автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Патриотическое воспитание учащихся сельских школ Дагестана в современных условиях
- Автор научной работы
- Магдиев, Даниял Магомедалиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Патриотическое воспитание учащихся сельских школ Дагестана в современных условиях"
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На правах рукописи
УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ДАГЕСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Специальность 13.00.01 — Общая педагогика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1996
Работа выполнена в республиканском институте повышения квалификации работников народного образования Дагестана (г. Махачкала).
Официальные оппоненты: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Волков Г. Н., кандидат педагогических наук Бугаева А. Л.
Ведущее учреждение: Дагестанский педагогический университет (г. Махачкала).
Защита состоится «30* исец, 1996 г. в /^''часов на заседании диссертационного совета К 133.09.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в институте национальных проблем образования МО РФ по адресу: 105077, г. Москва, ул. Первомайская, д. 101.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института национальных проблем образования МО РФ.
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета
Л. В. Козуля
- 1 -
I
Актуальность проблемы. Прогресс любого общества определяется уровнем развития в не!,: как материальных, так и духовных ценностей, имеющих вашое значение для человечества и его цивилизации. А осноЕа духовных ценностей - созидательная, добротЕорческая деятельность, любоЕЬ к редине, своему народу, почитание своих пред-кое, традиций, знание истории, культуры, уважение других наций и народсЕ, в том числе сопредельных этнических групп, их обычаев, образ си .глзни, вероисповедания, т.е. всего комплекса традиционного культурного наследия народа.
Настоящее исследование посвящено социально-педагогически!,I основам патриотического воспитания детей Дагестана-представителей более 30 народов, изучению и внедрению в практику обучения воспитательных традиций зтих народов, выработанных в течение тысячелетий в условиях эволюционного, естественного развития.
Многосторонние знания о крае, где человек родился, ответ учится и трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о прнродио-географических, эколсппеских, экономических, культурологических его особенностях способствует осознанию человеке:.! себя как личности, гак достойного представителя дачного региона в родном государстве.
' Важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного человечеством опыта и знаний должно стать признание естественной и непрйхедящен ценности опыта разных культур, живыми носителями которых являются представители различных этносов, изучение этнопсихологического аспекта межличностных отношений в процессе воспитания у этих народов.
Изучение этой проблемы связано со сравнительными исследованиями этнических особенностей, национального характера, менталитета, закономерностей формирования и функционирования национального самосознания, символического мира и ценностных ориентации представителей различных культур и народов.
Изучение научно -методической литературы по исследуемой проблеме показывает, что вопросы патриотического и нравственного Боепитания, формирования культуры межнационального общения находились е центре внимания многих деятелей науки. По достоинству оценивалась народная педагогическая мудрость такими выдающимися педагогами и философами, как Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Г.Пестало-ци , Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, К.Насыри, Я.С.-Гогебашвили и др.
Начало педагогическому осмыслению воспитания детей положено этнографом и фольклористом Г.С.Виноградовым, затем его идеи были развиты И.Я.Поздеевым.
Исследованию проблемы национальной политики образования, Eonpocai.! патриотического воспитания молодежи посвятили свои работы Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинс-кий, философы - А.П.БуеЕа, О.Г.Дробницкий, Н.Ф.СтроЕойтоЕа и др. Методологические идеи по этой проблеме нашли отражение в трудах Н.К.Гончарова, О.Г.Еабанского, Э.И.Монссзона, Г.Н.Филонова и др. Осмысление трудов Б.Г.АнапьеЕа, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова,
A.В.ПетроЕского, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и других пспхологое позволило составить представление о процессе и механизмах формирования сознания, чувств, поведения, деятельности учащихся, развития личности человека.
В работах, исследующих различные стороны патриотического воспитания, выделяются несколько направлений. Работы Р.Г.Абдула-типова, Б.Т.Лихачева, З.К.Шнеккельдорфа, П.В.Конопихина и др. носят общетеоретический характер. В них показана связь патриотично-кого воспитания с другими сторонами развития личности.
Преемственность патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, роль прогрессии пых национальных традиций в его формировании исследуются в трудах
B.А.Сухомлинского, В.Ф.Флрфсровского, Р.Л.Полуяновой, А.Д.Солдз-тенкоЕа, А.Ф.Фаткулиной и др.
