Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Аранова, Светлана Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аранова, Светлана Владимировна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Методологическое обоснование интеграции художественного и логического.

1.1. Общетеоретические предпосылки полифункциональной интеграции в школьном обучении.

1.2. Взаимодействие художественного и логического.

1.3. Художественная составляющая.;.

1.4. Логическая составляющая.

1.5. Возможности и средства дисциплины «Изобразительное искусство» для общего развития учащихся.

1.6. Педагогическая система интеграции художественного и логического.

Выводы.

Глава 2. Экспериментальное моделирование педагогической системы интеграции художественного и логического.

2.1. Структура педагогической модели интеграции художественного и логического и условия оптимизации.

2.2. Основные принципы построения педагогической системы интеграции художественного и логического.

2.3. Взаимодействие учителя и учащихся в педагогической системе интеграции художественного и логического.

2.4. Оценивание учебных работ.

2.5. Распределение видов знаний по уровням

2.6. Информативная задача содержания интеграции художественного и логического.

2.7. Соотношение средств художественного и логико-семантического представления художественного.

Выводы.

Глава 3. Выбор методов обучения.

Критерии оценки и результативность обучения.

3.1. Дидактические подходы к методическому обеспечению интеграции художественного и логического.

3.2. Методы обучения в базовом уровне.

3.3. Методы обучения в проективном уровне.

3.4. Методы обучения в интегративном уровне.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс"

Актуальность исследования. Школа ориентирована на гармоничное развитие личности, позволяющее человеку продолжать образование и достаточно уверенно чувствовать себя в различных жизненных обстоятельствах. Динамика современных социальных процессов предопределяет наличие высокого потенциала творческих, интеллектуальных, эстетических, коммуникативных и других возможностей. Роль и функции каждой учебной дисциплины должны по-новому определяться собственно-предметными и надпредметными» общеобразовательными целями (В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, И.Я.Лернер, В.Ф.Паламарчук, А.П.Тряпицына и др.). Базовые знания, которые осваиваются в общеобразовательной школе в рамках определённой дисциплины, соответствуют собственно-предметным образовательным целям. На современном этапе в круг общеобразовательных задач дисциплины включается развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся, которое, в основном, определяется «надпредметной» целью и обеспечивается соответствующей областью логических знаний.

Q Превращение социального опыта в личный на основе общечеловеческих ценностей выражается в педагогических подходах к гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю.Алексашина,

A.П.Валицкая, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, В.В.Краевский,

B.Ю.Кричевский, Н.И.Элиасберг и др.), которые устанавливают взаимосвязь технической и гуманитарной культур, ориентируют личность на непрерывное развитие. Стремление к гармоничному развитию обуславливает сосуществование в процессе обучения чувственной и рациональной форм познания и соответствующих q возможностей человека.

Сочетание чувственного и рационального неразделимо в процессе познания (Р.Арнхейм, В.В. Аршавский, В.М.Бехтерев,

Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв, С.Х.Раппопорт, В.С.Ротенберг, И.М.Сеченов и др.). В настоящем исследовании учитывается их органичная природосообразная связь. Чувственное как вид эмоций, переживаний, связанных с представлением об объекте, в школьном обучении можно обобщённо определить категорией «художественное», то есть образное, эстетическое, эмоциональное восприятие и представление действительности. Рациональное в исследовании определяется «логическим» - совокупностью логических средств, участвующих в мыслительных операциях. Тесное взаимодействие художественного и О логического, согласно «надпредметной» цели, создаёт возможности для развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся. Объединение их позволяет успешнее продвинуться на шаг в познании мира.

В последние десятилетия всё большее распространение получают интегративные процессы в образовании (И.Ю.Алексашина,

A.П.Беляева, М.Н.Берулава, М.Г.Боровик, Т.Г.Браже, А.Я.Данилюк,

B.Н.Садовский, Ю.Н.Селин, С.А.Сергеенок, М.Г.Чепиков и др.). Предлагаются подходы по объединению различных составляющих

О знания, что даёт эффект, превосходящий известные результаты. С учётом различных факторов, в данном исследовании целесообразно применить интеграцию как средство объединения художественного и логического в обучении.

