автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников
- Автор научной работы
- Илюхина, Вера Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Илюхина, Вера Алексеевна, 1997 год
Введение
Глава I. Проблема обучения графическим навыкам и каллиграфическому письму в психолого-педагогической литературе
§ 1. Обучение письму в истории развития образования в России
§ 2. Анализ современных теорий обучения графическим навыкам и каллиграфическому письму.
§ 3. Особенности формирования графических навыков у детей младшего школьного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию графических навыков и каллиграфического письма
§ 1. Констатирующий эксперимент. (Психолого-педагогический анализ причин графических ошибок и отсутствия каллиграфического письма у младших школьников в массовой практике)
§ 2. Новые подходы к формированию графических навыков и каллиграфического письма в условиях формирующего эксперимента и их результативность.
§ 3. Корректировка письма у школьников младших и средних классов при неправильно сформированных графических навыках
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников"
Актуальность исследования. В последние десятилетия как теоретики, так и практики образования уделяют всё больше внимания проблемам развивающего обучения. Этому вопросу посвящены серьёзные научные труды. В помощь учителям издаются специальные программы, учебники и методические пособия.
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Как указывают педагоги-исследователи, « письменная речь есть более высокое качество личности, чем даже самая совершенная каллиграфия.».1
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Подтверждение этому мы находим в трудах многих учёных.
Одним из первых об осознанном отношении к письму учащихся младших классов говорил К.Д. Ушинский, который внёс существенный вклад в систему начального образования. Дидактические положения Ушинского, определявшие учебный процесс в начальных классах народной школы, установили известные нормы и в обучении письму. Его система совместного обучения чтению и письму явилась переломным этапом в развитии школьного обучения письму. Это привело к тому, что обучение графическому представлению буквы стало осмысленным. Он же подчёркивал необходимость обучения безотрывному письму.
В конце XIX и в начале XX века широко обсуждались вопросы обучения
1 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996, с.315. прямому или наклонному письму; велись дискуссии о применении косой разлиновки; о том, какому из существовавших способов отдать предпочтение: копировальному, линейному, ритмическому, генетическому или методу Карстера. Однако, ни один из названных способов не нашёл широкого применения в практической деятельности учителя. Но разумное их сочетание на определённых этапах обучения имело положительные результаты.
Большую работу в области формирования каллиграфии провёл П.Е. Градобоев. Он обратил внимание на то, что буквы состоят из одинаковых элементов (штрихов) и утверждал, что это даёт возможность не только обучению письму, но и исправлению почерка.
Значительный вклад в развитие теоретических основ обучения письму внёс известный методист В.П. Вахтеров. Он развил идею К.Д. Ушинского о единстве процесса первоначального обучения чтению и письму, доказывал необходимость упрощения форм букв, считал возможным письмо элементов букв в подготовительный период, отрицал пользу письма под такт, объясняя, что оно требует слишком много усилий и внимания.
B.C. Гербач утверждал, что обучение письму должно возбуждать интерес к учению, помогать развитию у детей самостоятельности, пробуждать способность наблюдать, запоминать, сравнивать. Он предлагал строить обучение таким образом, чтобы ученики самостоятельно выводили ряд букв, основываясь на изученных элементах, умели разлагать буквы на составные части и определять их взаимное соотношение. Достоинством этой системы являлась её стройность, введение последовательного обучения от простого к сложному.
И.Е. Евсеев считал, что при имеющихся достоинствах каждой из систем можно разработать рациональный метод обучения письму.
Е.В. Гурьянов и Ф.Г. Голованов серьёзно критиковали письменный алфавит и методы обучения чистописанию. Е.В. Гурьянов экспериментально доказывал целесообразность обучения письму без косой разлиновки.
Уже сложившиеся традиции письма в советский период продолжили каллиграфисты Н.И. Боголюбов, А.И.Воскресенская, В.А. Саглин, Д.А. Писаревский, Н.И. Ткаченко и др. Разработанный ими генетический способ обучения письму внёс новые установки, изменения в основу обучения.
П.О. Афанасьев поднимал вопросы начала обучения по печатному шрифту. Е.А. Фортунатова высказывала опасения относительно их применения. П.П. Блонский рекомендовал освободиться от «закруглений и завитушек». Переработкой шрифта занимался Н.И. Ивакин.
Наряду с тем, что много было сделано в дидактике по способам обучения письму, выявился и ряд спорных, нерешенных вопросов. Продолжало существовать противоречие между двумя тенденциями: поэлементного и целостного начертания букв (традиционное поэлементное - Д.А. Писаревского (1938г.), В.А. Саглина (1948г.) и Н.Н. Боголюбова (1963г.) и целое, безотрывное - системы Е.Н. Соколовой, Л.Я. Желтовской (1969г.)
В целях последовательности усвоения начертания букв, - пишет В.А. Саглин, - каждая буква разлагается на составные элементы. Прежде всего дети упражняются в письме этих элементов, а затем и в письме самой буквы."1
По мнению Н.Н. Боголюбова в первые два года обучения детей в школе необходимо уделять большое внимание поэлементному начертанию букв. И только в третьем классе перед обучением чистописанию встают задачи развития скорописи (скорости и связности письма).