Значительный вклад е решение вопроса патриотического воспитания детой в национальных школах в процессе изучения языка и 1С/ль туры внесли такие исследователи данной проблемы, как В. Ф. Афанасьев, Г.Н.белков, А.Ш.Гзекмое, А.З.ИзмайлоЕ, П.Л. Пидкасистый, Ю.П.Сокольников, М.Г.Тайчинов и др.
Современный мир вносит изменения в личность самого человека, его сознание, потребности, духовно-физическое здоровье.
Надо сказать, что сегодня мы видим волну возрождения педагогики народов Кавказа, которая до сего времени была не востребована в современной школе, с чем мы связываем бездуховность, социальную апатию, наркоманию, рост преступности в молодежной среде. Причем тревожные симптомы этих яелэний многомерны, и в условиях дестабилизации экономики, падения жизненного уровня населения они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деграда-
- 3 -
цш личности растущего человека, могут привести и приводят к потери чуЕСТЕа родины, преклонению перед не свойственными нашему менталитету ценностями и в, конечном счете, к национальной розне.
Все эти явления особенно опасны для Дагестана, т.к. он является многонациональной республикой. Если заглянем в историю, тс можно увидеть, что народи Дагестана испокон веков жили в мире и согласии между собой и сопредельны;,111 этносами. Понятия содружества между народами, лю6оеь к родине стали традиционными у жителей Дагестана. Патриотизм - это не только необходимое условие существования, но и залог успешного социально-экономического развития, сохранения независимости. Большое значение для сближения этносов республики имеет русский язык как язык межнационального общения, как язык приобщения народностей Дагестана к духовным сокровищам других народов России и мировой цивилизации.
В своей работе мы исходим из того, что ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к. определенной этнической группе. Вместе с тем, как показывает анализ практики школ, нередко вопросы патриотического воспитания учащихся педагоги стремятся решить бес учета-национальных особенностей, духовных традиций, обычаев, опыта народной педагогики. Поэтому сегодня особую агстуагьность приобретают проблемы формирования патриотического сознания. Ото и побудило нас к Еыбору темы исследования.
В настоящей работе патриотизм рассматривается как элемент комплексного воспитания личности, отражающий национальные общечеловеческие ценности и признающий приоритеты гармоничного развития личности как условие далыгейпгего_станоЕления прогрессивного общества. Сама суть этих понятий предполагает уважение и любовь к лицам своей и других национальностей, признание за ними нраиа на национальную самобытность, психологию, традиций, язык и т.п.
Предметом исследования является патриотическое воспитание учащихся сельсгльх школ Дагестана в конкретных социально-педагогических условиях: мононациональный состав учащихся /лакцы/, далеко- русское двуязычие, приоритетное воздействие народной педагогики.
Объектом исследования является процесс изучения русского языка, русской литературы, истории, краеведения в сочетании с внеучебной работой в сельской школе Дагестана.
Цель исследований--- научное обоснование и разработка зффек-
тивной методической системы обучения русскому и лакскому языка!,!, русской и дагестанской литературе, методической системы использования традиционней ггодзгспгческо:": культуры лакцеЕ с процессе воспитания у учащихся патриотизма.
С цельв и задачами исследования соотносится его рабочая гипотеза: Боепитание патриотизма и этнического сознания учащихся сельских школ Дагестана изк субъектов традиционной культуры будет аффективным, если:
- оно осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в учебной :: внеучебпей деятельности с учетом конкретных условии .глзш: учащихся с своем зтноссциуме;
• обеспечивает приобщение учащихся через родней :: русский языки (во взаимосвязи с другими предметами"; к родной культуре, краеведению, к духовно-нравственным, национальным и общечеловеческим ценностям;
- способствует формировании человека как полноценной равносторонней личности, умеющей адекватно оценивать окрухакщуп г.нгнь, се оригинальность и своеобравпс, знающей и любящей родной крап, бережно относящейся к пстсри::, культуре и традициям своего народа.
