автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков как средство духовно-нравственного воспитания
- Автор научной работы
- Германова, Евгения Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков как средство духовно-нравственного воспитания"
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования»
На правах рукописи
ГЕРМАНОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
12 ФЕВ 2015
Санкт-Петербург 2015
005558740
Работа выполнена в лаборатории теории формирования единого образовательного пространства СНГ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования»
Научные руководители:
доктор педагогических наук, профессор
Лузина Людмила Михайловна
доктор педагогических наук Якушкина Марина Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры педагогики
педагогического университета им. А.И. Герцена
Козлова Антуанетта Георгиевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования Российской академии образования» Шапошникова Татьяна Дмитриевна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Благовещенский государственный педагогический университет»
Защита состоится «20» марта 2015 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.011.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 2, ауд. 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института педагогического образования и образования взрослых РАО.
Автореферат диссертации разослан «_»_2015 г.
Текст автореферата и диссертации размешен на сайте ФГБНУ «ИПООВ РАО» http://iporao.org.ru/. текст автореферата размещен на сайте ВАК.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор педагогических наук, доцент Л.Ю. Монахова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Воспитательные стратегии в российских образовательных организациях среднего (полного) общего образования закреплены Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС) среднего (полного) общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Практическая реализация этих стратегий является одной из актуальных задач современной педагогической науки и особо значима для проектирования повседневных воспитательных практик. Один из способов решения поставленной задачи - формирование пространства духовночгравственного воспитания. Механизмом формирования пространства является взаимодействие его групповых субъектов (Я.Л. Коломин-ский, Е.В. Ко-ротаева, Х.Й. Лийметс, Н.Ф. Радионова, М.С. Якушкина), которое определяется, прежде всего, едиными гуманистическими ценностями и смыслами. Процесс согласования ценностей потенциальных субъектов пространства духовно-нравственного воспитания связан с гуманизацией образования, отличительной особенностью которой является установка на формирование ценностного отношения к окружающей среде, людям, себе. В рамках ФГОС общего образования гуманизация рассматривается как направление развития личности, а гуманитаризация - как средство, нивелирующее негативные последствия технократического развития общества (Е.А.Авдеева, Л.Н.Антропянская, Г.С.Антонова, А.В.Минкина, Р.М.Петрунева). Гуманитарная направленность реализуется во всех областях образовательной деятельности подростка и позволяет учитывать его индивидуальные особенности для достижения личностных, метапредметных, предметных образовательных результатов. Достижение указанных результатов в нормативных документах рассматривается как ме-тапрофильная задача и связывается с ценностно-смысловыми аспектами образования - присвоением гуманистических ценностей, обеспечивающих саморазвитие и самореализацию учащихся.
Целесообразность выбора для проведения исследования школьников подросткового возраста обоснована фиксированным педагогами и психологами периодом интенсивных изменений личностных качеств подростков и разнообразия их индивидуальных проявлений, развития социальной деятельности. Процесс согласования ценностных ориентации подростков, педагогов, родителей - самостоятельный, значимый, сложный этап формирования пространства духовно-нравственного воспитания, недостаточно описан в педагогической литературе. Представляется возможным выделить и исследовать его как отдельный этап - гуманизацию личности, а также его пропедевтику как предварительную подготовку потенциальных субъектов пространства к присвоению единых ценностей группового субъекта. Наиболее результативно процесс пропедевтики протекает в пространстве духовно-нравственного воспитания, поэтому подростков, родителей, педагогов мы рассматриваем как его субъектов.
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс
Основные понятия исследования:
саморазвития и самореализации учащихся на основе присвоенных гуманистических ценностей (Л. Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков, Р.Н. Буиеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова).
Гуманистические ценности понимаются как общечеловеческие нравственные ценности, соотносимые с деятельной ориентацией на благо Другого, выражающие «золотое правило нравственности» и создающие ценностно-смысловые основания для поступков человека (И.Ильин, A.A. Ухтомский, К.Н.Вентцель, В.И. Братусь, Т.А.Костюкова, М.М. Бахтин, М. Библер, Ю.И. Давыдов, Л.И. Рувинский, П.И.Пидкасисгый, И.П.Подласый).
Гуманизация личности подростка - результат формирования ценностного отношения личносга к окружающей среде, людям, себе, выражающийся в осознании и присвоении гуманистических ценностей, переживании их как потребностей, мотивирующих поведение и определяющих поступки подростка как субъекта духовно-нравственного развития (Е.В. Бондаревская, М.В. Глезер, В. П. Зинченко, A.B. Кирьякова).
Смысловое поле - поле взаимодействия педагогов и подростков, где происходит осмысление гуманистических ценностей, обмен между ними ценностями и смыслами и ценностно-смысловая реализация системы ценностей в деятельности подростков (JI.C. Выготский, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев, Г.Е. Соловьёв, М.И. Болотова, В.И. Слободчиков).
Пространство духовно-нравственного воспитания - сеть педагогических событий, способствующих формированию саморазвивающихся сообществ на основе единых гуманистических ценностей субъектов пространства - подростков и педагогов в условиях их ежедневного со-бытия (Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова, М.С. Якуш-кина, Н.М. Борытко, C.B. Карсканова, И.Г.Якимович).
Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков (пропедевтика - от греч. pro - вперед, и paideia — воспитавшие, А.Н. Чудинов, греч. propaideuo -предварительно подготовляю, предваряю, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) - это педагогическая деятельность, нацеленная на последовательное осмысление и согласование подростками и педагогами гуманистических ценностей (со-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение), расширение и развитие их ценностно-смысловой сферы посредством создания смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков, способного трансформироваться в пространство духовно* нравственного воспитания (Е.А Тебенькова, В.Д. Гатальский).
Проблема исследования заключается в теоретико-методическом обосновании, моделировании педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков в процессе создания пространства духовно-нравственного воспитания.
Состояние разработанности проблемы. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания вследствие своего междисциплинарного характера исследуется современной наукой на философско-этическом, социальном, культурологическом, психологическом и педагогическом уровнях. Ценностные основания, цели, задачи, содержание, способы и принципы духовно-нравственного развития и воспитания раскрываются в трудах Ш.А. Амонашвили, Н.К. Бородиной, Б.С. Братуся, Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, А.Я. Данилюка, М.Р. Илакавичус, Е.И. Исаева, В.П. Зинченко, И.А. Колесниковой, A.M. Кондакова, Б.Т. Лихачева, Л.М. Лузиной, В.И. Слободчико-
2
ва, D.A. Тшпкова, Т.Д. Шапошниковой, В.Д. Шадрикова, М.С. Якушкиной. Психолого-педагогические аспекты гуманизации раскрываются в работах Ш.А. Амонашвили Е.В. Бондаревской, В.А. Сухомлинского, U.E. Щурковой. Общефилософские исследования сущности и природы ценностей представлены в трудах Л.М. Архангельского, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.Л.Гусейнова, Н.Ф.Фёдорова, П.Ф.Флоренского. Роль различных видов деятельности в присвоении ценностей раскрывается в трудах Л.С. Выготского, А.Г. Ковалёва, Р. Лурия, Г.И. Щукиной, в исследованиях представителей гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской). Общие закономерности психического развития личности и ее духовно-нравственной сферы рассматриваются в грудах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Б.С. Братуся, К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, В.И. Слободчикова Изучению особенностей подросткового возраста, создающих основания для освоения ценностей, ценностного самоопределения посвящены исследования Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович, О.С. Богдановой, П.Я. Гальперина, В.Д. Ермоленко, Д.Б. Эльконина. Различные аспекты диверсификации образования, дающие основания для создания пространства духовно-нравственного воспитания, раскрываются в работах, A.M. Новикова, Л.Г. Семуши-ной, Р. Маклик, Т. Хюсен, Б. Джонстон.
