автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов лицея милиции
- Автор научной работы
- Петухов, Андрей Сергеевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Петухов, Андрей Сергеевич, 2002 год
Введение.
Глава I. Историко-генетический анализ нравственного понятия «профессиональная честь сотрудника органов внутренних дел».
§1.1. Категория «нравственность» в содержании культуры и этики.
§ 1.2. Генезис нравственной категории «профессиональная честь сотрудников внутренних дел».
§ 1.3. Историко-педагогический анализ воспитания чести у учащихся подросткового возраста в отечественных военных учебных заведениях.
Глава II. Историко-генетический анализ сущности, основных функций ритуалов органов внутренних дел.
§2.1. Классификация понятий «традиция», «праздник», «обычай», «ритуал», «обряд» и «церемония» по сущности и содержанию.
§ 2.2. Историко-генетический анализ становления и развития воинских ритуалов и ритуалов органов внутренних дел в России.
§ 2.2.1. Истоки зарождения воинских ритуалов и ритуалов органов внутренних дел в Древней Руси.
§ 2.2.2. Становление органов внутренних дел в Московском государстве XVI - XVII веков и особенности их ритуалов.
§ 2.2.3. Становление и развитие ритуалов органов внутренних дел в Российской империи, их отличие от воинских ритуалов.
§ 2.2.4. Становление и развитие ритуалов органов внутренних дел в советский период.
§ 2.3. Сущность, содержание ритуалов органов внутренних дел и воинских ритуалов, их общность и отличие.
§ 2.3.1. Сущность и содержание воинских ритуалов.
§ 2.3.2. Сущность и содержание ритуалов органов внутренних дел.
§ 2.3.3. Современные ритуалы органов внутренних дел
России.
Глава III. Ритуалы Лицея милиции в воспитании профессиональной чести у кадетов.
§ 3.1. Теоретические аспекты педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции.
§ 3. 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию профессиональной чести у кадетов в ходе ритуалов
Лицея милиции.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов лицея милиции"
Актуальность проблемы и темы исследования продиктована началом становления современной России как правового государства, необходимостью приведения всей системы правоохранительных органов в соответствие с этими условиями. В настоящее время, в период проведения в правоохранительной системе глубоких преобразований, связанных с принятием новых законодательных актов, переосмыслением и переоценкой духовно-нравственных ориентиров, особую значимость в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции приобретают ритуалы органов внутренних дел, которые имеют огромный педагогический потенциал.
Вся история органов внутренних дел России является ярким свидетельством того, что с той поры, как человек осознал себя существом общественным, между варварством и цивилизацией пролегла незримая, но прочная грань, имя которой - Закон. По одну его сторону - мирная и спокойная жизнь, гарантированная безопасность граждан, уверенность в торжестве справедливости. По другую - разгул преступности, попрание человеческого достоинства, а в конечном итоге хаос, деградация и гибель.
Во все времена героизм, мужество защитников закона и правопорядка были неотъемлемой частью величия Российского государства. Служба в органах внутренних дел, неоднозначно воспринимаемая в отдельных слоях населения, большинством общества всегда считалась и считается делом почетным, государственно необходимым, поднимающим в сознании молодых людей волну патриотического энтузиазма и романтической жажды подвига во имя Отечества.
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения волновали людей во все времена. Их интересовало не просто то, как надо поступать, но и то, что и как сделать, чтобы молодые люди поступали в соответствии с требованиями морали. Однако, несмотря на длительное историческое развитие педагогических систем, методов и средств воспитания, эти вопросы до сих пор не могут считаться решенными. Различные методики и технологии обучения позволяют повысить уровень знаний учащихся. К сожалению, то же самое нельзя сказать в отношении нравственного воспитания. Перед педагогической общественностью России вновь и вновь встает вопрос о методах и средствах нравственного воспитания подрастающего поколения.
В начале 90-х гг. на территории России создаются региональные учебные заведения органов внутренних дел, в которых нравственное воспитание учащихся занимает приоритетное место, а их нравственные убеждения должны стать одним из основных источников побуждения личности к успешной профессиональной деятельности.
Занимаясь разработкой программы подготовки кадров. Министерство внутренних дел России обратилось к дореволюционному историческому опыту воспитания в кадетских корпусах на основе традиций и воинских ритуалов. В кадетских корпусах нравственное воспитание будущих офицеров осуществлялось довольно успешно. В разработке теории и практики нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов на основе традиций, церемоний и воинских ритуалов в дореволюционной России активное участие принимали видные государственные деятели: Петр I, Екатерина II; русские военачальники: М.С. Воронцов, М.И. Голенищев-Кутузов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, A.B. Суворов; военные и гражданские педагоги: А.Ф. Ангальт, А.Ф. Бестужев, И.И. Бецкой, М.И. Драгоми-ров, П.Ф. Каптерев, Я.И. Ростовцев, В.Н. Татищев, С.С. Уваров,
П.И. Ягужинский и др.
Неоценимый вклад в развитие теоретической системы взглядов на процесс нравственного воспитания внес К. Д. Ушинский - философ и педагог, демократ и христианин. В наше время к анализу исторического опыта нравственного воспитания будущих офицеров в кадетских корпусах дореволюционной России обратился Н.И. Алпатов, в исследованиях которого раскрыты цели, задачи, формы и методы организации нравственного воспитания учащихся в военных учебных заведениях закрытого типа.
