автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века
- Автор научной работы
- Никитина, Наталья Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века"
л. /ч На правах рукописи
^ #
\
Никитина Наталья Ивановна
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII - XIX веков.
13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт - Петербург 1997
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор С. А Расчетина
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор Я.Я.Юрченко кандидат педагогических наук, В.С.Кошкина
Ведущая организация - Карельский государственный
педагогический университет
Защита диссертации состоится^-^^в У/ часов на заседании Диссертационного Совета Д.113.05.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб.реки Мойки, 48, корпус 11, ауд.32 ).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена.
Автореферат разослан Хо Кл^ол^Л^^
Ученый секретарь Диссертационного Совета, д.п.н., профессор Р-"-*—^ Е.И.Казакова.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования проблемы развития идеи права на образование на современном этапе общественного развития определяется следующими обстоятельствами:
- все большей ориентацией общества на общечеловеческие ценности, формированием единого мирового и европейского общеобразовательного пространства, усилением образовательных связей;
- более глубоким и всесторонним изучением человека, изменением понимания его природы и сущности;
- изменяющейся социальной ситуацией, препятствующей реализации прав ребенка;.
-современной образовательной ситуацией, характеризующейся сменой парадигмальных оснований в педагогической науке и практике, но в которой, тем не менее, право ребенка на образование не реализуется в полной мере.
Принятие ООН Конвенции о правах ребенка привлекло внимание широких слоев общества к этой проблеме во всем мире.
Изменение политического и экономического курса России резко обострило проблему детства: в стране огромное число беспризорных; около 3 млн. детей никогда не посещали школу, резко увеличилось число детей - социальных сирот. Экономические трудности, которые переживает система образования в целом, слабая социальная защита всех-работников образования; так называемые "платные образовательные услуги"; недоступность для большей части детей обучения в инновационных, как правило, элитарных учебных заведениях привели к тому, что часть детей оказалась лишенной права на полноценное образование. Поэтому, проблема защиты прав ребенка, обеспечение его права на образование становится все более значимой у нас в стране. Совершенно очевидно, что без создания условий для реализации права на образование невозможно поступательное движение вперед. г.
Проблема "Человек и,права человека" является одной из глобальных проблем современности. Решение её возможно только на основе гуманистических ценностей сегодняшнего мира. Между тем, анализ изученной литературы показывает, что пока мало работ, в которых отдельные права человека были бы осмыслены с учетом современной ситуации, элементов международного глобального и этнического
воспитания. Поэтому, возникла необходимость рассмотреть как развивалась идея "права на образование".
Идея права на образование гуманистична по своей суга. Она, провозглашая равное право каждого на получение образования, формирует отношение к образованию как ценности. Развиваясь в русле теории естественного права, которое воплощает в себе разум и вечную справедливость, педагогическая идея права на образование опосредованно способствовала осознанию того, что все люди - равны, каждый человек -личность, ребенок - существо, требующее специальной заботы и защиты.
. Обращение к историко-культурному анализу, видение целостной картины развития идеи права на образование в педагогических теориях ■Западной Европы позволяет определить научную базу, выделить основные ценностно-смысловые ориентиры - понимание человека в различные эпохи Западной цивилизации, естественно-правовые представления. Это необходимо также и для того, чтобы создать условия для реализации права на образование сегодня.
Историко-культурный анализ показывает, что понятие "право на образование" было в центре внимания философов, правоведов, педагогов ( Платон, Аристотель, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Гельвеций, Ж.А.Кондорсе и др.). Однако нет1 целостной каргиньг того, как право на образование защищалось в рамках самой педагогической теории того или педагога. Анализ целого ряда работ по истории педагогики, в которых представлен анализ педагогических теорий и систем (Демков М.И., Веймер Г., Золотарев С.А., Модзалевский К.Н., Монро П., Рубиштейн М.М., Соколов П.,Шмидт К., Жураковский Г.Е., Богуславский A.B., Корнетов Г.Б. и др.), показывает, что развитие идеи права на образование не стало пока еще предметом самостоятельного исследования. Необходимо заметить, что отдельные стороны этого феномена нашли отражение в трудах историков педагогики: всеобщность обучения ( Рубинштейн М.М., Соколов П.); обязательность обучения (Гессен С.И.); становление системы юридических норм, обеспечивающих развитие школьного образования ( Веймер Г., Паульсен Ф., Салимова К.И., Безрогов В.Г., Джуринский А Н.); оценка понимания и осмысления феномена той или иной яркой, неординарной личностью (Рубинштейн М.М., Корнетов Г.Б.). Интерес к проблеме обнаруживает себя в современных исследованиях по истории и праву ( М. Н. Лазутова. Права человека в обучении.М,1993г.; а также диссертационное исследование М.В.Грищенко "К. Д. Ушинский о воспитательных функциях права" . Спб,1995г..
Для того, чтобы понять, какими возможностями обладает современная педагогика для выработки механизмов реализации права ребенка на образование, необходимо обратиться к истории этого вопроса и рассмотреть этапы и логику развития понятия "права человека", в том числе и "права на образование", а также оценить те подходы к реализации права на образование, которые вырабатывались великими педагогами.
Наиболее значимым этапом в развитии прав человека является этап становления и развития теории естественного права, в которой впервые был заострен вопрос о праве человека, праве ребенка на образование.. в связи с особым пониманием его сущности как природного существу., Мы полагаем, что . анализ педагогических идей, ориентированных на реализацию естественных прав,. человека, в том, числе и права на образование, может оказаться важным для разработки педагогического аспекта теории прав человека в настоящее время.
Значимым для нашего исследования, является , и тот этап общественного развития, в котором складывается представление о человеке как культурном, то есть социальном существе (I пол. XIX в.). .
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования.
Тема_^следования; развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII - XIX веков.
Объект исследования: идея права на образование в педагогических теориях Западной Европы в V в. до н.э. - XVIII в.
Предмет исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы в границах теории естественного права. ,
Цель исследования: рассмотреть. идею права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.
Задачи исследования: ...
— раскрыть сущностные характеристики человека на . разных этапах развития Западной цивилизации; , ......
— выявить зависимости, возникающие между педагогическими и правовыми идеями эпохи и представлениями о человеке;
— найти интегрирующее звено, обозначить связи между этими идеями в педагогических теориях,
— раскрыть с этих позиций теорию естественного права 1 как методологическую основу решения проблемы права на образование.
Хронологические рамки исследования:
XVII век - период становления и развития теории естественного права -1 пол. XIX века - период выдвижения гипотез и поиска решений вопросов обязательного образования в различных странах Западной Европы. Но, исследуя предпосылки развития идеи права на образование, мы обращаемся к более ранним периодам истории Западной цивилизации. Поскольку рассматривается несколько общественно-экономических формаций, То возникла необходимость выделить определенные периоды. Они частично совпадают с формациями, но поскольку сама идея может возникать задолго и продолжать существовать после - то границы периода не всегда совпадают с границами формации. Каждый из периодов характеризуется своими представлениями о человеке, педагогическими и правовыми идеями. В каждом из периодов в педагогических теориях предлагается свой механизм реализации права на образование.
Источники исследования:
- историко-философская и общенаучная литература, помогающая шире и глубже раскрыть и понять изучаемую проблему ( В.Ф.Асмус, Д.Антисери, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад, А.С.Богомолов, М.В.Богуславский, А.Б.Венгеров, И.Е.Верцман, В.П.Волгин, С.И.Гессен, П.С.Гуревич, А.В.Гулыга, А.Т.Дворцов, Т.Б.Длугач, Г.А.Заиченко, В.Н.Кузнецов, Т.А.Коломиец, И.С.Кон, Т.Кун, В.Б.Миронов, М.Мид, Б.Л.Назаров, П.Наторп, С.Д.Поляков, В.Рабинович, С.А.Расчетина, Н.С.Розов, М.А.Силин,-В.С.Стегаш, Г.С.Сухобская и др.);
- труды зарубежных философов и педагогов, в которых отражены историко-культурные представления об этом феномене - связи образования и права ( Аристотель, Платон, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ж.А.Кондорсе, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, И. Ф.Гербарт );
- работы историков, в которых характеризуется мировоззрение эпохи, анализируются правовые, культурологические, педагогические идеи эпохи ( Т.В.Блаватская, М.Блок, М.С.Бобкова, Л.Винничук, П.Гиро, А.Я.Гуревич, А.И.Зайцев, С.Я.Лурье, В.С.Нерсесянц, Н.И.Николаева, Н.В.Ревякина, Плутарх, В.И.Шамшурин и другие );
. - теоретические труды исследователей по истории педагогики и истории образования ( М.ИДемков, Г.Веймер, Б.Л.Вульфсон, Ф.Ге, А.Н.Джуринский, В.Ф.Дерюжинский, Г.Е.Жураковский, В.Ф.Задеский, С.А.Золотарев, Г.Б.Корнетов, О.Е.Кошелева, М.Леклерк,
Ш.Летурно,М.И.Меньшиков, П.Монро, Ф.Паульсен, М.М.Рубинштейн, К.И.Салимова, П.Соколов, Ф.Хофман и др.),
- ряд критических работ и статей, которые с разных позиций трактуют проблему;
- работы, которые сегодня посвящены правовой идее педагогике ( М.Н.Лазутова, М.В.Грищенко).