Однако среди перечисленных исследований отсутствуют работы, где были бы представлены модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков в системе духовно-нравственного воспитания. Исследования, выполненные на философском и психологическом уровнях, раскрывая сущность духовно-нравственных феноменов, не могут служить достаточным основанием для педагогической практики.
В ходе исследования нами был выделен ряд противоречий между:
- потребностью общества к гуманизации личности подростков в процессе современного образования и недостаточной теоретико-методической разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике;
- важнейшим значением педагогической пропедевтики для гуманизации личности подростков и недостаточным использованием се как средства их духовно-нравственного развития;
- возможностями педагогической пропедевтики в духовно-нравственном развитии подростков и отсутствием пропедевтических моделей их гуманизации, способствующих присвоению гуманистических ценностей;
- потребностью педагогической практики в выявлении результатов и эффектов гуманизации личности подростков и неготовностью педагогов к использованию в воспитательной деятельности соответствующих диагностических средств.
Цель исследования: разработать и апробировать модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков как средства духовно-нравственного воспитания.
Объект исследования: пространство духовно-нравственного воспитания.
Предмет исследования: педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков.
Исследование основывается на следующих гипотетических положениях:
3
- педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является педагогическим феноменом, направленным на развитие ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру на основе гуманистических ценностей, выражающимся в осознании, переживании, присвоении ценностей, мотивирующим настоящее поведение и определяющим будущее подростка, что позволяет отнести ее к средствам духовно-нравственного воспитания;
-в качестве ведущих методологических подходов к исследованию пропедевтики гуманизации личности подростков как средства духовно-нравственного воспитания рассматриваются событийный, аксиологический и субъектно-деятельностный подходы;
-пропедевтика гуманизации личности подростков предполагает реализацию в образовательной организации пропедевтической модели, интегрирующей необходимые ресурсы, формы, методы, условия духовно-нравственного воспитания;
-модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков реализуется через создание смыслового ноля взаимодействия субъектов пространства духовно-нравственного воспитания, которое является средством ее реализации;
-педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является самостоятельным, необходимым, предварительным этапом формирования пространства духовно-нравственного воспитания; имеет фиксируемые результаты и эффекты.
Выявленные противоречия, сформулированные цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность феномена «педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков»; показать, что данный феномен можно отнести к средствам духовно-нравственного воспитания.
2. Обосновать выбор методологических подходов к исследованию педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков.
3. Обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность понятий: «гуманизация личности подростков», «пространство духовно-нравственного воспитания», «смысловое поле взаимодействия подростков и педагогов», «потребность в духовно-нравственном развитии» через логику создания смыслового поля взаимодействия подростков и педагогов и трансформацию его в пространство духовно-нравственного воспитания. Показать, что педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является самостоятельным, необходимым, предварительным этапом формирования пространства духовно-нравственного воспитания.
4. Разработать и апробировать модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков и условия ее реализации.
5. Выявить результаты и возможные эффекты реализации модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков.
Методологической основой исследования являются:
-событийный подход, рассматривающий событие в качестве интегральной характеристики ценностно-смыслового взаимодействия, отличающегося диалоговым характером и способствующего развитию субъектности подростков в ходе возникновения, преобразования, смены одних со-бытий другими, более сложными, отражаю-
щимися во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках (М.М. Бахтин, М. Бубер, Д.В. Григорьев, JI. М. Лузина, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, М.С. Якушкина);
- аксиологический подход, позволяющий соотнести процесс усвоения гуманистических ценностей с созданием пространства духовно-нравственного воспитания (H.A. Астадюва, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, А.Г. Здравомыслов, A.B. Кирьякова, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова);
- субъектно-деятельностный подход, определяющий совместную деятельность подростков и педагогов по освоению гуманистических ценностей как средство развития субъектной позиции подростков в пространстве духовно-нравственного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих:
- представление о воспитательном пространстве, созданном по инициативе образовательной организации, как среде, механизмом преобразования которой в пространство выступает событие (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев);
- идеи об общечеловеческом, нравственном характере гуманистических ценностей (С.Ф. Анисимов, М.М. Бахтин, М. Библер, Ю.И. Давыдов, Л.И. Рувинский, В.Н. Сагатовский, А. Круглов, Я.Л. Коломинский, З.Г. Нигматов);
- гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом подходе к воспитанию (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, З.Г. Нигматов, Т.И. Петракова, В.А. Сухомлипский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др.);
- положения отечественной педагогики и психологии о ведущих видах деятельности учащихся подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.Д. Ермоленко, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи о целесообразности педагогической пропедевтики в воспитательной деятельности (Е.А Тебенькова, В.Д. Гатальский);
- представления о возможности педагогического моделирования процесса духовно-нравственного воспитания (Е.О. Галицких, Л.М. Лузина, Г.К.Селевко, В.П. Созо-нов, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова, М.С. Якушкина); сущности педагогической пропедевтики (В.Д. Гатальский, Е.А Тебенькова).
Исследование проводилось в 2009-2014 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (проблемно - поисковом) (2009-2011 гг.) изучалось состояние проблемы, ее рассмотрение в философской, педагогической литературе, формировался понятийно-терминологический аппарат исследования, проводился отбор диагностических методик и пилотажный эксперимент по изучению ценностных ориентации подростков г. Пскова. На втором этапе (экспериментальном) (2012-2013 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования. IIa третьем этапе (обобщающем) (2014 г.) осуществлялись осмысление методологических основ модели создания пропедевтической модели, теоретическое моделирование педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков как средства духовно-нравственного воспитания, разработка и внедрение модели пропедевтики гуманизации подростков, качественная и количественная обработка результатов исследования, научная интерпретация эмпирического материала; формулировались положения, вы-
носимые на защиту, определялась научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, оформлялся и редактировался текст диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова», ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет», МАОУ «Гуманитарный лицей» г. Пскова; районный лекторий «Духовно-нравственное воспитание детей в семье на основе православной культуры». Опьггно-эксперименталыюй работой было охвачено 25 педагогов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова» и педагогов, участвующих в работе районного лектория «Духовно-нравственное воспитание детей в семье на основе православной культуры»; 105 учащихся 7- 8 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова», 75 студентов ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет».
