Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чурбанова, Ольга Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Архангельск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чурбанова, Ольга Владимировна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Теория контекстного обучения как методологическая основа проектирования образовательного процесса в высшем учебном заведении.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика активного обучения контекстного типа.

1.3. Деловая игра как основная форма учебной деятельности в контекстном обучении.

1.4. Историко-педагогические и психологические основы компьютеризированного контекстного обучения.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

2.1. Анализ, классификация, принципы подбора педагогических программных средств контекстного обучения.

2.2. Проектирование содержания контекстного обучения в учебных компьютерных комплексах.

2.3. Обоснование проектирования методов компьютеризированного контекстного обучения.

2.4. Анализ результатов экспериментальной программы исследования

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения"

Актуальность исследования. Современное российское образование переживает период модернизации. В связи с этим в таких основополагающих государственных документах, как "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" (2000 г.), "Концепция модернизации российского образования до 2010 г." (2001г.), Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (2001-2010 гг.) большое значение придается развитию информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества и конкурентоспособности отечественного образования, в том числе высшего.

Опыт показывает, что высшее образование в области использования информационных технологий в настоящее время отстает от реальных потребностей общества в специалистах, способных компетентно использовать компьютерные технологии'в своей профессиональной деятельности. Преодоление этого разрыва - актуальная проблема педагогической теории и практики высшего образования.

В целом в психолого-педагогической литературе вопросы использования информационных технологий в образовательном процессе вуза рассмотрены достаточно широко. Концептуальные и психологические основы информатизации образования освещены в работах В.П.Беспалько, А.А.Вербицкого, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, А.П.Ершова, Е.И.Машбица, Е.С.Полат, С.Пейперт, Н.Ф.Талызиной и др.

Теоретическим оснойам создания и использования средств информатизации образования посвящены исследования А.И.Башмакова, И.Е.Вострокну-това, С.Р.Домановой, Л.Х.Зайнутдиновой, О.А.Ильченко, К.Г.Кречетникова, З.Ф.Мазур, Д.Ш.Матроса, С.В.Панюковой, И.В.Роберт, Э.Г.Скибицкого идр.

Научно-педагогические основы обучения студентов в высших учебных заведениях с использованием информационных технологий разработаны в исследованиях А.А.Андреева, А.А.Ахаяна, А.Л.Денисовой, Е.В.Дозорова,

С.А.Новоселова, П.И.Образцова, И.В.Онокова, М.И.Потеева, Л.В.Рожиной, О.К.Филатова, М.С.Чвановой, Т.Л.Шапошниковой, О.Н.Шиловой, В.Ф.Шо-лоховича и др.

Тем не менее, быстрое развитие информационных технологий обуславливает актуальность исследований в области информатизации высшего образования. В настоящее время существует потребность в инновационных педагогических технологиях, в которых новые формы и методы обучения реализуются на базе сетевых компьютерных систем.

В современной педагогике происходит постепенная замена традиционI ной парадигмы образования, основанной на пассивном усвоении знаний и воспитании "человека знающего", на новую парадигму, в основу которой положен принцип формирования "человека мыслящего", способного к творчеству, самосовершенствованию.

В отечественной педагогике теории альтернативного инновационного обучения разрабатываются в русле деятельностного подхода к усвоению знаний, в том числе на основе концепций теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), а также на базе идей проблемного обучения, связанных с созданием активных методов обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, В.Оконь и др.).

В сфере высшего образовании в настоящее время наиболее востребованной является теория контекстного обучения (А.А.Вербицкий, Н.А.Бакшаева, Н.В.Борисова и др.), центральным концептуальным ядром которой является идея о смыслообразующем влиянии контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность студентов.

По определению А.А.Вербицкого контекстным называется такое обучение, в котором с помощью различных дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности [Вербицкий, 1991].

Психолого-педагогические проблемы контекстного обучения рассматривались в диссертационных исследованиях Е.В.Андреевой, Н.А.Бакшаевой,

Н.В.Борисовой, О.А.Григоренко, Е.А.Жадан, Л.Б.Жигаловой, Н.В.Жуковой,

B.Н.Кругликова, О.А.Ларионовой, Т.Н.Лененко, Ю.В.Масловой, Н.А.Сахаровой, Т.М.Сорокиной, И.А.Тиханкиной, А.А.Федоровой, Б.Н.Черкашина,

C.В.Черницыной и др. В них теоретически обоснованы вопросы формирования мотивации, активизации познавательной деятельности, изучены формы и методы контекстного обучения, разработаны модели контекстного обучения применительно к различным дисциплинам. Однако анализ данных исследований показал, что вопросы компьютеризированного контекстного обучения и проектирования учебных компьютерных комплексов не являлись целью их изучения. Поэтому мы обратились к исследованию проблем контекстного обучения с использованием информационных технологий, как актуальных и недостаточно исследованных. I

Контекстное обучение построено на основе дидактических методов, имитирующих содержание избранной специальности. Прежде всего, к ним относятся деловые игры. В деловой игре учебная деятельность студентов наиболее близка к профессиональной, что позволяет через моделирование производственных ситуаций активизировать процесс обучения, стимулировать познавательный интерес к будущей профессии, способствовать общему и профессиональному развитию личности специалиста. Вследствие этого деловая игра является одним из эффективных и общепризнанных методов активного обучения. I

Большой вклад в разработку теории и методики деловых игр внесли отечественные ученые М.М.Бирштейн, Я.М.Бельчиков, В.Н.Бурков,

A.А.Вербицкий, Ю.В.Геронимус, С.Р.Гидрович, В.М.Ефимов, Р.Ф.Жуков, Д.Н.Кавтарадзе, М.М.Крюков, В.Ф.Комаров, Н.Н.Козленко, В.Я.Платов,

B.Д.Сапунцов, И.М.Сыроежин, Г.П.Щедровицкий и др. Однако, анализ научной литературы выявил, что теоретические основы разработки деловых игр с использованием современных информационных технологий изучены недостаточно. Именно поэтому в нашем исследовании особое внимание уделяется разработке деловых игр на основе компьютерных систем.

Целью контекстного обучения является овладение обучаемым целостной профессиональной деятельностью специалиста (А.А.Вербицкий). В связи с широким использованием компьютерных систем в производственной сфере логично осуществлять моделирование предметного содержания будущей специальности в русле изучения и использования информационных технологий.

Учебный компьютерный комплекс контекстного обучения, представляющий интегрированную совокупность научно-педагогического, учебно-методического, программного и технического обеспечения, является средством овладения реальной предметной деятельностью, осуществляемой в компьютерной среде.

Идея педагогического проектирования компьютерного комплекса контекстного обучения основывается на том, что в техническом отношении компьютерный сетевой комплекс, созданный в учебном классе, аналогичен компьютерной сети промышленного предприятия.

При работе в компьютерной сети предметом и учебной и реальной практической деятельности является информация, имеющая одну и ту же электронную форму. Действия обучаемого по обработке учебной информации подобны действиям специалиста на рабочем месте, что создает большие возможности для их имитации. Данный подход позволяет рассматривать компьютерный комплекс контекстного обучения как универсальную образовательную моделирующую среду.

Процесс проектирования учебного компьютерного комплекса предполагает разработку педагогической технологии компьютеризированного контекстного обучения, включающей определение целей обучения, разработку содержания и методов обучения, выявление функций студентов и преподавателей, планирование результатов учебного процесса.

