автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом)
- Автор научной работы
- Багреева, Елена Геннадиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Багреева, Елена Геннадиевна, 1985 год
Введение
Глава I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРВДМШ"
§ I. Система леревосштания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии.
§ 2. Особенности педагогически запущенных подростков.
§ 3; Теоретические-предпосылки использования "Комплекса музыкальных программ" в процессе перевоспитания правонарушителей^
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.
§ I. Организация и ход экспериментальной работы.
§ 2. Изучение состояния музыкального воспитания учащихся в исправительных учреждениях.
§ 3. Изучение личностных качеств воспитанников экспериментальных спецшкол (констатирующий эксперимент).
§ 4. Экспериментальная проверка педагогических условий воздействия "Комплекса музыкальных программ" в условиях спецшколы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом)"
Построение коммунистического общества невозможно без всестороннего развития самого человека, без высокого уровня культуры, внутренней зрелости людей.
Воспитанию подрастающего поколения партия и советское правительство придают первостепенное значение. Решение сложных задач; стоящих перед нашим обществом, зависит от уровня сознательности людей,человеческого фактора» Именно поэтому совершенствование процесса воспитания всесторонне и гармонически развитых людей так актуально сейчас. Это требует от педагогической науки и школьной практики постоянного поиска новых, наиболее эффективных форм, путей и методов воспитания.
В сложном процессе комплексного подхода к воспитанию, музыкальное искусство призвано также формировать духовный облик личности. Ни с чем не сравнима сила его воздействия на эмоции и сознание человека, а "без человеческих эмоций, - говорил В.И.Ленин, - никогда не бывало, нет и быть не может че т ловеческого искания истины".
В речи на юбилейном пленуме Союза писателей СССР К.У.Черненко сказал: .убежден: ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать на ум и на сердце. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее р внимание, чем обучению основам наук".
1. Ленин В.И.Полн.собр.соч.т.25,с.П2.1
2. Черненко К.У.Утверждать правду жизни,высокие идеалы социализма; Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР
25 сентября 1984 г. ж.Коммунист Ш4Д984 г.,с.7-8.
Искусство музыки специфическими средствами открывает нам мир высоких чувств, разные стороны действительности. Оно делает нас духовно богаче, чище, совершеннее, помогает находить в себе новые, неведомые нам прежде силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Она может способствовать формированию личности -развитого социалистического общества.
К сожалению, не все члены нашего общества находят свои нравственные идеалы. Бее еще нарушаются нормы социалистического общежития, совершаются проступки и даже правонарушения. "Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека".'1"
В развитом социалистическом обществе нет глубинных социальных корней для совершения правонарушений, преступность органически чужда нашему строю. И все же, на данном уровне развития общества существуют объективные и субъективные предпосылки правонарушений. Это не только пережитки в сознании людей, но и наши недостатки, например, в воспитании: столкновении индивидуалистических и общественных сторон в сознании и поведении человека, деформация системы ценностей, нравственные и правовые изъяны в воспитании. Бот почему способы перевоспитания не могут быть для всех одинаковы. Их спектр может быть чрезвычайно широким и, как сказано в статье "Концерт для "трудного* подростка: ".если на кого-то подействует концерт ля-бемоль мажор - надо играть о этот концерт",
1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.,Политиздат, 1981,с.64
2. Феофанов Ю.В. Концерт для "трудного" подростка,М., Известия,17.04.1983.
Решение этой задачи на практике требует в современных условиях теоретической разработки данной проблемы не только в области общей, но и музыкальной педагогики, а также в психологии, социологии, криминологии, философии.
Анализ литературы показывает, что проблемам преступности, причинам и путям ее ликвидации посвящены исследования З.А.Ас-темирова, Ю.В.Гербеева, B.HiКудрявцева, А.Б.Сахарова и других.
