автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия)
- Автор научной работы
- Борисов, Михаил Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Борисов, Михаил Иванович, 1998 год
Введение.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
1.1. Философско-культурологический подход к сущности национального образования.
1.2. Основные этапы становления и развития национального образования в Якутии.
1.3. Стратегические направления современной Концепции национального образования в Республике Саха.
ГЛАВА 2. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
2.1. Этнофилософская и этнопедагогическая основа образовательно-воспитательной концепции национальной гимназии.
2.2. Психолого-педагогическая основа моделирования образовательно-воспитательного процесса.
2.3. Организационно-педагогические основы модели национальной гимназии. 2.4. Общие принципы моделирования содержания образования в национальной школе-гимназии.
2.5. Особенности учебных планов и программ как содержательной основы модели гимназического образования.
2.6. Инновационный подход к построению содержания последипломного образования руководителей национальных гимназий.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯМИ И УЧАЩИМИСЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ).
3.1. Отношение учащихся и учителей к национальной гимназии.
3.2. Тенденции развития национального самосознания гимназистов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия)"
Актуальность проблемы разработки и научного обоснования модели национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) обусловлена ее социальной и теоретической значимостью. В составе обновленной Российской Федерации образовались суверенные республики, что вызвало бурный всплеск национального самосознания народов, освободившихся от идеологического и политического давления, стремящихся реализовать свой суверенитет, ищущих свои национальные корни, место и роль в общецивилиза-ционном процессе. Вместе с тем в условиях происходящих перемен возникает социальная дезадаптация многих людей как следствие нарастающей безработицы, обнищания, маргинализации отдельных групп населения, роста отчуждения, агрессивности и преступности.
Эти противоречивые тенденции создают условия, чреватые угрозой стабильному обществу, возможностью появления реакционных идеологий, национальных и конфессиональных конфликтов, открытых столкновений.
Поэтому в современных условиях происходит поиск новых путей реализации национальной политики, которая опиралась бы на социальные механизмы, помогающие снимать напряженность в отношениях между нациями и народностями. Одним из таких регуляторов, несомненно, является национальное образование, которое при рациональной его организации может эффективно решать задачи возрождения и развития национальной культуры, воспитания молодежи на основе диалога культур, способствовать гармонизации межнациональных отношений, духовной консолидации народов.
Решение этих задач требует укрепления национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народов, их философскому, этнокультурному и нравственному наследию.
Ретроспективный анализ многолетней деятельности национальных школ показывает, что школа, располагая минимальным количеством часов на изучение родного языка, не была по своей сути национальной, что привело к пренебрежению вековыми традициями и духовными ценностями родного народа у определенной части молодежи, к бездуховности, отрыву от родного истока - природы. Культура народа саха природосо-образна. Возрождение духовного потенциала человека из своеобразной этнической среды возможно на основе раскрытия сущности философских воззрений народа саха на формирование физической, психоэмоциональной и духовно-интеллектуальной сфер человека, их совершенствование во взаимной гармонии и внутренней связи человека с Природой - Творцом.
В настоящее время в Республике Саха разработана и реализуется Концепция обновления и развития национальных школ. Одним из важнейших положений этой Концепции является создание разных типов учебных заведений, обслуживающих образовательные и этнокультурные потребности социума, в частности - национальных гимназий. Создание таких гимназий уже началось, но их эффективное функционирование и развитие требует научного обоснования модели этого нового образовательного учреждения и разработки организационно-педагогических условий его успешного функционирования.
Национальная школа-гимназия, в соответствии с Концепцией обновления и развития национальных школ в Республике Саха, ориентирована на возрождение духовного потенциала человека - носителя национальной, русской и общечеловеческой культуры, способного творчески участвовать в преобразованиях общества. Выпускник гимназии - это личность интеллектуально готовая к обучению в высшем учебном заведении, к продолжению непрерывного образования.
Идея национального гимназического образования опирается на исторический опыт гимназий в странах Западной Европы, дореволюционной России, на современные принципы построения общего среднего образования, содержащиеся в Законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) «Об образовании» и в республиканских законах «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе». Вместе с тем она исходит из понимания воспитания ребенка-саха на основе этнофилософии Кут-Сюр, направленной на сохранение духовной гармонии всех компонентов, составляющих сущность человека в его взаимосвязи с Природой - Творцом.
Концептуальная модель новой школы-гимназии основывается на гуманистической идее этнопедагогики саха как духовного феномена в современной образовательной ситуации региона.
Данное исследование строится на основе богатейшего наследия классиков педагогической науки: принципов природосообразности воспитания Ж.Ж.Руссо, культуросообразности воспитания Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, народности воспитания К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, выхода в мировое культурное пространство через национальную культуру и диалог культур (идеи М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, Д.С.Лихачева и др.).
Обзор историко-педагогических исследований становления и развития национального образования выполнен на основе анализа работ В.Ф.Афанасьева, Л.П.Ашихминой, А.Г.Базанова, В.К.Бацына, З.П.Васильцовой, С.Г.Вершловского, Г.Н.Волкова, С.И.Гессена, Б.С.Гершунского, Д.А.Данилова, Е.П.Жиркова, А.Э.Измайлова, И.С.Кона, М.Н.Кузьмина, Т.Ю.Красовицкой, Ж.Малори, Н.Д.Неустроева, А.П.Оконешниковой, Р.Е.Тимофеевой и других.
В нашей работе мы опираемся также на современные концепции гуманизации образования, которые раскрываются в исследованиях Т.Г.Браже, В.П.Бездухова, Е.П.Белозерцева, С.Г.Вершловского, В.Г.Воронцовой, Е.И.Добринской, Ю.Н.Кулюткина, И.А.Колесниковой, Л.Н.Лесохиной, О.Е.Лебедева, Н.Н.Лобановой, В.Г.Онушкина, С.А.Расчетиной, Е.А.Соколовской, Г.С.Сухобской, Е.П.Тонконогой и Других.
