Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жиркова, Евдокия Степановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жиркова, Евдокия Степановна, 1999 год

Введение.стр.

Глава I. Традиционное мировозрение народа саха и этнопедагогика

1.1. Этнопедагогическое осмысление традиционного* мировозрения народа саха .стр.

1.2. Традиционное мировозрение народа саха как основа духовного воспитания личности.стр.

Глава II. Организационно-педагогические основы изучения традиционного мировозрения народа саха на уроках национальной культуры

2.1 .Анализ содержания изучения традиционного мировозрения в аспекте диссертационного исследования.стр.

2.2. Опыт работы учителей национальной культуры по приобщению учащихся к традиционному мировозрению.стр. 2.3. Организация изучения традиционного мировозрения традиционного мировозрения на уроках национальной культуры.стр.

2.4. Практическая деятельность учащихся как условие приобщения к традиционному мировозрению.стр.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха"

Ф Актуальность исследования. Общественные преобразования, происходящие в стране, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого, духовного потенциала человека. Как показывает практика, духовное обнищание человека связано с отрывом обучения и воспитания от народных корней, которые питают формирование, развитие интеллектуальных, нравственных качеств личности, гражданское, физическое становление молодежи. В этой связи в школах республики наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями воспитания детей. Наметившаяся тенденция тре-* бует усвоения школьниками общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. л.

Антрополого-гуманистическая педагогика Н.А.Бердяева, П.П.Блонского, К.Н.Вентцеля В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, П.Ф.Каптерева, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, М.М.Рубинштейна подчеркивает, что гуманизм и духовное воспитание открывают глубинную тенденцию, пронизывающую внутренний мир человека и формируют духовность. Психолого-педагогические труды подчеркивают необходимость изучения духовного воспитания учащихся.

Теоретико-методологические основы с учетом педагогических принципов природосообразности, духовности воспитания учащихся разработаны Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, А.Дистервегом, Л.Н.Толстым, И.А.Ильиным, И.Г.Песталоцци и др. Психологические концепции в этносоциологии отражены в работах Г.Лебона, Р.Бенедикт, М.Мид, Б.Уорфа и др. Этнологические основы философии образования изучали Ю.Бромлей, Л.Гумилев, Д.Лихачев, Д.Фрезер; общенаучные принципы системного и деятельностного подходов -ПЛ.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и 4 др; теорию духовного воспитания на основе этнопедагогики - Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, Я.И.Ханбиков, З.Г.Нигматов, М.Г.Тайчинов и др.; теорию педагогической интеграции - А.П.Беляева, М.И.Махмутов, Ю.С.Тюннюков и др; теорию педагогической культурологии - Л.А.Волович и др.

Большое внимание вопросу этнонационального в культуре уделяли философы О.Шпенглер, Н.Бердяев, Э.Ренан и др. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, Ю.М.Лотмана, А.Тойнби и др.

Методологические основы изучения психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, С.М.Соловьева, К.Г.Юнга и др. Различные аспекты этнопсихологии раскрываются в исследованиях А.Р.Лурия, А.А.Деркач, В.С.Агеева, Г.У.Кцоевой, В.С.Мухиной, Р.Д.Санжаевой, А.П.Оконешниковой, У.А.Винокуровой и др., которые заслуживают пристального внимания по вопросу приобщения учащихся к традиционному мировоззрению.

Анализ указанных исследований показывает отсутствие специальных работ, посвященных проблеме приобщения учащихся к традиционному мировоззрению, как основе духовного воспитания. В этом аспекте исследования особый интерес для нас представляет народная педагогика как научный, национальный и общечеловеческий феномен (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, Г.С.Виноградов, Д.М.Бурхинов, С.Д.Намсараев А.Ш.Гашимов, А.Э.Измайлов, К.С.Чиряев, И.С.Портнягин и др.); национальная культура, традиции и элементы народной философии (Б.Н.Попов, Серг.К.Колодезников, К.Д.Уткин, Ю.С.Гуров, Э.З.Феседов и др.); детская среда в народном воспитании (Э.И.Сокольникова, В.И.Дьяченко, Д.А.Данилов, Л.И.Аманбаева, Н.Д.Неустроев, А.Г.Корнилова, А.Н.Шадрина, А.Д.Семенова и др.).

Анализ психолого-педагогической, философской и этнографической литературы показывает, что в исследованиях не рассматривалось приобщение i i i детей к традиционному мировоззрению на основе прогрессивных идей народной педагогики. Отсюда вытекает необходимость изучения и раскрытия воз-(f можностей этнопедагогики народа саха в духовном воспитании детей. Все это определило выбор темы исследования - "Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха"

Объект исследования - процесс приобщения учащихся к духовной культуре народа.

Предмет исследования - рациональные пути, формы и методы приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа.

Цель исследования - на основе раскрытия роли народных традиций в

• духовном воспитании разработать педагогические основы приобщения школьников к традиционному мировоззрению народа саха.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха достигнет воспитательного эффекта, если:

- осуществляется целенаправленное и системное введение в общий процесс формирования личности учащихся прогрессивных идей народной педагогики;

- создаются рациональные пути системного решения вопросов приобщения к мировоззрению народа средствами урочной и внеурочной деятельности;

- технология педагогического процесса обеспечивает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно практические сферы жизнедеятельности учащихся.

