Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Научные основы этнопедагогизации образования в Республике Казахстан

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жаулыбаев, Жамбул Куралбаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тула
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Научные основы этнопедагогизации образования в Республике Казахстан», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жаулыбаев, Жамбул Куралбаевич, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1.

Методологические основы развития этнопедагогики в Казахстане.

1.1. Теоретико-методологический анализ этнопедагогики как науки.

1.2. Компоненты казахского этноса в содержании этнопедагогики.

1.3. Современные проблемы этнопедагогизации образования.

Выводы по главе 1.

Глава 2.

Теоретические и методические аспекты этнодидактики в структуре этнопедагогики.

2.1. Содержание этнодидактики в системе этнопедагогики.

2.2. Методические элементы этнодидактики.

2.3. Результаты педагогического эксперимента.

Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научные основы этнопедагогизации образования в Республике Казахстан"

Актуальность проблемы: Независимая Республика Казахстан вступила в период углубления социально-политических и экономических реформ. На этом пути предстоит решить немало сложнейших проблем и прежде всего утвердить принципы подлинной демократии, соответствующей опыту народной жизни, национально-культурным традициям, интересам всех социальных групп и слоев населения республики; предстоит возродить и развить духовность и нравственность, познать и приумножить древние и современные культурные ценности.

Одной из актуальных проблем современности становится возрождение культурно - исторического наследия народов, в том числе, этнической педагогики с ее прогрессивными богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

Социокультурные и духовные ценности казахского народа, его традиции всегда играли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его нравственных и трудовых качеств, в социализации личности в целом. Поэтому так необходима объективная оценка исторической роли этих феноменов и изучение формирующего влияния различных воспитательных институтов. Знание, осмысление и переработка культуры прошлого играют важную роль в успешном решении сложных проблем воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без изучения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности. В настоящее время становится актуальным соединение традиций и опыта этнопедагогики с методолого-теоретическими положениями педагогической науки в решении воспитательных задач, постановленных обществом. Особую значимость приобретает процесс обновления содержания образования и воспитания на основе возрождения прогрессивных традиций этнопедагогики, в которых заложены гуманистические и демократические идеалы казахского народа. Эти идеалы при умелом и целенаправленном их использовании могут способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе любви к родной земле, к труду, почитания старших, уважения и доброжелательного отношения к представителям различных национальностей, бережного отношения к природе.

Обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, культурных многовековых традиций выдвигает новые требования к процессу подготовки будущих учителей, т. к. эффективность воспитания учащихся средствами этнопедагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки.

Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь этнопедагогика, как учебная дисциплина, вообще отсутствовала в учебном плане, (что является свидетельством влияния идеологических штампов того времени). Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы педагогических вузов показывает, что нынешний уровень готовности их выпускников к организации учебно-воспитательного процесса с учетом прогрессивных традиций этнопедагогики по-прежнему не соответствует требованиям практики школы.

С провозглашением суверенитета, проблемы этнопедагогики привлекли внимание широкой педагогической общественности, что нашло отражение в директивных и нормативных документах Правительства и Министерства образования Республики Казахстан. Так, в решении коллегии Министерства образования «Об итогах 1-й Республиканской научно-практической конференции «Использование традиций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе» (1992, май, г. Алма-ата) отмечено:

- организовать республиканский научно-координационный центр по проблемам этнопедагогики и этнопсихологии, основной задачей которого явится координация деятельности по разработке учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, повышение квалификации педагогических кадров и т. д. на базе КазГУ, АГУ им. Абая, КазГосЖенПИ;

- продолжить работу по организации в пединститутах и университетах кафедр этнопедагогики, этнопсихологии;

- ввести в учебные планы пединститутов и университетов курсы «Казахская народная педагогика», «Казахская народная психология» и др.;

- обеспечить высшие учебные заведения программами курсов по народной психологии и педагогике, подготовить учебные пособия, методические разработки к ним и т. д.

Однако, это решение Министерства образования в части, адресованной непосредственно вузам, не реализовано по ряду причин: из-за отсутствия квалифицированных кадров по данному направлению, из-за крайне слабой материально-технической базы, отсутствия необходимой учебно-методической и научно-теоретической литературы. Кафедры не открыты во многих вузах республики, даже в таком крупном учебном заведении, как Алматинский государственный университет им. Абая. Трудности исследования проблем этнопедагогики связаны также с недостаточной разработанностью в сфере других наук о человеке таких понятий, как «национальное чувство», «национальный характер», «национальная психология» и др.

Все это лишний раз убеждает в необходимости разработки концепции этнопедагогического образования в высшей школе и активном ее внедрении в педагогический процесс. Это, несомненно, будет способствовать повышению уровня этнокультурного образования и этнопедагоги-ческой образованности студентов высшей школы и всей нации в целом.

Таким образом, существует противоречие между возрастанием в современных условиях Республики Казахстан объективной необходимости формирования личности полноценного учителя-гуманиста, патриота, его специальной теоретической и практической этнопсихологической и этнопедагогической подготовки и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса.

Данное противоречие определяет актуальность настоящего исследования и позволяет сформулировать проблему: каким должно быть содержание и методическое обеспечение процесса этнопедагогической подготовки современного учителя в условиях многонационального государства, каким является Республики Казахстан?

Цель исследования: определение научных основ этнопедагогиза-ции образования для формирования национального самосознания, ответственного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа при подготовке учителя в Республике Казахстан.

