Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920-1930 годы

Автореферат по педагогике на тему «Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920-1930 годы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Беспятова, Надежда Константиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920-1930 годы"

Беспятова Надежда Константиновна

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КЛУБНОГО ТИПА в 1920-1930 года

13.00.01 - Теория и история педагогики .

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

РГ8 ОД

На правах рукописи

СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КЛУБНОГО ТИПА в 1920-1930 годы

13.00.01 - Теория и история педагогики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

I

кандидата педагогических наук

На правах рукописи

Беспятова Надежда Константиновна

ИСТ0РИК0-1ЩАГ0ГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Работа выполнена в Институте развития личности Российской академии образования.

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Иван Федерович Выдрин

доктор педагогических наук, профессор

Борис Зиновьевич Вульфов

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Светлана Сергеевна Невская

Ведущее учреждение

Тульский государственный педагогический институт

Защита состоится " 10 " февраля 1994 года в 13 часов на заседании специализированного совета Д 018.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - Теория и история педагогики в Институте развития личности РАО по адресу: II9906, Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Автореферат разослан " & "

института. 199 íf г.

Ученый "секретарь специализированного совета

Ф.Никитин

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях коренных изменений всех сфер жизни общества стремление облегчить адаптацию молодежи1 к социальной жи'зни, забвения народных традиций, ограничение творческого проявления личности молодых людей сдерживают развитие личностных свойств, качеств индивидов. В этой связи, справедливо отмечается за последнее время во многих исследованиях педагогов, социальных психологов,'возникает необходимость анализа и учета исторического опыта развития воспитательных систем и дифференцированной трансформации и внедрения его в новых условиях.

Это обусловлено тем, что в процессе накопления социального опыта большое значение имеют авторитет, общественное мнение, межличностные взаимоотношения и отношение к людям, чувство личной ответственности за все происходящее в жизни общества.Именно качество отношений человека к людям (гуманное, индифферентное, жесткое . и т.п.) определяет человеческую личность с нравственной точки зрения. Цри отсутствии у людей стойких нравственно-моральных установок общественное мнение может иметь и отрицательную направленность, что не только тормозит нравственное развитие, но и способствует развитию инфантильности, асоциальности.

Современный быт также не способствует естественному эмоциональному сближению людей, ослабляются соседские связи, родственные контакты вследствие продолжительной занятости их на производстве, учебе и больших расстояний между местом проживания и работой,учебой. Широкий масштаб миграций населения ведет к ослаблению неформального общественного контроля за поведением и нравственными проявлениями молодежи, усиливаются ырадьчыжни контроль секции. Люда не успевают освоить ближайшую микросреду. Поэтому не- -обходимая эмоциональная разгрузка принимает порой уродливую форму (массовый психоз, хулиганство и пр.). Сплетни, слухи, клевета -также представляют собой деформированный способ протеста, недово-

основе совокупности возрастных характеристик^особенностей социа----—льного положения,обусловлвнных=различными социально-психическими' -•-свойствамиу-определящшися-^-вбн&ственным строем,культурой, закономерностями социализации,воспитания. Современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет; составляет до 20$ населения;социально неоднородна (см. Советский энциклопедический словарь/Под ред.А.М. Прохорова: ред.колл. М.С.Гиляров и др.- М.:Сов.энциклопедия,

льства,приучают к суждению о людях и ситуациях поверхностно и самонадеянно.

Выполняя социальный заказ общества по воспитанию социально активной личности,необходимо создавать социально-педагогические условия для развития и самореализации каждого индивида, в которых весь поток разнообразной внешней информации мог бы быть и воспринят, и освоен молодым человеком.В то же время,и педагогом эта информация должна быть переработана.критически осмыслена и'сопоставлена не только с историческим педагогическим опытом,но и с собственной практикой. Главное, чтобы это,в конечном счете, приводило к активному поиску новых знаний, раскрепощенности сознания и творческому мышлению. 1 !

В настоящее время из поля зрения педагогов выпарют повседневный отдых молодежи, неформальное досуговое общение, связанное и с развитием интересов в свободное время, и со стремлением к общению в среде проживания.

Однако,изучение опыта прошлых лет и сопоставление его с современной практикой воспитания молодежи позволяет выявить наиболее общие тенденции и закономерности развития воспитательных систем и институтов, осмыслить основные опорные моменты положительного влияния данного опыта на развитие личности в современных условиях. Это особенно важно теперь, когда наблюдается в последние годы (и даже месяцы) столь стремительная смена ситуаций (политических,социальных, экономических).глобальная переоценка ценностей, когда человеческие отношения стали более неустойчивы и непрочны.