Актуальность исследования, направленного на разработку педагогической технологии компьютеризированного обучения, объясняется необходимостью разрешения существующих в образовательном процессе вуза противоречий:

• между потребностью в новых образовательных технологиях в условиях модернизации образования, постепенного перехода к личностно-ориентированной образовательной парадигме и недостаточным использованием данных технологий в традиционной системе обучения;

• между широким распространением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности и недостаточным уровнем подготовки специалистов, способных компетентно использовать их в своей профессиональной деятельности; <

• между потребностью в создании новых эффективных методов обучения на основе информационных технологий и недостатком соответствующего научно-педагогического и учебно-методического обеспечения.

Данные противоречия позволили определить проблему исследования: выявление педагогических условий, обеспечивающих теоретическое обоснование проектирования инновационных технологий компьютеризированного обучения, что обусловило выбор темы исследования «Педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения». *

Объект исследования: Образовательный процесс высшего учебного заведения, построенный на основе использования информационных технологий.

Предмет исследования: Педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения.

Цель исследования: Выявление и обоснование педагогических условий проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения.

Гипотеза исследования: Процесс проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения будет успешным, если:

• Содержание обучения проектируется на основе деятельностной модели специалиста, содержащей фсновные задачи, функции, проблемы, объекты будущей специальности;

• Разрабатываются интегрированные межпредметные курсы, обучение по которым осуществляется в русле решения задач специальных дисциплин, воспроизводящих фрагменты будущей профессии;

• В качестве основных используются методы, моделирующие содержание предметной деятельности, осуществляемой в компьютерной среде;

• Учебная деятельность студентов строится как поэтапная совместная самостоятельная работа, направленная на разрешение проблемных ситуаций в условиях группового диалогического общения при участии преподавателя, что вызывает активизацию творческого мышления, создает условия для самореализации и обеспечивает успешное формирование профессиональных и личностных качеств будущих специалистов;

• Преподаватель учитывает специфику будущей профессии обучаемых, проектирует обучение студентов на основе общей модели подготовки, отражающей государственный стандарт специальности, выполняет функции разработчика проблемных задач, консультанта и эксперта.

Задачи исследования:

• Раскрыть теоретическую сущность контекстного обучения;

• Охарактеризовать историко - педагогические основы компьютеризированного контекстного обучения;

• Систематизировать дидактические принципы подбора и проектирования педагогических программных средств контекстного обучения;

• Выявить педагогические условия проектирования содержания контекстного обучения в учебных компьютерных комплексах;

• Обосновать проектирование методов компьютеризированного контекстного обучения (метода контекстно-обучающих задач и деловой игры в компьютерной среде) с учетом выявленных педагогических условий;

• Апробировать разработанные методы компьютеризированного контекстного обучения.

Методологической основой исследования являются :

• концепции деятельнрстной теории обучения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др.);

• основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.);

• концепции теории контекстного обучения (А.А.Вербицкий, Н.А.Бак-шаева, Н.В.Борисова и др.);

• теоретические положения в области проблемного обучения (З.И.Калмыкова, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, В.Оконь и др.);

• основы методики разработки деловых игр (М.М.Бирштейн, Я.М.Бель-чиков, А.А.Вербицкий, Ю.В.Геронимус, С.Р.Гидрович, В.М.Ефимов, Р.Ф.Жуков, Н.Н.Козленко, В.Я.Платов, В.Д. Сапунцов, Г.П.Щедровицкий и др.);

• общедидактические положения в области содержания обучения, организационных форм и методов обучения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, В.Оконь, В.А.Ситаров, И.П.Харламов и др.).

Исследование проводилось на базе Института Экономики, Финансов и бизнеса (ИЭФБ) Архангельского государственного технического университета (АГТУ) с 1999 по 2004 год. В исследовании участвовало 286 студентов ИЭФБ АГТУ.

Этапы исследования:

Первый этап (1999-2000 гг.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по теме исследования.

На втором этапе (2000-2003 гг.) уточнялись теоретические положения диссертации, разрабатывалась и осуществлялась экспериментальная программа исследования, в ходе которой апробировалось проектирование содержания и методов компьютеризированного контекстного обучения (метода контекстно-обучающих задач и деловой игры в компьютерной среде).

На третьем этапе (2003-2004 гг.) завершена опытно-экспериментальная работа, выполнены статистическая обработка и анализ результатов исследования, закончено оформление диссертации.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, терминологический анализ, констатирующий и формирующий эксперименты, статистическая обработка результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием методов, адекватных цели и задачам исследования, статистической обработкой результатов, показавшей значимость полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Контекстное обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в котором с помощью различных дидактических форм, методов и средств моделируется содержание реальной предметной деятельности.

Теория контекстного обучения, опирающаяся на идею смыслообра зующего влияния контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность студентов, является эффективной основой для проектирования инновационных технологий активного обучения, в том числе в области использования информационных технологий.

Контекстное обучение, построенное на основе деятельностной модели специалиста, обеспечивает успешное формирование профессиональных и личностных качеств студентов. Сочетание познавательного интереса и позитивной мотивации, характерное для контекстного обучения, способствует трансформации познавательных мотивов в профессиональные, что ведет к I постепенному преобразованию учебной деятельности в реальную предметную деятельность.

2. Учебный компьютерный комплекс контекстного обучения представляет собой интегрированную совокупность научно-педагогического, учебно-методического, программного и технического обеспечения, направленного на создание универсальной моделирующей образовательной среды.

Процесс педагогического проектирования учебного компьютерного комплекса контекстного обучения включает:

• определение целей компьютеризированного контекстного обучения;

• разработку содержания компьютеризированного обучения с позиций теории контекстного обучения;

• подбор и проектирование программных средств контекстного обучения, обеспечивающих создание моделирующей учебной среды;

• выбор форм учебной деятельности студентов;

• проектирование методов компьютеризированного контекстного обучеI ния;

• разработку вспомогательных средств компьютеризированного контекстного обучения: учебных пособий контекстного типа, как в печатной, так и в электронной форме (в виде обучающих программ, электронных учебников);

• проектирование рейтинговой системы контроля, направленного на определение уровня овладения реальной предметной деятельностью и уровня усвоения теоретических знаний.

3. Педагогическими условиями успешного проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения являются :

• Проектирование содержания компьютеризированного обучения на основе деятельностной модели специалиста;

• Создание интегрированных межпредметных курсов, обучение по которым ведется в русле решения задач из специальных дисциплин, воспроизводящих фрагменты будущей профессии;

• Использование методов обучения, моделирующих содержание предметной деятельности с использованием информационных технологий, как основных;

• Проектирование учебной деятельности студентов как поэтапной самостоятельной работы, направленной на разрешение проблемных ситуаций в условиях группового диалогического общения при участии преподавателя;

• Проектирование преподавателем учебного процесса на основе общей модели подготовки, отражающей государственный образовательный стандарт специальности, с выполнением им функций разработчика проблемных задач, консультанта и эксперта.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• Концептуально раскрыт педагогический потенциал контекстного обучения в области проектирования учебного процесса с использованием информационных технологий;

• Научно обоснована педагогическая сущность понятия «учебный компьютерный комплекс контекстного обучения»; I

• Уточнено педагогическое содержание понятий «Обучающая программа», "Экспертная обучающая система", "Электронный учебник", «Программное средство имитационного моделирования», «Компьютерная деловая игра».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• Раскрыта теоретическая сущность педагогического проектирования содержания компьютеризированного контекстного обучения;

• Систематизированы дидактические принципы подбора и проектирования педагогических программных средств компьютеризированного контекI стного обучения;

• Концептуально обоснованы педагогические условия проектирования методов компьютеризированного контекстного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что :

• разработана методика проектирования содержания компьютеризированного контекстного обучения. Создан единый взаимосвязанный контекстный курс экономической информатики, включающий дисциплины «Учебный практикум по вычислительной технике», «Информатика», «Информационные системы в экономике» на основе модели подготовки специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

• обоснован и внедрен в практику обучения метод контекстно-обучающих задач, позволяющий комплексно овладеть реальной практической деятельностью в сетевой компьютерной среде;

• раскрыта оригинальная методика проектирования деловых игр на основе корпоративных информационных систем;

• разработано и апробировано учебно-методическое сопровождение обучения в учебных компьютерных комплексах.

