Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические взгляды и деятельность удмуртского демократа-просветителя И.С. Михеева (конец ХIX - начало XX вв.)

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические взгляды и деятельность удмуртского демократа-просветителя И.С. Михеева (конец ХIX - начало XX вв.)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Суворова, Зоя Витальевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические взгляды и деятельность удмуртского демократа-просветителя И.С. Михеева (конец ХIX - начало XX вв.)"

1 0 9 Я МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 053.01.03

На правах рукописи

СУВОРОВА Зоя Витальевна

■ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УДМУРТСКОГО

ЮКР АТА-ПРОСВЕТЙТЕЯЯ И.С.МИХЕЕВ А (конец XIX - начало XX вв.)

13.00.01 - теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва -1991

зиполнепа в Московском срдзпа Яеплпа я ордена реяогэ Глачеш педагоглчссхгы государствен:!'):! п иизии 13Л.Лс:пта.

¡йучгшН руководитель: дейсхзяголышй члзя ЯГО СССР» докгор педагогических наук, профессор f .».ВОЛКОВ

О^ицкдлутгл оп'ю:гсята: доктор •рз^чгсгипчогля наук,

npofocoop М.Г.ДЛШШЯЕШО

кандидат педагогических наук? вед,ушп:1 научны! ссирудяяк H.II.uEJLlííOB

Зедущэе учреждение: Mapinicinií ордена ""яак Почета"

государстваппыа педагогический HílCIM ryr им. SI .К. Крупской

яааздашш спзцяаяипяровалаого conexa Д 053.01.03 но пря- ' «ввив учено;! cieneim доктора иодагогячесятс паук в Чосяов-1Ы ордаяа Лопана и ордопа Трудового Красного йшонл иеда-•ипесзоы государстве гигом унаверсятота пм.В.Я.Лвпшт >305Ь Москва) УалиП СухарзвскпЯ пзроудок, д. б).

О дассертациэл у ста о ознакомиться в блблиэтзм упнварсмега 9А35> Москва» ул. )'алая Иярогозсяая» д. I).

'Лащдта состоится

часов

;шй сзкрэтарь спзцлал'лзпроващюго солзта

З.А. СИ'ГАРОЭ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ?АГОК1

Актуальность псследовчния. Ка-ддн;! пород зиослг свой вклад общую педагогическую лззсль» я для творческого развязал хеоряя бучонил и воспитания всегда актуальна! остается ясучопкв с далектико-йатериалистипесклх позанял исторла педагогами па сех лтаппх з« развития,

Сгаповлешю ексгеш народного оЗраоог/шял и рояоятгэ пода-•огичоской теории у парт доз Ноаолл'. I прослехгнп н груд?/.: н.А.Лпа-•асвя» ВЛ.Бээяубоза» х'.Я.^олгсогл» '.¡ЛоЗэде-ло, Н.Г.Кразлрзп» МГ.Луппова, '[.П.Лпуоо, Л„'Т Лапбз.юз А. роз а л др. Раокрн-ы д«!эяа »ярялскях» «.'»рдезстях» гйтп^стпл» жителей.

Крятияоехс.чу анализу охачо:»л-;п:1л лгсолч я .¡лр::арэгглт про-ветительстпа з Удвурюхсл хро.в ноочп^.зяч раС:о:я И.Г, Роброоо:!, ¡.П.Обухова» К.А.Пономарева> 'Г.П.Гуниьт* ГДЛчюловоЛ. отдольше вопросы яогорли раазихяя ихолн рдзочогр^пч А.И.Вахоусетга» ¡.В.Гряяиноа» К.Я.Куяа::озм1» А.П."у?яз'.ит. Лягератураал и ипда-:злъскап деятельность первпх просваттэлзП исследована в работах (.М.Заишвво» К.Ермаковп, П.И.Пзздеэза, Д.З.Яиша. Учашяи ¡роана лавировали хуАожзстзочяо-тгогрефячзсгсяз» публяциегиче-!хив> драматические прояозедоаяя Н.С.Иихеова»

!.В. Яковлева.

Среди удвуртскпх проозехаюлс! конца ХГХ - начала XI вз. ¡аиболаз значительной фигурой является Иван Степанович «'ихеев - ' ¡вдагог-гулаиист» прлкхяк начального обучеппя> хрупяк!! методист» штор более 60 учебников и пособий» преподаватель зысяоЯ щхолн» янограф» драматург.

Анализ методических взглядов П.СЛихеева, его учебников я руководств для учихоля содержимся в работах марийского иеследо-)ателя П.А.Апакаева, татарских педагогов АЛ.Асадуллииа, Я.И.Хан-5иаовз» казахского методиста КД.Губаиевой, удмуртского литера-су розеда А.Н.Уварова. Учеными сделан вывод о том, что в основе ,,'емдичеекого наследия просветителя леяах нрогрессквшге идея лстивисашт «целительной деятельности детей) практической направленности обучении панкам и арифметика.

