Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Каменева, Мария Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Каменева, Мария Валерьевна, 1998 год

Введение

Оглавление

Глава I. Теоретические основы исследования.

1. Гуманистическая ориентация школьников как педагогическая проблема.

2. Дидактические подходы к интеграции школьных дисциплин.

3. Музыка в интегративной образовательной области искусства.

Глава П. Экспериментальная методика формирования гуманистической ориентации школьников.

1. Основные подходы к созданию модели курса «Музыка в системе искусств».

2. Реализация модели курса «Музыка в системе искусств» через содержание, структуру и методическое обеспечение

2.1 Содержание и структура курса «Музыка в системе искусств».

2.2 Методическое обеспечение интегрированного курса «Музыка в системе искусств».

3. Результаты опытно-экспериментальной проверки.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения"

Актуальность темы исследования. На протяжении многих веков традицией русской педагогической школы было глубокое внимание к внутреннему миру человека, к его духовному совершенствованию. Сегодня мы видим обращение к этой традиции на новом витке. В современной школе решение этой задачи органически связано с усилением гуманитарности образования, одним из проявлений которой является последовательная ориентация учащихся на такие гуманистические ценности, как человек, его жизнь, свобода, достоинство, индивидуальность, способность к творчеству, способность и стремление к духовному самосовершенствованию.

Гуманистическое миропонимание формируется, в первую очередь, духовной культурой общества. Мир духовной культуры - это мир человеческих ценностей и субъективных смыслов. Культура переводит человека в другой способ бытия, лежащий вне отдельного человека. Приобщение к культуре означает для человека не только приобщение к лучшим творениям человечества, но и осмысление человека-творца, создание условий для саморефлексии и рождение потребности к творческому применению духовного опыта предыдущих поколений в своём жизненном пути как пути культуротворчества.

Важную роль в приобщении учащихся к духовной культуре могут сыграть предметы эстетического цикла. Однако, наблюдение за массовой практикой и анализ педагогической литературы по проблемам преподавания дисциплин эстетического цикла показало, что эти возможности реализуются лишь частично, так как именно задача формирования средствами искусства гуманистической ориентации школьников оказывается на периферии внимания учителя. Недостаточная эффективность решения этой задачи определяется также тем, что часто преподавание дисциплин эстетического цикла локализовано. Каждый учитель сосредоточен лишь на «своём» виде искусства. Между тем, лишь целенаправленное применение общего аксиологического подхода к различным видам искусства, раскрытие взаимосвязи между ними может создать условия для осмысления учащимися, с одной стороны, уникальности способностей человека к созданию эстетических ценностей, а, с другой стороны, - ощутить, прочувствовать, осознать роль и место искусства в духовной жизни человека и личной значимости.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования:

Интеграция знаний в образовательной области «Искусство» как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения».

Цель исследования: теоретическая разработка и обоснование модели интеграции знаний в образовательной области «Искусство», способствующей становлению гуманистической ориентации школьников. Задачи исследования:

-изучить психолого-педагогические особенности формирования гуманистической ценностной ориентации;

-исследовать подходы к интеграции знаний в области искусства, существующие в психолого-педагогической и методической литературе;

-выявить педагогические условия формирования познавательно-эстетических интересов школьников;

-разработать и научно обосновать курс «Музыка в системе искусств» для 8 класса.

-разработать и экспериментально проверить систему методических путей, направленных на формирование гуманистической ориентации школьников на уроках курса «Музыка в системе искусств»(8 кл.);

-проанализировать изменения, произошедшие в результате экспериментального обучения в уровне знаний, умений, мотивации учения, интересов учащихся.

Wcs.

Объект исследования - процесс обучения школьников в образовательной области «Искусство».

Предмет исследования - возможности интеграции знаний в образовательной области «Искусство» при формировании гуманистической ориентации школьников.

Гипотеза исследования: целенаправленное осуществление интеграции знаний в образовательной области «Искусство» способствует гуманистической ориентации школьников при соблюдении следующих условий: формирования познавательно-эстетических интересов школьников; сочетания когнитивного, эмпатийного и аксиологического компонентов познания; выбора методических приёмов и способов организации деятельности учащихся, способствующих познанию художественной картины мира.

Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю.Алексашина, Т.Г.Браже, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов О.Е.Лебедев, Е.Э.Смирнова, Л.Г.Татарникова, Н.И.Элиасберг); теоретико-методологические подходы к проектированию и развитию образовательных систем (Ю.А.Гагин, Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, О.Г.Прикот, А.П.Тряпицына); исследования в области смысловой сферы личности (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.Франкл); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Н.И.Чуприкова, Д.Б.Эльконин); теоретические исследования по проблемам художественного восприятия (Р.Арнхейм, Т.А.Барышева, Ю.Б.Борев, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, И.Е.Каплан, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Лотман, Б.С.Мейлах, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, философской литературы;

-проектирование модели интеграции знаний в образовательной области «Искусство»;

-социологические методы: анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение за учебным процессом для выявления факторов, влияющих на формирование гуманистической ориентации личности;

-анализ экспериментальных данных с применением статистических и математических методов их обработки.