Крупный вклад в обогащение теории и практики воспитания чести, высоких нравственных качеств, в возрождение лучших традиций русскою и советского офицерского корпуса внесли исследования военных педагогов и психологов: А.Г. Базанова, A.B. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, П.Н. Городова, В.П. Давыдова, Л.Ф. Железняка, Н.Ф. Ильина, Э.Н. Короткова, А.П. Скрыпникова, В.Я. Слепова, И.Н. Сухомлинова, Я.Я. Юрченко.
Динамику воспитания у учащихся чести как нравственной категории исследовали А.Г. Власкин, A.A. Гусейнов, Н.К. Девадзе, А.Н. Зыков, Г. Ирлитц, В.А. Кан-Калик, A.C. Макаренко, В.А. Реб-рин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, З.П. Шабалина, А.Ф. Шишкин. Честь они связывали с успешным осуществлением того или иного вида деятельности. Изучением роли и значения чести в служебной деятельности офицеров МВД занимались A.B. Аманац-кий, О.Д. Вьюшин, В.Г. Демин, М.И. Дьяченко. В.П. Жуковский, Е.С. Кузьмин, В.М. Крук, В.А. Соколов, Л.С. Узун.
Воинские ритуалы исследовались и исследуются в настоящее время специалистами в различных отраслях знаний. До революции 1917 г. этой проблеме уделялось недостаточное внимание, вследствие чего были сделаны лишь отдельные попытки описания и обобщения некоторых ритуалов армии и флота.
Впоследствии проблема воинских ритуалов нашла свое отражение в трудах таких советских военных исследователей, как: Г.И. Датчиков, A.C. Миловидов, В.П. Новиков, В В. Серебренников, Г.В. Средин. История и развитие воинских ритуалов раскрыта в монографии В.Д. Серых. В совместной работе A.C. Миловидова, Н.Е. Сапегина, A.C. Симонова исследована структура воинских ритуалов и их роль в героико-патриотическом воспитании.
Необходимо отметить, что ритуалы органов внутренних дел, их структура, содержание, место в процессе воспитания профессиональной чести у сотрудников правоохранительной системы не разработаны, не определены и не имеют научной трактовки. Как правило, ритуалы органов внутренних дел отождествляются с воинскими ритуалами, не раскрывается специфика социальной природы ритуалов органов внутренних дел.
Несмотря на наличие масштабных исследований в области воинских ритуалов, их роли и места в нравственном, военно-патриотическом, воинском воспитании военнослужащих, проблема реализации педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в воспитании у учащихся Лицея милиции профессиональной чести специально не рассматривалась. Нет диссертационных исследований и учебных пособий, а тематические сборники и отдельные публикации носят частный характер и не претендуют на целостное рассмотрение проблемы.
Появившиеся в последние годы разработки проблем профессиональной нравственности сотрудников органов внутренних дел, осуществленные В.М. Кукушкиным, И.А. Латковой, Л.В. Луцкой, B.C. Олейниковым, не могут быть адекватно применены к учащимся подросткового возраста. Не исследованы содержание, состав, структура профессиональной чести сотрудников органов внутренних дел. Не до конца продумана систематизация ритуалов органов внутренних дел. Для того чтобы реализовать педагогический потенциал ритуалов в воспитании у кадетов Лицея милиции профессиональной чести, необходима система ритуалов, соответствующая их будущей правоохранительной деятельности.
Итак, имеется противоречие между потребностью Министерства внутренних дел в сотрудниках, обладающих профессиональной честью, и недостаточной разработанностью форм педагогического взаимодействия в воспитании чести у учащихся Лицея милиции. Исходя из состояния теоретической разработанности вопроса и реально сложившегося противоречия можно констатировать, что в педагогической теории и практике выявилась проблема, требующая научного разрешения, которую можно сформулировать следующим образом: какова роль ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции?
Социальная и педагогическая значимость данной проблемы, ее недостаточная научная разработанность, потребность педагогических кадров учебных заведений МВД в методических рекомендациях по реализации в процессе нравственного воспитания учащихся педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции».
Объект исследования - воспитание профессиональной чести в образовательном процессе Лицея милиции Главного управления внутренних дел Свердловской области.
Предмет исследования - роль педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции.
Цель исследования - выявить, определить, теоретически обосновать педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел и экспериментально проверить его эффективность в процессе воспитания профессиональной чести у учащихся Лицея милиции как будущих сотрудников правоохранительных органов.
Гипотеза исследования. Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел будет эффективным средством воспитания профессиональной чести у кадетов Лицея милиции при условии:
- рассмотрения профессиональной чести как приоритетного нравственного качества будущих сотрудников правоохранительных органов;
- определения путем историко-генетического анализа на основе методологии исторической инверсии и медиации педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел и воинских ритуалов;
- разработки на основе существующих воинских ритуалов и ритуалов органов внутренних дел системы ритуалов Лицея милиции для реализации их педагогического потенциала в воспитании профессиональной чести кадетов.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи исследования.
1. Выявить и определить сущность, структуру и содержание понятия «профессиональная честь» как важнейшего нравственного качества будущих сотрудников правоохранительных органов.