Объектом исследования является система этнопедагогической подготовки школьников и студентов педагогических специальностей, сформированная на основе возрождения культурно-исторического наследия народов, в том числе, этнической педагогики с ее прогрессивными богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

Предметом исследования является процесс этнопедагогической подготовки школьников и студентов педагогических специальностей и психолого-педагогические условия повышения его эффективности.

Гипотеза исследования: повышение качества этнопедагогической подготовки школьников и студентов педагогических вузов возможно, если: - научно-методический отбор содержания подготовки будет обусловлен выполнением заказа общества и государства и практической необходимостью современной педагогики высшей школы в подготовке учителя качественно нового типа, обладающего этнокультурной терпимостью, способностью к сопереживанию, самовоспитанию. Это является одной из главных целей этнопедагогической подготовки специалистов, которая должна представлять единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности будущего учителя;

- будет разработана и апробирована модель этнопедагогической подготовки с учетом следующих дидактических условий: а) реализация системного и культуроцентрических подходов, как методической основы современной педагогической теории и практики; б) организация учебно-воспитательного процесса на основе использования активных методов обучения, метода индукции, информационных технологий, возможностей внеаудиторных форм работы. в) понимание процесса этнопедагогической подготовки, как творческой трансляции ценностей культуры в личность обучаемого, превалирование аксиологических компонентов; г) создание условий для осуществления принципа культурообразно-сти при разработке учебных программ с учетом мультикультурного воспитания южно-казахстанских жителей,

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Охарактеризовать сущность этнопедагогической подготовки школьников и студентов педагогических специальностей на основе исследования ее содержания и значения в философо-историческом, социологическом и этическом контекстах;

2. Выявить этические компоненты этнопедагогики народов Казахстана и определить их значение в подготовке педагога;

3. Проанализировать и охарактеризовать современную теорию и практику этнопедагогической подготовки школьников и будущих учителей.

4. Определить психолого-педагогические условия повышения эффективности этнопедагогической подготовки в условиях Республики Казахстан на основе концептуального обоснования содержания, форм и методов данных процессов;

5. Обосновать и апробировать экспериментальную методику, провести опытно-экспериментальною работу, обобщить результаты педагогического эксперимента.

Методологической основой исследования послужили динамическая теория познания и системно-структурный подход к объекту исследования.

Психологические механизмы формирования и развития личности учителя раскрыты в работах О. А. Абдулиной, Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, М. И. Дьяченко, В. И. Загвязинского, В. А. Сластенина и других ученых, которые актуализировали задачу педагогической высшей школы - создание системы образования будущего учителя, которая обусловила бы его интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие, становление, активной, творческой личности. В основу культуроцентрической модели этнопеда-гогической подготовки студентов педагогических специальностей легли работы отечественных и зарубежных ученых: В. Г. Афанасьева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, Ю. Б. Борева, Ю. М. Лай-мана, С. Н. Садовского, Э. Тайлора, А. Тойниби, О. Шпенглера и др.

Культуроцентрический подход ориентирует на интерпретацию проблемы этнического воспитания будущих специалистов, как на этнокуль-турологический аспект профессиональной подготовки: Г. Н. Волков, А. С. Запесоцкий, Ю. Г. Круглов, Л. А. Ряпацкая, М. Г. Тойчинов и др.

Проблемы подготовки педагогов в Республике Казахстан рассматриваются в работах М. X. Болитабаева, Г. Н. Кургалиевой, Д. М. Джусупа-лиевой, К. А. Дуйсенбаева, Б. А. Койшибаева, К. С. Мусина, К. С. Сат-баева и др.

В Казахстане проблемы этнопедагогизации процесса обучения рассматривались в работах У. С. Абдукаримовой, Т. М. Боймалдаева, К. Ж. Каракалова, А. П. Сейтешева, Н. Д. Хмель, С. Узокбаева, К. Кожахметова и др.

Кроме того, передовые идеи народов центральной Азии, научные концепции и теоретико-методологические основы психологических и педагогических наук изучались на основе: конституции Республики Казахстан, закона «Об образовании», «Концепции национальной школы» и других нормативных документах по вопросам образования Республики Казахстан.

Методы исследования: при проведении исследования нами использовались методы трех уровней:

- теоретического: анализ (историографический, сравнительно - сопоставительный, ретроспективный), синтез, классификация, обобщение, дедукция, индукция, аналогии, моделирование;

- эвристического: прямое и косвенное наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюривание, беседа), анализ результатов деятельности,

- экспериментального: анализ, эксперимент (констатирующий, формирующий, диагностический), качественный и количественный анализ результатов исследования (тестирования, экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, статической обработки данных).

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (1988-2000 гг.) проводился анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме диссертационного исследования, изучался опыт использования этнопедагогики, народных традиций, обрядов и обычаев у народов Южного Казахстана. Одновременно осуществлялся эвристический и констатирующий этап экспериментального исследования проблемы, в сочетании с глубоким теоретическим поиском и осмыслением научных подходов к системному и целостному процессу этнопедагогиче-ской подготовки студентов педагогических специальностей. Анализ противоречий в системе высшего педагогического образования позволил определить проблему, разработать пути и сформулировать рабочую гипотезу исследования.

Второй этап (2000-2002 гг.) - педагогически-формирующий: реализация подготовленных материалов для эксперимента, разработка модели этнопедагогической подготовки студентов педагогических специальностей, апробация учебно-методических материалов, продолжение эвристического этапа исследования и проведение контрольных срезов, анализ результатов, корректировка материалов.

