автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе
- Автор научной работы
- Дмитриева, Юлия Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чебоксары
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дмитриева, Юлия Александровна, 1999 год
Введение
Глава 1. Проблема использования национальной музыки чувашей в музыкальном образовании будущих учителей.
1.1. Чувашский фольклор, его место в музыкальном образовании.
1.2. Профессиональная композиторская школа Чувашии
1.3. Специфика орфоэпии чувашских текстов в пенни
Глава 2. Содержание, формы и методы работы по под, ' готовке будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной Чувашии.
2.1. Музыкальное образование в Симбирской чувашской учительской школе
2.2. Музыкально-педагогическое образование в Чувашии
2.3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе"
Современные задачи развития педагогического образования выдвигают перед музыкально-педагогическими факультетами проблему дальнейшего повышения уровня подготовки учителя музыки. К настоящему времени в отечественной педагогике накоплен значительный опыт по формированию профессиональных знаний, умений и навыков будущего специалиста. Большой вклад в разработку вопросов, связанных с подготовкой учителя к учебно-воспитательной работе внесли известные педагоги-исследователи О. А. Абдуллина, В. П. Беспалько, О. А. Краснова, И. В. Павлов, В. А. Сластенин и др. Особый интерес представляют исследования, посвященные проблеме подготовки учителя музыки, формированию его творческой самостоятельности, интеллектуальной активности (Э.Б. Аб-дуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, JI. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин и др.).
Несомненно, практическую реализацию важнейших вопросов совершенствования подготовки будущего специалиста находят научно обоснованные положения теоретических и методических работ таких авторов, как Н. JI. Белая, В. В. Богатое, Э. Б. Литвинова, В. Я. Новоблаговещенский, О. Г. Орехова, С. И. Раимова, Р. К. Саттарова и др. В центре внимания находятся также исследования по проблемам обучения студентов дирижированию и подготовки к вокально-хоровой работе (Н.И. Галимова, А. Ф. Кречковский, В. А. Овсянникова, Т. Н. Пляченко, Г. Г. Тенюкова, М. И. Тукмачева и др. ).
Вместе с тем вопросы подготовки современного учителя музыки к работе в национальной школе не получили должного отражения в педагогической науке.
Важность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке разобщенности региональных структур России сегодня, происходит осознание уникальности не только социально-экономических, но и культурных явлений каждого региона. Следовательно, возникает необходимость изменения содержания обучения, которое обеспечило бы интеграцию личности в системе мировой и национальной культуры, что отвечает требованиям реализации государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования - уделять особое внимание вариативно му обеспечению национально-регионального компонента.
Известно, что учитель музыки в своей работе решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Одним из главных средств учителя чувашской школы по воспитанию любви и уважения у школьников к культуре своего народа является национальная музыка. Следовательно, наряду с обязательным комплексом профессиональных качеств, учитель музыки чувашской школы должен владеть знаниями об особенностях национальной музыкальной культуры, умениями и навыками воспроизведения ее образцов.
Однако, анализ массового опыта работы учителей музыки в Чувашии показал, что в процессе освоения национальной вокально-хоровой музыки они сталкиваются с проблемами произношения, соблюдения' орфоэпических норм, в том числе правильной акцентуации, литературного текста. Учет этих аспектов необходим для успешной подготовки будущего учителя к использованию национальной музыки в процессе учебно-воспитательной работы в школах Чувашии.
Итак, наличие противоречия между потребностью интеграции чувашской песни в процесс воспитания и обучения учащихся национальной школы и отсутствием системы обобщенных знаний, необходимых учителю для вокально-хоровой работы над чувашской песней и произведениями чувашских композиторов, определило актуальность настоящего диссертационного исследования.
Исходя из противоречия между требованием практики по использованию чувашской песни и уровнем наших знаний о педагогических условиях, при которых подготовка будущего учителя будет эффективной, сформулирована проблема нашего исследования: каковы содержание, формы и методы работы по подготовке будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки к работе в национальной школе.
Предмет исследования - процесс подготовки будущего учителя к использованию чувашской музыки в современной школе.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой профессиональная подготовка учителя музыки к работе в национальной школе будет наиболее успешной при следующих условииях:
-осознании студентами традиционной чувашской музыкальной культуры как неотъемлемой части духовного опыта нации:
-готовности к творческому освоению ценного педагогического опыта Симбирской чувашской учительской школы в музыкальном обучении и воспитании;
-овладении будущими учителями музыки знаниями об особенностях чувашской песни и национальном композиторском творчестве;
-знании специфики певческой орфоэпии в чувашских текстах; -разработки специальной методики поэтапной работы над произведениями чувашской хоровой музыки.
Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. Изучить состояние теории и практики исследуемой проблемы.
2. Раскрыть содержание, формы и методы работы по подготовке будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в соиременной школе.
3. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки учителя музыки к работе в национальной школе. Методологической основой исследования явились:
-концепция о системном подходе к решению социальных и педагогических задач (В. Г. Афанасьев, J1. Г. Арчажникова, И. В. Блауберг, Ф. Ф. Королев, В. М. Никитин, Ю. П. Сокольников, Э. С. Юдин, Э. В. Яковлева и др. );
-концепция освоения и творческой переработки исторического педагогического наследия и передового педагогического опыта (Г.Н. Волков, В. А. Кан-Калик. Н. Г. Краснов, В. Г. Максимов, В. А. Сластенин. Т. Н. Петрова и др. ) ;
-фундаментальные работы по педагогике и музыкальному исполнительству, связанные с проблемой исследования (J1. Г. Арчажникова, А. Е Байгаскина, Т. Ф. Брайченко, А. Б. Гениуш, Е. Б. Курышев, В. И. Петру-шин, Г. М. Цылин и др. ) ;
-идея о самобытности национальных культур (Л. Б. бактигулова, Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Н. X. Халитова и др. ) ;
-исследования в области общей и чувашской фонетики и орфоэпии (Б. Н. Головин, В. Г. Егоров, Л. Р. Зиндер, В. И. Котлеев. П. Я. Яковлев и др. ) ,
-системно-целостный анализ чувашской народной песни и национального вокально-хорового репертуара (Ю. А. Илюхин, М. Г. Кондратьев, С. М. Максимов, Л. В. Шамина и др. ).
В поисках средств решения задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической, музыкально-теоретической, вокально-хоровой, методической литературы, научных исследований в области музыкального воспитания и образования;
-изучение и обобщение передового педагогического и исполнительского опыта, ретроспективный анализ собственной научно-педагогической и исполнительской практики;
-моделирование педагогического процесса:
-интервьюирование, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями, известными исполнителями и композиторами;
-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего и обучающего экспериментов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучен и проанализирован чувашский фольклор и творчество чувашских композиторов. определено место национальной песни и ее хоровой обработки в музыкальном образовании будущего учителя. выявлена специфика орфоэпии чувашских текстов в пении; обобщен уникальный опыт Симбирской чувашской учительской школы и современной общеобразовательной школы Чувашии по теме исследования; на основе опытно-экспериментальной работы выявлены, теоретически обоснованы и практически проверены педагогические условия, при которых подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе будет наиболее успешной; определены содержание, формы и методы работы по подготовке будущего специалиста к использованию чувашской национальной музыки в современной школе.
Практическая значимость выполненной работы. Обоснована методика использования чувашской национальной музыки в подготовке будущего учителя национальной школы; разработан спецкурс 'Чувашская хоровая музыка"; содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы легли в основу опубликованных научных статей, учебного пособия, использование которых существенно повысит результативность подготовки студентов педвузов к вокально-хоровой работе с детьми в чувашской школе.
Материалы исследования используются в системе лекционно-практи-ческой работы повышения квалификации учителей музыки, преподавателями педвузов и педколледжей, хормейстерами и певцами, драматическими артистами и дикторами в процессе решения задач, связанных с совершенствованием как вокально-хоровой, так и сценической культуры в условиях национальной республики.
На защиту выносятся:
1. Характеристика чувашского фольклора, хорового творчества чувашских композиторов и специфика орфоэпии чувашских текстов в пении.
2. Содержание, формы и методы работы по подготовке будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе.
3. Педагогические условия, позволяющие обеспечить успешную подготовку студентов педагогических вузов к использованию национальной музыки в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись и процессе проведения опытно-экспериментальной работы в детской хоровой студии "Янрав", на базе музыкально-педагогического факультета Чувашского госпедуниверситета, музыкального отделения Канашского и Чебоксарского педколледжей, средних школ NN 4, 6, 9, 42 города Чебоксары, а также через публикацию научных статей и учебных пособий. Результаты настоящего исследования докладовались на кафедре пения и хорового дирижирования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на научных конференциях, в числе которых: Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы хоровой культуры" (Куйбышев. 1989); Международная научно-практическая конференция "И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья", посвященная 125-летию Симбирской чувашской школы (Ульяновск-Чебоксары,1993); Международная научно-практическая конференция "Формирование социально-устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы" (Чебоксары, 1996); Международная научная конференция "И.Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества", посвященная 150-летию со дня рождения великого просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева (Чебоксары, 1998) и др.
Научные результаты исследования систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы, полученные на основе теоретического анализа проблемы, а также, ход и результаты констатирующего исследования обусловили содержание и методику обучающего эксперимента.
Объектом нашего внимания стало содержание музыкального обучения и возможности его совершенствования. Анализ программ дирижерско-хо-ровых дисциплин, опыт работы убедили нас в необходимости разработки и внедрения нового курса "Чувашская хоровая литература и практикум работы с хором".
В разработке спецкурса мы стремились реализовать идею целостного подхода к решению проблемы - показать и осмыслить, как важнейшие компоненты организации учебного процесса, цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы.
При формулировке цели мы исходили из сверхзадачи вокально-хорового обучения на музыкально-педагогическом факультете, а именно из необходимости формирования навыков хормейстерской работы над произведениями чувашских композиторов у будущих учителей музыки национальной школы, как одного из главных условий их профессиональной подготовки.
В процессе обучающего эксперимента мы стремились выявить у студентов исходный уровень знаний о чувашской хоровой музыке и навыков работы над произведениями с чувашскими текстами; разработать методы и приемы, условия повышения качества указанных навыков; проверить эффективность разработанных методов построения занятий, способствующих всесторонней подготовке будущего специалиста к хормейстерской работе в национальной школе.