Проблемы гимназического образования раскрыты в трудах: Н.В.Горбуновой, А.Г.Каспржака, М.В.Левита, В.Ф.Лехтмана, Л.М.Перминовой, С.Ф.Тарасова, А.П.Трялицыной, Ю.С.Тюнникова, М.А.Кондратьевой, И.Я.Курамшина, Ф.Ф.Харисова, Г.Ф.Хасановой, Т.И.Шамовой, Ф.ГЛлалова и других.
В исследованиях последних лет в центре внимания находятся методологические проблемы определения содержания и технологии обновления образования в национальной школе, подчеркивается важность гуманистических истоков народной педагогики, как духовного феномена, положения о соответствии содержания образования этнофилософским традициям и этнопсихологическим особенностям народа. Однако стройных и системных подходов к изучению проблемы моделирования национальной школы-гимназии с точки зрения задач нашего исследования в этих работах нет.
Все это и обусловило выбор темы исследования: «Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха».
Объект исследования: национальная школа-гимназия в Республике
Саха.
Предмет исследования: философско-культурологическое, психолого-педагогическое и организационно-педагогическое обоснование модели национальной школы-гимназии в Республике Саха.
Цель исследования: разработать и научно обосновать модель национальной школы-гимназии как инновационного учреждения в Республике Саха.
Задачи:
1. Выявить основные исторические этапы становления и развития национального образования в Якутии.
2. Разработать теоретико-методологические подходы к построению модели национальной школы-гимназии, ориентированной на формирование личности выпускника как носителя национальной, русской и общечеловеческой культуры.
3. Определить принципы отбора и построения содержания национального, гимназического образования.
4. Определить организационно-педагогические условия функционирования национальной школы-гимназии.
5. Выявить отношение учащихся и учителей к гимназическому образованию, исследовать тенденции развития национального самосознания учащихся гимназий.
Теоретическое осмысление проблем национального гимназического образования позволяет выдвинуть следующую гипотезу исследования.
Национальная школа-гимназия в Республике Саха будет развиваться как инновационное учебное заведение, ориентированное на приобщение молодого поколения к национальной, русской и общечеловеческой культуре, и будет служить существенным фактором возрождения культуры родного народа при создании определенных условий:
• разработки методологии и стратегических целей функционирования и развития национальной школы-гимназии;
• построения нового содержания гимназического образования, основанного на реализации федерального и регионального образовательных стандартов и диалоге культур народа-саха, русского и других народов республик СНГ и всего мира;
• формирования научного мировоззрения, позитивного национального самосознания и высокого уровня общей культуры гимназистов;
• повышения методологической (философской, этнокультурной) и профессиональной компетентности педагогов и руководителей национальной школы-гимназии.
Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи общества и образования, этнофилософия народа Саха, положения современной культурологии о диалоге национальной и общечеловеческой культур, принципы национальной политики в сфере образования, системный подход к анализу социально-педагогических явлений, личностно-деятельностный подход к повышению квалификации руководителей гимназии.
Исходные теоретические позиции.
Республика Саха (Якутия) на современном этапе ее развития характеризуется многонациональным составов населения. На ее территории общей площадью немногим более 3 млн. кв. км проживает, по данным переписи 1989 года, 1 млн. 95 тыс. человек. Среди них народ Саха (якуты), давший название республике, - 33,4%, русские - 54%, украинцы -7%, с меньшей численностью - татары, белорусом, буряты, башкиры, молдаване, чуваши, а также коренные малочисленные народы Севера: эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долгане. Однако коренным историческим этносом, с древних времен населяющим эту территорию, является народ саха. В период общего подъема национального самосознания народов, живущих в сложной смешанной этнокультурной среде, возникает необходимость возрождения национальной культуры, развитие которой продолжительное время тормозилось под влиянием идеологических и политических факторов. Поэтому одним из важнейших стратегических направлений современной государственной политики в сфере образования стало возрождение национальной культуры посредством образования. Реализация этого направления реформ в сфере образования осуществляется путем создания инновационных образовательных учреждений, деятельность которых нацелена на приобщение молодого поколения к истокам народной национальной культуры.
В условиях Республики Саха (Якутия) таким инновационным образовательным учреждением становится национальная гимназия, которая должна развиваться в городских и сельских (улусных) условиях.
Национальная гимназия является общеобразовательным средним учебно-воспитательным учреждением, решающим как общие для всех подобных заведений задачи, так и особенные, соответствующие ее предназначению. Сложность и новизна этих задач требуют разработки и многоаспектного научного обоснования модели национальной гимназии на философско-культурологическом, психолого-педагогическом, нормативно-правовом и организационно-педагогическом уровнях с учетом федерального и регионального стандартов образования, этнических особенностей национальной культуры и менталитета народа Саха.
Вместе с тем разработка модели национальной гимназии должна исходить из исторического опыта развития национального образования, этнофилософского и этнопедагогического анализа его сущности. С этой точки зрения в диссертации и осуществлен исторический, философско-культурологический, психолого-педагогический и этнопедагогический подходы к раскрытию сущности понятия «национальное образование», рассмотрены его основные характеристики на разных исторических этапах развития образования в Якутии.
Сущность понятий «образование» и «национальное образование» в разные исторические периоды рассматривалось по-разному в зависимости от философского видения общей картины мира, характерного для той или иной эпохи. В этом анализе мы исходили из культурологической концепции М.С.Кагана, выделяющего сущностные характеристики философского видения мира и человека в нем в разные исторические периоды.
Новейшая парадигма философского мышления - «космизм» ставит в центр мироздания человека как космическое существо (В.С.Соловьев), которое характеризуется следующими чертами: всечеловечностью, соборностью, планетарностью мышления. Соответственно на первый план выдвигается идея гуманизма, ставящего в центр мироздания Человека как отдельного существа, индивида, что соответствует парадигме педагогического мышления, ориентирующегося на индивидуально-личностный подход, предлагающий подниматься к высотам общечеловеческих ценностей через национально-этнические и индивидуально-личностные особенности.
