Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Методология этнопедагогического исследования

Автореферат по педагогике на тему «Методология этнопедагогического исследования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мальсагова, Марьям Хаматхановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Назрань
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Методология этнопедагогического исследования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Методология этнопедагогического исследования"

На правах рукописи УДК 37.013:39

МАЛЬСАГОВА МАРЬЯМ ХАМАТХАНОВНА

МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

г 2 МАЯ 2014

Пятигорск - 2014

005548752

005548752

Работа выполнена на кафедре педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор ЛЕЗИНА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Официальные оппоненты: АРСАЛИЕВ ШАВАДИ

МАДОВ-ХАЖИЕВИЧ, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», кафедра педагогики и психологии, профессор;

АЛИЕВА БИКА ШАПИЕВНА, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», кафедра общей и социальной педагогики, заведующая.

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государст-

венный университет»

Защита состоится 30 июня 2014 г. в 16.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 при ФГБОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет" по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, ПГЛУ, конференц-зал №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет".

Текст автореферата размещён на сайтах ВАК Минобрнауки РФ http://vak.ed.gov.ru и ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» http://pglu.ru Автореферат разослан 30 апреля 2014 г.

Ученый секретарь /у/

диссертационного совета ^Шб^^ Тарасова О. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Азпуальиость исследования обусловлена особенностями развития научного знания, обеспечивающего неуклонный прогресс общества, рост его интеятектуального потенциала. Диалектическими противоречиями науки, наличием разных научных школ и подходов, многочисленных точек зрения продиктована разработка методологии научного исследования, цель которой-установление научной истины путем выявления законов и закономерностей, обоснования теорий, концепций, подходов, методов, идей.

Проблема разработки методологии этнопедагогического исследования детерминируется многочисленностью научных работ преимущественно прикладного характера в этой области, большим интересом исследователей к проблеме этнокультурного воспитания и образования, требованием научной общественности к повышению качества диссертаций по педагогическим наукам. Как показывает выполненный нами анализ 78 диссертационных исследований в области эт но педагогики, каждый автор идет своим путем, обнаруживая существенные отличия в выборе методологического инструментария, демонстрируя иногда слабое знание методологических основ научного исследования. Эго обстоятельство обусловлено недостаточной разработкой методологии этнопедагогического исследования.

Аналогичные выводы сформулированы другими авторами. Так, К.Ж.Ко'«ахмегова считает: «Законы и закономерности этнопедагогики еще недостаточно разработаны, мало исследований методологического плана». Л1.М.-Х.А.рсалиев отмечает, что «многочисленные труды по этнопедагогике не предлагают пока научно обоснованной стройной системы методологических оснований, а упоминают лишь некоторые подходы, методы и средства».

Актуальность методологических изысканий связана также с наступлением новой цивнлизационной эпохи, в том числе эпохи тотальной информатизации, переходом к экономике знаний. Поиски методологических основ осуществляются в различных направлениях. «В настоящее время, - отмечает Т.ГЛешкезкч, - исследователь сталкивается с исключительно сложными познавательными ситуациями. Поэтому просматривается тенденция усиления метсцаюпгческих изысканий внутри самой науки».

Недостаточная разработанность методологических основ этнонедаго-гических исследований напрямую связана с качеством диссертационных работ молодых исследователей и сроками их выполнения. Очевидно, что выработка методологии отраслевого исследования обеспечивает высокое качество исследовательского процесса, что способствует реализации требований Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» марта 2011 г. №1365.

Степень разработанности проблемы. Отечественная этнопедагогика располагает данными, которые могут стать основой для разработки методологии этнопедагогического исследования. К настоящему времени в научных

публикациях Ш.М.-Х.Арсалиева, Л.Н.Бережновой, Г.Н.Волкова, К.Ж.Ко жахметовой, В.В.Лезиной, О.Д.Мукаевой, И.Л.Набока, Е. Л. Христовой, М.И.Стельмахова, В.И.Щеглова определен понятийный аппарат, рассмотрены философские категории этнопедагогики, выделены этнопедагогические закономерности, раскрыты отдельные аспекты методики этнопедагогики, описано этнопедагогическое источниковедение. Этнопедагогическая компетентность педагогов исследована в научных работах Т.В.Лнисенковои, Л.С.Берсеневой, М.В.Бозиевой, Т.В.Давыдовой, ЗЛСМеретуковой, И.В.Мусхановой, Н.М.Сажиной, Ю.С.Тюнникова, Л.Л.Хараевой, А.Н.Яковлевой.

Особое значение для изучения методологии эткопедагогического исследования имеют: монография Ш.М.-Х.Арсалиева «Методология современной этнопедагогики» (М., 2013), в которой рассмотрена проблема формирования методологических оснований этнопедагогики в контексте современной картины мира; учебное пособие Г.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, А.Б.Панькина «Введение в этнопедагогику» (Элис1а, 2006), где обоснована применимость культурологического подхода к этнопедашгическим исследованиям, раскрыта сущность принципа этнокультурной коннотации; учебное пособие В.ВЛезиной «Основы этнопедагогики» (Пятигорск, 2009), в котором отражена методологическая корреляция исследовании в области этнопедагогики и национальной образовательной политики. Вместе с тем вне поля зрения ученых остается методологическая рефлексия этнопедагогического исследования как формы процесса познания.

Таким образом, обнаруживаются очевидные противоречия между

-актуальностью и недостаточным освещением данной области педагогического знания;

- федеральными государственными требованиями послевузовского профессионального образования (аспирантура) к научно — исследовательской работе аспиранта и недостаточной разработанностью методологии отраслевого научного исследования.

Разрешение этих противоречий обусловило выбор темы диссергашш: «Методология этнопедагогического исследования», проблема которой заключается в выявлении эффективных способов повышения качес тва этнопе-дагогических исследований на основе разработки их методологии.

Объект исследования — этнопедагогическое исследование как форма процесса познания.

Предмет исследования - методология этнопедагогического исследования.

Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной системы методологических доминант для реализации этнопедагогического исследования.

Определившая ход исследования гипотеза сформулирована следую-

щим образом: качество этнопедагогических исследований в значительной мере возрасте!, а внедрение их результатов в образовательную практику будет более эффективным, если: 1) разработать системообразующие компоненты методологии этнопедагогического исследования, 2) предложить рекомендации для исследователей в этой отрасли педагогического знания.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили реализацию ряда частных исследовательских задач:

1) охарактеризовать этнопедагогическое исследование как форму процесса познания;

2) конкретизировать теоретические представления о методологии этнопедагогического исследования;

3) раскрыть методологию этнопедагогического исследования на логико-гносеологическом уровне;

4) охарактеризовать методологию этнопедагогического исследования на научно-содержательном уровне;

5) предложить авторские рекомендации по реализации методологии этнопедагогического исследования.

Методологические основы исследования. Разработка методологии этнопедагогического исследования основывается на фундаментальных теоретико-методологических положениях философского, общенаучного, педагогического уровней.

На философском уровне такими положениями являются следующие:

- многообразие форм знания, допустимость различных философских, гносеологических подходов и оценок изучаемых теорий;

- философия и методология науки (МС.Бургин, П.П.Гайденко, В.В.Ильин, А.С.Кравец, В.И.Кузнецов, В.И.Купцов, Т.П.Матяш,

A.Л.Гикифоров, Т.Б.Фатхи, П.Фенерабенд, Г.П.Щедровицкий и др.);

- гносеологический анализ (В.В.Ильин, А.Т.Калинкин, П.В.Копнин и

др.).