Каждый отдельно взятый человек ограничен в своих возможностях по сохранению всего объема исторически накопленной информации. Вместе с тем общество, благодаря способности разделять функции, специализировать и одновременно объединять людей, способно к непрерывному росту творческого потенциала.Оно, прогрессируя, накапливает опыт,знания, уленкя, то есть инфоргляцпю. И по ттере перехода к более высоким уровням возрастает разнообразие связей между ладами, разнообразие социальных групп и т.д.,создающих условия для-.-развития.личнопги, к поскольку дитаость,наоттордима-о^-сисввыы, —

социальных связей,в которые она включена,для_ее характеристик;', опРттп^яФвТЛп' необходимо исследовать эту систему?... ' * —

Каждый"человек в течение одного дня (года,жизни) включается во все подсистемы: предприятие- дружеский коллектив- семья- улица- город- магазин- природа... и т.п., которые возможно рассмат-

I. Петровский A.B. Быть личностью.- М.:Педагогика,1990.- 112 с.

ривать как различные социальные группы и общности.имеющие с'обст- , венную специфику. В данной работе рассматриваются общности с ведущей деятельностью - общение, которые мы обозначаем термином * "клубная общность". В связи с этим в исследовании нами использу- . ) ются общепринятые основные терминологические понятия: клуб, общ- : ность, социальная общность и малая группа.

Термин "клуб" в энциклопедической литературе рассматривается в трех значениях: I) как общественная организация, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий; 2) как культурно-просветительные учреждения, куда входят Дома и Дворцы культуры, детско-юношеские тематические (например, юных техников) клубы и т.д., красные уголки, а ранее - избы-читальни, красные яранги, красные юрты и т.п.; 3) как здание,помещение такого учреждения. Причем, в первом случае - в целях общения.

Общность рассматривается как наиболее общее название элемента социальной структуры, имеющего общие признаки; как исторически сложившаяся; как единство, наличие неразрывных связей (инте-■ тесов, взглядов).

Социальная общность - это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения; имеет огромное разнообразие конкретно-исторических, ситуативно обусловленных и типологических,имеющих всеобщее значение, видов и форм.В общем плане делится на два наиболее широких подкласса по сложности совокупных признаков: групповые общности, массовые общности. В частности, социально-демографическая группа - "молодежь". .

Малая группа - часть непосредственной социальной среды - не определена по размерам однозначно.Нижняя граница количества членов группы определяется в 2-3 человека. Различные исследователи называют оптимальным:7-15 (Макаренко); 10 (Коломинский); от 2 до 5-7 (Ч.Кули); 3-5, 5-7 и 20—25 (Платонов) человек и другое число членов малой группы, которая, в свою очередь, имеет собственные

_Массовой общности свойственны - аморфность, неупорядочен-__.

_ностъ, неопределенность количественного и качественного состава, Г "размытые" границы, выраженная разнородность состава и межгрупповая природа. Отличается большим разнообразием и часто занимает

I. Десев Л. Психология малых групп.- М.:Прогресс, 1979.- 208 с.

пограничное положение в социальной структуре*.

Следовательно, "клубная общность" имеет черты различных социальных формирований, может рассматриваться как малая, демографическая, возрастная, территориальная, формальная или неформальная группа или общность. Она обладает широким диапазоном трудовой и досуговой деятельности, где ведущей является - общение. Ей присуще большое разнообразие действующих форм.

В психолого-педагогическом плане, с точки зрения теории общения, взаимоотношений людей друг с другом, отношений в коллективе, в предлагаемом исследовании термин "клубная общность" определяется нами как ключевое понятие, как социально-педагогическая (в определенном смысле и как философская) категория, характеризующая развитие личности, степень и меру влияния воспитательных воздействий, психологическую структуру взаимоотношений людей в определенных условиях группового объединения их по возрастным,демографическим, профессиональным признакам и интересам, а также и другим условиям и ситуациям, возникающим в процессе их жизнедеятельности.

В этой связи данное определение понятия "клубная общность" охватывает более широкий круг вопросов исследуемой проблемы и позволяет подойти к ее анализу не только со стороны изучения организационных форм, средств и методов работы различного рода клубных объединений людей и молодежи, но и проследить психолого-педагогические предпосылки становления и развития их в плане исторического опыта. Поэтому научное осмысление исторического опыта развития социально-педагогических функций клубной общности даст -возможность прогнозировать современный воспитательный щюцесс.

В последние годы проведено значительное количество исследований внешкольного воспитания и клубной деятельности (Э.Б.Акнае-ва, В.А.Артемов, А.Б.Водзинская, И.П.Иванов, М.Б.Коваль, Е.Ю.Ку-динова, М.П.Кузьминова, Л.Б.Мирчевская, Л.С.Фрид и др.). Серьезно исследовались группы и коллектив (В.С.Агеев, Л.Десев, Е.И.Дымов, А.Г.Кирпичник, Я.Л.Коломийский, В.С.1к{ухина, А.В.Петровский, _ П.М.Якобсон; О.СЛкнзданова, Л.Ю.Гордан, В.М.Кррртпв, Б.Т.Лихааев^ Л.И.Новикова, В.А.Яковлева и др.); личность (К.А.Абульханова-Сла века я~.~ £ Ж. Анушри а в, ~А.Х.Бодала в ¿Л.И. Божович Г Л. П.Бу е вэ, 31В Давыдов, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, А.Т.Куракин, В.Б.Ольшанский, В.М. Соколов, Г.Н.Филонов и др.) и ее социальные проявления (В.Г.Афанасьев, Т.С.Базарова, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, С.Н.Иконникова,

I. Десев Л. Психология малых групп.- М.:Прогресс, 1979.- 208 с.

Э.Ш.Камалдинова, Т.Н.Мальковская, А.В.ЭДудрик, Л.И.Новикова, Ю.П. Сокольников; Д.Беккер, В.С.Библер, М.Вебер и др.). Наряду с этим проблема истории становления и развития молодежных объединений клубного типа (клубная общность как социально-педагогическая категория) , особенно в период 1920-1930-х годов, комплексно не исследовалась, что и определило цель.нашего исследования.

