автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков
- Автор научной работы
- Кекеева, Зинаида Очировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков"
РГ8 ОД
На правах рукописи
КЕКЕЕВА ЗИНАИДА ОЧИРОВНА
ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ КАЛМЫКОВ
13. 00. 01. - ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
САНКТ - ПЕТЕБУРГ 1997
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Бочкина Н. В.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,
член - корреспондент РАО Терентьева Н. А.
кандидат педагогических наук, доцент Столяров Б. А.
Ведущая организация: Новгородский государственный
университет имени Ярослава Мудрого
Защита состоится " 17 " июня 1997 года в_часов
на заседании Диссертационного Совета Д 113.05. 03. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена ( 191186 Санкт - Петебург, наб. реки Мойки 48, корпус 11,ауд. 32).
Автореферат разослан " 15 " мая_1997
Ученый секретарь Диссертационного Совета доктор педагогических наук, профессор ^______Е. И. Казакова
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования определяется современной ситуацией в России, характеризующейся ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентаций, обращением к общечеловеческим и национальным ценностям как составной части культуры.
Проблема соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживается в периоды смены жизненных укладов и ценностей в обществе. В связи с активизацией процесса возрождения культурно - исторического наследия различных этносов в России наблюдается тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей народов многонациональной России, а также многовековой интеграцией русской культуры с культурами других народов.
Появление инновационных образовательных учреждений, отражающих поиск путей реализации принципов народности и регионализации, обостряет потребность в педагогах, способных сосредоточить внимание на глубоком, всестороннем осмыслении идей общечеловеческих ценностей через национальную культуру своего народа и готовых воплотить их в образовательный процесс.
Анализ литературы по проблемам народной педагогики подтверждает её актуальность и значимость для современной образовательной практики. В различных аспектах исследованы вопросы народной педагогики: русских ( Г. С. Виноградов), чувашей ( Г. Н. Волков ), народов Коми ( Л. Д. Вавилова ), татар ( Я. И. Ханбиков), башкир ( Т. К. Искаков ), народов Сибири и Дальнего Востока ( В. Ф. Афанасьев), адыгов ( И. А. Шоров), дагестанцев ( 3. М. Магомедова ), узбеков ( Б. А. Кадыров, Р. 3. Гайнутдинов ), народов Средней Азии и
узбеков ( Б. А. Кадыров, Р. 3. Гайнутдинов ), народов Средней Азии и Казахстана ( К. Пирлиев ), алтайцев ( Р. К. Санабасова ), народов поморского Севера ( И. Л. Данилова, А. Г. Гмырин, Л. С. Малик ) и другие.
Однако значительная часть исследований по народной педагогике отражает традиционный анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, в основе которых лежит изучение традиций, обычаев, фольклора. Специфика многомерности феномена народной педагогики допускает возможность разных подходов к её рассмотрению. В частности, недостаточное внимание уделено механизмам ориентации педагогов на общечеловеческие ценности и ценности национальной культуры в их взаимосвязи, проблеме подготовки специалистов для национально - региональных систем образования.
Между тем изучение способов применения знаний народной педагогики в образовательном процессе Республики Калмыкия позволило выявить противоречие между желанием педагогов использовать знания народной педагогики в процессе ориентации молодого поколения на общечеловеческие ценности и недостаточной подготовленностью педагогов к этому. Сложность выделенной нами проблемы ориентации будущего педагога на национальную культуру калмыков может объясняться рядом причин, среди которых серьезное значение имеет недостаточная разработанность теоретико методологических основ народной педагогики калмыков, а также отсутствие междисциплинарных исследований по проблеме народной педагогики калмыков. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования, а именно, ориентации будущего педагога на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков.
Объект исследования: подготовка будущего педагога к реализации принципа народности в условиях национально - региональной системы образования.
Предмет исследования: процесс ориентации студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков.
Цель исследования: определить этапы и механизмы, обеспечивающие ориентацию студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков.