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: аналитические - анализ философских, социологических, психологических, педагогических исследований по заявленной проблеме; базовых документов, определяющих стратегии и направленность образовательной политики РФ; воспитательных и образовательных программ, изучение, обобщение и анализ педагогического опыта; количественный и качественный анализ результатов педагогической диагностики, анализ результативности предложенной педагогической модели пропедевтики гуманизации подростков как средства духовно-нравственного воспитания; диагностические — наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, индивидуальные беседы с педагогами и учащимися; формирующие - моделирование и реализация модели педагогической пропедевтики гуманизации подростков как средства духовно-нравственного воспитания.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования. Результаты подтверждаются систематизацией и обобщением теоретического и эмпирического материала, согласованностью данных с результатами других исследований.
Научная новизна исследования: 1.Определена педагогическая сущность феноменов: «педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков», «смысловое поле взаимодействия субъектов пространства духовно-нравственного воспитания». 2. Разработана пропедевтическая модель педагогической деятельности, направленная на гуманизацию личности подростков как средства духовно-нравственного воспитания. 3. Показано, что основным средством педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков является создание смыслового поля, предполагающего последовательное осмысление гуманистических ценностей (со-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение) в ходе событийного взаимодействия подростков и педагогов. 4. Установлена взаимосвязь и взаимообусловленность феноменов: «педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков», «пространство духогшо-нравствснного воспитания», «смысловое иоле взаимодействия подростков и педагогов», «потребность в духовно-нравственном развитии». Обосновано, что педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является самостоятельным, необходимым, предварительным этапом формиро-
6
вания пространства духовно-нравственного воспитания. 5. Выявлен эффект реализации пропедевтической модели гуманизации личности подростков - появление потребности подростков в духовно-нравственном развитии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: рассмотрены феномены «педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков», «смысловое поле взаимодействия субъектов пространства духовно-нравственного воспитания»; обосновано положение о том, что событийное взаимодействие подростков и педагогов по освоению гуманистических ценностей является условием развития субъектности подростков в формирующемся пространстве духовно-нравственного воспитания; показано, что основным средством педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков является создание смыслового поля, предполагающего последовательное осмысление гуманистических ценностей (со-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение) в ходе событийного взаимодействия подростков и педагогов; реализованы аксиологический, событийный и субъектно-деятелыюстный подходы к исследованию педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков; определены характеристики пропедевтической модели гуманизации личности подростков (интеграгивная событийная направленность, целостность, иерархичность сопряжения воспитательных событий).
Практическая значимость исследования заключается в том, что: предложено научно-методическое обеспечение пропедевтики гуманизации личности подростков как средства духовно-нравственного воспитания; разработаны методические рекомендации и практические материалы по созданию пространства духовно-нравственного воспитания, которые могут быть использованы в ежедневной воспитательной практике образовательных, досуговых, общественных и социально-психологических учреждений различных уровней, центров по работе с детьми, подростками и молодежью; предложена модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков в системе духовно-нравственного воспитания, которая может быть использована педагогами образовательных учреждений в качестве алгоритма развития исследуемого феномена при реализации ФГОС 00 в образовательных организациях; концептуальные идеи исследования могут быть использованы при разработке программ воспитательной деятельности образовательных учреждений, при составлении программ повышения квалификации педагогических работников, при разработке программ различных спецкурсов педагогических дисциплин. Данная модель является прагматической, прикладной: она рассматривает создание смыслового поля взаимодействия подростков и педагогов для пропедевтики гуманизации личности подростков как средство духовно-нравственного воспитания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является средством их духовно-нравственного воспитания.
Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков имеет особое значение в процессе формирования пространства духовно-нравственного воспитания. Она основана на гуманистических подходах; определяет принципы, направления, механизм развития пространства; является базовым основанием в становлении субъек-
тов пространства духовно-нравственного воспитания (подростков, родителей, педагогов), необходимым инструментарием - средством воспитательной деятельности, объединяющим цель (присвоение обучающимися гуманистических ценностей) и объект (ценности) воспитания. Педагогическая пропедевтика с позиций событийного, аксиологического, субъектно-деятельностного подходов ориентирует учащихся на последовательное осмысление и согласование гуманистических ценностей (со-бьггийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение в ситуации выбора), развитие их ценностно-смысловой сферы, создает условия для самоопределения, самопознания.
2. Педагогическая пропедевтика осуществляется посредством реализации модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков.
Пропедевтический характер модели обусловлен тем, что ее результат - согласование и присвоение ценностей подростками и педагогами - создает условия для последующего включения подростков в формирующееся пространство духовно-нравственного воспитания в качестве его субъекта. Взаимодействие индивидуальных субъектов на основе единых ценностей с образованием полисубъекта является характеристикой пространства воспитания и свидетельствует о присвоении единых ценностей пространства, или гуманизации личности индивидуальных субъектов. Модель характеризуется событийной направленностью, целостностью, иерархичностью сопряжения воспитательных событий, что позволяет фиксировать динамику развития ценностно-смыслового взаимодействия педагогов и подростков. В структуре модели взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: целевой (цель и принципы ценностно-смыслового взаимодействия), динамический (события различного уровня), процессуально-операционный (диалоговый режим создания и функционирования, процессуально-операционное обеспечение), аналитико-результагивный (анапигико-результа-тивный аппарат).
3. Основным структурным компонентом модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков является смысловое поле взаимодействия подростков и педагогов, этапами создания которого выступает последовательность событий различного уровня: событийная встреча (события 1 уровня) - обмен смыслами (события 2 уровня) - содействие по реализации духовно-нравственных ценностей в реальной жизнедеятельности (события 3 уровня) - ценностное самоопределение в ситуациях ценностного выбора, в том числе в пространстве духовно-нравственного воспитания (события 4 уровня).
4. Эффектом реализации модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков является формирование у подростков потребности в духовно-нравственном развитии.
Результатом (непосредственным итогом) педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков является присвоение гуманистических ценностей на эмоциональном (со-персживание), смысловом (обмен смыслами, ценностное самоопределение в ситуации выбора) поведенческом уровне (со-дейсгвие). Присвоенные ценности, в свою очередь, являясь основаниями, побудителями, мотивами устремлений, человеческих потребностей, внутренней и внешней активности человека, приводят к следствию данного результата. - появлению у подростков потребности в ду-
8
ховно-нравственном развитии.
5. Понятия «педагогическая гуманизация личности подростков», «пространство духовно-нравственного воспитания», «смысловое поле взаимодействия подростков и педагогов», «потребность в духовно-нравственном развитии» взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Взаимосвязь заключается в том, что педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков может рассматриваться как педагогический феномен, выступающий средством духовно-нравственного воспитания, нацеленный на последовательное осмысление и согласование подростками и педагогами гуманистических ценностей в смысловом поле их взаимодействия. Педагогическая пропедевтика создает условия последующего включения подростков в формирующееся пространство духовно-нравственного воспитания в качестве его субъекта. Взаимодействие индивидуальных субъектов на основе присвоенных единых ценностей пространства с образованием полисубъекта свидетельствует о гуманизации личности каждого субъекта и сопровождается появлением у подростков потребности в духовно-нравственном развитии. Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является самостоятельным, необходимым, предварительным этапом формирования пространства духовно-нравственного воспитания, отличающимся от основного процесса формирования пространства тем, что именно на этом этапе в поле взаимодействия педагогов и подростков происходит осмысление гуманистических ценностей, обмен между ними ценностями и смыслами и ценностно-смысловая реализация системы ценностей в деятельности подростков.
