Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Григорьева, Елена Федоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков"

На правах рукописи

Григорьева Елена Федоровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (на материале изучения художественных образов).

Специальность 13 00 01- общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

□азот шьэ

Москва - 2007

003071069

Работа выполнена на кафедре педагогики Московского государственного университета технологий и управления

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ниорадзе Валерия Гивиевна

Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор

Ромашина Светлана Яковлевна

доктор педагогических наук, Александрова Вера Геннадьевна

Ведущая организация Московский Государственный областной университет

Защита состоится ^С¿-с Ауу"_ 2007 года в часов на заседании

диссертационного совета Д 212 122 04 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском государственном университете технологий и управления по адресу 109004, Москва, ул Земляной Вал, 73

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета технологий и управления

Автореферат разослан >> 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук

Спирова Э М

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время, когда общество обеспокоено состоянием образования, когда все более ощутим кризис человека, особый интерес и актуальность в развитии педагогики представляют собой проблемы возрождения духовности как неотъемлемой части исконно российского воспитания Создание атмосферы обращенности к человеческой личности объективно требует построения и устойчивого функционирования таких педагогических систем, которые могли бы обеспечить духовно -нравственное преобразование внутреннего мира ребенка во всей его целостности Необходимость таких изменений в образовательном процессе находит свое юридическое и организационное закрепление в Законе РФ «Об образовании» и ряде нормативных документов Министерства образования РФ «Именно духовность - есть то, что отличает нашу культуру от других культур мира, - эти слова прозвучали в выступлении президента России В В Путина на праздновании тысячелетия г Казани - Богатство и неповторимость культуры и образования России заключается в ее глубокой духовности »

Усиление технократизма и бездуховности, нестабильность в социально-экономической сфере, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, создают сегодня предпосылки, ведущие к кризису человечества

Вакуум, который образовался в системе воспитания, сыграл отрицательную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения Об этом говорят факты, свидетельствующие о духовном кризисе подростков и молодежи отсутствие духовных идеалов, низкий читательский интерес, популярность литературы, связанной с насилием, разгул наркомании, проституции, а также прочно вошедшие в сознание людей мнимые ценности -власть физической и денежной силы, стремление к роскоши, оправдание низменных инстинктов итд

Педагогика как сфера духовного, носит универсальный, многогранный, интегрированный характер Ее развитие представляется наиболее эффективным на основе синтеза всех наук о человеке Синтез науки, искусства, религии рассматривается нами как один из главных путей воспитания духовной культуры личности ученика и учителя, позволяющей наполнить современный образовательный процесс глубинными пластами духовности, формировать целостное представление о человеке и мире путем приобщения к трем основным способам мировоззрения рационально-логическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциально-аксиологическому (религия) На этих компонентах мы и выстраиваем цепь своих педагогических исследований

Педагоги - гуманисты разных эпох и народов, а также представители современной отечественной педагогики и психологии внесли большой вклад в анализ педагогического наследования духовных традиций К С Аксаков, Н А Бердяев, А А Бодалев, С А Булгаков, Л С Выготский, В В Зеньковский, И А Ильин, Я А Коменский, А Ф Лосев, Н О Лосский, Ю М Лотман, А С Макаренко, И Г Пестолоцци, Ж Ж Руссо, В С Соловьев, В А Сухомлинский,

К Д Ушинский, П А Флоренский Следует отметить работы известных отечественных ученых по данной проблеме, связанной с формированием личности учителя В Г Александровой, Ш А Амонашвили, В Г Безрогова, М В Богуславского, А Ф Закировой, Н Д Никандрова, В Г Ниорадзе, Л А Рапацкой

Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме духовного развития подростков заняли труды психологов А Г Асмолова, М М Бахтина, Л И Божович, Л С Выготского, М Р Гинзбурга, В В Давыдова, В П Зинченко, А Н Леонтьева, С А Копылова, Д Б Эльконина и др

Гуманистическую парадигму на современном этапе определяют различные концептуальные идеи, подходы, имеющие свои особые пути исследования и практического решения Но их объединяет общее сущностное начало - любовь к ребенку, к жизни, патриотизм, добро и вера Данные идеи являются основополагающими в обосновании теоретических основ гуманистической парадигмы 3 И Равкина и В Г Пряниковой, они находят свои творческие решения в трудах Н Д Никандрова, М В Богуславского, Г Б Корнетова, в работах Ш А Амонашвили, В Г Александровой, В И Загвязинского, В Г Ниорадзе, С Я Ромашиной, В А Сластенина, Е Н Шиянова и др

Проблеме духовного развития школьников посвящено значительное число диссертационных исследований последних лет В Г Александровой «Влияние христиаского учения на развитие гуманистической педагогической традиции 17-20 веков», Н А Коваля «Основы изучения духовности личности подростков», Б И Мукановой «Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся в формировании и развитии социальной активности подростков», Л В Токмаковой «Ценностные ориентации школьников и молодежи», Т И Петраковой «Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков», Ю А Серебренниковой «Развитие духовного мира шести - семилетних детей средствами искусства» и др

Мощный толчок возрождению гуманистической педагогической традиции в середине 80-х годов дало появление педагогики сотрудничества, яркими представителями которой были педагоги-новаторы (Ш А Амонашвили, Е Н Ильин, С Н Лысенкова, С Л Соловейчик, В Ф Шаталов и др )

Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает при переходе детей в среднюю школу Так как именно в этот период у подростка более выражен интерес к себе, своему внутреннему миру Он впервые глубоко задумывается о вечных ценностях о добре, красоте, истине

«Педагогика, как сфера духовного, всегда была обращена вглубь человека, ибо несет в себе высшие ценности и идеалы, помогает раскрыть самобытную природу человека воспитать его ум и сердце» (В Г Александрова) В современной школе литературное образование имеет особую значимость, потому что произведения литературы содержат в себе огромный духовный потенциал, оказывающий значительное влияние на формирующуюся личность школьника Однако, как отмечает Ш А Амонашвили, воспитательное

влияние литературного произведения на школьников может быть обеспечено только при условии, если описанные в нем судьбы людей, образы и картины действительности будут пережиты ими как реальные, призывающие к сочувствию

В условиях перехода России к рыночным отношениям, с их практицизмом, индивидуализмом и выбором далеко не безупречных в моральном отношении средств для достижения успеха, а в связи с этим общего падения нравственности и духовности, обращение к теоретическому анализу феномена духовности просто необходимо, а создание педагогических условий развития духовно- нравственных качеств личности школьника- первоначальной задачей в отечественном образовании

В связи с этим к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий между

- усилением значения формирования духовно - нравственных качеств у подростков и отсутствием единой общепринятой концепции духовно-нравственного воспитания школьников,

- многочисленностью суждений и формулировок понятия «духовности» и недооценкой ее значения в воспитании подростков, отсутствием четких духовно-нравственных ориентиров,

пониманием важности гуманитарного образования как гармонизирующего фактора всего образовательного процесса и его технократизацией,

-сохраняющимися авторитарно-императивными подходами к образовательному процессу и новыми гуманистическими парадигмами гуманно-личностного подхода к воспитанию человека,

-высокими требованиями к личности современного учителя и недостаточно гибкой системой подготовки и переподготовки учителя,

- резким понижением читательского интереса и возрастанием негативного влияния средств массовой информации на интеллектуальное и духовное развитие школьников,

- мощным духовным потенциалом художественной литературы и недостаточным его использованием в учебно-воспитательном процессе школы

Особая актуальность проблемы и одновременно недостаточная ее разработанность в педагогической теории, необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания подростков в современных условиях обусловили выбор темы настоящего исследования «Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности школьников (на материале художественных образов)

Так возникает проблема исследования, которая заключается в разработке педагогических условий духовно-нравственного развития школьников через изучение художественных образов на уроках литературы

Цель исследования теоретически разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образов на уроках литературы

Объект исследования: педагогический процесс изучения художественных образов, ведущий к развитию духовно-нравственных качеств личности

Предмет исследования: педагогические условия, при которых усиливается влияние литературных образов на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности младших подростков

В качестве гипотезы было принято предположение о том, что лучшие художественные образы оказывают эффективное воздействие на развитие духовно-нравственных качеств младших подростков, если

• духовность рассматривается как ядро личностного развития в воспитательном процессе, основанном на принципах природосообразности (уникальность и неповторимость личности), культуросообразности (акцент в воспитании делается на культуру и традиции региона, в котором протекает воспитательный процесс), креативности (творческий подход к любому виду деятельности), гуманизации межличностных отношений (отношения между учителем и учеником носят субъект - субъектный характер), а гибкость управления учебной деятельностью школьников достигается через ДКВ(дидактико-коммуникативное воздействие по концепции С Я Ромашиной),

• учебно-воспитательный процесс нацелен преимущественно на восприятие образов художественных произведений и основывается на традициях философской мысли, исконно сложившихся идеалах добра, красоты и любви,