При поэлементном начертании буквенных знаков с самого начала обучения письму намечался разрыв между зрительным и двигательным звеньями в формировании графического навыка письма. Зрительный компонент, с одной стороны, выступал в роли пассивно действующего фактора. С другой стороны - способ отрывного письма в период обучения грамоте задерживал развитие связности и плавности движений руки пишущего на последующих этапах формирования графического навыка письма.
Поэлементное начертание буквенных знаков, основывающееся на много
1 Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе.- М., Учпедгиз, 1948, с. 30. кратных движениях, не требует умственной активности детей. Деятельность учащихся на уроках письма сводилась к бездумным повторениям, не обеспечивающим развития их умственных сил.
Безусловно принцип поэлементного изучения букв имел прогрессивное значение, поскольку в известной мере способствовал осмысленному усвоению буквенных знаков учащимися. Однако перенос зрительных элементов букв в двигательное звено процесса письма, совершаемый механически, а также многократное, неосознанное воспроизведение их детьми на бумаге задерживали выработку технической, двигательной стороны навыка письма.
Целое, безотрывное письмо, предложенное Е.Н. Соколовой, является бесспорным вкладом в проблему формирования графического навыка письма у младших школьников.
Исходя из понимания скорости как основного показателя совершенства автоматизированности графического навыка письма, автор приходит к выводу о том что " . безотрывность (письма) способствует более ранней выработке плавности и ритмичности при письме. Почерк при безотрывном письме развивается быстрее".1
Но не только вопрос о безотрывном и поэлементном письме является дискуссионным. Не до конца найдена система упражнений, которая бы готовила ребенка к осознанному овладению графическим навыком и наряду с этим к развитию логического мышления, способности анализировать уже выполненные действия, обобщать, классифицировать, вычленять главное. Методические рекомендации, на наш взгляд, не раскрывают, как добиваться того, чтобы сам ученик участвовал в активном построении логически осмысленного образа изучаемого буквенного знака. Не вполне раскрыто также, каков же общеразви-вающий потенциал учебного графического материала? Можно ли воздействовать на общее развитие ребенка в период обучения первоначальному письму и какими методами ? Современная педагогическая наука не дает таких сведе
1 Соколова Е.Н. Развитие навыков письма у учащихся начальных классов при разных методических приемах обучения письму. Автореферат.- М., 1964, с. 16. ний. В то же время все понимают, что продвижение ребенка в учении и его развитие зависят в большой степени и от успешности овладения первоначальным письмом наряду с чтением.
Педагоги прошлого столетия разработали важнейшие методы обучения письму: аналитико-синтетический, линейный, генетический, копировальный, ритмический; разработали специальные тетради для обучения письму, упростили шрифт, сделав его более доступным и удобным для письма. Их последователи разработали новые методические приемы обучения каллиграфии, обобщили опыт по перестройке навыков при исправлении почерка, описали гигиенические правила письма, разработали дидактический и демонстрационный материал в помощь учителю.
Психологические исследования навыков письма охватывают ряд существенных вопросов: зависимость навыков письма от роста и развития ребёнка, индивидуальные особенности навыков письма, их устойчивость и перестройка, зависимость между почерком и рядом психических функций, формирование скорости письма и др.
Психологи Б.Г. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и др. называют навыки чтения и письма ведущими в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько ребенок овладеет этими навыками, зависит его общее развитие, успешность продвижения ребенка в учебе, его психическое развитие на всех последующих ступенях обучения.
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.
При этом особое значение приобретает разработка концепции развивающего обучения письму, которая сделает для ученика сложный процесс овладения письмом не изнуряющим и утомительным, а увлекательным и результативным.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что существует противоречие между теоретическими положениями по проблеме обучения письму и практической деятельностью учителей начальных классов, которое и определило выбор темы исследования.
Проблема исследования - каковы педагогические основы, способствующие наиболее эффективному развитию учащихся начальных классов при формировании графических навыков и каллиграфического письма.
Цель исследования: выявление педагогических основ формирования графического навыка письма у первоклассников, разработка эффективных педагогических приемов первоначального обучения письму, способствующих формированию графического навыка, каллиграфического письма и развитию учащихся, а также раскрытие путей корректировки почерка у детей.
Объект исследования: процесс обучения грамоте детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование графических навыков и каллиграфического письма и их влияние на общее развитие учащихся.
Гипотеза исследования. Можно предположить, что формирование графических навыков и каллиграфического письма осуществится более успешно и будет содействовать общему развитию учащихся, если при учете психофизиологических особенностей младшего школьного возраста и создании благоприятного психологического климата в процессе обучения способы обучения этому виду деятельности будут опираться на следующие педагогические основы:
- использование новой технологии формирования графических навыков и каллиграфического письма, включающей в себя разработанный в ходе исследования алгоритм письма - " письмо с открытыми правилами";
- использование алгоритма письма создает условия для общего развития ребенка (развития интеллекта, речи, темпа чтения и др.);
- процесс эмоционального переживания детьми успешности в обучении приведет к сознательному усвоению навыков, необходимых для создания положительной мотивации в обучении грамоте.
Также мы предположили, что целостная система формирования графических навыков и каллиграфического письма окажет значительное влияние при корректировке почерка на становление правильного графического навыка и повышение грамотности письма.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования графических навыков и каллиграфического письма в психолого-педагогических исследованиях и школьной практике.
2. Разработать технологию и обосновать содержательный аспект педагогических основ, способствующих эффективному обучению графическим навыкам и каллиграфическому письму в единстве с общим развитием школьников.
