автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Национальная культура в последипломном образовании педагогов
- Автор научной работы
- Тимофеева, Раиса Егоровна
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Тимофеева, Раиса Егоровна, 1998 год
Введение.
Глава 1. Проблемы национальной культуры в общецивилизационном контексте.
1. 1. Культура как форма бытия.
1. 2. Краткий очерк истории вопроса национальной культуры.
1. 3. Сущность национальной культуры.
1.4. Национальная культура и диалог культур.
Глава 2. Теоретико-методологические основания последипломного образования в контексте национальной культуры.
2. 1. Сущность последипломного образования педагогов.
2.2. Приобщение к национальной культуре как аспект гуманизации последипломного образования.
2. 3. Некоторые опыты реализации идеи приобщения педагогов к национальной культуре.
Глава 3. Эмпирико-педагогические основания приобщения педагогов к национальной культуре.
3. 1. Мнения детей о национальной культуре.
• 3. 2. Мнения родителей о национальной культуре.
3.3. Мнения педагогов о национальной культуре.
3. 3.1. Социально-демографическая характеристика педагогов.
3.3.2. Особенности национальной самоидентификации педагогов.
3.3.3. Национальная культура в работе с учащимися.
3. 3. 4. Национальная культура в повышении квалификации педагогов.
3.4. Мнения работников других сфер.
Глава 4. Конструктивно-педагогические основания приобщения педагогов к национальной культуре.
4. 1. Концептуально-педагогический уровень приобщения педагогов к национальной культуре.
4. 2. Организационно-педагогический уровень приобщения педагогов к национальной культуре.
4. 3. Содержательно-методический уровень приобщения педагогов к национальной культуре.
4. 4. Гуманистические результаты приобщения педагогов к национальной культуре.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Национальная культура в последипломном образовании педагогов"
На пороге нового столетия многие народы мирового сообщества вступают в полосу резкого изменения уклада жизни, а потому находятся в состоянии нового осознания собственного смысла и уточнения своих глобальных целей. Вступила в эту полосу и Россия. Крупные изменения в общественно-государственном устройстве многонациональной страны вызвали во многих регионах пробуждение этнического самосознания - характерного явления постсоветского времени. В этих условиях появилась чрезвычайная необходимость интеграции поисков национальных республик в деле гармонизации межнациональных отношений, на пути межнациональной консолидации.
В Республике Саха (Якутия), являющейся неотъемлемой частью России и одновременно частью мирового сообщества, активно идут процессы поиска решения трудных проблем национального возрождения, межнациональной интеграции, многокулыурной кооперации. Вступая на путь национального возрождения, общественность республики особое внимание уделила роли образования в социокультурном развитии региона и утверждении духовности в народе. Образование рассматривается как реальная сила, конструктивно содействующая межнациональной интеграции, развитию национальных общностей. Оно, сохраняя традиционную функцию социального института общества, начинает активно выполнять новые социальные функции:
- социокультурного развития национальных общностей, а значит, национальной консолидации и развития всей республики;
- гармонизации межнациональных отношений, межнациональной интеграции, т.е. формирования толерантности;
- многокультурной кооперации и глобализации сознания.
До последнего времени сложившаяся система образования не выполняла этих своих предназначений, в республике закрепилась тенденция отхода молодого поколения от культуры и языка своего народа, от его традиционного уклада жизни, что привело к нивелированию культурной самобытности народа, к духовному обнищанию молодежи, к неустойчивости и потере ценностных ориентиров. Как детско-юношеское образование, так и образование взрослых, в частности педагогов, не способствовали освоению национально-регионального своеобразия жизненного опыта поколений представителями народа саха, эвенского, эвенкийского, юкагирского, чукотского народов.
Все вышеизложенное обусловливает главную задачу, которая встает перед образованием и - как его важнейшей подсистемой - перед последипломным образованием педагогических кадров республики: ориентировать педагогов на то, чтобы непосредственно способствовать сохранению национального языка, культурного наследия, духа народов, их возрождению и развитию в сложнейших социально-экономических условиях.
Все это означает необходимость в первую очередь приобщения самих педагогических работников к национальной культуре и не только для того, чтобы обучать национальной культуре детей. Погружение педагогов в национальную культуру важно в следующих аспектах, которые и обусловливают актуальность темы исследования.
Современные кардинальные социально-экономические, научнотехнические, демографические, экологические, культурные перемены, порождающие нестабильность общественной жизни, вносят изменения в жизнь каждого человека. В этих условиях происходит изменение ментальности, личностной позиции, пересмотр человеком ценностных ориентации, смысла жизни. В этот период у него обостряется интерес к духовным ценностям, его волнуют философско-мировоззренческие проблемы, проблемы духовной жизни народа, философии, культуры, этнографии и др.
