автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение эстетических ценностей студентами технического вуза
- Автор научной работы
- Щигельска, Светлана
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Щигельска, Светлана, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты освоения студентами эстетических ценностей
1.1. Анализ взглядов ученых России, Польши и Западных стран на проблему эстетических ценностей.
1.2. Критерии и показатели, способствующие определению п уровня освоения эстетических ценностей студентами.
ГЛАВА II. Анализ практики освоения студентами эстетических ценностей в современных условиях.
2.1. Обоснование программы изучения эстетических ценностей
2.2. Динамика и особенности освоения студентами эстетических ценностей.
2.2.1. Уровень освоения эстетических ценностей студентами 1n на первом этапе втузовского обучения.
2.2.2. Уровень освоения эстетических ценностей студентами на втором этапе втузовского обучения.
2.2.3. Уровень освоения эстетических ценностей студентами на третьем этапе втузовского обучения.
2.2.4. Изменения в освоении эстетических ценностей студентами на отдельных этапах втузовского обучения.
2.3. Условия и факторы, влияющие на уровень развития и освоения эстетических ценностей студентами.
2.3.1. Зависимость уровня освоения эстетических ценностей от пола студентов.
2.3.2. Зависимость уровня освоения эстетических ценностей от типа оконченного среднего заведения.
2.3.3. Зависимость уровня освоения эстетических ценностей от образованности родителей опрошенных студентов.
2.3.4. Зависимость уровня освоения эстетических ценностей от местонахождения родительского дома студентов
2.3.5. Зависимость уровня освоения эстетических ценностей студентами от места проживания их во время учебы.
2.4. Педагогические условия активизации освоения студентами эстетических ценностей. лл
Введение диссертации по педагогике, на тему "Освоение эстетических ценностей студентами технического вуза"
Актуальность исследования. На пороге XXI века, когда на протяжении одного поколения происходят глобальные перемены в социальной, политической, экономической сферах, проблема формирования личности в новых условиях особенно значима. Данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования ее эстетической культуры, создание для этого благоприятных условий. Важно при этом противодействовать вытеснению эстетической среды на периферийный план не только среди студентов гуманитарных институтов, а также и высших технических учебных заведений. Современное производство требует работников с высоко развитой эстетической культурой, обладающих готовностью к чувственно-эстетическому восприятию трудовых операций и процессов. Мастерство, совершенство, талант - это далеко не исчерпывающие составляющие эстетических ценностей, которые позволяют труженикам достигать замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты. Эстетическое наслаждение вызывает не только общение с произведениями искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд и учеба. Культурный человек не только трудится, но и ведет себя безукоризненно, он галантен, и вместе с тем остроумен и непосредственен. Его образ жизни привлекателен, поскольку он интересен и оригинален. Любовь к прекрасному стимулирует его к постоянному росту, самосовершенствованию и совершенствованию всего того, что его окружает.
Много публикаций посвящено эстетическому воспитанию, художественной культуре, эстетике в искусстве, но исследования эстетических ценностей среди студенчества, особенно в технических вузах, далеко недостаточны.
Эстетические знания востребованы самой жизнью, необходимостью проникновения в суть обучения и воспитания в высшем учебном заведении, не з исключая технического, выявления динамики образовательных процессов в контексте эстетических ценностей, определения условий и факторов формирования и развития эстетической личности. Учитывая данные обстоятельства, была выбрана тема исследования: "Освоение эстетических ценностей студентами технического вуза".
Цель исследования: раскрыть тенденции и психолого-педагогические условия освоения и развития эстетических ценностей студенческой молодежью, обучающейся в технических вузах.
Объект исследования - студенты технических учебных заведений города Щецина.
Предмет исследования - процесс освоения эстетических ценностей студентами в высших технических учебных заведениях.
Гипотеза исследования - процесс освоения эстетических ценностей студентами втузов зависит от объема знаний об эстетических ценностях, понимания их содержания и эмоционального отношения к ним; от социально-демографических условий; особенностей процесса обучения в институте.
Задачи исследования:
1. Определить содержательную сферу категорий "эстетика" и "эстетические ценности" на основе позиций ученых России, Польши и зарубежных стран.
2. Выявить критерии и показатели, способствующие определению уровня освоения эстетических ценностей студентами.
3. Обосновать программу изучения эстетических ценностей.
4. Проследить динамику и особенности освоения эстетических ценностей студентами на разных курсах обучения в высшем техническом учебном заведении.
5. Выявить условия и факторы, влияющие на уровень освоения эстетических ценностей студентами технического вуза.
6. Обосновать педагогические условия активизации освоения эстетических ценностей студентами, обучающимися во втузах.
Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические положения о деятельности человека, о категории эстетики, ее природе и специфике, формировании эстетической культуры личности, о субъективном и объективном характере освоения эстетических ценностей при обучении и воспитании студентов.
Теоретическая база исследования опирается на научные позиции польской, российской и зарубежной философии, педагогики и психологии о:
- личности, ее развитии, свойствах и структуре (Айзенк М., Айзенк Н., Асмолов А. Г., Выготский Л. С., Иващенко А. В., Зимняя И. А., Козелецки Ю., Леонтьев А. Н.,Маслоу А., Петровский А. В., Платонов К. К., Рейковски Я., Рубинштейн С. Л., Стреляу Я., Томашевски Т., Хьелл Л., Юнг К. Г. и др.);
- эстетике и эстетических ценностях (Борев Ю. Б., Валлис М., Гартман Н., Дземидок Б., Голашевска М., Ингарден Р., Лосев А. Ф., Оссовски С., Радугин А. А., Стемпень А. В., Стружевски В., Татаркевич В., и др.);
- эстетическом воспитании (Войнар И., Лихачев Б. Т., Лихачев Д. С., Столович Л. Н., Суходольски Б., Сухомлинский В. А. и др.);
- условиях и факторах, влияющих на освоение и развитие эстетических ценностей (Аронсон Э., Вербицкий А. А., Обуховски К., Рейковски Я., Рубинштейн С. Л., Страва Т., Стреляу Я. и др.);
- учебно-воспитательном процессе в вузе (Грохов В. Г., Кетлиньска 3., Левовицки Т., Лернер И. Я., Оконь В., Скаткин М. Н., Срочиньски В., Шевчук К., Яскот К. и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс методов исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы; изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта; наблюдение;
- опросные методы (анкетирование, интервью, беседа);
- статистические методы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составляли высшие технические учебные заведения Щецина (Щецинский политехнический институт, Сельскохозяйственная академия и Высшая
Морская школа). Исследованием было охвачено 612 студентов и проводилось в несколько этапов: ознакомительный (1995 - 1997 гг.). Подготовка теоретической и эмпирической базы исследования; подготовительный (1997 - 1998 гг.). Разработка программы исследования; диагностический (1998 - 1999 гг.). Диагностика освоения эстетических ценностей студентами в учебном процессе деятельности втузов; итоговый (1999 - 2000 гг.). Обобщение полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации. Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
- представлен анализ взглядов ученых из разных стран, касающийся интердисциплинарного подхода к категориям "эстетика" и "эстетические ценности";
- определены критерии и показатели, способствующие изучению уровней освоения эстетических ценностей студентами технического вуза;
- разработана программа изучения эстетических ценностей студентами технического вуза;
- выявлено понимание студентами содержания эстетических ценностей, раскрыты тенденции их освоения; причины, затрудняющие освоение; динамика освоения эстетических ценностей на всех курсах обучения во втузе;
- вскрыты условия и факторы, влияющие на уровень освоения эстетических ценностей студентами втузов; дана их классификация.