Апробация результатов исследования осуществлялась через: обсуждение исследовательских материалов на заседаниях кафедры педагогики и социальной работы Псковского государственного университета, лаборатории формирования образовательного пространства СНГ ФГБНУ ИПООВ РАО; участие в городских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Воспитание подрастающего поколения на традициях православной культуры: проблемы, опыт, перспективы», (Витебск, 2010); «Человек, включённый в образовательный процесс» (Псков, 2010); «Молодежь науке» (Псков, 2010); «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи (Псков, 2011)»; «Молодежь науке» (Псков, 2011); «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» (Саранск, 2011); «Деятельность молодежи в социальном служении» (СПб, 2012); «Личность в современном мире» (Шадринск, 2013); «Международный молодежный научный форум «ЛОМОНОСОВА 13» (Москва, 2013,),• «Образование для устойчивого развития в поликультурном пространстве региона» (Пятые Лозинские чтения) (Псков, 2013); «Наука и образование в XXI веке» (Тамбов, 2014).
Внедрение результатов исследования осуществлялось через включение разработанного автором комплекса «Гуманизация личности подростков» в воспитательную систему МОУ «Средняя общеобразовательная щкола № 24 им.Л.И. Малякова» г.Пскова; в процессе организации работы районного лектория «Духовно-нравственное воспитание детей в семье», воспитательной работы на факультете психологии ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет».
9
По результатам данного исследования опубликованы 21 статья, в том числе 4 в изданиях, включенных в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК РФ. Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 213 наименований. Объем диссертации 164 страницы текста, иллюстрированного 10 рисунками, 15 таблицами, 6 приложениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту, представлены этапы исследования.
Первая глава исследования «Теоретико-методологические основания гуманизации личности подростков» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Особенности педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков как педагогического феномена» на основе анализа философской, психологической, педагогической литературы рассмотрено основное понятие исследования «пропедевтика гуманизации личности подростков» как педагогический феномен; раскрыты сущностные характеристики понятия «гуманизация», определены ценностные основания пропедевтики гуманизации личности подростков как средства духовно-нравственного воспитания.
Гуманизация рассматривается сегодня в рамках ФГОС как направление развития личности. Наиболее благоприятным возрастным этапом для духовно-нравственного развития личности, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) является подростковый возраст. Подросток не обладает устойчивыми «душевными» реакциями, сформированными принципами взаимодействия с другими людьми, отношением к действительности. Д.Б.Эльконин характеризует подростковый возраст (с 11-12 до 15 лет) углублением общения со сверстниками, в котором воспроизводится их понимание подростками отношений между взрослыми людьми. По мнению Ж. Пиаже, именно в этом возрасте формируются собственные мотивы, смыслы и ценности. А.Н. Леонтьев называет этот период «вторым рождением личности». Под гуманизацией личности подростка в данном исследовании понимается результат процесса формирования ценностного отношения личности к окружающей среде, людям, себе, выражающийся в осознании гуманистических ценностей, которые мотивируют поведение и определяют поступки подростка как потенциального субъекта пространства духовно-нравственного воспитания. Отличительной характеристикой субъекта является ценностно-смысловая самоорганизация его действий, осознанная саморегуляция, приводящая к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности. В основании деятельности субъекта находятся сознательно принимаемые подростком гуманистические ценности. Таким образом, гуманизация личности подростков и присвоение ценностей пространства духовно-нравственного воспитания его потенциальными субъектами, по сути, схожие процессы.
Для выявления сущностных особенностей гуманистических ценностей необхо-
10
димо обратиться к их мировоззренческому основанию — гуманизму. Ретроспективный анализ трактовки понятия «гуманизм» позволил выделить два основных направления: светский индивидуализм (А.Ф. Лосев) и этизм (В.Г.Федотова). Для первой тенденции характерна направленность на внешние, атрибутивные, социально-политические проявления гуманизма: расширение и законодательное закрепление прав и свобод личности, основанных не на нравственном достоинстве, а гражданском статусе человека. Для второй тенденции в понимании 1уманизма характерен приоритет нравственно-этических аспектов. Вступление государств в стадию развития «постиндустриального», «информационного» общества выявило проблему очеловечивания образовательных, социальных, политических реалий. Становится очевидным: если признаки гуманизма только атрибутивны и не подкреплены духовно-нравственным развитием человека, возможны деструктивные изменения личности и снижение человеческого потенциала. Решению задачи гуманизации личности, по мнению многих исследователей, служит обращение к гуманистическим ценностям как универсальному ядру гуманизации каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Анализ философских, психологических и педагогических источников позволил прийти к выводу, что ценностным стержнем гуманистических ценностей выступает нравственность (И. Ильин, В. Соловьев, A.A. Ухтомский, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова). Сущность нравственности традиционно связывается с «золотым правилом нравственности», суть которого заключается в деятельной ориентации на благо Другого. Универсальный характер такого понимания гуманистических ценностей, обусловлен их применимостью ко всем людям и социальным системам. Он делает возможным выход за рамки культурной относительности национальных, экономических или идеологических различий. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных общечеловеческих ценностей гуманизма национальным, а их взаимодополняемость и взаимообусловленность.
Результативность гуманизации личности подростков и процесса присвоения ценностей пространства духовно-нравственного воспитания его потенциальными субъектами зависит- от системности подготовительной работы, направленной на последовательное осмысление потенциальным субъектом гуманистических ценностей, его ценностного самоопределения и последующей активно-преобразующей деятельности на основе присвоенных ценностей. Для обозначения подготовительной работы мы используем понятие «педагогическая пропедевтика». Пропедевтика трактуется А.Н.Чудиновым, С.И. Ожеговым, Н.Ю. Шведовой как предварительная подготовка к чему-либо, например, к освоению каких-либо понятий, сведений; «опережающее воспитание», нацеленное на подготовку к жизненным ситуациям. Под педагогической пропедевтикой гуманизации личности подростка мы понимаем педагогическую деятельность или подготовительную работу педагога, нацеленную на последовательное осмысление и согласование подростками и педагогами гуманистических ценностей (со-бытийная встреча обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение в ситуации выбора) в условиях ежедневного со-бытия. Принимая во внимание, что духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как педагогически организованный процесс развития обучающихся, обеспечивающий саморазвитие и самореализацию учащихся на основе присвоенных гуманистических ценностей (А.Я. Данилюк,
11
A.M. Кондаков, B.A. Тишков, P.H. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова и др.), а необходимым инструментарием воспитательной деятельности, объединяющим цель и объект воспитания, являются «средства воспитания», педагогическую пропедевтику гуманизации личности подростков, направленную на последовательное осмысление и согласование подростками и педагогами гуманистических ценностей, можно рассматривать как средство духовно-нравственного воспитания.
Во втором параграфе «Методологические подходы к исследованию педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков в системе духовно-нравственного воспитания» обоснован выбор методологических подходов, адекватных основной категории исследования, с целью выявления основополагающих идей, принципов, форм и методов пропедевтики гуманизации личности подростков.