Для достижения этой цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, этнографическую литературу по проблеме;

2. Раскрыть роль традиционного мировоззрения народа саха в духовном воспитании учащихся;

3. Обобщить опыт и состояние приобщения школьников к традиционной национальнои культуре;

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогически обоснованную систему приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы, действующих программ, учебных пособий;

- изучение традиций народной педагогики;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, графический метод;

- опытно-экспериментальная работа; статистический и математический анализ результатов опытноэкспериментальной работы.

Основной метод исследования - педагогический эксперимент. В эксперименте принимали участие учителя и диссертант. Опытно-экспериментальная работа проведена в течение 5 лет в Вилюйской средней школе №2 и 3, Кедан-динской и Лекеченской неполных средних школах, в Вилюйском педагогическом училище, Вилюйского улуса, Хатасской средней школе г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Методологической основой исследования являются теоретические представления психологов, социологов, философов о приобщении о формировании духовной личности; идеи природосообразного и культуросообразного воспитания личности; целеполагание научной педагогики о всестороннем и гармоничном, духовном развитии личности в процессе приобщения к духовным ценностям культуры народа. •ш На первом этапе (1995-96 гг.) - проводилось изучение, обобщение пере

4 дового опыта учителей; выработка исходных позиций исследования на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по проблемам приобщения учащихся к традиционному мировоззрению в педагогическом процессе; проводился констатирующий эксперимент; подготовлена практическая база проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1996-98 гг.) опытно-экспериментальным путем проводилась проверка эффективности традиций народной педагогики по приобщению учащихся к традиционному мировоззрению, в ходе которого проверялась Ш достоверность выдвинутой гипотезы, систематизация экспериментальных данных.

Итогом третьего этапа (1998-99 гг.) стали анализ и обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследований, ш уточнение и коррекция теоретических положений и научно-методических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении мировоззренческих аспектов содержания культурологического # образования как источника духовного воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе, в теоретическом обосновании путей, средств, методов приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха при практически-деятельностном изучении национальной культуры народов Якутии.

Практическая значимость. Результаты и рекомендации исследования используются в разработке учебно-методических комплексов по национальной £ культуре, в организации учебно-воспитательной работы средних общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия), на курсах повышения I

I \ ft квалификации работников образования, в частности, учителей национальной культуры, в подготовке кадров в средних специальных учебных заведениях, в Якутском государственном университете и учителями национальной культуры в совершенствовании педагогического процесса по приобщению учащихся к традиционному мировоззрению народа саха.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена: опорой на теоретические положения психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности личности; использованием комплекса методов исследования, адекватных целям, задачам, логике исследования; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность и реализуемость предлагаемых практических рекомендаций.

На защиту выносятся:

1. Положение, раскрывающее содержание традиционного мировоззрения мнарода, как основного средства интеллектуального, духовно-гармоничного воспитания целостной личности;

2. Комплекс организационно-педагогических путей, средств, способов оптимальных вариантов, форм и методов приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха.

3. Культурологический подход изучения традиционного мировоззрения народа саха, как основы духовного формирования личности.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования автором внедрены: на курсах повышения квалификации учителей национальной культуры в Институте повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), в выступлениях автора на Республиканских научно-практических конференциях "Традиционное представление саха об окружающем мире" (1998), "Актуальные проблемы методики преподавания национальной культуры в общеобразовательной школе" (1998), "Айыл5а дьоЬун педагог" (1999), на авторском курсе "Детский обрядовый фольклор, как е 4 средство духовного воспитания" (1999), "Методика преподавания национальной культуры в общеобразовательной школе: проблемы, поиски, перспективы" (1999) и в преподавании курсов "Методика преподавания национальной культуры", "Методика преподавания религиозно-философских воззрений саха", "Методика преподавания прикладной культурологии" для студентов ЯГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

1. Действующую программу "Национальная культура народов Якутии" усовершенствовать по следующим аспектам: онтологическому (последовательно по классам дать представление об окружающем мире, картине мира и человека в нем); ориентировочному (указать направление традиционного воспитания, формирование ценностной ориентации, знаний, умений о культурных ценностях народа саха); оценочному (формировать ценностные отношения к традиционной культуре предков, системе мировоззренческих идей и идеалов W народа). Конкретизировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,

2. В учебно-методических пособиях необходимо усовершенствовать качество статей по анализу традиционного мировоззрения с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся. Отдельно показать специфику понятий "традиционное мировоззрение" и "религиозно-философское воззрение", более глубоко раскрыть ценность человека в картине мира, его отношения к природе, обобщать методический аппарат введением новых технологий обучения.

Ф 3. Учебники, учебные пособия, научно-популярные книги для интеллектуального развития должны нести богатый информационный материал для духовного развития личности, приобщать учащихся к материальным и духовным ценностям своих предков.

4. При составлении учебников, учебных пособий необходимо - учитывать воспитательные традиции этнопедагогики, выделить естественность и природо-сообразность воспитания, основной идеей которой является признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром.

5. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы, составляющие основу этнопсихологии и этнопедагогики должны найти соответствующее отражение в текстах учебных пособий с учетом возрастных особенностей развития учащихся, должны стать средством самосовершенствования и самовоспитания детей.