Цель исследования - расщэыть и обосновать теоретическую и практическую значимость исторического опыта становления и развития молодежных объединений клубного типа (клубных общностей) в России, его актуальность для современной практики развития личности в свободное время.

Объект исследования - взаимодействие факторов, определяющих развитие клубной общцости в1 системе воспитания молодежи.

Предмет исследования. - Историко-педагогические и социальные условия и предпосылки становления и развития клубных общностей в странах Европы и в России (на примере Производственно-бытовой коммуны 1920-1930-х годов).

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-педагогические предпосылки становления и развития клубных объединений (клубных общностей) в Европе и России в 1900-1930-е годы.

2. Изучить и обобщить педагогический опыт работы производственно-бытовых коммун в России в 1920-1930-е годы.

3. Выявить преемственность и взаимосвязь исторического опыта социального воспитания с последующими этапами развития внешкольного воспитания молодежи.

Методологичаекая основа исследования включает в себя: философские положения о роли социального и психологического факторов в развитии личности, обусловленности различных форм жизнедеятельности личности социальными условиями; психологические и педагогические теории о взаимосвязи среды, наследственности и воспитания в формировании и развитии личности; диалектический метод познания и построения научной теории.

Для реТйёния"поставленных задач Б'ходе исследования использовались методы: т теоретический.. аналщилитерат^рншиасточников. по исследуемой проблеме; сравнительночгй^гееск0^^эмз_архйвншг; мемуарных материалов, научных трудов, периодической литературы. В процессе исследования использовались также: изучение документов, регламентирующих клубную деятельность; включенное и опосредованное наблюдение; анализ массовой практики работы клубов ■ и

внешкольных учреждений; беседы, интервью.

Источниковая база включает в себя труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития личности, общности (группы) и среды, в том числе: педагогов - Ю.К.Бабанского, В.П.Вахтерова, Б.З.Вульфова, Л.С.Выготского, П.Н.Григорьева, В.В.Давыдова, Е.А. Звягинцева, Э.Киркпатрика,' В.М.Коротова, Н.К.Крупской, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, З.И.Равкина, Г.Н.Филонова, Л.С.Зрида и др.; психологов - А.А.Бодалева, Л.И.Божович, Л.И.Буевой, А.Бэна, Р.Г. Гуровой, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, П.С.Лесгафта, В.С.Мухиной, A.B. Петровского, И.С.Полонского, С.Л.Рубинштейна, Ю.П.Сокольникова, Л.И.Уманского, Д.Б.Эльконина и др.; философов - М.Вебера, Р.Зей-деля, Э.Канта, Л.Н.Когана, В.В.Розанова, В.Д.Семенова, Г.Спенсере, Т.Фаддеева и др.; архивные и мемуарные-датериалы-(архивЛроизвод-._. ственно-бытовой коммуны завода им. йрунзе г.Москвы); отечественный и зарубежный опыт и исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации раыфыто и научно обосновано лонятие "клубной общности" как социально-педагогической категории в системе воспитания и развития личности, проанализированы социально-педагогические предпосылки становления и развития различного типа клубных объединений в ряде европейских государств и России в '1900-1930-е годы, изучен и обобщен опыт работы производственно-бытовых коммун в России в 1920-1930-е годы, обосновывается преемственность и взаимосвязь исторического опыта социального воспитания и развития личности с последующими этапами развития системы внешкольного воспитания молодежи.

Практическая значимость заключается в разработке спецкурса для педвуза, педучилища; лекционного курса по истории педагогики по теме "Клубная общность в 1920-1930-е годы"; подготовке рекомендаций для руководителей клубов, внеикольных учреждений, воспитателей, социальных педагогов, работников МЖК, учителей и воспитателей средних учебных заведений.. .

Апробация результатов исследования осуществлялась путем об- -суждений на заседаниях и выступлений тш научно-практических коН= ференциях; при-гзучсггаи и анализе-архивных-^изтерстургпгх источников, раскрывь;~^;х к с гор;::: становления ССЦИТГБНСИ r:c~crcr;;i::; :: развития клубной общности как психолого-педагогической и социально-философской категории воспитательной системы молодежи; в комплексном анализе психолого-педагогических,.социально-философских исследований по проблеме; в личнсм практическом опыте работы ав-

тора в клубе по месту жительства.Свердловского района Москвы (1978-1985 гг.); в выступлениях на семинарах и конференциях района и Единого научно-методического центра Москвы (1979-1985 гг.); в проведении семинаров по теме исследования со студентами второго курса МГОПИ в 1989 и 1992 годах.

