Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические идеи русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Болкунова, Елена Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические идеи русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические идеи русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков"

На правах рукописи

БОЛКУНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СЕРЕДИНЫ ХVШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Карачаевск 2004

Работа выполнена на кафедре общей и дошкольной педагогики Ставропольского государственного педагогического института

Научные руководители: - доктор педагогических наук,

профессор В.В. Колпачёв

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

Защита диссертации состоится «8» мая 2004 года в 12 часов на заседании диссертационного совета К 212.086.01 по защите диссертаций на соискании ученой степени кандидата педагогических наук при Карачаево-Черкесском педагогическом университете по адресу:

369202, КЧР, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карачаево-Черкесского педагогического университета по адресу: 369202, КЧР, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29.

Автореферат разослан «8 » апреля 2004 г.

профессор Б.А. Тахохов; кандидат педагогических наук, доцент А.А. Узденова

Ведущая организация: - Ростовский государственный

педагогический университет

Ученый секретарь

Общая характеристика работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. В трудные для общества периоды передовые умы всегда обращались к опыту предшественников, позволяющему в своем прошлом найти ответы на актуальные для сегодняшнего дня вопросы, осмыслить современность с позиций истории. «Педагогу, - писал еще в 1867 году А. Громачевский, - необходимо и интересно взглянуть на исторический ход воспитания и прислушаться к мудрому, поучительному голосу истории».

Поиск сохранивших свою актуальность положений педагогики прошлого чрезвычайно значим в условиях утраты молодежью в силу известных событий долгие годы казавшихся незыблемыми нравственных приоритетов. Как никогда остро стоит задача возрождения ранее эффективной воспитательной системы, ведущим звеном которой призвана стать школа, а содержательным основанием - присущий нашему народу гуманизм. Осуществляя такой поиск, важно помнить, что механический перенос ранее действенных педагогических приемов вряд ли даст ожидаемый эффект, что позитивные результаты можно получить, только учитывая условия деятельности современной школы и ведущие тенденции в развитии мировой и отечественной педагогической мысли.

Время навязывания определенных содержательных идей, чем нередко грешили дореволюционная и советская школы, безвозвратно ушло в прошлое. Однако открытость современного российского общества, доступность информации поставили перед педагогами серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с переосмыслением технологий педагогического воздействия. Необходим поиск форм и методов работы, использование которых способно естественным путем обеспечить должный воспитательный эффект. Иными словами, речь идет о придании обучению воспитывающего характера, о повышении воспитательной роли каждого учебного предмета, то есть о том, что наглядно демонстрировали в своей работе педагоги прошлого. Это обусловливает необходимость критического переосмысления педагогического опыта, изучения возможностей и условий его применения в наше время.

Значительный научный интерес представляет обращение к опыту воспитания на примерах литературных героев, выведенных в произведениях русских писателей. «Нет сомнения в той громадной пользе, в смысле эстетическом и нравственном, какую приносит детям чтение художественных произведений лучших писателей родной литературы, кои живыми образами, путем наслаждения, дают вместе с тем и много материала образовательного для знакомства с жизнью вообще, а также необходимую подготовку», - писал В.П. Острогорский более века назад.2 В современных условиях актуаль-

ность такого обращения определяется многими обстоятельствами. Во-первых, русская литература характеризуется ярко выраженной гуманистической направленностью, и реализация ее гуманистического потенциала в интересах решения воспитательных задач полностью согласуется с целями и принципами современного российского образования. Во-вторых, в условиях перенасыщенности информационного рынка низкопробными образцами так называемой «массовой культуры» требуется не просто голословное отвержение традиционно чуждых россиянам идей, а противопоставление этим идеям идеалов добра, справедливости, любви, то есть того, о чем на высоком уровне профессионализма писали русские писатели XVIII - первой половины XIX веков. В-третьих, нашу литературу отличает высочайший художественный уровень, а мастерски выписанные герои произведений были и остаются примерами для подражания. Очевидно, что и об утрате воспитательного потенциала русской классической литературой говорить не приходится, - речь должна идти о переосмыслении подходов его реализации в современных условиях и об использовании в этих целях опыта педагогов дореволюционной России. В-четвертых, показ описанной в художественных произведениях воспитательной практики является хорошим дополнением к учебникам истории педагогики и призван способствовать формированию целостных представлений о прошлом педагогического процесса.

Степень разработанности проблемы. Педагоги дореволюционной России рассматривали литературу как источник воспитательных идей, и проблемы выявления и реализации ее воспитательного потенциала являлись предметом научного интереса Ф.И. Буслаева, С.А. Венгерова, В.И. Водовозова, Н.С. Державина, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Д.Д. Семенова, М. Столярова, В.И. Стоюнина и других известных исследователей. Показу педагогических идей русских писателей были посвящены многочисленные журнальные публикации А. Алферова, И. Анненского, С. Ашевского, Н. Василькова, Ю. Веселовского, В.А. Воскресенского, А. Гладкого, Д. Годнева, К.' Ельниц-кова, И. Мелихинского, О. Миртова, А. Мощанского, А. Налимова, М. Николаева, Л. Седова, А. Суперанского, В. Чернышева, Н.В. Чехова и других авторов.

В советское и постсоветское время к указанной проблематике обращались в основном филологи, в работах которых педагогические проблемы отходили на второй план. Из педагогических исследований следует назвать диссертации А.И. Деревцева, Т.С. Буториной,- И.К. Матюша, Г.П. Молчановой, Л.А. Переваловой, П.М. Симиновского, Д.Ф. Тарасова, И.В. Чувашова и некоторых других авторов, посвященные отдельным писателям рассматриваемого периода.3 Историко-педагогические исследования обобщающего характера на

3 См.: Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII в. / Дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед наук. - Архангельск, 1990; Деревцев И.А. Педагогические идеи А.Н. Радищева / Автореф. ...канд. пед. наук. - М.. 1952; Матюш И.К. Педагогические взгляды Д.И. Фонвизина / Дисс... д-ра. пед. наук. - Б.М., 1957; Молчанова Г.НТПедагогические идеи А Н. Радищева / Дисс... канд. пед. наук. - М., 1954; Пе-ревалова Л Л. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова / Дисс... канд. пед. наук. -

диссертационном уровне не проводились. Отдельные статьи по проблеме периодически появлялись в юбилейных сборниках и материалах научно-практических конференций. Среди указанных источников новизной подходов к осмыслению проблемы выделяется работа Б. К. Тебиева, посвященная анализу педагогических взглядов А.С. Пушкина.4

Проведенные в Ставропольской государственной медицинской академии и школах Ставропольского края пилотажные исследования показали, что большинство студентов и школьников обладает лишь поверхностными знаниями в области русской классической литературы, что они не ориентируется в своем поведении на литературных героев, и что воспитательное влияние художественных произведений снижается по мере взросления учащихся. Крайне редко на литературные произведения опираются и преподаватели истории педагогики в работе со студентами.

Названные обстоятельства в совокупности с указанными в актуальности положениями позволили определить основное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в необходимости более полного использования содержащегося в отечественной литературе педагогического потенциала, а с другой - отсутствием комплексных исследований этого потенциала. Разрешение данного противоречия стало проблемой исследования, состоящей в осуществлении анализа педагогических идей русских писателей XVIII - первой половины XIX столетий и в обосновании возможностей повышения воспитательного влияния художественной литературы на современных школьников.

Объектом исследования явились произведения русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков, а предметом - содержащиеся в них педагогические идеи. Цель диссертационного исследования заключается в выявлении педагогических идей русских писателей указанного периода и в обосновании возможностей их реализации в современной образовательной практике.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы его задачи:

1. Выявить особенности русской литературы, обеспечивающие ее действенное влияние на формирование нравственных идеалов читателей..

2. Осуществить анализ содержащихся в литературе XVШ века педагогических идей.

3. Исследовать воспитательный потенциал литературы начала XIX столетия.

Львов, 1958; Симиновский П.М. Педагогические взгляды и деятельность В.А. Жуковского / Дисс... пед. наук. - М, 2000; Тарасов Д.Ф. Выдающийся просветитель и педагог дореформенной России В.Ф. Одоевский / Дисс... канд. пед. наук. - Б.М., 1963; Чувашов И.В. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей в России / Дисс... канд. пед. наук. - М., 1946 и др.

4 См.: Тебнев Б.К. Педагогические идеалы и школа пушкинской эпохи // Мое отечество. — 1999.-№1-4.

4. Проанализировать педагогические идеи русских писателей второй четверти XIX столетия, показать влияние этих идей на формирование самосознания русского общества.

5. Теоретически обосновать условия повышения воздействия литературных произведений на современных школьников.

Методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный, аксиологический и культурологический подходы; философские принципы: всеобщей связи развития, детерминизма, общенаучные принципы: системности, объективности, всесторонности рассмотрения процессов и явлений; принципы истории педагогики: историзм, научность и преемственность.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы! исследования: методы конкретно-исторического, генетического и сравнительного анализов, методы обобщения и систематизации, метод синтеза, позволяющие в совокупности получить представление о генезисе педагогических идей в литературе XVIII - первой половины XIX веков, выявить воспитательный потенциал художественных произведений, исследовать отношение современных школьников к классической литературе.

Исследование проводилось в четыре основные этапа с 1998 по 2004 годы.

Первый этап - предварительный (1998 - 1999 гг.) включал в себя теоретическое осмысление проблемы и анализ реализации воспитательного потенциала русской классической литературы в общеобразовательных школах г. Ставрополя и Ставропольского края, в целях чего были проведены пилотажные исследования свыше 700 учащихся четырех общеобразовательных школ. В последнем случае основными методами исследования являлись беседы со школьниками и учителями, анализ успеваемости по литературе и хода уроков, наблюдение.

Второй этап - начальный (2000 - 2001 гг.) заключался в формулировке проблемы исследования, определении его объекта и предмета, выдвижении цели и постановке задач, а также в аналитической работе с литературой по проблеме. На данном этапе были осуществлены источниковедческий и историографический анализы проблемы, в общей сложности обработаны, включая литературные произведения, свыше 300 источников. В 2001 г. были проведены пилотажные исследования среди 120 абитуриентов и студентов 1-х -2-х курсов Ставропольской государственной медицинской академии.

На третьем этапе исследования (2002 - март 2003 гг.) было осуществлено обобщение собранного материала; с помощью метода синтеза воссоздана общая картина генезиса воспитательных идей в произведениях русских писателей, выявлялись тенденции данного процесса.

На четвертом этапе (апрель 2003 — февраль 2004 г.) были уточнены основные теоретические положения работы и осуществлено ее оформление в диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем с позиций современной гуманистической педагогики осуществлен комплексный анализ содержащихся в произведениях русских писателей XVШ - первой половины

XIX веков воспитательных и образовательных идей; выявлены обеспечивающие воспитательное влияние отечественной литературы указанного периода черты; обоснованы условия реализации ее гуманистического потенциала в современной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научных представлений о воспитательных возможностях русской литературы

XVIII - первой половины XIX столетий; в возможности переосмысления на этой основе содержания и технологий современного литературного образования; во введении в научный оборот малоизвестных литературных и критических источников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем материалов в интересах усиления воспитательного влияния уроков литературы в школе; в его направленности на совершенствование курса «Методики преподавания литературы» в педагогических вузах и колледжах; в содержательном обогащении на этой основе других литературоведческих дисциплин и раздела «История педагогики».

Положения, выносимые на защиту:

1. Характерной чертой русской литературы XVШ - первой половины

XIX веков, обеспечивающей ее действенное влияние на читателя, являлась воспитательная направленность художественных произведений, проявляющаяся в гражданской позиции писателей, их стремлении ответить на самые злободневные вопросы современности, в желании привносить в общество прогрессивные идеи, в гуманизме, в уважении к прошлому своего народа, активное противоборство засилью иностранной культуры, борьба за настоящее образование дворянской молодежи.

2. Возникнув в сороковых годах XVIII века и поначалу строго следуя канонам классицизма, литература Нового времени уже к концу столетия обрела самобытный характер, вышла за пределы характерного для европейских стран просветительства, стала могучим средством воспитания читателя. Предпосылками такого превращения являлись: а) богатство воспитательных традиций народного эпоса, ставшего наряду с западноевропейской литературой базовым основанием первых художественных произведений; б) использование книги как средства воспитания входивших в состав империи народов; в) ограниченность средств массового воспитательного воздействия; г) присущая русскому читателю вера в печатное слово.

3. Превращению литературы в действенное средство воспитания способствовали: высокие литературные достоинства художественных произведений, разнообразие литературных направлений и жанров, постоянное совершенствование литературного языка, ярко выраженный психологизм.

4. В литературе отражались все происходящие в русском обществе события. Разочарование общества в идеях Просвещения и французской революции привело к усилению ее религиозно-нравственной направленности в начале XIX века; события Отечественной войны 1812 г. повлекли упрочение национально-патриотических начал; в годы николаевской реакции книга оставалась едва ли не единственным средством критики существующих порядков.

5. К концу второй четверти XIX века литература достигла вершин, и благодаря своим художественным достоинствам и росту образованности общества превратилась в действенное средство воспитания подрастающих поколений.

6. Усиление воспитательного влияния русской художественной литературы на современных школьников может быть достигнуто: а) пересмотром школьных программ в целях обеспечения соответствия изучаемых произведений особенностям возрастного восприятия; б) комплексированием преподавания литературы и истории в интересах формирования образных представлений о прошлом нашей Родины; в) развитием литературно-краеведческого направления в деятельности школы; г) разнообразием форм ознакомления школьников с художественными произведениями, широким использованием современных носителей информации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры общей и дошкольной педагогики Ставропольского государственного педагогического института, на заседании кафедры русского языка как иностранного Ставропольской государственной медицинской академии. По результатам исследования диссертант выступал с докладами на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Армавир, 2003), на Всероссийских научно-практических конференциях «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2003) и «Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии» (Ставрополь, 2003), на международной научной конференции «Этические проблемы развития современной цивилизации» ( Пенза, 2004). Отдельные рекомендации автора были использованы в практике преподавания литературы в Высоцкой средней школе Петровского района Ставропольского края и учтены при составлении учебных программ по педагогике в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Структура диссертации. Структура диссертации отражает логику научного поиска и результатов исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Основпое содержание работы

История русской педагогики и история художественной литературы -два взаимосвязанных процесса. «Вопросы воспитания и народного образования принадлежат к числу таких, которыми интересовались и всегда будут интересоваться величайшие умы человечества. В истории педагогики мы встречаем имена и величайших законодателей, политиков и величайших мыслителей древнего и нового мира. Не менее дороги были эти вопросы и для писате-

лей, которые, по выражению Пушкина, «всегда стояли впереди во всех набегах просвещения, на всех ступенях образованности», - писал М. Столяров.5

Возникнув как средство удовлетворения культурных потребностей общества на базе западноевропейских аналогов в сороковых годах XVШ столетия, наша художественная литература поначалу следовала как литературным, так и педагогическим традициям Запада, проявляющимся в приверженности идеям Просвещения, в преобладании гуманистических начал, в вере в возможность разумного переустройства общества путем привнесения его прогрессивных идей. В условиях России первоначально далекие от реальных проблем общества художественные произведения постепенно обретали национальные черты, усиливая свое воспитательное влияние на читателя.

Исторически становление отечественной литературы представляло собой процесс зарождения и развития в ней новых направлений и жанров. Каждое направление привносило в литературу не только новые литературные, но и свежие педагогические идеи; разнообразие жанров углубляло возможности воспитательного влияния книги на читателей, расширяло их социальный состав.

До сороковых годов XVIII века художественной литературы в России не существовало за исключением фольклорных произведений и немногочисленных исторических повестей, распространяемых, как правило, в рукописном виде. Русское общество довольствовалось церковными книгами, летописями, немногочисленными и главным образом переводными учебниками, да немногими научными трактатами. Отдельные художественные произведения попадали в страну из Европы, воспринявшей и начавшей развивать литературные традиции Древнего мира столетием раньше. Сложившиеся с европейскими странами культурные связи предопределили направленность наших ранних художественных произведений и выбор классицизма в качестве пионерского для русской литературы направления.

Филологи выделяют три периода в развитии русского классицизма.6 Первый из них связан с литературной деятельностью А. Кантемира, В.К. Тредиа-ковского, М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова в середине XVIII века. Русский классицизм второго периода представлен именами Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста, И.И. Хемницера и охватывает последнюю треть столетия. Отдельным канонам классицизма на рубеже XVIII — XIX веков следовали А.С. Шишков, А.С. Ширинский-Шихматов, А.Н. Гру-зинцев, Д.И. Хвостов, В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.

Представители раннего классицизма строго придерживались западноевропейских канонов, признавали незыблемость иерархического устройства природы и общества, и наделения каждого из членов общества соответствующими правами и обязанностями. «Высокие» жанры (эпические поэмы, трагедии, оды) изображали события и героев, на которых читатель должен

' Столяров М. Русские писатели и вопросы воспитания и народного образования // Р} сская школа. - 1904. - № 4. - С. 49.

6 Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., ] 986. - С. 5 - 9.

был смотреть снизу вверх. В «средних» жанрах (высоких комедиях, поэмах, эпистолах, сатирах) действовали равные по положению читателю персонажи. Героями «низких» жанров - низких комедий и басен - были простые люди или животные, чьи неразумные поступки были направлены на то, чтобы читатель сумел извлечь из них для себя уроки. Общими для всех жанров требованиями являлись ясность и логичность, обеспечивающие однозначность в толковании событий.

