автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку
- Автор научной работы
- Русскина, Галина Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку"
Министерство образования Российской Федерации
Ленинградский государственный областной университет им. А.С. Пушкина
На правах рукописи
\
РУССКИНА ГАЛИНА ИВАНОВНА
Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
I
1 АВТОРЕФЕРАТ
I диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 2003 год
Работа выполнена на кафедре педагогики Ленинградского государственного областного университета им. A.C. Пушкина
Научный руководитель:
Ведущая организация:
Институт образования взрослых Российской академии образования.
Защита состоится 21 октября 2003 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.106.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук в Ленинградском государственном университете им. A.C. Пушкина по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 10, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина.
Автореферат разослан 20 сентября 2003 г.
кандидат педагогических наук, доцент
Литвинцева Вера Тимофеевна
Научные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Седова
Нелля Владимировна
Ермолаева
Марина Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
Г.А. Гонтарева
2ооЗ-А
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Образование сегодня ориентировано на решение актуальнейшей задачи: как в условиях обновления общества, пересмотра социальных и нравственных ценностей подготовить профессионала, способного обеспечить духовное развитие молодежи.
Подготовка духовно богатого педагога в современной высшей школе должна стать процессом нравственного совершенствования личности студента на основе его приобщения к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, процессом формирования у будущего специалиста ценностно-ориентационной основы для жизнедеятельности и самоопределения, процессом развития духовных потребностей, интересов.
Научный поиск решения проблемы духовного развития будущего учителя- профессионала направлен на разрешение противоречий, характерных для сложившейся образовательной ситуации, среди которых достаточно назвать такие, как:
• противоречие между возросшими требованиями к специалисту нового времени и традиционным подходом к профессиональной подготовке учителя,
• противоречие между потребностью в духовно богатом педагоге и недостаточной разработанностью в психологической и педагогической науке данного вопроса,
• противоречие между профессиональными знаниями и уровнем приобщения студентов к современной культуре и др.
Преобразование социально-экономической и культурной жизни страны обусловили появление новых ценностей образования, вызвали к жизни новое парадигмальное осмысление образования - в контексте культуры, - однако вузовская подготовка все еще продолжает ориентироваться на собственно педагогическое обеспечение процессов обучения и воспитания.
Образование как сложный культурный процесс привлекал и привлекает отечественных философов, социологов, психологов, педагогов, которые исследуют его различные аспекты. Значительный вклад в разработку его культурных основ внесли М.М.Бахтин, Е.П.Белозерцев, В.С.Библер, Л.С.Выготский, М.К.Мамардашвили и др. Их работы укрепили связь культурной антропологии с современной педагогикой.
Теоретико-методологические основы формирования личности педагога раскрываются в работах О.А.Абдуллиной, С.Г.Вершловского, З.И.Васильевой, В.И.Загвязинского, И.А.Колесниковой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, А.И.Щербакова и др.
С позиции гуманитарно-аксиологического подхода ставят и исследуют проблему И.Ю.Алексашина, Е.И.Артамонова, Е.В.Бондаревская, Е.П.Велахов,
В.В.Горшкова, В.П.Зинченко, И.А.Колесникова, М.К.Мамардашвили, А.С.Роботова, Ю.В.Сенько, Е.П.Тонконогая и др.
Взаимодействие культуры и образования как целого и части рассматривается в работах Г.С.Батшцева, Н.Б.Крыловой, Ю.М.Лотмана, Н.Д.Никандрова, П.Г.Щедровицкого, Н.Е.Щурковой и др. Авторы ведут речь о культурной парадигме образования, которая, по их убеждению, ориентирована на базовые культурные ценности, выступающие в качестве целей образования. Обучающийся не столько учится, сколько интериоризирует общечеловеческие культурные ценности и идентифицирует себя с определенной культурой на основе культурного самоопределения.
Сегодня происходит смена идеала образования: от «человека образованного» к «человеку культуры» (В.С.Библер). Только ценности культуры, ставшие достоянием образования, помогут личности обрести должную духовность. Именно с образованием сегодня связываются перспективы не только экономического роста, но и интеграция в мировое сообщество, возрождение национальных традиций, духовность народа.
Проблема подготовки педагога-специалиста нового времени, способного к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению, готового к выполнению профессиональных и специальных функций как носителя культуры сегодня стоит особенно остро. При всем многообразии, разносторонности решения задач профессиональной подготовки учителя еще не разработана целостная теория развития духовной культуры педагога, необходимость в которой, безусловно, назрела в связи с ростом значимости образования в жизни современного общества.
Все выше сказанное позволило определить выбор темы исследования: «Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку».
Объект исследования: духовные ценности в профессиональной подготовке будущих учителей.
Предмет исследования: приобщение студентов к духовным ценностям в процессе изучения иностранного языка (английский язык).
Цель диссертационного исследования: теоретически обосновать и апробировать ледагогические условия приобщения студентов к духовным ценностям.
Гипотеза исследования:
Приобщение студентов к духовным ценностям будет протекать успешно, если:
• в курсе иностранного языка (английского) будут актуализированы аксиологические идеи учебной информации на основе лингвострано-ведческих реалий;
• процесс обучения-будет, строиться с учетом системы знаний и пред-
* » * *
Ащ ■ ■ . - 4
ставлений о ценностях, приобретенных в предшествующий период;
• будет разработана модель приобщения будущего учителя к духовным ценностям, включающая в себя следующие компоненты: ценно-стно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, герменевтико-аксиологический, деятельностный и будут определены и критерии, и уровни сформированное™ духовных ценностей студентов;
• будет обеспечиваться диалогичность структуры образовательной деятельности, разворачивающейся как процесс общения субъектов и как диалог культур.