• творческая деятельность младших подростков организуется на уроках литературы, а методы связаны с приемами актуализации, полифонизации, воссоздания, сопричастности и др

• духовно-нравственное развитие младших подростков обеспечивается, если моделируются ситуации, при которых литературно- художественные образы несут подростку понимание сущности человеческого бытия

Цель и гипотеза определили задачи исследования

1 проанализировать философские, психолого-педагогические и литературоведческие источники, раскрывающие особенности внутреннего мира ребенка и уточнить понятие «духовность» и «нравственность» в современной педагогике,

2 раскрыть значение, компоненты и структуру духовно-нравственного развития младших подростков,

3 выявить основные проблемы духовно-нравственного развития младших подростков в условиях преобразования современной общеобразовательной школы и обосновать необходимость организации изучения художественных образов как средства духовно-нравственного развития,

4 определить педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности школьников при изучении литературных образов в 5-7 классах, а также построить «Модель развития духовно-

нравственных качеств личности школьников через изучение художественных образов на уроках литературы»,

5 экспериментально апробировать и проверить изменения в духовном мире школьников в результате совместной творческой деятельности

Методологическая и теоретическая база исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих ценности духовной жизни общества и человека, которые составляют одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, а также на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры( К С Аксаков, М М Бахтин , Н А Бердяев, Л С Выготский, В П Зинченко, В В Зеньковский,И В Кириевский, Ю М Лотман, В С Соловьев и др ), на гуманно-личностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности(Д С Лихачев,В И Загвязинский, Н Д Никандров,3 И Равкин и др )

Методы исследования: биографический метод, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ литературы по теме исследования, конструктивно-генетический метод, предполагающий формирование обобщений, выводов, изучение опыта специалистов в области духовно-нравственного воспитания, осмысление собственного педагогического опыта работы в школе, наблюдение, опросно-диагностические методы изучения духовно-нравственного развития школьников, анализ творческих работ детей, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных

Исследование проводилось в государственных общеобразовательных учреждениях № 1230 (г Москва) и №74 (г Красноярск)

В исследовании на разных этапах приняло участие более 150 школьников, 90 родителей, 50 преподавателей (учителя русского языка и литературы, классные руководители, преподаватели музыки, ИЗО, администрация школ)

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были раскрыты в выступлениях на международных научно-практических конференциях

1 «МГПУ в московском и российском образовательном пространстве» 4-10 октября 2005 года

2 «Дети нового сознания» Москва 8-11 октября 2007 года А также на Международных педагогических чтениях

3 «Без сердца что поймем'» 9-11 января 2006 года,

4 «Истина школы» 9-11 января 2007 года

О ходе и результатах исследования шла речь на семинарах для руководителей школ, заместителей школ по воспитательной работе, председателей МО словесников Западного округа г Москвы и Железнодорожного района г Красноярска Исследования по данной теме начались в 1994 году Опыт экспериментальной работы получил высокую

оценку на городском конкурсе «Учитель года» в городе Красноярске в 1995 году

С 2003 года результаты исследования внедряются в практику работы нескольких общеобразовательных школ г Москвы, а также в лицее №7 и № 28 г Красноярска

Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001) - включал осмысление проблемы, изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного развития школьников, обобщение передового опыта, разрабатывалась концепция исследования, а также анализ педагогического опыта автора

На втором этапе - опытно-экспериментальном (2002-2005) -разрабатывалась теоретическая концепция исследования, ее научный аппарат Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы Работа заключалась в реализации модели обучения и проверки ее эффективности в развитии духовно-нравственных качеств личности школьников

На третьем этапе - заключительно-обобщающем (2006-2007) -проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы Проведена обработка, обобщение и систематизация материалов исследования

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• уточнены и конкретизированы понятия «духовность», «нравственность» Духовность определяется как высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности Она оценивается как способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей Нравственность же трактуется как сфера практической свободы и воли, способная возвыситься над субъективным мнением и желанием

• обосновано значение духовно-нравственного развития для гармоничного личностного роста школьников, выявлено их соотношения и взаимосвязь Личностный рост оценивается как процесс возвышения личности, способной жить не только интересами тела и души, но и духа

• разработана иерархическая структура духовно-нравственного развития школьников открытие источников духовного развития, самопознание, осмысление критериев духовности личности, формирование опыта творческой духовно-нравственной деятельности, саморазвитие и самореализация Личность — универсальное понятие духовного человека Оно вбирает в себя самобытность, множество социальных качеств, богатство души

• раскрыты содержательные компоненты духовно-нравственного развития школьников, заключающиеся в стремлении к истине, добру и красоте, в создании образа «Я», в укреплении личностного ядра, самосовершенствовании, вере в свои возможности, жизнетворчестве

• обоснованы и проверены педагогические условия развития духовно-нравственных качеств у школьников через изучение литературных образов,

• определены педагогические принципы (образования и самообразования, сотворчества, герменевтики) и педагогические приемы и методы (полифонизации, актуализации, сопричастности, воссоздания), обеспечивающие более глубокое изучение и осознание школьниками художественных образов При этом герменевтика позволяет разделять понятия «знать» и «понимать», учитывать глубокий подтекст коммуникации Феномен «полифонизации» основан на бахтинской идее диалога

• построена «Модель развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образов на уроках литературы»

Теоретическая значимость исследования:

• сформировано новое направление в межличностном педагогическом общении,

• раскрыты уровни духовно - нравственного развития личности школьников,

• обоснованы и проверены педагогические условия развития духовно-нравственной сферы личности,

• теоретически обоснована модель развития духовно- нравственных качеств в образовательном процессе

Практическая значимость исследования заключается в том, что

• создана и практически апробирована комплексная методика работы с детьми по изучению художественных образов, основанная на принципах образования и самообразования, сотворчества, целостности и герменевтики

• разработаны специальные приемы, адаптированные к условиям школы, которые позволяют повысить уровень духовно-нравственного развития школьников (уровень читательского интереса, социальную активность, проявление сочувствия и сопереживания к окружающим),

• апробирована в ходе экспериментальной работы сконструированная модель, которая может быть использована при составлении методических рекомендаций по изучению художественных образов на уроках литературы в общеобразовательной школе

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследователя, применением комплекса методов, адекватных задачам исследования, положительными результатами опытно-экспериментальной работы

На защиту выносятся следующие положения: 1 Духовно-нравственное развитие школьников необходимый компонент современной образовательной системы В античной Греции различались науки практические и нравственные На первый взгляд, основное внимание греки могли уделять насущным потребностям жизни, труда, познания Но парадокс заключается именно в том, что огромный интерес у древних греков вызывали

именно нравственные проблемы Между тем современные стандарты образования имеют цель - дать молодым людям как можно больше практических знаний Мало кто озабочен тем, что составляет основу образования - нравственность

2 Актуальным условием духовно-нравственного развития младших подростков является использование педагогического потенциала, который несут в себе художественные образы литературных произведений школьной программы Образ-ключ духовно- нравственного развития личности школьника В диссертации использована идея К Г Юнга о том, что человечество вообще в долгу перед эмоциональной функцией Обучение в основном ориентировано на тренировку интеллекта Об утончении чувств, богатстве эмоционального мира людей говорится мало В этом смысле именно пробуждение эмоций оказывается важным шагом на пути воспитания духовности

3 Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках литературы осуществляется как системно организованный процесс на основе принципов природосообразности, культуросообразности, креативности, герменевтики, сотворчества, гуманизации межличностных отношений, а также с помощью методов и приемов полифонизации, актуализации, воссоздания и др Природосообразность предполагает актуализацию педагогических идей Ж Ж Руссо о «естественном» человеке, а культуросообразность противостоит процессу варварства, нигилизма, бездуховности

4 Определение духовно-нравственного развития школьников - это качественные изменения в духовной сфере ребенка в процессе педагогического взаимодействия с учителем, а управление учебной деятельностью осуществляется на основе ДКВ

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы Общий объем составляет 200 страниц, включая приложение (литературно-творческий альманах, школьный журнал «Радуга»)

Основное содержание диссертации.