Для проверки правильности выдвинутой гипотезы исследования в Чувашском педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в 1994/95 учебном году был проведен пробный эксперимент со студентами 11-111 курсов с помощью специально разработанной методики, в которой учитывались вокально-хоровые исполнительские данные студентов.
В экспериментальную группу были включены студенты, имеющие вокально-хоровую подготовку в объеме музыкального отделения педучилищ и хорового отделения музыкальных училищ. Всего в эксперименте участвовало 28 человек, из них по экспериментальной методике обучалось 20 человек под руководством автора исследования. Для сравнения с результатами экспериментального обучения мы выделили контрольную группу в количестве 8 человек.
Критерии отбора студентов в контрольную и экспериментальную группы предусматривали приблизительно одинаковые показатели: а)владение голосом и фортепиано; б)знание дирижерского жеста; в)реакция на "руку" дирижера-хормейстера.
В конце каждого блока занятий студентам предлагались задания для самостоятельного решения с целью проведения экспериментальных срезов. При оценивании заданий учитывался ряд показателей: глубина знаний правил произношения литературного текста, грамотность артикуляции чувашского текста в связи с ритмо-интонационными и другими выразительными средствами хоровых партитур при исполнении хоровых партий, реакция на действия дирижера и др. Оценивалась работа по пятибальной шкале с помощью следующих показателей, отражающих две группы навыков:
I группа - технические умения и навыки (техническое мастерство)
1.1. Грамотность чтения литературного текста.
1.2. Умение воспроизводить хоровую партию с соблюдением орфоэпических правил.
1.3. Умение соблюсти при игре хоровых партитур правильной артикуляции музыкального текста адекватно литературному.
II группа - методическая оправданность следующих умений:
2.1. Быстро реагировать на "руку" дирижера-хормейстера.
2.2. Адекватно выполнять словесные указания хормейстера.
2.3. Умение выполнять методические задания педагога.
Баллом "5" оценивался каждый показатель, если он отражал высокий уровень развития и проявлялся постоянно.
Баллом "4" оценивался заметно выраженный показатель, но проявляющийся не постоянно и отражающий уровень выше среднего.
Баллом "3" оценивался показатель недостаточно выраженный, имеющий средний уровень развития.
Баллом "2" оценивался показатель слабо выраженный, отражающий уровень развития ниже среднего.
Баллом "1" отмечалось отсутствие данного показателя.
Все результаты заносились в специальные таблицы, где фиксировался каждый навык, в определенной степени сформированный или отсутствующий.
Основой для анализа послужили данные констатирующего обследования. Опираясь на опыт работы музыкально-педагогического факультета, можно было предположить, что наиболее оптимальными средствами реализации подготовки к хормейстерской работе над произведениями чувашской хоровой музыки в национальной школе является спецкурс "Чувашская. хоровая литература и практикум работы с хором". Изучение этого курса предполагается в V-V1 семестрах в количестве 26 часов, распределенных следующим образом: лекционные занятия (история развития хо-^ рового искусства Чувашии, особенности хорового письма, специфика нокально-хоровой работы) - 14 часов; лабораторные занятия в хоровом классе - 12 часов.
Все это вместе создает систему подготовки к хормейстерской работе над произведениями чувашской хоровой литературы, что является одним из условий практической готовности студентов к активной профессиональной деятельности в национальной школе.
Остановимся на краткой характеристике основных средств реализации указанных направлений подготовки студентов к работе вщколе.
Лекционные занятия играют важную роль в теоретической подготовке студентов, дают систему знаний на современном научно-теоретическом уровне, способствуют развитию их мышления, побуждают к самостоятельности и к применению полученных знаний в последующей работе в школе. Лекции об источниках и истории развития хорового искусства Ф Чувашии, об особенностях хорового письма, о специфике орфоэпии чувашских текстов в связи с особенностями ритма квантитативного типа чувашских народных мелодий формируют знания в систему, определяют отношение студентом к предмету обучения, в значительной мере направляют пути проведения всех видов и форм обучения и потому могут быть отнесены к исходной направляющей процесса обучения.
Лабораторные практические занятия являются следующим направлением системы подготовки студентов к хормейстерской работе над произведениями чувашской хоровой литературы. При этом практические занятия играют систематизирующую роль. Практические занятия в хоровом классе моделируют деятельность будущих хормейстеров, создают реальные предпосылки для вооружения студентов первоначальным опытом работы, .помогают найти рациональные пути и средства достижения более высоких результатов. Исследователи, занимающиеся вопросами практических занятий, отмечают значение их для формирования педагогических умений и навыков (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Т.Н. Пляченко. Т. А. Эстрина и др.).
Подготовка студентов к профессинальной работе в национальной школе будет эффективной, если в процессе обучения осуществлять хормейстерскую направленность и на занятиях индивидуальной формы обучения по дирижированию, предоставив студентам возможность практически участвовать в разучивании чувашского хорового репертуара. Индивидуальная форма обучения способствует не тодько более полному развитии» способностей студентов, их склонностей и интересов, но и позволяет осуществлять дифференцированный подход к студентам.
При подготовке студентов для работы в национальной школе использовались следующие приемы и методы:
1. Ведение дневников преподавателем, проводящим эксперимент по определенному плану, куда вносились все изучаемые произведения чувашских композиторов в хоровом классе и классе дирижирования, давался краткий анализ этапов работы.
