автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования
- Автор научной работы
- Шаронин, Юрий Викторович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Шаронин, Юрий Викторович, 1998 год
введение.
глава 1. творческое развитие личности как основа непрерывности образования.
§ 1. Проблема непрерывности образовательного процесса в психолого-педагогической литературе и исследованиях.
§2. Непрерывность образования в контексте творческого личностного развития.
§3. Роль и значение формирования творческой личности в условиях современных социально-экономических изменений. выводы.
глава 2. теоретические основы становления творческой личности учащейся молодежи.
§ 1. Понятие творчества и творческой деятельности в психолого
I педагогической литературе и исследованиях.
§2. Синергетический подход в исследовании творческой деятельности.:.Л. i
§3. Личность и творчество: их диалектическая связь и взаимообусловленность. шыводы.
глава 3. системно-структурный анализ «становления творческой личности в процессе непрерывного образования.
§ 1. Пути исследования развития творческой личности учащихся на различных этапах непрерывного образования.
§2. Анализ учебно-воспитательного процесса с позиции установления творческой личности. рЗ. Возможности внеучебной деятельности в формировании рсачеств творческой личности учащихся. выводы.
глава 4. реализация личностного подхода в творческом развитии учащихЫи студентов^ процессе непрерывной общеобразовательной и профессиональной подготовки.
§ 1. Проявление качеств творческой личности учащихся младшего школьного возраста.
§2. Развитие творческой личности учащихся школ, лицеев и студентов учебных заведений профессиональной подготовки.
§3. Подготовка педагогических кадров для решения задач творческого развития учащихся и студентов. выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования"
Тенденции изменений, происходящих в современном обществе в значительной степени определяют особенности и необходимость перестройки деятельности учреждений образования.
Особенно это важно в связи с формированием в наше стране систе- J мы непрерывного образования, ориентированной прежде всего на развитие личности учащегося. Личность, способная преодолеть возникающие трудности и, таким образом, с одной стороны найти свое социальное и профессиональное место, а в случае необходимости, с другой стороны, создать его, проявляя свою волю и активность, становится объектом изучения философов, социологов, психологов и педагогов,
Следует отметить, что проблема непрерывного образования является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области появились в последние десятилетия. В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных проблемам развития системы непрерывного образования как с точки зрения ее методологии, так и конкретных аспектов реализации (И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, Г.П. Зинченко и др.). В данных работах отмечается, что непрерывное образование представляет собой целостный процесс, состоящий из двух этапов - обучения и воспитания предшествующего самостоятельной профессиональной деятельности, и последующего образования. Однако, проблема, посвященная изучению состояния и научной разработки, непрерывности образования в контексте v личностного преобразования и развития еще недостаточно изучена. Практически сегодня имеются исследования, посвященные проблеме непрерывного образования взрослых. Однако, по нашему мнению, сущность идеи непрерывного образования - поступательное развитие творческого потенциала личности, к сожалению, практически не рассматривается ни применительно к школьной практике, ни к процессу образования взрослых. Хотя именно решение этой важной проблемы может действительно способствовать формированию качеств для того, чтобы найти для себя необходимую профессиональную и социальную «нишу» в изменяющемся мире.
Поэтому решение данной проблемы требует обращения к анализу процесса формирования творческой личности. По мнению многих ученых как за рубежом (К. Юнг, Д. Гилфорд, Е.Торранс и др.) , так и у нас в стране (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев и др.) особое значение для формирования личности имеет творческая деятельность. "Человек думает, что создает. идеи, но в действительности они создают его ." ( 536 с. 24) пишет К.Г.Юнг, отмечая значение творческой деятельности в становлении личности человека. И это диалектическое единство во многом определяет творчество как важнейший фактор развития личности.
Проблема творчества, творческой деятельности человека постоянно привлекала внимание многих ученых философов (B.C. Библер, В.И. Ру-завин, А. Буш и др.), психологов (Д.Б. Богоявленская, Р.Б. Грановская, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев и др.), педагогов (П.Н. Андрианов, И.П. Волков, JI.M. Тряпицина, В.Д. Максимова и др.).
В настоящее время в литературе, исследованиях и практике работы учебных заведений различного уровня - вузов, колледжей, техникумов и др. основной акцент сделан на учет интеллектуального уровня развития. Но ведь уровень имеющихся знаний является основой для обеспечения преемственности в образовании. Непрерывность же, по нашему мнению, является категорией личностной.
Таким образом, необходимо исследование и разработка оснований для обеспечения личностного перехода от одного этапа системы непрерывного образования к другому, в частности, к высшему, специальному и рабочим уровням профессионального образования.
Проведенные нами пилотажные исследования дали возможность предположить о возможности рассмотрения творческого развития личности в качестве глубокого личностного механизма в обеспечении непрерывности в образовании. Это вызвано прежде всего исследованием проявления активного отношения к процессу обучения и овладения профессией. Активность, выступая ведущим параметром в проявлении творческого отношения к учебному процессу обусловлена личностными особенностями, которые должны учитываться при организации учебной деятельности как школьников, так и студентов.