На общенаучном уровне:

- подходы: системный (В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, Э.В.Ильенков,

B.П.Кузьмин, Э.Г.Юдин и др.), структурный (Б.Г.Ананьев, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина и др.), задачный (В.А.Сластенин);

методологические основы научного познания (В.И.Купцов,

C.В.Маланов, Э.М.Мирскои, П.В.Попов, Б.Г.Юдин);

методология гуманитарных наук (М.М.Бахтин, М.С.Бургин, В.И.Кузнецов и др.);

- методология научно — исследовательской работы (А.Г.Здравомыслов, И.А.Зимняя, А.С.Кравец, С.В.Маланов, А.Я.Найн, ГРузавин, И.Д.Чечель, В.А.Штофф, П.Фейерабенд и др.);

- логика и структура научного исследования (Н.Г.Герасимов, Н.Н.Моисеев, В.С.Степин; К.Поппер, Р.Дж.Стернберг и др.);

- междисциплинарное исследование рассматриваемой проблематики в смежных областях знания - философии, науковедении, этнопсихологии, эт-носоциологии, этнологии (Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Т.Г.Грушевицкая, Л.М.Дробижева, В.С.Кондратьев, А.П.Садохин, Т.Г.Стефаненко,

A.А.Сусоколов; Р.Бенедикт, Ф.Боас, В.Вундт, К.Гирц, М.Глюкман, М.Годелье, Ф.Знанецкий, А.Инкелес, Л.Лауцан, И.Лакатос, К.Мелиссо, М.Мид, Р.Нидхем, Р.Тернер, У.Томас, Дж.Хонигман, Ф.Хсю);

методологическая культура исследователя (О.С.Анисимов, Н.И.Загузов, В.Н.Неволин, С.А.Писарева, А.П.Тряпицина, Д.И.Фельдштейи). На уровне педагогической науки:

- научные теории методологии и методики педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Н.И.Болдырев, В.И.Гинецинский, М.А.Данилов,

B.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, З.К.Меретукова, А.М.Новиков);

концепции методологии этнопедагогики (Ш.М.-Х.Арсалиев, Г.Н.Волков, К.Ж.Кожахметова), этнопедагогизации воспитания и обучения (Б.Ш.Алиева, В.А.Разумный, Л.В.Тодоров, В.Ф.Шаталов, Ю.Н.Чехонадский, А.А.Григорьева, Т.Н.Петрова, А.Б.Панькин, И.С.Портнягин, З.Б.Цаллагова, Е.П.Жирков, Н.Д.Неустроев);

компетентностный подход (В.И.Байденко, В.А.Болотов,

A.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева, В.В.Сериков,

B.И.Слободчиков, А.В.Хуторской, В.Д.Шадриков и др.);

диалектика педагогического исследования (П.И.Образцов, Н.В.Бордовская и др.).

Теоретическую основу исследования составили идеи, концепции, теории, раскрывающие:

- педагогическое проектирование (В.И.Борзенков, М.П.Горчакова - Сибирская, Ю.В.Громыко, Е.С.Заир - Бек, Г.Л.Ильин, И.А.Колесникова, Н.А.Масюкова, В.М.Монахов, П.И.Пидкасистый, О.Г.Прикот, В.И.Слободчиков и др.);

педагогические технологии (В.М.Монахов, Е.С.Заир-Бек, А.Л.Густомясова, Л.В.Образцова, П.И.Пидкасистый, Л.Л.Супрунова и др.);

- идеалы и нормы научного исследования (Т.Г.Лешкевич и др.), Источниками исследования являются Федеральные государственные

требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. №1365, Постановление о порядке присуждения ученых степеней от 24 сентября 2013 г., научные публикации по вопросам методологии научного исследования и методологии этнопедагогики, учебники и учебные пособия, диссертации по исследуемой проблеме.

Для решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования:

- общетеоретические - теоретический анализ философской, педагогической, этнологической, этнопсихологической, этносоциологической литературы по данной теме; науковедческий анализ этнопедагогического знания, гносеологический анализ этнопедагогических исследований, обобщение;

- эмпирические - наблюдение (прямое и опосредованное), опросные (беседа, анкетирование, интервью), изучение продуктов деятельности;

- проектный - алгоритмизация проектирования в этнопедашгическом исследовании.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; обобщением и систематизацией источниковой базы; использованием взаимодополняющих методов научного исследования, адекватных его цели, задачам и логике; внедрением методических рекомендаций в практику.

Эмпирической базой исследования стали ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет», факультет психологии ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Этапы исследования. Изучение названной проблемы охватывает 2009 -2013 гг.

Первый этап (2009 г.) - поисковый: уточнялась сущность проблемы, осуществлялись сбор, накопление, анализ и систематизация материала, формировался категориальный аппарат исследования.

Второй этап (2010-2011 гг.) - концептуальный: обобщался систематизированный материал, определялась структура исследования, анализировались различные подходы к изучению методологии этнопедагогического исследования, производилась ее разработка.

Третий этап (2012-2013 гг.) - итоговый: формулировались теоретические выводы, завершалось научное и литературное оформление диссертационной работы, готовилась монография по результатам проведенного исследования, публиковались статьи в периодических гаданиях, сборниках научных трудов, осуществлялась апробация результатов исследования в выступ-леших на научных конференциях.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой исследование актуальной педагогической проблемы, научная новизна которой имеет теоретико-методологическое, научно-методическое и организационное значение.

В теоретико-методологическом аспекте предложено оригинальное суждение о методологии этнопедагогического исследования как формы процесса познания, обогащающее научную концепцию методологии этнопедаго-гики. Выявлены исходные исследовательские подходы: системный, структурный, задачный в решении данной проблемы. Определен науковедческий

потенциал этнопедагогическош знания.

Углублено теоретико-методологическое знание о логико-гносеологическом уровне методологии этнопедагогического исследования: приведены в систему ее философские основы, гносеологический ресурс этнопедагогического знания, проблемное поле этнопедагогических исследований. Раскрыт научно-содержательный уровень такой методологии: описаны методологические аспекты этнопедагогического исследования, способы его реализации. Выявлены особенности этнопедагогаческой теории на основе сравнительного анализа научного и стихийно-эмпирического этнопедагогического знания.

В научно-методическом аспекте содержательно и аспектуалыю обогащены: структура методологии этнопедагогического знания; предмет, функции, закономерности, методы и средства этнопедагогического исследования, подходы к его изучению, критерии научное™. Дополнено представление о проектировании в этнопедагогическом исследовании за счет выделения принципов и объектов проектной деятельности, описания ее типов, видов, уровней, критериев результативности. Предложены формы 1) представления этнопедагогических фактов (классификации, таблицы, диаграммы, графики, математические формулы, графические модели); 2) четырехуровневого группирования факторов этнопедагогики: мега- (планета, мир), макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (местность и тип поселения), микро-(семья, воспитательные и религиозные организации).

Расширены границы форм этнопедагогического знания посредством обобщения его закономерностей, отнесения к нему практического, игрового, личностного знания. Описаны и классифицированы этнопедагогические технологии, конкретизирована их структура.