Методы исследования.
1. Анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках.
2. Сравнительно-исторический, позволивший осуществить сравнительный анализ педагогических теорий, в которых рассматривается ( прямо или косвенно ) идея права на образование, начиная с истоков Западной цивилизации.
3. Сравнительно-педагогический, позволивший выявить общее и особенное в педагогических взглядах и педагогических теориях определенной эпохи, реализующих в той или иной степени право на образование.
Диссертационное исследование опирается на идеи- социокультурной обусловленности правовых и педагогических теорий, ориентирующих общество на прогрессивные тенденции развития социума и выступающих, как идеал, определяющий будущее;
- закономерного возникновения и развития теории естественного права, выступающей важной теоретической предпосылкой для развития педагогических теорий;
- существования определенной мыслительной парадигмы эпохи, которая позволяет в едином ключе исследовать многие идеи, связанные с пониманием человека и его прав, в том числе, права на образование.
Исследование проводилось на основе цивилизационного, формационного, культурологического подходов к изучению историко-педагогического процесса, совокупность которых обеспечила целостное видение идеи связи образования и права.
На защиту выносятся следующие положения:
- Философское понимание сущности человека на разных этапах развития Западной цивилизации выступало методологической основой, обеспечивающей развитие гуманитарных наук, в том числе, педагогической и правовой науки.
- Представления о человеке как природном существе, развиваемые в разных гуманитарных науках, являются связующим звеном между
педагогической и юридической наукой и обеспечивают сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.
' - Наиболее полно эта связь представлена в трудах Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, энциклопедистов, развивающих новое представление о человеке и в произведениях которых теория "естественного человека" повлияла на теоретическое обоснование " права на образование".
- Мы защищаем сам логический путь исследования.
Развитие идеи права на образование в истории Западной цивилизации мы можем проследить через анализ педагогических идей и теорий, формирующихся в границах теории естественного права, развитие которой приходится на XVII - XVIII века. Однако в диссертации мы рассматриваем и предыдущий и последующий периоды истории Западной Европы, чтобы просмотреть развитие идеи в цепочке прошлое - настоящее -будущее.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Дан теоретико-методологический анализ педагогического феномена - связи образования и права на образование как историко-культурного явления.
2. Охарактеризованы теоретические и практические предпосылки возникновения теории естественного права, как основы развития права на образование.
3. Показано развитие идеи права на образование в историко-педагогическом процессе Западной цивилизации.
4. Раскрыта обусловленность идеи права на образование в педагогических теориях пониманием человека как природного и социального существа.
5. Показана обусловленность идеи права на образование существованием нормативной базы, имеющейся в государстве:
Результаты исследования имеют значение для понимания закономерности историко-педагогического процесса, для анализа современных педагогических теорий с точки зрения защищенности в них ребенка; дня осмысления возможных путей развития образования в системе общечеловеческих ценностей.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его материалов дня: обоснования подходов к решению проблем современного образовательного процесса; лекционной работы, разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории образования, сравнительной педагогики.
Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре, при чтении лекций на факультете философии человека, факультете коррекционной педагогики РГГТУ им. А.И.Герцена, на заседаниях проблемной лаборатории при кафедре педагогики. Отдельные материалы обсуждались на научно-практических конференциях Санкт-Петербург (1995,1997), Новгород 1997.
: Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав (семь параграфов ), заключении, списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки исследования, положения, выносимые на защиту, раскрыта методы исследования, научная и практическая значимость работы.
В первой главе "Предпосылки возникновения теории естественного права как методологической основы решения проблемы права на образование" определены научные подходы к исследованию идеи права на образование как исторически развивающегося явления, проанализированы теоретические и практические предпосылки становления теории естественного права, в рамках которой развивалась идея права на образование.
В первом параграфе раскрыты концептуальные подходы к анализу идеи "право на образование" как исторически развивающегося явления, обоснована логика исследования, охарактеризованы основные понятия проблемы.
Изучение идеи прав на образование опирается на цивилизационный, формационный, культурологический подходы, которые взаимно дополняют друг друга.
Теоретико-методологические основы цивилизационного подхода позволяют проследить зарождение и развитие идеи "права на образование" в истории Западной цивилизации, цивилизационный подход при этом выступает как способ осмысления педагогических механизмов реализации права на образование. Антропоцентричность и культуросообразность подхода позволяют обозначил-, устойчивые тенденции в понимании человека. Другие подходы применялись к анализу предмета исследования пО мере необходимости, чтобы глубясе высветить ту или иную грань
цивилизационного подхода. Формационный подход дал возможность рассмотреть идею права на образование как социальную ценность в строго определенные периоды .Западной цивилизации. Культурологический подход позволил рассмотреть развитие идеи права на образование как явления культуры, утверждая уникальность человека, ценностное к нему отношение. Совокупность подходов способствовала разностороннему анализу предпосылок' возникновения теории естественного права, обеспечила интегративный анализ и построение целостной картины становления и развития идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII - XIX веков.
В работе дан историко-культурный анализ основных понятий исследования: человек, образование, право, права человека, право на образование, связь. Подчеркнута мысль о том, что идея права на образование возникла очень давно, и в самых разнообразных терминах, суждениях присутствует в работах Платона, Аристотеля, средневековых философов и др. Как определенное понятие идея была сформулирована к концу XVIII века, и мы находим ее в работах Ж.Кондорсе, в Конституции Французской республики 1791 года. В диссертации дано содержательное наполнение этого понятия.
В параграфе отражена и обоснована логика исследования:
- анализ ■ представлений о человеке, которые определяют мировоззренческую парадигму эпохи и позволяют обозначить его сущностные характеристики;
- анализ педагогических и правовых идей, вытекающих из общего взгляда на природу человека,
-, нахождение точек соприкосновения, связей между педагогической и правовой идеями;
- анализ механизмов реализации права ребенка на образование, предложенных в педагогических теориях Западной Европы в XVII -XIX веках. ; ■■■
В соответствии с логикой исследования мы выделяем три значимых периода в развитии идеи права на образование:
- период формирования предпосылок теории естественного права;
- период развития идеи права на образование в рамках теории естественного права;
- период развития идеи в рамках лозитавного права, или социальных период развития идеи.
Во втором параграфе проанализированы философские идеи предшествующих эпох, которые явились теоретическими предпосылками
становления идеи права на образование. Развиваясь во времени, они накладывают отпечаток, а в некоторых случаях, и качественно изменяют содержание педагогических и правовых идей.
Анализ теоретических предпосылок потребовал обращения к философскому и педагогическому наследию ряда философов и педагогов разных исторических эпох.
Исследование основный, интересующих нас представлений ( о человеке, о праве, об образовании ) показывает, что каждая из эпох имеет свои парадигмальные основания для осмысления сущности человека. Представление о человеке, развивающееся- и обновляющееся, создает предпосылки для развития представлений о правах человека. От одной эпохи к другой мы наблюдаем обращение к понятию естественного "права", которое' всегда выступало в качестве "идеальной" нормы, вытекающей из самой сущности человека. Это позволяет расширять идею его прав.
Идеи и представления о человеке и правах человека реализуются в работах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Августина Аврелия, Г.Гроция и других, но наиболее отчетливо и полно раскрываются в учении Я.А.Коменского.