Родоначальником русского классицизма стал А.Д. Кантемир. Представляя сатирическое направление, Кантемир смело бичевал невежество, выступал за широкое развитие просвещения, за усиление в воспитании гуманистических начал. Кантемир желал видеть окружающее его дворянство образованным, высоконравственным, свободным от предрассудков. Не столько природа, сколько плохое воспитание, является, по мнению Кантемира, главной причиной человеческих пороков. Воспитанием могут быть ослаблены и даже подавлены отрицательные наследственные черты, если только его начинать тогда, «когда младенец чуть из утробы матери вышел».

Первостепенное значение писатель придавал нравственному воспитанию. «Насаждение добродетели, - говорил он, - есть главнейшее дело воспитания». Решение задач воспитания, по мнению Кантемира, должно осуществляться мягко, исподволь, потому что «ласковость больше в один час детей исправит, чем суровость в целый год», а строгость может вызвать отвращение к учению. Чтобы не порочить доброго имени, не нужно ругать детей в присутствии других людей, особенно слуг. Главным методом воспитания Кантемир считал пример и учил, что «пример наставления всякого сильнее: он и скотов следовать родителям учит». Особенно значим для ребенка пример поведения родителей в присутствии детей. Одним из первых в русской литературе Кантемир поднял вопрос о влиянии на формирование нравов ребенка его непосредственного окружения, потребовал осторожно относиться к выбору кормилицы, дядьки, домашней прислуги.

Воплощением общественных добродетелен предстают перед читателем литературные герои М.В. Ломоносова. Для его од характерным было совпадение личных интересов с государственными, высокий общественный пафос. Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого называл нравственность, любовь к науке, стремление к знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Развивая идею любви к Родине, он обращался к героической истории русского народа, говорил о пользе наук для процветания России, о необходимости трудиться для их развития.

Первым среди писателей Ломоносов подчеркнул значение образования в воспитании людей. «Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красот его наслаждение», - писал он.7 Занятия науками, по убеждению Ломоносова, способствовали очищению личности от нравственных изъянов, делали человека благо-

7 Ломоносов М В. Сб. статей и чатериатов в 8-ми тт. - Т. 2. - М -Л., 1940 -1983. - С. 351

роднее. Нравственное воспитание должно начинаться с раннего возраста, когда дети наиболее восприимчивы к воздействию взрослых и могут эффективно управляться «добрым воспитанием». Главным средством нравственного воспитания Ломоносов считал правильно организованное общение детей друг с другом, со взрослыми, «добрый пример» учителей. Он советовал ограждать молодежь от людей с нравственными пороками, у которых «учтивым» поступкам нельзя обучиться. Условия для создания здоровой нравственной атмосферы, по мнению Ломоносова, имелись в школе, обязанной приучать детей «к правильному образу мышления и добрым нравам».

Особую роль в воспитании Ломоносов отводил «словесным» наукам: грамматике, риторике, поэтике. По его мнению, «хотя природное знание языка много может, однако грамматика показывает путь доброй натуре».8 Следует подчеркнуть заслуги ученого в превращении литературы в средство воспитания: общепризнанным является его вклад в разработку научных основ литературной речи, в ее упрощение, в устранение чужеродных для русского языка и устаревших элементов.

В тесной связи с формированием нравственности рассматривал Ломоносов проблему трудового воспитания. Вопрос не стоял в отношении крестьянских детей — в деревне труд был неотъемлемым элементом их жизни и быта. Диаметрально противоположная картина наблюдалась в дворянских семьях. Ломоносов высмеивал в своих произведениях безделье и праздность, считал их существенными изъянами.

Крупнейшим представителем классицизма, воспитательные идеи которого оказали существенное влияние на русское общество, являлся А. П. Сумароков. «Отец русского театра», он вкладывал в уста своих героев идеи о чести, долге, любви к Отечеству и свободе. В его трагедиях читатели находили и прямые рекомендации воспитательного характера, а в комедиях и сатирах — беспощадную критику невежества. Сумароков советовал основать в стране училища, писал о необходимости иметь просвещенных учителей, доказывал, что «не можно никакие науки презирать», обличал нежелание русских дворян обучать своих детей.

«Рождение наше создание есть, а воспитание есть наше преображение из грубого и испорченного естества, из вредоносного себе и обществу, во благопристойное, исправленное, и себе и обществу полезное», - писал Сумароков, подчеркивая значение воспитания. Рассуждая о его пользе, он отмечал: «Потребно хорошее воспитание, дабы люди, и не коснувшиеся премудрости, и по единой привычке правильно рассуждали... Премудрым весь мир сделать нельзя, а благовоспитанным можно... Воспитание более власти над нами имеет, нежели сама премудрость».9 Отдавая приоритет формированию нравственности, поэт считал, что нравственное воспитание должно было дополняться воспитанием умственным, учением. «Воспитание в добродетели потребно без сомнения, - говорит он, - но оно может быть только преддверием ее; ибо

8 Ломоносов М.В. Сб. статей и материалов в 8-ми тг. - Т. 7. - М.-Л., 1940 -1983. - С. 436.

9 Сумароков А.П. Сочинения, - Т. II. - М„ 1878. - С. 264 - 266.

воспитание без поддерживания учением и честным собеседованием, слабо ко удержанию нас на пути истины».

В 70-х годах XVIII века в практику российского дворянства вошли образовательные поездки за границу. Беспорядочные, вверенные подчас случайным людям, путешествия не только формировали у дворянской молодежи пренебрежение к родным культуре и языку, но и приводили к развитию рабского подражания всему иностранному. Сумароков, как и большинство его современников, остро высмеивал «просвещенных» таким образом дворян. Так, в притче «Черепаха» высмеивается решившая отправиться в Париж черепаха, которая, готовясь к поездке, перестала употреблять русский язык, принялась «и врать, и бредить по-французски». В притче «Вояжер-плясун» писатель описывает возвращение из-за границы молодого человека, не приобретшего там никаких полезных знаний, а научившегося только плясать.

В жанре классицизма были написаны и художественные произведения Екатерины II. В педагогическом отношении интерес представляют комедии императрицы, а также составленные для внуков «нарочитые книжицы»: азбука, «Разговоры и рассказы», «Гражданское начальное учение», записки, «Выбранные российские пословицы» и сказки о царевиче Хлоре и о царевиче Февее. В комедиях Екатерина II критикует старинную систему воспитания женщины, обрекающую ее на круглое невежество («меньше девка знает, так меньше врет»), призывает дворян обучать своих дочерей. Наглядно представлены образы тогдашних «педагогов»: бывшего кучера француза, которого хотят заменить на бывшего скорохода («Госпожа Вестникова с семьей»), француженки Грибуж, научившей свою воспитанницу только «белиться, румяниться да волосы растрепать» и француза Роти, вынесшего свои знания и манеры из трактира, а также учителя Потачкина, при случае игравшего роль домашнего шута («Обманщик»).

Видным представителем сатирического направления в классицизме был Д. И. Фонвизин. В своих комедиях он нарисовал яркие картины семейного воспитания в столичных городах и в помещичьих усадьбах, высмеял педагогов-кучеров, недоучившихся семинаристов и полуграмотных солдат, в чьи руки невежественные родители вверяли будущее своих детей. Педагогические идеи Фонвизина наиболее ярко представлены в комедиях «Недоросль» и «Бригадир», героями которых писатель сделал представителей всех групп дворянства. Затрагивая сферы частной и общественной жизни, поднимая вопросы семейных отношений, он показал упадок нравов, развращенность семейного быта, той социальной среды, в которой воспитывалось молодое поколение. Фонвизин первым из русских писателей нарисовал обобщенную картину дворянского воспитания, и в этом видится главное педагогическое значение его творчества. В комедиях Фонвизина, писал Н.В. Гоголь, «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».10

10 Гоголь Н В. Собр. соч. в 7-ми тт. -Т. 6. - М„ 1967. - С. 397.

Глубокие педагогические идеи содержались в лирических произведениях Г.Р. Державина. С просвещением, с познанием, с трудом связывал поэт процветание Отечества, и сам много трудился для его блага. При его содействии был организован сбор средств и открыто главное и пять малых народных училищ в Тамбовской губернии. Державин в полной мере использовал свой талант писателя при составлении речей и призывов к дворянству о поддержке дела просвещения. Известен факт учительской деятельности поэта, открывшего у себя в доме театр, где вместе с представлениями и обучением танцам давал уроки грамоты и арифметики детям тамбовского дворянства.