Теоретические положения проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения могут применяться при разработке содержания и методов обучения дисциплин, связанных с использованием информационных технологий в системе высшего образования, а также в области повышения квалификации (корпоративный тренинг).

Результаты исследования внедрены в практику обучения студентов Института Экономики Финансов и Бизнеса Архангельского государственного технического университета, используются в учебном процессе Архангельской областной организации общества "Знание" России, при обучении специалистов в рамках корпоративного тренинга на предприятиях г.Архангельска и области.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Архангельского государственного технического университета (АГТУ), а также на следующих межвузовских конференциях:

- Научно-техническая конференция, посвященная 70-летию АЛТИ-АГТУ. -Архангельск: АГТУ (1999);

- «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях Европейского Севера»: Международная научно-практической конференция. - Архангельск: АГТУ (2001);

- «Экология, образование, наука, культура: состояние и перспективы развития»: Первая международная научная конференция молодых ученых и студентов - Архангельск:АГТУ (2001);

- «Использование программных продуктов фирмы «1С» в учебных заведениях»: Третья научно-практическая конференция - Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ (2003).

Структура и объем работы. Основное содержание диссертации изложено на 217 страницах, включает введение, две главы, заключение, библиографию, состоящую из 311 наименований, и приложения. В работе содержится 10 таблиц и 14 рисунков. В приложениях приведены расчетные листы обработки экспериментальных данных и акты внедрения результатов исследования при обучении специалистов в различных организациях.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Учебный компьютерный комплекс контекстного обучения представляет собой интегрированную совокупность научно-педагогического, учебно» методического, программного и технического обеспечения - универсальную моделирующую образовательную среду.

Процесс проектирования учебного компьютерного комплекса представляет собой разработку педагогической технологии компьютеризированного контекстного обучения с учетом соответствующих педагогических условий, включающих условия проектирования содержания и методов обучения, принципы подбора и проектирования педагогических программных средств контекстного обучения.

Все существующие педагогические программные средства можно подразделить на две группы: основные и вспомогательные. К основным средствам относятся все педагогические программные средства, с помощью которых можно непосредственно воссоздать предметный контекст будущей профессии посредством моделирования его отдельным сторон.

К вспомогательным средствам относятся все педагогические программные средства, используемые для поддержки учебного процесса. Вспомогательные программные средства контекстного обучения используются для создания информационных моделей, подобных семиотическим, но с большими визуальными возможностями.

Среди всех педагогических программных средств наиболее эффективными для использования в компьютеризированном контекстном обучении являются Программные средства автоматизации профессиональной деятельности (производственные программы или их учебные аналоги), так как они созданы на основе модели информационных связей, возникающих при обработке информации в процессе профессиональной деятельности.

При подборе педагогических программных средств, на основе которых осуществляется моделирование реальной предметной деятельности необходимо руководствоваться принципами распространенности (широкое распространение в производственной сфере), открытости (возможность создания собственных приложений) и прозрачности (возможность проследить путь получения результата).

Проектирование содержания контекстного обучения в учебных компьютерных комплексах основывается на следующих положениях.

Учебный предмет (дисциплина) проектируется как предмет учебной деятельности студентов, превращающийся в процессе учебной деятельности из предмета обучения в средство решения профессиональных задач.

В педагогических технологиях компьютеризированного контекстного обучения моделируется система переходов от учебной деятельности по обработке информации к профессиональной через различные формы квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.

Содержание конкретной учебной дисциплины разрабатывается на основе модели специалиста, содержащей основные функции, задачи, объекты будущей профессии. Модель специалиста находит отражение в общей модель подготовки, включающей все изучаемые дисциплины в разрезе их влияния на формирование профессионально-значимых качеств будущего специалиста.

Основным направлением при проектировании содержания компьютеризированного контекстного обучения является моделирование процессов обработки учебно-профессиональной информации на сетевых компьютерных комплексах, которые являются аналогами сетевых комплексов, имеющихся на различных предприятиях.

В качестве основньп^ методов обучения в учебных компьютерных комплексах контекстного обучения используются методы, моделирующие реальную предметную деятельность: метод контестно-обучающих задач и деловая игра в компьютерной среде.

Деловая игра является главным методом контекстного обучения, так как в процессе деловой игры моделируется как предметный, так и социальный контексты будущей профессии. Применение деловых игр в компьютерном контекстном обучении способствует интенсификации самостоятельной работы студентов, вызывает повышение интереса к учебной деятельности, способствует более полному усвоению профессиональных знаний, как в области информационных технологий, так и в области специализированной деятельности.

Проектирование контроля учебной деятельности в контекстном компьютеризированном обучении направлено на оценку овладения реальной предметной деятельностью. Для определения уровня овладения реальной предметной деятельностью студентам предлагается выполнить на компьютере задачу, содержащую реальную мини-ситуацию из будущей практической деятельности.

В результате проведения экспериментальных исследований было установлено, что при использовании в обучении метода контекстно-обучающих задач уровень овладения реальной предметной деятельностью, выраженный в оценочных баллах, полученных студентами при решении экзаменационной задачи выше, чем при традиционном обучении.

По результатам формирующего эксперимента, в которых сравнивались метод контекстно-обучаюшдх задач и деловая игра в компьютерной среде, можно сделать вывод, что уровень овладения профессиональной деятельностью, уровень усвоения теоретических знаний и уровень интенсивности учебной деятельности в деловой игре выше, чем при использовании в обучении метода контекстно-обучающих задач. Это объясняется тем, что в деловой игре активность студентов выше, так как они изначально ставятся в проблемную ситуацию, вынуждающую их к поиску решения.

В целом по результатам всей экспериментальной программы можно сделать вывод об общей эффективности предлагаемых методов обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное исследование позволило сформулировать и обосновать педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения.

Модернизация образования, переход к личностно-ориентированной образовательной парадигме, широкое распространение сетевых информационных технологий вызывают потребность в теоретическом обосновании проектирования инновационных педагогических технологий компьютеризированного обучения.

Теория контекстного обучения, разработанная в русле деятельностного подхода к обучению, научно обосновывающая практику использования методов активного обучения с позиций смыслообразующего влияния контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность студентов, является эффективной основой для проектирования педагогических технологий, в том числе в области компьютеризированного обучения.

Сущностной характеристикой контекстного обучения является моделирование в учебной среде предметного и социального контекста будущей деятельности специалистов посредством семиотических, имитационных и социальных моделей с целью постепенного превращения познавательной деятельности студентов в реальную практическую деятельность специалистов.

Реальная практическая деятельность, осуществляемая в среде сетевых компьютерных систем, может быть воспроизведена в учебной компьютерной среде.

Под учебным компьютерным комплексом контекстного обучения понимается интегрированная совокупность научно-педагогического, учебно-методического, программного и технического обеспечения, обеспечивающая создание универсальной моделирующей образовательной среды.

В техническом отношении учебные компьютерные комплексы обучения, представляющие совокупность аппаратно-программных сетевых средств, являются аналогами современных информационных промышленных систем и вследствие этого могут служить хорошей основой для моделирования специализированной деятельности. Учебная деятельность студентов во время работы на этих комплексах очень близка к профессиональной и может рассматриваться как обучение на рабочем месте.