Несмотря на большое число публикаций по данной проблеме, раскрыть полностью природу этого феномена пока не удалось.Вместе с тем, имеющийся в настоящее время исследовательский материал позволяет на основе его обобщения и анализа выявить наиболее важные признаки творческого процесса. Существующие подходы в исследовании творчества в философии, психологии и педагогике по нашему мнению ничуть не умаляя значения друг друга все более его дополняют и обогащают. Следует обратить внимание, что феномен творчества всегда рассматривался в личностном контексте во многих, особенно зарубежных концепциях (А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.). В настоящее время в отечественных психолого-педагогических исследованиях, посвященных этой проблеме рассматриваются различные подходы - посредством проявления интеллектуальной инициативы (Д.Б. Богоявленская), через особую структуру деятельности (И.П. Калошина), активного отношения к проблеме (A.M. Матюшкин) , концепции развития внутреннего плана действия (А.Я. Пономарев) и т.д. что дает сегодня возможность обратиться к этой проблеме с точки зрения попытки интегрирования этих идей в конкретную технологию работы с детьми по развитию творческой личности.
Проведенный нами анализ показал, что в процессе развития и становления творческой личности большое значение имеют такие важные качества как активность, интеллектуальная чувствительность, развитие образного и логического мышления, способность к активному диалогу и сотрудничеству. Эффективность создания и функционирования системы непрерывного образования будет определяться тем, насколько основательно будут сформированы требуемые качества личности.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов к решению глобальных проблем современности. Одно из ведущих мест при этом отводится поиску новых направлений в развитии системы образования. Открываются возможности нового взгляда на систему образования с позиций синергетики, как на открытую, нелинейную систему с множественными подходами и альтернативными путями развития, систему, основанную на свободе выбора и обеспечивающую удовлетворение потребности в деятельности.
Восприятие процесса образования как целостного процесса, воссоздающего «картину мира» во всем его многообразии, сложности и противоречии, именно такой подход представляется сейчас отвечающим запросам времени. Новые подходы с позиции синергетики разрабатываются учеными в разных отраслях знаний, философами: Князева Е.И., Николис Дж., Пригожин И., Стенгерс И., Рузавин В.И. и др.
Сегодня возникла существенная необходимость в создании психолого-педагогических условий в системе образования, способных компенсировать воздействие негативных факторов, влияющих на формирование личности.
Современная педагогика меняет приоритеты субъект - объектных отношений на субъект - субъектные отношения, ориентируясь в первую очередь на запросы самой личности. Наряду с этим потребность общества в активной, творческой личности специалиста, обладающего вместе с тем способностью к саморазвитию и самоактуализации, возрастает, возрастает также необходимость воспитания личности, способной вести полноценный диалог с окружающими людьми и с окружающим миром. Во многом именно от развития диалогического мышления зависит возможность выживания человека в современных условиях.
Проблемой диалога занимались ученые - философы Бахтин М.М., Библер B.C., БуберМ., Буш Г., вопросы психологии общения исследовались социологами и психологами: Андреевой Г.М., Аникеевой Н.П.,Бернсом Н.В., Волковым К.Н., Добровичем А.Б., Леонтьевым А.Н., Петровским А.В., Петровской Л.А., Немовым Р.С., Роджерс Н.
Становление молодого человека, его адаптация к новым сложившимся условиям требует от него повышенной творческой активности, развития творческих качеств. Проблемой формирования личности, развитием ее творческих качеств занимались психологи и педагоги: Анцы-ферова Л.И., Атутов П.Р., Батышев С .Я., Богоявленская Д.Б., Брушлин-скийА.В., Выготский Л.С., Зарецкая И.И., Зиновкина М.М., Иванов
A.И., Кузин B.C., ЛеонтьевА.Н.,Матюшкин А.М.,Мудрик А.В., Поляков
B.А., Пушкин В.Н., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Славская К.А. и др.
Практика убеждает - качественные показатели, уровень профессиональной подготовленности, компетентности молодого специалиста, безусловно, зависят от творческих возможностей личности специалиста, активизированных в учебное и внеучебное время, от сформированности представлений о целостности картины мира и современного произволства. Это даст возможность выпускнику самостоятельно ориентироваться в производственном процессе, преодолевать разного рода противоречивые производственные ситуации, проявлять личностную творческую активность.
Личностно - ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60-х годах нашего Века были Р. Мой, А. Маслоу, К. Роджерс. Это направление выводит на первое место человека, его ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Сущность этого направления состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его собственных усилий, собственной активности.
В целом, понимание личности как самоактуализации (особенно "развивающей мотивации" у А. Маслоу) включает в себя проблему врожденного и приобретенного, потенций и возможностей человека, специальный акцент при этом сделан на важных и специфических процессах, связанных с функциями "Я". Принципиальное отличие этого подхода от понимания личности через конфликт заключается в подчеркивании творческих возможностей человека, его способности сознательного улучшения жизниза счет открытости, что отрицает зависимость человека от борьбы конфликтующих подструктур психики.
Рассмотрение основных подходов к изучению личности, позволяющих раскрыть факторы, оказывающие влияние на формирование и становление творческой личности, сегодня позволяет сделать вывод о личностной опосредовательности их проявления через творчество человека посредством достижения высокого уровня активности, необходимости ее реализации, диалогичности. При этом особая роль отводится таким личностным параметрам, как самооценка, на которую оказывают влияние уровень притязаний и удовлетворенность деятельностью; система значений и смысла деятельности; ответственности перед собой и обществом за результаты деятельности; способности к принятию позиций другого человека, коммуникативной деятельности. Важнейшие интеллектуальные качества характеризуются развитым воображением, причем, что особенно важно, творческий интеллект, как интеллект соче-танный, характеризуется такими развитыми признаками, как наглядно-образное мышление, логическое мышление, интеллектуальная чувствительность.