Многоаспектность исследуемого феномена требует многостороннего рассмотрения, в основе которого лежит комплекс взаимодополняющих друг друга подходов. В качестве ведущих методологических подходов к построению системы пропедевтики предложены аксиологический, событийный и субъектно-деятельностный подходы.
Событийный подход. Исходным для настоящего исследования является положение о том, что со-бытие взрослого и ребёнка как сущность гуманистического воспитания «встречается» с событием как сущностью пространства. Методы воспитания в контексте событийного подхода предстают как способы со-бытия воспитателя и воспитанника, в процессе которого происходит со-трансформация - одновременное взаимное изменение субъектов воспитательного процесса. Педагогическое событие возможно, если взрослый открыт к общению с учеником, а ученик свободен в отношениях со взрослым. В этом отличие педагогического события от педагогических ситуаций. Событие рассматривается в качестве основной единицы взаимодействия, в основании которого лежит совместная смыслотворческая деятельность как основное условие понимания и присвоения подростками и педагогами гуманистических ценностей.
Аксиологический подход рассматривает человека как носителя ценностей (высшую ценность), как субъекта, способного к организации своей деятельности на основе духовно-нравственных идеалов, моральных установок и норм; рассматривает процесс присвоения ценностей как ключевую идею гуманизации личности и системы духовно-нравственного воспитания школьников; позволяет представить воспитательное взаимодействие как обмен ценностями и смыслами между педагогом и подростком.
Субъектно-деятельностный подход является определяющим для проектирования образовательной деятельности, соответствующей ФГОС 00. Присвоение подростком ценностей происходит через его собственную деятельность (А.Н. Леонтьев), направленную на осмысление (придание смыслов) опыта переживания ценностей, ориентированных на благо Другого, отличающуюся невидимым продуктом (отношение, чувство, мотив, цель), оказывающим положительное влияние на результативность процесса духовно-нравственного развития подростков; педагогически организованное сотрудничество с педагогами, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
В третьем параграфе «Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков как самостоятельный этап создания пространства духовно-нрав-
12
ствеииого воспитания посредством трансформации смыслового поля в?анмо-денствня педагоюв и подростков» рассмотрены теоретические основания и перспективы создания смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков как средства педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков.
Понимание гуманизации личности подростка как результата формирования ценностного отношения личности к окружающей среде, людям, себе, выражающегося в осознании и присвоении гуманистических ценностей и переживании их как потребностей, которые мотивируют поведение и определяют поступки подростка как субъекта духовно-нравственного развития, позволяет охарактеризовать сущностное проявление гуманизации как ценностно-смысловую самоорганизацию действий, приводящую к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности Оно позволяет подростку выступать в роли субъекта пространства духовно-нравственного воспитания. Под пространством духовно-нравственного воспитания мы понимаем сеть педагогических событий, способствующих взаимодействию подростков и педагогов на основе единых ценностей с образованием полисубъекта, что является характеристикой пространства воспитания и свидетельствует о присвоении единых ценностей пространства или гуманизации личности индивидуальных субъектов в условиях их ежедневного совместного со-бытия. Предпосылкой появления субъектносги подростков и педагогов, приводящей к изменению себя и окружающей действительности, является присвоение ценностей на эмоциональном, смысловом и поведенческом уровне (К.А.Абульханова-Славская, Е.Ю.Артемьева, Д.А.Леонтьев, Е.Ф.Ященко). Таким образом, предпосылкой к включению подростка в пространство духовно-нравственного воспитания в качестве субъекта будет присвоение гуманистических ценностей как результат педагогической пропедевтики.
Присвоение ценностей, ценностное самоопределение происходит в процессе взаимодействия взрослого и ребенка. Возможность эффективного взаимодействия появляется в том случае, если наличествует понимание, принятие ценностей другого человека. В современной отечественной педагогике утверждается понимание того, что только ценностно-смысловое, событийное взаимодействие педагога и подростка создают предпосылки для освоения ценностей. Рассмотрение ценностно-смыслового взаимодействия как средства содействия приобщению подростков к гуманистическим ценностям, основывается на утверждении Л.С. Выготского об особом, находящемся между людьми, но никому не принадлежащем пространстве развёртывания психических явлений, когда главным источником развития ребенка, появления новообразований, касающихся интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, является «социальная ситуация развития», которая понимается как своеобразное и неповторимое отношение между ребёнком и педагогом, ребенком и средой. При этом происходит смена направленности воспитательной деятельности педагога - с преобразования личности ребёнка на преобразование сферы между взрослым и ребёнком в целях развития личности ребёнка Эта сфера «между» может быть определена как «ценностно-смысловое взаимодействие педагога и подростка». Ценностно-смысловое взаимодействие между педагогом и подростком, подростком и сверстниками отвечает характерной особенности подросткового возраста, заключающейся в потребности в нефор-
13
малыгом, нерегламентированном общении с ровесниками и взрослыми.
Основанием для возникновения ценностно-смыслового взаимодействия является событие, которое мы рассматриваем как единицу воспитательного процесса, имеющую различные уровни (со-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение), способствующую развитию субъектности в ходе, возникновения, преобразования и смены одних форм, единства, со-бытия другими, более сложными, и отличающуюся диалоговым характером. Анализ дефиниции «событие» позволил установить следующий сущностные характеристики: связь со смысловой сферой, диалогичный характер, наличие определенного пространства взаимодействия образованного смысловыми связями и отношениями. Функцией события является развитие су&ьектности его участников (В.И. Слободчиков); освоение пространства неизвестного - не лежащего в опыте или неосмысленного опыта сопровождения человека в пространстве гуманистических ценностей, «их проживания и переживания, пропускания через себя» (А.И. Шевелева, Л.В. Кобзева, Е.А. Клымчук).
Раскрытие специфики ценностно-смыслового взаимодействия подростков и педагогов через личностно-значимые события позволяет представить это взаимодействие как процесс создания смыслового поля взаимодействия педагогов и школьников, где между ними происходит обмен ценностями и смыслами. В структуре этого поля наличествуют события различного уровня, которые способствуют присвоению подростками гуманистических ценностей и развитию субъектности подростка через создание импульса для глубинных изменений в ценностно-смысловых сферах, рефлексию имеющегося и обретение нового опыта.
Таким образом, педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков посредством формирования смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков является самостоятельным, необходимым этапом развития пространства духовно-нравственного воспитания и представляет собой процесс создания событий различных уровней Ссо-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение), способствующих присвоению гуманистических ценностей на эмоциональном (со-переживание), смысловом (обмен смыслами, ценностное самоопределение в ситуации выбора) поведенческом уровнях (со-действие), приводящих к присвоению гуманистических ценностей, создающих предпосылки для развития субъектности подростков и участия их в построении пространства духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей единого полисубьекта и самого пространства
Вторая глава «Модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков в пространстве духовно-нравственного воспитания» включает два параграфа.
В первом параграфе: «Структура модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков» раскрывается структура и содержание динамического, процессуально-операционного и аналитико-результативного блоков модели.