Выбор темы исследования "Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920-1930 годы" обусловлен недостаточной разработкой данной проблемы в историко-педагогической науке, а также необходимостью изучения преемственности исторического опыта в современной практике внешкольного воспитания молодежи.

Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения; библиографии, включающей 264 литературных и архивных источника; приложения, иллюстрирующего архивные материалы коммуны.

Во введении дается обоснование актуальности исследования, раскрывающее его социально-педагогический аспект; формулируются цель, объект, предает и задачи исследования; характеризуются методологическая основа, источниковая база, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе - "Клубная общность как социальный фактор воспитания" рассматриваются историко-педагогические предпосылки развития различного рода клубных объединений в странах Европы, выполняющих функции образования и социального воспитания людей. Анализируются теоретические исследования ученых (педагогов, психологов, педологов, философов) XIX- начала XX веков по проблеме становления клубных общностей как развивающей социальной среды.

Во второй главе - "Развитие клубных объединений (общностей) в России в 1920-1930-е годы" раскрываются основные подходы к проблеме развития различных форм клубной общности в начале XX века; исследуется мало известный педагогический опыт функционирующих в 1920-1930-е годы молодежных сообществ (общностей) на примере Производственно-бытовой коммуны завода им. Фрунзе (Москва) по материалам не опубликованного архива коммуны; рассматривается,. дальнейшее развитие теории и педагогической практики в условиях деятельности клубов й>'внёшкШьнщЭДр_&денМ' в современных уело-' виях.

В заключении изложены основные научные выводы исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Клубная общность в настоящем исследовании рассматривается как синтезированная социальная исихолого-педагогическая, в определенном смысле - философская, категория, детерминирующая развитие личности в обществе, и, в равной мере, влияющая на социальный прогресс этого общества. Это двуединый глобальный процесс социализации и культурного развития бытия человека.

В содержании диссертации в ходе историко-архивного исследования сделана попытка в определенной последовательности

проанализировать и обобщить основные предпосылки и направления становления и развития клубной общности как социального фактора воспитания и развития личности и рассмотреть причинно-следственные связи их взаимодействия.

Отправным постулатом предлагаемого анализа явилось то,

что человек всегда, начиная с самых древних времен, жил в общественной среде и постоянно в нем развивались социальные потребности и наклонности, непрерывно усложнялись, преобразовывались или усовершенствовались социальные условия общения.

Этот длительный исторический процесс на протяжении многих веков наложил печать на главного носителя его - на человека, сделав его "существом социальным". Человек вырос в социальной атмосфере исторически, сросся с ней, имеет социальные корни.

Каждое поколение делает свой вклад в культуру страны, увеличивая культурное наследство для передачи другим поколениям. Весьма условно можно представить современную культуру как диалог (офцение) с культурой (разумом) прежних времен.

Если в древней истории создавались Культовые сообщества ........

для совместного почитания Бога при взаимной заботе и общении

зовывались коммуны как один из видов городского устройства. Это движение XI века имеет большое разнообразие социальных группировок. Участие в общественных организациях, сотрудничество, взаимоприспособление и групповая скоординирован-

ность развивают социальные рефлексы людей.

В период позднего средневековья и до ХУ1И века складывается функционально-дифференцированное общество, в котором хозяйство,

политика, воспитание, религия, искусство выполняют свои собственные задачи. Усложняются общественные группировки и группы,каждая со своей знутренней структурой. Складываются новые социальные отношения, постоянно переходит один вид деятельности в другой, возрастает значение вербальных отношений (деятельности общения), наблюдается рост числа небольших групп людей.

В ХУШ веке в Англии возникает рблигиозно-философское теченш "Свободных каменщиков" или "Вольных каме!рциков"(по типу средневековых цеховых братств), или масонское движение, которое быстро распространяется по всему миру и имеет целью "облагораживать и

•О1

объединять людей на началах взаимопомощи,братства, любви и равенства". Первые ложи объединяли купцов.ремесленников, интеллигенцию, допускались и нехристиане. К середине века масонство носит аристократический характер в силу своей ритуальности. Во.второй половине ЗОЛИ века оно приобретает политический характера в его деятельности принимают участие передовые люди векагГёте, Лессинг, Вольтер, Дидро, Вашингтон, Моцарт,Гайдн и др. В России движение носит чисто аристократический неполитический характер.

Наиболее интересен,с нашей точки зрения, кружок Н.И.Новикова, в который входили А.М.Кутузов, кн. Трубецкой, И.П.Тургенев, С.И.Гамагея и др. Кружок Новикова активно занимался благотворительной издательской и педагогической деятельностью, развернул работу переводчиков, авторов, типографий, книжных лавок,журналов. Впервые работа ведется независимо от государства. В XIX веке состав масонов резко меняется, теперь масоны: офицеры, мелкие и средние чиновники, учителя, врачи, юристы, ремесленники; среди них и декабристы Пестель, Муравьев и др.

