Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области "Искусство"

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Суханова, Татьяна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области "Искусство"», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Суханова, Татьяна Александровна, 2002 год

Введение С.З

ГЛАВА 1.

Теоретические основы исследования.

1.1 Исторический анализ эволюции развития эстетических вкусов учащихся в российской педагогике. С.

1.2 Особенности развития эстетических вкусов учащихся в современном образовательном процессе (контент-анализ программ по музыке и Мировой художественной культуре). С.

1.3 Методологические основы критического мышления как средства развития эстетических вкусов учащихся. С.

Выводы по первой главе. С.

ГЛАВА 2.

Организация педагогических условий развития эстетических вкусов учащихся.

2.1 Обоснование применения навыков критического мышления как средства развития эстетических вкусов учащихся. С.

2.2 Педагогические особенности применения навыков критического мышления в процессе развития эстетических вкусов учащихся. С.

2.3 Анализ результатов исследования. С. 109 Выводы по второй главе С. 123 Заключение С.125 Библиография С.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области "Искусство""

Особенностью современного образовательного процесса является его гуманизация. В центре педагогического процесса оказывается ученик как уникальная и свободная личность, чьи отношения с учителем строятся на принципах взаимного уважения и сотрудничества. Реализация гуманистических принципов в образовании предполагает создание педагогических условий, направленных на развитие способностей школьника как целостной личности, на его самореализацию, на освоение им богатого наследия отечественной и зарубежной культуры.

Одной из важнейших задач теории и практики преподавания эстетических дисциплин в школе является развитие эстетических вкусов, объединяющих эмоциональную и интеллектуальную оценку произведений искусства. Эстетический вкус «занимает посредническую позицию между чувственным и рациональным познанием, между эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью и интеллектуальной оценкой воспринимаемых предметов и явлений»[62,с.47]

В педагогической теории и практике сложились разнообразные методы развития эстетических вкусов учащихся.

Это развитие эмоциональной сферы (Т.А. Барышева, Г.М. Бресла-ев, Б.И. Додонов, JI. Дорфман, М.А. Смирнов, С.Х Раппопорт и др.); творческого воображения (Л.С.Выготский, Н.М. Машенко, Л.Ю.Субботина и др.); творческих способностей (М.П. Блинов, Н.А. Вет

Л.Ю.Субботина и др.); творческих способностей (М.П. Блинов, Н.А. Вет-лугина, Л.Г. Дмитриева, В.Л. Дранков, Е.А. Дубровская, А.И. Зимина,

A.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Навлянская, О.П. Рыданова, А.Э. Симановский, Б.М. Теплов, Е.Е.Туник, Г.М. Цыпин, Н.М. Черноиваненко, В.Н. Шацкая и др; использование проблемного обучения ( Ю.Б. Алиев).

В школьной практике наиболее развиты и с успехом применяются формы и методы развития эмоциональной сферы ребенка и творческих способностей. Неисследованным остается развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся. Это обедняет возможности развития эстетических вкусов, так как эстетический вкус рассматривается в единстве эмоционального и интеллектуального.

Необходимость интеллектуальной оценочной деятельности в развитии эстетических вкусов рассматривали Б.В. Асафьев, Т.Е. Вендерова, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман,

B.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Ф. Павловский, СЛ. Старобин-ский, В.А. Цуккерман. и др. В их работах восприятие произведений искусства понимается как творческий, продуктивный процесс. Художественный образ рассматривается как форма мышления, где сосредоточена огромная информация о человеке, природе, обществе.

В диссертационном исследовании мы используем навыки критического мышления ( анализ, синтез, оценку и т.д.) как средство оптимизации развития эстетических вкусов учащихся в сочетании с традиционным обучением.

