автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы
- Автор научной работы
- Джандар, Бетти Махмудовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы"
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 0Д Диссертационный Совет К.ИЗ.34.02
ИЮН 1995 На правах рукопиои
ДШДАР Бетти Махмудовна.
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ (АДЫГЕЙСКОЙ) ШКОЛЫ
13.00.01 - Теория и история педагогики
Автореферат
диссертации ла соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель - -октор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук В.Е.ГУрин
Майкоп 1995
Работа выполнена в Кубанском государственном университете.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук В.Е.Гурин.
Печатается по решению Диссертационного совета K.II3.34.02
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор В.В.Макаев; 13.00.01
кандидат педагогических наук, доцент Киченко C.B. 13.00.01
Ведущее учреждение - Кабардино-Балкарский государственный университет
Защита состоится Sо¿'L- (b^bi. êff —
на заседании диссертационного совета К^113.34.02 по защити диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук'по специальности 13.00.01 - Теория и история педагогики в' Адыгейском государственном университете (352700, г.Майкоп, ул.Первомайская, 208).
•С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан " Ô " ¿¿CC'U4-^ 1995 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических,наук
доцент м«Р'кУДаев
I. ОБДАЯ XAPAICrbPîiCïim РАБОТЫ
Актуальность те;.м исследования. ■ Актуальность проблемы вняв-ления особенностей нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы определяется рядом факторов. В условиях рыночной экономики возникает объективная'необходимость целенаправленного формирования превде всего гражданского, высоконравственного облика подрастающего поколения на ответственнейшем этапе'его развития - выходе в самостоятельную жизнь. При ото»: выпускникам школы надлежит продолжить казненные традиции своего народа: трудолюбие, увакение к старшим, гостеприимство, друкелю--бие по отношению к другим народам и др.
Это тем более ваано, что в условиях рыночной экономики, во-первых, рбозначилась опасность резкого снижения нравственного облика подраставших поколении по негативному примеру объединившихся в корпорацию многих старших, которые в изобилии демонстрируют упадок нравственности, разбой, бандитизм, насилие; во-вторых,■ участились факты нарушения норм общественного поведения со стороны самих старшеклассников, проявляются безответственность в поведении, горячность и вспыльчивость, грубость и дерзость, неувагштельное4* отношение к аенщине, к старшим; в-третьих, порой игнорируются^ учитываются реальные и значимые национальные особенности старшеклассников; в-четвертых, имеют место факты, когда национальные особенности непременно раздуваются, преувеличиваются, что спю ху-зе, поскольку выпячивание национальных- особенностей прямо или косвенно провоцирует национализм. В этих условиях актуальность темы исследования определяется ее социально-политической, психолого-педагогичасксй и изучно-щаттической значимостью и недостаточной разработанностью ряда слезай;'' ..опросв тоори:ш к методики нравственного воспитания стпряег.7й-:снагэв, етолгшх на пороге самостоятельной жизп/. и деятельности. ;
Педагогическая каукп .•ц-.тззана помочь обществу, учительству в арагсгзышск гьеш'дошр нопраез-аэдих пот'ол/п'нй, БолшоЯ вглг.д в i'iopiifj и nt-aKTiut;" iiiabc""-jî":oro восшжюпз ъ ио&оС'стрпне ли И.К.Хрулсчгря, û.T.ttemv! . Л.С;''«кар9пко, В.А.Сухошяпокпй. В разработке; его clu'i:: о:.; г.оото гзгчп'/ж: тру.ту А,?.Ля»
матова, О.С.Ъ'игд' Г.Г.Гсчщп^зксусЗ, 11.".Бо.;гп.фотю, Л.КЗ.Гор-
дина, В.Е.Гурина, Д.М.Гришина, А.В.Зосимовского, В.М.Коротова, В.Т..Лихачева, И.СЛарЬенко, В.И.Петровой, Л.П.Рувикского, Н.Ф. Свадковского, Ю.П.Соколвкикова, Н.Е.Шурковой я др. Тоория нравственного воспитания опирается в. своем развитие на труды.по психология. Психологи А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинскип, А.Н.Леонтьев, A.B. Петровский и др. исследователи механизмы становления личностных свойств, развития нравственных качеств индивидов в процессе общественно и личностно значимой деятельности.