Задачи:
1. проанализировать теоретические источники по проблеме духовных ценностей и обосновать понятийный аппарат исследования;
2. определить аксиологические возможности образования в обеспечении духовного развития будущего учителя;
3. обосновать отбор лингвострановедческого материала с целью приобщения студентов к духовным ценностям при изучении английского языка;
4. выявить уровень ценностных ориентации студентов и разработать содержательно - процессуальную модель и условия приобщения будущих учителей к духовным ценностям;
5. разработать и экспериментально проверить программу спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» с целью приобщения студентов к духовным ценностям.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• философские идеи теории ценностей: Е.П.Белозерцев, В.С.Библер, Е.Г.Вершловский, О.Г.Дробницкий, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др.;
• психологические идеи теории деятельности: К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Афанасьев, Г.С.Батищев, Л.С.Выготский, В.В.Горшкова, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, Н.Д.Талызина и др.;
• идеи гуманизации образования и концепции их реализации в профессиональной подготовке будущего учителя: Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, В.Г.Воронцова, В.В.Горшкова, В.И.Загвязинский, И.А.Колесникова, И.Л.Кузьмин, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына и др.;
• лингвострановедческие идеи: Л.Г.Веденина, Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, Р.К.Миньяр-Белоручев, Г.Д.Томахин и др.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
• теоретический анализ литературы с целью выявления различных то-
чек зрения философов, социологов, психологов, педагогов на исследуемую проблему;
• эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, экспресс - интервьюирование, изучение работ студентов), которые позволили получить количественные данные об изучаемом предмете;
• метод моделирования для построения модели приобщения студентов к духовным ценностям;
• опытно-экспериментальная деятельность по определению эффективности предложенной модели;
• статистические методы;
• ретроспективный анализ собственной работы.
База исследования: факультет иностранных языков, историко-филологический факультет и факультет математики, физики и информатики Бокситогорского филиала Ленинградского государственного университета им. А. С.Пушкина.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в период с 1997 по 2002 гг. На первом, поисковом, этапе (1997-1998) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по исследуемой теме, диссертационные исследования за последние 10 лет, анализировался собственный опыт школьной и вузовской работы в данном направлении. Был определен понятийный аппарат исследования; проведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ лингвострановедческих материалов; сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе, поисково-практическом (1998-2000), проводилось обобщение теоретического материала. Разрабатывалась программа курса лин-гвострановедения и спецкурса, велся отбор лингвострановедческого материала, выполнен констатирующий эксперимент, определялись педагогические условия приобщения к духовным ценностям студентов педагогического вуза.
На третьем этапе (2000-2002) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализ результатов эксперимента, оформлялись материалы диссертационного исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации для педагогов, студентов, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• обоснование особенностей отбора лингвострановедческого материала для формирования ценностных отношений к культуре страны изучаемого языка и своей собственной и раскрытие аксиологического потенциала английского языка в профессиональной подготовке учителя;
• разработка модели приобщения студентов к духовным ценностям и
показ на теоретическом и практическом уровне возможности овладения определенным содержанием духовной культуры в процессе профессиональной подготовки;
• разработка критериев и определение уровней сформированное™ духовных ценностей будущих педагогов;
• разработка и теоретическое обоснование, проверка опытно-экспериментальным путем педагогических условий для эффективного приобщения студентов к духовным ценностям, в основу которых положены культурологический, креативно-ценностный, гуманистический и деятельностный подходы;
Практическая значимость исследования:
• использование результатов в организации учебно-познавательного процесса, ориентированного на развитие ценностного отношения к специальным знаниям в условиях педагогического университета, а затем дальнейшем транслировании в образовательный процесс школы;
• полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы положены в основу научно-методических рекомендаций;
• предложен практический вариант реализации аксиологического подхода в подготовке учителя иностранного языка путем использования апробированного нами спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» на основе лингвострановедческих реалий;
• материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки педагогов, при создании спецкурсов и в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается:
• исходными методологическими позициями;
• применением комплекса методов, адекватных исследуемому объекту с опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей;
• количественным и качественным анализом экспериментальной работы;
• подтверждением гипотезы исследования, его результатами и выводами.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплинам «Введение в лингвострановедение», «Практический английский язык» и спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» на историко-филологическом факультете, на факультете математики, физики и информатики и факультете
иностранных языков Бокситогорского филиала Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. О результатах и выводах исследования докладывалось на заседаниях научно-методического семинара кафедры, на Совете института, на межвузовских научно-теоретических и практических конференциях с международным участием, на курсах повышения квалификации учителей и классных руководителей региона, а также публикациях автора.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Аксиологизация учебной информации, выступая ведущей тенденцией высшего профессионального образования, является основой спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?», построенного на диалоге двух культур: культура страны изучаемого языка и культура родной страны, определяющих духовность личности.
2. Содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям предложенной модели включает следующие уровни: ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, герменевтико-аксиологический и деятельностный.
3. Приобщение к духовным ценностям рассматривается как процесс и как результат, характеризующийся открытостью, выработкой собственной позиции на основе устойчивой системы ценностных ориента-ций, определяющих профессиональную позицию будущего учителя.
4. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранным языкам связано с созданием комплекса педагогических условий (аксиологизация учебной информации, диалог культур, активная позиция студентов и т.д.), способствующих духовно-нравственному обогащению личности для успешной самореализации в профессиональной деятельности, в основу которой положены культурологический, креативно-ценностный, гуманистический и деятельностный подходы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цель, объект, предмет исследования, его задачи, методологические и теоретические основы, его научная новизна и практическая значимость.
Первая глава диссертационного исследования «Теоретические основы приобщения будущих педагогов к духовным ценностям» содержит методологические предпосылки решения исследуемой проблемы, в ней рассмотрены
сущностные характеристики используемого понятийного аппарата такие, как «духовность», «ценность», «духовные ценности», «аксиологические характеристики образования», ценностные реалии курса «Введение в лингвострано-ведение».
Авторская позиция в изложении сущности обозначенных понятий определяется следующими теоретическими положениями философии, аксиологии, психологии и педагогики о личности и путях ее развития:
• первое положение касается философской концепции человека как результата социально-культурной эволюции и как носителя социальных ценностей. Только человек обладает уникальной способностью познания и преобразования мира, самопознания и саморазвития. Каждое общество формирует свой эталон личности, вырабатывая у нее адекватное отношение к социальным ценностям, детерменирующим процесс ее социализации;
• второе положение связано с аксиологическим подходом к сущности личности. Человек живет в системе ценностей, и в зависимости от того, какую именно систему ценностей он исповедует, складываются его взгляды на мир;
• третье положение связано с позицией психологической науки о том, что личность имеет многоуровневую организацию, в которой направленность - ее отношение к обществу, к культуре, к другим людям, к себе, к своим обязанностям - выступает высшим и ведущим уровнем. Только личность характеризуется направленностью - системой потребностей, ингересов, идеалов, убеждений;
• четвертое положение связано с идеей об абсолютной ценности образования, возвращающегося сегодня в контекст культуры и выдвигающее на первое место его гуманитарную функцию;
• пятое положение касается принципа единства сознания и деятельности. Только в деятельности как активности субъекта реализуется присущий человеку способ отношения к миру, к системе ценностей; только личность характеризуется активностью - стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, расширить сферу деятельности.