Во введении дано обоснование актуальности темы, определена цель, обозначен объект, предмет исследования, формулируется гипотеза и основные задачи работы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту

В первой главе диссертации «Теоретические основы развития духовно-нравственной личности» на основе проведенного анализа различных источников, рассматриваются понятия «дух», «душа», «духовность» с точки зрения философии, религии, педагогики и психологии

Отмечается, что духовность в наши дни одно из востребованных понятий О ней говорят философы, политики и публицисты Нередко пишут о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов, как очевидном феномене наших дней

В работе показано, что игнорирование духа и души как объектов научно-педагогического рассмотрения привело в советский период к пробелу в научно-педагогическом знании, внесло в его развитие односторонность Сфера души

считалась прерогативой религии Душа, как некая идеальная субстанция, в которой аккумулируются жизненные силы человека, была отнесена к области идеального и не заслуживала научного внимания, нарушая тем самым целостность традиции воспитания Авторитарно-императивная педагогика упустила из-под своего влияния душу ребенка, не осознавая того, что душа и духовные состояния - это особые уровни внутренней жизни

Понятие «дух» весьма многозначно Некоторые исследователи связывают дух с феноменом запредельного, неземного, отыскивая в нем черты божественности Светские мыслители отождествляют дух с идеалом, со стремлением человека к совершенству Нередко с этим словом связывают различные программы нравственного обогащения человека Разделяют «духовность» и «потребительство», стремление к жизненным благам «Дух» нередко ассоциируют с определенными способностями людей

В работе дается характеристика взглядов на понятие «духовность» в разные периоды истории человечества

Античная философия рассматривала «дух» и «духовность» чаще всего как теоретическую деятельность, которую Аристотель называл «мышлением о понимании» Он считал, что «человек сознает себя не только природным существом, но и существом духовным»

В эпоху средневековья проявление качеств духовности соотносилось с Богом (Августин)

Эпоха Возрождения породила новое мировоззрение, новый взгляд на «духовность», в которой прославляется человеческая личность и духовность рассматривается как «идеальный образец гармонии всего мира»

Философия Нового времени (Декарт, Спиноза, Гоббс, Паскаль, Локк и др) рассматривала духовность как понимание природы человека свободного мыслящего существа

В эпоху Просвещения (И Ф Гербарт, И Кант) внимание мыслителей привлекал уровень духовного развития социума, весь исторический процесс развития рассматривался как процесс культурной продвинутое™ человека и всей социальной системы Духовность, по Канту, во многом помогает понять, «каким надо быть, чтобы быть человеком»

Г В Ф Гегель в своей «Философии духа» раскрывает «духовное развитие» как результат превращения внешнего в цель, при этом духовное развитие трактуется как подъем «от единичного ощущения к всеобщей мысли, к знанию о себе, к постижению своей субъективности, своего «Я» »

Особое место в немецкой философии занимала тема гуманности, которая являлась целью общества

В диссертации раскрывается мысль, что понятие Духа интерпретируется философами в трех значениях божественном (третье лицо Пресвятой Троицы -Дух Святой), онтологическом (Дух как первооснова мира) и психологическом (дух как выражение определенных психических возможностей и способностей, стремления к идеалу) Последний вариант трактовки духа находим, скажем, в Толковом словаре С И Ожегова Так дается такое определение «Дух - это

психические способности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия»

Дух в онтологическом (бытийственном) смысле сложился в истории философии Дух - это перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов «гиасЬ» (иврит), «врнШв (лат) и «рпешпа» (греч), которые выражают представления о «движущемся воздухе», «дуновении», «дыхании» Вместе с тем понятие оказалось многозначным Дух - это сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело, некое привидение Дух - это сама жизнь Дух - это сущность Бога Бог есть Дух Дух - это внутренняя сущность земли или мира

Большая роль в осмыслении понятия «духовности» принадлежит русским философам Х1Х-ХХ веков К С Аксакову, Н А Бердяеву,С А Булгакову, В В Зеньковскому, И А Ильину, Н О Лосскому, В С Соловьеву, П А Флоренскому

Основным содержанием духовности для них выступили нормы человеческой нравственности

В С Соловьев, размышляя о человеческом духе, подчеркивает его единство Речь идет вовсе не о том, что он лишен множественности Духовность выражает бесконечное разнообразие чувств, мыслей и желаний Но, тем не менее, по мысли философа, духовность сохраняет свое единство как феномен «Вся природа, все эмпирические элементы нашего бытия должны быть организованы, должны быть внутренне подчинены нашему духу, как наш дух должен быть внутренне подчинен божественному» (Соловьев ВС)

Русские философы рассматривали духовность как выражение человеческого духа, как историю духовных традиций, как становление личности Так основная идея Н А Бердяева, который и определял свою философию как «философию духа», в утверждении духовности человека, величия его предназначения в трагическом мире Бердяев возвеличивает духовную реальность По его мнению, природный и духовный мир несходны Они нигде не встречаются и не взаимодействуют Лишь в неизъяснимой глубине дух вбирает в себя мир и бросает на него иной свет «В духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но самый опыт духовный и есть реальность высшего порядка Духовная жизнь не есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность» (Бердяев НА)

По мнению Н А Бердяева, дух как феномен сложен для понимания Трудно выработать понятия о духе Но можно обозначить признаки духа Н А Бердяев называет эти признаки свобода, смысл, творческая активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним Низость и отсутствие духовной жизни, по его словам, не могут быть доказательством, что духовной жизни нет В духовном мире реальность не определяется внешней данностью, реальность зависит от направления и напряжения самой духовной жизни

«Духовная жизнь формирует личность, являясь тем высшим, невидимым духовным центром, вокруг которого и в котором вся суть и смысл

существования Личность не рождается от родителей Стать личностью есть задача человека » (Н А Бердяев)

В отечественной философии и социологии (С Ф Анисимов, В С Барулин, И А Ильин, М С Каган, В Е Кемеров, Л И Петражицкий, И В Силуянова, В И Толстых, Г Г Шпет, Б Н Чичерин) понятие духовности рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, раскрывающийся в единстве интеллектуальной, нравственной, эстетической сфер, в творческом опыте

Авторы считают, что нельзя заменить понятие «духовность» на понятие «психика» или « сознание» Открытие, познание себя идет через действие, а в основе поступка лежат такие потребности, как потребность в творчестве, потребность быть личностью, нравственная и эстетическая потребность, потребность смысла

Опираясь на целый ряд определений «духовности», исторически сложившихся в разные эпохи развития философии, педагогики и психологии приходим к выводу, что «духовность» это особое интегративное качество личности, вбирающее в себя высшее воплощение человечности, устремленность к нравственным, интеллектуальным духовным ценностям, позволяющим человеку подняться на высшую ступень развития своего сознания. Это способность сохранять человеческое в человеке, активное внутреннее стремление к истине, правде, добру, красоте путем самосовершенствования и жизнетворчества Это - степень востребованности человеком богатств духовной культуры, результат удовлетворения духовных потребностей и степень освоения личностью, объективно существующих духовных ценностей

При этом нравственность рассматривается как понятие более узкое, но непосредственно связанное с понятием духовности Это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности Мораль, этические нормы, правила поведения

Во втором параграфе - «Проблема развития духовного мира личности как психолого-педагогнческая проблема» - понятие «духовности» и «нравственности» рассматривается с точки зрения психологии (исследования С А Анисимова, Г С Абрамовой, М М Бахтина, А А Бодалева Л С Выготского, М Р Гинзбурга, Б И Додонова, В П Зинченко, А В Захаровой, М М Муканова А В Петровского П В, Симонова, С Л Рубинштейна, О А Черниковой, А А Ухтомского, Л М Фридмана, П М Якобсона др )

В исследованиях «духовность» и «нравственность» отражают возвышение личности, характеризуются как явления, представляющие собой приобщение к человеческим ценностям и духовной культуре, как личностные образования, выступающие в виде стержня личности Духовный, нравственный - значит отвлеченный от прагматического бытия, возвышенный, всегда положительный

Духовность - сущность, «начало», определяющее поведение, фокусирующее в себе не только человеческие, но и индивидуальные ценности

Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) соотносились с феноменом дыхания- душа связывалась со вздохом, а дух - с выдохом Древние считали, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них К этому воззрению можно отнести доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком

В духовно-нравственном развитии личности выделяются три стороны, отражающие изменения, которые и составляют суть процесса раскрытие духовных потенций интеллекта, памяти, мышления, воображения, фантазии, обогащение внутреннего мира через усвоение духовно-нравственных ценностей (расширение чувственно-эмоциональной сферы),нацеливание на творческий характер деятельности, способствующий самореализации

Если рассматривать духовность как стержень личности, целостное психологическое явление поиска истины, добра, красоты, а духовный мир личности как пространство, способное впитывать окружающую действительность сквозь призму человеческих ценностей, усваивать и создавать новые духовные ценности в процессе самореализации, то особое место призвана занять «наука о Детстве - одна из главных проблем современного человекознания» (В Г Александрова), ибо являясь сложным, самостоятельным организмом, детство, составляет неотъемлемую часть общества, выступая как «особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит принципиально важные цели и задачи взаимодействия со взрослыми, определяя в значительной степени направления нашей взрослой деятельности» (Д И Фельдштейн)

Далее в диссертации рассматривается понятие «образ» как форма восприятия мира человеком

В настоящее время это важнейшая область гуманистических исследований, поскольку тесно связана со многими сторонами активности человека Универсальной формой человеческого восприятия следует признать образ, который для сознания предстает главной смысловой единицей В основе представлений человека лежат образы в диапазоне от начальной осведомленности о чем-либо до «картины мира» Образ как универсальный способ отражения действительности является смысловым центром существования различных форм