В организационном аспекте разработаны рекомендации по использованию методологии этнопедагогического исследования. Предложена процедура реализации такого исследования: организация, управление, мониторинг, проектирование, верификация; дано описание и рекомендации по внедрению этих процедурных компонентов.

Сформулированы комментарии по внедрению алгоритма проектирования (проблематизацня - целеполагание - концептуализация - диагностика ресурсов - выделение агентов проектной деятельности, стадий реализации инновации - прогнозирование - определение рисков - конструирование -создание системы взаимосвязей элементов проектируемого объекта - создание технологии) в этнопедагогическое исследование. Описана процедура его верификации: целевое наблюдение и эксперимент. Конкретизированы этапы этнопедагогического эксперимента (теоретический, методический, опытный, аналитический) и его классификация (естественный, лабораторный, кратковременный, среднесрочный, длительный, констатирующий, формирующий, преобразующий, контрольный).

Личный вклад автора: впервые осуществлена разработка методологии этнопедагогического исследования как формы процесса познания, определены организационно-педагогические условия эффективной реализации такой методологии и тенденции ее развития. Дана интерпретация и оценка вклада в развитие такой методологии отечественных специалистов.

Разработаны логико-гносеологический и научно-содержательный уровни методологии этногтедагогического исследования, алгоритм его проектирования.

Теоретическая значимость исследования: проведена модернизация существующих педагогических представлений о методологии этнопедагоги-ки, обеспечившая получение новых представлений о методологии этнопедагогического исследования. Обобщены и систематизированы ее аспекты, дано развернутое описание реализации такого исследования.

Применительно к проблематике диссертации эффективно использованы базовые методы исследования: науковедческий анализ этнопедагогиче-ского знания, гносеологический анализ этнопедашгических исследований, изучение продуктов исследовательской деятельности.

Обоснована возможность и уместность применения в методологии эт-копедагогического исследования идей российских ученых, занимающихся разработкой проблемы методологии педагогики и образования: Е.В.Бережновой, А.Г.Здравомыслова, Г.М.Коджаспировой, А.Ю.Коджаспи-рова, В.В.Краевского, М.М.Левиной, А.М.Новикова, В.М.Полонского, В.А.Ядова, что способствует созданию целостной концепции методологии этнопедагогики.

Достигнуто содержательное приращение понятия «национально-образовательное пространство» как фактора этнопедагогического исследования благодаря отнесению к нему геофафического ландшафта, климата, социальной и культурной сред, мировоззренческих, аксиологических воззрений и стереотипных форм поведения, информационно-биоэнергетического поля человека.

Сформулировано положение о подвижности структурного состава этнопедагогического исследования и технологий, варьирования выделенных в них компонентов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в представлении этнопедагогического опыта в методологически выверенной форме для использования в исследовательской деятельности студентов, магистрантов, педагогов, научных работников. Разработаны конкретные рекомендации, определены перспективы использования методологии этнопедагогического исследования на практике. Представлены методические рекомендации по реализации этнопедагогического исследования на этапах организации, управления, мониторинга, проектирования технологии (модели).

Детально описанные процессы проектирования и моделирования, раз-

вернутая характеристика этнопедагогических технологий, их верификация, средства этнопедагогического исследования создают предпосылка! для повышения качества научных исследований по этнопедагогике.

Сделанные в диссертации выводы могут быть использованы при чтении лекций и спецкурсов по этнопедагогике, в магистерских программах по направлению «Этнопедагогика», при подготовке учебников и пособий по курсам «Философия образования», «Этнопедагогика». Заключения по вопросам методологической культуры, исследовательской этики могут найти применение у педагогов-практиков, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Тема диссертационного исследования, результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования.

Апробация II внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования были представлены в докладах автора на:

- Международных конференциях и форумах: VIII Международной конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования» (Новосибирск, 2012); Международной конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2013);

- Всероссийских конференциях и семинарах: общероссийской конференции «Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения» (Липецк, 2013)

Результаты и выводы исследования обсуждались на ежегодных научно-методических чтениях ФГБОУ ВПО ПГЛУ «Университетские чтения» (2012 - 2014), на заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет».

Публикации. Результаты и выводы отражены в 10 публикациях по теме исследования (общим объемом 11,6 п.л.), в том числе в монографии «Эт-нопедагогическое исследование: методология и методика реализации», (Пятигорск, 2013), доля авторского участия - 7.2 п.л., 3 статьях, опубликованных в изданиях из Перечня ВАК Министерства образования и науки РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнопедашгическое исследование как форма процесса познания представляет собой целенаправленное и систематическое изучение национальных воспитательно - образовательных традиций, в котором используются средства и методы этнопедагогики и которое завершается формированием знаний о педагогической культуре народа.

2. Методология этнопедагогического исследования содержит сведения о теории этнопедагогического знания (законы, закономерности как устойчивые тенденции, категории, функции, уровни, формы, концепции, теории,

принципы, подходы, проблемы, гипотезы, критерии, факты, факторы); о методах этнопедагогичеекого исследования: эмпирических (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретических (идеализация, абстрагирование, гипо-тетико-индуктивный, концептуализация, проектирование, моделирование, конструирование, технологизация); о средствах исследования (материальные - спутниковая связь, сотовый телефон, компьютерная техника, система Интернет, информационные технологии; логические - ар[ументация, рассуждение, доказательство; языковые - описание, изложение, коммуникация; математическая статистика). Такая методология направлена на исследование и формирование содержания, организации, логической структуры, принципов и методов научно - познавательного процесса и научно - исследовательской деятельности специалиста.

3. Философскую основу для этнопедашгических исследований составляют экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм, «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм, бихевиоризм, эволюционизм и неоэволюционизм, диффузионизм, социологическая и этнопсихологическая школы, функционализм, культурный релятивизм. В качестве гносеологического ресурса методологии этнопедагогичеекого исследования выступают этничность, этническая культура, инкульту-рация, миф, фольклор, религия, воспитательно-образовательные традиции, обычаи, этноспецифическая ритуальная обрядность, этикетно - поведенческие стереотипы, семейно-бытовые нормы, национальная игра и др. Исследовательский поиск фокусируется на проблемах этнопедагогичеекого знания, этнопедагогических систем и технологий, новых подходов, методов, методик к изучению этнопедагогических явлений.

4. Содержание методологии этнопедагогичеекого исследования включает его виды (а) по содержанию: фундаментальные, прикладные, промежуточные и разработки, б) по месту выполнения: архивные, полевые, лабораторные), формы (практические, игровые, личностные), аппарат исследования, алгоритм (составление программы или проекта, определение объекта и единиц наблюдения, разработка методики исследования, сбор материала, его анализ и обобщение), эмпирический базис, структуру, идеи, принципы, факты, законы, категории, средовые факторы воспитания и обучения (климат, ландшафт, социум, культура, мировоззрение, ценности, стереотипное поведение). Осуществление этнопедагогичеекого исследования предполагает его организацию, управление, мониторинг, проектирование технологии (методики, модели).

5. Рекомендациями по реализации методологии этнопедагогичеекого исследования являются:

- допустимость различных философских направлений и интерпретаций изучаемых этнопедагогических явлений;

- использование в исследованиях гносеологического ресурса этнопеда-

гогическош познания и проблемного поля этнопедагогических исследований;

- употребление описанных в диссертации процедуры, программы и плана реализации этнопедашгического исследования, его инструментария на выделенных этапах;

- создание этнопедагогических технологий с учетом разработанных требований к ним, верификация таких технологий посредством целевого наблюдения и эксперимента.