Категория «ценность» относится к числу тех понятий, значение которых важно не только для философии, социологии, психологии, но и педагогики. В главе прослеживается становление философского представления о ценностях и духовности.
В последние годы, понятие «духовность» стало одним из самых популярных, однако справочные издания не дают ответа относительно значения этого понятия. Чаще в философии используют понятия «дух» и «душа», что и позволило философии утверждать два фундаментальных типа духовности: ра-
циональный (Р.Декарт, Г.Гегель, французские материалисты XVIII века) и иррациональный (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, Н.Лосский, экзистенциалисты). Отсюда сделана попытка определить духовность как врожденную двойственную ориентированность человека на выход за пределы своего бытия и одновременно на восстановление непосредственной связи с окружающим миром и с самим собой (Р.А.Зобов, Л.И.Сугакова).
Русская философия Х1Х-ХХ веков (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, С.А.Франк) понимает духовность как врожденное стремление человека к выходу в другие сферы, к другим людям и к самому себе и находит свое наиболее полное выражение в религии. Исторически, как видим, сложились две точки зрения на сущность духовности: теологическая и светская.
Для исследования чрезвычайно важным явилось осмысление современными философами, социологами, педагогами (Е.П.Белозерцев, Г.Э.Бурбулис, Ю.П.Вяземский, Е.И.Исаев, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.И.Слободчиков, Н.Е.Щуркова и др.) феномена духовности, путей ее формирования. Ими представлено несколько подходов к оценке духовности. Одни связывают духовность с нравственностью, другие - с разумом, третьи - с гуманизмом, четвертые рассматривают духовность как самоорганизацию человека.
Категория «духовность» относится к числу таких понятий, категориальный статус которых еще не признан. При всем многообразии подходов к ее пониманию следует выделить основные: духовность - это сложное психическое образование, проявляющееся в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе гуманизма, добра, истины, красоты и строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Духовность -это личностное качество, которое не дается изначально, она связана с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами личности и формируется в ходе освоения человеческих ценностей.
Категория «ценность» используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, а также идей, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают в качестве эталонов должного. Основными характеристиками «ценности» выступают такие, как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Психологи рассматривают ценности как элемент структуры личности, в которую входят потребности, интересы, убеждения, отношения и т.д. Проявляются и выявляются ценности в ходе активного взаимодействия человека с миром. Наиболее актуально сегодня в педагогике, как и социологии, выделение общечеловеческих ценностей (В.А.Караковский, А.В.Кирьякова, Н.Е.Щуркова и др.). Однако предметом пристального внимания становятся духовные ценности, которые, по мнению мыслителей, составляют сущность
цивилизации. Именно ценностные доминанты культуры и определяют содержательно-смысловую сторону формирования духовных ценностей личности.
Современное человекознание обогатилось большим количеством подходов и концепций по развитию теории ценностей. В настоящее время человечество объединяется в решении проблем современности и теория ценностей в связи с этим получает особое актуальное звучание. Категория «ценность», являясь базовой для аксиологии, имеет методологическое значение для педагогики.
Результатом анализа философских, социологических и педагогических источников (Н.А.Бердяев, В.Г.Горбачев, О.Г.Дробницкий, В.А.Караковский,
A.В.Кирьякова, Н.О.Лосский, В.Н.Сагатовский, В.С.Соловьев, В.Г.Тугаринов,
B.А.Ядов и др.) явился вывод о том, что
• теория ценностей развивалась далеко неоднозначно, существуют различные направления в определении самого понятия «ценности», классификации ценностей и т.п.;
• раскрывая сущность понятия «ценность», большинство ученых обращают внимание на две стороны: с одной, ценности связаны с объектами реальности, способными удовлетворить потребность человека и общества, а с другой - с оценкой существующего, выделяя такие характеристики, как значимость, полезность, целесообразность. Отсюда следует, что ценность отражает отношения между объектом и субъектом. Следовательно, о ценностях идет речь тогда, когда общественное бытие человека рассматривается в плане объект-субъектных отношений;
• понятие «духовные ценности» развивалось в русле и религиозно - антропологического направления (Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, П.Ф.Флоренский), и культурно-антропологического (С.И.Гессен, К.Д.Ушинский), и социального (С.Ф.Анисимов, В.Н.Шардаков);
• трактовка самого понятия «духовные ценности» с позиции содержательной и сущностной и в дореволюционной и отечественной философской и педагогической мысли обозначала общечеловеческие аксиологические ориентиры: Человек, свобода, истина, красота, добро, труд, мир и др. Мир ценностей многообразен и богат. Эволюция ценностей происходит постоянно. Система ценностей не статична, находится в развитии, наполняясь новым содержанием.
В процессе анализа разнообразного круга источников мы пришли к заключению о том, что духовные ценности - это предпочтения определенных культурных образцов, социальных и нравственных идеалов и смыслов, связанные с интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой стороной деятельности личности и проявляющееся в отношениях к людям, обществу, миру.
Переосмысление ценностных ориентиров и самим обществом и субъектами, его составляющими, - это исторический процесс. В многообразном мире особую духовную ценность представляет, безусловно, образование - важнейшая отрасль духовного производства.
Анализ научной литературы дает основания выделить следующие блоки аксиологических смыслов образования, на которых и выстраивается наша опытная работа:
• социально-политические ценности образования, нашедшие отражение в документах правительства, например, в Законе РФ «Об образовании» (бесплатность, доступность, всеобщность);
• интеллектуальные ценности - познавательная активность, творчество учителя и творчество ученика, самостоятельность и т.п.;
• нравственные ценности - гуманизм, демократизм, личностная значимость, субъект-субъектные отношения, гуманистический стиль жизни и т.п., что позволило нам обозначить аксиологические возможности обучения иностранному языку в экспериментальной работе:
- культурологическое содержание образования, его гуманистическая направленность;
- образование как сфера деятельности субъектов, в которой реализуется присущий человеку способ отношения к миру;
- диалогичность структуры образовательной деятельности, ее креативность и рефлексивность.
