Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чибирева, Елена Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чибирева, Елена Михайловна, 1998 год

Введение.

Глава 1 Теоретические и исторические предпосылки создания модели развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

1.1. Разработанность проблемы развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников в психолого-педагогической и искусствоведческой литературе.

1.2. Интеграция педагогической и художественной деятельностей педагогов-художников в истории и практике художественного образования.

1.3. Модель развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

2.1 Содержательная поливариативность учебного материала и выбор педагогической технологии для реализации модели.

2.2. Результаты опытно-экспериментальной проверки модели.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников"

Актуальность исследования. В современной профессиональной педагогике происходит поиск педагогических систем и технологий, способных не только формировать квалифицированного специалиста, профессионала-исполнителя, но и развивать творческую личность студента, направленность его на творческое отношение к своей будущей профессии.

Недирективная педагогика предполагает реализацию принципов сотрудничества, личной заинтересованности обучаемых, совместного выбора целей обучения, стремления к самореализации и самовыражению учащихся в учебном процессе, психотерапевтической ориентации педагога, включения в число когнитивных целей высшего уровня развития способности к творчеству, к выражению своих идей.

Творческое взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе изучалось В.И.Андреевым, А. А. Вербицким, В.И.Загвязинским, В.А.Кан-Каликом, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Н.Д.Никандровым, Н.Ю.Посталюк, Н.М.Яковлевой и др.

Исследователями подготовки студентов педвузов к творческой деятельности отмечена важная особенность обучения педагогике. Она заключается в том, что наряду с овладением наукой студенты осознанно или неосознанно наблюдают и усваивают технологию учебного процесса. Студенты всегда оценивают педагогическую практику своих преподавателей и экстраполируют накопленный опыт на собственную педагогическую деятельность. Этим во многом объясняется формирование догматических установок будущих учителей, их профессионального консерватизма. Если процессы наблюдения, освоения, оценки чужого педагогического опыта происходят стихийно, не рефлексируются в процессе подготовки будущего учителя в педвузе, то экстраполяция технологии преподавания у студентов на свою будущую педагогическую деятельность происходит также стихийно и не поднимается выше нерасчлененной эмоциональной оценки по типу "нравится преподаватель -нравится его технология преподавания", "не нравятся какие-то личностные качества преподавателя, значит, и преподает он плохо".

В то же время подготовка будущих учителей отличается от подготовки специалистов всех других профессий погруженностью студентов в контекст своей профессии. У него изначально есть два мощных источника собственных представлений о ней: вся предшествующая жизнь под руководством педагогов в роли воспитанника и ученика и ежедневная педагогическая практика вузовских преподавателей, на которой студент присутствует также в ученической позиции. У части студентов есть и третий источник, который может дать массу представлений о педагогической деятельности - работа в кружках, студиях, летних лагерях, школах, детских садах во время учебы в институте. Организация творческого осмысления этого опыта, по нашему мнению, может стать действенным стимулом развития творческого отношения к педагогическому труду в процессе обучения в педвузе и основой мотивации педагогического творчества.

Актуальность исследования обусловлена также рядом причин, связанных со спецификой подготовки будущих педагогов-художников. Предмет "изобразительное искусство" в наибольшей степени развивает чувственную сферу ребенка, обращает его к творчеству. Педагог-художник обладает инструментом воздействия, способным пробуждать непосредственно творческие начала в человеке. Однако, исследовательские данные показывают, что в современных условиях далеко не все студенты художественно-графических факультетов хотят быть учителями, не у всех есть установка на педагогическую деятельность (59; 63; 101; 103; 137; 140; 152; 158).

Отрицательное отношение студентов художественно-графических факультетов к педагогической деятельности исследователи объясняют многими причинами. Слабое обеспечение предмета, отсутствие дорогого оборудования, качественных наглядных пособий, инструментов и материалов было традиционно для советской школы. Второстепенность учебного предмета "изобразительное искусство" в школе отталкивает студентов, которые приобретают специальность художника, от педагогической профессии. Восприятие абстрактных категорий педагогики, если она преподается в вузах в традиционной лекционно-семинарской форме, трудно дается студентам, у которых преобладает образное мышление. Кроме того, у студентов при достаточно серьезном отношении к изобразительной деятельности часто отсутствует широкий кругозор в области художественной культуры, искусствознания, истории.

Творческий стиль деятельности как составная часть профессионально-творческой подготовки педагога-художника становится важным качеством учителя, работающего в условиях современных педагогических технологий.

В то же время анализ сложившейся практики подготовки педагога-художника показывает, что развитие творческого стиля деятельности как ин-тегративного качества личности, содержащего в себе соответствующую направленность, целеобразующие особенности, а также умения организовать творческую деятельность учащихся, все еще не стало целью художественно-педагогического образования.

Соответственно не определены содержание, формы, методы и педагогические условия эффективного развития творческого стиля деятельности.