В слохаыд и противоречивы,! период 30-х годов передовые ззглядн я гюзэторехлз тгачнначнл 1КСЛлхоеза бит встречены врач-побно> его пбппниля в азругепяи учобчих планов я «рогранм Нар-юмпрооа» ашисоавюках действиях. Преподаватель лш снят с за-ниыаеыоП должности» репрессирован, й 1"37 году нЛЛяхзева рас-

стреляли. После XX съезда КПСС он был реабилитирован.

В имеющейся литературе И.С.Михеев преимущественно представлен как этнограф, методист» издатель. Педагогическое наследие просветителя до настоящего времени не было предметом специального изучения. Наше исследование - первая попытка проанализировать педагогическую деятельность и взгляды И.С.Михеева -ученого-методиста» педагога.

Взгляды педагога о содержании и задачах народной школы» принципе народности воспитания» развивающем и воспитовающем характере обучения» решении проблем удмуртско-русского двуязычия» синтаксическом подходе и практической направленности в обучении языкам» его требования к учебникам и подготовке учителя национальной школы не потеряли значимости и в настоящее время.

Актуальность исследования подтверждается запросами демократизации общества» активным обсуждением в науке и- публицистике проблем сохранения и создания условий для свободного развития самобытных национальных культур и языков, признанием необходимости возрождения и развития национальной школы с родним языком обучения» этнических традиций воспитания. Между тем сегодня у многих малых народов (среди них и удмуртский) почти забыты языки» утеряны традиции» утрачена самобытная культура, деградировала нравственность.

Общеобразовательная школа и призвана стать одним из факторов гармонизации национальных отношений» возрождения» сохранения и передачи из поколения в поколение многовекового опыта народа» его нравственных устоев» которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи» противостоять развращающему влипни» чуждых народу псевдокультурпых тенденций.^

Вышеизложенное подчеркивает особую актуальность развития теории обучения и воспитания в нерусской школе» изучения языка, культуры малых народов» формирования национального самосознания и культуры межнационального общения.

Социально-политическая ситуация в национальных регионах доказывает необходимость подготовки учителей» готовых к возрождению гуманизирующей и культуроформирущей функции общеобразо-

См.: Концепция национальных школ РСФСР ("Проект). Автора Г.Н.Волков, Е.П.Хирнов. - й.: НИИ нац. школ, 1§90.

вателыюя эколы.

С учетом изложенного била избрана res»a ясслззозания» проблема которой сфориулярсваяа следу згцш образом; азкоз зклчд удмуртского проолетигелл Л.С.йяхейзо з раззатив сксгеш яарэдяэ-го образованна ч фораярэзгше пвдпгэгзччекол писяя з крзз ?

Репвпяв дапасл проблема соемзляэт аол*> чсследозппт.

0бг,э%! псйлогозйлпз - сгалозкшпе y/J'jзтелол коля я развитие порвдово.1 педпгэгачвскоЛ пш-гл з Пополлзз з -.сояга 2ТХ - начало XX пз. з з пзрпол злдлзго подь<»:п обюсггечиого» в г ом '/поле педягопп'-окого дзцгмаяя зз tiл«т;ростр• m-j ;-;\w<>riecr;i я знания ерода ггеругекя,: зародоз,

ПиММЗЬЛЗИГЛЗиЛ.Т'Л - ззддгозмлослоз ллолзтлз г'рттюглгзлл Я.С.Мяхсзва: ялопил злз ззлллдоз за прзлзос сЗ/чз;т л зз.зплт-аия ясруескях дзгс'Л) тр.2бот\г:я лрз;:-зезлот:глг,Л подззкз

Я ЛИЧ!!ОС'П5ЧЛ ЛДЧЗС'ГЗ/Г! /"ЛИГ ЗЛЯ Л ЛДЛ-)Л"Л^:;0 ллзлл.

В соо';пй™3"з:*я з лроЛДг-язгЬ зРлзлл п\ь гззд-'зго-i л ,;зл-ь:> лс . следования зхп лолтлзил:! iixz.fi «1 цтп

I. Проаллдлзлролплз здл'ззгзяллз-из ллгзгпззло! л-1 пзляз з Позояжье ;п лзлзз, лз t а v.: an ¿а i гэпого озрллрпзз-

лось йирозоз:р:>д1:! у дг/р.Г'" лол-о лпзлззг i :з л л

Оаолдссчгч зла зтл='Д з лззегздзлл"? у ir..7p:3rxY'i про да.