Другое движение - клубное - возникает параллельно с масонством тоже в Англии в ХУ1 веке. В период английской революции ю^-

бы становятся центрами оппозиционно и революцйсЗнно настроенных

=--элементов,они представляют опасность-для- монархии.-и„в .__

1 запрещаются. Возрождаются клубы уже "как"местоТ.сзтдыха ~и рааялече^ ний. Наиболее известны политические клубы Парижской Коммуны, которые ставили задачи воспитания народных масс, защиты прав народа политического воспитания. Здесь проводятся собрания/ диспуты и тому подобное. . . ■

В XIX веке группа философов-идеалистов США открывает Транс-' цендентальный (духовный) клуб, лропогандирующий духовные ценности, национальную культуру, самосовершенствование личности, сближение с природой; организуют фурьерскую колонию.

В Западной Европе ХУП-ХУШ веков с развитием технического, прогресса усложняются социальные связи. Гуманистическая культура заполняет досуг. В это время из Англии клубное движение перемещается в Россию, и первый Английский клуб в Петербурге отбывают иностранцы в 1770 г. Английские клубы очень популярны среди интеллигенции (Крылов, Пушкин, Жуковский и другие), и вскоре они открываются во многих городах. Лишь с 60-х годов XIX века органи-зуютсА купеческие, приказчичьи клубы, главным образом - для отдыха!. В России до* 1914 г. роль клу бов~выполщшГи общества образования, самообразования и земства. После революции в России клубы превращаются в "очаги политической общественности и самодеятельности во всех областях культуры" как место партийной пропаганды и идеологического воспитания. Своеобразными клубами были "Пролет-культы", которые резко критиковались за "выхолащивание" политического содержания и "уклон" в "культурничество". Было принято считать, что работа клубов разнообразна и учитывает интересы разных возрастных групп и индивидуальные запросы, но в реальной практике работа становится все более политизированной, формальной и регламентированной, планы строятся в соответствии с решениями партии, комсомола и постановлениями профсоюзов. Из клубов уходит кивая творческая деятельность и общение. Хотя были и положительные моменты. Например, быстро растет сеть детских внешкольных убеждений.

В этот период складывается система общественных просветительных организаций, которые можно свести к нескольким основным типам по их социальной сущности и составу: I) благотворительные организации: комитеты грамотности, просветительные общества. Они объединяют людей, отдающих свое время делу, но не включают тех, для

кого создана организация; 2) свободные организации или„професси-, онально-кооперативные; црофессиональные союзы, в том числе культу рнне' в "Обт^зоБателЕШ^-^азличного-рода кооперативы: потрёТШШ^Т льские общества, организации взаимопомощи, просветительного характера и др. Перечислим общественные организации, которые в определенном плане возможно рассматривать как клубную общность: земство, воскресные и вечерние школы для взрослых, свободные союзы, летние детские колонии и дачи, рабочие просветительные обще-

, 11

ства, народные дома и коммуны, исключая клубы, о которых говорилось вше.

Свободные союзы граждан занимают главное место на первой ступени социального развития. Их характерная черта - полное отсутствие в деятельности и организации элементов принуждения.Члены союза вступают и выходят из него по своему желанию. Объем и характер их деятельности,соответствуют их силам и желаниям. Но социальному значению союзы являются авангардом социально-политической жизни. Важная особенность союзов заключается в широте охвата территории их деятельности (в пределах страны, международные, ассоциации союзов.общечеловеческого характера)..

Земство - всесословная общественная организация по просвещению народа - имело большую поддержку среди всех сословий и выполняло значительную работу в области внешкольного образования.Ветвью земской общественной деятельности являлись различные формы кооперации.. Его заслуга в выработке взгляда на народное образование как на общественно необходимое дело. В ведении земства были все бесплатные школы, они первыми пригласили на работу женщин-учительниц. Именно они создали материальную, базу и общественную обстановку, в которой учитель поднялся до положения общественного работника.

Первые рабочие просветительные общества самообразования появились в Петербурге в 1906 г. как неуставные к к 1908 г. число их членов достигает 3000 человек. Перед ними стояли задачи самообразования и распространения школьного и внешкольного образования, ис материальных и других условий для занятий,

договаривались об организациияобучения со школами взрослых и народными университетами. На практике эти общества были рабочими клубами, видоизменившими методы своей работы для сохранения легального положения в условиях реакции.