Изучение характера отклонений у несовершеннолетних правонарушителей, поиск причин такого уродливого развития личности, а также методы психологического воздействия с целью перевоспитания отражены в работах Б.Г.Ананьева, П.П.Елонского, П.С.Выготского, В.А.Крутецкого, Л.Н.Леонтьева, В.Н.Мясшцева, Т.А.Фортунатова и других психологов.
Различными путями шло "наступление" педагогики на проблему перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, в основе которого в нашей стране лежат принципы и методы общепедагогического характера. Поэтому теоретические основы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, разработанные А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, О.С.Богдановой, Н.И;Болдыревым, Г.П.Давыдовым, В.М.Коротовым, И.С.Марьенко, В.И.Петровой, Г.Н.Филоновым и др. имеют важное значение в учебно-воспитательном процессе перевоспитания педагогически запущенных подростков.1
В коммунистическом воспитании подрастающего поколения важ
I. Под термином "педагогически запущенные" мы понимаем подростков с отклонениями в нравственно-правовом развитии, причиной которых являются недостатки прежде всего в семье, частично ошибки школы и общественных организаций.(подробно см.: глава Г, § 2). ное значение имеет эстетическое воспитание;В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", в постановлениях июньского (1983г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию эстетического познания учащимися реальной действительности,развитию у них различных форм художественного творчества с целью приобщения к ценностям социалистического общества.
Базой эстетического воспитания педагогически запущенных 7 подростков в условиях специальной школы являются исследования, которые проводились в этой области,но применительно к учащимся массовых школ.
Значение искусства в формировании гармонически развитой личности теоретически обосновано в фундаментальных работах, посвященных эстетическому воспитанию: С.Т.Шацкого, А.И.Бурова, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.А.Разумного, В;К.Скатерщикова и других.
В последние годы все интенсивнее разрабатывается теория музыкального воспитания учащихся массовых школ - как важнейшая составная часть коммунистического воспитания^В основе процесса формирования личности средствами музыки лежат работы, раскрывающие пути закономерного восприятия и воспроизведения музыки, развития музыкальных способностей, освещающие значение этого вида искусства в формировании человека (Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский и др.).
О важности использования музыкального искусства как средства воспитания подрастающего поколения говорится в трудах видных советских педагогов: Апраксиной О.А., Ветлугиной HiAV, Кабалевского Д.Б., Шацкой В.Н. и других.
Вопросам идейно-нравственного развития школьников при обучении музыке, формирования их музыкальных потребностей, интересов, вкусов, развития музыкального восприятия, певческой культуры, музыкально-творческих способностей, организации и содержания уроков музыки в общеобразовательной школе посвящены исследования: Алиева Ю.Б., Белобородовой В.К., Морозовой З.П., Николаевой Е.В., Овчинниковой Т.Н., Петрушина В.И., Ригиной Г.С., и других.
Опеределенное место в работах занимает и вопрос о воздействии на трудновоспитуемых подростков средств искусства. Однако применение музыкального искусства в качестве воспитательного средства в условиях исправительных учреждений специально не изучалось. Лишь в небольшом количестве работ нашел освещение некоторый практический опыт. Большую ценность для нашего исследования, в частности, имеет опыт А.С.Макаренко по привлечению воспитанников к деятельности в области искусства. Интересна работа в этой области С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой в колонии "Бодрая жизнь".
Таким образом, ознакомление с литературой позволяет говорить о весьма активной разработке как большого круга проблем музыкального воспитания и обучения школьников, так и общих проблем воспитания педагогически запущенных подростков. Однако, вопрос о воспитательном значении музыки и, в частности, о ее использовании в работе с трудновоспитуемыми детьми не нашел достаточного освещения в работах педагогов с позиций современности. Не раскрыты потенциальные возможности музыки, не найдены методы и пути, которые позволили бы поставить ее на службу исправления и перевоспитания несоврешеннолетних правонарушителей, не выявлены ведущие принципы системной организации музыкального воспитания в спецшколе.