Одна из важнейших категорий педагогики «образование» этимологически восходит к понятию «эйдос» - «идея», «образ» Это дополнительно подчеркивает общность природы педагогического и художественного творчества

В словах, чувствах, мыслях школьник получает образ мира, а художественные образы, изучаемые им на уроках литературы, являются частичкой этого многогранного мира

Чувственное познание действительности через поэтические строки не сковано рамками понятийного аппарата науки, познание осуществляется с опорой на художественный образ Педагогическая герменевтика как наука

истолкования и интерпретаций педагогических знаний утверждает, «что художественно-образный компонент в педагогической деятельности является своего рода «катализатором» творчества, «ферментом» (Закирова А Ф), который помогает более смело и ярко преподносить материал, необходимый для духовного совершенствования личности

Синтезирующей основой образа выступают эмоции и чувства, обеспечивающие возможность целостного и структурированного восприятия окружающей действительности, оказывающие воздействие на процесс мобилизации чувств, с целью эффективного действия

Эмоциональная сфера оказывается механизмом и индикатором становления личности Образы внешнего мира буквально впечатываются в нашу психику Отсюда и произошло русское «впечатление», которое переводится на основные языки мира без потери своего исходного значения Благодаря чувственному познанию, подросток получает сведения обо всем, что способно вызвать чувства, т е обладает уникальной способностью вчувствования в мир

Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни Познание имеет чувственно-рациональный характер

Таким образом, в работе делается вывод, что в словах, чувствах, мыслях подросток получает образ мира, а художественные образы, изучаемые им на уроках литературы, истории, музыки являются частичкой этого многогранного мира

Во второй главе диссертации - «Экспериментальное исследование педагогических условий развития духовно-нравственных качеств личности школьников (на материале изучения художественных образов)» рассматриваются вопросы, связанные с потенциалом уроков литературы, с изучением художественных образов школьной программы, в основе которых лежат вечные ценности истина, добро, красота, любовь, с проблемой читательского интереса, а также рассматриваются педагогические условия, способствующие духовно-нравственному становлению школьников и результаты опытно-экспериментальной работы с учащимися по теме исследования

В первом параграфе - «Изучение художественных образов на уроках литературы как средство развития духовно-нравственного мира младших подростков» -делается акцент на художественной литературе как одном из основных источников духовно-нравственного развития личности школьников

В диссертации показана значительная роль изучения художественных образов на уроках литературы «Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа ребенка начинает жить и трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы» (Ш А Амонашвили) Подчеркивается , что образность - отличительная особенность художественной литературы, именно в образности разгадка того влияния, которое оказывает литература на человека

Объектом художественного познания выступает преимущественно сама реальная действительность, а предметом художественного интереса и соответствующего познания является динамика душевных состояний человека или, иначе говоря, своеобразная «действительность человеческого чувства» Причем данная область отображается художником либо опосредованно, либо непосредственно

На основе изучения массива источников рассматривается вопрос снижения читательского интереса школьников Исследования, проведенные с пятиклассниками, показали, что современный школьник не любит и не хочет читать в силу отсутствия внутренней мотивации чтения, а также невозможности дойти до их истинного смысла и значения Изучая трудные для их возраста и далекие от их интересов произведения, школьники не могут сами в них сориентироваться Возникает дискомфорт, который порождает эмоциональный барьер между школьниками и произведениями искусства Этот дискомфорт иногда перерастает в устойчивый противочнтательский иммунитет, который может быть преодолен лишь при условии грамотного подхода к изучению художественного образа, при условии адаптации учебного материала к возрастным особенностям подростков, при условии связи проблем произведения с проблемами современности

В параграфе основной акцент делается на урок литературы как на урок «жизни», урок «поиска истины», урок «красоты» Подчеркивается, что литературное образование в общеобразовательной школе строится, на, так называемом, «разумном, добром, вечном», то есть на вечных идеалах-ценностях, выработанных на протяжении всего человеческого пути В основе таких уроков лежат исследования по гуманизации образования (Ш А Амонашвили, М Н Берулава, И В Бестужева-Лады, А А Бодалева, 3 А Мальковой, Б Н Неменского, Л Н Толстого, В А Сухомлинского, К Д Ушинского и др)

Так как именно в начальной и средней школе идет мощное формирование личности ребенка, значение уроков литературы как уроков «жизни», уроков «поиска истины», уроков «красоты» - особенно возрастает Художественные произведения, включенные в программу начальной и средней школы, несут заботу об утверждении общечеловеческих ценностей, о совершенствовании понимания жизни человека, о средствах и путях утверждения нравственности независимо от государственного строя Иными словами, они отвечают концепции гуманизма, построенной на вечных идеалах истине, доброте, вере и красоте Среди таких произведений - русские народные сказки, притчи и библейские легенды, произведения классической литературы И А Бунина А И Куприна М Ю Лермонтова, А С Пушкина, И С Тургенева, К Г Паустовского, Л Н Толстого, а также повести и рассказы писателей XX века В П Астафьева, В И Белова, А П Платонова, М М Пришвина, В Г Распутина, и др

Через художественные образы автор способен передать читателю наиболее высокие образцы отношений, к которым стремились люди разных времен и народов, показать ранее неизвестные стороны жизни, заставить почувствовать их и задуматься над ними Читатель как бы становится

участником событий, поэтому очень важно, что несет в себе художественное произведение, какие ценности оно возвышает

В работе красной нитью проходит мысль, что учителю необходимо взять у искусства его дар возвышать, очеловечивать, одухотворять, чтобы идти от искусства чувствовать - к искусству мыслить, искусству жить

В результате системы анализа основных источников исследования установлены принципы, на которых строятся уроки литературы, направленные на изучение художественных образов как средства духовно-нравственного развития учащихся К ним относятся

Принцип целостности предусматривает восприятие, переживание и изучение всего комплекса источников духовного развития

Принцип единства образования и самообразования представляет собой возможность использовать механизм саморазвития личности, ориентации на раскрытие всех ее творческих возможностей Образование, в данном случае, мы понимаем в широком гуманистическом смысле как создание образа как самостроительство, самосозидание, активное развертывание духовных сил личности

Принцип сотворчества отражающий потребность учителей и учащихся в совместном поиске истины, желание учиться друг у друга Между педагогами и учениками устанавливаются отношения ценностно-смыслового равенства, основанные на признании индивидуальной ценности каждого

Принцип герменевтики - чувственное познание действительности через поэтические строки не сковано рамками понятийного аппарата науки, познание осуществляется с опорой на художественный образ Изучение, истолкование глубинного смысла художественного образа становится катализатором творчества, ферментом, позволяющим смело и ярко преподнести учебный материал

Именно на этих принципах как выявленных закономерностях, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, строится система уроков литературы и изучение литературных образов, играющих главенствующую роль в исследовательской работе по данной теме

Многолетнее теоретическое исследование и опора на принципы литературного образования дают возможность сформулировать специфические методы и приемы творческого освоения источников духовного развития и формирования духовного опыта Представим описание этих приемов и методов как способов управления духовной деятельностью школьников

Метод полифонизацип - публичного соразмышления всех его участников, в ходе которого обсуждается проблемная ситуация, задаются вопросы, формулируется проблема Главная цель диалогического взаимодействия истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, в совместной деятельности

Метод полифонизации - соборный поиск истины, разнообразие творческих ситуаций, живое обсуждение - дает возможность учащимся актуализировать свои знания, раскрепоститься в общении, направить свой духовный поиск на самосовершенствование

Метод актуализации представляет собой оригинальный способ управления познавательной деятельностью — «ключ мудрости» творческое освоение всех богатств духовной культуры, в частности, и художественной литературы как одного из основных источников духовно-нравственного совершенствования

Прием сопричастности Духовная деятельность не может и не должна быть только информационной, она предполагает обогащение эмоционального опыта как отношения человека к миру, к людям, к своей деятельности Это целесообразно, потому что духовное развитие - это процесс, протекающий не только в интеллектуальной, мотивационно-потребностной, но и эмоционально волевой сфере личности Этот прием развивает способность сопереживать другому человеку, чувствовать ответственность То, что пережито, не стирается из памяти, становится духовно значимым, стимулирует стремление к истине, правде, добру и красоте

Прием воссоздания - это воссоздание, реконструкция событий, происходящих в художественном произведении Ученик должен воочию представить себе все то, что происходит в книге, вообразить себя участником событий Для этого учителю необходимо включить в процесс изучения нового все источники восприятия аудитивные, визуальные, кинестетические