Рубеж веков знаменовался также зарождением литературы революционно-просветительского плана, представленной «Путешествием из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Читатель впервые столкнулся с художественным отображением острых социально-педагогических проблем, получил возможность увидеть не отдельные негативные стороны действительности, а общество в его неприглядной обыденности. В произведениях Радищева содержалась не только критика существующих порядков; в них звучал призыв к воспитанию свободных в своих мыслях и поступках людей. «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», - писал Радищев. Он скорее согласится погибнуть, чем изменить интересам народа, «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству».11

Социально-педагогическая направленность литературных произведений стала доминирующей с началом нового столетия, бурные события которого принесли разочарование в идеях Просвещения и Французской революции, развенчали недавних кумиров дворянской молодежи, дали толчок к укреплению национальных начал в воспитании.

Заметной фигурой среди писателей нового времени был Н.М. Карамзин, вошедший в литературу как основоположник русского сентиментализма, первым обратившийся к внутреннему миру своих героев и заставивший читателя жить их жизнью. В отличие от классицистов, веривших в возможность разрешения социальных противоречий с помощью просвещения, сентименталисты считали, что не разум, а чувства, сострадание могут и должны спасти мир. В статье «Что нужно автору?» Н.М. Карамзин писал: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей». Благодаря Карамзину в нашей литературе возник новый герой, ценность которого определялась не сословной принадлежностью или ратными подвигами, а исключительно душевными достоинствами. Такой герой был понятен и близок читателю, и книга, ранее царствующая в светских салонах, облачилась «в домашний халат».

К числу писателей, глубоко интересовавшихся проблемами воспитания, принадлежал ВА Жуковский, названный В.Г. Белинским «литературным Колумбом Руси». Вслед за Карамзиным Жуковский обратился к сердцу читате-

" Радищев А.Н. Соч.-Т. И.-М.-Л., 1941.-С. 221

ля, считая, что чувство «умнее» разума. Он хотел видеть его не только искренним в чувствах, но и гуманным, прогрессивным человеком своего времени.

Первым из русских писателей Жуковский призвал коллег посвятить свое творчество простому народу и упрекал тех из них, кто не желал «жертвовать талантом своим такому кругу людей, которых одобрение не может быть удовлетворительно для авторского самолюбия». Он заранее приветствовал «человека с дарованием, который захочет посвятить несколько лет жизни своей единственно тому, чтобы языком простым и понятным проповедовать счастие в хижинах земледельца, в обителях нищеты и невежества, чтобы разбудить в простых и грубых сердцах благородные чувства».12

Видя в чтении средство просвещения людей «всяких состояний», В.А. Жуковский хотел, чтобы простой народ «по мере распространения понятий своих, более и более привязывался к своему жребию, научился понимать его преимущества, ими наслаждаться, или сносить несчастья, необходимо с ним соединенные». К числу важных для народа книг поэт относил катехизис морали, общие понятия о природе и ее законах, энциклопедии земледелия и ремесел, повести и сказки с народными героями, общие правила сохранения здоровья, стихотворения о природе.

Если просвещение простого народа В.А. Жуковский рассматривал в достаточно узких рамках, то образованию дворянства он считал необходимым придать энциклопедический характер. Поэт обращал внимание на важность знания истории, латинского и греческого языков. Необходимо, писал он, чтобы чтение сделалось одной из «важнейших и самых привлекательных обязанностей образованного человека», чтобы оно возвышало дух, озаряло ум, давало сердцу «свободу, благородство и смелость», привязывало бы его «ко всему доброму и прекрасному».

Жуковский вошел в русскую историю не только как поэт, но и как педагог, воспитатель будущего императора Александра II. «Цель воспитания вообще и учения в особенности, - писал он в составленном для цесаревича «Плане учения», - есть образование для добродетели. Учение образует для добродетели, знакомя питомца: 1) с тем, что окружает его, 2) с тем, что он есть, 3) с тем, что он должен, как существо нравственное, 4) с тем, для чего он предназначен, как существо бессмертное. В постепенном разрешении сих четырех вопросов заключается весь план учения».

По мысли В .А. Жуковского, обучение должно было носить развивающий и воспитывающий характер. Конечная цель воспитания — сделать человека «не ученым, а просвещенным. «Просвещение ... необходимо для частного человека, ибо каждый на своем месте должен знать, что делать и как поступать. Оно необходимо для народа, ибо народ просвещенный более привязан к закону, в котором заключается его благоденствие и безопасность. Оно необходимо для народоправителя, ибо оно одно дает способы властвовать благотворно», - отмечал он в «Плане».

12 Афанасьев В В. Жуковский. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1987. - С. 97.

XIX век знаменовался распространением сравнительно мало известного в России жанра - басни, воспитательное влияние которой на народные массы трудно переоценить. Ее возрождение было связано с творчеством И.А. Крылова, выпустившего в 1809 году книгу своих басен. Басни Н.И. Крылова - это образная энциклопедия нравственных норм и уроков. Они были понятны людям разного уровня образованности, отличались злободневностью, пользовались популярностью во всех слоях общества. Их изучали в деревенских школах, цитировали в народе, о них говорили в светских салонах. В образах зверей, птиц, деревьев, других персонажей всегда просматривались люди с их пороками и смешными чертами. Каждая из басен содержала мораль для читателя, учила действовать определенным образом.

В воспитательном плане интересны, прежде всего, басни, обличающие пороки людей. Так, основная идея басни «Ворона и лисица» состоит в показе расплаты персонажей, верящих льстивым словам и пустым похвалам. В басне «Кот и повар» смешным предстает человек, пытающийся воздействовать убеждением на вороватого кота тогда, когда того нужно наказывать. В басне «Ларчик» высмеиваются люди, изучающие науку ради науки и не умеющие применять полученные знания на практике и т.п. В баснях Крылова нашли отражение многие проблемы современного ему воспитания. Он образно говорит о роли родителей в воспитании детей («Дерево», «Кукушка и горлинка»), отстаивает идею национального («Воспитание льва») и сословного воспитания («Ворона»), критикует пустое времяпрепровождение («Муха и дорожные», «Пчела и муха») и т.п. Анализ содержащихся в баснях Крылова воспитательных идей свидетельствует о том, что они были взяты из реальной действительности. Крылов первым из русских писателей заговорил нормальным, а поэтому и понятным всем народным языком.

Во второй четверти XIX века в Россию пришло новое литературное направление - романтизм. У его истоков стояли В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков. Приверженцами романтизма были Д.В. Давыдов, И.И. Козлов, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, К.Ф. Рылеев и другие писатели. Решающее слово в судьбе нового литературного направления довелось сказать А.С. Пушкину, чья поэзия сыграла выдающуюся роль в превращении книги в могучее средство народного воспитания.

А.С. Пушкин не был профессиональным педагогом, но воспитательное значение его творчества значительно выше, чем чье-либо еще. Во-первых, А.С. Пушкин первым в России заявил о том, что поэт не служит обществу, а возвышается над ним, ведет за собой. Во-вторых, по-настоящему русский, А.С. Пушкин первым их отечественных писателей пробудил у людей глубокий интерес к своему быту, окружающей действительности, родной культуре, т.е. тем реалиям жизни, которые ускользали от взглядов его предшественников. В-третьих, заслужив право войти в число классиков мировой литературы, поэт заставил европейцев взглянуть на нас как на нацию, культура которой достойна уважения. Наконец, в-четвертых, нельзя не отметить художественно-эстетическое значение творчества А.С. Пушкина. Поэт не просто обратил внимание читателя на прекрасное вокруг нас, но и описал это

прекрасное так талантливо, как до него это не делал никто. Эстетика природы слилась с эстетикой его поэзии, и также как и раньше произведения Пушкина продолжают будить в читателях самые высокие чувства.

В отличие от Пушкина, оставившего богатейшее литературное наследие, его современник А.С. Грибоедов прославился одним произведением — трагикомедией «Горе от ума». В условиях, когда русская литература имела мало общего с реальной жизнью, его комедия была списана с дворянской действительности, что обеспечило ей успех. Писатель гениально изобразил трагическое положение «нового человека» в живущей старыми понятиями и предрассудками России, показал противоборство образованности и невежества. Главный герой комедии Чацкий предстает человеком, для которого мысль и дело, наука и жизнь составляют одно неразрывное целое. По - европейски образованный, верящий в силу науки и идеалы свободы, Чацкий оказывается в патриархальном московском обществе, где, по словам Грибоедова, нет никакого стремления к чему-нибудь хорошему, а в герое видят только «кандидата на статского советника». В такой атмосфере могли воспитываться только люди, для которых была преступной сама мысль «сметь свое суждение иметь», или легкомысленные великосветские барышни, смысл жизни которых ограничивался шляпками, французскими романами и балами.