Идея воскресной школы для взрослых возникла более 100 лет назад и имела горячую поддержку среди людей различных партий,сословий и социального положения, общественных и правительственных -учреждений, частных.лиц.' Вечерние и воскресные школы работали--в -Шотлспдип, Дакии,■„йдндяидиит-^Пвягши, Норвегии, (ХА. В Англии от-_ ::, г ::• :.-.• пдрвые=8ЯЪли для^оабрйашой". С порвой чотрорти XIX века воскресные школы существуют и в России. Венцом-вечерне-восщзеснсй школы стали курсы, крестьянские и' народные университеты. Их главный контингент - люди труда (фабричные, раббчие, ремесленники, мастерицы, прислуга, служащие и пр.). Первая школа, отщшта в.Ки-

I

евв Н.И.Пироговда, а ее распорядителем был проф. Павлов. В Петербурге в 1860 г. начала работу первая женская школа. Они имели несомненный успех и послужили развитию широкой социализации средних и низших слоев народа, что вызвало определенные опасения правительства. Последовали репрессии и в 1862 г. - закрытие. Позже школы возрождаются и имеют значение просветительного центра. Впервые средние и низшие классы общества имели возможность духовного сближения без взаимного антагонизма и недоверия, без тени зависти и злобы, душевного общения.

На рубеже веков создается Народный дом как единый культурный центр. Его родина - Лондон, а поводом создания послужила острая жилищная нужда. В России Народные дома существуют с 1896 г. и наиболее известные из них своей деятельностью и демократичностью лиговский Народный дом гр.Паниной .(Петербург) и харьковский Народный дом (Х.Д.Алчевская). Управление строилось по принципу коллегиальности, а в задачи входило: I) содействовать внешкольному образованию и воспитанию взрослых, подростков и детей-дошкольников в умственном, нравственном, художественном и физическом отношениях; 2) общественное воспитание народа и объединение культурно-просветительных организаций. Народный дом являлся наиболее совершенной формой объединения, создающей оптимальные условия для полноценного развития личности.

Параллельно с Народными домами развиваются детские летние колонии как оздоровительные учреждения в Швейцарии, Дании, Финляндии, Франции, России. Но в процессе работы колоний их задачи значительно расширились, они приобрели социальное значение. Работа в летних колониях строилась в соответствии с общими целями воспитания на основе учета окружающей среды и потребностей детей.

В послереволюционный период происходят значительные изменения социально-экономической и политической сфер жизни общества, что вызвало трансформацию условий развития личности. В диссерта-, ции рассматривается развитие вызванных к жизни новых социальных проявлений клубной общности.

' В этот период широко распространились сельскохозяйственные

....----,_,коммуны, выроспше- из_артелей.В начале- 1922 г. в -процессе борьбы-с=

детской'беспризорностью создана' Т~трУдовая~кошуна , но'опыт ее рабб=~" ты по разным причинам оказался неудачным.В 1923 г. ДЧК (Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью), используя накопленный опыт,организовала под Москвой 2-ю трудкоммуну, работавшую более удачно. Семашко назвал работу трудкоммуны "чрезвычайно ин-

тересной и поражающей". Затем в городских условиях зародилось за- , мечательное движение молодежи - коллективизация быта. Его участники ставили перед собой задачу формирования нового человека будущего. Появилось множество групп, ячеек, домов и коммун нового быта.

Так родились бытовые коммуны на фабриках, заводах, учебных заведениях¡бытовая коммуна фабрики искусственного шелка в Клину; рабочие коммуны в Днепропетровске; на заводе АМО в Москве и др.

Учащиеся и рабочие, в большинстве своем имеющие плохо орга-зованную жизнь в общежитиях, одинаково слабую материальную базу, общие интересы, организуя свою коммуну и рационально используя ее возможности, получала положительный эффект в смысле улучшения | условий жизни, условий для академической учебы. Жизнь в коммуне усиливала общественную активность, оказывала влияние на моральное и физическое здоровье, для нее характерно стремление к тесной товарищеской, как тогда говорили, "спайке" во взаимоотношениях.

Например, в коммуне псковского землеустраителыюго техникума объединились 64 учащихся. Вступительные взносы (от 3 до 5 ру- . блей) расходовались на оборудование коммуны. Ежемесячные (паевые) взносы - на питание, баню, стирку, кино и т.д.; % суммы - отчислялось в пользу молодых малообеспеченных учащихся.

' Городские и областные комитеты комсомола постоянно проводили нроизводственно-бытовые конференции. К 1930 г. около 30 тыс. молодых рабочих жило в коммунах. Всесоюзное совещание бытовых коммун (25 февраля 1930 г.) предоставило: Москве 15 делегатских мест, Ленинграду- 15, Украине- 12, Ивано-Вознесенску- 6, Уралу -10, Баку- 5, Сибири- 4, ЦЧО- 5, Северному Кавказу- 8, Нижней Волге- 9, Нижнему Новгороду- 5, Белоруссии- 4, Средней Волге - 3. , Как видим, география коммунарского движения обширна.

Наиболее зрелой была коммуна, организованная на заводе имени Фрунзе в Москве. Идея ее создания возникла в начале 1930 г. по инициативе чертежника С.Селиванова и токаря, секретаря комитета "кймсЖола-зЭвода А.лостерева. дирекция завода поддержала " ---Инициативу^-ребяци^ыдедила--под коммуну 5-й этаж-отроящвншя^ема,__; "^Оргбюро "из будущшГкоммунаров разработало план помещения* коммуныг~~у изучило опыт коммун Москвы, Ленинграда (заводов "Электросила" и "Красный путиловец"), Харькова; установило постоянную связь с~ институтами Питания и Охраны материнстваи младенчества; составило смету и получило средства на оборудование коммуны, дэазработа-

ло Устав и провело первоначальный прием в коммуну.