Учителя - это высокоразвитая часть общества, это взрослые образованные люди, которые серьезно задают себе и обществу главные вопросы: о смысле жизни, своем месте в социуме, своем человеческом и гражданском долге. Все это означает, что и образование педагогов в первую очередь должно быть ориентировано на самоидентификацию личности.
Такая постановка вопроса о последипломном образовании педагогов включает и проблему национальной самоидентификации. Условием ее формирования, естественно, является освоение педагогом как личностью и индивидуальностью своей родной, национальной культуры. Возрождение значимости национальной культуры в сознании учителя, бесспорно, будет способствовать и развитию у него чувства гордости культурой своего народа, чувства самоуважения. Другими словами, родная культура есть средство формирования позитивной национальной идентичности, стимулирования национального самосознания.
Обращение к национально-культурным корням не даст сомневаться в позитивной идентичности своей национальной общности, потерять национальное достоинство и самоуважение, а главное, будет способствовать формированию толерантности - типа самосознания, который не противопоставляет собственную национальность остальным, а интерес к своей национальной истории и культуре связывает с достижениями других народов.
В то же время обогащение национально-культурным наследием позволит избежать различных форм этнической нетерпимости, опасности этноцентризма -типа самосознания, который характеризуется представлением о национальном как самодовлеющем и высшем начале бытия, как приоритете национальных интересов над интересами личности. На это необходимо обращать внимание, поскольку известно, что во времена кризисов элементы культурного наследия становятся как фактором интеграции, так и фактором разделения общества. Последним могут незамедлительно воспользоваться представители партократии, этнократии и других политических групп.
Живая преемственность и связь с многовековой национальной культурой обеспечивает национальной психологии здоровое и бодрое состояние, которое помогает избежать подавления национальной самоидентификации, утраты национального самосознания, потери самоуважения, отклонений в сторону национального экстремизма. Важно то, что уверенность в своей позитивной национальной идентичности - основание и гарант для уважения национальных общностей, с которыми данная группа вступает в контакт.
В свете нашего исследования это означает, что освоение собственной культуры - это самый эффективный способ освоения других культур, выход к общечеловеческой культуре. Понимание и принятие чужой культуры - важное требование для нашего времени. Известно, что культура внутри самой себя не осознается; лишь при взаимодействии, встрече, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными основания и особенности своей культуры.
В самом широком, собственно философском смысле, культура есть форма бытия, порожденная в результате деятельности человека. Культура по своему масштабу сопоставима и с человеком, и с обществом, и с природой - основными формами бытия. Философия приводит к онтологическому пониманию культуры, к пониманию ее в качестве бытия.
Жить в культуре, быть с ней - это и в самом деле участвовать в диалоге, понять культуру как общение культур, осмысливать собственное бытие как начало бытия других культур.
Для нашего исследования это означает, что хорошо образованный учитель -это не только «человек профессиональный», а именно «человек культурный» в том смысле, что он принимает и понимает иные культурные позиции и ценности, оценки и высказывания, умеет пойти на диалог, т.е. ему присуща толерантность. Наша идея последипломного образования педагогов задается категориями «культура» и «человек». Условием существования и развития национальной культуры является сохранение человеком национальной идентичности и наоборот. Условием существования и развития мировой культуры является сохранение человечеством идентичности с самим собой в разные времена.
Все вышеизложенное раскрывает важные аспекты приобщения педагогов к национальной культуре в последипломном образовании. Через приобщение к национальной культуре мы содействуем формированию позитивной национальной идентичности и способствуем выходу за пределы национальной культуры. Сам процесс приобщения осуществляется на основе диалога культур, общения культур.
И в процессе последипломного образования учителя, представляющие различные мироощущения, типы мышления, понимания, логики, языки, правила общения, оценки, суждения, должны попытаться понять «иное» как «свое - иное», с тем чтобы и «свое» увидеть как «иное - свое». Другими словами, погружение в мир национальной культуры выводит субъект обучения на понимание чужого, чувствование чужого. В целом все многообразие культуры, в том числе национальной культуры, есть совокупность ответов на фундаментальные потребности педагогов как социокультурной группы.
Сегодня констатируется, что у многих народов сложность восстановления национальной культуры заключается в том , что нет ее прямой преемственности от поколения к поколению. Поэтому чаще речь и идет о процессе восстановления, реконструкции, чем о преемственности национальной культуры, т.к. у нового поколения есть потребность обрести свои корни. Плодотворным в этом плане является обращение учителей к культурному наследию - основе, на которой только и может осуществляться возрождение духовности общества в целом. Учителя при этом рассматриваются как мост, благодаря которому естественным путем осуществится преемственность.
Иначе говоря, учителя, обогатившись национально-культурными ценностями в процессе последипломного образования, становятся носителями и одновременно творцами национальной культуры. Сам факт приобщения педагогов к культурному наследию предков есть факт обогащения национальной культуры. Сам факт передачи учителями культурного опыта народа учащимся, родителям, жителям окружающего социума есть факт творения национальной культуры.