2. Репертуарная политика, играющая большую роль в повышении технического мастерства, развития творческого мышления, музыкального кругозора. Критерии, определяющие роль репертуара в подготовке студента к работе в национальной школе, предусматривали разнообразие, художественную ценность, техническую доступность, яркий характерный национальный колорит произведений. В настоящем исследовании для проведения обучающего эксперимента подбирались классические образцы чувашской хоровой музыки, а именно обработки народных песен, по принципу отбора их из творчества каждого из персоналий - от гармонизаций первых чувашских композиторов до стилизаций на чувашские темы современных авторов, а также по мере усложнения партитуры, что обеспечивало целесообразное расширение сферы внимания студентов. Логически репертуарная линия выстраивалась следующим образом.
I. Гармонизации и обработки первых чувашских композиторов. Например:
I. 1. И.Дмитриев. Пи^нё пи^мен ^ырлашан.
1.2. Т.Парамонов. Шал-шал урпа.
1.3. Ф.Павлов. Олту.
1.4. С. Максимов. Хура варман.
1.5. Г. Дисков. Атьар, хёрсем, выляма.
1.6. В.Воробьев. Варман урла ка^рамар.
И . Обработки композиторов послевоенного поколения. Например:
П. 1. Г. Хирбю. Херех чалаш, херле ту.
II. 2. А.Токарев. Шапар кевви.
I I. 3. А. Орлов-Шузьм. Шонкар-шонкарми.
II. 4. В. Ходяшев. Кик, кик, хуракаш.
II. 5. Ф.Лукин. Чентерле кепер.
II. 6. Ф.Васильев Шёшке тарах. Из цикла "Слакбашские песни" III. Хоровые обработки и хоровые произведения на фольклорные темы Александра Васильева. Например:
III. 1. Кайма вахат ^итре-^ке. Из цикла Две рекрутские песни для мужского хора с барабанами.
111.2. Шура пуртсен умне. Обработка для женского хора.
111.3. Вай5 карти юррисем. Цикл обработок для смешанного хора.
II 1.4. "Атьар, херсем, уява" и "Чанкар-чанкар келенче", I и II части из кантаты "Уяв".
Музыкальные произведения подбирались с учетом постепенного усложнения задач и логически выстраивались в такой последовательности:
1. Гармонизации народных мелодий.
2. Обработки народных песен.
3. Вариации на народную тему.
4. Хоровые произведения на фольклорные темы и стилизации.
Центральным элементом разработанной нами методики явился метод постепенного усложнения заданий посредством увеличения количества объектов внимания.
Целью реализации метода было расширение сферы внимания и развитие его функций в процессе выполнения специальных заданий на занятиях чувашской хоровой литературы и практикума работы с хором, а также на уроках по дирижированию и хоровому классу.
Важно отметить, что задания по формированию хормейстерских навыков для работы в национальной школе у студентов экспериментальной группы разрабатывались с учетом требований типовых учебных программ "Хороведение", "Хоровой класс и практикум работы с хором", "Дирижирование" для музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов.
Согласно этих программ основными задачами данных дисциплин музыкально-педагогического факультета являются: а) приобретение теоретических основ хорового искусства; б) развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для работы в общеобразовательной школе; в) овладение методами постижения вокально-хорового произведения и его интерпретации; г) приобретение практических хормейстерских навыков; д) овладение средствами общения с хором; е) изучение хорового репертуара.
Данными задачами и формами учебно-воспитательной работы, традиционными для преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин, ограничилось содержание курса в контрольной группе.
В работе со студентами экспериментальной группы наряду с указанными требованиями в качестве специальной подготовки выдвигалось формирование знаний и навыков, необходимых учителю музыки для ведения уроков и внеклассной вокально-хоровой работы с детьми в национальных условиях. Решение данной задачи осуществлялось путем изучения правил певческого произношения чувашских текстов, а также в процессе выполнения специфических хормейстерских действий (произношение отдельных слов с правильной расстановкой ударения, единообразное произношение гласных и согласных звуков в словах с соблюдением правил произношения, чтение литературного текста в музыкальном ритме произведения, пропевание хоровых голосов со словами, совмещение игры хоровых партитур с пением одной из партий со словами и тактированием, реакция "на руку" дирижера).
Однако необходимо заметить, что в работе с экспериментируемыми техническая сторона дирижерской практики затрагивается в весьма обобщенном виде, так как известная технология дирижирования, как совокупность способов воздействия на группу музыкантов, универсальна. Поэтому она может быть предназначена для решения исполнительских и управленческих задач в процессе работы и над произведениями чувашской хоровой литературы.
Данная работа также не претендует на освещение вопросов, связанных с воплощением поэтических образов в произведениях чувашской хоровой литературы. В исследовании главное место отведено разделу по работе над элементами вокально-хоровой дикции - певческому произношением в чувашских текстах.
Далее рассмотрим содержание методики работы со студентами экспериментальной группы.