Критическое мышление известно в педагогике как мышление самостоятельное, оценочное, продуктивное, рефлексивное, диалогичное, мировоззренческое. Это роднит его с природой эстетического вкуса. Формирование самостоятельной, критической оценочной деятельности учащихся расширяет возможности развития эстетических вкусов, придает им целостность. Именно развитие критического мышления, умения критически оценивать произведения искусства вошло в список базовых компетенций выпускника XXI века. В материалах российской конференции по проблеме музыкального образования подчеркивается, что логика и характер изложения учебного материала образовательной области «Искусство» должны способствовать формированию интеллектуальных способов рассмотрения произведений художественной культуры. По мнению Б.Т. Асафьева «миф о полном безучастии интеллекта в восприятии музыки . надо оставить. музыкальная культура нуждается в слушателе, способном критически разбираться в художественных явлениях, а не в пассивном созерцателе».

Процесс формирования высокого художественного вкуса не находится в прямо пропорциональной зависимости от количества приобретенных знаний, вне критической оценки произведения. Опираясь на исследования АПНСССР, Б.Т. Лихачев приходит к выводу, что «педагогически организованная школьная информация . является главным средством формирования высокого художественного вкуса, воспитания умения видеть, чувствовать, понимать и творить прекрасное, критически относится к неорганизованному потоку информации и, таким образом, с помощью этого критического анализа, в его процессе, совершенствовать свои эстетические взгляды» [84, с. 12].

Информационный взрыв, произошедший в современном обществе в связи с развитием научно-технического прогресса, обострил проблему формированию эстетических вкусов учащихся, так как усилилось влияние информационного поля на сознание человека. (М.С.ГСаган, Н.И. Киящен-ко, В.В. Ким, О.А. Покатило, П.С.Гуревич и др).

Анализ педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, позволяет выделить ряд противоречий в процессе развития эстетических вкусов учащихся:

- между гуманистической основой содержания образования и авторитарными способами обучения;

- между индивидуальной сущностью эстетических вкусов, предполагающих самостоятельную критическую оценку и заучиванием готовых стереотипных ответов о восприятии произведений искусства;

- между стремительно увеличивающимся потоком художественной информации и низкой информационной культурой.

Однако формирование эстетических вкусов учащихся на основе развития критической оценки не нашло должного внимания в современном образовательном процессе. Таким образом, становится актуальным поиск педагогических условий, способствующих процессу формирования эстетических вкусов учащихся на основе развития их критического мышления, то есть использования анализа, синтеза, самостоятельной интеллектуальной оценки при восприятии произведений искусства.

Возникает проблема необходимости поиска педагогических условий развития эстетических вкусов учащихся, способствующих формированию самостоятельной интеллектуальной критической оценки восприятия произведений искусства.

Проблема позволяет сформулировать цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования самостоятельной интеллектуальной критической деятельности учащихся в процессе развития эстетических вкусов образовательной области «Искусство».

Объект исследования: процесс развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство» (исследование ограничивается предметами музыка и мировая художественная культура).

Предмет исследования: педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство».

Гипотеза - развитие эстетических вкусов учащихся может быть единым целостным процессом, если соблюдать следующие условия:

- осуществлять учебный процесс на принципах сотрудничества, (субъект-субъектные отношения в системе «учитель-ученик»);

- целенаправленно развивать на уроках музыки и МХК такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез, оценка, способствующие самостоятельной критической оценке восприятия произведений искусства;

- накопление количественных знаний рассматривать не как конечный результат, а как основу для самостоятельной интеллектуальной оценочной деятельности учащихся и последующей рефлексии; восприятие произведений искусства основано на принципах диалога с автором художественного произведения.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

1. Проанализировать эволюцию развития эстетических вкусов учащихся в российской педагогике.

2. Определить и систематизировать основные направления развития эстетических вкусов учащихся в современном образовательном процессе.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, влияющих на развитие эстетических вкусов.

4. Изучить методологические и психолого-педагогические особенности развития критического мышления в современном образовательном процессе.

5. Выявить и обосновать специфику формирования критического мышления как средства развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство».