3. Определить содержательный аспект алгоритма письма, способствующего корректировке почерка учащихся 1-7 классов.
4. Разработать методические рекомендации по формированию графических навыков, каллиграфического письма и корректировке почерка.
Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития; о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних -(характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы I по проблеме исследования.
2. Наблюдение уроков в практике учителей, анализ письменных работ учащихся.
3. Опрос, анкетирование, беседы с учителями, учащимися, родителями.
4. Опытно-экспериментальное обучение письму младших школьников с помощью разработанной нами системы формирования графического навыка.
5. Количественная и качественная обработка материала.
6. Сравнительный анализ результатов формирования графического навыка письма у первоклассников экспериментального и контрольного классов.
Опытно-экспериментальной базой явились школы № 1071, № 1068, № 1663 г. Москвы; школы № 4, №2, №67 г. Щербинки; школа ОК "Аврора" г. Анапы; ср. школа №1 ст. Раевская г. Новороссийска.
В эксперименте приняло участие 650 учащихся 1 - 4 -х классов.
Этапы исследования.
Первый этап (1990 - 1993 г.г.) включал библиографическую работу по проблеме исследования, конкретизацию основных положений работы, поиск путей и форм организации и проведения эксперимента.
Второй этап (1993 - 1996 г.г.) включал в себя формирующий эксперимент, который осуществлялся по специальной методике, включающей в себя разработанный алгоритм « письма с открытыми правилами».
Третий этап ( 1996 - 1997 г.г.) содержал в себе анализ и обобщение результатов исследования, формулировку выводов и оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Раскрыты педагогические основы, учитывающие психофизиологические особенности и направленные на создание благоприятного психологического климата, и строящаяся на них система эффективного формирования графических навыков, каллиграфического письма и корректировки почерка:
- создана новая технология формирования графических навыков, включающая в себя разработанный в ходе исследования алгоритм письма -"письмо с открытыми правилами";
- определены основные детальные элементы букв и способы их соединения, i составляющие основу написания большинства букв русского алфавита; раскрыты конкретные частные алгоритмы написания каждого знака;
- выявлен комплекс методических приемов обучения, основывающийся на разработанных в ходе исследования дидактических играх; на включении детей в ситуацию, способствующую снятию нередко возникающего у них психологического барьера, страха перед новой трудоемкой деятельностью письма (игра, сказочная ситуация, путешествие); на создании учителем "ситуации успеха" и психологического комфорта;
- разработана система корректировки почерка у учащихся 1-7 классов, а также студентов педагогических ВУЗов, колледжей с опорой на "готовые" знания основного алгоритма, ситуации поиска, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностных отношений, на ряд разработанных упражнений, способствующих угасанию старого навыка и преобладанию нового, основанных на "письме с открытыми правилами".
Практическая значимость: - разработан способ обучения письму, который может применяться учителями в массовой школе как при первоначальном обучении, так и при исправлении почерка. Он может также бьггь использован в педучилищах, пединститутах при подготовке будущих учителей, в институтах повышения квалификации при переподготовке практических работников;
- созданы видеокассеты уроков, показывающих использование разработанных способов обучения письму на практике;
- разработаны дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, логики и др.
- разработанные методические рекомендации, демонстрационный материал для учителей и студентов педагогических вузов, колледжей, прописи для учащихся и внедрены в работу ряда школ регионов РФ и СНГ, система повышения квалификации учителей по данной проблеме.
Апробация исследования осуществлялась в процессе личного преподавания, в использовании данной системы в порядке опытного обучения в различных регионах России учителями начальных классов, а также в виде научных сообщений i на Всероссийской научно-практической конференции "Дидактическая система академика J1.B. Занкова по проблемам современной школы" в г. Туле - 1993г.; по материалам диссертации проводились авторские семинары-практикумы в г. Обнинске, Анапе, Краснодаре, Ижевске, Самаре, Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге, Туле, Москве, во многих городах Московской области; читались лекции в МОИУУ, МИПкРО, РИПкРО, педагогических училищах, в образовательной фирме
Новая школа"; в научно-педагогическом обществе "Алта"; основные приемы и результаты применения данной системы были изложены на страницах журнала "Начальная школа" № 4 - 1990г., № 6 - 1995г., в газете "Первое сентября" в приложении "Начальная школа" август 1995г. . Полностью методические приемы описаны в практическом руководстве для учителей начальных классов "Письмо с секретом", М., Новая школа, 1994г. Выпущены прописи двумя издательствами ("Школа-Пресс", "Новая школа").
Данной системой обучения письму пользуются учителя Челябинска и Перми, Курска и Тулы, Хабаровска и Новороссийска, Сургута и Тамбова, Архангельска и Тюмени, Липецка и Ижевска, Кемерова и Краснодара, Сахалина и Красноярска, Нижневартовска, Якутска и других городов и районов России.