2. На основе исторической инверсии и медиации осуществить историко-генетический анализ сущности, структуры, содержания и педагогического потенциала воинских ритуалов и ритуалов органов внутренних дел и на базе этого анализа разработать и реализовать систему ритуалов Лицея милиции.
3. Опытно-экспериментальным путем раскрыть и проверить эффективность педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: идеи о взаимодействии инверсии и медиации в историческом развитии России, высказанные A.C. Ахиезером, С.Н. Матвеевой; философско-педагогические идеи о взаимосвязи воинских традиций, ритуалов в военно-патриотическом, эстетическом воспитании Д.А. Волкогонова, H.A. Костикова, Л.В. Рощина; философско-педагогические идеи о сущности воспитания подрастающего поколения в эпоху перемен И.В. Лутовинова; современные концепции воспитания A.C. Белкина, Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, Н.М. Таланчука; философско-педагогические идеи о единстве сознания и педагогической деятельности Л.А. Беляевой и С.А. Днеп-рова; научные работы Л.Я. Рубиной о ведущей роли социальной среды в развитии и самосовершенствовании личности, об определяющей роли социальной практики; научные труды о специфике военного образования и военно-патриотического воспитания A.B. Бара-банщикова, А.Г. Баранова, В.И. Вдовюка, И.Л. Логинова, В.Д. Ширшова, Я.Я. Юрченко.
Реализация поставленных задач осуществлялась как теоретическими, так и эмпирическими методами исследования. Историко-генетический метод дополнял данные, полученные теоретическими методами (аналогия, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, системный подход). Они позволили выявить специфическую роль педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в процессе нравственного воспитания в Лицее милиции, определить и обосновать педагогические условия, возникающие в ходе проведения ритуалов, служащих воспитанию у кадетов профессиональной чести. Эмпирические методы основывались непосредственно на опыте нравственного воспитания, осуществляемого в образовательном процессе. Они предусматривали проведение анкетирования, интервьюирования, изучения результатов воспитательного процесса. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня: обобщением передового опыта воспитательной работы и военно-патриотической работы в Лицее милиции.
Эмпирическая база исследования - личный опыт руководства воспитательным процессом в Лицее милиции Главного управления внутренних дел Свердловской области.
Исследование было осуществлено в три этапа.
На первом этапе (1997 - 1998) на основе теоретического и историко-генетического анализа выявлен и определен педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел. Разработана система ритуалов Лицея милиции как совокупность педагогических форм и методов процесса воспитания. Были определены сущность и содержание профессиональной чести как приоритетного нравственного качества будущих сотрудников органов внутренних дел. Разработан инструментарий для констатирующего и формирующего эксперимента.
На втором этапе (1998 - 2000) были проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента для проверки гипотезы об эффективности реализации педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов Лицея милиции.
На третьем этапе (2000- 2001) теоретически осмыслялись эмпирические данные, проводился статистический анализ. Полученные данные интерпретировались, оформлялись результаты эксперимента, формулировались выводы и составлялись практические рекомендации.
Научная новизна проведенного нами исследования состоит в следующем:
1. В отличие от общеобразовательных учебных заведений, где приоритетным является воспитание чувства собственного достоинства, в Лицее милиции, готовящем будущих сотрудников органов внутренних дел, приоритетным является воспитание профессиональной чести.
2. В историческом развитии структуры и сущности воинских ритуалов преобладают тенденции медиации, а ритуалов органов внутренних дел - инверсии.
3. Ритуалы органов внутренних дел обладают значительным нереализованным педагогическим потенциалом.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) дано авторское определение понятия «ритуал органов внутренних дел»;
2) применительно к процессу воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел классифицированы ритуалы органов внутренних дел;
3) определена сущность и структура педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что на его материалах диссертантом разработаны и успешно внедрены методические рекомендации по совершенствованию организации процесса воспитания в Лицее милиции Главного управления внутренних дел Свердловской области. Методические рекомендации, раскрывающие содержание ритуалов Лицея милиции, используются офицерами-воспитателями, офицерами-преподавателями, сотрудниками, младшими командирами в образовательном процессе. Дидактические материалы, направленные на воспитание у кадетов профессиональной чести используются при проведении занятий по специальным дисциплинам.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Ход и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях, организованных в Уральском юридическом институте МВД России (2000 г., 2001 г.), Уральском государственном педагогическом университете (2002 г.), выносились на коллегию Главного управления внутренних дел Свердловской области, ежегодно обсуждались на служебных совещаниях при начальнике Управления кадров Главного управления внутренних дел Свердловской области.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием историко-генетического и системного подходов; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и передового педагогического опыта в Лицее милиции Главного управления внутренних дел Свердловской области.
На защиту выносятся следующие положения: 1. В нравственном сознании понятие «профессиональная честь» предопределяет этическую сторону профессиональной деятельности, а в педагогическом сознании выступает в качестве необходимого его компонента, определяющего средства и условия нравственного воспитания.
2. Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел - это совокупность условий, методов, средств, реализуемых при подготовке и проведении обрядов и церемоний, необходимых и достаточных для формирования профессионально-нравственных качеств будущих сотрудников правоохранительных органов.