Право на образование не выделяется из совокупности прав человека, но всегда соответствует социальному идеалу,! и является точным отражением мыслительной парадигмы эпохи. В Античности образование являлось средством становления полноценного гражданина. Полным набором прав- пользовались только граждане, при этом, границы гражданства были жестко заданы.' Поэтому, право на образование было правом гражданина, т.е. очень узкого слоя людей. Средневековье расширяет содержание понятия человек: "каждый человек - творение Бога", однако, у каждого своя мера прав' и разная мера свободы. Каждое сословие имеет свое представление о ' правах й образовании, которое необходимо, чтобы этими правами пользоваться. Право на образование является только возможностью, потенцией, которая не подкреплена политическими, экономическими, социальными условиями. В эпоху Возрождения складывается новый образ мира и человека. Человек все чаще заявляет о том, что в основе права должны быть его природные, неотчуждаемые права. Новое представление о человеке и' его правах, заставляет сначала опробовать на практике, а затем сформулировать теоретически/ что "учить" надо "всех всему", при этом, право на образование выступает как1 средство "исправления дел человеческих".
В третьем параграфе рассмотрены практические предпосылки, сложившиеся в практике жизни и способствовавшие своим появлением и развитием осмыслению феномена - права ребенка на образование, а также становлению теории естественного права.
Анализ развития идеи человека в истории Западной цивилизации показал, что более глубокое понимание природы человека изменяет отношение к ребенку, способствует осмыслению понимания его прав. Осознание детства как общественного феномена, повлекло за собой становление особого социального статуса детства и социальной ответственности в плане защиты детей, обеспечивающей условия для их физического и умственного развития.
В странах Западной Европы ( V в. до н.э. - XVI в.) мы наблюдаем развитие как практики образования, так и практики благотворительности, которые, с одной стороны, способствовали осознанию условий, обеспечивающих права человека, права ребенка, а с другой стороны, пытались реализовать механизмы защиты права ребенка на образование.
Рассматривая практику образования на протяжении трех эпох Западной цивилизации, мы отмечаем, что от эпохи к эпохе расширяется количество школ и число учеников, школы становятся все более разнообразными по своей направленности, по предлагаемому содержанию, подчиненности. Социокультурная ситуация в Европе в конце XVI - начале XVII века характеризуется достаточно широким распространением грамотности и письменной культуры (особенно в городах), существованием школ, отвечающим потребностям различных сословий и профессиональных сообществ. К концу Средневековья - в начале Возрождения в различных государствах наблюдаются отдельные попытки создания образовательно-законодательной системы. Однако, право на образование пока не сформулировано и не возведено в ранг закона.
Далее в параграфе рассмотрены основные этапы становления системы общественного призрения в странах Западной Европы. Уже в Античности право на заботу и защиту государства имели не только воины-ветераны, по, что особенно важно, и дети-сироты, родители которых погибли, сражаясь за Отечество. Но никакой системы общественного призрения не было. В течение многих веков и повсеместно дело призрения было предметом частной инициативы, и, часто, в основе имело не высокие нравственные побуждения, а престиж, богатство, влияние в обществе. В Средневековье забота о призрении больных, бедных, убогих,' сирот целиком находилось в руках церкви. БлаготвйрйтельНые учреждения при монастырях, храмах принимая бесприютных детей, подкидышей, детей с
умственными и физическими недостатками, создавали условия для реализации их права на защиту и заботу. Однако, уже в средние века, в общественном сознании постепенно формируется понимание необходимости1 защиты человека не только церковной властью, но и властью государства, путем закона. Поскольку, само понятие "ребенок" выделилось гораздо позднее,' то, можно утверждать, что первые законодательные акты, защищающие права человека (XIV - XV в.), обращены и к ребенку. Призрение детства с одной стороны - это общественное призрение, снабжение бедных, по малолетству нетрудоспособных, пищею и кровом; с другой стороны - это социальная профилактика - предупреждение паразитизма и деморализации, подготовка будущих полезных членов общества. В Указе Елизаветы I 1601 года ( Англия) выделены категории людей, которым необходима помощь государства. Впервые там назван ребенок. Указ предусматривал создание условий для организации жизни бездомных детей, детей-сирот: обучение профессии и обучение в школе, что опосредованно создавало условия для развития идеи права на образование. Таким образом, осознание специфической природы ребенка способствовало появлению особой практики благотворительности, направленной на ребенка. В XVI -начале XVII вв. появляется некоторый опыт реальной защиты его прав.
Во второй главе "Генезис идеи "права на образование" как историко-педагогического''явления" представлен анализ педагогических теорий Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, педагогических идей французских материалистов. В работах этих педагогов четко прослеживаются взаимосвязи педантического и социального в развитии идеи "право на образование". Необходимо отметить, что работы этих педагогов-философов объединяет единая мыслитёльНая парадигма эпохи: человек -природное существо, наблюдается последовательное качественное обогащение содержания этой идеи. И педагогический, и юридический механизмы реализации права' на образование разрабатывается ими на основе принципа природосообразности. Вместе с тем, объясняя все права человека исходя из его природной сущности, они, тем не менее, обращаются к социальному аспекту. Постепенно углубляется понимание того, что и общество тоже должно защитить права человека.
В первом параграфе рассмотрены философские, правовые, педагогические взгляды Д. Локка, показана их взаимосвязь.
По мнению ряда исследователей, педагогические идеи мыслителя следует рассматривать в контексте идей естественного закона социальных
отношений, разума и свободы, сформулированных им при разработке теории естественного права.
Философские взгляды Д.Локка сформировались в русле мыслительной парадигмы эпохи и отражали то понимание человека, которое сложилось в философской литературе XVII века. С одной стороны, человек рассматривается как самостоятельная, сильная личность, наделенная разумом, способная познать' мир и изменить его. С другой стороны, представление о человеке как'"существе разумном" позволяет поставить вопрос о его социальных правах, а также правах на познание окружающего мира и себя, как познающего субъекта. Д.Локк, опираясь на эти идеи, дает свою концепцию человека. Во-первых, он определяет разум как важнейшую сущностную характеристику человека, а, во-вторых, утверждая господство человека над страстями апеллирует к познанию, "закону разума". Исходя из этих представлений, философ предположил, что юридические законы, законы государства "должны соответствовать "закону природы". В теории естественного права Д.Локка содержится огромный пласт идей, характеризующих основные права человека, присущие ему от природы. Однако опосредованно в ней содержится некое противоречие, которое получит развитие позднее, ибо теория Локка базируется на естественном праве человека, социальный же аспект права растворен пока в природных характеристиках человека. '
. В своей педагогической теории он представил картину одного из возможных путей реализации естественных прав человека на основе особого способа образования.
Д.Локк, исходя из представлений о человеке как природном существе, обуславливает идею "права на образование" тем, что изначально уравнивает всех людей, понимая природу ребенка, которая у всех одинакова, как "чистая доска". Однако, этой его идеей воспользуются позднее, а пока он разрабатывает механизм ; реализаций' прав определенного, становящегося политической силой класса.1 Утверждая, что законы государства должны соответствовать природе 'человека, он настаивает на государственной защите прав человека: "Законы государства должны предназначаться для блага народа", выдвигая идеал справедливого, правового государства. Причем, Локк выделяет положение о том, что поскольку все люди равны, то, поэтому, они должны пользоваться одними и теми же общими правами и привилегиями. В работах Локка представлена идея интеграции - связи педагогики и права Права ребенка, право ребенка на образование должны быть защищены у реальной педагогической практикой и государством. Далее в диссертации
представлены выводы, в которых подчеркивается мысль о том, что в понимании самой природы человека содержатся предпосылки и педагогической, и юридической защиты право на образование у Д.Локка.
Во втором параграфе проанализирована теория "естественного человека" Ж.-Ж.Руссо и пути его воспитания.
В параграфе подчеркнуто представление Руссо об идеальной природе ребенка, о самоценности детства, 1 физических1 и психологических особенностях ребенка, показано понимание воспитания Руссо как процесса жизни, свободного развития натуры ребенка. Ж.Ж.Руссо углубляет парадигмальную идею эпохи, называя природу ребенка "естественной" и связывая ее со свободой. Неоднократно отмечая, что основа всякого действия человека заключается в воле "свободного существа", он формулирует свое кредо: " Основная задача общества - вернуть человеку естественное состояние". Мыслитель выдвигает свой воспитательный идеал: человек с головой философа и руками ремесленника, самостоятельный в суждениях и вольный поступать сообразно собственным взглядам, живущий своим трудом. Однако, Руссо полагает, что современное ему государство полностью противоречит естественной, то есть свободной, природе человека, и потому не может защитить его права. Он разрабатывает единственно возможный, по его мнению, бескровный путь создания нового государства, на основе принципиально нового типа воспитания, в котором представлен механизм формирования независимого, свободного человека, и цель которого, в конечном итоге, заключается в том, чтобы самому защитить свои нрава на основе создания нового общественного договора. Руссо раскрыл путь воспитания естественного человека, обладающего правом на свободу, которая вытекает из его естественного состояния. Всякая несвобода превращает человека естественного в человека искусственного. Идея свободы выступает главным механизмом связи юридической и педагогической идей.