2.2. Организация изучения традиционного мировоззрения на уроках национальной культуры

Формирование представлений о традиционном мировоззрении -длительный процесс, в ходе которого необходимо осознание духовных ценностей предков. На стыке двух мировоззрений (научных и традиционных) формируется интеллектуально и духовно развитая личность. В ходе этого процесса происходит определение личных взглядов, ценностных отношений, суждений и убеждений о традиционном мировоззрении народа саха. При этом действенную роль играет категория духовной практики, формирующая народные традиции, мировоззренческие представления. Категория духовной практики, выводя духовно-практические аспекты через обрядовые действия, может формировать целостное представление о Картине Мира и место человека в нем. Традиционное мировоззрение народа саха мифологично и в то же время играет глубокую философскую основу, связанную с народными моральными-этическими нормами и установками.

Следовательно, приобщение к традиционному мировоззрению будет эффективнее, если изучение строить по последовательной системе (см. схему 9): схема 9

Категория духовной практики

Обрядовая педагогика

Духовно-практические действия

Методы воздействия этнопедагогики

Приобщение

Мировоззрение

Убеждения

I взгляды

Знание

Под мировоззрением понимается система философских, научных, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека отражающих понимание им окружающего мира и определяющих общую направленность его деятельности, в данном случае оно отражается категорией духовной практики. Категория духовной практики, выводя духовно-практические действия, взаимно проникаясь традициями, обрядовыми действиями, выводит формы и методы воздействия. Этнические методы и формы воспитания (норуот о5ону уЬуйар, уерэтэр ньымалара) имеют глубокий философский смысл и воздействуют на формирование мировоззрения через последовательные этапы: знание, взгляды, убеждения и представление. Следовательно, обрядовая педагогика и есть та система категории практики, которая является ключевым фактором приобще ния учащихся к традиционному мировоззрению. При этом необходимо учитывать возрастные особенности, диагностику реальных интересов, в ходе которого и формируется осознание мировоззренческих идей и понятий традиционно-Щ го мировоззрения народа саха.

Сложность процесса формирования представлений о традиционном мировоззрении заключается в том, что он протекает под влиянием внешних и внутренних факторов, в число которых входят обучение и воспитание через обрядовые действия, традиции народа, окружающую среду. Процесс изучения начинается с усвоения основных элементов мировоззренческих идей, то есть знания Картины Мира, представления народа саха о человеке, этических традициях, обрядах. Традиционное мировоззрение является мифологическим преобразованием духовного сознания, которое имеет уникальную воспитательную ценность, требует осторожного подхода, культурологического и психолого-педагогического анализа.

Мировоззренческие знания формируют представления о традиционном Т* мировоззрении народа саха, последовательно разделяя религиозное воззрение или верование от представления Картины Мира. Как показывает анализ практики, учителя недостаточно владеют знаниями традиционного мировоззрения, что является фактором неправильного формирования представлений у уча-# щихся. К примеру, учителя думают, что обряд обязательно означает религиоз

0 ность. В действительности же, обряд может иметь не только религиозную основу (жертвоприношения, табу, фетиши и т.д.), но и содержать в себе воспитательную, формирующую морально-этическую ценность. При изучении обряда необходимо учитывать три главных аспекта ознакомления: во-первых, учащиеся должны знать о традиционном мировоззрении; во-вторых, иметь представление о мифологии народа саха; в-третьих, территориальную специфичность, диалект. При исследовании состояния преподавания традиционного мировоззрения в школах и на проведенной республиканской олимпиаде (1998 г.) щ выяснилось, что учащиеся учатся по авторской или индивидуальной программе учителя и были случаи расхождения понятий, неправильное понимание тех или t иных представлений о традиционном мировоззрении народа сахха. Такое ошибочное представление формируется только по вине учителя. Даже работая по индивидуально-разработанной программе, мы должны придерживаться одной системы ознакомления с традиционным мировоззрением. Творческий подход к преподаванию зависит от мастерства самого учителя.

Взгляды учащихся определяют его миропонимание и мироощущение, то щ есть то, что освоено, стало личным мировоззрением, определяющим позиции учащихся по отношению к традиционному мировоззрению предков.

Можно сказать, что взгляды - это потенциальная готовность к практическому действию, которая превращается в убеждение. Взгляды и убеждения учащихся, опирающиеся на народные знания, тесно связаны с эмоциями, то есть чувствами (чувство добра, уважения, поклонения, почитания, эмпатии). На основе определенных эмоций формируются социальные чувства - важный ^ компонент личностного мировоззрения. Не зная традиций, обычаев, народных знаний невозможно формировать представление о традиционном мировоззре Щ ft нии. Духовность формируется только "через красивое - к человечному" (151, с. 129).