Таким образом, в существующей педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников и отсутствием научного и организационно-методического обеспечения этого процесса. На теоретическом уровне оно отражается в форме педагогической проблемы диссертационного исследования: каковы теоретические и исторические предпосылки, содержание, технология, условия создания и реализации целостной системы развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников?

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить целостную систему развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

Объект исследования - профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов-художников.

Предмет исследования: развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников в процессе их профессионально-педагогической подготовки.

Гипотеза исследования: развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников в процессе их профессиональной подготовки может быть эффективным, если:

• модель развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников представляет собой взаимосвязь цели, результата, творческих процессов учения и преподавания;

• содержательная поливариативность учебного материала, обусловленная ориентацией на. вероятностную психолого-педагогическую провокацию творческого поиска, направлена на интеграцию педагогической и художественной деятельностей; • выбор педагогической технологии способствует организации учебно-воспитательного процесса как творческого, формированию целостной картины предстоящей профессионально-творческой деятельности педагогов-художников.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих взаимообусловленных задач:

1. Определить сущность проблемы развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников в историческом и практическом аспектах.

2. Разработать модель развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

3. Обосновать педагогические условия, необходимые для реализации модели (интеграция художественной и педагогической деятельностей и организация учебно-воспитательного процесса как творческого).

4. Провести опытно-экспериментальную проверку модели развития творческого стиля деятельности в процессе художественно-педагогического образования.

Методологической и теоретической основой исследования являются: общие положения теории деятельности; теория и методика педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров); теория интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки (Л.А.Волович); системно-ролевая теория воспитания личности (Н.М.Таланчук); концепция гуманизации, гуманитаризации и регионализации системы образования (Г.В.Мухаметзянова); системно-деятельностный подход управления инновационной педагогической деятельностью (Р.Х.Шакуров); современные концепции художественного образования (В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов).

В исследовании для решения проблемы применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме диссертационного исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение педагогической документации, метод моделирования, методы экспертных оценок и самооценки, педагогический эксперимент, эвристические методы, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Набережно-Челнинского педагогического института в три этапа:

Первый этап. (1993 - 1994 гг.) - подготовка теоретического обоснования исследования, изучение и анализ литературы по проблеме, определение элементов модели развития творческого стиля деятельности, выявление тем учебных дисциплин, оптимальных для интеграции художественной и педагогической подготовки студентов.

Второй этап (1994 - 19997 гг.) - организация и проведение опытно-экспериментальной проверки модели: типологический отбор контрольных и экспериментальных групп; подбор и отработка диагностических методик, выявление наиболее эффективных методов организации учебно-воспитательного процесса как творческого.

Третий этап (1997 - 1998 гг.) - уточнение разработанной модели, систематизация и обобщение материалов исследования, внедрение в учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете. НГПИ интегративно-модульного курса "История и теория развития художественного образования".

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• определены сущность и основное содержание категории "творческий стиль деятельности будущих педагогов-художников"; на основе сравнительного анализа стереотипного и творческого стилей деятельности педагогов-художников прошлого выделены ролевые позиции студентов в учебно-воспитательном процессе;

• предложена авторская версия целостной системы развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников, реализованная посредством проблемно-модульной технологии;

• теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации модели развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

Практическая значимость исследования заключается в повышении качества профессионально-творческой подготовки будущих педагоговхудожников на основе интеграции художественной и педагогической дея-тельностей. Апробация предложенной нами модели в практике профессиональной подготовки педагога-художника в педвузе доказала ее высокую результативность. В условиях поливариативности содержания и технологий обучения была разработана оригинальная система учебных модулей (на примере курса "История и теория развития художественного образования"), позволяющая творчески осмыслить исторический опыт преподавания и учения педагогов-художников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников, действенность которой обеспечивается взаимосвязью цели, результата, творческих процессов учения и преподавания, средств, условий реализации;

2. Педагогические условия, необходимые для модели развития творческого стиля деятельности будущего педагога-художника: интеграция художественной и педагогической деятельностей; организация учебно-воспитательного процесса как творческого, отвечающего принципам художественно-педагогической драматургии, построенного на проблематизации содержания образования, диалогических отношениях и рефлексивной позиции преподавателей и студентов.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов иг- . ^ следования, результатами экспериментальной работы, подтвержденными статистической обработкой данных.

Апробация работы осуществлялась в ходе экспериментального исследования на художественно-графическом факультете Набережночелнинского государственного педагогического института (1993 - 1998 гг.). Основные результаты и материалы исследования внедрены в образовательный процесс НГПИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 1. Результаты сравнительного педагогического эксперимента позволяют констатировать достоверные позитивные изменения таких личностных параметров участников экспериментального обучения как; уровень самооценки, направленность на взаимные действия, способность к самоуправлению собственной учебной деятельности. Коллективная учебная деятельность обеспечивает высокий рефлексивный уровень регуляции всех этапов художественно-педагогической деятельности (диагностичное целеполагание, прогнозирование, принятие решения к действиям, контроль, коррекция). У студентов экспериментальных групп создается целостная картина будущей профессионально-творческой деятельности, основанная на рефлексивном анализе опыта преподавания, своего и чужого.

2. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников проходит три этапа:

• профессионально-ознакомительный, характеризующийся малоосознанно-стью целей и мотивов развития творческого стиля деятельности, незнанием законов творчества, несформированностью умений творческой деятельности, непониманием взаимосвязей художественной и педагогической деятельности;

• профессионально-исследовательский, для которого характерна поисковая направленность учебной деятельности с осознанным стремлением развития своего творческого стиля деятельности, развивающейся потребностью в диалоговых отношениях с преподавателями и другими студентами, пониманием преимуществ организации процесса обучения искусству по законам художественно-педагогической драматургии;

• профессионально-творческий, основными характеристиками которого являются развитые процессы самоуправления своей учебной деятельностью, рефлексивная активность, умение организовать художественное творчество детей и целостное восприятие ими произведений искусства, умение вступать в диалог со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса, планирование целостной картины будущей профессиональной деятельности.

3. Содержательная поливариативность учебного материала, обусловленная ориентацией на вероятностную психолого-педагогическую провокацию творческого поиска студентов, обеспечивается разработкой и предложением решения учебных задач разного уровня креативности в рамках одной темы: от типовых, алгоритмических до эвристических, творческих. Приоритет формирования эмоционально-ценностных отношений в ряду элементов содержания образования (знаний, умений, опыта творческой деятельности) позволяет направить творческий процесс преподавания на развитие чувственной сферы человека.

4. Проблемно-модульная технология дает возможность организации учебно-воспитательного процесса как творческого, так как обеспечивает проблематизацию содержания образования, реализует механизм обратной связи через диалоговые отношения и рефлексивную позицию студентов и преподавателей, позволяет построить учебно-воспитательный процесс по принципам художественно-педагогической драматургии. Благодаря четкой целевой направленности и относительной самостоятельности каждого учебного модуля проблемно-модульная технология обеспечивает продвижение будущих педагогов-художников от профессионально-ознакомительного уровня развития творческого стиля деятельности к профессионально-исследовательскому и профессионально-творческому. Это движение способствует формированию целостной картины предстоящей профессионально-творческой деятельности будущего педагога-художника.

5. Экспериментальная апробация модели подтвердила необходимость реализации педагогических условий: интеграции педагогической и художественной деятельностей; организации учебно-воспитательного процесса как творческого. Это позволяет студентам осознать диалектическую взаимосвязь педагогического и художественного творчества, преодолеть негативную установку на педагогическую деятельность как менее творческую, чем художественная. Одним из методов реализации данных условий является метод обучения студентов через совместное с преподавателем-исследователем проведение занятий у студентов младших курсов. Качественный и количественный анализ полученных научно-экспериментальных материалов подтвердил гипотезу исследования об эффективности модели развития творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Переосмысление педагогических ценностей, смена субъект-объектной педагогической парадигмы, традиционной императивной педагогики, на субъект-субъектную парадигму, педагогику сотрудничества проецируются на каждого отдельного студента как необходимость предоставления ему возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития.

Проведенное исследование позволило выявить эвристический потенциал категории «творческий стиль деятельности» в профессионально-педагогической подготовке будущего педагога-художника. Творческий стиль деятельности представляет собой достаточно сложное интегративное качество личности, характеризующее целостное единство ее знаний, умений, эмоционально-ценностных отношений и опыта решения творческих задач. Педагогическая система развития творческого стиля деятельности включает моти-вационно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный и критериальный компоненты.

Полученные теоретические и эмпирические результаты исследования особенностей развития творческого стиля деятельности будущего педагога-художника в зависимости от этапа профессионально-творческой подготовки. Как было доказано в ходе диссертационного исследования, разработанная организационно-структурная модель педагогической системы будет эффективной, если в ходе ее реализации в педагогической практике создать определенные педагогические условия: интеграция художественной и педагогической деятельности, организация учебно-воспитательного процесса как творческого.

Проведенное исследование выявило новые проблемные области, которые требуют дальнейшего исследования в связи с усилением тенденции развития творческой личности будущего специалиста: возможности использования студенческих учебно-исследовательских работ в качестве справочных и аналитических источников; необходимость развития творческого стиля деятельности высшей школы как образца технологий преподавания, сравнения в учебно-воспитательном процессе примеров стиля, бесстильности, стилизации в художественном и педагогическом творчестве, а также в их интеграте.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чибирева, Елена Михайловна, Казань

1. Абдуллина ОЛ.Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 142с.