- обоснованы условия наиболее эффективного освоения эстетических ценностей студентами втуза; дана характеристика трем группам студентов.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, сопоставимостью результатов с массовой практикой, полученных на основе статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования. Выявленные условия и факторы, влияющие на освоение эстетических ценностей, их динамика и особенности в ходе обучения студентов во втузе, а также описанные психолого-педагогические условия явились основой практических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава в обучении и воспитании, прогнозировании и разработке программ профессиональной подготовки студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Представленный анализ трудов ученых из разных стран отражает особенности интердисциплинарного подхода к категориям "эстетика" и "эстетические ценности", включающие изучение психологической, социальной, эмоционально-чувственной сфер человека, и позволяет рассмотреть эстетические ценности как интегральные ценности, отражающие эстетическую значимость предметов и явлений окружающего мира для субъекта, степень включенности его в сферу человеческой жизнедеятельности, вызывающие проявление возвышенных чувств и творческого воображения. Описанные классификации и содержательная характеристика эстетических ценностей дали почву для выделения общего (воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека, принадлежность к объектам, качественная дифференцированность эстетических ценностей) и специфичного (феномен "прекрасное", двойственная природа некоторых эстетических ценностей, объективно-субъективный характер существования эстетических ценностей, разнообразие оценок и суждений), а также выявления сущностных признаков (прежде всего взаимосвязь свойств личности с эстетическим кругозором).
2. Совокупность критериев и показателей результативности освоения эстетических ценностей студентами технического вуза включает в себя: познавательный и эмоционально-мотивационный критерии с функциями знания, понимания и эмоционального отношения к эстетическим ценностям. Обоснованы следующие уровни освоения эстетических ценностей: высокий, отражающий выделение большей части эстетических ценностей; средний соответственно выделение некоторых из них и низкий - ситуативное выделение эстетических ценностей.
3. С учетом выявленных сущностных признаков и критериев оценки развития "эстетических ценностей" обоснована программа исследования, включающая инструментарий изучения системы эстетических ценностей, определяющая факторы и условия, которые влияют на динамику их развития на протяжении всего процесса обучения во втузе.
4. Анализ развития освоения эстетических ценностей студентами технического вуза указывает на факторы, влияющие на динамику их освоения на протяжении всего процесса обучения: адаптационный период первокурсников; особенности учебного процесса; проявление творческих тенденций при реализации эстетических ценностей; приобретение опыта; а также социально-демографические переменные. Особенности динамики освоения эстетических ценностей связаны с развитием личности и факторами, характерными для жизнедеятельности студентов во втузе. Причины, затрудняющие освоение эстетических ценностей, в основном сводятся к недостатку знаний и информации, особенно на I этапе обучения. Положительная тенденция, суть ее освоения эстетических ценностей, отчетливо проявляется на Ш этапе обучения и направлена на самосовершенствование и совершенствование всего того, что окружает студента.
5. В ходе исследования была установлена зависимость освоения эстетических ценностей студентами: а) от пола респондентов (у девушек показатели на всех уровнях выше, чем у юношей); б) от типа оконченного среднего учебного заведения (существенные различия наблюдаются у студентов, пришедших из различного типа школ); в) от образованности родителей (на среднем уровне освоения эстетических ценностей находятся студенты, родители которых имеют высшее и среднее образование); г) от местонахождения родительского дома (значительное большинство опрошенных были выходцами из города и поэтому не обнаружено существенной зависимости); д) от места проживания во время учебы (существенная зависимость не подтвердилась). и
6. Педагогические условия активизации освоения эстетических ценностей студентами втуза рассматриваются как система, включающая следующие аспекты: личностный, отражающий развитие личности студента в сочетании с факторами, влияющими на ее формирование в учебно-воспитательном процессе; дидактический, отражающий наиболее эффективные методы обучения и роль преподавателя в этом процессе; аспект студенческой среды, отражающий ее специфику технического вуза; организационно-воспитательный, отражающий культурно-воспитательную деятельность вне института.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и получили одобрение на кафедрах иностранных языков Щецинского Политехнического института; общей педагогики Высшей Гуманитарной школы; психологии личности и педагогики Института молодежи; на научных международных конференциях в Щецине, Гожове и Мендзыздроях.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (насчитывающего 247 источников на русском и иностранных языках), приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и обоснованность вынесенных на защиту положений.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее изучение проблемы освоения эстетических ценностей студентами технических вузов ввиду ее сложности и многозначности составляющих. Эстетические ценности нельзя включить в жесткие рамки и попытка создать такие границы может быть закончена неудачей потому, что всякие ограничения с ними противоестественны. Не вмещаясь в рамки, эстетические ценности не только господствуют в искусстве и освоения знаний, а широко "разливаются" на другие области, такие как повседневная жизнь, природа, техника, предметы практического пользования и т. д. В нашем исследовании оговорены только некоторые проблемы, рассмотренные согласно теоретической и эмпирической концепций, обращенных к широко понимаемому массовому опыту, как основы приобретения знаний. Говоря о всестороннем образовании и воспитании молодого поколения, нельзя ограничиться только эстетическими ценностями. Современная аксиологическая теория все больше предполагает, что невозможно отделить и рассматривать отдельно различные виды ценностей: этичные, личностные, эстетические, интеллектуальные и многие другие. Но это уже плоскость рассуждений для дальнейших исследований. и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, можно сформулировать следующие выводы и практические рекомендации по совершенствованию учебного процесса и воспитания, направленного на расширение эстетического кругозора, в технических учебных заведениях с учетом полученных результатов. 1. Эстетические ценности рассмотрены как интегральные ценности, отражающие эстетическую значимость предметов и явлений окружающего мира для субъекта, степень включенности его в сферу человеческой жизнедеятельности и которые вызывают проявление возвышенных чувств и творческого воображения.