На основе компьютерных комплексов контекстного обучения проектируется не только индивидуальная, но и коллективная форма обучения. Тем самым использование компьютерных технологий поднимается на новый уровень, поскольку из средства индивидуализации обучения компьютер превращается в средство коллективного творческого взаимодействия.

Процесс проектирования учебного компьютерного комплекса контекстного обучения предполагает разработку педагогической технологии с определением целей, содержания, методов, средств обучения, выбором форм и проектированием контроля учебной деятельности на основе соответствующих педагогических условий.

Проектирование содержание компьютеризированного контекстного обучения направлено на создание межпредметных курсов, в которых задачи специальных дисциплин решаются в русле овладения информационными технологиями.

Каждый учебный предмет включен в общую структуру подготовки специалиста, проектируется как предмет учебной деятельности студентов, направленной на формирование заранее заданных профессиональных и личностных качеств. Основой для разработки содержания компьютеризированного контекстного обучения служат реальные проблемные ситуации.

Учебный процесс в рамках компьютерного комплекса контекстного обучения проектируется в виде системы поэтапных переходов от учебной деятельности, в которой информационные системы являются предметом обучения, к реальной практической деятельности, в которой они используются как дидактические средства решения профессиональных задач.

Учебная деятельность студентов в этих условиях организуется в виде самостоятельной работы, направленной на разрешение проблемных ситуаций в процессе группового диалогического общения при участии преподавателя, выполняющего функции постановщика проблемных задач, консультанта и эксперта.

Подбор и проектирование педагогических программных средств контекстного обучения направлены на формирование учебной моделирующей среды, на основе которой воспроизводятся процессы обработки информации, характерные для реальной предметной деятельности. В связи с этим все педагогические программные средства контекстного обучения делятся на основные, обеспечивающие моделирование профессиональной деятельности (средства автоматизации профессиональной деятельности, программные средства имитационного (математического) моделирования, экспертные системы, компьютерные деловые игры и т.д.) и вспомогательные, предназначенные для поддержки учебного процесса с функциями предъявления учебной информации контроля её усвоения (Обучающие программы, Электронные учебники и т.д.). В диссертации выявлено, что наиболее эффективными для использования в компьютеризированном контекстном обучении являются Программные средства автоматизации профессиональной деятельности, так как они созданы на основе модели информационных связей, возникающих при обработке информации в процессе производственной деятельности .

При подборе моделирующих программных средств для использования их в целях обучения руководствуются принципами:

• Распространенности (широкое использовании программ в профессиональной среде);

• Открытости^наличие у программной системы средств изменения сценария программы, что дает возможность обучаемым самостоятельно создавать собственные программные продукты);

• Прозрачности (наличие возможности полностью проследить путь получения компьютерного результата - принцип белого ящика).

Высокий образовательный потенциал данных программ позволяет на основе одной системы решать различные педагогические задачи, осуществлять многочисленные межпредметные связи, обеспечивать высокий уровень овладения реальной предметной деятельностью.

Методы компьютеризированного контекстного обучения обеспечивают возможность моделирования в учебной среде предметного содержания реальной практической деятельности, осуществляемой в компьютерной среде.

В исследовании в качестве одного из основных методов компьютеризированного контекстного обучения предлагается использовать метод контекстно-обучающих задач, основанный на активной самостоятельной работе студентов с обучающими программами или учебными пособиями контекстного типа, которые являются ориентировочной основой будущей деятельности студентов. Основа метода - соединение в одном учебном действии усвоения теоретических и практических знаний в процессе решения крупной задачи из сферы будущей специальности. С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий данный метод обеспечивает овладение предметной деятельностью посредством поэтапного превращения внешней материализованной деятельности в умственную. Рассматриваемый метод способствует интенсификации обучения, вследствие того, что преподавателю не приходится тратить время на первичное объяснение учебного материала, а теория и практика соединяются в одном учебном операционном действии.

При проектировании обучающих программ как ориентировочной основы будущей деятельности студентов обеспечиваются условия эффективного восприятия и понимания предлагаемого материала в соответствии с принципами структурности, наглядности, ассоциативности, постепенности подачи информации, интерактивности, обратной связи.

Во время эксперимента, сравнивающего традиционный метод обучения и метод контекстно-обучающих задач, было выявлено, что метод контекстно-обучающих задач формирует более высокий уровень умений и навыков в решении реальных предметных задач на компьютере.

На основе учебного компьютерного комплекса контекстного обучения организуется деловая игра, моделирующая практическую деятельность в области управления крупным промышленным предприятием. Причем эта модель очень близка к действительности, так как основывается на реальной программной системе, задействованной на крупном предприятии. Работа с подобными системами дает необходимый навык коллективного взаимодействия в производственной среде, учит приемам будущей профессии, позволяет познакомиться в информационными связями, документооборотом промышленного предприятия.1

Деловые игры, разработанные в соответствии с принципами контекстного обучения и осуществленные в рамках компьютерного учебного моделирующего комплекса, являются синергетическим междисциплинарным методом обучения и исследования, наиболее близко отражающим реальную действительность.

Применение деловых игр в компьютеризированном контекстном обучении способствует интенсификации работы студентов, вызывает повышение интереса к учебной деятельности, способствует более полному усвоению профессиональных знаний,' как в области информационных технологий, так и в области специализированной деятельности.

Экспериментальное сравнение деловой игры и метода контекстно-обучающих задач показало, что в учебном процессе деловая игра обеспечивает интенсификацию учебной деятельности студентов. В области формирования навыков и умений в решении реальных практических задач деловая игра также дает более высокие результаты, что позволило сделать вывод о том, что наиболее эффективным методом компьютеризированного контекстного обучения является деловая игра в компьютерной среде, моделирующей информационные процессы будущей производственной деятельности студентов.

В целом результаты диссертационного исследования позволяют сделать вывод о том что, что выдвинутая гипотеза подтверждается.

Проведенное исследование не исчерпало всей глубины поставленной проблемы. В частности, за рамками исследования остались особенности проектирования компьютеризированного контекстного обучения в дистанционном образовании. Большой интерес представляют вопросы обучения взрослых в учебных компьютерных комплексах в системах повышения квалификации и корпоративного тренинга.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чурбанова, Ольга Владимировна, Архангельск

1. Абакумова H.H. Анализ и экспертиза обучающих программ: к проблеме эффективности дистанционного образования. // Открытое и дистанционное образование. -2002. №2. -с.96-110.

2. Абрамова Г.С., Стёпанова В.А. Деловые игры. Теория и организация.- Екатеринбург. Деловая книга, 1999. 192с.

3. Агеев В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы. М., 2001. - 58 с.

4. Алборова С.З., Атаян A.M. Компьютерные деловые игры как средство развития информационной культуры / Владикавказский институт управления (ВИГУ). Электронный ресурс. Владикавказ, 2001. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2001/ito/I/l/I-1 -17.html.

5. Алексеев Н.Г. и др. Организационно деятельностная игра: возможности и области применения // Вест. высш. шк. - 1987. №7. с. 30 - 35.

6. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. №1.- с.121.

7. Аминов A.M. Деловая игра "Гражданином быть обязан" // Преподавание истории и обществознания в шк. -2003. № 8. С. 40-43.

8. Андреев A.A. Система автоматизированного проектирования компьютерных обучающих курсов. Электронный ресурс. М., 2001.- Режим доступа:http://aqua.iefb.agtu.ru/disiyBiblio/Dissert/dissertAndreev/sapr/saprkok.htm.

9. Андреева Е.В. Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Исслед. центр проблем качества подгот. Специалистов. М., 1999. - 25 с.

10. Ю.Андреева JI.A. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Брянский гос. пед. ун-т.- Брянск, 1999. 12 с.