На защиту выносится разработанная система формирования графических навыков и каллиграфического письма, включающая совокупность методов, приёмов и новую технологию письма, используемая при корректировке почерка, способствующая общему развитию учащихся и её - теоретическое обоснование; вновь введённое понятие - алгоритм "письмо с открытыми правилами". Под словом "открытие" подразумевается с одной стороны открытие детьми, принятие ими, осознание правил написания букв, их соединений; с другой стороны, под этим словом понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде моментов на математический расчёт, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков. Разработанный нами алгоритм состоит из семи частей, подробно изложенных в диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав -» I - "Проблема обучения графическим навыкам и каллиграфическому письму в
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Настоящее исследование раскрывает некоторые новые подходы по проблеме формирования письма у учащихся. Своевременно и правильно сформированный графический навык является основой дальнейшего успешного учения школьников. Овладение правильным графическим навыком существенно влияет на освоение учащимися родного языка и их общее развитие. Графический навык и каллиграфическое письмо не является некой самостоятельной частью письменной речи. Овладение письмом, написанием букв, знаков, слияние их в слова служит передаче смысловой стороны речи, передаче мысли.
Психологические особенности и педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма изучались многими учёными -психологами, дидактами, методистами. В проанализированных нами публикациях раскрыты психофизиологические особенности первичного овладения ребёнком графическим навыком, раскрыты причины трудностей в овладении навыком, -кроющиеся в самом ребёнке, в его возрастных особенностях - в слабом развитии мелких мышц руки, в трудностях координацией зрительных и двигательных образов, требующейся при графическом изображении букв, а также кроющееся и в несовершенстве системы обучения письму, в несовершенстве рекомендуемых учителю и применяемых учителем способов обучения.
Анализ истории развития обучения письму показывает, что к настоящему времени рекомендованы учеными школьной практике многие приёмы, способы обучения письму, которые адекватны задаче формирования правильности начертания букв, скорости письма, каллиграфичности почерка. Установлены соответствующие условиям современной жизни инструменты письма, характер разлиновки тетрадей, упрощения в начертании заглавных букв, способствующие плавности, безотрывности, а, следовательно, и скорости письма. Определено, в каком соотношении должно находиться изучение букв для овладения чтением и письмом; выявлены основные элементы, образующие написание букв русского алфавита, найдены целесообразные методические приёмы обучения написанию букв, их элементов и др.
Однако, достаточно пристальное внимание к проблеме обучения письму со стороны психологов, педагогов, методистов не сочетается пока с достаточно высокими результатами в овладении техникой письма, его каллиграфичностью, учениками массовой школы. Можно полагать, что это в какой-то степени объясняется тем, что в существующей педагогической и методической литературе не разработана пока целостная система обучения письму.
Констатирующий эксперимент показал, что у школьников в большинстве случаев не сформирован графический навык письма, то есть такие черты почерка, как правильное написание букв - их соразмерность, правильность конфигурации, равномерность интервала между словами, линейность при письме; отсутствует каллиграфичность почерка, которая наблюдается как в начальной, так и в основной школе.
Анализ письменных работ учащихся, анкетирование, беседы с учащимися и учителями показал, что, как правило, неуспешное письмо связано с отсутствием интереса к этому виду деятельности, с нежеланием прилагать усилия при выполнении письменных упражнений, а это порождает отсутствие уверенности в достижении успеха в обучении. Иначе говоря, письмо относится к видам деятельности, которая не доставляет удовлетворения ученикам, а то и вовсе пугает их. Письмо не только никогда не называется в числе любимых видов учебной деятельности, но часто прямо называется нелюбимым.
Отмеченные недостатки в успешности обучения письму учащихся не всегда порождены какими - то внутренними причинами, присущими самому ребёнку, а нередко лежат во вне, в деятельности учителя, в способах и приёмах его работы по обучению письму. Предпринятое нами изучение методов и приёмов работы учителя выявило ряд существенных недостатков в этой стороне его деятельности. Учителя мало заботятся о создании атмосферы, которая бы пробуждала у детей желание включиться в работу, которая бы связывала деятельность письма с его значимостью для жизни ребёнка, с изначальным убеждением его в том, что эта деятельность ему доступна, что она принесёт успех. Иначе говоря, учителя очень мало уделяют внимания преодолению того психологического барьера, который стоит между учеником и новой для него, действительно трудной, но в то же время, доступной, сензитивной деятельностью.
Анализируя работу учителя, мы вполне отчётливо увидели и второй его общий недостаток, который выражается в слабом знании тонкостей технологии письма, а именно: тонкостей графического изображения букв, её детальных элементов, их графики и способов словесной характеристики, способов соединения букв в словах для необходимой безотрывности письма.
Выявлено также отсутствие должного внимания к санитарно-гигиенической стороне письма ( посадка детей, положение тетради на столе, способ использования ручки ) что, безусловно, вызывает лишнее утомление, двигательные беспокойства, возбуждение ученика, отрицательно сказывается не только на результатах письма, но и, главное, на его здоровье, а, следовательно, на его настроении, на отношении к деятельности письма
Опираясь на лучшие достижения отечественной педагогики, на передовой педагогический опыт учителей и методистов, мы разработали новую систему обучения, которая несёт в себе функции, не только способствующие успешному формированию графического навыка и каллиграфического письма, но и воздействию на личность ученика в целом. Эта система даёт возможность корректировать почерк учащихся на различных этапах обучения в школе ( начиная с 1-го по 6-ой класс и далее при небольших затратах времени), успешно осуществлять обучение студентов педагогических вузов, учителей школ, не владеющих каллиграфическим письмом и методикой обучения такому письму школьников. В ней важны все стороны, она многогранна.