Методологической основой исследования являются философские, культурологические, педагогические, психологические работы, раскрывающие сущность и значение развития эстетических вкусов учащихся; в исследовании применялись историко-культурологический и логико-информационный подходы.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы по проблеме развития эстетических вкусов учащихся;

- социологические (метод целенаправленного педагогического наблюдения, анкетирование, тестирование, рейтинговые таблицы);

- статистическая и качественная аналитическая обработка результатов исследования.

Источниковедческой базой исследования являются работы, рассматривающие:

- гуманистическую парадигму образования:

Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаровская, В .Г. Воронцова, С .Г. Вершлов-ский, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин, О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицина, Н.И. Элиасберг и др.;

- философское осмысление проблемы развития эстетических вкусов: Ш.М. Герман, В.А. Гуревич, М.С. Каган, Н.И. Киященко,

Р.Д. Коллингвуд, А.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, К.В. Романов, А.Л. Ренанский, В.К. Скатерщиков, Е.Н. Шапинская,

A. Швейцер и др.;

- важность развития эстетических вкусов учащихся в образовании: Б.В. Асафьев, Л .Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, М.С. Красильникова, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, В.М. Неменский, А.Ф. Павловский,

М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Черноиваненко С.Т. Шацкий,

B.Н. Шацкая, В.А. Школяр и др.;

- необходимость поиска педагогических условий, способствующих развитию эстетических вкусов учащихся на основе самостоятельной интеллектуальной критической деятельности:

Э.Б. Абдуллин, А.Н. Зимина, Е.Д. Критская, В.В. Медушевский, В.М. По-дуровский, Н.В.Суслова, Г.С. Тарасов, В.О.Усачева Л.В. Школяр и др.;

- методологические и психолого-педагогические основы развития критического мышления:

Л.С. Выготский, X. Гадамер, К. Гемблин, Д. Дьюи, К. Меридит, Р. Пауль, Ж. Пиаже, Д. Стилл, Ч. Темпл, Б.И. Федоров, Д. Халперн и др.;

- важность применения навыков критического мышления в современном образовательном процессе:

И.Ю. Алексашина, В Болотов, Э. Ильенков, М.В. Кларин, А.К. Колечен-ко, Ю.Н. Кулюткин, М.И.Махмутов и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

- в организации педагогических условий, способствующих гуманизации образовательной области «Искусство»;

- в обосновании необходимости формирования самостоятельной интеллектуальной критической деятельности учащихся в процессе развития эстетических вкусов.

Логика и этапы исследования:

Первый этап: (1997-1998 гг.) - изучение литературы, накопление эмпирического материала, осмысление и формулировка научной проблемы, определение цели, задач, предмета и объекта исследования.

Второй этап: (1998-2000 rr.J> - изучение теоретических и методологических основ исследования, выявление базовых педагогических источников по проблеме исследования, проверка научной гипотезы опытноэкспериментальным путем, системно-структурный анализ изучаемого материала.

Третий этап: (2000 - 2002 гг.) - обобщение и анализ полученных экспериментальных данных, систематизация материала, их обработка и оформление диссертации.

Опытно-эксперименталъиая база исследования - гимназия № 177, учащиеся И-VI и X-XI классов, уроки музыки и мировой художественной культуры.

Практическая значимость:

- теоретически обоснованы, экспериментально подтверждены и внедрены в практику педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся, основанные на субъект-субъектных отношениях в системе «учитель-ученик» и включающие развитие таких общих учебных умений, как анализ, синтез, оценка информации и рефлексия;

- разработана программа по Музыке (1-3 классы ) и методические рекомендации с конспектами уроков по развитию критического мышления учащихся в образовательной области «Искусство» как средства развития эстетических вкусов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методологической основой развития эстетических вкусов учащихся является гуманизация образовательной области «Искусство».

2. Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся включают организацию субъект-субъектных отношений в системе «учитель-ученик», а так же создание на уроках атмосферы взаимоуважения, плюрализма мнений, суждений, оценок.