Третий этап (2002-2005 гг.) - экспериментальный: происходило теоретическое осмысление результатов исследования, определяющее функциональную значимость модели этнопедагогической подготовки студентов педагогических специальностей в современной вузовской системе подготовки профессионала, расширение границ обучающего эксперимента, включения училищ, педагогических классов; обобщение и анализ результатов эксперимента, оформление результатов работы в виде кандидатской диссертации.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилась в течение 1998-2005 гг. на базе Южно-Казахстанского педагогического университета, нескольких школ г. Чимкента, института повышения квалификации и переподготовки учителей при областном Департаменте образования.

Научная новизна исследования:

- охарактеризована сущность этнопедагогической подготовки школьников и студентов педагогических специальностей на основе исследования ее содержания и значения в философо-историческом, этнологическом, социологическом и этническом контекстах;

- установлены связи данного феномена с понятиями: «культура», «этническое сознание и самосознание», «историческое сознание», «духовно-нравственные ценности», «идеал»;

- определены истоки этнических исследований в культуре народов Казахстана; выявлены этнические компоненты этнопедагогики региона, в частности ценностные ориентации, являющиеся основой для формирования этнопедагогических традиций народов и влияющие на современную систему образования;

- на основе анализа современной теории и практики этнопедагогической подготовки определены психолого-педагогические условия повышения ее эффективности;

- обоснованы содержащие, формы и методы этнопедагогической подготовки, разработана модель данного процесса, которая прошла апробацию в учебных учреждениях республики Казахстан.

Теоретическая значимость исследования. Представленная работа вносит вклад в разработку проблемы этнопедагогической подготовки; предлагается рабочее определение понятия «этнопедагогическая подготовка», исследованы этнические представления, заложенные в традиционной культуре народов Казахстана и являющиеся основой для развития гуманизма у молодежи; на основе проведенного анализа обоснованы психолого-педагогическое условия повышения эффективной этнопедагогической подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное в ходе исследования содержание (модуль) этнопедагогической подготовки позволяет усовершенствовать эффективность процесса образования.

Модуль включает спецкурсы: «История мировых цивилизации», «Культурология», «Мировая художественная культура», «Этнология», «Эстетика», «Культура умственного труда», «Этнопедагогика изобразительного исскуства Казахстана», «Этнопедагогическая подготовка студентов педагогических специальностей», «Этнокультурная и педагогическая проблематика».

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ подготовки педагогов, при создании новых поколений учебно-методических пособий для студентов, в том числе, дистанционной формы обучения, на курсах повышения квалификации учителей в педагогических университетах, в институтах усовершенствования учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается широкой методологической и теоретической обоснованностью исходных мировоззренческих и научно-педагогических позиций; использованием методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; методологическими подходами (культурологическим, системным, деятельностным) к раскрытию понятий: «культура», «историческое сознание», «этническое сознание», «этническая подготовка».

Положения выносимые на защиту:

1. Этнопедагогическая подготовка в контексте педагогического образования представляет собой фактор гармоничного развития личности учителя.

2. Выявленный комплекс психолого-педагогических условий повышения эффективности этнической подготовки студентов педагогических специальностей включает в себя следующее:

- учет принципов: этнопедагогизации, социализации, фундаментали-зации, учета междисциплинарных связей, деятелыюстной направленности обучения, интеллектуального и волевого развития личности в процессе этнопедагогической подготовки;

- организацию и проведение проблемных занятий; круглых столов, конкурсов, групповых форм работы; курсового проектирования; дистанционной, внеаудиторной, факультативной форм обучения; экскурсий, работу в библиотеке, создание студенческих этнопедагогических журналов;

- учет и развитие мультикультурного воспитания Южно-Казахстанских жителей, обусловившего соблюдение принципа культуросооб-разности при составленных учебных программ;

3. Модель этнопедагогической подготовки студентов педагогических специальностей, разработанная на основе интеллектуального и деятель-ностного развития личности, обусловленная процессом становления таких свойств личности педагога, как эмпатия, гуманизм, этноструктурная терпимость, ответственность, гражданственность, способность к сопереживанию, саморазвитию, самовоспитанию, стремление к самореализации, имеет структуру, в которую входят 3 основных направления: теоретическое, историко-кулътурологическое и направление специализации.

4. Методическое пособие «Этнопедагогика» для студентов педагогических специальностей.

Апробация и внедрение первичных результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Южно-Казахстанском педагогическом университете.

Сообщения по теме исследования были представлены на международных конференциях: «Подготовка специалиста 21 века» (г. Алма-Ата 2002 г.); «Национально-региональные системы образования в условиях нового педагогического мышления» (Алма-Ата 2001 г.); «Этнопедагоги-ческие аспекты обучения и воспитания» (Чимкент 2002 г.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

1. Этнодидактика представляет собой новую научную дисциплину, новое направление в педагогике. Этнодидактика является составной частью этнопедагогики, поэтому в начале целесообразно остановиться на предмете этнопедагогики. К предмету этнодидактики относятся также этнодидактические, т. е. этнически сообразные подходы и принципы, формы, методы и факторы обучения. С другой стороны, этническая дидактика создается на основе анализа, систематизации и обобщения опыта обучения разных народов. Поэтому предметом этнодидактики является совокупный опыт обучения разных этносов, народов Казахстана, России народов мира, человеческой цивилизации в целом.