Методологической основой исследования является труды по ?т-нопедагогпке о социальной обуслсвленнсстп формирования личности и закономерностях развития человека как субъект-, историк, е г^дущ'ч« роли созидательной и добрствсрчэскои деятельности формирования личности.
С ссотвстствип с целью и гипотезой сформулированы следурин" задачи исследования:
1. Изучить и обобщить опыт патриотического и интернационал! -него воспитания в общеобразовательных ¡сколах республики. в том числе опыт народней педагогики по данной проблеме, определить и охарактеризовать позитивный, созидательный опыт воспитания горцев.
Провести опалив социолингвистических условии в республике с цель:: определения ведущих тенденций и факторов, которые могут как положительно, гак и отрицательно повлиять на поведение подрастающего поколения.
3. Выявить воспитательный потенциал общеобразовательных предметов, особенно гуманитарного цикла, которые могут оказать эффективное воздействие на формирование проектируемых качеств личности.
4. Определить место краеведческой работы в единой системе учебной и внеучебной деятельности учащихся, ее воздействие на формирование патриотического сознания и поведения учащихся.
5. Разработать систему патриотического Боепитания учащихся сельсюзх школ Дагестана на основе сочетания народней педагогики, краеведения, преподавания гуманитарных дисциплин.
Тема, задачи и гипотеза обусловили ЕЫбор методов исследования:
- теоретический: анализ философской, психологической, педагогической, методической и этнографической литературы по теме исследования;
- социолого-педагогический: сбор и обработка этнепедагоги-ческого материала в полевых условия: магнитофонные, стенографические записи бесед со старейшими, аксакалами, сказителями, знатными людьми района ¡1 республики;
- анализ учебно-методической литературы;
- изучение особенностей усвоения учащимися сельских школ Дагестана народных духовно-нравственных традиций;
- изучение опыта работы учителей, руководителей сельских школ в различных районах Дагестана;
- экспериментальный: обобщение спита педагогической работы соискателя с качестве директора сельской икслы и учителя русского языка и литературы на протяжении 20 лет, эксперимент, наблюдение и описание, сопоставление и сравнение яри обобщении полученного материала.
Экспериментальной базой исследования послужили сельские ¡сколы Дагестана: Курклинсг-ая, Кумухская, К','минская, Кулннская и школа N 11 в Махачкале.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1976г. по 1995г.
На первом этапе /1975-1380гг./ был проведен констатирующий срез /наблюдение, описание, изучение соответствующей литературы по проблемам Боепитания, тестирование/.
На втором этапе /1920-1986гг./ продолжалось изучение литературы, опыта работы преподавателей, руководителей ¡гкол ¡1 изучение, анализ и систематизация лакских и других дагестанских народных сказок, игр, пословиц, поговорок, загадок и т.д.; обработка полевого материала, анализ его воспитательных возможностей; сравнительное изучение даксгак и русских народных игр, сказок, поиск и
сбор материалов об односельчанам, погибших во Еремя ВОВ, создание школьного музея Славы.
На третьем этапе 1986-1995гг. апробироЕалась опытно-экспериментальная программа, проводилась систематизация полученных результатов, Еыработка практических рекомендаций по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса е сельской школе в плане формирования личности школьникое. Происходило внедрение основных результатов исследования в практику школ, апробация работы через выступления на совещаниях, конференциях учителей и 'публикацию статей. Отдельные положения работы неоднократно догадывались на заседаниях педсовета Курклпнскои СШ, методического совета района, на республиканских и всероссийских научно-практп-чеасих конференциях.
Проблематика исследования определяет его новизну:
- е работе впервые отобраны и систематизировали краеведческие материалы для уроков русского и лакского языков и внеклассной работы в сельских школах Дагестана; обобщающим результатом является создание школьного музея Славы;
- разработаны и апробированы принципы отбора краеведческого материала;
- псглсалы возможности и целесообразность использования краеведческого материала при формировании патриота в условиях сельских школ Дагестана: патриота села, приштмаклцего деятельное участие в его жизни, района, республики, страны, в которой он живет.