Значение Руссо для развития педагогической науки необычайно велико. Целый ряд исследователей -' М.Монро, В.Асмус, Й.Верцман, М.Певзнер - подчеркивают, что философские и педагогические работы Ж.Ж.Руссо явились источником для дальнейшего развития идеи свободы как в педагогике, так и в социальной жизни. Особая значимость Руссо заключается в том, что ведущей идеей его работ выступает идея права на свободу, на образование.
В третьем параграфе рассмотрены философские взгляды и педагогические идеи французских материалистов, проанализирован ряд
документов, в которых зафиксировано понятие "права на образование", определены условия реализации этого права.
Французские материалисты - К.А.Гельвеций, Г.Гольбах, Д.Дидро -углубляют и расширяют представление о человеке как природном существе. Это был новый шаг в развитии самой идеи прав человека, поскольку французские материалисты обогащают идею равенства природных возможностей людей, обуславливая им требования политического и юридического равноправия, особо подчеркивая, при этом, право каждого человека на образование. Механизмом реализации права.на образование является система законов, которую издает государству, и которая обеспечивает гражданам одинаковые, равные условия в получении образования. В диссертации мы останавливаемся на идеях Д.Дидро, который своими планами и предложениями "обстоятельно и ярко обосновал идею цельной системы народного просвещения" (С.Рождественский). Далее, мы анализируем ряд документов эпохи Французской революции (1789 - 1792 ), которые свидетельствуют о юридических, государственных гарантиях как прав человека в целом, так и права на образование. Это, во-первых, Декларации Французской республики, во-вторых, различные образовательные проекты, предложенные различными политическими группами и партиями .для реорганизации системы образования в стране. Особо значимым документом для нашего исследования является Конституция 1793 года, в которой впервые было обозначено естественное право человека на образование, и были определены некоторые гарантии этого права со стороны государства.
В четвертом параграфе проанализированы идеи, определяющие понимание сущности человека в немецкой классической философии, а также правовые взгляды немецких философов; исследованы механизмы реализации права на образование в педагогической теории И.Ф.Гербарта; кратко охарактеризовано становление системы образования в конце XVIII -I пол. XIX века в Германии на основе норм позитивного права как результат развития идеи права на образование.
В немецкой классической философии меняются парадигмальные основания в понимании сущности человека. Впервые человек начинает рассматриваться не только как природное, но, главным образом, как культурное, т.е. общественное, социальное существо. Разум человека связывается с его нравственностью, поиском универсального закона нравственности. Причем, философы утверждали, что человек сам может
искать этот закон. Именно такое понимание человека дает новое понимание его прав.
Анализ взглядов немецких философов I пол.Х1Х века на проблему права позволяет констатировать, что идет интенсивный поиск разумного соотношения и связи естественного и позитивного права, поиск универсального нравственного закона. И право, и педагогика обращаются к решению этих проблем, пытаясь определить цели жизни и деятельности человека, выделить те нравственные идеи, которые являются основанием самой жизни. В немецкой классической философии четко представлен путь реализации поиска нравственной свободы ( категорический императив ). Философы в обобщенном виде представляют особый тип образования, который окультуривает природу человека: природа человека окультуривается в поиске категорического императива.
Понимание права по-разному преломляется в педагогических теориях. Наиболее яркую педагогическую интерпретацию этих идей предложил И.Ф.Гербарт. Он разрабатывает принципиально новые педагогические механизмы, которые обеспечивают реализацию права на образование, под которым подразумевается самостоятельный поиск нравственного закона. Идея права проникает в цели образования, она включена в его содержание. Ребенок сам ищет нравственный императив через проявление многостороннего интереса и осмысление общечеловеческого идеала, т.к. только это способствует саморазвитию, самовоспитанию, самодетерминации человека.
Педагогические идеи И.Ф.Гербарта оказали влияние на развитие образовательно-законодательной базы Германии этого времени. Далее в диссертации представлены тенденции развития образования Германии, а также, кратко охарактеризованы основные законодательные акты, которые способствовали решению вопроса о праве на образование для всех граждан страны.
ЗАЮТЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование показало, что идея права на образование является сложным историко-культурным явлением, развитие которого определяется объективными и субъективными факторами.
Ее становление и развитие исторически обусловлено и связано с эволюцией Западной цивилизации. Анализ основных, интересующих нас представлений, показал, что каждой исторической эпохе Западной
цивилизации соответствует своя парадигмальная идея о сущности человека.
Представления о человеке, развиваемые в разных гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями. Право на образование выступает как интегрированная идея, в которой сливаются педагогические и юридические аспекты.
В исследовании мы проанализировали, как педагогика в теории разрабатывала механизмы реализации права ребенка на образование. Исследуемый материал позволил вычленить путь, по, которому шли великие мыслители в разработке теоретических основ реализации права человека на образование. Мы полагали, что этот путь останется чрезвычайно значимым и в настоящее время, когда меняются парадигмальные основания в понимании человека и его сущности, но остается неизменной мысль о том, что в жизни и в школе все исходит из самоценности детства, права ребенка на жизнь, развитие, образование, природы ребенка.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:
1. Защита права на образование одаренных детей // Герценовские чтения. - СПб., 1995.
2. Защита прав ребенка на образование // " Защитим детство!" / Материалы XV всероссийской научно-практической конференции по педагогике ненасилия. - СПб., ¡997. - с.77-79.
3. Право на образование - основа решения проблем интеллектуального развития // Интеллектуальное и художественное развитие как проблема педагогического образования - Новгород, 1997 г.
!) /
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитина, Наталья Ивановна, 1997 год
Введение.
Глава 1. Предпосылки возникновения теории естественного права как методологической основы решения проблем права на образование.
1.1. Научные подходы к анализу понятия "право на образование" как историко-педагогического явления.
1.2. Теоретические предпосылки возникновения теории естественного права.
1.3. Практические предпосылки возникновения теории естественного права.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Генезис идеи "право на образование" как историко-педагогического явления.
2.1, Взаимосвязь педагогических и правовых идей в творчестве Д.Локка.
2.2. Теория "естественного человека" Ж.-Ж.Руссо и пути его воспитания. "
2.3. Развитие идеи права на образование в работах французских материалистов.
2.4, Новый этап становления теории прав человека и способов их реализации в рамках идеи культуросообразности. 126 Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века"
Актуальность исследования проблемы развития идеи права на образование на современном этапе общественного развития определяется следующими обстоятельствами:
- все большей ориентацией общества на общечеловеческие ценности, формированием единого мирового и европейского общеобразовательного пространства, усилением образовательных связей;
- более глубоким и всесторонним изучением человека, изменением понимания его природы и сущности;
- изменяющейся социальной ситуацией, препятствующей реализации прав ребенка;
- современной образовательной ситуацией, характеризующейся сменой парадигмальных оснований в педагогической науке и практике, но в которой, тем не менее, право ребенка на образование не реализуется в полной мере.
Принятие ООН Конвенции о правах ребенка и ряда других документов привлекло внимание широких слоев общества к этой проблеме во всем мире.
Изменение политического и экономического курса России резко обострило проблему детства: в стране огромное число беспризорных; около 3 млн. детей никогда не посещали школу, резко увеличилось число детей -социальных сирот. Экономические трудности, которые переживает система образования в целом, слабая социальная защита всех работников образования; так называемые "платные образовательные услуги"; недоступность для большей части детей обучения в инновационных, как правило, элитарных учебных заведениях привели к тому, что часть детей лишена права на полноценное образование. Поэтому, проблема защиты прав ребенка, обеспечение его права на образование становится все более значимой у нас в стране. Совершенно очевидно, что без создания условий для реализации права на образование невозможно поступательное движение вперед.