Выделим особенности этой системы. В ней имеет место соединение двух линий, взаимно дополняющих и обогащающих друг друга. С одной стороны, это включение всех сфер психики ребёнка в акт письма, в процесс овладения графическим навыком: интерес, желание, эмоции, воля, осознание, понимание ребёнком значимости предстоящей ему деятельности, вселение в него уверенности в успешность её осуществления, исключение отрицательных эмоций, связанных с письмом. С другой стороны, предъявление детям достаточно жёстких требований в выполнении графических действий, которые необходимы для овладения правильным графическим навыком.
При реализации этих двух линий в процессе работы учителя пробуждается внутренняя энергия ребёнка, его душевное состояние на уроке, облегчает однообразную и монотонную работу, без которой не может обойтись формирование любого ( в том числе и графического ) навыка. В свою очередь, правильно складывающий навык, успешность его формирования, тоже способствует возникновению положительных эмоций ребёнка, его положительному отношению к процессу письма и уверенности в работе. Желание добросовестно трудиться создаёт поисковые ситуации, моменты тесного сотрудничества между учителем и учеником и самими учащимися.
В опытно-экспериментальной работе первая из вышеуказанных линий -линия раскрытия души ребёнка, пробуждения его внутренних сил, имела место и при первоначальном обучении, и при корректировке почерка у детей младшего и среднего школьного возраста. Первоначальное обучение графике начинается с включения детей ( с целью пробуждения их эмоций, интереса) в сказочную ситуацию, в соприкосновение с миром прекрасного, представленного различными изделиями, созданными сердцем и руками людей. В частности, к этим творениям рук относятся и образцы каллиграфического письма.
При корректировке почерка этот момент вовлечения всех сфер психики в деятельность письма проявляется уже по-иному. Здесь атмосфера доверительности - как это было в нашем опыте - создаётся с помощью определённого внушения ученику веры в успешность его деятельности. Обучающий своим словом, своим расположением, старается вызвать доверие ребёнка к себе, к тем знаниям, которыми он, как учитель, владеет и которые он отдаст ученику. Этим самым ученик попадает в ситуацию веры в свой успех, что является основой уже дальнейшей технической работы.
Раскроем суть второй линии, то есть собственно методику формирования графического навыка. В процессе опытно-экспериментальной работы был предложен алгоритм письма, условно названный «письмо с открытыми правилами».
Под словом «открытые» подразумевается с одной стороны открытие детьми, принятие ими, осознание правил написания букв, их соединений; с другой стороны, под этим словом понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде моментов на математический расчёт, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.
Разработанный нами алгоритм состоит из семи частей. Эти части алгоритма определяют собой написание буквы «и», которую мы рассматриваем как исходную, содержащую в себе элементы и способы соединения элементов, которые потом повторяются по отдельности или по несколько вместе при написании очень многих букв.
Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует и учителя, и детей на как можно более детальный анализ строения букв - знаков, включение разнообразных по форме и содержанию умственных и практических осмысленных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация буквенных знаков ), на дифференциацию зрительно двигательных образов изучаемых букв, которые лежат в основе чёткого и связного письма.
Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на как можно более полное осознание ими всех деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в слове, в речи, процесс написания букв, их элементов, их соединений. Выработка двигательного компонента письма обеспечивается точным знанием и выполнением учащимися определённой последовательности написания букв, их соединений, должным вниманием к упражнениям, тренировки, повторяемости выполнения действий.
После изучения 4-7 букв ( в зависимости от состава класса ) дети оказываются способными самостоятельно проанализировать новую предъявленную им букву, вычленить в ней знакомые элементы и охарактеризовать алгоритм или способ написания этой буквы.
Эффективность разработанной нами целостной системы письма, включающей в себя и создание благоприятной психологической атмосферы, и разработку алгоритма письма, названного «письмом с открытыми правилами», выразилась не только в успешности формирования графического навыка и каллиграфичности письма, но и сказывается на формировании личностных качеств школьника. Что касается графических навыков, то под влиянием разработанной системы обучения у учащихся формируются такие важные характеристики деятельности письма, как умение правильно изображать буквы с соблюдением нужных размеров и пропорций, правильного наклона и параллельности элементов букв, точно
W / V сти и осознанности их соединении ( с допущением некоторой вариантности соединений).
На первом этапе обучения письму тщательно отрабатывается навык и не делается акцента на необходимость скорости, фактически скорость письма достигается в соответствии с существующими нормами и даже превышает их. Во 2-ом, 3-ем классе скорость письма возрастает и превышает общепринятые показатели. Способ письма характеризуется устойчивой безотрывностью, что отчётливо видно при анализе почерка детей .
Не менее важно влияние разработанной системы на личностные качества ученика. Отметим прежде всего развитие речи учащихся под влиянием включённого в алгоритм требования проговаривания характеристики букв. Это приводит к тому, что создаются ситуации, когда на очень раннем этапе обучения ученику необходимо произнести довольно длинный «монолог». Словарный запас пополняется новыми словами, в частности, отражающими математические понятия, словами одна вторая, одна третья, середина, параллельные, угол, наклонная, прямая и т.д. При этом дети учатся слушать и слышать, поскольку приходится осуществлять написание букв по их словесной характеристике. Как показал эксперимент, предложенная нами методика влияет на продвижение детей в чтении: учащиеся, читая описание букв по карточкам, которые вводятся на достаточно раннем этапе, сначала для читающих детей, а затем и для остальных, дети тренируются и в технике чтения, и в его осознанности. Развиваются также мышление ребёнка, его внимание, его эстетические чувства под влиянием красиво написанных работ, а также нравственные качества учеников, их трудолюбие, умение работать «на совесть», их понимание, что своим трудом они доставляют радость не только себе, но и другим людям, что в целом и характеризует общее развитие учащихся.