Понятие чувства дружбы, содружества, веротерпимости и патриотизма, любви к своему народу, традициям, обществу рассматривается нами как неотгемле!.т часть народной педагогики, духовной культуры народа. В работе впервые проанализированы, собраны воедино и систематизированы лаксюте народные сказки, игры, колыбель -'иые песни, пословицу и поговорки, сделана попытка дать им зтпопе-дагогическую интерпретацию, что обеспечивает методическую основу их использования в педагогической практике.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в теоретических исследованиях по педагогике, социологии, 'этнокультуроведен:га при изучении традиций и обычаев лакского народа, социолингвистической ситуации в сельских районах Дагестана. Описанная в исследовании система учебно-воспитательной работы может быть использована учителями не
только Лакского района, но и других регионов России при организации краеведческой и поисковой работы в современных условиях. Практическая значимость исследования заключается также в том, что фактически краеведческие материалы нашли применение в практике сельских школ, одобрены на ряде региональных и республиканских совещаний и конференций работников народного образования Дагестана.
Основные положения и результаты работы апробированы в процессе чтения лекций и ведения семинаров на районных и республиканских методических семинарах, на заседаниях лабораторий зтнопе-дагогики и общих проблем школ Севера и малочисленных народов РФ
инпо.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Патриотизм является составной частью единен системы национальных общечеловеческих ценностей, которая формировалась на протяжении тысячелетий и отражена как в религиозней /Еиблия, Коран/, так и зткопсдагогическсй литературе. Воспитание этих качеств является традицией для многонационального Дагестана как условие мирного сосуществования народов республики.
2. Совершенствование знаний родного и русского языков и умение свободного владения и общения в условиях многонационально го Дагестана создают благоприятные предпосылки для развития межнационального взз^п.юпсппмаипя г. развития интереса к национальной :-.у ль туре, обычаям, традициям сопредельных народов.
3. Интегрирование учебно-воспитательной работы в школе /учебной - в форме двуязычия, поисково-творческой, созидатель-но-добротЕсрческси деятельности/ по гтатрноппссксму всспитан:пе гармонизирует межличностные отношения, способствует формирован® любви г. родине, ее традициям, стремление к возрождению национального самосознания и через него к общечеловеческим ценностям, демократически,! преобразованиям.
4. Целенаправленное использование краеведческого материала, объективней, правдивой истории своего народа, организация художественно- литературной, эстетической деятельности с позиции изучаемой проблемы, содружество с ветеранами и заслуженными людьми своего края, работа по созданию музея Славы, в котором экспонаты созданы руками самих учащихся, собраны есэ данные о 57 односельчанах, погибших ео Бремя Великой Отечественной всины, о писателях
и поэтах, прославивших родное селение на весь Дагестан (их фотографии, родословная, данные о человечеасих качествах, интересах, стремлениях, о заслугах перед Родиной и т.д.) обогатит теорию и практику обучения русскому и лакскому языкам, поможет реализации поставленной цели - воспитанию патриотов своего села, района, своей горной республики, родины России, которые исполнены уважения не только к своему народу, но и к гражданам других национальностей.
Структура диссертзции отвечает цели и задачам исследования: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении содержится обоснование выбора и актуальности темы, определяются цели, конкретные задачи, методы и этапы исследо-Еания; сформулированагипотеэаЗдесь же определяются научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, излагаются главные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Социально-педагогические основы патриотического воспитания учащихся в сельской школе в условия двуязычия" - описываются традиции педагогики народов Дагестана, дана характеристика лакско- русского двуязычия и его роль в воспитании детой и юношества.
С реферируемой работе патриотическое воспитание учащихся сельских школ Дагестана выступает как педагогическая. духовно -психологическая, социально-этническая проблема; исследуются различные варианты опоры на внутренние духевно-психологические особенности, которые имеют место ¡сак в межнационал!;ных отношениях так и в истории каждого народа Процесс ^тл:и^"мяки'-1-тическогс мировоззрения Не М^Же™ ПрОл/ОДИТЬ Н° Пр°ЛОМ."ЯЯСЬ '"'КГОГЬ призму ¡1ац:гиальнпгс г'озпа1""г Ф^рмир^вани^ ¡^г^Дро]-"^ ^-^аимс^г^зз— но пс структурными элементами национальной псиу^л°гнн традициями, обычаями. Огромный интерес представляет разработка тех вопросов в теории практике воспитания, которые ориенгиревачы на ос-мысл°ние и закрепление учащимися своих действий, м^тиг^в, чувств, своего положения в обществе как одного из чл°нов этпе-оциума /"я часть этноса"/ и единого социального организма г Российском пространстве.