В педагогической литературе проблемы нравственного воспитания разрабатываются и в возрастном аспекте. Так, особенности'нравственного воспитания дошкольников изучали P.C.Буро, А.Д.Шатова, Г.И.Година, А.М.Виноградова, С.А.Козлова, О.Н.Кышпанакова и др. Выполнен ряд исследований по проблемам нравственного воспитания младших школьников. Особенно значительны среди них работы О.С. • Богдановой, В.Л.Петровой, Р.Г.Амосовой, В.Л.Новиковой и др. Проблемы нравственного воспитания подростков исследовались в работах
0.С.Богдановой, Л.И.Катаевой, О.Д.Калининой, Ю.П.Сокольникова, М.В.Павлова, И.Н.Павловой, А.И.Шемшуриной и др. Применительно к старшему школьному возрасту вопросы нравственного воспитания разрабатывались в трудах О.С.Богдановой, Е.В.Боннаревскоп, Д.П.Вод-зинского, В^Е.Гурина, А.В.Иващенко, З.В.Коваленко, С.В.Черенковой и др. 0
Выполнены исследования по нравственному воспитанию учащихся начальных классов киргизской (Акматова Т.), подростков узбекской (Сатаров А.Х.), чувашской (Л.В .Павлов, П. ¡¡.Павлова) и др. национальных школ. Методологические проблемы народной педагогики1, национальной современной школы - в том число чувашской - ¡пирбко исследуются в трудах 1',И,Волкова, ■ •
Проведены таимо исследования, лосвяэдшшз нравственному воспитанию учащихся в адыгейской школе, Ср-здн них осооешш близки к-иоьтчу лсслодовашш труду Ю.К.Намптоконо, ;t.A.£opoi'a, К.П.Бузпро-ва. > них рассматривается актуальные вопросы, са-.запныо с.содор--
1.faiuiüM и методами нравственного воспитания .уча;;ы;-;ся различного возраста. Однако г, них яо стапились задачи пзучошш особенностей нравственного воспитай,ш стареюкласешшов однгейско!; школы, тем болев в совромошшх условиях. Вследствие актуальности тема ао ео значимости и недостаточно!; разработанности ш и ревклд взяться за ее недитогичоскоо исследование.
¿ели само воспитание и школа в целом рассматриваются как системны« объект, тогда возможен и системный подход к ним. Системный подход предусматривает рассмотрение объекта в совоку: /ости его элементов, взаимодействующих друг с другом и потому зисгу-пающих как единое целое. В системном подходе мы видим методологическую, теоретическую, многофункциональную, динамическую, зационно-методическую стороны процесса воспитания целостной, творчески, созидательно сориентированной личности-школьника.
В качестве содержательного аспекта системного подхода мы избрали гармонию национально-позитивных качеств личности, деятельности-личностное воспитание и развитие, самовоспитание и саморегуляцию Поведения личности. Мы, вслед за руководителем, разделяет идею необходимости нравственно-волевых черт в структура личности школьника, поэтому придаем им ванное значение. В методическом аспекте определяющим средством нравственного воспитания-старшеклассников, как и наш руководитель В.Е.Гурин, мы считаем учебно-трудовую деятельность*, в комплексе с другими средствами, методами, формами воспитания, отражающими - помимо языка - национальные особенности морали, образа жизни адыгов. При этом язык перестает быть единственным аспектом образа жизни, нравственности,'культуры адыгов.
Дчя нашего исследования важной является идея о специфике национальной школы. Ведь длительное время культура нашего общества развивалась национальной лишь по форме, т.е. по языку, и единообразной по содержанию, т.е. однотипной. Вследствие того, что школа сохранила-и культивировала преимущественно национальный язык, по-отношению к.национальной культуре она приобрела не конструктивный, а деструктивный характер. Поэтому система образования нуждается сейчас в том, чтобы переориентировать ее на удовлетворение национальных культурных запросов нашего общества. Культурное возрождение народов страны станет реальным, очевидно, лишь при условии, если "национальное измерение" станет системообразующим началом школы. Под национальной школой понимается "система образования детей и подростков, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным
I Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. - М.: Педагогика, 1988.
языком"*. В то ко время национальная школа - это не' замкнутая, а открытая система для интеграции в себе компонентов культуры региона и вместе с тем имеющая свою реальную включенность - через регионы и государства - в развитие республиканской, государственной и мировой школы.
