Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Щербакова, Татьяна Петровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ростов-на-Дону
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Щербакова, Татьяна Петровна, 1997 год

Введение 3-

Глава 1. Творческая деятельность как психологопедагогическая проблема. 12

1.1. Роль и место творчества в деятельности человека. 12

1.2. Педагогические потенциалы творческой деятельности ребенка. 27

1.3. Возможности Центра дополнительного образования в реализации творческой деятельности подростков. 44 -

Глава 2. Условия эффективности творческой деятельности подростка в Центре дополнительного образования. 65

2.1. Ход и результаты диагностического исследования творческой деятельности подростков. 65

2.2. Пути и средства организации творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования. 88

2.3. Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков. 109

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности"

Современная ситуация в России обозначила целый ряд проблем, в частности, связанных с новым пониманием роли и места человека в государстве и обществе. Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу становится непременным условием существования человечества и каждого индивидуума.

Российское общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных создавать культуру, жить в ней, развивать её. Воспитание творческой индивидуальности означает, что растущий человек является носителем креативного начала, проявляет себя как подлинный субъект жизнедеятельности. Основной идеей при этом становится идея самоценности, уникальности ребенка. Это находит отражение и в нормативных актах страны. Общетеоретической основой обновления стала парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Основное и дополнительное образование призваны в единстве осуществлять полноценное развитие ребёнка, организовать разностороннюю его деятельность, обеспечивать самоопределение личности, стимулировать формирование системы творческих отношений к миру, с миром, к людям , к самому себе.

Однако при объективной потребности массовой педагогической практики в разработке путей и способов формирования творческой личности современного ребенка проблема эта требует конкретного изучения, осмысления, разработки и практического доказательства.

Проблема творчества давно привлекала внимание многих исследователей. Ее рассматривали античные философы Анаксагор, Аристотель; философы- рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Лейбниц; фи/ лософы- эмпирики Ф. Бэкон, Д. Беркли; позднее - И. Кант,Г. Гегель, К.

Маркс; представители неоклассической философии, основатели экзистенциализма Ф. Ницше, С. Къеркегор; российские философы H.A. Бердяев, Н.О. Лосский и др. В различных концепциях развития человека русскими философами Н.А.Бердяевым, Н.ОЛосским, П.А.Флоренским его сущность представлена как эпицентр культуры, ее высшая духовность.

О природе творческой деятельности и ее смыслах размышляли М.М. Баххин, Э .В.Ильенков, Б.М.Кедров, М.К.Мамардашвили, В.С.Библер,

A.Т.Шумилин, А.М.Коршунов, И.А.Герасимова, Ф.ЦМихайлов, В.С.Швырев, МТ-Ярошевский.

Психологические особенности творческой деятельности человека рассматриваются в работах JI. С .Выготского, СЛРубинштейна, АЛЛеонтьева, АЛЛука, Р.С.Немова, AJC Сухотина.

Педагогические идеи развития творческих способностей детей исследовались многоаспектно (КЛЗентцель, И.ПЗолков, В.И.Загвязинский,

B.АКараковский, Б.ТЛихачев, А.Н.Никандров, В.С.Шубинский и др.). Некоторые аспекты творческой личности педагога представлены в работах Ю.ПАзарова, Ю.КЪабанского, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, И.П.Раченко и др.

А.С.Макаренко, ВЛ.Сорока-Рсюинский, ИЛ.Иванов, В.АКараковский Ч представили целостные системы, в которых воспитание рассматривается как многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой заботе.

Анализ диссертационных работ Т.С.Базаровой, ЕЛ.Балакиревой, Л.ЕЛСнязевой, В. Ф .Мартыновой, ТВЛевчевой, НЖПилюгиной, АВ.Скачкова, А.А.Юрикова и др. показал, что детское творчество рассматривалось в классно-урочной системе обучения, художественном и техническом творчестве детей, в детских учреждениях дополнительного образования j ' ив связи с изучением педагогического творчества. К

Достойное развитие идей коллективно-творческого воспитания в условиях временного детского коллектива находим в трудах современных ученых.

Так, достаточно хорошо исследованы: система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (Ю. В. Бураков); формирование активной жизненной позиции старшего школьника в условиях временного детского коллектива (В. Д. Иванов, Е. В. Титова); организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении (Л. В Ершова); педагогические основы профессиональной подготовки о х рядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа (С. И. Панченко) и др.

Всероссийский детский центр "Орленок" находится сегодня в поиске новых педагогических идей, нетрадиционных средств и технологий развития современного ребенка. В теоретическом обосновании и практической реализации педагогических идей "Орленка" обозначился ряд противоречий, которые, на наш взгляд, отражают тенденции в дополнительном образовании в целом:

- между требованиями российского общества, предъявляемыми к растущей личности и традиционной парадигмой воспитания, обслуживающими ее методиками и технологиями;

- между естественной потребностью ребенка в творческой самореализации и неумением найти способы, пространства социально творческой деятельности;

- между потребностью педагогов в профессиональном самовыражении и недооценкой систематической работы по внедрению образцов педагогического творчества как основы собственного развития и развития ребенка.

Вышесказанное обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях творческая деятельность, организуемая в Центре дополнительного образования, становится действенным фактором развития ребенка?

Объект исследования : деятельность учреждения дополнительного образования по развитию личности подростка.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие творческую самореализацию личности подростка в учI реждении дополнительного образования.