3. Система ритуалов Лицея милиции - необходимое условие эффективной реализации педагогического потенциала ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по III главе
1. Таким образом, на основании результатов нашего исследования мы считаем, что ритуалы Лицея милиции удовлетворяют основную потребность кадетов в инициации и играют важную роль в процессе воспитания у них профессиональной чести.
2. В отличие от общеобразовательных учебных заведений, где приоритетным является воспитание чувства собственного достоинства, в Лицее милиции, готовящем будущих сотрудников органов внутренних дел, приоритетным является воспитание чести.
3. Задача офицерского и педагогического коллективов - организовать как прямое, так и косвенное комплексное, интегрированное взаимодействие с кадетами в ходе подготовки и выполнения ритуалов Лицея милиции.
4. Общепедагогические методы отличаются открытостью, а специфические - закрытостью и служат воспитанию профессиональной направленности, особенности, обособленности, что в конечном счете выражается в профессиональной посвященности. Именно посвященность как высшая форма принадлежности и является основой для воспитания профессиональной чести у кадетов Лицея милиции как будущих сотрудников органов внутренних дел.
5. Профессиональная подготовка дает возможность осуществить принадлежность к чему-либо. Без наличия чувства собственного достоинства воспитание чести приводит к отрицательным последствиям, так как честь - это только осознание, самооценка своего преимущества, рожденного на основе принадлежности, тогда как достоинство подразумевает обязательное уважение к другому достоинству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дело нравственного воспитания состоит в том, чтобы занять ум воспитанника такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести добрые плоды. Нравственное воспитание открывает путь к появлению убеждений и защищает сформированные убеждения от всех чуждых влияний. Нравственное воспитание предполагает единство убеждений и деятельности, дает будущим сотрудникам органов внутренних дел нравственные установки, которым они будут следовать всю свою жизнь. Нравственное становление личности немыслимо без усвоения традиций и обычаев кадетских корпусов дореволюционной России, суворовских училищ советского времени, в которых сконцентрирован опыт поколений.
Основным теоретическим результатом исследования является определение понятия «профессиональная честь сотрудника органов внутренних дел», которое лежит в основе нравственного воспитания. Стержнем нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел является нравственная категория «профессиональная честь». Профессиональная честь сотрудника органов внутренних дел - это нравственное качество, основанное на степени осознания и постоянного подтверждения практической деятельностью социальной значимости себя как представителя закона в собственных глазах и глазах окружающих.
1. Историко-генетический анализ ритуалов органов внутренних дел и воинских ритуалов свидетельствует о том, что воинские ритуалы имеют более устойчивую форму, осуществляют медиативную деятельность в процессе воспитания, а ритуалы органов внутренних дел более подвержены инверсионным процессам.
2. Историко-педагогический анализ деятельности кадетских корпусов дореволюционной России позволил разработать следующие предпосылки для создания системы ритуалов Лицея милиции как важнейшей формы процесса нравственного воспитания кадетов:
- нравственное воспитание должно составлять основу концепции целостного воспитания будущего офицера органов внутренних дел;
- внедрение ритуалов в образовательный процесс как военизированных, так и обычных общеобразовательных учебных заведений способствует ускорению процесса инициации и позволяет повысить эффективность процесса нравственного воспитания;
- в отличие от гражданского воспитания, считающего приоритетным формирование чувства собственного достоинства, в Лицее милиции, готовящем будущих сотрудников органов внутренних дел, приоритетным является воспитание чести.
3. Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел -это совокупность методов, средств, форм обрядов и церемоний, необходимых и достаточных для формирования профессионально-нравственных качеств будущих сотрудников правоохранительных органов.
4. Реализация педагогического потенциала ритуалов Лицея милиции в воспитании профессиональной чести кадетов - будущих защитников Закона и правопорядка - осуществляется на следующих стадиях:
-демонстрационная (показательные действия, наглядно отражающие содержание и суть ритуала, возбуждающие интерес, зарождающие мотив);
-ритуальная (момент инициации, «делай, как я», «делай, как мы»);
-стабилизационная (повторяемость ритуалов формирует привычки);
-трансформационная (привычка переходит в качество личности. «Не могу поступать иначе»).
5. В ходе нашего исследования при создании системы ритуалов Лицея милиции мы учитывали опыт развития российской ритуальности, заключающийся, по нашему мнению в том, что большинство новых праздников и ритуалов, органически сочетают в себе традиции народа и органов внутренних дел. Система ритуалов Лицея милиции:
• интегративные - это ритуалы, пронизывающие всю учебно-служебную деятельность Лицея милиции. К ним мы относим: строевые приемы, взаимоотношения начальников и подчиненных, правила ношения форменной одежды, служебную дисциплину в ходе образовательного процесса
• официальные - это ритуалы, регламентируемые нормативными документами, приказами, уставами, распоряжениями Министерства внутренних дел. К ним мы относим ритуалы, включенные в план воспитательной работы: принятие заповедей, торжественные построения, посвященные началу учебного года, вручение аттестатов об образовании, выпуск, последний звонок, участие в мероприятиях, посвященных памятным датам органов внутренних дел и государства (День милиции, День Защитника Отечества, День Победы и т.д.).
• ситуативные - это ритуалы, возникающие вне плана в ходе образовательного процесса и служебной деятельности учебного заведения.