Таким образом, одним из компонентов ценностного отношения учащихся к традиционному мировоззрению является интеллектуальный, то есть мировоззренческое знание, включающее в себя познание, отношесние, взгляды, убеждения, идеи и владение приемами добывания мировоззренческих знаний, что способствует обоснованному, философскому объяснению традиционного мировоззрения.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали различные пути, условия приобщения к мировоззренческим представлениям народа саха:

- осуществление межпредметной связи на уроках национальной культуры, опора на знания учащихся, полученные на предметах естественно-научного . цикла (физики, географии, биологии и др.) и на умения и навыки полученные г на предметах эстетического цикла (ИЗО, труд, музыка и т.д.);

- использование произведений устного народного творчества;

- организация нестандартных уроков;

- организация интегрированных уроков;

- использование методов и приемов этнопедагогики, как средства приобщения учащихся к традиционному мировоззрению на уроках национальной культуры.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межпредметных связей, свидетельствует о различии взглядов на сущность понятия "межпредметные связи". Например, если Н.Н. Сорокин, Д.М. Кирюшкин считают, что предметные связи выступают как неотъемлемая часть дидактического принципа системности обучения, то группа ученых (И.В. Зверев, К.П. Королева, П.К. Кулагин) относит межпредметные связи к дидактическому принципу системности обучения, и в то же время, Г.И.Беленький утверждает, что межпредметные связи являются отдельной категорией, выражающей эти принципы.

Мы придерживаемся трактовки Г.И. Беленького в том плане, что "такое единство целей, функций содержательных и структурных элементов, которое, ф будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе, способствует обобще

Ф нию, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков, в конечном итоге - формированию целостного научного мировоззрения и качеств всесторонне и гармонично развитой личности" (23, С. 8).

По вопросам реализации межпредметных взаимосвязей при преподавании национальной культуры в национальных школах, учителями-практиками накоплен немалый опыт, но он еще не получил глубокого педагогического осмысления в научно-методической литературе. Национальная культура как предмет органически связан со многими школьными дисциплинами ^ (биологией, географией, ИЗО, родной литературой, историей и т.д.). Так при изучении раздела "Духовная культура" учитель постоянно опирается на знания учащихся, полученные в курсе изучения предметов естественно-научного цикла, на основе которых сопоставляется научное мировоззрение с традиционным представлением народа саха, выявляется личное отношение учащихся к вопросу о традиционном мировоззрении народа саха. Школьники владеют некоторыми мировоззренческими знаниями: умеют использовать свои знания в духовно-практических занятиях, то есть в обрядовых действиях, умеют сопо-4 ставлять и анализировать ритуальные понятия с бытовыми представлениями, связанными с хозяйственной деятельностью. В VI классе можно опираться на эти знания и умения, совершенствовать и обогащать их. На основе конкретного этнографического материала можно постепенно раскрывать традиционные представления, культурологические аспекты духовности традиционного мировоззрения.

Например, на уроке при изучении темы "Священные места", опираясь на знания полученные по биологии в VI классе, учитель, связывая общие понятия, раскрывает содержание категорий: явление, сущность, добро, зло, святость. Изучение начинается с описания священных, почитаемых мест своего улуса, родной деревни. Ознакомив учащихся с писаницами, которые были открыты археологами (писаницы Лены, Туобуйа, почитаемые места, горы, Вели-Ф кие озеры), учитель спрашивает: "Для чего люди создавали эти наскальные рисунки, почитали эти места?". Разъясняя смысл этого рисунка, он рассказывает о народной мудрости защиты окружающей среды, приводит примеры религиозных верований, затем ставит вопросы: "С чем было связано возникновение почитания духа местности? Чем отличаются традиционные взгляды от научных?". Опираясь на знания полученные на уроках физики, учащиеся дают научное объяснение природным явлениям, опираясь на знания предков, сравнивают научное объяснение с мифологическим представлением народа саха. ^ Таким образом, взаимосвязь национальной культуры с другими предметами (биологией, физикой, географией и т.д.) при изучении традиционного мировоззрения народа саха, проявляется в следующем:

1. Содержание вопросов традиционного мировоззрения в курсах национальной культуры и связь с другими предметами излагается без дублирования, что значительно экономит время, позволяет больше внимания уделять обучению учащихся умению самостоятельно оперировать мировоззренческими знаниями и полученными практическими навыками. щ 2. Система формирования мировоззренческих представлений строится с учетом содержания всего курса традиционного мировоззрения народа саха. Постоянно осуществляется связь мировоззренческих знаний и умений из одного курса в другой.

3. В процессе изучения традиционного мировоззрения народа саха у школьников формируется общий метод познания духовных ценностей. Овладение данным методом означает, что учащиеся: а) умеют анализировать традиционное представление о трех элементах души при помощи понятий "природный дар", "сюр", "оцоЬуу", т.е. могут сопостав f* лять с научными фактами, высказывать свое мнение, рассуждать и дискуссировать; б) владеют умением сопоставлять научное мировоззрение с традиционным Щ мировоззрением; в) на основе мировоззренческих знаний "о силе слова", традиции или обряда, объясняют причины возникновения охранительных обрядов, запретов и т.д.; 4. Введение непосредственно в курс традиционного мировоззрения социальных понятий (о чувстве, морали, этике общения, понятия об естественном и священном долге, о уважительном отношении и т.д.), которые послужат основой межпредметных связей.

Таким образом, межпредметная взаимосвязь обеспечивает научную основу формирования мировоззрения личностного отношения к окружающему миру, целостного восприятия себя в окружении людей, общества. Практика показывает, что установление преемственных связей между учебными предметами -задача сложная. Поэтому целесообразно в учебные пособия включить задания, требующие от учащихся самостоятельного анализа и переноса знаний в представления, убеждения.