3, <1д злрзлзл а г шззл дз 1лго:лр;зз;этЛ ллзлд nniv/c-

СЯЗХ парздзз Лзззлльл зши» ПЗХ ЗЛЛЛЗ :уШ') 3,'ТЛ обулзллл и

Bocnnimnii з ;,wr::o;!i.t лдо з üwwui Л.О'.Т.изззл» ззз подходи к подго:зз:;з удчгз'м! лззузз-лл ззлззлдх

'I. Оплздлз-, лз рз:.улъглvj яглщомгш рл р: кютл гз я зпзд-рить ицучлз-пртлллчззгл'з уздоззл пц; * ло гзпрлзз соду лсиольоо-r.aiiüo паслзлдл кпп з соврз'!з изл учз:!::о-зос«л t;vr з д Klon

процессе обдзззрлзозл^'злзлпЛ л злолзЛ -даыи з ладдол мьллм провалом •

Кв$ощрущыясслз лолзпял еоогазллпг ■млозезияд дяалокгя'гззтогэ о зсзоЛдзд ззлз:; л omnoodyenot-

язнлосга яздзллЗ; з лзтд:::сз о-лдзгзз оззззкдого л здлляялого» э сопдопуд-ьтурпзл дзгзрзлпадлл ярздзезоз зЛзлзозалил л ¡jopmipo-35 ил я лллпюс-хл.

Дяалзгашхо ..чпгорла пегллзехоо учояяз o<S зеторячзехом хпрад-торе воспитании длэааз зззуо.шосхэ прпзлздлгь раззягав яэцагогя-ческой теории з ол^ароссалвтаа я регаояалмю» планах» э гесяод

взаимосвязи педагогической мысли ирозлого» настоящего и будущего времени.

Методы исследования: теоретический, историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ источников и материалов.

Педагогические взгляды удмуртского просветителя fie даются в систематическом изложении) вследствие этого ва«:но било изучить не только педагогическую) но и другие формы его деятельности (пр светительную, литературную) издательскую). Поэтому мы касались проблем этнографии» истории» литературы и т.д. Этим обусловлены частные методы исследования: изучение опубликованных материалов, трудов» личной переписки» неопубликованных материалов» поиск и анализ архивных документов.

Источники исследования: груды по философии» историографии» работы по проблемам народного образования дореволюционных и советских авторов» архивные документы ЦТА УАССР, ЦГА ТАССР, ЦГА МАССР» рукописные фонды Удмуртского НИИ УрО АН СССР» циркуляры и постановления Министерства народного просвещения России и управления Казанского учебного округа, дореволюционные и советские общественно-политические и педагогические периодические издания, докторские и кандидатские диссертации.

Исследование выполнялось в течение 1987-1991 годов.

Научная новизна и теоретическое значение настоящего иселед вания заключаются в том» что впервые педагогическое наследие Й.С.Ыихеева становится предметом монографического анализа» что позволит обогатить историю педагогики народов России прогрессивными взглядами удмуртского просветителя об особенностях обучения в нерусской школе, об актуальном значении этнически традиций воспитания, о формировании национального самосознания и культуры'межнационального общения. ■

Наряду с таким более широким введением ¡шени Й.С.Михеева в научный оборот, диссертационное исследование» исходя из вэгяя дов удмуртского ученого о принципах» методах и приемах работы в нерусской школе» об активности и творчестве учащихся в учебной деятельности поможет усовершенствовать систему обучения в конкретных условиях двуязычных начальных шил.

Идеи И.С.А'ихеева об учителе-просветителе в самом широком смысле этого слова и об учебниках для народно.) школм существенно расширят сегодняшние представления о. необходимом уровне под.

'готовки учителя и требованиях к учебникам для современной национальной сельской школы.

Практическая значимость исследования определяется тем» что содержащиеся в нем теоретические положения и методические рекомендации используются в практике современной общеобразовательной и профессионально-педагогической высшей школы с национальным профилем» в частности выводы об актуальности исповедуемого удмуртским просветителем принципа народности воспитания, его оригинальных методов и приемов работы в начальной школе I методики обучения двуязычия. Книги для чтения Й.С.Михеева, представляющие собой интегрированные пособия» созданные по примеру изданий К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого» служат образцами современных учебников для сельской малокомплектной школы. Требования ученого к профессиональный и личностным качествам учителя национальной школы могут быть осуществлены в процессе реализации современной концепции высшего педагогического образования» которая строится на основе культурологического подхода. Материалы диссертации применяются в лекционных курсах и на практических занятиях в системе переподготовки учителей общеобразовательных школ.

Достоверность полученных научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций» диалектико-магериалистическим подходом к решению поставленных проблем» использованием научных методов» адекватных задачам и природе изучаемого явления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. И.С.Михеев - прогрессивный мыслитель конца XIX - начала XX вв. внес значительный вклад в просвещение удмуртского народа.

2. Взгляды педагога об изучении и развитии родного языка, его роли, о сохранении народных традиций воспитания оказали существенное влияние на формирование национального самосознания и прогрессивной педагогической мысли в крае.

3. Оригинальные методы и приемы обучения двуязычие» универсальные учебники просветителя способствовали развитии активной» творческой личности ребенка» формированию культуры межнационального общения.