Гипотеза исследования:
Ориентация студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков в большей мере обеспечит их подготовку к работе с детьми в условиях национально - региональной системы образования, если:
- в системе педагогической подготовки специалистов будут предусмотрены возможные пути согласования государственного стандарта и национально - регионального компонента;
- отбор и структуирование содержания педагогических дисциплин национально - регионального компонента педагогического образования будет осуществляться в логике смыслового обогащения студентов общечеловеческими ценностями через национальную культуру;
- будет обеспечена активность студентов в процессе овладения опытом трансляции знаний об общечеловеческих ценностях через национальную культуру в условиях взаимодействия с детьми;
- будущий педагог осознает значимость общечеловеческих ценностей и национальной культуры как общего и особенного в развитии и воспитания детей и будет стремиться творчески применять эти знания в педагогической деятельности.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить подходы к постановке и решению проблемы ценностных ориентаций педагога.
2. Раскрыть традиции национальной культуры калмыков.
3. Определить принципы отбора содержания спецкурса " Народная педагогика калмыков" и педагогической практики студентов педагогического колледжа Республики Калмыкия, ориентированных на согласованность общечеловеческих и национальных ценностей калмыков как общего и особенного.
4. Определить этапы ориентации студентов на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков, раскрыть механизмы ориентации на каждом этапе ( на базе Элистинского педагогического колледжа Республики Калмыкия ).
5. Оценить степень влияния содержания спецкурса " Народная педагогика калмыков" и педагогической практики на развитие ценностных ориентаций как интегрального личностного образования и расширение поля ценностных ориентаций субъектов педагогической деятельности.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- философские, психолого - педагогические, этнопедагогические исследования в области ценностных ориентаций личности ( Б. Г. Ананьев, Т. К. Ахаян, 3. И. Васильева, Г. Н. Волков, Л. С. Выготский, А. Г. Гмырин, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, М. Г. Казакина, Е. И. Казакова, А. В. Кирьякова, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, В. Н. Сагатовский, Р. К. Санабасова, В. П. Тугаринов и другие );
- исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности, содержание подготовки будущего педагога ( Г. А. Бордовский, С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Н. А. Терентьева, А. П. Тряпицына и другие);
- исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие историю калмыцкого народа, национальную культуру калмыков, историю образования, организационно - педагогические, социально -педагогические основы развития современной национальной системы образования Республики Калмыкия ( Н. Ц. Биткеев, В. Ф. Ефремова, Н, Л. Иванов, Ц. К. Корсункиев, А. Г. Митиров, О. Д. Мукаева, Л. Н. Мукаева, А. Б. Панькин, Н. Ш. Ташнинов, У. Э. Эрдниев и другие).
Историческую базу исследования составили: теоретические труды отечественных, зарубежных исследователей, монографии, диссертационные исследования, защищенные по проблемам ценности, истории мировой и отечественной культуры, этнографии, психологии, философии; материалы из фондов Российского и Калмыцкого государственных исторических архивов, Рукописного отдела Российской национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова - Щедрина, научных библиотек Института Востоковедения АН РФ, музея народов СССР, этнологии и антропологии АН РФ им. Н. Н. Миклухо - Маклая и этнографические записи, непосредственно выполненные самим исследователем.