Тема неприятия нормальным человеком современного ему общества была развита М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова оказала существенное влияние на формирование нравов своей эпохи. Любовью к Родине проникнуты его стихотворения «Родина» и «Мцыри», лучшие черты человека: бесстрашие, стремление к справедливости, способность постоять за свою честь воплощены в герое «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», вера в народные силы звучит в «Бородино». Боль всей России от утраты своего великого сына наряду с презрением к окружавшему его обществу сумел выразить Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Воспитательное значение его творчества определил В.О. Ключевский, отметивший, что «после старика Крылова, кажется, никто из русских поэтов не оставил после себя столько превосходных вещей, доступных воображению и сердцу учебного возрас-та».13

Если у Лермонтова критика общественных устоев не являлась доминирующей в творчестве, то у другого русского писателя - Н.В. Гоголя, сатирическое, и даже во многом натуралистическое описание действительности присутствовало в большинстве произведений. Описывая погрязшее во взяточничестве чиновничество в «Ревизоре», деградирующее дворянство в «Мертвых душах», тогдашних педагогов в «Страшном кабане» и в «Выборных местах из переписки с друзьями», Гоголь одновременно предстает перед читателем патриотом своей Родины, искренне радеющим за ее будущее. Филологи неоднократно отмечали роль его Тараса Бульбы в формировании пат-

13 Ключевский В О Исторические портреты - М : Правда, 1991. - С 427 - 428

риотических качеств юношества - национального героя, сражающегося за «честь лыцарскую», за веру, за Отчизну.

Сороковые годы XIX столетия знаменовались выходом в свет первых произведений А.И. Герцена, чья деятельность оказала громадное влияние на формирование самосознания всего русского общества. Главной задачей воспитания Герцен считал развитие индивидуальности, и эту мысль писатель последовательно проводил в своих художественных произведениях. Будучи приверженцем воспитательной системы Оуэна, он поддерживал идею английского философа о том, что «характер человека существенно определяется обстоятельствами», т.е. средой воспитания и воспитателем. «Но эти обстоятельства, - писал он, - общество может легко так устроить, чтобы они способствовали наилучшему развитию умственных и практических способностей, сохраняя при том все бесконечное разнообразие личностей и соображаясь с многоразличием физической и умственной натуры». Нагляден пример воспитания Бельтова из романа «Кто виноват?», который, по словам писателя, всем прекрасным в себе был обязан женевцу-воспитателю.

Герцен не признавал общего для всех времен и народов воспитания, каким в середине XIX столетия представлялось классическое образование. «Воспитание должно быть климатологическое для каждой эпохи, для каждой страны, еще более - для каждого сословия, а, может быть, и для каждой семьи должно быть свое воспитание», - писал он. Если государственная система воспитания способна искалечить целую нацию, то она же может стать действенным средством формирования народного сознания.

Сороковые годы XIX века знаменовались появлением произведений «натуральной школы», характеризующихся объективностью оценок и вводящих читателя в городские трущобы городов и русскую деревню, заставляющие задуматься его о своей роли в обществе. Произведения натуральной школы непосредственно предшествовали критическому реализму - самому могучему направлению в русской литературе.

Рассматриваемое столетие - особый период в развитии отечественной литературы. За небольшое по меркам истории время она прошла путь от талантливой ученицы своей западноевропейской прародительницы до вполне самостоятельной и зрелой сферы культуры, приобрела самобытный характер, явила писателей, вошедших в когорту мировых классиков. Благодаря их деятельности литература «перестала быть развлечением для скучающих, стала серьезным, ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей».14

Развитие литературных стилей и жанров, непрекращающаяся работа над совершенствованием русского языка объективно способствовали усилению воспитательного влияния художественной литературы, расширяли круг приверженцев книги. Писатели и поэты искали и находили новые приемы воздействия ни читателя, вводили его во внутренний мир своих героев, заставляли сопереживать, жить с ними одной жизнью. Разных по взглядам и убеждениям, русских писателей объединяло стремление к нравственному совер-

14 Ключевский В О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. - С. 405.

шенствованию общества, желание улучшить существующие порядки, любовь к родине. В художественном творчестве находили отражение реалии политической жизни. Свой отпечаток на него наложили Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Пишущим преимущественно для дворян писателям были не чужды интересы других классов, и показ жизни простого народа занял значительное место в произведениях первой половины XIX века. В годы жесткого правления Николая I русские литераторы являлись немногими из людей, обличающих пороки современного им общества и отстаивающих идеалы гуманизма, добра и справедливости.

В заключении представлены основные выводы и рекомендации.

Выявление и изучение воспитательного потенциала русской художественной литературы - важнейшая и интереснейшая исследовательская задача, характеризующаяся ярко выраженной гуманистической направленностью, обличающая пороки современного ей общества борющаяся за справедливость, наша литература заслуживает внимания не только филологов, но и педагогов-исследователей.

Русская литература была и остается вершиной художественного слова, источником воспитательных идей, носительницей гуманистических идеалов. На протяжении веков она являлась могучим средством педагогического воздействия на читателя. Благодаря литературе люди учились понимать и оценивать происходившие вокруг события, формировать свое поведение, строить жизнь. Сопровождающая человека с детства книга давала ребенку первые представления о добре и справедливости, воспитывала в нем уважение к историческому прошлому своей Родины, лежала в основе формирования эстетических взглядов. Книга ориентировала юношу в выборе нравственных приоритетов, помогала найти своего героя, была пищей для раздумий. Для взрослого читателя она служила серьезным собеседником, советчиком в сложных вопросах. Обличенное в художественную форму слово было эффективнее других форм педагогического воздействия, и по мере развития литературы, совершенствования ее стилей и жанров его влияние неуклонно возрастало.

В развитии литературного творчества находили свое отражение процессы, происходившие в стране и в мире. Свое влияние на него оказали движение Просвещения, Великая французская революция, бурные европейские события начала XIX столетия, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов. Указанные и другие события в совокупности с проводимой в стране образовательной политикой накладывали отпечаток на содержащиеся в художественных произведениях педагогические идеи, определяли приоритеты в воспитании.

История отечественной литературы - часть истории нашей педагогики. Возникнув в сороковых годах XVIII века в русле классицизма и многое заимствовавшая у европейских классиков, русская художественная литература за первое столетие своего существования последовательно осваивала другие основные направления: сентиментализм, романтизм, ранний реализм, обретя в процессе развития национальную самобытность и выйдя на передовые позиции в мире. Опираясь на богатые воспитательные традиции народного творчества русские писатели выступили проводниками

творчества русские писатели выступили проводниками гуманистических и патриотических идей, способствовали нравственному очищению общества, гражданскому воспитанию его членов.

Показ пороков российского общества сочетался с активной защитой русского языка и культуры; критикой образования «на иностранный манер», что способствовало развитию национальной системы образования.

Возникнув как средство удовлетворения интересов дворянства, художественная литература по мере своего совершенствования и роста образованности населения расширяла социальный спектр читателей, несла прогрессивные идеи в массы. Знакомя с жизнью всех сословий, она вызывала интерес и уважение к народу в целом, привносила в общество гуманные отношения, способствовала национальному единению россиян.

Многие писатели XVIII — первой половины XIX веков создали прекрасные детские художественные произведения, не утратившие актуальность в наше время. Восприятие содержащихся в них гуманистических идей, знакомство с прошлым нашего народа, с его идеалами и стремлениями является важным воспитательным средством современных школьников.

Воспитательное влияние литературы на читателя обеспечивалось общими для большинства русских писателей XVIII - первой половины XIX веков моментами: а) их позитивно-критическим отношением к российской действительности; б) верой в возможность улучшения жизни общества, стремлением к такому улучшению, патриотизмом; в) борьбой за самобытность русской культуры, активным противоборством засилию иностранцев; г) ярко выраженной социальной направленностью произведений, стремлением ответить на самые злободневные для читателей вопросы; д) психологизмом нашей литературы, желанием и умением раскрыть внутренний мир героев, способностью к сопереживанию.

Реализация воспитательного потенциала русской литературы находилась в прямой зависимости от деятельности педагогов-словесников по совершенствованию ее преподавания. Усилиями Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Н.С. Державина и других представителей педагогической мысли страны отечественная литература вошла в число основных учебных предметов, были разработаны технологии ее преподавания, созданы методические рекомендации. Сравнительный анализ проблемы показал, что усиление воспитательного влияния русской художественной литературы может быть достигнуто: а) пересмотром содержания школьных программ в целях обеспечения соответствия изучаемых произведений особенностям возрастного восприятия; б) комплексированием преподавания литературы и истории в интересах формирования образных представлений о прошлом нашей Родины;

в) развитием литературно-краеведческого направления в деятельности школы; г) разнообразием форм ознакомления школьников с художественными произведениями, широким использованием современных носителей информации.

В интересах более полной реализации гуманистического потенциала русской литературы в современной школе целесообразно:

1. Продолжить совершенствование школьных программ по литературе; в выборе произведений более полно учитывать особенности возрастного восприятия школьников.