Известно, что в конце XX века рост национального самосознания происходит более активно, что связано со многая: социальными явлениями, в тем числе и интенсивны!.! воздействием на личность
средств массовой информации. Сегодняшний старшеклассник вполне осознанно может выразить СЕое отношение к истории народа, его духовны?,1 ценностям, историческим событиям, явлениям социальной сферы, определенным фактам.
П1колы с многонациональным составом учащихся являются хорошей лабораторией для проведения работы по патриотическому и интернациональному воспитанию. И© 90% сельских шксл, особенно находящихся е горнах районах Дагестана, е основном мснснацпока^ни, что накладывает сбои особенности на воспитательную работу, особенно по формированию культуры межнациональных отношений.
Поучение особенностей семейного воспитания дало возможность автору реферируемого исследования выявить и нейтраи:оовать многие отрицательные моменты. То, что ребенок видит, слышит в семье, для него часто является эталоном; традиции уважительного отношения к. родителям часто приводят к некритическому восприятию отдельных проявлений клаустрофобии, национальной ограниченности сознания, негативной оценки элементов ¡г/льтуры другой нации.
Сложные многогранные проблемы патриотического воспитания в сельской ¡¡¡коле, формирование ¡г/льтуры межнациональных етпс^сянг! ста".:: главной задачей автора реферируемой работы.
Патриотическое интернациональное соспитачне учащихся в сельской школе имеет свои особенности и специфику, так .как динамит общения и межнациональных контактов сравнительно с городом является менее интенсивной, что существенно ограничивает использование различны:: средств и приемов в практике гуманистического воспитания. Развитии чувства дружбы, доброжелательного отношения ¡с людям иной национальности способствует знакомство с традициями, обычаями и культурой других народов. В истерии дагестанского народа много истср:г-:сскпх примеров большей дружбы. Одинаковые условия жизни, схожие традиции и сбычаи, ебнда истерия /разгром Надир-Шаха, участие в освободительной войне под руководством Шамиля/, - гее это объединяет народы гор, способствуя предупрежден:® национальных конфликтов. Эти положения ста?:: основой работы коллектива Курклинской иколы и осуществлялись под руководством аето-ра исследования.
Огромную роль е установлении добрососедских отношений играет ислам как религия, воспитывающая терпимость, милосердие, гостеприимство и другие общечеловеческие.ценности. В Дагестане придает-
ся большое значение вместе с изучением русского языка изучению родных языкое. В республике па 9 языках выпускается художественная литература, издаются учебники, на 11 языках выходят газеты и журналы, работает республиканское радиовещание - и во всех этих мероприятиях принимает активное участие автор исследования.
Проявление негативных явлений в отношениях республик СНГ и Российской Федерации потребовало усиления работы по воспитанию учадихся и их родителей и в Куркаинской кксле. Учебно-воспитательная работа балы направлена на то, чтобы дети поняли: без уважения и любви к представителям других национальностей в Дагестан? жить нельзя. Именно оту дружбу и любовь дагестански? народи нес/т веками.
Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций и обычаев, а также изучение материалов по истории Дагестана позволили сделать вывод о том, что у дагестанцев сложилось свое специфическое представление о жизненно Еажных ценностях, о физической закалке, уважении к людям другой национальности, любпи к Редине. Издавна под словом "человек" горцы подразумевали носителя определенного кодекса морали и этики поведения е обществе и быту. Знание этого кодекса вменялось в обязанность каждого кто уот^л, чтобы °го считали человеком. Без знания правил о человеческом поседении, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом невозможно жить в горах.