В диссертации использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; метод ранжирования; метод экспертной оценки; метод самооценки; включенное наблюдение; опросы и беседы с педагогами, студентами; опытно -экспериментальная работа, которая включает математическую обработку полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: Новгородский педагогический колледж, Калмыцкий государственный университет, Элистинский педагогический колледж. В массовом констатирующем эксперименте приняли участие 349 студентов всех курсов Элистинского педагогического колледжа, 123 студента третьих курсов физико-
математического, биологического, филологического, педагогического факультетов Калмыцкого государственного университета; 44 студента четвертых курсов школьного и дошкольного отделений Новгородского педагогического колледжа; 89 учителей общеобразовательных школ № 1, № 12, № 15, № , 2 1 и воспитателей дошкольных образовательных учреждений № 10, № 20, № 22 г. Элисты Республики Калмыкия; 38 учителей общеобразовательных школ № 10, № 23, № 24 и воспитателей дошкольных образовательных учреждений № 80, № 81 г. Новгорода. Опытно - экспериментальная работа проводилась со студентами двух учебных групп (43 человека) четвёртых курсов дошкольного и школьного отделений Элистинского педагогического колледжа. Логика и этапы исследования:
Исследование осуществлялось в два этапа. Первый этап - поисковый (1993 - 1994 гг.) решал следующие задачи:
- анализ инновационных процессов в системе подготовки будущих педагогов;
- изучение литературы по проблеме;
- уточнение понятийного аппарата;
- конструирование исходной гипотезы исследования;
- определение базы исследования,
разработка программы опытно - экспериментальной работы. Второй блок - поисково - преобразующий ( 1994 - 1997 гг. ) был нацелен на решение задач:
- разработка теоретических основ исследуемой проблемы;
- разработка спецкурса "Народная педагогика калмыков" и комплексных заданий педагогической практики, ориентирующих на общечеловеческие ценности через национальную культуру;
- апробация полученных результатов и основных положений исследования в условиях опытно - экспериментальной работы;
- уточнение используемого понятийного аппарата и исходной
гипотезы.
Логическая схема опытно - экспериментальной работы включала в себя осуществление следующих шагов:
- конструирование процесса ориентации студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков в соответствии с программой исследования;
- реализация опытно - экспериментальной работы на базе Элистинского педагогического колледжа Республики Калмыкия, подведение итогов, оформление материалов диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
- ориентация педагога на общечеловеческие ценности через национальную культуру является одним из путей реализации принципа народности в подготовке будущего педагога для работы с детьми в условиях национально- региональной системы образования;
- традициями национальной культуры калмыков являются: раннее включение детей в труд взрослых; гуманистическая потребность в познании; отношение к человеческой жизни как ценности; становление личности в гармонии с природой; сохранение национальных ценностей в процессе воспитания детей в калмыцкой семье; достижение мира и согласия между народами;
- ориентация будущего педагога на национальную культуру рассматривается как интегративное личностное образование и как процесс его формирования;
- ориентация педагога на национальную культуру как интегративное личностное образовайие зависит от расширения, углубления и личностного принятия общечеловеческих ценностей через национальную культуру;
- ориентация на общечеловеческие ценности через национальную культуру как процесс включает несколько этапов: первый этап -
информационное обогащение смыслов общечеловеческих ценностей национальными традициями; второй этап - овладение опытом трансляции знаний об общечеловеческих ценностях и народных традициях в образовательном процессе; третий этап - включение студентов в прогнозирование возможностей творческого применения знаний об общечеловеческих ценностях и национальных традициях в своей педагогической деятельности;
- обогащение механизмов ориентации будущего педагога ( поиск -оценка - выбор - прогноз ) на согласование общечеловеческих и национальных ценностей в педагогическом колледже возможно осуществлять в процессе изучения спецкурса "Народная педагогика калмыков" и педагогической практики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:
- понимании общечеловеческих и национальных ценностей как общего и особенного в системе педагогических ценностных ориентаций специалистов национально - региональной системы образования;
обосновании аксиологического подхода к отбору и конструированию содержания учебной дисциплины "Народная педагогика калмыков" и комплексных заданий педагогической практики в системе подготовки будущих педагогов для национально -региональной системы образования;
- раскрытии возможных путей трансляции традиций национальной культуры калмыков детям дошкольного и школьного возраста;
- доказательстве эффективности процесса ориентации студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков;
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы и содержания спецкурса "Народная педагогика калмыков" и педагогической практики для студентов педагогического колледжа,
ориентированных на согласование общечеловеческих ценностей и национальной культуры калмыков как общего и особенного; разработке методики работы педагога по приобщению дошкольников, школьников к национальной культуре калмыков.
Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам; репрезентативностью и валидностыо данных опытно экспериментальной работы; достаточной базой апробации и внедрения в педагогическую практику.