11. П.Астафьева Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподавателя профессиональных учебных заведений: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. СПб, 1994. - 241 с.

12. Ахаян A.A. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования.: Дис. . д-ра пед. наук / -СПб.,2001. -439с.

13. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова И. Компьютерные технологии в образовании // Высшее образование в России. 1996. №2.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Ба-банский. М, :Педагогика, 1989. - 560 с.

15. Бабурин B.J1. Деловые игры по экономической и социальной географии. М.: Просвещение, 1995 с. - 143 с.

16. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. -М. :Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-272 с.

17. Бакшаева H.A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. психол. наук / Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. М., 1997. - ?3 с.

18. Балыкина E.H. Слагаемые эффективности педагогических программных средств учебного назначения по историческим дисциплинам / Ассоциация «История и компьютер». Электронный ресурс. М., 1999. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru.

19. Бахтиярова Л.Н. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности: На примере бизнес-планирования: Автореф. дис. . канд. пед.наук: 13.00.08, 2002.-20 с.

20. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. tyl: Филин, 2003. - 616 с.

21. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры.- Рига: Авотс, 1989. -304 с.

22. Берн Э. Игры в которые играют люди: Психология человеческихвзаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/Пер.с англ.-3-e изд.-Мн.:000 «Попурри»,2003.-312 с.I

23. Беспалько В.П. Образование и обучение с участие компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во МПСИ, 2002.-352 с.

24. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы.- М.:Высшая школа, 1979. 300 с.

25. Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект.- М.:Педагогика, 1988. 160 с.

26. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.

27. Богатова Т. Компьютерные деловые игры. // Финансовая газета (Москва). 1993. № 22.

28. Богатова Т. Деловые игры это совсем не игрушки. // PC Week Электронный ресурс. - Режим доступа:http://www.pcweek.ra/Year2000/N32/CP 1251/TematicReviews/chaptl .htm

29. Большая Советская Энциклопедия: третье издание. М., 1969-1978.

30. Борисова Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации // Новые методы й средства обучения. №4(12) "Непрерывное образование: методология и практика"/ под ред. Вербицкого A.A. -М., Знание, 1990.

31. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М, :3нание, 1983, -96с.

32. Бургонова Г.Н., Гульпенко К.В., Каморджанова H.A. и др. Деловые игры и ситуации по бухгалтерскому (финансовому) учету. -М.: ФиС, 2002, -223 с.

33. Бурков В.Н. Человек. Управление. Математика. М.: Просвещение, 1989,- 156 с.

34. Бухгалтерский учет. Сборник кейсов / Под. ред. Каморджановой H.A. СПб: Питер, 2001. - 416 с.

35. Ванцова Т.Ю. Функционально-контекстная модель подготовки менеджера образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. —М., 2003.-24с.

36. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. -2002. №3. с.80-88.

37. Веводин A.A. Педагогические подходы к построению базы знаний для автоматизированных обучающих систем с элементами искусственногоинтеллекта: Автореф. дис. . канд. пед. наук / МВД России, С.-Пб. акад. -СПб, 1998.- 23 с.

38. Веденеева O.A. Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов на основе контекстно-модульного подхода: Дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. -168с.

39. Вербицкий А., Кругликов В. Контекстное обучение: Формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. №1.

40. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

41. Вербицкий A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы // Науч. тр. МИМ ЛИНК. Вып. 2. -Жуковский (Моск. обл.): Изд-во МИМ ЛИНК, 2000.- 42 с.

42. Вербицкий A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. №5. - с. 31-39.

43. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в ВУЗе: Дис. . д-ра. пед. наук: 13.00.01. М, 1991. - 55 с.

44. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987.- 110 с.

45. Вербицкий A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий. // Завуч. -1998. №8. -с.96-110.

46. Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии.-1997. -№3 .-с. 12-22.

47. Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. - 286 с.

48. Выгодский Л.С. Психология:сборник.-М:Апрель-Пресс,ЭКСМО1. Пресс,2000,- 1006с.

49. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству. -Минск: Университетское, 1989. -123с.

50. Гаврилова Т.А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992. - 200 с.

51. Гаков В. Первая стратегическая. // Коммерсант:Деньги. -2001.-№ 5 — с.49-54.

52. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М: Книжный дом "Университет", 2002. - 336 с.

53. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М: Книжный дом "Университет", 2002. - 400 с.

54. Гейвин X. Когнитивная психология. —СПб.: Питер, 2003. -272с.

55. Геронимус Ю.В. Игра. Модель. Экономика. М.: Знание, 1989. -208 с.

56. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

57. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Изд.2-е, переработанное и дополненное. -М.: Педагогическое общество России, 2002.- 512 с.

58. Гидрович С.Р. Деловые игры по изучению новых условий хозяйствования. Л., 1990. - 69 с.

59. Гидрович С.Р. Игровое моделирование экономических процессов.- М: Экономика, 1976. 116 с.

60. Глаголева Н.И. Деловые игры при изучении экономики // Специалист- 1994. №7. с.17-18.

61. Гласс Дж., Стенли Дж., Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - 477 с.

62. Глоссарий.ру: словари по естественным наукам. Электронный ресурс. М., 2002. - Режим доступа: http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl.

63. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1977. -136с.

64. Графова С. Р. Автоматизированная обучающая система как дидактическое средство высшей школы : Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01,2000.

65. Григоренко О. А. Контекстная модель профессионально направленного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук: (На материале иностр. яз. в воен. вузе) / Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. М., 2001.-23 с.

66. Гридюшко А. И. Мультимедийный учебный курс как средство профессиональной подготовки специалистов: на примере общепрофессиональной дисциплины "Строительные, грузоподъемные машины": Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08, 2001.

67. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопр. философии. 2001. -№2. -с. 116-124.

68. Грэм Р.Г., Грей К.Ф. Руководство по операционным играм. -М.: Сов.радио. 1977. -336с.

69. Гудочкова B.C. Система обучения информационным технологиям ввысшем профессиональном образовании студентов экономических специальностей: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08, 2001.

70. Давыдков В.В. Роль и место автоматизированных обучающих систем в самостоятельной работе студентов: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Но-восиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 1999. - 13 с.

71. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности//Психол.журнал.-1998.-т.19.-№6.-с.20-28.

72. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием комIпьютерных систем//Психологическая наука и образование.-1996.-№2. с.68-72.

73. Демкин В.П., Вымятнин М.П., Можаева Г.В., Тарунина Г.А. Дистанционное обучение и мультимедиа. // Высшее образование в России. -М. 1998,-№4

74. Демушкин и др. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. 1995. -№3.-с. 15-22.

75. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. М.- 1994.- 32 с.

76. Денищенко Г.Н. Методика деловой игры на базе современных информационных технологий // Информационные технологии в образовании Электронный ресурс. Режим доступа http://ito.bitpro.rU/1999/II/4/dop44.html

77. Джонансен Д. X. Компьютеры как инструмент познания: Изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. -1996. №4. с.117-131.

78. Джордж Ф. Основы кибернетики: Пер.с англ. М.: Радио и связь, 1984.-272 с.

79. Димов Э.М. Имитационное моделирование сложных экономическихсистем. // Электросвязь. 2002. №8. -с. 44-46.

80. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 1998. -192 с.I

81. Дозоров Е.В. Дидактические основания компьютеризации процесса профессиональной подготовки студентов вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08, 2001.

82. Доманова С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий обучения в высшей школе: Автореф. дис. . док. пед. наук: 13.00.01,1995.

83. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.

84. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2000. -15 с.

85. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач методом деловых игр.//Технология жизнедеятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://postmodern.narod.ru.

86. Емельянов Ю.Н. Активное социально- психологическое обучение. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-166с.