Свойства художественного в полной мере раскрываются универсальным языком изобразительного искусства. В этом плане весьма значимой становится интеллектуально-развивающая роль дисциплины «Изобразительное искусство» (ИЗО). Поэтому для интеграции художественного и логического (ИХЛ) в школьном ф обучении целесообразно использовать средства, предоставляемые этой дисциплиной. В настоящее время перед ИЗО, в основном, ставятся задачи формирования изобразительных знаний и умений, развития творческого мышления и воображения, становления эстетического мировоззрения учащихся (В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Т.Я.Шпикалова и др.). Отмечаются попытки привлечения средств ИЗО в изучение других предметов, даже точных наук. Вместе с тем развитие интеллектуально-познавательных способностей при решении общеобразовательных целей в ИЗО носит «побочный» характер; недостаточно обосновано методологически; не имеет целевого, системного обеспечения; не даёт пролонгированного, закреплённого эффекта. Дисциплина, как правило, отстаёт от требований времени и отчасти утрачивает общеобразовательное значение. Значение рисования (изобразительного искусства) для образования исторически и научно доказано (Л.С.Выготский, Г.А.Гиппиус, Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, А.П.Сапожников, П.П.Чистяков, К.Ф.Юон, Б.Яковлев и др.). Известные системы обучения ИЗО не формируют у школьников специального аппарата, позволяющего совокупно использовать чувственные и рациональные возможности человека в развитии интеллектуально-познавательных способностей. Вопрос привлечения ИЗО для достижения этой цели мало разработан и является актуальным.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей в процессе интеграции художественного и логического, согласно логико-информационному подходу в обучении (Л.М.Перминова, Б.И.Фёдоров), предопределяется умениями описывать, объяснять и предсказывать явления, события и их последствия. В рамках этого подхода можно актуализировать роль тех или иных знаний и умений в любой школьной дисциплине и выявить «логико-семантический феномен знания» в ИЗО.

Интеграция художественного и логического способствует развитию интеллектуально-познавательных способностей, повышению логической культуры, социальной коммуникации личности. Полученные знания и умения учащиеся могут с успехом использовать не только для решения специфических задач ИЗО, но и применять более широко - в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях.

Актуальность и теоретическая значимость интеграции художественного и логического для развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся общеобразовательной школы, необходимость её методологического обоснования и методического обеспечения обусловили выбор темы диссертации. О

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка аппарата интеграции художественного и логического для развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся общеобразовательной школы.

Объект исследования: развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс

О общеобразовательной школы как средство развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся (на примере дисциплины ИЗО)

Гипотеза исследования. Развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся в общеобразовательной школе будет более эффективным, если построена педагогическая система интеграции художественного и логического, в которой: - этапы обучения обусловлены освоением ведущих познавательных функций; ф - содержание обучения ИЗО расширено разработкой логикосемантического представления художественного;

- разработаны методы обучения и критерии оценки сформированности интегративного аппарата в соответствии с этапами обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к интеграции в образовании.

2. Рассмотреть художественную и логическую составляющие знания в обучении и теоретически обосновать возможность интеграции художественного и логического.

3. Проанализировать возможности развития учащихся средствами изобразительного искусства в педагогических подходах к ИЗО.

4. Построить уровневую педагогическую систему интеграции художественного и логического с учётом возрастных и личностных особенностей учащихся.

5. Расширить содержание обучения ИЗО разработкой логико-семантического представления художественного.

6. Разработать критерии, методы обучения и экспериментально проверить эффективность интеграции художественного и логического.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы; педагогическое наблюдение; беседы; анкетирование; диагностирование; изучение продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; экспериментальное моделирование; математическая обработка результатов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- идеи гуманизации и гуманитаризации, целеполагания в современных походах к образованию (А.П.Валицкая, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.С.Роботова, И.И.Сулима, Н.И.Элиасберг и др.);

- исследования интеграции в науке и образовании (И.Ю.Алексашина, А.П.Беляева, М.Н.Берулава, Т.Г.Браже,

A.Я.Данилюк, Б.М.Кедров, В.Н.Садовский, Ю.Н.Селин, С.А.Сергеенок, М.Г.Чепиков и др.);

