Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Шайхов, Магомед Адилмирзаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана"

На правах рукописи

ШАЙХОВ Магомед Адилмирзаевич

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДАГЕСТАНА

13.00.01 -Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

12 янв гт

МАХАЧКАЛА-2012

005007101

Работа выполнена на кафедре Теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Гаджиев Гаджияв Магомедович.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Раджабов Исмаил Магомедович;

кандидат педагогических наук, профессор Цатуров Виктор Николаевич.

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Астраханский государст-

венный университет».

Защита состоится « 27» января 2012 года в « 12 » часов на заседании Диссертационного совета Д 212.051.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»(367003, г.Махачкала, ул. МЛрагского, 57)

Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ « 26 » декабря 2011 года. Адрес сайта: http:// vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « 26 » декабря 2011г.

Ученый секретарь

диссертационного совета у

кандидат педагогических наук, /и

профессор пц ■ Ш.А. Мирзоев

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня общество, социальные институты выделяют целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с сохранением единого социокультурного пространства, преодолением этнонациональной напряженности, подготовкой к жизнедеятельности и т.д. С этих позиций образование выступает транслятором культур и объективно должно стать консолидирующим и системообразующим фактором для полиэтнического сообщества в целом. При этом функционирование образовательного учреждения должно предопределяться процессами, связанными с изменением культуросозидательной функции, сохранением, передачей и воспроизводством культуры, воспитанием человека культуры, интеграцией образования и культуры и т д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что современные системы образования при формировании общечеловеческих и национально-этнических ценностей недостаточно четко определяют роль и место социальной адаптации и межкультурной интеграции, что актуализирует проблему обоснования воспитательно-образовательного пространства, разработки и внедрения моделей, нацеленных на обеспечение готовности к восприятию многообразия социокультурной среды. С этих позиций для нашего исследования важное значение имеют основополагающие идеи зарубежных (А.Ф. Дистервег, Я.А. Коменский, Я. Корчак, И.Песталоцци и др.) и отечественных (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ущинский, В.А. Сухомлинский и др.) педагогов-мыслителей, в которых обосновываются этнокультурные и этнопсихологические аспекты образования.

Важное значение для нашего исследования имеют работы Е.П. Бело-зерцева, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Г.М. Гаджиева, Д.М. Маллаева,

A.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, С.Т. Тучалаева, А.Н. Нюдюрмагомедова,

B.Н. Цатурова, E.JI. Жиркова, А.Л. Оконешниковой, Б.Д. Попова, К.Д. Уткина и других, в которых исследованы вопросы формирования этнонациональ-ных аспектов культуры, включения субъекта в социальную среду и т д.

Проблемам мультикультурного образования и воспитания посвящены исследования Б.Ш. Алиевой, A.B. Аракеляна, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, А.Л. Джуринского, Н.Б. Крыловой, М.Н. Кузьмина, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, А.Д. Семеновой, Л.Л. Супруновой, A.B. Шафиковой и др., в которых обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного пространства, ориентации на аккультурацию, инкультура-цию и социализацию личности как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.

Сравнительно - сопоставительный анализ практики обеспечения мультикультурного характера образования в регионе указывает на наличие противоречий между:

• значимостью формирования личности, способной интегрироваться в мультикультурное пространство, и недостаточными знаниями, умениями и навыками, получаемыми в образовательном учреждении;

• потребностью общества в выпускниках, способных к взаимодействию в условиях многонациональности культуры, и недостаточностью возможностей системы образования;

• достигнутым уровнем развития теории мультикультурного образования и отсутствием конкретных научно-методических рекомендаций по ее реализации и т д.

Приведенные противоречия актуализируют проблему поиска, суть которой в обосновании педагогических условий реализациимультикультурной модели образования, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность которой обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана».

Цель исследования - обоснование русловий функционирования мультикультурного образовательного пространства, способствующего формированию толерантной личности.

Объект исследования - мультикультурное образовательное пространство школы.

Предмет исследования - педагогические условия функционирования мультикультурного образовательного пространства.

Гипотеза исследования. Мультикультурное образовательное пространство в условиях многонациональной Республики Дагестан будет эффективно функционировать, если:

• обеспечить сохранение культуры этносов и приобщить к ней учащихся на основе диалога, тесной взаимосвязи с социумом, развития культурно-эстетических потребностей и т д.;

• создать оптимальные условия функционирования мулътикультур-ной образовательной среды;

• педагогический процесс осуществлять с позиций обеспечения единства духовно-личностных, социально-психологических и национально-региональных факторов;

• учебно - воспитательный процесс ориентировать на формирование общечеловеческих ценностей, толерантности, единство национального и общечеловеческого и т д.

Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ и концептуальных положений муль-тикультурного образования.

2. Обоснование педагогических условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в национальной системе образования.

3. Разработка моделимультикультурного образовательного пространства и технологии приобщения учащихся к культурам родного и других этносов.

4. Экспериментальная апробация условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в национальной системе образования.

Методологическую осиову исследования составляют философские концепции: становления личности и индивида (A.M. Леонтьев и др.); взаимовлияния культуры и образования (М.М. Бахтин и др.); адаптации системы образования к социокультурным изменениям среды, взаимосвязи теории и практики (В.А. Поляков и др.); культурологический (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, А.Ф. Лосев и др.); средовой (К.С. Кон, A.B. Мудрик и др.), аксиологический (М.С. Каган, A.C. Макаренко и др.) подходы к изучению этнического и культурного наследия.

Теоретическую основу исследования составляют теории: развития культур (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, О. Шпенглер и др.); межкультурных контактов (М.Ж. Бахтин, B.C. Библер и др.); деятельности и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.); общения (Б.Г.Ананьев, A.A. Бодалев, A.M. Леонтьев и др.);этнопедагогики (Г. Н. Волков, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, Н.Д. Неуст-роев, А.П. Оконешникова, А.Д.Семенова и др.); мультикультурного образования и воспитания (C.B. Аракелян, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, Н.Б. Крылова, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Г.В. Па-латкина, С.Ф. Петрова, Л.Л. Супрунова и др.).

Методы исследования. Для решения задач исследования использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы; обобщение и анализ материалов периодической печати, государственных стандартов и учебных программ; моделирование, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней общеобразовательной школе с. Гуни Казбековского района Республики Дагестан, где в эксперименте участвовали 245 учащихся, 15 учителей и тд.

Этапы исследования:

• первый этап (2004-2006гг.) предполагал теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение положительного опыта организации мультикультурного образовательного пространства, формирование научного аппарата, накопление эмпирического материала и определение основных направлений исследования;

• второй этап (2006-2008 гг.) включал проектирование мультикультурного образовательного пространства, обоснование педагогических условий функционирования мультикультурной среды, апробацию технологии и основных теоретических положений в опытно-экспериментальной работе на базе средней общеобразовательной школы;

• третий этап (2008-2011 гг.) был ориентирован на обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование и формулирование основных выводов, систематизацию теоретической и практической частей исследования, подготовку диссертационной работы к защите.