Требования педагога к формированию личности и профессиональной подготовке учителя сельской национальной аколы перекли-

.'.аглсл г ш-щ í.l;;i;h"í,.:i; сс^гсм'кпол копцичк'.п b¡!ui¡¿ro подахоги-чисшго оз [<v.;;ii ¡¡ и могут и.гь рсцшгегв.иш! г, чрсдсссе ее осу-

:,0СТГДЫ1 ИЯ •

5. Гсблии-ация взглядов К.С.Шхыпт об ооучьшш к воспктавш нерусски:; детей в практике ссзрзисниой оСцеобразовateiыюй к профсссионгшыш-недагогической вис ней вкоян с иацпсколыеш профилем шшогег преодолеть равнодушно-нигилистическое отношение некоторой части учителей! родителей и учащихся к историк и куль, туре своего народа» повисит эффективность обучения в условиях двуязычия» действенность патриотического и интернационального воспитания.

Апробация работы. Основные положения диссертации били доло жегш» обсуждены и получили одобрение на Всероссийской и республ: капской научно-практических конференциях» научном семинаре по проблемам обучения и воспитания в нерусской школе (г.Ижевск -1987» 1989» 1990 гг.)/ в процзссе чтения лекщй по материалам диссертационного исследования на курсах погашения квалификации при Удмуртском ЙУУ.

Па опубликованную монографии и научно-методические стать» по проблеме исследования есть положится ыше отзывы учителей-кра тиков и ученых» занимающихся вопросами обучения и воспитания в нерусской школе.

Структуре! rartom, Дксссрзацая состот из г.ьедсакя» дву>. глав ¡ с^агчп:;: ч и ош;о:.г .•::.; грат

i;ÍLi:!IQiráÜIíí b¡.i4;:joi:a ;;ьиJ;j L ¿^r;;, oi.f.i,;,; ;u,n¡: i:h:::,, ¡,„ f.iíij firt'iic;;)'! Hpi'niieTj цель v. ; : .vn :u-,i r.v; ;;ír; \.;е:'а\т; í:;"U'ij v.y- ero i 'i.¡:: !. : j • г !;..'i ¡: ',00:: -; ' ¡ ¡ ]." .....t.¡\,. :.. \¡ -MOC 7 Г.«

В псрьс., r>it>!'C "06::¡eiie;:;irnrH4CCKí¡o п .'..члак-шчоскио вйглгдц гукп lucxn-npocixyu: с ля н.С.Пихесъа" с позглии о{..:чо_к: ль-;; ; -него подходе- ряск;uraci«a пр<;г|оссш»иш. кг ли г. ¿и'.:::, крат a к г.ро-l-iíо'дснпг уд'.'урзсгм t pt.iipatíoiu; вопросов сличен::) л г ccrihuc;:!:j. i; iit!|iycc!Oi; глсоле»

J^'íü:^: Xí:ííí;í: "Ш .чагогичоок&я дтелгпоегь . ¡':.¡.:,:xco::a" шпиызлру:; i с я ero 11 ]1п и дпВс.х г льо кпй oíi.Ji i vi.::i. рг а;. ¡.к re учесл;::»; к пособия > подход!: к подготовке учители;: для ш,]; со; пх ¡:ц;ог. ]:•.:.-r.O.ü.bii .

В ач,лячсн«к дшссертещп; подведет: итоги кеп/чдезькия! сфо

аудированы выводи> подтверждающие основные положения проведении) исследования.

ОСНОВНОЕ ОДЕРУШШЕ Е^АГЮТЫ

При изучении взглядов и деятельности видных педагогов прога-того необходимо учитывать влияние общественно-педагогического движения» школы и просвещения но формирование их мировоззрения.

В результате исследования конкретно-исторического этапа становления педагогической мысли в Поволжье» формирования удмуртской национальной школы, анализа взглядов И.С.Кихеева на народное образование в диссертации сделан вывод о том, чтс как и многие Другие национальные мыслители, сторонники системы Н.Иль-шнского (Н.И.Ашмарин, Н.В.Никольский, М.Е.Евсевьев, И.Я.Яков-юв), удмуртский просветитель в период первой русской революции шшел за тесные рамки миссионерской педагогики и творчески раз-шл ее прогрессивные идеи об обучении в нерусской школе: а) язык тодной и самый правильный, народный» б) учитель, единоплеменный : учениками. <

Демократические взгляды педагога сформировались под влия-шем прогрессивна идей Казанской лингвистической школы (И.А.Ро-хучпа де Куртене , В.А.Еогородицкого, В.В.Радлова» А.И.Анастасие-¡а и т.д.), выступчвилх за обучение нерусских детей русскому 1 загсу и приобщение их к передовой русской культуре на добровольна началах, В этом коренное отличие демократической прогреми« газаяскзх пгцпгогов от мисеиокерской.

4%с?> обучения на родном языке а нерусских школах предста-глтелп Казанской лингвистической иколы связывали с демокрагиче-:к:ш принципом равлзправия всех языков л наций.

Рольвуп роль в становлении мировоззрения И.С.Нихеева сыгра-го общение с видными учеными Казанского упквирсигето ЯЛчГлтаио-.и»', ?.!.Г.Весгге» А.Д.^Тахпатовш, ПЛ.СИарповнн и др. Участвуя в (рятельнооги Общества археолог',«:, истории и этнографии при университете, он сфор«иро»злоя как ученнй-исследог.атель, псповедуп-

гууа-'зсттткке я демократические принципы -инографии и олчглорлсгикл.