- подходы к логическому образованию (Л.В.Занков, А.В.Запорожец, Ю.В.Ивлев, Л.М.Перминова, Б.И.Фёдоров и др.);

- аспекты системного подхода и методического обеспечения в педагогике (Ю.К.Бабанский, М.А.Жиделев, А.Ф.Зотов, Ф.Ф.Королёв, Т.П.Короткое, В.Ю.Кричевский, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др.); О

- основы формирования надпредметных навыков (А.В.Запорожец, Е.Н.Кабанова-Меллер, О.Е.Лебедев, В.Ф.Паламарчук,

B.А.Сухомлинский, А.П.Тряпицына, В.А.Усова, Г.И.Щукина и др.);

- общеобразовательные аспекты в преподавании изобразительного искусства (М.А.Абрамова, М.Е.Балашов, Т.А.Барышева, И.А.Грошенков, Е.С.Кондахчан, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, Н.Лепская, Б.М.Неменский, Т.Д.Петрова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Т.Я.Шпикалова и др.);

- философские, культурологические, эстетические, О психологические теории (Р.Арнхейм, В.В.Аршавский, Ю.Б.Борев,

Г.Б. Борисовский, Б.Р.Виппер, В.Г.Власов, Н.Н.Волков, Л.С.Выготский, В.И.Жуковский, М.С.Каган, А.А.Мелик-Пашаев, А.Ж.Овчинникова, З.М.Оруджев, С.Х.Раппопорт, Н.И.Смолина, У.Хогарт, П.П.Чистяков, К.Ф.Юон и др.). Этапы исследования:

1 этап (1996-1999 гг.) - выявление проблемы и выбор темы исследования, анализ научной литературы, формулирование гипотезы и постановка задач исследования, сбор фактического ф материала.

2 этап (1999-2001 гг.) - теоретическое обоснование предпосылок ИХЛ, выбор методов и разработка концепции исследования, выбор критериев и методов обучения, экспериментальное моделирование педагогической системы ИХЛ.

3 этап (2001-2002 гг.) - заключительный этап эксперимента, сбор и обработка экспериментального материала, подведение итогов экспериментальной работы.

Экспериментальное исследование и внедрение результатов происходило в средней общеобразовательной школе № 531 Санкт-Петербурга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интеграция художественного и логического, представленная в педагогической системе, развивает интеллектуально-познавательные способности учащихся и повышает эффективность основного общего образования.

2. Педагогическая система интеграции художественного и логического устанавливает соответствие этапов обучения уровням знания по ведущим познавательным функциям.

3. Расширение содержания обучения ИЗО и методы обучения интеграции художественного и логического связаны с логико-семантическим представлением художественного.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- теоретически обосновано гармоничное включение педагогической системы интеграции художественного и логического в основное общее образование;

- выявлены принципы построения педагогической системы интеграции художественного и логического;

- разработаны содержание, методы обучения и критерии сформированное™ интегративного аппарата соответственно этапам обучения;

- экспериментально подтверждена значимость интеграции художественного и логического для развития интеллектуально-познавательных способностей.

Практическая значимость исследования выражается в том, что:

- научно обоснованы и разработаны практические рекомендации для проведения уроков интеграции художественного и логического с учётом соответствующих методов обучения и критериев оценки;

- определены условия для планирования и включения в образовательный процесс уроков по методам обучения интеграции художественного и логического с учётом соответствующих принципов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: методологической обоснованностью теоретических предпосылок; целесообразностью выбора методов исследования, адекватных целям и задачам; оценкой полученных в экспериментальной работе результатов.