В.А.Сухомлинский отмечал, что "отставание культуры чувств от интеллектуального "багажа", которым овладевает человек и в школе, - это одна из конкретных причин того, что отдельные молодые люди, подростки становятся на неправильный путь, нарушают нормы социалистического общежития, законы нашего государства. Воспитание эмоциональной культуры - одна из первоочередных задач нынешней школы".*1"
Актуальность проблемы прежде всего определяется той особой ролью, которую музыкальное воспитание может иметь в процессе развития трудновоспитуемых подростков, их перевоспитания.
Анализ учебно-воспитательного процесса ряда специальных исправительных учреждений показывает отсутствие системы музыкального воздействия. Это в значительной мере обусловлено неразра
I / ботанностыо проблемы применительно к педагогически запущенным подросткам, что замедляет процесс их исправления.
Как показывает практика, а также личный опыт работы в спецшколах, несовершеннолетние правонарушители чаще всего являются подростками с искаженными и даже извращенными представлениями об окружающей действительности (одни в большей, другие в меньшей степени), о взаимоотношениях людей в обществе. Дискомфорт эмоциональной сферы - подавленность и озлобленность, агрессивность и безразличие нередко приводят подростков к частым нарушениям их связей со здоровым коллективом, отчуждению от него. Для восстановления у них эмоционального комфорта необходимо пе
I.- Сухомяинский В.А. "Этюды о;коммунистическом воспитании" "Народное образование", 2, 1967.- с.42 дагогически гибкое воздействие, которое бы активно формировало способность к позитивной самоорганизации, самовоспитании.
Принято считать, что музыка с особой силой воздействует на эмоции, изменяя эмоциональное состояние человека. Реализуя в рамках перевоспитания потенциальные возможности музыки, мы можем способствовать прежде всего эмоциональному "раскрепощению" каждого ребенка, снятию отрицательных эмоций, совершенствованию его общения не только в связи с необходимостью адаптации подростков в коллективе спецшколы, но и реадаптации после вывода в открытую среду, созданию у них эмоционального комфорта.
Комплекс воспитательных мер должен включать целенаправленное музыкальное воздействие на нравственно-волевую сферу педагогически запущенных подростков, на повышение их чувства ответственности, улучшение дисциплинированности, воспитание доброжелательности в общении.
Таким образом, актуальность, значительный воспитательный потенциал и особое эмоциональное воздействие музыки на личность наряду с неразработанностью теории и практики музыкального воспитания в исправительных учреждениях побудили нас избрать тему исследования: "Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности" (на материале школ с особым режимом).
Объект исследования - педагогически запущенные подростки II—15 лет, совершившие правонарушения и находящиеся в специальных школах с особым режимом воспитания. Предмет исследования - процесс нравственно-эмоционального воспитания подростков, содержащихся в спецшколе при условии целенаправленного музыкального влияния.
Цель исследования - определение возможностей музыкального воздействия для восстановления эмоционального комфорта и совершенствования процесса нравственного развития подростков-правонарушителей .
Рабочая гипотеза: отклонения в нравственном развитии педагогически запущенных подростков будут устранены быстрее, если музыкальное воспитание организовать, как комплекс оптимального, педагогически обоснованного музыкального воздействия, учитывающего специфику педагогически запущенных подростков, особенности условий их воспитания в исправительном учреждении, необходимость восстановления эмоционального комфорта, развития интереса к художественной музыке, формирования нравственных качеств учащихся.
Исходя из цели и рабочей гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
1.Изучить состояние музыкального воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных учреждениях (системы спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний), их музыкальные интересы.
2. Определить принципы отбора музыкального материала, формы музыкального воздействия на личность с целью снятия негативных эмоций, позитивного влияния на нравственную сферу подростков, развития их интереса в высокохудожественной музыке.