3. Навыки критического мышления ( анализ, синтез, оценка) в соче-£> тании способствуют целостному восприятию произведений искусства. Количественные знания рассматриваются не как конечный результат образования, а как основа для самостоятельной, продуктивной творческой деятельности в восприятии произведений искусства.

4. Использование на уроках музыки и МХК механизмов индивидуальной и коллективной рефлексии создают условия для более глубокого понимания художественного произведения.

5. Формирование метакогнитивных умений (коммуникативной и информационной культуры) расширяет возможности развития Э эстетических вкусов учащихся. 0 О

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

Во второй главе рассматривались педагогические условия развития G эстетических вкусов учащихся. Мы пришли к выводу, что навыки критического мышления способствуют процессу развития эстетических вкусов учащихся. Теоретические основы критического мышления нашли свое воплощение в образовательной технологии развития критического мышления. В этой главе проведено обоснование применения образовательной технологии критического мышления в образовательной области «Искусство», раскрыты особенности применения навыков критического мышления в процессе развития эстетических вкусов учащихся и проведен анализ экспериментальных данных. Мы пришли к выводу, что для критически мыслящих людей само запоминание информации не является конечным результатом. Чтобы сформировать эстетические вкус, необходимо переработать массу информации, идей, концепций, текстов, теорий. Только при этом условии процесс познания становится индивидуальным, продуктивным, непрерывным и осознанным.

Критическое мышление начинается с выдвижения проблемы и, после изучения, решения выясняются недостающие знания, аргументы, это порождает новую проблему.

Развитие критического мышления формирует у учащихся дифференцированный подход к любой информации.

Критически мыслящие люди должны обладать достаточными знаниями для веской аргументации своих выводов. В искусстве, например, нельзя сделать вывод об особенностях импрессионистов, познакомившись с картинами только одного художника. Необходимо изучить исторические, общественные корни этого явления, сравнить картины нескольких художников, прослушать музыкальные произведения импрессионистов, чтобы прийти к какому-нибудь определенному выводу, сравнить их с другими стилями - классицизмом, барокко.

Комплекс методов ( опросник, рейтинговые таблицы, метод активного педагогического наблюдения) позволил сделать вывод об эффективности применения навыков критического мышления как средства развития эстетических вкусов учащихся.

Заключение.

В диссертации реализована цель исследования: определена и экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования самостоятельной критической деятельности учащихся в процессе развития эстетических вкусов. Решены задачи исследования — проанализирована эволюция развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство» ( на примере уроков музыки и МХК). Определены и систематизированы основные направления развития эстетических вкусов учащихся. На основе исторического и современного анализа программ и учебников по музыке и МХК, а также теоретической педагогической литературы, мы пришли к выводу, что в настоящее время в образовательной области «Искусство» доминируют два пути развития эстетических вкусов: «просвещенческий» (через накопление количественных знаний учащихся) и «технический» ( через развитие музыкальных способностей).

Выявлены недостатки этих методов: опора на репродуктивное заучивание, порождающее шаблонные ответы, «субъект-объектные» отношения в системе «учитель-ученик» и намечены пути, способствующие развитию эстетических вкусов учащихся.

Общей проблемой, которая не решена до сих пор, остается поиск педагогических условий развития эстетических вкусов учащихся.

В диссертации поставлена проблема поиска педагогических условий развития эстетических вкусов учащихся на основе самостоятельной интеллектуальной критической оценки произведений искусства. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Развитие эстетических вкусов учащихся может быть единым целостным процессом, если соблюдать принципы сотрудничества, целенаправленно развивать на уроках музыки и МХК такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез, оценку, количественные знания рассматривать не как конечный результат, а как основу для самостоятельной интеллектуальной оценочной деятельности учащихся и последующей рефлексии, обучение строить на принципах диалога с автором художественного произведения.