Апробация результатов проходила на заседаниях и теоретических семинарах кафедры философии, культурологии и методологических основ образования СПбГУПМ; научно-педагогических международных конференциях; методических семинарах школ и научно-методических центров; курсах повышения квалификации педагогических работников в СПбГУПМ; конкурсе педагогических достижений учителей.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Опыт школьного обучения в свете современных целей образования показывает, что существенно значимыми становятся не только предметные базовые знания, но и знания «надпредметные», которые поддерживают функцию дальнейшего совершенствования личности. В этом плане развитие интеллектуально-познавательных способностей человека повышает общий образовательный потенциал. Анализ различных сторон проявления взаимодействия художественного и логического в развитии интеллекта показывает, что их объединение - интеграция является наиболее эффективным способом, который соответствует современным задачам образования.Изобразительная деятельность является наиболее доступной и мотивированной для школьников. В большинстве своём, предметные базовые знания, приобретаемые в школе в рамках дисциплины ИЗО, используются слабо, если в дальнейшем не получают профессионального развития. Поэтому роль и задачи этой важной дисциплины должны быть пересмотрены и расширены. Интеграция художественного и логического, осуществляемая на базе дисциплины ИЗО, даёт возможность наиболее сильно проявить и закрепить характер соединения, сформировать у учащихся «интегративный» аппарат, развивающий интеллектуально познавательные способности. Многокомпонентность взаимодействий, возникающих при интеграции как педагогическом процессе, носит системный характер. Поэтому в настоящей диссертации решались задачи изучения этого процесса и вырабатывались меры, направленные на выявление оптимальных путей повышения его эффективности.Основные итоги выполненной работы можно представить в следующих выводах:

1. Методологическое обоснование, проведённое с научно теоретических позиций, позволяет утверждать целесообразность и перспективность интеграции художественного и логического применительно к обучению в общеобразовательной школе.2. Интеграция художественного и логического, представленная в педагогической системе, является эффективным средством развития интеллектуально-познавательных способностей и повышения логической культуры учащихся.3. В педагогической системе ИХЛ отражено становление познавательной функции человека от описательной, через объяснительную - к предсказательной, что позволяет считать обоснованным соответствие уровней знания стадиям формирования интеллекта.4. Содержание обучения ИЗО расширено содержанием ИХЛ, связанным с логико-семантическим представлением художественного, что способствует эффективности основного общего образования.5. Разработанные в системе критерии, содержание и методы обучения ИХЛ позволяют на каждом этапе обучения достигать и оценивать определённый уровень сформированности интегративного аппарата у учащихся.6. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной педагогической системы ИХЛ. Итоги обучения экспериментального контингента учащихся, по сравнению с контрольным, показывают превышение соответствующих показателей успеваемости в 1,5-2 раза и положительное выравнивание интеллектуально-познавательных способностей и творческих возможностей внутри контингента, что даёт основание говорить о лучшей сформированности интегративного аппарата у учащихся экспериментального контингента.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аранова, Светлана Владимировна, Санкт-Петербург

1. Абаева И., Бармаш О. Интегративный курс архитектурно- художественного творчества//Искусство в школе. -1994.-№1.

2. Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством/ под ред. проф. Н.Д.Неустроева.М.: Academia, 1999.

3. Айдарова Л.И., Соколова Т.Ю. Модели как средство организации исследовательской деятельности учащихся (о многофункциональности учебных моделей// Психологическая наука и образование.-1997.-№3.-С.62.

4. Аллал Л. Стратегии развивающей оценки: Психопедагогические концепции и способы их применения//Ь'еуа1и11оп formative dans un enseignement differencie.- Neuchatel, 1995-P. 153-183.

5. Алексашина И.Ю. Новая философия образования: пути и проблемы становления//Директор школы.-2001.-№1.-С.71-74,

6. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем). Монография.-СПб, 1997.- 153 с.

7. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1937, Т.2, 58.

8. Априорная дидактика воспитания личности по Стержневой истине.- СПб.: "Малая академия искусств", 1997.-160с.

9. Аранова С В . Художественное и логическое в образовании// Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Материалы VH Общероссийской научной конференции 20-22 ^ июня 2002 года.- СПб., 2002.-С10-12.

10. Арнхейм Р. Визуальное мышление//3рительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971. 25.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 102-103.

12. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Право на полушарный образ мыслей// Человек.-1991.- №4.-С102-106.

13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю.Бабанский.-М.: Педагогика, 1989.-560с.

14. Балашов М.Е. Совершенствование профессиональной культуры учителей художественно-эстетического цикла в постдипломном образовании. - Автореф. дис.канд.пед.наук, СПб., 2000.

15. Барышева Т. А. Художественные способности и индивидуальность// Индивидуализация содержания образования и учебно-воспитательного процесса. Вып.2. - СПб., 1995.-38 с. •> Э