3.' Наметить пути совершенствования музыкальной работы в условиях спецшколы, как одного из средств, воздействующих на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности, о воспитательной функции искусства, о роли эмоций в развитии личности. Эти положения нашли отражение в Программе КПСС, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии, постановлениях партии и правительства, в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
В соответствии с характером поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ директивных и нормативных документов КПСС и Советского правительства о народном образовании, документации ряда исправительных учреждений; анализ литературы по вопросам организации и содержания музыкального воспитания как в общеобразовательной школе, так и в специальных учреждениях, по теории нравственного воспитания, а также по проблемам преступности;
- изучение реально сложившегося опыта музыкального воспитания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК), специальных профессионально-технических училищах (СПТУ), спецшколах; выявление резервов воспитания в специфических условиях режимного учреждения;
- педагогические наблюдения;
- опытно-экспериментальная работа в специальной школе -интернате (опросные методы - анкеты, сочинения, беседы, котор-ми были охвачены учащиеся, мастера производственного обучения, учителя, классные руководители, воспитатели, директора школ и их заместители, работники органов МВД);
- обобщение личного опыта работы в спецшколах.
Исследование было начато в 1975 году и проходило в несколько этапов.
Первый этап (1975-1979 гг.) носил поисковый характер. Был изучен опыт организации и содержание музыкального воспитания в спецшколах и определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.
На втором этапе (1979-1983 гг.) анализировалась научная литература, изучался существующий опыт музыкального воспитания подростков в трех исправительных системах (ВТК, СПТУ, спецшкол).
На третьем этапе (1983-1985 гг.) был разработан и внедрен в реальную деятельность спецшколы "Комплекс музыкальных программ", анализировались и обобщались результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в дальнейшей оптимизации путей перевоспитания педагогически запущенных подростков посредством включения в комплекс воспитательных средств теоретически обоснованных и практически выверенных форм музыкального воздействия.
Впервые музыкальное искусство исследуется как средство перевоспитания правонарушителей;
- впервые проанализированы музыкальные интересы педагогически запущенных подростков, правонарушителей;
- впервые изучены условия организации музыкальной работы в процессе их исправления и определены некоторые ее формы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке "Комплекса музыкальных программ", которые были проверены и внедрены в исправительном учреждении. Такая форма музыкального воздействия может быть организована и в других учреждениях исправительной системы, а также с определенной коррекцией, в общеобразовательных школах, школах-интернатах, пионерских лагерях. Материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах, спецсеминарах, в вузовских учебных предметах с целью подготовки педагогов-музыкантов для работы с педагогически запущенными подростками как в общеобразовательной, так и в специальной школе, других исправительных учреждениях. "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" предусматривают расширение подготовки учителей на специальных факультетах высших учебных заведений для обеспечения преподавания предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами.^"
Положения, выносимые на защиту
Результативность перевоспитания педагогически запущенных подростков, правонарушителей определяется не только нравственно-эстетическим потенциалом и точностью средств педагогического воздействия, но и готовностью воспитанников к оптимальному восприятию этих средств. Анализ особенностей развития педагогически запущенных подростков для организации их перевоспитания имеет существенное значение. Музыка в процессе исправления может -быть эффективно использована в силу ее специфического воздействия на эмоции и сознание человека. При этом создаются лучшие условия для более благоприятного восприятия и других средств педагогического влияния в условиях исправительного учреждения.
Эффективной формой музыкального воздействия является специально созданный "Комплекс музыкальных программ" с целью оптимизации процесса исправления. Транслируемый по школьной радиосети, этот"комплекс" охватывает всех учащихся, являясь музыкальной формой педагогического влияния, неосознаваемого подростками.
I. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы, М.,1984 г.
Он способствует снижению тревожности, уменьшению напряженности, возникновению доброжелательности, веры в оптимистичные перспективы собственной жизни - в целом, положительном изменениям в их нравственном развитии. Введение "Комплекса музыкальных программ" в режим исправительного учреждения способствует также укреплению сознательной дисциплины.