Апробация исследования проходила через обсуждение основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на проблемных лабораториях кафедры общей педагогики РГПУ им. А. И. Герцена; через публикации (статьи, тезисы, методические рекомендации); в ходе участия в работе трех научно - практических конференций в Санкт-Петербурге, г. Элиста Республики Калмыкия, на Герценовских чтениях РГПУ им. А. И. Герцена; на заседании кафедры педагогики и методики начального обучения Калмыцкого государственного университета; на заседании научно - методического совета и семинарах классных руководителей Элистинского педагогического колледжа; материалы исследования использовались в лекционной работе на курсах повышения квалификации работников образования при Министерстве Образования Республики Калмыкия.
Структура работы: диссертация объемом 222 машинописных страниц состоит из введения, двух глав ( шести параграфов), заключения, списка литературы, приложений. Текст диссертации проиллюстрирован схемами, таблицами, графиками и диаграммами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы, формулируется гипотеза, раскрываются методы и логика исследования, излагаются защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлена апробация результатов исследования.
В первой главе " Теоретические основы проблемы ориентации педагога на общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи" проведен теоретико - методологический анализ исследуемой проблемы, в котором раскрываются особенности ориентации педагога на общечеловеческие ценности через национальную культуру, а также содержание народной педагогики калмыков как источника ценностных ориентаций будущего педагога
Исследование ориентации на национальную культуру калмыков проводилось в логике ориентационной концепции кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (Т. К. Ахаян, 3. И. Васильева, И. С. Батракова, М. Г. Казакина, Е. И. Казакова, К. Д. Радина и другие).
С целью определения соотношения культуры и ценностных ориентаций педагога ( на общечеловеческие и национальные ценности), осуществлен анализ понятийного аппарата двух категорий "культура" и "культура педагога".
Теоретический анализ философских, психолого - педагогических, этнопедагогических исследований позволил определить подходы к рассмотрению проблемы культура как: научной проблемы и явления общественной жизни (Б. Г. Ананьев, С. Н. Артановский, Э. А. Баллер, А. Н. Леонтьев и другие); неотъемлемой части системы подготовки будущих
специалистов в непрерывном педагогическом образовании (3. И. Васильева, Н. В.Кузьмина, Ю. Н. Кудюткин, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, А. П. Тряпицына и другие); системы ценностных ориентации ( И. С. Батракова, Г. П. Выжлецов, А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский и другие); интегрального личностного образования и процесса его формирования (Т. К. Ахаян, 3. И. Васильева, С. Ю. Гуревич, С. В. Старшинина, Л. А. Струценко и другие).
Анализ этнопедагогических исследований позволил уточнить значение народной педагогики как источника ценностных ориентации педагога и вычленить методологические положения исследования:
• культура педагога - это та сфера материальной и духовной культуры народа, которая в большой мере связана с воспитанием детей;
• народная педагогика это феномен, отражающий педагогическую культуру;
• культура любого общества, в том числе педагогическая, несет в себе отпечаток социальных отношений.
В нашем исследовании народная педагогика рассматривается как один из источников ценностных ориентаций у молодого поколения педагогов; как феномен, отражающий педагогические традиции народа и его культуру.
В анализе теоретических основ проблемы ценностных ориентаций педагога мы опирались на понимание культуры педагога как составной части его общей культуры, аксиологический аспект которой выражается через ориентацию педагога на общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи, в совокупности влияя на направленность педагогической деятельности. Принципиальную значимость для нашего исследования имеет положение о необходимости осмысления педагогом диалектики соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в целостном педагогическом процессе.
Рассматривая ценностные ориентации как составляющую культуры педагога в рамках аксиологического подхода, в качестве главной идеи было принято положение о том, что ориентация студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков может выступить как один из путей реализации принципа народности в подготовке будущего педагога для работы с детьми в условиях национально - региональной системы образования. Обращенность к педагогической культуре народа может содержательно обогатить организацию работы педагога по приобщению детей к ценностям национальной культуры.
В диссертации аксиологический подход рассматривается как основополагающий в построении теоретической и экспериментальной модели ориентации студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков.