Проблема "Человек и права человека" является одной из глобальных проблем современности." Решение её возможно только на основе гуманистических ценностей сегодняшнего мира. Между тем, анализ изученной литературы показывает, что пока мало работ, в которых отдельные права человека были бы осмыслены с учетом современной ситуации, элементов международного глобального и этнического воспитания. Поэтому, возникла необходимость рассмотреть как развивалась идея "права на образование".
Идея права на образование гуманистична по своей сути. Она, провозглашая равное право каждого на получение образования, формирует отношение к образованию как ценности. Развиваясь в русле теории естественного права, которое воплощает в себе разум и вечную справедливость, педагогическая идея права на образование опосредованно способствовала осознанию того, что все люди - равны, каждый человек - личность, ребенок -существо, требующее специальной заботы и защиты.
Обращение к историко-культурному анализу, видение целостной картины развития идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы позволяет определить научную базу, выделить основные ценностно-смысловые ориентиры: понимание человека в различные эпохи Западной цивилизации, естественно-правовые представления, на которых можно строить защиту. Это необходимо также и для того, чтобы создать условия для реализациии права на образование сегодня.
Историко-культурный анализ показывает, что понятие "право на образование" было в центре внимания философов, правоведов, педагогов ( Платон, Аристотель, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, ЖЖРуссо, К.Гельвеций, Ж.А.Кондорсе и др.). Однако нет целостной картины того, как право на образование защищалось в рамках самой педагогической теории того или педагога. Анализ целого ряда работ по истории педагогики, в которых представлен анализ педагогических теорий и систем (Демков МЛ, Веймер Г., Золотарев С.А., Модзалевский К.Н., Монро П.,
Рубиштейн M.M., Соколов П.,Шмидт К., Жураковский Г.Е., Богуславский А.В., Корнетов Г.Б. и др.), показывает, что развитие идеи права на образование не стало пока еще предметом самостоятельного исследования. Необходимо заметить, что отдельные стороны этого феномена нашли отражение в трудах историков педагогики: всеобщность обучения ( Рубинштейн М.М., Соколов П.); обязательность обучения (Гессен С.И.); становление системы юридических норм, обеспечивающих развитие школьного образования ( Веймер Г., Паульсен Ф., Салимова К.И., Безрогов В.Г., Джуринский А.Н.); оценка понимания и осмысления феномена той или иной яркой, неординарной личностью (Рубинштейн М.М., Корнетов Г.Б.). Интерес к проблеме обнаруживает себя в современных исследованиях по истории и праву ( М. Н. Лазутова. Права человека в обучении.М, 1993г.; а также диссертационное исследование М.В.Гршценко "К, Д. Ушинский о воспитательных функциях права". Спб,1995г.
Для того, чтобы понять, какими возможностями обладает современная педагогика для выработки механизмов реализации права ребенка на образование, необходимо обратиться к истории этого вопроса и рассмотреть этапы и логику развития понятия "права человека", в том числе и "права на образование", а также оценить те подходы к реализации права на образование, которые вырабатывались великими педагогами.
Наиболее значимым этапом в развитии прав человека является этап становления и развития теории естественного права, в которой впервые был заострен вопрос о праве человека, праве ребенка на образование в связи с особым пониманием его сущности как природного существа. Мы полагаем, что анализ педагогических идей, ориентированных на реализацию естественных прав человека, в том числе и права на образование, может оказаться важным для разработки педагогического аспекта теории прав человека в настоящее время.
Вместе с тем, современное состояние развития общества ориентирует нас на всесторонний анализ социального аспекта права на образование, так как сегодня, социокультурная ситуация в стране не позволяет создать условия для реализации права на образование определенной группы детей. Поэтому, важным для нашего исследования, является и тот этап общественного развития, в котором складывается представление о человеке как культурном, то есть социальном существе (I пол. XIX в.).
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования.
Тема исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII - XIX веков.
Объект исследования: идея права на образование в педагогических теориях Западной Европы в V в. до н.э. - ХУШ в.
Предмет исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы в границах теории естественного права.
Цель исследования: рассмотреть идею, права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.
Задачи исследования: раскрыл, сущностные характеристики человека на разных этапах развития Западной цивилиации; выявить зависимости, возникающие между педагогическими и правовыми идеями эпохи и представлениями о человеке; найти интегрирующее звено, обозначить связи между этими идеями в педагогических теориях; раскрыть с этих позиций теорию естественного права как методологическую основу решения проблемы права на образование.
Хронологические рамки исследования:
XVII - период становления и развития теории естественного права - I пол. XIX века - период выдвижения гипотез и поиска решений вопросов обязательного образования в различных странах Западной Европы. Но, исследуя предпосылки развития идеи права на образование, мы обращаемся к более ранним периодам истории Западной цивилизации. Поскольку рассматривается несколько общественно-экономических формаций, то возникла необходимость выделить определенные периоды. Они частично совпадают с формациями, но поскольку сама идея может возникать задолго и продолжать существовать после - то границы периода не всегда совпадают с границами формации. Каждый из периодов характеризуется своими представлениями о человеке, педагогическими и правовыми идеями. В каждом из периодов в педагогических теориях предлагается свой механизм реализации права на образование.
Источники исследования:
- историко-философская и общенаучная литература, помогающая шире и глубже раскрыть и понять изучаемую проблему ( В.Ф.Асмус, Д.Антисери, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад, А.С.Богомолов, М.В.Богуславский, А.Б.Венгеров, И.Е.Верцман, В.П.Волгин, С.И.Гессен, П.С.Гуревич, А.В.Гулыга, А.Т.Дворцов, Т.Б.Длугач, Г.А.Заиченко, В.Н.Кузнецов, Т.А.Коломиец, И.С.Кон, Т.Кун, В.Б.Миронов, М.Мид, Б.Л.Назаров, П.Наторп, С.Д.Поляков, В.Рабинович, СА.Расчетина, Н.С.Розов, М.А.Силин, В.С.Степин, Г.С.Сухобская и др.);
- труды зарубежных философов и педагогов, в которых отражены историко-культурные представления об этом феномене - связи образования и права ( Аристотель, Платон, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Э.Ротгердамский,
Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ж.А.Кондорсе, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, И.Ф.Гербарт);
- работы историков, в которых характеризуется мировоззрение эпохи, анализируются правовые, культурологические, педагогические идеи эпохи ( Т.В.Блаватская, М.Блок, М.С.Бобкова, Л.Винничук, П.Гиро, А.Я.Гуревич,
A.И.Зайцев, С.Я.Лурье, В.С.Нерсесянц, Н.И.Николаева, НВ.Ревякина, Плутарх , В .И.Шамшурин и другие );
- теоретические труды исследователей по истории педагогики и истории образования ( М.И.Демков, Г.Веймер, Б.Л.Вульфсон, Ф.Ге, А.Н.Джуринский,
B.Ф.Дерюжинский, Г.Е.Жураковский, В.Ф.Залеский, С.А.Золотарев, Г.Б.Корнетов, О.Е.Кошелева, М.Лекиерк, HI. Летурно,М.И.Меньшиков, П.Монро, Ф.Паульсен, М.М.Рубинштейн, К.И.Салимова, П.Соколов, Ф.Хофман и др.);
- ряд критических работ и статей, которые с разных позиций трактуют проблему;
- работы, которые сегодня посвящены правовой идее педагогики ( М.Н.Лазутова, М.В.Гршценко).
Методы исследования:
1. Анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках.
2. Сравнительно-исторический, позволивший осуществить сравнительный анализ педагогических теорий, в которых рассматривается ( прямо или косвенно ) идея права на образование, начиная с истоков Западной цивилизации.
3. Сравнительно-педагогический, позволивший выявить общее и особенное в педагогических взглядах и педагогических теориях определенной эпохи, реализующих в той или иной степени право на образование.
Диссертационное исследование- опирается на идеи: социокультурной обусловленности правовых и педагогических теорий, ориентирующих общество на прогрессивные тенденции развития социума и выступающих как идеал, определяющий будущее; закономерного возникновения и развития теории естественного права, выступающей важной теоретической предпосьшкой для развития педагогических теорий; существования определенной мыслительной парадигмы эпохи, которая . позволяет в едином ключе исследовать многие идеи, связанные с пониманием
Щ> человека и его прав, в том числе, права на образование.