Использование "Комплекса музыкальных программ" в воспитательном процессе должно соответствовать определенным требованиям: , органично входить в процесс перевоспитания специальной школы; способствовать формированию интересов к художественной музыке; нравственному воспитанию подростков; содержание музыкальных программ отбирается с учетом специфики и уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков, динамики их эмоционального состояния в течение дня, недели, особенностей восприятия шли музыки, ее выразительных средств; в программах должны преобладать произведения советских композиторов и народной музыки наряду с доступными произведениями классики.
Исходя из условий режима спецшколы, музыкальные программы условно делятся на четыре блока в течение дня, каждый из которых служит решению определенной психолого-педагогической задачи и выражается в специально подобранном музыкальном материале.
Апробация основных положений и результатов исследования была осуществлена в выступлениях автора на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания молодежи в свете решений ХХУ1 съезда ГЛСС, июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС" в городе Куйбышеве в ноябре 1983 года, а также в опубликованных статьях в журналах
Воспитание школьников" (Педагогика, 1982 г.,№5), "Музыка в школе" (Просвещение, 1983г., М), "Воспитание и правопорядок" (МВД СССР, 1984 г., J&).
Результаты исследования внедрены в Киевской специальной школе и внедряются в практику в исправительных учреждениях РСФСР и УССР.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о важности целенаправленного музыкального воздействия и для перевоспитания педагогически запущенных подростков.
Круглогодичное целенаправленное музыкальное воздействие на воспитанников спецшколы в процессе организованной нами опытно-экспериментальной работы, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние подростков, способствовало развитию интереса к музыке, их нравственному развитию, более эффективному преодолению отклонений от норм поведения, приобретению и закреплению новых положительных качеств, приобщению к творческой деятельности. Следовательно, поставленные нами задачи были решены.
Комплекс специально созданных нами музыкальных программ позволил решить двуединую задачу: во-первых, снять негативные эмоции и создать эмоциональный комфорт, реализуя психогигиеническую функцию музыки; во-вторых, решить педагогические задачи по уокореншо процесса перевоспитания, его большей эффективности, используя воспитательную функцию музыки.
Исследование показало, что процесс нравственного развития правонарушителей под влиянием музыки - явление сложное, проходящее несколько стадий. Первая стадия процесса -расширение багажа нравственных понятий, благодаря высокому качеству и увеличению объема воспринимаемых подростками музыкальных произведений. Вторая стадия процесса - усвоение нравственных представлений формируется под воздействием усложняющегося качества, всевозрастающего объема музыкального материала.Третья стадия - частично сформированный у подростков интерес к художественной музыке положительно влияет на закрепление их этических понятий. На четвертой стадии - нравственные понятия, проявляющиеся в поступках, в поведении воспитанников, формируются на основе их стремления к музыкальной деятельности.
Таким образом, с появлением нового качества в развитии музыкальных интересов у учащихся фиксировалось их продвижение и в понимании нравственных категорий.
Двуединый, взаимосвязанный характер процесса музыкально-нравственного развития личности, где целенаправленное использование воспитательной функции музыки выступает определяющим фактором, формирующим нравственные понятия и убеждения трудновоспитуемых подросткова
Проведенное исследование позволило также выделить ряд необходимых условий, способствующих эффективному воздействию на подростков музыкальных программ.
Строгий отбор музыкального материала должен быть обусловлен: а) педагогическими и психологическими задачами трансляции музыки, б) особенностями педагогически запущенных подростков, динамикой их эмоционального состояния как в течение дня, так и всего года, в) спецификой учреждения.
Для реализации специально подготовленных программ в радиофицированном исправительном учреждении необходимо иметь систему автоматического включения, записанного на магнитофонную пленку распорядка дня, сопровождаемого специально отобранной музыкой.