6. Опытно-экспериментальное исследование по реализации педагогического потенциала системы ритуалов Лицея милиции Главного управления внутренних дел Свердловской области показало ее эффективность в процессе воспитания профессиональной чести у кадетов, выражающуюся в динамике роста таких показателей, как нравственная репутация учащихся, их информированность в сфере вопросов нравственности, нравственных потребностей и степень проявления нравственного поведения.
7. Обязательным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. В результате нравственного воспитания наступает такое состояние осознания содержания понятия «профессиональная честь», когда бесчестные, безответственные поступки становятся невозможными. Нравственное поведение согласно чести становится привычным, обыденным, не нуждающимся во внешнем контроле.
8. Задача офицерского и педагогического коллективов - организовать как прямое, так и косвенное комплексное, интегрированное взаимодействие с кадетами в ходе подготовки и выполнения ритуалов Лицея милиции.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Петухов, Андрей Сергеевич, Екатеринбург
1. Аксенкин А.П. Воспитание чести и достоинства у старших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1981. 19 с.
2. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 1986.22 с.
3. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий. М., 1946. 390 с.
4. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958. 310 с.
5. Антипина З.К. Место ритуалов в системе традиций и обычаев и их роль в формировании коммунистического мировоззрения: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Иркутск, 1972. 23 с.
6. Антология гуманной педагогики. Л.С. Выготский / Под ред. A.A. Леонтьева. М., 1996. 222 с.
7. Антология гуманной педагогики. Коменский Я. А. / Под ред. Д. Чечель М., 1996. 224 с.
8. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII вв. М., 1985. 176 с.
9. Артемов В.М. Состояние духовности российского общества как фактор правопорядка и основания профессионализма работников органов внутренних дел. М., 1996. 198 с.
10. Арутюнян С.Г. Методологические основы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1983. 24 с.
11. Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М., 1963. 216 с.
12. Архиепископ Александр Семенов-Тян-Шаньский. О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991. 361 с.
13. Астафьев А.И. О современном военном искусстве. Спб., 1861. с. 54.
14. Атласов И.А. Чувство чести как цель воспитания // Педагогический сборник. Спб., 1983. С. 43.
15. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т. 1: От прошлого к будущему. Новосибирск, 1997. 467 с.
16. Ашев Г.А. Воинские ритуалы. М., 1977. 210 с.
17. Барабанщиков A.B., Короткое Э.Н., Ф. Энгельс об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М., 1984. 257 с.
18. Баталов Э. Политическая культура демократии // Российская Федерация. 1995. №55. С. 60-63.
19. Батурин И.Э. Роль новых традиций в коммунистическом воспитании молодежи: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Таллин, 1968. 24 с.
20. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 126 с.
21. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1994. 337 с.
22. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. М., 2000. 192 с.
23. Белкин A.C. Педагогика детства. Екатеринбург, 1995. 151 с.
24. Белкин A.C. Ситуация успеха. Екатеринбург, 1997. 183 с.
25. Бельский В.Ю. Проблемы нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. 23 с.
26. Беляев A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Атореф. дис. . докт. пед. наук. Ставрополь, 1997. 29 с;
27. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993. 321 с.
28. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. 331с.
29. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М. С. Мацковско-го. М., 1988. 400 с.
30. Бестужев А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших. Спб., 1807. 268 с.
31. Бецкой И.И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетского кадетского корпуса. Спб., 1776. 250 с.
32. Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека. М., 1974. 254 с.
33. Бобков Р.Н. Советские воинские ритуалы и воинская симво-* лика как средство военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 1981. 24 с.
34. Боев А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 1997.16с.
35. Борисову A.B., Некрасов В.Ф. Министры внутренних дел России // Российская милиция. Вып. 1. М., 2000. С. 56-62.
36. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Спб, 1903. Т. 38.716 с.
37. Бромлей Ю.В. Новая обрядность важный компонент советского образа жизни. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР М., 1981 129 с.л»
38. Булгаков С.Н. Церковь и культура // Христианский социализм. М., 1987. С. 68-79.
39. Бублик Л.А. Воспитание советских воинов на революционных, боевых и трудовых традициях. М., 1974. 500 с.
40. Бученков П.А. Суворовское военное. М., 1981. 223 с.
41. Вайдаленп Р.Я. Исполнение народных сказок, как производственно-магический обряд. М., 1964. 178 с.
42. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. 19 с.
43. Валлои А. От действия к мысли. М., 1956. 225 с.
44. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л., 1981. 234 с.
45. Военная педагогика и психология: Хрестоматийный сборник. М., 1992. 338 с.
46. Военная энциклопедия / Под. ред. К И. Величко. Спб., 1912. Т. 7. 487 с.
47. Военный энциклопедический словарь / Под ред. С.Ф. Ахро-меева. М., 1986.863с.
48. Военный собеседник: Сборник рассказов и статей военного содержания. Спб., 1910. 128 с.
49. Военно-педагогический сборник / Под ред. И.И. Громова. М., 1968. №45. С. 4-5.
50. Вьюшин О.Д. Повышение эффективности нравственного воспитания курсантов военных училищ Министерства внутренних дел СССР: Автореф. дис. . канд. Пед. Наук. М., 1982. 23 с.
51. Галагузова М.А. Понятийный аппарат педагогики и образования // Сб. науч. тр. / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. № 1. С. 46-60.