Все это означает, что главной целью последипломного образования педагогов является удовлетворение потребностей в культурном обогащении на основе использования огромного духовно-нравственного потенциала, сконцентрированного в национальной культуре. Эта цель определяет ориентацию последипломного образования на формирование индивидульно-своеобразных черт личности учителя.
Обращение учителей к историческим корням, обычаям и традициям народа, выработанным им в течение столетий духовно-нравственным ценностям способно сформировать уважительное отношение деггей и взрослых к традиционной культуре, приостановить процесс утраты высоких морально-этических понятий и норм, противостоять увлечению заведомо облегченной и доступной современной псевдокультурой.
Сказанное свидетельствует о необходимости введения культурной основы в последипломное образование педагогов. Важно при этом то, что наличие этой стержневой основы позволит осуществить вклад последипломного образования в самобытное развитие национальной культуры и в приумножение общечеловеческих ценностей. Это означает, что приобщение педагогов к национальной культуре есть аспект гуманизации последипломного образования. В этом смысле последипломное образование педагогов получает социокультурное звучание.
Субъект последипломного образования становится движущей силой прогрессивного социокультурного развития народа, общества, государства.
Следует отметить также, что вокруг этого дела формируется общность людей, далеких от сферы образования, но которым близки идеи национально-культурного возрождения родного народа. Национальная культура есть средство привлечения таких людей к сфере образования. Она объединяет людей, болеющих за свой народ, вокруг национального образования. Через родную культуру к проблемам национального образования приобщаются представители разных деловых кругов, общественных сфер, для которых характерна высокая национально-культурная мотивация, в силу чего они вносят практический вклад в будущее народа, республики, страны. В лице наиболее передовых своих представителей народ поднимается до адекватного осознания своих объективных общенациональных интересов, ответственности за духовное, нравственное, культурное самочувствие детей и взрослых, за обогащение их национальными и общечеловеческими ценностями.
Вышеизложенное раскрывает аксиологическое понимание национальной культуры как совокупности ценностей, которые возвышают, облагораживают человеческие отношения, 1уманизируют жизнь государства, общества, народа, личности. Человекосозидательные аспекты национальной культуры проявляются в различных видах материальной, духовной, художественной деятельности людей, в образе их жизни, представляющем единство социального и индивидуального, несущем в себе национальный колорит и своеобразие. Через приобщение к национальной культуре люди включаются в исторический процесс. Их отношение к труду и возникающий на этой основе образ жизни являются ступеньками выхода к общечеловеческой культуре.
В исследованиях, охватывающих различные направления совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров, социокультурные проблемы рассматриваются в работах Е.П.Белозерцева, С.Г.Вершловского, В.Ю.Кричевского, Б.И. Любимова, В.Г.Онушкина, ВЛрокопюка, Е.П.Тонконогой, П.В.Худоминского, Н.М.Чегодаева, Д.Г.Юлдашева и др.
Проблемы гуманизации непрерывного образования, развития ценностных ориентаций, профессиональной и общей культуры учителей освещаются в исследованиях И.Ю.Алексашиной, Т.Г.Браже, В.Г.Воронцовой, Ю.С.Гончарова, ИА.Колесниковой, Ю.Н.Кулюткина, Г.Г.Малзубре, В.Г.Онушкина, Е.А.Соколовской, Г.С.Сухобской, В.П.Ширяева и др.
Гуманитарно-аксиологический подход к осмыслению последипломного образования педагогов раскрыт в работах С.Г.Вершловского, В.Г.Воронцовой, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, Л.Н.Лесохиной, О.ЕЛебедева, В.М.Максимовой, Э.М.Никитина, И.А.Колесниковой, В.Г.Онушкина, Е.И.Огарева и др.
Приметой времени стало усиление внимания к культурному (нравственному, духовному) потенциалу образования взрослых, в частности педагогов, что обсуждается в исследованиях Е.И.Добринской, Л.Н.Лесохиной, В.Г.Воронцовой, Н.В.Седовой, Н.М.Чегодаева, Р.А.Исламшина и др. На основе анализа исследований, проведенных в последние годы, можно констатировать, что проблемы приобщения педагогов к культуре, в частности национальной культуре, рассматривались. Однако целенаправленных, системных, целостных исследований проблем национальных аспектов в системе повышения квалификации, приобщения учителей к национальной культуре в пространстве последипломного образования в настоящее время нет.
Все это обусловило выбор конкретной темы исследования: «Национальная культура в последипломном образовании педагогов».
Объект исследования: последипломное образование педагогов.
Предмет исследования: национальная культура как фактор гуманизации последипломного образования педагогов.