В главе поставлена и решена задача отбора реалий, имеющих аксиологическую значимость, воспитывающее значение и пополняющих знания студентов о культуре страны изучаемого языка.
Последний параграф главы предлагает на основе анализа литературы по лингвострановедению и методике преподавания языка (Е.И.Верещагина, А.В.Кирьякова, В.Г.Костомаров, Л.Н.Жирнова, Д.Г.Мальцева, В.М.Мосиенко, Г.Д.Томахин и др.) отбор и классификацию реалий для приобщения студентов к духовным ценностям через культуру другого народа.
Изучение иностранного языка не только обеспечивает языковую подготовку и лингвистическое развитие, но и формирует у студента открытость по отношению к другим культурам, к представителям этих культур, толерантность, приобщает будущего учителя к общечеловеческим ценностям на основе принципов гуманитарного, «другодоминантного» общения.
Лингвострановедческие знания многими учеными (А.В.Кирьякова, Г.В.Белая, Л.В.Мосиенко и др.) рассматриваются (и мы разделяем их точку зрения), как «совокупность духовных и материальных ценностей, достигнутых народом в процессе своего исторического развития, а значит, его достижения в науке, общественной и социальной жизни, обычаи и традиции, морально-этические и психологические установки и ориентации, отраженные в
слове» (Мосиенко Л.В. Аксиологизация лингвострановедческих знаний как фактор развития ценностных ориентаций будущего педагога. Дис. ...канд.пед.наук. - Оренбург, 1999).
При отборе реалий для приобщения студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку мы исходим из следующего:
• совокупность сведений, предлагаемых студентам, должна быть представлена как целостный мир культуры страны изучаемого языка;
• реалии должны иметь аксиологическую значимость, отражая ценностные ориентации народа;
• реалии должны формировать у студентов ценностные представления о быте, культуре, истории, традициях и обычаях страны изучаемого языка и через них - приобщение к национальной культуре своей страны.
Нами выделены четыре основных группы реалий, отражающих такие сферы жизни, как материальную, духовную, организационную, поведенческую. На основе этого отбора реалий был разработан спецкурс «Культура Англии. Кто есть кто?» и внесены коррективы в программу «Введение в лин-гвострановедение» с целью аксиологизации содержания образования.
Во второй главе излагается опытно-экспериментальная работа по созданию условий для приобщения студентов к духовным ценностям в процессе изучения ими английского языка: определяется терминологический статус общеупотребительного слова «приобщение», предлагается модель приобщения к духовным ценностям, анализируются результаты диагностики сформированное™ духовных ценностей студентов, определяются педагогические условия, обеспечивающие достижение цели исследования, делаются выводы.
Анализ позиций В.В.Горшковой, В.А.Караковского, Н.Б.Крыловой, Н.И.Мироновой, А.И.Новиковой, Н.Е.Щурковой и др. убеждают нас в том, что приобщение выходит за рамки социализации и рассматривается ими как процесс вхождения личности в мир науки, в мир культуры, искусства. Наиболее полно и основательно данное понятие представлено в работах В.В.Горшковой, где автор доказывает не только право на существование данного термина, но и раскрывает его гуманистический потенциал.
Результатом анализа работ стал наш вывод о том, что приобщение - это и процесс, и результат, это постоянное присвоение ценностей, открытый процесс, несущий с собой новообразование, индивидуализацию, действия, направленные на выработку собственной позиции. Приобщение нельзя рассматривать только как передачу информации и усвоение ее, хотя это и важно для духовной деятельности. Ценность передать нельзя, ее можно либо не принять, либо принять в совместной деятельности, в диалоге и прийти к собственному решению и поэтому приобщение к духовным ценностям следует рассматри-
вать в креативном контексте.
Мы исходим из положения о том, что процесс формирования духовных ценностей проходит обязательных три этапа: ориентация - приобщение - саморазвитие. Первый этап совпадает с изучением иностранного языка в школе, когда реалии культурологического содержания представляют только ориентиры для формирования определенного отношения к ценностям. Второй этап - приобщение - наиболее интенсивно выпадает на период обучения в вузе и продолжается всю сознательную жизнь человека. На этом этапе аксиологические реалии составляют содержание самостоятельной деятельности, самостоятельного поиска истины и приводят к выработке собственной позиции, становятся индивидуальными ориентирами в море ценностей отечественной и зарубежной культуры. И как результат этого движения - саморазвитие.
В диссертации представлена содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям как уровневая модель концептуального единства знания и деятельности, в которой выделены следующие компоненты:
I. ценностно-ориентационный (уровень исходных знаний)
И. когнитивно-интеллектуальный (уровень осознания)
III. герменевтико-аксиологический (уровень интерпретации)
IV. деятельностный (уровень деятельности)
Ценностно-ориентационный компонент выступает исходным началом для приобщения студентов к духовным ценностям и позволяет выявить уровень сформированности ценностных отношений как ориентира для последующей совместной деятельности и определения содержательной стороны процесса.
Когнитивно-интеллектуальный компонент предполагает овладение студентами системы знаний, связанных с культурой страны изучаемого языка, что обеспечит вхождение студента в мир ценностей и отношений. Данный уровень включает знания английской художественной культуры, искусства, что способствует ориентации в категориях пространства и времени как универсальных категориях в познании окружающего мира, обращает студента и к наличностным ценностям бытия.
Герменевтико-аксиологический компонент требует как осмысления, так и интерпретации полученных знаний, что ведет к субъективной оценке явлений и фактов. Уровень понимания характеризуется тем, что будущий учитель осознает поликультурность действительности, пытается дать оценку феноменов культуры. На этом этапе происходит коррекция субъективных оценок, соотнесение их с имеющимися озарениями, рефлексия. Появляется потребность построить свой собственный опыт.