Такой широкий философско-культурологический аспект помогает рассмотреть национальное образование не как частичную интерпретацию его сущности, а как целостный системный объект, имеющий свою внутреннюю структуру, которая, по мнению ряда исследователей, состоит из трех слоев: «язык» - «дух» - «культура». Именно эти компоненты являются составляющими сущность национального образования, определяют его предназначение для личности - нации - человечества.
Язык - уникальная ценность и неотъемлемый признак нации. Каждый народ имеет суверенное право сохранить свою самобытную культуру, традиции, язык.
Истоки родного языка это «материнский язык», каковым для русского народа является живой родник, кладезь древнерусской речи «Слово о полку Игореве», «материнский язык» для киргизского народа это язык бессмертного эпоса «Манас», «материнский язык» Саха - язык великого «Олонхо» - «Нюргун Боотур - стремительный».
О величии и значимости языка в отечественной педагогике писали К.Д.Ушинский и С.И.Гессен. По их мнению, родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру.
Обеспечение культурно-языковой преемственности поколений, воспитания у молодежи любви к родному языку, уважительного отношения к культуре, языку, традициям других народов определяются законами Российской Федерации и Республики Саха об языках и образовании (1992 г.).
Дух» и «Культура». Истоки национального образования как «духа» и «культуры» народа были заложены в теории национального образования И.Г.Фихте. Он первый увидел проблему национального образования в отношении народа к предстоящей ему внешней культуре. Задача образования народа, по мнению И.Г.Фихте, состоит в том, чтобы давление внешней культуры не перевесило свободной самобытности его творческих устремлений и не разрушало его внутренней целостности.
Национальное образование для И.Г.Фихте совпадает с образованием личности и свободы в человеке, это есть не что иное, как «нравственное образование народа». Размышляя над национальным образованием как «не об особом виде образования», а «естественном стиле» всякого подлинного образования, он четко разграничил понятия «национальное» и «общечеловеческое». Конфликт «национального» и «общечеловеческого» выражается в известной антиномии «национализма» - «космополитизма». Измельчение нации в национализме приводит к тому, что все своеобразие нации, а значит - присущий ей «дух индивидуальности» и «своеобразия» утрачивается.
Только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей он становится индивидуальностью, занимающей свою особое место в общечеловеческой культуре, т.е. становится нацией.
По С.И.Гессену, первое, самое общее понятие национального образования исходит из его задач. В данном контексте задача национального образования, т.е. создания и упрочения нации, сводится к приобщению всех слоев народа к культуре и, в частности, к образованности как высшему ее проявлению.
Таким образом, национальное образование есть не особый вид образования, а есть хорошее образование. Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства.
В якутской педагогике «дух» и «культура» как истоки национального образования определяются согласно философским воззрениям народа саха на сущность и природу человека.
В этнической философии саха «Кут-Сюр» категория «Ийэ кут» - дух от матери - основа основ - космическая заданность человека, его генетическая программа задатков и способностей; философская категория «Буор кут» - дух от земли - телесное, физическое здоровье человека; философская категория «Салгын кут» - дух от воздуха - эмоциональное начало в человеке, его психический мир. Человеку необходимо постоянно оберегать и развивать все элементы души - «кут». Категория «сюр» обеспечивает цельность личности, это жизненная энергия, сила духа человека. Его также необходимо оберегать, если «сюр» поврежден, то человек теряет стремление к жизни, нарушается его жизнестойкость.
Философия «Кут-Сюр» выступает и как связующее звено времен: прошлого - настоящего - будущего, поэтому она важна в личностном развитии человека саха. К этой философии, изучению ее разных направлений обращались философы, культурологи, экономисты, педагоги. Кут-Сюр - философия народа Саха (А.Е.Кулаковский), она может рассматриваться как целостное учение о человеке (Л.А.Афанасьев-Тэрис), как духовный мир человека Севера (И.С.Портнягин), как учение об очищении души человека (Б.Н.Попов), как жизненный круг якутов
С.Колодезников, Е.Романова, П.Слепцов), как новое качество, которое через терпимость и понимание ведет к возрождению и достижению нового уровня духовной культуры этносов (А.Г.Новиков), как толерантность и воспитание нравственной устойчивости личности (Т.И.Степанова), как концептуальная модель, которая может лечь в основу технологии обновления содержания образования в национальной школе (Е.П.Жирков).
В современной образовательной парадигме составляющие национального образования: «язык», «дух», «культура» и субъекты -«личности» - «нации» - «человечество» определяются категориями: народный дух, национальная самоидентификация, национальное самосознание, толерантность.
Данные категории в «национальном образовании» проявляются как представление человеком определенной нации, определенного этноса, как принятие философии, образа жизни, истории, языка, религии, искусства, обрядов и традиций, фольклора, культурного наследия предков, но вместе с тем и принятия другого «я», «иных» культур, традиций, взглядов, уклада жизни. В основе такого подхода лежит идея межкультурного образования: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.
Исходя из методологических предпосылок сущности национального образования, теоретических основ национальной школы в современной образовательной ситуации исследователи отмечают разные стороны сущности понятия «национальное образование»:
• это такое образование, которое должно дать возможность каждому ребенку осознать свою национальную самоидентичность, в результате чего он должен стать Человеком, принадлежащим своему родному народу, своей великой стране России и миру;
• такое образование, которое дает возможность стать конкурентоспособным в современных рыночных условиях, достичь высокого уровня образованности для расцвета в мировом сообществе;
• такое образование, которое учит жить в мире и согласии с другими народами, определяется такими ведущими категориями как «толерантность», «доброта», «терпимость», «любовь».