демократическая идея народности» выдвинутая в России А.Н.Ра-здмшик» развитая К.Д.Ушичским, педагогами Казанского крал» ста-га основой педагогических взглядов И.С.Гпхеева. Идеи о необходи-¡пг"-гп подл'шно народного воспитания, которое по цел«« у зад-чан

- H -

отвечает интересам парода» tsnnotoa бооилsrnun к доступным$ miser ь своей основе глубокое уважение к лачноетк ребенка - были созвучии педагогпческк!,: ноизрешш: уднудесжого просветитель».

Походя к а идей Казанской вколи педагогов о свободно!.; развк-гиа этических кулмур» Ц,СЛ.цхезв счнуьл, что родкоп язык является доступны; средстве!; разлития наднональноь культуры» изучения русского я вика. Русскш*. язык* в своп очередь» является средство« иряоощения народа к гаогопанкоиолькок культуре cipanu.

Бес эю наполняло педагогические нагляди й.С'Л/ягхеока про-грессивнш содержание/!» яроврльив i,x в способ oopt.ou за соцпаль-но-спрйведлш-шя общественны строи. Педагог оил уеекдеи в том} что проведение дсыократнческах рефери и распространите просвещения являются ва*ксйшя.ч1 ссцкзлыю-педагогхческкш пробяекани» органически связапникк с иа-еяедагек сувдеетвущею строя к лучшему .

Идеи демократа о проске^енаи народа отрьзпяяа в работах просветительского характера; б которых et! обобщил результаты своей научно-исследовательской деятельное:»:, Через *удскествеи-но-зтногрвфкчеекне : публицистические » явзературвн-г произведения: культурно-просветительные беоагиш и кедстдари Ч.О.Паеев старался Донести до пас слоняя гягепяя о воспитания дет-;,-., зд ojiop с;.,; образе югзни» об основах земледелия» шютшаодсаш., ¡.-сдищат. В своих работах ок ноиещая статьи об особенностях ?зике> кстсрк; психология удиу птос.

Просветитель отстаивая интересы парила на i!ip,:mnwx l/îh-тральнах журналов "Русская икола"» "Начальное обучение"» подпэр кивал необходимость обучения удмуртских дог ей не родном языке г печатания книг и учебников на их яаречив. К.О.йяхеев аргукентк-рованно доказывая несостоятельность вцведоь этнографов» которое не знак обычаев» традиций» нзнва народа» говорили о низкой гуль туре удмуртов» об отсутствии у детей способностей к изучена» ' основ наук.

Анализ произведений просветителя позволил сделать вивод с его творческой пути. Он начинается с худогествеиио-атнсгра^яче-ских очерков и через работк иубляцксткчоского характера» драматические произведения ведет к создании методических трудов. Падание школышх учебников к руководств для учителя педагог считал с и не лог. своей жизни.

Произведения различного жанра И.С.Цихеева рассматривались 1йии в контексте его просветительной деятельности. Работ демо-;раза сыграли большуп роль в распространении знаний среди населения, формирования духовной культуры, развития гражданского f национального сщ.юсо знания.

Предметом исследования явилась система взглядов педагога .о ипдпчи и походи обучения в нерусской школе! прин-

цип породности воспитания (значение родного языка! устного народного творчеепт, обычаев ! традиций в учебно-воспитательном процессе).

В работе сделан вывод о том, что н результате обобщения гнитряческих данных из опыта преподавания в нерусской школе, изучения передовой педагогической мысли сформировались требования й.О.Млхееаа к организации обучения и воспитания в национальной школе :

1. Разрабатывая содержание образования и задачи народной школы, он выступил против узкоутилитарного подхода, высказался зз общеобразовательный характер обучения и воспитания, всестороннее развитие учащихся.

2. Отстаивая идеи развития ребенка н процессе обучения,

тв"рч<-'0ки разнил применительно ¡: нерусской школе такие обs(eдидактические припщши, как сознательность, наглядность) самостоятельность, доступностьj последовательность, основательность» сстшштичпосхь. Основное вишшше педагог уделяя принципу сознательности» считая! что остальные дидактические принципы способствуют сознательному усвоении учебного материала учащимися. Реализация принципов дидактики, по его мнению, отвечает требованиям нриродосообразности обучения в нерусской школе.

3. Основой педагогических взглядов И.С.Михеева явился принцип народности. Он доказал результативность обучения, организованного на родном языке учащихся, эффективность воспитания, основанного на народных традициях. Считал, что культуросообраз-ность, как ведущий принцип воспитания» способствует формированию национального самосознания и культуры межнационального общения.

Ц. Методы'и приемы работ в национальной школе, пропагандируемые педагогом (наглядно-переводный» метод изучения ошибок» сопоставления закономерностей родного и русского языков» метод "целых предложений" в изучении грамматических явлений), предпо-

«ТЙИ'.