Сам предмет исследования диктует феноменологический взгляд на национальную культуру, когда невозможно выразить все богатство культуры в формулах и дефинициях рационального языка. Это взгляд интуитивно-эмоциональный, он опирается на чувствование, на сопереживание, на душевную созвучность. В рамках феноменологического подхода культура понимается как сфера реализации человеческих ценностей, как пространство человеческого общения. Это позволяет сформулировать цель исследования и конкретизировать задачи.
Цель исследования: разработка теоретико-методологических и конструктивно-педагогических основ приобщения педагогов к национальной культуре в процессе последипломного образования.
Задачи исследования:
1. Обосновать философско-культурологические основы темы исследования, для чего рассмотреть проблему национальной культуры в общецивилизационном контексте и тем самым раскрыть последнюю как специфическую форму бытия, представляющую начало бытия других культур.
2. Разработать теоретико-методологические основы приобщения к национальной культуре в аспекте гуманизации последипломного образования, что требует раскрытия его как культурного пространства на основе анализа места и специфики, сущности и форм, функций и возможностей данного вида образования.
3. Исследовать эмпирико-педагогические основания приобщения педагогов к культурному наследию в процессе их последипломного образования, предполагающие изучение позиций детей, родителей, учителей и интеллигенции -участников социокультурного развития - по отношению к национальной культуре.
4.Предложить конструктивно-педагогическую модель последипломного образования, построенную на пересечении мнений детей, родителей, учителей, интеллигенции и включающую концептуально-теоретический, организационно-педагогический и содержательно-методический уровни приобщения педагогов к национальной культуре в образовательном учреждении ИПК, представляющем собой социокультурный центр.
5.Определить гуманистические результаты практической реализации конструктивно-педагогической модели приобщения педагогов к национальной культуре как средству интеграции народа в общечеловеческую культуру на основе широкой общественной экспертизы того, что учителя получили в процессе своего образования и вносят в образование учащихся.
Теоретическое осмысление проблем национальной культуры в общецивилизационном контексте, последипломного образования в аспекте гуманизации, деятельности педагогов в социокультурном свете позволяет выдвинуть следующую гипотезу исследования:
Последипломное образование как культурное пространство с помощью диалогического, гуманитарного общения погружает педагогов в стихию родной культуры, а через нее выводит к другим культурам, в результате чего учителя приобретают духовный потенциал, нравственную опору для активного включения в социальную действительность, для изменения отношения к трудовой деятельности, для улучшения образа жизни, т.е. становятся творцами национальной культуры и тем самым приумножают общечеловеческие ценности, если:
- основной целью последипломного образования является культурное, гуманитарное образование, когда осуществляется удовлетворение национально-культурных потребностей - потребностей педагога не только как профессионала, но в первую очередь как личности и индивидуальности, гражданина и представителя национальной общности;
- содержание последипломного образования пронизывает национально-культурная основа, которая, представляя собой мир информации о национальной культуре, являясь фактором сохранения духа и языка народа, национальных традиций и обычаев, позитивной национальной идентичности, национального достоинства и самоуважения, обеспечивает культурное возвышение учителей;
- организация и методы приобщения педагогов к ценностям национальной культуры основываются на различных видах диалога, синтезе формального, неформального и информального образования, приобщении педагогов к культурному наследию предков через жизнедеятельность, в том числе традиционную жизнедеятельность народа.
Методология исследования базируется на единстве философско-культурологического, социопсихологического, социально-педагогического подходов к решению обозначенных проблем.
Теоретическая концепция исследования основывается на идее универсальности последипломного образования как пространства культуры, в том числе национальной культуры, растворенной в окружающей жизни. Данное пространство создает напряженность в духовном мире учителей, вызывает переживания, чувства, эмоции.
Методика исследования включает следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме национальной культуры на философском, культурологическом, социальном, психологическом, педагогическом уровнях.
2. Анкетный опрос, представляющий эмпирический материал из суждений, мнений носителей и творцов национальной культуры - учащихся, родителей, педагогов, а также представителей широких слоев интеллигенции .
3. Наблюдения, посещения курсов повышения квалификации, беседы с учителями, руководителями образованием с целью выявления содержания необходимого национального материала, методов погружения в мир информации о национальной культуре, форм приобщения к национально-культурному наследию.
4.Контенгг-анализ оценок учителей и интервью представителей интеллигенции республики - работников образования, науки, культуры и других сфер.
5. Конструктивно-педагогическая программа последипломного образования педагогических кадров на основе изучения национально-культурных потребностей и ориентаций учителей и сформированного в умонастроениях интеллигенции социального заказа к национальному образованию.
6. Живые человеческие документы биографического, исторического, этнографического, культурологического характера, каковыми являются воспоминания стариков, рассказы народных целителей, чтецов народного эпоса олонхо, певцов тойука и народного хоровода осуохая, общение с народными философами, умельцами, мастерами и др.