Деятельностный компонент связан с репродуктивными, поисковыми и креативными формами действий. На этом этапе у будущего учителя опреде-
ляются индивидуальный стиль педагогической деятельности, возникает потребность в расширении знаний, собственного духовного развития.
Каждый уровень выводит студента на новый этап приобщения к духовным ценностям, который в диссертационном исследовании рассматриваем с позиции критериальной результативности. Критерием первого уровня должны стать духовные потребности, выступающие мотивом и стимулом дальнейшей деятельности, показателями являются: эмоциональная привлекательность, жизненная значимость. Критерием второго уровня выступает информированность в исследуемой нами области, показатели: объем, систематичность, осознанность и практичность знаний. Третий уровень связан с такими критериями, как критичность мышления - умение анализировать, оценивать, высказывать свое мнение, стремление к доказательности и обоснованности своей позиции, готовность к адекватной оценке феноменов культуры. Четвертый уровень в качестве критерия имеет потребность в самоактуализации и само-I усовершенствовании.
Для выявления представлений у студентов понятия «духовные ценности» и начального уровня их сформированности использовалось анкетирова-^ ние, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
1. под духовными ценностями студенты в своем большинстве понимают «нравственные качества, выработанные человечеством», «совокупность норм морали и поведения, принятые в обществе», «добродетели, которыми владеет нация» и т.п.;
2. приоритетными аксиологическими ориентирами для студентов стали: доброта, патриотизм, гуманизм, забота о ближних, порядочность, образование и т.п.
С целью определения уровня сформированности духовных ценностей мы использовали самооценку студентов. Им предлагалось оценить себя по шкале от 3 до 6 баллов. Анализ данных свидетельствует о том, что 19% респонден-^ тов оценили уровень сформированности духовных ценностей как низкий. 21%
- ниже среднего, то есть 40% опрошенных студентов считают, что ни семья, ни школа не сформировали у них должного отношения к духовным ценностям. 37% признаются в среднем уровне сформированности духовно-^ нравственной позиции. И только 23% считают, что уровень сформированно-
сти их духовного потенциала достаточно высок.
Работа со студентами по приобщению их к духовным ценностям осуществлялась в несколько этапов, отраженных в нашей содержательно-процессуальной модели.
На первом - ценностно-ориентационном - был выявлен наличный уровень знаний, через их актуализацию формировалась положительная мотивация и был произведен отбор содержания спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?». Отбор содержания спецкурса и курса «Введение в лингвострано-
ведение» был произведен на основе таких принципов, как культуросообраз-ность, аутентичность, субъективность и полифоничность.
Целями нашего спецкурса ябляются: приобщение студентов к духовным ценностям через формирование системно-ценностного представления о современной Англии, английской культуре, реалиях общественной, культурной и духовной жизни страны в XX веке; дальнейшее совершенствование знаний языка, пополнение словарного запаса студентов, необходимого для общения и чтения литературы в оригинале.
Спецкурс решает следующие задачи: учить студентов различать истинные и ложные ценности, аргументированно судить о фактах и деятелях типичных представителей английской и собственной культуры, персонифицировать содержание курса, т.е. знакомить с конкретными личностями, внесшими определенный вклад в создание духовных, культурных ценностей.
Отбор содержания спецкурса проводился в соответствии с его целями и задачами, с учетом психических особенностей восприятия и закономерностей формирования массового сознания. Большое место в спецкурсе отдано знакомству с реальными личностями, так как образ реальной личности нагляден и притягателен, он обладает значительным потенциалом воздействия на эмоциональную сферу.
Предлагаемые разнообразные виды деятельности дают возможность осуществлять диалог культур двух стран: Англии и России.
Решение задач первого этапа достигалось такой системой средств, которая способствовала стремлению студентов к познанию сущности предлагаемого аксиологического контекста: личностно-смысловые ситуации ценностно-смыслового характера («Выбор»), метод незаконченных предложений, тесты, поисковые задания, самостоятельная работа.
Результатом первого этапа явились: повышение интереса студентов к страноведческой литературе и другим информационным источникам о культурных ценностях Англии, возросшая активность студентов на занятиях и во внеаудиторной работе, проявление внимания студентов к диалогу культур Англии и России.
На втором этапе - когнитивно-интеллектуальном - задачи приобщения к духовным ценностям усложнялись и заключались в углублении и расширении знаний студентов об основных аксиологических категориях, в выработке алгоритма ценностной интерпретации лингвострановедческих знаний, в соотнесении культурных ценностей Англии и России. Данный этап реализовывался, прежде всего, через спецкурс «Культура Англии. Кто есть кто?». Отбор текстов осуществлялся по следующим критериям:
• аксиологическая направленность,
• достоверность,
• современность,
• тематико-ситуативная соотнесенность,
• мотивационная направленность,
• объем исследуемых реалий.
Система заданий была направлена на понимание и воспроизведение прочитанного, на развитие языковой догадки, извлечение, толкование, вовлечение в коммуникацию, участие в дискуссии, высказывания аргументированных суждений, отстаивание собственной точки зрения, на развитие навыков подготовленной и спонтанной монологической речи. Занятия предусматривали выполнение студентами заданий творческого характера: сочинения, составление анкет, деловые игры, а также разнообразные формы: беседы, лекции, семинары, видеоуроки, конференции, «круглые столы», заочные экскурсии, «встречи со сверстниками», ток-шоу, деловые игры, вечера и др.
Результаты данного этапа, отраженные в таблицах диссертационного исследования, убедительно показывают возросший объем знаний, их осознанность и критичность. Так, сравнительный анализ знаний имен великих людей Англии в различных сферах деятельности показал увеличение с 21% до 49%, а задание на «исключение лишнего» выполнили 65% студентов, в начале данного этапа их было только 17% и т.п. Более 30% студентов историко-филологического факультета выбрали для своих исследований различные факты и явления культуры Англии и России, например, «Англия и Россия: историко-культурные связи», «Народная мудрость (Англии и России) о воспитании», «Альфред Великий и Петр Великий», «Проблема детства в литературе XIX века (английской и русской)» и т.д.