В связи с темой исследования вакное значение приобретают народный опыт нравственного воспитания адыгов, опыт народной педагогики, изучение национальных нравственных черт в их взаимосвязи с культурой региона, республики, страны, мирового сообщества. Поэтому исследования мы определили - "Особенности нравствен-
ного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы". Отсюда проблема нашего исследования: каковы особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы, как усовершенствовать систему нравственного воспитания старшекласснияов национальной (адыгейской) школы в современных условиях? Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной национальной (адыгейс-_ кой) школе, а предмет - особенности процесса нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы в современных условиях как одной из граней целостного процесса, сориентированное на личностное развитие. ШШг нашего исследования - определить и раскрыть особенности и пути совершенствования нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы в современных условиях. Гипотеза исследования. Высокая эффективность нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы достигается, если:
- нравственное воспитание осуществляется с позиций "национальной школы", когда учащиеся национальной школы осваивают не толь ко родной язык, но и широко включаются в их родную этнокультурную традицию, не замыкаются в лей, а интегрируют в себе нравственную и общую культуру региона, республики, страны;
- определено, конкретизировано и реализуется в урочной и внеурочной работе содержание нравственного воспитания учащихся национальной школы в современных условиях;
I Вестник образования. - .'.¡.: Просвещение, 1991, I? 3. - С.20.
- разработана и применяется система средств, методов и форм нравственного воспитания учащихся национальной школы в процессе их разнообразной деятельности, направленной на личностно ориентированное, целостное развитие высоконравственной личности учащегося.
• В связи с целью и гипотезой поставлены следующие зэдзчц исследования: I. Определить и раскрыть педагогические условия совершенствования нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) в современных условиях. 2. Разработать педагогические условия совершенствования нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы в современных условиях.
Методологичесцой основой нашего исследования являются идеи об этносах, национальной культуре, межэтнических отношениях, о влиянии особенностей быта, традиций и обычаев, духовного облика Нации на подрастающие поколения.
_Машщ. и йааа исследования. В своем исследовании мы
использовали комплекс методов: теоретические (анализ, синтез), диагностические (рейтинг, опросные методы, наблюдение, тнеты и др.) и формирующие (опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования, а также убеждение, упражнение, пример старших - в сочетании с такими воспитательными средствами, как нравственное просвещение школьников, вовлечение их в общественно полезный и производительны!; труд, использование народных традиций и т.д., и с такими (Торчами, как дискуссионнные, классный час, неделя трудовых и нравственных традиций адыгов и т.д.).
В нашем исследовании, можно выделить несколько этапов. На первом этапе исследования (1988-89 годы) на основе анализа педагогической литературы и потребностей практики были определены исходные данные исследования: его проблемы, объект, предмет, цель,гипотеза, задачи, методология и методы. Второй этап исследования (1990-92 годы) посвящен разработке концепции и проведению в городских и сельских школах Республики Адыгея опытно-экспериментальной работы по проблеме. СШ Г 10 г.Майкопа, СШ й 19 г.Майкопа, Республиканская гимназия г.!.'.аЬкопа; СШ Л I аула Понежукай, СШ й I аула Сгаро-Екегокай, Республиканская гимназия аула Егарухай -базн исследования, проведения огштпо-экспоримонтальной работы.
/.роми того, различные фрагменты исследования' проведены в ряде других городских и сельских школ. Всеми сторонами опытно-эксперм'.он-талыюй работы охвачено 18 классов-комплектов старшеклассников. Е них насчитывалось 540 старшеклассников. Выборка репрезентативна. ' ¡{роме того,'отдельными сторонами опытно-экспериментальной работы охвачено 30 классов-комплектов старшеклассников. На третьем этапе работы (Ц93-95 годи) по ряду вопросов проблемы проведены уточняющий исследования, их анализ и синтез, разработаны выводы и рекомендации исследования, апробированные в ряде новых школ, проведена литературная обработка материалов исследования.
Научцая новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем выявлены особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы, разработана и слитно-экспериментальным путем обоснована совокупность целостного подхода к воспитанию.
На защиту выносятся следующие основные половднцд: I. Характеристика особенностей процесса нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы как диалектического единства общего, присущего этому процессу, и особенного, обусловленного спецификой этой школы и ее условий, как процесса выработки новых качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и па основе национально-культурных, регионально-этнических традиций. 2. Опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы.