В диссертации показано, что несмотря на то, что эстетические ценности не так просто отличить и конкретно определить их отдельные виды, носителем эстетической ценности является реально объективное бытие. Эстетические ценности принадлежат к продукту человека, к произведениям искусства и к естественным объектам: прекрасные, красивые, очаровательные бывают картины, скульптуры, стихи, пейзажи, человеческие тела, характеры или манеры поведения. Прекрасны также качества и их системы, предметы во времени, состояния вещей и процессов. Далее раскрыто, что в процессе освоения человеком окружающего мира проявляется значимость объекта в эстетическом отношении, т. е.:
1) объект является предметом духовного отношения, порождающего эстетическое переживание;
2) объект самодостаточен, чтобы вызвать определенную эстетическую оценку;
3) объект реализуется только в отношении с человеком.
В исследовании было подчеркнуто, что эстетические ценности часто вступают в разные соотношения с другими ценностями и приходится иметь дело с качественно дифференцированными эстетическими ценностями, вызывающими воздействие на эмоционально-чувственную сферу человека и являющимися одним из составляющих компонентов аксиологической системы. Далее подчеркнуто, что общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом.
2. Совокупность критериев и показателей результативности освоения эстетических ценностей студентами технических вузов связана с интеллектуальным и эмоциональным характером познания.
Среди ученых нет единого мнения что первично, а что вторично: интеллектуальный или эмоциональный характер познания, но при эстетических переживаниях, когда мы имеем дело с эстетическими ценностями, которые встречаются в природе, культуре, действительности, происходит переплетение этих двух моментов.
3. Развитие эстетических ценностей детерминировано конкретными политическими, экономическими, социокультурными условиями и постоянной модернизацией учебно-воспитательного процесса в деятельности втузов.
В диссертации показана динамика развития освоения эстетических ценностей студентами, которая находится в тесной корреляции со многими факторами. Поверхностность при интерпретации эстетических ценностей в начале обучения, вызванная пробелами в знаниях, которые в свою очередь порождали затруднения в последовательности ответа, переходит в глубоко содержательную под конец пятого курса. Следовательно, познание прекрасного, закрепление эстетических ценностей, многоаспектность оценки ценностей, индивидуальные способы учения, умение применить приобретенные знания в практике и многое другое, все это зависит от содержания учебных программ и учебно-воспитательного опыта. В диссертации выделены факторы, оказывающие влияние на динамику освоения эстетических ценностей студентами:
- адаптация к условиям высшего технического заведения;
- влияние учебного процесса;
- проявление творческих тенденций при реализации эстетических ценностей;
- приобретение опыта опрашиваемых при реализации и становлении эстетических ценностей.
С педагогической точки зрения значение и развитие эстетических ценностей в высшем учебном заведении необходимо рассматривать с элементами окружающей среды, опирающимися на идеал, культурного человека. Деятельность втуза должна в значительной степени соответствовать ожиданиям студентов с одновременным учетом таких направлений учебно-воспитательной работы, которые служат формированию желаемых установок по отношению к культуре и эстетическим ценностям. Эстетические ценности и образцы культуры должны быть предметом воспитательных задач втуза. Их признание студентами является одним из условий педагогического успеха. Это особенно важно по той причине, что культура не характеризуется стабильностью, а изменяется динамическим образом, что ведет за собой изменение психических процессов и поведение студентов. Таким образом, втуз руководит созданием и воплощением эстетических ценностей.
4. Выявлено понимание студентами эстетических ценностей, зависящее от развития интеллектуальных способностей, которые опираются на возможности каждого студента и творческую деятельность втуза.
В диссертации затронута сфера описания культурного человека, которая весьма широкая, и лишь применение критериев определения структуры учебно-воспитательных целей дает основание для его реальности при осуществлении задач, потому что ценности культуры, обладая некоторой структурой существенности и важности, являются последствием тезисов, содержащихся в идеале культурного человека, и вытекают из популяризированных образцов. Приписывание человеку ценностей культуры ассоциируется с интеллектуальными квалификациями и художественными чертами, признанными определенной общественной категорией людей. К наиболее существенным элементам ценностей можно отнести оригинальность при постановке и реализации задач, открытость мнений, творческую и экспрессионную увлеченность, формирование собственных взглядов и суждений и т. д., т. е. все, что касается рассуждений о культурном человеке и ассоциируется с его образцом. Под такими ожиданиями по отношению к культурному человеку часто подразумевается широко понимаемый интеллект.
Установлено, что понимание студентами содержания эстетических ценностей в соответствии с образцами культурного человека опирается на личностные возможности самого студента и творческую деятельность втуза. Особенно это было заметно на втором этапе обучения, где в высказываниях студентов встречались философские рассуждения и появлялось стремление к многоаспектному пониманию эстетических ценностей. На основании собранного эмпирического материала можно утверждать, что самые большие возможности в формировании восприятия к прекрасному открываются именно на этом этапе обучения.
На протяжении всего процесса обучения прослеживается линейная зависимость понимания содержания эстетических ценностей и развития личности студента. Результаты исследования указывают на то, что уровень понимания неразрывно связан с совершенствованием процесса обучения и воспитания. В своем большинстве (около 70%) опрошенные решительно высказывались в пользу эстетических ценностей, замечая при этом сложность эстетических явлений и фактов и весьма индивидуально определяли свой путь к эстетической восприимчивости.
5. Подтвердилось предположение о зависимости освоения эстетических ценностей студентами от пола, от типа оконченного среднего учебного заведения, от образованности родителей. Не подтвердилась зависимость от местонахождения родительского дома и от места проживания во время учебы.
Собранный эмпирический материал показал, что у девушек показатели на всех уровнях освоения эстетических ценностей оказались выше, чем у юношей: на низком - разница была 2,57%, на среднем - 2,05% и на высоком - 0,52%, при этом "мужская половина" составила 63,24% от общего количества опрошенных.
Освоение эстетических ценностей зависит от типа оконченного учебного заведения: более высокий уровень проявляют студенты, пришедшие из общеобразовательных лицеев, затем студенты, окончившие техникумы и наконец, на последнем месте оказались студенты, поступившие из учебных заведений, которые окончили их после средней школы.
Более половины опрошенных указывают на то, что по крайней мере один из родителей имеет диплом высшего образования. На среднем уровне освоения эстетических ценностей находятся студенты, родители которых имеют высшее и среднее образование (мать - 47,15%, отец - 46,98% и соответственно мать - 48,10% и отец - 36, 41%), чуть ниже студенты, имеющие родителей со средним специальным образованием (мать - 42,42% и отец - 32,48%) и затем студенты, вышедшие из семей с начальным образованием родителей (мать - 31,58% и отец - 33,33%).
Большинство респондентов оказалось представителями городского населения и поэтому существенной зависимости не обнаружено, а освоение эстетических ценностей среди городских студентов классифицировалось на среднем уровне.