52. Гленковский П.А. Воспитание юношества в прошлом: Исторический очерк пед. средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.). Спб., 1904. 124 с.
53. Гельвеций К. А. Об уме. М., 1938. 229 с.
54. Гончаров И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников. М., 1997. № 1. С. 2-5; 1997. № 2. С. 7-10.
55. Громачевский A.A. Об эстетическом воспитании // Пед. сборник 1869. № 10; 1870. № 8; 1912. № 12.
56. Гудинг Д., Леннокс Д. Библия и нравственность. Newtow-nards, UK. 1997. 351 с.
57. Гусейнов A.A. Введение в этику. М., 1985. 208 с.
58. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1982. 194 с.
59. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. М., 1984. 312 с.
60. Даль В. Толковый словарь русского языка. М., 1989. Т. 4. 758 с.
61. Демин A.M. Педагогический сборник. М., 1994. 123 с.
62. Демин A.M. Подготовка офицеров русской армии в 60 90-е годы XIX века: Автореф. дис. . канд. истор. наук. М., 1994. 24 с.
63. Демин В.А., Кодан C.B., Кудрявцев A.B., Овсянников В.Н. Кто придет учиться милицейскому делу? // Следователь. № 3. Екатеринбург, 1995. С. 18-19.
64. Де Моз Л. Психоистория. М., 1999. 245 с.
65. Днепров С.А. Социально-экономическая подготовка учащихся ПТУ к труду в подрядной бригаде: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1989. 17 с.
66. Девадзе Н.К. Основы формирования чувства чести и собственного достоинства у учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Кутаиси, 1969. 19 с.
67. Доброштан В.М. История и теория культуры. Спб., 1995. 291 с.
68. Драгомиров М.И. Одиннадцать лет. 1895-1906. Сборник оригинальных и переводных статей. Спб., 1909. Кн. 1. 420 е., Кн. 2. 558 с.
69. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М., 1974. 131 с.
70. Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Вопросы философии. М., 1972. № 6. С. 55-56.
71. Дудина М.Н. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. Екатеринбург, 2000. 425 с.
72. Духовность. Правопорядок. Преступность: Тез. докл. науч -практ. конф. Министерства внутренних дел. М., 1996. 104 с.
73. Епьченко Ю.Н. Новому человеку новые обряды. М., 1976. 237 с.
74. Емузова Н.Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1995. 19 с.
75. Жуковский В.П. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности учащихся лицейских классов и курсантов военного училища: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 1997. 24 с.
76. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987. 237 с.
77. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001. 207 с.
78. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX -XX столетий. 1881-1903. М., 1973. 352 с.
79. Зотиков A.A. Нормы и образцы культуры как важные факторы духовной жизни общества. М., 1996. 275 с.
80. Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. Спб., 1981. 239 с.
81. Иванов К.И. Советская воинская честь: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1955. 23 с.
82. Иванов В.Е. Дореволюционные кадетские корпуса в России //Следователь. № 5. Екатеринбург, 1996. С. 19.
83. Иванов В.Е., Косарев И.И., Чеченин Е.В. День вчерашний. День сегодняшний: Очерки истории Екатеринбургского суворовского училища. Екатеринбург, 1992. 61 с.
84. Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XVIII начала XX века: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. 20 с.
85. Иванцов-Платонов A.M. Истинное понятие о чести и фальшивое представление о ней для вновь произведенных офицеров из воспитанников Александровского военного училища. Спб., 1874. 204 с.
86. Изместьев П.И. Из области военной психологии. Варшава, 1874. 124 с.
87. Изместьев П.И. Очерки по военной педагогике (некоторые основы тактики и воинского воспитания). Птг., 1923. 76 с.
88. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов// Педагогический сборник. Спб., 1886. Кн. 1. С. 1-5.
89. Инструкция по воспитательной работе для кадетских корпусов. Спб, 1908. 74 с.
90. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в юнкерских училищах. Спб., 1901. 95 с.
91. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. Спб 1900. 74 с.
92. Инструкция по организации и планированию учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах // Приказ Главнокомандующего сухопутными войсками № 44 от 21 июня 1982 г. М., 1982. С. 8-48.
93. Иоан Санкт-Петербургский и Ладожский. Битва за Россию. Спб., 1993. 171 с.
94. Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Птг., 1920. Т.1. 393 с.
95. Кадетская перекличка. № 60-61. Нью-Йорк, 1997. 151 с.
96. Казанцев А.Г., Костоусов Н.С., Свалухин А.В. Справочная тетрадь младшего командира. Екатеринбург, 1998. 12 с.
97. Калинин M.И. О коммунистическом воспитании. М., 1947. 327 с.
98. Каменский П. Честь и наскоки // Варшавский военный журнал. Варшава, 1904. № 12. С. 73.
99. Кампарс П.П., Занович П.М. Советская гражданская обрядность. М., 1967. 246 с.
100. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. М., 1912. 237 с.
101. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения // Педагогика / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1982. 704 с.
102. Карандашов В.Д. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентаций военнослужащих. Спб., 1993. 229 с.
103. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. М., 1989.215 с.
104. Керсновский A.A. История Русской Армии. В 4 т. М., 1992. Т. 1.468 с.
105. Кива А. Национальная идея обруч нации // Ориентир. М., 1996. №12. С. 33.