На третьем этапе - герменевтико-аксиологическом - прежде всего решались задачи, связанные с развитием у студентов готовности оценивать феномены культуры как национальные, так и страны изучаемого языка, развитие умений критического, сопоставительного анализа фактов и явлений культурной жизни, умений аргументировать свою позицию. Реализация задач третьего этапа происходила в ходе практических занятий с использованием таких средств, как проблемность обучения, поисковая самостоятельная деятельность, моделирование ситуаций, игровая деятельность, диалог, что, по нашему мнению, обеспечивало на занятиях условия для свободы выбора и вариативности, творческого поиска и аргументации личной позиции.
В диссертации названы основные условия эффективности работы по приобщению студентов к духовным ценностям на этих трех этапах.
Четвертый - деятельностный - этап был связан с приобретением студентами опыта творческой деятельности. Задачи завершающего этапа заключались в развитии умений вести диалог со всеми субъектами образовательного пространства, умений адекватно оценивать себя и свой индивидуальный стиль деятельности.
Реализация этого этапа связана была, прежде всего, с педагогической
практикой в школе, в ходе которой происходит перевод внутренней позиции студента во внешний план действия: моделирование уроков, разработка программ, создание педагогических проектов.
Включенное наблюдение за студентами, беседы с ними, с учителями, анализ письменных отчетов и дневников о ходе педагогической практики позволили установить следующее:
• студенты проявили умения вести диалог с субъектами образовательного пространства: с учащимися, учителями, методистами, родителями;
• студенты показали достаточно высокий уровень сформированности умений транслировать лингвострановедческие знания учащимся, проявив творческий подход к подготовке и проведению занятий;
• студенты продемонстрировали свой индивидуальный стиль деятельности;
• у студентов выросла потребность в собственном духовном развитии;
• студенты проявили свои личные духовно-этические качества.
Результаты опытно-экспериментальной работы выразились в общей положительной динамике приобщения студентов к духовным ценностям от первого этапа до последнего:
Таблица 1.0
Результаты работы по приобщению студентов к духовным ценностям
№ Показатели критериев До эксперимента После эксперимента
1 умения анализировать, высказывать свое мнение 23% 68%
2 страноведческая и коммуникативная мотивация 23% 77%
а готовность анализировать и оценивать явления культуры Англии и России 17% 63%
4 потребность в оценке, анализе явлений культурной жизни 16% 69%
Полученные результаты являются свидетельством динамики мотивации, готовности, умений и потребности оценивать и анализировать на основе знания явлений культуры (от 22% до 70%).
Следующая диаграмма свидетельствует и о динамике самооценки студентов.
до эксперимента
после эксперимента
1 - высокий, 2 - средний, 3 - недостаточный
Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
• Педагогическая сущность проведенного исследования состоит в том,
что были найдены способы аксиологизации содержания учебной информации через лингвострановедческие реалии.
• Совокупность историко-культурных сведений как целостный мир культуры страны изучаемого языка является важным фактором подготовки студента к профессиональной деятельности.
• Аксиологический потенциал обучения иностранному языку заключается в диалоге культур Англии и России, в способах диалогического взаимодействия со студентами.
• Выявлены и апробированы следующие условия успешности процесса приобщения к духовным ценностям: разработка содержательно-процессуальной модели, диагностика уровня развития духовности студентов, опора на знания и представления о ценностях, приобретенных в предшествующий период; диалогичность образовательной деятельности, разворачивающейся как процесс общения субъектов и как диалог культур; практические занятия с использованием проблемное™, поисковой самостоятельной деятельности, разнообразных форм: беседы, конференции, «круглые столы», заочные экскурсии, ток-шоу, деловые игры и пр.
Показателями приобщения студентов к духовным ценностям являются:
• страноведческая и коммуникативная мотивация;
• информированность студентов: объем, систематичность, осознанность знаний;
• готовность анализировать и оценивать в сравнении явления культуры Англии и России;
• умения высказывать свое мнение и интерпретировать, адекватно оценивать феномены культуры;
• потребность в самоактуализации и самосовершенствовании.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы главные выводы, полученные в результате теоретического анализа указанной проблемы и экспериментальной работы, отмечено, что изучение проблемы позволило решить поставленные задачи и доказать положения, выносимые на защиту.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов многогранного процесса приобщения к духовным ценностям и предполагает разработку новых аспектов данной проблемы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. О ситуации с обучением иностранным языкам в регионе // III Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием / Вишняковские чтения «Непрерывное педагогическое образование: теория и практика». 16 апреля 1999 года. СПб.- Бокси-
тогорск. 1999. Т.5 - С.116-118
2. Современная молодежь о ценностных ориентациях общества // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием / Вишняковские чтения «Регион: Образование и духовные ценности». Материалы научно-практической конференции. Бокситогорск, 3-4 апреля 2000 г. - СПб - Бокситогорск, 2000. - С. 124-128
3. Проблема аксиологизации лингвострановедческих знаний будущего педагога. // V Царскосельские чтения. Научно-теоретическая конференция с международным участием 24-25 апреля 2001 г. Материалы конференции. -СПб., 2001.Т.1.-С.165-169.
4. Культурологический аспект формирования ценностных отношений в процессе подготовки будущего педагога. // V Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. / Вишняковские чтения «Образование XXI века: стратегия обновления и традиции». Материалы научно-теоретической конференции (Бокситогорск, 27-28 марта 2001 г.) - СПб - Бокситогорск, 2001. Т.8. - С.155-157.
5. О духовных ценностях современного студенчества. // IV Пикалевские чтения: Гуманизация и гуманитаризация образования. Материалы научно-практической конференции 22 марта 2002 г. г.Пикалево. - Пикалево, 2002. Часть 1.-С.131-135.
6. Аксиологические смыслы образования. // IV Пикалевские чтения: Гуманизация и гуманитаризация образования. Материалы научно-практической конференции 22 марта 2002 г. г.Пикалево. - Пикалево, 2002. Часть!.-С.119-123.
{
I
_ <
Подписано к печати 02.09.2003 г. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Формат 60x84 1/16. Печ. л. 1,25 _Тираж 100 экз. Заказ №4345._
Компьютерная верстка и печать выполнены в Бокситогорской типографии по адресу: 187650, г.Бокситогорск, Лен. обл., Заводская, 22
I
4
1
* 1 52 52
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Русскина, Галина Ивановна, 2003 год
СОДЕРЖАНИЕ:.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы проблемы приобщения студентов к духовным ценностям.