Таким образом, предназначение национального образования состоит в том, чтобы передавать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, традиций, духовно-нравственные ценности, опыт жизни и менталитет своего народа; развивать национальную самобытность, но в то же время ориентироваться на духовные и общечеловеческие ценности; содействовать укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связей; формировать толерантность, гармонизировать межнациональные отношения, способствующие межнациональной интеграции.
В нашем исследовании мы исходили также из диалектической взаимосвязи общей педагогики и этнопедагогики: с одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению; с другой - этническая педагогика, являясь частью современной педагогики, отражает влияние философских воззрений народа, особенностей содержания народной культуры, природной и социальной среды на становление и развитие человека.
Ведущий принцип этнопедагогики - естественность и природосооб-разность воспитания. Идея этого принципа - признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром. В народной педагогике естественность и природосообразность характеризуются «глубоким пониманием внутреннего мира человека: его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а также роли природы в нравственном становлении личности, в сопоставлении позиций «природа и культура», «единство человека и мира», «нравственная ответственность перед собой и миром». Традиционная, этнопедагогическая культура как стержневая основа содержания образования в национальной школе направлена на реализацию принципа: от восприятия культуры своего собственного народа через родной язык к культуре России и других народов СНГ, затем - к пониманию мировой культуры.
Наше исследование опирается также на концепцию Р.Е.Тимофеевой «Национальная культура в последипломном образовании педагогов»: сущность последипломного образования автором рассматривается в аспекте приобщения педагогов к культурному наследию, когда погружение в национально-культурный мир, вступление в диалог культур, осознание иных смыслов, других взглядов, испытание духовного возвышения, осмысление ценностей означает, что учителя обогащаются национальной культурой и творят ее.
Методы исследования:
• теоретический анализ философской, социологической, культурологической, историко-педагогической, педагогической и психологической литературы, документов Министерств Российской Федерации и Республики Саха о возрождении национальной культуры и национальной школы;
• диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, наблюдение) для выявления отношения к национально-культурным ценностям, влияния национальной гимназии на формирование позитивного национального самосознания;
• экспериментальные методы (экспертная оценка развития национального самосознания гимназистов, монографическое изучение деятельности национальных гимназий, опытно-экспериментальная работа по проверке функционирования национальной школы-гимназии).
База исследования: работа выполнена на материале 12 национальных гимназии Республики Саха и Института повышения квалификации работников образования РС(Я). Монографическое изучение деятельноста гимназии осуществлено на примере Якутской городской национальной школы-гимназии и гимназий заречных улусов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Впервые в условиях суверенитета Республики Саха национальная школа-гимназия как инновационное образовательное учреждение стала предметом научного исследования. Разработана и научно обоснована модель национальной школы-гимназии, ориентированной на приобщение учащихся к национальной, русской и общечеловеческой культуре, развитие национального самосознания и вхождение в общечеловеческую культуру. Определены принципы построения нового содержания гимназического образования, ориентированного на реализацию федерального и регионального стандартов и диалог культур: народа-саха, русского народа и народов мира. Разработаны организационно-педагогические условия успешного функционирования и развития гимназии. Выявлено отношение гимназистов и учителей к национальной гимназии. Показано влияние гимназического образования на развитие национального. самосознания учащихся и отношение их к культуре других народов. Разработано содержание дополнительного образования руководителей национальной школы-гимназии.
Практическая ценность.
Разработана и практически реализована концептуальная модель национальной школы-гимназии; создан пакет документов, регламентирующих ее функционирование и развитие; разработано содержание последипломного образования директоров гимназий.
Разработанная модель может творчески использоваться в аналогичных условиях национальных регионов.
Достоверность основных положений и выводов диссертации обеспечена обоснованностью исходных методологических и научно-теоретических позиций, использованием комплекса методов, соответствующих поставленным задачам, опытной апробацией результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме докладов:
• на республиканской конференции «Опытно-экспериментальная работа: поиски, находки, решения» (Якутск, 1996 г.);
• межрегиональной конференции «Научно-методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации работников образования» (Якутск, 1996 г.);
• всероссийских конференциях «Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы» (Санкт-Петербург, 1996), «Образование в жизни взрослого человека» (Санкт-Петербург, 1997 г.), «Интеграционные процессы в образовании взрослых» (Санкт-Петербург, 1998).
Исследования проводились в период с 1990 по 1998 год.
По теме исследования читались лекции для педагогов и руководителей школ на курсах в ИПК работников образования РС(Я), осуществлялись сообщения на выездных семинарах в национальных гимназиях, публикации в республиканском журнале «Народное образование Якутии».
В работе использован 12-летний опыт автора в качестве педагога и руководителя школы и 4-летний опыт работы методиста и заведующего отделением руководителей образования ИПК РС (Я).
По теме диссертации автором опубликованы 6 работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Теоретико-методологический подход к построению модели национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения, ориентированного на формирование личности выпускника - носителя национальной, русской и мировой культуры.
• Цели гимназии и общие принципы построения содержания образования в национальной гимназии.
• Совокупность организационно-педагогических условий успешного функционирования национальной школы-гимназии.
• Тенденции развития национального самосознания выпускников национальной школы-гимназии и отношение учащихся и учителей к национальной, русской и другим этнокультурам в процессе гимназического образования.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение.