Реализация целен воспитания создача в народной педагогике средства, в которых сконцентрировался положительный опыт личности, семьи, рода. Среди таких средств ■ многочисленные средства словесного воспитания ■ имена, ксчыблльны° п^^нп п^т^ы^кч т-,аг*-тулки, прибаутки, сказки, пословицы и поговорки, песни, загадки,
ПТУТТТ .тотт»!?-"'• ,, ТТллппттпшлп,, ТТ^^^'ТТТПСТ ГТО""^Г,П —
гика из глубины столетия донесла до нас примеры, в которых сконцентрированы гордость, честь и слава народов многонационального Дагестана: легендарного Шамиля, решительного и отважного Хаджи-Мурата, простых и человеческих героев тег^нд: Шарвили, ра, Парту-Патимы и др. Наглядны;,; примером сохранения традиций в народной педагогике служат изделия кубачинских златокузнецов, табасаранских и лезгинских ковровщиков, укцукульских резчиков по дереву, балкарских гончароЕ, губденских сапожников.
Необходимым условием повышения эффективности воздействия прогрессивного опыта народной педагогики на образование является взаимосвязь школы, семьи и общественности селения. В этом отношении огромную роль играет сельский годека как традиционное место общественного воспитания.
Анализ воспитательной работы в сельских школах Ахтынского, Сулейман-Статьского, Еуйнакского, ШзмилеЕского районов показывает, что учителя, воспитатели, родители /особенно молодые/ имеют очень слабые, поверхностные знания о прогрессивных формах и методах народного воспитания. Причина этого - практэтесксе отсутствие соответствующих методических пособий, освещающих прогрессивный опыт народной педагогики, ее средства и методы воспитания, которые еще не стали предметом серьезных исследовании, поэтому воспитательная работа в некоторых школах строится без должной связи с жизнью, с местными условиями, национальным характером и психологией, опытом старших поколений.
В Лаксксм. Гунибском и Кулинском районах было опрошено свыше 500 семей, около двух тысяч человек. Исследование показало, что почти в каждой семье имеются люди, Еладеющие русским языком, которые с состоянии ознакомить своих детей с культурой и бытом других народов России, воспитать любовь и уважение к ним. 100£ опрошенных детей ответили, что спи с большим желанием изучает русс кий язык, многие изъявили желание учиться в русских школах, дружить с pyccitin.ii: детьми.
В настоящее время повышается роль родных языков в общественной жизни народов Дагестана, широкое развитие получает национачь-нос искусство, средства массовой информации па родных языках. Однако использование их в учебно-воспитательной работе находится еще на недостаточном уровне. Русский язык для дагестанцев является универсальным средством межнационального общения и духовного обогащения.
Во второй главе - "Основные пути формирования патриотизма как элемента гуманистического образования учасихся школы" - описываются формы работы в сельских школах Дагестана по Боепитанию патриотизма средствами классной и внеклассной работы, где отражены основные результаты многолетнего труда автора исследования. В сельских и в городских школах Дагестана на уроках русского и лакского языков, а также в ходе внеклассной работы редко ксполь-
зуются тага;е словесные средства воспитания, как колыбельные песни, прибаутки, потешки, сказки, детские игры, пословицы, поговорки, загадки, формулы этикета. В ряду феноменов национальной культуры народная детская игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности детей в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает их воображение и творческие наклонности.
Поэтому важным моментом в нашей методике являются заложенные в играх различные оригинальные правила, во многом зависящие от этнической среды и исторических условий бытования игр.
Исходя из положений психологов, представленных школами Л.С.Выготского, А.!!.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Е.Зльконина, мы отдаем должное историческому и онтогенетическому подходу к анализу игровой деятельности человека, рассматриваем ее в соответствии с трудами П.П.Еланского, С.Т.Шацкого как специфическую социальную деятельность, определяющую активную жизненную позицию детей.
Испольс/я игру в образовательном процессе детей, мы исходим из зтнопсдагогических исследований Г.Н.Волкова, Я.И.Хаибикова, М.И.Стельмаховнч, Е.М.Ховратсвпч др., г которых раскрывается прежде всего пэлпфункцпональный характер народных игр. возможность перехода детей в игре к трудовым обязанностям, гтознание красоты труда. В исследовании определено елнянп° игры на таки° важные процессы, как развитие мышления и воображения, любви к народным традициям. Разрабатывая проблемы игры и ее влияния на младшего школьника, автор исследования использовал достижения от* цографии, в которых игра рассматривалась» с одной стороны, как трансформация древнего ритуала, обряда /Н.Н.Велецкая, Д.Н.Дула-
рОВ И Др / С ДРУГОЙ СТОрОНЫ - ^'м* "СОТЫЙ Т"аП ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПС~
б^нка к жизни в обществ^ 'И С Коп М В ^мнг 1-1 '' '''/маков В.Я.ЕутанаеЕ, Я.Л.Сунчугащев и др./.