1.1. Духовные ценности как объект педагогического исследования.
1.2 Аксиологические смыслы образования.
1.3. Реалия как аксиологический элемент лингвострановедческих знаний.
Глава 2. Организационно-педагогические условия приобщения студентов к духовным ценностям.
2.1 .Содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям.
2.2.Диагностика сформированное™ духовных ценностей будущего учителя.
2.3. Аксиологическая направленность лингвострановедчееких знаний в содержании спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?».
Введение диссертации по педагогике, на тему "Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку"
Образование сегодня ориентировано на решение актуальнейшей задачи: как в условиях обновления общества, пересмотра социальных и нравственных ценностей подготовить профессионала, способного обеспечить духовное развитие молодежи. Подготовка духовно богатого педагога в современной высшей школе должна стать процессом нравственного совершенствования личности студента на основе его приобщения к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, процессом формирования у будущего специалиста ценностно-ориентационной основы для жизнедеятельности и самоопределения, процессом развития духовных потребностей, интересов.
Научный поиск решения проблемы духовного развития будущего учителя -профессионала направлен на разрешение противоречий, характерных для образовательной ситуации сегодня, среди которых достаточно назвать такие как:
- противоречие между возросшими требованиями к подготовке специалиста нового времени и традиционным подходом к профессиональной подготовке учителя,
- противоречие между потребностью в духовно богатом педагоге и недостаточной разработанностью в психологической и педагогической науке данного вопроса,
- противоречие между овладением профессиональными знаниями и уровнем приобщения студентов к современной культуре и др.
Преобразование социально-экономической и культурной жизни страны обусловили появление новых ценностей образования, вызвали к жизни новое парадигмальное осмысление образования - в контексте культуры, - однако вузовская подготовка все еще продолжает ориентироваться на собственно педагогическое обеспечение процессов обучения и воспитания.
Образование как сложный культурный процесс привлекал и привлекает отечественных философов, социологов, педагогов, которые исследуют его различные аспекты. Значительный вклад в разработку культурных основ педагогики внесли М.М.Бахтин, Е.П.Белозерцев, В.С.Библер, Л.С.Выготский, М.К.Мамардашвили и др. Их работы укрепили связь культурной антропологии с современной педагогикой.
Теоретико-методологические основы формирования личности педагога раскрываются в работах О.А.Абдуллиной, С.Г.Вершловского, З.И.Васильевой, В.И.Загвязинского, И.А.Колесниковой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина,
A.П.Тряпицыной, А.И.Щербакова и др. £
С позиции гуманитарно-аксиологического подхода ставят и исследуют проблему И.Ю.Алексашина, Е.И.Артамонова, Е.В.Бондаревская, Е.П.Велахов,
B.В.Горшкова, В.П.Зинченко, И.А.Колесникова, М.К.Мамардашвили, А.С.Роботова, Ю.В.Сенько, Е.П.Тонконогая и др.
Взаимодействие культуры и образования как целого и части рассматривается в работах Г.С.Батищева, Н.Б.Крыловой, Ю.М.Лотмана, Н.Д.Никандрова, П.Г.Щедровицкого, Н.Е.Щурковой и др. Авторы ведут речь о культурной парадигме образования, которая, по их убеждению, ориентирована на базовые культурные ценности, выступающие в качестве целей образования. Обучающийся не столько учится, сколько интериоризирует общечеловеческие культурные ценности и идентифицирует себя с определенной культурой на основе культурного самоопределения.
Сегодня происходит смена идеала образования: от «человека образованного» к «человеку культуры» (В.С.Библер). Только ценности культуры, ставшие достоянием образования, помогут личности обрести духовные ценности. Именно с образованием сегодня связываются перспективы не только экономического роста, но и преодоления духовного кризиса, интеграции в мировое сообщество, возрождение национальных традиций, духовности народа.
Проблема подготовки педагога - специалиста нового времени, способного к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению, готового к выполнению профессиональных и специальных функций как носителя культуры, сегодня стоит особенно остро.
При всем многообразии, разносторонности решения проблемы профессиональной подготовки учителя еще не разработана целостная теория развития духовной культуры педагога, необходимость в которой, безусловно, назрела в связи с ростом значимости образования в жизни современного общества.
Все выше сказанное позволило определить выбор темы исследования: «Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку».
Объект исследования: духовные ценности в профессиональной подготовке будущих учителей.
Предмет исследования: приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку (английский язык).
Цель диссертационного исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия приобщения студентов к духовным ценностям.
Гипотеза исследования:
Приобщение студентов к духовным ценностям будет протекать успешно, если:
- в курсе иностранного языка (английского) будут актуализированы аксиологические идеи учебной информации на основе лингвострановедческих реалий;
- процесс обучения будет строиться с учетом системы знаний и представлений о ценностях, приобретенных в предшествующий обучению в вузе период;
- будет разработана модель приобщения будущего учителя к духовным ценностям, включающая в себя следующие компоненты: ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, герменевтико-аксиологический, деятельностный и будут определены и критерии и уровни сформированности духовных ценностей студентов;
- будет обеспечиваться диалогичность образовательной деятельности, разворачивающейся как процесс общения субъектов и как диалог культур.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме духовных ценностей и обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Определить аксиологические возможности образования в обеспечении духовного развития будущего учителя.
3. Обосновать отбор лингвострановедческого материала с целью приобщения студентов к духовным ценностям при обучении английскому языку.
4. Выявить уровень ценностных ориентацией студентов и разработать содержательно-процессуальную модель и условия приобщения будущих учителей к духовным ценностям.
5. Разработать и экспериментально проверить программу спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» с целью приобщения студентов к духовным ценностям.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские идеи теории ценностей: Е.П.Белозерцев, В.С.Библер, Е.Г.Вершловский, О.Г.Дробницкий, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др.