Итак, в течение 4-х лет с одними и теме же учащимися средней школы проводилась исследовательская работа на уроках литературы, основанная на принципах, изложенных выше (целостности, единства образования и самообразования, сотворчества, герменевтики), а также использовались интерактивные приемы и методы (полифонизация, воссоздание, актуализация, сопричастность), основу межличностного общения составлял гуманно-личностные подход Акцент при обучении учащихся делался на произведения, содержащие в основе художественные образы, имеющие определенное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности школьников

Перед организаторами исследовательской деятельности были поставлены задачи, составляющие основу литературного образования

• расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся,

• введение в художественный мир произведений, с опорой на лучшие литературные образцы, обогащающие духовные начала школьников,

• развитие творческого восприятия школьниками художественных образцов от наивно-реалистического до художественно-эстетического,

• развитие читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества, в частности, на способность эмоционально и творчески воспринимать художественные ценности, видеть нравственный подтекст произведений

Учащиеся, ознакомившись с многообразием жизненного содержания литературы и формами ее отображения, с многоликостью литературных

образов, осознав изображенные писателем конфликты, ситуации, своеобразие литературных характеров героев, развиваются духовно - нравственно, что становится впоследствии базой для их саморазвития, самодвижения, самоопределения

На основании вышесказанного, мы приходим к формированию концепции духовно-нравственного развития школьников на уроках литературы, которая лежит в основе нашего исследования

Во втором параграфе второй главы - «Анализ опытно-экспериментальной работы и результатов темы исследования» - описываются содержание и методика проведенного исследования и анализ ее результатов

Формирующий эксперимент проводился на базе московской общеобразовательной школы №1230 ЗОУОДО в двух классах

ТаблицаЛН

Этапы духовно-нравственного развития учащихся Преяпочагаемые результаты

1 Открытие источников духовного развития Стремление к истине добру и кркотс

2 Самопознание Создание образа «Я»

3 Осмысление критериев творческой деятельности Самосовершенствование как стиль жизнедеятельности

4 Формирование опыта творческой деятельности Вера в свои творческие возможности Жи шетворчсство

6 Самора$витис Саморсали юция Определение своего призвания активная жизненная позиция

Задачи исследования связаны с духовным развитием школьников 5-7 классов под влиянием художественных образов на уроках литературы Аналитическим путем определены некоторые общие критерии, которые косвенно могут отобразить уровень развития духовности ребенка, не поддающийся количественному измерению

Этапы и предполагаемые результаты духовно-нравственного становления личности школьников представлены в таблице №1

На констатирующем этапе был определен исходный уровень духовно-нравственного развития школьников, участвующих в эксперименте (использовался комплекс методов беседы, анкетирование, теоретический анализ) В качестве показателей были выбраны следующие положения

• способность понимать замысел художественного произведения и позицию литературных образов, соотносить идею художественного произведения с проблемами современности,

• воспринимать эмоциональное содержание произведения, сопереживать действующим лицам,

• оценивать читаемое, критически анализировать его, дополнять мысли автора своими,

• способность выходить за рамки логики текста, проявлять собственную позиции, видеть подтекст произведения

На констатирующем этапе исследования определилось, 96% школьников не проявляют при решении нравственных задач ни самостоятельности, ни активной позиции

При продолжении работы с учащимися 5-х классов была выяснена позиция каждого ребенка выявлен его читательский потенциал, читательский интерес, проблемы, интересующие его, было прослежено, как школьник может использовать опыт литературных героев, связывает ли он проблемы, увиденные в художественных произведениях, с жизнью

Анкетирование, включающее вопросы, касающиеся читательской позиции учащихся, показало, что

- любимый герой есть у 33%, и у большинства учащихся он положительный,

- книга и проблемы, изложенные в ней, волнуют большинство 5-классников - 52%,

- но лишь 7% учащихся часто посещают библиотеку, а 36% совсем туда не ходят,

- у 54% были сложные ситуации, выход из которых помогли найти герои художественных произведений,

- 57% считают, что они могут руководствоваться в жизни мудростью, взятой из художественных произведений,

- но всего 7% читателей - пятиклассников каждый день читают художественную литературу, а 49% - редко или тогда, когда их заставляют Но все-таки 68% не смогли бы в жизни обойтись без книг,

- а 49% убеждены, что литературно-художественный образ может в корне изменить жизнь человека

Диагностическое исследование показало, что у большинства из опрошенных низкий читательский интерес (лишь 7% детей часто читают книги), у подростков наблюдалось отсутствие самостоятельности при решении нравственных задач (95,5% учащихся не проявили самостоятельности при решении нравственных задач), духовные потребности школьников еще не сформированы

Но, тем не менее, рассмотренные результаты подчеркивают большой воспитывающий потенциал художественной литературы, который может быть использован и развит при условии создания определенных педагогических условий

Успешное развитие духовно-нравственных качеств личности школьников зависит от педагогической обстановки, созданной на уроке, от системы ценностей, которая будет положена в основу воспитательного процесса В диссертационном исследовании делается попытка взять за основу духовные ценности художественной литературы, глубокую сущность и многоплановость литературных образов, которые содержат уроки духовности, создать определенные педагогические условия, способствующие духовно-нравственному росту личности школьников

В связи с этим была разработана «Модель развития духовно-нравственных качеств личности школьников через изучение художественных образов на уроках литературы»

Построенная организационно-педагогическая модель это своеобразный аналог реального объекта, воспроизводящий наиболее существенные моменты

образовательного процесса идеологию (ориентация на высшие человеческие ценности), этапы и критерии развития личности (с точки зрения педагогики и психологии), условия формирования духовно-нравственных качеств личности (роль личности учителя), методику преподавания (целостная совокупность педагогических действий, операций, принципов, методов и приемов, постепенное расширение эмоционального и деятелыюстного поля за счет информационного, приводящее к расширению сферы интересов, к осознанию потребности в самопознании, творчестве, самореализации, самосовершенствовании, созданию образа «Я», а также педагогические рекомендации (приоритет гуманно-личностных и личностно-ориентированных подходов)

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы обучение учащихся было основано на авторской модели, которая рассчитана на то, чтобы влияние литературных образов развило чувственную сферу ребенка, активизировало его эмоции, образное мышление, сформировало особую шкалу духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежат общечеловеческие ценности

Специальная методика проведения уроков литературы, включала в себя а) комплекс специальных заданий на развитие воображения, восприятия, памяти, мышления, б) серия нагдядных пособий (мультимедийные презентации, видеофильмы, слайд-шоу, репродукции картин и т п ), собранных в тематические блоки, в) дидактический материал, отобранный в соответствии с тематическим планированием, г) отработка проведения нетрадиционных форм ведения уроков, направленных на повышение мотивации учения у школьников (литературные гостиные, уроки-театрализации, уроки-путешествия и т п), д) комплекс мероприятий, повышающих творческую и социальную активность учащихся (создание школьного журнала, литературного альманаха, шефство над детским домом, помощь ветеранам, участие в школьном соуправлении и т и )

_Таблица №2_

Духовные ценности констати-ругощии этап 2002т кол-во констатирующий этап 2002г % контрольный этап 2006т КОЛ-ВО УЧ-СЯ контрль-иыи этап 2006г

Добро 18 28% 34 53%

Красота 25 39% 45 70%

Любовь 20 31% 41 64%

социальные ценности

Деньги 45 70% 35 54%

Сила 58 91% 31 48%

Власть 57 89% 34 45%

Таблица №3

Изменами» социальна* приоритетов учащихся е 2002-2006 г.г.

ьо% эоч

»4 50*

1

1дойр-а 3- "(ИСОЧ 5- «оОочы,

Илхмоипиио социальных приор и то тоо учащихся с 2002-20(76

г.г.

ТЬ I к

МГН Я- 1- В

Социальный опрос школьников по выявлению у них духовно-нравственных й социальных предпочтений проводился в 2002 году и через четыре года, после обучения школьников по вышеприведённой модели, в 2006 году. В социальном опросе участвовало 64 школьника.

Результаты социального опроса подтверждают позитивную динамику в духовно-нравственном развитии подростков. Графики отражают кардинальное изменение в Социальных предпочтениях учащихся (таблица №2,3).

Выводы о результатах развития школьников по экспериментальному курсу были сделаны с помощью проведенного комплекса диагностических методик, бсссд, статистических методов, моделирования, педагогического Эксперимента, систематизации и обобщения, полученных данных в конце каждого экспериментального года, включавшего то же тестирование и опрос детей, что и на констатирующем этапе.

Следующие гистограммы (№4,5,6) показывают положительную динамику формирования нравственных качеств личности школьников за 4 года исследовательской деятельности:

Таблица V!

$0%

шз

« 2 э а ь в у а

■ Ряд« ■Р"Д2

□ РйдЗ

□ Ркл 4

6 класс

.ОаОоН

% 3 > А 5 в 7

■ РйД1 ]

Сравнительная диаграмма 5,6 и 7 классы Таблица №5. Таблица №6.