Методика работы в экспериментальной группе включала несколько этапов. Приводим содержание трех основных этапов экспериментальной работы. Обучение студентов начиналось с подготовительного этапа ( 16 часов). Этот этап предполагал теоретическое овладение знаниями об источниках и истории развития хорового искусства, а также композиторского творчества Чувашии, о квантитативном типе чувашской народ-нопесенной ритмики и о специфике певческой орфоэпии чувашских текстов. Слушание в записи разных версий обработки одной песни, проигрывание хоровых партитур, пропевание сольфеджио, сравнение нескольких исполнительских вариантов одного произведения - приемы, использование которых позволяло овладеть особенностями хорового стиля чувашских авторов, изучить компоненты хорового звучания и средства музыкальной выразительности каждого из композиторов, определить жанровые истоки.
На первом этапе экспериментального исследования велась работа по формированию распределения внимания между восприятием литературного текста и ритмо-интонационной организацией мелодии, воспитанию певческого слышания и исполнения отдельных чувашских гласных, согласных звуков и их сочетаний, слов и литературного текста в целом, в разных темпах. Изучение правил произношения и ударения чувашского языка, характерных ошибок в произношении литературного текста при вокальном исполнении воспитывало творческое отношение к воспроизведению мелодии (хоровой партии), а также передаче содержания литературного текста.
Занятия по выполнению всех типов задания проводились со студентами экспериментальной группы по следующей схеме'. а) анализ партитуры (поэтического и музыкального текстов); б) анализ приемов, способствующих воплощению литературного текста в процессе чтения, в процессе пения (расстановка ударения, разбор звукового состава слов и слогов, способы исполнения звуков и их сочетаний, вычленение возможных нарушений правил произношения при пении из-за несовпадения метрических сильных долей с ударными слогами в словах и т.д.); в) пробное чтение текста, исполнение мелодии (хоровой партии), со словами; г) показ педагога; д) повторное исполнение; е) задание на дом.
В процессе выполнения экспериментальных заданий возникла необходимость использования значительного количества вспомогательных приемов исполнения партитуры, среди которых необходимо указать следующее :
-артикуляция специфических звуков чувашского языка;
-артикуляция слогов в словах;
-артикуляция слогов в словах;
-артикуляция слогов в словах с разнотипными по признаку ряда гласными;
-распределение литературного текста на певческие слоги и их артикуляция ;
-расстановка ударений в словах;
Приводим основные типы заданий первого этапа обучающего эксперимента.
Задание I. Чтение литературного текста хорового произведения в медленном и быстром темпах.
Цели задания: а) грамотное прочтение текста в разных темпах с соблюдением правильного ударения в словах; б) артикуляция гласных полного образования без редукции при чтении в медленном и быстром темпах; в) концентрированное внимание на произношение различных сочетаний звуков, подверженных комбинаторным изменениям, при чтении литературного текста в разных темпах; г) использование вариантов произношения консонантов в положении их согласно литературного и певческого переноса; д) достижение устойчивой линейности всех звуковых компонентов в соответствии с правилами их произношения при чтении литературного текста в разных темпах.
Выполнение задания. При выполнении задания контролировались два показателя: а) качество произношения; б) непрерывность чтения. А
В ходе выполнения задания обнаружилось отсутствие линейности чтения. Нужно было добиться важного качества - постигнуть идею арти-куляционно-акустической непрерывности слова (при потенциальной чле-нимости компонентов звучания) с соблюдением правил произношения звуков и их сочетаний. Этот прием лежит в основе дальнейшей работы, являясь ключом для понимания содержания литературного текста и достижения качества исполнения музыкальной партитуры. Поэтому четкость и краткость произношения согласных при певучести (растянутости) гласных (напомним, что для достижения хорошей дикции и распевности в пении согласные звуки предыдущих слогов переносятся на последующие, например: пе-сня зво-нка-яслы-шна ) является важным навыком.
Наибольшую трудность для студента составляла артикуляция гласных полного образования в безударных слогах и согласных в последующем положении их за гласными переднего ряда, а также освоение приемов произношения сочетаний консонантов. В процессе чтения литературного текста в более быстрых темпах обнаружились те же ошибки, но при этом их количество увеличивалось по мере изменения темпа в сторону убыстрения.
Преподаватель, помогая студентам в преодолении сложностей, направлял их к различным средствам: правилам орфоэпии; сравнению фонем в различных комбинаторных явлениях; опорным точкам, подчеркивавшим главное в произношении звуков чувашского языка и т.д. Применялся также метод повторения отдельных звуков и их сочетаний, фраз и предложений, включающих трудные для произношения фрагменты, в разных темпах.
В результате работы мы могли констатировать, что все студенты справились с поставленной задачей.
Задание 2. Чтение литературного текста в ритме мелодии хорового произведения как в медленном, так и в быстром темпах, с тактированием.
Цели задания а) активизация аналитической направленности внимания в условиях усложнения увеличением вертикального объема, наличием двух строчек партитуры, а именно, литературного текста и ритмической формулы мелодии; б) активное проявление таких сторон поискового внимания, как установление целесообразных способов группировки материала на основе ранее проверенных и усвоенных приемов.
Выполнение задания. В процессе выполнения задания студенты успешно справлялись с чтением литературного текста, применяя знания, полученные при исполнении более легкого предыдущего задания: распределение ударения в словах, выбор типа ассимиляции при произношении сочетаний звуков, произношение гласных звуков полного образования соответствовали требованиям правил произношения. Вместе с тем отмечены затруднения при чтении текста в заданном ритме. Так, у всех студентов в процессе работы встречались следующие ошибки: редуцирование гласных полного образования в слогах на слабых метрических долях, твердое произношение согласных, следующих за гласными переднего ряда. При повторении в более быстрых темпах отмечалось нарушение линейности в чтении.