Обоснованность ц достоверность проведенного исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных, соответствующим методологическим и теоретически?! подходом к решению поставленной проблемы; опорой на постикения современной психолого-пеиагогической науки и народной педагогики; адекватностью комплексной методики исследования поставленным зада чам, репрезентативностью выборки исследования, разнообразием позитивных результатов, объективным анализом результатов исследования.
Практическая значимость: данные и выводы, рекомендации исследования позволяют педагогам национальных (адыгейских) школ повысить эффективность нравственного воспитания старшеклассников, а такие могут быть использованы в процессе профессиональной подго-
говкд учителей, на факультетах повышения квалификации педагогических работников, могут найти отражение в содержании учебных курсов яо теории и истории педагогики, спецкурсов по педагогике национальных шнол.
Апробация д внадрецце.,результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Кубанского госуниверситета (1389, 1992 годы), на краевых научно-практических конференциях учителей (1990-г1991 годы), а также в сборниках научных трудов КубГУ, Адыгейского- университета. Обсуждались" и опубликованы на Российской научно-практической конференции "Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях" (Чебоксары, 1992), на Международных научно-практических конференциях "Я.А.Коменский и современная школа" (Чебоксары, 1992), "Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях" (Чебоксары, 1993).
Структуру диссертация. Диссертация состоит из введения, .двух глав, заключения, четырех таблиц, приложений, списка использованной литературы. Во введение обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методология и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость'работы, апробация результатов исследования. В первой главе "Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной'(адыгейской) школы" раскрываются методологические проблемы взаимосвязи национального и интернационального в нравственном сознании парода, система нравственного воспитания в адыгейской народной педагогике, основы концептуального подхода к тема исследования, организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования, особенности нравственного воспитания и развития старшеклассников в процессе опытно-экспериментальной работы. Во второй главе "Педагогические основы совершенствования процесса нравственного воспитания старшеклассников адыгейской школы в современных условиях" рассматриваются основы системного-подхода к нравственному воспитанию учащихся адыгейской школы, который нацелен на личностно ориентированное развитие личности школьника. В заключении изложены основные выводы и рекомендации исследования, намечены перспективы дальнейших исследований по проблеме.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Проводя исследование и осуществляя нравственное воспитание старшеклассников, мы исходим из идеи, что согласие, единение, дружба мекду народами - самое драгоценное и необходимое-сегодня для человечества условие жизни. Цивилизованное государство должно обогатить себя достижениями всемирно-историческими и национальными. Национальные -достоинства народа станут явно несомненными, вели они будут связаны с уважением национальной культуры других народов. Никакая суверенизация не должна вести народи к разобщению; конфликтам, самоизоляции, национализму и шовинизму. Расцвет любого народа, любого государства, любого региона сегодня связан с формированием планетарной общечеловеческой культуры, а на с "китайской стеной" национальной специфики. "Единение" - вот лозунг всех, кто желает блага себе, своей семье, своему народу, человечеству, ибо призывы к национальной изоляции и-разобщению - это путь в социальный тупик. Нация - не только природно-этническая, но и социальная общность. Следовательно, национальное не неизменно, оно всегда итог исторического развития народа. Поскольку национальное исторично, развивается и национальное сознание, национальная нравственность, развивается и народная педагогика, нравственная культура. Развивается и современная научная теория-и практика нравственного воспитания всех наций, в том числе и адыгов.Родилась новая отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является народная педагогика. Г.Н.Волков обозначил ее термином "этнопедагогика".