Научная новизна исследования состоит в:

• определении основных положений мультикультурного образовательного пространства в условиях региональной системы образования;

• обосновании и апробации организационно-педагогических условий оптимального функционирования мультикультурной образовательной среды (рациональная организация учебно-воспитательного процесса, разработка учебного плана, учебных программ с этнокультурным компонентом, этнопе-дагогизация учебно-педагогического процесса в школе и т д., отбор учебных дисциплин культурологического характера, использование специфических форм и методов обучения, повышение квалификации педагогов, творческое отношение к педагогической деятельности в современных условиях и т д).;

• разработке модели мультикультурной образовательной среды, ориентированной на формирование толерантной и творчески мыслящей личности выпускника.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании модели мультикультурного образовательного пространства в условиях многонациональной Республики Дагестан как целостной системы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства школы в полиэтнической среде на основе диалога культур, разработке технологии формирования толерантной и творческой личности выпускника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в учебный процесс программы «Культуры мира», «История Салатавии», «Литературная Салатавия», «Толерантность личности», «Гармония», НОУ «Тропинка», созданы организационно-педагогические условия, способствующие оптимизации системы мультикультурного образования, повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются действенностью системы мультикультурного образования в общеобразовательной школе, научным обоснованием концептуальных положений, целесообразным сочетанием комплекса методов, адекватных предмету исследования, его цели и задачам; репрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы, практическим опытом автора исследования в качестве ответственного за проведение эксперимента.

На защиту выносится положения:

• мультикультурное образовательное пространство как середа формирования личности, способной к социализации, проявляющей уважительное отношение к языкам, традициям и культурам этноса, условие развития национальной системы образования Республики Дагестан;

• этнокультурный компонент как системообразующий фактор реализации учебно-воспитательного процесса в школе с позиций рационального сочетания общечеловеческого и национально-регионального факторов взаимодействия культур, формирующий толерантную личность субъекта той или иной национальной культуры;

• организационно-педагогические условия эффективного функционирования мультикультурного образовательного пространства (рациональная организация учебно-воспигательного процесса, отбор учебных дисциплин культурологического характера, использование специфических форм и методов обучения, повышение квалификации педагогов, творческое отношение к педагогической деятельности в современных условиях и т д.).

• модель и технология формирования толерантной личности выпускника, проявляющей уважительное отношение к культуре, традициям, языку этносов совместного проживания.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования ДГПУ, на коллегии министерства образования Республики Дагестан, прошли апробацию на международных( Москва-1995, Ростов, 2000), региональных (Казань-1996, Санкт-Петербург-2002), республиканских (Махачкала, 2005) научно-практических конференциях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается степень научной разработанности проблемы, определена актуальность темы, формулируется цель, объект, предмет и гипотеза исследования, охарактеризованы методологические и теоретические основы и методы научного поиска, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, формулируются выносимые на защиту положения и достоверность проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы мультикультурного образования» обосновываются методологические основы (сущность культур, поликультурного образования, диалога культур), раскрывается сущность мультикультурного образования, обоснован этнокультурный компонент учебно-воспитательного процесса, представлен опыт ее организации в условиях многонационального Дагестана.

Республика Дагестан многонациональная республика, где социальная среда характеризуется разнообразием культур и языков, необходимостью взаимодействия и т.д., которые требуют уважения к культуре, языку родного этноса и других народов, познания разнообразия и глубины культур, традиций и обычаев народов. При этом личность формируется и развивается в жизненных ситуациях, системе человеческих отношений, исторически сформировавшихся социокультурных средах, где присутствует эмоциональная и национальная окрашенность отношений, способов взаимодействия, этнические, культурно-исторические и социально-психологические особенности восприятия друг друга.

В этих условиях модернизация образования целесообразно ориентировать на отношение готовности и способности выпускника к детерминации окружающей действительности, личной ответственности за собственное поведение, признания полиэтнического состава населения, многообразия культур, традиций и ценностей, где важное место занимает мультикультурное образовательное пространство, используемое во многих странах (Канада, США, Германия, и т д.), основывающееся на теории культурного плюрализма, сформировавшейся в качестве альтернативы форсированной ассимиляции. При этом основу теории культурного плюрализма составляет представление об обществе как объединении этнических групп, сохраняющих отличительные черты культуры и культурное многообразие, поскольку полное единообразие лишает этноса одного из главных источников жизнеспособности.

С этих позиций вопросы мультикультурного образования особую значимость приобретают в Северо-Кавказском Федеральном округе, где преобладает многонациональный и многоконфессиональный состав населения, а доминирующая поликультурная среда актуализируют проблему формирования установок на толерантное сознание и нормы нравственного поведения, однозначно-

ста цели, содержания, форм организации и методов осуществления образовательного процесса. При этом следует отметить значимость для региона обоснования моделей мультикультурного образования, отбора содержания в плане учета специфики культуры этноса, особенностей межличностных отношений, интереса к традициям, терпимости к культурам других народов и т д.

С конца 60-х годов XX века термин «мультикультура» (multi-culture), складывающаяся из множества культур, стала употребляться для обозначения их взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимодействия с позиций сосуществования. При этом социокультурные цели мультикультурного образования сводились к идее обеспечения равных возможностей для получения образования учащимися разных этнических и социальных групп, создания образовательных условий путем системного изменения среды.

В современной психолого-педагогической литературе «мультикультур-ное образование» обозначает концептуальное течение в образовательной практике, представляющая реализацию моделей образовательных процессов (разработка, реализация, результат), цель которых сводится к решению проблем, возникающих в национальных системах образования и т д. При этом в психолого -педагогической и другой литературе выделены несколько подходов реализации мультикультурного образования, среди которых:

• сосуществование, предполагающее приспособление процесса обучения к особенностям этнической группы через оперативный учет перемен в социальных условиях и внесение соответствующих изменений в систему образования;

• ассимиляция, исходящая из необходимости в условиях стирания национальных и этнических различий, преодоления традиционных «не общепринятых» норм поведения и ценностных ориентации через усвоение элементов общей культуры, приобщение к единым ценностям, образу жизни и т д.;

• полиэтничность, предполагающий, что личность, как субъект этнической группы и макрокультурной общности, нуждается в условиях, способствующих существованию в рамках общей культуры, не отрекаясь от этнокульту-ры, приобщаясь к другим культурам и т д., что предполагает наличие определенных условий, среди которых: уважительное отношение ко всем этническим группам; благоприятная, стимулирующая межэтнические контакты атмосфера; этнический (этнокультурный) плюрализм в содержании образования и т д.

Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ психолого - педагогической литературы указывает на существование нескольких разновидностей организации мультикультурного образования, среди которых модели, где:

• большинство образовательных предметов построены на общепринятых точках зрения или перспективах;

• этнический компонент дополняет основное содержание через изучение истории и культуры в рамках отдельных тем и уроков;

• изучение истории и социальных событий осуществляется с точки зрения различных этнических групп в какой-либо период;

• изучение истории и культуры протекает в свете современных событий, многонациональной перспективы, обеспечения возможностей для соединения поликультурного образования с глобальным.

Учитывая уникальную специфику многонационального Дагестана, богатый опыт воспитания, накопленный в народной педагогике, используя исторический факт отсутствия при всей этнической мозаичности социально-политической пестроты в регионе, участниками международного пилотного проекта «Развитие национальной школы»определены: средняя школа № 18 г. Дербента, где основной контингент учащихся лезгины, азербайджанцы, таты и табасаранцы; школа-интернат г. Кизляра (аварцы, русские, кумыки); мононациональная сельская Гунийская СШ Казбековского района (аварцы); Нуради-ловская СШ Хасавюртовского района (чеченцы - акинцы). В экспериментальной работе экспертиза деятельности приведенных пилотных школ осуществлена с позиций: определения места и роли национального образования в развитии современного мира, (пути и способы модернизации, соответствие педагогических технологий этнопсихологическим особенностям и потенциалу этнопедагогики и т д.); формирования культуры мира (как инструмент воспитания в духе мира, ненасилия и согласия); значимости поликультурного воспитания и профилактики конфликтов; формирования гражданских позиций и средств воспитания толерантности в поликультурных сообществах и т д.); развития позитивной «Я - концепции», как основы нравственной устойчивости личности.

Экспертиза деятельности образовательных учреждений, реализующих программу проекта, позволила выделить научно отслеженные и фиксированные модели учебной деятельности, способствующие раскрепощению личности, развитию творческих способностей, расширению кругозора, воспитанию толерантности и готовности к сотрудничеству в поликультурных сообществах. При этом введение предметов («Конфликтология», «История религий», «Граждано-ведение», «Культура и традиции народов Дагестана», «Мир вокруг нас») способствовали формированию нравственных черт (лояльность к представителям других национальностей, терпимость, взаимопонимание, товарищество и т д.), развитию позитивной «Я - концепции» как основы нравственной устойчивости личности. При этом особенностями дагестанской школы остаются: преобладание авторитарного стиля общения учителя с учениками (до 50%) и построение взаимоотношений на доминировании учителя, снижающие самостоятельность учащихся; низкий уровень психолого-педагогической и поликультурной компетентности педагога, чему свидетельствуют результаты аттестации, согласно которым каждый ю

пятый (20%) учитель практически не обладает этнопедагогическими знаниями, умениями по воспитанию подрастающих поколений, методами формирования установок толерантного поведения, профилактики агрессивности и т д.

Анализ практики функционирования образовательной системы республики (средние школы № 11,18,28, 42, 50, гимназий № 17, 33, 38, лицея № 39 г. Махачкала), а также результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы (Табл.1) показывают, что основными препятствиями успешного функционирования мультикультурного образовательного пространства выступают: недостаточность этнокультурных знаний, игнорирование интересов и потребностей учащихся, неготовность учителя становиться на позиции воспитанника и видеть в нем личность; низкий уровень готовности к управлению чувствами и поведением; отсутствие механизма выявления у воспитанников положительных сторон личности; низкий уровень сформированно-сти нравственных качеств; отсутствие способности не впадать в крайность в отношениях с учащимися и т.д..

Таблица 1

Обобщенные показатели владения элементами национальной культуры (констатирующий этап эксперимента, %)

№ Класс Контрольный Экспериментальный

высокий средний низкий высокий средний низкий

1 Родной язык 18,2 21,2 60,6 21,1 15,4 64,5

2 Истории Салатавии 21,4 20,6 58,0 22,8 21,8 55,4

3 Литература Салатавии 17,8 38,7 44,1 13,3 26,2 60,5

4 Культура Салатавии 26,2 23,4 50,4 25,6 27,1 47,3

5 Культуры мира 13,4 36,2 50,4 22,7 33,2 44,1

6 Мировая худ.культура 25,2 48,3 28,5 23,2 29,4 57,4

7 Устное народное тво-во 26,6 44,3 29,1 21,4 26,4 52,2

Анализ социально-образовательного и воспитательного пространства национальной школы показывает, что её основной проблемой выступает недостаточное внимание к истории и культуре не только своего, но и других народов, что актуализирует значимость опытно-экспериментальной работы, направленной на апробацию педагогических условий формирования толерантной личности, носителя национальной культуры, традиции, языка, высоких нравственных ценностей, индивидуальных, биологических, физиологических и этнокультурных особенностей и т.д. С этих позиций целесообразно:

• обосновать модель мультикультурного образовательного пространства, ориентированную на развитие личности через диалог культур, изучение этно-педагогики и этнопсихологии;

• приобщить школьников к культуре, языку, традициям и обычаям, обеспечив понимание и сохранение национального своеобразия и специфики и т.д.;

• формировать позитивное (уважительное, бережное) отношения к культурам этнических групп, гармонизовать межличностные отношения на основе уважения, сотрудничества и сотворчества;

• создать атмосферу взаимопонимания и готовности совместной деятельности через воспитание личности в культуре и культуры в ней;

• разработать оптимальную структурно-функциональную модель учебного плана с учетом специфики школы, социальной среды

Во второй главе «Условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в регионе» раскрыты условия реализации модели мультикультурной образовательной среды, обоснована технология формирования толерантной личности, представлены содержание и результаты опытно-экспериментальной работы. "!■■

Основываясь на теоретических положениях, выявленных в первой главе, выбор направлений функционирования мультикультурного образовательного пространства целесообразно осуществить, основываясь на позициях отечественных и зарубежных исследователей, где в качестве основных принципов функционирования образовательной системы выступают: гуманизм, толерантность, демократизм, сотрудничество и сотворчество, интегративность и системность. С этих позиций в качестве факторов, предопределяющих эффективность функционирования образовательного пространства, выступают:

• создание условий для изучения родного языка, сохранения и развития этнокультуры, приобщения к традициям народа, формирования личности, любящей свою родину и народ, уважающей культуру, традиции и обычаи других народов, осознающей свое «я»;

• приобщение учащихся к культурам народов, проживающих в Дагестане и России, для чего в содержание включить элементы культурного компонента этносов, совместного проживания, способствующие формированию понимания значимости изучения и сохранения родной культуры, языка, традиций и обычаев, а также позитивного, толерантного отношения к представителям разных культур, гармонизации межнациональных отношений;

• гуманизация и гуманитаризация содержания обучения путем включения различных компонентов национальной и мировой культуры, понятий и категорий мультикультурного образования;

• формирование культуры педагогов, выступающих носителями и посредниками культуры, вследствие чего культурная составляющая становится основой психолого-педагогической, социально-научной, предметно-методической готовности к деятельности.