2. Алексеева Т.В. Художники школы А.Г.Венецианова. М.:Искусство, 1982. -419 с.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, Изд-во КГУ, 1988. - 236с.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань, 1996. - 567с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. Казань, 1998. - 319с.

6. Андросов С.О. Андреа Вероккьо, 1435-1488. Л.:Искусство, 1984. - 184с.

7. Андрюхина Л.М. Стиль мышления в структуре научно-познавательной деятельности. //Анализ системы научного познания. Свердловск., Изд-во УрГУ, 1984.- с.64-69.

8. Антология педагогической мысли. В 3-х т. М.: Высш. шк. Т.1, 1988. -446с., Т.2, 1989.-462 с.

9. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение. Алма-Ата: Мектеп, 1980. - 215с.

10. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся средне-специальных учебных заведений средствами ролевой игры. Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Казань, 1994. - 16с.

11. Баженова Л.М. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1982. - 17с.

12. Бакушинский A.B. Иследования и статьи. М.:Советский художник, 1981. -351с.

13. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. - 61с.

14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1987. -61с.

15. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990. - 413с.

16. Бахтин М.М; Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. - 528с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества./Сост.С.Г.Бочаров. -М., 1986. 445с.

18. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманитарного стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учебное пособие по спецкурсу. Самара, 1992. - 104с.

19. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Дис.канд пед.наук. Тюмень, 1990. -191с.

20. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 176с.

21. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. - 304с.

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190с.

23. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 421с.

24. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200с.

25. Борев Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1988. - 496с.

26. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 1981.-43с.

27. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя //Советская педагогика. 1989.-8.- с.21-30.

28. Бродский И.А. Репин-педагог. -М., 1960. 128с.

29. Бружукова Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству. Дис.канд.пед.наук. Грозный, 1993. -185с.

30. Ванслов В.В.Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 439с.

31. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. М.-Л., 1930, - 290с.

32. Вербицкий A.A. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. - 202с.

33. Взаимодействие искусств в современном художественном процессе: Сб. по уч.-метод.вопр. /Акад. художеств СССР. Л., 1988 - 81с.

34. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Уч.пособие. Казань, 1992. - 108с.

35. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. -283с.

36. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Спб, 1992. -319с.

37. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.1. Спб, 1995. - 672 с., илл.

38. Волков Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -М., 1988. 239с.

39. Волков И.Ф.Творческие методы и художественные системы. М., 1989. -253с.

40. Волков Н.Н.Восприятие произведений живописи и скульптуры. в кн. : Художественное восприятие. - Д., 1971.-е. 280-307.

41. Волович Л.А. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в республике Татарстан. Казань, 1995. - 36с.

42. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань, 1997. - 104с.

43. Галеев Б.М.Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. -64с.

44. Гарифуллина М.М.Дидактические словия формирования культуры учебной деятельности студентов. Дисс.канд.пед.наук. Казань, 1987. - 180с.

45. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4т. М., 1968, т.1. - 312с.

46. Гершунский Б.С. Методологические проблемы прогнозирования содержания профессионального обучения. Автореф. дис.док.пед.наук. Казань, 1980. -42с.

47. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. (Кризис образования России на пороге 21 века). Челябинск, 1993. - 240 с.

48. Гильманов С.А.Интуиция в профессиональной деятельности учителя. -Дис. канд.пед.наук. Тюмень, 1990. - 193с.

49. Гинзбург И.В. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.-Л., 1940. -204с.

50. Гончаренко Н.В.Гений в искусстве и науке. М.:Искусство, 1991. - 432с.

51. Гросул Н.В. Педагогическое обоснование вопросов формирования замысла в работе с детьми. в сб. Искусство и образование. - Ижевск, Изд-вд УдГУ, 1995. - с.30-41.

52. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства типы, меанизмы, эффективность. - В кн.: Вопросы социологии искусства. -М., 1979.- 140с.

53. Даль В.И. Толковый словарь. Т.4. М.,1955.

54. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. - 223с.

55. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М.: Изд-вл Акад.художеств СССР, 1960. - 282с.

56. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. - 172с.

57. Джоан С. Биография педагогов прошлого как способ познания предмета. //История педагогики как учебный предмет. /Под ред. К.И.Салимовой. - М.: Роспедагентство, 1996.- 230 е., с. 132-140.

58. Дырин С.П. Подготовка будущих специалистов по управлению персоналом. Набережные Челны, 1997. -156с.

59. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Л.-М.: Искусство, 1957. Т.1 -227с., Т.2 - 254с.

60. Елекоев М.Л. Педагогические идеи художников. Дисс.канд пед.наук. -Спб, 1992. 182с.

61. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1981. - 160с.

62. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. - 80с.

63. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 161с.

64. Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Дис.канд пед.наук Казань, 1994. - 188с.

65. Ибрагимов Г.И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. Казань, 1997. - 60с.

66. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. -Самара, 1994. 227с.