2. Вернуться к практике обязательного написания сочинений при вступительных экзаменах в вузы.

3. Ввести в государственный образовательный стандарт для библиотечных специальностей изучение русской литературы.

4. Ввести в программы подготовки учителей начальных классов и филологов в качестве обязательного предмета курс «Методика реализации воспитательного потенциала русской литературы».

5. Рассмотреть вопрос о возможности публикации в журналах «Педагогика» и «Литература в школе» цикла статей, посвященных педагогическому наследию русских писателей.

- 6. Продолжить исследование проблемы по следующим основным направлениям: «Теория и практика воспитания на уроках литературы в дореволюционной школе»; «Гуманистические идеи русских писателей второй половины XIX — начала XX столетий»; «Детская литература как источник воспитательных идей»; «Проблемы эстетического воспитания в творчестве русских писателей», «Идеи патриотизма и гражданственности в произведениях русских писателей», «Литература XVШ века в борьбе за национальное воспитание» и др.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Болкунова Е.В. Воспитательный потенциал раннего русского классицизма // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. - Вып 1. - Ставрополь, 2003. - 0,2 пл.

2. Болкунова Е.В. Педагогические идеи А.П.Сумарокова // Педагогическая наука и практика — региону / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь, 2003. - 0,1 пл.

3. Болкунова Е.В. Д.И.Фонвизин о воспитании дворянства екатерининской эпохи // Развитие личности как стратегия гуманизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва-Армавир, 2003.0,5 пл.

4. Колпачев В.В., Болкунова Е.В. А.И. Герцен о воспитании детей // Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии / Материалы международной научно-практической конференции ( в соавторстве). -Ставрополь, 2003. - 0,2 / 0,1 п. л.

5. Лысенко В.И., Болкунова Е.В. Педагогическое новаторство А.С.Пушкина // Горизонты культур / Труды научно-практической конференции ( в соавторстве). - СПб., 2003. - 0,2 / 0,1 п. л.

6. Колпачев В.В., Болкунова Е.В. Воспитательная направленность русской классической литературы и её детерминанты // Актуальные вопросы социальной теории и практики / Сборник научных статей ( в

циальной теории и практики / Сборник научных статей ( в соавторстве). -М.,2003.- 0,3 / 0,15 пл.

7. Болкунова Е.В. Борьба русских писателей против иностранного влияния в XVIII - начале XIX столетий //Краевая исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде / Сборник материалов. - Ставрополь, 2004. - 0,15 п. л.

8. Болкунова Е.В. Воспитательная направленность как отличительная черта русской литературы // Этические проблемы развития современной цивилизации / Сборник материалов научной конференции. - Пенза, 2004.-0,1 п. л.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x84/16 Физ.печл. - 1,2 Усл.печл. - 1,12 Заказ 45 Тираж - 100

Сверстано и отпечатано в цехе оперативной полиграфии краевого комитета государственной статистики г. Ставрополь, ул. Пушкина,4

»-68 1 5

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Болкунова, Елена Владимировна, 2004 год

Введение

Глава I. Педагогические идеи русских писателей XVIII века

1.1. Воспитательная направленность русской литературы XVIII -первой половины XIX веков как отражение социально-экономических реалий и культурных традиций россиян

1.2. Гуманистические идеалы раннего русского классицизма

1.3. Педагогические взгляды русских писателей конца XVIII века

Глава II. Педагогические идеи в литературе первой половины XIX века

2.1. Генезис воспитательных идей в литературе начала XIX столетия

2.2. Педагогические идеалы русского общества второй четверти XIX века и их отражение в художественной литературе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические идеи русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков"

В трудные для общества периоды передовые умы всегда обращались к опыту предшественников, позволяющему в своем прошлом найти ответы на актуальные для сегодняшнего дня вопросы, осмыслить современность с позиций истории. «Педагогу, - писал еще в 1867 году А. Громачевский, -необходимо и интересно взглянуть на исторический ход воспитания и прислушаться к мудрому, поучительному голосу истории» [34, с.5].

Поиск сохранивших свою актуальность положений педагогики прошлого чрезвычайно значим в условиях утраты молодежью в силу известных событий долгие годы казавшихся незыблемыми нравственных приоритетов. Как никогда остро стоит задача формирования эффективной воспитательной системы, ведущим звеном которой призвана стать школа, а содержательным основанием — присущий нашему народу гуманизм. Осуществляя такой поиск, важно помнить, что механический перенос ранее действенных педагогических приемов вряд ли даст ожидаемый эффект, что позитивные результаты можно получить, только учитывая условия деятельности современной школы и ведущие тенденции в развитии мировой и отечественной педагогической мысли.

Время навязывания определенных содержательных идей, чем нередко грешили дореволюционная и советская школы, безвозвратно ушло в прошлое. Однако открытость современного российского общества, доступность информации поставили перед педагогами серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с переосмыслением технологий педагогического воздействия. Необходим поиск форм и методов работы, использование которых способно естественным путем обеспечить должный воспитательный эффект. Иными словами, речь идет о придании обучению воспитывающего характера, о повышении воспитательной роли каждого учебного предмета, то есть о том, что наглядно демонстрировали в своей работе педагоги прошлого. Это обусловливает необходимость критического переосмысления педагогического опыта, изучения возможностей и условий его применения в наше время.

Значительный научный интерес представляет обращение к опыту воспитания на примерах литературных героев, выведенных в произведениях русских писателей. «Нет сомнения в той громадной пользе, в смысле эстетическом и нравственном, какую приносит детям чтение художественных произведений лучших писателей родной литературы, кои живыми образами, путем наслаждения, дают вместе с тем и много материала образовательного для знакомства с жизнью вообще, а также необходимую подготовку», — писал В.П. Острогорский более века назад [77, с.5]. В современных условиях актуальность такого обращения определяется многими обстоятельствами. Во-первых, русская литература характеризуется ярко выраженной гуманистической направленностью, и реализация ее гуманистического потенциала в интересах решения воспитательных задач полностью согласуется с целями и принципами современного российского образования. Во-вторых, в условиях перенасыщенности информационного рынка низкопробными образцами так называемой «массовой культуры» требуется не просто голословное отвержение традиционно чуждых россиянам идей, а противопоставление этим идеям идеалов добра, справедливости, любви, то есть того, о чем на высоком уровне профессионализма писали русские писатели XVIII - первой половины XIX веков. В-третьих, нашу литературу отличает высочайший художественный уровень, а мастерски выписанные герои произведений были и остаются примерами для подражания. Очевидно, что и об утрате воспитательного потенциала русской литературой говорить не приходится, - речь должна идти о переосмыслении подходов его реализации в современных условиях и об использовании в этих целях опыта педагогов дореволюционной России. В-четвертых, показ описанной в художественных произведениях воспитательной практики является хорошим дополнением к учебникам истории педагогики и призван способствовать формированию целостных представлений о прошлом педагогического процесса.

Проведенные в Ставропольской государственной медицинской академии и школах Ставропольского края пилотажные исследования показали, что большинство студентов и школьников обладает лишь поверхностными знаниями в области русской классической литературы, что они не ориентируется в своем поведении на литературных героев и что воспитательное влияние художественных произведений снижается по мере взросления.

Названные обстоятельства в совокупности с указанными в актуальности положениями позволили определить основное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в необходимости более полного использования содержащегося в отечественной литературе педагогического потенциала, а с другой, - отсутствием комплексных исследований этого потенциала. Разрешение данного противоречия стало проблемой исследования, состоящей в осуществлении анализа педагогических идей русских писателей XVIII - первой половины XIX столетий и в обосновании возможностей повышения воспитательного влияния художественной литературы на современных школьников.

Объектом исследования явились произведения русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков, а предметом -содержащиеся в них педагогические идеи. Цель диссертационного исследования заключается в выявлении педагогических идей русских писателей указанного периода и в обосновании возможностей их реализации в современной образовательной практике.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы его задачи:

1. Выявить и охарактеризовать особенности русской литературы, обеспечивающие ее воспитывающее влияние на читателей.

2. Осуществить анализ содержащихся в литературе XVIII века педагогических идей.

3. Исследовать воспитательный потенциал литературы первой четверти XIX столетия.

4. Проанализировать педагогические идеи литературы второй четверти XIX столетия.

5. Теоретически обосновать условия повышения эффективности воздействия русской художественной литературы на современных школьников.

Методологическую основу исследования составили аксиологический и культурологический подходы; философские принципы: всеобщей связи развития, детерминизма, общенаучные принципы: системности, объективности, всесторонности рассмотрения процессов и явлений; принципы истории педагогики: историзм, научность и преемственность.