С учетом сказанного в качестве педагогических условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в многонациональном регионе нами выделены:

• определение направлений мультикультурного образования учащихся, исходя из социальных требований и состояния изученности проблемы;

• разработка модели мультикультурного образовательного пространства, охватывающей аспекты обучения, воспитания и развития личности учащихся, исходя из особенностей и специфики региона, окружения школы;

• обоснование содержания мультикультурного образования, исходя из современной сущности мультикультурности, существующей практики подготовки и особенностей школьников;

• использование разнообразных форм и методов, учитывающих особенности образовательного пространства, культурную специфику итд.

Мультикультурное образовательное пространство, ориентированное на формирование личности школьника с гуманистическими ценностями, обеспечивает готовность к общению и взаимодействию с представителями других культур, требует активного насыщения учебно-воспитательного процесса этнокультурным компонентом, разработки экспериментального учебного плана школы, получившей статус опытно-экпериментальной площадки Министерства образования Республики Дагестан. При этом мультикультурная образовательная среда, выступая социокультурным пространством, должна способствовать возрождению, сохранению и развитию языка и культуры этноса, приобщению школьника к мировой культуре по принципу «от родной культуры -к культуре народов совместного проживания и к мировой культуре»,

Следует отметить, что мультикультурное образовательное пространство не обеспечивает решения всех, социально-экономических и этнических проблем, но призвано внести существенный вклад в формирование толерантной личности, обеспечение культурного плюрализма, готовности понимать, осознавать и оценивать собственную, одноклассников, учителей и взрослых культуру. Кроме того мультикультурное образовательное пространство направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, форм деятельности, их передачу молодому поколению.

С учетом сказанного мультикультурное образовательное пространство (Схема 1), включает субъектов учебной деятельности в процесс восприятия современного культурного процесса как закономерной эволюции множества человеческих сообществ, способствует возникновению интереса к культурологической тематике, исходя из принципа: класс - один, а культур в нем - много, и все равноинтересны и необходимы.

Мультикультурное образовательное пространство

_1_

Принципы функционирования мультикультурного образова-тельногоиространства

-4--п гуманизм демократизм толера (ТНОСТЬ сотрудничество системность

Задачи:

• приобщение к родной культуре, языку, традициям и обычаям;

• создаиие условий для диалоганациональных культур в школе;

• формирование позитивного отношения к разным этническим группам, гармонизации межнациональных отношений;

•взаимодействие школы и семьи в воспитании толерантности, диалога культур на основе народной педагогики._

Содержание мультикультурного образования

л—--- Изучение Приобщение к + ^ Гуманизация Формирование Формирование

родной куль- культурам на- образования культуры учителя культуры уча-

туры родов щихся

Технология мультинультурпого образования

Методы --- Формы I ^Средства

Общепедагогические: игры, дискуссии. Народной педагогики: воспитание игрой, делом, общественным мнением. Профессионально-ориентированные: учебные занятия по программам, встречи, экскурсии, проекты. Игровые: турниры, конкурсы, творческие проекты спортивные и художественные представления. Средства народной педагогики: ансамбль народных инструментов, фольклорные представления, танцы, национальный театр и т д. Профессионально-ориентированные: аудиовизуальные, информационные. Игровые: импровизация, театрализация. Средства народной педагогики: фольклор, народное ремесло, народный костюм и этикет, игры и игрушки, декоративно-прикладноеискусство

Педагогические условия

Организационные Дидактические

• Сохранение языка и культуры • Атмосфера толерантности и мульти-культурности • Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса • Включение этнокультурного компонента • Этнопедагогическая компетенция личности учителя • Обеспечение межпредметных связей в обучении • Приобщение учащихся к народной культуре, традициям, истории и т.д.

Схема 1. Модельмультикультурного образовательного пространства

По нашему мнению результатом функционирования мультикультурного образовательного пространства выступает сформированность разносторонне развитой, толерантной, способной к самоактуализации и саморазвитию личности учащегося, достигнувшей гармонии отношений с внешним и внутренним миром, с самим собой и другими людьми. При этом выпускник мультикультур-ной школы осознает разнообразие жизненных позиций (знание, свобода, сотрудничество, сотворчество, уважение к личности, толерантность, собственная самоценность); умеет жить и работать в мультикультурной среде, вести здоровый образ жизни, ценить культуру, традиции не только своего, но и других этносов. Кроме того он способен планировать свою жизнь в соответствии с целями, анализировать поступки, принимать решения, вступить в диалог с представителями другого этноса; имеет уровень образования, адекватный современным мировым требованиям.

Следовательно, реализуемая в рамках мультикультурного образовательного пространства целостная модель «Культура», включает изучение предметов: «Культуры мира» (5-9кл), «Культура и традиции народов Дагестана» (4, 811 кл.), «Мировая художественная культура» (10 кл.), «Ковроткачество» (91 Окл.), «Национальный орнамент» (10 кл.) и др., для чего разработаны авторские программы: «История Салатавии», «Литературная Салатавия», «Культуры мира», внедрены различные элективные курсы, направленные на нравственное и духовное развитие личности (Куклотерапия, Сказкотерапия, Игротерапия, Этика взаимоотношений, Граждановедение, Самопознание и Саморазвитие, Конфликтология, Психосинтез и т д.), в совокупности способствующие возрождению интереса, уважения и любви к родной и другим культурам, толерантности и готовности жить в полиэтнической среде, с пониманием относиться к людям других национальностей. При этом следует отметить важность для мультикультурного образовательного пространства программы приобщения учащихся к разным культурам через создание условий по формированию личности, способной к жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, с развитым чувством понимания и уважения других культур.

Разработанная система введения личности учащегося в мир культуры предполагает изучение культурного наследия своего и других народов, формирование целостной картины их взаимодействия, обеспечение интеграции и преемственности, позволяющей сопоставить элементы родной культуры с культурами другого этноса, получение подтверждения о многообразии культур и особенностях культурных проявлений, воспитание чувства уважения к достижениям другого этноса, учет их во взаимоотношениях с носителями языка, традиций и т. д.

На основе изучения мнения родителей, учащихся и учителей нами обосновано содержание программы воспитательной работы (Табл.2), где в качестве важного направления рассматривается приобщение к культурам народов Даге-

15

стана, выступающей хранительницей традиций, дополнение и обогащение знаний о культуре разных народов, их быте и обычаях.