1 г э * 5 л 7 I

Вертикальная ось отображает процент учащихся, горизонтальная ось — вопросы, которые задавались учащимся каждый год в 5,6 и 7 классах. 1. Часто ли вы ходите в библиотеку?

2 Предпочитаете ли вы такие книги, которые заставляют думать, учат чему-то, из которых узнаешь новое9

3 Является ли положительный герой образцом для подражания9

4 Может ли человек обойтись в жизни без книг9

5 Часто ли вы читаете художественную литературу9

6 Помогают ли вам положительные образы героев книг в жизни9

Таким образом, за три года работы с подростками по методике, разработанной в ходе исследования, в их духовном мире произошли кардинальные изменения Можно констатировать, что школьники нравственно выросли, стали глубже понимать замысел художественного произведения, сопереживать образам главных героев, критически оценивать читаемое, дополнять мысли автора своими собственными, проявлять самостоятельность, отстаивать свою точку зрения, проводить параллели между проблемами художественной литературы и проблемами современности

Еще одним подтверждением духовного роста школьников, развития их творческих способностей послужили литературно-творческий альманах и школьный журнал «Радуга», составленные по инициативе учащихся из их собственных сочинений, в основе творческих работ которых лежит духовно-нравственный компонент

Исследование позволило также заключить, что важным условием формирования нравственных качеств личности школьников является не только обеспечение учащихся определенными знаниями о добре и зле, совести и бесчестии, но и введение их в проблемы конкретных, нравственных ситуаций, в которых эти знания проявлялись бы Развитие таких качеств, как способность к сопереживанию, прочувствованию счастья или боли изучаемого героя, понимание важности того или иного момента в его судьбе, активное восприятие и перенесение в свой внутренний мир важных и вечных проблем, поднимаемых в художественных произведениях — есть важный аргумент, подтверждающий духовно-нравственный рост школьников

В итоге можно сформулировать следующие основные выводы:

1 Произведен историко-теоретический анализ, который позволил уточнить понимание «духовности» как доминанты современного образовательного процесса и духовно-нравственного развития как высшего педагогического измерения, а также определить значение этих понятий в формировании важных качеств личности милосердия, доброты, честности, сопереживания и др Духовно-нравственное развитие это - качественные изменения в духовной сфере школьника в процессе педагогического взаимодействия с учителем, который выступает инициальным звеном в общении, управляя учебным процессом в форме дидактико- коммуникативного воздействия (ДКВ)

2 Показано, что духовно-нравственное развитие имеет иерархическую структуру, включающую в себя несколько уровней взращивания личности младших подростков низкий уровень-переживания, средний уровень-осознания; высокий уровень-поступка

Основными содержательными компонентами и критериями духовного развития личности школьников на средней ступени обучения (5-7 классы) являются следующие качества стремление к истине, добру и красоте, душевность, искренность, бескорыстное отношение к людям, активная жизненная позиция, поиск ответов на жизненно важные вопросы, стремление к коллективной творческой деятельности, создание образа «Я», вера в свои силы, самосовершенствование, самореализация

3 Установлено, что основной проблемой духовно-нравственного развития личности младших подростков в условиях преобразования современной школы является их «противочитательский иммунитет», отсутствие самостоятельной позиции, а использование педагогического потенциала, который несут в себе художественные образы, становится важным педагогическим условием духовно-нравственного развития школьников Художественные образы — ключ духовно-нравственного развития личности

4 Определены педагогические условия духовно-нравственного развития младших подростков применение комплексной методики (принципы, методы, приемы, формы уроков и т п), обеспечивающей качественные изменения в духовной сфере учащихся, при этом большое значение имеют личностные и профессиональные качества учителей, участвующих в учебном процессе и управляющих учебной деятельностью учащихся в гибкой форме ДКВ

5 Создана и апробирована «Модель развития духовно- нравственных качеств личности школьников через изучение художественных образов на уроках литературы»

Экспериментальная проверка эффективности проводимого курса и продуктивности использования созданной модели позволила выделить качественные изменения у младших подростков, в условиях формирующего эксперимента

• глубина знаний и духовно-нравственные качества учащихся экспериментальных классов положительно отличаются от контрольных

• кардинально изменились за 4 года социальные приоритеты учащихся экспериментальных классов,

• выявлены высокая личностная активность и самовыражение в творчестве у учащихся, участвующих в исследовании (участие в конкурсах, в составлении литературного альманаха и школьного журнала «Радуга» (76% учащихся),

• творческие работы детей подтверждают их умение использовать опыт литературных героев в своей личной жизнедеятельности опыте (об этом учащиеся эмоционально рассказывают в своих творческих работах),

• у школьников появилось стремление приносить радость окружающим людям, активизировалась жизненная позиция в классе, в школе, округе, городе, взгляд на окружающий мир с позиций добра, истины и красоты (шефство над ветеранами, дружеские отношения с

детским домом из города Тулы, благотворительная помощь людям, терпящим бедствие и т п )

• у подростков в экспериментальных классах значительно повысился читательский интерес (на 46%),

Данная работа не претендует на исчерпывающее решение исследуемой проблемы Требуют дальнейшего изучения педагогический потенциал художественной литературы и литературных образов, разработка программно-методического обеспечения, способствующего духовному развитию школьников на уроках литературы в старших классах, а также совершенствование профессиональной подготовки педагогов, а точнее формирование у них компетенций создания педагогических условий развития духовно- нравственных качеств личности школьников

Материалы и внедрение в практику ряда школ построенной Модели развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков показали положительные результаты исследования и могут успешно применяться не только преподавателями русского языка и литературы, но и учителями музыки, преподавателями дополнительного образования Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК: Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях

1. Григорьева ЕФ Воспитывающий потенциал художественной литературы» М «Начальная школа +» №4 2007 г, стр 70-74

Другие публикации:

2 Григорьева Е Ф Духовный мир как основание личности// Сборник работ молодых ученых МГПУ Выпуск 11 - М МГПУ, 2000г, стр 25-27

3 Григорьева Е Ф Проблема развития духовного мира в психолого-педагогическом аспекте// Сборник работ молодых ученых МГПУ Выпуск 12 - М , МГПУ, 2002, стр 24-26

4 Григорьева Е Ф Художественная литература как один из основных источников духовного становления личности школьника// Сборник молодых ученых МГПУ Выпуск №13 - М , МГПУ, 2002г , стр38-42

5 Григорьева Е Ф Противочитательский иммунитет современного школьника// Сборник молодых ученых М , МГПУ 2003г ,стр 34-40

6 Григорьева Е Ф Креативность - ведущий принцип современной воспитательной системы // Сборник молодых ученых МГПУ Выпуск № 13 -М МГПУ, 2004г стр 20-24

7. Григорьева Е Ф «Читательская позиция современного школьника» //М , «Русская словесность», 2007 г, №2 стр ,33-44

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Григорьева, Елена Федоровна, 2007 год

Введение стр.

Глава 1. Теоретические основы развития духовно-нравственной личности стр.

1.1. Духовность и духовно-нравственный мир человека в философии, литературестр.

1.2.Развитие духовно-нравственного мира личности младшего подростка как психолого-педагогическая проблемастр.

1.3. Пути восприятия образов школьникамистр.

Выводы по первой главестр.

Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образовстр.

2.1. Изучение художественных образов на уроках литературы как средство формирования развития духовно-нравственного мира школьниковстр.

2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы и результатов исследованиястр.

Выводы по второй главестр.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков"

Актуальность исследования. В настоящее время, когда общество обеспокоено состоянием образования, когда все более ощутим кризис человека, особый интерес и актуальность в развитии педагогики представляют собой проблемы возрождения духовности как неотъемлемой части исконно российского воспитания. Создание атмосферы обращенности к человеческой личности объективно требует построения и устойчивого функционирования таких педагогических систем, которые могли бы обеспечить духовно -нравственное преобразование внутреннего мира ребенка во всей его целостности. Необходимость таких изменений в образовательном процессе находит своё юридическое и организационное закрепление в Законе РФ «Об образовании» и ряде нормативных документов Министерства образования РФ. «Именно духовность - есть то, что отличает нашу культуру от других культур мира, - эти слова прозвучали в выступлении президента России В.В.Путина на праздновании тысячелетия г.Казани. - Богатство и неповторимость культуры и образования России заключается в ее глубокой духовности.»

Усиление технократизма и бездуховности, нестабильность в социально-экономической сфере, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, создают сегодня предпосылки, ведущие к кризису человечества.

Вакуум, который образовался в системе воспитания, сыграл отрицательную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Об этом говорят факты, свидетельствующие о духовном кризисе подростков и молодежи: отсутствие духовных идеалов, низкий читательский интерес, популярность литературы, связанной с насилием, разгул наркомании, проституции, а также прочно вошедшие в сознание людей мнимые ценности -власть физической и денежной силы, стремление к роскоши, оправдание низменных инстинктов и т.д.