- психологические идеи теории деятельности: К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Афанасьев, Г.С.Батищев, Л.С.Выготский, В.В.Горшкова, М.С.Каган,
A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, Н.Д.Талызина и др.;
- идеи гуманизации образования и концепции их реализации в профессиональной подготовке будущего учителя: Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, В.Т.Воронцова, В.В.Горшкова,
B.И.Загвязинский, И.А.Колесникова, И.Л.Кузьмин, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Ю.В.Сенько, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына и др.;
- лингвострановедческие идеи: Л.Г.Веденина, Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, Р.К.Миньяр-Белоручев, Г.Д.Томахин и др.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы с целью выявления различных точек зрения философов, социологов, психологов, педагогов на исследуемую проблему;
- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, экспресс-интервьюирование, изучение работ студентов), которые позволили получить количественные данные об изучаемом предмете;
- метод моделирования для построения модели приобщения студентов к духовным ценностям;
- опытно-экспериментальная деятельность по определению эффективности предложенной модели;
- статистические методы;
- ретроспективный анализ собственной работы.
База исследования: факультет иностранных языков, историко-филологический факультет и факультет математики, физики и информатики Бокситогорского института социальных систем и промышленных технологий Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина.
Этапы исследования: исследование проводилось в период с 1997 по 2002 гг. На первом этапе (1997-1998) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по исследуемой теме, диссертационные исследования за последние 10 лет, анализировался собственный опыт школьной и вузовской работы в данном направлении. Был определен понятийный аппарат исследования; проведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ лингвострановедческих материалов; сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (1998-2000) проводилось обобщение теоретического материала. Разрабатывалась программа курса лингвострановедения и спецкурса, велся отбор лингвострановедческого материала, выполнен констатирующий эксперимент, определялись педагогические условия приобщения к духовным ценностям студентов педагогического вуза.
На третьем этапе (2000-2002) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализ результатов эксперимента, оформлялись материалы диссертационного исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации для педагогов, студентов, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- обоснование особенностей отбора лингвострановедческого материала для формирования ценностных отношений к культуре страны изучаемого языка и своей собственной и раскрытии аксиологического потенциала английского языка в профессиональной подготовке учителя;
- разработка модели приобщения студентов к духовным ценностям и показе на теоретическом и практическом уровне возможности овладения определенным содержанием духовной культуры в процессе профессиональной подготовки;
- разработка критериев и определение уровней сформированности духовных ценностей будущих педагогов;
- разработка и теоретическое обоснование, проверка опытно-экспериментальным путем педагогических условий для эффективного приобщения студентов к духовным ценностям, в основу которых положены культурологический, креативно-ценностный, гуманистический и деятельностный подходы.
Практическая значимость исследования:
- использование результатов в организации учебно-познавательного процесса, ориентированного на развитие ценностного отношения к специальным знаниям в условиях педагогического университета, а затем дальнейшем транслировании в образовательный процесс школы;
- полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы могут быть положены в основу научно-методических рекомендаций;
- предложен практический вариант реализации аксиологического подхода в подготовке учителя иностранного языка путем использования апробированного нами спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» на основе лингвострановедческих реалий; материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки педагогов, при создании спецкурсов и в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается:
- исходными методологическими позициями;
- применением комплекса методов, адекватных исследуемому объекту с опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей;
- количественным и качественным анализом экспериментальной работы;
- подтверждением гипотезы исследования, его результатами и выводами.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплинам «Введение в лингвострановедение», «Практический английский язык» и спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» на историко-филологическом факультете, на факультете математики, физики и информатики и факультете иностранных языков в Бокситогорском институте социальных систем и промышленных технологий Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина
На защиту выносятся следующие положения:
1. Аксиологизация учебной информации, выступая ведущей тенденцией высшего профессионального образования, является основой спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?», построенного на диалоге культур: культура страны изучаемого языка и культура родной страны, определяющих духовность личности.
2. Содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям включает следующие уровни: ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, герменевтико-аксиологический и деятельностный.
3. Приобщение к духовным ценностям рассматривается как процесс и как результат, характеризующийся открытостью, выработкой собственной позиции на основе устойчивой системы ценностных ориентаций, определяющих профессиональную позицию будущего учителя.
4. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранным языкам связано с созданием комплекса педагогических условий (аксиологизация учебной информации, диалог культур, активная позиция студентов и т.д.), способствующих духовно-нравственному обогащению личности для успешной самореализации в профессиональной деятельности, в основу которой положены культурологический, креативно-ценностный, гуманистический и деятельностный подходы.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Русскина, Галина Ивановна, Санкт-Петербург
1. Почему вы выбрали конверт по литературе?.
2. Творчество какого писателя или поэта вы хотели бы изучить подробнее? Почему?2
3. Кто из писателей России и Англии описывали исторические события в своих художественных произведениях?
4. Кого вы считаете самым «английским» из английских писателей? Почему?3
5. Кто и как в английской и русской литературе показал проблему детства?
6. Расскажите о писателях Англии и России, писавших сказки.Личности» 1
7. Составьте список выдающихся людей Англии и России, есть ли у них точки соприкосновения, что для них характерно, в чём отличие? (хотя бы по 10 имён в каждом списке).2
8. Расскажите о великих мореплавателях, создававших Британскую империю.3
9. О правах молодежи, возможности получить образование и работу.
10. Организация досуга молодежи, увлечения и отдых.
11. Быт и семейные традиции; процедуры вступления в брак, уход на пенсию, похороны и т.д.
12. Особенности, отличия от российской системы образования, студенческая жизнь в вузах Англии.
13. Пресса и телевидение, специальные издания для и о молодежи.
14. Не менее интересными были и задания по методике незаконченных предложений закончить следующие предложения:
15. Если бы я поехал в Англию, то пошел бы в., чтобы.
16. Если бы я встретился со студентом Оксфордского университета, то попросил бы его рассказать о ., показать ., объяснить .
17. Если бы у меня появилась возможность путешествовать по Англии, то мой маршрут был бы таким ., потому что .
18. Развитие ценностной ориентации на культурные ценности Англии, направление внимания студентов на установление диалога культур, что проявилось через использованные методические задания и ответы студентов;
19. Повышение интереса студентов к дальнейшему изучению культурных ценностей страны изучаемого языка, расширение их диапазона, что подтверждают результаты анализа читательских абонементов студентов;
20. Избирательный выбор литературы и других информативных источников о культурных ценностях Англии свидетельствует о целенаправленном интересе студентов к культурным ценностям страны изучаемого языка;