Предмет исследования: влияние педагогических условий деятельности учреждений дополнительного образования на творческую самореализацию личности подростка.

Приступая к исследованию, мы предполагали, что условия, обеспечивающие творческую самореализацию ребенка в Центре дополнительного образования, будут эффективны, если:

- в детской среде имеют место ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха:

- обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной разносторонней, социально значимой деятельности;

- педагогическое творчество стимулирует подростков к участию в деятельности, имеющей креатив!тую основу.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:

- исследовать особенности творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования;

- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние Центра дополнительного образования на творческую самореализацию подростков;

- разработать методически - рексг.-^ндации по организации творческой деятельности в центре дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются идеи культурологического, деятелыюстиого подходов, гуманизации образования и воспитания. Теоретической основой послужили системный, деятельност-ный подходы в воспитании и образовании; концептуальное понимание личности как творческого субъекта, преобразующего мир и человеческие отношения, способного к диалогу во взаимодействии с педагогом и окружающими людьми.

Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных целям и задачам исследования : методы теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-педагогическая работа, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности. Частными методами являются интервью, метод экспертных оценок, включенное наблюдение, метод незаконченных предложений, рейтинг, изучение продуктов деятельности подростков видеозаписи, слайды, фото, аудиозаписи, сочинения, альманахи, газеты и др.).

Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа.

На I этапе ( 1984-87) осуществлялось изучение научной и методической литературы по проблеме, определялись методологические подходы к проблеме; формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий, проводилось пилотажное обследование.

На II этапе ( 1987-93) проводилась работа по определению содержания, структуры, функций, показателей и критериев творческой дея9 тельности педагогов и воспитанников в практике внешкольной воспитательной работы и работы Всероссийского детского центра "Орленок" в целом, уточнялись методика и инструментарий исследования творческой деятельности подростков, определялись пути и условия развития педагогического творчества, внедрялись отдельные положения исследования.

Ha III этапе ( 1993-96) проводилась опытно-педагогическая работа по повышению эффективности воспитывающего влияния творческой деятельности подростков и педагогов; вносились коррективы, связанные с изменением содержания и технологий дополнительного образования, проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, осуществлялось литературное оформление диссертационного материала, проводилась подготовка научно-методических'материалов по организации творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования.

Базой исследования являлись детский лагерь "Звездный", учебно-воспитательные подразделения ВДЦ "Орленок" и педагогический коллектив Всероссийского детского "ентр-;' "Орленок", где автор работал в качестве пионерской вожатой, ме годи ста центрального методического кабинета .Базой массового обследования детей и педагогов явились детские лагеря ВДЦ "Орленок".

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. С позиции культурологического подхода в исследовании выявлены и теоретически обоснованы:

- сущность и специфика творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования;

- определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих продуктивную деятельность Центра дополнительного образования по творческому развитию подростков: создание в детской среде ситуаций социального выбора, творческо--и с^/осяределения и успеха, организация опыта самостоятельной социально значимой деятельности подростка по решению творческих задач, сотрудничество детей и педагогов в творческой деятельности;

- определены группы подростке::, и педагогов по уровню творческой самореализации, способы проявления педагогического творчества, активно влияющие на участие подростков в творческой деятельности.

Практическая значимость диссертации заключается в следующем :

- обобщен многолетний опыт Центра дополнительного образования по организации работы , направленной на развитие ребенка в процессе творческой деятельности;

- апробирована и внедрена диагностическая методика изучения творческой деятельности подростков;

- разработаны и внедрены педагогические условия, направленные на эффективную реализацию творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования;

- разработан и апробирован спецкурс "Проблемы творческого воспитания подростков" в педколледже "Орленок".

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, контрольной проверкой результатов опытной работы в массовом опыте детских лагерей ВДЦ "Орленок"; подтверждена позитивными изменениями в уровне развития субъективных качеств подростков, ростом интереса к творческой деятельности , преобладанием активной позиции подростков в детских коллективах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность творческой деятельности современного подростка в учреждении дополнительного образования повышается, если она организуется как процесс, обеспечивающий развитие как самого подростка, так и педагога, а, следовательно, влияющий на развитие дополнительного образования детей в целом. к)

2. Уровни творческой самореализации подростков и педагогов в деятельности существенно зависят от того, какой характер она имеет: репродуктивный, нормативный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную творческую деятельность подростков, предполагает организацию разносторонней социально ценной деятельности, имеющей креативное начало, включение подростков в ситуацию социального выбора, творческого самоопределения и успеха, обеспечение педагогического творчества, адекватного видам и уровням проектируемой творческой деятельности детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и педагогических советах Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" (1984-1989), на конференциях педагогических работников лагерей ЦК ВЛКСМ "Личность и коллектив: проблемы, поиск, опыт" (Артек 1989) , XIII (1995) и XIV (1996) Северо-Кавказских педагогических чтениях, научно-практических конференциях молодых ученых РГПУ (1995), заседаниях кафедры педагогики РГПУ (1993-1996), в школе педагогических работников

Орленка"( 1982-1996), в педагогическом колледже "Орленок" (19941996), в выступлениях перед педагогическими работниками Российской Федерации и в ряде публикации автора . Отдельные положения диссертации внедрены в практику работы детских организаций Ростовской области, Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону.

Структура диссертации . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы.

На основе результатов опытно-педагогической работы были получены следующие выводы.