2. Исследуя организационный аспект процесса обучения разных народов, мы нашли много общего между ними, а также обнаружили удивительное соответствие организационных форм методам и приемам обучения. Каждому звену схемы народного обучения: «умения навыки знания» строго соответствовали свои организационные формы. Ученики получали умения индивидуально, навыки отрабатывали самостоятельно, обобщенные знания приобретали коллективно. Таким образом, основными этно-дидактическими формами организации учебного процесса являются: индивидуальные, самостоятельные и коллективные

3. В народной педагогике наблюдается достаточно четкая дифференциация основных функций этнодидактических средств: пословицы используются главным образом для этнического воспитания, загадки -для умственного развития, игры - для физического воспитания и т. д. Разумеется, каждое из средств наряду с основной обучающей функцией, обладает еще и другими функциями. Например, в пословицах много логики и поэзии, в загадках - красоты, в играх - интеллектуального и эмоционального заряда и т. д.

4. Многофункциональным этнодидактическим средством выступает народная игра, значение которой трудно переоценить не только в педагогике, но и в жизнедеятельности человека. Народные игры существуют в трех измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. К прошлому относится впитанный в игру многовековой опыт народа; в настоящем - удовлетворение потребностей развивающегося ребенка; к будущему - закрепление умений и навыков, необходимых для его формирования как личности с целью подготовки к жизни.

5. Одним из богатейших кладезей языковой культуры народа являются сказки. В народной сказке сочетаются и логическая мысль и поэтический образ. Сказка и обучает, и развивает, и воспитывает. Простота языка, его приближенность к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнодидактического средства.

6. Эксперимент дал возможность выявить, что методы развития национальной этнокультуры школьников выступают, как определенным образом упорядоченный процессы деятельности для решения задач по развитию всей совокупности структурных компонентов национальной этнокультуры народа в рамках учебно-воспитательного процессе школы и в условиях саморазвития личности.

7. Экспериментальная работа позволила:

- сформировать у школьников общеобразовательной школы качества, характеризующие основные уровни (мировоззренческий, народно- педагогический, психологический, технологический, социальный, эмоционально-эстетический) национальной этнокультуры личности посредством внедрения в учебном процессе учебно-методического комплекса типа кружка «Гражданину XXI века - национальную этнокультуру», подготовленного при помощи учителей предметников;

- помочь учителям и школьникам овладеть современными диагностическими методами определения уровня развития личной национальной этнокультуры, чтобы на основе приобретенных знаний, умений, навыков они стремились к саморазвитию и самосовершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Для достижения успеха в полноценном развитии творческой, духовно богатой гуманистической личности, без которой немыслимо построение гражданского общества, правового государства необходимо решение задач нравственности, духовной культуры общества, передачи молодому поколению творческого опыта, духовности, религиозной культуры, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

2. Причиной многих негативных явлений последних лет в области образования стало нарушение трех основополагающих принципов педагогики: преемственности, народности и природосообразности. Выход из данного противоречия возможен в этнопедагогизации системы образования, направленной на восстановление связи времен, возрождение и творческое использование историко-педагогического опыта народов.

3. Под этнопедагогизацией образования мы понимаем процесс обновления системы образования на основе глубокого изучения и творческого применения позитивного народного опыта обучения и воспитания детей в современных условиях.

4. Этнопедагогика - это наука, исследующая воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, наука о педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени и нации. Предметом этнопедагогики считается народная педагогика, народное воспитание.

5. Для рассмотрения основных содержательных компонентов, необходимых для изучения дисциплины «Этнопедагогика», были изучены основные направления казахского этноса в его историческом развитии. Таким образом, можно сделать вывод, что историческое развитие этнической культуры на территории Казахстана имеет многогранный, мульти-культурный характер. Изучение различных его направлений должно составить содержание курса «Этнопедагогика» при подготовке современных педагогических кадров.

6. Содержание этнопедагогики определяется системой этнопедаго-гических знаний в различных ее направлениях и проявлениях, таких как: историческая, региональная, аналитическая, дошкольная, афористическая, этносоциальная, сравнительная, субэтническая этнопедагогики, этнопедагогика семьи, этнопедагогика игры, этнопедагогическая антропология, этнопедагогическое образование.

7. Этнопедагогическое образование - процесс и результат овладения школьниками и студентами системой знаний о научных основах этнопедагогики, приобретения умений и навыков творческого использования богатейшего воспитательного опыта народа в современных условиях и ценностного отношения к его духовной культуре.

8. Предметом особой заботы преподавателей этнопедагогических дисциплин должно стать формирование профессионально-педагогической направленности, представляющей в своей сущности систему отношений будущего педагога к профессии, детям, преподаваемому предмету, в частности, этнопедагогике, и к самому себе, как члену этноса.

9. Казахская этнопедагогика - самостоятельная учебная педагогическая дисциплина, представляющая собой целостное системное образование, сформировавшееся в лоне педагогической науки на стыке казахской философии, философии культуры, этнопсихологии, теории этноса, истории педагогики, этнографии, фольклористики. Предметом казахской этнопедагогики является система казахского этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течение всей человеческой жизни в семье и в учреждениях системы образования.

10. Психолого-педагогическими условиями повышения эффективности процесса этнопедагогичсеской подготовки будущих учителей будут:

- формирование их мировоззренческих позиций на основе глубокого изучения истории развития казахстанского и мирового этноса.

- введение в учебный процесс педагогического образования учебных дисциплин, раскрывающих основные теоретические и методические основы изучения этнопедагогики.

11. В учебный план педагогических вузов в качестве основных профилирующих учебных дисциплин целесообразно ввести дисциплины и спецкурсы: «Казахскую этнопедагогику», «Историю казахской этнопедагогики», «Казахская музыкальная культура», «Казахское прикладное искусство в воспитании детей», «Ораторское искусство казахов», «Казахские народные танцы в эстетическом воспитании», «Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике» и др.