Представленная в диссертации модель национальной гимназии в Республике Саха (Якутия) построена на междисциплинарной философ-ско-культурологической, психолого-педагогической и организационно-педагогической основе. В интегральном теоретическом обосновании этой модели мы исходим из диалектической взаимосвязи образования и общества, государственной политики в сфере национального образования, исторического подхода к его развитию, а также анализа его сущности как целостного системного объекта, имеющего свою внутреннюю структуру, компонентами которой являются язык, дух народа и его культура. Поэтому, наряду с общими методологическими подходами (сравнительно-историческим, социологическим, системным), существенную значимость в обосновании модели национальной гимназии приобретают этнофило-софский, этнопсихологический и этнопедагогический аспекты. В философии народа саха Кут-Сюр представлено учение о человеке как целостном гармонически и природосообразно развивающемся существе, духовный мир которого обусловлен его прошлым, настоящим и стремлением к будущему. Этнопсихология раскрывает менталитет народа саха, особенности его характера (дух народа), исторически сложившиеся под влиянием природно-климатических условий и образа жизни. Ведущими концепциями этнопедагогики саха являются «Турук» - учение о внутренней гармонии человека, его согласии с самим собой, а отсюда - о естественности и природосообразности его воспитания, а также учение «Айыы» - о нравственном воспитании ребенка саха как носителя национальной и общечеловеческой культуры.
Таким образом, методолого-теоретическим обоснованием модели национальной школы-гимназии становятся не только диалектическая взаимосвязь общества и образования, современная социокультурная ситуация и государственная политика в сфере национального образования, но и этнофилософскне воззрения, этнопсихологические представления об особенностях народа саха и этнопедагогические концепции развития и воспитания ребенка.
Построение модели национальной гимназии осуществлено нами на основе инноватики, предлагающей разные варианты стратегии обновления изучаемых объектов и процессов. В нашем исследовании был избран вариант целостного моделирования инновационного образовательного учреждения, предполагающего постановку целей и задач национальной гимназии, разработку принципов построения содержания образования, определения образовательного пространства гимназии, ее взаимосвязей с другими учебными, научными, культурными учреждениями, организационно-педагогических условий ее успешного функционирования.
1. В условиях смешанной этнической среды, характерной для республики Саха (Якутия), особенно для ее городов и промьппленных регионов, национальная гимназия является проводником и исполнителем государственной политики в сфере образования. Следовательно, ее общие стратегические задачи осуществляются в русле общих целей средней общеобразовательной школы Российской Федерации и суверенной Республики Саха (Якутия), реализующей федеральные и региональные образовательные стандарты.
2. Вместе с тем, деятельность национальной школы-гимназии направлена на возрождение и развитие культуры народа саха как коренного населения республики, живущего в поликультурной межэтнической среде. Поэтому усвоение учащимися ценностей национальной культуры, воссоздание атмосферы национально-самобытной культуры должно сочетаться с приобщением к богатейшей русской культуре, позволяющей народу саха выйти широкое мировое пространство.
3. Взаимодействие культуры с общеобразовательной сферой - характерное для современной ситуации явление. В последние годы оно начинает осуществляться целенаправленно на уровне государственной политики, принимается общественностью и педагогами. Поэтому создание культурной среды и творческой атмосферы в гимназиях становится важнейшим принципом их образовательно-воспитательной деятельности. Обращение к многовековому опыту самого народа, прежде всего к ценностям и нравственным высотам этнофилософии Кут-Сюр и народной педагогики, создает необходимость согласованной совместной деятельности школы-гимназии с семьей, взаимосвязи с музеем народной педагогики, с кафедрами национальной культуры высших учебных заведений.
4. Целями и задачами национальной школы-гимназии являются:
• формирование целостной, интеллектуально развитой, высоконравственной, трудолюбивой и активной личности выпускника, обладающего научным мировоззрением, гражданскими качествами, являющегося носителем ценностей национальной, русской и общечеловеческой культуры, способного жить, работать и творить в межэтнической среде;
• создание условий для успешного решения государственных образовательных и воспитательных задач гимназии по углубленному изучению дисциплин учебного плана, реализации федерального и регионального стандартов на основе диалога культур: родного и русского народов и мировой культуры;
• привитие детям с раннего возраста и до окончания школы постоянного чувства самоконтроля внутреннего стремления к духовному совершенствованию, физическому здоровью, соблюдению моральных норм, личной ответственности за порученное дело и все содеянное.
5. В разработанной нами модели национальной школы-гимназии его главными системообразующими факторами, обусловливающими ее успешное функционирование и развитие, являются цели и содержание образования. Его отбор и построение характеризуются следующими принципиальными положениями:
• содержание образования в школе-гимназии строится в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации и состоит из инвариантной и вариативной частей;
• инвариантная часть определяется общими стратегическими целями гимназического образования в Российской Федерации.
Вариативная часть зависит от регионально-национальных приоритетов и от этнокультурных особенностей конкретной гимназии. В соответствии с этим учебный план национальной гимназии имеет трехуровневую структуру:
• предметы, основное содержание которых изучается на уровне федерального стандарта;
• предметы, в которых, наряду с федеральным, есть и национально-региональный компонент;
• предметы, целостно раскрывающие содержание национальной культуры.
Перечень учебных дисциплин и содержание учебных программ основаны на интеграции культур: национальной, русской и мировой. В соответствии с Законом «О языках в Республике Саха» (1992 г.) во всех школах, в том числе и в национальной гимназии, изучаются два государственных языка: якутский и русский, а также иностранные языки: один обязательный, другой по выбору. В национальной гимназии осуществляются расширенная общекультурная подготовка: как обязательные учебные дисциплины изучаются якутская национальная культура, русская национальная культура, мировая художественная культура. Изучение этих культур тесно связано в уроками родной и русской литературы, истории, с предметами эстетической подготовки и нацелено на приобщение учащихся к материальной и духовной культуре народов.
Базовый компонент гимназического образования обеспечивается учебными программами повышенной сложности; в гимназиях гуманитарного направления расширены культурологический, нравственно-эстетический, историко-научный компоненты содержания образования. Учебные программы по базовым учебным предметам имеют логическое продолжение в дополнительном образовании, которое создает условия для самоидентификации личности, развития и реализации разнообразных способностей гимназистов и вовлечения их в творческую деятельность.