106. Кирков К.С. Записки по военной педагогике. Орел, 1909. 230 с.
107. Кислов А. Военная нравственность. Спб., 1838. 291 с.
108. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Изд. 2. СПб., 1914. 624 с.
109. Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. Л., 1981. 36 с.
110. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. 84 с.111. «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации»: Приказ Министерства внутренних дел № 501 от 19 ноября 1993 г. М., 1994. 15 с.
111. Коменский Я.А., ЛоккД., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф. Смирнов. М., 1988. 460 с.
112. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., 1992. 118 с.
113. Конституция Российской Федерации // Красная звезда. 1993.28дек 124 с.
114. Кожухов Ю.В. Проблема взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учебных заведениях закрытого типа: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. 26 с.
115. Коробов Н.М. Из боевого прошлого русской армии. М., 1947. 237 с.
116. Корф H.A. Воспитание воли военного начальника. Спб., 1906. 47 с.
117. Косарев И.И., Чеченин Е.В. Зов памяти. М., 1987. 786 с.
118. Костиков H.A. Эстетика воинских ритуалов. Киев, 1970. 167 с.
119. Костоусов Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции. Екатеринбург, 2001. 160 с.
120. Костоусов Н.С., Петухов A.C., Иванов В.Е. Предпрофес-сиональная подготовка кадетов Лицея милиции. Екатеринбург, 2002. 240 с.
121. Крутикова Г.И. Роль праздника в военно-патриотическом воспитании древних греков // Гражданственность и патриотизм в XXI веке: теория и практика: Сб. докл. и сообщ. Веер, науч.-практ. конф./Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. С. 126;
122. Крылова H.A. Как мы можем изменить культурные ценности образования // Народное образование М., 1998. № 9. С. 20-24.
123. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994. 235 с.
124. Кутузов М.И. О средствах завести хороших офицеров // Военный журнал. Спб., 1811. № 11. С. 6.
125. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных Главному их управлению (1700-1916): В 3 т. Спб., 1916. Т. 1.296 с.
126. Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. 370 с.
127. Левкоа/н ВЛ. Обьнай и рш^ М, 1970.188с
128. Леер Г.А. Главные характеристические черты французской и прусской военно-воспитательной системы сравнительно с нашей // Военный сборник. Спб., 1867. № 10. С. 105-120.
129. Ленин В.И. ПСС. М., 1970. Т.1. 309 с.
130. Лесков Н.С. Мужской монастырь. М., 1989. Т.2. 448 с.
131. Лихачев Д.С. Помните о чести и российской истории // Красная звезда. 1996. 28 ноября. С. 4.
132. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя//Новое время. М.,1994. С. 120.
133. Лобов В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991.365 с.
134. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 148 с.
135. Лутовинов. В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодежи. М., 1996. 252 с.
136. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1975. Т. 8. 445 с.
137. Макаренко A.C. О воспитании. М., 1990. 313 с.
138. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. Л., 1973. 519 с.
139. Макаренко A.C. Флаги на башнях. Л., 1938. 438 с.
140. Макаров А. Н. Педагогические курсы для подготовления к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Спб., 1902. 109 с.
141. Марьянов Б. Праздники, обряды, традиции. М., 1976. 188 с.
142. Мещерский H.A. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М., 1985. 293 с.
143. Миллер-Красовский H.A. Основные законы воспитания. Спб., 1859. 233 с.
144. Милютин Д.А. Старческие размышления о современном положении военного дела в России // Известия императорской Николаевской академии. Спб., 1912. № 30. 236 с.
145. Минер В. Не жалея живота своегоЮриентир, 1998. № 10. С. 42^3.
146. Морихин B.C. Воспитанники, кадеты, юнкера. // Сын Отечества. Спб., 1890. № 13. С. 9.
147. МудрикАВ. Общение, как фактор воспитания школьников. М, 321с.
148. Набиуллин Л.Г. Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2000. 19 с.
149. Назаров A.M. Потешные. Роль в прошлом и задачи в будущем: Исторический очерк «О потешных полках Петра I». Одесса, 1911. 236 с.
150. Некрасов H.A. Лирика. М., 1977. 159 с.
151. Некрасов В.Ф. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. 223 с.
152. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1972. 898 с.
153. Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы // Матер, межвуз. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Демина, В.И. Брылева, C.B. Кодан, Л.Я. Драпкина, Ю.К. Саранчина. Екатеринбург, 1998. № 1. 143 е.; № 2. 96 с.
154. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии: Курс законоведения для кадетских корпусов. Спб., 1889. 292 с.
155. Правила для юнкеров Одесского военного училища: Педагогические рекомендации по воспитанию. Одесса, 1910. 143 с.
156. Педагогическая энциклопедия: В 3 т. / Под ред. А. Г. Калашникова. М., 1929. Т.1. 726 с.
157. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964. Т.1. 684 с.
158. Педагогический словарь: В 2 т. М., 1960. Т.1. 885 с.
159. Пигарев К. Солдат-полководец. М., 1946. 353 с.
160. Пинкевич А.П. Марксистская педагогика // Вестник просвещения.М., 1923. № 7-8. С. 3.
161. Пирогов Н.И. Избранные педагогические произведения. М., 1951. с. 468 с.
162. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 631 с.
163. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Спб., 1830. Т.1. 361с.