База исследования: школа-гимназия №528 и школа №190 г.Санкт-Петербурга.

Ня чящиту выносятся следующие положения:

-овладение учащимися общими искусствоведческими понятиями создаёт условия для сочетания эмпатийного и когнитивного восприятия искусства, что позволяет более глубоко прочувствовать и осознать его ценность для духовного мира человека и общества;

-раскрытие связей между видами искусств позволяет создать целостное представление о роли искусства в духовном возвышении общества и человека;

-интегративная основа освоения общих искусствоведческих понятий позволяет учащимся выйти на уровень понимания смысла произведения искусства, постигаемого через внутренний мир каждого школьника, что способствует формированию их гуманистической ориентации.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования заключается в психолого-педагогическом анализе процесса формирования гуманистической ориентации школьников. Разработаны сущностные характеристики гуманистической ориентации школьников и определены условия её формирования.

Обоснована возможность влияния на гуманистическую ориентацию школьников с помощью интеграции процесса обучения в образовательной области «Искусство». Предложена модель курса «Музыка в системе искусств» для 8 класса как один из путей формирования гуманистической ориентации школьников. Изучены и выявлены особенности развития личностного отношения школьников к духовному содержанию произведений искусства при изучении курса.

Практическая значимость исследования. Основные подходы к формированию гуманистической ориентации могут быть реализованы в школах разных типов в различных регионах страны. Создан интегрированный курс «Музыка в системе искусств», способствующий развитию духовного потенциала личности. Предложенное методическое обеспечение к курсу может быть использовано учителями музыки, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались в преподавании курса «Музыка в системе искусств». Аспекты исследуемой проблемы были изложены автором:

-на заседании кафедры Теории и методики гуманитарного образования СПбГУПМ;

-на П1 Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей, СПбГУПМ, (1997г.);

-на YI Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей, СПбГУПМ, (1998г.);

-на YI Педагогических чтениях, посвященных памяти И.С.Грачевой, «Российская школа: традиции и современность», СПбГУПМ, (1998г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Проведённое исследование доказало, что интегративный подход к содержанию образования в образовательной области «Искусство» открывает новые возможности для становления гуманистической ориентации школьников. Целью исследования являлось создание проектной модели интеграции знаний в области искусства, воплотившейся в последствии в программу курса «Музыка в системе искусств» для 8 класса. Проектирование содержания модели предполагало:

• создание поликультурной основы;

• вычленение общих искусствоведческих понятий как теоретического раздела курса;

• разработка интегративного подхода к изучению теоретического раздела курса.

Основываясь на результаты исследования можно сделать следующие выводы.

1. Сочетание эмпатийного и когнитивного восприятия произведений искусства позволяет глубоко прочувствовать и осознать его ценность для духовного мира человека и общества.

2. Изучение искусства открывает возможности для становления таких гуманистических ориентаций как:

• познание творческого начала в человеке и результатов творческой деятельности;

• умение восхищаться прекрасным и ценить его;

• осознание ценности индивидуальности и неповторимости;

• осознание феномена человека.

3. Создание у учащихся общей понятийной структуры языка различных видов искусств позволяет в дальнейшем использовать эти знания как теоретическую базу для понимания и осмысления художественных произведений.

4. В ходе эксперимента стало очевидным, что при интегративном подходе к изучению основных культурологических понятий, учащиеся выходят на осмысленный уровень восприятия любого художественного произведения. Анализируя, систематизируя все структурные компоненты таких понятий, как "форма1*, "содержание", "идея", учащиеся выявляют внутренние связи, характерные для них.

5. Исследование проблем художественной деятельности человека затрагивает систему ценностей как "создающего" так и "воспринимающего", поэтому одним из формирующихся умений являлось умение выразить субъективную оценку личностного понимания произведений искусства, используя для этого понятия, определяющие нравственные, духовные ценности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каменева, Мария Валерьевна, Санкт-Петербург

1. Роль музыки в литературном произведении.3. Музыка в живописи.4. Музыка и архитектура.5. Музыка и театр.

2. На следующем этапе учитель предлагает воспользоваться различными словарями с целью ознакомления с другими точками зрения.

3. Метод включенного наблюдения.2. Метод контент-анализа.3. Анкетирование.

4. Видеозаписи с последующим их анализом.5. Экспертная оценка.При опытно-экспериментальной проверке ставились следующиезадачи:

5. Выявление реалистичности программы, её включённости в учебный план школы.

6. Влияние преподавания курса на систему знаний в области искусства.

7. Влияние содержания программы на ценностные ориентации учащихся.

8. Соответствие программы интересам и потребностям учащихся.Охарактеризуем полученные в процессе эксперимента результаты в соответствии с указанными задачами.