Разработку музыкальных программ, наряду с программами по музыке для классной и внеклассной работы, должны осуществлять квалифицированные сотрудники научно-методических центров. Желательно (и на это указывали педагоги эксперименталь-' ной спецшколы) все команды распорядка дня выполнить диктором в студии звукозаписи. Здесь же следует изготовить копии необходимых музыкальных произведений.
Проведенное с учетом названных условий исследование способствовало:
- стимулированию интереса учащихся к музыке в результате постепенного изменения и усложнения материала, а также изменения их потребности - переключению их интереса с негативных, малохудожественных произведений на позитивные, высокохудожественные музыкальные произведения;
- снижению уровня тревожности, созданию оптимистичного настроения, улучшению эмоционального состояния подростков;
- улучшению дисциплинированности, чувства ответственности, доброжелательности, проявляющихся в общественно-полезной деятельности, в целом, нравственному воспитанию.
Как показали результаты исследования, наибольшее воздействие созданные нами программы оказали на учащихся 5-7-х классов спецшколы. Этот вывод дал основание усилить музыкальное воздействие, применив и другие его формы, на подростков 7-8 классов с более точным учетом их интересов.
Одной из таких форм может быть рекомендовано индивидуальте прослушивание специально отобранной музыки в лингафонных кабинетах. Предложенная форма даст возможность конкрет-' нее дифференцировать музыкальное воздействие на подростков-правонарушителей.
Итоги опытно-экспериментальной работы по использованию музыкального искусства в целях воспитания, а также теоретические выводы исследования позволяют считать необходимым совершенствование всех форм музыкального воздействия на педагогически запущенных подростков.
Исследование какого-либо процесса в экстремальной ситуации на отрицательном контингенте, дает возможность глубже А изучить данное явление в обычных условиях.
Положительное влияние на подростков, созданных нами семи программ, дает основание считать, что принципиальная модель музыкальных программ, включенных в распорядок дня, необходима во всех типах исправительно-трудовых учреждений, а также с определенной коррекцией может быть использована в работе общеобразовательных школ, школ-интернатов и пионерских лагерей.
Музыкальное воспитание в исправительном учреждении следует рассматривать, как систему целенаправленного воздействия с целью перевоспитания, включая все его возможные формы и виды внедрения: от эстетизации внешнего поведения подростков, функционирования художественных кружков до специально разработанной программы по музыке.
Теоретически обоснованные нами принципы отбора музыкального содержания должны быть основными критериями вводимых в жизнедеятельность спецучреждения произведений и в друтих формах музыкального воздействия на педагогически запущенных подростков.
Кроме того, в совершенствовании нравственного развития педагогически запущенных подростков в процессе их перевоспитания необходимо реализовать воспитательный потенциал всех видов искусства в учебно-воспитательной работе исправительного учреждения. Пока же отсутствует теоретически обоснованный отбор кинофильмов для показа несовершеннолетним правонарушителям; содержание программ уроков музыки, рассчитанное на общеобразовательные школы, без необходимой коррекции с учетом специфики учащихся и учреждения, не дает возможность в полной мере использовать воспитательный потенциал музыки. Комплекс эстетических мер воздействия на педагогически запущенных подростков должен способствовать их нравственному развитию, как неотъемлемой части процесса перевоспитания.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Багреева, Елена Геннадиевна, Москва
1. Маркс К. Размышление юноши цри выборе црофесии. В кн.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. АПН РСФСР, 1957. - с. 1-5.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, 242 с.
4. Ленин Б.И. Задачи Союзов молодежи. (Речь на Ш-м Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи). -Полн. собр. соч., Изд. 5, т. 41, с. 298-318.
5. Ленин В.И. О коммунистической нравственности. Гос. изд. политической литературы. М., 1963. - 280 с.
6. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 41, с. 336-297.
7. Ленин В.И. О социалистической законности. М.: Госполитиздат, 196I.