Проблема ориентации студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков рассматривается в процессе присвоения общечеловеческих и национальных ценностей в их взаимосвязи. Национальное относится к общечеловеческому как часть к общему, общечеловеческое проявляется в национальном и через национальное оно развивается и выражается.
В диссертации анализируются подходы к исследованию опыта воспитания этносов в различные исторические периоды, рассматривается генезис народной педагогики, особенности проявления общечеловеческих ценностей через традиции национальной культуры калмыков.
В диссертационном исследовании предпринята попытка систематизировать историко - этнографический, философский, социологический, психолого - педагогический материал по народной педагогике калмыков. Основываясь на исследования А. М. Архангельского, Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой А. Н. Леонтьева, В. С.
Мухиной и других, были раскрыты группы общечеловеческих ценностей: Познание; Отечество: Республика Калмыкия - субъект Российской Федерации; Этнос; Жизнь; Красота; Труд и народные ремесла через национальную культуру калмыков.
В содержательном наполнении каждой группы общечеловеческих ценностей через традиции национальной культуры калмыков были использованы исследования ученых - востоковедов, калмыцкой научной школы.
В исследовании раскрыты традиции национальной культуры калмыков и предпринята попытка их систематизации в соответствии с выбранной нами группой общечеловеческих ценностей. Традициями национальной культуры калмыков являются: раннее включение детей в труд взрослых; гуманистическая потребность в познании; отношение к человеческой жизни как ценности; становление личности в гармонии с природой; сохранение национальных ценностей в процессе воспитания детей в калмыцкой семье; достижение мира и согласия между народами.
В исследовании отмечается, что традиции национальной культуры калмыков включают ценности, которые присутствуют во всех культурах и составляют их уникальность и всеобщность. Единство уникальности и всеобщности в функционирующих ценностях национальной культуры калмыков и делают их общечеловеческими. Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всего человечества, в которых выражено представление о добре, мире, труде, прекрасном, истинном. Общечеловеческие ценности являются специфическими объектами познания, благодаря чему повышается эффективность процесса их освоения личностью.
В исследовании подчеркивается, что народная педагогика калмыков как источник ценностных ориентации будущего педагога способствует формированию у молодого поколения национального самосознания и сохранению этнической общности народов Республики Калмыкия как
субъекта Российской Федерации. Совокупность народных традиций калмыков как средства воспитания составляет социальную и психолого -педагогическую систему, которая органически взаимосвязана с национальной культурой и общей культурой человечества. Раскрытие особенностей народной педагогики калмыков как источника ценностных ориентации будущего педагога позволило выделить педагогический аспект развития и воспитания личности ребенка на народных традициях, проанализировать их формирующие возможности, определить педагогические условия, при которых народные традиции обладают педагогическим воздействием на коллектив и личность ребенка.
Результаты констатирующего этапа опытно - экспериментальной работы показали, что одной из объективных предпосылок осуществления процесса ориентации является знание педагогом особенностей народной педагогики калмыков и осознание им значимости общечеловеческих ценностей и национальной культуры калмыков как общего и особенного для развития и воспитания детей.
В ходе изучения ориентации будущих педагогов на общечеловеческие ценности через национальную культуру были выявлены типы ориентаций студентов педагогического колледжа как интегрального личностного образования: первый тип характеризуется доминантной ориентацией студентов на общечеловеческие ценности через национальную культуру; доминанта второго типа характеризуется ориентацией студентов на национальную культуру через общечеловеческие ценности; третий тип включает в себя понимание студентами общечеловеческих ценностей и национальной культуры как общего и особенного.
Во второй главе " Характеристика процесса ориентации студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру" представлены результаты опытно экспериментальной работы, которая проводилась на базе Элистинского
педагогического колледжа Республики Калмыкия. Осуществлен анализ личностного принятия будущим педагогом общечеловеческих и национальных ценностей калмьпсов в их взаимосвязи.