13. Этнодидактика - это этнически сообразная дидактика. Поэтому предметом этнодидактики является теория и методика обучения, соответствующие этнической природе ребенка.

14. Обучение в народной школе строилось по схеме: от практических умений и навыков - к обобщенным знаниям. Методические элементы этнодидактики: формы, методы и приемы обучения, соответствующие данной схеме, должны быть этнически сообразными. Эффективными эт-нодидактическими средствами служат игры, народные поговорки, пословицы, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т. д. Выбор того или иного средства определяется, прежде всего, его основными функциями.

15. В ходе педагогического эксперимента установлено, что наиболее эффективными формами развития национальной этнокультуры, в условиях учебного учреждения, являются семинары-диспуты, беседы; практические занятия, тренинг с использованием информационных и педагогических технологий; самостоятельная работа школьников с различными источниками, традиции, обряды, обычаи национальной этнокультуры народов; консультации для оказания индивидуальной помощи школьникам. В ходе эксперимента установлено, что важными средствами решения задач развития нравственных качеств школьников и студентов на традициях национальной этнокультуры выступает разработанные нами: учебно-методический комплекс, в котором работает школа № 1 им. Сареми Сай-рамского района Чимкентской области «Гражданину XXI века - национальную этнокультуру».

Результаты экспериментальной работы подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и показали, что реализация предложенных дидактических средств позволяет повысить у будущих выпускников школ и вузов уровень национальной этнокультуры, - как важней составляющей образовательной и общей культуры личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жаулыбаев, Жамбул Куралбаевич, Тула

1. Акцорин, В. А. Народная философия и народная педагогика /

2. B. А. Акцорин // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV- Чебоксары: ЧГПУ, 1991.-338 с.

3. Анисимов, Г. А. Пословицы и поговорки на уроках родного и русского языков / Г. А. Анисимов // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века М.: Педагогика, 1990.

5. Арутюнов, С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /1. C. А. Арутюнов-М., 1989.

6. Арутюнов, С. А. Этничность объективная реальность / С. А. Арутюнов // Этнографическое обозрение 1995 - № 5 - С. 4-15.

7. Аттокуров, А. Т. Кыргызские народные игры как педагогическое явление / А. Т. Аттокуров // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.- 338 с.

8. Афанасьев, В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев Якутск, 1961.

9. П.Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа / К. Ш. Ахияров.- Уфа: БашГПУ, 2000 328 с.

10. Баймурзина, В. И. Теория и практика башкирской народной педагогики / В. И. Баймурзина Стерлитамак, 1995 - 108 с.

11. Бацын, В. К. Национальные проблемы образования в Российской Федерации / В. К. Бацын, М. Н. Кузьмин М., 1995.

12. Барболина, А. А. Этнопедагогическое средства формирования национального самосознания учащихся: На примере школ Таймыра: Дис. . канд. пед. наук / А. А. Барболина.- М., 1996 126 с.

13. Бердяев, Н. А. Судьба России опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев-М., 1990 - 141 с.

14. Бержанов, К. Б. Русско-казахское содружество в развитии просвещения / К. Б. Бержанов.- Алма-Ата, 1976 С. 140-154.

15. Беринская, И. В. Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: Дис. . канд. пед. наук/И. В. Беринская -Иркутск, 2000.

16. Беркутов, В. М. Развитие математического образования булгаро-татар / В. М. Беркутов Казань: Изд-во «Дом печати», 1997- 175с.

17. Бронников, С. А. Использование идей народной педагогики в современной общеобразовательной школе / С. А. Бронников // Народная педагогика основа воспитания: Тез. докл. межвузовской науч.-практ.конф.- Казань, 1993.

18. Буторина, Т. С. Принцип народности в педагогическом учении М. В. Ломоносова / Т. С. Буторина // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. I-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

19. Валеев, И. И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: На материале Республики Башкортостан: Дис. д-ра пед. наук / И. И. Валеев.- М., 1998.- 352 с.

20. Варанкин, А. А. Образовательный потенциал народных сказок / А. А. Варанкин // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV- Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

21. Виноградов, Г. С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов Иркутск, 1926.

22. Волков, Г. Н. Формирование демократической педагогики чувашей / Г. Н. Волков Чебоксары, 1974 - 262 с.

23. Волков, Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи / Г. Н. Волков // Магистр 2001.- № 1.

24. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов средних и высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 1999 - 168 с.

25. Волович, Л. А. Теоретические основы педагогических технологий гуманитарного образования / Л. А. Волович, Л. А. Артемьева // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения М.: Магистр, 1994.-228 с.

26. Габдреев, Р. В. Этнопсихологические особенности, требующие учета в процессе обучения и воспитания / Р. В. Габдреев // Преемственность народных традиций: Материалы V Международной науч.-практ. конф. Ч. I.-Казань: КГПУ, 1998 108 с.

27. Габдреев, Р. В. Этнопсихологические особенности, требующие 1 учета в процессе обучения и воспитания / Р. В. Габдреев // Преемственность народных традиций: Материалы V Международной науч.-практ. конф. Ч. I.- Казань: КГПУ, 1998.- 108 с.

28. Гайсин, Ф. А. Образование в условиях обновления духовной жизни / Ф. А. Гайсин Уфа: Hyp, 1197.

29. Галиев, А. Б. Социально-демографические процессы в многонациональном Казахстане (1917-1991 гг.): Дис. . д-ра соц. наук / А. Б. Галиев Алматы, 1995 - 400 с.