Наш педагогический поиск — в исследовании применения навыков критического мышления как средства оптимизации процесса развития эстетических вкусов учащихся. Изучены и проанализированы методологические и психолого-педагогические особенности развития критического мышления в современном образовательном процессе.

Определены характеристики критического мышления (самостоятельное, диалогичное, рефлексивное, мировоззренческое ), совпадающие с природой эстетических вкусов. Предположение о том, что применение навыков критического мышления является средством оптимизации развития эстетических вкусов учащихся, обосновано теоретически и подтверждено экспериментально. Развитие навыков критического мышления стало возможным с применением на уроках музыки и МХК образовательной технологии развития критического мышления.

Для полноты исследования проведен анализ философских, теоретических основ развития критического мышления. Критическое мышление рассматривалось в широком философском смысле - как способ общения индивида с миром. Методологической основой развития эстетических вкусов учащихся является гуманизация образовательной области «Искусство».

Мы пришли к выводу, что формирование навыков критического мышления как средства развития эстетических вкусов учащихся стало возможным благодаря применению образовательной технология развития критического мышления. Это - целостная дидактическая система, опирающаяся на современные достижения науки (философии, педагогики, психологии, социологии, герменевтики). В ее основе сочетание элементов формальной и неформальной логики. Это предполагает неоднозначные ответы, что характерно при изучении таких учебных предметов, как Мировая художественная культура, музыка. Образовательная технология развития критического мышления включает содержание образования, деятельность учителя как организатора учебного процесса и деятельность учащихся в усвоении знаний. Ее характерные черты - воспроизводимость, гуманизация учебного процесса (ученик — субъект обучения, на уроках поощряется плюрализм мнений, воспитывается навык самостоятельной творческой работы с информацией с последующим ее использованием и оценкой и т.д).

Организация групповой и парной работы способствует повышению активности учащихся на уроке, созданию творческой атмосферы, развитию навыков коммуникативной культуры и интеллектуальных способов восприятия произведений искусства. Использование навыков критического мышления ( анализа, синтеза, оценки) в образовательной области «Искусство» способствует развитию эстетических вкусов учащихся.

Важно отметить, что организация рефлексии на уроках в образовательной области «Искусство» способствует более глубокому осмыслению замысла автора художественного произведения. Именно благодаря организации рефлексии, процесс обучения не заканчивается накоплением знаний. Знания являются основой для последующего осмысления. На основе рефлексии осуществляется диалог с автором художественного произведения. Роль учителя на стадии рефлексии заключается в организации творческой работы учащихся. Это помогает составлению самостоятельного мнения о достоинствах и недостатках изучаемого произведения искусств. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленной интерпретации замысла автора художественного произведения важнее законченного результата.

Организация работы в парах, группах способствует повышению речевой активности, развитию коммуникативных умений, навыки продуктивной работы с текстом - развитию информационной культуры ( работа со справочниками, словарями, самостоятельный просмотр кинофильма, посещение театра и.т.д.). Коммуникативные умения помогают учащимся отстаивать свое мнение, вступать в диалог с автором произведения, обмениваться знаниями и мнениями друг с другом. Развитие этих важнейших качеств личности - информационной и коммуникативной культуры - на уроках в образовательной области «Искусство» создает условия для воспитания самостоятельного, независимого эстетического вкуса учащихся как одного из важнейших составляющих художественной культуры личности.

Коммуникативная и информационная культура являются метаког-нитивными умениями, которые способствуют формированию общей культуры учащихся и расширению их кругозора.

На основе этого мы приходим к выводу, что все положения, выдвинутые на защиту, подтвердились.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Суханова, Татьяна Александровна, Санкт-Петербург

1. Абрамова М. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством М., 1999.

2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение.-СПб.,- 2000.

3. Амонашвили III.А. Здравствуйте, дети! -М., 1988.

4. Амонашвили III.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса- Минск., 1990.

5. Ангеловски К. Учителя и инновации,- М., 1991.

6. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании." М., 1965.

7. Асафьев Б.В. Критические статьи и рецензии. М-Л., 1967.