Одним из средств приобщения учащихся к традиционному мировоззрению является устное народное творчество, способствующее формированию ф оценочных суждений, знаний, взглядов и убеждений. Фольклор является одним из самых эффективных средств воздействия на эмоцию учащихся. Фольклорная основа обряда является своеобразной этнопедагогической средой, где учащиеся получают знание и представление об окружающем мире, на основе которых формируется ценностное отношение, высоконравственные качества. Якутские дети от природы (рефлексивно) осознают себя частью внутреннего мифоэкологического мира. Поэтому после обрядовых действ учащимся даются jjj^ различные творческие задания, которые стимулируют определенное личностное отношение к изучаемым фактам, явлениям и теориям, выработку ш щ суждений и оценок. К таким видам работы, относятся иллюстрирование, инсценирование, выполнение коллективных творческих дел.

Проведенные наблюдения подтвердили то предположение, которое было Щ выдвинуто перед использованием устного народного творчества и обряда на уроках национальной культуры. Так, после изучения сказки "Учугэй Уедьуйээн уонна KyhagaH Холдьугур"предложили учащимся сделать иллюстрации по сюжету. Иллюстрации учащихся - это уникальный, целостный образ мира, увиденный ими в самобытных сказках якутского народа. Это особый взгляд на мир, который открывается каждому ученику в его индивидуальных измерениях. В каждом рисунке отражается неповторимость всего того, что происходит в детском мировоззрении.

Таким образом, выбор иллюстрации по сюжетам сказки обусловлен рядом причин:

- сказка является своеобразным источником мировидения;

- в рисунках, учащиеся воссоздают свое видение мира, они воспроизводят свое представление об окружающей действительности;

- рисунки в силу своей специфики могут стать идеальным предметом содержательного диалога внутреннего мира сказки и учащихся.

Именно на рисунках увеличивается круг конкретных представлений учащихся, расширяются их знания о традиционном мировоззрении и связи со сказкой. Во время обсуждения рисунков, учащиеся раскрывают сюжет своих рисунков выразительно и эмоционально. Однако, при обсуждении рисунков появляется и критическое отношение к содержанию сказок. Например, они считают, что "не существует трех миров это только в сказках".

Таким образом, учащиеся, изучая произведения устного народного творчества, приобщаются к традиционному мировоззрению народа саха, расширяют кругозор, выполняя творческие задания по сюжету прочитанного произведения, теоретические представления связывают с практикой, где проявляют свое личное собственное видение мира, что является важным условием формирования мировоззрения учащихся.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: во-первых, изучение сказки дает богатый материал о традиционном мировоззрении; во-вторых, сюжет сказки доступен для восприятия учащимися и они с большим увлечением выполняют различные творческие задания, где отражаются их собственное понимание окружающей действительности; в-третьих, оценочное суждение учащихся становится более аргументированным, обоснованным и они учатся мыслить, сопоставлять, делать собственные выводы.

Важнейшим условием приобщения учащихся к традиционному мировоззрению является организация нестандартных уроков по национальной культу туре. Сама специфика этого предмета требует от учителя творческого подхода, неординарности решения проблемы. При изучении традиционного мировоззрения народа саха можно использовать различные нестандартные типы уроков, среди которых можно назвать следующие: урок-обряд, урок-игра, урок коллективна и творческой деятельности, урок-диспут, урок-мониторинг, где учащиеся актуализируя и систематизируя все свои знания о природе, традиционном мировоззрении, полученные при изучении основ естественных и общественных наук, применяют их в деятельности, при этом выражая свое личное ф отношение к данной проблеме. Все это обуславливает приобщение к традиционному мировоззрению. На таких уроках учитель является организатором учебно-воспитательной работы, определяет содержание урока, выбирает пути воздействия на личность учащихся. Прежде всего можно отметить, что учитель-культуролог, обращая внимание на совершенствование изучения традиционного мировоззрения, на основе своего видения проблемы, составляет план веяния культурологического компонента в содержание материала урока. Пе-^ ред учителем стоит цель - дать представление о традиционном мировоззрении на основе культурологических понятий, так как без научной основы невозможно приобщить учащихся к духовным ценностям культуры.

Таким образом, учитель дает культурологические понятия терминов щ "традиция", "мировоззрение", "духовность", "культ" и т.д. Впоследствии, мы

Щ* убедились, что такая система изучения повышает эффективность учебного процесса, содержания обучения. Введение культурологической системы изучения традиционного мировоззрения в аспекте той науки, которая изучает данный предмет, является естественным и целесообразным.

