Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ланин, Александр Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ланин, Александр Михайлович, 1999 год

ГЛАВА I. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ

ЭТНОКУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ.

1.1. Теоретические аспекты проблемы развития народного искусства, его место в художественной педагогике (историко-педагогический анализ). ^

1.2. Историко- культурологическая концепция генезиса адыгского народного декоративно- прикладного искусства как одного из эстетических ценностей этноса и планетарной цивилизации.

ГЛАВА II. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ АДЫГСКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. О состоянии учебно- воспитательной работы в школах Адыгеи по изучению традиций адыгского народного декоративноприкладного искусства и подготовке учительских кадров.

2.2. Разработка и внедрение системы профессионально- эстетической переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте исследуемой проблемы.

2.3. Концептуальное обоснование первого блока программы курсов переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО " Основы изучения и возрождения этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов".

2.4. Научные основы практической подготовки учителей ИЗО по традиционным художественным ремеслам адыгов.

ГЛАВА III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ АДЫГСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО.

3.1. Концептуальные основы преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры.- ^

3.2. Основные идеи новой учебной программы "Изобразительное искусство и художественные ремесла" и национально- регионального компонента "Основы тардиционной художественной культуры

Адыгеи в преподавании ИЗО".

3.3. Научно- теоретические основы разработки программы курсов "Основы теории методики преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры, народного прикладного и профессионального изобразительного искусства Адыгеи".

3.4. Итоги исследования проблемы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО в контексте изучения, возрождения и развития традиций этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов.— ^

Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов"

Актуальность исследования. В педагогике, эстетике, искусствоведении накоплен обширный научно-педагогический материал, подтверждающий необходимость использования в учебно-воспитательной работе с учащимися отечественного народного прикладного искусства как важного средства эстетического развития личности.

Актуальность названной проблемы нашла отражение как в ряде директивно- нормативных документов, так и в трудах деятелей науки, образования и культуры.

Обратимся к основополагающим источникам, в которых остро поставлена проблема необходимости воспитания духовно-эстетической культуры молодежи на традициях народного искусства. Так, на одном из Российских съездов работников образования было отмечено , что строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - значит считать учащихся людьми без роду и племени (165), Справедливость этого тезиса подтверждается тем, что национальная художественная культура должна быть основой эстетического развития личности.

Национальное искусство,-указывают Ю.А.Серебрякова и А.С.Серебряков,-представляет собой конкретно-чувственные, узнаваемые, близкие для человека той или иной национальности образы, которые являются источником эстетического наслаждения от переживания родного, знакомого мира. Вполне органично национальные художественные ценности могут быть включены в духовный мир детей, подростков и молодежи. Благодаря своей эмоционально-образной, конкретно-чувственной форме искусство позволяет реципиенту непосредственно переживать национальные ценности, воплощенные в нем, лично к ним приобщится" (130,с. 192).

Действительно,национальное искусство в целом служит способом сохранения социальной памяти нации, народной мудрости, выполняя функцию создания у воспитуе-мых причастности к истории и культуре своего народа. Подобная идея выделена и в концепции национальной школы: ".система образования, средняя школа. должны быть как можно решительнее переориентированы на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. .Именно в этом качестве школа может и должна выступить как стабилизирующая и цивилизующая, как подлинно культурная сила " (103, с.25).

Так деятельность Организации Объединенных Наций ( ЮНЕСКО) направлена на сохранение и развитие этнических культур планеты, включая Россию и Северозападный регион Кавказа. Под эгидой ЮНЕСКО в ряде школ Республики Адыгея проводится эксперимент по проекту " Развитие национальной школы". В проекте отмечено, что необходимо перепрофилирование целей, на базе которых школа может содействовать разрешению социокультурных проблем цивилизованного развития конкретного этноса по обеспечению его полноценного бытия в данной стране в период глубоких изменений, охвативших мир. Содержание образования в такой школе должно быть направлено на сохранение и развитие родной этнокультурной традиции в условиях открытого мира 21-го века ( 115, с. 1).

Это один из перспективных проектов, согласно которому национальное искусство должно занять достойное место в системе школьного образования и Республики Адыгея. Следует также назвать и ряд документов нормативного характера, нацеливающих учительство на возрождение и изучение искусства народов коренной национальности. В одном из писем Министерства образования Российской Федерации была поставлена задача проведения уроков изобразительного искусства с учетом "культурных особенностей народа коренной национальности и активизации краеведческой и этнографической деятельности школьников " ( 105, с. 8-9 ).

Весомую значимость, подтверждающую актуальность данной проблемы, имеет и решение Адыгейского облисполкома, которое предусматривает разработку рекомендаций в помощь учителям изобразительного искусства для проведения занятий и бесед по вопросам древних памятников адыгов, композиции адыгейского орнамента, особенностей раскладок цветов национальной одежды ( 104).

Проблема актуальности изучения и возрождения традиционного национального искусства нашла отражение ив" Основных направлениях развития эстетического образования ", рекомендованных МО РФ школам России. В документе отмечается, что "эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства. . Художественно- эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные" ( 106, с.8 ).

В этой связи своевременным явилось и Постановление Правительства России " О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации", в котором предусматривается разработка целевой программы " Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года" и программ обучения учащихся общеобразовательных школ традиционным художественным ремеслам ( 101, с. 1-3 ).

Активная позиция в аспекте нашего исследования была занята и журналом "Декоративное искусство СССР который писал на своих страницах: " Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, С самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умения создавать их на первых порах гораздо важнее для общего развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развитие художественного вкуса на образах не подвластных капризам моды" (46, с. 47).

Известный деятель в области эстетического воспитания Борис Михайлович Не-менский пишет: " Огромное значение для правильного развития социально- активной личности имеет формирование чувства Родины. Оно немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках и народном декоративно- прикладном искусстве" ( 96, с. 156 ).