Исследование проводилось на основе цившшзацййнного, формаций нного, культурологического подходов к изучению историко^педагогического процесса, совокупность которых обеспечила целостное видение идеи связи образования и права.
На защиту выносятся следующие положения:
Философское понимание сущности человека на разных этапах, развития Западной цивилизации выступало методологической основой, обеспечивающей развитие гуманитарных наук, в том числе5 педагогической и правовой науки,
Представления о человеке как природном существе, развиваемые в разных гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.
Наиболее полно эта связь представлена в трудах Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, энциклопедистов, развивающих новое представление о человеке и в произведениях которых теория "естественного человека" повлияла на теоретическое обоснование " права на образование". ф — Мы защищаем сам логический путь исследования.
Развитие идеи права на образование в истории Западной цивилизации мы можем проследить через анализ педагогических идей и теорий, формирующихся в границах теории естественного права. Однако в диссертации мы рассматриваем и предыдущий и последующий периоды Западной цивилизации, чтобы просмотреть развитие идеи в цепочке прошлое - настоящее - будущее.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования!
1. Дан теоретико-методологический анализ педагогического феномена -связи образования и права на образование как историко-культурного явления. ф 2. Охарактеризованы теоретические и практические предпосылки возникновения теории естественного права, как основы развития права на образование.
3. Показано развитие идеи права на образование в историко-педагогическом процессе Западной цивилизации.
4. Раскрыта обусловленность идеи права на образование в педагогических теориях пониманием человека как природного и социального существа.
5. Выявлена обусловленность идеи права на образование существованием нормативной базы, имеющейся в государстве. м Результаты исследования имеют значение лшт понимания закономерности историко=педагогического процесса, для анализа современных педагогических теорий с точки зрения защищенности в них ребенка; дяя осмысления возможных путей развития образования в системе общечеловеческих ценностей,
Практическая значимость исследования связана о возможностью использования его материалов для: обоснования подходов к решению проблем современного образовательного процесса; лекционной работы, разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории образования, сравнительной педагогики.
Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре, при чтении лекций на факультете философии человека, факультете коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, на заседаниях проблемной лаборатории при кафедре педагогики. Отдельные материалы обсуждались на научно-практических конференциях Санкт-Петербург (1995, 1997), Новгород
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав (семь параграфов), заключения, списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Рассмотрев генезис идеи «право на образование» как историко-педагогического явления Западной цивилизации XVH - ХУШ веков, мы отмечаем ее последовательное развитие. Оно было обусловлено рядом факторов.
Во-первых, более высоким уровнем развития социально-экономических отношений.
Во-вторых, развитием идей естественного права, которые послужили основой естественно-правовых и договорных теорий. Философы, носители этих идей, занимали несколько разное место в социуме, и, потому, каждый придавал их развитию некое своеобразие. Естественно-правовые и договорные теории были неоднородны и противоречивы. Но каждая их них подчеркивала уважение к человеку, закону, неоспоримость естественных прав граждан.
В-третьих, подчеркнутое внимание к человеку как «естественному существу», повлекло за собой осознание особой природы и особой ценности детства. Это способствовало тому, что философы, политические деятели, педагоги стали говорить не только о правах человека, но и о правах ребенка. Право на образование - важнейшее из прав, функционирование которого обязано обеспечить государство, для защиты права ребенка на жизнь, для становления последнего гражданином, полноценным членом социума.
Эпоха Просвещения вложила в понятие «естества» смысл ценного, разумного, сущности и т.д. и противопоставила естественное как неизменное, исторически возникшему. Идея естественной педагогики настолько вытекала из общего уклада духовной жизни ХУЛ века, что голос ее слышится в педагогических идеях Я.А.Коменского, она проходит через учение Д.Локка, но полное выражение находит у Ж.Ж.Руссо.
И' Локк, и Руссо рассматривали идею свободы. Она была продиктована всей общей гуманистической атмосферой и верой в естество, природу ребенка, которой нужно только дать простор выявиться. Но мысли Локка и Руссо о возбуждении и мягком направлении естественной любознательности ребенка как главном стержне обучения реализуются пока лишь для элиты, для массового образования этим идеям суждено играть рол далеких ориентиров.
Осознание французскими материалистами (Гельвеций, Дидро и другие) огромной социальной значимости государственной постановки образования, сослужило весомую службу для революционной идеологии. Их идеи способствовали все более широкому осознанию необходимости образования для каждого, создавали условия для действительного становления права на образование как законодательно регламентируемого явления в странах Западной Европы в исследуемый период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Настоящее исследование посвящено изучению развития идеи права на образование в истории Западной цивилизации с XVII в. по XIX в. Цель исследования состояла в том, чтобы рассмотреть идею права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.
Определяя планируемый результат исследования как получение нового научного знания по исследуемой проблеме, мы исходили из возможности анализа и сопоставления педагогических теорий, философских и правовых идей зарубежных философов, педагогов, правоведов, в которых отражены прямо или опосредованно историко-культурные представления об идее "право на образование".
Для реализации поставленной цели . использовались теоретико-методологические основы цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса, который позволяет проследить зарождение и развитие идеи "права на образование" в истории Западной цивилизации; формационного подхода, который дает ключ к осмыслению взаимоотношений человека и общества, к пониманию сущности человека в различные исторические эпохи; культурологического подхода, который подчеркивает уникальность человека, ценностное к нему отношение.
Идея права на образование развивалась в рамках теории естественного права, окончательное оформление которой происходит в XVH веке. В исследовании выделены и подробно проанализированы группы теоретических и практических предпосылок, сложившихся в предшествующие эпохи и послуживших основой становления теории естественного права.
Наиболее остро проблема человека и его прав обозначает себя в периоды социальных кризисов и потрясений. Новое видение человека, его прав и свобод обусловливает поиск путей воспитания и обучения. Из множества педагогических теорий мы выбрали для более глубокого осмысления теорию воспитания джентльмена Д.Локка, теорию воспитания естественного человека Ж.Ж,Руссо, теорию воспитания к свободе ИХербарта.
Прежде всего, следует отметить, что каждой исторической эпохе Западной цивилизации соответствует своя парадигмальная идея о сущности человека. Эта идея обусловливает развитие всего гуманитарного знания в целом, правовых и педагогических идей в том числе.
Представления о человеке, развиваемые в гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.
Мы констатируем, что идея права на образование всегда существовала в теориях педагогов Западной цивилизации прямо или опосредованно. В наиболее острые моменты истории цивилизации идея проявлялась особенно ярко. Качественное своеобразие идеи права на образование было обусловлено социокультурной ситуацией конкретной эпохи. Однако, развитие идеи и, особенно, ее реализация невозможны без определенной нормативной базы государства. К пониманию этого люди приходят не сразу, в течение долгих веков.
В рассмотренных нами педагогических теориях XVTI - XIX веков в явной или опосредованной форме содержится противоречие между индивидуальным и социальным, которое педагоги пытаются решить, с одной стороны, развивая идеи естественного права, а с другой, предлагая обществу найденный ими механизм реализации права на образование.
Так, Локк, рассматривая человека не только как природное существо, но и как существо, которое целиком зависит от системы воспитания, направленной на развитие всех сторон личности, выдвигает целый ряд педагогических и правовых идей. Он, концептуально оформив естественно-правовые идеи эпохи, одним из первых осмыслил право как естественное. Локк предложил путь реализации естественного права человека на жизнь, здоровье, свободу и собственность на основе разработанного им варианта воспитания юного джентльмена. В этом варианте предлагается формирование особого характера, обладая которым человек сможет пользоваться данными ему от природы «естественными правами».
Руссо углубляет парадигмальную идею эпохи, называя природу человека естественной и связывая её со свободой. Идея свободы разрабатывается им широко, многоаспектно. Выделение новой грани человека - человек — свободное существо — вносит новое содержание в представления о правах человека; право на образование начинает рассматриваться им как право на свободный поиск истины. Идея свободы выступает главным механизмом связи юридической и педагогической идей и определяющим условием формирования «естественного человека».
Французские материалисты углубляют и развивают представление о человеке как природном существе. Они обогащают идею природного равенства людей, обуславливая им требования политического и юридического равноправия, особо подчеркивая при этом, право каждого человека на образование. Они предлагают целый ряд вариантов реализации права на образование в практике жизни. Их идеи нашли отражение в документах Французской революции, провозгласившей право на образование «естественным; правом человека».