лага ли практическую направленность и» з то же время» -. развивающий характер обучения.

Педагог понимал, что слабое знание или незнание детьми русского языка ведет к ограничению процесса общения и> соответственно» к сужения мировоззрения» гак как косноязычие порождает робость» неуверенность в общении» чувство неполноценности) нежелание вступать п дяскусси«» высказывать свое мнение. Именно поэтому» по его мнении» основная задача преподавания русского языка в удмуртской школе - научить учащихся свободно и правильно говорить» читать и писать по-русски» сделать для них доступным чтение литературы на русском языке, общение со всеми представителя«!! многонациональной страны и» таким образом» открыть путь к прогрессивной мировой культуре.

Йринципи научной концепции» разрабатываемой в настоящее время НИИ национальных проблем образования Ш РСФСР по интенсивному развитию устной и письменной речи нерусских учащихся на коммуникативной основе, формированию полноценного напло-нально-русского и русско-национального двуязычия» уходят своими корнями в наследие народных педагогов» в частности удмуртского просветителя» осознавшего проблемы обучения в нерусской школе намного глубже своих современников.

В диссертации проанализирован преподавательский опит Ц.С.Ш хеева» его методы и приемы работы с нерусскими детьми» вклад в становление системы высиего педагогического образования в Поволжье.

Опираясь на идеи К.Д."/минского) педагогов Казанского края об обучении двуязычия) о тесной связи языка и мышления) П.С.Ш-хезв выступил против обучения удмуртских детей» практиковавшего, с я в начале У.Х века, арапу на русской языке. Он осозшшал, что подобное обучение тормозит развитие учащихся и убедительно доказывал, что трудно учиться дсIям» когда родной язпк изгоняется ИЗ школы.

Сегодня известна необходимость формирования основ научного мировоззрения при помощи и на родили «зикв иезпвпешо о г пстогч ческого этана развития аколц. Зго объяснимся £(,**> что у тдг г,пг народа имеются свои знаковые сяствьи: язик» искусство, нов.-дин; (жести, мимика) обряды» обычаи)» кото£ые вносят з едклое по существу н формам человеческое чип:леяше .некоторой ссоеоору.зчо. Он

н.клтпвжен в той, что л »да разных национальностей ш-своему'вы-:д';';!с1Г)Т отношение к явлепяяп действительности. "Национальные. осо-5йшюс1и кишленая устойчивы, потопу что они обусловлены особен-I ост ям и знаковых систем. ... Человек, усваивая культуру данного шрода, усваивает и способ мышления его представителей, воору-жастоя национальными средствами мышления и общения. Мышление с тмо-дью средств данного народа становится для него привычным» традиционным"^.

Начинал обучение на родном языке» 1!.С.Михеев доказывал» что ¡ельзя резко разрушать привычные формы мышления» которые сложите ь у ребенка в процессе овладения родной речью. Важно на их Зазе строить новые способы мышления» обусловленные спецификой зусского языка, особенностями общения на нем.

Для решения проблем двуязычия педагог издал учебники и подобия на удмуртском и русском языках» создал оригинальную программу обучения русскому языку» которая наряду с тематической юследовагельностью преследует определенную грамматическую последовательность. Выступив против чрезмерной граыматизации учебного материала» И.СЛтехеев предложил во главу угла поставить практическую направленность обучения русскому языку. Учитывая входные и специфические явления родного и русского языков на [юнстцческом, морфологическом и синтаксической уровнях, опираясь ¡о ы.'мхологяческис закономерности овладения речью детьми в пер-гиги ¡лизни (м цсзнсгк-чнсд ¡и^цуяйкатквиоа обстановке рзбе-чог: и]г.илушивпеткя И''} к отдел ып;л звукам и словам, а к общему лмпелу ;шскя пришил и); учклка начинает обучонио русско-

:> л.:;у по с ¡¡олетллл л ло|4.ии1лп ; а с синтаксиса* Тогдь любая ср.и:!, ч! аческая форма изучается в юнт ексто предложения. "Кетод целих предложений" К.ОЛкхгева (в огмтае от механического, шао-конпоко склонения и спрнкснкя по образцу» который положен в ос-юь;/ у [оков русское граплтяки» к «окалешш» и сегодня)» облегчал усаоинис русского языка, раавпвал у детей правильную устную 1 шк;ыллтув речь» так как предполагал разиоооразике управления ча иаи|.оилште новых слой п грамматических форм в процессе живой [1а згопорноп речи.

' Князев Л .И. Пацпоиелыше особенности мышления //Пути ре-зл!)уоцйя миропоазрепчссксИ гЬункц'¡м образования: Сб. ст. / Отв. ред. Г.А. Рудолкокпп. - Глазов: ШИ1 иы.В.Г.Короленко» 1990. -

- 12 -

■Пущ и методы обучения русской грамматике в удмуртской школе И.С.Шхеева сложились в результате его собственного опыта» наблюдений и обобщений! в теории педагог следовал идеям К.Д.Ушин-ского» который в основу своей системы обучения языку положил синтаксис.