Но народное искусство не только способствует эстетическому развитию личности и воспитанию чувства патриотизма. Оно, являясь выражением национального образа мира конкретного этноса, служит и средством межнационального общения, в результате которого осуществляется духовное взаимообогащение учащихся разных национальностей. В данном случае искусство выполняет интернациональную роль, функцию культурного сближения наций.

Известно, что у каждого народа в процессе его развития складывается своя, только ему присущая художественная культура, изучение которой может многое^ать для понимания национально- исторической системы понятий и ценностей этого народа, для улучшения культуры межнационального общения и, конечно,- интернационального воспитания.

На проблему творческого подхода в интернациональном воспитании указывают и ученые Адыгеи К. И. Бузаров и Ю. С. Ашинов: " Успех в формировании у учащихся чувства дружбы и интернационализма зависит прежде всего от того, на каких методологических позициях организуют этот сложный процесс, созданы ли необходимые педагогические основы. В интернациональном воспитании участвуют множество факторов. Важно суметь объединить их на основе комплексного подхода к решению образовательно- воспитательных задач" ( 30, с. 156).

В этом сложном воспитательном процессе искусству принадлежит важная роль. Оно оказывает огромное влияние на формирование духовного богатства личности, ее художественного кругозора. Перестраивая работу по музыкально- художественному воспитанию и образованию, - отмечает М. Г. Кац,- следует всегда помнить о благородном влиянии народной музыкальной культуры. Человек, любящий свою музыку, свою музыку, знающий и понимающий ее, не может замыкаться в рамках узконациональных музыкальных интересов. Он стремится знать больше того, что знает, он стремится познать музыку других народов. Это те здоровые ростки интернационализма, подлинной дружбы народов, которые надо формировать в сознании и поступках наших детей ( 57, с. 188).

Интернациональное воспитание и формирование культуры межнациональных отношений представляют собой взаимосвязанные процессы, проявляющиеся в поведении людей, как форме выражения красоты личности и духовного богатства нации. " Чем богаче внутреннее содержание нравственной культуры человека, тем больше проявляет культуры в сфере межнациональных отношений. И наоборот, чем беднее его духовный мир, тем больше он тяготеет к изоляции от людей другой национальности" ( 58, с. 183).

Поэтому в условиях многонационального состава населения региона важное значение приобретает народное искусство этносов, которое может путем духовного облагораживания внутренней нравственной культуры всего населения объединить разные народы и способствовать на этой основе культурному прогрессу людей.

В этой связи весьма актуальными являются научные направления, обозначенные профессором Б. М. Берсировым как наиболее приоритетные на данном этапе. Они следующие:

- разработка научно обоснованной концепции возрождения и развития адыгских 4 традиций, обычаев, культурных и духовных ценностей, способствующих научно-техническому прогрессу, расцвету искусства, просвещению общества, гармонизации межнациональных отношений;

- содействие интеллектуальному и творческому росту адыгской молодежи, развитию ее культуры, выявление и поддержка талантливых исследователей и деятелей искусства;

- просветительство и повышение роли науки и искусства среди диаспоры (19. с

13).

В контексте изложенного "забота о сохранении, сбережении национальной культуры, способствование ее интенсивному развитию и углублению является не просто делом благородным, а долгом каждого человека перед всем человечеством " (56,с,19),

Резюмируя изложенное, можно выделить две важные педагогические функции народного прикладного искусства, присущие и традиционному адыгскому искусству,

Народное прикладное искусство как художественная ценность этнокультуры: обладает особым потенциалом эстетического воздействия на воспитание и развитие личности; является эффективным средством интернационального воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Однако, как показал наш ретроспективный анализ прошлого, адыгское народное декоративно-прикладное искусство, имеющее вековые традиции своего прогрессивного развития и исключительную художественную ценность (см.гл.1,§2 ), на протяжении многих десятилетий ( вплоть до 80-х годов 20-го столетия) не включалось для изучения в учебные программы по изобразительному искусству как в школах, так и в средних учебных заведениях Адыгеи и, следовательно, его богатый художественно- эстетический потенциал оставался невостребованным.Такое положение негативно отразилось на духовно-эстетическом развитии молодежи,

Отсюда, естественно, весьма серьезные отставания и в науке.

В Адыгее не проводилось специальных исследований, направленных на разработку национально-регионального компонента по изобразительному искусству, национальных учебных программ, пособий и дидактического материала по ИЗО. Поэтому изучение и возрождение традиций адыгского народного прикладного искусства в системе школьного и специального образования из-за слабой профессиональной подготовки учителей и преподавателей изобразительного искусства в этой области фактически не осуществлялись (см. 1, гл.2).

Это явилось главной основой пересмотра содержания программ повышения квалификации учителей этой категории и научной разработки системы их специальной курсовой переподготовки в Институте повышения квалификации. Наряду с этим учитывалось, что адыгское прикладное искусство, прошедшее многовековой путь своего развития, к концу 19-го столетия по ряду причин стало приходить в упадок, что привело в последствии к утрате богатейших его традиций. Поэтому согласно определению ЮНЕСКО, в современных сложных социо- культурных условиях развития планетарной цивилизации, создания нового типа национальной школы назрела необходимость превращения образования в действенное средство гармонизации межнациональных отношений, защиты и развития культур больших и малых этносов, обеспечения их взаимовосприятия и понимая и, что не менее важно в этом контексте,- возрождения национальных видов прикладного искусства.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая неразработанность с учетом новых реалий и новых задач, педагогическая значимость в области художественно- эстетического образования и определили выбор темы диссертации: "Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов. (В контексте изучения традиционно- прикладного искусства)".

Объект исследования- процесс подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства в аспекте повышения их уровня профессиональной художественно- эстетической квалификации.

Предмет исследования- теория и практика переподготовки учителей изобразительного искусства в новых условиях актуализации педагогических задач по изучению и возрождению в школах и внешкольных учреждениях традиций адыгского НДПИ как компонента национально- региональной образовательной системы.