Основным фактором является определение культурологиченской основы содержания материала традиционного мировоззрения народа саха. В педагогической практике проблема определения культурологической основы содержания традиционного мировоззрения является неизученной и сложной для прак-,ф тического решения. После составления ряда вариантов изучения традиционного мировоззрения на уроках национальной культуры в школе можно сделать следующие выводы:

1. выделение обобщающих тем культурологического характера (философскую Ш основу);совершенствование тематической структуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

2. включить новые концепции изучения традиционного мировоззрения саха с основными компонентами научного мировоззрения; щ 3. установление межпредметной связи, интеграции уроков национальной культуры с родственными предметами; 4. использование новых технологий обучения на основе научной педагогики, где возможен целостный охват культурологической проблемы изучения и изложения традиционного мировоззрения, как части духовной культуры. При наличии систематизированных знаний, ценностно-оценочных суждений, убеждений можно перейти к организации урока-обряда. Как показы-7§ вают результаты формирующего эксперимента, учащиеся решают поставленную задачу в том случае, если у них будет систематизировано знание, состоящее из следующей структурной системы (см. схему 10):

Последовательность организации урока-обряд схема 10 традиционное мировоззрение культурологическое знание обряд

Например, в обряде встречи алгысчыта, где алгысчыт является сакральным лицом, к которому надо относиться с уважением и почитанием. Учащийся, если знает этикет встречи гостя, то обязательно сделает поклон с жестом "нвргуй\", "у гуру-су гуру буолуохтунГ, который означает взаимодействие микрокосма и макрокосма. В отношениях между людьми в процессе обряда, в гостевом этикете, Б.Х.Бгажноков выделял 4 критерия, по которым в прошлом определялось "почетность гостя" и этикет встречи:

- отдаленность места, откуда прибыл гость;

- возраст гостя;

- личные качества;

- высокий сословный статус гостя (19, С.295).

Формирование представлений о традиционном мировоззрении связано с выработкой особых социальных установок (встреча и прием гостя, его социальный статус), личностных отношений к обряду встречи алгысчыта. Через систему установок обряда воспринимается и оценивается вся поступающая информация. На основе установки обряда вырабатываются сознание и чувства уважения, духовность, морально-этические ценности. Одной из уникальных форм приобщения к ценностным ориентациям, личностному отношению, к представлениям о Вселенной, жизни - является урок-диспут, педагогическая значимость которого определяется его значительными возможностями в развитии активности и самостоятельности учащихся. На таких уроках школьники проявляют свое отношение, свою позицию к обсуждаемому вопросу, аргументированно доказывают свое видение, что обеспечивает переход знания в убеж-щ дение. Продуктивность урока-диспута во многом зависит от того, насколько ученик владеет необходимой информацией для формирования той или иной точки зрения, обоснования его.

Например, при проведении урока-диспута в X классе на тему "Существует ли загробный мир?", были заданы следующие вопросы: "Как представляли наши предки жизнь после смерти?", "Существовал ли для них загробный мир?", "Как вы сами относитесь к вопросу существования загробного мира?". Учащимся заранее была дана научная литература для самостоятельного изучения работ исследователей Р.И.Бравиной "Представления якутов о ^ жизни, смерти и загробном существовании", В.Л.Серошевского "Якуты",

Серг.К.Колодезникова, Е.Н.Романовой, П.А.Слепцова "Жизненный круг якутов". Предлагаемая литература способствует расширению знаний учащихся о представлениях якутов о загробном мире и на уроке они высказывают свое № личное мнение. В заключении диспута, учитель, резюмируя высказывания учащихся, отмечает, что в существование загробного мира верили многие народы, что человек всегда остро ощущал существование необъяснимой связи между "отлетевшей" душой и уже безжизненным телом: возможно именно по-щ этому у всех народов существует погребальный обряд захоронения (см. Приложение 8).

Анализ ответов учащихся показал, что они не верят ни в продолжение жизни после смерти, ни в существование загробной жизни. Однако, у них сформировалось знание о том, какие представления о жизни и смерти имел народ саха в древности.

В VI-VII-VIII классах нами проведены уроки-творчества по темам "В мире картин", "Философия саха", "Сюжеты олоцхо в произведениях народного художника Т.Степанова" и т.д. Готовясь к таким урокам, учащиеся самостоятельно изучали материал о художнике, его картинах, о писателе, творчеству которого посвящается урок. Такой урок обычно начинается с посвятительного обряда. На уроке "В мире картин" каждый ученик подбирал ф) себе сюжеты картин из графической серии В.С.Карамзина "Якутский героический эпос" и стихами, песнями-тойуками они выразили свое отношение к творчеству художника. Учащиеся импровизируют о прекрасной невесте богатыря, растительном мире Срединной земли, в песнях-тойуках воспевают дух одухотворенной живой природы. Как правило, такие уроки оказывают на личность учащихся сильное эмоциональное воздействие, усиливают интерес к объекту изучения, создавая условия целостного восприятия традиционного мировоззрения. щ Мировоззрение - система представлений о мире и о месте человека в нем, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а г также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ^ ценностные ориентации. Такое изложение понятия мировоззрения интегрирует знания, представления, создавая целостную картину мира. Важно, чтобы учащиеся осознали, что мифологическое освоение миропонимания, миропознания народа саха состоит в том, что человек является частью Вселенной; каким со-щ измерением становится природа, почему саха воспринимали природу как живое, существующее в повторяемом колесе времени, почему мифологическое представление о Аар Кудук Мае - мировом дереве, является мировым мифологическим понятием. Какова роль науки в изучении философии народа - традиционного мировоззрения. Для этого необходима интеграция знаний учащихся о Картине Мира, мировосприятия в единое целое.