8. Асафьев Б.В. Избранные труды.- М., 1955.

9. Асафьев Б.В. Критические статьи, очерки, рецензии,- М-Л., 1967.

10. Ю.Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.

11. П.Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке.-Л., 1981.

12. Асафьев Б.В. Об опере.- Л., 1976.

13. Асафьев Б.В. О музыке XX века.- Л., 1982.

14. АсафьевБ.В. О балете.- Ленинград ,1974.

15. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности.- СПб., 1999.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

17. Березовчук Л.Н. История музыкальных стилей.- СПб., 1997.

18. Березовчук Л.Н. Музыка и мы СПб., 1996.

19. Березовчук Л.Н. Рок-музыка в школе,- СПб., 1996.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1993.

21. Богатенкова Н.В.,Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения СПб, 2001.

22. Болотов В.,Джоди Спиро. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы. // Директор.-. 1995.- №1

23. Бондаревекая Е.В. Гуманистическая парадигма личностного ориентированного образования. //Педагогика. 1997 - №4.

24. Бордовский Г.А, Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии. // Педагогика, №5,1993.

25. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.

26. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М., Знание, 1983.

27. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования.// Гуманизация образования.Теория. Практика. СПб, 1994.

28. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков., - 1997.

29. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

30. Выготский J1.C. Вопросы детской психологии,- СПБ., 1999.

31. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.

32. Выготский JI.C. Психология искусства.- Минск,1998.

33. Гадамер X. Истина и метод.

34. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике.- М., 1982.

35. Гладунцова М.А., Замятина И.А.,Школяр В.А., Школяр J1.B. Музыкальное искусство. 1 класс. Программа и методика.- М.,1994.

36. Грановская P.M. Элементы практической психологии,- СПб., 1997.

37. Гуревич П.С. Философия культуры,- М., 1995.

38. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования,- М., 1986.

39. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения,- М., 1986.

40. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения,- М., 1996.41 .Диденко Б. Хищное творчество.- М., 2000.

41. Дмитриева Л.Г, Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

42. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности,- М., 1996.

43. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1909.

44. Единая трудовая школа и примерные планы занятий в ней Вятка., 1918.

45. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность,- СПб., 2001.47.3агашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена.- Вильнюс.- 2001. -с.8-13.

46. Запорожец А.В. Психология действия,- М., Воронеж. 2000.49.3инченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997. -№5, с.15-17.

47. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия.

48. Сост. Апраксина О.А,- М., 1990.51 .Ильенков Э. Школа должна учить мыслить. // 11ародное образование. -1964-№1.

49. Ильясов И. Критическое мышление. Организация процесса обучения.// Директор.- М., 1995 -.№2, с.50-55.

50. Кабалевски Д.Б. Сила искусства.- М., 1984.

51. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977.

52. Кабалевский Д.б. Педагогические размышления.- М., 1986.

53. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое.- М., 1972.

54. Кадобнова И.В., Усачнва О.В., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. Искусство слышать. М., 1994.

55. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". М., 1999.

56. Каптерев П.Ф. Избранные педагогически сочинения,- М., 1982.

57. Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личности ребенка. М-Вологда,1999.

58. Кирюшин В.В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М.,1992.

59. Киященко Н.И., Каган М.С.и др. Эстетическая культура и эстетическоевоспитание. М., 1983.

60. Киященко НИ. Цели, задании принципы эстетического воспитания. //Эстетич. Воспитание.- М., 1990.

61. Киященко Н И., Шапинская Е.Н. и др Мировая художественна культура. Программа для IX-XI классов, М., 1995.

62. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

63. Ключ Н.В. Некоторые групповые формы организации учебного процесса для детей младшего школьного возраста в рамках программы "Сообщество".- М., 1999.

64. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе.- СПб., 1998.

65. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства,- М., 1999.

66. Краевский В.В. Воспитание или образование. // Педагогика 2001-.№.3, с.12-18.