Цель исследования- разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему специальной курсовой переподготовки учителей изобразительного искусства по возрождению и изучению в школах Адыгеи традиций адыгского НДПИ.

Рабочая гипотеза- эффективность работы по изучению и возрождению в школах и во внешкольных учреждениях Адыгеи традиций адыгского НДПИ будет успешно обеспечена при условии, если учителя изобразительного искусства:

- будут вооружены в ВУЗАХ и ИПК системой теоретических знаний по основам национальной художественной культуры, изобразительного и прикладного искусства;

- будут обучены на курсах умениям и навыкам практического выполнения изделий по наиболее доступным в техническом исполнении видам национальных художественных ремесел (золотое шитье, плетение тесьмы и циновки, аппликация);

- получат в процессе курсовых занятий конкретные методические рекомендации на основе современных педагогических технологий по внедрению новой учебной программы и национально- регионального компонента по изобразительному искусству, сбору и сохранению памятников национальной художественной культуры на основе принципов художественного краеведения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его конкретные задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития народного искусства и показать эффективность его использования на примерах отечественной художественной педагогики;

- проанализировать состояние специальной профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в аспекте овладения ими знаниями, практическими умениями и навыками в области национальной художественной культуры и прикладного искусства;

- изучить этнографические материалы, связанные с историческими особенностями развития национальной художественной культуры адыгов, обратив особое внимание на виды и формы бытования НДПИ и определить направления и методы его актуализации в системе курсовой переподготовки учителей, повышения их квалификации;

- разработать программы специальной курсовой переподготовки и квалификационных испытаний учителей ИЗО в контексте изучения, возрождения и использования в учебном процессе традиционного адыгского НДПИ;

- разработать концептуальные основы преподавания изобразительного искусства в школах Адыгеи в контексте адыгской художественной культуры, новые учебные программы и содержание национально-регионального компонента по изобразительному искусству;

- разработать педагогическую технологию реализации вариантов учебных программ, национально-регионального компонента и апробировать ее на курсах повышения квалификации учителей и в массовой школе.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

-концептуальные положения классиков и современных ученых в области философии, педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения, этнографии (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Г.Д. Гачев, Ю.К. Бабанский, В.М. Бехтерев, Л.С.Выготский, В.В. Краев-ский, Ю.Б. Борев, Ю.В. Бромлей, С.А. Арутюнов);

- исследования отечественных ученых в области педагогики ( Ю.В.Максимов, Е.А.Флерина, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова), обосновавших необходимость использования народного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей;

- исследования отечественных ученых в области народного прикладного ис-кусства(А.В.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, А.Б.Салтыков), разработавших его научно-теоретические основы и пути возрождения;

- исследования ученых Республики Адыгея (А.М.Гадагатль, А.А.Схаляхо, Ш.С.Шу, И.А.Шоров, М.А.Меретуков, Н.Г.Ловпаче), в трудах которых нашли глубокое освещение вопросы регионального образования, народной педагогики, народного прикладного искусства адыгов, художественной культуры, археологии, этнографии;

- исследования ученых-классиков (М,- К.З.Азаматова, Л.А.Авербах, Г,Х, Мамбе-тов, 0,В,Марграф, Е,М,Шиллинг, Е,Н,Студенецкая), внесших большой вклад в изучение национальной художественной культуры адыгов;

- научные труды ученых других республик Северного Кавказа (Ю,К,Беджанов, А,С,Кишев, Б,Х,Мальбахов, Р,Ж,Бетрозов, С,А,Асланова, Л,Г, Нагайцева), в которых глубоко исследованы вопросы этнической культуры адыгских народов

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных исследовательских задач нами использованы следующие методы:

- анализ литературных источников и монографий, научных трудов по педагогике, психологии, эстетике, искусствоведению, этнографии, директивных и нормативных документов по исследуемой проблеме;

- анализ учебно- педагогической и художественно- практической деятельности учителей изобразительного искусства, уроков и внеклассных мероприятий, учебных работ учащихся по изодеятельности; сравнительный анализ статистических данных;

- педагогические наблюдения за деятельностью учителей и учащихся, интервьюирование учителей;

- диагностирование и анкетирование учителей, учащихся школ;

- опытно- экспериментальная работа в ИУУ(ИПК) и в школах Адыгеи;

- изучение опыта работы учителей ИЗО, руководителей кружков и студий прикладного искусства.

База исследования: кабинет изобразительного искусства (эстетического воспитания) Адыгейского республиканского института усовершенствования учителей (Институт повышения квалификации при Адыгейском государственном университете) и 20-летний опыт работы диссертанта в качестве заведующего и методиста кабинета ИЗО, учителя ИЗО в НШ №32 г.Майкопа, а также- общеобразовательные школы Республики Адыгея (Тлюстенхабльская СШ №10, Хатажукайская СШ №6, Кошехабльская СШ №2, Блечепсинская СШ №5, СШ №3 г.Адыгейска).

Этапы исследования. Исследования проводились в 1983- 1999 гг. и включало в себя три этапа:

I этап (1983- 1987 гг.)- изучение и анализ литературных источников и нормативных документов, разработка и апробирование первых вариантов учебных программ курсов переподготовки учителей ИЗО по изучению и возрождению традиций адыгского НДПИ, поиски эффективных путей их научной организации и практического поведения, определение основных направлений дальнейшей работы по исследуемой проблеме.