1. В ходе качественного анализа предпосылок включения подростков в процессы творческой деятельности в центре дополнительного образования среди ведущих обозначились: а) интересы в творческой деятельности, наибольшее влияние на формирование которых оказывает семья, школа, увлечения, друзья; б) наличие или отсутствие у подростка хобби-увлечения, представляющих для него клубные пространства творческой деятельности; в) ситуации проявления творческой деятельности в семье, школе, системе дополнительного образования, в референтной группе; г) наличие или отсутствие у подростков ценностей творчества, сформированных до приезда в центр.

2. Качественный анализ восприятия творческой деятельности подростков позволил нам определить три группы подростков по отношению к собственному развитию и участию в творческой деятельности:

Группа А. К ним можно отнести одаренных детей, подростков с развитыми способностями, ориентированных на развитие и взаимное сотрудничество (взрослые - дети). С первых дней они деятельно активны, открыты в общении, работоспособны.

Группа Б. Это подростки, которые принимают нормы деятельности и желают развиваться (в том числе через творчество), но не имеют достаточных, социальных и педагогических условий для этого. Также ориентированы на сотрудничество в индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Это основная часть детей, приезжающих в центр.

Группа В. Группа детей, не имеющих опыта и ценности познания, саморазвития, творчества. Предлагаемые сферы и формы деятельности в первые дни не принимают. Либо находятся вне сообщества сверстников, либо в нем, но пассивны. К концу смены их отношение к образу жизни центра постепенно меняется. Возникает социальная потребность быть в обществе. Они становятся зрителями того, что делают другие. За оставшееся время смены подключаются к деятельности сверстников, выполняя конкретные просьбы, задания.

3. Анализ подходов к творческой деятельности в педагогической среде центра позволили также обозначить три группы педагогов по их направленности на творческую деятельность, по профессиональному опыту и ценности творческой деятельности.

Педагоги группы А. Отмечается ценность саморазвития; открыты в общении, готовы к творческому сотрудничеству, определяют главные направления в содержании своего образования (история, музыка, спорт, театр, экономика) и готовы к освоению новых сфер, нового содержания собственных знаний. Имеют аналитические навыки собственной деятельности и деятельности подростков; после четырех-пяти смен осваивают репродуктивную, нормативную, адаптивную, локально-моделирующую творческую деятельность (отдельные выходят на уровень системно-моделирующий). Они работают в творческих группах по разработке новых моделей деятельности для ребенка, детского коллектива (в терминологии центра это "отрядные, дружинные дела"). Из числа этих педагогов формируются проектировочные группы. Эти педагоги представляют свой опыт на научно-практических конференциях, проходящих в центре. Данная группа представлена как педагогами со стажем более года работы, так и выпускниками школы педагогических работников, имеющих высшее образование.

К группе Б мы бы отнесли начинающих педагогов, а также со стажем работы год и более. У них отмечается стремление к изучению своих творческих возможностей. Они ориентированы на активную практическую деятельность; инициативны в самообразовании (но пока больше в области способов, приемов работы с коллективом, набирают запас форм); активно используют в связи с этим возможности центра. Педагоги данного типа имеют свой индивидуальный потенциал для творчества; при условии личной заинтересованности могут развиваться и пополнить группу А. Принадлежа к группе Б, хорошо осваивают уровни творческой деятельности - репродуктивную, нормативную, адаптивную; приближаются к локально-моделирующей. Участвуя в работе творческих групп по моделированию деятельности на уровне дружинного масштаба (дела детского лагеря), хорошо обеспечивают реализацию целей и задач проектировщиков. Развиваются, совершенствуют свой профессионализм на организации жизни и деятельности своего отряда.

Педагоги группы В работают ровно, освоив уровень репродуктивной, нормативной, адаптивной деятельности. Менее активны в освоении более сложного уровня деятельности. Но при внешних воздействиях (постоянные хорошие образцы творчества коллег и принятие их в среду профессионалов) повышают активность саморазвития на базе имеющихся способностей. Используя накопленный опыт, хорошо организуют жизнь отряда, наиболее удачно работают на задачи сплочения коллектива, создания доброжелательных отношений между детьми, создание комфортности для ребенка. Что также важно в процессе творчества взрослых и детей.

Прослеживается соотносимость уровней проявления творческой деятельности подростков и педагогов в зависимости от принадлежности к группам творческой деятельности. Мы представили это в таблице:

Заключение

В работе предпринята попытка исследовать возможности творческой деятельности как фактора развития личности подростка в условиях временного детского объединения Центра дополнительного образования.

Теоретический анализ различных подходов, смыслов, которые заключаются в понятии творческая деятельность, позволил нам проследить, выделить и углубить понятие как самой творческой деятельности, так и ее применения в условиях временного детского объединения.

Мы подошли к проблемам творческой деятельности с позиции выявления сути ее содержательных компонентов, механизмов влияния ее на развитие личности ребенка, на субъективизацию ее позиции в жизнедеятельности детского объединения временного характера. Это позволило нам определить творческую деятельность как многофакторный, многофункциональный процесс, обеспечивающий не только развитие подростка, но и развитие педагога, а следовательно, и всей системы дополнительного образования (1.З.). Прийти § к подобному выводу нам помогли философские, психологические, педагогические взгляды ученых, которые мы рассмотрели в динамике развития этих взглядов.