Эффективными средствами воспитания при изучении языков были пословицы и поговорки, содержание которых показывает, что все народы одинаково ценят дружбу, взаимоуважение, честь, ум, благородство, трудолюбие.
Собранный нами полевой материал по народным игра»/, сказка»/, колыбельным песням, пословица».! и поговоркам показывает, что они
разные по содержанию, но их текст варьируется в зависимости от Еозраста ребенка и цель их одна - воспитание ребенка в духе любви к родному народу, языку, другим народам. Ни один прием в народной педагогике не является однонаправленным - воздействие на ребенка осуществляется всесторонне и охватывает умственное развитие, положительное отношение к труду, формирует чувство любви к Родине, своему народу.
В результате многолетней работы над избранной темой автор пришел к еыеоду, что понимание вопросов о характере, содержании национально регионального компонента з образовании и патриотическом воспитании не может быть достигнуто вне школьного краеведения. В данной главе анализируется собранный нами вместе с учащимися Курк-лннсксй СШ за долгие годы краеведческий материал, который сам по себе заслуживает снимания и мог бы войти в "Книгу для чтения" для учащихся лакских школ Дагестана, показывается результативность его применения, подчеркивается значимость сто:: работы с познавательной, худсжсственнс-естетнческоп. нравственной точек, зрения, т.е. ее значимость в обучении, развитии и воспитании подрастающего поколения.
Разработанная система использования краеведческих материалов довольно обширна, так как рассчитана на разные возрастные ступени. Она реализуется посредством различных методических приемов и средств, выбор которых обусловлен темен, содержанием урока, внеклассного и внешкольного мероприятия, возрастным составом учащихся, конкретными обстоятельствами проведения занятия. В диссертации асцентируется внимание на существенных аспектах использования краеведческих материалов при воспитании патриотизма, формировании нравственных качеств учащихся. Основными видами краеведческой работы явились экскурсии по истзрнческим местам Дагестана, встречи школьников со старейшина,::: села, ра:она. ебер материала о знатных людях селения, района, республики, создан:® краеведческого музея, музея Славы, литературные экспозиции по русской и лакской литература,: и др.
Опытнее обучение, которым было охвачено около ?500 учащихся, проводилось вКурклинскои, Кумухсксй, Каринсксй и Кудинсксй средних школах Лакского района, в Кулинсксй СШ Кулинского района, в школе N 2 Новолакского района в течение 1974-199Егг., а экспериментальное - проводилось в Курклинскои, Кумпнскон, Кулинсксй и Чункпнс-
кой СШ Лакского района и в школе N 11 в Махачкале. Каждый эта исследования шел сбои частные задачи и сбою частную цель иссле доезния, однако между ними сохранялась взаимосвязь и преемствен ность.
Основные результаты опытного обучения трудно представить таблице, так как невозможно измерить по какой-либо шкале степен сформированное^: патриотизма. Однако отметим, что не было нега тиеной сценки лиц другой национальности. Большинство опрошенны учащихся отрицательно оценили межнациональные конфликты, идеи акции раглшного рода националистических партий.
Анкетный опрос показал, что ученики проявляют лю6оеь к род ному селению,, школе, учителям, знания о ветеранах Великой Оте чественной войны, погибших и проживающих б селе, желание оказат: им помощь, знают историю села, его роль в освобождении Родины о иноземных захватчиков (разгром Нздир-Шаха, Великая Отечественна война), биографии видных его представителей ( поэтов, писателей ученых). Как показали статистические данные, в селе резко умень шилось колшество переезжающих из числа выпускников школы в раз личные города России. Став взрослыми, они сохраняют связь со шке лой, гордятся ею и продолжают формировать у детей традиции, кото рые стали традициями вссго села.