6. К педагогам и руководителям гимназии предъявляются повышенные требования: они должны отличаться широкой гуманитарной культурой, обладать высоким уровнем профессионализма, творческим потенциалом и способностью свободно его реализовать, системностью и эффективностью деятельности, личной ответственностью за результаты учебной, воспитательной и творческой работы.
7. Как показало исследование, в представленной нами модели важнейшими принципами управленческой деятельности руководителей национальной гимназии являются:
• утверждение постоянных творческих поисков, инициативных начал в коллективной, групповой и индивидуальной работе с детьми, родителями и в научно-методической деятельности педагогического коллектива;
• внедрение в практику повседневной жизни гимназии основных положений народной философии и этнопедагогики;
• сделать самообразование учащихся, учителей, руководителей творческих групп, самого директора школы и его заместителей одной из главных задач работы гимназии.
8. Успешное функционирование и развитие национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения требует руководителя нового типа, обладающего широким системным видением процессов, происходящих в обществе и сфере образования, основательной гуманитарной культурой, способного успешно и рационально без перекосов» реализовать концепцию национального образования. Изменившаяся образовательная политика и сложность задач, решаемых национальной гимназией значительно повышают требования не только к уровню профессиональной компетентности руководителя школы, но и к его личности, в частности - к уровню ценностных ориентации: в профессиональной сфере, коммуникативной культуре, способности к интеграции отечественного и зарубежного опыта, креативности мышления, рефлексивной культуры.
9. В результате исследования обновлено содержание последипломного образования руководителей гимназии: созданы и апробированы новый учебно-тематический план и программа повышения их квалификации. Сущность и новизна этих документов заключаются в интеграции философско-мировоззренческого, культурологического, психо лого-педагогического и управленческого блоков теоретических знаний и направленности на инновационную практическую деятельность. Содержание последипломного образования руководителей гимназий имеет блоч-но-модульное построение: инвариантный блок для руководителей всех гимназий, а вариативный - для улусных и городских с их специфическими особенностями.
10. Эмпирическое исследование, направленное на выявление отношения гимназистов и учителей к образованию в национальной школе позволило выявить некоторые изменения национальном самосознании гимназистов-старшеклассников. Национальное самосознание рассматривалось нами как самопознание и самооценка, осуществляемые на основе эмоционально-ценностного отношения личности к образу жизни, традициями и культурному достоянию своего народа, осознания себя как представителя этноса и всего человечества.
Изучение самосознания гимназистов-старшеклассников, осуществлялось по трем критериям: философско-культурологической информированности старшеклассников, их самочувствию при погружении в родную культуру и культуру других народов, позитивной направленности деятельности и поведения в жизненных ситуациях, характерных для народа саха. Позитивную оценку себя как представителя своей нации в первичном исследовании проявили 33% старшеклассников из 420 испытуемых, во вторичном (через год) - 35%. Принятие своеобразия жизни родного народа в системе других культур разделяют 38% гимназистов. Полученные данные свидетельствуют о том, что развитие национального самосознания учащихся происходит медленно. Причиной этого факта являются:
1) его подавление на протяжении многих десятилетий как у детей, так и взрослых, в частности, родителей;
2) недостаточная готовность учителей и руководителей к решению сложных задач, стоящих перед национальными гимназиями.
3) осознание старшеклассниками близости выхода за пределы гимназии в полиэтническую социальную среду, где владение национальной культурой может оказаться недостаточным для поступления в вуз и дальнейшей успешной трудовой деятельности.
Вместе с тем выявлено, что учащиеся и учителя гимназии осознают, что они живут в поликультурном полиэтническом пространстве, ощущают близость культур: в первую очередь - народов Севера, русского и других славянских народов, а также тюркских и западноевропейских.
Позитивное отношение к культурам других народов, проживающих на территории России и Республики Саха (Якутия), знание и принятие русской культуры считают значимыми для себя большинство гимназистов и учителей. В целом 97% респондентов считают, что национальная и русская культуры расширяют их кругозор, сближают народы и помогают войти в мировую культуру.
11. Сравнительно короткий срок существования национальных гимназий в городах и улусах, организационные, кадровые и материальные трудности их жизнедеятельности, еще не позволяют достаточно четко выделить все тенденции перспективного развития этих инновационных образовательных учреждений. Изучение этих тенденций будет дальнейшей задачей нашего исследования. Первоочередными проблемами в этом плане являются: взаимосвязи традиционной и новейшей технологий учебно-воспитательного процесса и специфики управления национальной гимназией как инновационным образовательным учреждением в суверенных республиках Российской Федерации.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Борисов, Михаил Иванович, Санкт-Петербург
1. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Советской Якутии. Доклад для представления на защиту доктора педагогических наук. - Л., 1966. - 48 с.
2. Афанасьев Л.А.-Тэрис. Айыы уёрэ5э (Учение Айыы). Министерство культуры Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во «Ситим» КИФ, 1993. - 183 с. (На якутском языке).
3. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М.: Институт национальных проблем образования М.О. РФ. - 21 с.
4. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара - Санкт-Петербург: Изд-во Самарского ГПУ, 1997. - 172 с.
5. Борисов A.A. Исторический фольклор и этносознание якутов. // Этнос: традиции и современность. Якутск, 1994. - С. 24-31.
6. Вожов Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы: Докл. и материалы междунар. конф. «Национальная школа: концепция и технология развития», Якутск, 16-21 марта 1993 г. М.: Просвещение, 1993: - С. 45-52.
7. Вожов Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания: Материалы научно-практической конференции «Из истоков народной педагогики якутов». Якутск: РИО Госкомпечати Якутской - Саха ССР, 1992. - С. 17-19.
8. Габдуллин Г.Г. Организационно-педагогические проблемы совершенствования управления общеобразовательными школами сельского района в условиях всеобщего среднего образования: Автореф. дис. на со-иск, учен. степ. канд. пед. наук. М., 1977. - 17 с.
9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
10. Ю.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную фило-софию./Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.