В диссертации обоснованы принципы и логика построения процесса ориентации студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков при изучении спецкурса "Народная педагогика калмыков" и организации педагогической практики. Выявлена специфика механизмов ориентации (поиск, оценка, выбор, проекция) студентов на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков в процессе усвоения содержания спецкурса "Народная педагогика калмыков" и при выполнении комплексных заданий педагогической практики.
Методологической основой в отборе содержания спецкурса "Народная педагогика калмыков" явился аксиологический подход, интегрирующий знания общей педагогики, народной педагогики, истории, этнографии, психологии, философии, филологии и других наук.
Дидактическая модель спецкурса разрабатывалась на основе принятых в дидактике принципов построения содержания образования как сочетание содержательного и процессуального блока.
Спецкурс "Народная педагогика калмыков" явился интегративным и в ходе его разработки соблюдались требования к конструированию интегративных курсов. Модель спецкурса отражает характер интеграции
выделение стрежня и основы интеграции. В качестве системообразующего стержня интеграции содержания спецкурса рассматривались педагогические проблемы, ориентирующие студентов на познание, анализ" и применение знаний об общечеловеческих ценностях через национальную культуру калмьпсов в педагогической деятельности.
Структура и процесс усвоения спецкурса " Народная педагогика калмыков" отражали интеграцию механизмов ориентации студентов на
общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков: поиск - оценка - выбор - проекция.
В диссертации обосновывана правомерность применения технологии УДЕ в усвоении понятийно - категориального аппарата народной педагогики калмыков.
Параллельно с курсом " Народная педагогика калмыков" студенты педагогического колледжа ориентировались на национальную культуру калмыков в ходе педагогической практики. Комплексные задания позволили конкретизировать задачи педагогической практики в рамках государственного стандарта и выделить элементы ориентации студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков.
Комплексные задания педагогической практики, предлагаемые студентам, предусматривали: наблюдение и анализ фрагментов занятий в дошкольных образовательных учреждениях, уроков и внеклассных мероприятий в общеобразовательной школе, ориентированных на согласование общечеловеческих ценностей и национальной культуры калмыков; разработку и самостоятельное проведение занятий в дошкольных образовательных учреждениях, уроков и внеклассных мероприятий в школе, ориентирующих детей на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков; ведение словаря "педагогической копилки" народных традиций; включение студентов в исследовательскую деятельность в рамках проблем народной педагогики калмыков.
Отбор содержания спецкурса " Народная педагогика калмыков" и педагогической практики осуществлялся на основе принципов соответствия целей и задач образовательного учреждения интересам студентов; учета единства содержательной и процессуальной стороны системного построения учебной дисциплины, программы педагогической
практики; преемственности содержания на разных уровнях его конструирования; системно - целевого построения программы.
Результаты исследования показали, что ориентация студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков включает этапы: первый этап -информационное обогащение смыслов общечеловеческих ценностей через национальную культуру ; второй этап - овладение опытом трансляции знаний об общечеловеческих и национальных ценностях в образовательном процессе; третий этап - включение студентов в прогнозирование возможностей творческого применения знаний об общечеловеческих ценностях и национальных традициях в своей педагогической деятельности.
Основными дидактическими средствами формирования ориентации как личностного образования у будущего педагога выступали: оценка и самооценка своих способностей в познании проблемы при выполнении заданий творческого, исследовательского характера в процессе изучения спецкурса "Народная педагогика калмыков" и педагогической практики; моделирование самостоятельной педагогической деятельности по приобщению детей к национальной культуре в процессе изучения спецкурса "Народная педагогика калмыков" и педагогической практики; проектирование процесса приобщения детей к национальной культуре калмыков в условиях реального образовательного процесса.
В ходе исследования установлено, что ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру в условиях изучения спецкурса " Народная педагогика калмыков" и педагогической практики является сложным и противоречивым процессом. Движущими силами процесса ориентации на национальную культуру калмыков на каждом его этапе являлись противоречия между интересом студентов к познанию народной педагогики и отсутствием методики работы с детьми по овладению опытом трансляции знаний об общечеловеческих
ценностях через национальную культуру; между осознанием будущим педагогом значимости ориентации на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков в воспитании и обучении детей и не умением решать эти проблемы в реальном образовательном процессе.