Концепция построение модели опирается на положение гегелевской логики о природе явлений. Согласно Гегелю в любом процессе наличествуют три составляющие: цель, результат и средства. Целью педагогической пропедевтики гуманизации личности подростка является развитие ценностных отношений подростка к окру-
14
жающей среде, людям, себе на основе гуманистических ценностей. Результат пропедевтики соотносится с осознанием и переживанием гуманистических ценностей как потребностей, которые мотивируют поведение, поступки подростка. Средство является промежуточным звеном между целью и результатом. В качестве основного средства пропедевтики гуманизации личности учащихся мы рассматриваем создание смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков. Смысловое поле трактуется как поле взаимодействия педагогов и школьников в процессе создания событий различных уровней (со-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение), способствующих присвоению гуманистических ценностей на эмоциональном, смысловом и поведенческом уровне. Процесс создания смыслового поля имеет свои динамические характеристики, которые нашли отражение в структуре пропедевтической модели.
Представленная модель характеризуется событийной направленностью, целостностью, иерархичностью сопряжения воспитательных событий, что позволяет фиксировать динамику развития ценностно-смыслового взаимодействия педагогов и подростков. Компонентами модели являются следующие блоки: цель, разделяемая участниками процесса ее создания; принципы ценностно-смыслового взаимодействия (целевой блок), события различного уровня (динамический блок), диалоговый режим создания и функционирования, процессуально-операционное обеспечение (процессуально-операционный блок), наличие результативно-аналитического аппарата (анали-тико-результативный блок). Рисунок 1 раскрывает структуру модели.
Целевой блок пропедевтической модели предполагает выделение цели и принципов ценностно-смыслового взаимодействия в процессе создания смыслового поля. Целью создания указанной модели является пропедевтика гуманизации личности подростков, направленная на последовательное осмысление и присвоение гуманистических ценностей посредством создания смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков, способного трансформироваться в пространство духовно-нравственного воспитания. Специфика исследования позволила выявить группу принципов, соблюдение которых может способствовать достижению цели пропедевтической модели, придать педагогическому взаимодействию закономерный, непротиворечивый характер: принцип единства и непротиворечивости воспитательного процесса; онтологический принцип, принцип событийности, принцип диалогизма, принцип ориентации на ценностные отношения, принцип ориентации на осмысление действительности, принцип обязательной рефлексивности организуемой деятельности.
Динамический блок представлен в виде последовательности, деятельностных компонентов: событийная встреча - обмен смыслами — со-действие по реализации духовно-нравственных ценностей в реальной жизнедеятельности - ценностное самоопределение в ситуациях ценностного выбора.
Процессуально-операционный блок раскрывает методы ценностно-смыслового взаимодействия, адекватные выделенным, компонентам. В соответствии с направленностью на реализацию того или иного этапа в исследовании выделяются четыре группы методов-, эмоционально-ценностная, диалогово-смысловая, практико-ориентированная и рефлексивно-оценочная (табл.1). Функцию определения результа-
тивности_педаго гаческой_модели_выгюлняет
/■" . . . ..............• .........
Отсроченный результат педагогической пропедевтики гуманизации личности \ _ п.°дррстков_
I' ■ __.------------------._____^ ■
1 Пространство духовно-нравственного воспитания
Субъект - субъектное взаимодействие
Среда ежедневного бытия подростков Ценностно-смысловая сфера подростков
пропедевтика гуманизации личности подростков посредством создания смыслового поля
взаимодействия педагогов и подростков, способного трансформироваться в простран-
Среда ежедневного бытия педагога Ценностно-смысловая сфера педагога
Педагогическая пропедевтика гуманизации личности подросткам
Рис. 1 Модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков
16
Построение модели педагогической пропедевтики позволило решить триединую задачу: синтезировать теоретический материал, интегрировать динамические, опе-рационно-процессуальные и аналитико-результативные -характеристики пропедевтики гуманизации личности подростков, задать алгоритм опытно-экспериментальной работы.
Таблица 1. Процессуально-операционное обеспечение пропедевтики гуманизации личности подростков
Деятельностный компонент Группа методов Используемые методы
1 событийная встреча эмоционально-ценностная просмотр и обсуждение кинофильма, диагностика эмоционального самочувствия
2 обмен смыслами диалогово-смысловая мотивационный диалог, смыслотворче-ский диалог, дискуссия, мини-сочинение, рефлексивный диалог, анализ противоречивых высказываний, незаконченное предложение, сочинение-реквием
3 со - действие практико-ориентированная мотивационная беседа, проектная технология (проект волонтерской помощи), этическая мастерская, метод встречи, коллективная творческая деятельность
4 ценностное самоопределение рефлексивно-оценочная социально-ориентированная игра, решение нравственных дилемм и создание ситуаций, предполагающих возможность нерегламентированной помощи
Во втором параграфе «Научно-методическое обеспечение реализации модели педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков» представлен анализ документации образовательной организации по созданию системы духовно-нравственного воспитания; обоснован отбор методик констатирующего эксперимента; представлены и интерпретированы полученные диагностические данные; раскрыта специфика реализации предложенной модели в экспериментальном образовательном учреждении.
Экспериментальную базу констатирующего эксперимента составили: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 им. Л.И. Малякова», Псковский государственный университет, методическое объединение педагогов Псковского района по проблеме духовно-нравственного развития школьников. Исследованием было охвачено 100 учащихся седьмых и восьмых классов, 20 педагогов общеобразовательных учреждений г. Пскова и Псковского района Диагностическая работа проводилась с учащимися 7-8 классов средней общеобразовательной школы № 24 (100 человек). На основе принадлежности учащихся к классным коллективам они были поделены на 2 равные группы по 50 человек (Группы №1 и №2).
Показателем гуманизации личности подростков на этапе пропедевтики является уровень присвоения гуманистических ценностей. Диагностика уровня присвоения ценностей выполнялась по эмоционально-аксиологическому, рефлексивно-смыслово-
му и мотивационно-деятельностному критериям. Для определения уровня присвоения гуманистических ценностей по эмоционально-аксиологическому критерию использовался опросник эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова; по рефлексивно-смысловому критерию - проективная методика Е.В. Селезневой «Незаконченные предложения»; по мотивационно-деятельностному критерию - методика работы с ОП-сагс1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у учащихся общеобразовательной школы преобладают формальный и ситуативный уровни присвоения гуманистических ценностей.
Анализ Программы развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 им. Л.И. Малякова» г. Пскова в 2011-2016 гг. позволил сделать вывод о целесообразности реализации пропедевтической модели в данной образовательной организации.
Алгоритм формирующего эксперимента был заложен в разработанную в ходе исследования модель. Динамическим основанием реализации модели выступила последовательность событий различного уровня (событийная встреча - обмен смыслами - содействие по реализации духовно-нравственных ценностей в реальной жизнедеятельности - ценностное самоопределение в ситуациях ценностного выбора).