Структура диссертации отражает логику научного поиска и результатов исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его объект и предает, сформулированы цель, задачи, гипотеза, выносимые на защиту положения, изложены научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, методологические и теоретические основы, определены методы исследования, его этапы, опытно-экспериментальная база, описана общая структура диссертации.

В первой главе «Теоретические основания разработки методологии этнопедагогического исследования» выполнен терминологический анализ ключевых категорий, обоснованы предпосылки разработки методологии этнопедагогического исследования. Обзор этнопедагогических исследований отражает доминирование научных трудов и диссертаций прикладного характера педагогов-практиков. Большое количество практико-ориентированных исследований является позитивным явлением в науке. Однако существенное преобладание в них эмпирики обедняет теорию. Причиной малого количества фундаментальных изысканий являются слабая рефлексия этнопедагогического опыта, недостаточность его формализации (представления в методологически выверенной форме) для использования в исследовательской деятельности и практике работы образовательных учреждений, терминологическая вариативность, невысокий методологический уровень этнопедагогических трудов, дефицит методологической культуры у научных работников.

Для устранения этих недочетов нами был выполнен теоретический анализ методологии этнопедагогического исследования как предмета изучения. В частности, была принята типология, относящая такие исследования к дескриптивным (описательным) и прескриптивным (нормативным). В результате рассмотрения методологической связи этнопедагогического знания с другими науками уточнен предмет этнопедагогических исследований: народное воспитание и обучение. Нами отражена перспектива этнометодоло-гии как направления вышеупомянутого знания в изучении ею этнокультурной специфики народного быта в этнопедагогических исследованиях. Сде-

лан вывод, что современное этнопедагогическое исследование должно быть обосновано в плане исходных положений, логики, предполагаемого результата и способа его достижения.

Предложенную К.Ж.Кожахметовой структуру методологии этнопеда-гогического знания (законы, концепции, теории, принципы, гипотезы, методы, факты, категории, терминология) мы расширили и углубили категориями «закономерность как устойчивая тенденция», «проблема», «функция», «критерий», «подход», «фактор», «этнопедагогическое проектирование», «этнопедашгическая технология, модель», раскрыв их содержание. К закономерностям этнопедагогического исследования мы отнесли зависимости этнопедагогической практики от национальной образовательной политики, этнопедагогической теории от уровня развития одноименной практики и наоборот, качества и эффективности этнопедагогической деятельности от профессиональной подготовки соответствующих кадров.

Методологическая проблема соотносится с предметом этнопедагогики, ее местом в системе научного знания, взаимосвязью с другими науками, общими и специфическими задачами этнопедагогики и включает философский, общенаучный, частнонаучный уровни, а также уровни методики и техники конкретного исследования. К выделенным Ш.М.-Х.Арсалиевым функциям (познавательной, критической, оценивающей, рефлексивной) мы добавили диагностическую, прогностическую, просветительскую, экологическую. В качестве критериев научности нами названы опытная проверяемость, рациональность, воспроизводимость, формальная непротиворечивость, детерминистское или гипотетическое мышление, использование этнопедагогического инструментария и данных смежных наук, строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, прогрессизм, полифундаментализм, информативность, эвристичность, верификация.

Предложенная Ш.М.-Х.Арсалиевым классификация подходов к этно-педагогическому исследованию нами распространена и в конечном варианте представлена следующим образом: философский уровень (генетический, эволюционный, цивилизационный, синергетический, герменевтический подходы), общенаучный уровень (антропологический, структурный, комплексный, системный, функциональный, парадигмальный, интегральный, социокультурный подходы), конкретнонаучный уровень (культурно - исторический, аксиологический, личностный, деятельностный, компетентностный подходы), методический уровень (коммуникативный, технологический, смы апоцентр ированный подходы).

Традиционно выделяемые методы этнопедагогического исследования: эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент, группировка, классификация, опрос) и теоретические (аксиоматический, идеализации, абстрагирования, гипотетико-индуктивный, мысленного эксперимента, проектирование, моделирование, концептуализация) мы дополнили методами отбора

респондентов (метод фильтра, «снежного кома», отбора по косвенным признакам, использование данных статистики, переписи населения, областных миграционных служб, статистической формы Б-7, содержащей сведения о численности школ с обучением на родном языке, публикации региональных программ развития национального образования, учебники и методические пособия, контент-анализ периодической прессы и художественной литературы), контекстуальными методами (обращение к традиции, авторитетам, здравому смыслу), методом полевого исследования. Детальное изучение метода проектирования в этнопедагогическом исследовании позволило нам выделить принципы и объекты проектной деятельности, дифференцировать ее типы, виды, уровни, критерии результативности.

В качестве средств исследования нами предложены:

- материальные (спутниковая связь, сотовый телефон, компьютерная техника, система Интернет, информационные технологии);

- логические (аргументация, рассуждение, доказательство);

- языковые (описание, изложение, коммуникация);

- математическая статистика.

Этнопедагогические факты интегрируют документальные источники и памятники истории и культуры, фиксируются в этнокультурных традициях, обычаях, фольклоре.

Наиболее приемлемыми формами представления этнопедашгических фактов мы сочли таблицы, графики, диаграммы, классификации, математические формулы, графические модели.

Факторы этнопедагогики сгруппированы нами по принципу мега-(планета, мир), макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (местность и тип поселения), микро- (семья, группы сверстников, а также воспитательные, религиозные частные организации).

Мы подтверждаем возможность и уместность применения в методологии этнопедагогики уровневой типологии В.В.Краевского, согласно которой выделяются гносеологический, мировоззренческий, логико-гносеологический, научно-содержательный уровни. В числе общих научных подходов к анализу этнопедагогических явлений и процессов на гносеологическом уровне нами выделены этнологический, этнокультурный, этнопеда-гогический, этносоциально-ролевой, цивилизационный, психологический подходы. Мы констатировали, что определяющий направление этнопедаго-гического исследования мировоззренческий уровень включает положения о менталитете, языке, природе, труде, религии как факторах формирования и развития ребенка. Обобщение и систематизация имеющихся научных данных о логико-гносеологическом и научно-содержательном уровнях позволили сделать заключение об их недостаточной разработанности. Этот факт определил дальнейшую последовательность нашего исследовательского поиска.

В главе 2 «Логнко-rчшсеалогический уровень методологии этнопе-дагогического исследования» был изучен и описан логико-гносеологический уровень методологии этнопедагогического исследования. Системное пиление этого процесса позволяет рассматривать его в плоскости философских основ, гносеологического ресурса данной методологии, проблемного поля таких исследований. Теоретические изыскания философских основ этнопедагогического исследования привели нас к выводу о возможности реализации направлений, выделяемых традиционно (экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм, «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм, бихевиоризм) и нетрадиционно (эволюционизм и неоэволюционизм, диффузионизм, социологическая и этнопсихологическая школы, функционализм, культурный релятивизм).