Система психолого-педагогических предпосылок развития и становления творческой личности, таким образом, базируясь на данных личностных факторах, должна быть обращена на активное саморазвитие учащихся.
В известных работах по философии и социологии современного образования (Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, В.Н. Турченко, В.Д. Шадрикова и др.) такое образование понимается как способ "вхождения личности в мир культуры" (в самом широком смысле).
Развитие гуманизации, в частности гуманитаризации образования подростков, выступает как универсальное средство развития эмоционально ценностной сферы личности (М.А. Галагузова, И.И. Зарецкая, Б.Т. Лихачев, В.Г.Разумный, др.), как подсистема профессионального образования, в рамках которого профессиональное становление личности рассматривается как условие ее социализации (П.Р. Атутов, С .Я. Ба-тышев, В.А. Поляков, А.В. Мудрик, С.Н. Чистякова и др.).
Подобную совокупность педагогических условий, направленных на развитие творческой личности, можно создать при условии гуманизации профессионального образования и обучения учащихся в "обновленной" обучающей социальной среде, обеспечивающей многомерность и мно-гоцельность образовательного процесса.
Таким образом, исходя из складывающейся социально-экономической ситуации в нашей стране, уровня разработанности проблемы формирования творческой личности в системе непрерывного образования, нами был сделан вывод о необходимости проведения исследования психолого-педагогических основ развития и становления творческой личности учащихся и студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экпериментально проверить пути и средства реализации психолого-педагогических основ формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся исследования и практический опыт формирования творческой личности в условиях учебных заведений различного типа.
2. Разработать структуру творческого процесса личности на основе принципов самоорганизации и синергетики.
3. Разработать теоретические основы формирования и становления качеств творческой личности на различных этапах системы непрерывного образования (школа-вуз).
4. Осуществить экспериментальную проверку разработанных путей и средств реализации психолого-педагогических основ формирования качеств творческой личности в условиях различных учебных заведений.
Объект исследования: процесс формирования и становления творческой личности в системе непрерывного образования.
Предмет исследования: психолого-педагогические основы формирования Егстановленйя- качеств творческой личности учащихся и сту- V дентов в системе непрерывного образования.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что формирование качеств творческой личности в системе непрерывного образования школа-вуз будет возможным при выполнении следующих условий: ц
• применение идей теории самоорганизации, синергетики для исследования процесса формирования творческой личности; Я
• изучение личности обучаемых в учебно-воспитательном процессе и V внеучебной деятельности с позиции взаимосвязи личностных особенностей и проявления качеств творческой личности в различных видах деятельности;
• реализации личностного подхода в организации учебной деятельности на основе результатов изучения личности;
• создании педагогически обоснованных взаимоотношений для учащегося, способствующих раскрытию и развитию качеств творческой личности школьника, студента;
• обеспечении требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательного процесса, создающих основу для творческого усвоения учебного материала;
• создании условий для возможного творческого самовыражения личности, взаимообмена информацией, соответствующего эмоционально-чувственного фона для проявления творческой инициативы.
Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы; основные пои ложен ия теории самоорганизации- синергетики о механизмах развития в природе; современные психолого-педагогические тенденции развития творческой личности и создания системы непрерывного образования. В качестве методологии также выступали гуманистические теории развития и становления личности, идеи демократизации образования и реализации личностно- ориентированного подходов в процессе исследования.
Методы исследования:
Общетеоретические методы: анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; идей развития в образовании.
Эмпирические методы: эксперимент, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности, наблюдение.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию педагогических исследований, использованием научных методов, адекватным целям и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой. L
Исследование выполнялось в течении 1988 - 1998 гг. и включало. ^ три этапа:
Первый этап (1988 - 1990 гг.) характеризуется как поисковый, так как осуществлялось накопление опыта, анализ имеющихся подходов в теории и на практике по формированию творческой личности учащихся;
Второй этап (1991 - 1995 гт.) являлся экспериментально- аналитическим. Проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможности применения идей синергетики в обосновании путей и средств творческого развития личности учащегося в процессе непрерывного образования; v
Третий этап (1996 - 1998 гг.) являлся обобщающим, где уточня- / лись полученные теоретические положения и анализ, проверялись экспериментальные данные, осуществлялась их систематизация. Данный этап был реализован в процессе обучения в очной докторантуре МГИУ МОПО РФ.
Экспериментальной базой исследования являлись Сумской государственный педагогический институт (г. Сумы), Московский государственный индустриальный университет, Центр допрофессиональной подготовки и профессионального образования города Москвы (Северный округ).
Проверка теоретических положений и экспериментальных материалов осуществлялась совместно с аспирантами - А.В. Гриневой - в школе №1006 города Москвы; Г.В. Безюлевой - в детских садах № 376, 334, 1342, лицее "Университетский" города Москвы, факультете повышения квалификации ИРПО РАО; Л.И. Липилиной - в профессиональных училищах №160, 186, 328 города Москвы, Московском техническом лицее; Л.В. Леоновой - Серпуховском педагогическом училище.