Проведенный анализ категорий "деятельность", "творчество", "творческая деятельность" позволили нам выявить специфические структурные компоненты этой деятельности: анализ-синтез —> ассоциации взаимосвязь интуитивного и логического постановка творческой задачи (гипотеза) эвристические приемы и методы, в том числе и инсайт —» рефлексия результата продукта творческой деятельности. На наш взгляд, этот процесс цикличен, его содержательное наполнение усиливается с приобретением индивидом нового опыта, т. е. адекватно его развитию. Это наиболее наглядно иллюстрируется классификацией видов творческой деятельности, которые мы получили в ходе теоретического анализа. К ним мы относим: репродуктивную творческую деятельность как процесс воспроизведения норм и ценностей творчества своей жизнедеятельности для ребенка; нормативную творческую деятельность как процесс усвоения норм и ценностей творчества; адаптивную творческую деятельность как процесс использования различных методов, приемов, способов, норм творчества для решения конкретной творческой задачи; локально-моделирующую творческую деятельность как процесс, направленный на создание новых способов и форм познания; системно-моделирующую творческую деятельность как эвристический путь создания нового знания, влияющего на окружающий мир и других людей.

Мы попытались через анализ выявить те возможности творческой деятельности, прежде всего, педагогической, которые оказывают явное объективное влияние на развитие личности подростка. Поэтому для нас важным стало понимание личности через общественно-значимую ценность творческого продукта, произведенного ею для самого человека.

В своем развитии личность формирует созидательные потребности, а процесс развития личности носит деятельностный характер, то есть, личность развивается в деятельности, что позволяет развивать способности к логическому мышлению, осознанному творению себя, формированию собственной системы мотивов и направленности деятельности, интериоризации (присвоению) личностью системы социальных ценностей, устремленность личности к самопознанию и самореализации, формировании чувства ответственности за собственный выбор перед собой и обществом. Таким образом, через творческую деятельность, через ее возможности мы создаем факторы социализации человека и развиваем его как личность. При этом процесс становления личности проходит как бы три фазы, которые явно проявляются в процессе жизнедеятельности в центре дополнительного образования: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вместе с тем, есть такие специфические особенности творческой деятельности, которые представляют для нас дополнительные возможности влияния на развитие личности подростка в центре дополнительного образования. К ним мы относим следующие положения:

- в процессе творческой деятельности внешние условия жизнедеятельности ребенка присваиваются им, становятся внутренним фактором развития, влияют на формирование мотивов и потребностей подростка в саморазвитии;

- процесс творческой деятельности представляет подростку возможность для приобретения опыта, способов реализации творческих действий и использования их в дальнейшей жизни;

- творческая деятельность может рассматриваться как ведущее условие полноценной организации жизнедеятельности подростка в новых условиях его социального проживания в центре;

- творческая деятельность для подростка является процессом креативного овладения своими собственными способностями (задатками);

- творческая деятельность может рассматриваться как процесс инте-риоризаиии (присвоения) подростком культурных ценностей общения, отношения и любого вида деятельности;

- творческая деятельность является фактором развития личности подростка.

При этом основным носителем и организатором творческой деятельности становится педагог. То есть исполнителем педагогических потенциалов творческой деятельности становится педагог. И от того, насколько им принимается развивающий характер творческой деятельности, настолько успешным становится развитие личности подростка.

В целях нашего исследования и соотнесения полученных выводов был проведен историко-педагогический анализ изменения направленности воспитательной работы Всероссийского пионерского лагеря "Орленок" с момента зарождения до преобразования его в федеральный центр дополнительного образования подростков, достигших определенных жизненных успехов в различных видах деятельности и направленных на собственное развитие, самоопределение и самореализацию в системе творческой деятельности "Орленка".

Дополнительное образование - достаточно новое явление в педагогике. В связи с этим мы анализировали систему воспитательной деятельности "Орленка" в целях выявления роли и места творческой деятельности как одного из ведущих условий влияния на личность подростка, его развитие и обогащение опыта жизнедеятельности.

В ходе анализа выявлены основные цели, задачи, принципы, содержание и методы, функции центра дополнительного образования. Мы пришли к выводу, что система дополнительного образования, в том числе и в условиях ВДЦ "Орленок," обладает объективными возможностями, влияющими на расширение гуманитарного опыта подростка через включенность его в творческую деятельность. К ним мы относим:

- Способность к ценностно-ориентационной деятельности, к выбору позиции через досуг как средство формирования принадлежности к социуму.

- Возможность расширения числа определенных областей, с которыми могут познакомиться дети.

- Создание возможностей для практической деятельности и смены типов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей.

- Расширение круга общения личности, соответствующего ее интересам.

Особое место в педагогической деятельности "Орленка" занимает методика коллективного творческого воспитания, которая сама по себе адаптирована как к специфическим особенностям временного детского объединения, так и к возможностям подростков, которые включаются в эту деятельность. Отсюда современная педагогическая парадигма центра направлена прежде всего на создание реальных педагогических условий, стимулирующих включенность подростка в процессы саморазвития, самоопределения, самореализации. Это обусловливается творческими традициями педагогов центра, системой их профессиональной подготовки, ориентированной прежде всего на творчество во взаимодействии с детьми, своеобразной творческой субкультурой "Орленка". Под ней мы понимаем совокупность культурных ценностей: педагогический труд; взаимодействие; общение; отношения не только между педагогами, но и всеми сотрудниками центра; отношение к природе и истории "Орленка"; наличие вожатского коллектива.