Следуя логике исследования, мы выявили масштабный гносеологический ресурс этнопедагогического знания. В него вошли следующие категории: этничность, этническая культура, инкультурация, социализация, куль-1урная трансмиссия, язык, миф, фольклор, религия, вера, воспитательно-образовательные традиции, обычаи, этноспецифическая ритуальная обрядность, зтикетно-поведенческие стереотипы, семейно-бытовые нормы, искусство (народная песня, танец, декоративно-прикладное искусство), игра. Изучение этих областей позволяет получить всестороннюю, достоверную, объективную картину этнического воспитания и обучения.

На основании теоретических и эмпирических обобщений нами был сделан вывод о том, что проблемное поле этнопедагогических исследований составляют методология этнопедагогического знания, любовь как содержание, цель и средство воспитания, совесть, дисциплинированность как ее результат, вина и стыд как механизмы социального контроля, пренатальное воспитание, адаптация детей -мигрантов, церковь как духовно-религиозный воспитательно-образовательный механизм, здоровьесберегающие обычаи и традиции, взаимодействие семьи и школы в вопросах этнопедагогического воспитания.

Н главе 3 «Научно-содержательный уровень методологии этнопедагогического исследования» было продолжено решение задачи разработки методолог™ этнопедагогического исследовашад. Нами было уточнено и систематизировано содержание методологии такого исследования, дано развернутое описание способов его реализации.

Были выделены закономерности этнопедагогического знания: 1) все явления природы и общества представляют собой единый исторический процесс эволюционного самодвижения материи, 2) воспитательные обычаи и традиции сохраняют рациональные модели адаптации детей к окружающим условиям, 3) их специфичность, обусловленная климатическими условиями и ландшафтом, закрепила этно-национальное воспитание. К формам такого знания мы отнесли практическую, игровую, личностную.

Как специфический фактор этнопедагогического исследования нами было выделено национальное воспитательно-образовательное пространство, включающее климат, географический ландшафт, социальную и культурную среды, мировоззренческие, аксиологические воззрения и стереотипные формы поведения, информационно — биоэнергетическое поле человека. Согласившись с видовым делением В.М.ГТолонского научно-педагогических исследований на фундаментальные, прикладные и разработки, мы добавили применительно к этнопедагогическим — промежуточные (сочетающие фундаментальные и прикладные). Общепринятые структурные элементы (тема, проблема, гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и др.) неизменны. Вслед за А.Г.Здравомысловым исследовательскую процедуру мы рассматриваем как иерархию этапов: 1) составление программы или проекта исследования, 2) определение объекта и единиц наблюдения, 3) разработка методики исследования, 4) сбор материала, 5) анализ материала и его обобщение. В изложении программы этнопедагогического исследования мы придерживаемся суждения В.А.Ядова: она выполняет познавательную и организационную функции и включает следующие разделы и элементы:

1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования,

2) определение цели и постановку задач исследования, 3) уточнение и интерпретацию основных понятий, 4) предварительный системный анализ объекта исследования, 5) развертывание рабочих гипотез. Мы разделяем точку зрения В.В.Краевского и Е.В.Бережновой на то, что значимым аспектом этнопедагогического исследования является план его осуществления, изложения хода и результатов деятельности.

На основе сравнительного анализа отличий научного и стихий) ¡о-эм-пирического в такого рода исследованиях нами выявлены характеристики этнопедагогической теории: общность, абстрактность, системность, логичность, достоверность, непротиворечивость, обобщение фактологического материала, проникновение в сущность народно-педагогических обычаев и традиций, преемственность позитивного опыта, интегративность, комплексность, сочетание внутренней дифференцированное™ и целостности, опора на практическую деятельность.

На основании теоретических и эмпирических обобщений нами был сделан вывод о процедуре реализации этнопедагогического исследования, которая предполагает организацию, управление, мониторинг, проектирование, верификацию. В частности, к организации такого исследования применимы следующие подходы: системный, ситуационный, процессный, оптимизационный, стратегический, творческий; целенаправленность и гибкость в качестве свойств; линейный и функциональный типы организационных структур, их вариации. Исследование осуществляется на подготовительном, собственно-исследовательском и завершающем этапах. В качестве инструментария целесообразно структурно-конфигурационное отражение объекта,

предмета и разработок в схемах, рисунках и таблицах. Выделены следующие этапы управления исследованием: анализ, прогнозирование, планирование, исполнение, регулирование, контроль и оценка, коррекция.

Вслед за Г.М.Коджаспировой и А.Ю.Коджаспировым мы дифференцировал!! мониторинг по масштабу целей (стратегический, тактический, оперативный), по этапам (входной, промежуточный, итоговый), по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий), по частоте процедур (разовый, периодический, систематический), по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной), по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный), по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ), по используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный, матричный). В рамках мониторинга применимы этнопедагогическая диагностика, коррекционная работа, прогнозирование, этнопедагогический анализ.

Результатом проектирования в этнопедагогических исследованиях являются разнообразные педагогические технологии: теоретические (учебно-методическое пособие, теоретическая разработка), собственно технологические (методика, программа), по концепции усвоения - технологии развития (этнокультурного, поликультурного и др.), воспитания (духовно-нравственного, умственного, трудового, семейного, физического, здоровьес-берегающего, речевого, эстетического, эмоционально-художественного и др.), обучения (классические, с помощью технических средств, с помощью учебного пособия, групповые, дифференцированные, индивидуальные, «программные»), по ориентации на личностные структуры - эвристические (по развитию творческих способностей), прикладные (по формированию действенно-практической сферы ребенка), по стилевым характеристикам педагога — личностно-ориентированные (гуманно-личностные, сотрудничества, свободного воспитания), антропоцентрические, дидактоцентрические, комплексные, проникающие.

По направлению модернизации выделены несколько групп таких технологий: на основе возрождения этнокультурных механизмов обучения и воспитания, активизации и интенсификации традиционных видов обучения и воспитания (игра, фольклор, народное творчество, прикладное искусство, спортивные состязания, здоровьесберегающие техники), деятельности со-циализаторов (ближайшие и дальние родственники, соседи, представители старшего поколения), эффективности организации и управления процессом обучения (традиционные механизмы соревновательности, подчинения младших старшим и авторитетным членам общества, обязательности и ответственности перед семьей, родом и др.), этнонационально ориентрованные технологии дифференцированного, индивидуального обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования

учебно-воспитательного материала, природосообразные, использующие методы народной педагогики.

Введена в научный обиход структура таких технологий: концептуальная основа, содержательная и процессуальная части, диагностика воспитательно-образовательного процесса. Выяснено, что в процессе совершенствования названных выше педагогических технологий их компоненты могут варьироваться. На основе предложенной М.М.Левиной классификации технологической деятельности педагога нами выдвинуты механизмы этнокультурного обучения и воспитания.

Мы выявили, что процедура верификации в этнопедагогической проектной деятельности объединяет целевое наблюдение и эксперимент. Последний включает теоретический, методический, опытный, аналитический этапы и может быть естественным, лабораторным, длительным, кратковременным, констатирующим, формирующим, преобразующим, изолирующим, контрольным.

Анализ рассматриваемой в диссертации проблемы дает возможность получить интегративное знание о ней с точки зрения методологии педагогики и науковедения. Выполненное исследование имеет первоочередное значение для оптимизации научных работ по этнопедашгике. Последующие научные труды могут быть направлены на расширение и углубление знаний о методологических принципах и теоретических подходах к исследованиям в области этнопедагогики, что обогащает методологию таких исследований. Результаты нашей работы открывают новые грани методологии этнопедагогики, повышения исследовательской культуры научного работника.