67. Изобразительное искусство в средней школе: Материалы эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1 -X классах общеобразовательной школы СССР. Вып. 1/1972 1980. /Под ред. Б.П.Юсова; НИИ ХВ АПН СССР. М., 1972. - 141с.

68. Изобразительное искусство: Экспериментальная программа для 1-Х классов общеобразовательной школы СССР: Материалы к проведению эксперимента /НИИ ХВ АПН СССР. Вып. 2 М., 1972. - 158с.

69. Изобразительное искусство: Типовая программа для 1 -6 классов. Проект /Под ред. Б.П.Юсова. М., 1976. - 102с.

70. Изобразительное искусство: кспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями 1-7 классы, 8-й класс (факультативный курс) /Под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 1988. - 137с.

71. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. /Под ред. Л.А.Воловича. Казань, 1996. - 116с.

72. Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. /Под ред. Н.А.Половниковой. Казань, 1988. - 223с.

73. Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988.-351с.

74. История педагогики как учебный предмет. /Под ред. К.И.Салимовой. -М: Роспедагентство, 1996. 232с.

75. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990. - 144с.

76. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976. 188с.

77. Кирсанов A.A., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся. Казань, 1995. - 165с.

78. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, Изд-во КГУ, 1969. - 278с.

79. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990. - 68с.

80. Краевский В.В. Моделирование в исследовании по педагогике. М.: Педагогика, 1988. - 134с.

81. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. - 165с.

82. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.:Высшая школа, 1990. 140с.

83. Крымский С.Б., Парахонский Б.А. Понятце метода и стиля теоретического мышления // Методологические проблемы развития материалистической диалектики, вып. 9. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - с.41-50.

84. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972. - 270с.

85. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование. Дис.канд.пед.наук, Нижний Новгород, 1992. - 179с.

86. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность* талант учителя. Д., 1985. -32с.

87. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. Вопросы психологии, 1986, №2. - с.56- 60.

88. Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980.- 334с.

89. Лайдмяэ В.И. Изобразительное искусство и его зритель, Таллин, 1976. -133с.

90. Левченко O.A. Педагогические условия художественно-творческого развития личности учащихся в школе художественно-музыкального профиля. Автореф. М., 1995. - 16с.

91. Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989.

92. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191с.

93. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. - 186с.

94. Лисовский В.Г.Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982. - 224с.

95. Лиханов Б.Т. Драматическая педагогика. М.: Педагогика, 1983. - 114с.

96. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144с.

97. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126с.

98. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. - 184с.

99. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993. - 192с. ЮО.Мастера искусств об искусстве. В 7 т. - М.: Искусство, 1965 -1970. Ю1.Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань,1972.-551с.

100. Ю2.Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., ЧошановМ.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. - 72с., илл. ЮЗ.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., Знание, 1981.-96с.

101. Мелик-Пашаев A.A. "Праздничный день" или "Страшный праздник"? (К проблеме понимания авторского замысла) /Искусство в школе, 1993, №6. -с. 19-27.

102. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М., Педагогика, 1986. 256с.

103. Юб.Методика комплексного эксперимента по исследованию взаимосвязи общего и профессионального образования в процессе обучения в средних ПТУ /Под ред. А.А.Кирсанова. М., 1988. - 173с.

104. Ю7.Мозг, образование, общество. /Под ред. А.М.Мустафина. Казань, 1998. -58с.

105. Ю8.Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М: Просвещение, 1991.-416с.

106. Морева O.JI., Юрина Г.В. Изобразительное искусство и художественная культура. /Сб. Искусство и образование . - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1995. -с.84-90.

107. Ю.Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. - 224с.

108. Ш.Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань, 1996. - 328с.

109. Мухаметзянова Г.В., Карева H.H. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань, 1991. - 183 с.

110. ПЗ.Мухаметзянова Г.В., Масленникова В.Ш., Ширшов В.П. Теория и практика подготовки выпускников ССУЗ к социокультурной и социопедаго-гической деятельности в регионе. Казань, 1996. - 112 с.

111. М.Научно-технический пргресс. Словарь. М., 1987.

112. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. Педагогика, 1996, №3. -с. 19-24.

113. Неменский Б.М. Культура. Искусство. Образование. М, 1993. - 80с.

114. Ш.Нечаев H.H. Моделирование и творчество //Психолого- педагогическиепроблемы проектирования подготовки в высшей школе. М.: Знание, 1987. - 90с.

115. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М., 1996. - 112с.119.0сипов П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащися средней профессиональной школы. Автореф. дис.док.пед.наук. -Казань, 1993. -34с.

116. Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996. - 603с.

117. Педагогика искусства и школа. Сб.ст. М.: Сов.художник,1982. - 292с.

118. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Учеб.пособие к спецкурсу. Казань: Изд-во КГПИ, 1982. - 76с.

119. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. - с. 3-26.

120. Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Ка-зань:Изд-во ЮГУ, 1990. - 225с.

121. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов. Дис.док.пед.наук. Казань, 1993. - 225с.

122. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань: Изд-во ЮГУ, 1989. 204с.

123. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Рядянска школа, 1988. - 190с.

124. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / под ред. К.М.Гуревича. М.:Педагогика, 1981. - 232с.

125. Психологические и психофизические особенности студентов. Казань, ЮГУ, 1977. - 296с.

126. ЗО.Психология процессов художественного творчества. Сб.ст. Л.: Наука, 1980. - 285с.

127. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная) / под ред. Я.А.Пономарева. М.:Наука, 1990. - 224с/

128. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспекти-вы//Науч.ред. В.Рахманин. Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991. - 159с.

129. Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности /Сб.науч.трудов НИИ пробл.ВШ, Редкол. Л.И.Коханович. М.:НИИ ВШ, 1990. - 183с.

130. Рафф С.Е. Педагогическое взаимодействие как объект диагностики и коррекции. Дис.канд.пед.наук. Казань, 1994. - 256с.

131. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя. Пятигорск, 1990. - 116с.

132. Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей. Сб. науч.трудов. /Под ред. В.И.Загвязинского, М.М.Поташника и др. Тюмень , 1988. - 96с.

133. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, Изд-во БГУ, 1977. - 312с.

134. Роль искусства в развитии способностей школьников, /под ред. Е.К.Чухман, М., Педагогика, 1985. - 144с.

135. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов обучения рисованию. -М.гПросвещение, 1983. 289с.

136. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика. Уч. пособие. Ижевск, Изд-во УдГУ, 1992. - 312 с.

137. Салимова К.И. Некоторые общетеоретические подходы к определению предмета и содержания истории педагогики. В сб: Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. - М., 1986. - с. 5-20.

138. Саттарова Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя. Дис.канд. пед. наук. Казань, 1996. - 180с.

139. Сафина З.Р. Формирование у будущего учителя готовности к инновационной дидактической деятельности. Автореф. дис.канд .пед.наук. Уфа, 1997. -18с.

140. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М., 1989. 224с.

141. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. - 272с.

142. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. МЛ 987. - 176с.

143. Соколов В.Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении. Дис.канд.пед.наук. Волгоград, 1997.- 42с.

144. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект Пресс, 1995. - 225с.

145. Ступин Л.Ф. Эвристическая программа накопления информации о формировании профессионально значимых качеств у будущих учителей. Кострома, 1989. - 17с.

146. Стиль жизни личности: Теория и методологические проблемы. Киев, Наукова думка, 1982. - 218с.

147. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М., Политиздат, 1985. -415с.

148. Студент на пороге 21 века. М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1990. -149с.

149. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М, 1991. - 183с.

150. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус. Казань, 1993. - 107с.

151. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. Д., 1978/.

152. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

153. Философский словарь. М., 1987. - 590с.

154. Фомина H.H. Урок искусства в начальной школе и художественная культура.-М, 1991.-92с.

155. Фомина H.H. Детский рисунок как феномен художественной культуры. -в сб. Искусство и образование. Ижевск, Изд-вл УдГУ, 1995. - с. 15 -18.

156. Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвуз.сб. на-уч.трудов. Казань, 1989. - 144с.

157. Хафизова Д.А.Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности. Дис.канд.пед.наук. Казань, 1990. - 254с.

158. Черепанов B.C. Экспертные методы в педагогике. Учеб.пособие. Пермь, ПГПИ, 1988. - 84с.

159. Черничкина Е.К.Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности. Дис.канд.пед.наук. М., 1992. - 232с.

160. Чухман Е.К. Динамика художественного развития школьника в процессе изобразительно-творческой деятельности. в сб. Роль искусства в развитии способностей школьников /под ред. Е.К.Чухман. - М.-Педагогика, 1985. - с.57-85.

161. Шабалина O.A. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению. Дис.канд.пед.наук. - М., 1994. - 165с.

162. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. -М.: Изд-во Магистр, 1995.- 240с.

163. Шакуров Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ. Часть 1 .Мотивирующее управление. Казань, Изд-во ИССО РАО, 1996. - 56с.

164. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. -М.¡Просвещение, 1969. 271с.

165. Щетинин Г. Школа Филонова. Наше наследие, 1989, №6. - с.32-38.

166. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 303с.

167. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. - 192с.

168. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческому решению воспитательных задач. Челябинск, 1991. - 220с.

169. Юцявичене Н.М. Создание модульных программ // Советская педагогика. 1990. - 2.-С.28.

170. Karegianes M.L., Pascarella Е.Т., Pflaum S.W. The effects of peer editing on the writingproficiency of the low-achieving tenth grade students // J/Edicat. Res. 1980. V. 73 (4). P.203—207.