Статистически не существенная разница не позволила осуществить более тщательный и глубокий анализ последней переменной, т. е. зависимости от места проживания во время учебы (родительский дом, общежитие и снимаемая квартира). Следовательно, студенческая среда является главной плоскостью воздействия на функционирование студентов, в том числе и эстетического, во всех трех местах проживания при обратной связи. Эта плоскость охватывает между прочим бытовые потребности студентов, которые доминируют в данных зависимостях.
6. Педагогические условия, как нераздельная система, отражающая направления действий по: изучению отдельного студента и формирование его личности в развитии эстетических ценностей; изучению студенческой среды и в частности специфики технического вуза; поиску результативных методов обучения в развитии эстетических ценностей; самосовершенствованию и самоактуализации преподавателя;
- организации культурной деятельности во внеурочное время, способствует более результативному освоению эстетических ценностей студентами, их развитию и совершенствованию.
В диссертации эти условия рассмотрены как система, включающая следующие аспекты: личностный, дидактический, аспект окружающей среды и организационно-воспитательный.
В учебно-воспитательном процессе важно осознать существование различных типов темперамента среди студентов и кроме того потребности и заинтересованность, свойства интеллекта и способности, а также характер и волю. В развитии и формировании личности принципиально значительную роль играют четыре группы факторов: биологические детерминанты, т. е. природные задатки;
- детерминанты окружающей среды (семья, ровесники, общественные организации, педагоги и др.); целенаправленные учебно-воспитательные процессы;
- собственная активность студента, обозначенная потребностями, склонностями, стремлениями, целью и мотивами.
Следовательно, личность представляет собой результирующую влияния всех перечисленных факторов, особую роль среди которых играет собственная активность в самовоспитании и организованные воспитательные процессы в вузе. Результат освоения эстетических ценностей студентами зависит от целенаправленной работы самого студента по самосовершенствованию своей личности, от активной его деятельности по их реализации и от степени значимости усвоенных им эстетических ценностей.
На основании содержания показателей эстетических ценностей и множества конфигураций с ними были выделены следующие группы студентов: культурные, галантные и чуткие. Культурные студенты - это такие, которые отличаются заботливым отношением к другим, приходят на помощь, они отзывчивы и приветливы, пользуются уважением коллектива. Галантные студенты всегда безукоризненно одеты, отличаются любезностью в манере вести разговор и в поступках. Стараются быть замеченными и хотят достичь успеха в учебе и у другой "половины" студенческого общества. Чуткие студенты быстро реагируют на всякое изменение в технике и науке, проявляют сочувствие к окружающим, готовы прийти на помощь. Они доходят до совершенства в своих курсовых работах, стремятся к эстетическому идеалу. Такие студенты являются хорошими кандидатами на архитекторов и работников по дизайну.
В диссертации дана характеристика некоторым активизирующим методам, проявляющимся в различных формах проблемного обучения, функционирующее во втузе. Показано, что они в своей совокупности формируют и развивают познавательные способности студентов, творческое воображение и проблемное мышление, заинтересованность и увлечение к предмету, потребности, притязания и жизненные планы, расширяют круг восприятия, обогащают различного рода переживания и активные способности, начиная с утонченности впечатлений и ощущений и кончая на творческой деятельности. При этом полнее обучать всесторонне воспитывать с неотъемлемыми составляющими эстетических ценностей -такова роль преподавателя, которая сводится к тому, чтобы, упираясь на активность студентов и развитие их самостоятельного мышления и действия, управлять процессом самостоятельного освоения знаний и самовоспитания, пропитанных элементами эстетических ценностей.
В диссертации раскрыта проблема студенчества, как особой социальной категории. Это время технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего профессионала. Студенческие годы - это период интенсивного развития человека, который отмечается тем, что человек старается понять окружающую действительность и самого себя, найти собственное место и свою роль, создает свою собственную философию жизни и философию мира при участии не только своего интеллекта, но и личности. Сфера изучения студенческой молодежи является очень широкой и важной, она определена несколькими целями, в связи с этим в диссертации выделены проблемы, связанные с изучением студенческой среды:
- изучение степени заинтересованности студента выбранной им областью знаний и увлечения учебой и будущей профессией;
- изучение степени восприятия молодежью содержания учебных программ;
- изучение идейно-общественной позиции молодежи, ее отношение к жизни и своему окружению;
- изучение общей и культурной заинтересованности молодежи, познавательной заинтересованности, которые рассмотрены как мера интеллектуального и эстетического уровней, мера общего интеллекта;
- бытовые условия.
Действия преподавателя охватывают два направления: изучение студенческой среды и отдельного студента. Характерным для современного учебно-воспитательного процесса во втузе является его массовость. Спецификой каждого дидактического процесса является его максимальная индивидуализация. Если педагогические действия должны быть результативными и максимально эффективными, то должно быть равновесие между массовостью и индивидуализацией.
Освоение эстетических ценностей студентами не ограничивается только дидактическим процессом. Важно, чтобы возбудить у студента желание участвовать в культурной деятельности, в ее широком значении за пределами вуза. Из собственного опыта наблюдений можно сказать, что чаще всего у студентов появляется контакт с произведением культуры посредством средств массовой информации или при приятельских встречах, если содержанием диалога являются культурные события. Отсутствие специальных культурных учреждений (например, театра, филармонии, выставочных залов и т. д.) может вызвать некоторые последствия:
- интенсификация образцов участия в культуре, пропагандируемой с помощью таких учреждений, как кинотеатр, радиовещание, телевидение, пресса, интернет, способствующих распространению в студенческой среде массовой культуры;
- интенсификация индивидуальных или коллективных попыток культурного творчества, последствием чего является распространение в студенческой среде образцов активного участия в культуре, выделение студенческой культуры в системе культуры города.
7. Проведенный анализ освоения эстетических ценностей среди студентов технических вузов показал совокупность зависимостей, которые переплетаются между собой и имеют множество плоскостей рассуждений. Закономерность динамики освоения эстетических ценностей зависит от организационно-методического аспекта втуза. Знания, приобретенные в стенах втуза, не являются необходимым и достаточным условием для усвоенности эстетических ценностей, хотя имеют существенное значение. Здесь также вступают в действие множество факторов, такие как: роль преподавателя, воздействие окружающей среды, социально-демографические элементы, проявление творческих и художественных тенденций студентов и бесспорно личностный аспект самого студента.