В практике педагога общедидактические принципы на основе бережного следования психологическим особенностям овладения родной речью» русским языком» закономерностям функционирования самих языков» конкретизировались в методические принципы обучения нерусских детей двуязычию. Их можно было бы сформулировать следующим образом:

- изучение русского 'языка на основе родного»

- следование по пути естественного развития речи ребенка»

--постоянный учет и сопоставление закономерностей родного

и русского языков»

- изучение особенностей русского словосочетания как наиболее грудного материала для нерусских детей в контексте предложения»

- практическая направленность в обучении языкам.

Такие исходные положения делали методический опыт ученого эффективным и жизнеспособным.

Методика обучения двуязычию» Й.С.Михеева» наиболее конкретно разработанная на материале-удмуртской школы» имеет общепедагогическое значение» ее принципиальные положения оказались при-ложшш к национальной школе в целом.

К методам и приемам обучения педагога сегодня обращаются удмуртские» татарские» марийские» мордовские учителя» так как основой культуры межнационального общения является общая гуманитарная культура. "Чем больше языков знает человек» тем выше его культура общения в многонациональной среде» ибо за каждым языком стоит народ и его культура"1-.

Педагогические и методические идеи Й.С.Михеева лежат в основе его учебников и руководств для учителя. В диссертации сделан вывод о том» что учебные книги педагога» составленные по типу изданий русских педагогов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого» служи ли образцами .пособий для нерусской дколн.

^ Волков Г.Н. Формирование культурц межнационального общения у учащихся национальной школы. Рукопись. - К.: ШЕ1 паи* пк.» [991. - С. 79.

Разнообразное содержание книг для чтения, вбирающее в себя весь круг элементарных сведении общеобразовательного курса, педагогически обработанное) приведенное в довольно строгую систему » обогащало детей знаниями» побуждало любовь к умственному труду» способствовало формированию навыков чтения: сознательности» беглости» выразительности» скорости.

Своеобразный етаетний принцип построения первой книги для чтения» в котором многие рассказы написаны самим автором».формировал интерес к книге» дети легко осваивали механизм чтения. Связь содержания текстов для чтения с жизнью крестьянских ребят способствовала решению воспитательных задач.

Во вторую, третьи» четвертую книги для чтения включены произведения русских поэтов и писателей А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, М.Ь.Лермонтова, И.А.Крылова, статьи из учебников К.Д.Ушин-ского, Л.Н.Толстого, П.Я.Яковлева» Я.С.Гогебашьдли и других народных педагогов. Все рассказы И.С.йихеевым творчески переработаны с целью приблизить к особенностям восприятия учащихся нерусских школ Поволжья.

Автор сумел подобрать и расположить учебный материал таким образом, что вкратце раскрываются вся история и география русского государства. Занимательно и доступно детям младшего школьного возраста рассказывается о природных зонах, реках и морях» народах нашей страны, об истории Российского государства.

Своеобразен природоведческий раздел учебных пособий» где собран материал о животных и растениях, планетах» временах года, смене дня и ночи.

Каждый учебник И.С.Михеева объединяет в себе элементарные знания по истории, географии» природа- и родиноведению. В процессе объяснительного чтения по данным пособиям учащиеся получали систему знаний, формировалось цельное» комплексное представление о мире, окружающей действительности.

Построенные с учетом общечеловеческого, интернационального содержания педагогических культур разных народов, универсальные пособия -I.ОиУихееиа еще до революции получили широкое распространение в школах Приуралья» Средней Азии, Казахстана, Сибири. Они послужили основой для создания национальных учебных пособий» программ обучения в первые годы становления нерусской школы в Поволжье. В своих работах об этом говорят татарские» марийские» мордовские учение.

■ Учебники и пособия И.С.Михеева были высоко оценены в научных кругах. "Наглядный русский букварь и первая книга для чтения и практических упражнений в русском языке для инородцев" и "Руководство к ведение уроков по русскому языку в инородческой школе" И.С.Кихеева вошли в Указатель луча их учебников) издании! в С.-Петербурге в 1905 году.

Нет сомнения в ЮМ) что и сегодня как образцы ишегрирозаг ных учебных пособий они окажут большую помощь в создании учебн? ков для нерусской иколы> тем болев) что интеграция и гуманитар: зация содержания начального обучения, увеличение числа школ с I циональной программой ставят перед ыегодисгами и авторами учебников проблему подготовки специальных пособий для малокомплектных сельских школ, способствующих формированию диалектико-мате-риалистического миропонимания на основе складывающейся в процессе обучения целостной картины мира.