171. Kelley H.H., Thibaut J. Group problem solving // Handbook of Social Psychology. V. 4. N.Y., 1980.i

172. Selman R.S., Liberman M. Moral edication in the primary grades: An evaluation of a de- j velopmental curriculum // J.Edicat. Psychol. 1980. V. 67(5). P. 712—716.

173. Smith C.C. Partner learning: Peer tutoring can help individualization // Edicat, Leadership. 1977. V. 34. P. 361—363.

174. Модель педагогической системы развития творческого стиля деятельности

175. Содержание художественного образования (поливариативность учебного материала)

176. Цель развитие ТСД будущих педагогов-художников

177. Творческий про ц есс преподавания на ХГФ

178. Методы обучения и воспитания методические подходы, активные метода обучения)

179. Средства обучения и воспитания (традиционные иновацион. (ВЗ, интернет, собств. УИД)

180. Организационные формы (урок-образ, худ.-лед. драматургия, занятия с младшим курсом)обратная связь через диалог, рефлексию

181. КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1. Уважаемый коллега!

182. С помощью этой анкеты изучаются творческие способности личности, ваши наиболее сильные и слабые качества. Все это важно узнать и вам для того, чтобы более целенаправленно и осмысленно развивать положительные качества и преодолевать свои недостатки.

183. Помните! Чем более объективны и искренне будут ответы, тем более ценные сведения вы получите о себе.

184. В анкете использована 9-балльная шкала. Поэтому, вначале выбрав оценку какого-либо качества, например, в 7-8 баллов, вы должны остановить свой окончательный выбор только на одной оценке, например, 7 баллов. Эта оценка затем переносится в "Карту".

185. В анкете используется относительная оценка соответствующего качества, т.е. она относительна для самого способного и самого неспособного студента группы.1. Общие сведения.1. Дата заполнения2. Ф.И.О.3. Пол4. Возраст5. Курсгруппа

186. Состояние здоровья 1 23456789

187. Социально-бытовые условия 1 23456789

188. Образование родителей: матери; отца 123456789

189. Творческие достижения родителей 123456789

190. Творческие достижения лиц ближайшего окружения: а).брата или сестры; б).друга или подруги123456789

191. Мотивационно-творческая активность и направленность личности

192. Любознательность 123456789

193. Увлеченность, эмоциональность 1 23 456789

194. Стремление к творческим достижениям 1 23456789

195. Стремление к лидерству 123456789

196. Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны преподавателя 123456789

197. Чувство долга и ответственности 123456789

198. Личная значимость творческой деятельности 123456789

199. Стремление к самообразованию, к самовоспитанию творческих способностей 123456789

200. Интеллектуально-логические способности

201. Анализировать, сравнивать 1 234567 8 9

202. Выделять главное, основное 123456789 21 .Описыватьявления, процессы 1 23456789 22.Давать определения 123456789 23.0бъяснять 123456789

203. Доказывать, обосновывать 123456789

204. Систематизировать, классифицировать 123456789 Интеллектуально-эвристические способности

205. Генерировать идеи 123456789

206. Фантазия, воображение 123456789

207. Способность к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций 123456789

208. Видение противоречий, проблем 123456789

209. Перенос знаний, умений в новые ситуации 123456789

210. Способность отказаться от навязчивойидеи, преодолеть инерцию мышления 1 23456789

211. Независимость суждений 123456789

212. Критичность мышления, способностьк оценочным суждениям 123456789

213. Способность к самоанализу, рефлексии 1 23456789

214. Сообразительность, оперативность памяти 123456789 Мировоззренческие свойства личности, способствующие успешноститворческой деятельности

215. Убежденность личности в социальной значимости творческой деятельности в данной области 123456789

216. Способность отстаивать свои творческие позиции 123456789

217. Способность личности к овладению методологией творческого процесса и ее эффективному применению в творческой деятельности 123456789

218. Демократический стиль руководства творческой деятельностью 123456789

219. Нравственные свойства личности 41 .Честность, правдивость 123456789

220. Нетерпимость к недостаткам 123456789

221. Скромность, эмпатия 123456789

222. Смелость, мужество 123456789

223. Решительность, уверенность в свои силах 123456789 Способности личности к самоуправлению в творческой деятельности

224. Целеустремленность 123456789

225. Способность к планированию и рациональному использованию времени 12345678 9

226. Самооценка творческих способностей и достижений 123456789

227. Способность к самоорганизации, мобилизации 12345678950.Самоконтроль 123456789

228. Способность к коррекции, перестройке деятельности 1 23456789

229. Способность к доведению до конца 123456789 Коммуникативно-творческие способности

230. Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других 123456789

231. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности 123456789

232. Способность организовать творческую деятельность других 123456789

233. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии 123456789

234. Способность избежать конфликтов в процессе творческой деятельности либо успешно их разрешить 123456789

235. Способность к импровизации 123456789

236. Эстетические свойства личности, способствующие успешности творческой деятельности, художественный вкус

237. Стремление и способность личности достигать гармонии, простоты и красоты процесса в результате творческой деятельности 1 23456789