По данным первого исследователя адыгской народной педагогики Ю.К.Намитокова, есть общая для всех адыгов катёгория, концентрированно выражающая внеокоморалыше требования к правилам поведения. Ео называют здырагъэ• что означает "адыгствснность". Целью, нрай-ствонногй воспитания народная педагогика считает воспитанно адыг-ственности, превращение гуманних нравственных принципов в личные убеждения, в факт высоконравственного поведения. Каково содержание адыгстванности как предмета нравственного воспитания в .трактовке народной педагогики? Воспитание патриотизма сочетается с привитием молодежи интернационализма, предполагает увакение к другим народам. Так, друаба агшгов с русскими имеет глубокие погори-
ческие корни и стала добрей национальной традицией адыгов. Адыги считают, что они должны быть такими, чтобы они нравились России, народам России, всем другим народам. Такая позиция по существу глубоко патриотична и интернациональна и приемлема для каждого народа. Адыгская народная педагогика важнейшими моральными требованиями к личности человека считает трудолюбие и уважение к людям труда, к старшим, гостеприимство. В духе этих требований дети воспитываются в семье и общества с ранних лет. Народная педагогика ценность труда усматривает не только в материальных, но и в духовных результатах - таких, как человеческое достоинство, честь, совесть, высокая нравственность, гражданственность, счастье. В качества методов и средств нравственного воспитания дбтей и молодежи в народной педагогике аднгов широко используются пример, убеждение, уарагшшшб, а хаккз иоо;:,рг:-;цо и наказание; в качество средств нравственного восштюы» йспользуготся труд, сказки и легенды, мудрое слово, музыка и Тбжцы, спорт и искусство, другие разнообразные виды деятельности. В том числе широко используются как средства деятельности самовоспитании, перевоспитание, общественные поручения старших и т.д."'' Ьисокую сценку адыгейской народной педагогики, в тон числе.ее нравственного аспекта, г.ш находим у Г.Н.Волкова, исследователя чушнекой народной педагогики. Он подчеркивает, что педагогическая культура н;ыгов отличается богатством и разнообразием и что она составляет одну из интереснейших глав в сокровищнице мировой культуры. Она содействует развитию человеческой и национальной гордости. Народная педагогика - надежный фундамент творческого развития современной научной подагогики..
Тему своего исследования мы разрабатываем на основе концептуального подхода. Он стрпнхея на следующих основных положениях. I) Личность делкиа формироваться как субъект жизни, как обладатель качеств, позволяющих ей жить своей, самобытной, самостоятельной ;;нзньы (и.А.Абульханова-Славская). 2) Субъект жизни, самостоятельный человек, самобитн^л личность можот состояться лишь при формировании морально-волевой активности, функции саморегуляции поведения и деятельности (В.Е.Гурин). В совокупности отмеченные выае качества составляют сазу адыгственностн (аднгагьэ), нописан-
I Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. - Майкоп, 1909. -С.143-159.
ный с .о од правил нравственного поведения адыгЬв "Адыгэ хабзэ" ("адыгейская мораль"), куда входит совокупность лучших нравственных качеств человека (трудолюбие, мужество,- храбрость, гуманность, скромность, вежливость, гостеприимство, уважение к старшим, чувство чести и долга и др.), которые должны быть воспитаны у молодого поколения. В-третьих, опираясь на научные труды не только К.А. Абульхановой-Славской, В.К.Гурина, но и на положения народной педагогики, глубоко отраженные в трудах Ю.К.Намитокова, И.А.Шорова и К.Н.Бузарова, мы предприняли попытку разработки своей точки зрения, своей концепции нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы в современных условиях. Отсюда наша концепция личностно ориентированного воспитания и развития старшеклассника как субъекта жизни, как человека самостоятельного, инициативного, творчески сориентированного, способного достигать конечного результата, национально самобытного, соединяющего в себе национальное и общечеловеческое начала. Отсюда и ориентация всей методики на модель развития такой личности ученика.'
Сущность трехлетнего этапа опытно-экспериментальной работы состояла в следующем.' Зо-пёрвых, -ш в соответствии с разработанной программой и методиками ее реализации, провели работу по нравственно-волевому просвещению старшеклассников национальной (адыгейской) школы, раскрывая перед ними существо аоигственности. Цель этой работы - актуализировать значение высокоположитсльной . нравственности в жизни'личности.