Преподаватель, направляя внимание студента на характеристику каждой ошибки, учил достигать цели с помощью артикуляции, тактирования рукой, повтора отдельных звуковых сегментов. Опираясь на предыдущий опыт студентов и на правила орфоэпии, педагог добивался непрерывности речи, а также следил за тем, чтобы звуковые компоненты слова и всего литературного текста в целом были озвучены рельефно и отчетливо при любых темпах чтения.
В результате длительной работы все студенты справлялись с этим заданием.
Задание 3. Исполнение мелодии (хоровой партии) со словами в медленных и быстрых темпах.
Цель задания. В ходе выполнения задания активизируется аналити-ко-синтетическая направленность внимания, что обусловлено необходимостью быстрого анализа нескольких компонентов музыкально-литературного материала (слово-интонация, слово-ритм, слово-метр, слово-темп) и выбора вокально-музыкальных исполнительских приемов (штрих, фраза, дыхание, атака звука и др.). При этом очень ярко проявляется связь мышления с вниманием (нахождение оптимальных приемов озвучивания заданной мелодии (хоровой партии) со словами, четкий анализ вокальной фразировки, нахождение вокальных приемов передачи литературного содержания и т.д.).
Выполнение задания. Работа над заданиями данного типа синтезирует все приемы и способы артикуляции звуков литературного текста в чувашских вокально-хоровых произведениях.
В ходе выполнения заданий были отмечены следующие ошибки: сначала полный комплекс как музыкальных, так и текстовых компонентов песни (хоровой партии) не "считывался". При ориентации студентов на произношение поэтического текста обнаруживались неточности интонирования музыкальной ткани и, напротив, с переключением внимания на интонирование музыкального ряда отмечались неточности в воспроизведении звуков литературного текста. Экспериментируемые испытывали затруднения в передаче непрерывного потока звучания текста и мелодии, а с увеличением темпа допускали больше ошибок как в интонировании, так и в произношении.
Особенную трудность для студентов представляло выполнение кодифицированной акцентуации чувашского текста. Здесь следовало уделять внимание тщательному выполнению ударения в слогах, не совпадающих с сильными метрическими долями музыкального(ых) такта(ов) посредством превосходящей атаки звука и, напротив, "ретушировать" атаку звука при исполнении в безударных слогах, совпадающих с сильными метрическими долями такта, а потому получивших ложный акцент.
Преподаватель, направляя внимание студентов на произношение без редукции кратких по длительности гласных полного образования, а также данных гласных в слогах, совпадающих со слабыми метрическими долями тактов, учил достигать цели с помощью корректирования, повтора, артикуляции. Педагог следил также за точностью произношения согласных звуков в положении между гласными, озвонченный вариант речевой артикуляции которых ошибочно дублировался студентами в пении, опираясь на одно из орфоэпических правил чувашского языка о воспроизведении согласных звуков в начале слова.
В результате мы могли констатировать, что почти все студенты после тщательной и длительной работы справились с этим заданием, а также они приобрели навык самостоятельного освоения орфоэпии чувашских текстов в процессе вокальной работы над произведениями хоровой музыки национальных композиторов и чувашскими народными песнями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблем подготовки учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе, а также результаты педагогического эксперимента на музыкально-педагогическом факультете педуниверситета позволили сделать следующие выводы:
1. В истории становления и развития чувашской школы накоплен уникальный опыт по использованию чувашского фольклора в музыкальном образовании молодежи. Особенно ярко это нашло отражение в деятельности Симбирской чувашской учительской школы, созданной выдающимся чувашским педагогом-просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым. Его идеи, педагогическое наследие нашли отражение в последующих периодах деятельности различных типов учебных заведений Чувашии.
2. Чувашский фольклор вобрал в себя многовековой опыт народа, отражает его чаяния, традиции, обычаи, взгляды, установки и ценностные ориентации, и т. д. В нем заложены огромные потенциальные возможности для становления личности гражданина, труженика, семьянина.
3. Многообразие песенных жанров, богатство образного содержания чувашской песни, коллективная особенность музицирования чувашей, высокий уровень музыкального образования и хоровой исполнительской культуры в Симбирской чувашской учительской школе явились первопричиной и источником национального композиторского творчества, в котором жанр хоровой обработки народной песни является основополагающим. Хоровые произведения на фольклорные темы возвращают будущего специалиста к вечному источнику глубокой мудрости, духовности - народной песне, а также способствуют формированию его музыкальных воззрений в оптимальном соотношении общечеловеческой и национальной духовной культуры.
Анализ показал, что учитель не подготовлен к использованию чувашской национальной музыки в работе с детьми.
4. Изучение опыта передовых школ и наше опытно-экспериментальное исследование позволили определить содержание, формы и методы работы по подготовке учителя музыки к использованию чувашской национальной музыки в современной школе.