238. Стремление и способности личности достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений в процессе коллективной творческой деятельности 123456789

239. Способность ориентироваться в творческой манере художника 123456789

240. Умение познавать произведения искусства как целостность, воспринимать его образную природу в единстве формыи содержания 1 2 345678 9

241. Умение анализировать произведение искусства, определять его пафос, соответствие сюжета и выразительныхсредств 12345678 9

242. Умение анализировать проявления стиля, бесстильности, стилизации в произведениях искусства, в т.ч. своих собственных 1 23456789

243. Сформированность ценностных ориентаций в области изобразительного искусства 123456789

244. Способности к художественному творчеству

245. Способность к созданию художественного образа, умение разрабатывать замысел и сюжет оригинальной композиции 12345678967.0бладание собственным стилем художественной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 89

246. Способность к передаче в рисунке, картине, скульптуре, определенного настроения, атмосферы 1 23456789

247. Умение оперировать различными техниками для решения оригинальных композиционных задач 123456789

248. Индивидуальные особенности личности

249. Темп творческой деятельности личности 1 23456789

250. Анкета для преподавателей «Творческий стиль художественно-педагогической деятельности»1. Назовите• преподаваемую Вами дисциплину .• стаж работы в вузе• послевузовскую подготовку (обучение в аспирантуре, курсы повышения квалификации, др.);

251. Знакомы ли Вы с современными технологиями преподавания в профессиональной школе? (Если "да", то с какими?)

252. Знаете ли Вы технологию проблематизации содержания своего курса? (Если «да», то используете ли в практике преподавания?)

253. Принимаете ли Вы диалог как основу учебного взаимодействия со студентами? (Если «да», то в каких организационных формах реализуете диалоговые отношения?)

254. Считаете ли Вы рефлексивную позицию студентов и преподавателей необходимой для осознанного обучения в вузе? (Если «да», то в каких формах Вы организуете рефлексию)

255. Считаете ли Вы, что художественно-педагогическое образование должно опираться на законы искусства? (Если «да», то знакомы ли Вы с проектированием УВП на ХГФ по принципам художественно-педагогической драматургии)

256. Версии интеграции художественной и педагогической подготовки на ХГФ

257. Версии интеграции Курс Художественные Педагогическиедисциплины дисциплины

258. Упоминание и взаимные ссылки в отдельных Рисунок Введение в специальностьпредметах и на отдельных учебных занятиях 1 курс Живопись Общая психология

259. Суммативное сочетание учебного материала на Курсовая работа по методике Педагогическая практикауровне межпредметных и межцикловых связей 3 курс преподавания ИЗО1. История искусств4 курс Музейная практика

260. Содержание оригинального интегрального учебного История и теория развитиякурса 2,3 курс художественного образования;спецкурс Художественно-педагогическая культурататарского народа

261. Интегративное преподавание всего обучения на

262. ХГФ на основе нового типа интегративных учебных всепредметов на проблемно-модульной основе курсы

263. Проблемные модули курса "История и теория развития художественного образования"этапс>

264. Модули "Истории и теории развития художественного образования"1.этап 4 семестр: 18 лекций, 16 семинаров, зачет1. этап 5 семестр: 20 лекций, 18 семинаров, курсовая работа

265. I этап 6 семестр: 14 лекций, 12 семинаров, экзаменмодуля Тема модуля лекции семинары

266. М1 Предмет, цели и задачи изучения "Истории и теории развития художественного образования" 2ч 2ч

267. М2 Канонические принципы художественного образования Древнего Египта, Древней Греции, средневековых художественных школ 2ч 4ч

268. МЗ Изобразительная грамота эпохи Возрождения 2ч 2ч

269. М4 Становление академической системы художественного образования в 17-19 вв 6 ч 4 ч

270. М5 Реформаторская художественная педагогика рубежа 19-20 вв 2ч 2ч

271. Мб Современные зарубежные концепции художественного образования 2ч 2ч

272. М7 Развитие художественной педагогики в России 10-17 вв 2ч 2ч

273. М8 Роль Академии художеств в становлении и развитии художественного образования в России. 2ч 2ч

274. М8а Русская художественная школа в 18 в. 2ч 2ч

275. М8б Русская художественная школа первой половины 19 в 4 ч 4 ч

276. М8в Русская художественная школа второй половины 19 в 4 ч 4 ч

277. М9 Педагогические системы российского художественного образования рубежа 19-20 вв 2ч 2чмю Советский период художественного образования (1917 1960 гг) 4ч 2чми Сравнительный анализ современных концепций художественного образования 4ч 2ч

278. М11а Особенности проблемного обучения изобразительному искусству 4ч 4ч

279. М12 Детский рисунок как произведение искусства 4ч 4ч

280. М13 Художественно-педагогическое моделирование процесса обучения изобразительному искусству 2ч 2ч