Педагогика как сфера духовного, носит универсальный, многогранный, интегрированный характер. Её развитие представляется наиболее эффективным на основе синтеза всех наук о человеке. Синтез науки, искусства, религии рассматривается нами как один из главных путей воспитания духовной культуры личности ученика и учителя, позволяющей наполнить современный образовательный процесс глубинными пластами духовности, формировать целостное представление о человеке и мире путём приобщения к трём основным способам мировоззрения: рационально- логическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциально-аксиологическому ( религия). На этих компонентах мы и выстраиваем цепь своих педагогических исследований.

Педагоги - гуманисты разных эпох и народов, а также представители современной отечественной педагогики и психологии внесли большой вклад в анализ педагогического наследования духовных традиций: К.С. Аксаков, Н.А.Бердяев, А.А.Бодалев, С.А.Булгаков, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, Я.А.Коменский, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Ю.М.Лотман, A.C. Макаренко, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, В.С.Соловьёв, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.А.Флоренский. Следует отметить работы известных отечественных учёных по данной проблеме, связанной с формированием личности учителя: В.Г. Александровой, Ш.А. Амонашвили, в.Г. Безрогова, М.В. Богуславского, А.Ф.Закировой, Н.Д. Никандрова, В.Г. Ниорадзе, Л.А.Рапацкой.

Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме духовного развития подростков заняли труды психологов А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Р. Гинзбурга, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.А. Копылова, Д.Б. Эльконина и др.

Гуманистическую парадигму на современном этапе определяют различные концептуальные идеи, подходы, имеющие свои особые пути исследования и практического решения. Но их объединяет общее сущностное начало - любовь к ребёнку, к жизни, патриотизм, добро и вера. Данные идеи являются основополагающими в обосновании теоретических основ гуманистической парадигмы. Это работы З.И. Равкина, В.Г. Пряниковой., Н.Д.

Никандрова, M.B. Богуславского, Ш.А. Амонашвили, В.Г.Александровой, В.И. Загвязинского, В.А. Сластёнина, В.Г. Ниорадзе, Е.Н.Шиянова и др.

Проблеме духовного развития школьников посвящено значительное число диссертационных исследований последних лет: В.Г. Александровой «Влияние христиаского учения на развитие гуманистической педагогической традиции 17-20 веков», H.A. Коваля «Основы изучения духовности личности подростков», Б.И. Мукановой «Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся в формировании и развитии социальной активности подростков», Л.В. Токмаковой «Ценностные ориентации школьников и молодёжи», Т.И. Петраковой «Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков», Ю.А. Серебренниковой «Развитие духовного мира шести - семилетних детей средствами искусства» и др.

Мощный толчок возрождению гуманистической педагогической традиции в середине 80-х годов дало появление педагогики сотрудничества, яркими представителями которой были педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, Е.Н.Ильин, С.Н. Лысенкова, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов и др.)

Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает при переходе детей в среднюю школу. Так как именно в этот период у подростка более выражен интерес к себе, своему внутреннему миру. Он впервые глубоко задумывается о вечных ценностях: о добре, красоте, истине.

Педагогика, как сфера духовного, всегда была обращена вглубь человека, ибо несёт в себе высшие ценности и идеалы, помогает раскрыть самобытную природу человека воспитать его ум и сердце». (В.Г. Александрова). В современной школе литературное образование имеет особую значимость, потому что произведения литературы содержат в себе огромный духовный потенциал, оказывающий значительное влияние на формирующуюся личность школьника. Однако, как отмечает Ш.А. Амонашвили, воспитательное влияние литературного произведения на школьников может быть обеспечено только при условии, если описанные в нем судьбы людей, образы и картины действительности будут пережиты ими как реальные, призывающие к сочувствию.

В условиях перехода России к рыночным отношениям, с их практицизмом, индивидуализмом и выбором далеко не безупречных в моральном отношении средств для достижения успеха, а в связи с этим общего падения нравственности и духовности, обращение к теоретическому анализу феномена духовности просто необходимо, а создание педагогических условий развития духовно- нравственных качеств личности школьника- первоначальной задачей в отечественном образовании.

В связи с этим к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий между:

- усилением значения формирования духовно - нравственных качеств у подростков и отсутствием единой общепринятой концепции духовно-нравственного воспитания школьников;

- многочисленностью суждений и формулировок понятия «духовности» и недооценкой ее значения в воспитании подростков, отсутствием четких духовно-нравственных ориентиров; пониманием важности гуманитарного образования как гармонизирующего фактора всего образовательного процесса и его технократизацией;

-сохраняющимися авторитарно-императивными подходами к образовательному процессу и новыми гуманистическими парадигмами гуманно-личностного подхода к воспитанию человека;

-высокими требованиями к личности современного учителя и недостаточно гибкой системой подготовки и переподготовки учителя;

- резким понижением читательского интереса и возрастанием негативного влияния средств массовой информации на интеллектуальное и духовное развитие школьников;

- мощным духовным потенциалом художественной литературы и недостаточным его использованием в учебно-воспитательном процессе школы.

Особая актуальность проблемы и одновременно недостаточная ее разработанность в педагогической теории, необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания подростков в современных условиях обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков (на материале художественных образов).

Так возникает проблема исследования, которая заключается в разработке педагогических условий духовно-нравственного развития школьников через изучение художественных образов на уроках литературы.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образов на уроках литературы

Объект исследования: педагогический процесс изучения художественных образов, ведущий к развитию духовно-нравственных качеств личности подростков.

Предмет исследования: педагогические условия, при которых усиливается влияние литературных образов на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности младших подростков.

В качестве гипотезы было принято предположение о том, что лучшие художественные образы оказывают эффективное воздействие на развитие духовно-нравственных качеств младших подростков, если: • духовность рассматривается как ядро личностного развития в воспитательном процессе, основанном на принципах: природосообразности (уникальность и неповторимость личности), культуросообразности (акцент в воспитании делается на культуру и традиции региона, в котором протекает воспитательный процесс), креативности (творческий подход к любому виду деятельности), гуманизации межличностных отношений (отношения между учителем и учеником носят субъект - субъектный характер), а гибкость управления учебной деятельностью школьников достигается через ДКВ(дидактико-коммуникативное воздействие по концепции С.Я. Ромашиной);

• учебно-воспитательный процесс нацелен преимущественно на восприятие образов художественных произведений и основывается на традициях философской мысли, исконно сложившихся идеалах добра, красоты и любви;

• творческая деятельность младших подростков организуется на уроках литературы, а методы связаны с приёмами актуализации, полифонизации, воссоздания, сопричастности и др.

• духовно-нравственное развитие младших подростков обеспечивается, если моделируются ситуации, при которых литературно- художественные образы несут подростку понимание сущности человеческого бытия.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1.проанализировать философские, психолого-педагогические и литературоведческие источники, раскрывающие особенности внутреннего мира ребёнка и уточнить понятие «духовность» и «нравственность» в современной педагогике;

2. раскрыть значение, компоненты и структуру духовно-нравственного развития младших подростков;

3.выявить основные проблемы духовно-нравственного развития младших подростков в условиях преобразования современной общеобразовательной школы и обосновать необходимость организации изучения художественных образов как средства духовно-нравственного развития;

4. определить педагогические условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности школьников при изучении литературных образов в 5-7 классах, а также построить «Модель развития духовно-нравственных качеств личности школьников через изучение художественных образов на уроках литературы»;

5.экспериментально апробировать и проверить изменения в духовном мире школьников в результате совместной творческой деятельности.

Методологическая и теоретическая база исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих ценности духовной жизни общества и человека, которые составляют одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, а также на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры( К.С. Аксаков, М.М. Бахтин , Н.А. Бердяев, Л.С.Выготский, В.П. Зинченко, В.В. Зеньковский,И.В. Кириевский, Ю.М. Лотман, В.С. Соловьёв и др.); на гуманно-личностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности(Д.С. Лихачев,В.И. Загвязинский, Н.Д. НикандровДИ. Равкин и др.)

Методы "" исследования: биографический метод, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ литературы по теме исследования; конструктивно-генетический метод, предполагающий формирование обобщений, выводов; изучение опыта специалистов в области духовно-нравственного воспитания; осмысление собственного педагогического опыта работы в школе; наблюдение; опросно-диагностические методы изучения духовно-нравственного развития школьников; анализ творческих работ детей; опытно-экспериментальная работа; статистическая обработка данных.

Исследование проводилось в государственных общеобразовательных учреждениях № 1230 (г. Москва) и №74 (г. Красноярск).

В исследовании на разных этапах приняло участие более 150 школьников, 90 родителей, 50 преподавателей (учителя русского языка и литературы, классные руководители, преподаватели музыки, ИЗО, администрация школ.)

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были раскрыты в выступлениях на международных научно-практических конференциях:

1.«МГПУ в московском и российском образовательном пространстве» 4-10 октября 2005 года.