П этап ( 1988- 1993 гг.)- разработка системы курсовой переподготовки и повышения квалификации учителей изоискусства, включающей создание вариативных программ и учебно- тематических планов, периодичность проведения курсов с промежуточными семинарами и консультациями, продолжение работы по повышению квалификации учителей по указанной проблеме, подготовка и издание для учителей ИЗО методического пособия по изучению и возрождению адыгского НДПИ средствами художественного краеведения, разработка концепции художественного обучения учащихся в контексте использования традиционной адыгской художественной культуры и прикладного искусства, новой учебной региональной программы по изобразительному искусству и художественным ремеслам для начальной школы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Щ этап (1994- 1999 гг.)- разработка вариантов национально- регионального компонента "Основы адыгской художественной культуры в преподавании ИЗО" для адаптирования его в типовые общероссийские программы предмета "Изобразительное искусство", научно- педагогическая и методическая работа с кадрами учителей ИЗО по переподготовке их к внедрению новой учебной программы и национально- регионального компонента, разработка и издание программы "Искусство плетения адыгской циновки" для внеклассной студийно- кружковой работы, обобщение результатов исследования и выработка выводов, рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем;

- впервые поставлена, научно обоснована и практически решена проблема изучения и возрождения традиций адыгского НДПИ в системе школьного и внешкольного художественно-эстетического образования;

- разработана комплексная система переподготовки учителей изоискусства, направленная на повышение их профессионального, художественно-эстетического уровня в области адыгской национальной художественной культуры;

- среди республик Северного Кавказа в Адыгее в одной из первых разработана и успешно внедрена новая учебная программа для национальной школы по изобразительному искусству и художественным ремеслам, стержневую основу которой составляет адыгская художественная культура.

Практическая значимось исследования состоит в том, что по мере наработки новых материалов по проблеме изучения и возрождения традиций адыгского НДПИ, они получали одобрение и оперативно внедрялись в действующую систему повышения квалификации учителей изоискусства, а затем и в практику их педагогической работы. Фактически материалы данного исследования стали составной частью учебно-тематических планов всех курсов повышения квалификации и программ квалификационных испытаний учителей ИЗО и МХК, проходящих аттестацию на присвоение 11,1 или высшей категории. Полученные исследовательские материалы могут быть успешно использованы в практике работы вузов, ИПК , школ Адыгеи и других регионов Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов обусловлена адекватностью методики исследования его задачам, систематичностью и последовательностью сбора и обобщения экспериментальных данных, апробированием и внедрением результатов исследования в практику повышения квалификации учителей изобразительного искусства. Предлагаемый автором вариант системы профессионально-эстетической переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО проверен им самим опытным путем в течение многих лет и подтвержден данными, свидетельствующими об эффективности работы по исследуемой проблеме. Вся исследовательская работа характеризуется долгосрочностью, многомерностью, повторяемостью опытно- экспериментальных процедур.

На защиту выносятся:

- разработанная автором система переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в условиях актуализации задач изучения и возрождения в школах традиций адыгского прикладного и изобразительного искусства;

- педагогические основы преподавания изобразительного искусства, разработанные в контексте этнохудожественной культуры адыгов и созданные на этих идеях учебные программы, пособия и содержание национально-регионального компонента по предмету "Изобразительное искусство"

- содержательный компонент адыгского традиционного прикладного и изобразительного искусства, являющийся составной частью разработанной Программы квалификационных испытаний учителей ИЗО Республики Адыгея как эффективное средство совершенствования их профессионально-эстетической подготовки и необходимое условие профессиональной аттестации;

- педагогические условия, принципы и методы художественного краеведения, необходимые для целенаправленной реализации идей и задач по возрождению и использованию адыгского прикладного и изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе современной гуманно-демократической модели школы.

Апробация и внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлялись в Адыгейском республиканском институте повышения квалификации (ИПК приАГУ) и в школах Республики Адыгея. Материалы исследования обсуждались на заседаниях Совета кабинета эстетического воспитания ИПК, экспертной комиссии Министерства образования и науки Республики Адыгея, на заседаниях кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета, а также на проблемных семинарах учителей ИЗО.

По материалам исследования автор выступал с докладами и сообщениями на местных, областных, республиканских педчтениях, конференциях и семинарах (1991,1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, гг.), а также на Международной конференции по проблеме "Формирование эстетического отношения к искусству" в 1991 г. (У краина, г.Херсон).

Материалы исследования используют в своей работе учителя изобразительного искусства Республики Адыгея, преподаватели Адыгейского педколледжа им. X, Андру-хаева, Адыгейского госуниверситета, а также в других республиках Северо-западного Кавказа.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Многолетний педагогический опыт, экспериментальная работа автора исследования дали возможность обстоятельно изучить общее состояние современного народного искусства его общей закономерности, функционирующего в системе этнокульту-ры как особого типа художественного творчества с богатейшим этико-эстетическим потенциалом, использование которого в художественной педагогике открывает большие перспективы в воспитании и образовании Человека культуры.

В контексте общих закономерностей развития народного искусства особое внимание как предмету исследования уделено изучению художественно-эстетической антологии адыгского народного прикладного искусства, определявшем на протяжении десятков веков, наряду с другими видами искусства, духовно-эстетическое развитие этноса, шлифовавшего тончайшие проявления его национального образа мира, и имеющего свой неповторимый стиль художественного отражения идеалов красоты, воплощенной в произведениях многочисленных художественных ремесел, которые, к сожалению, стали исчезать с современного поля культуры.

Эта особенность национального проявления идеалов красоты в большом разнообразии этнических культур и составляет богатейшее соцветие мировой художественной культуры. Поэтому угасание какой-либо из этнических культур ( в данном случае адыгской), или отдельных видов народного искусства ведет к обеднению планетарной цивилизации, нарушению ее целостности и гармонии.

В связи с этим и возникла идея возрождения и развития угасающих традиций прикладного искусства адыгов в рамках образовательного пространства Адыгеи, чтобы способствовать восстановлению утрачиваемых связей между поколениями, сохранению целостности традиционной художественной культуры, повышению уровня эти-ко-эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства. Как показано в исследовании, эта идея была научно и практически решена.