7. Экспериментальная работа по приобщению педагогов к национальной культуре в условиях института повышения квалификации работников образования республики.
8. Экспертная оценка гуманистических результатов приобщения педагогов к национальной культуре в процессе последипломного образования.
База исследования:
Исследование выполнено на материале института повышения квалификации работников образования Республики Саха(Якутия) как одного из национальных регионов Российской Федерации, а также с учетом практики формирования и развития последипломного образования педагогов на других ее территориях.
В исследовании использован личный 25-летний опыт диссертанта в системе образования республики в качестве преподавателя средней и высшей школы, директора республиканского института совершенствования квалификации работников образования, ректора ИПК работников образования Республики Саха(Якутия).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических основ и построении модели последипломного образования, в котором приобщение педагогов к национальной культуре осуществляется на основе диалога культур.
Последипломное образование рассматривается как культурное пространство, в котором встречаются учителя - представители разных культур и истин, идей и идеалов. Через многообразные формы диалога - общения, встречи, обсуждения, дискуссии, споры и др. - они приходят к взаимопониманию, к обретению общего. В последипломном образовании педагогов доминируют культурные, т.е. диалогические способы взаимодействия человека с человеком, поколения с поколением, пола с полом, нации с нацией, личности с обществом, человека с природой, современности с прошлым.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты являются теоретической основой для преобразования системы повышения квалификации работников образования Республики Саха(Якутия) в систему последипломного образования, в частности, для разработки новых учебных планов и учебных программ последипломного образования педагогов всех специальностей и категорий. Разработанная модель может творчески использоваться в аналогичных условиях других национальных регионов, где подобно Якутии полиэтническая среда, а численность коренного народа, давшего название республике, не мажоритарна.
Совокупность концептуально-педагогических, организационнопедагогических и содержательно - методических уровней последипломного образования может рассматриваться как технология формирования и развития национального последипломного образования педагогов.
Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечена обоснованностью исходных научно-теоретических позиций, эмпирических данных, гуманистическим подходом к изучению предмета исследования, представлением исследования на философско-культурологическом, теоретико-методологическом, концептуально-педагогическом, организационно-педагогическом и содержательно-методическом уровнях; использованием методов, соответствующих задачам исследования; экспертизой образовательной практики.
Основные этапы исследования:
1 этап - (1990-1992 гт.) - обоснование целей и задач исследования, формулирование проблемы, определение предмета и объекта, создание базы исследования; изучение философской, культурологической, социологической, этнографической, исторической, психологической, педагогической литературы по проблеме, осмысление ценностей культурного наследия народа и опыта общекультурной подготовки в учреждениях системы повышения квалификации регионов страны.
И этап - (1993-1995 гг.) - уточнение предварительных представлений, гипотезы, теоретических положений; обновление действовавших в бывшем ИУУ учебных планов и программ путем введения национально-регионального компонента в содержание повышения квалификации учителей; поиски новых форм и методов общекультурного образования педагогов; изучение национально-культурных потребностей учителей и их оперативное удовлетворение в целях методического обеспечения процесса обучения и воспитания учащихся в условиях формирования и развития национальных школ в республике.
111 этап - (1996 - 1998 гг.) - осмысление тенденций общекультурного образования педагогов в республике, регионах страны, за рубежом, исследование теоретических основ приобщения педагогов к национальной культуре в последипломном образовании, сбор эмпирического материала о мнениях участников социокультурного развития республики по отношению к национальной культуре, построение конструктивной модели последипломного образования, практическая реализация основных ее идей и экспертная оценка гуманистических результатов приобщения учителей к национальной культуре.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации (монографии, статьи, тезисы докладов), через работу с методическим и преподавательским составом ИПК, а также со слушателями курсов повышения квалификации, через доклады и выступления на международных (Москва, 1991, 1995 гг.; Анкоридж, штат Аляска США, 1993; Якутск, 1994 - 1997 гг.), всероссийских(Москва, 1994, 1995 гг.; С-Петербург, 1995 - 1997 гг.), межрегиональных ( Улан-Удэ, 1994; Якутск, 1994 - 1997 гг.), республиканских (Якутск, !990 -1997 г.г. ) конференциях, а также на семинарах работников образования ( Фэрбенкс, штат Аляска, 1993; Дармштадт, Германия, 1994; Улан-Удэ, 1995; Москва, 1995; С-Пегербург, 1996; Якутск, 1990-1997 гг.).