8. Говоря о модели высшего технического учебного заведения, нельзя пропагандировать value free science (науки свободной от ценностей). Опираясь на критерии ценностей, необходимо свести к минимуму диспропорцию в интеллектуальном и специализированно-профессиональном развитии, чтобы молодой специалист, выпускник технического института, был не только эрудитом в своей узкой специальности, но и имел представление о философии, психологии, педагогике, социологии, умел разбираться и высоко ценил произведения искусства и создавал вокруг себя эстетическую атмосферу. Общее образование облегчит каждому из них широкий взгляд на мир и возможность видения своей дисциплины на фоне целого. Некоторого рода интердисциплинарность дает возможность общаться специалистам различных областей. Существующая в настоящее время модель втуза, к сожалению, не только зависит от профессорско-преподавательского состава. Но хотелось бы верить, что диплом высшего технического учебного заведения является документом не только о высоко квалифицированном специалисте, но и о человеке с широким эстетическим кругозором.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Щигельска, Светлана, Москва
1. Асмолов А. Г., Психология личности, МГУ, 1990.
2. Асмус В. Ф., Античные мыслители об искусстве, М., 1937.
3. Белинский В. Г., Собрание сочинений, М. 1966.
4. Борев Ю. Б., Основные эстетические категории, М., 1960.
5. Борев Ю. Б., Эстетика, в 2х томах, Смоленск 1997.
6. Ванслов В. В., Проблема прекрасного, М., 1957.
7. Вербицкий А. А., Деловая игра как метод активного обучения, М., 1982, №3.
8. Вербицкий А. А., Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М., 1991.
9. Вересаев В., Живая жизнь, изд. Республика, М., 1999.
10. Выготский Л. С., Психология искусства, Ростов н/Дон 1998.
11. Гегель, Собрание сочинений в 14-ти томах, М.-Л., 1929-1959.
12. Гнедич П. П., Всемирная история искусств, М., 1996.
13. Грохов В. Г., К проблеме рассмотрения науки как системы. Системные исследования, М., 1973.
14. Гусинский Э. Н., Образование личности, М., 1996.
15. Зимняя И. А., Педагогическая психология, М., 1999.
16. Иващенко А. В, Савкина Г. П., Нравственные ценности и особенности их освоения подростками, М., 1993.
17. Иващенко А. В., Фролова Н. В., Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях, М., 1996.
18. Каган М. С., Лекции по эстетике, Л., 1971.
19. Кант И.,Собрание соч. в 6 тт., М., 1966, т.5.
20. Карамзин Н.М., Письма русского путешественника, Л., 1984.
21. Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Ростов н/Д, 1998.
22. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание, Личность, М., 1975.
23. Леонтьев Д. Л., Внутренний мир личности, в: Очерк психологии личности, М., 1993.
24. Леонтьев Д. Л., Внутренний мир личности, в: Психология личности в трудах отечественных психологов, Санкт-Петербург, 2000.
25. Лернер И. Я., Скаткин М. Н., О методах обучения, "Советская Педагогика", 1965 №3.
26. Литературный критик, № 5, 1936.
27. Лихачев Б. Т., Педагогика, М., 1999.
28. Лихачев Д. С., Письма о добром и прекрасном, М., 1989.
29. Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965.
30. Монтень М., Опыты, Калининград, в 2х томах, 1977.
31. Пастернак Б. Л., Избранное, Санкт-Петербург, 1997.
32. Петровский А. В., Коллектив, личность, деятельность, М., 1983.
33. Пидкасистый П. И., Педагогика, М., 1998.
34. Платон., Собрание соч. в 3-х тт., М., 1971, т. 1.
35. Платонов К. К., Концепция динамической функциональной структуры личности, в кн. Структура и развитие личности, М., 1986.
36. Подласый И. П., Педагогика, М., 1999.
37. Психология и педагогика. Учебное пособие, под ред. К.А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина, М., 1998.
38. Ранк О., Эстетика и психология художественного творчества, в кн. Психология художественного творчества, сост. К. В. Сельченок, Минск 1999.
39. Рамзевич Н.К. Словарь гуманитария, М., "Былина", 1998.
40. Российская педагогическая энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, М., 1993.
41. Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1969.
42. Салямон Л., О физиологии эмоционально-эстетических ** процессов, в кн.: Психология художественного творчества,
43. Хрестоматия, сост. К. В. Сельченок, Минск 1999.
44. Самсонов Н., История эстетических учений, 1914/15, т. 1.
45. Словарь иностранных слов, М., 1982.
46. Словарь латинских крылатых слов под ред. Я. М. Боровского, М., 1988.
47. Столович Л. Н., Категория прекрасного и общественный идеал, М., 1969.
48. Сухомлинский В. А., Как воспитать настоящего человека, М., Педагогика, 1989.
49. Таранов П., Звезды мировой философии, М., 1998.
50. Тахо-Годи А. А., Белинский о гомеровском эпосе, М., 1987.щ
51. Тургенев И. С., Путь к любви, Собрание сочинений в пяти томах, т.З.
52. Философский словарь под ред. М. М. Розенталя, М., 1972.
53. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности, Санкт-Петербург, 1999.
54. Чернышевский Н. Г., Эстетические отношения искусства к действительности, статьи по эстетике, М., 1938.
55. Чичина Е. А., Эстетика, Ростов н/Дон, 1999.
56. Эстетика, под ред. А. А. Радугина, М, 1998.
57. Aronson Elliot, Cztowiek istota spoleczna, PWN, Warszawa 1997.
58. Banaszak J., Muzyka w sferze symboliczno-kulturowej, w: Banaszak G., Kmita J., Spoleczno-regulacyjna koncepcja kultury, Warszawa 1991.
59. Barcik A., Zainteresowania humanistyczne studentów uczelni technicznych, Katowice 1980.
60. Bialostocki J., Terribilita, "Studia Estetyczne", 3 1966.
61. Blalock H. M., Statystyka día socjologów, Warszawa 1975.
62. Borowiecka E., Poznawcza wartosc sztuki, Lublin 1986.w 190
63. Brzeziñski J., Elementy metodologii badañ psychologicznych, Warszawa1984.
64. Brzeziñski J., Ignaczak M., Kofta M., Analiza psychometryczna -kwestionariusz poczucia winy, w: "Studia Psychologiczne", 1977, t. XV.