11. Гимназическая образовательная программа. // Частная школа. 1995.-№6.-С. 93-96.
12. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры: Гос. Ком. Российской Федерации по высшему образованию, Якутский гос. ун-т им. М.К.Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. -200 с.
13. Горбунова Н.В., Френкель Т.В. Сельская школа: организационно-педагогические вопросы управления. М.: Знание, 1991.-61 с.
14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 495 с.
15. Данилов Д.А. Вопросы школоведения: Спецкурс, Пособие для студентов. Якутск: ЯГУ, 1983. - 91 с.
16. Данилов Д.А., Егоров Н.Е. Об индивидуализации обучения в национальной школе. Якутск: Кн. изд-во, 1974. - 39 с.
17. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учеб.-метод, пособие по спецкурсу Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова. -Якутск:ЯГУ, 1991. - 61 с.
18. Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. // Отв. ред. П.И.Шадрин. -Якутск: Якуткнигоиздат, 1969. 142 с.
19. Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы Крайнего Севера Якутской АССР: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Якутск, 1966. - 20 с.
20. Данилов Д.А. Пути совершенствования учебно-воспитательной работы в школах Якутии: Сб. науч. тр. Якутск: ЯГУ, 1990. - 72 с.
21. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: организационно-педагогическое обеспечение. Якутск: Кн. изд-во, 1988. - 48 с.
22. Дорогой поиска: Материалы респ. иауч.-практ. коиф. «Опытно-экспериментальная работа: поиски, решения, находки». /Сост. Степанова Т.Н., Сыроватская В.Н. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 269 с.
23. Жан Малори. О проблемах школ аборигенных школ: Доклады и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта 1993 г. «Национальная школа: концепция и технология развития». М.: Просвещение, 1993. -С. 52-54.
24. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы. Концепция. Шаги Республики Саха (Якутия): программа действий, пути и механизмы реализации. М.: Просвещение, 1992. - 238 с.
25. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе, Якутск, Екатеринбург: Акционер. компания «Урал лес»: ПКФ «Сунгирь», 1993. - 140 с.
26. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку. Якутск, 1993. - 24 с.
27. Зайцев В.Н. Организационно-педагогические условия ослабления кризисных явлений в общеобразовательной школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Казан, гос. пед. ин-т. Казань, 1991. -47 с.
28. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа, 1997. -320 с.
29. Из истоков народной педагогики якутов: Материалы науч.-практ. конф. Якутск: РИО Госкомпечати Якутской - Саха ССР, 1992. -120 с.
30. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: Моск. ин-т развития образоват. систем и др., 1994. - 142 с.
31. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. //Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. - С. 106-173.
32. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Великая дидактика. / Под ред. проф. Красновского A.A. М.: Госуд. учебн. пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. - 137 с.
33. Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании образовательных систем: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Рос. Акад. образования, Ин-т пед. инноваций. М., 1995. - 19 с.
34. Красовицкая Т.Ю. Национальная школа Российской Федерации сегодня. К вопросу о типологии ситуации и множественности решений: Докл. и материалы междунар. конф. «Национальная школа: концепция и технология развития». М.: Просвещение, 1993. - С. 40-44.
35. Кривошапкин А.И. Евразийский союз, Якутск: АО «Полиграф», 1997. - 203 с.
36. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. 1. Кн. 1. Якутск: Нац. изд-во РС(Я), 1992. - 416 с.
37. Кулаковский А.Е. Научные труды. / Подгот. к печати Н.В.Емельянов, П.А.Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.
38. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: место и роль в эт-носоциокультурных процессах модернизации // Магистр. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1998. - № 1. - С. 9-26.
39. Кут сур уонна тыыннаах буолуу (Кут-сюр и одухотворение жизни) // Эдэ коммунист, 1990, от 21 марта. (На якутском языке).
40. Лехтман В.Ф. Педагогические условия управления инновационным учебным заведением: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Челяб. пед. ун-т. Челябинск, 1995. - 19 с.
41. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1998.-464 с.
42. Мажаев А.Ф. Организационно-педагогическая работа в школе. -Ростов-на-Дону, 1966. 53 с.
43. Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук: Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина. М., 1996. - 33 с.
44. Мажджер Р.И. Организационно-педагогические основы образовательного процесса гимназии: на материале многопрофильной гимназии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Нац. ин-т образования. Минск, 1994. - 19 с.
45. Митин С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителя школ в системе повышения квалификации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина. М., 1995. - 16 с.
46. Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. И.С.Якиманской. Петрозаводск: Школа-гимназия № 37. М.: Ин-т пед. инноваций, 1996. -148 с.
47. Мультикультурное образование: Материалы междунар. конф. «Методология и практика образования в условиях возрождения традиций народов Республики Саха (Якутия). Якутск, 1996. - 143 с.
48. Наслежно-улусное социальное воспитание. Части I и II. / Отв. ред. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. М.: РАО, Ин-т пед. соц. работ., Ассоциация соц. педагогов и соц. раб-в РФ, 1997. - 127 с.
49. Национальная духовная культура и образование: Докл. и сообщ. на Герцен, чтениях, Санкт-Петербург, от 12-14 мая 1992. 145 с.
50. Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта 1993 г. / М-во образования Республики Саха (Якутия), сост. А.Д.Николаева и др., под ред. Е.П.Жиркова. М.: Просвещение, 1993. - 318 с.
51. Национальная школа: социально-педагогические проблемы. / Под ред. докт. пед. наук С.Г.Вершловского. СПб, 1997. - 87 с.
52. Непрерывное повышение квалификации: Материалы межрег. науч.-практ. конф. «Научно-методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации работников образования». Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 128 с.
53. Неустроев Н.Д. Особенности организации работы сельской малокомплектной школы: Метод, разработки по спецкурсу для студентов якут, и рус. нац. школы. Якутск: Б.Н., 1984. - 47 с.