По теме исследования читались циклы лекций для педагогических работников всех специальностей и руководителей образовательных учреждений на фундаментальных курсах в ИПК работников образования. Делались сообщения на семинарах и совещаниях руководителей улусных управлений образованием и методических служб. Опубликована серия статей в республиканских профессиональных газетах «Учительский вестник», «Учуутал аргыса» и научно-педагогическом журнале «Народное образование Якутии». Апробация проводилась также в процессе работы с заведующими улусных методических служб, начальниками улусных управлений образованием, работниками министерства образования, в дискуссиях с работниками институтов повышения квалификации страны.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Совокупность философско-культурологических, теоретико-методологических положений, обеспечивающих активность приобщения педагогов к национальной культуре как форме бытия, рожденной в результате деятельности конкретного социального субъекта и являющейся началом вхождения в бытие других культур, на основе диалога, способствующего выходу за пределы своей культуры, интеграции в российскую и мировую культуру.
2. Глубинный смысл последипломного образования как культурного пространства, удовлетворяющего потребность личности в культурной и национальной идентификации, создающего субъектам образовательной деятельности комфортные условия для утверждения чувства собственного достоинства, отвечающего требованиям многокультурной кооперации и глобального сознания.
3. Общественная значимость приобщения педагогов к культурному наследию, привлекающая новых субъектов образования - представителей различных деловых, профессиональных и общественных сфер, которые, как общность людей с высокой национально-культурной мотивацией, через родную культуру объединяются с педагогическими работниками вокруг национального образования, активно и ответственно решают его проблемы, вносят вклад в социокультурное развитие народа.
4. Аспект последипломного образования как приобщения педагогов к культурному наследию, когда погружение в мир национальной культуры на основе вступления в диалог приводит их к осознанию иных смыслов, других взглядов и чужих мнений, к испытанию духовного напряжения, ощущению нравственного возвышения и чувствованию внутренней свободы, к переживанию эмоций, осмыслению ценностей и отношения к своему труду, к улучшению образа жизни и означает то, что учителя обогащаются национальной культурой и творят ее.
5. Организация и методы приобщения педагогов к культурному наследию предков, погружения субъектов образовательной деятельности в мир родной культуры, обеспечивающей интеграцию в отечественную и мировую культуру, через синтез трех подвижных форм образования - формального, неформального, информального, реализующих в своем единстве человекосозидательные аспекты национальной культуры.
6. Гуманистические результаты практической реализации программы приобщения педагогов к национальной культуре, проявляющиеся в интересе людей к своей истории, народной философии, языку, традициям и обычаям, в понимании родной культуры как части общечеловеческой культуры, в объединении работников различных сфер во!фуг дела социокультурного развития республики, улучшения образа жизни населения, культурного возвышения народа, что является ступенью включения людей в мировую культуру.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования дают представление о взглядах опрошенных на методы приобщения учащихся к национальной культуре (в %, см. Табл. 30).
Представленные данные позволяют полагать, что учителя отдают предпочтение в процессе обучения активным методам, когда учащиеся имеют живое общение с носителями национальной культуры, непосредственно изучают материальные и духовные культурные памятники.
Сразу же рассмотрим распределение методов приобщения учащихся к национальной культуре в зависимости от места проживания (в %, см. Табл.31).
Как видим, в сельских улусах чаще используют активные методы приобщения учащихся к национальной культуре, в промышленных и городе - пассивные, книжные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни культурный смысл становления личности педагога, ни национальные самобытные культуры многочисленных народов страны, как необходимое условие для развития каждой личности и народа в целом, для выхода в общецивилизационный процесс, не имели должного и сколько-нибудь цельного отражения в сложившейся системе повышения квалификации работников образования республики, регионов, страны.
В связи с кризисом общества и его духовно-нравственной сферы назрела настоятельная необходимость доминирования общекультурной составляющей в содержании последипломного образования педагогов и тем самым обеспечения высокого уровня культуры субъектов образовательной деятельности как наиболее значимой движущей силы в социокультурном развитии общества, народа, государства.
Поэтому в последипломное образование учителей вводится национальная культура. Ввиду ее исключительной значимости в развитии личности, в формировании внутреннего мира, оказывающего влияние на внешний мир, она включается не в качестве компонента основного содержания (как правило профессионального), а как сквозная основа. Приобщение учителей к накопленным веками материальным, духовным и художественным ценностям народа является стержневой основой, на которой строится последипломное образование педагогических работников.
Таким образом, в последипломном образовании учителей ведущее место отводится приобщению к национальной культуре, общечеловеческим ценностям и только в их свете дается профессиональная составляющая. Поэтому последипломное образование приобретает социокультурное звучание.
При этом образовательное учреждение ИПК становится местом, где учителя через различные виды диалога приобщаются к национальной культуре, к материальным и духовным ценностям своего родного народа, осознают выкристаллизованные веками и ныне сохраняющие свою ценность устои жизни, приобретают соответствующие умения, воспринимают элементы мировой культуры, осмысливают общечеловеческие ценности. ИПК становится социокультурным центром, оказывающим влияние на культурное возвышение окружающего пространства человеческой деятельности, человеческого общения, реализации человеческих возможностей, приумножения общечеловеческих ценностей.