65. Brzozowski S., Kultura i ¿ycie, Warszawa 1973.
66. Brzozowski S., Ledenga Mlodej Polski, Warszawa 1985.
67. Cackowski Z., Prawda a poshiszeñstwo, Lublin, 1968.
68. Casirer E., Symbol jako wartoáó i forma poznania, w: "Przegl^d Humanistyczny",. 1981.
69. Chmielewski A., Teoría wiedzy Stanisiawa Brzozowskiego, Warszawa1985.
70. Chwistek L., Wieloáé rzeczywistoáci w sztuce i inne szkice literackie, Warszawa 1960.
71. Czapiñski J., Wartoáciowanie zjawisko inklinacji pozytywnej (o naturze optymizmu), Wroclaw 1985.
72. Czapiñski J., Wartoáciowanie. Efekt negatywnoáci (o naturze realizmu), Wroclaw 1988.
73. Czerepaniak-Walczak M., Dziedziny aktywnoáci w grupach studenckich, Szczecin 1988.
74. Czerwiñski M., Profile kultury, Wiedza Powszechna, Warszawa 1978.
75. Dimitruk K., Literatura spoleczeñstwo - przestrzeñ. Przemiany ukladu kultury literackiej, Wroclaw 1980.
76. Dixon B., Nie igra si? z nauk^, Warszawa 1984.
77. Dobruszek Z., Dobór pracowników, w: Okoñ W., Psychologia przemyslowa, Warszawa 1971.
78. Dyoniziak R., Miodzieiowa podkultura, Warszawa 1965.
79. Dziemidok B., O komizmie, Warszawa 1967.
80. Ehrlich S.,Wstep do nauki o pañstwie i prawie, Warszawa 1971.
81. Elzenberg H., P?kno moraine, Toruñ 1966.
82. Elzenberg H., Wartoáó i czlowiek, Toruñ 1966.
83. Fr^ckowik Т., Uspolecznienie mlodzieiy poprzez studia wy2sze, Poznan 1980.
84. Fraisse P, Piaget J, Zarys psychologii eksperymentalnej, Warszawa 1991.
85. Frankl V. E., Homo patiens, Warszawa 1976.
86. Galecki J., Problematyka estetyki. Przedmiot i metoda, Kraköw 1962.
87. Gerula M., Swiadomoäc polityczna i prawna mlodziezy, Warszawa 1985.
88. Gilson E., Elementy filozofii chrzeäcianskiej, Warszawa 1963.
89. Gilson E., Elementy filozofii chrze^cijanskiej, Warszawa 1965.
90. Golaszewska M., Swiadomosc pi^kna, Warszawa 1970.
91. Golaszewska M., Estetyka pi^ciu zmyslöw, PWN, Warszawa-Krakow 1997.
92. Golaszewska M., Perspektywy rozwojowe estetyki wspdlczesnej, "Studia Estetyczne" 11 1974.
93. Golaszewska M., Problem ekspresji w estetyce, "Studia Estetyczne", 8 1971.
94. Golaszewska M., Wposzukiwaniu porz^dku ¿wiata, Warszawa 1987.
95. Golaszewska M., Zarys estetyki, Kraköw 1973.
96. Golaszewska M., Istota i istnienie wartosci, Studium о wartosciach estetycznych na tie sytuacje aksjologicznej, PWN, Warszawa 1990.
97. Graff P., О procesie wartoäciowania i wartoäciach estetycznych, Warszawa 1970.
98. Gurycka A., Struktura i dynamika procesu wychowania, Warszawa 1979.
99. Hajduk E., Aktywnosc kulturalna studentow WSP, w: Aktywno^c kulturalna studentöw, Zelona G6ra 1984.
100. Hessen S., Studia z filozofii kultury, Warszawa 1969.
101. Ingarden R., О dziele literackim, Warszawa 1960.
102. Ingarden R., О poznaniu dziela literackiego, 1.1, Ш, PWN, 1961.
103. Ingarden R., Spör о istnienie ¿wiata, 1.1, Warszawa 1960.
104. Ingarden R., Studia z estetyki, 1.1 Ш, Warszawa 1957 - 1970,1.1.
105. Ingarden R., Uwagi о wzgl^dno^ci wartosci, Czego nie wiemy о wartoscach, w: Studia z estetyki, t. Ш, 1970.
106. Ingarden R., Uwagi o wzgl^dnoáci wartoáci, Warszawa 1970.
107. Ingarden R., Wartosó estetyczna i zagadnienie jej objektywnego ugruntowania, Warszawa 1970.
108. Ingarden R., Wyklady i dyskusje z estetyki, Warszawa, 1981.
109. Ingarden R., Zagadnienie systemu jakosci estetycznie donioslych, w Studia estetyki, t, m, Warszawa 1970.
110. Janowski A., Psychologia spoleczna a zagadnienia wychowawcze, Wroclaw 1980.
111. Jaroszewski M. G., Psychologia XX wieka, Warszawa 1974.
112. Jaskot K., Aktywnoáó spoleczna studentów, Szczecin 1978.
113. Jaskot K., Kierunki badañ nad czynnikami osobowotwórczymi w szkole wyfcszej, Szczecin 1988.
114. Jaskot K., Student a grupa w drugiej fazie studiowania, Dydaktyka Szkoty Wyíszej, 1990. nr 3/4.
115. Jaskot K., Student a grupa w pierwszej fazie studiowania, w: "Dydaktyka szkoly wyiszej", 1989, nr 2.
116. Jastrzab-Mrozicka M., Decyzje i motywy podejmowania studiów, w: Kulpiñska J., Najduchowska H., Jastrz^b Mrozicka M., Studenci okresu przelomu, Warszawa 1992.
117. Kietlinska Z., Procesy wychowawcze w uczelni, Warszawa 1979.
118. Kietlinska Z., Zarys pedagogiki studiów technicznych, Warszawa 1978.
119. Kietlinska Z., Zarys pedagogiki studiów technicznych, Warszawa 1980.
120. Kleiner J., Z zagadnieñ komicznych, Warszawa 1960.
121. Kocowski T., Potrzeby czlowieka, koncepcja systemowa, Wroclaw 1978.
122. Konarzewski K., O roli osobowoáci zawodowej nauczyciela albo jak uprawiac pedeutologi?, w: Kwartalnik Pedagogiczny 1990/3.
123. Kordaszewski J., Trudnosci pracy nauczyciela, w: Suchodolski B., Nauczyciel i mlodziez, Wroclaw 1986.
124. Kotarbiñski T., Elementy teorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauk, Wroclaw-Warszawa-Kraków 1961.
125. Kozakiewicz M., Etyka zawodowa nauczyciela, w: Encyklopedia Pedagogiczna pod red. W. Pomykalo, Warszawa 1970.
126. Kozielski J., Koncepcje psychologiczne czlowieka, Warszawa 1995.
127. Krawcewicz S., Pedeutologia, w: Encyklopedia Pedagogiczna pod red. W. Pomykalo, Warszawa 1970.
128. Kubiak H., Rodowod narodu amerykariskiego, Krakow 1975.
129. Kuczynska A., Pi?kno. Mit i rzeczywistoSc, Warszawa 1972.
130. Kunicki B., Aktywnosc kulturalna mlodziezy Gorzowa, Warszawa-Poznan 1989.
131. Lewicka M., Niektdre ogdlne wyznaczniki tolerancji na niezgodnoSci poznawcze, "Przegl^d Psychologiczny", 1974 nr 3.
132. Lewowicki T., Przemiany oiwiaty, Warszawa 1994.
133. Linton R., Kulturowe podstawy osobowoici, Warszawa 1975.
134. Lapiriska R, Psychologiczna problematyka wieku mlodzienczego, w: Wybrane zagadnienia dydaktyki szkoly wyiszej, cz. I, Warszawa 1967.
