- 80 с.

27. Балаев А.А. Активные методы обучения М.: Профиздат, 1986.- 94 с.

28. Бедерханова В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук.-Л., 1977.- 193 с.

29. Безносов С.П. Когнитивный тренинг //Практикум по социально-психологическому тренингу.- СПб, 1997- с. 107-115.

30. Белкин Е.Л. и др. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов.-Ярославль: Яросл. пед. ин-т, 1974.

31. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн-Рига: Авотс, 1989.

32. Берн Э. Игры, в которые играют люди; Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. /Общ. ред. М.С. Мацковского.- М.: Прогресс, 1988.-400 с.

33. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ.-Симферополь: Реноме, 1998-496 с.

34. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977.-204 с.

35. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989 -192с.

36. Бовин Б.Г. и др. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : Справ, пособие / МВД РФ, науч.-исслед. центр проблем мед. обеспечения М., 1997.

37. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1982.- 200 с.

38. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры-СПб.: Соц.-психологический центр, 1996.-380 с.

39. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи: Пер. с англ. /Под общей ред. O.K. Тихомирова М., 1976 - 144 с.

40. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие.- М., Домодедово: ВИПК МВД России, 1999 -174 с.

41. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России : Дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01.-СПб, 2005.

42. Брунер Дж. Психология познания; За пределами непосредственной информации. /Пер. с англ. К.И.Бабицкого; Общая ред. А.Р.Лурия.- М.: Прогресс, 1977.-412 с.

43. Васильев В.Л. Психология следственных действий: Учеб. пособие /Инт повыш. квалиф. прокурорско-следственных работников.- СПб., 1993 53 с.

44. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.- М.: Изд-во МГУ, 1991-144 с.

45. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология.-2-е изд., М.: Наука, 1988.-208 с.

46. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособ.- М.: Высш. шк., 1991.-207 с.

47. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения //Современная высшая школа, 1982,- №2.

48. Вербицкий А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности //Активные методы обучения и деловые игры.- Новосибирск, 1981.-С.21-24.

49. Вербицкий А.А. Современные тенденции развития обучения в вузах СССР.-М.: НИИВШ, 1983.

50. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе.- 2-е изд., доп. и перераб.- Киев: Вища школа, 1985.-176 с.

51. Винникова С.Н. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами художественной литературы: Дис. . канд. пед. наук СПб.: СПб. академия МВД РФ, 1998 -169 с.

52. Вишнякова Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного М.: Изд-во МГУ, 1987.- 110 с.

53. Вопросы активности студентов: Сб. статей. /Науч. ред. Т.В. Шур-такова.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982 72 с.

54. Вопросы повышения академической активности студентов: Сб. статей.

55. Отв. ред. Куров И.Е.- Горький: ГГУ, 1976.-141 с.

56. Всемирная галерея: Древняя Греция.- СПб., 1995.- 640 с.

57. Вузовское обучение: Проблемы активизации /Под ред. Б.В. Бокугя, И.Ф. Харламова.- Минск: Ун-тское, 1989.-108 с.

58. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении).- Кишинев: Штиинца, 1975.

59. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. университета, 1992.-154 с.

60. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций .М.: Центр, 1997.-208 с.

61. Грановская P.M. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 560 с.

62. Григорьева Л. А. Стимулирование старшеклассников к выбору мировоззренческих позиций: Специальность 13.00.06 «Теория и методика воспитания» (социальная педагогика и личностное развитие): Дис. . канд. пед. наук.- Волгоград, 1998.

63. Грэм Р., Грэй К. Руководство по операционным играм М.: Советское радио, 1977.-375 с.

64. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе: Соционика межвозрастной педагогике: Уч.-метод. пособие.- Новосибирск, 1998.-270 с.

65. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли.- Л., 1990.

66. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.- М.: Экопрос, 1993-544 с.

67. Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В.Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник /Под ред. С.В. Кошелевой; СПб. университет МВД России,- СПб.: Фонд «Университет», 2000.- 256 с.

68. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов).- Москва: Цитадель, 1998.- OCR Палек.

69. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей: Монография- М., 2001. +httpjlwww.oim.ru.

70. Ефимов В.М., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры,- М.: Наука, 1980.-272 с.

71. Журавлева Т. Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России: Дис. канд. пед. наук СПб.: СПб академия МВД России, 1998,- 237 с.

72. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Лекция-Челябинск: ЧПИ, 1990.

73. Зайченко П.А. Некоторые вопросы дидактики высшей школы Вып. 22,- Томск: Томский гос. ун-т, 1950.

74. Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Дис. . д-ра пед. наук: (13.00.01) / МВД России., СпбУ.- СПб., 2000.354 с.

75. Иванова С.В. Системный подход к игровым формам обучения в условиях многоуровневой подготовки в политехническом лицее: Автореф. . канд. пед. наук: 13.00.08.-СПб., 2000.-23 с.

76. Игровое моделирование: Методология и практика: Сб. ст. / АН СССР; Отв. ред. И.С. Ладенко Новосибирск: Наука, 1987.- 228 с.

77. Игры балованных мышек //Санкт-Петербургские ведомости, 11/07/97.

78. Игры, обучение, тренинг, досуг : В семи книгах /Под ред. В.В. Петрусинского.-М., 1994.

79. Кавтарадзе Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.

80. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М.: Эксмо, 2003 832 с.

81. Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования,- СПб., 1996 320 с.

82. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта.- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.-176 с.

83. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: Арена, 1994.

84. Князев А.М. Дидактические условия использования игровых технологий в педагогической подготовке слушателей военной академии: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996.

85. Князев A.M. Дидактические условия использования педагогических блиц-игр в учебном процессе вуза: Учебно-методическое пособие- М.: ГВИПВ, 1995.-75 с.

86. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения: Переиздание.- Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998 -144 с.

87. Колесников В.Н. Эмоциональный фактор в структуре личности и учебной деятельности студентов: Автореф. .канд. псих, наук: 19.00.07 -педагогическая психология СПб.: СпбГУ, 1997-19 с.

88. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей СПб.: КАРО, 2004.- 386 с.

89. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1955.

90. Концепции современного естествознания: Курс лекций /Под ред. В.Н. Михайловского.- СПб.: О-во «Знание», ИВЭСЭП, 1997.-157 с.

91. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

92. Крутиков В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Крутиков; Воен. инж.-техн. ун-т .- СПб. : ВИТУ, 1998.

93. Крутиков В.Н. Деловые игры и другие методы активизациипознавательной деятельности / В.Н. Крутиков, Е. В. Платонов, Ю.А. Шаранов ; Санкт-Петербургская акмеологическая акад.- СПб.: П-2,2006.

94. Крутиков В.Н. Методы активного обучения: разработка и проведение занятий,-СПб.: Изд-во ВИСИ, 1995.

95. Крутиков В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.

96. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание- М.: Наука, 1980.-144 с.

97. Кузнецова Л.В. Целостность системы методов преподавания как фактор активизации познавательной деятельности студентов: Дис. . канд. пед. наук,-Л.: ЛГУ, 1984.-210 л.; Автореф -16 с.

98. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности-Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.

99. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование- СПб.: СПбГУ, 1994.-82 с.

100. Куликова З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности: Дис. . канд. пед. наук (13.00.01)/ЛГУ им. А.А.Жданова,- Л., 1985.-208 л.; Автореф-13 с.

101. Кураленкова Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности: Автореф. дис. . канд. психол. наук (19.00.07 педагогическая психология) /РГПУ им. А.И. Герцена-СПб., 1995.-22с.

102. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (Х- начало XX века): Учебное пособие,- «Инфра-М», «Форум», 1998, 584 с.

103. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.-М.: Просвещение, 1991.- 96 с.

104. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. /Подред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и др.- М.: Педагогика, 1983.- Т. 1 390 е., Т. 2-318 с.

105. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во АПН, 1959506 с.

106. Леонтьев О.В. Приемы психического воздействия на людей: конспект лекций СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000,- 64 с.

107. Лобанов С.И. Активизация познавательной деятельности курсантов учебных частей внутренних войск МВД России: Автореф. . канд. пед. наук: (13.00.01) / МВД России, СпбЮИ СПб., 1996.- 20 с.

108. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса.-Алма-Ата: Мектеп, 1978.-64 с.

109. Макаренко А.С. Соч. в семи томах.- М., 1958.

110. Мамигонов В.Г., Мамигонова Т.А. Педагогические игры: содержание и возможности //Сов. педагогика, 1981- №2 С. 96-104.

111. Математическая энциклопедия /Под ред. И.М. Виноградова.- М., 1979.

112. Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе: Межвуз. конференция-семинар (Иркутск, 17-21 сент.): Тез. докл. в 2-х ч-Челябинск: ЧПИ, 1990.-4.1 -131 е., 4.2-128 с.

113. Муртазина Э.М. Педагогические основы конструирования учебных деловых игр: Дис. . канд. пед. наук (13.00.01) /Казанский хим.- технол. ин-т им. С.М. Кирова.- Казань, 1990 220 л.; Автореф. /ЛГУ.- Л., 1990.-16 с.

114. Немичева Н.Н. Игры на дньги и интерактивные лекции для активных методов обучения: Практическое руководство.- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002.-160 с.

115. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн.: Кн.2. Психология образования 3-е изд.- М.: ВЛАДОС,1997.-608 с.

116. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975 302 с.

117. Никитин Б.П. Развивающие игры.- М.: Педагогика, 1981.-120 с.

118. Норбеков М.С. Опыт дурака или ключ к прозрению СПб.: Весь, 2000.

119. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина = ?!.- СПб.: «Облик», 2000.- 112 с.

120. Овакимян Г.К. Новая система проведения интеллектуальных игр.- М., 1997.

121. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой Изд. 12-е - М.: Русский язык, 1978,- 846 с.

122. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Высшая школа, 1990.- 382с.

123. Олейников B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников органов внутренних дел России: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: (13.00.01) /СПб. гос. ун-т СПб., 1993,- 34 с.

124. Олейников B.C. Стен, отчет заседания специализированного совета Д063.57.48, 22 дек. 1993 года.- СПб., 1993.

125. Организация и методика самостоятельной работы обучающихся в учебных заведениях МВД России: Метод, пособ. СПб.: СПб ун-т МВД России, 1998.-111 с.

126. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройкка кадров: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1991.- 79 с.

127. Панасюк В.П., Салова И.Г. Применение квалиметрических методик и процедур в управлении качеством образования в школе СПб., 1997 - 75 с.

128. Педагогика высшей школы: Учебное пособие /Под ред. Н.Д.Никандрова.- Л., 1974.-116 с.

129. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960 511 с.

130. Петрова А.А. Педагогическая оценка как средство активизации учебной деятельности курсантов в вузе МВД: Дис. .канд. пед. наук СПб., 2000.-157 с.

131. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем- Петродворец: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1995.- 322 с.

132. Пидкасистый П.И., Ахметов Н.К., Хайдаров Э.С. Игра как средство активизации учебного процесса М.: Сов. педагогика, 1985.- №3.- С.22-25.

133. Платонов К.К. Занимательная психология.- 4-е изд., перераб.- М.: Мол. гвардия, 1986 224 с.

134. Платонов Ю.П. Психологические основы коллективной деятельности.-Л., 1981.

135. Полат Е.С. Новые педагогические технологии М., 1997.

136. Попова А.Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе: Автореферат дис. д-ра пед. наук М., 1996.

137. Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в условиях развивающего обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук (13.00.01).- Казань, 1983,-18 с.