В процессе экспериментальной работы била разработана и ач робирована методическая система сочетания различных форм воспитательной работы, используемых в сельских школах Дагестана для вое питания у учащихся патриотизма.
В заключение диссертации подводятся итоги исследования.
Результаты исследования.
Данное диссертационное исследование представляет собой обобщение двадцатилетнего опыта методико-педагогической работы автор; в качестве учителя русского языка и литературы и директора школы. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие еыео-ДЫ:
1. При обучении языкам и литературе в воспитательных целя? необходимым является обращение к народной педагогике, бесценному опыту традиционного воспитания подрастающего поколения.
2. Анализ историко-этнографического и полеЕого материал; свидетельствует о том, что в сказках, играх, колыбельных песнях, пословицах и поговорках, потешках и прибаутках и т.д., существую-
щ!!>: в культуре народоЕ Дагестана, заложены неоценимые возможности для Боепитания у учащихся любви к Родине, гуманизма и дружбы народов, гелика их психологическая и педагогическая универсальность, направленность на развитие л:гсности, на формирование нравственных и гражданских позиций.
3. Доказано, что социатьно-яраЕственная среда, е которой происходит процесс обучения, развития и воспитания учащихся сельских школ Дагестана, накладывает свой отпечаток на характер всего арсенала методических средств и приемов обучения и воспитания учащихся.
4. Эффективное использование собранных краеведческих материалов в деле Боепитания у учапцьхея патриотизма подтвердило целесообразность создания музея Славы, учебника по краеведента для сельских школ Дагестана.
5. Результаты экспериментов показали, что соединение гласспо-учебной, внеклассной, внеурочной и Енешксльнсй краеведческой работы (походы и экскурсии по родному крае, краеведческий кружок, выпуск краеведческих газет и стендов, конкурсы по создайте лучших экспонатов, посвященных памяти погибших в ВОР односельчан, проведение тематических вечеров, организация краеведческих выставок, создание краеведческого музея и т.д.), привлечение г. созданию и использованию краеведческих материалов всех учителей акали является продуктивной форма": работы в деле воспитания у учащихся патриотизма.
6. Исходя из социальных, педагогических и экспериментальных • данных, руководствуясь общедидактпчсск::мп принципами обучения и воспитания, разработана методическая система сочетания классной и различных форм внеклассной работы в деле воспитания ' учащихся применительно к условиям русско-лакского двуязычия, дагестанско-русского многоязычия.
Содержание диссертации отражено" с следующих публикациях:
1. Роль русского народа в Боепитании патриотов-интернационалистов /Тезисы докладов и сообщении на Республиканской научно- практической конференции "Интернациональное и патриотическое Боепитание молодежи"/. - Махачкала, 1984., - С.155-16?.
2. Краеведческий музей и его роль в воспитании учащихся /На-
родная педагогика и проблема воспитания и образования/Материалы районной научно-практической конференции/. - Кумух, 1984. С.58-?2 / на лакском языке/.
3. Воспитательное значение национально-русского двуязычия в условиях Дагестана./Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи/. - Кумух, 1986. - С.8-11.
4. Куркли - село ученых. Календарь для женщин. - Пермь, 1987. - С. 294.
5. Формы внеклассной работы _е системе воспитания учащихся в духе патриотизма и интернационализма. /Материалы районной научно -практической конференции/. - Кумух, 19'30. - 0.20-32 / на лакском языке/.
6. Проблемы использования лакских народных сказок, при формировании нравственней позиции личности / Сборник методических статей/. - Кумух, 1991. - N 2. - С.16-25 / на лакском языке/.
?. Руссгай язык. Его роль в обучении и воспитании дружбы между учащимися различных народностей. / Материалы районной научно-педагогической конференции/. . - Кумух, 1991. - С.40-10 / на лакском языке/.
8. Роль краеведения в патриотическом и интернациональном воспитании учащихся в условиях русско лакского двуязычия / Тезисы докладов Республиканской научно практической конференции "Актуальные проблемы обучения иностранцев в России г современных условиях" /. Тверь, 1994. - С.25.
0. Воспитание школьников в духе гражданственности и любви к. Родине / Сборник докладов на IX съезде учителей и работников образования республики Дагестан /. - Махачкала, 1995. С.216-21?.