Таким образом, полученные в опытно-экспериментальной работе результаты подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу
Формулировка нашего диссертационного исследования - «Педаго-гические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников» - обязывает нас определить эти основы. Под основами мы понимаем важнейшие положения, которые характеризуют условия возникновения того или иного результата. Под педагогическими основами в таком случае понимаем некоторые теоретические положения, способствующие формированию графических навыков и каллиграфического письма как одного из условий дальнейшего общего развития ребёнка. Эти педагогические основы включают в себя:
- знание и учет психо -физиологических особенностей развития детей;
- создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения письму;
- глубокую детальную разработку способов воздействия на деятельность ребенка, адекватных характеру формируемого вида деятельности, в данном случае овладению детьми графическими навыками и каллиграфическим письмом;
- владение учителем технологией "письма с открытыми правилами" и использование на практике при формировании графических навыков и каллиграфического письма.
Исследование показало, что разработанная нами методика поэтапного формирования графических навыков и каллиграфического письма является эффективной. Кроме того, результативность этой работы во многом определяется высоким уровнем подготовки учителей начальных классов к обучению детей письму. В связи с этим для учителей были предложены разработанные для учащихся первого класса «Прописи», «Тетрадь по каллиграфии» и методическое пособие для учителя.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием графических навыков и каллиграфического письма.
150
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Илюхина, Вера Алексеевна, Москва
1. Агаркова Н.Г. Теоретические основы методики обучения первоначальному письму. Автореферат докторской диссертации, М., 1991.
2. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у первоклассников на основе использования умственных действий. Диссертация канд. пед. наук, JL, 1978.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети ! М., Просвещение, 1983.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, М., 1966.
5. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом, «Известия АПН РСФСР», вып. 70, 1955.
6. Ананьев Б.Г. Задачи и особенности учебно-воспитательной работы в 1-ом классе. "Первоначальное обучение и воспитание детей". Под ред. Б.Г. Ананьева и А.И. Сорокиной.- М., АПН РСФСР, 1958.
7. Архипова Т.В. Как нужно обучать правильному и красивому письму в 1 классе. М., Трансжелдориздат, 1936.
8. Афанасьев П.О. Как обучать письму в начальной школе. М., Учпедгиз, 1932.
9. Безруких М.М., ХохловаТ.Е. Как писать буквы. М., 1993.
10. Безруких М.Т. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе легче учиться. М., 1993.
11. Беспальцев Ф. Об уродливости проведения комплексной системы преподавания . Ж. «Народный учитель» № 7,8.
12. Блонский П.П. Педагогия в массовой школе первой ступени Изд. 7. М., 1930.
13. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. Учебное пособие для педучилищ. Изд. 4-е, Учпедгиз, 1963.
14. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., Просвещение, 1968.
15. Боркова Т.Н. Перестройка навыков при исправлении почерка учащихся.1. Канд. дис., 1951.
16. Боркова Т.Н. Перестройка навыков при исправлении почерка учащихся. «Известия АПН РСФСР», Вып.42, 1952.
17. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения, Изд. 2,- С-П., 1898.
18. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения Изд.12, М., 1914.
19. Вахтеров В.П. Русский букварь для обучения чтения и письму по новой орфографии. Изд. 119,- М., 1917.
20. Воскресенская А.И. и Закожурникова M.JI. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. Изд. 3, -М., Учпедгиз, 1958.
21. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 1 класса начальной школы М., Учпедгиз, 1947.
22. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 2 класса М., Учпедгиз, 1955.
23. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи.,- М., Учпедгиз, 1962.
24. Воскресенская А.И. Обучение письму в 1 классе. «Нач. школа », 1937, № 8.
25. Воскресенская А.И. Указания для учителей о применении прописи при обучении письму в начальной школе. М., Учпедгиз , 1935.
26. Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения. Под редакцией А.И. Сорокиной и К.Т. Голенкиной. М., АПН РСФСР, 1960.
27. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М., 1996.
28. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
29. Выготский Л.С. Проблемы развития психики под ред. A.M. Матюшкина -М., Педагогика, 1983 (собр. соч. в 6 т., т.З).
30. Выготский Л.С. Собрание сочинений., т.З, 1983.
31. Галкин В.П. Как добиться связности и скорости письма. «Начальная школа, 1965, № 11.
32. Гербач B.C. Методическое руководство к обучению письму. С-П, 1906.
33. Герасимчук А. Мой опыт обучения чистописанию в начальной школе.- М., Учпедгиз, 1951.
34. Гербач B.C. Русская скоропись. Упражнения для свободного развития движения руки и приобретения чёткости скорописи. Сиб., 1899.
35. Гербач B.C. Методическое руководство к обучению письму. Пособие для родителей, учителей, учительских институтов и семинарий. 33-е издан. ПГ, 1915.
36. Голованов Ф.Г. Диссертация . Упрощение письменного шрифта и изменение системы обучения детей письму. М., 1964.
37. Голованов Ф.Г. Школьный письменный шрифт и обучение письму. «Начальная школа», 1966., № 2.