В связи с тем, что в Адыгее решению этой проблемы не уделялось внимания, объектом, предметом, целью и задачами исследования была определена разработка и внедрение научно-педагогических основ возрождения и изучения традиционного прикладного искусства адыгов через систему курсовой переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства. В рамках объекта и предмета исследования с 1984 по 1995 год разработаны и внедрены в педагогическую практику: две курсовые программы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО Республики Адыгея, две программы квалификационных испытаний учителей, проходящих аттестацию по ИЗО и МХК, новая учебная программа по изобразительному искусству (1-4 кл.), национально-региональный компонент по ИЗО (1-7кл.) Этим самым были решены поставленные в диссертации задачи и подтверждена гипотеза исследования.

Интенсивная научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа в указанном направлении осуществлялась в тесном взаимодействии в передовыми творчески работающими учителями и, поэтому находила оперативное практическое применение в учебно-педагогическом процессе по изобразительному искусству. Такие учителя ИЗО как Х.М.Жанэ, М.С.Кулова, Х.А.Хасанов, М.Ю.Кабертай, Р.В.Бараускас, М.Ю.Тлецери, Ю.Г.Шеуджен, Э.К.Багова, М.Ю.Хахук и другие внесли весомый вклад в практическое внедрение в школе идей исследования по изучению и возрождению традиций адыгского народного прикладного искусства.

Динамичность внедрения оптимальных методов курсовой переподготовки учителей, перестройка их устоявшихся педагогических стереотипных, негативных установок с целью повышения профессионального уровня, своевременная разработка и издание учебных программ, методических рекомендаций нового поколения, позволили добиться эффективных результатов как по возрождению отдельных национальных художественных ремесел, так и по художественно-эстетическому воспитанию учащихся школ Адыгеи средствами адыгского народного прикладного искусства.

Это подтверждается работами учащихся школ по адыгскому прикладному искусству на выставках разного уровня, от школьной до республиканской, а также - докладами учителей ИЗО по исследуемой проблеме, с которыми они выступают на мето-добъединениях и конференциях.

Однако в последние годы резкое ухудшение финансово-экономического состояния образования в России оказало отрицательное, деструктивное влияние на практическое решение проблемы по изучению и возрождению в школах традиций адыгского прикладного искусства. Например, из-за отсутствия средств не издается разработанные автором исследования учебное пособие для учителей ИЗО "Адыгский народный орнамент в начальной школе". Но несмотря на это, научно-педагогическая и методическая работа в указанном направлении не прекращается; в контексте постоянной научной проблемы систематически проводятся курсы повышения квалификации учителей ИЗО и МХК, осуществляется широкая пропаганда передового педагогического опыта учителей искусства по исследуемой проблеме, ведется разработка новых учебно-методических пособий, проводится аттестация педкадров учителей ИЗО и МХК в аспекте их профессиональной подготовки по проблеме изучения и возрождения в образовательном учреждении адыгской художественной культуры и культур и диаспор Республики Адыгея.

Уместно отметить, что проблема возрождения народных ремесел была поставлена еще в трудах известного английского поэта и дизайнера Уильяма Морриса и не утратила своей актуальности спустя столетие на рубеже XX-XXI вв.

Учитывая актуальность, практическую значимость и новизну данного исследования, опираясь на полученные исследовательские результаты, мы сформировали следующие выводы:

1. Изучение, возрождение и развитие традиций адыгского народного прикладного искусства (как и народного искусства других диаспор Республики Адыгея) по-прежнему сохраняет свою актуальность, что подтверждается и государственными нормативно-правовыми актами, одним из которых является постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1997г. О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации, в котором намечена разработка федеративной целевой программы Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2000 года.

В этом же постановлении предусматривается разработка программ обучения учащихся общеобразовательных школ приемам изготовления художественных изделий, а также оказание помощи в реализации указанных программ. Следовательно, в аспекте данного исследования открывается широкое поле деятельности, для разработки и внедрения новых программ по возрождению других художественных ремесел адыгов и прикладного искусства многочисленных диаспор Адыгеи.

2. Разработанные научно-педагогические параметры повышения квалификации учителей ИЗО Республики Адыгея в контексте возрождения и развития традиций адыгского народного прикладного искусства имеют весомую практическую значимость и являются фундаментальной основой их перспективного развития в русле указанного постановления Правительства Российской Федерации, в общем процессе культурно-созидающей функции современной школы.

3. Новизна материалов данного диссертационного исследования заключается в том. что в нем впервые масштабно затронута актуальная проблема возрождения народного искусства адыгов и его использование в педагогическом процессе по воспитанию эстетически развитой личности, формированию Человека культуры. Исследование является научной основой для разработки в перспективе системы художественно-эстетического образования учащихся 1 -11 -х классов на материале интегрирования адыгской художественной культуры и этнокультур других диаспор Республики Адыгея.

4.Разработанные на основе концептуального обоснования преподавания ИЗО, учебная программа "Изобразительное искусство и художественные ремесла" (1-4 кл.) и национально-региональный компонент "Основы традиционной и современной художественной культуры Адыгеи в преподавании ИЗО" стали новой вехой в художественно-педагогическом пространстве Республика Адыгея, определившими новое направление в изучении художественной культуры автохтонного адыгского этноса. Это новое направление художественно-эстетического образования на материале адыгского народного искусства создало благоприятные условия для взаимообогащения культур разных народов Адыгея, и формирования культуры межнациональных отношений.

5. Фундаментальной основой в создании системы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО в контексте возрождения адыгской художественной культуры стали разработанные в процессе исследования научные принципы, обусловившие построение структуры и наполнение содержания всех курсовых программ и учебно-тематических планов курсов по изучению адыгского прикладного искусства и художественных ремесел.

6. Разаработанное в ходе исследования учебно-методическое пособие "Адыгский народный орнамент в начальной школе", содержание которого изучалось на всех курсах повышения квалификации, начиная с 1992 г., создало условия для системного подхода в изучении НДПИ богатой орнаментальной культуры адыгов и воспитания на этой основе художественного вкуса учащихся.