Всей жизнью коммуны руководил авторитетный и деятельный ор-_ ган - Совет коммуны через свои 7 секций и редакцию стенной газеты "За реконструкцию быта". Высший орган - общее собрание. Оно решало все основные вопросы жизни коммуны при очень активном (даже бурном) участии всех коммунаров.

В коммуне не было "высоких должностей". Почти все коммунары принимали участие в той или другой секции, за что-либо отвечали. Организовывалось общественное питание, общая стирка белья в прачечной, наблюдение за выполнением коммунальных услуг и уборкой общественных помещений, которая из безинтересного, обременительного и часто тяжелого дела превращалась в выполнение нужной общественной обязанности г-К-поскольку эти- обязанности занимали мяло времени, его больше оставалось на полезное свободное время (учебу, отдых и т.п.).

Возрастной диапазон коммунаров, в основном, был 16-25 лет. По профессии больше было рабочих, но были и служащие завода, даже преподаватель техникума (К.Капустин).

Были и семейные коммунары с детьии. Поэтому в коммуне осуществлялось общественное воспитание детей при непосредственном участии их родителей. В светлых просторных комнатах, отдельных от общего помещения, было организовано "Детское отделение" (или "Детская комната"), где дети жили постоянно. Днем и вечером они находились под наблюдением нянь, оплачиваемых коммуной, и работников Института охраны материнства и младенчества (шефов "Детского отделения"), ночью - под наблюдением одного из родителей, которые поочередно дежурили.

Все коммунары, в том числе и родители-коммунары, учились: некоторые - в техникуме, двое - в Военно-Воздушной Академии,один - в консерватории, часть - заканчивала среднее образование. Многие слушали лекции университета культуры при МГУ: зимой 1334-35г. по истории русской и западной классической литературе, в 19351936 г.- по истории музыки. 31,5 % коммунаров, начав,учебу проживая" в коммуне, получили высшее образование, столЪко же - еле- -• циальнсе среднее.- Пятьлсдоеск стали кандидатам .наук. .. " а ко;.слуне велась оольшая вОСПИтательнан"з>абота. 'Коммуна, -

имевшая в своем составе около 100 человек, была, тем не менее, дружным, оплаченным и объединенным общими стремлениями коллективом. В ее работе использовалась удачная форма - организованные на добровольных началах малые группы из наиболее близко дружив-

ших коммунаров, которые и получили название "Бригады по дружбе". Эти бригады стали одним из основных путей влияния, и для каждого в отдельности были помощниками,'советчиками, учителями, иногда и совестью. Здесь обсуждалась работа членов бригады на производстве, учебе, общественная работа; била товарищеская критика; оказывалась материальная помощь (если в ней была нужда). Особенно большую роль сыграли бригады в воспитании морально-этических норм.

Жизнь в коммуне,'ее здоровая атмосфера, сказывалась и на ■ трудовой деятельности. Все коммунары были ударниками труда, многие были бригадирами комсомольско-молодежных бригад, рационализаторами, руководителями сквозных бригад. Коммунары получали, кроме того, опыт руководства производством и выдвигались впоследствии на руководящие должности: 24,2 % коммунаров стали начальниками цехов завода, 17,4 % - старшими мастерами и столько же -заняли должности инженеров. В общественной жизни цехов и всего завода в целом коммунары принимали самое деятельное участие.

В коммуне любили и умели хорошо отдохнуть (для чего была "Шумная комната"), пошутить. Но никакие "мероприятия" никому не навязывались, кто хотел, мог заниматься в "Тихой комнате", ему не мешали. Спорт и туризм были у коммунаров в большом почете.

Родившись более полувека назад, коммуна оставила глубокий след на всей жизни каждого коммунара, воспитала верность и дружбу, существующую до наших дней, обогащающую их жизнь и сегодня.

Организуя коммуну и ставя перед собой задачу реконструкции быта, ребята, по сути, решали серьезные социальные задачи становления и развития личности. Коммуна создавала условия для раскрытия всех сторон личности каждого, а здоровая и дружеская, положительно эмоциональная атмосфера - закрепиться высоко нравственным качествам, вырабатывался оптимистический стиль жизни,ценные деловые качества, высокие эстетические нормы.