8. Ленин В.И. 0 суде над несовершеннолетними. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 40, с. 194.
9. Калинин М.И. О воспитании и обучении. М., 1957.
10. КалиншМ.И. 0 социалистической законности. М.: Известия, 1959.
11. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т., М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1962.
12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
13. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. -М., 1984.
14. О мероприятиях, связанных с улучшением деятельности исправительно-трудовых учреждений, 12 июня 1970.
15. Черненко К.У. Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР. М.: Коммунист, 1984, В 14. - с. 7-8.
16. Азбука нравственного воспитания./Под ред. д.чл. АПН
17. ССР Каирова И.А. и канд. пед. наук Богдановой О.С. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975, - 320 с.
18. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа. Сб. Вопросы мето- . дики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975.
19. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., I960.
20. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
21. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылкак развитию неврогенного заболевания. Вестн. АМН СССР, 1965, № 6.
22. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
23. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - Л., 1973.
24. Асафьев Б.В.Музыкальная: форма как процесс. Л.: Музыка, 197I. - 376 с.
25. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983. 224 с.
26. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 156 с.
27. Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних в СССР. В кн.: Предупреждение преступлений несовершеннолетних. - М., 1965. - с. 233-268.
28. Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М.: Юрид. лит-ра, 1969. 120 с.
29. Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних (социально-психологический и криминологический аспекты). М.: Сов. гос. и право, 1970, № I. - с. 72,
30. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. М., 1980.
31. Бабанский ЮЛС. Об управлении процессом воспитательного воздействия. М.: Сов. педагогика, 1971, -№8. с.33-41.
32. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
33. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.:Педагогика, 1975, - 159 с.
34. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников, 1902.
35. Беляева-Экземплярская С.Н. 0 психологии восприятия музыки. М., 1924.
36. Белкин А.С. Изучение ранних стадий отклонений в нравственном развитии младших кшольников. М.: Сов, педагогика, 1979, № 7, с. 20-26.
37. Благонадежна Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. М.: Вопр. психологии, 1968, № 4,с. 96- 104.
38. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т./ сост. М.Г.Данилъченко, А.А.Никольская. Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979.
39. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972. - 104 с.
40. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
41. Буров А.И. Эмоции, чувство, отношение. М.:Бопросы психологии, 1966, № I, с. I4I-I5I.
42. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
43. Витт Н.Б. Об эмоциях и их выражении. М. :Воцросы психологии, 1964, № 3, с. 146-154.
44. Воробьев А.К. Роль художественных рассказов в работе с ■ социально-запущенными детьми. Просвещение Сибири, 1933, с. 81.
45. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: АПН РСФСР, 1956. 520 с.
46. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Педология. -М.-Л., 1928, № 1-2, с. 58-77.
47. Выготский Л.С. Проблема эмоций. IVL: Вопр. психологии, 1958, № 3, с. 125-134.
48. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
49. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., I960.
50. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся У-УШ классов общеобразовательной школы. М., 1970.
51. Гербеев Ю.В. В сб. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1974. - С. 118.
52. Гербеев Ю.В. Организация воспитательного процесса в трудовых колониях для несовершеннолетних. М.,1968. - 96с.
53. Гербеев Ю.В. Система воспитательной работы в детском , доме. Пособие для воспитателей. М., 1976. - Г72 с.
54. Гольд-Губер Э.И. 0 воспитании эмоций детей школьного возраста. М. :Сов. педагогика, 1940, № 10.- 3-13.
55. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки, Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1981.
56. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М., 1953.
57. Давыдов Г.П. Вопросы правового воспитания учащихся специальных школ. В сб. статей Педагогические проблемы воспитания подростков в условиях спецшколы. - М.:1. НИИ ОП АПН СССР, 1973.
58. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений., Спб., 1896.- 221с.
59. Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека. М., Вопр. психологии, 1970, $ I.с. 28-38.58