Во-вторых, старшеклассников национальной (адыгейской) школы мы с педагогами целенаправленно включили в разнообразные виды деятельности. Особое значение придавалось учобно-трудовой деятельности, развитию качеств творческой личности, ее нравственно-волевой активности, самовоспитанию. В-тротьих, использовано разнообразие методик, разработанных нами (см.приложения): теоретические метода (теоретический анализ и синтоз), диагностические методы (опросные методы, рейтинг, тосты и т.д.), формирующие методики (опытно-экспериментальная работа, дискуссионные 'тор.мы и методы, разнообразные воспитательные сродства). В-четвертых, проведена тщательная обработка всех эмпирических материалов, полученных в ходе и итоге опытно-экспериментальной работы, осуществлен их разносторонний педагогический анализ, получены значимые для исслодо-
I . • '
вания выводы, разработаны ракоиэндации, значительная часть которых опубликована и используется'в практике школ Республики Адыгея,' в других регионах.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы с педагогами изучали и формировали как отдельные нравственные качества старшеклассников, так и их блоки (подгруппы,' подструктуры), в совокупности весьма близкие к понятию адыгственности# Какова динамика перемен в их воспитании в итоге опытно-экспериментальной работы? Комплекс исследуемых разноплановых, разноуровневых нравственных . качеств личности старшеклассника складывается из ряда структурных блоков этих качеств, которые мы 'условно обозначили следующим образом: I -."Трудолюбие" (как подгруппа нравственных качеств, связанных с предметно-орудийной деятельностью); П - "Самовоспитание" (как подгруппа нравственных качеств, связанных с духовной деяте-.льностью); Щ - "Поведение" (как подгруппа нравственных качеств, связанных с поведенческо.й деятельность); IX - "Саморегуляция" (как подгруппа нравственных качеств, связанных с саморегулятивной деятельностью). .
За основу выделения ряда взаимосвязанных подструктур взяты принцип деятельностно-личностного развития человека, принцип лич-ностно ориентированного подхода к нему. Личностно-структурный под- ■ ход при -этом преследует цель выявления и развития в процессе воспитания наиболее действенных и потому перспективных моделей личност-. ных качеств, в данном случае нравственных, которые' в гражданском развитии личности являются системообразующими, ведущими.
Сравнивая и анализируя показатели перемен, мы в значительной мере исцользовали признак чдстртр проявления качества, который выразительно характеризует динами&у перемен, развития, роста,'поскольку свидетельствует об устойчивости и действенности формирующегося качества, его значимости в структуре личности, ее устойчивости и динамичности.
Какова динамика перемен от Э-х к 11-ым классам у школьников опытно-экспериментальной группы? Рассмотрим кратко общие итоговые ааннио опытно-экспериментальной работы, Какие перемены произошли р блоком "Поведение", где объединены нравственные качества, связанные с поведенческой деятельностью? Девятиклассники на начальном отгщо исследования (до опытно-экспериме^?альной работы) от-
личались тем, что творчески совершенствовали свое поведение только 4$ из них, сознательно следовали нормам общественного поведения 68$ из них, а нарушали эти нормы - 28$ девятиклассников, т.е. более четверти из них. Вследствие проведения опытно-экспериментальной работы одиннадцатиклассников-выпускников, творчески совершенствующих свое поведение, вмоотс прежних 4$ стало 28$, т.е. более четверти - стало больше в семь раз. Сознательно следующих нормам поведения стало 69$, т.е. число их почти не изменилось, т.н. их количество пополнилось за счсг тех, кто перестал нарушать нормы поеодонпя, а значительная часть сознательно следовавших нормам поведения поднялась на ступеньку выше и вошла в число тех,кто творчески совершенствует свое поведение. И если до проведения опцтке-экспарпмокталькоЯ работы было 28$ девятиклассников, которые корми общественного поведения нарушали; то вследствие прово-деная этой работы нарушителей норм общественного поведения стало всего 3$, т.е. в 9 раз меньше. Показатели позитивных перемен здоеь налицо: девятиклассника значительно выросли в нравстветшо-волвБОы аспекта - как количественно^ так и качественно. О чем свидетельствуют эти показатели? Они подчеркивают значительно более высокую социально-личностную зрелость выпускников отштно-эксперимсптаяьной груши, где фундаментально возросли уровень требований к себе,''сознательность, ответственность, устойчивая способность достигать значимых конечных результатов.
Однако и б опытно-экспериментальной группе показатели не абсолютно высокие. Это объясняется тем, что в старших классах школы' 'учащиеся многое успевают наверстать и "добрать" упущенное, однако далеко не все. Отсюда следует вывод, что подобную работу со школьниками необходимо начинать значительно раньше. Тогда школьнику могло успеть достичь более высоких успехов к моменту завершения общего среднего образования.