Цель создания событий первого уровня (событийная встреча) - формирование предпосылок для объединения среды ежедневного бытия подростка и педагога В реальной воспитательной практике можно констатировать имеющуюся несогласованность, взаимоотдаленность ценностно-смысловых сфер подростка и педагога В этих условиях ценностно-смысловое взаимодействие, являющееся основой передачи гуманистических ценностей, затруднено. Событийная встреча позволяет связать педагога, подростка и ситуацию в единое целое. Специфику событийной встречи составляет ее эмоциональный характер. В основе встречи - эмоционально значимое событие. Это соответствует психологической особенности подросткового возраста: потребности в событиях, способных вызвать сильные эмоциональные переживания. Отличительной особенностью событийной встречи является ее целостный характер, так как она оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение подростка Основными методами, используемыми для достижения поставленной цели, стали «просмотр и обсуждение кинофильма», «проектирование эмоционального самочувствия». Их использование позволяло предъявить ценности учащимся в доступной и адекватной возрастным особенностям форме; создавало ситуации эмоционального принятия или отвержения той или иной модели поведения; содействовало приближению воспитательного события к конкретному бытию ребенка Увиденное и лично пережитое оказывало более интенсивное воздействие на ценностно-смысловую сферу, чем вербальная информация. Являясь инвариантом сообщения информации, эмоционально значимое событие предоставило богатый эмпирический материал, который использовался на последующих этапах создания смыслового поля для его осмысления и интерпретации.
Событийная встреча, происходящая в контексте эмоционально-значимого события, создает возможности для ценностно-смыслового диалога подростка и педагога, следующего этапа создания смыслового поля. В основе этого этапа — события второго уровня. В ходе событийного взаимодействия происходят обмен смыслами и развитие ценностно-смысловой сферы человека Осмысление ценностей - это диалог с
18
собой, другим, культурой. Для диалога свойственен поиск смысла ценностей, опирающийся на многогранную палитру переживаний. Методы, используемые при создании событий второго уровня, носили диалоговый характер и отличались разнообразием приемов смыслотворческой деятельности: «мотивационный диалог»; «смысло-творческий диалог»; «дискуссия»; «мини-сочинение»; «рефлексивный диалог»; «незаконченное предложение»; «сочинение-реквием». Их использование позволило стимулировать интерес к проблеме; запускало активный поиск смыслов; способствовало внутреннему самоопределению относительно переживаемых ценностей, активизировало субъектную позицию учащихся; создавало условия для перевода полученного опыта во внутренний план, являлось диагностическим средством для выявления принимаемых ценностей. Наиболее продуктивными методами работы оказались те, которые включали в себя самостоятельную смыслотворческую деятельность учащихся (мини-сочинение; сочинение-реквием). Это способствовало более глубокому осмыслению ценностей, внутреннему самоопределению.
Следующий этап формирования смыслового поля - создание событий третьего уровня (со-действие по реализации гуманистических ценностей в реальной жизнедеятельности). Целесообразность создания ситуаций со-действия основывается на принципиальном положении субъектно-деятельносгного подхода о том, что присвоение ценности невозможно без ее практической реализации, в ходе которой происходит «срастание» мотивов и актов поведения. С этой целью использовались такие методы, как мотивационная беседа, проектная технология (проект волонтерской помощи), метод встречи, коллективная творческая деятельность. Данные методы объединяет осознанное включение школьников в деятельность, ориентированную на благо Другого, на основании переживаемых и осмысливаемых ценностей, направленность на развитие субъектной позиции учащихся. Выбор волонтерского направления был обусловлен его гуманистической аксиологической природой: ценностным основанием волонтерской работы является бескорыстная помощь и ориентация на благо Другого. В ходе создания событий третьего уровня учащиеся оказывали волонтерскую помощь воспитанникам Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, «Детской Деревне-808 Псков». Результативность данного этапа можно оценить по количеству добровольных участников событийных мероприятий. Этот результат был интерпретирован нами как появление у учащихся реальной готовности к служению на благо людям. Большинство учащихся отметили, что они стали по-другому смотреть на мир, появилось деятельное желание помочь нуждающимся. Многие волонтеры отмечали, что волонтерская деятельность придает им силы, дает энергию, помогает чувствовать себя нужным.
Формирование смыслового поля завершается созданием событий четвертого уровня (ценностное самоопределение в ситуациях ценностного выбора). Способность совершать выбор определяется способностью человека определяться в смыслах жизнедеятельности, поведения, собственной жизни (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.В. Зайцев). Л.М. Лузина рассматривает ситуацию выбора как средство возрастания меры субъектности. Основными методами, используемыми на этом этапе создания
19
смыслового поля взаимодействия, стали - «решение нравственных дилемм» и «создание ситуаций возможности нерегламентированной помощи».
Экспериментальная работа сопровождалась психолого-педагогической диагностикой, основанной на количественном оценивании результатов анкетирования, тестирования, педагогической интерпретации итогов включенного наблюдения (носитель-педагогический дневник), интервью с педагогами и учащимися (аудионоситель); продуктов творческой деятельности (мини-сочинения).
Заключительный этап исследования - выявление динамики уровня присвоения гуманистических ценностей подростками в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные были подвергнуты анализу по эмоционально-аксиологическому, рефлексивно-смысловому, мотивационно-деятельностному критериям. Результаты свидетельствуют о выраженной положительной тенденции, наблюдающейся у учащихся экспериментальной группы (рис.2).