В диссертации обобщены к сформулированы требования !1.С.!,Ш-хеева к профессиональны-« и личностным качествам учителя сельего школы) доказана их актуальность. Среди них следует выделить:

- неформальный, подход к просветительной работе среди масс подвижничеством

- е падение родным языком, знание традиций) обычаев народа этнопсихологии и этнопедагогики. (Не сформулированная, импяиця ная - по выражению современных ученых) теория личности и воспи тания совершенного человека присутствует в сознании каждого на родя*. Эта "теория" отражена в народном опыте воспитания? из которого и исходил Й.С.Михезв в своей педагогической деятельно сти. Он считал, что в этнических традициях воспитания заложена подлинно гуманная педагогика, именно поэтому необходимо огшрах ся на них в учебно-воспитательном процессе.)!

- разносторонняя кзалификадая учителя сельской школи: зна ние теории обучения и воспитания, основ земледелия, медицины и т.Л.1

- осмысленное владение методикой обучения»

- глубокое знание предмета преподавания»

- отношение к ученику как к личности, уважение и разумная требовательность к ребенку;

^ См.: Коя И.О. Ребенок к общество: (Историко-этнографиче екая перспектива). - М.: Наука» 1988.

- гуманность, порядочность, организованность, широкий кругозор и глубокий интеллект учителя. ',!>ормированию духовного мира, нравственных качеств личности студентов педагог обращал особое внимание, так как считал, что учитель на селе должен быть примером во всех отношениях.

Мысли удмуртского просветителя перекликаются со взглядами современных ученых на социальны.* микроклимат в малых селах, где в условиях "открытости" общении каждый эпизод жизни че-

ловека может стать объектом оценки со стороны окружающих. В таких поселениях и сегодня достаточно силен социальный контроль за поведением человека^.

Проблемы возрождения национальной школы и формирования народного учителя, трудности существования малокомплектных школ в условиях рынка подтверждают непреходящую актуальность требований ученого к профессиональной подготовке и личностным качествам учителя сельской школы.

Анализ педагогического наследия удмуртского просветителя И.С.Михеева позволяет сделать выводы, подтверждающие основные положения проведенного исследования:

1. Научно-просветительная деятельность И.С.Михеева по изучению этнографии, истории, языка, психологии удмуртов и распространению знаний среди населения сыграла значительную роль в подъеме культуры парода, формировании гражданского и национального самосознания.

2. Исходным моментом в организации национальной школы, по мнению педагога, является принцип народности. Культуросообраз-ность, опора па национально-самобытные традиции воспитания соответствуют требованиям демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

3. Исходя из принципа природосообразности обучения, И.С.Михеев разработал оригинальные пути преподавания в нерусской школе. Обучение языкам на синтаксической основе, естественные методы работы на уроке влияли на повышение эффективности усвоения двуязычия, формирования раскрепощенной, творческой личности ребенка.

<ь Учебные книги И.С.Михеева, составленные с учетом общно-

* (Ь.: Мудрик A.B. Социализация и "смутное" время. - М.: Знание, I99E. - (Новое з жизни» науке, технике. Сор. "Педагогика и психология"» Ä 3).

сти народных педагогических культур, отражающие общечеловеческие ценности и идеалы имели большое значение в нравственном и умственном развитии учащихся. Пособия педагога-интернационал; явились образцами учебных книг для нерусских школ Поволжья, Пр< ней Азии, Казахстана, Сибири.

5. В контексте историко-культурного подхода к содержанию высшего педагогического образования и сегодня актуальны требов! ния демократа к профессиональным и личностным качествам учитол сельской национальной школы.

в. Взгляды И.С.Михеева на особенности обучения и воспитан в нерусской школе оказали значительное влияние на формировани педагогической мысли в Поволжье на рубеяе двух веков . Творческ использование его идей в современном учебно-воспитательном про цессе обогатит педагогику начальной школы и содержание высшего педагогического образования, особенно теорию и практику подготовки учителей национальных сельских школ.

Изучение и обобщение основных направлений педагогической деятельности И.С.Михеева, его прогрессивных взглядов позволяют утверждать, что удмуртскому мыслителю в истории отечественной педагогики по праву принадлежит достойное место в ряду видных последователей К.Д.Ушшского, просветителей и педагогов: И.Я.? лева, Я.С.Гогзбашвили, Рашида Эфендиева, Каша Насыри и др.

Не должно быть забыто: педагогическое наследие И.С.Михееь сыграло существенную роль в развитии культура многих народов Поволжья, оно не только национальная гордость удмуртов| но и общекультуриое достояние других народов страны.

Содержание диссертации отражено в следуощих публикациях автора:

1. Педагогические идеи удмуртского просветителя И.С.Михе< ва. - Ижевск: Удмуртия, 1990. - 96 с.

2. Педагогическая деятельность удмуртских просветителей

в первые годы Советской власти (из опыта И.С.Михеева) // Проб, мы двуязычия в национальной школе: Сб. ст. / Ред. кол. Р.Б.Са баткоев, Р.Ф.Березин, А.М.Лисина и др. - Ижевск: Удмуртия, 19

- С. 282-289.

3. 'Л.С.Михеев о проблемах удмуртской школы // Родной язи

- [991. - № I. - С. 3-17. - На у дм. яз. . р.