В диссертации рекомендуется осуществление нравственного воспитания личности старшеклассника по модели, включающей н себя в совокупности петь подструктур морально-волевых качеств ^шчности (ж;.:равл?ш!остн личности, ее активности, тормоэимости, нравственного опита к дальнейшего.самовоспитания я развития), олицетворяющих цель нравственного воспитания в духе адаготвенности я современных требовании хизни, взаимосвязанных с.современными концепци-
ям'1 по исследуемой проблеме (концепции В.И.Селиванова, В.Е.Гу-ргша и др.). В качестве конструктивных методик рекомаддукцся к использованию методики воспитания нравственного сознания (убеждение, личный пример и др. методы; дискуссионнные клубы, гостиные, кунацкие, центры и др.формы), нравственного опыта и личностных качеств (упражнение и др.методы; учебно-трудовая деятельность, занятия спортом я др.- средства), нравственных мотивов как внутренних источников активности личности. Для воспитания комплекса нравственно-волевых качеств в соответствии-с моделью нравственной -структуры личности сЕаршвклассника адыгейской школы рекомендуются "комплексы методов, средств и форм, в совокупности .ведущих к достижению цели, учитывающих национальные особенности и потребности.
Кроме того, рекомендуются технология по таким направлениям, как учебная и внеучебная деятельность старшеклассников, внеклассная деятельность в соответствии с рекомендациями разработанных • в Госпублике Адыгея проектов программ по изучению народной педагогики, интернациональное и патриотическое воспитание, воспитание у школьников уважения к старшим, нравственное воспитание старшеклассников в адыгейской семье, использование народных традиций адыгов в нравственном воспитании и самовоспитании старших школьников, использование многообразия форм нравственного воспитания старшеклассников адыгейской школы, особенно дискуссионных форм, форм взаимосвязи нравственного воспитания с-трудовым и физическим, подготовка студентов к нравственному воспитанию учащихся в условиях национальной школы.
Б итоге проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам. I. В настоящее время наша страна перевивает кризис, который порождает у отдельных людей и целых наций настроение неустойчивости, нестабильности, неуверенности. Люди хотят найти оптимальный вылод из кризиса. Его следует искать не в принижении значимости национального фактора и но в преувеличении его роли, не в национализме, а в разумном сочетании факторов национального, патриотического, интернационального, обшечеловеческого. Отсюда людям нукны единение» сплоченность, дружба, сотрудничество, взаимопомощь. Отсюда и школьное образование, гражданское, нравственное воспитание, развитие детей должны осуществляться на гуманной основе.
2. Спецификой нравственного самосознания адыгов является выделены адыгственности как комплекса морально-волевых качеств личности,, который культивируется народной педагогикой и должен культивироваться современном научной педагогикой. Целью нравственного, воспитания народная педагогика считает превращение высоконравственных прпнципов в личные убеждения, в факт высоконравственного' поведения и деятельности, в факт социально-педагогической действительности. Наша концепция - это концепция личностно ориентированного воспитания старшеклассника как субъекта кизни, развития, как человека самостоятельного, творчески сориентированного, способного к преодолению трудностей и достикению результатов. 3. В процессе ц итоге опытно-экспериментальной работы нами получен и проанализирован большой эмпирическим материал, разносторонне характеризующий нравственно-волевое становление, развитие комплекса качеств адыгственности у старшеклассников. При этсм использованы яркие национальные формы воспитания нравственности, в том числе , дискуссионные. 4. Важной особенностью процесса нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) шк<$лы является то обстоятельство, что в структуре нравственного сознания и развития личности старшеклассника значительное место занимают ярко национально окрашенные доброта, ува&ение к старшим, гостеприимство и другие, которые в совокупности (как единство нравственных и волевых) составляют адыгственность. Комплекс этих качеств в единстве - важнейшая отличительная черта нравственной структуры личности как устойчивого и Вместе с тем динамичного Образования. Анализ и характеристика особенностей процесса нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы позволили нам определять ряд системно взаимосвязанных педагогических условий совершенствования нравственного воспитания учащихся. 5. Совершенствование процесса нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской)'школы возможно и необходимо лишь в .теснейшей взаимосвязи с совершенствованием всей системы образования п воспитания. Р» Совершенствование нравственного воспитания школьников проводится в направлении развития ь личности старшеклассника доброты, х^манност«!, гостеприимства, нравственно-волевой активности и саморегуляции, т.е. качеств адыгственности.
7* Осуществление совершенствования нравственного воспитания зтзршеклассников национальной (адыгейской) школы строится в целом з ^-тветствии с принципами системности, деятельностного подхода, :"ного развития личности старшеклассника, личностно орианти-?о.,1нного подхода к нему в связи с развитием в нем самостоятельности, качеств творческой личности, человека-гражданина и творца.