Содержание программы указывает на очевидную значимость духовно-нравственного воспитания, формирования ценностей, личности школьника через широкое овладение элементами национальной культуры, в совокупности влияющих на эмоционально-мотивационную сферу, где ключевой культуросо-зидательной функцией выступает сохранение, передача, и воспроизводство культурных традиций, языка, нравственных ценностей. При этом в качестве приоритетных задач программы рассматриваются: обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; формирование бережного отношения к культурному наследию народов России и Дагестана; воспитание патриотизма, гражданской позиции личности; национальной и религиозной терпимости, уважительного отношение к языкам, традициям и культуре других народов; готовность к межличностным отношениям и т.д.

Таблица 2

Форма мероприятия Тематика мероприятия

Урок-беседа, Представление. Лекция. Экскурсия. «Быт дагестанского народа», «Игрыи игрушки гунийцев»? «Зимние забавы»; Урок-экскурсия; «Сакля»; Урок-путешествие: «Путешествие по Дагестану»; Урок-беседа: «Сказки народов Дагестана», «Быт и культура салатавцев»; Урок-игра: «Отгадай загадку» и т д.

Игры, викторины и т.д. «Традиции аварцев», «Живет в Дагестане народ...», «Путешествие по Салатавии»,

Литературно-музыкальные композиции «Я жить хочу, чтоб родине отдать последний сердца движущий толчок...», «Песни военных лет» «На фронт уходили поэты, «Сага о чабане», «Белые журавли» и др.

Литературные вечера «Дагестан- моя родина, аварский язык - мой родной язык...» «А если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть»

Книжные выставки «Великий сын Дагестана» (Р.Гамзатов), «Мое село», «Родные истоки», «Поэзия культур», «Путешествие по Дагестану», «Возвращение к истокам», «Мой родной язык», « «Поэт, писатель, гражданин» (к юбилею Г. Цадаса).

Указанные ориентиры, хотя остаются верными и необходимыми, оказываются в современной культурной ситуации уже недостаточными для обеспечения культуросообразности, поскольку взаимодействие культур, формирование уважения к ценностям родного и других народов, живущих рядом, стремление познать разнообразие и глубину языка, традиций возможно только в жизненных ситуациях, системе человеческих отношений, исторически сформировавшейся социокультурной среде. С этих позиций национальная окрашен-

ность, этнические и региональные, культурно-исторические, социально-психологические особенности не должны препятствовать выходу школьников в многонациональный и поликультурный мир, а мультикультурная образовательная среды должна нести не столько национальную идею, сколько определенные представления и образы, способствующие взаимодействию с другими культурами.

Решение задач мультикультурного образования требует использования активных методов обучения и воспитания, где ведущее место занимают различные игры, в ходе которых учащиеся приобретают опыт общения и взаимодействия. При этом активные формы и методы обеспечивают ориентированность на сохранение культур народов через овладение знаниями, умениями и навыками, соответствующих культуре индустриально-информационного общества; трансляцию элементов культуры, поскольку общественное наследие не воспроизводится целиком в силу грандиозности объема и внутренней неоднородности, а в процессе передачи происходит определенная его селекция (не всегда осознаваемая) по признакам, диктуемым современностью.

Отслеживание результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что модель мультикультурного образовательного пространства актуальна и находит поддержку у учащихся, родителей и учителей, поскольку 85% родителей состояние межличностных отношений в школе считают удовлетворительным, развивающимся в правильном направлении,72% респондентов посчитали полезным введение в школьную программу таких предметов, как «Культуры мира», «Ковроткачество», «Национальный орнамент». Кроме того 80% респондентов убеждены в значимости воспитания уважения к людям других национальностей, их культуре, языку и обычаям, 90% опрошенных отмечают полезность осуществляемой в школе работы по знакомству с культурой разных народов, 46% респондентов считают формирование толерантного отношения к языку, культуре других национальностей на современном этапе достаточно актуальной.

Как безусловное достижение следует признать научно-теоретическую обоснованность модели мультикультурного образовательного пространства школы и системы мультикультурного образования и воспитания, уровень ее практической реализации, чему подтверждением результаты проведенного анкетирования учащихся контрольного и экспериментального классов (147 респондентов), показывающие, что большинство учащихся считают целесообразным изучение таких предметов, как «Культуры мира» - 85%, «Литература Са-латавии» -86%», «ИсторияСалатавии» - 100%, помогающих знанию эпоса народа, формирующие интерес к литературе и творчеству поэтов и писателей -80%; 82%учащихся познакомятся с литературой и культурой других народов.

С целью определения показателей мультикультурной образованности школьников проводились контрольные срезы по: когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому уровням владения этнокультурными знаниями, степени их понимания и специфики, результаты которого указывают в целом на положительные тенденции, подтверждают концептуальные положения исследования. Анализ данных (Табл.3) говорит о повышении показателей в части сформированное™ положительной мотивации, где наибольшую ценность для нас представляет то, что школьники не только получили знания по предметам, но и применяли их в различных формах воспитательной работы.

Анализ обобщенных показателей экспериментальных и контрольных классов показывает, что заинтересованность и эмоциональная подготовленность учащихся в экспериментальных выше, что объясняется достаточно высоким уровнем знаний учащихся по истории, литературе, культуре. В целом, показатели по экспериментальным и контрольным классам свидетельствуют об определенных различиях между ними.

Таблица 3

Обобщенные показатели владения элементами национальной культуры (формирующий этап эксперимента, %)

м .......... Класс Контрольный Экспериментальный

высокий средний низкий высокий средний низкий

1 Родной язык 21,3 42,2 36,5 41,3 30,4 28,3

2 Истории Салатавии 26,4 30,2 43,4 43,6 29,8 26,6

3 Литература Салатавии 21,8 40,2 38,0 36,3 32,1 31,6

4 Культура Салатавии 32,6 29,1 38,3 32,5 42,3 25,2

5 Культуры мира 18,6 39,6 41,8 38,4 48,5 13,1

6 Мировая худ.культура 30,1 28,3 40,6 37,1 40,1 22,8

7 Устное народное тво-во 31,4 32,2 36,4 42,8 36,2 21,0

При этом отмечаем, что представленность на высоком уровне увеличивалось с каждым годом, что является свидетельством положительного влияния мультикультурного образовательного пространства на формирование знаний о национальной культуре народов Дагестана. Совершенно очевидно, что в ходе эксперимента учащиеся получили не только знания, но и интеллектуальное и нравственное развитие, готовность к пониманию и принятию других культур.