Сами коммунары свою коммуну считали коллективом, что, по их мнению, есть лищь первая ступень:"Коммуна - высшая ступень, на которую будет стремиться коллектив... Коллектив вырабатывает нового человека - коллективиста, г-^ тгстсг)ого~личнод"я-ивщец'1,у'л1-— ное - одно неразрывное целое^__котррый_умеет. владеть собо«^ умеет_. работать, угаеет веселиться"~(^з Устава-коммуны)-. - 1-------------

Содержание проведенного диссертационного исследования позволяет нам определиться во мнении о том, что:

- Исследуемый социально-педагогический опыт развития личноо-

ти в условиях клубной общности, его преемственность сегодня представляет собой важную составную часть идейно-воспитательной работы в современных условиях реорганизации быта и жизни молодого поколения возрождающейся России. Трансформируя данный опыт в соответствии с демократическими принципами и нормами социального, экономического и политического переустройства жизни общества в развитии различного рода клубных объединений (клубных общностей), его идеи могут быть использованы для развития современной педагогической практики.

- Социальная структура, состоящая из множества небольших групп, расположенных в строгом порядке относительно друг друга, позволяет избежать или смягчить отрицательные воздействия. Поскольку личностные установки изменчивы и динамичны, а человек одновременно изобретает многие увлечения и стремления (разной силы, цельности, долговременности), постольку все эти малые группы, изменяясь по составу и переплетаясь между собой, охватывают практически все общество, весь мир культуры с личностью в центре,образуют в конечном счете постоянно меняющийся микросоциум (одновременно и единый для всех, и неповторимо своеобразный для каждого человека отдельно). Однако, до настоящего времени этот социум трудноуловим и расплывчат, существует только где-то в недрах совместного труда и социальности мегаколлективов.

- На основе физического и умственного труда устанавливается взаимосвязь в виде сотрудничества, которое может основываться на игре, в процессе ритуальных действий и т.д. Выполняя сошестно работу и физически воздействуя на вещи, человек физически с ними связывается, а через них и с другими людьми. Взаимосвязь превращается во взаимодействие. Сотрудничество, в свою очередь, создает для каждого из участников новую среду, ситуацию, обстановку, действующую на психику - через движения, жесты, слова, выражения лица, вызывая тем самым психические переживания. Возникающая совокупность психических переживаний оказывает влияние на общее психическое состояние индвидида и отражается на его поведении, на процессе работы, т.е. возникает взаимодействие, сглаживая индивидуальные черты-н^ыярляяч)бщиетЧ1оэтому--сотр|днйчество!дает

' больший результат, чем простая суша не связанных индивидов.

- В обстановке глобальных -изменений и общественных реформ человек исключается из постоянных связей и уже не столько социальная принадлежность, сколько ее изменение, определяет его сознание .

Центром новых форм социальности является общение людей в процессе общественного и производственного развития. Осуществляется это общение не в рабочее время, а в свободное, т.е. свободно определяемое и направляемое собственной волей. Увеличение свободного времени и его "свобода для..." чего либо становится основным в процессе общественного бытия и общественного сознания.

- Человек может существовать и проявлять себя только в определенной системе социальных связей, которые и определяют его поведение, мысли, духовный облик. Действуя в условиях новой социальной среды, он формирует свой новый духовный облик. Измененные же социальные условия будут определять направление и характер деятельности, возможности развития личнрети.

Складывающиеся различные социальные группы и общности формируют у молодежи свои формы и проявления:коллективного и индивидуального сознания, свои- формы приятия и неприятия, преобразования внешних и внутренних общественных противоречий, свой частный менталитет, образ мышления и деятельности, т.е. определенную социально-психологическую структуру личности.

Автором опубликованы следующие работы, отражающие тему исследования :

1. Туристско-краеведческая работа клуба по месту жительства// Развитие идей А.С.Макаренко в туристско-краеведческой деятельности школы:Сб.матер.Всесоюзной научно-практической конференции.-

М., 1988.- 4.1.- С.13.

2. Пропаганда туристско/краеведческих знаний в системе клуб. ной работы//Развитие идей А.С.Макаренко в туристско-краеведческой деятельности школы: Сб..- М., 1988.- Ч.1.- С.36.

3. Вопросы клубной деятельности по месту жительства как средство формирования личностных качеств подростков//Взаимодействие школы,семьи,базового предприятия и общественности в коммунистическом воспитании учащейся молодежи:Сб.тезисов докладов в республиканской научно-практической конференции.-Чебоксары,1989.-Ч.1.-С.92._ ;___________ _ _ ___

4. Туристско-краеведческая деятельность в клубной практике по ——-^-месту жительства//Сб.матер;Всесоюзно1Гнаучно-праятиче'ской~Кшще-т

- - ренции,посвященной 120-летию Н.К.Крупской.-М.,1988.-4.I.-С.41-г

5. Клуб по месту жительства в системе организации досуговой деятельности школьников по месту жительства//Организация свободного времени учащейся молодежи: фрагменты передового опыта.- М., 1989.- С.86.

6. Клуб по месту жительства: социально-педагогические пробле-мы//Школа и клуб.- Тамбов, 1990.

7. Из истории молодежных коммун 20-30-х годов//Воспитание: актуальные проблемы, поиски, решения.- М.:НИИ ТиМВ, 1992.-С.2-И.

Подп.к печ.28.12.1993г.$.60x84,1/16.,1п.л.,зац.346/102,тир.100.