Научная новизна исследования состоит:
• в разработке научного подхода, раскрывающего непрерывное образование как процесс творческого развития личности;
• применении междисциплинарного научного направления - теории самоорганизации (синергетики) для рассмотрения процессов творческого развития личности;
• выделение первичных, системообразующих качеств (на основе идей синергетики) творческой личности, определяющих процесс творческого развития - активность, диалогичность, открытость, свобода самовыражения, ценностные ориентации, воображение, самореализация, удовлетворенность деятельностью;
• в разработке системы компьютерного сбора информации о творческом развитии учащихся, студентов и ее анализа;
• в выделении пошагового алгоритма построения взаимодействия учителя, преподавателя и обучаемых в учебно- воспитательном процесч е. се, сориентированном на творческом развитии личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и разработке психолого- педагогических основ формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования, реализация которых позволит подготовить выпускников к раскрытно имеющегося творческого потенциала в социальной и профессиональной сфере.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно- методических рекомендаций, позволяющих на практике осуществлять диагностику творческого развития учащихся на основе наблюдений учителей, родителей, самонаблюдений учащихся; создавать, используя разработанный алгоритм организации учебно- воспитательного процесса, научно обоснованные технологии творческого развития учащихся, студентов в учебно- воспитательном процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Непрерывность образовательного процесса в современных условиях выступает с одной стороны органичной частью развития всего общества, а с другой - определяет пути раскрытия своих возможностей каждому человеку. Исходя из этого, творческая деятельность приобретает особую роль, поскольку позволяет значительно активизировать все процессы - от формирования знаний и умений до адаптации в современных условиях рыночной экономики.
2. Обеспечение непрерывности образовательного процесса предполога-ет ориентацию на поступательное творческое развитие личности, как основы, позволяющей определить цели и задачи каждого этапа обучения (исходя из возрастных особенностей учащихся), основные направления этой работы, ее содержание, формы и методы, осуществление анализа успешности творческого развития учащихся.
3. В качестве объяснительного принципа выступает теория самоорганизации (синергетики), позволяющая дать характеристику творческой деятельности личности, выделить ее структуру, описать качества, которые необходимо проявить учащимся, студентам в творческом процессе.
4. Особое значение в теоретическом плане приобретают первичные качества, определяющие характеристики творческой личности ( настойчивость; упорство в достижении цели; гибкость, беглость мышления и т.д.): активность, диалогичность, открытость, свобода самовыражения, ценностные ориентации, воображение, самореализация, удовлетворенность деятельностью.
5. Процесс развития творческой личности учащихся, студентов предпо-логает осуществление диагностики, в основе которой лежит наблюдение учителей, родителей и самонаблюдений учащихся за проявлением качеств творческой личности в различных видах деятельности и учебных предметах ( в отличии от тестирования нет ограничений во щсл времени при выполнении заданий; учитывание полученные результаты, обладающие субъективной новизной, поскольку именно она определяет воспроизводство инициативы и активности; обладают большей точностью в оценке и т.д.).
6. Процесс включения учащихся, студентов в творческую деятельность должен учитывать некоторые особенности, в частности, динамику развития активности в учебно- воспитательном процессе; обеспечение условий для личностного взаимодействия "учитель - ученик"; создания атмосферы доброжелательности и самовыражения учащихся;
Й i предоставлении различных путей самореализации - выполнении заданий, формировании вопросов и т.д. >
Апрбация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты обсуждались на ежегодных научно- практических конференциях "День науки" в Сумском государственном педагогическом институте, на заседаниях лаборатории политехнического образования и проблем управления городской и сельской школы, Ученом совете института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации; на заседаниях межкафедрального центра инженерного творчества, ректоратах и ученом совете Московского государственного индустриального университета Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержащего 536 наименований и приложений. Общей объем работы 537 страниц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что формирование и развитие творческой личности учащихся возможны при использовании следующих путей: исследование личности учащихся в учебно- воспитательном процессе с позиции взаимосвязи личностных особенностей и проявления качеств творческой личности в различных видах деятельности; реализация личностного подхода, основанного на эмоционально-положительной направленности к учащимся и студентам в учебно- воспитательном процессе и вне его; применение в учебном процессе заданий творческого характера, направленных на проявление качеств творческой личности учащихся и студентов; разработка и использование ситуаций, способствующих включению и проявлению качеств творческой личности учащихся и студентов в учебно- воспитательном процессе; использование алгоритмической структуры занятий, реализующих постепенный выход в режим развития творческой личности учащихся в процессе непрерывного образования.
В каждом периоде развития ребенка какой-то один из многих видов деятельности является ведущим, определяющей характер развития в этом периоде. Так, для дошкольника это ролевая игра, для младшего школьного возраста - учебная деятельность, в подростковом возрасте ведущей становится деятельность общения, у старших подростков -учебно- профессиональная деятельность.
Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действия с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных и операционно- технических возможностей.
Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвижения, имеющий скачкообразный характер, поэтому, чтобы изучить становление личности ребенка, необходимо знать социальную ситуацию развития в каждом периоде.
Специфика каждого возрастного периода диктует различные подходы, выработку различных условий и средств развития творческой личности, что является одним из важнейших факторов функционирования системы непрерывного образования.