7. Данное исследование по существу не является замкнутым в границах образовательного пространства Респспублики Адыгея, оно нацелено на тесное научное сотрудничество с учеными Кубани и других республик народов Кавказа (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Абхазии) по проблемам возрождения и развития народного искусства, приобщения к его художественным ценностям учащихся школ как эффективному пути передачи духовного опыта от старших поколений к младшим (обмен опытом, научные конференции, симпозиумы и т.д.). Материалы исследования могут быть использованы и в других национальных регионах России, подобных Республике Адыгея, где эта проблема еще не нашла научного обоснования и практического решения.

8. Проведенное исследование создало предпосылки для дальнейшей интенсивной начно-методической работы по созданию соответствующего учебно-методического комплекса, направленного на эффективное решение задач по возрождению и развитию традиций прикладного искусства адыгов в школах и внешкольных учреждениях региона.

В рамках данного исследования рекомендуется МН и О Республики Адыгея создание комплектов диафильмов, слайдов, видеофильмов, учебных плакатов, учебно-методических пособий по адыгскому прикладному искусству, народному искусству других этнокультур и диаспор Адыгеи.

В практическом решении этой задачи целесообразно в перспективе объединение усилий ученых Адыгейского государственного университета и Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Следовательно, в диссертационном исследовании заложены потенциальные научно-педагогические основы, рассчитанные на дальнейшее, перспективное совершенствование художественно-эстетического воспитания подрастающих поколений на богатейших национальных традициях возрождаемых этнокультур Республики Адыгея.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ланин, Александр Михайлович, Майкоп

1. Авербах Л.А. Народное декоративно- прикладное искусство// Культура и быт колхозного крестьянства Адыгейской автономной области. - М.- Л., 1964.- С. 196- 208.

2. Азаматова М.- К.З. Адыгейский народный орнамент. Майкоп, I960.- 142 с.

3. Азаматова М.- К.З. Этнографические этюды. Майкоп, 1997.- 138с.

4. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани.- Краснодар, 1987.- 230 с.

5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М.Кантора.- М.: Эллис Лак, 1997.- 736 с.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.: Наука, 1989.- 247 с.

7. Асланова Л.А. К вопросу о формировании адыгейского орнамента // Вопросы искусства народов Карачаево- Черкессии: Сб. научных трудов.- Черкесск, 1993.-С. 23-34.

8. Асланова Л.А. Некоторые вопросы семантики адыгского орнамента // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения, Черкесск, 1991.- С. 111-117.

9. Асылханов С.А. Изучение декоративно- прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и пединститутах республики: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- М., 1985. -23 с.

10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.560 с.

11. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей// Этнографическое изучение знаковых средств культуры.- Л.: Наука, 1989. С.63- 86.

12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды.- М.: Советский художник, 1991.-348с,

13. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе. Методическая записка к работе по изобразительному икусству// Революция- искусство- дети. Материалы и документы. В 2-х ч. Ч.2-я, 2-е изд., дораб .-М .; Просвещение, 1998.-С.74-90.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет.-Нальчик; Эльбрус, 1978,- 160 с.

15. Беджанов Ю.К. Резьба по дереву в адыгейском народном искусстве// Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин.-Краснодар, 1975.-С. 114-126.

16. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие .- Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского пед-та, 1993.-100 с.

17. Берсиров Б.М. Национальные традиции народов Адыгеи // Национальные традиции народов Адыгеи : генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции.- Майкоп, 1994.-С. 6-14.

18. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов: С древнейших времен до XVI века.- Нальчик : Эльбрус, 1996.-248с.

19. Бехтерев В.М. Объективная психология.-М.: Науа, 1991-480 с.

20. Бешкок М.М. Адыгейский фольклорный танец.-Майкоп , 1990.-127с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.-М.: Политиздат, 1990.- 413 с.

22. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях : кн. для воспитателя дет.сада.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 206 с.

23. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов// Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.- JL: Художник РСФСР, 1981.-С. 16-43.

24. Борев Ю.Б. Эстетика.- 3-е изд.- М.: Политиздат, 1981.-399с.

25. Браткова Е.И . Об этнической специфике орнамента( по результатам типологических исследований) // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии: Сб. научных трудов.-Черкесск, 1993.- С.3-23.

26. Бромлей Ю.В. , Подольный Р.Т. Человечество-это народы.-М.: Мысль, 1990.-391 с.

27. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе.- Майкоп, 1987 .-190с.

28. Бузаров К,И. , Ашинов Ю,С. Роль литературы в формировании культуры межнациональных отношений у школьников// Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи. Материалы научно-практической конференции.-Майкоп, 1992.- С. 112-119.

29. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : Афтореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.-Краснодар : ЮГУ, 1998.-19с.

30. Вакуленко Е.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Учебно-методическое пособие.- Краснодар, 1997,- 46с.

31. Василенко В. М. О развитии народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л.: Художник РСФСР, 1981- С.44-59.

32. Василенко В.М. Предисловие к книге Мальбахова Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство.-Нальчик, 1984,- С.5-6.

33. Васильев Ю.В., Комраков Е.С. Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития региона // Развивающееся социально-педагогическое пространство - условие развития региона: Сб., изд- во ИПК и ПРНО МО.- М., 1994.-С.3-8.

34. Вейдле B.C. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества// Самосознание европейской культуры XX века . М. : Политиздат, 1991.- С. 268-290.

35. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока . Терминологический словарь/ Под ред. Т.Х. Стародуб,- М.: Эллис Лак, 1997.360 с.Д

36. Воронов B.C. Крестьянское искусство М.: Госиздат, 1924 .- 195 с.

37. Воронов B.C. Путеводитель по Кустарному музею ВСНХ // Музей народного искусства и художественные промыслы .- М.: Изобразительное искусство , 1972.- С. 7879.

38. Выготский Л.С. Психология искусства .- М.: Искусство , 1968,- 575 с.

39. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" адыгских (черкесских) народов.-Майкоп, 1987,-404 с.

40. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.- 104 с.

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель. 1988,448 с.

42. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство.- М.: Дет. лит., 1980,- 143с.