30. Гашимов, А. Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах / А. Ш. Гашимов Баку, 1957.

31. Гатин, Д. Ю. Интеграция образования в поликультурных сообществах / Д. Ю. Гатин // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тез. докл. III Международной науч.-практ. конф-Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2000.-512 с.

32. Гершунский, Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века / Б. С. Гершунский // Педагогика 2001- № 10.

33. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б, С. Гершунский -М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 432 с.

34. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики / Б. А. Голуб М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999 - 96 с.

35. Государственный стандарт основного высшего образования по * специальности 032 «Труд», Алматы, 1996 - 22 с.

36. Государственный стандарт основного высшего образования по специальности 0313 «Профессиональное обучение» (по профилю).-Алматы, 1996 - 19 с.

37. Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьей: Учеб. пособие / В. Н. Гуров-Москва-Ставрополь, 2001.

38. Григорьев, В. М. Воспитательные функции народных игр и их систематизация / В. М. Григорьев // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

39. Григорьев, В. М. Народная педагогика игры / В. М. Григорьев // Дети и народные традиции: Материалы V Виноградовских чтений. Ч. I-Челябинск, 1991.-С. 109-113.

40. Григорьева, А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха. 13.00.06 / А. А. Григорьева.- М.: ИПСР РАО, 2000.

41. Грошева, А. В. Культурологический подход к управлению школой / А. В. Грошева // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тез. докл. III Международной науч.-практ. конф-Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2000 512 с.

42. Денисов, Р. П. Становление и развитие народного просвещения и педагогического образования в Амурской области (1858-1941 гг.). 13.00.01 / Р. П. Денисов.- Челябинск: ЧГУ, 2000.

43. Дидактика технологического образования: книга для учителя / П. Р. Атутов, В. А. Поляков 42 - М, 1998.

44. Дьяченко, В. К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса / В. К. Дьяченко.- Усть-Каменогорск: Просвещение, 1992.

45. Евстигнеев, Ю. А. Современные этнические процессы в Северном Казахстане (в аспекте динамики межнациональных браков): Дис. .канд. ист. наук / Ю. А. Евстигнеев Караганда, 1977 - 218 с.

46. Ержанов, М. Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика. 13.00.05 / М. Е. Ержанов М.: МГУКИ, 1999.

47. Жаулыбаев, Ж. О этносы казахских жузов (на казахском языке) / Ж. Жаулыбаев // Международной науч.-практ. конф., посвященной 10-летию независимости республики Казахстан Алма-аты, 2001.

48. Жаулыбаев, Ж. Некоторые подходы этнопедагогизации образования / Ж. Жаулыбаев // Науч.-практ. конф Чимкент, 2004.

49. Жаулыбаев, Ж. Этническое природа этнопедагогики / Ж. Жаулыбаев // Международное научн.-практ. конф. ЮКПУ, Чимкент, 2005.

50. Жаулыбаев, Ж. Принципы этнической природа сообразности образования / Ж. Жаулыбаев // Международное научн.-практ. конф. ЮКПУ, Чимкент, 2005.

51. Жаулыбаев, Ж. Методические элементы этнодидактики / Ж. Жаулыбаев // Научн.-практ. конф Ташкент, май, 2005.

52. Жаулыбаев, Ж. «Этнапедагогика»: Методическое пособ. для студентов / Ж. Жаулыбаев Чимкент, 2005.

53. Жаркынбаева, Р. Политика Казахстана в сфере образования: реальность, перспективы / Р. Жаркынбаева // Саясат 2005- № 5 - С. 45-50.

54. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев-М.: Просвещение, 1993 165 с.

55. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие / В. И. Загвязинский- М., 2001.

56. Закон об образовании РК-Алматы, 1992-12 стр.

57. Закон о высшем образовании РК-Алматы, 993-6 стр.

58. Закон об образовании РК от 7 июня 999 года № 389 с изменениями и дополнениями от 22 ноября, 1999 г. № 484.

59. Ибрагимов, Г. И. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения / Г. И. Ибрагимов // Народная педагогика основа воспитания: Тез. докл. Межвузовской науч.-практ. конф-Казань, 1993- 125 с.

60. Иванов, Д. Е. Теория и практика этнопедагогической подготовки социальных работников. 13.00.08 / Д. Е. Иванов М.: ИПСР РАН, 2000.

61. Иванова, Э. И. Фольклор и его роль в развитии речи учащихся на уроках чтения в начальных классах / Э. И. Иванова, И. Е. Лаврентьева // Народная педагогика основа воспитания: Тез. докл. межвузовской науч.-практ. конф.-Казань, 1993.

62. Измаилов, А. Э. Народная педагогика: педагогические возрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измаилов М.: Педагогика, 1991.-256 с.

63. Исламшин, Р. А. Модель современного учителя в контексте проблем национального образования / Р. А. Исламшин // Национальное образование: опыт организации, проблема и результаты исследования Казань, 1994.-С. 33-34.

64. Калыбекова, А. Теоретические и прикладные основы народнойпедагогики казахов / А. Калыбекова- Алматы: БАУР, 2005 200 с. ' 70. Каспаржак, А. Г. Педагогическая гимназия: Книга для учителя /

65. А. Г. Каспаржак М.: Просвещение, 1992 - 112 с.

66. Кирсанов, А. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе/ А. А. Кирсанов,Ж. А. Зайцева-Казань, 1995.-225 с.