2.«Дети нового сознания» Москва 8-11 октября 2007 года. А также на Международных педагогических чтениях:

3.«Без сердца что поймём?» 9-11 января 2006 года,

4.«Истина школы» 9-11 января 2007 года.

О ходе и результатах исследования шла речь на семинарах для руководителей школ, заместителей школ по воспитательной работе, председателей МО словесников Западного округа г.Москвы и Железнодорожного района г.Красноярска. Исследования по данной теме начались в 1994 году. Опыт экспериментальной работы получил высокую оценку на городском конкурсе «Учитель года» в городе Красноярске в 1995 году.

С 2003 года результаты исследования внедряются в практику работы нескольких общеобразовательных школ города. Москвы, а также в лицеях №7 и № 28 г. Красноярска.

Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001) - включал осмысление проблемы, изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного развития школьников, обобщение передового опыта, разрабатывалась концепция исследования, а также анализ педагогического опыта автора.

На втором этапе - опытно-экспериментальном (2002-2005) -разрабатывалась теоретическая концепция исследования, её научный аппарат. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Работа заключалась в реализации модели обучения и проверки её эффективности в развитии духовно-нравственных качеств личности школьников.

На третьем этапе - заключительно-обобщающем (2006-2007) -проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы. Проведена обработка, обобщение и систематизация материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• уточнены и конкретизированы понятия «духовность», «нравственность». Духовность определяется как высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности. Она оценивается как способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей. Нравственность же трактуется как сфера практической свободы и воли, способная возвыситься над субъективным мнением и желанием.

• обосновано значение духовно-нравственного развития для гармоничного личностного роста школьников, выявлено их соотношения и взаимосвязь. Личностный рост оценивается как процесс возвышения личности, способной жить не только интересами тела и души, но и духа.

• разработана иерархическая структура духовно-нравственного развития школьников: открытие источников духовного развития, самопознание, осмысление критериев духовности личности, формирование опыта творческой духовно-нравственной деятельности, саморазвитие и самореализация. Личность - универсальное понятие духовного человека. Оно вбирает в себя самобытность, множество социальных качеств, богатство души.

• раскрыты содержательные компоненты духовно-нравственного развития школьников, заключающиеся в стремлении к истине, добру и красоте; в создании ' образа «Я», в укреплении личностного ядра, самосовершенствовании, вере в свои возможности, жизнетворчестве.

• обоснованы и проверены педагогические условия развития духовно-нравственных качеств у школьников через изучение литературных образов;

• определены педагогические принципы (образования и самообразования, сотворчества, герменевтики) и педагогические приемы и методы (полифонизации, актуализации, сопричастности, воссоздания), обеспечивающие более глубокое изучение и осознание школьниками художественных образов. При этом герменевтика позволяет разделять понятия «знать» и «понимать», учитывать глубокий подтекст коммуникации. Феномен «полифонизации» основан на бахтинской идее диалога.

• построена «Модель развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков через изучение художественных образов на уроках литературы».

Теоретическая значимость исследования:

• сформировано новое направление в межличностном педагогическом общении;

• раскрыты уровни духовно - нравственного развития личности школьников;

• обоснованы и проверены педагогические условия развития духовно-нравственной сферы личности;

• теоретически обоснована модель развития духовно- нравственных качеств в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• создана и практически апробирована комплексная методика работы с детьми по изучению художественных образов, основанная на принципах: образования и самообразования, сотворчества, целостности и герменевтики.

• разработаны специальные приёмы, адаптированные к условиям школы, которые позволяют повысить уровень духовно-нравственного развития школьников (уровень читательского интереса, социальную активность, проявление сочувствия и сопереживания к окружающим);

• апробирована в ходе экспериментальной работы сконструированная модель, которая может быть использована при составлении методических

12 рекомендаций по изучению художественных образов на уроках литературы в общеобразовательной школе.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследователя, применением комплекса методов, адекватных задачам исследования, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственное развитие школьников необходимый компонент современной образовательной системы. В античной Греции различались науки практические и нравственные. На первый взгляд, основное внимание греки могли уделять насущным потребностям жизни, труда, познания. Но парадокс заключается именно в том, что огромный интерес у древних греков вызывали именно нравственные проблемы. Между тем современные стандарты образования имеют цель - дать молодым людям как можно больше практических знаний. Мало кто озабочен тем, что составляет основу образования - нравственность.

2. Актуальным условием духовно-нравственного развития младших подростков является использование педагогического потенциала, который несут в себе художественные образы литературных произведений школьной программы Образ-ключ духовно- нравственного развития личности школьника. В диссертации использована идея К.Г. Юнга о том, что человечество вообще в долгу перед эмоциональной функцией. Обучение в основном ориентировано на тренировку интеллекта. Об утончении чувств, богатстве эмоционального мира людей говорится мало. В этом смысле именно пробуждение эмоций оказывается важным шагом на пути воспитания духовности.

3. Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках литературы осуществляется как системно организованный процесс на основе принципов природосообразности, культуросообразности, креативности, герменевтики, сотворчества, гуманизации межличностных отношений, а также с помощью методов и приёмов: полифонизации, актуализации, воссоздания и др. Природосообразность предполагает актуализацию педагогических идей Ж.Ж. Руссо о «естественном» человеке, а культуросообразность противостоит процессу варварства, нигилизма, бездуховности.

4. Определение духовно-нравственного развития школьников - это качественные изменения в духовной сфере ребёнка в процессе педагогического взаимодействия с учителем, а управление учебной деятельностью осуществляется на основе ДКВ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы. Общий объем составляет 200 страниц, включая приложение (литературно-творческий альманах, школьный журнал «Радуга»).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы о результатах развития школьников по экспериментальному курсу были сделаны с помощью проведенного комплекса диагностических методик, бесед, статистических методов, моделирования, педагогического эксперимента, систематизации и обобщения, полученных данных в конце каждого экспериментального года, включавшего то же тестирование и опрос детей, что и на констатирующем этапе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Григорьева, Елена Федоровна, Москва

1. Ф0РМЫ А—Урок- семинарУрок-путешествиеУрок-концертУрок-дискуссияУрок- конференцияУрок- проектУрок-фантазияВидеоурокУоок с использованием ИТ и т.п.

2. Люди, имеющие глубокие нравственные убеждения, умеющие не только понимать, но и полемизировать с автором.

3. Люди, не имеющие собственной системы жизненных ценностей и безоговорочно принимающие читаемое.

4. Разделить спорную птицу (или сварить и съесть втроём) - 20 человек - 32%.

5. Отдать тому, кто её убил - 17 человек - 30%.

6. Исключить из расчёта (выбросить, закопать в землю и т.д.) - 5 человек - 9%.

7. Бросить жребий - 1 человек - 1,5%.

8. Убить две птицы, чтобы всем досталось поровну - 2 человека - 1,5%.

9. Не убивать сотую птицу - 2 человека - 1,5%.

10. Поделиться лишней птицей с другими людьми - 3 человека - 3%.

11. Отдать птицу слабым, беспомощным людям - 2 человека - 1,5%.

12. Продать птицу и на вырученные деньги купить лук и стрелы для всех - 2 человека - 0,5%.

13. Приготовить ужин и съесть - 12 человек.

14. Отдать лишнюю птицу кому-нибудь - 6 человек.

15. А из-за чего спорить? Разве им мало? - 2 человека.

16. Часто ли вы ходите в библиотеку? - ч а с т о - 15%;-иногда-30%;- редко - 30%;- никогда - 25%.

17. Какие книги вы предпочитаете читать? - которые заставляют думать - 20%;- которые чему-то учат - 20%;- из которых узнаёшь что-то новое - 28%;- которые развлекают - 32%.

18. Вы переживаете за главного героя? - всегда - 55%;-иногда-38%;- не принимаю близко к сердцу - 17%.

20. Если есть, то кто он? - положительный - 45%;- отрицательный - 10%;- супермен - 45%.

22. Ходите ли вы в библиотеку? 140- часто - 35%;- иногда - 40%;- р е д к о - 15%;-никогда- 10%.

23. Какие книги вы предпочитаете читать? - которые заставляют думать - 34%;- которые чему-то учат - 33%;- из которых узнаёшь что-то новое - 23%;- которые развлекают - 10%.

25. Если есть, то кто он? - положительный - 72%;- отрицательный - 6%;- супермен - 22%.

27. Часто ли вы читаете художественную литературу? - каждый день - 35%;- 2-3 раза в неделю - 45%;- р е д к о - 15%;- никогда - 5%.

28. Часто ли вы ходите в библиотеку?

29. Предпочитаете ли вы такие книги, которые заставляют думать, учат чему-то, из которых узнаёшь что-то новое?

30. Является ли положительный герой действительно героем, которому хочется подражать?

31. Может ли человек обойтись в жизни без книг?

32. Часто ли вы читаете художественную литературу?