43. Гучев З.Л. Искусство адыгской циновки. Майкоп: Адыг. отделение Крас-нодарск. кн. изд-ва, 1990. - 127 с.

44. Декоративное искусство СССР, №8, 1975.- 58 с.47. де Моран А. История декоративно- прикладного искусства: Пер. с франц.-М.: Искусство, 1982. 577 с.

45. Дубровин Н. Черкесы (Адыге).- Краснодар, вып. 1, 1927. 108 с.

46. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М., 1996.- 16 с.

47. Елканов С.Б, Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 143 с.

48. Закон Российской Федерации об образовании // негосударственные образовательные учреждения г.Москвы: Справочник, М.: Частная школа, 1996.

49. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.- 240 с.

50. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.- М.: Наука, 1988.- 544 с.

51. История народов Северного Кавказа /Конец XVIII в.- 1917 г. /. М.: Наука, 1988.- 659 с.

52. Казанов Х.К. Культура адыгов.- Нальчик: Эльбрус, 1993.- 255 с.

53. Казанов Х.М. О содержании и смысле национальных культур // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы научно- практической конференции.- Майкоп: 1994,- С. 15-19.

54. Кишев А.С. Формирование у детей эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству // Формирование эстетического отношения к искусству: В 6-ти т. М.: АПН СССР, 1991.- С.106-109.

55. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе, №1, 1991.-С.8-15.

56. Концепция непрерывного образования //Бюллетень Гос.комитета СССР по народному образованию, №8, 1989.-С.2-12.

57. Концепция федеральной программы развития образования //Учительская газета, №2,1993.-С. 14-15.

58. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров //Педагогика, №№7-8,1992.-С.55-58.

59. Кузин B.C. Психология.-М.: Высшая школа, 1974.-279с.

60. Культурология. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576с.

61. Кушу А.Г. К вопросу изучения народного искусства адыгов //Культура и быт адыгов. Вып.Н.-Майкоп,1978.-С. 172-192.

62. Кушу А.Г. Художественные средства декоративного оформления циновок //Культура и быт адыгов. Вып.Ш.-Майкоп,1980.-С.139-162.

63. Кушу А.Г. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние //Культура и быт адыгов. Вып.УН.-Майкоп,1991.-С.289-299.

64. Кызласов J1.P., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник.-М.: Наука, 1990.-216с.

65. Левин С.Д. Беседы с юным художником. Вып. II.-M.: Советский художник, 1988.-320С.

66. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания //Культурология. XX век: Антология.-М.: Юрист, 1995.-С.654-657.

67. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый.-М.: Правда, 1988.720с.

68. Ловпаче Н.Г. Художественная керамика средневековой Адыгеи.-Майкоп, 1995.-232с.

69. Ловпаче Н.Г. Декоративные средства средневековой адыгской керамики //Сборник статей по этнографии Адыгеи.-Майкоп,1975.-С.303-328.

70. Ловпаче Н.Г. Изображение зверей в торевтике адыгов / / Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. - С. 163-198.

71. Ловпаче Н.Г.Из истории художественных средств адыгейских гончаров / / Культура и быт адыгов. Майкоп. 1977. - с. 172 - 200.

72. Ловпаче Н.Г. Художественная обработка металла у адыгов /X ХШ вв./ // Культура и быт адыгов. Вып. IV. - Майкоп, 1978. - с. 133 - 171.

73. Ловпаче Н.Г. Зарождение и развитие тамговой системы адыгов // Культура и быт адыгов. Вып. VII. Майкоп, 1989. - с. 128 - 153.

74. Ловпаче Н.Г. Этический и эстетический идеал адыга в прошлом // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994.-с. 83-94.

75. Максимов Ю.В. Родник творчества: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 126 с.

76. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

77. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик: Эльбрус, 1984. 108 с.

78. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине 19-го начала 20-го века. Нальчик, 1962. - Ш с.

79. Марграф Г.Г. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа. М., 1982.128 с.

80. Масол Л.М. Культура и искусство в системе школьного краеведения // Формирование эстетического отношения к искусству: В 6-ти т. М.: АПН СССР, 1991. - т. 2-й, с. 201 -206.

81. Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня. / Пер. с адыг. М.: Сов. Россия, 1983.- 224 с.

82. Меретуков М.А. Кустарные промыслы и ремесла у адыгов // Культура и быт адыгов: Вып. IV. Майкоп, 1981. - с. 3 - 96.

83. Меретукова Хагурова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе "Нарты" // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 117 - 121.

84. Методическое письмо о новом учебно методическом комплекте для трехлетней начальной школы системы развивающего обучения Л.Б.Эльконина - В.В. Давыдова / Вестник образования, №№ 4-5, апрель - май. - М., 1992. - с. 60 - 83.

85. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев /. М.: Рос. Энциклопедия, 1997. - т. 1-й, А - К. - 671 е., т. 2-й, К-Я. - 719 с.

86. Мурадова Э.Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Фрунзе, 1968. - 19 с.

87. Нагайцева Л.Г. Адыгские народные танцы. Нальчик: Эльбрус, 1986. - 144с.

88. Нарты. Адыгский героический эпос. М.: Наука, 1974. - 415 с.

89. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.

90. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

91. Никитина Ф.Г. Элементы народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников / Из опыта работы школ Адыгейской автономной области /. Ав-тореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Тбилиси, 1974. - 21 с.

92. Новиков Т.В. Непрерывное педагогическое образование в регионе: проблемы развития / / Развивающееся социально педагогическое пространство - условие развития региона. - М.: изд-во ИПК и ПРНО МО, 1994. - 24 с.

93. Окладников А.П. К вопросу о происхождении искусства. С.Э. " 2, 1952,- С.3.22.

94. Основы законодальства Российской Федерации о культуре /Российская газета, №248, 1992.-С. 5-6.

95. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школн. кружков. / Ю.В.Максимов, В.А.Барадулин, Б.И.Коромыслов и др., Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1979. - 320 с.

96. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 79 с.

97. Панеш Э.Х. Холодное оружие адыгов / к вопросу об эволюции /. //Памятники традиционно бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа.-Л.: Наука, 1989.-С.61 -71.

98. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа - Пресс, 1998.-512 с.

99. Плюхин В.У Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 174 с.

100. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

101. Проект "Развитие национальной школы". М.: МО РФ, 1994. - 5 cv

102. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. М.: ГИХП, 1958. - Т. 2-й, -445 с.

103. Пшизова Р.Х. Музыкальная культура адыгов / народно песенное творчество: жанровая система/. - Диссертация на соискание ученой степени канд. искусствоведения.- М., 1996. - 159 с.

104. Равдоникас Т.Л. Очерки по истории одежды населения Северо Западного Кавказа / V в до н.э. - конец XVII в./. - Л.: Наука, 1990. - 138 с.

105. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985. - 192 с.

106. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Казань, 1973. - 24 с.

107. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е, дополн. М.: Музыка, 1972.166 с.

108. Рерих Н.К. Держава света: Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.- 285 с.

109. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. /Гл. ред. В.В Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1-й, А- М. - 608 е., т. 2-й, М-Я, 1999. -672 с.

110. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. - 792 с.

111. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно- прикладного искусства в советской школе / 1917- 1988 гг./ Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед.наук.-М.: 1988.- 16с.

112. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство.- М.:Просвещение, 1968.- 296 с.

113. Сефербий Сиюхов- Адыгский просветитель.- Составители: К.И.Бузаров и Аз.К.Бузаров.- Майкоп,- 1991.- 188 с.

114. Словарь русского языка: В 4-х т./ 3-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1985-1988.- Т.4-Й, С-Я, 1988.- 800 с.

115. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед.наук.- М., 1976.- 264 с.

116. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

117. Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз., 1992.- 740 с.

118. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII- Ххвв.- М.: Наука, 1989,- 288 с.

119. Студенецкая Е.Н. Циновки народов Кавказа// Культура и быт адыгов. Вып. II,- Майкоп, 1978,- С.118-129.

120. Сукунов Х.Х. , Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп: РИПО "Адыгея", 1992.- 305 с.

121. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радяньска школа, 1973.244с.

122. Схаляхо А.А. Нартский эпос неиссякаемый источник духовной жизни адыгов // Нартский эпос и кавказское языкознание / Материалы VI Междунардного майкопского коллоквиума Европейского общества кавказологов/. Майкоп, 1994.- С.39-47.

123. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры.- Нальчик: Изд. центр "Эль- фа", 1997.- 226 с.

124. Фомина Н.Н. Московский центр художественной культуры и образования// Искусство в школе, №5, 1993.- С.7-9.

125. Фролова Е.Н. Чистый источник.- М.:Мол. гвардия, 1990.- 207 с.

126. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 415 с.

127. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (на материале Марийской АССР). Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- М., 1980.- 22 с.

128. Хан- Гирей. Записки о Черкессии.- Нальчик, 1987.- 333 с.

129. Хараев Ф.А. Дух, душа и будущность.- Нальчик, Издательский центр "Эльфа", 1996,- 424 с.

130. Хасанов Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук.- Ташкент, 1970.- 19 с.

131. Хворостов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе.- 2-е изд., пе-рераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988.- 233 с.

132. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности/ основные положения, исследования и применение/.- Спб. Питер Пресс, 1997.- 608 с.

133. Шадова Л.П., Тохова С.М. Нравственные идеалы адыгов и их использование в современном воспитании детей //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность , и проблемы воспитания.- Майкоп, 1994.- С.174-177.

134. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе.- Киев: Рад. школа, 1985.144 с.

135. Шиллинг Е.М. Адыгейские национальные узоры// Искусство, №3, 1940.-С.155- 160.

136. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая история искусств.- М.: Прогресс, 1980.247 с.

137. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика.- Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжное изд-ва, 1989.- 336 с.

138. Шоров И.А. Реализация адыгской народной педагогики в современном воспитании// Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания./ Материалы первой научно- практической конференции/.- Майкоп, 1994.-С.23-35.

139. Шоров И.А. Эпос "Нарты"- энциклопедия воспитания/ Эхо, Джэрпэджэжь/, №5, октябрь, 1993.- С.5.

140. Шу Ш.С. Народное искусство адыгов/ Эхо, Джэрпэджэжь/, №2, февраль, 1993.- С.6.

141. Эксперимент в школе: организация и управление. Под. ред. доктора пед. наук М.М.Поташника. Рекомендации для руковод. школ и учителей.- М., 1992.- 214 с.

142. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюкова/. -М.: Педагогика, 1983.- 416 с.

143. Эстетика: словарь/ Под.общ. ред. А.А.Беляева и др./.- М.: Политиздат, 1989.-'447 с.

144. Ягодин Г. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования/ Учительская газета, №151, 22.12.1988.- С.1- 4.

145. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги.- Нальчик: Лейтер- Ибн- Марат, 1993.-204 с.

146. Ямбург Е.А. Педагогическая философия адаптивной модели школы// Мир образования, №6, 1996.- С.46-53.1. Рецензии

147. Абакумова Е.В. Рецензия на учебную программу по изобразительному искусству для адыгейской национальной школы, разработанную методистом Республиканского ИУУ А.МЛаниным.- 1992.- 3 с.

148. Ловпаче Н.Г. Отзыв на учебную программу /экспериментальную/ для 1-4 классов Адыгейской национальной школы "Изобразительное искусство и художественные ремесла/ Составитель А.М.Ланин/.- 1992.- 2 с.

149. Шеуджен Ю.Г. Рецензия на учебную программу /экспериментальную/для 14 классов национальной школы "Изобразительное искусство и художественные ремесла", составленную методистом Республиканского ИУУ А.МЛаниным.- 1992.-2 с.