Результаты опытно - экспериментальной работы показали, что в процессе ориентации студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков отмечены позитивные изменения. Установлено, что ориентация студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности через национальную культуру как интегративное личностное образование способствует расширению поля ценностных ориентации современного педагога.
Общий анализ результатов ОЭР показал, что содержание спецкурса "Народная педагогика калмыков" и педагогической практики было доступно студентам. Они с интересом и желанием отнеслись к выполнению комплексных заданий ( студенты дошкольного отделения 76 % , студенты школьного отделения 81,8 %). Анализ диагностических данных свидетельствует о том, что студенты готовы (61,9 %; 59 %) применять знания народной педагогики калмыков в своей педагогической деятельности. Обобщенные результаты ОЭР показали, что спецкурс и организация педагогической практики способствовали формированию у них поля ценностных ориентаций (61,9 %; 63,6%). Большинство студентов (76,1%; 86,3%) в период педагогической практики не разочаровались в своем профессиональном выборе и укрепились в своем желании стать педагогами.
Итоговые результаты ОЭР позволили выявить динамику изменений типов ориентаций студентов педагогического колледжа на общечеловеческие ценности и национальную культуру калмыков в их взаимосвязи до начала и по окончании исследования (см. рис.1 на сгр.20). Анализ результатов ОЭР свидетельствует об изменении типов
ориентаций у студентов экспериментальных групп от преобладания ориентации на общечеловеческие ценности через национальную культуру до выдвижения на первый план типа ориентации на общечеловеческие ценности и национальную культуру как общего и особенного.
Исследование показало, что у студентов экспериментальных групп не только расширилось и углубилось поле ценностных ориентации, но возрос интерес к проблемам общечеловеческих ценностей и национальной культуры калмыков, усилилось стремление совершенствовать опыт трансляции этих знаний в образовательном процессе. То есть, проблема ориентации на национальную культуру приобрела не только профессиональный, но и глубоко личностный характер, а процесс изучения спецкурса "Народная педагогика калмыков" и организация педагогической практики способствовали формированию у будущих педагогов эмоционально - ценностного отношения к национальной культуре калмыков. Таким образом, доказано, что ориентация педагога на национальную культуру как интегративное личностное образование зависит от расширения, углубления и личностного принятия будущим педагогом общечеловеческих ценностей через национальную культуру.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутые положения гипотезы и правомерность избранного пути конструирования процесса ориентации на национальную культуру калмыков. Весь ход проведенного исследования подтверждает возможность применения аксиологического подхода как основополагающего к реализации принципа народности в национально - региональной системе образования.
Рисунок 1
Динамика изменений типов ориентаций на общечеловеческие ценности и национальную культуру калмыков в их взаимосвязи у студентов Элистинского педагогического колледжа. 4 "Г" курс дошкольное отделение
Определяющим условием конструирования процесса ориентации студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков является идея не только значимости и роста ценностных ориентаций у будущих педагогов, но и согласование ориентации на общечеловеческие ценности и ценности национальной культуры как общего и особенного, которая может составить основу непрерывного педагогического образования в условиях национально - региональной системы образования.
В заключении диссертации изложены основные научные результаты исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:
1. Философия образования в национальной школе // Философия образования и традиции русской школы. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. Раздел 3. Теория и практика русской школы. - СПб., 1995. - с. 69 - 71.
2. Национальная культура - условие для раскрытия и самореализации личности школьника // Опытно-экспериментальная работа в школах г. Санкт-Петербурга. Секция № 3 " Создание условий для раскрытия и самореализации личности ученика". Тезисы городской научно -практической конференции. - СПб., 1995. - с. 64 - 65.
3. Понятийно - терминологический аппарат в народной педагогике калмыков II Герценовские чтения - Актуальные проблемы развития педагогической науки. - СПб., 1995. - с. 22 - 23.
4.Ценность межсубъектных отношений в национальной системе образования // Гегерлт. - 1997. - № 1. - с. 48 - 49.