Источниковой базой исследования явились произведения русских писателей середины XVIII - первой половины XIX веков, работы дореволюционных педагогов-словесников Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова,

A.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Д.Д. Семенова, В.И. Стоюнина и их коллег советского и постсоветского периодов.

При проведении историографического анализа проблемы использовались труды дореволюционных авторов: А. Алферова, И. Анненского, С. Ашевского, Н. Василькова, Ю. Веселовского, В.А. Воскресенского, А. Гладкого, Д. Годнева, К. Ельницкова, И. Мелихинского, О. Миртова, А. Мощанского, А. Налимова, М. Николаева, JL Седова, М. Столярова, А. Суперанского, В. Чернышева, Н.В. Чехова и др., посвященные педагогической деятельности русских писателей; монографические работы, статьи и диссертационные исследования по проблеме современных педагогов

B.Ф. Авронова, А.И. Деревцева, Д.Л Добрусина, И.К. Матюша и др.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: методы конкретно-исторического, генетического и сравнительного анализа, методы обобщения и систематизации, метод синтеза, позволяющие получить представление о развитии воспитательных идей в дореволюционной литературе, выявить педагогический потенциал художественных произведений, исследовать отношение современных школьников к классической литературе.

Исследование проводилось в четыре основные этапа с 1998 по 2004 годы.

Первый этап - предварительный (1998 — 1999 гг.) включал в себя теоретическое осмысление проблемы и анализ реализации воспитательного потенциала русской классической литературы в общеобразовательных школах г. Ставрополя и Ставропольского края, в целях чего были проведены пилотажные исследования свыше 700 учащихся четырех общеобразовательных школ. В последнем случае основными методами исследования являлись беседы со школьниками и учителями, анализ успеваемости по литературе и хода уроков, наблюдение.

Второй этап - начальный (2000 - 2001 гг.) заключался в формулировке проблемы исследования, определении его объекта и предмета, выдвижении цели и постановке задач, а также в аналитической работе с литературой по проблеме. На данном этапе были осуществлены источниковедческий и историографический анализы проблемы, в общей сложности обработаны, включая литературные произведения, свыше 300 источников. В 2001 г. были проведены аналогичные первому этапу пилотажные исследования среди 120 абитуриентов и студентов 1-х - 2-х курсов Ставропольской государственной медицинской академии.

На третьем этапе исследования (2002 - март 2003 гг.) было осуществлено обобщение собранного материала; с помощью метода синтеза воссоздана общая картина генезиса воспитательных идей в произведениях русских писателей, выявлялись тенденции данного процесса.

На четвертом этапе (апрель 2003 - февраль 2004 г.) проводилось уточнение основных теоретических положений работы, а также было осуществлено ее оформление в диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем с позиций современной гуманистической педагогики осуществлен комплексный анализ содержащихся в произведениях русских писателей

XVIII - первой половины XIX веков воспитательных и образовательных идей; выявлены обеспечивающие воспитательное влияние отечественной литературы указанного периода черты; обоснованы условия реализации гуманистического потенциала в современной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научных представлений о воспитательных возможностях русской литературы середины XVIII - первой половины XIX столетий; в возможности переосмысления на этой основе содержания и технологий современного литературного образования; во введении в научный оборот малоизвестных литературных и критических источников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем материалов в интересах усиления воспитательного влияния уроков литературы в школе; в его направленности на совершенствование курса «Методики преподавания литературы» в педагогических вузах и колледжах; в содержательном обогащении на этой основе литературоведческих дисциплин и курса «История педагогики».

Положения, выносимые на защиту: 1. Характерной чертой русской литературы XVIII - первой половины

XIX веков, обеспечивающей ее действенное влияние на читателя, являлась воспитательная направленность художественных произведений, проявляющаяся в гражданской позиции писателей, их стремлении ответить на самые злободневные вопросы современности, в желании привносить в общество прогрессивные идеи, в гуманизме, в уважении к прошлому своего народа.

2. Возникнув в сороковых годах XVIII века и поначалу строго следуя канонам классицизма, литература Нового времени уже к концу столетия обрела самобытный характер, вышла за пределы характерного для европейских стран просветительства, стала действенным средством воспитания читателя. Предпосылками такого превращения являлись: а) богатство воспитательных традиций народного эпоса, ставшего наряду с западноевропейской литературой базовым основанием первых художественных произведений; б) ограниченность средств массового воспитательного воздействия в рассматриваемый период; в) присущая русскому читателю вера в печатное слово.

3. Превращению литературы в действенное средство воспитания способствовали: высокие литературные достоинства художественных произведений, разнообразие литературных направлений и жанров, постоянное совершенствование литературного языка, ярко выраженный психологизм.

4. В литературе отражались все происходящие в русском обществе события. Разочарование общества в идеях Просвещения и французской революции привело к усилению религиозно-нравственной направленности литературы в начале XIX века; события Отечественной войны 1812 г. повлекли упрочение национально-патриотических начал; в годы николаевской реакции книга оставалась едва ли не единственным средством критики существующих порядков.

5. К концу второй четверти XIX века литература достигла вершин, и благодаря своим художественным достоинствам и росту образованности общества превратилась в действенное средство воспитания подрастающих поколений.

6. Усиление воспитательного влияния русской художественной литературы на современных школьников может быть достигнуто: а) пересмотром школьных программ в целях обеспечения соответствия изучаемых произведений особенностям возрастного восприятия; б) комплексированием преподавания литературы и истории в интересах формирования образных представлений о прошлом нашей Родины; в) развитием литературно-краеведческого направления в деятельности школы; г) разнообразием форм ознакомления школьников с художественными произведениями, широким использованием современных носителей информации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры общей и дошкольной педагогики Ставропольского государственного педагогического института, на заседании кафедры русского языка как иностранного Ставропольской государственной медицинской академии. По результатам исследования диссертант выступал с докладами на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Армавир, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, 2003), на международных научно-практических конференциях «Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии»

Ставрополь, 2003) и «Этические проблемы развития современной цивилизации» (Пенза, 2004). Отдельные рекомендации автора были использованы в практике преподавания литературы в Высоцкой средней школе Петровского района Ставропольского края и учтены при составлении учебных программ по педагогике в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Структура и объем работы. Структура диссертации отражает логику научного поиска и результатов исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем исследования — 188 страниц машинописного текста.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе II

Первая половина XIX века - особый период в развитии отечественной литературы. За небольшое по меркам истории время она прошла путь от пусть и талантливой, но ученицы своей западноевропейской прародительницы до вполне самостоятельной и зрелой сферы культуры, приобрела самобытный характер, явила писателей, по праву вошедших в когорту мировых классиков. Благодаря деятельности многих писателей, и, прежде всего А.С. Пушкина, литература, по выражению В.О. Ключевского, «перестала быть развлечением для скучающих, стала серьезным, ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей» [57, с. 405].

Развитие литературных стилей и жанров, непрекращающаяся работа над совершенствованием русского языка объективно способствовали усилению воспитательного влияния художественной литературы, расширяли круг приверженцев книги. Писатели и поэты искали и находили новые приемы воздействия ни читателя, вводили его во внутренний мир своих героев, заставляли сопереживать, жить с ними одной жизнью.

Разных по взглядам и убеждениям, русских писателей объединяло стремление к нравственному совершенствованию общества, желание улучшить существующие порядки, любовь к родине. В художественном творчестве находили отражение реалии политической жизни. Свой отпечаток на него наложили Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Пишущим преимущественно для дворян, им были не чужды интересы других классов, и показ жизни простого народа занял значительное место в произведениях первой половины XIX века. В долгие годы жесткого . правления Николая I русские литераторы являлись немногими из людей, обличающих пороки современного им общества и отстаивающих идеалы гуманизма, добра и справедливости.

Достижение цели связывалось с развитием образования в России. В отличие от своих предшественников, свято верящих в идеалы Просвещения и преклоняющихся перед европейской образованностью, многие писатели первой половины XIX столетия критически относились к приезжающим к нам «педагогам», отстаивали идею национального образования, обращали взоры читателя к собственному культурному наследию. В отсутствии отечественной научной педагогики они выступали проповедниками прогрессивных педагогических идей, а по героям литературных произведений сверяли свою жизнь многие из читателей.

Заключение

Выявление и изучение воспитательного потенциала русской художественной литературы - важнейшая и интереснейшая исследовательская задача, характеризующаяся ярко выраженной гуманистической направленностью, обличающая пороки современного ей общества, борющаяся за справедливость, наша литература заслуживает внимания не только филологов, но и педагогов-исследователей.