В заключении сформулированы общие выводы, подведены основные итоги исследования, изложены рекомендации по реализации этнопедагоги-ческого исследования, намечены перспективы и пути дальнейшего изучения проблемы методологии этнопедагогического исследования.

В приложении содержится материал по истории отечественной методологии.

ВЫВОДЫ

1. Методология этнопедагогического исследования интерпретируется как учение о принципах построения, формах и способах такой деятельности. Как предмет осуществленной в диссертации научно-педагогической разработки данная методология включает сведения 1) о формах этнопедагогического исследования: дескриптивной (описательной) и прескриптивной (нормативной, предписывающей), 2) о формировании его методологических оснований с опорой на этно-ориентированные науки о человеке и обществе, 3) об этно-методологии как перспективном направлении методологического знания в области этих наук, 4) об уровнях методологии этнопедагогики: гносеологическом, мировоззренческом, научно-содержательном, логико-гносеологическом, 5) о структуре методологии этнопедагогического знания, 6) о методах

эмпирических (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретических (аксиологический, идеализация, абстрагирование, гипотетико-индуктивный, мысленным, моделирование, концептуализация), 7) о научных фактах, 8) о мега-, макро-, мезо- микрофакторах, 9) о пилах (по содержанию: фундаментальные, прикладные, промежуточные и разработки; по месту выполнения: архивные, полевые, лабораторные), 10) о формах (обыденно - практические, игровые, личностные, народная педагогика), 11) об обусловливающих воспи-тателъно-образовательное пространство средовых факторах (климат, ландшафт, социум, культура, мировоззрение, ценности, стереотипное поведение), 12) об аппарате исследования (количество структурных элементов варьируется от 6 до 24), 13) о его этапности (составление программы или проекта, определение объекта и единиц наблюдения, разработка методики исследования, сбор материала, его анализ и обобщение), 14) об эмпирическом базисе.

2. На логико-гносеологическом уровне философскую основу для этно-педагогических исследований составляют экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм, «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм, бихевиоризм, эволюционизм и неоэволюционизм, диффузионизм, социологическая и этнопсихологическая школы, функционализм, культурный релятивизм. Гносеологическим ресурсом этнопеда-гогического познания являются: этничность, этническая культура, миф, фольклор, религия, вера, воспитательно-образовательные традиции, обычаи, этноспецифическая ритуальная обрядность, этикетно-поведенческие стереотипы, семейно-бытовые нормы, национальная игра. Проблемное поле этно-педагогического познания включает адаптацию детей - мигрантов, церковь как духовно-религиозный воспитательно-образовательный механизм, взаимодействие семьи и школы в вопросах этнопедагогического воспитания и др.

3. Реализация этнопедагогического исследования предполагает его организацию, управление, мониторинг, проектирование технологии (модели, конструкции).

В рамках организации предложен алгоритм этого процесса. Он представлен динамической цепочкой этапов: подготовительный (подготовительная работа, планирование), собственно-исследовательский (сбор информации, ее систематизация, аналитическая деятельность, обобщение, проектирование, создание технологии), завершающий (верификация произведенного продута, рефлексия).

4. В контексте управления исследовательской деятельностью выделены его задачи (выявление проблемы, конкретизация цели и требований к проекту, определение ресурсов, рисков, системы контроля), содержание (разработка программы, подбор средств, способов управления, контроль, коррекция, рефлексия), этапы (анализ, прогнозирование, планирование, исполнение, регушгрование, контроль, оценка, коррекция).

5. Описан механизм мониторинга, его видовая классификация, этнопеда-

готическая диагностика, коррекционная работа, этнопедагогический анализ, прогнозирование.

6. Выполнена развернутая характеристика этнопедашгических технологий, раскрыто их содержание, компонентный состав, рассмотрены существующие классификации.

Верификация этнопедагогического исследования предполагает его эмпирическую или экспериментальную апробацию.

Сделанные в нашей работе выводы, полагаем, являются полезными для педагогической науки. Так, в результате собственно научного осмысления тенденций этнопедагогического познания нами было сделано заключение, что оно развивается согласно последовательному наращиванию методологического потенциала и арсенала этнопедагогических исследований, расширению источниковой базы, нарастающему осмыслению народной педагогики, методологическому сдвигу с анализа этнокультурных воспитательных обычаев и традиций на теоретические основания этнопедагогики, усилению междисциплинарного характера этнопедагогического знания.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ВАК Минобрнау-ки РФ:

1. Мальсагова, М.Х Проблемное поле этнопедагогических исследований [Текст] / М.Х.Мальсагова // Казанская наука. - 2013. - №12. -С. 262-266 (0,5 п.л.)

2. Мальсагова, М.Х Методологические аспекты этнопедагогического исследования [Текст] / М.Х.Мальсагова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. - С. 154-156 (0,4 п.л.)

3. Мальсагова, М.Х. Гносеологический ресурс этнопедагогического познания [Текст] / М.Х.Мальсагова // Вестник ПГЛУ. - 2014. - №1. -С. 202-205 (0,5 п.л.)

II. Монография

4. Мальсагова, М.Х, Этнопедагогическое исследование: методология и методика реализации [Текст] / М.Х.Мальсагова, В.В. Лезина. - Пятигорск: ПГЛУ, 2014. - 196 с. (12,3 п.л.)

III. Статьи, опубликованные в других научных изданиях и журналах:

5. Мальсагова, М.Х Философия этнопедагогики. [Текст] / М.Х.Мальсагова // Молодая наука-2012 : мат-лы регион, науч.-практ. конф. - Пятигорск, 2012. - С. 81-85 (0,3 п.л.)

6. Мальсагова, М.Х Методология этнопедагогического исследования как предмет изучения [Текст] / М.Х.Мальсагова // Новое слово в науке и практике: гипотеза и апробация результатов исследований: мат-лы VIII междунар. конф. - Новосибирск, 2013. - С. 75-90 (1 п.л.)

7. Мальсвгоеа, М.Х. Философские основы методологии этнопедаго-/ического исследования [Текст] / М.Х.Мальсагова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии : мат-лы междунар. конф. - М., 2013. -С. 25-32 (0,5 п.л.)

8. Мальсагава, М.Х. Предпосылки исследования методологии этно-педагогического исследования [Текст] / М.Х.Мальсагова // Психология и педагогика: современные методики инновации, опыт практического применения : мат-лы ÎII общерос. конф. - Липецк, 2013. - С. 57-63 (0,4 п.л.)

9. Мальсагова, М.Х. Становление этнопедагогики на Северном Кавказе [Текст] / М.Х.Мальсагова // Университетские чтения-2013 : мат-лы науч.-метод, чтений ИГЛУ. - Ч. X. - Пятигорск, 2013. - С. 110-115 (0,4 пл.)

10. Мтьсагот, М.Х. Принцип научности в педагогике: история, состояние, перспективы [Текст] / М.Х.Мальсагова Н Молодая наука-2013 : мат-лы регион, науч.-практ. конф. - Пятигорск, 2013. - С. 155-158 (0,3 пл.)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

МАЛЬСАГОВА МАРЬЯМ ХАМАТХАНОВНА

МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Подписано в печать 23.04.14. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 1,2. Тираж ЮОзкз. Заказ 43

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

357532, Ставропольский край, г.Пятигорск. пр.Калинина, 9 Отпечатано в центре информационных и образовательных технологий ПГЛУ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мальсагова, Марьям Хаматхановна, Назрань

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Мальсагова Марьям Хаматхановна МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Лезина В.В.