67. Князев, JI. Н. Национальные особенности мышления / Л. Н. Князев //Пути реализации мировоззренческой функции образования: Сб. ст-Глазов: ГТПИ, 1990.

68. Колин, К. К. Этнос и нация в культурологической перспективе / К. К. Колин // Альма-Матер 2004 - № 7- С. 27-33.

69. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием по специальностям пединститутов М: Просвещения, 1985 - 44 с.

70. Концепция Государственной политики в области образования // Учитель Казахстана 1995- 27 сентября

71. Концепция содержания образования общеобразовательной школы Р. К. // Учитель Казахстана-1995 8 апреля.

72. Концепция общего среднего образования в РК-Алматы, 1994.48 стр. (Башаров Р., Кудайкулов М и др.)

73. Концепция трудового и воспитания учащихся общеобразовательной школы Р.К. // Учитель Казахстана 1993 - 8 февраля.

74. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан: одобрена 15 июля 1996 года № 3058 // Учитель и закон 20059 № 2.- С. 20-24.

75. Крысько, В. П. Этническая психология / В. П. Крысько.- М., 2002.

76. Куандыков, Е. Ш. Деятельность культурно-просветительных учреждений Казахстана (1981-1989 гг.): Дис. . канд пед. наук / Е. Ш. Куандыков-Алма-Ата, 1992 177 с.

77. Кудиярова, А. М. Казахская этнопедагогика как научная и учебная дисциплина. Этнопедагогика жэне этнопсихология / А. М. Кудиярова- III жинак Алматы, Рауан, 1997.

78. Кумарин, В. В. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости / В. В. Кумарин // Народное образование 1998 - № 6 - С. 192.

79. Кураков, Л. П. Прометей из чуваш: Размышления о выполнении Завещания И. Я. Яковлева / Л. П. Кураков; Предисл. И. А. Яковлева; изд. 3-е, доп.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1999 223 с.

80. Матусевич, В. А. Социальная микросфера и выбор профессий /

81. B. А. Матусевич, В. А. Оссовский Киев: Наукова думка, 1982.

82. Матушкин, С. Е. Народность в воспитании гражданственности /

83. C. Е. Матушкин-Челябинск, 1999.

84. Манзул, Г. Воспитание казахстанского патриотизма / Г. Манзул // История Казахстана: преподавание в школах и вузах 2005-№ 3 - С. 14-18.

85. Масленникова, В. Ш. К вопросу о социальном становлении студентов ссузов / В. Ш. Масленникова, Т. М. Трегубова//Магистр 1997-СВ.-С. 85-91.

86. Махмутов, М. И. Понятие менталитета в педагогике / М. И. Мах-мутов // Магистр 1997 - С. 24-31.

87. Махмутов, М. И. Духовная сила Корана / М. И. Махмутов // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: Материалы VI Международной науч.-практ. конф.- Казань: КГПУ, 1999.-415 с.

88. Махмутов, М. И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов Казань: ТГЖИ, 1983.-88 с.

89. Медведев, Д. А. Формирование методологии современной этнопедагогики / Д. А. Медведев // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII международной науч.-практ. конф Казань: КГПУ, 2000 - 216 с.

90. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн, X. Мелхорн-М.: Просвещение, 1989 159 с.

91. Мухаметзянова, Г. В. Народная педагогика и современные проблемы воспитания / Г. В. Мухаметзянова // Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. 4 Чебоксары, 1991.- С. 53.

92. Мухаметзянова, Г. В. Современные подходы к развитию среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова // Среднее профессиональное образование проблемы, поиски, решения М.: Магистр, 1994.-228 с.

93. Мухаметзянова, Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова- М.: Магистр, 1995.-222 с.

94. Мухаметзянова, Г. В. Педагогическая литература татарского народа: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся / Г. В. Мухаметзянова, Р. А. Низамов-Казань: Изд-во Заря-Тан, 1994 114 с.

95. Нагорная, Г. Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дис. . канд. пед.наук / Г. Ю. Нагорная Ставрополь, 1998 - 209 с.

96. Назаренко, Г. Н. Народные игры как стредство развития творческой активности учащихся / Г. Н. Назаренко // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV.-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

97. Намитоков, Ю. П. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей /10. П. Намитоков // Сб. ст. кафедры педагогики и психологии Адыгейского педагогического института-Майкоп, 1957.

98. Нигматов, 3. Г. Гуманистические традиции народной педагогики / 3. Г. Нигматов // Народная педагогика основа воспитания: Тез. докл. межвузовской науч.-практ. конф - Казань, 1993- С. 7-11.

99. Никандров, Н. Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никандров М., Мирос, 1997.

100. Никадров, Н. Д. Россия: Социализация и воспитания на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров М.: Педобщество России, 2000.

101. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе. Пара-дакси наследия, векторы развития / А. М. Нковиков М., 2000.

102. Омирбекова, М. Ш. Традиционная культура казахов Текст. / М. Ш. Омирбекова-Алматы, 2004 104 с.

103. Осипов, П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: закономерности и принципы / П. Н. Осипов // Среднее профессиональное образование: проблемы,поиски,решения-М.: Магистр, 1994.-228 с.

104. Платоненко, В. М. Традиции народной педагогики в сказках А. С. Пушкина / В. М. Платоненко // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. Ч. IV-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

105. Пономорева, О. И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме: Дис. . канд.пед. наук / О. И. Пономорева Бирск, 1999 - 179 с.

106. Проваторова, О. М. Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири: Дис. . канд. ист. наук / О. М. Проваторова.- Ленинград, 1986.-215 с.