Как видно из таблицы, уровень знаний по фольклору разных народов в экспериментальном классе оказался достаточно высоким (42,8%), нежели в контрольном (31,4%). На наш взгляд, на данные результаты повлияли следующие факторы: во-первых, само изучение фольклора разных народов очень благодатный и интересный материал для развития познавательного интереса уча-18

щихся, особенно 5-6 классов; во-вторых, изучение предмета «Литература Сала-тавии» способствовало расширению кругозора, формированию устойчивого интереса к литературным произведениям этноса.

Анализ материалов, полученных в ходе и после проведения опытно-экспериментальной работы, позволил провести сравнительный анализ данных уровней сформированное™ духовно-нравственных ценностей школьников, свидетельствующее о том, что количество респондентов с высоким и средним уровнем в экспериментальной группе возросло, а с низким - уменьшилось. Так, к концу эксперимента количество школьников с высоким уровнем возросло с 22,9% до 43,6%, в то время как количество со средним уровнем увеличилось от 21,7% до 29,8%, а с низким уменьшилось от 55,4% до 26,6%-Кроме того, отмечается возрастание интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к родному языку, истории и культуре своего края, а также к учебным предметам гуманитарного цикла(76%). Следует отметить также рост активности и изменение направленности в сторону изучения культурных особенностей -81%учащихся, расширение кругозора, устойчивое уважение к традициям народа-76,2%.

Таким образом, результаты контрольных срезов, проведенных в рамках эксперимента, наглядно указывают на эффективность мультикультурного образовательного пространства, поскольку положительная динамика показателей свидетельствует о качественной составляющей их знаний учащихся (фольклор, язык, литература и культура родного этноса и народов Дагестана),повышении их интеллектуального потенциала.

В ходе опытной работы на всех ее этапах с помощью педагогического мониторинга отслеживалась динамика личностного развития учащихся, изменение ценностных ориентаций, расширение сферы интересов и потребности в самопознании, овладений мультикультурными и гуманистическими ценностями. При этом основными показателями эффективности опытно - экспериментальной работы выступают: высокий уровень включенности педагогического коллектива в экспериментальную работу, постоянная мотивация участников эксперимента; разработка и внедрение в учебный план курсов: «Литература Са-латавии», «История Салатавии», «Культуры мира», «Гармония», «Толерантность» и т.д.; интерес учащихся к родному языку и культуре, к изучению культуры других народов; уровень воспитанности учащихся и позитивное отношение к культурным различиям; готовность к общению и взаимодействию с носителями различных культур и т.д.

Сравнительный анализ динамики изменения в уровнях знаний учащихся (Рис.1) с 2006по 2010 годы показывает, что их качество в абсолютном большинстве показателей находится в позиции постоянного возрастания к высокому уровню. Кроме того отсутствие резких изменений в динамике качественного

19

роста из года в год свидетельствует об устойчивом и растущем интересе учащихся к программе экспериментальной работы, наличии стройной системы включения в мультикультурное образовательное пространство, ориентированной на формирование толерантной личности, уважения, признания уникальности и своеобразия культуры народов, значимости диалога культур для современного общества и т д.

2006

2010

» Истории

Салатавии & Литература

Салатавии & Культура Салатавии

Рис.1. Динамика изменения показателей качества владения элементами культуры

Следовательно, мультикультурное образовательное пространство школы, как среда жизни, ориентированная на учебную деятельность и взаимодействие, направлено на обеспечение атмосферы доверия, формирование толерантной личности учащегося, что придает особый характер содержанию и формам организации, реализации творческой активности и т д.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Философскую основу современного мультикультурного образования составляют идеи диалога и взаимодействия культур и цивилизаций, которая изначально культуросообразна, поскольку личность живет в культуре и воспринимает современный культурный процесс как закономерную эволюцию множества человеческих сообществ.

2. Мультикультурное образование и воспитание представляет собой культуросообразную стратегию современного образования, направленную на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, на передачу наследия молодому поколению, культурные и воспитательные аспекты этноса, адаптацию личности к различным ценностям, взаимодействию множеству разнородных культур, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии и т д.

З.В условиях школы с полиэтническим составом учащихся ключевой функцией выступает воспитание дружбы между разными этническими группами через культуротворческую модель, направленную на преодоление отставания в области духовно-нравственного, мультикультурного развития, где образовательное пространство обеспечивает передачу национального опыта, как части мировой культуры, формирование свободолюбивого, доброго, честного, справедливого, ищущего истину и красоту субъекта общественных отношений.

^Необходимость создания мультикультурной образовательной среды продиктована усилением культурной составляющей, которая достигла такого уровня, что возрождение национальной культуры и использование ее потенциала в духовном развитии отдельной личности и народов немыслимо без мультикультурности как пути интеграции в мировую культуру.

5.Мониторинг деятельности образовательных учреждений, направленный на изучение отношения педагогов, учащихся и родителей к преподаванию предметов экспериментального цикла, уровня необходимых знаний и умений педагогов (участвовали 47 учителей, 338 учащихся и 44 родителя) указывает на необходимость выявления путей повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса, что отношение к школе, к ее работникам у всех учащихся в целом позитивное

6. Анализируя ответы учителей, учащихся и родителей, участвовавших в социологическом опросе, можно сделать вывод, что в школе сложился коллектив, в котором каждый готов проявить себя как личность, раскрыть и выявить свои возможности и способности.

7. Организационно-педагогическими условиями эффективного функционирования мультикультурного образовательного пространства выступают: этнокультурный компонент образования, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, этнопедагогическая компетентность учителей, создание атмосферы толерантности и уважения родных и других языков и культур.

8. Модель мультикультурного образовательного пространства представляет собой вариативный подход к организации современного образования на принципах мультикультурности, исходя из позиции: класс - один, а культур в нем - много, все равно интересны и необходимы в образовании.

9. Разработанная и апробированная технология формирования толерантной личности в мультикультурном образовательном пространстве представляет собой интеграцию технологического и оценочно-результативного блоков, целью которых выступает формирование личности, способной к диалогу в обществе, принимающей и понимающей не только свои, но и чужие культурные ценности, осознающей себя частью отечественной и мировой культуры, с уважительным отношением к людям разных национальностей, высоким национальным самосознанием субъекта отношений.

10. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента указывают на позитивный характер показателей личности в мультикультурном образовательном пространстве. В процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, поставленные цель и задачи исследования решены..

Изучение проблемы мультикультурного образования в условиях общеобразовательной школы показало, что в дальнейшем требуются исследования теоретических основ формирования мультикультурных компетенций учащихся, система психолого-педагогической подготовки молодого поколения к жизни в полиэтнической среде и т.д.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих публикациях автора:

1. Шайхов М.А. Мультикультурное образовательное пространство школы» /Г.М. Гаджиев, М.А Шайхов. // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, Махачкала. 2011. №1. С.39-42 (0,2 пл.) (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ)

2. Шайхов М.А. Проблемы мультикультурного образования в современном социуме/ М.А. Шайхов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки.-Махачкала, 2011.№1.С.69-72 (0,2 п.л.); (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ)

3. Шайхов М.А.Формирование установок толерантного сознания и норм нравственного поведения учащихся в поликультурном образовательном пространстве школы/ Сост.-М.АШайхов., В.М Минбулатов//ДГПУ - Махачкала, 2005.- 97 с.