Назрань-2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................................................................................................................16

1.1. Терминологический анализ ключевых категорий исследования.... 16

1.2. Предпосылки разработки методологии этнопедагогического исследования......................................................................................................................................................29

1.3. Методология этнопедагогического исследования как предмет

теоретического анализа........................................................................................................................37

Выводы по главе 1..................................................................................................................................67

ГЛАВА 2. ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................................................................................69

2.1. Философские основы методологии этнопедагогического исследования..............................................................................................................................................................69

2.2. Гносеологический ресурс этнопедагогического знания............................85

2.3. Проблемное поле этнопедагогических исследований..................................113

Выводы по главе 2....................................................................................................................................131

ГЛАВА 3. НАУЧНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............133

3.1. Методологические аспекты этнопедагогического исследования... 133

3.2. Способы реализации этнопедагогического исследования........................143

Выводы по главе 3..................................................................................................................................168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................170

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................................180

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................................197

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена особенностями развития научного знания, обеспечивающего неуклонный прогресс общества, рост его интеллектуального потенциала. Диалектическими противоречиями науки, наличием разных научных школ и подходов, многочисленных точек зрения продиктована разработка методологии научного исследования, цель которой - установление научной истины путем выявления законов и закономерностей, обоснования теорий, концепций, подходов, методов, идей.

Проблема разработки методологии этнопедагогического исследования детерминируется многочисленностью научных работ преимущественно прикладного характера в этой области, большим интересом исследователей к проблеме этнокультурного воспитания и образования, требованием научной общественности к повышению качества диссертаций по педагогическим наукам. Как показывает выполненный нами анализ 78 диссертационных исследований в области этнопедашгики, каждый автор идет своим путем, обнаруживая существенные отличия в выборе методологического инструментария, демонстрируя иногда слабое знание методологических основ научного исследования. Это обстоятельство обусловлено недостаточной разработкой методологии этнопедагогического исследования.

Аналогичные выводы сформулированы другими авторами. Так, К.Ж.Кожахметова считает: «Законы и закономерности этнопедашгики еще недостаточно разработаны, мало исследований методологического плана». Ш.М.-Х.Арсалиев отмечает, что «многочисленные труды по этнопедагогике не предлагают пока научно обоснованной стройной системы методологических оснований, а упоминают лишь некоторые подходы, методы и средства».

Актуальность методологических изысканий связана также с наступлением новой цивилизационной эпохи, в том числе эпохи тотальной информатизации, переходом к экономике знаний. Поиски методологических основ осущест-

3

вляются в различных направлениях. «В настоящее время, - отмечает Т.ЕЛешкевич, - исследователь сталкивается с исключительно сложными познавательными ситуациями. Поэтому просматривается тенденция усиления методологических изысканий внутри самой науки».

Недостаточная разработанность методологических основ этнопедагогиче-ских исследований напрямую связана с качеством диссертационных работ молодых исследователей и сроками их выполнения.

Очевидно, что выработка методологии отраслевого исследования обеспечивает высокое качество исследовательского процесса, что способствует реализации требований Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» марта 2011 г. №1365.

Степень разработанности проблемы. Отечественная этнопедагогика располагает данными, которые могут стать основой для разработки методологии этнопедагогического исследования. К настоящему времени в научных публикациях Ш.М.-Х.Арсалиева, Л.Н.Бережновой, Г.НЛЗолкова, К.Ж.Ко-жахметовой, В.В.Лезиной, О.Д.Мукаевой, И.Л.Набока, Е.Л.Христовой, М.И.Стельмахова, В.И.Щеглова определен понятийный аппарат, рассмотрены философские категории этнопедагогики, выделены этнопедагогические закономерности, раскрыты отдельные аспекты методики этнопедагогики, описано эт-нопедашгическое источниковедение. Этнопедагогическая компетентность педагогов исследована в научных работах Т.В.Анисенковой, Л.С.Берсеневой, М.В.Бозиевой, Т.В.Давыдовой, З.К.Меретуковой, И.В.Мусхановой, Н.М.Сажиной, Ю.С.Тюнникова, Л.А.Хараевой, А.Н.Яковлевой.

Особое значение для изучения методологии этнопедагогического исследования имеют: монография Ш.М.-Х.Арсалиева «Методология современной этнопедагогики» (М., 2013), в которой рассмотрена проблема формирования методологических оснований этнопедагогики в контексте современной картины мира; учебное пособие Г.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, А.Б.Панькина «Введение в этнопедагогику» (Элиста, 2006), где обоснована применимость культурологического подхода к этнопедагогическим исследованиям, раскрыта сущность прин-

4

ципа этнокультурной коннотации; учебное пособие В.В.Лезиной «Основы эт-нопедашгики» (Пятигорск, 2009), в котором отражена методологическая корреляция исследований в области этнопедагогики и национальной образовательной политики. Вместе с тем вне поля зрения ученых остается методологическая рефлексия этнопедагогического исследования как формы процесса познания.

Таким образом, обнаруживаются очевидные противоречия между

-актуальностью и недостаточным освещением данной области педагогического знания;

- федеральными государственными требованиями послевузовского профессионального образования (аспирантура) к научно — исследовательской работе аспиранта и недостаточной разработанностью методологии отраслевого научного исследования.

Разрешение этих противоречий обусловило выбор темы диссертации: «Методология этнопедагогического исследования», проблема которой заключается в выявлении эффективных способов повышения качества этнопедагогиче-ских исследований на основе разработки их методологии.

Объект исследования - этнопедагогическое исследование как форма процесса познания.

Предмет исследования - методология этнопедагогического исследования.

Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной системы методологических доминант для реализации этнопедагогического исследования.

Определившая ход исследования гипотеза сформулирована следующим образом: качество этнопедагогических исследований в значительной мере возрастет, а внедрение их результатов в образовательную практику будет более эффективным, если: 1) разработать системообразующие компоненты методологии этнопедагогического исследования, 2) предложить рекомендации для исследователей в этой отрасли педагогического знания.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили реализацию ряда

частных исследовательских задач:

1) охарактеризовать этнопедашгическое исследование как форму процесса познания;

2) конкретизировать теоретические представления о методологии этнопе-дагогического исследования;

3) раскрыть методологию этнопедагогического исследования на логико-гносеологическом уровне;

4) охарактеризовать методологию этнопедагогического исследования на научно-содержательном уровне;

5) предложить авторские рекомендации по реализации методологии этнопедагогического исследования.

Методологические основы исследования. Разработка методологии этнопедагогического исследования основывается на фундаментальных теоретико-методологических положениях философского, общенаучного, педагогического уровней.