Наряду с учетом возрастных особенностей, для осуществления целостного развития творческой личности в системе непрерывного образования, решающее значение приобретает личностный подход к каждому учащемуся, основанный на эмоционально- положительной направленности.
Личность воспитывается личностью, поэтому гуманистическое педагогическое взаимодействие - это всегда взаимодействие диалогичное, творческое, личностное и индивидуализированное. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания от учителя учащимся, но их совместный личностный рост.
Главной задачей учителя, преподавателя является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося, т.е. создание соответствующей интеллектуальной и эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки, а это возможно, когда учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Для осуществления поступательного развития творческого потенциала личности необходимо в процессе обучения использовать учебные задания творческого характера, которые способствуют развитию продуктивного мышления и приобретению навыков самостоятельного поиска решений.
Обучение станет творческим процессом и для учащихся, и для учителя, если оно с самого начала будет строится как исследовательская деятельность самих детей, поэтому необходимо обратить внимание на постановку и решение системы творческих задач. В таком обучении исключительно важное место занимает моделирование, которое становится той знаковой опорой, которая и позволяет превращать обучение в исследовательскую деятельность.
Помимо заданий творческого характера, которые диктуются "извне" и формулируются преподавателем (или воспитателем) с обозначенной областью поиска, нам представляется необходимым в ходе учебно- воспитательного процесса создавать ситуации, способствующие развитию творческой активности, т.е. ситуации, при которых инициатива в выборе заданий, решений и поиска исходит от самого учащегося. К таким ситуациям относится работа в малых творческих группах, генерирование новых идей, организация поисковой познавательной деятельности и т.д.
Одним из основных видов деятельности у дошкольников является игра. Игровой процесс для детей - это проявление самостоятельности, самовыражения и творческой инициативы. На основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований: развивается воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие.
Отличительной чертой игры в обучение является сочетание повторения и неожиданности. Деловая игра предполагает условное воспроизведение, имитацию, моделирование некоторой реальной деятельности, которую осваивают участники игры. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
Игра обладает несколькими функциями: обучающая функция - развитие общеучебных навыков; развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях; коммуникативная - объединение коллектива учащихся, установление положительных эмоциональных контактов; психотехническая - формирование навыков саморегуляции и т.д.
Творческая деятельность удовлетворяет духовные потребности самой личности, развивая ее способности, нравственный и интеллектуальный потенциал. Вместе с тем, она способствует реализации личности в социальном и профессиональном плане.
Формирование системы непрерывного образования выдвигает требования к интенсивному поиску новых условий и средств развития творческой личности.
В результате теоретического изучения психолого- педагогических основ, определяющих успешность творческого развития личности, нами были выделены и обоснованы пути и средства для формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из данных исследований мы выделили основные качества, необходимые для становления творчески активной личности. И здесь мы можем говорить о взаимозависимости двух процессов: успешность функционирования системы непрерывного образования зависит от сформированности названных выше качеств личности, а воплощение идеи непрерывного образования обеспечит воспитание и развитие творческой личности.
Таким образом, исходя из потребностей современного общества в формировании творческой личности, мы провели исследования по проблеме в различных учебных заведениях, на различных возрастных ступенях (от детского сада до профессионального лицея) с целью выявления путей и средств развития творческой личности в системе непрерывного образования.
При этом было установлено, что влияние рассматриваемых нами психолого-педагогических условий специфически проявляются в различных возрастных группах: так, изучение личности учащихся необходимо на всех этапах обучения, однако в юношеском и взрослом возрасте при правильной психолого- педагогической напрвленности обучения происходит перерастание процесса изучения в самоизучение и самопознание; реализация личностного подхода, основанного на эмоционально-положительной направленности к учащимся имеет одинаковую ценность на всех этапах обучения; эффективность применения творческих заданий возрастает по мере взросления учащихся; использование творческих ситуаций наиболее эффективно в старшем подростковом, юношеском и взрослом возрасте; игровые формы целесообразно использовать на всех этапах обучения, но содержание игр значительно меняются, приобретая в юношеском и старшем возрасте характер моделирующей деятельности, что видно из таблицы.
Как показывает проведенное нами практическое исследование с детьми дошкольного возраста, учащимися школ, лицеев, профессионально- технических училищ, различных возрастных групп, становление творческой личности и развитие творческой активности возможны при реализации принципа диалогичности в цепи "учитель- ученик", индивидуально-личностного подхода к каждому учащемуся на основе тщательной диагностики и изучения личности.
Формирование творческой личности учащегося возможно при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения: поиск оригинальных форм для постановки учебной задачи; разработка индивидуальных творческих заданий; создание ситуаций, побуждающих к творческой активности учащихся, их способности к творческому сотрудничеству; разработка и использование деловых игр, моделирующих реальные жизненные проблемы. Экспериментальное исследование показало, что в случае реализации этих условий и средств, существенно возрастает уровень проявления качеств творческой личности, в процессе непрерывного образования.
заключение
Изменения в обществе вызвали потребность в специалисте нового типа, способного к саморазвитию и самоактуализации, что продиктовало необходимость коренных изменений во всей деятельности учреждений народного образования.