164. Полянский Б.И. Суворовцы. М., 1988. 240 с.
165. Приказ Министра обороны СССР № 150 от 9 июля 1981 года. «О введении в действие положения о суворовских военных, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах». М., 1981. 56 с.
166. Райковский В.В. Военное воспитание. М., 1908. 142 с.
167. Ребров П.Г. Идейно-политическое воспитание суворовцев // Учебно-воспитательная работа в суворовском военном училище / Под ред. Д.К. Малькова. М., 1959. 89 с.
168. Регламент о содержании корпуса кадетского. Спб., 1731.330 с.
169. Ритуалы воинские в книге // Советская военная энциклопедия. М., Воениздат, 1979. Т. 7. 428 с.
170. Ростовцев Я.И. Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений. Спб., 1840. 239 с.
171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.488 е.; Т. 2.328 с.
172. Руднев В.А Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. 246 с.
173. Румянцев П.А. Документы. Т.1. М., 1953. 240 с.
174. Салимова К.И. Восхождение к успеху (Воспитание в Японии: история и современность). М., 1993. 164 с.
175. Семенов В.Д. Личность как объект педагогики // Социально-педагогические проблемы формирования личности. Свердловск, 1990. С. 5-18.
176. Серебряков И.В. Идейно-эмоциональное воздействие воинских ритуалов на формирование личности советского воина: Дис. . канд. филос. наук. М., 1985. 178 с.
177. Серов Ю.В. Педагогические аспекты комплексного подхода к воспитанию курсантов в работе циклов среднего специального учебного заведения МВД РФ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.,1992. 26 с.
178. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1986. 266 с.
179. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М., 1953. 486 с.
180. Симоненков A.B. Организационно-педагогические условия формирования волевых качеств курсантов специальных средних школ милиции: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Брянск, 1998. 18 с.
181. Синюков В.А. Нравы и ценностные ориентации дореволюционного офицерства конца XIX начала XX веков: Автореф. . дис. канд. филос. наук. Саранск, 1997. 21 с.
182. Слово о полку Игореве. М., 1986. 148 с.
183. Скляренко С. Святослав. М., 1991. 462 с.
184. Соболева H.A., Артамонов В.А. Символы России. М.,1993. 160 с.
185. Советская военная энциклопедия. М., 1987. Т.З. 986 с.
186. Созонов В. Что возведем на месте развалин? // Народное образование. Екатеринбург, 1995. № 5. С. 19.
187. Стремякова И.Р. Честь и достоинство категории марксистской этики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1968. 23 с.
188. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1979. 216 с.
189. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера: Изб. пр. в 5 т. Киев, 1980. Т.5. 448 с.
190. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. 334 с.
191. Сухомлинский В.А. О воспитании совести // Педагогика. М., 1995. №4. С. 49-51.
192. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1997. 18 с.
193. Уваров И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. 25 с.
194. Уваров Л.В. Символизация в познании. Минск, 1971. 145 с.
195. Узун Л.С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей высших учебных заведений Министерства внутренних дел России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Спб., 1996. 22 с.
196. Устав Императорского Шляхетского сухопутного кадетского корпуса. Спб., 1766. 55 с.
197. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. М., 1647. 96 с.
198. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 Т. М., Л., 19481953. Т.1. 300 с; Т.2.431 с.
199. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 Т. М., 1988. Т.1. 319 е., Т. 5. 300 с.
200. Философская энциклопедия. М., 1962. 649 с.
201. Философский словарь / Под ред. А. М. Фролова М., 1986. 512 с.
202. Хитров М. Святый Благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский М., 1893. 535 с.
203. Хомяков. Д.А. Православие. Самодержавие. Народность.1. Минск, 1997. 157 с.
204. Христолюбивое воинство // Российский военный сборник. М., 1997. № 12. С. 23-24.
205. Чубуков А.Ф. Ценностные ориентации курсантов военного училища в современных условиях: Автореф. дис. . канд. соц. наук. Саратов, 1998. 21 с.
206. Шабалина З.П. Воспитание у старшеклассников долга как мотива учения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975. 21с.
207. Швейковский П.А. Суд чести и дуэль в войсках российской армии. Спб., 1912. 141 с.
208. Шестая кадетская памятка. Белая церковь (Югославия), 1994. 168 с.
209. О.Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникативность. Екатеринбург, 2001. 162с.
210. Шишкин А.Ф. Основы коммунистической морали. М., 1955. 270 с.
211. Шпеленгер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. 350 с.
212. Шумаев В.И. Военно-патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация суворовцев // Учебно-воспитательная и методическая работа (из опыта работы суворовских военных училищ). М., 1982. С. 90-101.
213. Щеглов A.B. Воспитание профессионально-нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Спб., 1994 20 с.
214. Экономцев И. Исиахизм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды. Спб., 1989. 67 с.
215. Экштейн И. Честь в философии и праве. Спб., 1985. 239 с.
216. Яблоновская Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждения начального профессионального образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1994. 25с.
217. Фонд № 5 Главного Управления военно-учебных заведений.
218. Фонд № 314 Первого кадетского корпуса.
219. Фонд № 725 Главного штаба его Императорского Величества по военно-учебным заведениям: Оп. 48. Д. 193. Л. 2.; Оп. 20 Д. 18. Л. 67-68.