135. M^drzycki T., Osobowoi6 jako system tworz^cy i realizuj^cy plany, Gdansk 1996.
136. Mikke I., Wizerunki ludzi myil^cych, Warszawa 1982.
137. Misztal B., Kultura i wychowanie, Warszawa 1985.
138. Misztal B., Zagadnienia spoleczenego uczestnictwa i wsp61dzialania, Wroclaw 1977.
139. Modrzewski J., ¿rodowisko spoteczne mtodzieiy studiuj^cej, Poznari, 1989.
140. Morawski S., Ekspresja, "Studia Estetyczne", 11 1974.
141. Morawski S., O obiektywnosci s^ddw estetycznych, "Studia Estetyczne", 4 1967.
142. NajderZ., WartoSci i oceny, Warszawa 1971.
143. Nawroczyriski B., Zasady nauczania, Wroclaw-Warszawa, 1948; Sosnicki, Dydaktyka og61na, Wroclaw 1959.
144. Nowacki T., Podstawy dydaktyki zawodowej, Warszawa 1971.
145. Nowak S., Pojecia i wskazniki, w: Studia z metodologii nauk spolecznych, Warszawa 1965.
146. Nowak S., Polaköw portret wlasny, w: Przegl^d Techniczny 1980, nr 43.
147. Nowakowska M., Teorie badan. Uj^cie modelowe, Warszawa 1977.
148. Obuchowski K.s Adaptacja twörcza. Warszawa 1985.
149. Obuchowski K., Psychologia d^zen ludzkich, Warszawa 1972.
150. Obuchowski K., Wezlowe problemy teorii osobowo^ci, w: "Studia Filozoficzne", 1974, nr 11.
151. Okon W., Nowy slownik pedagogiczny, Warszawa 1998.
152. Okon W., Wielostronne nauczanie a problem aktywno^ci uczniöw, w: О intensyflkacji nauczania i wychowania, Warszawa 1966.
153. Okon W., Zarys dydaktyki ogolnej, Warszawa 1970.
154. Okon W., Elementy dydaktyki szkoly wyiszej, Warszawa 1971.
155. Ossowska M., Normy moraine, Warszawa 1985.
156. Ossowski S., Co to s^ przeiycia estetyczne, w: U podstaw estetyki,1. Warszawa 1958.
157. Ossowski S., U podstaw estetyki, Warszawa 1958.
158. Pahibicka A., Problemy poznawczej rekonstrukcji kultury symbolicznej na podstawie zrödel archeologicznych, w: "Kultura i Spoleczenstwo", 1983, t. XXVII, nr 3.
159. Passi I., Powaga ¿mieszno^ci, Warszawa 1980.
160. Pedagogika, pod red. B. Suchodolskiego, PWN, Warszawa 1980.
161. Piekarski J., Mi^dzypokoleniowa transmisja warto^ci w ¿rodowisku rodzinnym malego miasta, L6d±, 1992.
162. Pospiszyl K., Psychologia kobiety, Warszawa 1979.
163. Rejkowski J., Kochanska G., Szkice z teorii osobowo^ci, Warszawa 1980.
164. Rejkowski J., Osobowo^ö a spoleczne zachowanie sie ludzi, Warszawa 1976.
165. Rejkowski J., Osobowoäc i poznanie, w: Model wyksztalconego Polaka, pod red. B. Suchodolskiego, Warszawa 1980.
166. Russell I. R., Rozwöj postaw, zainteresowari i wartosci, w: Ch. H. Skinner, Psychologia wychowawcza, Warszawa 1971.
167. Ruszkowski P., Kategorie badania klas spotecznych, w: "Biuletyn COBS" 1985, nr 5.
168. Rzepinska M., Intencje i cechy sztuki wspötczesnej, "Studia Filozoficzne", 9 1972.
169. Sedal J., O charakterze pszychologicznym zasadniczych zagadnieri estetyki, "Przegl^d Filozoficzny", 14 1971.
170. Semkow J., Kultura studencka w ¿ycui uczelni, Wroclaw 1990.
171. Slownik wyrazow obcych, PWN, Warszawa 1971.
172. Sobeski M., Filozofia sztuki, Poznan 1924.
173. So&nicki K., Naukowoäö pedagogiki, w: "Studia Pedagogiczne",1976,t. xxxvn.
174. Sroczynki W., Czynniki osobowotwörcze a racjonalizacja oddziafywan wychowawczych szkoly wyiszej,. w: Jaskot K., Seminarium w szkole wyiszej, Szczecin 1988.
175. Sroczynski W., Aktywno^ö kulturalna studentöw uczelni wychowania fizycznego, Poznan 1988.
176. Sroczynski W., Czynnini osobowotwörcze a racjonalizacja oddzialywari wychowawczych szkoly wyiszej, w: Jaskot K., Seminarium w szkole wyiszej, Szczecin 1988.
177. St^pien A. B., Wprowadzenie do merafizyki, Kraköw 1964.
178. Stepien A.B., Propedeutyka estetyki, Lublin 1986.
179. St^pien A.B., Z problematyki doswiadczenia wartoäci, Zeszyty Naukowe KUL, 23, 1980. zl.
180. Stemiciuk B., Problemy z przedmiotem i zakresem socjologii miasta, w; "Studia Socjologiczne" 1980, № 2.
181. St^mpczak K., Ochrona ärodowiska, Warszawa 1987.
182. Ströiewski W., Istnienie i warto^c, Krakow 1981.
183. Strózewski W., O poj^ciach pi^kna, "Znak", nr 11, 1959.
184. Stróiewski W., Próba systematyzacji okreáleñ pi^kna wystqpuj^cych w tekstach áw. Tomasza, "Roczniki Filozoficzne" , nr 6,1956.
185. Strawa T., áwiadomosc celów wychowania decyduj^cego o stosunku do polityki wewn^trznej panstwa, w: Mañczak J., Cele wychowania politycznego w swiadomoáci nauczycieli, Warszawa-Szczecin 1990.
186. Strawa T., Normy kultury w áwiadomosci studentów, Szczecin 1996.
187. Strelau J., Psychologia temperamentu, PWN, Warszawa 1998.
188. Sulkowski B., Komizm kategoria estetyczna i poj^cie spoleczne, "Studia Estetyczne", 13 1976.
189. Suchodolski B., Kim jest czlowiek, Warszawa, 1974.
190. Suchodolski B., Problematyka celów i wartosci w ¿yciu spolecznym, w: Kultura polska a socjalistyczny system wartoáci, Warszawa 1977.