Проведя анализ тех проблем, которые стоят сегодня перед всем обществом в целом и системой образования, в частности, и рассмотрев те новые подходы, которые, возможно, будут определять стратегию современного развития, мы можем сделать некоторые выводы:
Нарушение гармонии в современном мире пагубно сказывается на существовании человечества, гармония возможна при огромном разнообразии всевозможных идей и взглядов на мир, их сбалансированном существовании. Уравнивание одного с помощью другого и есть гармония, благодаря которой все бурно растет и развивается. Свертывание разнообразия в обществе пагубно, единообразие нежизнеспособно. Каждая неповторимая личность, реализуя свой индивидуальный творческий потенциал, способствует созданию разнообразия, а, следовательно, гармонизации мира.
Таким образом, вся система образования и ее основы рассматриваются нами с позиций синергетического видения, то есть как единая самоорганизующаяся система. В основе такой системы лежат следующие определяющие ее факторы:
- энергетика - то есть активное начало, воздействует на систему со стороны творческой личности (как педагога, так и ученика), изучение источников этой энергии нельзя рассматривать, исходя только из моти-вационных установок личности. Необходимо вхождение личности в эту систему как активного элемента (причем сама система не нейтрализует эту активность, а увеличивает ее) и выход из системы личности более творчески насыщенной и обогащенной.
- открытость системы, то есть ее постоянный обмен энергией, информацией с окружающей средой. Заметим, что способная к самоорганизации открытая система имеет объемные источники и стоки в каждой точке системы. Применительно к педагогической науке имеется в виду тесная связь преподавания со всеми явлениями жизни, связь внутренних потребностей самой личности с возможностью их реализации во внешней среде.
- диалогичность системы, то есть способность к общению, умение обратиться к внутреннему миру учащихся, увидеть мир глазами другого, сделать общение в системе "учитель-ученик" взаимообогащающим и творческим.
- свобода выбора. Идея нелинейности развития, лежащая в основе синергетики, в первую очередь подразумевает многовариантность, альтернативность, возможность выбора из данных альтернатив. В системе образования это можно отнести и к возможности предпочтения выбора учебных заведений, предметов, преподавателей, форм и методов обучения, выбора индивидуальных средств и методик, творческих заданий, личностных подходов в обучении и воспитании.
- удовлетворенность деятельностью, которая должна распространяться на деятельность и ученика и учителя.
Исследования психолого- педагогических основ развития творческой активности учащихся показало, что этот процесс наиболее продуктивно реализуется в системе непрерывного образования, т.е. в том случае, когда на всех этапах обучения, начиная с дошкольных учреждений, реализуется единая концепция подхода к личности учащегося на основе учета возрастных особенностей при обеспечении эмоционально- положительной направленности в учебно- воспитательном процессе.
Непрерывное образование рассматривается как педагогическая система, выступающая в качестве основы целенаправленного разностороннего развития личности.
Центратьной категорией непрерывного образования является категория творческого развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Вместе с тем постоянное развитие личности в интересах человека и общества является целью непрерывного образования.
Целью становится "выращивание" личностного творческого потенциала человека, воспитание его способностей к адекватному (компетентному) поведению в неизвестных заранее предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели.
Таким образом, объектом нашего пристального внимания явилась проблема творчества, творческой деятельности, развитие качеств творческой личности.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Шаронин, Юрий Викторович, Москва
1. Абаев Н.В. Буддизм и культурно-психологические традиции народов востока. Новосибирск: Сиб. отд., 1990.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС. 1994 г.
3. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. К.д. Ростов, 1989.
4. Абишев Н.А. Управление творческой деятельностью педагогического коллектива средней образовательной школы: 13.00.01. Минск, 1992. 187 с.
5. Абрамова Ю.Г. Организация пространственно-предметной среды средней школы как показатель творчеств педагога. // Активность личности в обучении. М. 1986. С. 30-31.
6. Абульханова-Славская К.А. Активность и создание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука. 1989.183 с.
7. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Филосовско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М. Наука. С. 63
8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М. Наука. 1980. 336 с. С. 42-43.
9. Абульханова-Славская Стратегия жизни. М. Мысль 1991. 299 с. С.138.
10. Авдеева Л.Ф. Психолого-педагогические факторы ценности научно-исследовательской работы студентов. Л. 1989. 61:85-13/593-3.
11. Агатова О.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации к развитию творческих способностей детей в начальной школе : Спб. 1992. 182 с. 63:93-13/281-7.
12. Аймамазян А., .Стась Е. Информатика и теория развития. М.: Наука,
13. Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка Дл. JI. 1980. 256 с.
14. Активность личности в социалистическом обществе. М. 1976. 277 с.
15. Актуальные проблемы современной психологии // Материалы международного конгресса. М. 1983. 245 с.
16. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе. // Научное творчество. М. 1969. С. 387-405.
17. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. Справка "ТРИЗ-88". Баку. 1988. 32 с.
18. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: изд-во "Советское радио". 1979. 176 с.
19. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития личности. Ч. 1, Ч. 2. Кишинев, 1990.
20. Альтшуллер Г.С., Селюцкий Б.С. Крылья для Икара. Петрозаводск, 1980.
21. Альтшуллер Г.С. Алгоритмы изобретения. М., 1973.
22. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973. 270 с.
23. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника. М. 1984. 206 с.
24. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. В 2-х т. 1980. Т. 1. 229 с. Т. 2. 287 с.
25. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977. 379 с.
26. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1980. 416 с.
27. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М. 1981. С. 319.
28. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т. 132. № 5. 1992. С. 12-25.
29. Анцыферова Л.И. О диалектическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал 1981. Т. 2. № 2. С. 818.
30. ЬАнцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности. //Проблемы психологии личности. М. 1982. С. 140-147.
31. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988.
32. Аржакаева Т.А. Креативность как важнейший компонент коммуникативной компетентности учителя // Творчество педагога в науке и практике. М. 1993. С. 32-33.
33. Арнольд В. Теория катастроф. М.: Наука, 1990.
34. Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки. М. 1990 61:91-13/213-7
35. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.1977. 183 с.
36. Аристова Л.А. Активность учения школьника. М. 1968. 189 с.
37. Архетипические взгляды К. Юнг и В. Паули / Carol Charley / Psychol Peper. 1991. № 24 / Р.ж. ВИНИТИ, разд. 04П. Психология, М. № 5, 1992, С. 3.
38. Аутойнжиниринг: Фундамент, курс творческой ориентации личности /Н.И. Каларжан. М. МЭГУ, 1995, 163 с.
39. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: 1976.157 с.
40. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М. 1979. 151 с.
41. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1984. 105 с.
42. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1984.
43. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) //Вопросы психологии, 1992, № 1, с. 6-13.
44. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М. Педагогика. 1989. 560с.
45. Байдан М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности Б.М., 1985
46. Басин И.Я. И творцы, и мастеровые. Минск: Вышэйшая школа, 1984.
47. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. Литература, 1975.
48. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М., 1963.
49. Бергсон А. Творческая эволюция. М.- СПб, 1914
50. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. С англ. М. 1986. С. 328-329.
51. Берталанфи Л. Общая теория систем. Обзор проблем и результатов (Системные исследования: М., наука, 1969.
52. Белова Е.С. Одаренные дети. // Дошкольное воспитание. 1991 № С. 69- 75.
53. Белова Е.С. Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач: Дк. 19.00. 07. М. 1990/ 89с.
54. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-30с.
55. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах- М.: Искусство, 1994. Т.1. 542с.
56. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. // Педагогика. 1995. N 2. С. 42-45.
57. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М. 1986.С. 328-329.
58. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.-400с.
59. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.
60. Библер B.C. Научная интуиция и ее логический подтекст. / В кн.: Проблемы научного и технического творчества. М. 1967.
61. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399с.
62. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. - 413с.
63. Бильчугов С.Ю. Формирование элементов формальнологического мышления у детей 6-7 лет 196с. Дк 80-19.
64. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев. 1978. 142с.
65. Блох М.А. Творчество в науке и технике. 1920. 65с.
66. Богданов А.А. Технология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.м.: Экономика, 1989.
67. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. -М.: изд-во "Прогресс", 1076. 143с.
68. Бражник Е.И. Современное состояние и тенденции развитияпрофессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе непрерывного образования Франции. Автореферат уч. степ, канд. пед. наук 21с. С- Петербург. 1992г.
69. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация.м.: Мир, 1966.
70. Бружукова И.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству. 13.00.01. Грозный. 1993. 188 с.
71. Брунер Дж. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. / р. С англ. М.: Прогресс, 1977.
72. Брушлинский А.В. Проблема развития в психологии и психологии мышления. К Принцип развития в психологии. М. 1978. С. 38-63.
73. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психол. журн. Т. 12. № 6. 1991. С. 3-11.
74. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М. Мысль. 1970.
75. Богданова Р.У. Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. СПб. 1992.
76. Богомолов Н.С Формирование творческих способностей учащихся. Автореф. дис. докт. пед. наук. М. 1993.
77. Богоявленская Д.Б., Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. З.И. Калмыковой. М. 1975.
78. Богоявленская Д.Б. О методе "Креативного поля". // Новые исслед. в психол. науках. № 1. 1971. С. 19-24.
79. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Докт. дисс. М. 1988. 395 с.
80. Богоявленская Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творческого мышления и создания искусственного интеллекта. // Новые исследования в психологии. 1978. С. 3-7.
81. Богоявленская Д.Б. Активность, деятельность, целеполагание. // Проблема деятельности в советской психологии. М. 1977. С 112-120.
82. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества.// Вопросы психологии. №4 1976. С.69-79.
83. Бодалев А.А. Личность и общение. М 1983. 272 с.
84. Бодалев А.А. Рудуевич Л.А О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика. 1995. N 3. С. 19- 23.
85. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968. 464с.
86. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подростков. М. 1972.С. 7-45.
87. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. С.30-34.
88. Большенков В. Г. Психологические условия развития мыслительной деятельности в раннем юношеском возрасте. Дк 19.00.07. М. 1987. с. 158
89. Бубер М. Знание о человеке. // Buber М. The knolidge of the Man. N.Y.1988.
90. Бурно M.E. Терапия творческим самовыражением. M.: Медицина.1989.
91. Бутолин Сергей Григорьевич. Педагогическое управление психическими состояниями школьников. Дк 13.00.01. Пермь. 1981. 155 с".
92. Бурлачук JI. Ф. Психодиагностика личности. Дисс. д-ра ис. Н. 19.00.01. Киев 1989-55с.
93. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психологической диагностике. Киев. 1989, - 200с.
94. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.МГУ. 1990. 135с.
95. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М. Медицина.1989.
96. Буш Г. Диалогика и творчество. М.
97. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. 1967. 195с.
98. Веденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М. 1989. 172с.
99. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольника. М. 1978. 84с.
100. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками в связи с зачатками диалектического мышления. // Вопр. Психологии 1981. №3.
101. Вербицкий А.А. Павловец В.И. Проблемы развития личности в системе непрерывного образования // Студент на пороге XXI века. М.: Изд. Ун- та Дружбы народов, 1990. С. 4.
102. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Дк. Л. 1990.
103. Вертгеймер М. Продуктивное мышление ( перевод с английского). -М.:изд-во "Прогресс", 1987.- 336с.
104. Верткин И.В. "Бороться и искать". О качествах творческой личности! /Нить в лабиринте. Серия "Техника-молодежь-творчество",составитель А.Б. Селюцкий.- Петрозаводск: "Карелия", 1988.-277с.
105. Виданов Ф.А. Социально- философский аспект формирования творческой активности личности. // Формирование творческой активности личности учащихся. Омск. 1979. С. 3-11.
106. Винер Н. Кибернетика. М.: Сов. Радио, 1968.
107. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 7-ое издание перераб. и доп. Спб: Тип. А.Ф.Дресслера,1913, гл. XII. Воспитание ума. С. 229-254.
108. Волков В.В. Исследование психического и физического развития учащихся 4-8 кл. JI. 1976. 143 с.
109. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий). М. 1981.
110. Волков И.Л. Учим творчеству. М.: Просвещение. 1988.
111. Волновая природа познания // Psychol. Perspect. 1991. № 24. С. 6-14. / Р.Ж. ВИНИТИ. Разд. 04П. Психология. М. № 5. 1992. С. 8.
112. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. // Тезисы докладов на межвузовской конференции. М. 1964. 207 с.
113. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. // Тезисы докладов на межвузовской конференции. М. 1964. 207 с.
114. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991.92 с.
115. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. М. 1983. Т. 3. С. 315.
116. Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. М. 1982. Т. 2. 361 с.
117. Выготский JI.C. Психологическая педагогика. М. 1991. С. 430-449.
118. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство. 1965. 400 с.
119. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ. 1995. 160 с.
120. Гагай В.В. Соотношение репродуктивных и продуктивных действий в учебной деятельности младших школьников. Дк. М. 1985. 178 с.
121. Галагузова М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки. Докт дисс. М. 1988. 344 с. 71:89-13/10-9.
122. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопр. псих. 1969. № 1. С. 15-26.
123. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М. 1985. 42 с.
124. Гальперин П.Я. Психология мышления и теория о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. М. 1966. С. 441-470.
125. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
126. Гапон Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Харьков, 1991. 61:91-13/1082-2.
127. Гарнец О.Н. Развитие гибкости межличностных действий у школьников. Дк. 19.00.07. Киев. 1979. 151 с.
128. Гашева Л.В. Педагогическое управление неосознаваемой психической активностью школьников в учебном процессе. Дк. Пермь. 1987.181 с.
129. Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для больших и маленьких. М. 1969.
130. Генетические коды цивилизации Под ред. Э.С. Кульпина М.: Московский лицей, 1995.
131. Гладков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. М. 1982. 112 с.
132. Гленсдорф Г., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. М.:Мир, 1973.
133. Гольдендрихт С.С., Пьянова Л.А. К вопросу об общей теории творчества // Вестник Московского университета. Сер. "Философия". 1983. № 7. С. 59.
134. Голянская Н.М. Организация педагогических условий процессов адаптации будущего учителя в системе школа- педучилище- ВУЗ М. 1994
135. Горбачева Е.И. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики умственного развития школьников. Дк 19. 00.07. 1987. 228с.
136. Гулуа Р.П. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения и воспитания 13.00.01. Тбилиси. 1986.137 с.
137. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. 1970. 271с.
138. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: "Школа", 1994.
139. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. №2, С. 100-102.
140. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж. 1976. 325 с. ■
141. Давыдов Г. А. Закон отрицания отрицания. (Материалистическая диалектика как общая теория развития). Под ред. Л.Ф. Ильичева. М., 1982. с.308.143 .Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М. 1976. 175 с.
142. Давыдова Г.А. Интеллектуальная активность как проблема творчества. // Вопр. фил ос. 1985. № 5. С. 157-159.
143. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, №1, 1992. С. 22-33
144. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М. 1972. 424 с.
145. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986.
146. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагоги-ка.1995.№ 1.С. 29-39.
147. Давыдова Г.А. Интеллектуальная активность как проблема творчества. // Вопр. филос. 1985. № 5. С. 157- 159.
148. Данилова В.Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопр. Психологии. 1976. № 4.
149. Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Дисс. канд. пед. наук. М.
150. Дери Ю.А.Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей школьного возраста. Дк 19.00.07. М 1987. 228 с.
151. Детское творчество Ученые записки. / Под ред. Д.В. Конина. М. 1970. №314. 203 с.
152. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений (перевод с английского). М.: изд-во Мир. 1969.
153. До донов Б.И. Эмоции как ценность. М. 1978. С. 76.
154. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления.: Лыбидь. 1990. 152 с.
155. Добрынин Н.В. Проблема активности личности и общественнойi