Классическая литература во все времена была и остается вершиной художественного слова, источником воспитательных идей, носительницей гуманистических идеалов. На протяжении веков она являлась могучим средством педагогического воздействия на читателя. Благодаря литературе люди учились понимать и оценивать происходившие вокруг события, формировать свое поведение, строить жизнь. Сопровождающая человека с детства книга давала ребенку первые представления о добре и справедливости, воспитывала в нем уважение к историческому прошлому своей Родины, лежала в основе формирования эстетических взглядов. Книга ориентировала юношу в выборе нравственных приоритетов, помогала найти своего героя, была пищей для раздумий. Для взрослого читателя она служила . серьезным собеседником, советчиком в сложных вопросах. Обличенное в художественную форму слово было эффективнее других форм педагогического воздействия, и по мере развития литературы, совершенствования ее стилей и жанров, языка, его влияние неуклонно возрастало.

История отечественной литературы — часть истории нашей педагогики. Возникнув в сороковых годах XVIII века в русле классицизма и многое заимствовавшая у европейских классиков, русская художественная литература за первое столетие своего существования последовательно осваивала другие основные направления: сентиментализм, романтизм, ранний реализм, обретя в процессе развития национальную самобытность и выйдя на передовые позиции в мире. Переняв у древнерусской литературы ее педагогическую направленность, опираясь на богатые воспитательные традиции народного творчества, используя в качестве сюжетов драматические события российской истории, писатели различных направлений и жанров в отсутствии в стране научной педагогики выступили проводниками гуманистических и патриотических идей, способствовали нравственному очищению общества, воспитанию в своих читателях гражданских чувств.

Показ пороков российского общества сочетался с активной защитой писателями национальной самобытности страны, русского языка и культуры; критикуя образование молодежи «на иностранный манер» и привлечение в качестве гувернеров случайных для педагогики людей, они опосредованно способствовали развитию образовательной системы страны и подготовке национальных учительских кадров, а некоторые из них внесли свой вклад в развитие науки о воспитании в процессе непосредственной педагогической деятельности.

Возникнув для удовлетворения читательских интересов дворянства, русская художественная литература по мере своего становления и роста образованности населения расширяла кругозор читателей, неся прогрессивные идеи в массы. Знакомя читателей с жизнью всех сословий, она вызывала интерес и уважение к народу в целом, формировала основы гуманных отношений в обществе, способствовала воспитанию чувства национального единения.

Не ориентируя свое творчество по возрастному принципу, многие писатели XVIII — первой половины XIX веков создали прекрасные детские художественные произведения, входившие в учебные программы всех дореволюционных учебных заведений и сохранившиеся в них в наше время. Восприятие содержащихся в стихотворениях, рассказах, повестях, романах гуманистических идей, знакомство с жизнью и бытом народа, с его идеалами и стремлениями способствовали нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, формированию гражданских и патриотических качеств.

Несмотря на общность корней и сравнительную молодость, русская художественная литература обладала по сравнению с западноевропейской значительно более высоким воспитательными потенциалом. Условиями, обеспечившими развитие воспитательной направленности нашей литературы на протяжении истории выступали: ограниченность средств массового влияния на людей на начальном этапе развития отечественной литературы; , богатство воспитательных традиций народного эпического творчества, явившегося наряду с западноевропейскими канонами базовым основанием ранних художественных произведений; использование литературы в интересах реализации регионально ориентированной культурно-образовательной политики многонациональной Российской империи; позитивно-критическое отношение первых писателей к российской действительности; традиционно присущая русским людям готовность к восприятию содержащихся в книгах воспитательных идей, их вера в печатное слово.

Немаловажную роль в обеспечении действенности воспитательного влияния художественной литературы сыграло развитое чувство гражданской ответственности авторов, их стремление способствовать позитивным изменениям в обществе. Ставя перед собой самые широкие воспитательные задачи, русские писатели XVIII - первой половины XIX веков старались дать ответы на самые злободневные вопросы современности, вести за собой читателя, дать ему примеры для подражания. Не меньшее значение имел и высокий уровень художественного творчества, умение лучших авторов показать внутренний мир своих героев, глубокий психологизм литературных произведений.

В развитии литературного творчества находили свое отражение процессы, происходившие в стране и в мире. Свое влияние на него оказали движение Просвещения, Великая французская революция, бурные европейские события начала XIX столетия, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов. Указанные и другие события в совокупности с проводимой в стране образовательной политикой накладывали отпечаток на содержащиеся в художественных произведениях педагогические идеи, определяли приоритеты в воспитании.

Реализация воспитательного потенциала русской литературы находилась в прямой зависимости от деятельности педагогов-словесников по совершенствованию ее преподавания. Усилиями Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Н.С. Державина и других представителей педагогической мысли страны отечественная литература вошла в число основных учебных предметов, были разработаны технологии ее преподавания, созданы методические рекомендации. Сравнительный анализ проблемы показал, что усиление воспитательного влияния русской художественной литературы может быть достигнуто: а) пересмотром содержания школьных программ в целях обеспечения соответствия изучаемых произведений особенностям возрастного восприятия; б) комплексированием преподавания литературы и истории в интересах формирования образных представлений о прошлом нашей Родины; в) развитием литературно-краеведческого направления в деятельности школы; г) разнообразием форм ознакомления школьников с художественными произведениями, широким использованием современных носителей информации.

1. Продолжить совершенствование школьных программ по литературе; в выборе произведений более полно учитывать особенности возрастного восприятия школьников.

2. Вернуться к практике обязательного написания сочинений при вступительных экзаменах в вузы.

3. Ввести в государственный образовательный стандарт для библиотечных специальностей изучение русской литературы.

4. Ввести в программы подготовки учителей начальных классов и филологов в качестве обязательного предмета курс «Методика реализации воспитательного потенциала русской литературы».

5. Рассмотреть вопрос о возможности публикации в журналах «Педагогика» и «Литература в школе» цикла статей, посвященных педагогическому наследию русских писателей.

6. Продолжить исследование проблемы по следующим основным направлениям: «Теория и практика воспитания на уроках литературы в дореволюционной школе»; «Гуманистические идеи русских писателей второй половины XIX — начала XX столетий»; «Детская литература как источник воспитательных идей»; «Проблемы эстетического воспитания в творчестве русских писателей», «Идеи патриотизма и гражданственности в произведениях русских писателей», «Литература XVIII века в борьбе за национальное воспитание» и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Болкунова, Елена Владимировна, Ставрополь

1. Авдеев М. Наше общество в героях и героинях литературы за 50 лет (1820 - 70 гг.). - Изд. 2-е. - СПб., 1907.

2. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век).-СПб., 1912.

3. Алферов А.Д. Грибоедов. М., 1910. - 231с.

4. Анненков П.В. Материалы для биографии Пушкина. — Кн. I — II. — М., 1855.

5. Афанасьев А. Русские сатирические журналы 1769 — 1774 годов. М., 1859.

6. Афанасьев В.В. Жуковский. — 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1987. — 400 с.

7. Ашевский С. Жуковский, как педагог // Образование. 1902. — № 5 - 6.

8. Батюшков К Н. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. - М., 1989. - 718 с.

9. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982.-287 с.

10. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. М. - Л.: АН СССР. - 19531959.

11. Буслаев Ф.И. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях. СПб., 1890.

12. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII в.: Диссд-ра пед. наук. Архангельск, 1990. - 455 с.

13. Быстров М. Воспитательное значении поэзии Пушкина // Русская школа. 1899. - № 5 - 6. - С. 93 - 104.

14. Васильков Н. А.С. Грибоедов и современное ему воспитание и образование // Вестник воспитания. — 1895. № 2. — С. 1—38.

15. Васильков Н. А.С. Грибоедов и современное ему воспитание и образование // Вестник воспитания. — 1895. № 2. - С. 21.

16. Васильков Н. А.С. Пушкин о воспитании // Русская школа. 1899. - № 5 -6. - С. 75-92.

17. Васильков Н. Педагогическое значение песен А.В. Кольцова // Вестник воспитания. 1893. - № 3. - С. 9 - 26.

18. Введенский А. Общественное самосознание в русской литературе. Изд. 2-е.-СПб., 1909.-304 с.

19. Венгеров С.А. В чем очарование русской литературы XIX века? / Речь на праздновании столетнего юбилея Общества любителей русской словесности 24.10.1911. СПб, 1912. -16 с.

20. Венгеров С.А. Основные черты истории новейшей русской литературы. -СПб., 1909.-30 с.

21. Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы (С эпохи Белинского до наших дней). Изд. 2-е. - СПб., 1907. —492 с.

22. Веселовский Ю. К истории борьбы с невежеством и дурным воспитанием в русской литературе прошлого века // Вестник воспитания. 1899.-№ 1.-С. 1-33.

23. Водовозов В. О педагогическом значении басен Крылова // Журнал Министерства народного просвещения. 1862. - Ч. CXVI. — С. 71 — 94.

24. Водовозов В.И. Народное и общественное значение Крылова // Журн. Мин. нар. проев. 1862. - № 4, 5, 8.25,26