Основными направлениями деятельности музыкально-педагогического факультета (вуза) по подготовке будущих учителей к этой работе являются :
- создание музыкально-педагогической системы подготовки студентов к работе в национальной школе, в которой содержание теоретических и практических дисциплин, групповых и индивидуальных занятий основаны на национально-региональных особенностях: песенно-хоровые традиции, как основа национального композиторского творчества;
- использование педагогических традиций Симбирской чувашской учительской школы в воспитании учителя национальной школы;
- внедрение в содержание обучения студента знаний о специфике чувашской песни (классификация по жанрам, особенности ладово-ритмичес-кого и интонационного языка, формы, поэтические образы) и хоровом творчестве чувашских композиторов, в котором жанр хоровой обработки народной песни является одним из основных;
- высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который предполагает вооружение студентов научно-теоретическими знаниями об особенностях национальной музыкальной культуры, позволяющих формировать практические умения и навыки исполнения музыкальных произведений;
- вооружение студентов знаниями специфики певческой орфоэпии чувашского языка и специальной методики поэтапной работы над произведениями национальной вокально-хоровой музыки;
- использование новых форм в организации практикума по вокально-хоровой работе над чувашскими песнями (хоровыми произведениями чувашских композиторов): сбор и расшифровка музыкального фольклора, полевая практика, классные лекции-концерты, сельская филармония школьника и др.
5. Наиболее важными педагогическими условиями, позволяющими повысить эффективность подготовки учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе являются:
- осознание студентами традиционной чувашской музыкальной культуры как неотъемлемой части духовного опыта нации;
- готовность студентов к творческому освоению ценного педагогического опыта Симбирской чувашской учительской школы в музыкальном воспитании и обучении учащихся;
- овладение будущими учителями музыки знаниями об особенностях чувашской песни и национальном композиторском творчестве;
- знание специфики певческой орфоэпии в чувашских текстах;
- знание специальной методики работы над словом в произведениях чувашской вокально-хоровой музыки;
- введение в учебный процесс спецкурса и практикума "Чувашская хоровая литература.
Подготовка учителя к использованию чувашской национальной музыки в школе невозможна без формирования в нем музыкально-педагогических качеств музыканта-исполнителя и понимания им значимости музыкальной и всей художественной культуры чувашского народа. Все прогрессивные достижения народной педагогики и первых чувашских школ по использованию национальной культуры современная система образования должна использовать как бесценный опыт воспитания культурной личности. Осознание себя частью народа, богатого своей историей и культурой, является фундаментом и импульсом для профессионального совершенствования учителя музыки.
Проведенное нами исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с многофакторным процессом профессиональной подготовки учителя музыки к работе в современной школе в условиях национальной республики. Исследование может служить основой для дальнейших творческих поисков с целью совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки региональной школы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дмитриева, Юлия Александровна, Чебоксары
1. Абдуллин Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. . . .д-ра пед. наук. - М. , 1'982. - 38 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1983. - 11 с.
3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. : Просвещение, 1984. - 206 с.
4. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьника. 2-е изд. М. : АПН РСФСР. 1976.
5. Андреева Л.М. Методика преподавания дирижирования. М.: Музыка, 1969. - 117 с.
6. Анисимов А. И. Дирижер хормейстер. Л. : Музыка, 1976. - 160 с.
7. Антек С. Таким был Тосканини //Артуро Тосканини. М. : Музыка, 1971. - С.78-104.
8. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. -М.-Л. : Издательство МПН РСФСР, 1948. 147 с.
9. Апраксина О.А. О преподавании пения и музыки в педагогическихучилищах: Методические указания. М. : Учпедгиз, 1950. - 21с.
10. Апраксина О. А. Современные требования к школьному учителю-музыканту //Музыкальное воспитание в школе. М. , 1982. - Вып. 15. - С. 32-43.
11. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 222 с.
12. Арчажникова Л.Г. Подготовка будущего учителя музыки //Советская педагогика. 1980. - N 17. - С.99-103.
13. Арчажникова Л. Г. Способности и осуществление музыкально-педагогической деятельности //Формирование музыкально-исполнительскогомастерства. М. , 1981. С. 22-30.
14. Арчажникова Л. Г. Повышение квалификации преподавателя музыки //Советская педагогика. 1'982. - N 10. - С. 137-139.
15. Арчажникова Л. Г. К вопросу о структурных профессиональных качествах учителя музыки //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования.- М. , 1984. С. 5-16.
16. Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984. 110 с.
17. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания:Учеб-ное пособие. М. : МГОПУ, 1994. - 80 с.
18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л. : Музыка, 1971.- 182 с.
19. Л 19. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л. : Музыка, 1'973. - 144 с.
20. Ашмарин Н.И. Декаденты Запада и поэзия волжских инородцев//Волжский вестник. Казань, 1895. 24 января. N 22. - С. 2-3.
21. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка в 17 томах. -Казань Чебоксары, 1928-1960.
22. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982. 189 с.
23. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации //Советская педагогика. 1982. - N 11.- С. 30-39.
24. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований /Дидактический аспект. М. : Педагогика, 1982.- 192 с.
25. Байгаскина А.Е. 0 соотношении слова и напева в казахских народных песнях: Дисс. . . . канд. иск. Алма-Ата, 1969. - 252 с.
26. Байчура У.Ш. Некоторые кимографические данные о длительности гласных и о звонкости и длительности согласных чувашского языка. //Ученые записки ЧНИЯЛИЭ. Чебоксары, 1956. Вып. 18. - С.57-85.