8. Нравственное воспитание школьников, в том числа старшеклас-:ников, осуществляется сегодня, должно -осуществляться в соответствии с принципами лечебной педагогики как' новой отрасли педагоги-1еской науки, . заинтересованной в создании щадящего, психологически комфортного режима для школьника, развитии и укреплении его психического здоровья. . -
9. Особую значимость приобретают для старшеклассника черты личности, связанные с развитием самообразования, самовоспитания, нравственно-волевой саморегуляции, обеспечивающие ему возможность дальнейшего роста-и развития. В связи с этим необходимо использование разнообразия соответствующих методов, средств и форм нрав-зтвенного воспитания старшеклассников, особенно дискуссионных, клубных, специфически национальных, связанных с возможностью развития патриотизма и интернационализма.
Полученные выводы и рекомендации могут быть широко использованы при изучении основных курсов педагогики, а также спецкурсов и спецсеминаров в педагогических вузах и университетах,' в соответствии с которыми предусмотрено изучение педагогики возрастной, сравнительной. Итак, поставленные в исследовании задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
10. Однако мы далеки от мысли,.что решены все основные вопросы проблемы. Так, в дальнейшей разработке нуждаются вопросы, связанные с половыми различиями в нравственном воспитании учадих-зя.национальной (адыгейской) школы; во., осы, связанные с воспитанном нравственности у школьников на стыке различных возрастных групп; вопросы, связанные со сравнительной характеристикой нрав-зтвенного воспитания школьников любой национальности в историко-педагогическом аспекте; вопросы, связанные с нравственным воспитанием современных школьников в сельских и городских школах, в иколах различных типов, гимнааиях и т.д. Научно-методическая разработка этих вопросов, как полагает автор, существенно обогатит
оовреданиу*; * >.,-.','/хау ара&Л'Евниого восшаания учошхоя
'национальной (адыгейской) школы.
Основное содержание диссертации отракено в следующих.публикациях автора:
Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения иностранного* языка // Совершенствование нравственного воспитания школьников в условиях перестройки. - Краснодар, 1989. - С.60-70.
Воспитание у школьников уванэния к старшим /I Совершенствование деятельности школы, вуза, ФППК в условиях непрерывного образования. 4.1, - Краснодар,' 1990. - С.135-138.
Нравственное воспитание учащихся в национальной школе // Совершенствование деятельности школы, вуза, ФППК в условиях непрерывного образования. 4,1. Краснодар, 1990. - С.16-22.
Интернациональное и патриотическое воспитание школьников'// Вопросы совершенствования учебно-воспитателыЛзй работы, в общеобразовательной и профессиональной школе. - Краснодар, 1990. - С.25-32
■ Подготовка студеитов к нравственному воспитанию учащихся в условиях реформы национальной школы // Совершенствование деятельности школы, вуза, ФППК в условиях непрерывного образования. Ч.П и Ш. - Краснодар, 1990. - С.61-63.
. Нравственное воспитание школьников во внеклассной деятельности // Я.А.Коменский и современная школа. - Чебоксары, 1991. -С.177-180.
Совершенствование нравственного воспитания учащихся адыгейской школы I/ Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях. Ч.П. - Чебоксары-Москва, 1992. -С.19-23.
Национальные особенности формирования высоконравственной личности школьника // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях:. Материалы Международной научно-практической конференции... Часть I. - Чебоксары, 1991. - С.309-310.
.Совершенствование профориентации школьников -в современных условиях И Проблемы профессиональной ориентации учащейся шлоде-гш в современных условиях - Чебоксары, 1994. - С.24-25 (в соавторстве) .
Использование адыгейских пословиц и поговорок в организации самовоспитания школьников // Психолого-педагогические проблемы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи в современных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 15-16 ноября 1994 г.). - Чебоксары, 1994. - С.46-47.
Использование народных традиций в нравственном воопитаниа школьников Ц Труды преподавателей, аспирантов- я соискателей (Межвузовский сборник). - Майкоп: Адыг. госуниверситет, 1995. -С.145-149.
Сдано в набор 26.05.1995," подписано в печать 27.05.95г. Объем I п.л., тираж 100 экземпляров.
■ Издательство Адыгейского государственного университета 352700, Майкоп, ул.Первомайская, 208.