Развитие представлений о человеке в немецкой классической философии II пол.ХУШ - 1пол.Х1Х века обусловливает формирование новой мыслительной парадигмы эпохи - человек - культурное существо. Идея культуры в понимании человека оказала влияние на пересмотр понятий «право» и «образование». Право начинает рассматриваться как некая нравственная ценность, как справедливость; нравственная идея становится ведущей идеей образования, теорий различных педагогов. Наиболее яркое выражение идеи немецкой классической философии получили в педагогической теории И.Гербарта. Его работы можно рассматривать как вариант поиска механизма универсального нравственного закона. Он предлагает организовать самостоятельный поиск категорического императива, так как только это способствует саморазвитию, самовоспитанию, само детерминации человека.
Изучение развития идеи права на образование позволяет глубже понять современный процесс формирования и осознания в нашей стране общечеловеческих ценностей в области образования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никитина, Наталья Ивановна, Санкт-Петербург
1. Авдеева К.Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании // Традиции образования и воспитания в Европе X1.- XVII веков. Сб. статей и материалов. Отв. ред. Н.В.Ревякина. - Иваново, 1995. - 204 с.
2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов пед. вузов. — В 2 ч. / Под ред. М.Н.Певзнера и С.АРасчетиной. Новгород, 1994. - 302 с.
3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах // Сост. В.Г.Безрогов, О.И.Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - т.1 - 400 е.; т.2 -352с.
4. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. М.: Мысль, 1975. — т.1. - 550 е., т.2 -687с., т.З - 613 е., т.4 - 830 с.
5. Аршот П.Ф. Призрение бедных в Англии. — Спб, 1901. 616 с.
6. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М.: знание, 1962. - 47 с.
7. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М.: МГУ. 1969.
8. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. -Кемерово: «Алеф», 1993. 170 с.
9. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1988. -1375 с.ю. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства. М., 1995. - 70 с.и. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994. - 48 с.
10. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации -7 Педагогика. 1996. - № 1. - с.3 - 5.
11. Биншток В.И. Общественное призрение за границей и в России. СПб, 1898.-58 с.
12. Блаватская Т.В. К вопросу об источниках по судебным реалиям афинской демократии // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988. - 210 с.
13. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986.
14. Бобкова М.С. Жизнь и деятельность Жана Бодена в контексте культурных, религиозных и правовых течений во Франции XVI // Возрождение: гуманизм, образование, искусство // сб.науч.тр./ отв. ред. Н.В.Ревякина. Иваново, 1994. -139 с.
15. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 368 с.
16. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1. —М., 1994. с. 113 - 137.
17. Большая Советская Энциклопедия / под ред. А.М.Прохорова. М.: Советская Энциклопедия, 1970. - т. 37.
18. Бондарев П.Б. «Русская идея» в философском образовании // Философские исследования. 1993. - № 2. - с. 50 - 58.
19. Боришанская М.М. Ведущие тенденции развития школы в странах Западной Европы в ХШ XIV веках // Западно-европейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб.науч.тр. - Вып.1 - ч.1 / Под ред. Салимовой К.И., Безрогова В.Г. -М., 1989. - 136 с.
20. Боришанская М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы Х1П -XIV веков // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. Сб.науч.тр./Под ред. К.И.Салимовой В.Г.Безоргова. -М., 1990.-с. 5-21.
21. Брагина JI.M. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. - 254 с.
22. Булкин А.П. Региональные проблемы с позиций философии образования // Образование средство развития региона: сб.ст./под ред. В.М.Егорова. - М., 1994.-153 с.
23. Бушуева В., Борисова О.А. Философия ХЕК века. Теоретический курс авторизованного изложения. -М.: Изд. МЭГУ, 1994. 270 с.
24. Веймер Г. История педагогики. СПб, 1913.-135 с.
25. Венгеров А.Б. Теория государства и права: ч.П. Теория права,- М.: Юристъ, 1996.-168 с.
26. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М.: Худож.лит., 1976. 310 с.
27. Вильман Отто. Дидактика, как теория образования. Т.2. -М., 1908,- 670 с.
28. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К.Ронина. М.: Высшая школа, 1988. - 420 с.
29. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М.: Наука, 1977. - 370 с.
30. Вульфсон Б.Л. Великая французская революция и народное образование // Советская педагогика. -1989.-№6.-с.135—141.
31. Ганелин Ш.И., Голанг Е.Я. История педагогики. М., 1940. - 407 с.
32. Ганзен П.Г. Охрана детства в Англии. Пг, 1916. - 163 с.
33. Ге Ф. История образования и воспитания. М,, 1912. - 657 с.
34. Гельвеций К. А. Сочинения: В 2-х тт. М., 1974.
35. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / под ред. Г.П.Вейсберга. М.: Учпедгиз, 1940,- т. 1 - 292 с.
36. Гессен С.И. Основы педагогики / введение в прикладную философию /. — М.: Школа Пресс, 1995. - 447 с.
37. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Репринт с изд. 1913 1914 гг. -М.: Ладомир, 1994. 470 с.
38. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы,- СПб, 1995. -104с. .
39. Горфункель А.Х. Филосифия эпохи Возрождения. М,, 1980.
40. Греки / пер. с англ. -М.: «Росмэн», 1994. 95 с.
41. Гршценко М.В. К.Д.Ушинский о воспитательных функциях права. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. С-Пб, 1995. - 23 с.
42. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994.
43. Гулыга А.В. Шеллинг. М,: Соратник, 1994. - 220 с.
44. Гуманитарная сфера и права человека / Сборник документов // сост. В. А. Корнилов. М.: Просвещение, 1992. - с. 18 - 69.
45. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.-М.: Искусство, 1989.
46. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. -М.: Искусство, 1990.
47. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. -М.; Вестник, 1997.-448 с.
48. Гурлитг Л. О воспитании. М.: изд-во «Школы и жизни», 1911,-172 с.
49. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980. - 112 с.
50. Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.- 497 с.
51. Демков М.И. Курс педагогики. Ч. П.- М., 1918. 366 с.
52. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
53. Дерюжинский В.Ф. Призрение бедных в Англии.- СПб, 1906. 49 с.
54. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность / Учеб.пособие. М., 1992. - 177 с.
55. Дидро Дени. Собр.сочинений: В 10 тт. т. 10 - М.: Худож.литература,1947. -567 с.
56. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / под ред. Е.Н.Медьшского.- М.: Учпедгиз, 1956. 373 с.
57. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1986. - 190 с.
58. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности. -М.: Наука, 1995. 221 с.
59. Европейская педагогика от Античности до Нового времени // Исследования и материалы: сб.науч.тр./ Под ред. В.Г.Безрогова и Л.В.Мошковой. ч.1.- М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993. - 245 с.
60. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики- М.Д963,-510с.
61. ЗаиченкоГЛ. Джон Локк. М.: Мысль, 1988,- 199 с.
62. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIET V вв. до н.э. — Л.: ЛГУ, 1985.-208 с.
63. Залеский В.Ф. Системы призрения бедных в законодательстве и практике главнейших западно-европейских государств. Казань, 1912. - 310 с.
64. Золотарев С.А. Очерки истории педагогии на Западе и в России. СПб, 1910,-287 с.
65. Информация о ходе выполнения Федеральной программы развития образования в части дошкольного, общего и начального профессионального образования//Педагогика.-1997. № 1.- с.З -6.
66. Ионов Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. -1991,- № 6. -сЛ7 -36.
67. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией чл.-кор. РАН В.СЛерсесянца. -М.Д995. 700 с.
68. Карлов Н.В. Путь познания, или дорогу осилит идущий // Вопросы философии. 1996. - № 5, - с.З - 20.
69. Кей Э. Век ребенка. СПб, 1905. - 293 с.
70. Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие. Пер.с фр. СПб, 1866.-313 с.
71. Козлова А.Г. Что такое зтнопедагогика. Что такое народная педагогика // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Выпуск II. СПб.: Образование, 1995. - с.9 - 23.
72. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995.- № 6. - с.84 - 89.
73. Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме XVIII века.-Киев, 1978.- 136 с.
74. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.
75. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И. «Педагогическое наследие». -М.: Педагогика, 1987.
76. Кон Й.С. Ребенок и общество. М., 1983.
77. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика.- 1991.- № 10. с.З -18.
78. Конвенция о правах ребенка (справочные материалы). Сост. Трухачева Т.В.-С-Пб, 1994.-63 с.