120%
/ у
100%
80% / у /
60% /
__
/
40% - /
/
20% -
0% У
ШШ Ш
В
Ш. ,' Ш
ЩфщЩк я
■¡■Р тт
й субъектный уровень § ситуативный уровень з формальный уровень
Рис 2. Сопоставление динамики присвоения гуманистических ценностей в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий и контрольный
этапы эксперимента)
Количество учащихся, отнесенных к формальному уровню присвоения гуманистических ценностей, снизилось на 26,5%. Более половины учащихся экспериментальной группы относятся к субъектному уровню присвоения гуманистических ценностей (на 40% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента). Анализ результатов контрольной группы свидетельствует о незначительной положительной тенденции. Снизилось количество учащихся, отнесенных к формальному уровню (на 20%). Однако одновременно произошло снижение количества учащихся, отнесенных к субъектному уровню присвоения гуманистических ценностей (на 11,7%). Большинство учащихся контрольной группы относятся к ситуативному уровню (66,6%). Полученные в ходе исследования экспериментальной группы данные были интерпретированы нами как эффект - следствие взаимодействия учащихся и педагогов в смысловом поле и показатель присвоения гуманистических ценностей на эмоциональ-
20
ном, смысловом и поведенческом уровне, а именно - появление потребности в духовно-нравственном развитии. Указанная потребность создает предпосылки для субъектной активно-преобразующей деятельности по созданию пространства духовно-нравственного воспитания.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы по результатам выполнения поставленных задач:
- педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков является педагогическим феноменом, представляющим собой педагогическую деятельность, нацеленную на последовательное осмысление и согласование подростками и педагогами гуманистических ценностей (со-бытийная встреча, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение в ситуации выбора), что позволяет отнести ее к средствам духовно-нравственного воспитания;
- рассмотрение пропедевтики гуманизации личности подростков с позиции событийного, аксиологического, субъектно-деятельносгного подходов создает непротиворечивые методологические основания исследования и позволяет рассматривать событийное взаимодействие по освоению гуманистических ценностей в качестве условия развития субъектности подростка в формирующемся пространстве духовно-нравственного воспитания;
- основным средством педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков является создание смыслового поля, предполагающего последовательное осмысление гуманистических ценностей (со-бытийная встреча обмен смыслами, содействие, ценностное самоопределение) в ходе событийного взаимодействия подростков и педагогов;
- модель педагогической пропедевтики гуманизации личности подростков состоит из целевого, динамического, процессуально-операционного, аналитико-результа-тивного блоков; характеризуется событийной направленностью, целостностью, иерархичностью сопряжения воспитательных событий, что позволяет фиксировать динамику развития ценностно-смыслового взаимодействия педагогов и подростков в смысловом поле;
- появление у подростков потребности в духовно-нравственном развитии является эффектом реализации пропедевтической модели, обусловленным ее основным результатом - присвоением подростками гуманистических ценностей на эмоциональном, смысловом и поведенческом уровне и образованием на их основе полисубъекта пространства духовно-нравственного воспитания;
- установлена взаимосвязь понятий: «педагогическая гуманизация личности подростков», «пространство духовно-нравственного воспитания», «смысловое поле взаимодействия подростков и педагогов», «субъектность», «потребность в духовно-нравственном развитии», которая заключается в том, что педагогическая пропедевтика гуманизации личности подростков может рассматриваться как педагогический феномен, выступающий средством духовно-нравственного воспитания, нацеленный на поэтапное осмысление и согласование подростками и педагогами гуманистических ценностей в смысловом поле их взаимодействия. Пропедевтическая модель определяет условия последующего включения подростка в формирующееся пространство духовно-нравственного воспитания в качестве его индивидуального субъекта. Взаимо-
21
действие индивидуальных субъектов на основе единых ценностей пространства с образованием полисубъекта свидетельствует о гуманизации личности каждого субъекта и сопровождается появлением у подростков потребности в духовно-нравственном развитии.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
I. Статьи в научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ:
1. Германова, Е.А. Стимулирование учащихся к духовному саморазвитию / Е.А. Германова//Воспитание школьников. - 2012. -№3. - С.167-171.
2. Германова, Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания / Е.А. Германова// Воспитание школьников.-2013.-№7- С.24-28.
3. Германова, Е. А. Актуализация потребности в духовном саморазвитии как значимый компонент духовно-нравственного воспитания / Е.А. Германова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №5 (18) [Электронный ресурс]. - М., 2013. -Режим доступа: http://naukovcdenie.ni/sbornik6/4.pdf, свободный - Загл. с экрана
4. Германова, Е.А. Создание смыслового поля взаимодействия педагога и учащихся как средства пропедевтики гуманизации личности подростков / Е.А. Германова //Человеки образование.— 2014. - N»4.-С.17-23.
И. Статьи, опубликованные в других изданиях:
5. Германова, Е.А. К вопросу об организации духовно-нравственного развития и воспитания / Е.А. Германова // Психологические технологии в решении социальных проблем региона: межвуз. сб. науч. ст. /под общ. ред. к.п.н. P.P. Калининой; ПГПУ. -Псков: ПГПУ, 2009. - С.5-6.
6. Германова, Е.А. Онтологический характер потребности учащихся в духовном саморазвитии / Е.А. Германова // Молодежь - науке: материалы 55-й науч. конф. студентов и аспирантов «Актуальные проблемы современного образования». - Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010. - С.4-6.
7. Германова Е.А. Не хлебом единым жив человек / Е.А. Германова // Человек, включенный в образовательный процесс. - Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010. — С. 45-49.
8. Германова, Е.А. Духовное развитие учащихся как основа воспитательной деятельности педагога / Е.А. Германова // Воспитание подрастающего поколения на традициях православной культуры: проблемы, опыт, перспективы: материалы областной научно-практической конференции 28-29 октября 2010 г. в 2-х частях. - 4.1. - Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010. -С.28-30.
9. Германова Е.А. Диалогичность как интегральная характеристика саморазвития субъектов педагогического процесса / Е.А. Германова // Основы разработки диалоговых технологий в образовании. - Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010. - С.60-64.
10. Германова, Е.А. Духовное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор нравственного воспитания / Е.А. Германова // Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. Интернет-конф. / под общ. ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т,- Саранск, 2011- С.45-48.
11. Германова, Е.А. Воспитание у учащихся потребности в духовном самосовершенствовании / Е.А. Германова // Молодежь - науке: материалы 56-й науч. конф. студентов и аспирантов ПГПУ. - Т 11. Вып. 3. - Псков: ПГПУ, 2011. - С.6-9.
12. Германова Е.А. Изучение подвига Александра Невского как фактор духовного саморазвития / Е.А. Германова // Александр Невский на страже Отечества: 770-летие Ледового побоища: сб. материалов III Междунар. Александро-Невских чтений.
- Псков: Логос Плюс, 2012. - С.267-270.
13. Германова, Е.А.. Содействие повышению значимости ценности благотворительности и социального служения у современных школьников / Е.А. Германова // Деятельность молодежи в социальном служении: материалы Всерос. науч.- практ. конф., посвящ. празднованию 10-летия Межвуз. ассоц. духовно-нравственного просвещения «Покров», Санкт-Петербург, 14 нояб. 2012 г. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. -С.32-37.
14. Германова, Е.А. Педагогическое стимулирование актуализации потребности учащихся в духовном саморазвитии / Е.А. Германова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова [Электронный ресурс]
- М.: МАКС Пресс, 2013,- 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем, требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader.
15. Германова, Е.А. Исследование уровня духовно-нравственного развития учащихся / Е.А. Германова // Образование для устойчивого развития в поликультурном пространстве региона: материалы Междунар. науч.-метод. конф., 18-19 апр. 2013 г. [Пятые Лозинские чтения]: в 2 ч. -Псков: ПсковГУ, 2013. -Ч.1.- С. 71-75.
16. Германова, Е.А. Педагогическое содействие накоплению осмысленного опыта переживания духовных ценностей как фактор духовно-нравственного воспитания // Теологическое образование: проблемы и перспективы развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. Свято-Тихоновской конф. - Псков: ПсковГУ, 2014. - С. 38-43.
17. Германова Е.А. Становление потребности учащихся в духовно-нравственном развитии как актуальное направление воспитательной деятельности / Е.А. Германова // Психологические основы и инновации в педагогической деятельности: сб. науч.-метод. тр. / под ред. А.Н. Николаева; ПсковГУ. - Псков: ПсковГУ, 2014,- Вып. 1. -
С. 140-144.
18. Германова, Е.А. Современные тенденции образовательной политики РФ в сфере духовно-нравственного воспитания / Е.А. Германова, O.E. Германова // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 31 oía. 2014 г.: в 17 ч. - Тамбов: Юком, 2014.-Ч. 17. - С. 26-28.
Подписано в печать 19. 01. 2015 Формат 60/90 Гарнитура Тайме. Усл.- печ.л. 1,4 л. Тираж 150 экз. Заказ № 127
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д.2 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования» http://www.iporao.ru, ipo@iporao.ru