4. Шайхов М.А.Формирование толерантной личности в мультикультурном образовательном пространстве/М.А.Шайхов//. Учебно-методический мате-риал.-ДГПУ. - Махачкала, 2006. - 110 с.

5. Шайхов М.А., Истории Салатавии./Сост. М.А. Шайхов, М.С. Берки-ханов// Учебное пособие для 9 класса - Махачкала, 2007 - 155 с.

6. Шайхов М.А.- Литература Салатавии./Сост. Шайхов М.А.// Учебное пособиедля 10 класса.- Махачкала, 2008. - 140 с.

7. Шайхов М.А.- История Салатавии.-программа/Сост.М.А. Шайхов// -Махачкала, 2007. - 7 с.

8 Шайхов М.А.- Литературная Салатавия:программа /Сост.М.А. Шайхов //- Махачкала, 2008. -16 с.

9. Шайхов М.А.-Культуры мира:программа /Сост.М.А. Шайхов// - Махачкала, 2008. - 7 с.

10. Шайхов М.А.,- Самовоспитание и саморазвитие личности:программа /Сост.М.А. Шайхов, А.Г.Ахмедова// Махачкала, 2005. - 4 с.

Подписано в печать 24.12.2011 г. Формат 60х84|/16. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1. Тираж 100 экз.

а1ерН

Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М. А. Тел.: +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шайхов, Магомед Адилмирзаевич, Махачкала

61 12-1 ЗА* 70

I

ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

ШАЙХОВ Магомед Адилмирзаевич

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДАГЕСТАНА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13.00.01 -Общая педагогика, история педагогики и образования

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Г.М. Гаджиев

МАХАЧКАЛА - 2012

ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Социально - педагогические предпосылки взаимодействия культуры и

1.3. Сравнительно-сопоставительный анализ практики мультикультурного образования......................................................................... 46

ГЛАВА П. УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНЕ

2.1. Этнокультурный компонент в мулътикулыпурном образовании.......64

2.2.Модель мультикультурного образовательного пространства......77

2.3. Реализация модели мультикультурного образовательного пространст-

2.4.Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.....123

образования............................................

1.2 Сущность мультикультурного образования

11

27

ва

96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ.................................

156

145

142

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня общество, социальные институты выделяют целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с сохранением единого социокультурного пространства, преодолением этнонациональной напряженности, подготовкой к жизнедеятельности и т.д. С этих позиций образование выступает транслятором культур и объективно должно стать консолидирующим и системообразующим фактором для полиэтнического сообщества в целом. При этом функционирование образовательного учреждения должно предопределяться процессами, связанными с изменением культуросозидательной функции, сохранением, передачей и воспроизводством культуры, воспитанием человека культуры, интеграцией образования и культуры и т д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что современные системы образования при формировании общечеловеческих и национально-этнических ценностей недостаточно четко определяют роль и место социальной адаптации и межкультурной интеграции, что актуализирует проблему обоснования воспитательно-образовательного пространства, разработки и внедрения моделей, нацеленных на обеспечение готовности к восприятию многообразия социокультурной среды. С этих позиций для нашего исследования важное значение имеют основополагающие идеи зарубежных (А.Ф. Дистервег, Я.А. Коменский, Я. Корчак, И.Песталоцци и др.) и отечественных (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) педагогов-мыслителей, в которых обосновываются этнокультурные и этнопсихологические аспекты образования.

Важное значение для нашего исследования имеют работы Ю.К. Ба-банского, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Г.М. Гад-жиева, Д.М. Маллаева, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, С.Т. Тучалаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, В.Н. Цатурова, E.JI. Жиркова, A.JI. Оконешнико-вой, Б.Д. Попова, К.Д. Уткина и других, в которых исследованы вопросы

формирования этнонациональных аспектов культуры, включения субъекта в социальную среду и т д.

Проблемам мультикультурного образования и воспитания посвящены исследования Б.Ш. Алиевой, A.B. Аракеляна, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, A.JI. Джуринского, Н.Б. Крыловой, М.Н. Кузьмина, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, А.Д. Семеновой, JI.JI. Супруновой, A.B. Шафиковой и др., в которых обосновывается необходимость этнопедагоги-зации учебно-воспитательного пространства, ориентации на аккультурацию, инкультурацию и социализацию личности как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.

Сравнительно - сопоставительный анализ практики обеспечения мультикультурного характера образования в регионе указывает на наличие противоречий между:

• значимостью формирования личности, способной интегрироваться в мулътикулътурное пространство, и недостаточными знаниями, умениями и навыками, получаемыми в образовательном учреждении;

• потребностью общества в выпускниках, способных к взаимодействию в условиях многонациональности культуры, и недостаточностью возможностей системы образования;

• достигнутым уровнем развития теории мультикультурного образования и отсутствием конкретных научно-методических рекомендаций по ее реализации um д.

Приведенные противоречия актуализируют проблему поиска, суть которой в обосновании педагогических условий реализации мультикуль-турной модели образования, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность которой обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана».

Оптимизация обучения предполагает научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения задач и рациональности затрат времени учеников и учителей. Ю.К. Бабанский неоднократно отмечал, что, как всякая научная теория, оптимизация педагогического процесса возникла под влиянием практики: преодоления неуспеваемости, необходимости интенсификации и снятия учебных перегрузок в процессе перехода к новому учебному содержанию.

Цель исследования - обоснование педагогических условий оптимизации мультикультурного образовательного пространства, способствующего формированию толерантной личности.

Объект исследования - мультикультурное образовательное пространство инновационной школы.

Предмет исследования - педагогические условия функционирования мультикультурного образовательного пространства .

Гипотеза исследования. Мультикультурное образовательное пространство в условиях многонациональной Республики Дагестан будет эффективно функционировать, если:

• обеспечить сохранение культуры этносов и приобщить к ней учащихся на основе диалога, тесной взаимосвязи с социумом, развития культурно-эстетических потребностей и т д.;

• создать оптимальные условия функционирования мультикуль-турной образовательной среды;

• педагогический процесс осуществлять с позиций обеспечения единства духовно-личностных, социально-психологических и национально-региональных факторов;

• учебно-воспитательный процесс ориентировать на формирование общечеловеческих ценностей, толерантности, единство национального и общечеловеческого ит д.

Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ и концептуальных положений мультикультурного образования.