В холе формирующего эксперимента мы провели интегрированные уроки. Темы и содержание интегрированных уроков отражены в таблице 6. Как видно из таблицы, курс "Национальная культура народов Якутии" можно интегрировать с якутской литературой, географией, физикой, астрономией и т.д. Учащиеся, получая на этих дисциплинах научные знания, сопоставляют их >Ф со знаниями, полученными на уроках национальной культуры, находят им практическое применение в реальной жизни. Например, знания, полученные на уроках геометрии, могут быть опорными на уроках национальной культуры при изучении материальной культуры народа саха.

Заключение

Формирование мировоззрения учащихся, формирование духовно богатой личности является краеугольным камнем учебно-воспитательной работы современной школы и оно является комплексным процессом, включающим в себя единство обучения и воспитания. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей реальной действительности, то есть природе и социальной среде. Приобщение учащихся к традиционному мировоззрению народа саха - процесс по своей природе специфичный, оно может быть эффективным в том случае, если будет основываться на категории духовно-практической деятельности народной педагогики, состоящей из основных тождеств Картины Мира, целей, конкретных задач, методов и приемов притворяющих их в жизнь средств.

На основе теоретического анализа установлено тождество категории духовной практики с идеями народной педагогики в приобщении учащихся к традиционному мировоззрению, что позволяет утверждать, что:

- традиционное мировоззрение - это основа духовного воспитания;

- категория духовной практики есть средство приобщения к традиционному мировоззрению;

- детская обрядовая система как инструмент приобщения к традиционному мировоззрению является основой гуманистического, духовного воспитания и совершенствования внутреннего мира ребенка;

- практическая деятельность занимает особое место в формировании духовно-нравственного мира учащихся. формирование взглядов, убеждений и идеалов школьников уже с первых шагов обучения и изучения основ наук о природе и обществе, предметов эстетического цикла является важнейшим фактором выработки научного мировоззрения. Традиционное мировоззрение народа саха включает в себя духовную и соционормативную сферы его культуры, сформированные многове-щ ковым социальным опытом жизни народа, и в нем накоплены его культурные фь ценности, имеющие большой познавательный и развивающий и воспитывающий потенциал на его добрых традициях сформировалась народная педагогика.

В связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования в школах Республики Саха (Якутия) введена национальная культура как школьный предмет с 1992 г. Этот предмет занимает ведущее место в формировании духовно развитой личности среди других предметов. Изучение традиционного мировоззрения народа саха в школьном курсе национальной культуры предполагает приобщение учащихся к духовному, нравственному богатству своего народа и является эффективным условием формирования мировоззрения учащихся.

Формирование личности школьника, его мировоззрения в рамках одного учебного предмета не решается. Национальная культура среди других предметов отличается многоаспектностью и она тесно связана со многими школьными г дисциплинами: с историей, географией, биологией, ИЗО и т.д., что требует большой организационно-педагогической работы от коллектива школы и учителя этого предмета, ибо формирование мировоззрения реализуется в учебной и внеклассной деятельности, t Изучая психолого-педагогические основы преподавания традиционного мировоззрения якутов на уроках национальной культуры, мы проанализировали учебно-методический комплекс по этой дисциплине, организационно-педагогические условия и уровень сформированнности знаний, умений и навыков учащихся в аспекте диссертационного исследования. Мы пришли к следующему заключению:

-имеющийся сегодня учебно-методический комплекс не соответствует предъявляемым требованиям к школьным предметам, в учебной программе традиционное мировоззрение дано без учета возрастных особенностей;

- учащихся, нет конкретных требований к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся, программа недостаточно ориентирует их на самостоя* тельную творческую и познавательную деятельности;

- до сих пор нет стабильных школьных учебников, в имеющихся учебных пособиях в изложении учебного материала не всегда осуществляются дидактические принципы научности, системности, последовательности, их методический аппарат не обуславливает развивающее обучение, во многих пособиях отсутствует педагогическая интерпретация содержания изучаемой информации;

- в методических пособиях, предназначенных в помощь учителю, преобладает информационный материал в ущерб освещению методики преподавания - все это требует совершенствования и систематизации учебно-методического комплекса, отвечающего современному уровню образования.

Творчески работающими учителями накоплен немалый опыт по организации учебно-воспитательной работы по данному предмету, в частности, в из-^ учении этого подраздела программы, что требует научно-педагогического осмысления и распространения педагогического опыта. Учащиеся с большим интересом относятся к предмету, у них накоплен определенный багаж знаний, умений и навыков по традиционному мировоззрению народа саха, однако в , большинстве случаев, наблюдается восприятие учащимися мировоззренческих представлений народа саха о Картине Мира как религиозного учения. Причиной тому, является тот факт, что во многих школах республики предмет ведется неквалифицированными специалистами и отсутствием качественного учебно-методического комплекса по данной проблеме. Формирование искаженного представления о картине мира приводит к неправильному восприятию, что далеко от научной основы формирования мировоззрения. ^ Во второй главе диссертационного исследования мы постарались определить пути и педагогические условия формирования представлений о тради ционном мировоззрении народа саха в рамках изучения национальной культуры.