Это в конечном итоге позволяет рассмотреть пребывание ребенка в лагере как его своеобразную гуманитарную практику(термин Е. В. Бондарев-ской), направленную прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения, отношений и деятельности между людьми.

На сегодняшний день детский центр окончательно сформулировал свою концептуальную позицию, в которой ребенок, со развитие есть цель,; ценность и результат воспитательной системы, построенной на проявлениях индивидуальности и мотивов его саморазвития, отвечающего его интересам и' потребностям, что полностью совпадает с целями и задачами системы дополнительного образования, определенными "Законом об образовании Российской федерации".

В ходе опытно-педагогической работы мы соотносили полученные теоретические выводы с практикой работы педагогов центра, что позволяло использовать многообразие методов исследования для получения объективных результатов и в формирующем эксперименте находить пути совершенствования процесса творческой деятельности как фактора влияния на развитие подростков.

На основе результатов опытно-педагогической работы были получены следующие выводы.

1. В ходе качественного анализа предпосылок включения подростков в процессы творческой деятельности в центре дополнительного образования среди ведущих обозначились: а) интересы в творческой деятельности, наибольшее влияние на формирование которых оказывает семья, школа, увлечения, друзья; б) наличие или отсутствие у подростка хобби-увлечения, представляющих для него клубные пространства творческой деятельности; в) ситуации проявления творческой деятельности в семье, школе, системе дополнительного образования, в референтной группе; г) наличие или отсутствие у подростков ценностей творчества, сформированных до приезда в центр.

2. Качественный анализ восприятия творческой деятельности подростками позволил нам определить три группы подростков по отношению к собственному развитию и участию в творческой деятельности:

Группа А. К ним можно отнести одаренных детей, подростков с развитыми способностями, познавательно и деятельно активных, ориентированна/х> на развитие и взаимное сотрудничество (взрослые - дети). С первых дней они открыты в общении, работоспособны.

Группа Б. Это подростки, которые принимают нормы деятельности и желают развиваться (в том числе через творчество), но не имеют достаточных социальных и педагогических условий для этого. Они ориентированы на сотрудничество в индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Это основная часть детей, приезжающих в центр.

Группа В. Группа детей, не имеющих опыта и ценности познания, саморазвития, творчества. Предлагаемые сферы и формы деятельности в первые дни не принимают. Либо находятся вне сообщества сверстников, либо в нем, но пассивны. К концу смены их отношение к образу жизни центра постепенно меняется. Возникает социальная потребность быть в обществе. Они становятся зрителями того, что делают другие. За оставшееся время смены подключаются к деятельности сверстников, выполняя конкретные просьбы, задания.

3. Анализ подходов к творческой деятельности в педагогической среде центра позволили также обозначить три группы педагогов по их направленности на творческую деятельность, по профессиональному опыту и ценности творческой деятельности.

Педагоги группы А. Отмечается ценность саморазвития; открыты в общении, готовы к творческому сотрудничеству, определяют главные направления в содержании своего образования (история, музыка, спорт, театр, экономика) и готовы к освоению новых сфер, нового содержания собственных знаний. Имеют навыки анализа собственной деятельности и деятельности подростков; после четырех-пяти смен осваивают репродуктивную, нормативную, адаптивную, локально-моделирующую творческую деятельность (отдельные выходят на уровень системно-моделирующей). Они работают в творческих группах по разработке новых моделей деятельности для ребенка, -детского коллектива. Из числа этих педагогов формируются проектировочные группы. Эти педагоги представляют свой опыт на научно-практических конференциях, проходящих в центре. Данная группа представлена как педагогами со стажем более года работы, так и выпускников школы педагогических работников, имеющих высшее образование.

К группе Б мы бы отнесли начинающих педагогов, а также - со стажем работы год и более. У них отмечается стремление к изучению своих творческих возможностей. Они ориентированы на активную практическую деятельность; инициативны в самообразовании (но пока больше в области способов, приемов работы с коллективом, набирают запас форм); активно используют в связи с этим возможности центра. Педагоги данного типа имеют свой индивидуальный потенциал для творчества; при условии личной заинтересованности могут развиваться и пополнить группу А. Хорошо осваивают уровни творческой деятельности - репродуктивную, нормативную, адаптивную; приближаются к локально-моделирующей. Участвуя в работе творческих групп по моделированию деятельности на уровне общелагерного масштаба, хорошо обеспечивают реализацию целей и задач проектировщиков. Развиваются, совершенствуют свой профессионализм на организации жизни и деятельности своего отряда.

Педагоги группы В работают ровно, освоив уровень репродуктивной, нормативной, адаптивной деятельности. Менее активны в освоении более сложного уровня деятельности. Но при внешних воздействиях (постоянные хорошие образцы творчества коллег и принятие их в среду профессионалов) повышают активность саморазвития на базе имеющихся способностей. Используя накопленный опыт, хорошо организуют жизнь отряда, наиболее удачно работают на задачи сплочения коллектива, создания доброжелательных отношений между детьми, создание комфортности для ребенка, что также важно в процессе творчества взрослых и детей.