87. ЕршовА.П. Избранные труды / Отв.ред. И.В.Поттосин / Рос.АН,Сиб.отделение, Йн-т систем информатики. Новосибирск: Наука, 1994.-416с.

88. Ефимов В.М. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой. М.: Наука, 1988. - 255 с.

89. Ефимов В.М., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. - 272 с.

90. ЮО.Жадан Е. А. Социально-игровая контекстность в обучении как средство социализации старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 1997.- 22 с.

91. Жигалова JI. Б. Модель контекстного обучения целостной педагогической деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук: (На материале подготовки учителя музыки). / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов М., 1998.- 21 с.

92. Жуков Р.Ф. Совершенствование стиля работы руководителя. -Д.: ЛДНТП, 1989.-22с.

93. Жукова Н. В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. психол. наук. / Исслед. центр проблем качества под-гот. специалистов. М., 2000. - 23 с.

94. Журавлев В.И. Выведение в научное исследование по педагогике. -М.: Просвещение, 1988.105.3айнутдинова J1.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. -Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 1999. 364 с.

95. Юб.Залманов П.Б. Электронный учебник, 2002. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.bytic.ru/cue99M/ez78ctdf.html.

96. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: М.: Академия, 2003. - 192с.

97. Зимина О.В, Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Электронный ресурс. М., 2001. - Режим доступа: http://www.academiaxxi.ru/MethPapers/AOrecomt.htm.

98. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. - 384 с.

99. Змеев С.И. Технология обучения взрослых.- М.:Издательский центр «Академия»,2002.-128 с.

100. Ш.Ильченко O.A. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. -М, 2002. 141 с.

101. Кавтарадзе О.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения / Моск. психолого соц. ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 91 с.

102. И.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. -200 с.

103. Каморджанова Hi, Янковский К. Деловые итоговые игры // Высшее образование в России. —2001. -№2, с. 119-125.

104. Карлащук В.И. Обучающие программы. М.: Салон-Р, 2001.-450 с.

105. Кармолина И.Н. Комплексность методик обучения с компьютерной поддержкой // Материалы IV-й Международной конференции «Компьютерное моделирование 2003». Курск: МСГУ, 2003.

106. Касторнова В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Моск. пед. гос. ун-т. М., 1998. - 16 с.

107. Кинелев В.Г. Тенденции развития высшего образования на пороге XXI века // Проблемы информатизации высшей школы Электронный ресурс. 1995. - Вып.З. - Режим доступа:http://www.informika.ru/text/magaz/bullprob/395/r01003 .html.

108. Кирилова Г.И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1994. - 16 с.

109. Кларин M.B. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. - 222 с.

110. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. М.: Дело, 2000. - 224 с.

111. Кларин М.В. Модель полного усвоения. // Завуч, -1998, №8, -с.81-92.

112. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Автореф. дис. . канд.пед.наук. / Калинигр. Гос. Ун-т. Калининград, 1999. - 21 с.

113. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Издательский центр "Академия", 2001. -256 с.

114. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. т. 1-656 е., т.2-576 с.

115. Компьютер обретает разум : Пер. с англ. / Под редакцией B.JI. Сте-фанюка. М.: Мир, 1990.- 240 с.

116. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России №393 от 11.02.2002. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.informika.rU/text/goscom/curdoc/393.html#l

117. Концепция электронных изданий и информационных ресурсов, отчет ФЦП РЕОИС. Электронный ресурс. М.,2003. - Режим доступа:. http://www.eir.ru/concept.php?doc=/t2/t2conceptl6-2.

118. Кочанова Е., Гобарева Я. Новые информационные технологии в кредитных учреждениях. // Финансовая газета (Москва). 2000. № 022 -с. 11

119. Кочурова О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / Ин-т образования взрослых Рос. Акад. Образования. М., 1996.-20 с.

120. Кравчук Т.Н. Учебные задачи в профессиональном обучении студентов вуза с использованием компьютера: Автореф. дис. . канд. пед. наук/ Алт. гос. ун-т, 1998. 20 с.

121. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хоз. руководителей. -М.: Экономика, 1989. 173 с.

122. Кречетников К.Г. Педагогическая информатика: Электронное учебно-методическое пособие. Владивосток: ДВГТУ, 2001.- 43 с.

123. Кречетников К.Г. Принципы проектирования средств информационных технологий обучения. Электронный ресурс. 2002. - Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik.

124. Кругликов В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Исслед. центр пробл. качества пЬдготовки специалистов М., 1996. - 24 с.

125. Крылова Т.В. Пособие по по автоматизированным обучающим сис-темамЭлектронный ресурс. Н.Новгород: НГТУ, 1987. - Режим доступа: Ьир://шшш.ппШ.ш/018ЬКК/те1ос1ао8/ше112.htm.

126. Крюков М.М. Парадоксы игровых методов (из практики деловых игр в вузе) // Вест.высш.шк.,- 1988.- №10. с.25-30.

127. Кудинов В.А. Принципы построения и использования экспертных обучающих систем в курсе «Теоретические основы информатики»: Авто-реф.дис. . канд.пед.наук. М., 2000.

128. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. -309с.

129. Кузьмина М. Игры для взрослых. // Русский полис. -М. 2003. -№2. — с.88-93.

130. Кулева С.Р. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономико-управленческого профиля: Автореф. дис. канд. . пед.наук: 13.00.08, 2001.

131. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер.с польск. М.: Высшая школа, 1986.-368 с.

132. Кутовой И.Н. Конструирование информационных технологий обучения: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Карачаевск, 2002. - 206 с.

133. Латышев В.Л. Инновационное обучение и компьютерные технологии // Проблемы информатизации высшей школы Электронный ресурс.1996. Вып.1. - Режим доступа:http://www.informika.ru/textymagaz/bullprob/l96/1960504.html.

134. Левин Р. и др., Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике / Пер. с англ.- М.: Финансы и статистика, 1990. 239 с.

135. Ленат Д.В. Искусственный интеллект // Современный компьютер: Сб. статей /под ред. В.Ш. Курочкина, -М: Мир, 1986. -с. 174-186.

136. Лененко Т. Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов учебного взаимодействия студентов в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. психол. наук. / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов- М., 1993.- 21 с.

137. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. -т. II М, :Педагогика, 1983.-320 с.

138. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. - 511 с.

139. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

140. Лобанов B.C. Концепция информатизации высшего образования в России // Высшее образование в России. -1994.- №1.- с. 30-52.

141. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта /Пер. с фр. под.ред В.Л.Стефанюка. М.: Мир, 1991. - 568с.

142. Лукошкина Н.Л. Методические принципы создания профессионально ориентированных автономных обучающих компьютерных курсов для взрослых по чтению ра иностранном языке: Автореф. дис. . канд. пед.наук: 13.00.02, 2000.-19 с.

143. Мазур З.Ф. Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: (13.00.01).-М., 1998. 48 с.

144. Макарова Н.В., Трофимец В .Я. Статистика в Excel М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

145. Майкова О. Некоторые проблемы компьютеризации обучения // Высшее образование в России.-1998. -№3.

146. Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед. общество России, ¿001. - 127 с.

147. Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника //Информатика и образование. 2000. -№8. -с.40-42.

148. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в программированном обучении. -М, :Педагогика,1972. -159с.

149. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -367с.

150. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М: Педагогика, 1988. -192 с.

151. Мащенко М.В. Использование контекстного подхода для повышения уровня профильной подготовки при обучении информатики в социально-экономических классах средней школы.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2003.-22 с.

152. Медведева Л.Д. Использование комплекса интеграционных дидактических игр в процессе подготовки экономистов.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Барнаул., 2000.-21 с.