Все вышеизложенное представляет сущность проведенного исследования, которое выполнило поставленные задачи.
1. Обоснован философско-культурологический фундамент исследования, в котором национальная культура представлена как специфическая форма бытия, которая образуется деятельностью конкретной социальной группы и представляет начало бытия других культур.
2. Раскрыт гуманистический смысл национальной культуры, необходимый личности для самоориентации и выхода за пределы родной культуры, для уяснения сущностного смысла своего бытия и осмысления собственной деятельности, для формирования позитивной национальной идентичности, чувства национального достоинства, самоуважения и толерантности, для избежания различных форм этнической нетерпимости;
3. Рассмотрен диалог культур как конкретный путь выхода через национальную культуру к российской, а затем к мировой культуре, когда жизнь в своей родной культуре является началом жизни в общечеловеческой культуре, началом выхода в цивилизованное пространство; как путь плюрального перспекгивизма, когда межнациональные отношения рассматриваются в виде взаимодействия равноправных самобытных культур, интегрирующих в отечественную и мировую культуру.
4. Показана сущность последипломного образования как культурного пространства, находясь в котором учителя погружаются в мир информации о национальной культуре, обеспечивающий наиболее логичный путь культурного возвышения учителя от освоения культуры родного народа к восприятию культуры народов, вместе и рядом живущих, а затем к приобщению к ценностям народов страны и мира.
5. Представлен эмпирический материал, выражающий ожидания детей и родителей, связанные с национальным образованием, взгляды представителей различных сфер деятельности на проблемы приобщения детей и взрослых к национальной культуре, суждения педагогов, выражающие их национальнокультурные потребности; пересечение мнений всех участников культурно-образовательного процесса явилось основой для конструирования желаемой модели последипломного образования.
6. Разработана конструктивная модель, включающая концептуально-педагогический, организационно-педагогический и содержательно-методический уровни приобщения учителей к национальной культуре в образовательном учреждении последипломного образования - ИПК, представляющем собой социокультурный центр.
7. Выявлены гуманистические результаты практической реализации программы приобщения педагогов к культурному наследию на основе экспертной оценки профессионалов и интеллигенции; экспертиза представляет общественную проверку, которая подтверждает тот факт, что национальная культура привлекает к решению проблем образования не только самих педагогов, но и широкий круг людей из самых разных сфер.
Исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что последипломное образование через содержание, организацию и методы погружает педагогов в мир, насыщенный информацией о родной культуре, - пространство, являющееся средоточием культурного наследия, находясь в котором, в результате прочувствованного высокого духовного напряжения, учителя становятся ответственными носителями и активными творцами родной культуры, источниками приумножения отечественной и общечеловеческой культуры.
Такое последипломное образование, удовлетворяя потребность обучаемых в культурной и национальной идентификации, создавая комфортные условия для чувства собственного достоинства педагогов, соответствует требованиям многокультурной кооперации и глобального сознания.
Таким образом, национальная культура, являясь мощным фактором гуманизации образования, несет высокий потенциал, который позволяет ей цементировать, защищать и развивать личность, народ, общество, государство.
Перспективы исследования связываются с проблемами углубления индивидуально-личностного смысла последипломного образования педагогов, дальнейшей его дифференциации и индивидуализации.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Тимофеева, Раиса Егоровна, Санкт-Петербург
1. Абиджанов А.С. Человек как субъект и объект культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. - Ташкент, 1994.- 34 с.
2. Авдеева JI.P. Русские мыслители: А.А. Григорьев, НЛ. Данилевский, Н.Н.Страхов: Философская культорология второй половины XIX века.- М., 1992.- 198 с.
3. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов.- Новосибирск, 1975.- 199 с.
4. Алексеева Л.П. Тенденции развития послевузовского образования научно -педагогических кадров в современных условиях // Последипломное образование: потребности , проблемы , тенденции : Сб. науч. тр. М.: НИИ ВО, 1992.- С.174-188.
5. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока .- Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979.- 182 с.
6. Арнольдов А.И. Социалистическая культура : Теория и жизнь. М.: Политиздат, 1984.- 174 с.
7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992.- 237 с.
8. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 349 с.
9. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение: Лекция.- М.: изд-во МГИК, 1992.- 29 с.
10. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докг. филос. наук.- Л., 1967.- 32 с.
11. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур: Философско методологический анализ современных зарубежных концепций.-Л.:Просвещение, 1967.- 268 с.
12. Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры.- Л., 1977.- 83 с.
13. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: Мир, культурные контакты, многонациональное государство.-СПб., 1994.- 224 с.
14. Атаев К.К. Развитие национального самосознания туркменского народа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. М., 1992.- 22 с.