2. Обоснование педагогических условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в национальной системе образования.

3. Разработка модели мультикультурного образовательного пространства и технологии приобщения учащихся к культурам родного и других этносов.

4. Экспериментальная апробация условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в национальной системе образования.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции: становления личности и индивида (A.M. Леонтьев и др.); взаимовлияния культуры и образования (М.М. Бахтин и др.); адаптации системы образования к социокультурным изменениям среды, взаимосвязи теории и практики (Ю.К. Бабанский, В.А. Поляков и др.); культурологический (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, А.Ф. Лосев и др.); сре-довой (К.С. Кон, A.B. Мудрик и др.), аксиологический (М.С. Каган, A.C. Макаренко и др.) подходы к изучению этнического и культурного наследия.

Теоретическую основу исследования составляют теории: развития культур (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, О. Шпенглер и др.); межкультурных контактов (М.Ж. Бахтин, B.C. Библер и др.); деятельности и развития личности (Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.); общения (Б.Г.Ананьев, A.A. Бодалев, A.M. Леонтьев и др.); этнопедагогики (Г. Н. Волков, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, А.Д.Семенова и др.); мультикультурного образования и воспитания (C.B. Аракелян, А.Н. Джурин-

ский, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, Н.Б. Крылова, М.Н. Кузьмин, В.В. Ма-каев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, Л.Л. Супрунова и др.).

Методы исследования. Для решения задач исследования использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы; обобщение и анализ материалов периодической печати, государственных стандартов и учебных программ; моделирование, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней общеобразовательной школе с. Гуни Казбековского района Республики Дагестан, где в эксперименте участвовали 245 учащихся, 35 учителей и т д.

Этапы исследования:

• первый этап (2004-2006гг.) предполагал теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение положительного опыта организации мультикультурного образовательного пространства, формирование научного аппарата, накопление эмпирического материала и определение основных направлений исследования;

• второй этап (2006-2008 гг.) включал проектирование мультикультурного образовательного пространства, обоснование педагогических условий функционирования мультикультурной среды, апробацию технологии и основных теоретических положений в опытно-экспериментальной работе на базе средней общеобразовательной школы;

• третий этап (2008-2011 гг.) был ориентирован на обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование и формулирование основных выводов, систематизацию теоретической и практической частей исследования, подготовку диссертационной работы к защите.

Научная новизна исследования состоит в:

• определении основных положений мультикультурного образовательного пространства в условиях региональной системы образования;

• обосновании и апробации организационно-педагогических условий оптимального функционирования мультикультурной образовательной среды (рациональная организация учебно-воспитательного процесса, разработка учебного плана, учебных программ с этнокультурным компонентом, этнопедагогизация учебно-педагогического процесса в школе и т д., отбор учебных дисциплин культурологического характера, использование специфических форм и методов обучения, повышение квалификации педагогов, творческое отношение к педагогической деятельности в современных условиях и т д).;

• разработке модели мультикультурной образовательной среды, ориентированной на формирование толерантной и творчески мыслящей личности выпускника.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании модели мультикультурного образовательного пространства в условиях многонациональной Республики Дагестан как целостной системы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства школы в полиэтнической среде на основе диалога культур, разработке технологии формирования толерантной и творческой личности выпускника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в учебный процесс программы «Культуры мира», «История Салатавии», «Литературная Салатавия», «Толерантность личности», «Гармония», НОУ «Тропинка», созданы организационно-педагогические условия, способствующие оптимизации системы мультикультурного образования, повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются действенностью системы мультикультурного образования в общеобразовательной школе, научным обоснованием концептуальных положений, целесообразным сочетанием комплекса методов, адекватных предмету исследования, его цели и задачам; репрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы, практическим опытом автора исследования в качестве ответственного за проведение эксперимента.

На защиту выносятся положения:

• мультикультурное образовательное пространство как среда формирования личности, способной к социализации, проявляющей уважительное отношение к языкам, традициям и культурам этноса, условие развития национальной системы образования Республики Дагестан;

• этнокультурный компонент как системообразующий фактор реализации учебно-воспитательного процесса в школе с позиций рационального сочетания общечеловеческого и национально-регионального факторов взаимодействия культур, формирующий толерантную личность субъекта той или иной национальной культуры;

• организационно-педагогические условия эффективного функционирования мультикультурного образовательного пространства (рациональная организация учебно-воспитательного процесса, отбор учебных дисциплин культурологического характера, использование специфических форм и методов обучения, повышение квалификации педагогов, творческое отношение к педагогической деятельности в современных условиях и Т д.).

• модель и технология формирования толерантной личности выпускника, проявляющей уважительное отношение к культуре, традициям, языку этносов совместного проживания.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования ДГПУ, на коллегии министерства образования Республики Дагестан, прошли апробацию на международных ( Мо-сква-1995, Ростов, 2000), региональных (Казань-1996, Санкт-Петербург-2002), республиканских (Махачкала, 2005) научно-практических конференциях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении анализируется степень научной разработанности проблемы, определена актуальность темы, формулируется цель, объект, предмет и гипотеза исследования, охарактеризованы методологические и теоретические основы и методы научного поиска, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, формулируются положения, выносимые на защиту и достоверность проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы мультикультурного образования», состоящей из трех параграфов, обосновывается основной методологический аппарат: культура, мультикультура, поликультурное образование, диалог культур, этнокультурный компонент, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, раскрывается сущность мультикультурного образования, представлен опыт ее организации в условиях многонационального Дагестана.

Во второй главе «Условия оптимизации мультикультурной образовательной среды в регионе», состоящей из трех параграфов, раскрыты условия реализации модели мультикультурной образовательной среды, представлены содержание и результаты опытно- экспериментальной работы, проведенной на базе средней общеобразовательной школы с. Гуни Казбековского района РД

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Социально - педагогические предпосылки взаимодействия

культуры и образования

В настоящее время стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

В настоящее время в мире много стран, которые имеют полиэтнический состав населения, вследствие чего существует многообразие культур, традиций, ценностей, где мультикультурное образование получило широкое признание (Канада, США, Германия, Россия и т.д.) Изучение опыта этих стран по теме исследования необходимо для сопоставления и выделения общего и особенного в мультикультурном образовании, поиска его эффективных форм и средств. Следует отметить, что проведение анализа мультикультурного образования по всем странам не представляется возможным, поэтому, на наш взгляд, можно это сделать на примере двух систем, поскольку исследования отечественных специалистов А.Н.Джуринского [45], Г.Д.Дмитриева [47,48], В.В. Веселовой [30], М. Кларина [69] , В.А.Тишкова [149, 150] и др., а также зарубежных ДБэнкса [29, 174,175], Д.Линча [174] и др. позволяет провести подробный �