107. Салимова, К. Заключение / К. Салимова // Педагогика народов мира: История и современность М.: Педагогическое общество России, 2000.-576 с.

108. Салихов, А. В. Педагогические основы разработки и введения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис. д-ра пед. наук / А. В. Салихов М., 1998.-257 с.

109. Сахипова, Р. А. Обучение и воспитание на основе народной педагогики / Р. А. Сахипова Нижнекамск, 2001.

110. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова М., 1997 - 224 с.

111. Сокольникова, Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи: История, теория, практика XIX-XX вв.: Дис. д-ра пед. наук / Э. И. Сокольникова.-М., 1998-358-с.

112. Сомсонова, Т. П. Проблемы духовного воспитания школьников / Т. П. Сомсонова // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тез. докл. III Международной науч.-практ. конф Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2000.-512 с.

113. Соловьянюк, Г. М. Становление человека в культурной среде / Г. М. Соловьянюк // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: Материалы VI Международной науч.-практ. конф-Казань: КГПУ, 1999.-415 с.

114. Стрекалова, Н. И. Использование традиций этнопедагогики в работе с родителями / Н. И. Стрекалова // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной науч.-практ. * конф. Ч. IV.- Чебоксары: ЧГПУ, 1991.

115. Тагариев, Р. 3. Экологическое образование школьников в процессе обучения физике / Р. 3. Тагариев Пермь: КРО АЕ, 2000 - 192 с.

116. Тайчинов, М. Г. Формирование личности учащихся на духовно нравственных ценностях парода: Монография / М. Г. Тайчинов М.: Ре-дакционно-издательский центр МГОПУ, 1999- 199 с.

117. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поли> культурном, многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов // Педагогика / Рос. акад. образования 1999 - № 2 - С. 30-35.

118. Терегулов, Ф. Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. Образование новый взгляд: теория / Ф. Ш. Терегулов - Уфа, 1999.

119. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский.-М., 1988.

120. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский-М.: Педагогика, 1998.

121. Федерова, JI. И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США): Дис. канд. пед. наук/ Л. И. Федерова-М., 1995- 142 с.

122. Филиппов, Ю. В. Социализация этноса / Ю. В. Филиппов,-Н. Новгород, 1997.

123. Фридман, Л. М. Родовые потребности этносов / Л. М. Фридман // 1 Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII международной науч.-практ. конф Казань: КГПУ, 2000-216 с.

124. Хамитов, Э. Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика формирования / Э. Ш. Хамитов Челябинск: Изд-во, ЧГПУ «Факел», 1999.-211 с.

125. Ханбиков, Я. И. Из истории педагогической мысли Татарии / Я. И. Ханбиков-Казань, 1967.

126. Ханбиков, Я. И. Народная педагогика / Я. И. Ханбиков // Педагогическая энциклопедия М., 1966 - Т. 3.

127. Харитонов, М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы. 13.00.01 / М. Г. Харитонов,-М.: МПГУ, 1999.

128. Харисов, Ф. Ф. Национальная культура в системе непрерывного образования / Ф. Ф. Харисов // Магистр 1997 - СВ.- С. 7-11.

129. Хасанова, Г. Ф. Принципы формирования национального самосознания у учащихся / Г. Ф. Хасанова // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.- М.: Магистр, 1994 228 с.

130. Хамитов, Э. Ш. Контингенций гуманитарного вуза: Теория, подходы, практика формирования / Э. Ш. Хамитов Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1999.

131. Хамеров, Э. Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики / Э. Ш. Хамеров Уфа, 1999.

132. Харисов, Ф. Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе / Ф. Ф. Харисов.- Казань, 1999.

133. Хотинец, В. 10. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В. Ю. Хотинец // Вопр. психологии 2001.-№5.-С. 62.

134. Христова, Е. Л. Народная педагогика: Историографические итеоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. Л. Христова.- 1988.

135. Черенцов, П. И. Особенности и своеобразие русской народной педагогики / П. И. Черенцов // Ушинский К. Д. и проблемы современного образования: Материалы науч.-практ. конф., 26 окт. 1999 г.- Челябинск: ЧТУ, 2000,-110 с.

136. Чуриков, И. А. Марийская народная педагогика/И. А. Чуриков-Йошкар-Ола, 1999.- 158 с.

137. Шаймарданов, P. X. Татарская народная педагогика / P. X. Шай-марданов, Р. Г. Сибгатуллин Казань: Дом печати, 2000 - 392 с.

138. Шарипов, Ф. В. Педагогический менежмент / Ф. В. Шарипов-Уфа, 2000.

139. Шарафутдинов, 3. Т. Педагогическое пространство татарского народа / 3. Т. Шарафутдинов.- Казань: КГПУ, 2000.- 180 с.

140. Шарафутдинов, 3. Т. История педагогики Татарстана / 3. Т. Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков Казань, 1998 - 306 с.

141. Эрдниев, Б. П. О выделении национального и общего в содержании и форме педагогических знаний / Б. П. Эрдниев // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзнойнауч.-практ. конф. Ч. IV-Чебоксары: ЧГПУ, 1991.- 338 с.

142. Якубова, Н. Э. Природа в народной педагогике / Н. Э. Якубова // Народная педагогика основа воспитания: Тез. докл. межвузовской науч.-практ. конф-Казань, 1993.

143. Ялалов, Ф. Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика / Ф. Г. Ялалов.- М., 2000.

144. Ялалов, Ф. Г. Национальные гимназии России: инновационный опыт / Ф. Г. Ялалов Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2001- 203 с.