191. Suszek R., ¿rodowiskowe uwarunkowania procesu uspoleczniania studentów, Szczecin 1987.
192. Swieáawski S., Byt, Lublin 1961.
193. Szczepañski J., Socjologiczne zagadnienia wyiszego wyksztalcenia, Warszawa 1963.
194. Szewczuk W., Psychologia, Warszawa 1962.
195. Szewczuk W., Slownik psychologiczny, Warszawa 1979.
196. Szuman S., O sztuce i wychowaniu estetycznym, Warszawa 1969.195. áwida H., Mlodzie¿ a wartoáci, Warszawa 1987.
197. Swiderski M., Siek S., Analiza osobowoáci studentów pierwszych lat studiów, w: Wybrane zagadnienia dydakryki szkoly wyíszej, cz. II, Warszawa 1967.
198. Tatarkiewicz W., Ekspresja i sztuka, w: Droga przez estetyk?, "Studia Estetyczne", 6 1970.
199. Tatarkiewicz W., Historia estetyki, t. I-m, Wroclaw, 1967.
200. Tatarkiewicz W., Kultura i cywilizacja, w: Nauka Polska 1976, Nr 9/10.
201. Tatarkiewicz W., O bezwgl^dnoáci dobra, Warszawa 1971.
202. Tatarkiewicz W., O poj^ciu wartosci, Warszawa 1968.
203. Tatarkiewicz W., Przezycie estetyczne, Warszawa 1975.
204. Toffer E., Szok przyszloäci, Warszawa 1974.
205. Tomaszewski T., élady i wzorce,Warszawa 1984.
206. Tomaszewski T., Psychologia, Warszawa 1977.
207. Tyszka A., Interesy i idealy kultury, Warszawa 1987.
208. Wîodarski Z., Matczak A., Wprowadzienie do psychologii, Warszawa 1998.
209. Wallis A., Kultura i wiçz przestrzenna, Warszawa 1978.
210. Wallis M., O predmiotach wzniostych, "Studia Filozoficzne", 1975 N 5.
211. Wallis M., O przedmiotach estetycznie brzydkich, w: Prze2ycie i wartoàé, Krakôw, 1968.
212. Wallis M., O przedmiotach komicznych., Warszawa 1960.
213. Wallis M., PrzeÉycie i wartoéé. Pisma z estetyki i nauki o sztuce 19311949, Krakôw 1968.
214. Wallis M., Przemiany w sztuce i przemiany w estetyce, "Studia Filozoficzne", 1972 N 10.
215. Wiéniewski T., Profilaktyka pedagogiczna, Warszawa 1989.
216. Winclawski W., Typowe érodowiska wychowawcze wspôlczesnej Polski, Warszawa 1976.
217. Wittgenstein L., Dociekania filozoficzne, Warszawa, 1972.
218. Witwicki W., List o estetyce, "Przegl^d Filozoficzny", 45 1949.
219. Wnuk-Lipinska E., Uczestnictwo studentôw w kulturze, w: Jaskot K., Manczak J., Wlaäciwosci rozwojowe wieku studenckiego i ich pedagogiczne konsekwencje, Szczecin 1985.
220. Wnuk-Lipinska E., Uczestnictwo studentôw w kulturze, Warszawa 1981.
221. Wojczechowska-Charlak B., Procès wychowania, w: D^browska E., Socha W., Wojczechowska-Charlak B., Materialy pomocnicze do nauczania teorii wychowania, Lublin 1988.
222. Wojnar I., Edukacja kulturalna i wychowanie przez sztukç w koncepcji kszalcenia ogölnego, w: Model wyksztalconego Polaka, pod red. B. Suchodolskiego, Warszawa 1980.
223. Wojnar I., Estetyka i wychowanie, Warszawa 1964.
224. Wojnar I., Sztukajako podrçcznik zycia, Warszawa 1984.
225. Zajonc R. В., Uczucia a myslenie: nie trzeba siç domyslac, со siç robi, w: "Przegl^d Psychologiczny", 1985, t. XXVIII, nr 1.
226. Zborowski J., Unowoczesnienie metod nauczania, Warszawa 1966.
227. Abelson R. P., Script Theory of Understanding, Attitude and Behavior, w: Carou J., Payne T., Cognition and Social Behavior, Hillsdale, 1976.
228. Bayer R., Traité d'esthétigue, Paris, 1956.
229. Bayet С., Precis d'histoire de Part, P., 1886.
230. Decamp D., Implicational Scales and Sociolinguistic Linearity, w: "Linguistics", 1971, nr 73.
231. Everett C., Howard S., Becket, Geer В., Student Culture and Academic Effort, w: The American ad Novitt, New York 1962.
232. Eysenck H. J., Eysenck M.W., Personality and Individual Differences: A * Natural Science Approach, New York, Plenum Press, 1985.
233. Goethals G. W., Experiencing Youth. First Person Accounts, Boston1970.
234. Guilford J. P., Factors and factors of personality, "Psychological Bulletin" 82.
235. Habermas J., Theorie des kommunikativen Handelns zur Kritik der funktionalistischen Vernunft, Frankfurt am Main 1981.
236. Habermas J., Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie des kommunikativen Kompetenz, w: Habermas J., Luhmann N., Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie Was leitet die Systemforschung, Frankfurt am Main 1971.
237. Hartmann N., Ästhetik, Berlin, 1966.
238. Hjell L.A., Ziegler D. J., Personality theories, New York, 1970.
239. Klingherg L., Zu Erfahrungen und Problem des Unterrichtes in der Abiturschule, Berlin 1975.
240. Kovach F. J., Die Ästhetik des Thomas von Aguin, Berlin 1961: Strö£ewskiego w: "Ruch Filozoficzny", 22 1963.
241. Lalo Ch., Notions d'esthétigue, Paris, 1948.
242. Lambert T. A., Generation and Change. Toward a Theory of Generations as a Force in Historical Process, w: "Youth and Society 1972.
243. Langer E. J., Rethinking the Role of Thought in Social Interaction, w: Harwey J. H., Jokes W., Kidd R. F., New Direction in Attribution Research, vol. 2, Hillsdale, 1978.
244. Marcia J., Identity in Adolescence, w: Handbook of Adolescent Psychology. Ed. Abelson R. P., New York 1980.
245. Miller G. A., Johnson-Laird P. N., Language and Perception, Cambridge Mass, 1976.
246. Rosenberg M. J., Cognitive Reorganisation in Response to the Hypnotic Reversal of Attitudinal Affect, w: Bakman C. W., Secord P. S., Problems in Social Psychology, New York 1962.
247. Rozenkranz K., Aesthetik des Hasslichen, Königsberg, 1853.
248. Souriau E., La correspondance des arts, Paris 1948.