Проведенное исследование выявило, что формирование представлений о традиционном мировоззрении народа саха достигается двумя путями: - через целенаправленную организацию учебно-воспитательного процесса в школе и непосредственно в социальной среде через участие в практической деятельности. В рамках первого пути определены следующие условия формирования мировоззрения по первому пути:

- реализацию принципа межпредметной связи при изучении традиционного мировоззрения;

- использование произведений устного народного творчества в качестве ^ средств воспитания;

- организация нестандартных и интегрированных уроков, использование методов и приемов воспитания народной педагогики во внеклассной работе.

Сама специфика предмета обусловливает неординарности решения этих проблем и требует творческого подхода.

По второму пути рациональным является участие учащихся в различных коллективных творческих и поисковых делах, что осуществляется в форме школьных этнографических, фольклорных экспедиций с участием школьников, в совершении обрядов, которые организуются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся. Все это что обусловливает реализацию лич-ностно ориентированной организации учебно-воспитательной работы.

Экспериментальная работа позволила раскрыть потенциальные возможности программного материала курса национальной культуры народов Якутии для осуществления формирования знания о традиционном мировоззрении саха и ценностном отношении к культурным ценностям предков. В ходе опытно экспериментальной работы установлено, что систематическая и целенаправленная урочная и внеурочная работа способствует глубокому усвоению изучаемого материала, выработке личностного эмоционально-ценностного отношения к духовным ценностям, формированию представления, в необходи-• мости знания традиционного мировоззрения как духовной ценности народа саха.

Таким образом, формируя представления о традиционном мировоззрении на основе народной педагогики, можно сделать вывод, что духовно-интеллектуальные силы учащихся должны формироваться и функционировать во взаимосвязи и гармонии с природой.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жиркова, Евдокия Степановна, Якутск

1. Абишев А.А., Хамидов А.А., Туманова Т.М. Категория мышления и индивидуальное развитие. Алма-Ата: Наука, 1991. 42 с.

2. Адлер Альфред. Воспитание детей: Взаимодействие полов/ Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М.: АО "Аргументы и факты", 1993. 56 с.

4. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в Х1Х-нач. XX в. Новосибирск:-Наука, 1992. 134 с.

5. Ангеловски Кресте .Учителя и инновации: Книга для учителя/ Пер.с макед. В .П. Диденко. М.: Просвещение, 1991.

6. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. M.;JI: Изд-ва АН СССР, 1959. 106 с.

7. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Педагогика, 1981. 28 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. М.: Педагогика, 1985 320 с.

9. Антонов Н.К. Предание об обряде посвящение в охотники: Сб. статей. Якутск: 1961. 23-25 с.

10. Ю.Архипова Г .Г. Система запретов в традиционных культурах народов

11. Якутии // Тез. докл. конф. науч. молодежи Эрэл-95. Якутск, 1995. С.43. П.Афанасьев В.Ф. Педагогические иде в Якутском народном творчестве.

12. Якутск: Книж. изд-во. 1960. 10 с. 12.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего

13. Востоку. Якутск: Книж. изд-во, 1979. 182 с. 1 З.Афанасьев В.Ф. классики педагогики о народной педагогике // Из истоковнародной педагогики якутов. Якутск, Якутское Книж. изд-во, 1992. С. 14. 14-Афанасьев JI.A. Айыыуерэ5э. Дьокуускай: Бичик, 1993. 183 с.ш

14. Афанасьев Л.А. Айыы сиэрин тутус: 3-4 кылааска аа5ар кинигэ. Дьокуускай: Бичик, 1996. 71 с.

15. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, сфецифика, развитие. Львов: Наука, 1986. 145 с.

16. Бгажноков Б.Х. Этнические стереотипы поведения. Л., 1992. 12 с.

17. Баишев И.Г. Айыы тыына. Якутск: Бичик, 1993. 111 с.

18. Байкушев С. Серьезно о сверхъестественном. М.: Наука, 1991. 45 с.

19. Бердяев Н.А. Истина и откровение: Пролегомены к критике откровения Спб.: Изд-во Русск. Христ. гуманит. ин-та, 1996. 320 с.

20. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 440 с.23 .Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусства. М.: ИЧП "Лига", 1994. 521 е.,

21. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. произв. М., 1961. 25 с.

22. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: Т.1.М., 1979. С.121, 204.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1992. 20 с.

24. Битинас Д. Приобщение к ценностям. М.: 1997. 12 с.

25. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX вв.). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. 81 с.

26. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996. 26 с.

27. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. 88 с.

28. Бурхинов Д.М., Молонов Б.П1. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. 47-48 с.

29. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.,1Ы>1988. 20 с.

30. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995. 130 с.

31. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. 141 с.

32. Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

33. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Бичик, 1997. 100 с.

34. ВинокуроваУ.А. Ценностное ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1992. 140 с.

35. В.Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

36. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1974. 376 с.

37. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. 25 с,

38. Волков Г.Н. Этнопедагогизация своременного воспитания // В мире образования. 1997. N:2. С.50.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания. // Материалы науч.практ. конф. 20-21.06.1990 г. в с. Оросу PC (Я). Якутск, 1992. С.19.43 .Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды. Якутск: Куду к, 1998. 38 с.

40. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сб. статей. М., 1992. 22 с.

41. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 55 с.

42. Выгосткий JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1993. 221, 231 с.

43. Выгосткий JI.C., Лурня А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: 11едагогика-Пресс, 1993. 221 с.