67. Кривцун О. А. Психология художественного восприятия,- М., 2000.

68. Критическое мышление и библиотека. В 2-х томах,- М., 1992.

69. Кулюткин IO.II., Сухобская Г.С.Мотивация познавательной деятельности. -Л., 1972.

70. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С.Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967.

71. Купцов И.И. Мтадший школьник. Особенности интеллектуально-произвольных действий.- М., 1990.

72. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961.

73. Леонтьев A.II. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

74. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950.

75. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на всесоюзных педагогических чтениях.// Сов. Педагогика. 1968 - №7. 45-54.

76. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения,- М., 1981.

77. Лихачев Б.Т. Педагогика,- М., 1992.

78. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания.- М., 1985.

79. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания М., 1972.

80. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты,- М., 1998.

81. Лотман Ю.М. Об искусстве.- СПб., 1998.

82. Малькова З.А. США: Поиски решения стратегической задачи школы.// Педагогика.- 2000- №1.

83. Матрос Д.Ш., Ролев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга,- М., 1999.

84. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М., 1972.

85. Махмутов М.И. Проблемное обучение.- М., 1975.

86. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки.- М., 1993.

87. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика.- М., 1984.

88. Музыкальное образование в школе./ Под ред. Л.В. Школяр,- М., 2001.

89. Музыкально-энциклопедический словарь. М., 1990.

90. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

91. Науменко Т.И, Алеев В.В. Музыка: Учебник 5-8 класс.- М., 1999-2000.

92. Неменский В.М. Дидактика глазами художника.// Педагогика. -1996., -№3,с.12- 16.

93. Неменский В.М. Мудрость красоты. М., 1986.

94. Никандров Н.Д. Проблемное обучение. // Воспитание школьников. -1983. №12,с.8-12.

95. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах М.,1999.

96. Павловский А.Ф. Формы и методы эстетического воспитания старшеклассников. // Искусство и образование. -2000. -№4,с.82-95.

97. Пандис Меели. Проект Развитие критического мышления через чтение и письмо.//Перемена 2001 - № 3, с.23-27.

98. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П И. Пидкасистого - М., -1998.

99. Перминова Л.М., Федоров Б.И.Информационный подход к анализу целей допрофессионального образования.// Педагогика. -. 2001-.№1, с.91-95.

100. Перминова Л.М., Федоров Б.И. Наука обучать,- СПб. 2000.

101. Пиаже Ж. Природа интеллекта. Избранные психологические труды.-М., 1969.

102. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- СПб., 1997.

103. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема.-М., 1992.

104. Покатило О.А. Жизнь музыки,- Екатеринбург.- 2000.

105. Поппер К. Логика и рост научного знания.- М., 1983.

106. Поппер К. Открытое общество и его враги.В 2-х томах,- М.,1992.

107. Праслова Г. Музыкальное образование как фактор развития человека в педагогической культуре древней Руси. 11-17 века,- СП б.,-1999.

108. Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетического циклов./ Под ред Н.И. Элиасберг. -СПб., 1999.

109. Проблемы эстетического развития личности школьника./ Под ред. А.И. Бурова и Е.И. Квятковского,- М.,1987.

110. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка. 1-8 кл./ Под ред. Ю.Б.Алеева,. М.,1993

111. Программа по музыке для общеобразовательной школы. / Под ред. Д.Б. Кабалевского,- М.,1978.

112. Психологический словарь М., 1997.

113. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М., 1987.

114. Рачина Б.С. Музыка сегодня. 5-6 классы,- СПб., 1992.

115. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. 1-4 классы. СПб.,1997.

116. Ренанский АЛ. Эстетическое воспитание учащихся Минск, 1978.

117. Ригина Г.С. Музыка. Программа по музыке 1-3 классы по системе Занкова J1.B М., 1996.

118. Российская социологическая энциклопедия./ Под. ред.Г.К.Осипова. М., 1998.

119. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей.- М., 1924.

120. Рубинштейн C.J1. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

121. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1949.

122. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии,- М., 1976.

123. Себар Т.В.Уроки мировой художественной культуры, (книга для учителя) М., 2000.

124. СелевкоГ.К. Современные педагогические технологии,- М., 1998.

125. Сергеева Г.П. Музыка 1-4 классы.Программа и методические материалы. М., 1996.

126. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика. 1994,-№5.,с. 17-21.

127. Система эстетического воспитания школьников./ Под ред.С.А. Герасимова. М.,1983.

128. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся. //Народное образование.-1966 -№ 1,с.3-11.

129. Советский энциклопедический словарь./ Под ред. A.M. Прохорова.-М„ 1984

130. Современный словарь по психологии./ Авт.-сост.- В.В. Юрчук.-Минск 2000.

131. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. Прогамма для VI-XI классовом. 1994.

132. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В.Челышева,- М., 1993.

133. Степин В.С.Идеалы и нормы научного исследования. Минск. 1981

134. Степин В.С.Эпоха перемен и сценарии будущего. М. 1996.

135. Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С.Популяризация критического мышления.- 1997.

136. Стил Дж., Мередит К., Темпл Чарльз, Уолтер С.Основы критического мышления. -1997.

137. Страунинг A.M.Методы активизации мышления дошкольников. -Обнинск. 2000.

138. Сухарникова Е.А. Музыкальный Санкт-Петербург: Учебник-тетрадь.5-8 классы. -Спб., 1999-2000.

139. Теплов Б.Т. Психология музыкальных способностей. М., 1985.

140. Терентьева Н.Л, Шишкова Р.Г. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. Программа 1 -8 кл. -СПб., 1999.

141. Тягло Л., Воропай Т. Критическое мышление. Харьков. -1999.

142. Уланов В. Российская школа в европейском контексте.//.Директор школы.-1996-№3 ,с. 8-15.

143. Философия культуры, становление, развитие./ Под ред М.С.Каган, -СПб.,1995.

144. Философский словарь./ Под ред И.И. Фролова. М., - 1991.

145. Фирсов Г., Мэтьюз С., Крофорд А. Стандарты критического мышления через чтение и письмо для преподавателей.// Перемена,- 2001-№3,с.9-15.

146. Халперн Дайана. Психология критического мышления. СПб., 2000.

147. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под ред. Ю.В.Гиппергеймера и В.В.Петухова. -.М.,1981.

148. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения,-М.,- 1994.

149. Человек и культура: Учебник для основной школы. / Под ред В.Г. Маранцман. СП б., - 2000.

150. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.,- 1990.

151. Шадриков В.Д Личностно ориентированное обучение.// Педагогика. 1994 - №4,с.5-8.1. Г"

152. Шацкая В Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юиоше-$ ства.-М„- 1975.

153. Швейцер Л. Благоговение перед жизнью,- М., 1992.

154. Шеховцева Л.И. Развитие творческого стиля деятельности младших школьников. -.Курск,-1999.

155. Шишов С.Е., Кальней В.Д. Мониторинг качества образования в школе.-М,- 1999.

156. Школяр В.А. Обновление музыкального образования с методологических позиций.-М.,- 1999.

157. Школяр Л.В, Красильникова М'.С.и др. Теория и методика музы-^ калыюго образования детей,- М.,- 1999.

158. Штейгмайер В., Деррида Ж. Деконструкция европейского мышления. Баланс. Герменевтика и деконструкция. СП б., -1999.

159. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. -Минск.,- 1970.

160. Эпштейн М. Русская культура на распутье. // Звезда.-1999,-№1,с.207-217.

161. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна. // Звезда,- 1999. -№ 11. Стр. 217-227.

162. Эстетическое воспитание учащихся./ Под ред. М.А. Верб. Л., -1977.О

163. Якиманская Н.С. Развивающее обучение.- М., -2001.