79. Кондорсе Ж.А. Доклад об общей организации народного образования // Хрестоматия по истории педагогики: Учеб.пособие / сост.А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1981. - 528 с.
80. Корнетов Г.Б. Мудрость Сократа//Магистр. 1992.- №1 - с.44-48.
81. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТПИМПО, 1993. 135 с.
82. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса.- М.: ИТПИМПО, 1994. 265 с.
83. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. - № 3. - с. 23 - 29.
84. Кошелева О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии // Педагогика. 1996.-№ 3. - с.81 - 87.
85. Кошкина B.C., Расчетина С.А. Региональная программа развития образования,- СПб, 1994.-31 с.
86. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд.группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994,- 567 с.
87. Кривушин JI.T. Проблема государства и общества в домарсистской мысли. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 214 с.
88. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981. -303с.
89. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно европейская философия XVHI века. - М.: Высшая школа, 1986. - 400 с.
90. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988. - 210 с.
91. Куликов М.И. Мир на пороге XXI столетия: Учеб.пособие: НовГУ. -Новгород, 1995. 159 с.
92. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. 298 с.
93. Лаззтова М.Н. Права человека в обучении (педагогический аспект).- М., 1993.-95 с.
94. Лазутова М.Н. История формирования и развития прав личности в сфере образования. Автор. докт.ист.наук. -М., 1993.-42 с.i
95. Лайзанс П. Этика Канта и современность. Рига: Авотс, 1989.- 225 с.
96. Леклерк М. Воспитание и общество в Англии. СПб, 1899. -341 с.
97. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.юо. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. СПб, 1900.-499 с.
98. Локк Джон. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. -СПб, 1892.-77 с.
99. Локк Д. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1960. юз. Локк Дж. Сочинения: В 3-х тт./ Пер. с англ. и лат. -М.: Мысль, 1988.
100. Локк Джон. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. - 315 с.
101. Лурье С.Я. История Греции.- СПб: Изд-во СПУ, 1993. 320 с.
102. Лушников A.M. История педагогики: Учеб.пособие / Екатеринбург, 1994,368 с.
103. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.: Мысль, 1989.-432 с.
104. Меньшиков В.М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Автор. докт.пед.наук,- М.,1996.- 32 с.
105. Меньшиков В.М. К.Д.Ушинский и русская школа. М., 1994. - 96 с. но. Миронов В.Б. Век образования. -М., 1990. - 175 с.ш. Мир философии: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. - ч.1 - 672с., 4.2-624 с.
106. Модзалевский К.Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших времен. 4.2.-СПб, 1877.-346 с.пз. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. М.: Мысль, 1983.-447 с.
107. Монро П. История педагогики: в 2-х частях / Пер.с англ. М., 1911.- 1ч.-325 е., 2 ч.- 372 с.
108. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. М.: Правда, 1989.
109. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 436 с.
110. Музыченко А.Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа // Очерки по истории педагогических учений. М.: Польза, 1911. - с. 146 - 170.lis. Назаров Б.Л. Права человека. Уч.пособие. М., 1994. - 232 с.
111. Натрп П. Философия как основа педагогики. М., 1910. - 106 с.
112. Наторп П. Социальная педагогика. СПб, 1911. — 360 с.
113. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.
114. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека-М.: МП «Новая школа»,1993,-120с
115. Николаева Н.Н. Гуманистическая школа Внтторино да Фелтре // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени // сб.науч.тр. под ред. Салимовой К.И., Безрогова В.Г.- М., 1990. с.48 - 58.
116. Образование средство развития региона : сб.статей под ред. В.М.Егорова,- М.,1994. - 125 с.
117. О человеческом в человеке / под ред. И.Т.Фролова.- М., 1991. 543 с.
118. Очерки по истории педагогики / под ред. Н.А.Константинова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - 754 с.
119. Паульсен Ф. Образование. Пер. с нем. -М., 1900. 41 с.
120. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908.-333 с.
121. Педагогическая энциклопедия в 4-х т., под ред. Каирова И.А. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 столб.
122. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. -М.: Новая школа, 1996.-160 с.
123. Плутарх. Избранные жизнеописания. Минск, 1995. - 543 с.
124. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVDI начала XIX века. - М.: АПН, 1960. - 200 с.
125. Платон. Диалоги. -М., 1986. -437 с.
126. Права человека. История, теория, практика: Учеб.пособие / отв.ред. Б.Л.Назаров. М.: Русслит, 1995. - 300 с.
127. Проблема человека в западной философии М.: Прогресс, 1988.
128. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.
129. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. -М.:Книга, 1991.-437 о.
130. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. -М., 1981. 560 с.
131. Радина К.Д. Методологические основы педагогики // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.П.- СПб: Образование, 1995. — с. 111 —119. .
132. Расчетина С.А. Современная социокультурная ситуация и стандарт образования // Образовательные стандарты. Материалы Международного семинара,- СПб: Образование, 1995,- с. 65 71.
133. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. -ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.- т.1 336 е., т.2 - 368 е., т.З - 736 с.
134. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме Ппол.ХГУ -Ьгол.ХУ в. М, 1977. - 272 с.
135. Ревякина Н.В. Гуманистическая культура Падуи и университет в XV в. // Традиции образования и воспитания в Европе XI -XVII веков. Иваново, 1995.-с.56-67.
136. Рейснер Л.Н. Цивилизации и способ общения. М.: Наука, 1993. - 308 с.
137. Рогозина Г.М. Этнография детства. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.П. СПб: Образование, 1995,- с.65 - 82.
138. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.,1992,- 154 с.
139. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. -М.,1993. 194 с.
140. Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в ХУШ веке, 1715 1789 гг. СПб, 1902. - 340 с.
141. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. -М., 1916.-380 с.
142. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993, т. 1. - 607 с.
143. Руссо Ж.Ж. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1981. 656 с.
144. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969ю - 703 с.
145. Салимова К.И., Безрогов В.Г. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. В 3-х частях. -М.: НЙИОП, 1988.
146. Семеновский Е.К. Сравнение педагогики Локка с педагогиками Аристотеля и Руссо // Вопросы Педагогики, № 1 / Под ред. Боброва Е.А. Варшава, 1912.
147. Силин М.А. Кол Адриан Гельвеций выдающийся французский материалист XVIII века. - М., 1958.-96 с.
148. Соколов П. А. История педагогических систем. СПб, 1913. - 612 с.
149. Социально философские проблемы образования. - М., 1992. - 200 с.
150. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. - № 10. - с. 3 - 18.
151. Сухобская Г.С. Современная гуманистическая психология и школа. Метод, рекомендации. СПб, 1995. - 49 с.
152. Тетерская Т.Н. Европейская художественная культура и проблема гуманизации педагогики. СПб: Знание, 1995. - 103 с.
153. Тойнби А.Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. - 730 с.
154. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. - 264 с.
155. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. — М.,1987. 60 с.
156. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. М„: Наука, 1994. - 720 с.
157. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
158. Фортунатов А.А. Возникновение средневековой школы // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб.науч.тр. Вып I. - М.: Изд. АПН СССР, 1990. - 143 с.
159. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Пер.с нем. М.: Педагогика, 1979. -160 с.
160. Хрестоматия по истории Древней Греции. М.: Мысль, 1964,- 437 с.
161. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.
162. Цели образования и право на образование. Сб.материалов. М.: Мирос, 1993.-90 с.
163. Чанышев А.Н. Аристотель. -М.: Мысль, 1981. 200 с.
164. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. / Сост. П.С.Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
165. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Редкол.: И.Т.Фролов (отв.ред.) и др. М.: Республика, 1995. - 528 с.
166. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
167. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990. - № 6. - с. 132 — 140.
168. Шварцман К.А. и др. Воспитание: новые подходы к вечной теме: философия и этика воспитания. -М.: Луч, 1993. 120 с.
169. Шиянов Б.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону, 1995. - 230 с.
170. Шмидт К. История педагогики, изложенная во всемирно- историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов. Соч. в 4-х т. -М„ 1879-1881.
171. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. -Псков, 1995.-112 с.
172. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987. - 349 с.
173. Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб 1898.-тт. 25, 26, 48.
174. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т.: Пер.с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
175. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII -XIX вв.). СПб, 1996,-163 с.
176. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учеб. Пособие. -М., 1995. 416 с.