27. Балаев А.А. Активные методы обучения. М. : Профиздат, 1986. 96с.
28. Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук. Киев, 1985. -21 с.
29. Беркман Т. Л. Музыкально-педагогическая подготовка учителя в педагогическом институте //Советская педагогика. 1962. - N 1.- С. 95-103.
30. Беспалько В.П. , Татур Ю. К. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
31. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Дисс. . . . канд. пед. наук. М. , 1995.
32. Бочкарев Л.А. Психологические аспекты формирования готовности музыканта-исполнителя к публичному выступлению: Дис. канд. психол. наук. М. , 1979. - 176 с.
33. Брайченко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студентов пединститута средствами музыкального искусства: Автореф. дис.. . канд.пед.наук. Киев, 1990. - 24 с.
34. Вагнер Р. 0 дирижировании //Дирижерское исполнительство. М. : Музыка, 1975. - С. 312-346.
35. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М. : Музыка, 1967.- 103 с.
36. Волков Г.Н. 0 традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1965. - 60 с.
37. Волков Г. Н. Десять этюдов об Иване, помнившем родство/Альманах "Дружба". -Чебоксары, 1970, N8. -С. 124-144.
38. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1'974. - 376 с.
39. Волков Г. Н. Очерки по педагогике. -Чебоксары, 1'977.
40. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1'989. - 333 с.
41. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. - 87 с.
42. Вострова Т.А., Любимова Н.А. Влияние родного языка и языка-посредника на формирование произносительных навыков у франкоговоря-щих билингвов при обучении русскому языку//Русский язык для студентов иностранцев. М. : Русский язык, 1979. - С. 156-164.
43. Вуд Г. 0 дирижировании /Пер. с англ. М. : Музгиз, 1958. - 104 с.
44. Выготский Л. С. Психология искусства. 3-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 573 с.
45. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М. , 1980.
46. Гаврилова Л.М. Интеллигенция Чувашии в первой половине XIX века //Исследования по истории Чувашии дооктябрьского периода. /Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1985. - С. 31-52.
47. Галимова Н.И. Педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов: Дисс. . . . канд.пед.наук. -М. , 1992.
48. Гаркунов Е.Н. Работа в хоре над словом. Дисс. . . . канд.иск. -Л. , 1950. 147 с.
49. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. Высшая школа, 1980.- 335 с.
50. Горшков А.Е. Мёнле каласан тёрес? /На чувашском языке. Чебоксары, 1973. 197 с.
51. Горшков А.Е. Самах пултар у^амла, шухаш пултар витёмлё./На чувашском языке. Чебоксары, 1981. - 126 с.
52. Горшков А.Е. Лексика, фразеологи, пуплев культури: Учебное пособие /На чувашском языке. Чебоксары, 1'997. - 159 с.
53. Груздова И.А. Механизмы формирования ценностных ориентаций студентов /Опыт социологических исследований: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Минск, 1987. - 19 с.
54. Гуров Ю. С. Формирование музыкальных вкусов учащихся педагогических училищ: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук. Киев, 1'985. - 23 с.55., Денисов П. В. Никита Яковлевич Бичурин. Чебоксары, 1977,- 142 с.
55. Денисов П. В. Историко-этнографические исследования Н. М. Охотнико-ва//Исследования по истории Чувашии дооктябрьского периода/Труды ды ЧНИИ. Чебоксары, 1985. - С. 70-89.
56. Денисов П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1997.- 272 с.
57. Денисова Н.П. Летне-осенние календарные праздники и обряды чувашей (XIX-начало ХХвв.) //Чувашское народное творчество /Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1985. - С. 67-85.
58. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1982. - 318 с.
59. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. 2-е изд. М. : Музгиз, 1957. - 106 с.
60. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. М., - Л. Музгиз, 1951. - 238 с.
61. Егоров В.Г. Современный чувашский литературный язык в сравнительно-историческом освещении. Часть 1. Чебоксары: ЧНИИ, 1971.- 203 с.
62. Енисеев М. К. Интеграция изучаемого и известного школьникам: на
63. Ф умные основы, технология управления: Учебное пособие. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1995.
64. Енисеев М. К. Связь изучаемого с известным в процессе обучения: Монография. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1986.
65. Ефимов Ю.Ф. Из истории становления сценической речи в чувашском театре//Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства/Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1979. Вып. 90. - С.94-103.
66. Живов В. J1. Исполнительский анализ хорового произведения/Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1987. - 94 с.
67. Журавлева Л.И. 0 фольклорных истоках хоровых произведений А. Васильева/ /Национальное и народное в чувашском искусстве/Труды ЧНИИ. -Чебоксары, 1993. -С. 20-32.
68. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 159 с.т
69. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М. : Просвещение, 1968. - 176 с.
70. Земляков А.Е. Педагогическое наследие И. Я.Яковлева и современная школа. Чебоксары, 1994.
71. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М. : Высшая школа, 1979. - 311 с.
72. Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют: К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей: Музыка. Театр. Чебоксары, 1987. - 351 с.
73. Иванов Н. И. Время и стих. Чебоксары, 1981. - 192 с.
74. Из истории советского музыкального образования: Сб.материалов и документов 1917-1927 гг. Л. : Музыка, 1969. - 306 с.