38. Горбушина JI.A. О работе по чистописанию в первом классе. «Начальная школа», 1948., № 12.
39. Горецкий В.Г. К вопросу о разнообразии занятий по обучению грамоте: из опыта. «Начальная школа», 1966, № 8.
40. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Шанько А.Ф. Обучение грамоте. Обучение в 1 классе. В 2 кн. (под редакцией В.И. Фоминых.) М., 1986, кн. 1.
41. Горецкий В.Г. , Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. О принципах построения экспериментального букваря. «Начальная школа», 1974., №6.
42. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. уроки обучения грамоте, М., Просвещение, 1982.
43. Горфункель H.JI. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма. Канд. дис., JL, 1953.
44. Градобьев П.Е. Руководство к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц, а также для тех лиц, которые желали бы без помощи учителя исправить свой дурной почерк. М., 1881.
45. Греков Ф.В. Методика обучения письму (чистописанию). Практическое руководство для учителей . учительских институтов, учительских семинарий, женских институтов и гимназий. 6 изд., М., 1915г.
46. Греков Ф.В. Методика обучения письму., 1911.
47. Гурьянов Е.В. Глава «Навыки» в учебнике для педагогических институтов. « Психология», М., Учпедгиз, 1962.
48. Гурьянов Е.В. Индивидуальные различия учащихся в графических навыках письма., М., АПН вып. 42,1952.
49. Гурьянов Е.В. К вопросу о причинах плохого почерка. «Советская педагогика», 1938., № 1.
50. Гурьянов Е.В. Навык и действие. «Учёные записки» (МГУ) вып. 90, 1945.
51. Гурьянов Е.В. Психологические основы упр. при обучении письму.,-М- JL, 1948.
52. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма. М., АПН, 1959.
53. Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников. Учпедгиз, 1940.
54. Гурьянов Е.В. , Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. М., АПН, 1950.
55. Дьяков А. Уроки каллиграфии, писанные А. Дьяковым. -М., 1871.
56. Евсеев И. Е. Краткий исторический очерк обучения чистописанию в наших училищах.- С-П, 1894.
57. Евсеев И.Е. Краткий исторический очерк. 1894.
58. Евсеев И.Е. Методика обучения чистописанию. М., 1907.
59. Евсеев И.Е. Методика обучения чистописанию. Практическое руководство для учителей, учительских институтов и семинарий. М, ПГ, 1916.
60. Евсеев И.Е. Обучение искусству письма с гигиенической точки зрения. -М., 1894.
61. Ендовицкая Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. Известие., АПН РСФСР, 1955., вып. 64.
62. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование графических навыков у младших школьников. М., Просвещение , 1987.
63. Журавлёв И.Р. О некоторых вопросах преподавания чистописания. «Начальная школа» 1957, №10.
64. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., Просвещение, 1968.
65. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1990.
66. Занков Л.В. Ред. Сб.:»Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении», М., АПН РСФСР, 1958.
67. Зверева М.В. Проблема обучения и развития в исследованиях Л.В. Занкова. В сборнике «Дидактическая система академика Л.В. Занкова и проблемы современной школы», Тула, 1993.
68. Зуев Инсаров Д.М. Строение почерка и характер,- М., 1934.
69. Ивакина Н., Ткаченко Н.И. Обучение чистописанию в начальной школе. «Начальная школа», 1934., №11.
70. Иванов-Смоленский А.Г. О взаимодействии первой и второй сигнальных систем. "Физиологический журнал им. И.М. Сеченова" № 5, 1949.
71. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. Изд. Наука,- М., 1965.
72. Истрин В.А. Идеографическое письмо. БСЭ, изд. 2, т. 17, М., 1953.
73. Истрин В.А. Кириллица. БСЭ, изд. 2, Т.21.-М., 1953.
74. Истрин В.А. О происхождении первоначального письма. «Вести истории мировой культуры». 1959., № 2.
75. Кочергина В.А. Краткий курс истории письма. М- Универс., 1955.
76. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи М., АЛИ РСФСР, 1961.
77. Лоутка Ч. Развитие письма Изд. Иностр. Лит., М., 1950.
78. Лурия А.Р. Мозговые механизмы и проблема формирования умений и навыков. «Советская педагогика», 1946., № 8, № 9.
79. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений . «Вопросы психологии»., 1957., №6.
80. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. АПН, 1950.
81. Ляудис В.Я., Негурд И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., Международная педагогическая академия, 1994.
82. Макаров Б.Г. Из опыта работы по обучению письму. В сб. : «Обучение письму в начальной школе»., Л., 1939.
83. Мануйленко З.В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., Учпедгиз, 1951.
84. Маслов В.Н. Происхождение современного письма. М., «Наука» 1975.
85. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972.
86. Меркулов М. О приёмах обучения детей чистописанию. Начальная школа, 1955, №9.
87. Миропольский С. Обучение письму в начальной школе. С-П., 1876.
88. Моисеев А.И. Буквы и звуки. «Просвещение», Л., 1969.
89. Назарова Л.К. Индивидуальные различия первоклассников при овладении правописанием. М., АПН, 1960.
90. Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме . «Советская педагогика» , 1952., № 6.
91. Назарова Л.К. Роль артикуляции в письме и чтении на начальных ступенях овладения грамотой. Автореферат канд. дис., М., 1950.
92. Обучение и развитие ( под ред.) Занков Л.В. 1975.