На философском уровне такими положениями являются следующие:

- многообразие форм знания, допустимость различных философских, гносеологических подходов и оценок изучаемых теорий;

- философия и методология науки (М.С.Бургин, П.П.Гайденко, В.В.Ильин, А.С.Кравец, В.И.Кузнецов, В.И.Купцов, Т.П.Матяш,

A.Л.Гикифоров, Т.Б.Фатхи, П.Фейерабенд, Г.П.Щедровицкий и др.);

- гносеологический анализ (В.В.Ильин, А.Т.Калинкин, П.В.Копнин и др.). На общенаучном уровне:

- подходы: системный (В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, Э.В.Ильенков,

B.П.Кузьмин, Э.Г.Юдин и др.), структурный (Б.Г.Ананьев, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина и др.), задачный (В.А.Сластенин);

методологические основы научного познания (В.И.Купцов,

C.В.Маланов, Э.М.Мирской, П.В.Попов, Б.Г.Юдин);

методология гуманитарных наук (М.М.Бахтин, М.С.Бургин, В.И.Кузнецов и др.);

- методология научно - исследовательской работы (А.Г.Здравомыслов, И.А.Зимняя, А.С.Кравец, С.В.Маланов, А.Я.Найн, Г.Рузавин, И.Д.Чечель, В.А.Штофф, П.Фейерабенд и др.);

логика и структура научного исследования (Н.Г.Герасимов, Н.Н.Моисеев, В.С.Степин; К.Поппер, Р.Дж.Стернберг и др.);

- междисциплинарное исследование рассматриваемой проблематики в смежных областях знания - философии, науковедении, этнопсихологии, этно-социологии, этнологии (Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Т.Г.Грушевицкая, Л.М.Дробижева, В.С.Кондратьев, А.П.Садохин, Т.Г.Стефаненко, А.А.Сусоколов; Р.Бенедикг, Ф.Боас, В.Вундт, К.Гирц, М.Глюкман, М.Годелье, Ф.Знанецкий,

A.Инкелес, Л.Лаудан, И.Лакатос, К.Мелиссо, М.Мид, Р.Нидхем, Р.Тернер, У.Томас, Дж.Хонигман, Ф.Хсю);

- методологическая культура исследователя (О.С.Анисимов, Н.И.Загузов,

B.Н.Неволин, С.А.Писарева, А.П.Тряпицина, Д.И.Фельдпггейн). На уровне педагогической науки:

- научные теории методологии и методики педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Н.И.Болдырев, В.И.Гинецинский, М.А.Данилов, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, З.К.Меретукова, А.М.Новиков);

концепции методологии этнопедагогики (Ш.М.-Х.Арсалиев, Г.Н.Волков, К.Ж.Кожахметова), этнопедагогизации воспитания и обучения (Б.Ш.Алиева, В.А.Разумный, Л.В.Тодоров, В.Ф.Шаталов, Ю.Н.Чехонадский,

A.А.Григорьева, Т.Н.Петрова, А.Б.Панькин, И.С.Портнягин, З.Б.Цаллагова, Е.П.Жирков, Н.Д.Неустроев);

- компетентностный подход (В.И.Байденко, В.А.Болотов, А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской,

B.Д.Шадриков и др.);

диалектика педагогического исследования (П.И.Образцов,

Н.В.Бордовская и др.).

Теоретическую основу исследования составили идеи, концепции, тео-

7

рии, раскрывающие:

- педагогическое проектирование (В.И.Борзенков, М.П.Горчакова — Сибирская, Ю.В.Громыко, Е.С.Заир - Бек, Г.Л.Ильин, И.А.Колесникова, Н.А.Масюкова, В.М.Монахов, П.И.Пидкасистый, СХГ.Прикот, В.И.Слободчиков

и др.);

педагогические технологии (В.М.Монахов, Е.С.Заир-Бек, А.Л.Густомясова, Л.В.Образцова, П.И.Пидкасистый, Л.Л.Супрунова и др.);

- идеалы и нормы научного исследования (Т.Г.Лешкевич и др.),

Источниками исследования являются Федеральные государственные

требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. №1365, Постановление о порядке присуждения ученых степеней от 24 сентября 2013 г., научные публикации по вопросам методологии научного исследования и методологии этнопедагогики, учебники и учебные пособия, диссертации по исследуемой проблеме.

Для решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования:

- общетеоретические - теоретический анализ философской, педагогической, этнологической, этнопсихологической, этносоциологической литературы по данной теме; науковедческий анализ этнопедагогического знания, гносеологический анализ этнопедагогических исследований, обобщение;

- эмпирические - наблюдение (прямое и опосредованное), опросные (беседа, анкетирование, интервью), изучение продуктов деятельности;

- проектный - алгоритмизация проектирования в этнопедагогическом исследовании.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; обобщением и систематизацией источниковой базы; использованием взаимодополняющих методов научного исследования, адекватных его цели, задачам и логике; внедрением методических рекоменда-

ций в практику.

Эмпирической базой исследования стали ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет», факультет психологии ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Этапы исследования. Изучение названной проблемы охватывает 2009 -2013 гг.

Первый этап (2009 г.) - поисковый: уточнялась сущность проблемы, осуществлялись сбор, накопление, анализ и систематизация материала, формировался категориальный аппарат исследования.

Второй этап (2010-2011 гг.) - концептуальный: обобщался систематизированный материал, определялась структура исследования, анализировались различные подходы к изучению методологии этнопедагогического исследования, производилась ее разработка.

Третий этап (2012-2013 гг.) - итоговый: формулировались теоретические выводы, завершалось научное и литературное оформление диссертационной работы, готовилась монография по результатам проведенного исследования, публиковались статьи в периодических изданиях, сборниках научных трудов, осуществлялась апробация результатов исследования в выступлениях на научных конференциях.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой исследование актуальной педагогической проблемы, научная новизна которой имеет теоретико-методологическое, научно-методическое и организационное значение.

В теоретико-методологическом аспекте предложено оригинальное суждение о методологии этнопедагогического исследования как формы процесса познания, обогащающее научную концепцию методологии этнопедашгики. Выявлены исходные исследовательские подходы: системный, структурный, задач-ный в решении данной проблемы. Определен науковедческий потенциал этнопедагогического знания.

Углублено теоретико-методологическое знание о логико-

9

гносеологическом уровне методологии этнопедагогического исследования: приведены в систему ее философские основы, гносеологический ресурс этнопедагогического знания, проблемное поле этнопедагогических исследований. Раскрыт научно-содержательный уровень такой методологии: описаны методологические аспекты этнопедагогического исследования, способы его реализации. Выявлены особенности этнопедагогической теории на основе сравнительного анализа научного и стихийно-эмпирического этнопедагогического знания.

В научно-методическом аспекте содержательно и аспекгуально обогащены: структура методологии этнопедагогического знания; предмет, функции, закономерности, методы и средства этнопедагогического исследования, подходы к его изучению, критерии научности. Дополнено представление о проектировании в этнопедашгическом исследовании за счет выделения принципов и объектов проектной деятельности, описания ее типов, видов, уровней, критериев результативности. Предложены формы 1) представления этнопедагогических фактов (классификации, таблицы, диаграммы, графики, математические формулы, графические модели); 2) четырехуровневого группирования факторов этнопеда-шгики: мега- (планета, мир), макро- (страна, этнос, общество, государство), ме-зо- (местность и тип поселения), микро- (семья, воспитательные и религиозные организации).

Расширены границы форм этнопедагогического знания посредством обобщения его закономерностей, отнесения к нему практического, игрового, личностного знания. Описаны и классифицированы этнопедагогические технологии, конкретизирована их структура.