153. Меламуд М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Моск. пед. гос. ун-т. -М., 1998.- 16 с.

154. Митина А. Рефлексивно-игровая технология обучения//Высшее образование в России.-2003.-№4.-с.86-90.

155. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец / Пер. с англ. М.: Мир, 1987.-255 с.

156. Моисеев В.Б. Представление знаний в интеллектуальных системах // Информатика и образование. 2003.-№2.-с. 84-91.

157. Мороз Ю. На пути к метабизнесу // Технология жизнедеятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://postmodern.narod.ru.

158. Мунтян A.B., Сайко O.A. Компьютерная игра "ФОНДОВАЯ БИРЖА" Электронный ресурс., 2002. Режим доступа: http://www.bs.edu.ru/ru/bslO.htnil.

159. Мынбаева А.К. Дидактические основы информационных технологий обучения студентов : Автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01/Казахский гос. национальный ун-т.,, 2000.-18 с.

160. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) Электронный ресурс. М., 2000. -Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ministry/pravo/zl3883.html.

161. Национальная доктрина образования Российской Федерации (проект). // Первое сентября. 1999. -№78.

162. Негодаев А. Инновационные методы образования в действии. // Приазовье (Азов). -2002. -№ 047.- с.4

163. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1991. 286 с.

164. Низовая И. Ю. Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Гос. ин-т рус.яз., 2001.-21 с.

165. Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики (Анализ зарубежного опыта). М.: Наука, 1970. - 206 с.

166. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). -М.: МЗ-Пресс, 2004. -67с.

167. Новоселов С.А. Педагогическая система развития техническоготворчества в учереждении профессионального образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук / Урал. гос. проф.- пед. ун-т. -1997. -47с.

168. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /под.ред. Е.С.Полат. М.:Издательский центр "Академия", 2002.- 272 с.

169. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в ВУЗе информационных технологий обучения. Орел: Орловский гос. тех. у-т., 2000.- 145с.

170. Осин A.B. Мультимедиа технологии в мире и России // Проблемы информатизации высшей школы Электронный ресурс. 1995. - Вып. 4 -Режим доступа: http://www.ijnformik&ri^

171. Павлов С.Н. Компьютерные деловые игры.-М.:Издательский дом Русанова, 1995.-128 с.

172. Парасочкин В.А., Бабицкий М.В. Сквозная деловая игра на ФПК // Вест. высш. шк. 1987.-*№8.- с. 54 - 56.

173. Педагогика и психология высшей школы /под.ред. С.И.Самыгина. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998 544 с.

174. Педагогические теории, системы, технологии. Учебно-методические материалы/под.ред. Образцова Ю.М. Архангельск: Издательство Поморского гос. университета, 1998. - 97 с.

175. Педагогический энциклопедический словарь Электронный ресурс. М., 2002. - Режим доступа: http://dictionary.fio.ru.

176. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи/Пер. с . англ. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

177. Перспективы развития вычислительной техники: в 11 кн.: Справочное пособие/Под.ред.Ю.М.Смирнова, Кн.2. Интеллектуализация ЭВМ. -М.: Высшая школа, 1989. 156 с.

178. Пидкасистый П.Й. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.

179. Пидкасистый П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика 2000. -№5.- с.7-13.

180. Платов В.Я. Деловые игры. Разработка, организация, проведение. -М. :Профиздат, 1991. 80 с.

181. Подольский А.И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения//Вопросы психологии, 1985.- №5.

182. Подрейко A.M. Синергетический подход к управлению образовательной деятельностью. // Народное образование (Москва). -2003.-№ 2. — с.100-102.

183. Потеев М.И. Введение в профессионально- педагогическую специальность: -СПб., 1999. -126с.

184. Приказ Министерства образования РФ №1646 от 19.06.98 "О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям" -М, 1998.

185. Приобретение знаний: Сб. статей./ Пер. с япон./ Под ред. С.Осуги. -М.: Мир, 1990. -304 с. 1

186. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.): распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. 910-р.-М.,2001.

187. Прутченков A.C.,-Райзберг Б.А. Деловая игра «Гараж» (В помощь изучению основ менеджмента и рынка) // Социально-политический журнал.-1995.-№1.- с.149-153.

188. Психологический словарь //Электронный ресурс. А.Я.Психология.

189. М.,2003.- Режим доступа: http://azps.ru.

190. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-Пресс, 2002.- 285с.

191. Пушкарь М.С. Использование деловых игр в учебном процессе (вуза) // Бухгалтерский учет. -1987.-№9.-с. 42-45.

192. Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб.науч.тр./НИИ проблем высшей школы М.: НИИВШ, 1989. - 154 с.

193. Реальность и прогнозы искусственного интеллекта: Сб.статей/ Пер. с англ./ Под ред. В.Л.Стефанюка. М.:Мир, 1987 - 247 с.

194. Реткегель У и др. Деловая игра для будущих инженеров-строителей // Вест. высш. шк. 1987,-№5.-с. 86 - 87.

195. Решетова З.А. Управление процессом производственных умений и его программированием/Программированное обучение. -М., 1974.

196. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования. // Информатика и образование 2002.-№ 12. -с. 2-6.

197. Роберт И.В. ТеЬретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: (13.00.01). М., 1994 - 54 с.

198. Рогов A.A. Оптимизация объема поставок запасных частей // Известия вузов. Лесной журнал. 2004. - N 1. - С. 120-124.

199. Рожина Л.В. ДиДактические основы подготовки пользователей новых информационных технологий в высшей школе : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Иркутский госуниверситет.- Улан-Удэ, 2000.-17 с.

200. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб. Литер,2000.-705с.

201. Рудая И.Л. Стратегическая деловая игра "Никсдорф Дельта"-М.:Изд-во ЗАО "Анда", 2000. 128 с.

202. Самолысов П.В. Нелинейные процедурные знания основа систем дистанционного обучения // Образование и общество. Электронный ресурс. - 2001. - Вып. 5. - Режим доступа: http://www.education/rekom.ru/52001/samolyisow.html.

203. Сапунцов В.Д. Компьютерные деловые игры и дистанционное образование / Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. Электронный ресурс. М.,2003. - Режим доступа: http://www.mesi.ru/joe/st204.html.

204. Сахарова H.A. Психолого-педагогические особенности включения взрослого в учебно-познавательную деятельность в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. психол. наук/ Исслед. центр проб, качества подгот. специалистов. М.,1995. - 23с.

205. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. -256с.

206. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.ЮОО "Речь", 2002. 350 с.

207. Ситаров В.А. Дидактика.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. 368 с.

208. Скибицкий Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов: Автореф.дис. на соиск. учен. степ, д.п.н. Барнаул, 1997. - 36 с.

209. Сковородкина И.З. Моделирование педагогического процесса: -Архангельск, Изд. ПГУ, 1998, -36с.

210. Словарь терминов//Электронный ресурс. Человеческие ресурсы Урала.-2002.- Режим доступа: http://www.iag.ru.

211. Словарь экономических терминов Электронный ресурс.-М.,2003.-Режим доступа: http://dic.academic.ru.

212. Смирнов A.A. Дидактические условия применения универсальных математических пакетов при подготовке специалистов в техническом вузе : Дис. . канд. пед. наук. Калининград, 2002. -199с.

213. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности — М.:Аспект-Пресс, 1995 271 с.

214. Современный компьютер, Сб. науч.-попул.статей / Пер. с англ. / Под.ред. В.М. Курочкина. М.: Мир, 1986. - 212 с.

215. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С.-Мн.: "Современное слово", 2001. 928 с.

216. Сорокина Т.М. Дидактический комплекс деловых игр // Вест. высш. шк. 1987.-№8,- с. 40-44.