4. Анализ результатов опытной работы позволил выделить систему ус-| ловий, влияющих на повышение эффективности процесса творческой деятельности как фактора развития ребенка в деятельности центра дополнитель-1 ного образования. Среди рассмотренных условий ведущими становятся:

- информированность о возможностях центра дополнительного образования для организации жизнедеятельности подростка;

- образцы детского самостоятельного и включенного творчества (порой обязательного);

- задание педситуации показа собственного творческого потенциала педагогами центра;

- кульгурные образцы творчества, задаваемые педагогом;

- интенсивность коллективного жизнетворчества как фактор формирования потребности в самоуправлении, самореализации и включенности в творческие процессы;

- вариативность включенности в творческие аспекты;

- расширение сферы опыта творческой деятельности;

- динамика перехода от одного вида деятельности к другому;

- создание ситуаций индивидуального успеха в демонстрации приобретенного опыта творческой деятельности.

Данный вывод доказывает, что в деятельности центра дополнительного образования, которым является ВДЦ "Орленок", имеет место ситуация социального выбора, творческого самоопределения и успеха; данная система условий однозначно обеспечивает приобретение личностью подростка опыта самостоятельной разносторонней деятельности, имеющей креативную среду проживания после центра.

Явно обозначается зависимость между творческими возможностями педагогов в управлении и организации процессов творческой деятельности для детей и с детьми, в формировании их потребностей в собственном развитии через самоопределение, самореализацию, получение творческого продукта в виде образцов и культурных ценностей творчества, что и доказывает выдвинутые нами предположения о том, что процесс творческой деятельности адекватен процессу развития подростка.

Диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы по следующим направлениям:

- специфика организации творческой деятельности для детей и подростков в тематическом творческом содержании, направленном на развитие их творческих способностей;

- профессиональная подготовка педагога к управлению процессом творческой деятельности детей в центрах дополнительного образования;

- оптимизация процесса творческой деятельности детей и подростков в центрах дополнительного образования.

В перспективе возможна детальная проработка способов, приемов и форм разнообразной творческой деятельности, ее функций в процессе развития подростков.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Щербакова, Татьяна Петровна, Ростов-на-Дону

1. Алексеев П.В. , Панин A.B. Философия: учебник для вузов. - М.: Тесис, 1996. -С.250-251.

2. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. В кн. Педагогический поиск. /Сост. И. А. Бажнова. -М.: Педагогика, 1987. - С. 47-55.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во Ленингр. университета. 1969. 314 с.

4. Андреев А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981.-С.37,41.

5. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань: Изд-во КГУ, 1994. 246 с.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238с.

7. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.

8. Асмолов А. Г. Психология личности. Учебник. -М.: Изд-во Моск. университета, 1990. 368 с.

9. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебного процесса: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.

10. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах.- 2-е изд., перераб. и доп.- Киев: Рад. школа, 1983. -287с.

11. И.Базарова Т. С. Воспитание старшеклассников как субъектов социального творчества. Дисс. канд.пед.наук. -М.:- 1994. 189 с.

12. Базисный учебный план (федеральный) государственных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (проект для обсуждения). Сост. Горский В. А. М., 1996. 11 с.

13. Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. Авто-реф.дис.канд.пед.наук. -Саратов: 1996. 21 с.

14. Баскин Е. Я. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1985.-64 с.

15. Баскин Е. Я. Творческая личность художника. -М.: Знание, 1988, 61 с.

16. Бедерханова В. П. Летний дом: концептуальный проект лет ней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар.: 1993. - 61 с.

17. Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-С. 354-356.

18. Беспалько В. П. Слагаемые педа1 огической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

19. БесковаИ.А. Как возможно творческое мышление? М.,1993. -196 с.

20. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.

21. Библер В.С. Школа диалога культур. Идеи, опыт, перспективы. Кемерово: Алеф, 1993. -414 с.

22. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.

23. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во Академ.пед.наук.РСФСР, 1961. -695 с.

24. Блонский П. П. Учитель и его подготовка. Ежеквартальное издание 85-86 г. Перспективы. Мыслители образования. 1.1993. С. 119.

25. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.

26. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд-во Ленингр.университета, 1970. 121 с.

27. Богданова О. С. Теория и методика воспитания: актуальные исследования. //Сов.педагогика., 1985, № 10. с. 43-47.

28. Богоявленская Д. В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. - 173 с.

29. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968. 115 с.

30. Божович Е. Л. Психологические особенности развития личности подростков. -М.: Знание, 1979. 40 с.

31. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991. - С.32

32. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. -172 с.

33. Брусенцова Т. Н. Теория осмысленного вербального обучения. //Сов.педагогика, 1988, № 1. С. 122-127.

34. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1967. -267 с.

35. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 210с.

36. Бураков Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок"). Дисс.канд.пед.наук. М.: 1980. - 251 с.

37. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

38. Вентцель К. Л. Свободное воспитание. /Сб. избр. трудов. М.: 1993.-172с.

39. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. / Под ред. Л.К.Балясной. Сост. Л.И.Филатов и В.С.Муратова. М: Просвещение, 1978. - 256 с.

40. Возрастная психология. Курс лекций. /Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1965, 295 с.

41. Волков И.П. Педагогический поиск. / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.-с. 107.

42. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол.очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

43. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философогерменевтики. /Пет>. с нем. Под ред. Б. А. Бессонова. М.: Просвещение, 1988, 704 с.

44. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. - 96 с.

45. Газман О.С. Коллективное творчество. // Учительская газета, 17 декабря, 1987. -С.2.

46. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989. - 128 с.

47. Гиндис Б.Л. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (на материале Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок"). Дисс.канд.психол.наук. М.: 1976. - 250 с.

48. Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-400 с.

49. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т., Т.1. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. -С. 440-441.

50. Грановская Р. М. Элементы практической психологии,- 2-е изд. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-С. 545.

51. Голик Г. М. Методы научного познания в школьном образовании //Сов.педагогика, 1985, № 3, с. 26-30.

52. Гончарук М. И. Проблемы педагогического творчества. //Сов.педагогика,1989, №5, с. 149-157.

53. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. 286 с.

54. Громов Е. С. Природа художественного творчества.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 239 с.

55. Данилов М. А., Малинин В. Г. Системно-структурные исследования педагогических явлений и процессов. //Сов.педагогика. 1971, № 1, с. 71-73.

56. Дубинин Н. П. Что такое "человек"? М., 1983. - С. 12-13.

57. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь . М.: Знание, 1980. - 96 с.

58. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. // Кн. Педагогический поиск. /Сост. Л. И. Бажнова. М.: Педагогика, 1987. - С. 363-441.

59. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение,1990. 144 с.

60. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

61. Иванов В.Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской организации. М.: Знание, 1983. - 80 с.

62. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития отечественного образования (тезисы докладов и выступлений). /Под.ред. З.И.Равкина. М., 1993. - С. 116-117.

63. Ильенков Э.В. Мудрость воспитания: Кн. для родителей . / Сост. Б.М.Бим-Бад, Д.Э.Днепров, Г.Б.Корнетов. М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

64. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

65. Кабанова-Меллер Е. А. Психология формирования знаний и приемов умственной деятельности. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962. - 376 с.

66. Каган М. С. Человеческая деятельность. /Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 326 с.

67. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). -М.: Изд-во МГУ, 1983. 168 с.

68. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. //Б-ка учителя и воспитателя/. М.:Педагогика,1990. - С.26-27

69. Кан-Калик В.А. Пр£во вести за собой. М.: Мол.гвардия, 1987. - 19! с.

70. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. //Кн. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: 1986. - С.254-256

71. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: 1983. - С.7-10

72. Караковский В.А. Воспитание гражданина. Записки директора школы. -М.: Моск.рабочий, 1987. 144с.7.3. Князева JI.E. Формирование опыта творческой деятельности у студентов педвуза. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Ростов-на Дону, 1991. -19 с.

73. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.Политиздат, 1984. -335 с.

74. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

75. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. //Сов. педагогика, 1970, №9. С. 103-115

76. Коршунов А.М. Познание и деятельность. -М.: Изд-во полит, литературы, 1967. С. 127

77. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. - 143 с.

78. Краевский В.В. Методология педагогики: анализ с позиций практики /Сов.педагогика, 1988, №7. -С. 23-29:

79. Красовский Э.Я. Активизация учебного познания. //Сов.педагогика, 1983, №5. С.9-14

80. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Под общ.ред. М.И.Кондакова, А.С.Вишнякова. /Сост. М.И.Колмакова, В.В.Сурова. 2-е изд., доп. и доработ. - М.: Политиздат, 1988. - С. 311-312.

81. Крутецкий В.А., Лунин В.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316 с.

82. Кудрявцев В.П. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. -64 с.

83. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя,- Л.: ЛГУ, 1967. С.54.

84. Кумарин В.И. Выявление и развитие талантов в школе. // Сов.педагогика, 1988, № 1. С. 135-137.

85. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1965.-С. 566.

86. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. проф.А.В.Петровского. Сост. В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1977. - С. 209.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.

88. Леонтьев А.Н. Личность и деятельность. // Вопросы философии, 1974, №5.- С.65-68.

89. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из-во МГУ, 1972. - 575с. •

90. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

91. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980. - 96 с.

92. Лейбсон В.И., Кушаев H.A. Личностный уровень эстетического развития. -М.: НИИ АПН СССР, 1979. С. 21-23.

93. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М.: Педагогика, 1969. - 140 с.

94. Лернер И.Я. Процессы обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.

95. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш.школа, 1991. - 559 с.

96. Лук А.Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975. - 96 с.

97. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

98. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 1978. - 159 с.

99. ЮО.Максимова Ю.В. Родник творчества. Кн. для учителя. Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1988. 126 с.

100. Ю1.Малышевский А.Ф. Философские знания школьников. / Сов.педагогика, 1990, № 11.-С.21-26.

101. Мамардашвили М. К. О философии // Вопросы философии. 1995, № 5. -С. 3-10

102. Мартынова В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизация отношений в детских творческих коллективах. Автореф.дисс. канд.пед.наук: С-П., 1994. -21с.

103. Материалы и документы Всероссийского детского центра "Орленок" за период 1960-1996 гг. ВДЦ: архив. - 324 с.

104. Методы педагогических исследований. / Под ред. А.И.Пискунова, П.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

105. Юб.Москвичева J1.H. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М.: Знание, 1985. - 64 с.

106. Мудрость воспитания. Кн. для родителей. / Сост. Б.П.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Карпетов. М.: Педагогика, 1987. 288 с.

107. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.

108. Немов P.C. Психология. Учебн. для студентов воспитательных учебных педагогических заведений. В 2 кн., Кн 1. М.: Просвещение, Владос, 1994,- 284 с

109. Никифоров A.JI. Деятельность и свобода. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - С. 330-343.111 .Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. / Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. - 144с.

110. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. // Академия педагогических наук СССР. -№ 1/5/. М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

111. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования. // Решение коллегии Министерства образования РФ от 5.06.96г.-М.: 1996.-7 с.

112. Образование в поисках человеческих смыслов. / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов н/Д, 1995. - 214 с.115,Обярнихина Г.А. Развивать творчество // Сов.педагогика, 1989, № 2, -С. 103-109.

113. Панченко С И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа. Дисс. Канд.пед.наук. М.: 1989. - 251 с.

114. Певчева Т.В. Обучение самостоятельной постановке проблемных вопросов и составлению задач как условие развития творческих возможностей учащихся. Дисс.канд.пед.наук. М.: 1994. - 244 с.

115. Педагогический колледж "Орленок". / Под ред. Е.Н.Сорочинской. Туапсе, 1994.-71 с.

116. Педагогический словарь. В 2-х тт. / Гл.редакция: И.А.Каиров, П.К.Гончаров и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 464.

117. Петрова В.И. Педагогическая диагностика. // Сов.педагогика, 1989, № 3. -С. 148-151.

118. Петровский A.B. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1977.-64 с.

119. Песня серебряных горнов. Сб. М.: Мол.гвардия, 1975. - 176 с.

120. Пилюгина Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. Автореф.дисс.канд.пед.наук. С-П.: 1994. - 18 с.

121. Платонов К.К. О системе психологии. -М.: Мысль, 1972. 216 с.

122. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. 256 с.

123. Поплавский Э.А. Стимулировать творчество учащихся. // Сов.педагогика, 1989, №6.-С. 78-80.

124. Попов A.B. Сам себя воспитывать должен. М.: Знание, 1982. - 95 с.

125. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-79 с.

126. Принципы обновления программного обеспечения в учреждения дополнительного образования. / Тезисы и материалы Всероссийской научнопрактической конференции, Санкт-Петербург, 20-24 марта 1995 г. С-П.: 1995. - 163 с.

127. Проблемы методологии системного исследования . / И.В.Блауберг и др. -М.: Мысль, 1970. -455 с.

128. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. /Сост. Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Белоусова. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.

129. Психология. Словарь. / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд., Испр.и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

130. Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппен-рейтер, В. А.Роланова. М.: изд-во МГУ, 1982. - 319 с.

131. Равкин З.И. Педагогика творчестьа и новаторства. // Сов.педагогика, 1989, №9.-С. 103-109.

132. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Общ.ред. А.М.Фонарева. М.: Прогресс, 1987.-272 с.

133. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: НИИ Общей и педагогической психологии СССР, 1991 .- 160 с.

134. Роль и место "Орленка" в развитии личности современного подростка: Сб.материалов и тезисов научно-практической конференции. 2 части.- / Под ред. З.И.Лаврентьевой, С.И.Панченко. М.: Госкоммолодежи, 1995.-270 с.

135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 тт., Т.1. М.: 1989. -С.351-355.

136. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424 с.142. "Салют, "Орленок"! цли Путешествие в педагогику боевой, звонкой, многокрасочной пионерской жизни. /Сост. В.Яковлев, предисл. Л.Тимофеевой. М.: Мол.гвардия, 1987. - 159 с.

137. МЗ.Свирский В.Я. О разработке и оценке педагогических концепций.// Сов.педагогика, № 8, 1988. С. 89-94.

138. Скачков A.B. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема. Дисс.канд.педнаук. Ростов-на-Дону, 1995. -189 с.

139. Советский энциклопедический словарь. / Гл.ред. А.М.Прохоров. 2-е изд. -М.: Совэнциклопедия, 1983. С. 381.

140. Сорочинская E.H. Детское движение в современном общест-ве:Уч.пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. - С . 17, 46.

141. Сорочинская E.H. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. -187 с.

142. Способности и склонности: Комплексные исследования. / Под. Ред. Э. А. Голубовой. М.: Педагогика, 1989.-190 с.

143. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Пер. С укр. Н.Дангуловой. М. Мол.гвардия, 1975. - 240 с.

144. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. 2-е изд. - М.: Молгвардия, 1971.-336 с.

145. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.школа, 1969. - С.39.

146. Теплов Б.М. Способности и одаренность. -М.: изд-во МГУ, 1982. 130 с.

147. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.-304 с.

148. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Уч.пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

149. Устав Государственного образовательно-оздоровительного учреждения РФ "Всероссийский детский центр "Орленок". М.: Госкоммолодежи, 1995. - 17 с.

150. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1974. - С. 27-28.

151. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 186 с.

152. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. -С.474.

153. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1977. - 528 с.

154. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд.фирма "Логос", 1993. 181 с.

155. Шевченко Г.П. Развитие творческо-эстетической активности подростков // Сов.педагогика, № 2,1995. С. 21-28.

156. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

157. Шмаков С.А. Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. -М.: Магистр, 1992. 160 с.

158. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М: Знание, 1988. -80 с.

159. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. -М.: Высшая школа, 1989,144 с.

160. Щербаков А.И. Психологические особенности формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1967. 226 с.

161. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 260 с.

162. Эльконин Д.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, № 4, 1971. С. 15-16.

163. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

164. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программы. Методы. М.: Наука, 1978. - 239 с.

165. Юриков A.A. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников. Дисс.канд.пед.наук, -Краснодар, 1996. 142 с.

166. Ясько A.M. Личностный подход к воспитательной деятельности. // Сов.педагогика, № 3,1988. С. 70-73.