93. Опарин М.М. Как я добился отличного письма от учеников 1 класса. «Начальная школа», 1939, № 7, № 8.
94. О преподавании чистописания в начальной школе: Метод. Письмо, сост. Ткаченко Н.И., М., Учпедгиз, 1951.
95. Павленко Н.И. Как научить детей чисто и красиво писать. М., 1933.
96. Павлов И. П. Полное собр. соч. т. 3, М., 1951.
97. Павловские Среды. Т.1, т.2 .
98. Петров А.А. Учебник русского чистописания, составленный А.А. Петровым. С-П, 1844.
99. Петров А.А. К истории букваря. Ж. «Русская школа», 1894, №4.
100. Писаревский Д.А. Обучение письму. М., Л., Учредгиз, 1938.
101. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников : Из опыта. "Начальная школа», 1987., № 6.
102. Потапова Е.Н. Радость познания. М., «Просвещение «, 1990.
103. Поцелуевский А.П. История письма. Ашхабад, 1946.
104. Правдолюбов В.А. История письма М., 1924.
105. Прокопенко Н.И. Как научить детей чисто и красиво писать. Учпедгиз, -М., 1933.
106. Писаревский Д.Н. Обучение письму: Метод, пособие для учителей начальных школ. 2-е изд. Исправленное и дополненное., М., Учпедгиз, 1938.
107. Рейзеров И.Д. Каллиграфия и методика каллиграфии «Радяньска школа», -Киев, 1953.
108. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., «Дидакт.», 1992.
109. Романовская З.И. Теория и опыт прошлого из исследовательской деятельности JI.B.Занкова. В сборнике " Дидактическая система академика JI.B.Занкова и проблемы современной школы Тула, 1993.
110. Руководство к чистописанию для юношества, обучающегося в народной училищах Российской империи. Изд. 12, С-П, 1823.
111. Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. JL, 1933.
112. Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. М., Учпедгиз, 1948.
113. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., АПН РСФСР, 1962.
114. Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека. М., 1906.
115. Содружество учёного и учителя. Занков JI.B. «Беседы с учителями.», -М.,1. Просвещение, 1991.
116. Соколов А.Н. Роль осознания движений в выработке двигательных навыков. Учёные записки Государственного научно-исследовательского института психологии. Т. 11, 1941.
117. Соколова Е.Н. Развитие навыков письма у учащихся начальных классов при разных методических приёмах обучения письму. Автореферат к дис. М., 1964.
118. Соколова Е.Н., Голованов Ф.Г. Прописи по чистописанию 1 класс. 2-е полугодие). М., Просвещение, 1972.
119. Соколова Е.Н., Тарасов О.Т. Обучение чистописанию М., 1969.
120. Соколова Е.Н. Методические указания к «Рабочим прописям». М., Просвещение, 1973.
121. Соколова Е.Н. Психологические особенности формирования навыков письма у учащихся 1-х и 2-х классов начальной школы.»Новые исследования в педагогических науках», сб. 1, Известия АПН РСФСР, выпуск 129, М., 1963.
122. Соколова Е.Н. Рабочая пропись ( первое полугодие). М., Просвещение , 1972.
123. Соколов Н.Н. Письмо вчера, сегодня, завтра. М., Просвещение, 1989.
124. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. " Рядяньска школа".- Киев. 1973.
125. Тихомиров Д.И. Руководство для обучающих по букварю для совместного обучения чтению и письму. М., 1875.
126. Тихомиров Д.И., Тихомирова Е.Н. Букварь для совместного обучения русскому языку, чтению и счёту. Изд. 161.- М., 1917.
127. ТкаченкоН.И. О преподавании чистописания в начальной школе.- М., 1951.
128. Толстой JI.H. Педагогические сочинения . М., Педагогика, 1989.
129. Ушинский К.Д. Педагогическое наследие. Т. 10, М., АПН, 1950.
130. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся., Собр. соч., т.4, M-JL, 1949.
131. Ушинский К.Д. Родное слово. Православная классическая гимназия . общества «Радонеж».- М., 1991.
132. Ушинский К.Д. Собрание сочинений . Изд. АПН РСФСР, M.-JI. 1949.
133. Фаусек. Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. Госиздат, -JL, 1924.
134. Федосенко А. Методические указания к «Книжке первинке» (первой книжке грамоты и счёта в сельской школе). M.-JL, 1928.
135. Федосова Н.А. Особенности методики обучения каллиграфии детей 6-летнего возраста. Автореферат канд. дис., М., 1988.
136. Феофанов М. Психология письма. М., 1930.
137. Флеров В.А. Наглядность письма в освещении современной психологии. -М., 1918.
138. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. М., 1959.
139. Шварц JI.A. Роль сопоставления сходного материала. Известия АПН РСФСР., Вып. 12., 1947.
140. Шварц JI.M. К вопросу о навыках и их интерференции. Учёные записки Государственного научно- исследовательского института психологии., т. 2,1941.
141. Щерба JI.B. Избранные работы по русскому языку ( под ред. М.И. Матусе-вич) М., Учпедгиз, 1957.
142. Щерба JI.B. Теория русской азбуки: в кн. « Избранные работы по русскому языку».- М., 1956.
143. Эльконин Д.Б. Букварь.- М., изд. АПН РСФСР 1961.
144. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. « Вопросы психологии»., 1956.
145. Алгоритм написания букв алфавита.