54. Новиков А.Г. О менталитете саха. Монография. 2-е изд., доп. и испр. - Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1996. - 147 с.
55. Образование в период суверенитета: 1990-1996. (Анализ деятельности Министерства образования Республики Саха (Якутия). Доклады и выступления. Якутск, 1996. - 48 с.
56. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь: Изд-во ИПКРО РС(Я), 1996. - 177 с.
57. Оконешников В. Сфера Кут-Сюр (Шар Дао). // Илин, Якутск: Изд-во Министерства культуры РС(Я) и Союза «Саха омук», 1992. С. 81-86.
58. Организационно-педагогические вопросы управления общеобразовательной школой: Сб. ст. НИИ пед. наук им. И.Алтынсарина. Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 88 с.
59. Подымова J1.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук: Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина. М., 1996. - 32 с.
60. Попова Н.О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: СПб гос. ун-т. СПб, 1995. - 16 с.
61. Портнягин И.С. Духовный мир человека Севера: Материалы междунар. конф. «Толерантность». Якутск, 1994. - С. 119-121.
62. Портнягин И.С. Кут-Сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1995. - 24 с.
63. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. 2-е издание. / Под ред. П.И.Подкасистого. - М.: Роспедагенство, 1996. - 602 с.
64. Перминова JI.M. Конструирование учебного плана в современной школе: Методическое пособие. СПб, 1997. - 22 с.
65. Перминова Л.М. Содержание гимназического образования. Концепция. СПб, 1996. - 22 с.
66. Петрова Т.И. Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991-1996). Якутск: Фонд поддержки национальных школ, 1996. - 49 с.
67. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус. / Под ред. Ю.Н.Кулюткина. СПб: ИОВ РАО, 1997. - 18 с.
68. Проблемы прогнозирования развития образования Республики Саха (Якутм)г7Г0кл. и выступления на респ. науч.-практ. конф. Якутск: Изд-во ИСКРО, 1993N 134 с.
69. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школы. / Под ред. Е.П.Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. -168 с.
70. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994. -479 с.
71. Романова Е., Слепцов П., Колодезников С. Жизненный круг якутов // Илин. Якутск: Изд-во Министерства культуры РС(Я) и Союза «Саха омук», 1992. - С. 64-73.
72. Саввинов A.C. «Кут-Сюр» как вербальная форма обобщенных принципов отбора: Материалы междунар. конф. «Толерантность». -Якутск, 1994. С. 31-43.
73. Современная гимназия и универсальное образование: Сб. ст.: Моск. гор. пед. гимназия. М.: Фирма «Интерпракс», 1995. - 189 с.
74. Современная школа и возрождение России: Материалы к конф. / Науч. ред. Онушкин В.Г. СПб: НИИ непрерывного образования взрослых, 1992. - 118 с.
75. Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы 90-х годов: выпускник-95. / Под общей редакцией Вершловского С.Г. -СПб:ЦПИ, 1995.-71 с.
76. Степанова Т.И. Толерантность и воспитание нравственно устойчивой личности: Материалы междунар. конф. «Толерантность» -Якутск, 1994.-С. 118-119.
77. Стратегия и задачи развития национального гимназического образования: М-во образования Респ. Татарстан / Тюнников Ю.С. и др. -Казань: Б.И., 1995.-31 с.
78. Тимофеева P.E. Национальная культура в последипломном образовании педагогов (на примере Республики Саха): Автореф. дис. на со-иск. учен. степ. докт. пед. наук. СПб, 1998. - З2.с.
79. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек и общество. Новосибирск, 1989. - 133 с.
80. Тряпицына А.П. Разработка образовательных стандартов петербургской школы. СПб: ЦПИ, 1995. - 320 с.
81. Тулибаев М.Т. Организационно-педагогические условия развития творческих поисков учителей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: Моск. гос. заочн. пед. ин-т. М.: Наука, 1990. - 17 с.
82. Тумусов Ф.С. Горизонты новой Якутии. Якутск: Изд-во «Кудук», 1997. - 314 с. (На якутском языке).
83. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Ав-тореф. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1995. - 26 с.
84. Ушинский К.Д. Вопрос о душе в его современном состоянии: Собр. соч. Т. 3: Педагогические статьи 1862-1870 гг. М., Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - С. 339-453.
85. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими: Собр. соч. Т. 3: Педагогические статьи 1862-1870 гг. М., Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - С. 306-315.
86. Фромм Э. Предисловие к антологии «Природа человека» // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. - 210 с.
87. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: Материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. 1995. -№3. - С. 3-34.
88. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук. М., 1992. - 19 с.
89. Чегодаев Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: АПН СССР, НИИ непрерывного образования взрослых. СПб, 1991. - 20 с.
90. Чинкина Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационной школы: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: Казан, гос. ун-т. Казань, 1995. - 21 с.
91. Хомерики О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс: Мет. пособие для руководителей образоват. учр.: Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. М., Новая Школа, 1994. - 61 с.
92. Шерайзина P.M. Организационно-педагогические основы профессиональной деятельности учителя сельской школы: Пособие для экспертов и методистов: Гос. Ком. Рос. Федерации по высш. образованию и др. Новгород: Изд-во Новгор. гос. ун-та, 1994. - 73 с.
93. Школа и национальное согласие: Материалы межрегион, науч.-практ. конф., 12-14 февр. 1996 г. / Науч. ред. Пискарев В.И. Казань: ИПК и переподг. работников образования Респ. Татарстан, 1996. - 189 с.
94. Школы нового типа: Сб. документов и материалов. / Под общей редакцией Иванова В.Ф. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИПКРНО, 1992. - 87 с.
95. Шпак Ж. Национальное самосознание: сущность, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. М., 1993. - 16 с.
96. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.404 с.
97. Юдин В.П. Организационно-педагогические условия социальной защиты учителя: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Рос. Акад. образования, Ин-т сред. спец. образования. Казань, 1993. -24 с.