15. Атамуратов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества: Социально- философский аспект: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докг. фил ос. наук.- Ташкент, 1992.- 46с.
16. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // Общество науки и современность.- 1994.- № 4.- С. 115-125.
17. Ачилдиев А.С. Проблема взаимодействия национального самосознания и национальной культуры: Автореф. дис. на соиск. учен, степ.канд. фил ос. наук.-Ташкент, 1994.- 25 с.
18. Ашер Делеон. Образование взрослых компенсации недостатков формального образования // Перспективы: Вопросы образования.- 1985.- № 4.- С. 134-141.
19. Байтенова Н.Д. Диалектика национального и интернационального как методологический принцип исследования современных этнических процессов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил ос. наук.- Алма- Ата, 1991.- 23 с.
20. Баткин JI.M. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969.- № 9.- С. 99-108.
21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М., 1975.502 с.
22. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник: 1981-1985.- М., 1986.- С. 94-95.
23. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.- 377 с.
24. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации.- М.: Институт национальных проблем образования МО РФ.- 21 с.
25. Белканов Н. Русское образование для нерусских народов. Образец колонизаторской политики ? // Народное образование.- 1996.- № 4-5.- С. 102-109.
26. Белогуров А.Ю. и др. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики // Педагогика.- 1996.- № 3.- С. 125-126.
27. Белозерцев Е и др. Доктрина образования в России // Народное образование. -1996.-№7.-С. 14-15.т
28. Белоусова Н.О. Этническая самобытность как проблема философской культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук.- Ростов н/Д., 1993.- 21 с.
29. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.- 323 с.
30. Бердяев Н.А. О современном национализме // Философские науки.- 1991.- № 3.-С. 99-104.
31. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала
32. XX в. // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.- С. 43-271.
33. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Международные отношения, 1990.- 36 с.
34. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах (Новое в жизни , науке, технике. Сер. «Этика»). М.:3нание, 1990. - Вып. №4 -64 с.
35. Библер B.C. Три беседы в канун 21 века // Октябрь.- 1995.- № 1.- С. 165-176.
36. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры.- М.: Прогресс. Гнозис, 1991.- 176 с.
37. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975.- 399 с.
38. Библер B.C. Or наукоучения к логике культуры: Два философских введения в
39. XXI векМ.: Политиздат, 1990.- 413 с.
40. Боев А.А. Единое культурное пространство: Теоретико- методологический аспект: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.- М., 1993.- 19 с.
41. Бороноев А.О., Скворцов Н.Г. Культура и межнациональные отношения // Возрождение культуры России: Истоки и современность: По материалам Всеросс. науч. семинара. Вып. 1.- СПб., 1993.- С. 53- 60
42. Бурмистрова Т.Ю. Зерна и плевелы. Национальная политика в СССР 1917 -1984 гг. СПб., 1993.- 160 с.
43. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировозрение, культура, бытие.- Киев: Наук, думка, 1991.- 200 с.
44. Быстрицкий Е.К. Культура как мир национального бытия // Философская и социологическая мысль.- Киев, 1995.- № 1-2,- С.244- 246.
45. Ващенко Н.М. Педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: Сб. науч. тр.- М., 1987. С. 113-120.
46. Ващенко Н.М. Повышение квалификации кадров в системе непрерывного образования // Советская педагогика.- 1988.- № 8.- С.65-68.
47. Величкина В.М. Народный университет в системе непрерывного педагогического образования // Советская педагогика.- 1990.- № 12.- С. 77-81.
48. Вендровская Р.Б. В.Н. Сорока- Росинский: Проблемы русской национальной школы // Педагогика.- 1996.- № 3.- С. 75-81.
49. Вербицкий А.А. От парадигмы обучения к парадигме образования // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США.- М.: ИШ и МИО РАО, 1994.- С.29-36.
50. Вербицкий А.А. Сфера духовного производства.- М.: Высшая школа, 1990.- №9.-С. 13-15.
51. Вершловский С.Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования // Советская педагогика.- 1996. № 2.- С.71-75.
52. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых : Стимулы и мотивы / НИИ общего образования взрослых АПН СССР. М.: Педагогика, 1987.- 183 с.
53. Взаимосвязь общей и професиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической компетентности: Материалы к конференции СПб.: ИОВ РАО, 1992.- 117 с.
54. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации.-Новосибирск, 1992.- 30 с.
55. Владиславлев А.П., Камалдинова З.Ш. О развитии концепции непрерывного образования в СССР // Актуальные проблемы непрерывного образования: Сб. науч. тр.- М.,1982.- С. 29-77.
56. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: Концепция развития // Советская педагогика,- 1983.- № 3.- С. 67-72.
57. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4.- СПб., 1996.- 128 с.
58. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974 376 с.58.