217. Стрелец Б.И. Квазипрофессиональная деятельность и имитационная игра (в вузе) // Вест. высш. шк. 1989.-№8.-с.70-72.

218. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. -Л. : ЛГУ, 1972. ^432 с.

219. Сыроежин И.М. Экономическая кибернетика. Системный метод. Л.: ЛФЭИД977. -66с.

220. Сыроежин И.М., Вербицкий A.A. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов.-М.,1981.- 48с.

221. Талызина Н.Ф. Развитие П.Я.Гальпериным деятельностного подхода в психологии//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.42-49.

222. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: . Изд-во МГУ, 1969. -133 с.

223. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-320 с.

224. Теоретические основы процесса обучения / под.ред. В.В. Краевско-го, И.Я.Лернера. -М.: Высшая школа, 1989. 320 с.

225. Теория статистики / Под. ред. P.A. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 q.

226. Терминологический словарь обучения. Электронный ресурс. М.,2002. - Режим доступа: http://dupliksv.hut.ru/paulc/dict.

227. Титарев Л.Г., Ильченко O.A., Титарев Д.Л., Феданов А.Н. Проблемы, методы и технологии сетевой дидактики. // Информационные технологии (Москва).-2003.-№8. -с.40-45.

228. Тиханкина И.А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении: Автореф. дис. . канд. психол. наук/ Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. М., 1998. - 25 с.

229. Трайнев В.А. Дедовые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика поведения.- М.: Издательский дом Дашков и К, 2002. -360 с.

230. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе. - 1999.-№ 10.-с. 89-92.

231. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика М.:Изд-во УРАО, 1999.-220 с.

232. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер.с англ. М.: Мир, 1989.- 388 с.

233. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)": Постановление Правительства РФ №630 от 28 августа 2001. Электронный ресурс. М., 2001. - Режим доступа : http://www.edu.ru/index.php?pageid=138.

234. Федорова A.A. Реализация контекстного подхода при повышенииквалификации преподавателей // Новые методы и средства обучения. -№4(12) "Непрерывное образование: методология и практика"/ под ред. Вербицкого A.A. М., Знание, 1990. с. 88-113.

235. Феоктистова Е.А.Особенности моделирования разноуровневого электронного учебника по английскому языку в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис. . канд.пед.наук: 13.00.08,2001.-19с.

236. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование создания и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса: На примере курса теоретических основ электротехники: Автореф. дис. . канд.пед.наук: 13.00.08, 2001.-22 с.

237. Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: Автореф. дис.док. пед. наук : 13.00.01, 1999.-44с.

238. Филатов O.K. Основные направления информатизации современного технологического обучения//Информатика и образование.-1999.-№2, с.2-6.

239. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России. 2001.-№1. - с.5.

240. Филиппов Е.А. Методика использования средств мультимедиа в обучении общей биологии: Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, М., 2001.-22 с.

241. Харламов И.П. Педагогика М.: Гардарики, 1999. - 519 с.

242. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. В.В. Отиса. М.: ЭКСМО-П^есс, 2001.-352 с.

243. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. Пискунов

244. А.И. М.: "Просвещение", 1971.-560 с.

245. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001 - 544 с.

246. Чванова М.Н. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: Автореф.дис. . д-ра пед.наук /Ин-т педагогики соц.работы Рос.акад. образования. М., 1999.-38 с.

247. Черкашин Б. Н. Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук/ Воронеж, гос. пед. ун-т.- Воронеж, 1998.- 18 с.

248. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.

249. Черницына С.А. Технология контекстного обучения студентов-филологов в процессе профессионально-педагогической подготовки в университете: Автореф. дис. . канд. пед. наук/ Кург. гос. ун-т.- 2000. 19 с.

250. Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы. М.: "Вузовская книга", 2002.-136 с.

251. Чистов Д.В. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7 (Новый план счетов). М.:АОЗТ "1С". - 616 с.

252. Чуксина Л.Н. Методика разработки учебных заданий с применением мультимедийных средств : На материале обучения английскому языку : Автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02, 2001.-18 с.

253. Чурбанова О.В. Деловые игры на основе корпоративных информационных систем как инструмент обучения экономике производства // Наука северному региону: Сб.научн.тр./под.ред. Сабурова Э.Н. -Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. - с.269 - 272.

254. Чурбанова О.В. Методика автоматизированного учета техники в сфере лесного хозяйства //Экономические и социальные проблемы развития европейского севера: Сборник научных трудов /под. ред. Залукаевой Е.В. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2001. - с. 162 - 166.

255. Чурбанова О.В. Основы работы с Microsoft Excel: Лабораторный практикум- Архангельск: Изд-во АГТУ, 2001. 77 с.

256. Чурбанова О.В. Проблемы автоматизации бухгалтерского учета //

257. Экономические и социальные проблемы развития европейского севера: Сборник научных трудбв /под. ред. Залукаевой Е.В. Архангельск: Изд-во АГТУ, 1999.-с.169- 176.

258. Чурбанова О.В., Коптяева H.A. 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ в Архангельском государственном техническом университете // Международный финансовый еженедельник "Фийансовая газета". 2003. -№18 (594). - с.14.

259. Чурбанова О.В., Ширшов Е.В. Анализ психолого-педагогических основ разработки сетевых обучающих программ // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы международной конференции. М.: Изд-во МЭСИ, 2001. - с. 447-454.

260. Шампанер Г., Шайдук А. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России, 1998.-№3.

261. Шампанер Г.М. Педагогические основы создания и использования технологии мультимедиа в образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08,2000.-21 с.

262. Шапошникова T.JI. Научно-методические основы проектирования и использования информационных компьютерных технологий в обучении студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08, 2001.-20с.

263. Швец В.И., Агапова О.И., Захаренко В.В., Вербицкий A.A. Против эмпиризма как основы педагогической деятельности // Вестник высшей школы., 1987.- №2,- с. 3-13

264. Шилова О.Н. Информационная педагогика и ее принципы. // Информационные технологии в образовании Электронный ресурс. 2004. -Режим доступа: http://www.ito.su/2004/html/3729.html.

265. Шилова О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего образования: Ав-тореф. дис. . д-ра. пед. наук / РПГУ. СПб., 2001. - 38 с.

266. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: Словарь Д Под.ред. Буториной Т.С. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. - 128 с.

267. Ширшов Е.В., Чурбанова О.В. Деловая игра "Галактика": Практикум по курсу "Информационные системы в экономике и управлении" Архангельск, Изд-во АГТУ, 2002. -122 с.

268. Ширшов Е.В., Чурбанова О.В. Дистанционное образование образование будущего. // Тезисы докладов научно-технической конференции посвященной 70-летию АЛТИ-АГТУ. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 1999.

269. Ширшов Е.В., Чурбанова О.В. Основы ведения бухгалтерского учета с использованием персонального компьютера: методические указания. -Архангельск: Изд-во АГТУ, 1999. 86 с.

270. Ширшов Е.В., Чурбанова О.В., Сажинов A.M. Учебный практикум по курсу «Автоматизированные информационные технологии в экономике». Архангельск: Изд-во АГТУ, 1999. - 91с.

271. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: (13.00.01) / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1995. 48 с.

272. Штофф В.А. Моделирование и философия. -Москва-Ленинград: Наука, 1966.-299с.

273. Щвец В., Бурляев В., Ралеев Н., Экспертно-обучающие системы // Высшее образование в России. 1997.- №2.

274. ЗЮ.Щедровицкий Г.П. Избранные труды. -М.: Изд-во шк. культур, политики, 1995.-759 с.

275. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: Курс лекций. -М.: Путь, 2000.- 381 с.